Религия Марокко
Государственная религия Марокко — ислам суннитского толка, который исповедуют 99% населения. Как известно, в суннитском исламе существуют 4 основные школы шариатского права: ханафитский, шафиитский, ханбалитский, маликитский. Именно последняя и является доминирующей в Марокко. Король Марокко Мухаммед VI называет себя прямым потомком Пророка и носит титул Предводителя правоверных, совмещая тем самым светскую и религиозную власть в одном лице. Правящей партией в Марокко на сегодняшний день является исламистская Партия справедливости и развития.
Мусульмане видят свою религию как последнюю и самую совершенную в цепочке трех «книжных» монотеистических религий, первыми в которой являются иудаизм и христанство. Христиане и иудеи признаются мусульманами как «люди книги», а многие пророки из Ветхого и Нового завета с уважением упоминаются в Коране, священной книге мусульман, под арабскими именами (Авраам=Ибрагим, Моисей=Муса, Иисус=Иса, и т.д.).
5 столпов ислама
Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин должен опираться в своей жизни и поклонении Богу на 5 столпов:
1) признание единобожия и того что Мухаммад — пророк Аллаха
2) совершение ежедневной пятикратной молитвы
3) совершение обязательного пожертвования бедным
4) соблюдение поста в течение месяца Рамадан (от которого освобождаются старики, больные и беременные женщины)
5) совершение паломничества в Мекку хотя бы однажды в жизни (при наличии средств и возможности)
Каждый путешественник в Марокко заметит, что далеко не все эти (и многочисленные более мелкие) предписания ислама соблюдаются местными жителями. Марокканское общество не является строго консервативным и религиозным, и жизнь здесь не замирает во время молитвы, как, например, в Саудовской Аравии. При этом как бы легко большинство марокканцев не относилось к своей религии (нарушение ее запретов списывается на «слабость человеческой натуры», а соблюдение всех предписаний оставляется «на старость» или на «после женитьбы»), пост во время Рамадана соблюдают практически все, следуя скорее культурному обычаю, чем религиозному чувству. Помощь нуждающимся также является важной частью марокканской культуры. Говорят даже, что нищие в Марокко не голодают, потому что всегда могут рассчитывать пусть на небольшую, но помощь ближних. Раз в год, во время Рамадана, состоятельные мусульмане обязаны отчислять в пользу бедных закят — налог в размере 2,5 % от накопленного богатства. Кроме этого, поощряется раздача добровольной милостыни — садака. Обычай раздавать милостыню и помогать ближним является одной из прекрасных черт марокканской и мусульманской культуры в целом.
Где бы Вы не находились в Марокко, Вы обязательно 5 раз в день будете слышать азан — призыв на молитву, первый из которых раздается еще до восхода солнца. Несмотря на то, что большинство марокканцев молитву совершает только по пятницам или праздникам, можно увидеть немало и таких людей, которые забросив все приступают к совершению молитвы прямо посреди шумной оживленной улицы. В пятничный полдень жизнь в Марокко практически замирает на несколько часов: после длинной молитвы в мечети люди собираются с семьями, коллегами и друзьями дома, на рабочем месте, в ресторане или прямо на улице, чтобы пообедать традиционным марокканским блюдом — кускус.
Мусульманские праздники в Марокко
В основу мусульманского календаря положен лунный год, поэтому даты мусульманских праздников сдвигаются ежегодно на 10-11 дней. Все мусульманские праздники официально начинаются после захода солнца в день, предшествующий календарной дате праздника.
Во всем мусульманском мире существуют только два основных праздника:
Аид-аль-фитр (араб. «прадник разговения»), называемый также в Марокко аид-ас-сегыр (араб. «маленький праздник») — праздник окончания поста, отмечаемый в первый день после Рамадана. В этот день все марокканцы надевают новые нарядные одежды, идут на праздничную молитву в мечеть, готовят богатое угощение и навещают родственников и друзей. Во время праздника закрываются на несколько дней все государственные и частные учреждения, многие люди берут дополнительные выходные, чтобы воссоединиться со своими семьями в других городах.
Аид-адь-адха (араб. «праздник жертвоприношения»), называемый также в Марокко аид-аль-кебир (араб. «большой праздник») — крупнейший мусульманский праздник во всем мире, который отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджа (приблизительно через 2 месяца и 1 неделю после окончания Рамадана). В этот месяц мусульмане традиционно совершают хадж — паломничество в Мекку, кульминацией которого является церемония жертвоприношения. Значение этого праздника для мусульман можно сравнить с Рождеством или Пасхой для христиан. Это время единения с семьей, во время которого отдают дань вековым традициям. Так же как и во время «маленького аида» (и даже в большей степени), в это время жизнь в стране практически парализуется. Закрываются на несколько дней все учреждения (а многие лавки и кафе закрываются на недельные каникулы в связи с тем что их владельцы уезжают навестить свои семьи в других городах). Религиозное значение праздника заключается в поминании жертвы, принесенной Господу пророком Ибрагимом (библейским Авраамом), который положил на алтарь и готов был заклать собственного сына в доказательство своей преданности и любви к Богу. Согласно предписаниям ислама, каждая мусульманская семья, обладающая достаточными средствами, должна в этот праздник принести в жертву барашка, теленка или верблюда. Мясо принесенного в жертву животного делится на 3 части: одну часть семья оставляет себе, вторую раздает родственникам, третью — бедным людям. Именно в этом акте единения и дарения состоит морально-этическое значение праздника.
Подготовка к празднику напоминает подготовку к Рождеству в христианских странах, только роль елки — обязательного атрибута праздника — играет барашек. За 1-2 недели до начала начала праздника повсюду в городе открываются «бараньи базары». Отовсюду доносится блеянье и специфический запах. Несмотря на то, что заклание барашка можно целиком доверить мяснику на бойне, марокканцы, в целях соблюдения чистоты обряда и традиций, предпочитают закалывать барашка собственными руками и в собственном доме, будь он в деревне или в большом городе. В городских условиях купленных барашков затаскивают на балконы или на общественные крыши домов, где им оборудуют импровизированные загоны с навесом, сеном и водой. Транспортировка барашка с рынка в квартиру требует особой смекалки и находчивости. Связанных животных сажают в машины, телеги и даже привязывают к своей спине и перевозят на мотоцикле. Стоимость барашка в период праздника возрастает до небес, а его покупка является серьезным ударом по семейному бюджету. «Купил ли ты барашка и почем?» является основной темой любого разговора марокканцев в этот период. Стоимость одного животного составляет около 200-300 Евро, что для многих является месячным бюджетом на существование.
В канун праздника на улице царит довольно зловещая для иностранца атмосфера. В старом городе можно увидеть, как мясники затачивают свои огромные ножи на вращающемся каменном круге и продают крюки для подвешивания туш. Повсюду раздается жалобное блеяние чувствующих скорую смерть баранов.
Для многих туристов оказаться в Марокко в эти дни — это значит испытать настоящий культурный шок. В день праздника марокканцы с утра пораньше отправляются в мечеть на праздничную молитву, а по возвращении домой приступают к процедуре жертвоприношения. Ритуал совершает мужчина-глава семьи (как правило, отец или старший из сыновей). В соответствии с мусульманскими правилами умерщвления животных, предназначенных в пищу, барашка связывают и перерезают ему горло острым ножом, предварительно произнеся трехкратное «Бисмилля» («во имя Господа»). Для разделки туши часто приглашают профессионального мясника, поскольку не все обладают необходимыми навыками для выполнения этой непростой задачи. Голову и шкуру животного, как правило, выбрасывают, а все остальное (включая почки, печень, желудок, мозг и яйца) съедают без остатка!
В день жертвоприношения улицы городов абсолютно пустынны, закрыты все магазины, кафе и рестораны. Можно только увидеть телеги, собирающие выброшенные бараньи шкуры и головы. Прогуливаться по городу в это время небезопасно, потому что можно легко стать жертвой уличного грабежа.
Примерно к полудню повсюду начинают разносится в воздухе аппетитные ароматы. Поскольку мясо только что заколотого животного должно отвисеться как минимум сутки, чтобы из него вытекла вся кровь, традиционным блюдом первого дня большого аида являются шашлычки из печени и других внутренностей (печень в Марокко является деликатесом и стоит гораздо дороже мяса). С улицы и из домов буквально в считанные часы исчезают следы кровавой бойни, которая уступает место атмосфере всеобщего праздника и пира. Не удивляйтесь, если какой-нибудь марокканец, с которым Вы случайно познакомились накануне (лавочник, водитель такси, официант…) пригласит Вас к себе в дом в этот день, чтобы с гордостью продемонстрировать свои традиции и гостеприимство. От такого приглашения нельзя отказываться!
Последующие 1-2 дня праздника — время нанесения визитов родственникам, друзьям и знакомым. Туристы, не являющиеся участниками этого всеобщего веселья, могут чувствовать себя в это время тоскливо.
Помимо этих основных двух мусульманских праздников в Марокко еще отмечаются Аид-аль-Мулюд и Ашура.
Аид-аль-мулюд — день рождения Пророка — также является государственным праздником и выходным днем в Марокко и отмечается примерно через 3 месяца после большого аида. В этот день ничего особенного не происходит, кроме праздничной молитвы в мечети.
Ашура — праздник, отмечаемый в 10-й день месяца мухаррам по мусульманскому календарю, знаменует собой день, в который был убит Али, зять пророка Мухаммеда. Этот праздник (или скорее день траура) широко отмечается в шиитских странах, в Марокко же он не является официальным выходным днем и отмечается в народе как день детей, которые получают подарки и фотографируются в импровизированных ателье в красивых национальных одеждах.Ключевые события в жизни марокканцев также отмечаются в соответствии с мусульманскими обрядами: рождение, обрезание у мальчиков, помолвка и свадьба, похороны. Интересно, что действующий семейный кодекс Марокко сочетает в себе шариатские принципы с «западными». Так, например, многоженство разрешено, но только с разрешения первой жены и наличия серьезных причин, которые делают его практически невозможным.
Мечеть
Мечеть — культовое сооружение мусульман, всегда являлась центром не только религиозной, но и социальной жизни. Вокруг мечети сосредоточена жизнь каждого жилого квартала: магазины, рынки, кафе, хаммамы. Сама мечеть является помимо этого еще и школой и центром благотворительности.
Мечети в Марокко имеют свои особенности. С архитектурной точки зрения, марокканским (или североафриканским в целом) мечетям свойственно иметь только один минарет, причем он всегда прямоугольной формы, в то время как в других странах исламского мира встречаются мечети с двумя, четырьмя и шестью минаретами (в Большой мечети Мекки семь минаретов!), которые могут иметь разную форму и декор. В Марокко минареты декорируются резьбой и арками, а верх минарета венчают зубцы. Для архитектуры всех мечетей свойственно наличие михраба (богато украшенной полукруглой ниши) в передней стене, который указывает молящимся направление на Мекку. Для женщин в мечети оборудуется отдельный зал на втором этаже или часть зала на первом, отделенная перегородкой. В исламе женщинам рекомендуется совершать молитву дома, в то время как для мужчин посещение мечети является обязательным, поэтому зал для женщин всегда меньше по размеру, чем мужской. Поскольку в исламе запрещено изображение живых существ, мечети декорируются каллиграфическими надписями из Корана, хитроумными геометрическими узорами-арабесками и цветочными мотивами. Во всех крупных мечетях Марокко, предназначенных для совершения пятничных и праздничных молитв, имеется прямоугольный внутренний дворик с фонтаном для омовения посередине.
В Марокко не-мусульманам запрещено входить в мечети. Этот запрет был введен маршалом Лиоте во времена французского протектората для разграничения мусульман и немусульман и так и действует по сей день. Однако в исламе никогда не существовало категоричного запрета на посещение мечети немусульманами. Предания свидетельствуют о том, что сам Пророк позволял немусульманам входить в мечеть, чтобы привлечь их к своей вере. Сегодня большинство мусульманских ученых (кроме господствующей в Марокко маликитской школы) сходятся в том, что немусульманам можно посещать мечеть с позволения мусульман и при условии соблюдения ими уважительного отношения к месту поклонения. Интересно, что в одну мечеть страны — Мечеть Хасана Второго в Касабланке вход не-мусульманам все-таки разрешен, но только за деньги и в сопровождении экскурсовода.
Суфизм и народный ислам в Марокко
Практически на каждой территории, куда пришел ислам, он приобрел местные черты, смешиваясь с традиционными верованиями и обычаями. В Марокко эти местные черты особенно проявляются в культе святых (запрещенного официальным исламом, который считает достойным поклонения только одного Бога), суевериях и магических ритуалах.
Путешествуя по стране, Вы наверняка обратите внимание на небольшие белые строения кубической формы с куполобразной крышей, которые можно встретить за городом или в старой медине. Это могилы святых, к которым в Марокко принято совершать паломничество, чтобы просить у них покровительства и исцеления. Вокруг мавзолеев святых в разных регионах страны ежегодно устраиваются муссемы — фестивали в их честь, с разнообразными и порою весьма экзотическими обрядами.
В Марокко чрезвычайно сильна вера в джиннов (существующих параллельно человеческому миру духовных существ, согласно Корану), сглаз, черную и белую магию. Именно поэтому посещение целителей и колдуний, проведение ритуалов по изгнанию или задабриванию джиннов, наложение или снятие порчи являются неотъемлемой частью жизни марокканцев. Для обслуживания этой индустрии черной и белой магии возникла даже целая отрасль по снабжению ее магическими ингредиентами. Некоторые из них, как например, травы и коренья, сушеные лапки хамелеона, зубы диких животных можно увидеть в столь любимых туристами «берберских аптеках», а некоторые, как например, мозг гиены или руку мертвеца, можно найти только на черном рынке и за бешеные деньги!
Марокко является одной из территорий широкого распространения суфизма — мистического учения в исламе о приближении к Богу и слиянии с ним через аскетические практики и интуитивные озарения. Суфиями (от арабского «суф» — власяница, то есть одежда из грубой шерсти, которую надели первые последователи учения), называют аскетов, объединенных в небольшие секты-тарики, соблюдающие каноны ислама строже других. «Официальный» ислам отвергает многие из суфийских практик, такие как аскетизм, самоизоляция от общества, самоистязание.
Ислам и другие религии в Марокко
Ислам был занесен в Марокко арабской омейядской династией из Дамаска в 7-м в., однако христианство на его территории существовало еще раньше, во времена римского господства. На протяжении всей истории христиане и иудеи могли свободно исповедовать свою религию и строить церкви и синагоги в Марокко. Однако ислам всегда занимал по сравнению с ними доминирующую позицию и обладал особыми правами.
Так, например, препятствие в отправлении мусульманского культа и попытка отвратить мусульманина от его веры или обратить его в другую религию преследуются по Уголовному кодексу страны и наказываются лишением свободы и штрафами. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном по причине его попыток распространить шиизм в королевстве. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане.
Сегодня во всех крупных городах Марокко, где когда-то проживало или проживает большое количество иностранцев (Танжер, Рабат, Касабланка, Марракеш…) можно увидеть действующие христианские церкви. Одно из красивейших христианских сооружений в Марокко — огромный белоснежный собор Сакре-Кер в Касабланке — сегодня превращен в музей и выставочный центр, а с его крыши можно насладиться прекрасной панорамой города. В Рабате имеется действующая Русская православная церковь, построенная русскими эмигрантами в 20-м веке (среди них, например, были потомки писателя Льва Толстого).
Присутствуют в каждом крупном городе Марокко и синагоги. Когда-то в медине каждого города существовали еврейские кварталы (мелла), однако после массовой эмиграции евреев из Марокко в 20-м веке сколько-нибудь значительная еврейская община сохранилась сегодня только в Касабланке.
Противоречия ислама в Марокко
В Марокко, считающейся одной из самых «открытых» стран арабо-мусульманского мира, особенно сильно чувствуются противоречия между предписаниями ислама и влиянием западной культуры и образа жизни. Закон страны частично основан на шариате, и частично отражает западные ценности свободы и равенства граждан. Об этих противоречиях свидетельствуют широко освещаемые прессой скандалы.
Так, например, ислам предписывает женщинам ношение хиджаба: одежды, скрывающей все тело, кроме лица и кистей рук. Однако по марокканскому закону хиджаб не является обязательным и женщина имеет право сама выбирать свой стиль одежды. В действительности лишь около половины марокканок поддерживают ношение хиджаба, при этом он вовсе не является показателем религиозности женщины (причиной его ношения может быть как сознательное решение женщины, стремящейся к соблюдению ислама, так и принятый в семье обычай или стремление избежать излишнего мужского внимания на улице). Интересно, что в Марокко работодатели нередко отказываются принимать на работу женщин, носящих хиджаб (совсем недавно один из частных пляжей Касабланки отказался принимать клиенток в хиджабе, подобным же образом поступил один из отелей).
То и дело в стране возникают движения, выступающие за отмену обязательного соблюдения религиозных правил и бросающие открытый вызов консервативным слоям населения. Одно из них — движение против запрета публично принимать пищу во время Рамадана. В Марокко практически все рестораны в этот месяц закрыты, за исключением рассчитанных на иностранцев ресторанов при отелях и сетей фаст-фудов вроде McDonalds и KFC. Последние нередко требуют у марокканцев предъявить паспорт и отказывают им в обслуживании. В ответ на это участники движения протеста организовали акцию с публичным употреблением пищи во время Рамадана, вызвавшую большой общественный резонанс. Несмотря на это, подавляющее большинство марокканцев соблюдает Рамадан, который для многих является не столько религиозным актом, сколько традицией единения семьи и праздником. Во время Рамадана в большинстве офисов сокращается рабочий день, резко снижается производительность труда, полностью меняется распорядок дня. Самой большой проблемой для многих является даже не голод или жажда, а недосып, поскольку с наступлением ночи в городе начинается настоящий праздник: люди приглашают друг друга в гости на фтур (первый прием пищи после поста), поздно ужинают (нередко в час ночи), посещают ярмарки и ежедневные уличные гуляния с концертами. Многие не ложатся спать до 4-5 утра, когда начинается новый день поста.
Марокканские законы запрещают публичные проявления физической близости между мужчиной и женщиной. Запрещено также мужчине и женщине (если оба или один из них марокканец), не состоящим в браке или близких родственных отношениях, останавливаться в одном номере отеля или проживать в одной квартире. В 2013 г. в прессе широко прогремел скандал, связанный с тем что пара подростков из Надора разместила фотографию своего поцелуя в Интернете. Девушка и парень, а так же их друг, разместивший это фото в Интернете, были арестованы и посажены в тюрьму по обвинению в непристойном поведении. В их поддержку была организована массовая акция протеста с публичным поцелуем прямо перед Парламентом страны, и в конечном итоге подростки были отпущены.
Ислам категорически запрещает мусульманам потреблять, покупать или продавать алкоголь, поэтому в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Иран) действует 100-процентный сухой закон. В Марокко же ситуация с алкоголем очень неоднозначна. Официально алкоголь в стране продается исключительно для иностранцев, однако, согласно статистике, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Продажа алкоголя, облагаемая высокими внутренними пошлинами, приносит огромную прибыль стране (стоимость алкогольного напитка в ночных заведениях составляет 5-10 Евро). Марокко не только продает импортированный алкоголь, но и производит свой собственный (вино, пиво). На сегодняшний день Марокко является крупнейшим производителем алкоголя среди мусульманских стран, и это производство постоянно растет. Бары и рестораны, подающие алкоголь, легко распознать по затемненным или зашторенным окнам, подавать алкоголь на открытой на улицу террасе ресторана запрещено. Во время Рамадана и религиозных праздников продажа алкоголя либо полностью прекращается, либо осуществляется только иностранцам.
visit-morocco.ru
Религия, культура и традиции королевства Марокко
На севере Африканского континента, омываемое Средиземным морем и Атлантическим океаном, расположилось Королевство Марокко. Марокко, или на арабском, Магриб аль- Акса, означает «дальний запад». В этой, необычной для православного человека стране, смешались многие культуры и традиции, от Карфагена, позже завоеванного римлянами, до испанских колонистов. Мавританская культура уникальна, она разливается сотнями ярких цветов, музыкой, карнавалами и театральными действиями.
Марокко, государство, в котором смешаны нравы местных берберских племен, Тонкости Востока и европейские ценности испанцев и французов. Вся жизнь марокканцев строится исходя из правил и догм Ислама. Эта религия в Марокко не просто основная, она фактически единственная.
Людей, исповедующих христианство, крайне мало, христианская вера не приветствуется на территории страны. Для туристов поведение и нравы местных жителей могут показаться довольно суровыми. Но такие нормы поведения связаны с религией и требуют своего исполнения у граждан страны, к туристам же, марокканцы относятся более снисходительно.
Жители Марокко очень гостеприимный и радушный народ, но поскольку в стане хорошо развит туризм, стоит помнить, что за любое гостеприимство нужно платить. Сфотографироваться с местными колоритными жителями или спросить направление стоит денег. Для приезжего из СНГ стиль жизни марокканцев может показаться несколько неторопливым, делают они все не спеша.
Правила хорошего тона в Марокко.
На улицах не приветствуются излишние проявления тактильности, объятия и поцелую романтического характера. Женщинам не стоит носить слишком откровенную и вызывающую одежду. В общении с местными жителями стоит вежливо спросить о здоровье и семье, это будет признаком дружелюбия.
Если вы откажетесь от предложенной вам чашки чая, то сильно обидите хозяина дома. За столом, к пище не прикасаются левой рукой, ее берут тремя пальцами правой руки. Хлеб – один из признаков благосостояния, его едят не много и относятся к нему бережно.
Марокканская культура не однородна и зависит от географического расположения. Поскольку на территории государства раньше жили множество племен, их культура хоть и имеет общие характеристики, все же отлична. Жизнь в пустыне и на морском побережье имеет отличия.
Декоративно-прикладное искусство в Марокко.
Прилавки марокканских рынков и магазинов пестрят настоящими произведениями искусства, наполненными африканскими мотивами местных племен, смешанных с символикой арабского мира. Главная гордость Марокко — ковры и ткани. Не зря, марокканская девушка, умеющая ткать ковры, будет желанной невестой для любого марокканца. Все ковры ткут вручную из натуральных тканей и овечьей шерсти. Марокканские ковры бывают двух видов – рабатские и берберские.
Издавна искусство ковроткачество было семейной традицией. Все тайны этого ремесла передавались из поколения в поколение по женской линии. Марокканские женщины, не имеющие большой свободы действий, вкладывали в рисунки ковров свои чувства и переживания, послания к любимому.
В каждом городе свои секреты мастерства ковроткачества. Изображения на коврах придумывают сами женщины, оно может иметь растительный или животных орнамент, схематические изображения архитектуры, символы исламского мира и обереги от сглаза и порчи. Цветовая гамма ковров просто удивительна, они яркие и пестрые. Самыми дорогими считаются рабатские узелковые ковры, метр такого ковра может стоит больших денег.
Признаком высокого статуса женщины в Марокко являются ювелирные украшения. Украшения изготавливают в основном из серебра. Золото берберы не слишком чтят, считая его металлом дьявола.
Изготовлением ювелирных изделий занимаются мужчины и это ремесло, как и женское ковроткачество, является частью семейных традиций, секреты передают от отца к сыну.
Стиль ювелирных украшений можно разделить на испано — мавританский и берберский. Берберскому стилю характерны более сдержанные цвета и простые формы с причудливыми орнаментами. Испано — мавританский стиль славен своей ажурностью и способностью авторов, заполнять орнаментом все имеющееся пространство целиком.
Кожаные изделия Марокко. Обработкой кожи, в этой стране, начали заниматься много веков назад. Основные технологии не изменились по сей день. Столицей кожаного производства является марокканский город Фес. Выделка и окраска кожи происходят вручную. Шкуры животных вымачивают в особых смесях и растворах, красят натуральными красителями, моют в деревянных емкостях, сушат и обрабатывают специальным составом, для того, чтобы кожа стала мягкой.
Марокканская кожа одна из самых нежных и мягких в мире. Из нее шьют потрясающие кожаные изделия: сумки, ремни, кошельки. Помимо качественной кожи, на таких изделиях присутствуют необыкновенные тиснения и орнаменты, которые делают специальным прессом.
Оказавшись на рынке Марокко, глаза просто разбегаются от разнообразия оттенков. Здесь можно приобрести знаменитые восточные туфли с загнутыми носками, восточные сладости, лампу Аладдина, ароматные специи и натуральную косметику.
В медине ( старом городе) Мекнеша, Феса или Марракеша находятся лучшие сувенирные лавки и мастерские. В них делают удивительные столы, столешницы которых, собираются из цветной мозаики.
Не смотря на Исламское вероисповедание, многие жители до сих пор занимаются шаманизмом и магическими обрядами. В местных лавках можно найти все необходимые магические атрибуты и компоненты для изготовления зелий и проведения ритуалов, а также талисманы, защищающие от сглаза, порчи и темных сил.
Праздники, фестивали и обряды в Марокко.
В Королевстве Марокко вся система праздников зависит от дат исламского календаря. Гражданские праздники – День независимости, День революции, праздник труда, праздник молодежи, европейский Новый Год, отмечают довольно сдержанно. В отличии от мусульманских празднеств, которые сопровождаются интересными обрядами, пышными приготовлениями и шумными фестивалями.
Самый священный и важный праздник всего мусульманского мира – Рамадан. Днем верующие мусульмане соблюдают строжайший пост, не пьют и не едят, несколько раз в день молятся. После захода солнца открываются ресторанчики и увеселительные заведения. В период Ид ас – Сагира происходят театральные представления, карнавалы и яркие уличные шествия до рассвета.
В Марракеше проводится ежегодный двухнедельный Фестиваль народных искусств. Он начинается в середине лета либо в начале осени, в древних руинах дворца эль – Бадии. Со всех уголков Марокко съезжаются фольклорные труппы, ремесленники и деятели искусств.Фестиваль народных искусств – грандиозное шоу, одно из главных празднований страны.
В Марокко проводится большое количество фестивалей. Самые интересные и известные из них – Международный Фестиваль Рабата, Фестиваль воска, Фестиваль верблюдов в Гулимине, Международный Фестиваль духовной музыки в Фесе, Конный Фестиваль в Тиссе, Песчаный марафон по пустыне.
Муссем – это религиозные праздники местного значения. Они посвящены определенным событиям и проводятся в определенные дни календаря. Каждый год в Марокко может проходить почти 650 муссем.
В «муссем» совершаются религиозные обряды и паломничества, открываются многочисленные ярмарки и происходят необычные театральные действия. Муссемы посвящены исламским пророкам, известным персонажам или различным символам норда. Самые известные и яркие из них: муссем Сети Фатма, муссем Сиди Бонатинана, муссем молока, муссем миндали, муссем роз.
Марокканские свадьбы – удивительные действа, словно сошедшие с сказочных картинок «Тысяча и одна ночь». Все ритуалы, от сватовства до заключения брака, отдельные и интересные церемонии. В наше время молодые люди могут самостоятельно выбирать того, с кем связать себя узами брака. Но по прежнему в мусульманской вере к этому процессу относятся очень серьезно. Ведь брак, это соединение двух семейств и мнение родителей молодых много значит.
Неотъемлемой частью является обряд помолвки. Это некая устная договоренность о заключении брака. Жених обязан доказать свою способность обеспечивать жену и принести подарки. Дарить принято самое лучшее, дорогие ткани, украшения, а также подарки, которые имеют символическое значение — сахар, как знак счастливой жизни, молоко, в знак добрых и чистых намерений жениха.
Родители невесты за месяц до церемонии бракосочетания обязаны выплатить родителям жениха приданное. Семья жениха должна обеспечить будущую семью отдельным жильем, мебелью и техникой.
Перед самой свадьбой совершается еще несколько важных ритуалов. Невеста принимает ванну из молока, что символизирует начало счастливой семейной жизни. Перед церемонией подружки и сестры невесты рисуют на ее руках хной ритуальные узоры, которые защищают невесту
www.miraterra.ru
информация о стране: география, погода, язык, религия, валюта, население, климат, посольство Марокко
География Марокко
Государство Марокко расположено в северо-западной части Африки. С запада Марокко омывается Атлантическим океаном, а с севера — Средиземным морем. Гибралтарский пролив отделяет страну от Европы, и здесь же проходит ее граница с Испанией. С востока Марокко граничит с Алжиром. Поскольку с недавних пор Марокко контролирует почти всю Западную Сахару, то уже можно считать Мавританию ее южным соседом. Следует также отметить, что на северном побережье королевства расположены 2 испанских анклава – города Мелилья и Сеута.
Горы Атлас занимают центральную часть страны и простираются дальше на юг. На севере Марокко расположены горы Риф. Высшая точка- гора Джебель-Туб-каль высотой 4165 м.
Столица Марокко – город Рабат, а самый крупный порт страны – город Касабланка.
Главными водными артериями королевства являются реки Мулуя, Тенсифт, Умм-эр-Рбия.
Государственное устройство Марокко
Марокко – конституционная монархия. Во главе страны стоит король. Исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, законодательная регулируется правительством и двухпалатным парламентом. Главой правительства является премьер-министр Марокко.
Погода в Марокко
Путешествовать в Марокко лучше всего весной (с середины марта по май), когда на деревьях появляется зелень, и осенью (с сентября по ноябрь), когда летний зной уже позади. Путешествуя зимой, будьте готовы к низким температурам в ночное время.
Язык Марокко
Официальными языками Марокко является арабский. Население горных регионов говорит на берберском. В северной части страны многие говорят на испанском и французском языке.
Религия Марокко
Государственной религией страны является ислам, его исповедуют 99% населения. 0,8 % граждан являются приверженцами христианства.
Валюта Марокко
Денежная единица Марокко – марокканский дирхам. В 1 дирхаме – 100 сантимов.
Услуги по обмену валюты предоставляют банки, пункты обмена, расположенные в аэропортах и отелях. Следует помнить, что местную валюту нельзя вывозить за пределы страны, и она не подлежит обмену, поэтому не рекомендуется менять крупные суммы. В стране достаточно широко распространена сеть банкоматов, которые могут обналичить большинство пластиковых карт (Visa, MasterCard, Maestro). Карты принимают к оплате рестораны, отели и большие магазины.
Таможенные ограничения
Разрешен беспошлинный ввоз:
- крепкого алкоголя (1 бутылка)
- табачных изделий (200 сигарет/ 250 г табака/ 50 сигар).
Вывоз предметов искусства должен сопровождаться соответствующими документами. Для ввоза сотовых телефонов нужно получить специальное разрешение.
Чаевые
Чаевые занимают особое место в марокканской сфере услуг. Практически каждая услуга подразумевает получение чаевых от клиента, работники будут вам благодарны даже за несколько дирхам. В ресторанах принято оставлять до 10% от суммы счета.
Покупки
Во всех восточных странах принято торговаться, Марокко — не исключение.
Любителям совершать покупки будет полезно узнать, что, например, в Касабланке можно купить одежду европейских домов моды в два раза дешевле. В Фесе продают золотые украшения, Рабат предложит большой выбор ковров и изделий из кожи. А обычные сувениры лучше всего приобретать в городе Эс-Сувейре. Самым дорогим городом Марокко является Маракеш.
Сувениры
В качестве сувениров из Марокко привозят деревянные поделки: шкатулки, шахматы, заколки и т.д. Здесь можно найти много необычных вещей для дома. Марокко славится своими коврами и изделиями из кожи. Тажин – еще один популярный сувенир, это посуда для приготовления национального марокканского блюда.
Часы работы учреждений
Магазины в Марокко работают по собственному графику. Рынки открыты с раннего утра до захода солнца.
Рабочий день банков начинается с 8:30 и продолжается до 11 часов утра, затем с 2 часов дня до 4 часов вечера. Они работают с понедельника по пятницу. В месяц Рамадан банки открыты с 8:30 до 14:00.
Национальные особенности Марокко
Традиции
Не стоит забывать, что Марокко – мусульманская страна, поэтому туристам, отправляясь на прогулку в город, не следует надевать слишком открытую одежду.
Марокканцы очень гостеприимны. Придя в гости в марокканскую семью, не отказывайтесь от предложенного мятного чая, это считается плохим тоном. Иногда вопросы, которые задают местные могут вам показаться нескромными, но это всего лишь проявление вежливости со стороны марокканцев. В Марокко очень чтут семейные традиции.
Безопасность
В Марокко, как и в любой туристической стране, следует соблюдать правила безопасности – не оставлять свои вещи без присмотра, не носить деньги или кошельки в наружных карманах, всегда держать сумки при себе. Машины оставлять на охраняемых стоянках, нанимать гидов только в отелях или аккредитованных агентствах. Следует быть осторожными, общаясь с местным населением. Не следуйте их участливым советам.
Медицина
Отправляясь в Марокко, рекомендуется сделать прививку от малярии. В самой стране лучше пить бутилированную воду и мыть фрукты и овощи перед тем, как съесть.
Напряжение в сети:
220VКод страны:
+212Географическое доменное имя первого уровня:
.maЭкстренные телефоны:
Скорая помощь — 15
Полиция — 19
Пожарная служба — 15
Жандармерия и служба помощи на дорогах — 177
Представительства Марокко на территории РФ:
Посольство
Адрес: Москва , Канцелярия Посольства: Пречистенский пер., 8
телефон: 201-73-51
факс: 230-20-67
Российские представительства Марокко:
Консульский отдел
Адрес: Рабат , Rabat, 4 km, Route des Zaiers, Maroc
телефон: (8-10-21237) 75-3590
факс: 75-3590
Генеральное консульство
Адрес: Касабланка , Casablanca, Rue Soumania, 31
телефон: (8-10-21222) 25-5708, 25-1873
факс: (8-10-21222) 98-9357
discoveric.ru
Религия Марокко | Религия, наука, жизнь
В Марокко основным вероисповеданием является ислам. Лишь самое малое число населения исповедуют христианство и иудаизм. Жители страны, придерживающиеся ислама, уверены в том, что Марокко самая счастливая страна во всем мире. Правитель страны является прямым потомком Пророка. Исламское вероисповедание началось еще в седьмом веке на западе Аравии. Мусульмане уверены в том, что ислам единственная религия.
Коран в переводе на русский язык означает чтение на публике. Книга Корана имеет уникальное содержание. В ней содержится как проза, так и поэзия. Книга мусульман, Коран, содержит 144 главы или суры. Главы книги делятся на части или аяты. Содержание книги — основной закон для вероисповедания. Коран управляет всеми сторонами жизни верующих. Книга содержит пять разделов, они называются Исполнение, Вера, Благочестие, Наказания и Нравоучения. Раздел Благочестие описывает пять основ вероисповедания.
Аш-Шихада – это символ веры. Ас-салат – это молитва. Жители Марокко, очень верующие, молятся пять раз в день. Первая молитва начинается при восходе солнца, последняя на закате. По правилам Корана, перед молитвой верующие выполняют омовение. Этот ритуал необходим для очищения души и тела. Верующий омывает стопы ног, руки, рот, лицо, нос и уши. Ритуал омовения происходит после сна и необходимых нужд. Согласно Корану эти процессы жизнедеятельности оскверняют тело верующего.
Милостыня в Марокко называется Аз-Закят. Практически каждый мусульманин должен подавать милостыню нуждающемуся вне зависимости от его социального положения. Милостыня подается бедным и для общинных нужд. За счет милостыни в мусульманском обществе сохраняется идеальный социальный баланс. Когда наступает Рамадан, верующий имеет право употреблять воду, вкушать пищу, заниматься любовью и курить. Его основное занятие в этот период чтение Корана и вести благочестивый образ жизни.
Во время празднования Рамадана рабочий день укорачивается и вся суета исчезает. Во время прерывания поста или ифтира, на заходе солнца жизнь мусульман приобретает обычный темп. Пушечные выстрелы означают начинание трапезы. Для приезжих во время Рамадана существуют те же законы, что и для верующих . Магазины и базары закрываются или работают неполный день.
Для того, чтобы снять номер в гостинице города, не нужно быть именно католиком или исповедовать ислам — вы можете веровать в любого бога. Гостиницы в Новосибирске будут рады как христианам, так и буддистам, а класс номера будет зависеть лишь от вашего капитала и вашего желания. Собственно, есть даже русская поговорка: ¨Религия — личное дело каждого¨.
fideviva.ru
Религия Марокко | Энциклопедия путешественника
Государственной религией является ислам суннитского толка. Практически все жители страны являются его приверженцами. Лишь 0,8% населения исповедуют христианскую веру, а 0,2% — иудеи.Ислам в Марокко
Приверженцы ислама считают, что Марокко – это самая счастливая страна. Ее правитель является не просто королем, он – прямой потомок Пророка.
Ислам влияет на всю жизнь населения Марокко. Даже судебная система основана на исламском законодательстве (маликитская школа). В течение долгого времени в стране сочетались две традиции ислама. Одна из них основывается на изучении философии, науки и религиозных текстов. Эту традицию исповедовали многие известные общественные и политические деятели Марокко.
Вторая традиция базируется на поклонении святым-марабу и почитании суфизма (исламского мистицизма). Данные учения с XV века имели форму религиозных братств, которые назывались завийя. Таким образом, последователи завий смогли влиться в общество Марокко.
Официальное духовенство негативно воспринимает культ святых, что не мешает им существовать.
Ислам
Ислам зародился в VII веке на западе Аравии. Мусульмане считают, что ислам – единственная истинная религия. Они убеждены, что ее приверженцами являлись все пророки монотеистических религиозных учений Ближнего Востока, такие как Иисус Христос и Моисей. По мнению мусульман, этим пророкам были даны истинные откровения Бога. Однако постепенно истина искажалась. Тогда Бог выбрал еще одного пророка, которого звали Мухаммад.
По исламской легенде божественные послания являлись Мухаммаду с 610 года. Ему их передавал ангел Гавриил. Пророк рассказывал заповеди последователям, которые заучивали их на память. К тому моменту у арабов уже существовало поэтическое творчество, поэтому послания зачастую были в виде стихов.
После того, как Мухаммад умер, халиф Омар, бывший его приемником, захотел собрать воедино тексты всех заповедей. Записать их он поручил Зейду – секретарю Пророка. Этот огромный труд занял около двух десятилетий. Результатом стало появление Священной книги Коран. Она увидела свет в 651 году во времена третьего халифа Османа. С той поры текст Корана не менялся.
Слово «коран» на русский язык переводится как «публичное чтение». Книга имеет уникальную форму – ее текст сочетает в себе прозу и поэзию. Священная книга состоит из 144 глав (сур). Каждая глава делится на части (аяты).
Божественные послания – это правила, которые верующие обязаны соблюдать. Коран охватывает все стороны жизни. Он состоит из 5 разделов, которые называются соответственно Исполнение, Вера, Благочестие, Наказания и Нравоучения.
Благочестие описывает 5 основ веры. Аш-Шихада – это символ веры. Ас-салат – это молитва. Она осуществляется 5 раз в день. Первый раз — на восходе солнца, последний – с наступлением темноты. По правилам, перед началом молитвы мусульманин совершает омовение. Данный ритуал нужен для того, чтобы очистить себя. При этом моется полость носа, рот, лицо, руки (до локтей), уши и стопы ног. Однако ритуал обязательно соблюдается лишь после отправления естественных потребностей и сна. Считается, что эти действия оскверняют тело. Процесс молитвы имеет определенную форму. Обычно он осуществляется коллективно.
Аз-Закят представляет собой милостыню. Любой мусульманин должен давать милостыню. При этом, неважно, какой он имеет доход. Милостыня предназначается для бедняков и общинных нужд. Благодаря ей в мусульманском обществе сохраняется определенный социальный баланс.
Ас-Саум – это пост Рамадана. Он исчисляется по лунному календарю мусульман. Числа в этом календаре начинаются с 16 июля 622 года. В этот день Мухаммад переселился в Медину из Мекки. В народе это переселение называется хиджрой, а календарь – календарем хиджры. Год насчитывает двенадцать лунных месяцев. Шесть из них содержат 29 дней. Остальные (среди них Рамадан) – 30 дней. Лунный год примерно на одиннадцать суток меньше, чем принятый у нас солнечный. Через каждый три года наступает високосный год. Если сравнивать с нашим календарем, то в 2006 году был первый день 1427 года хиджры.
Рамадан в Марокко
В период Рамадана, когда на дворе светло, мусульманин не должен пить, есть, заниматься сексом, курить. Он обязан читать Коран и вести благочестивый образ жизни. Во время Рамадана сокращается рабочий день и замедляется вся дневная жизнь. В период прерывания поста (ифтира), когда солнце заходит, мусульмане немного оживляются, однако только чтобы поесть. Выстрел из пушки в Рабате сообщает, что можно приступать к трапезе.
Если вы едете в исламское государство во время Рамадана, вам стоит помнить обо всех этих особенностях. Большая часть учреждений и магазинов вообще не работают или работают неполный рабочий день. В Марокко (и в некоторых других исламских странах) Рамадан носит название Рамазана. Причиной этому стало наложение местного диалекта.
Аль-Хадж
Аль-Хадж представляет собой паломничество в Мекку. Каждый истинный мусульманин обязан хоть один раз за всю свою жизнь, если позволят финансы, совершить паломничество. Хадж совершается в начале зу аль-хиджа – последнего лунного месяца, точнее в его первые десять дней. В этот период в Мекку прибывают около 3 миллионов паломников из разных стран мира. Женщины одеты в платья черного или белого цвета. Мужчин укрывают два белых куска полотна, которые не скреплены между собой. Центром хаджа является Большая мечеть. В ее дворе разместилась Кааба, в угол которой вделан камень черного цвета. По легенде, Аллах послал его всем правоверным. Ритуал паломничества растягивается на несколько дней. Он довольно-таки сложный. В любой месяц года его можно совершить по укороченной программе. Однако обычно паломничество происходит в период Рамадана. Путешествие в Мекку – самый доблестный поступок для мусульманина. Люди, которые совершили паломничество, носят титул хаджа. Большим почтением мусульман пользуются святыни мечети Аль-Акса и Большой мечети.
Религиозные праздники Марокко
Основным праздником мусульман является Ид аль-адха – праздник жертвоприношения. Он еще известен как большой байрам. Этот праздник длится около 4 дней. Его отмечают в конце сезона паломничества. Вторым из наиболее важных праздников является Ид аль-фитр (малый байрам). Это праздник разговения. Кроме того, мусульмане празднуют Маулид ан-Наби (день рождение Пророка) и Новый Год по лунному календарю.
В определенное время организовываются паломничества к могилам, в которых погребены святые-марабу. После ритуала жертвоприношений и молитв происходит фольклорный праздник с танцами и джигитовкой. Празднование сопровождается торговой ярмаркой. Подобные торжества носят название муссемов. В стране проводится 650 муссемов.
Сунниты и шииты
После смерти Пророка Мухаммада в религиозной общине произошел раскол. В результате этого появилось два главных течения – шиизм и суннизм. Сунниты признают не только Коран, но и сунну. Сунна представляет собой предание об изречениях и поступках Пророка. Она формировалась с VII по IX века. Что касается шиитов, то они признают только Коран. Большая часть исламского мира – сунниты. Шииты живут в основном в Ираке, Азербайджане, Йемене и Иране.
Мечети Марокко
Мечеть является культовым сооружением мусульманского народа. Возле нее обычно расположен фонтан, где верующие совершают омовение. Глашатай-муэдзин с минарета призывает к молитве. Только с XV века минарет стал частью мечети. Ранее призыв мог звучать даже с ее крыши.
Марокканские мечети имеют максимум один минарет. В других мусульманских государствах бывают мечети с 2, 4 и 6 минаретами. В наше время многие минареты оснащены громкоговорителями. Благодаря этому, муэдзину не нужно пять раз за день восходить на верхнюю площадку. Марокканские минареты зачастую квадратные и невысокие. В качестве декора для них используются арки, керамика и резьба. Их верх обычно подчеркивают зубцы. План классической мечети квадратный или прямоугольный. Передняя стена всегда перпендикулярна кибле (линия, ведущая к Мекке). В мусульманских странах в номерах гостиниц часто на столе присутствует стрелка, показывающая на киблу. В передней стене также расположен мирхаб. Мирхаб – это полукруглая ниша, которая часто украшена инкрустацией и резьбой по камню. В ее верхней части видны изображения фраз из Корана. Они заменяют иконы, ведь ислам не допускает изображений живого существа. Это расценивается как вызов Создателю. С правой стороны мирхаба находится кафедра, снабженная лесенкой для проповедника. Она называется минбар.
Важнейшая молитва недели проводится в полдень в пятницу. В Марокко, как и во многих других исламских странах, пятница – выходной день. В процессе молитвы имам читает проповедь. Хотя, это также может делать любой мужчина, который хорошо знает исламскую теологию. В мечеть нельзя входить в обуви. Женщины и мужчины молятся отдельно. Лучше всего проводить коллективную молитву. Но если мусульманин это делает один, то обязательно босиком и на молельном коврике.
Мечеть является центром общественной жизни мусульман. Возле нее находятся аптеки, магазины и другие важнейшие заведения. Большинство мечетей имеют при себе коранические школы, которые называются медресе. В Марокко человек, не исповедующий мусульманскую веру, не может зайти в мечеть. Такой запрет позволяет избежать лишних конфликтов. Его ввел маршал Лиоте, бывший французским наместником. После получения независимости, марокканцы оставили в силе этот запрет.
Суфизм
Ислам не разрешает изолировать себя от общества. Суфии в исламе напоминают христианских монахов. Суфизм представляет собой учение о процессе слияния с Богом посредством аскетической практики. Суфии являются аскетами. Они объединяются в тарики (секты). Суфии стремятся строго соблюдать заповеди ислама. Суфии принимают участие в любом религиозном празднике. Их можно отличить по характерной одежде и знаменам. Слово «суф» переводится с арабского языка как власяница.
Куббы
Куббы – это гробницы святых марабу. Они построены в виде маленьких белых зданий, которые имеют кубическую форму. Многие марабу входят в состав братства-завий. Знаменитые исламские наставники после смерти объявляются святыми. Марокканцы уверены, что они могут защитить народ от зла. Считается, что можно получить благословение святых, если осуществить паломничество к куббе святого.
travelenc.ru
Религия в Марокко — это… Что такое Религия в Марокко?
Конституция Марокко (статья 3) провозглашает ислам государственной религией и гарантирует всем свободу вероисповедания (точнее свободу отправления культов)[1]. Король Марокко обладает почётным титулом Амир-аль-Муминина (англ.)русск. («Предводителя верных») и заботится об уважении ислама (статья 41). Согласно статье 175, постановления, относящиеся к исламу, не могут явиться предметом конституционной реформы.
История
Современность
Религиозная статистика
Даются следующие оценки количества верующих:
Ислам
Семейный кодекс (известный также как Кодекс личного статуса — Мудавана (англ.)русск.)[3] ссылается в своей преамбуле на «истинные замыслы и конечные цели щедрого и терпимого ислама». Этот кодекс определяет личный статус марокканцев-мусульман, признаёт особенный статус за марокканскими иудеями, а за иностранцами оставляет статус подчинения их национальным законам, за исключением отношений с марокканцами-мусульманами. Кодекс распространяется на всех марокканцев, в том числе принявших другое гражданство (ст. 2).
Правовые основы марокканского ислама коренятся в маликитском мазхабе, изучение которого обязательно в общественных учебных заведениях. Теологическая школа, на которой базируется местный ислам, принадлежит к течению ашаризма, преподавание которого стало также обязательным в мечетях и начальных школах благодаря распространению в королевстве направления салафизма.
Как и в других традиционно суннитских странах арабского мира, в Марокко недавно закрепились шииты. Последние действуют подпольно, поскольку их присутствие наносит ущерб королевской власти, представляющей суннитский ислам. Время от времени в марокканской печати появляются статьи, представляющие шиитов как угрозу для Марокко, на том же основании, что и евангельских христиан, и в меньшей мере сторонников веры бахаи[4]. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном. Официальной причиной этому послужили разногласия по поводу территориальной целостности Бахрейна[5]. Полагают, что этот инцидент был ответом марокканского правительства на распространение шиизма в королевстве[6].
Отступничество мусульманина от своей веры фактически запрещено, хотя об этом не говорится напрямую в юридических текстах королевства[7][8]. Помимо того, что этим можно подвергнуть себя «гражданской смерти»[7], публичное заявление нарушителем общественного спокойствия о своей новой вере и тем более её пропаганда может быть интерпретированы как прозелитизм. Если в этих действиях нарушитель был уличён в присутствии мусульманина, то в силу вступает Уголовный кодекс Марокко (статья 220):
«Всякий, кто насильственными действиями или угрозами ограничил или воспрепятствовал одному или нескольким лицам в отправлении культа, или в помощи отправления такового, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до трёх лет и штрафом от 100 до 500 дирхамов. Такое же наказание последует за употребление средств обольщения с целью поколебать в вере мусульманина или обратить его в другую религию, используя его слабость или потребности, либо применяя в этих целях учебные заведения, учреждения здравоохранения, убежища или приюты. В случае обвинительного приговора, учреждение, способствовавшее совершению преступления, может быть закрыто окончательно, либо на срок, не превышающий три года»[9]
Это правовое основание интерпретируется очень широко: христианские церкви не имеют права принимать у себя обращённых марокканцев[10]. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане[11].
Во время Саума, то есть поста Рамадана, рестораны некоторых сетей быстрого питания, таких как McDonald’s, Пицца Хат или KFC остаются открытыми в течение дня, уделяя повышенное внимание клиентам из числа предполагаемых мусульман[12]. Последние, выявляемые при проверке паспорта по мусульманским именам, не обслуживаются «на месте» (соответственные плакаты расклеены при входах в заведения[13]) и бывают вынуждены ограничиться только меню «на вынос».
Что касается связанной с Рамаданом статистики, то расследование под названием «Повседневный ислам» обнаруживает, что 60 % респондентов не считают мусульманами тех, кто не соблюдает пост, 44,1 % из них полагают, что обедающий должен быть наказан, в то время как 82,7 % опрошенных не согласны с самим присутствием открытых днём во время священного месяца кафе и ресторанов[14].
Между тем, многие марокканцы, усердно соблюдая Рамадан, охотно нарушают предписания своей веры по отношению к алкоголю, употребление которого запрещено (в том числе вне поста). Этот запрет, закреплённый на законодательном уровне французскими колонизаторами, был утверждён уже в свободном Марокко особым постановлением от 17 июля 1967 года[15]. Ответственные лица из министерства внутренних дел пробовали дать объяснение сложившейся противоречивой ситуации: присутствие большого числа иностранцев требует смягчения антиалкогольной политики. Тем не менее, профиль потребителей алкогольной продукции обычно составлен из марокканцев-мусульман. Таким образом, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Это противоречие легко объясняется тем, что марокканское государство получает внутреннюю пошлину на потребление спирта. Таким образом, в 2006 году было собрано более 723 миллиона дирхамов (513 миллионов дирхамов за счёт пива и 223 миллиона дирхамов за счёт вин и спиртных напитков). Исследование показало, что марокканское производство алкогольных напитков в период между 2000 и 2005 годами увеличилось на 21 %[16][17].
Христианство
Иудаизм
См. также
Примечания
Страны Африки: Религия | |
---|---|
Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • Египет¹ • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Демократическая Республика Конго • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • Центральноафриканская Республика • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан | |
Зависимые территории | |
Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд | |
¹ Частично в Азии |
dic.academic.ru
Религия в Марокко
TR | UK | KK | BE | EN |религия в марокко карта, религия в марокко фото
Конституция Марокко (статья 3) провозглашает ислам государственной религией и гарантирует «свободное отправление культов». Король Марокко обладает почётным титулом Амир аль-муминина («повелителя правоверных») и заботится об уважении ислама (статья 41). Согласно статье 175, постановления, относящиеся к исламу, не могут явиться предметом конституционной реформы.
Содержание
- 1 История
- 2 Современность
- 2.1 Религиозная статистика
- 2.2 Ислам
- 2.3 Христианство
- 2.4 Иудаизм
- 3 См. также
- 4 Примечания
История
Современность
Религиозная статистика
Даются следующие оценки количества верующих:
Религия | Количество верующих (декабрь 2009 года) | % |
---|---|---|
Ислам | 31 259 744 | 98,7 |
Христианство | 348 386 | 1,1 |
Иудаизм | 63 342 | 0,2 |
Ислам
Семейный кодекс (известный также как Кодекс личного статуса — Мудавана (англ.)русск.) ссылается в своей преамбуле на «истинные замыслы и конечные цели щедрого и терпимого ислама». Этот кодекс определяет личный статус марокканцев-мусульман, признаёт особенный статус за марокканскими иудеями, а за иностранцами оставляет статус подчинения их национальным законам, за исключением отношений с марокканцами-мусульманами. Кодекс распространяется на всех марокканцев, в том числе принявших другое гражданство (ст. 2).
Правовые основы марокканского ислама коренятся в маликитском мазхабе, изучение которого обязательно в общественных учебных заведениях. Теологическая школа, на которой базируется местный ислам, принадлежит к течению ашаризма, преподавание которого стало также обязательным в мечетях и начальных школах благодаря распространению в королевстве салафизма.
Как и в других традиционно суннитских странах арабского мира, в Марокко недавно закрепились шииты. Последние действуют подпольно, поскольку их присутствие наносит ущерб королевской власти, представляющей суннитский ислам. Время от времени в марокканской печати появляются статьи, представляющие шиитов как угрозу для Марокко, на том же основании, что и евангельских христиан, и в меньшей мере сторонников веры бахаи. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном. Официальной причиной этому послужили разногласия по поводу территориальной целостности Бахрейна. Полагают, что этот инцидент был ответом марокканского правительства на распространение шиизма в королевстве.
Отступничество мусульманина от своей веры фактически запрещено, хотя об этом не говорится напрямую в юридических текстах королевства. Помимо того, что этим можно подвергнуть себя «гражданской смерти», публичное заявление нарушителем общественного спокойствия о своей новой вере и тем более её пропаганда может быть интерпретированы как прозелитизм. Если в этих действиях нарушитель был уличён в присутствии мусульманина, то в силу вступает Уголовный кодекс Марокко (статья 220):
«Всякий, кто насильственными действиями или угрозами ограничил или воспрепятствовал одному или нескольким лицам в отправлении культа, или в помощи отправления такового, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до трёх лет и штрафом от 100 до 500 дирхамов. Такое же наказание последует за употребление средств обольщения с целью поколебать в вере мусульманина или обратить его в другую религию, используя его слабость или потребности, либо применяя в этих целях учебные заведения, учреждения здравоохранения, убежища или приюты. В случае обвинительного приговора, учреждение, способствовавшее совершению преступления, может быть закрыто окончательно, либо на срок, не превышающий три года»
Это правовое основание интерпретируется очень широко: христианские церкви не имеют права принимать у себя обращённых марокканцев. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане.
Во время Саума, то есть поста Рамадана, рестораны некоторых сетей быстрого питания, таких как McDonald’s, Пицца Хат или KFC остаются открытыми в течение дня, уделяя повышенное внимание клиентам из числа предполагаемых мусульман. Последние, выявляемые при проверке паспорта по мусульманским именам, не обслуживаются «на месте» (соответственные плакаты расклеены при входах в заведения) и бывают вынуждены ограничиться только меню «на вынос».
Что касается связанной с Рамаданом статистики, то расследование под названием «Повседневный ислам» обнаруживает, что 60 % респондентов не считают мусульманами тех, кто не соблюдает пост, 44,1 % из них полагают, что обедающий должен быть наказан, в то время как 82,7 % опрошенных не согласны с самим присутствием открытых днём во время священного месяца кафе и ресторанов.
Между тем, многие марокканцы, усердно соблюдая Рамадан, охотно нарушают предписания своей веры по отношению к алкоголю, употребление которого запрещено (в том числе вне поста). Этот запрет, закреплённый на законодательном уровне французскими колонизаторами, был утверждён уже в свободном Марокко особым постановлением от 17 июля 1967 года. Ответственные лица из министерства внутренних дел пробовали дать объяснение сложившейся противоречивой ситуации: присутствие большого числа иностранцев требует смягчения антиалкогольной политики. Тем не менее, профиль потребителей алкогольной продукции обычно составлен из марокканцев-мусульман. Таким образом, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Это противоречие легко объясняется тем, что марокканское государство получает внутреннюю пошлину на потребление спирта. Таким образом, в 2006 году было собрано более 723 миллиона дирхамов (513 миллионов дирхамов за счёт пива и 223 миллиона дирхамов за счёт вин и спиртных напитков). Исследование показало, что марокканское производство алкогольных напитков в период между 2000 и 2005 годами увеличилось на 21 %.
Христианство
Основная статья: Католицизм в МароккоИудаизм
См. также
- Ислам в Марокко
- Христианство в Марокко
- Евреи в Марокко
Примечания
- ↑ Constitution du 1er Juillet 2011 (фр.)
- ↑ 1 2 3 The World Factbook. Morocco (англ.). Центральное разведывательное управление. Проверено 6 сентября 2009.
- ↑ La Moudawana. Code de la famille (фр.)
- ↑ Chiites, Bahaïstes, Évangélistes : Les pratiques religieuses occultes au Maroc (фр.)
- ↑ Le Maroc rompt ses relations diplomatiques avec l’Iran (фр.)
- ↑ Religion : Vous avez dit chiites ? (фр.)
- ↑ 1 2 Omar Mounir. Le nouveau droit de la famille au Maroc: Essai analytique. Le sort des mariages mixtes. Les Marocains à l’étranger. — Cheminements, 2005. — С. 110. — 255 с. — ISBN 2844783635.
- ↑ Однако в случае правовой лакуны Мудавана (статья 400) однозначно отсылает к предписаниям мазхаба
- ↑ (фр.)
- ↑ Des chrétiens algériens dans le box (фр.)
- ↑ Chrétiens du Maroc, entre persécution et tolérance (фр.)
- ↑ Comment McDo reconnaît-il les non-musulmans? (фр.)
- ↑ Maroc: les hérétiques du ramadan (фр.)
- ↑ L’Islam au quotidien. Enquête sur les valeurs et les pratiques religieuses au Maroc — Editions Prologues — стр.264 (фр.)
- ↑ Le Bullitin officiel N° 2856, 26 июля 1967: 829
- ↑ Les Marocains et l’alcool, enquête sur une grande hyprocrisie (фр.)
- ↑ Alcool au Maroc, un ma rché qui rapporte gros (фр.)
Страны Африки: Религия | |
---|---|
Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • Египет¹ • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Демократическая Республика Конго • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • Центральноафриканская Республика • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан | |
Зависимые территории | |
Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд | |
¹ Частично в Азии |
Марокко в темах | ||
---|---|---|
Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика |
религия в марокко карта, религия в марокко на, религия в марокко отдых, религия в марокко фото
Религия в Марокко Информацию О
Религия в Марокко Комментарии
Религия в Марокко
Религия в Марокко
Религия в Марокко Вы просматриваете субъект
Религия в Марокко что, Религия в Марокко кто, Религия в Марокко описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com