Армения и Россия. 30 лет дружбы и союзничества
Армения и Россия ровно 30 лет назад — 3 апреля 1992 года — подписали меморандум об установлении дипломатических отношений и в течение прошедших десятилетий демонстрировали тесное союзническое взаимодействие. После распада Советского Союза Ереван и Москва не только сохранили братские отношения между двумя странами и народами, но и создали платформу сотрудничества, которая содержит все ключевые направления — безопасность, экономику, культуру, образование, общее интеграционное объединение и тесное сотрудничество на международных площадках.
Читайте также
Новая эра для Армении? Партия Пашиняна консолидирует власть
В начале 1990-х Армения была серьезно ослаблена и экономически, и в военном плане из-за последствий разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года, развала промышленности и конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Россия пришла на помощь, гарантировав республике безопасность, — в 1995 году был подписан армяно-российский межгосударственный договор, согласно которому в городе Гюмри была дислоцирована российская 102-я военная база — единственная российская база в Закавказье с общей численностью 5 тыс. человек. В 2010 году Ереван и Москва дополнили соглашение, в соответствии с которым срок ее пребывания с первоначальных 25 лет продлен до 49 лет, до 2044 года.
30 сентября 1992 года Ереван и Москва подписали договор «О статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования», согласно которому погрануправление ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками осуществляет охрану государственной границы с Ираном и Турцией.
Стратегические союзники
Особую роль отношений Армении и России подчеркнул межправительственный договор от 1997 года «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», подписанный во времена президентства первых лидеров стран — Бориса Ельцина и Левона Тер-Петросяна. Уже 26 сентября 2000 года новые лидеры России и Армении Владимир Путин и Роберт Кочарян подписали Декларацию о союзническом взаимодействии, ориентированном на XXI век.
В документе подтверждена решимость развивать и укреплять дружбу между народами двух стран посредством широкого союзнического взаимодействия, интенсивного углубления отношений во всех областях, обеспечения устойчивого мира, стабильности и гарантированной безопасности в регионе Кавказа и во всем мире.
Ереван и Москва также тесно сотрудничают в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), сооснователями которого вместе с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном они являются.
Вопрос Карабаха и посредническая роль Москвы
В феврале 1988 года Нагорный Карабах объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР, после чего начались локальные стычки между живущими там армянами и азербайджанцами, которые переросли в полномасштабные военные действия. Для выполнения посреднической миссии и решения вопроса в рамках ОБСЕ была создана Минская группа (МГ), в которую на начальном этапе входили 11 стран, включая Россию.
Читайте также
История нагорнокарабахского конфликта
Работа посредников не увенчалась успехом, и первая карабахская война закончилась именно благодаря посредническим усилиям Москвы. Ей удалось подвести все вовлеченные в конфликт стороны — Армению, Азербайджан и самопровозглашeнную Нагорно-Карабахскую республику — к подписанию соглашения о прекращении огня, которое было подготовлено 4-5 мая 1994 года в Бишкеке по инициативе Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Ныне действующий формат МГ ОБСЕ — тройка постоянных сопредседателей в лице представителей России, США и Франции — окончательно сформировался в 1997 году.
Вторая фаза активных военных действий в Нагорном Карабахе началась в ночь на 2 апреля 2016 года, после чего стороны обвинили друг друга в нарушении перемирия. 5 апреля того же года при посредничестве России была достигнута договоренность о прекращении военных операций на линии соприкосновения.
Россия сыграла также ключевую роль во время военных действий в Нагорном Карабахе осенью 2020 года. 9 ноября того же года было подписано трехстороннее заявление президента России Путина, президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, которое позволило достичь прекращения военных действий в зоне конфликта. Оно предусматривало, что азербайджанская и армянская стороны останавливались на занятых позициях, ряд районов переходил под контроль Баку, а вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора должны были разместиться российские миротворцы.
РФ и сейчас является ключевым посредником между Арменией и Азербайджаном для достижения договоренностей по заключению соглашения о мире между двумя странами, открытию региональных коммуникаций и защите безопасности населения Нагорного Карабаха.
Россия — главный экономический партнер Армении
В условиях закрытых границ с Турцией и Азербайджаном Россия является главным экономическим партнером Армении. Только в 2021 году товарооборот между двумя странами по сравнению с предыдущим годом вырос на 20,9% и составил $2,6 млрд. Для сравнения: объем внешнеторгового оборота Армении со странами Евросоюза в 2021 году составил порядка $1,6 млрд при росте в 23,4%.
Эксперты полагают, что потенциал экономического взаимодействия между двумя союзническими странами будет намного выше в 2022 году, если учесть, что Армения арендовала паром для начала регулярных перевозок из грузинского порта Поти в российский порт Кавказ, что позволит подключить армянскую железнодорожную систему к инфраструктуре стран Евразийского экономического союза. В настоящее время все перевозки осуществляются через КПП на российско-грузинской границе, который периодически не функционирует из-за сложных погодных условий.
Армения и Россия также сотрудничают в рамках Евразийского экономического союза, а кроме того, взаимодействию активно помогает армянская диаспора, которая, согласно экспертным оценкам, в настоящее время превышает 2,5 млн человек. Только за 2021 год из России в Армению объем денежных переводов составил $866 млн, что является важной частью дохода для множества армянских семей.
Нарек Галстян
Теги:
АрменияРоссияПрисоединение Республики Армения к ЕАЭС
Республика Армения выступила с заявлением о готовности начать процесс присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, а также участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Данное намерение было продекларировано в совместном заявлении президентов Республики Армения и Российской Федерации С. А. Саргсяна и В.В. Путина по итогам рабочего визита Президента Республики Армения С.А. Саргсяна в Москву 3 сентября 2013 года.В развитие данного заявления поступили обращения Президента Республики Армения С.А. Саргсяна в адрес Президента Республики Беларусь и Президента Республики Казахстан от 4 сентября 2013 года с просьбой о поддержке и содействии Армении во вступлении в Таможенный союз. Также поступило письмо Президента Республики Армения С.А. Саргсяна в адрес Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б. Христенко 13 сентября 2013 года с просьбой предпринять необходимые практические шаги для начала процесса принятия Республики Армения в Таможенный союз.
По итогам саммита в Минске также принято Заявление глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Армения «Об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе».
6 ноября 2013 года в г. Ереване Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б. Христенко и Премьер-министр Республики Армения Т.С. Саркисян подписали Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Республикой Армения.
29 ноября 2013 года было завершено оформление проекта «дорожной карты» и документ был направлен на рассмотрение членов рабочей группы.
На 1-м заседании рабочей группы, состоявшемся 5 декабря 2013 года в г. Москве, был представлен и детально обсужден проект «дорожной карты».
На 2-м заседании рабочей группы, состоявшемся 12 декабря 2013 года в г. Москве, представители Белорусской, Российской и Армянской сторон заявили о готовности к вынесению на рассмотрение Советом Евразийской экономической комиссии проекта «дорожной карты» с учетом замечаний и предложений.
24 декабря 2013 года «дорожная карта» была утверждена на высшем уровне, что констатировалось в совместном Заявлении глав государств. Также было принято соответствующее Решение Высшего Евразийского экономического совета (№ 56).
В целом, реализация «дорожной карты» для Республики Армения означала гармонизацию национального законодательства с договорно-правовой базой Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Ход реализации «дорожной карты» обсуждался на заседаниях рабочей группы (3-е заседание состоялось 26 февраля 2014 года в г. Москве, 4-е заседание – 31 марта 2014 года в г. Ереване, 5-е заседание – 14 апреля 2014 года в г. Москве и 6-е заседание – 13 мая 2014 года в г. Москве).
Учитывая успешную реализацию «дорожной карты», а также принимая во внимание стремление Республики Армения стать полноправным участником Евразийского экономического союза, поддержанное главами государств «тройки», еще до официального подписания Договора о Евразийском экономическом союзе экспертами сторон и Евразийской экономической комиссии был подготовлен проект Договора о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу. Итоговая версия проекта Договора направлена главам правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Армения 22 сентября 2014 года. В ходе работы удалось найти развязки по всем чувствительным для сторон моментам.
10 октября 2014 года в Минске президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Армения подписали Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
2 января 2015 года Договор о присоединении вступил в силу. Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза.
Доклад «Республика Армения: два года в ЕАЭС. Первые результаты»
Армения отменяет военные учения возглавляемого Россией альянса | Новости политики
Пашиняна все больше раздражает неспособность России обеспечить свободный транзит по коридору, соединяющему Армению и Нагорный Карабах.
Армения отказалась принимать у себя военные учения Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), возглавляемого Россией альянса постсоветских стран, в заявлении, которое отражает растущую напряженность Еревана в отношениях с Москвой.
Ранее в этом году Россия объявила, что в Армении пройдут ежегодные учения группы, в которую входят шесть государств – Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
«Министр обороны Армении сообщил Объединенному штабу ОДКБ, что в сложившейся ситуации считаем нецелесообразным проведение учений ОДКБ на территории Армении. По крайней мере, в этом году в Армении таких учений не будет», — сообщило агентство «Интерфакс» премьер-министр Никол Пашинян.
Слева направо: премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Европейского совета Шарль Мишель и президент Азербайджана Ильхам Алиев [Файл: François Walscherts/AFP] 900:02 Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, отвечая на вопрос об отмене военных учений, сказал, что Москва попросит Ереван разъяснить свою позицию.«В любом случае Армения является нашим близким союзником, и мы продолжим наш диалог, в том числе по самым сложным вопросам», — сказал он журналистам.
Этот шаг Пашиняна последовал за его отказом в 2022 году подписать итоговый документ встречи лидеров стран-членов ОДКБ в Ереване, столице Армении.
Напряженность коренится в конфликтах Армении с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.
Два бывших советских государства поддерживают хорошие отношения с Россией, несмотря на ее вторжение в Украину; В Армении находится российская военная база, и Кремль хочет поддерживать связи с богатым нефтью Азербайджаном.
Нагорный Карабах находится на территории Азербайджана, но находится под контролем сил этнических армян, поддерживаемых Ереваном, с тех пор, как в 1994 году там закончилась сепаратистская война. В результате этого конфликта не только сам Нагорный Карабах, но и большие участки прилегающих земель оказались в руках армян.
За 44 дня ожесточенных боев, начавшихся в сентябре 2020 года, азербайджанские военные разгромили армянские силы, вынудив Ереван принять мирное соглашение при посредничестве России, согласно которому значительная часть Нагорного Карабаха была возвращена Азербайджану.
Соглашение также требовало, чтобы Армения передала участки земли, которыми она владела за пределами сепаратистского региона.
Пашинян неоднократно критиковал российских миротворцев за неспособность обеспечить свободный транзит по коридору, связывающему Армению и Нагорный Карабах.
Лачинская область, расположенная между Нагорным Карабахом и Арменией, была последней из трех областей на границе региона, которые армянские силы сдали в декабре 2020 года. мирная сделка.
Но проезд через Лачинский район с 12 декабря заблокирован азербайджанцами, называющими себя активистами-экологами и утверждающими, что Армения имеет в регионе незаконные месторождения полезных ископаемых.
Армения призвала российских миротворцев разблокировать дорогу, но Москва заняла скрытую позицию в споре, что разозлило правительство Армении.
«Военное присутствие России в Армении не только не гарантирует ее безопасность, но и создает угрозы для безопасности Армении», — заявил Пашинян во вторник.
Он добавил, что блокада Лачинского коридора направлена на то, чтобы «сломить волю народа Нагорного Карабаха», и что Армения также будет искать поддержки у США и Европейского Союза, чтобы помочь снизить напряженность в отношениях с Азербайджаном.
Упадок и конец армяно-российских отношений
В последние месяцы контекст армяно-российских отношений резко изменился. После продолжительного периода спада стратегическое партнерство между двумя странами в настоящее время достигло самой низкой точки. В отличие от других случаев, таких как вторжение России в Украину, ухудшение отношений с Арменией во многом было вызвано бездействием и вниманием Кремля.
Последствия российского вторжения в Украину
Несмотря на уже очевидные ошибки, оплошности и просчеты во время российского вторжения в Украину, президент Владимир Путин преуспел в одной области — наживал врагов и терял друзей. От Средней Азии до Южного Кавказа каждый из соседей России теперь понимает свою слабость и признает, что Россия находится в глубокой изоляции, даже если это становится все более опасным. И нигде это восприятие не проявляется так четко, как в Армении.
На протяжении более двадцати лет внешняя политика Армении определялась стремлением к «дополняемости» — борьбой за поддержание стратегического «баланса» между ее партнерством с Россией в области безопасности и ее интересом к углублению связей с ЕС и Западом. Эту политику было трудно поддерживать на протяжении многих лет, особенно учитывая лежащую в основе зависимость Армении от России, которая обусловлена связями в сфере безопасности и военными. Но после войны 2020 года за Нагорный Карабах пределы российских обещаний безопасности Армении стали очевидны. После российского вторжения в Украину перед Арменией теперь стоит еще более сложная и, возможно, невыполнимая задача — оправдать ожидания Москвы в отношении лояльности и поддержки ее агрессии против Украины.
Развенчание мифа о могуществе России
После неоправданного и неспровоцированного вторжения в Украину чреватая военной кампанией Россия продемонстрировала, что ее вооруженные силы намного слабее, чем считалось ранее. Последствия этой неожиданной слабости породили у многих соседей России новое осознание того, что российская власть и влияние ограничены.
В более широком смысле неудачный план президента Путина по захвату Украины серьезно, если не фатально, подорвал российскую мощь и влияние. После очевидных промахов разрекламированных российских военных мы теперь видим изолированного, злого и мстительного Путина, который особенно чувствителен к любым проявлениям слабости. Это означает, что в других «замороженных» конфликтах, от Грузии до Молдавии, он может попытаться поддержать ослабевающую мощь России демонстрацией силы. Неудачи на Украине могут привести к более опасному и обиженному российскому руководству, которое в отчаянии может потребовать большей лояльности от «союзников», таких как Армения и государства Центральной Азии.
Помимо теперь явного вызова России как ненадежного партнера в области безопасности, Армения также потеряла доверие к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой доминирует Россия, как к поставщику безопасности. Такое восприятие проистекает из неспособности ОДКБ адекватно отреагировать на нападения Азербайджана на Армению, подтверждая моральное банкротство так называемого альянса, который теперь можно было бы более точно назвать Организацией Договора о коллективной безопасности . Такое восприятие мотивировало решение правительства Армении в январе 2023 года отказаться от проведения военных учений ОДКБ, что является редким проявлением разочарования армян, если не неприятием этой организации. Неспособность России должным образом отреагировать на азербайджанские вторжения и продолжающееся незаконное присутствие вооруженных сил в Армении также знаменуют существовавший ранее кризис в отношениях задолго до нынешней неспособности России положить конец навязанной Азербайджаном осаде Нагорного Карабаха. Это особенно важно, учитывая присутствие около 2000 российских миротворцев, которые остаются единственным источником безопасности и защиты населения Карабаха.
Осада Карабаха
С чисто военной точки зрения, вторжение России в Украину практически не повлияло на российскую миротворческую миссию в Нагорном Карабахе. Но с дипломатической точки зрения Азербайджан уже воспользовался ситуацией, усилив давление на Армению и Карабах, о чем свидетельствует его блокада последнего в декабре 2022 года. Стратегия Азербайджана включает в себя больше, чем просто использование отвлекающих факторов, таких как война России в Украине. , усилить давление на Армению — выделяется дерзким неповиновением России. При поддержке Турции Азербайджан, вероятно, продолжит реализацию этой стратегии.
Последней катастрофой стала осада Карабаха, где в настоящее время проживает около 140 000 армян. С 12 декабря 2022 года карабахские армяне оказались отрезанными от мира из-за блокировки Азербайджаном единственной дороги, ведущей в карабахский анклав. При многолетнем авторитарном правлении Азербайджана любые протесты или публичное инакомыслие строго запрещены и подлежат немедленному аресту и суровым уголовным наказаниям. Тем не менее, Азербайджан использует предлог экологической активности, чтобы представить карабахский кризис как гражданский протест и, таким образом, скрыть свое более фундаментальное, движимое национализмом стремление к этой территории. Это явно государственная стратегия, а не спонтанный гражданский протест.
Ситуация в Карабахе превратилась в гуманитарную катастрофу, характеризующуюся серьезной нехваткой жизненно важных медикаментов, основных продуктов питания и других предметов снабжения и вызывающую сравнения с осадой Сталинграда во время Второй мировой войны. Кризис усугубляется отказом Азербайджана разрешить доступ в Карабах ООН или международным организациям по оказанию помощи, за исключением Международного комитета Красного Креста (МККК).
Для Азербайджана война 2020 года за Нагорный Карабах закончилась без явной победы, но неспособность восстановить контроль над карабахским анклавом оставила в Баку ощущение неполной победы, что и является движущей силой нынешней эскалации. Решение от 12 декабря перерезать единственную линию жизни между Карабахом и Арменией — лишь последний шаг в кампании Азербайджана по восстановлению контроля над Нагорным Карабахом. Ранее он перекрывал поставки природного газа, периодически вмешивался в сотовую связь и интернет-покрытие и угрожал помешать поставкам воды и электричества. Эта так называемая кампания «изменения климата» направлена на создание новой атмосферы отсутствия безопасности и неопределенности, призванной вызвать исход армян из Карабаха в качестве прелюдии к насильственной аннексии анклава Азербайджаном.
Время введения Азербайджаном блокады Карабаха в значительной степени связано с сочетанием слабости Армении после ее сокрушительного поражения в войне 2020 года и бездействия России, вызванного ее участием в катастрофической войне на Украине. У армянского правительства тоже мало рычагов влияния, чтобы прийти и помочь Карабаху, но этот кризис связан не столько с Арменией, сколько с дерзким игнорированием Азербайджаном норм и стандартов международного поведения. С точки зрения дипломатии, эта эскалация мало способствует уверенности в обещаниях Азербайджана о послевоенной безопасности.
Заключение
Главный вывод из нынешнего гуманитарного кризиса в Карабахе состоит из двух частей. Во-первых, осада Нагорного Карабаха является прямым вызовом России, которая взяла на себя ответственность за защиту населения в рамках своей миротворческой миссии и мандата. Во-вторых, кризис также является вызовом международному сообществу, которое несет ответственность за защиту жертв армян перед лицом вопиющей агрессии Азербайджана. Учитывая неспособность России отреагировать на кризис, решение состоит в немедленном и безотлагательном участии западного и международного сообщества.
Азербайджан по-прежнему воодушевлен и усилен как восприятием влияния Азербайджана на ЕС в свете сделки по стратегическому газу, так и реальностью влияния и господства Турции в регионе. Тем не менее, Азербайджан играет с огнем, опасно проверяя пределы российского терпения и провоцируя, возможно, смертельный «день расплаты» между Москвой и Баку. Но даже если такая разборка состоится, для карабахских армян будет уже поздно.
В период нестабильности и неопределенности после Нагорно-Карабахской войны ясно только одно: Россия стала ненадежной и непредсказуемой. Это представляет собой новый смертельный вызов; и, учитывая ее грубые ошибки на Украине, логика и ожидания российского обязательства безопасности перед Арменией больше не применимы.