Житие святого преподобного Григория Синаита

Житие святого преподобного Григория Синаита

Житие святого преподобного Григория Синаита

Жизнь Григория Синаита вызывала восхищение у его современников, была исполнена любви к Богу и послушания перед Ним. О его земном пути известно немного. Но то, что этот человек оказал огромное влияние на монашество в Православной Церкви — это неоспоримый факт.

Путь к святости

Ни в одном источнике нет конкретных упоминаний о годах рождения и смерти святого Григория Синаита. К годам появления на свет преподобного относят 1255 г., период с 1255 по 1265 г. и даже 1270 г. В описаниях жития, сделанных его учеником Каллисто, используются расплывчатые временные формулировки, которые не дают исчерпывающего представления о хронологии его жизни.

Святой преподобный Григорий Синаит

Детство и отрочество

Историкам не известна точная дата рождения и смерти святого. Предположительно, он родился в конце 1260-х годов на территории Малой Азии. Возможно, это было село Кукулы.

Есть сведения, что Григорий появился на свет в посёлке Клазомены. Его семья жила в достатке. Родители отличались добродетелью и всегда помогали тем, кто нуждался в помощи.

Молодой человек получил достойное образование и особенно хорошо знал Священное Писание.

В то время турки-османы уже совершали набеги на азиатские земли и занимались грабежом местного населения. Так случилось и с родным поселением Григория. Очередное вторжение завоевателей обернулось пленом для всей его семьи.

Их переправили в Лаодикию. Там, турки разрешили пленникам посещать лаодикийский христианский храм. Местные жители были настолько тронуты песнопением семьи и историей их жизни, что предложили османам выкуп.

Так Григорий оказался на свободе и отправился на Кипр.

На острове парень узнал о некоем иноке, живущем в безмолвии. Недолго думая, он отправился к нему в обитель и вскоре принял от него монашеский постриг.

Годы монашества

Живя с отшельником и проводя с ним время в духовных беседах, Григорий принимает решение отправиться на Синайскую гору и там подвизаться в посте и молитве.

Немало удивил он своей ангельской жизнью монахов Синая. Но такое благообразие начало вызывать у некоторых иноков зависть. Почувствовав это, Григорий тайно уходит в сопровождении одного из своих учеников — Герасима.

Подвижники дошли до Иерусалима, побывали во всех святых местах. После этого на корабле приплыли к берегам Крита. Здесь Григорий принялся за поиски отдалённого безмолвного места, где они могли бы жить с его учеником.

И такое место они отыскали.

Поселившись в пещерах, Григорий ещё более усердно начал молиться, ограничивать себя в пище и усердно работать.

Преподобный Григорий Синаит

Но его не покидало ощущение, что ещё многого в духовном познании ему не открылось. И Григорий искренне желал встретить какого-то духовного старца, который бы наставил его в этом вопросе на правильный путь.

Через некоторое время, ведомый промыслом Божиим, в келью Григория явился старец Арсений, который и научил монаха умной молитве, рассказал о трезвении ума и очищении через исполнение заповедей Творца. Исполненный вдохновения и новых знаний, Григорий отправляется на Афон, чтобы поклониться всем отцам и получить их благословение.

В ските Магула преподобный построил себе и своим ученикам кельи. Там он всецело предавался молитве и созерцанию, обучая данному умению и своих учеников.

Окончание земного пути

В результате турецких набегов святой Григорий не раз был вынужден искать защиты в стенах новых обителей. Часто он тосковал по синайскому монастырю, который оставил много лет назад.

После непродолжительного возвращения на Афонскую гору, монах снова спасался от разрушительных нападений османов, придя в Великую Лавру. Но проживание среди других иноков тревожило душу Григория.

Он искал одиночества и безмолвия.

Поэтому им было принято решение окончательно покинуть Афон и уехать в Парорию.

По прибытии в Парорию преподобного старца, весть об этом быстро разнеслась по региону. К Григорию стали стекаться монахи, желающие стать учениками его школы. Началось строительство монастыря.

Григорий стал игуменом, имеющим большой авторитет среди своих учеников, заботящийся о них и продолжающий свои подвиги во имя Христа.

Известно, что он выстроил себе небольшую келью в последние дни жизни неподалёку от монашеской обители, чтобы упражняться в исихии и беседовать с Богом в полной тишине.

По свидетельствам одного из учеников, Григорий знал о скорой своей кончине. Трое суток он боролся с бесовскими нападениями, и после этого Господь освободил его. Лицо старца просияло, он подозвал своего ученика и сказал, что Всевышний изгнал злых духов и призывает душу инока к себе.

Спустя некоторое время преподобный преставился.

Чудеса и помощь

Преподобный Григорий Синаит прославился не только своей праведной жизнью монаха-отшельника, но и авторством молитв и многочисленных учений для верующих.

Святой преподобный Григорий Синаит

До наших дней на церковных богослужениях поются его каноны:

  • «Достойно есть…»;
  • «Канон Святому Кресту»;
  • «Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу».

Он помогал при жизни верующим обрести благодать Божию. И продолжает делать это после смерти в своих письменных трудах. К святому обращаются с молитвами об укреплении веры, душевных сил. У него просят защиты от всего злого.

Важно! Память святого преподобного Григория Синаита почитается 8 августа по старому стилю и 21 августа — по новому.

Роль в истории

Григорий Синаит в истории православных народов снискал славу выдающегося подвижника. Он возродил на Афонской земле практику исихазма. Его сборник духовных поучений «Добротолюбие» является настольной книгой всех монахов. Григорий был наставником для многих, впоследствии чтимых, святых.

До нашего времени сохранилось 5 сочинений преподобного. Их перевёл с греческого на русский язык владыка Вениамин. В библиотеке духовной академии города Москвы хранится машинописный вариант этого перевода.

Наследие святого Григория несёт в себе ценную практическую информацию, а его школа продолжает развиваться последователями учения даже после смерти этого благообразного человека.

День памяти святого преподобного Григория Синаита

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-grigoriya-sinaita.html

Григорий синаит — древо

Житие святого преподобного Григория Синаита

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Прп. Григорий Синаит

Григорий Синаит (кон. 1260-х — 1-я пол XIV в.), монах, преподобный

Память 8 августа, 6 апреля (Греч. [1]), в Соборах Афонских и Синайских преподобных

Родился в конце 1260-х годов столетия в Малой Азии: либо в селе Кукуле, либо в приморском поселении Клазомены около Смирны. В молодости был пленен османскими турками, напавшими на его родное село. Из плена его выкупили лаодикийские христиане, на которых произвело огромное впечатление исполнение церковных песнопений пленниками, отпущенными турками в храм, ближайший от военного лагеря.

В дальнейшем житие преподобного связывается с местами монашеских поселений: остров Кипр, гора Синай, Палестина, Критская пустынь, Афон, Парорийская пустынь [2], снова Афон, и снова Парория. Из этих мест особо следует отметить гору Синай и Афон. На Синае преподобный был пострижен в малую схиму.

Здесь он вел истинно подвижническую жизнь, за что и получил наименование Синаита.

Самоотверженное послушание, смирение, пост, почти неусыпная молитва (иногда на вершине горы Синай, где вспоминался Моисей Боговидец), усердное чтение Священного Писания, ежедневная исповедь игумену всех своих греховных помыслов, монастырский труд, а в промежутках — переписывание священных книг с искусством каллиграфа…

В «Добротолюбии» читаем, что, придя на Афон, преподобный нашел там «многих отцев, кои украшались познаниями и чистотой нравов, но прилежали только о деятельной жизни, о хранении же ума, точном безмолвии и созерцании так мало были сведущи, что даже и наименований сих не понимали«. И вот святой Григорий, видя все это, разгорелся «ревностью и начал учить трезвению, блюдению ума и умной молитве не только безмолвников, уединенно живших, но и всех киновитов«.

По одной из версий, преподобный на Афоне основал монастырь Григориат, однако к концу XX века общепринятым стало мнение, что монастырь основали ученики святого, что подтверждается отсутствием упоминаний об основании им монастыря в его Житии, службе ему, синаксарях и других источниках [3].

Скончался преподобный Григорий 27 ноября [4] предположительно 1346 года (некоторые источники называют 1300 или 1310 год) в своей так называемой «Скрытной» (Парорийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.

Сведения о жизни святого Григория на русском языке имеются в двух редакциях его жития: в «Афонском патерике», где дается перевод с греческого жития, написанного Никодимом Агиоритом (Святогорцем), и житие преподобного, описанное его учеником святым Каллистом, патриархом Константинопольским.

Сочинения

Прп. Григорий Синаит. Фреска (фрагмент)

Как при своей жизни святой Григорий учил внутреннему деланию, так и после кончины своими творениями «прекрасно и полно изображает деятельный способ умносердечной молитвы». До нашего времени сохранились пять творений преподобного:

  1. Весьма полезные главы, расположенные акростихами (137 глав).
  2. Другие главы: О страстном изменении. О добром изменении. Об искушениях во сне (7 глав).

  3. Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве, сверх того о признаках благодати и прелести, и о том, какое различие горячности и энергии и как легко впасть в прелесть без руководителя (10 глав).
  4. О безмолвии и двух образах молитвы. Каким образом следует совершать молитву.

    О дыхании. Каким образом следует петь псалмы. О прелести. О чтении (15 глав).

  5. О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве и не оканчивать ее поспешно. Каким образом следует читать молитву. Каким образом следует удерживать ум (от рассеянности). Как надобно устранять помыслы.

    Как следует петь псалмы. К некоему спрашивающему относительно обуздания чрева. О прелести и о многих предметах (7 глав).

В середине XX века все они были заново переведены с греческого языка на русский владыкой Вениамином (Миловым). Текст этого перевода в машинописи хранится в библиотеке Московской духовной академии.

Преподобный известен и как замечательный песнословец. Ему принадлежат припевы «Достойно есть» к канону Пресвятой Троицы, читаемому на воскресной полунощнице; канон святому Кресту; в канонике (1407 г.) преподобного Кирилла Белозерского (+ 1427) находится «Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита» (ГПБ, ф. Кир. м-ря).

Использованные материалы

[1]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2578/sxsaintinfo.aspx

[2]  παρόρεια — «приграничная», «пограничная», т. е. возле границы между Болгарскими и Ромейскими землями.

[3]  Иером. Леонтий (Козлов). Григория преподобного монастырь // Православная энциклопедия, т. 13, с. 88-97 — http://www.pravenc.ru/text/168091.html

[4]  «Преподобный Феодосий Тырновский» (по житию, написанному святителем Каллистом) / В кн.: Патерик земли Болгарской. В 2-х тт. — М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008. — Т. 1. С. 215.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5874.html

Житие святого преподобного григория синаита — православные молитвы

Житие святого преподобного Григория Синаита

Жизнь Григория Синаита вызывала восхищение у его современников, была исполнена любви к Богу и послушания перед Ним. О его земном пути известно немного. Но то, что этот человек оказал огромное влияние на монашество в Православной Церкви — это неоспоримый факт.

Преподобный Григорий Синаит (†1346)

Григорий Синаит — византийский философ и богослов, поэт и писатель, монах, один из основоположников исихазма, возродил на Афоне практику Иисусовой молитвы.

О его жизни известно крайне мало. Преподобный Григорий Синаит родился около 1268 года в приморском поселении Клазомены около г. Смирны (Малая Азия) от богатых родителей.

Около 1290 года он был взят в турецкий плен агарянами и отправлен в Лаодикию. После освобождения преподобный прибыл на о.Кипр, где постригся в иноческий чин. Затем он отправился на Синайскую гору в монастырь Св.

Екатерины и принял там великую схиму, поэтому и получил прозвище «Синаит». Исполняя послушания повара и пекаря, преподобный был также искусным писцом и превосходил всех в чтении и знании Священных и отеческих книг.

Строгость его жизни (пост, бдение, псалмопение, стояние на молитве) одних приводила в изумление, а у других вызывала зависть.

Удалившись из монастыря, преподобный посетил Иерусалим. Некоторое время он жил на Крите. Там он повстречался с отшельником, старцем Арсением, научившим его «умной молитве». Затем Григорий поселился на Афоне, где обошел все монастыри и всех подвижников. Таким путем он вобрал многовековой опыт иноческой жизни древнейших обителей.

[attention type=yellow]

На Афоне Григорий Синаит прославился духовными подвигами — он построил себе в уединенном месте исихостерий — келлию для безмолвия и беспрепятственных занятий умной молитвой, соединенной с тяжелым иноческим трудом.

[/attention]

Мудрыми наставлениями и святостью жизни Григорий снискал уважение всей Афонской братии, стал руководителем движения исихастов и воспитал множество учеников, оказавших большое влияние на духовную жизнь поздней Византии.

Позже он перебрался во Фракию, граничившую с Болгарией, куда к нему для обучения стекалось множество болгарских и сербских иноков.

Заботясь о распространении иноческого делания, преподобный основал несколько келлий на Афоне и 4 лавры во Фракии.

Драгоценным наследием преподобного Григория являются наставления о внутренней жизни, 15 глав о безмолвии и 142 главы о заповедях, где он говорит, что «ищущий уразуметь заповеди без исполнения их и через учение и чтение обрести то желающий подобен человеку воображающему тень вместо истины». Источниками его работ были труды Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Филофея Синаита и др.

Его поучения об умной молитве вошли в сборник «Добротолюбие» и оказали сильное воздействие на монашескую жизнь в Православной Церкви.

Преподобный известен и как замечательный песнословец. Ему принадлежат припевы «Достойно есть» к канону Пресвятой Троицы, читаемому на воскресной полунощнице; канон святому Кресту; в канонике (1407г.) преподобного Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года) находится «Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита».

Преставился преподобный Григорий Синаит в 1346 году в своей так называемой «Скрытной» (Парарийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.

Память о святом совершается 8/21 августа и в 1 неделю по неделе Всех святых.

Преподобный Григорий Синаит

Тропарь преподобному Григорию Синаиту, гл.8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со ангелы срадуется, преподобне Григорие, дух твой.

Ин тропарь, гл.1
Пустынный житель и в телеси Ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Григорие, постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь, гл.8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Григорие, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Григорию Синаиту, гл.2
Чистотою душевною Божественне вооружився и непрестанныя молитвы, яко копие, вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Григорие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Житие преподобного Григория Синаита (из цикла «Мульткалендарь»)

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (130) раз

Эта запись была размещена в Святые. Сделайте закладку на постоянную ссылку.

Источник:

Григорий синаит — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Григорий Синаит (кон. 1260-х — 1-я пол XIV в.), монах, преподобный

Память 8 августа, 6 апреля (Греч. [1]), в Соборах Афонских и Синайских преподобных

Родился в конце 1260-х годов столетия в Малой Азии: либо в селе Кукуле, либо в приморском поселении Клазомены около Смирны. В молодости был пленен османскими турками, напавшими на его родное село. Из плена его выкупили лаодикийские христиане, на которых произвело огромное впечатление исполнение церковных песнопений пленниками, отпущенными турками в храм, ближайший от военного лагеря.

В дальнейшем житие преподобного связывается с местами монашеских поселений: остров Кипр, гора Синай, Палестина, Критская пустынь, Афон, Парорийская пустынь [2], снова Афон, и снова Парория. Из этих мест особо следует отметить гору Синай и Афон. На Синае преподобный был пострижен в малую схиму.

Источник: http://molitvennikk.ru/drugoe/zhitie-svyatogo-prepodobnogo-grigoriya-sinaita-pravoslavnye-molitvy.html

Преподобный Григорий Синаит (†1346)

Житие святого преподобного Григория Синаита

Григорий Синаит — византийский философ и богослов, поэт и писатель, монах, один из основоположников исихазма, возродил на Афоне практику Иисусовой молитвы.

О его жизни известно крайне мало. Преподобный Григорий Синаит родился около 1268 года в приморском поселении Клазомены около г. Смирны (Малая Азия) от богатых родителей.

Около 1290 года он был взят в турецкий плен агарянами и отправлен в Лаодикию. После освобождения преподобный прибыл на о.Кипр, где постригся в иноческий чин. Затем он отправился на Синайскую гору в монастырь Св.

Екатерины и принял там великую схиму, поэтому и получил прозвище «Синаит». Исполняя послушания повара и пекаря, преподобный был также искусным писцом и превосходил всех в чтении и знании Священных и отеческих книг.

Строгость его жизни (пост, бдение, псалмопение, стояние на молитве) одних приводила в изумление, а у других вызывала зависть.

Удалившись из монастыря, преподобный посетил Иерусалим. Некоторое время он жил на Крите. Там он повстречался с отшельником, старцем Арсением, научившим его «умной молитве». Затем Григорий поселился на Афоне, где обошел все монастыри и всех подвижников. Таким путем он вобрал многовековой опыт иноческой жизни древнейших обителей.

[attention type=yellow]

На Афоне Григорий Синаит прославился духовными подвигами — он построил себе в уединенном месте исихостерий — келлию для безмолвия и беспрепятственных занятий умной молитвой, соединенной с тяжелым иноческим трудом.

[/attention]

Мудрыми наставлениями и святостью жизни Григорий снискал уважение всей Афонской братии, стал руководителем движения исихастов и воспитал множество учеников, оказавших большое влияние на духовную жизнь поздней Византии.

Позже он перебрался во Фракию, граничившую с Болгарией, куда к нему для обучения стекалось множество болгарских и сербских иноков.

Заботясь о распространении иноческого делания, преподобный основал несколько келлий на Афоне и 4 лавры во Фракии.

Драгоценным наследием преподобного Григория являются наставления о внутренней жизни, 15 глав о безмолвии и 142 главы о заповедях, где он говорит, что «ищущий уразуметь заповеди без исполнения их и через учение и чтение обрести то желающий подобен человеку воображающему тень вместо истины». Источниками его работ были труды Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Филофея Синаита и др.

Его поучения об умной молитве вошли в сборник «Добротолюбие» и оказали сильное воздействие на монашескую жизнь в Православной Церкви.

Преподобный известен и как замечательный песнословец. Ему принадлежат припевы «Достойно есть» к канону Пресвятой Троицы, читаемому на воскресной полунощнице; канон святому Кресту; в канонике (1407г.) преподобного Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года) находится «Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита».

Преставился преподобный Григорий Синаит в 1346 году в своей так называемой «Скрытной» (Парарийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.

Память о святом совершается 8/21 августа и в 1 неделю по неделе Всех святых.

Григорий Синаит

Житие святого преподобного Григория Синаита

Григорий Синаит — преподобный, основоположник византийского мистического учения исихазма. Родился в 60-е гг. XIII в. в селении Кукуль близ г. Клазомена в малоазийской феме Фракисий, умер в 40-х гг. XIV в. в Парорийской пустыне во Фракии.

В молодости был захвачен в плен турками, выкуплен, а затем принял монашество и был одно время насельником монастыря Святой Екатерины на Синае. На о. Крит Григорий повстречался с отшельником, старцем Арсением, научившим его умной молитве.

После этого Григорий Синаит поселился на Афоне, где прославился духовными подвигами, стал руководителем движения исихастов и воспитал множество учеников. Позже он перебрался во Фракию, граничившую с Болгарией, куда к нему для обучения стекалось множество болгарских и сербских иноков.

Григорий Синаит написал религиозно-философские произведения, посвященные обоснованию аскетизма и обобщавшие многовековой опыт монастырской созерцательной мистики. Источниками его работ были труды Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Филофея Синаита и др.

Из представителей исихазма он оказал наибольшее влияние на развитие святоотеческой традиции в Древней Руси. Житие преп. Григория Синаита написано его учеником Каллистом, будущим константинопольским патриархом.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 266-267.

Григорий Синаит, преподобный (1260-1346),один из основоположников исихазма, оказавшегобольшое влияние на идеологию Святой Руси,духовный писатель. В молодости был захвачен вплен турками. Будучи выкуплен, вступил вмонашество и был одно время в монастыре Св.Екатерины на Синае. Отсюда его наименованиеСинаит.

Возвращаясь с паломничества в Иерусалим,прпеподобный задержался на о. Крит, где встретилотшельника старца Арсения, научившего его умноймолитве. После этого св. Григорий поселился наСв. Горе, где проводил время в высоких духовныхподвигах. Вокруг него собрались ученики, одинзамечательнее другого. Он их обучил умномуделанию.

Но кроме учеников Григорий наставлялвсех, приходивших к нему, и потому он пользовалсяне только известностью, но и большим влиянием иуважением среди афонской братии вообще, так что“почти всякий считал великим несчастием не бытьу св. Григория и не сподобиться слушать егоучения”, — говорит его агиограф, патр.

Каллист,прибавив, что ему сказывали испытавшие силуучения Григория, что беседы его производили наних сильное обаяние. “Когда св. Григорийрассуждал о чистоте души, в душах нашихпробуждалось некое божественное, неудержимоестремление к добродетели и неизъяснимая любовь кБогу”. Прп.

Григорий представлял из себя сильнуюнатуру, одаренную в высшей степени всемисвойствами души, чтобы быть проповедником ираспространителем своей идеи и внушитьсобеседнику полную веру в нее, ибо он сам всецелобыл проникнут ею. Этот высокий аскет “побуждалупражняться в умной молитве и хранении ума какпустынников, так и киновиатов — решительновсех”.

Затем от тревог времени удалился он впустыню Парорию во Фракии, граничившей сБолгарией, куда к нему стекалось множествоболгарских иноков. Так, в приписке к рукописномукодексу его сочинений сказано: “быв первыйучитель болгарам и сербам умного делания попреданию и художеству древних отцов”. Учениепрп.

Григория о начале строгой аскетическойжизни было распространено не только междугреками, болгарами и сербами, но и дальше, если неим самим непосредственно, то, по крайней мере,через своих многочисленных и нередкозамечательных по своей выдающейся роли вцерковной истории Юго-Восточной Европы XIV в.учеников.

Прп. Григорий составил общее учение обисихазме. Главный труд его — это 150 глав,составляющих трактат об умной молитве.

И.М. Концевич

Григорий Синаит (Γρηϒόριος ὁ Σιναΐτης) (ок. 1255 или в 1265, Кукула, у Клазомен, Лидия —27 ноября 1346 в монастыре Парории) — византийский монах, мистик.

Стал монахом (скорее всего, после 1337) на Кипре, куда бежал юношей после турецкого плена; вступил в монастырь на Синае, посетил св. места в Палестине.

На Кипре учился у аскета Арсения, затем до 1325 находился в монастыре Филофея, который покинул лишь в связи с угрозой нападения османов. Основал монастырь в горах у Странжи во Фракии ок. 1330 (при поддержке болгарского царя 

Ивана Александра), куда собирались как греческие, так и славянские монахи. Житие св. Григория, написанное его учеником — будущим константинопольским патриархом Каллистом I, было рано переведено на славянские языки (древнейший славянский список относится к началу 15 в.).

Предтеча исихазма; главное сочинение — т. н. «Весьма полезные главы в акростихах» — представляет собой собрание афоризмов, догматических сентенций, советов по теории и практике исихастской молитвы. Исповедовал особую практику «сердечной молитвы», сочетавшую молитву с особым дыхательным тренингом.

Автор литургических гимнов и других богословских сочинений, развивающих традиции Иоанна Лествичника и Симеона Нового Богослова. «Беседа о Преображении» Григория Синаита характеризует видимый мистиком свет как Фаворский свет Преображения. Среди неизданных сочинений — тропари на св. Троицу, литургические каноны св. Кресту, св.

отцам, Иисусу Христу и др.

М. В. Бибиков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д, с. 559-560.

Григорий Синаит (вторая половина XIII в. — 40-е годы XIV в.) — византийский философ и богослов, поэт и писатель, глава «келейного» периода исихазма.

Его «Наставления безмолвствующим», «О безмолвии и молитве», «Аскетические главы» представляют достаточно цельную философско-богословскую систему, в которой учение о человеке и вопросы познания соединяются с учением о принципиальной возможности встречи человека с Богом.

Г. С. — один из первых мыслителей, кто отметил негативные последствия распространившегося повсеместно рационализма, который, приводя людей «словами к широте знания и помыслами к наидичайшим рассуждениям, создает себе в них убежище». Подлинная мудрость заключается для Г. С. в созерцании и целостном, «нераздельном» знании.

Для этого, считает он, ум человеческий надо очистить и восстановить в том достоинстве, в коем он пребывал до грехопадения. Постоянное духовное совершенствование, поиск в стремлении к истинному знанию видимых (чувственных) и «невидимых вещей» сообщают человеку достоинство осмысленного существования.

Но в повседневности человеку мешают «греховные мысли и греховные желания».

Источник греховных мыслей — разделение единичной и простой памяти, которая обратилась из простой в сложную, «из одновидной — в разновидную». Тем самым она обрекла себя на гибель, поскольку уничтожила в человеке непрерывное воспоминание о Божестве. В результате ум человека заполнился греховными помыслами, памятью о них.

Исцеление возможно только на пути возврата ума к собственной «нераздельности». Одна из самых больших опасностей, грозящих человеку, — своеволие ума, «псевдотворчество», сон разума, отдавшегося на волю фантазии, которая коварно играет запомнившимися человеку его собственными греховными помыслами.

Человек, не контролирующий свою внутреннюю жизнь, по мысли Г. С., оказывается пленником самого себя, ибо внешнее настолько воздействует на человека, что каждую минуту готово подчинить его себе, заполняя чувственность — как бы «проводницу» внешнего мира.

Человек попадает в замкнутый круг, двигаясь в котором он разрушает своего «внутреннего» человека.

Источник греховных желаний — беспорядочное движение мыслей. Греховное желание рождает беспечность, беспечность рождает неведение, неведение рождает забвение истины, забвение рождает разновидную память, которая рождает беспорядочные мысли, из беспорядочных мыслей опять возникают греховные помыслы, от помыслов происходят греховные мечтания.

От мечтаний рождаются страсти, от страстей — греховные дела. В разуме начинают господствовать фантастические представления, которые выстраиваются в угоду наклонностям нашей души и господствующей в ней страсти.

Эта страсть используется демонами для размножения в нашей душе конкретных образов, которые преследуют нас и в состоянии бодрствования, и во сне.

Такому анализу души человека позавидовал бы сам 3. Фрейд: тот ад, который носит в себе человек XX века, был узнан монахом Г. С.

Для него беспримерное дело преображения человека не безнадежно; в постоянно творческом усилии необходимо учиться соединять трезвое осознание собственных несовершенств, своего рода самоанализ, с постоянным синтезом, восстановлением и поддержанием памяти о Божестве, стремлением к Нему практически — в акте исихии.

Чтобы обновиться к новой жизни, человеку необходимо разрушить три царства «трех сил души, трех князей злобы». Это царства дракона, «князя бездны» (царя похоти), «князя мира сего» (царя раздражительной части души), «князя воздушного» (царя ложных созерцаний, иллюзий, фантазий).

Примечательно, что наряду с апокалиптическими картинами человеческого «растления плоти», рисуемыми Г. С., у него можно найти несколько иные описания источника греховности. Не безумные фантазии гедониста, а рутинность нашей телесной жизни, простое и пассивное следование за элементарными потребностями, утверждение их в своей душе в качестве основных — вот глубинная основа падения человека.

В учении Г. С. моральное самоусовершенствование, нравственное уподобление Христу — ступени к высшей ее цели, которая заключается в преображении, «обожении» всего человеческого естества, души и плоти, причем не метафорически, а реально, и не в загробной жизни, а здесь, на этой грешной земле, и не путем пантеистического растворения

в Божестве, а на пути свободного обретения человеческой личностью единства сущности и существования. Творчество Г. С. оказало заметное влияние на русскую философско-богословскую мысль, фресковую живопись, иконопись и литературу XIV-XVI вв.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 86-88.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Литература:

еп. Алексий. Византийские церковные мистики XIV века: препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит. Казань, 1906;

Культура Византии. XIII — первая половина XV в. М., 1991, с.427—429.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/grigory_sin.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    .