Мощи святого преподобного Илии Муромца

Содержание

Мощи святого преподобного Илии Муромца

Мощи святого преподобного Илии Муромца

Со времен детства каждый человек слышал о подвигах славного русского богатыря Ильи Муромца. Для христиан станет удивительной новостью тот факт, что Илья Муромец – не просто былинный, сказочный герой, а настоящий богатырь, живший на Руси. Мало того, непобедимый воин вел христианский образ жизни и за свои подвиги на почве христианской веры причислен к лику святых.

Мощи святого Ильи Муромца – христианская святыня, хранящаяся в пещерах Киево-Печерской Лавры, и поныне приходит на помощь христианам по горячим молитвам у могилы преподобного.

В чем христианский подвиг святого Илии Муромца

Исторические сведения не сохранили подробности о жизни былинного героя. Объяснить этот факт можно исходя из того, что выходец из народа не мог быть увековечен в истории народа. Это было прерогативой только князей и богатых граждан Руси. Богатырь родился в семье крестьян в Муромском крае. До 30 лет Илья жил с парализованными ногами и был исцелен сверхъестественным образом.

По народному сказанию дом парализованного силача посетили старцы, которые попросили у Ильи воды, приказав парализованному принести ее самому. Некогда немощный богатырь встал, принес воду и по приказу старцев выпил ее, наполнившись невероятной силой.

Святой преподобный Илия Муромец, Печерский

Современные историки произвели исследования мощей преподобного Илии Муромца и подтвердили, что у богатыря есть изменения в костях ног, это подтверждает сведения о 30-летнем параличе силача. Во время болезни юноша не озлобился, всегда был терпелив, смирен, уважителен к старшим.

Историки связывают его монастырскую жизнь с именем Ильи Печерского, жившего в пещерах Киево-Печерской Лавры в конце двенадцатого века.

В записях Киево-Печерских монахов мало говорится о подвигах Ильи Печерского, который возрастал под духовным наставничеством Преподобного Поликарпа, он наставлял инока на пути укрепления христианской веры.

Важно! Факт нетленности святых мощей и захоронение около преподобных священников говорит о том, что это был поклонник Христа, наделенный огромной Божьей милостью.

Еще святой богатырь известен под именем Чеботок, так стали кликать его после одной битвы, перед которой он надел один сапог, а второй не успел и стал ним отбиваться от врага.

Во время набега врага силач в первых рядах вставал на защиту Печерского монастыря, в одном из боев был смертельно ранен.

Ближние Пещеры Лавры стали последним пристанищем былинного воина и русского святого в 1188 году.

Где хранятся и о чем молятся у святых мощей

С того времени идет полемика, Илья Печерский и Илья Муромец этот один и тот же человек ли разные люди.

По свидетельству паломника XIII века, видевшего нетленные мощи святого, у того была пробита рука, прикрывающая сердце. Очевидно, что увидев летящее копье, воин-инок автоматически прикрыл сердце рукой, но это не спасло его от смертельной раны.

В 1988 году Межведомственной комиссии Министерства здравоохранения УССР была проведена экспертиза нетленных мощей богатыря. Открытия поразили самих исследователей. Погибшему воину было 45-50 лет, в районе его сердца имеется глубокий след от копья, а пальцы правой руки сложены по православию для нанесения на чело крестного знамения.

Мощи преподобного Илии Муромского, Печерского

Во время Никоновских бунтов XVII-XIX веков именно этот факт использовали православные для оправдания трехперстного крещения.

Важно! В 1643 году богатырь и инок Илья Муромец был канонизирован. Мощи его почти 4 века к тому времени оставались нетленными, что является особой благодатью Господней.

Печерским архимандритом Варлаамом было установлено празднование памяти Собора святых отцов Ближних пещер 1 января.

В пещеры Киево-Печерской Лавры к гробнице святого воина чаще всего приходят с просьбами о защите военных, солдат срочной службы, правоохранителей, что особенно актуально в современном мире.

В 1998 году в Подмосковье появился Храм святого Илии Муромца, которые построили военные на своей территории в честь покровителя русского воинства. Частичка святых мощей, а именно средний палец руки хранится в Муромском монастыре на родине святого.

Православная церковь  и войско российское почитает богатыря-монаха.

Спасо-Преображенский монастырь, хранитель частицы мощей святого воина Илии Муромца, можно посетить в любое время и помолиться в отдельной комнате, где все экспонаты посвящены памяти великого воина – монаха.

К мощам святого часто обращаются больные, страдающие проблемами с позвоночником и ногами.

Мощи Илии Муромца

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/moshhi-ilii-muromtsa.html

Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым

Мощи святого преподобного Илии Муромца

МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Первое января — знаменательная дата не только с точки зрения встречи Нового года.

Русская православная церковь в этот день чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем войск РВСН, Дальней авиации и пограничников.

В народной памяти Илья Муромец — это прежде всего знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок. Идет ли речь об одной и той же личности и как былинный герой оказался в церковных святцах — в материале РИА Новости.

Былинный Илья Муромец

Сказания о победителе Соловья-разбойника сложились во времена Киевской Руси. Былины рассказывают о том, что Илья был родом из села Карачарово под Муромом, из простой крестьянской семьи.

С детства он был парализован: «сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». По преданию, в 33 года его излечили от болезни явившиеся ему «калики перехожие» — святые странники, которые напоили его целебной водой. Они же предсказали Илье, что станет он великим богатырем и «смерть ему в бою не писана».

После этого молодец получил «силу великую». В благодарность за чудесное исцеление он выкорчевал дубы и заложил на высоком берегу Оки небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы (сейчас этот храм в центре Карачарово возрождается).

Взяв благословение у родителей на ратные подвиги, Илья Муромец пошел в Киев.

Там он попал в дружину киевского князя и охранял границы Руси от многочисленных врагов, не зная поражений. «Илья из Мурома» говорил, что ему «не надо ни серебра, ни золота», что для него одна награда — «Руси служить, от врагов ее оборонять».

Поединок богатыря с Соловьем-разбойником аллегорически трактуется как битва христианина с языческой силой, мешающей ему «к обеденке поспеть в стольный Киев-град».

О кончине Ильи Муромца в былинах говорится по-разному: где-то он каменеет вместе с другими богатырями, где-то живой ложится в гроб и остается там навсегда, а где-то уплывает на «соколе-корабле» — и больше о нем нет известий.

Святой Илия Печерский

Илья Муромец жил в XII веке, и достоверных сведений о нем сохранилось очень мало. «Дело было практически 800 лет назад — информация крайне скудная. Это какие-то случайные крупицы, на основании которых строят те или иные гипотезы», — говорит известный церковный миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш).

Существующие жития (жизнеописания) Илии Муромца занимают буквально один-два абзаца. Так, церковный календарь на портале  Православие.ру рассказывает о том, что преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок (то есть сапожок) был уроженцем города Мурома, «подвизался» в Киево-Печерской лавре и умер около 1188 года. 

Как повествует житие святого Илии, он «скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнув к ладони».

Во времена борьбы со старообрядческим расколом в XVII-XIX веках этот факт из жизнеописания святого служил серьезным доказательством в пользу троеперстного сложения (старообрядцы выступали за двоеперстие).

По преданию, свое прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.

«Синаксарь» (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что «святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием». Поступив на военную службу, он стал «одним из наиболее мужественных и прославленных воинов киевского князя». 

В «Синаксаре» также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там «святую жизнь затворника» и «преставился в мире». Его чудотворные мощи «пребывают нетленными» в Ближних пещерах лавры.

Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.

А что по документам?

Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что «это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания».

«Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем.

Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей.

Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах», — сказал РИА Новости Кириллин.

В древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в «Повести временных лет», как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и «событиям государственного значения», тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.

Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. «В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить», — признает Владимир Кириллин.

Былины, по его словам, являются «довольно поздней записью»: их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.

«С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков.

Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились.

Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция», — рассказывает Кириллин.

Не отличается стопроцентной исторической достоверностью и агиографический материал — описания жизни святых. По словам иеромонаха Макария (Маркиша), агиография — это прежде всего «благочестивая, душеполезная история», «наставительный текст».

В житии, однако, может присутствовать какая-то «реконструкция» событий, не подтверждаемая фактами, или определенная «редактура», «народное творчество», внесенное в историческую канву. А история «сама по себе идет».

Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы.

А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу. 

Экспертиза останков

Современные исследования позволили более точно представить облик монаха-богатыря и, возможно, приоткрыли тайну его кончины. В 1988 году экспертизу останков святого провела межведомственная комиссия Минздрава УССР, о чем сообщали СМИ.

Было установлено, что это мужчина крепкого телосложения, ростом 177 сантиметров (для своего времени — значительно выше среднего), в возрасте 40-45 лет. Его останки датированы XII веком. Судмедэксперты выявили также дефекты позвоночника — подтверждение перенесенного в молодости тяжелого заболевания опорно-двигательной системы.

Специалисты также обнаружили рану от копья на руке Ильи Муромца, а также похожую по форме обширную рану в области сердца. Она, предположительно, и стала смертельной. Возможно, защищаясь от врагов, безоружный монах прикрыл грудь рукой, и удар копья пробил руку и сердце. 

Известно, что в конце XII века несколько опустошительных набегов на Киевские земли совершили кочевники. Половцы подвергли разорению и Киево-Печерский монастырь. Илья Муромец мог погибнуть во время одного из таких нашествий. 

Почитание в войсках и в народе

За что насельник обители был канонизирован? В Русской православной церкви на этот вопрос отвечают, что причисление к лику святых — это «не присвоение награды, а констатация факта», когда Церковь «свидетельствует о том, что человек прославился своей святостью».

«Да, для канонизации нужны определенные условия: факты благочестивого почитания, чудес и так далее, — замечает иеромонах Макарий. — Но заметьте: это все практика недавнего времени.

А в древности, скажем, когда причисляли к лику святых Николая Чудотворца или Сергия Радонежского? В отношении них не было никакого соборного акта — их святость известна с древности, и она просто засвидетельствована общецерковным почитанием.

И в отношении Ильи Муромца нет никакого «знака качества». С древности его почитают вместе с другими киево-печерскими преподобными, и Церковь сохраняет свое наследие».

В России не так много храмов, посвященных этому святому. В 1990-х годах храмы в его честь были построены в самом городе Муроме и в подмосковном поселке Власиха, на территории Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (здесь же действует православный военно-патриотический клуб «Илия Муромец»).

А 9 мая 2006 года Ильинский храм был освящен на Белгородчине, недалеко от знаменитой «Прохоровки» — третьего ратного поля России.

На родине Ильи Муромца, в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Мурома, находятся и его мощи, точнее, их небольшая часть — кисть левой руки.

Гробница со скульптурным образом русского богатыря установлена в отдельном помещении собора с низким потолком и округлыми сводами. К ней, как и к мощам святого Илии в пещерах Киево-Печерского монастыря, по словам классика, «не зарастает народная тропа».

Считается, что молитвенное поклонение Илье Муромцу помогает исцелять болезни позвоночника и параличи. 

Источник: https://ria.ru/20180101/1511970807.html

Где находятся мощи Ильи Муромца? Спасо-Преображенский монастырь, город Муром. Киево-Печерская лавра

Мощи святого преподобного Илии Муромца

Илья Муромец — достаточно знаменитый, однако весьма и весьма загадочный богатырь, о котором слагалось и слагается до сих пор множество интереснейших легенд и былин.

Практически невозможно отыскать человека, который не был бы наслышан о ратных подвигах героя.

Чаще всего знания людей об Илье Муромце почерпнуты из небольшого количества русских народных сказок, а правда, как ни странно, остается в тени.

Сложный и многогранный образ богатыря даже некоторых ученых и философов вводит в легкое заблуждение. Мощи Ильи Муромца долгое время подвергались тщательному изучению. К чему это привело, будет рассказано ниже.

Правда или выдумка?

Уже около 200 лет потрачено учеными на то, чтобы хотя бы приблизиться к разгадке тайн личности витязя, тем не менее большинство попыток остаются тщетными.

Люди, живущие в далеких 16-19-м веках, не испытывали и тени сомнения в том факте, что Илья Муромец существовал и совершал подвиги на самом деле. Также известно то, что русский богатырь был на должности воина и нес службу в полку у князя славного города Киева.

Древние русские сказания не дают никоим образом усомниться в происхождении богатыря, родным городом которого считается Муром. Тем не менее исторические сведения гласят о том, что истинной его родиной является село Карачарово, находящееся в Муромской области.

Возможно, эти данные и не противоречат друг другу. Ведь неспроста хранит город Муром мощи Ильи Муромца. Адрес монастыря, где они покоятся, — ул. Лакина, 1.

Однако современные деятели исторических наук считают, что на самом деле Муромец родился и долгое время жил на Черниговщине.

Недалеко от этого места есть такие населенные пункты, как Карачев и Моровийск, где о подвигах и жизни богатыря помнят и не устают спорить по сей день.

Если посмотреть на эту информацию со знанием географии, то можно понять, что сведения абсурдны, так как эти города находятся за много сотен километров друг от друга.

Почему богатырь – Муромец?

Тем не менее стоит принять во внимание тот факт, что эти три города, то есть Муром, Чернигов и Карачев, находятся приблизительно в одном и том же направлении от Киева.

Соответственно, эта территория вполне могла стать местом знаменитейших ратных свершений древнерусского героя былин. Еще неподалеку находится село Девять Дубов, проезжая мимо которого, русский богатырь Илья Муромец добирался до места несения службы.

Соответственно, существенных различий между официальной историей и народными былинами и легендами не наблюдается. Также весьма примечательным фактом является то, что Муром очень долго являлся частью Черниговского княжества.

Сопоставление названия города и имени былинного богатыря вполне обоснованно, так как города Муром и Чернигов очень долго были значимой частью как Владимиро-Суздальской, так и Московской, и Киевской Руси. Эти места по сей день считаются исторической родиной витязя.

Неспроста хранится сегодня частица мощей Ильи Муромца в Муроме.

Как ни странно, древнерусские летописи не имеют сведений об Илье Муромце, в то время как даже в далекой Германии этот исторический герой по праву признан одним из главных лиц поэтических произведений 18-го столетия, которые основаны на более ранних эпических творениях. В данных писаниях Илья Муромец предстает перед читателями в образе могучего воина и витязя Ильи Русского. Что касается официальных документов, в них имя Муромца впервые встречается в далеком 1574 году.

Подвиги витязя Ильи Муромца

Поскольку Илья являлся по вероисповеданию убежденным христианином, воспитанным по всем законам и канонам веры в Иисуса, перед тем как пойти на подвиги, он кланяется родителям и всей семье до земли. Поклонившись, Илья просил у отца и матери благословения и напутствия.

Сказания разъясняют, что мать и отец Ильи, несмотря на собственную немощность и слабость, давали согласие на подвиги сына и отпускали его в дальний путь, лишь только дав на память горсть родной земли города Мурома. Еще родители брали с сына клятву в том, что от его меча не будут погибать люди, придерживающиеся христианства.

Верность данному родителям слову Илья Муромец подтверждал тем, что все христиане остались живыми, а на территории Руси воцарилась справедливость и торжествовала правда.

Знаменательные сражения

Как только Муромец слышал одобрение из уст родителей, его путь лежал во Владимирское княжество, откуда и начинался процесс его служения. Богатырь был единственным, кто решился ехать к князю в наиболее сложные времена для Руси.

Повстречав разбойников, Илья предпочел избежать войны и выпустил стрелу из лука в вековой дуб, который рос совсем недалеко.

Стрела, попавшая прямо посередине дерева, разломила дуб на мельчайшие щепки, что потрясло разбойников, и они, хором поклонившись и выразив почтение, пропустили витязя вперед, не начиная бой.

Исторические данные гласят, что следующим сражением, в котором Илья одержал победу, является битва с Соловьем-разбойником, мифическим существом, которое символизирует языческое начало.

Именно потому богатырь, истинно верующий в существование Христа, пытался вести ожесточенный поединок с разбойником.

В доказательство того, что богатырь был приверженцем христианской веры, многие историки и великие деятели изобразительного искусства пытаются запечатлеть витязя с оружием в виде крестообразного копья.

Прием у князя

Помня о наставлениях матери, Муромец перед каждой баталией предпринимал попытки убедить врагов закончить все мирным путем. Тем самым можно утверждать о наличии у прославленного витязя практически безграничной выдержки, терпения и милосердия.

Большинство рассказов о ратном служении Ильи Муромца берут начало с момента знатного пира во дворце князя Владимира. На этот пир попал богатырь сразу же, как только оказался в Киеве.

Гости имели возможность усаживаться на любые места за столом, а Илья же, перед тем как сесть и приступить к гуляниям, совершил молитву у образов и кланялся в ноги не только князю и княжеской знати, но и всем присутствующим.

Принимали богатыря со всем радушием и почестями, а все благодаря тому, что витязь смог защитить людей Руси от яростных нападений Соловья-разбойника и его помощников.

Илья Муромец – посланник Христа

На самом деле богатырь держал путь во владения Владимира Мономаха, а не к Владимиру Святославовичу, как говорится во многих писаниях. Об этом можно судить по тому, что вера во Христа уже была популярна не только в пределах Руси, но и за рубежом, а конкретно в странах Азии. А это, как известно, просто не могло случиться сразу после того, как произошло таинство Крещения русского народа.

Во многих народных сказаниях уже есть информация о Владыке Черноморском, который был отцом еще одного знаменитого богатыря, Алеши Поповича. Вера во Христа в этой местности прижилась среди населения далеко не сразу. Исключительно благодаря Илье Муромцу и его помощникам-богатырям битвы с жестокими полководцами были проведены в степной местности.

Как раз в тот период среди народа распространилась истина о том, что божественная мощь заключается не в физической силе, а в истине и борьбе за справедливость. Это большая удача, что даже сегодня люди могут ощутить все могущество богатыря, прикоснувшись к его святым мощам. Киево-Печерская лавра (Украина) бережет их со всей трепетностью.

Тайна гибели Ильи Муромца

Илья Муромец относился к роду простолюдинов и был своеобразным бельмом на глазу княжества. Потому честное имя богатыря было опорочено и даже вычеркнуто из летописи как пример триумфального возвращения русского крестьянина, воевавшего за спокойствие русских людей.

Похоронили Илью Муромца в том месте в Софийском соборе, где быть погребенными мечтали все представители знати, но у них просто не было на то возможности. Возможно, именно потому захоронение Ильи Муромца было нещадно разгромлено, тем временем как все соседние гробницы остались в целости и сохранности.

Об этой несправедливости со стороны властей по отношению к богатырю Руси дал знать в собственных рукописях посол главы Святой Русской империи по имени Рудольф 2-й Эрих Лясота, которому доводилось проезжать мимо окрестностей Киева и мимо самого города в период с 7 по 9 мая 1594 года. Сказано, что Эрих следовал в Киев с дипломатическими целями.

В то время чудотворные мощи Ильи Муромца хранились в перенесшей реконструкцию церкви имени Гурия, Самона и Авива.

Мощи в Киево-Печерской лавре

В тот период о состоянии погребенного тела стали заботиться служители Киево-Печерской лавры. В данном монастыре тело богатыря находится и сейчас. Его памятник подписан скромным сочетанием слов «Илья из Мурома». День памяти витязя отмечается 19 декабря по старой версии календаря, а 1 января — по новой.

Стоит упомянуть о том, что именно 1 января на родине богатыря Ильи Муромца в местный собор была привезена икона, посвященная витязю. К ней прилагался ковчежец, в котором хранилась маленькая частица мощей знаменитого спасителя Руси.

Именно потому, что Киево-Печерская лавра (Украина) располагает множеством секретных материалов, многие историки и даже простые обыватели имеют возможность хоть немного приоткрыть завесу тайны жизни и смерти великого ратного бойца.

Упоминания о Муромце в книгах святых

В 1638 году была впервые издана интереснейшая книга, автором которой стал один из монахов лавры по имени Афанасий Кальнофойский.

При написании книги Афанасий учел всех святых, в том числе и несколько строчек было посвящено жизни и ратным подвигам Муромца.

Было уточнено, что период жизни богатыря тянулся целых 450 лет, начинаясь с 1188 года. Случившиеся в те времена события буквально переполнены драматизмом.

Борьба за княжество

В период с 1157 по 1169 год город Киев стал местом накала междоусобиц за титул князя Руси.

Подумать только, за это время правление Русью-матушкой переходило из рук в руки около 8 раз! А в 1169 году Русь подверглась разорению со стороны Андрея Боголюбского, который, кстати говоря, увез с территории Руси освященный лик Ильи Муромца, считающийся величайшей иконой и несущий божественную мощь и силу.

Эта чудодейственная икона по сей момент известна как икона Владимирской Божьей Матери. С 1169 по 1181 год правлением Киева занимались целых 18 князей, некоторые из которых вступали на престол неоднократно. Также в борьбу за княжение вступили половцы (кипчаки, куманы), которые в период с 1173 по 1190 год усиленно грабили государственную казну и даже совершали убийства.

Причина смерти богатыря

Когда медики того времени производили исследование мощей Ильи Муромца с целью узнать причину смерти, было выяснено, что богатырь погиб именно по причине одного из таких вооруженных нападений половцев.

Как предполагал Сергей Хведченя, являющийся журналистом издания «Вокруг света», это случилось в 1203 году по причине набега половцев и Рюрика. Киев был завоеван силой, лавру сожгли дотла, а большинство владений просто-напросто разграбили, не брезгуя любыми ценностями.

Как говорят составители летописных документов, такого грабежа на территории Руси не было еще ни разу.

Верный служитель

Достигнув почтенного возраста, Илья Муромец принял постриг и стал одним из священнослужителей Киево-Печерской лавры. В документах богатырь зафиксирован как «Илья по прозвищу Муромец».

Что касается истинного имени, оно так никому и неизвестно.

Естественно и то, что богатырь никак не мог остаться равнодушным к тому, что может пострадать символ православной веры и уже к тому времени ставшая родной обитель.

В борьбе за справедливость

Изучая святые мощи Ильи Муромца, эксперты заявили, что богатырь сражался до последнего момента, не желая уступать противнику ни при каких обстоятельствах.

Как свидетельствует их заключение, составленное по результатам осмотра, Илья Муромец получил всего лишь 2 ранения: одно пришлось на руку, а второе хоть и было незначительным, но по року судьбы угодило прямо в сердце витязя.

Кроме того, у трупа отсутствуют ступни обеих ног, а также на левой руке есть рана круглой формы, а на поверхности груди в левой стороне заметно еще одно серьезное увечье. Из этого можно сделать вывод о том, что, перед тем как умереть, богатырь пытался прикрыть участок с крестом рукой.

При виде этого создается впечатление того, что от удара копья рука была буквальным образом «прибита» к груди. Находясь в лавре, можно увидеть, что Муромец погребен в одеянии монаха белого цвета. Над гробом Ильи Муромца находится икона с его изображением.

Впервые с целью подробного исследования мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре были потревожены в 1963 году.

Во времена Советской власти собранной комиссией было ошибочно определено, что ранения на поверхности трупа были умело имитированы служителями монастыря, носившими сан монахов.

А также члены советской комиссии приняли богатыря не за русского человека, кем всегда являлся Илья, а за монгола.

Чтобы досконально исследовать мощи Ильи Муромца, советские ученые использовали самую современную аппаратуру, привезенную из Японии. Итоги проведенных манипуляций просто поразили.

Интересным фактом является то, что пробитую копьем ладонь Муромца увидел еще в 1701 году странник по имени Иван Лукьянов.

Остальные части тела идентифицировать не представилось возможным, так как тело было от головы до пят укутано в белое покрывало.

Мощи Ильи Муромца. Где находятся еще?

Еще одним прибежищем святых мощей богатыря стал один из соборов Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. Здесь в отдельной комнате в украшенном саркофаге сохраняется частичка тела витязя. К мощам можно прикладываться практически в любое время. Это доступно каждому.

Даже после своей смерти былинный герой помогает людям. Говорят, что мощи Ильи Муромца в Муроме способны исцелять болезни позвоночника и параличи.

По версии медицинских экспертов, Илья Муромец жил в 12-м веке, а продолжительность жизни составляла примерно с 1148 по 1203 год. Рост былинного богатыря был чуть-чуть выше среднего значения – 1 метр 77 сантиметров, однако в то далекое время мужчина такого роста считался великаном.

Это подтверждается даже спустя 350 лет, когда мимо столицы имел случайность проехать купец из Германии по имени Мартин Грюневег. Увидев мощи Ильи Муромца, купец впал в настоящее оцепенение от невиданной силы и величия защитника Русской земли.

И это оправданно, так как богатырь Илья Муромец и вправду имел поистине могучий вид: косая сажень в плечах, мускулистый торс, широкие скулы. Словом, все в теле богатыря внушало доверие и спокойствие.

Сила и мощь героя перешли по наследству и карачаровским потомкам Ильи, мужчинам рода Гущиных, которые могли без особого труда передвинуть с места поезд.

Сегодня приложиться к мощам знаменитого русского героя можно в нескольких местах. Часть из них принял Спассо-Преображенский монастырь (Муром). Остальные частицы хранятся в Киево-Печерской лавре.

Источник: http://fb.ru/article/268530/gde-nahodyatsya-moschi-ili-muromtsa-spaso-preobrajenskiy-monastyir-gorod-murom-kievo-pecherskaya-lavra

Преподобный Илия Муромец, Печерский (†1188)

Мощи святого преподобного Илии Муромца

1 января православные чтут святого воина-монаха Илию Муромца Печерского, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения России).

Он прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чеботок, родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом (сейчас микрорайон города Мурома) во Владимирской области в семье крестьянина, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины.

В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище — «Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.

С детства и до 33 лет Илья был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.

Однажды, когда немощный молодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».

Получив исцеление от болезни, Илья посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Известно, что Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Скончался Илия Муромец около 1188 года (на 45-м году жизни).

Мощи Илии Муромца

Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря.

По кончине своей преподобный Илия был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси — Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей.

Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне.

Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья — богатыри духовные Святой Руси.

В 1926 году Лавру закрыли и на ее месте организовали музей, мощи преподобных вскрывали, освидетельствовали, изучали. Атеисты потратили немало сил и средств, пытаясь объяснить феномен сохранности тел монахов в пещерах.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены.

Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.

Определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях

По методу реконструкции антрополога М. М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.

Илия Муромец. Реконструкция по черепу

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII – XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Илья Муромец в Былинах

Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия — одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.

Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).

Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» — это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.

Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие — чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илия на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».

С благословения родителей, собирается Илия в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илия попадает на княжеский пир.

Собранные за столом князя Владимира богатыри — не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илия Муромец — крестьянский сын, Алеша Попович — сын священника из Ростова, Добрыня Никитич — княжеского рода, Ставр — боярин, Иван — купеческий сын.

Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям — его дядя, по былинам — племянник. Илия Муромец — единственный из русских богатырей — крестьянин по происхождению.

И именно ему дарована самая большая сила — и духовная, и телесная. Илия — крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Русские богатыри, во главе которых встал Илия Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага.

Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Илья Муромец и сын» и др.

Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.

Илья Муромец в культуре

В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника.

Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года.

После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.

Виктор Васнецов. «Богатыри» (1881—1898)

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен.

Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек.

Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей.

Молитва святому преподобному Илии Муромцу
О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8
Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Кондак, глас 8
Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.

Пути Ильи Муромца («Святые», ТВ3)

Режиссер: Олег Бараев, Денис Красильников
Ведущий: Илья Михайлов-Соболевский.
Эксперт: Аркадий Тарасов

Октябрь 2007 года. По трассе Москва-Ярославль на большой скорости мчатся несколько десятков мотоциклов. На головном байке в специальном кофре везут икону с частицей мощей самого известного и в то же время самого загадочного из русских святых Ильи Муромца. Его имени нет ни в одной летописи. А его путь — от воина до святого — до сих пор остается тайной.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (5976) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2013/12/29/prepodobnyj-iliya-muromec/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть
    .