Классический стиль в архитектуре: развитие и особенности. Стиль архитектуры классический
кратко, в хронологическом порядке с примерами
Архитектурные стили в хронологическом порядке, начиная со времён Древнего Мира, разложили по полочкам, написали несколько слов о каждом, добавили примеры, фото, чтобы всё легко понять.
Стили в архитектуре и их особенности
Архитектурные стили формируют особенности и свойства исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:
назначение строений (храмы, дворцы, замки),
конструкции и материалы, используемых при строительстве,
композиционные приёмы,
линии и оформление фасадов,
планы,
используемые формы.
Различные стили формируются в конкретных условиях экономики и общественного устройства. На них влияют:
религиозные течения,
государственность,
идеологическая составляющая,
исторические приёмы зодчества и
национальные отличия,
климат,
ландшафт и рельеф.
Техническое развитие, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.
Архитектурные стили архаичного периода
Древнеегипетский стиль
Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.
Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории.
Древняя египетская архитектура: пирамиды Гиза
Смотрите видео-обзор по теме на 8 минут:
Архитектурные стили античности
Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.
Древнегреческий стиль
Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:
архаический,
классический,
эллинизм.
Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).
Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.
В архаике — дорический и ионический.
Во времена классики добавился коринфский.
Эллинизм использует все три.
Древнеримский стиль
Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.
Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Краткий обзор архитектуры Древнего Рима включает историю, материалы, технологии и градостроительство.
Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия
Другие примеры древнеримской архитектуры за 1 минуту на видео:
Византийский стиль
Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.
Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.Свои территории расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить святость имперской власти.
Здания стали геометрически сложнее.
В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам, резные украшения заменила мозаика.
Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.
Собор Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия
Дороманские архитектурные стили
Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена
Меровинговского царства (5 — 8 вв),
эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.
Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.
Меровингский стиль
Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция
Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.
Каролингский стиль в архитектуре
Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей ( (Nova Corbeia). By Aeggy — Own work, CC BY 3.0, Link
На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.
Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий хотел создать большую грамотную базу своей империи.
Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.
Оттоновский стиль
Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и византийской эпох.
Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки, чередующиеся столбики и колонны, украшенные стилизованными листьями аканта.
Романский стиль
Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.
Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.
Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.
Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.
Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.
Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.
Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания
Готический стиль
На основе романского стиля возникла готика с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.
В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую «интернациональную готику».
Готический собор в Лионе, Франция
Для интересующихся более подробно в статье Готический стиль в архитектуре.
Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение
Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе. Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности.
В архитектурных зданиях это отражается порядком в расположении колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь вернулись античные формы.
В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.
Собор Санта Мария дель Фьоре в стиле ренессанс, Флоренция, Италия
Маньеризм
Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.
Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.
Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия
Барокко
Барочный стиль рождён итальянскими зодчими Борромини и Бернини. Его появление в конце 16 века знаменует эпоху Позднего Возрождения. Ещё называют витиеватым развитием Ренессанса.
Этот стиль был противостоянием рационализму и классике. Его задачей было создание впечатления состоятельности и могущества. Например, архитектурные иллюзии в Ватикане.
Характеризуется большими колоннадами, обилием различных скульптур и пилястрами, наличием теламонов (атлантов), кариатид и маскарон (анфас головы человека или животного). Отмечен многоярусными сложными куполами (собор Св. Петра, Рим).
Любимый католической церковью (место рождения Ватикан), cтиль барокко быстро становиться популярным у испанцев и французов, у немцев и нидерландцев, у русских и поляков. Также его принимают и в странах Южной Америки.
Позже барокко истончилось в рококо.
Стиль барокко, Рим, Италия
Более полное впечатление о Барокко в 7-минутном видео.
Рококо
Родиной этого стиля является Франция, где он проявился в начале 18 в.. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.
Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и скошными. Шедевры архитектуры рококо в Италии, Германии, Англии имеют свои отличия. Они напоминают нам о временах, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.
Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис
Архитектурные стили классицизма
Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре. By Marco Bagarella — Own work, CC BY-SA 3.0, Link
На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.
Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются
правильностью планировки,
чёткими формами,
симметричными композициями и
сдержанным убранством.
Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.
В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:
Палладианизм или ранний классицизм,
Георгианская архитектура,
Ампир,
Регентство,
Бидермейер,
Федеральная архитектура.
Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон. By Photo: Sergeant Tom Robinson RLC/MOD, OGL, Link
В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.
Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в архитектурных шедеврах классического стиля строений 17—19 веков.
Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.
Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.
К нему относят
субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
комбинации с неомавританским или византийским стилями,
вариации на тему барокко — необарокко
и тему греческого стиля — неогрек.
Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».
Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.
Современная архитектура, используя стиль Историзм в наше время, создала ещё одно направление, которое получило название Нео-историзм.
Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.
Архитектурные стили Модерна
Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют Ар Нуво как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.
Ар Нуво (Арт-Нуво)
Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Арт-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), известный лидер «Артс энд крафт» и художники-прерафаэлиты.
Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро » и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб.
Доминируют плавные изогнутые линии и формы; часто присутствуют женские силуэты и элементы неоклассицизма. Более подробно об этом стиле можно узнать в статье Модерн в архитектуре.
Арт Деко (Ар-Деко)
Это динамичное и смелое продолжение Ар Нуво. Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии Ар Нуво в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.
Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар Деко получило международное признание в 30—40-е годы прошедшего 20 столетия.
Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США
Модерн Рациональный
В 1930-1937 гг. Ар Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.
Стиль модерн. Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США
Архитектурные стили модернизма
Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.
Характерные черты:
решительное обновление форм и конструкций,
аналитический подход к функции зданий,
строго рациональное использование материалов,
открытость к структурным нововведениям.
Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:
асимметричные композиции,
кубические или цилиндрические формы,
плоские крыши,
использование стали и железобетона,
большие окна.
В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:
желание экономить,
широко использовать новые материалы,
с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.
В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.
Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:
Брутализм,
Конструктивизм,
Функционализм,
Рационализм,
Де Стиль (неопластика),
Баухауз и другие.
Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия
Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре.
Архитектурные стили постмодернизма
Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.
Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).
Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.
Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.
С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.
Хай-тек
High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.
Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.
Штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994
Деконструктивизм
Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.Деконструктивизм характеризуется
использованием фрагментации,
манипулированием идеями поверхности структуры,
переопределением ее форм и
радикальным проявлением их сложности в здании.
Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.
Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.
Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания
Зелёная, органическая архитектура
Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.
Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания
Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.
Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.
Архитектурные стили.Видео по теме:
Каких архитектурных стилей не достаёт в этом перечне?
Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.Заберите её себе на стену в социальной сети, чтобы не потерять.
arhi1.ru
Экскурс в основные архитектурные направления
Очень часто нашим заказчикам индивидуальных проектов
undefined
трудно сформулировать каким должен быть дом, фасады дома. Клиент говорит: «хочу классику», а на самом деле, оказывается, что под классикой он понимает стиль арт-деко, клиент говорит: «хочу модерн», а в процессе работы, оказывается, что под модерном он подразумевает минимализм.
Чтобы вам было легче донести до архитектора свои пожелания, мы подготовили для вас короткий общий обзор архитектурных направлений, которые являются основополагающими, и тех, в которых чаще всего путаются многие непосвященные застройщики.
Классический стиль в архитектуре
На протяжении многих столетий правила классической архитектуры были доминирующими начиная с эпохи возрождения вплоть до 20 века.
Обязательные элементы этого стиля следующие:
Симметрия. Проекты домов в стиле классика обязательно симметричны относительно центра. Отдельные его композиционные элементы также симметричны относительно своей центральной оси.
Пропорции и формы близкие к античности. Основным правилом здесь является правило золотого сечения. Этому правилу подчиняется большая часть пропорций в доме: его высота относительно ширины, …приведи пожалуйста еще пример!
Умеренность фасадного декора.
Скатная кровля.
В подавляющем большинстве случаев классическому дому присущи:
Регулярность. Регулярность обозначает наличие повторяющихся архитектурных элементов, повторы выполняются с определенным шагом, с определенной закономерностью, которая создается
Ордерность. Ордер — это архитектурная композиция, состоящая из колонн и горизонтальной несомой части (антаблемента). Рожденная в античности, данная архитектрурная составляющая очень часть украшала парадный вход классического здания или выход на террасу.
Классическая архитектура строго подчиняется указанным выше канонам и не позволяет вольностей, которые содержит проект, если дизайн дома - современная классика.
Многие архитектурные стили возникшие после эпохи возрождения лишь дополняли эти правила своими особенностями или же вносили в данную основу немногие изменения.
Готика
Готика привнесла в классическую архитектуру:
острые, высоченные формы башен соборов, и
гармонируюшие с ними высокие, заостренные оконные и дверные проемы.
А также характерный для готики растительный регулярный (повторяющийся) орнамент декора.
Такая устремленность ввысь ломает правила золотого сечения, но остальные каноны классической архитектуры — симметрия, регулярность, скатность кровли — остаются в силе (хотя и не строго обязательны).
Проект дома в готическом стиле редко содержит остроконечные башни, но
высокие кровельные скаты,
высокие заостренные окна — непременные атрибуты готики.
Барокко
Этот стиль также взял за основу правила классической архитектуры, добавив очень пышный характерный декор на фасады, который подчинялся тем же классическим правилам симметрии и регулярности. Украшения фасадов могли содержать не только растительный декор, но и героев античной мифологии, что можно увидеть, взяв любой проект дома барокко.
Принципиально новые каноны архитектуры принес с собой ХХ век.
Модерн
Первый стиль, который попробовал отказаться от привычных устоев симметрии, пропорциональности, регулярности, прямых линий — был модерн. Он привнес в архитектуру природные плавные, округлые, аморфные формы – везде, где это позволял конструктив дома.
Растительный декор на фасадах в таких же плавных очертаниях, практически неотъемлемый атрибут этого стиля, который содержат все проекты домов в стиле модерн.
И это совсем не строгие прямые массивные формы зданий и плоские кровли, как ошибочно полагают многие, путая модерн с модернизмом.
Самым ярким представителем данного направления можно считать Антонио Гауди, создающего красивые современные дома (фото смотрите ниже).
Модернизм
А вот модернизм — это фактически синоним современной архитектуры.
Прямые, строгие линии и всего дома, и отдельных архитектурных элементов,
использование стекла, бетона, металла, пластика на ряду с традиционными материалами,
ассиметричные нестандартные формы,
плоские крыши, отсутствие свесов у скатных кровель, хотя традиционные крыши также присутствуют в этом стиле.
очень сдержанная отделка фасадов или ее отсутствие.
Это характерные черты именно данного архитектурного направления.
Модернизм в своем активном развитии быстро породил свои внутренние течения. Мы расскажем о некоторых из них.
Хай – тек
Эти проекты домов (стиль хай тек) подчеркивают, выставляют на показ свои высоко-технологичные конструктивные особенности. Металлические каркасы зданий, шахты лифтов, иногда даже линии коммуникаций не прячут, а оформляют как эстетически привлекательные элементы. Хай-тек, нарочито отказавшийся от традиционных материалов в пользу бетона, пластика, стекла и металла, создает дома из современных материалов.
Эти две его характерные особенности выделяют стиль из общего направления модернизма, в остальном хай-тек полностью схож с последним.
Частные дома трудно представить себе с коммуникациями, вынесенными на фасад, не всегда есть возможность выносить балки и металлические опоры наружу. Поэтому в малоэтажной архитектуре чистый хай-тек редко встречается.
Минимализм
Архитекторы, работающие в стиле минимализма, доводят до максимума свою любовь к минимизации. Они отказываются практически от всего, во внешнем оформлении дома, подчеркивая тем самым его идею: нестандартную форму или оригинальное остекление, проч.
В остальном же минимализм следует правилам модернизма.
Арт-деко
Арт-деко гармонично сочетает в себе законы классической архитектуры и модернистской. Этому стили присущи:
Симметрия, строгая закономерность принятая в классической архитектуре,
Смелые геометрические формы, свойственные современности,
Декор фасадов не только растительным узором, но и этническим орнаментом,
Использование современных материалов наряду с классическими.
Характер зданий монументальный и элегантный одновременно.
Также, характерны для этого стиля подчеркнуто геометрические, закругленные, "струящиеся" фасады. Архитектура арт-деко больше роскошна, чем рациональна, в этом направлении не жалеют средства на дорогие материалы и монументальные формы.
На этом мы будем завершать нашу обзорную экскурсию по стилям. Но в заключении хочется сделать такое замечание: все перечисленные здесь направления рождались применительно масштабных, общественных зданий и лишь потом находили свое отражение в архитектуре частных домов. Поэтому не всегда частные коттеджи следовали всем канонам и правилам стиля в полной мере.
Более того, собственные правила малоэтажной архитектуры развивались с течением времени своим темпом и учебники архитектуры не выделяли их в какие-то стили и направления. Здесь более уместно говорить о некоторых особенностях германских, итальянских, русских, арабских, американских домов, которые определяются климатом, возможностями строительных технологий той или иной эпохи и традициями. Объединяло народную архитектуру всегда ее рациональность – дом строился не для демонстрации эстетических фантазий хозяина, а для защиты от непогоды, от неприятелей, как место, в котором растут маленькие дети.
Пожалуй, лишь только проекты домов типа шале сегодня выделяют в отдельный стиль.
Дома в стиле шале
Родиной домов шале считают швейцарскую горную деревню. Проекты загородных домов шале объединяют:
относительно низкая двускатная кровля с широкими выступающими скатами, которые первоночально призваны были защищать фасады от осадков,
Наличие жилого мансардного этажа,
Наличие террасы,
Использование камня и дерева для облицовки фасадов.
Изначально первый или цокольный этаж строился каменным для защиты от влаги, а второй деревянным.
Пример того как может выглядеть дом шале изнутри смотрите в этом видео:
Дорогие читатели, не будем вас больше утомлять повествованием о стилях в архитектуре, не смотря на то, что здесь мы кратко рассказали о самых основных.
Надеемся теперь, вам будет легче определиться каким должен быть дом вашей мечты, если вы решите создать индивидуальный проект дома.
z500proekty.ru
Классический стиль в архитектуре
Сбалансированные пропорции и приятные большинству глаз цветовые сочетания - то, чем характеризуется архитектурная классика в целом - восхищают одних и ассоциируются с чрезмерной консервативностью у других, но не теряют актуальности с позднего Средневековья. Что же вкладывают в понятие "классический стиль" те, для кого архитектура, дизайн и изучение истории являются профессией?
Что такое классика в архитектуре?
Classicus - этим итальянским словом, по-русски звучащим как "образцовый", назвали направление в искусстве, которое появилось в Европе в начале XVI века и многими своими чертами напоминало об эпохе Возрождения. То есть, базой архитектурной классики можно считать античный древнеримский стиль. Философией нового стиля стала логическая простота, респектабельность, монументальность и элегантность. Свойственные классике архитектурные формы геометричны, композиции выстроены по принципу осевой симметрии, планировка делается регулярной, линии - исключительно вертикальными или горизонтальными.
Классический стиль в архитектуре не предполагал и по сей день не предполагает "перебора" с декором (за исключением ответвлений барокко и рококо), а ощущение основательности, эксклюзивности, неслучайности и кропотливой проработки каждой детали создается путем применения дорогих натуральных материалов и использования специфической цветовой гаммы.
Основу последней составляет белый цвет, светло-желтый, розовый, спокойный зеленый, светло-голубой, а также сочетание пурпура с золотом. Старинные и современные здания и архитектурные конструкции, решенные в классическом стиле, выглядят исполненными достоинства, рассказывают об утонченном вкусе, благородстве и гармонии.
Кое-что об истории и географии классики
Начало большого шествия классики в европейской архитектуре пришлось на XVI век. Особую популярность она получила во Франции благодаря Людовику XIV, чей замок Версаль отстраивался в таком стиле. Правда, экстерьеру и интерьеру этого великолепного здания были добавлены парадность и блеск, но планировка дворца осталась строго геометричной и стройной с точки зрения композиции.
В Англию классику привез архитектор, многие годы работавший в Италии. Английский вариант этого стиля получился суховатым - совсем как характер представителей аристократии того времени. Обязательной комнатой в традиционном английском доме стал огромный вестибюль, а обязательным элементом декора - роспись потолков.
В Россию этот стиль "приехал" к XVII веку и сразу понравился дворянству. Наибольшее количество классических зданий можно увидеть в Санкт-Петербурге - городе, ассоциируемом с изяществом и старинной роскошью. Русская классика отдалена и от барокко, и от рококо, поскольку строительство в этих стилях было сочтено крайне трудоемким. Также она эклектична (к европейской классике прибавились местные традиции): фасады домов выглядят простыми, а декор присутствует только на оконных проемах.
Разделение классики на стили
Побывав во многих европейских странах и изменившись в соответствии со вкусами разных людей, архитектурная и интерьерная классика разделилась на несколько направлений. У многих из нас она до сих пор ассоциируется с барочной архитектурой - сложной, вычурной, "дворцовой". Зародившееся в XVI веке барокко - это кривые линии, изысканная лепнина и скульптурные мотивы, настенные и потолочные фрески, а также игра светотени, обеспечиваемая большим количеством имеющих объем декоративных элементов.
В XVII веке получил распространение стиль рококо - несколько видоизмененный барокко. Со зданий пропали тяжеловесные архитектурные формы, а во дворах появились фонтаны, изящные павильоны и бассейны. Основная декоративная форма, используемая в рококо - морская раковина, затейливо изогнутая в виде буквы S. В интерьерах осталась барочная торжественность и дворцовость, но помещения стали более просторными, а в некоторых случаях - асимметричными и овальными.
С конца XVII по начало XIX века обрел популярность классицизм в архитектуре. Суть объектов, исполняемых в стиле классицизм – тяготение к простоте и визуальной строгости. В качестве образцов архитекторы брали античные формы, отличавшиеся регулярностью планировки, пропорциональностью и исключительной четкостью линий. В противовес барочному классицистический декор стал сдержанным, а улицы, создаваемые в таком стиле – широкими и только прямыми. Архитектурный классицизм был исключительно благоприятным направлением для специалистов, отвечавших за городскую застройку: в России многие крупные города подверглись перепланировке с учетом свойственной классицизму рациональности.
В конце XVIII – начале XIX века получила распространение архитектура в стиле ампир, перенявшая массу элементов у древнеримских зодчих. Главная тема декора в стиле ампир - восхваление воинской силы и отваги, осуществляемое через установку барельефов в виде орлов, венков, львов, копий и другой атрибутики, ассоциируемой в Древнем Риме с победой в сражениях. Пафос ампира - это попытки провести параллель между величием империи Наполеона и Древнего Рима.
В конце XIX - начале XX века мир увидел более привычный современному глазу неоклассицизм. Обновление традиционного классического стиля предполагало смену отделочных материалов: так, колонны перестали быть белоснежными и оштукатуренными и стали целиком состоять из отполированного натурального камня. Ряд элементов архитекторы взяли из романтизма, а главной отличительной чертой стал т.н. пуризм - старание убрать отовсюду начавший раздражать своей затейливостью барочный декор и сделать как интерьеры, так и экстерьеры более простыми и гармоничными.
project812.ru
Классицизм в архитектуре: 17 - 19 века
Классицизм в архитектуре в основе своей имеет исследовательские работы итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 — 1580 гг). Его идеи быстро нашли себе последователей и распространились по Европе в 17 веке. Новые археологические раскопки в 18-м веке и политические события этого периода усилили интерес к архитектуре Древнего Рима и к древней Греции, вознеся Классицизм на пик своей популярности с 18 по 19 века. Архитектуру именно этого, позднего, периода на Западе называют neoclassicism.
Отличительная характеристика зданий в стиле Классицизма
Это — возвышенная красота и спокойное величие. Зодчие стремились применять симметрию в планировке и сдержанность в убранстве. Простые и строгие строения, напоминающие древнегреческие храмы, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Эстетика Классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам.
Шедевры Классицизма в архитектуре
Великолепный образец нео-палладианской архитектуры в Лондоне. Chiswick House
Эпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:
Триумфальная арка на площади Звезды и Пантеон в Париже,
Чизвик-хаус на Берлингтон Лайн в Лондоне,
Здание Адмиралтейства и Смольный Институт в Санкт-Петербурге,
Белый Дом и Капитолий в Вашингтоне.
Естественно, что это далеко не полный список шедевральных построек направления.
Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены
Палладианский стиль или ранний Классицизм
Именно ранее палладианство считается началом Классицизма. Свое название оно берет от имени итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580 гг), который посвятил себя изучению архитектурных памятников Древнего Рима и трактатов Витрувия, переложив принципы архитектуры времён античности на доступный современный язык. Его книги по архитектуре превратились в учебные пособия для архитекторов всего мира.
В своих творческих работах Андреа Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.
Палладианство в других странах быстро обрело популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики, и играло важную роль в развитии архитектурных идей этого направления. В статье Архитекторы Классицизма в Англии на примере работ зодчих Великобритании этот процесс можно пронаблюдать на протяжении всего периода.
Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия
Рассмотреть получше эту виллу поможет 4-минутное видео:
Классицизм в архитектуре Англии
Развитие стиля в Англии условно можно разделить на три этапа.
Ранний период
Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода.
Ранний классицизм. Банкетный зал (англ. Banqueting House). Лондон
Георгианский классический стиль в архитектуре
Георгианский стиль. Kenwood House, London
Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) обозначает период последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера, и охватывает стили английской архитектуры классицизма 18 века.
Доминирующим направлением этой эпохи оставалось палладианство.
Рядный дом в Георгианском стиле. Downing Street, London
Рядная застройка домов этого периода осуществлялась из кирпичей и характеризовалась четкими линиями с минимальным декором. К её особенностям относят:
симметрично спланированные здания,
плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании или других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
черная входная дверь (за редким исключением).
Георгианство легло в основу колониального стиля. Образцом этой архитектуры считается творчество Роберта Адама из Шотландии
Регентство (Regency)
Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.
Регентская архитектура в Англии. Royal Pavilion, Brighton
Минутное видео-обозрение:
Рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.
Классицизм в архитектуре Англии. Регентский стиль. Cumberland Terrace, Regent’s Park, London
Стиль Регентства иногда называют Английский Ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В то же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Бидермайер и в США — Федеральный.
Ампир и Французкий классицизм
Во Франции Классицизм возник позже, чем в Англии. Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского Классицизма.
Классицизм. Храм св. Женевьевы, Париж, Франция
Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
Ещё его зовут
Императорским стилем, от французкого слова empire — империя,
Высоким классицизмом или
Наполеоновским стилем (по периоду правления).
Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.
Ампир в архитектуре. Триумфальная арка в Париже.
Его отличия — помпезность, напыщеность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.Соответствия:
В Британии — Регентский стиль,
в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
в США — федеральный стиль.
Смотрите видео по теме:
Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермейер
Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «биредмайер». Рапространялся с 1815 по 1848 года.Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений. Можно сказать, что это ампир, приспособленный к миру домашнего уюта и задушевности, ставший скромным и элегантным. Немецкое слово bieder можно перевести как «простодушный, обывательский» — дало описание этому образцу позднего классического стиля.Благодаря единству простоты, мобильности и функциональности неоклассическая архитектура Бидермайера создала тенденции решающего влияния на югендстиль-модерн, баухауз и, в целом, архитектуру 20-го века.
Классический стиль в архитектуре. Дом Flora-Stoeckl в стиле бидермайер, Баден, Австрия
Федеральный стиль
Развивающаяся архитектура США на раннем этапе (1785 — 1815 гг), в которой прослеживается сочетание наследия Георгианского стиля с колоннами и куполами.Использует прямоугольные формы с низкоскатными крышами и низкими мезонинами на поднятом фундаменте. Симметричные ряды окон, разделённых на небольшие квадраты и дополненные круглыми арками вместе с аналогичной декоративной «короной» над главной дверью — характерные черты направления.
Поздний классицизм в архитектуре США. Здание ратуши, Салем.
Автор: Fletcher6 — собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка
На этом этапе Классицизм завершает свою эволюцию. Стоит отметить, что некоторые искусствоведы родиной Классицизма называют Францию. Но это уже вопросы образования или мировосприятия, которые здесь не рассматриваются.
Знаете какие стили существуют, их хронологию, примеры и фото? Смотрите и читайте об этом в статье Архитектурные стили: кратко в хронологическом порядке.
arhi1.ru
Классические архитектурные формы классицизма
Классические архитектурные формы основаны на ордерной системе, созданной в эпоху античности и поддержанной зодчеством Ренессанса.
Вёрлицкий дворец — памятник классической архитектуры в Германии. Архитектор Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф (Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff, 1736 - 1800 гг.)
Не случайно архитектурные сооружения прошлого называют "памятниками», так как они сохраняют для будущих поколений архитектурные формы и стили, характерные для определенного исторического периода. Многие специалисты сходятся во мнении, что форма архитектуры отражает исторические, общественные и моральные ценности. Архитектурные формы сооружений можно разделить по группам: по отношению к определенному этносу, стране, материалу, конструкциям, стилю. Рассмотрим классические архитектурные формы. Классическая архитектура берет свое начало в эпоху Древней Греции. Для классических архитектурных форм греческих сооружений характерны ордера. Ордер - это определенная система распределения конструктивных частей здания, несущих и несомых элементов. Наиболее значимыми архитектурными элементами ордерной системы являются колонны и архитравы – они выполняют как конструктивную функцию, так и эстетическую, формируя общее впечатление от здания. Классический стиль в архитектуре, созданный на основе сооружений Древней Греции, предполагает три ордера: дорический, ионический, коринфский, о которых мы писали в статье об архитектуре Древней Греции. Для зданий в классическом стиле, имитирующем дорический ордер, характерна строгость, тесно поставленные мощные колонны и крупный антаблемент. Примером может служить афинский Парфенон (5 в. до н. э.) В ионическом ордере колонны становятся более тонкими и декорированными, расстояние между ними увеличивается. Капители колонн украшены волютами. Примером ионического ордера является афинский храм Эрехтейон. Коринфский ордер характерен тем, что у капителей колонн сложные украшения, составленные из стилизованных листьев южного расте¬ния аканта, волют. Примером греческой коринфской капители может служить капитель из Эпидавра. Ордерная система классического стиля в архитектуре в антич¬ной Греции стала крупным вкладом в развитие архитектуры, выполняя различные функции: утилитарную, техническую и эстетическую. Классические архитектурные формы ордера в каждой культуре и эпохе получили свою трактовку. В период Ренессанса наиболее известными зодчими, творившими в классическом стиле, были Джакомо Бароцци Виньола (Il Vignola, настоящее имя - Якопо де Бароцци, 1507—1573 гг.), Андреа Палладио (1503—1580 гг.), которые использовали в своих работах дорический, ионический, коринфский, тосканский ордера, а также композитный (сложносоставной).
Вилла Имо (Emo). Окрестности Венеции, деревня Фанцоло. Архитектор Палладио. 1559г.
Классический стиль в архитектуре и конструкциях Виньолы и Палла¬дио основывался на модуле – единице меры для расчетов основных параметров конструкций. У Виньолы и Палладио модуль соответствовал ниж¬нему радиусу колонны, в простых ордерах (дорическом, тосканском) он делился на 12 частей (парт), в сложных орде¬рах (ионическом, коринфском) — на 18 частей. Эти архитекторы, творчество которых легло в основу сооружений зодчих последующих эпох, создавали строения с разными ордерами. В своих теоретических трудах они рекомендовали следующее расположение ордеров на фасаде: более массивный ордер должен быть внизу, так как он будет нести основную нагрузку. Дорический ордер располагается под ионическим, над ионическим – коринфский и композитный. Верхние ордера имели меньшую высоту относительно нижних.
Вилла Корнаро. Первый этаж – ионический ордер, второй этаж - ордер коринфский. 1553-1554 гг., вилла доработана в 1590-х. Архитектор Палладио. 30 км от Венеции. Италия.
Классический стиль в архитектуре, несмотря на многовековую практику в античном зодчестве, теоретическую основу, созданную архитекторами и канонические схемы сооружений оставался во многом абстрактными, не привязанным к конкретному месту и к условиям строительства. В теоретических трудах не рассматривалась связь ордера, его размеров с масштабами здания и материалом фасада. Излагая теоретические схемы классических архитектурных форм и систем авторы не предлагали их в виде свода жестких правил и норм. В своих трудах они указывали на то, что в каждом конкретном случае решение по пропорциям и масштабности ордеров нужно принимать в зависимости от композиционной идеи, назначения сооружения и его окружения. В 18-19 вв. классический стиль в архитектуре использовался для создания торжественных и монументальных городских ансамблей, улиц и площадей. Он подчеркивал значимость здания, его культурное и общественное назначение. Классические архитектурные формы усадебных, жилых и парковых построек нередко отражали романтический характер строений, что дости¬галось упрощением и изменением пропорций ордерных элементов. С появлением новых материалов изменились возможности стоечно-балочных конструкций, на основе которых создавалась классическая архитектура. Железобетонные колонны и балки при меньших сечениях выдерживают большие нагрузки, чем деревянные или каменные бал¬ки, поэтому применение железобетона изменило пропорции соору¬жений: колонны становятся более тонкими и широко рас¬ставленными, архи¬травные балки приобретают большую легкость (примером могут служить портики нового здания Ленинской библиотеки в Москве).
Колонны нового здания Ленинской библиотеки в Москве. Один из авторов проекта В.Г.Гельфрейх. (Владимир Георгиевич Гельфрейх. 1885—1967 гг.) 1928—1958 гг.
Классические архитектурные формы стен создавались на основе композиционных приемов ордерной системы. Стены делились по горизонтали на три части: в нижней части – цоколь, в центре – основная поверхность, в верхней – антаблемент. В основном поле стен нередко располагались карнизы над каждым этажом. Существовали самые разные варианты членений фасадов, в том числе и с использованием разных материалов отделки. Классический стиль в архитектуре зданий подчеркивался оконными и дверными проемами. В одном случае проемы декорировались наличниками, использовались также фризы с карнизами. Наличники создавались с помощью панелей, блоков, кирпича. В другом варианте – обрамление получали системой кладки – в современном строительстве чаще используют этот прием.
Базилика Сан-Джорджо Маджоре (Giorgio Maggiore). Вокруг некоторых окон выступающие каменные наличники. У других окон наличники формируются системой кладки. Архитектор Палладио. Венеция. Остров Сан-Джорджо Маджоре. 1566 – 1610 гг.
На основе арок, сводов, куполов создаются классические архитектурные формы, которые были распространены еще в Древнем Риме. Такого рода архитектурные элементы нередко встречались в фасадах построек, как в Европе, так и в русском зодчестве. В современном строительстве используется железобетон, что расширяет возможности сводчатых и арочных конструкций. В украшение фасада включались арочные перекрытия проемов в стенах на манер римской триумфальной арки, силу распора принимает стена. Также широко используются арки, опирающиеся на столбы или колонны, такие арки могут составлять аркаду.
Вилла Триссино (Villa Trissino) - здание окружено галереей в виде двухъярусной аркады. Архитектор Палладио. 1560 г. Меледо близ Виченцы (Италия)
Технологии современного строительства позволяют создавать новые архитектурные формы, учитывающие многообразные факторы: экологические, ландшафтные, климатические. Задача современных архитекторов и дизайнеров состоит в изучении этих факторов и при создании современных классических архитектурных форм. В современной интерпретации формы классического стиля архитектуры несут в себе определенную символичность, означающую не только обращение к античности, но торжественность, парадность, определенный социальный статус владельцев.
Автор текста: Марина Калабухова
www.facade-project.ru
Классицизм в архитектуре выражает идеалы эпохи Просвещения
Появление первых зданий в классическом стиле ознаменовало начало новой эпохи. Классицизм в архитектуре подводит итог тысячелетним поискам идеального, «правильного» стиля европейскими зодчими.
Классический стиль в архитектуре воплощает идею гармонизации пространства на рациональных принципах. Стремление к стройности и совершенству пропорций запечатлела монументальная архитектура большинства стран Европы в ХVII-XIX вв.
Содержание статьи
Новая эпоха – новые идеи
Переосмысление роли и места человека в мире, которое началось в эпоху Ренессанса, продолжалось несколько столетий. За это время общее представление о человеке, как активном участнике творения мира, обрело новое содержание. Восторженное отношение ко всякому искусству, как самоценному инструменту реализации человеческой индивидуальности, сменяется требованием подчинить творческий порыв разуму. Классицизм в архитектуре становится последовательным воплощением идеи рациональности мироздания. Стремление подчинить разуму все стороны общественной и политической жизни, находит свое выражение в строгости архитектурных форм и стройности организации пространства.
Классические дома
На становление классицизма огромное влияние имели философские труды философов рационалистов, историков, искусствоведов, а также исследователей природы. В середине ХVIIІ века археологи заново открывают Европе Помпеи. Отлично сохранившаяся архитектура античного города 17 веков ждала своего часа под толстым слоем вулканического пепла. Раскопки позволили европейцам увидеть собственными глазами величие античного миропонимания, запечатленное в камне. Таким образом, классицизм в архитектуре черпает вдохновение в античном ордере и строгости пропорций здания.
Помпеи — вдохновение архитекторов
Среди европейских стран именно Италию считают колыбелью классицизма. Древняя столица римской империи сохранила множество памятников архитектуры, которые разбудили интерес к античному искусству в эпоху Ренессанса.
В отличие от большинства своих предшественников, классический стиль в архитектуре получает теоретическое обоснование в трудах историков искусств. Основоположник научной археологии определил эстетические идеалы «археологического классицизма» с помощью толкования сущности античного искусства, как воспевания простоты и величественности.
Особенности архитектуры эпохи классицизма
Дизайн классического дома
Здания в классическом стиле отличаются четкостью очертаний формы и соблюдением строгих правил в планировке. Архитектуру классицизма определяет «ордер» – свод правил, который наследует античные традиции. В вопросах построения композиций классицизм отдает предпочтение осевой симметрии и строгости декора.
Фасад в классическом стиле украшают комбинации белого, розового, голубого, зеленого и пурпурного цветов. Классический декор разрезает множество вертикальных и горизонтальных линий, которые, благодаря повтору, образуют строгие симметрические узоры.
Элементы классики
Классический фасад украшает обобщенный рисунок с барельефами в круглых обрамлениях. Сами же классические дома имеют массивную конструкцию с прямоугольными и арочными геометрическими формами. Монументальность – характерная черта здания в стиле классицизм. Окна продолговатой формы имеют скромное оформление. Дверные проемы украшают двускатные порталы, украшенные изображениями львов, сфинксов или статуями. В некоторых странах, классицизм, благодаря своему стремлению к иерархичности форм, стал придворным стилем, который прославлял мощь и величие абсолютистской монархии.
Развитие классицизма
Свою эволюцию классический стиль в архитектуре проходил в три этапа:
Этапы становления классики
ранний;
строгий;
ампир.
В разных странах, ввиду особенностей социально-политической жизни, длительность периодов и популярность разных архитектурных форм несколько отличаются. Поэтому изучать классический стиль в архитектуре необходимо, учитывая национальную специфику понимания красоты и стройности пропорций здания.
Классицизм в Италии
Итальянский классицизм развивался в полемике с архитектурным стилем барокко. Требования вернуть архитектуре функциональность и простоту выразительных форм сначала прозвучало в ученых трудах, а затем нашло свое выражение в новом стиле искусства. Зрелый классический стиль в архитектуре Италии появляется в конце ХVII начале ХVIIІ века. В Милане был реализован ряд проектов монументальной архитектуры:
Форум Бонапарте;
Триумфальная арка;
Арена;
Порт Нуова.
В Турине архитектором Бонсиньоре был построен храм Гран Мадре ди Дио, который имеет некое сходство с римским Пантеоном. Его фасады – классика итальянской архитектуры этого периода. Один из известнейших памятников эпохи классицизма находится в Риме. Площадь дель Пополо была реконструирована по канонам нового для тех времен стиля, и приобрела осевую симметрию.
храм Гран Мадре ди Дио
Классицизм во Франции
ХVIIІ век во Франции стал временем подготовки и реализации проекта революционных изменений общественного строя. Идеи революционного переустройства общества нашли свое отражение и в архитектуре. Улицы французских городов стали украшать классические фасады домов. Несмотря на то что классицизм в архитектуре Франции появился позже, чем в Англии, новый стиль выражал специфические черты французской ментальности. Дома в стиле классицизм существенно преобразовали архитектурный ландшафт крупных городов.
Французское направление классики
Началом эпохи классицизма считают строительство храма св. Женевьевы в Париже, после чего начинается массовая застройка столицы Франции монументальными зданиями. Классицизм становится инструментом утверждения новой идеологии. Подчинение пространства единой идее нашло свое выражение в утверждении единой концепции планировки городского пространства. Во Франции, так же как и в Италии, классицизм находит свое наиболее полное выражение в таких монументальных проектах, как перестройка Лувра и строительство Триумфальной арки. Классический декор монументальных зданий поразил воображение современников. Последним этапом развития французского классицизма был наполеоновский ампир. Использование греческих, римских и египетских мотивов в архитектуре позволило создать такое величественное сооружение, как Вандомская колонна.
Классицизм в Англии
Основоположником классицизма в Англии был Иниго Джонс. Длительное пребывание в Италии определило творческий путь архитектора. Неповторимый стиль классика Палладио Иниго подробно изучил и начал популяризовать на родине. Нетипичный для тогдашней Англии дизайн дома в классическом стиле Brymbo Hall стал визитной карточкой мастера. С тех пор английские аристократы, узнав, что такое классический дизайн начинают заказывать другим архитекторам дома в стиле классицизм.
замок Холькхэм
Монументальные здания в стиле классицизм, так же как и во Франции выполняли идеологическую функцию. Но если французский буржуа стремился обосновать свое право на революционное переустройство мира на принципах разумности, то английский аристократ использовал новый стиль для утверждения идеалов консерватизма. Архитектура замка Холькхэм запечатлела господствовавшие тогда тенденции. Фасад здания лишен украшений и скульптур. Классический дизайн замка подчеркивает строгость гладких стен, которые завершает карниз. В центре замка находятся парадные помещения, которые соединены галереями с 4 жилыми блоками. В классическом стиле так же строили банкетные залы, соборы и другие типы общественной архитектуры. В ХIХ веке классические дома в Англии создавали неповторимый колорит викторианской эпохи.
Отличие классицизма от барокко и ампира
В отличие от классицизма архитектуре барокко присущи следующие черты:
на фасадах зданий много вычурных элементов;
архитектура вызывает ощущения тожественности, демонстрирует роскошь;
стилю в целом барокко присуща театральность.
В отличие от классицизма архитектуре ампира присущи следующие черты:
ориентация на торжественность и демонстрацию величия;
цветовая гамма состоит из ярких цветов;
обилие лепнины на потолках и фасадах зданий.
Рекомендации по оформлению фасада
Русский классицизм ярче всего проявил себя в архитектуре загородных особняков. Влияние европейских стран привело к причудливому переплетению элементов разных стилей, которые относят к классике.
Оформить дизайн загородного дома в классическом стиле можно при помощи колон и лепнины. При планировке здания должна соблюдаться осевая симметрия и строгие пропорции отдельных помещений. Дополнить дизайн дома в классическом стиле можно при помощи светлых тонов. От входа к саду должна спускаться каменная лестница, которая ведет к скульптурам через аллеи.
Видео — классический стиль
comments powered by HyperComments
fasadidea.ru
КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ
Как и в экстерьере, главной особенностью оформления помещения в стиле классицизм является принцип симметрии. Пристрастие к симметрии проявляется во всем, от выбора парных предметов интерьера до симметричной расстановки мебели. Классический интерьер обязательно имеет симметричную главную ось, с центральной композицией. Она может располагаться у стены, если помещение не очень большое. В просторном зале такой центр размещается посередине.
Классическая палитра не пестрит яркими цветами и кричащими оттенками, это спокойная, выверенная палитра, приятная для глаза. В античном классическом стиле активно использовались более богатые и яркие оттенки, такие как золотистый, темно-синий и темно-красный, пурпурный, бордовый. Однако современная классика предпочитает именно приглушенные, созерцательные, спокойные тона, которые служат великолепным фоном для изысканной мебели и позволяют расслабиться и отдохнуть в домашней, уютной обстановке. Основными цветами классики служат оттенки светлых тонов : белый, молочный, цвет слоновой кости, бежевый, песочный, светло-зеленый и голубой. Классический интерьер часто включает позолоту и хрусталь, бронзу и фарфор. Этим достигается эффект роскоши и величественности.
Для отделки стен походят полотна из шелка, деревянные панели, обои, натуральный камень, декоративная штукатурка. Отличием русской классики 19 века является применение довольно активных в цветовом отношении обоев для стен с повторяющимся орнаментальным рисунком. Обилие лепного декора задают стиль всему помещению. В современных условиях можно использовать пенополиуретановый декор.
Окна драпируются дорогими шторами без рисунка. Шторы оформляют с ламбрекенами ( часто волнообразными) . Прямые шторы могут как благородно свисать, так и быть закреплены подвесами с кистями. В дворцовых интерьерах и театрах часто можно увидеть волнообразные французские шторы.
На пол стелется натуральный паркет, либо паркетная доска. В современных интерьерах можно увидеть застеленную на пол глянцевую плитку.
Мебель из ценных пород древесины отличается изысканной формой резьбы и наличием качественной дорогой обивки, будь то кожа или текстиль. Мягкая мебель должна иметь плавные и скругленные формы, быть удобной, иметь высокие спинки, мягкие подушки и комфортные подлокотники, которые декорированы изысканной бахромой. Стиль у классической мебели характеризуется неповторимым и тонким аристократичным видом у изделий. Это может быть достигнуто только строгими формами у предметов мебели, которые при сравнении с рококо и барокко, делают их несколько компактными и легкими. Отделывают мебельные фасады с помощью лакирования, тонировки, полировки натуральным воском. Для декора применяют инкрустацию перламутром, камнями, бронзой, хрусталем, редкими породами древесины, ручной резьбой. Стиль классической мебели предполагает для использования в качестве сырья ценные породы дерева: красное и эбеновое дерево, дуб, ясень, бук, палисандр, вишню, орех. Мебель должна гармонировать в тон с обоями помещения, иначе потеряется роскошь дизайна. Достичь этого можно за счет обивки мебели велюром, жаккардом, кожей, бархатом, гобеленом, замшей. Красиво выглядят аксессуары в виде вышивки, кружева, рюш, плетеных нитчатых кистей. Они хорошо смотрятся на фоне однотонных светлых обоев.
Как нигде больше как в стиле классицизм так любимы люстры в качестве центрального светильника на потолке. Хрустальные позолоченные люстры равномерно разливают свет внутри помещения. Когда-то люстры из папье-маше, отделанные золотой фольгой, освещали светом свечей танцевальные залы дворцов. Сегодня всевозможные бра, настольные и напольные светильники , решенные в одном дизайне, создадут в современном помещении уютную домашнюю атмосферу своим мягким приглушенным светом.
Классика требует обязательного наличия в интерьере дорогих предметов декора. Прекрасное впечатление создают фарфоровые, позолоченные, бронзовые, мраморные изделия, предметы антиквариата, скульптуры, зеркала, портреты и пейзажи с замысловатыми рамками.
Классический стиль подходит для оформления не только дворцовых интерьеров, но и загородных домов, обычных квартир, словом, практически любых помещений. Классический стиль не зависит от времени, не выходит из моды и всегда находится вне конкуренции. Все, кто любит респектабельность,величественность, изящность и кому это по карману, выбирают классический стиль в оформлении интерьеров.