Азейбарджан религия: Все о стране Азербайджан, язык, религия, валюта, население, основные Достопримечательности

РИА Новости — события в Москве, России и мире сегодня: темы дня, фото, видео, инфографика, радио

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политика

В мире

Экономика

Общество

Происшествия

Армия

Наука

Спорт

Культура

Религия

Туризм

Туризм

Власти рекомендовали россиянам воздержаться от поездок в Грузию

Популярное

Украинцы выкопали Черное море и взорвали газопровод в Балтийском

Владимир Корнилов

Китай убедился в неизбежности конфликта с США

Петр Акопов

Грузия решила взять под контроль иноагентов и оказалась на грани катастрофы

Давид Нармания

Специальный репортаж

Аналитика

Фото

Видео

Инфографика

Тесты

Опросы

Подкасты

«Перешли к крайнему насилию»: что происходит в Грузии

Идут на обострение. США и Япония создали новую угрозу Китаю

Хорошие новости

Рекомендуемое

«Не могли поймать 40 лет». Что успел совершить «якутский Чикатило»

Наука

Следы ведут в Россию: кто придумал технологию, которая изменила мир

Культура

Убежали и растворились: как живут российские актеры за границей

Протесты в Тбилиси13

Туризм

Секретный район Дагестана: где найти красивые места без толп туристов

Взрыв газа в жилом доме в Чите8

Специальная военная операция на Украине

«Очень плохой сигнал для Европы». ВСУ нашли пример для подражания

Заплатить по счетам: Россия избавилась от ненужных долгов

Культура

Удивительная история Дома моделей на Кузнецком. Как создавался стиль в СССР

«Все в ней гармония, все диво…» Что вы знаете о 8 Марта?

Туризм

В туре только девушки. Секреты отличной поездки в компании подруг

Россию накрыла безработица специалистов виртуальной экономики

Кирилл Стрельников

Россия — страна победившего феминизма

Виктория Никифорова

Олигархи начали войну: теперь за исключение из санкционных списков

Петр Акопов

Теннис

Нашим теннисистам запретят говорить хорошо о России. Британцы обезумели?

Биатлон

Латыпов выиграл спринт на заключительном этапе Кубка Содружества

Футбол

В РФС объяснили санкции к судье Мешкову ошибками в игре «Спартака»

Футбол

Организатору матча, где погибли 135 человек, вынесли приговор

Футбол

Кокорин намекнул на участие в шоу «Холостяк»

Вход на сайт

Почта

Пароль

Восстановить пароль

Зарегистрироваться

Срок действия ссылки истек

Назад

Регистрация на сайте

Почта

Пароль

Я принимаю условия соглашения

Войти с логином и паролем

Ваши данные

Восстановление пароля

Почта

Назад

Восстановление пароля

Ссылка для восстановления пароля отправлена на адрес

Восстановление пароля

Новый пароль

Подтвердите пароль

Написать автору

Тема

Сообщение

Почта

ФИО

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Задать вопрос

Ваше имя

Ваш город

Ваш E-mail

Ваше сообщение

Сообщение отправлено!

Спасибо!

Произошла ошибка!

Попробуйте еще раз!

Обратная связь

Чем помочь?

Если ни один из вариантов не подходит,
нажмите здесь для связи с нами

Обратная связь

Чтобы воспользоваться формой обратной связи,
Вы должны войти на сайт.

Разблокировать аккаунт

Вы были заблокированы за нарушение
правил комментирования материалов

Срок блокировки — от 12 до 48 часов, либо навсегда.

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Разблокировать аккаунт

Имя в чате

Дата сообщения

Время отправки сообщения

Блокировался ваш аккаунт ранее?

ДаНет

Сколько раз?

Удалили мое сообщение

Ваше сообщение было удалено за нарушение
правил комментирования материалов

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Удалили мое сообщение

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите, или выберите скриншот

Связаться с нами

Если вы хотите пожаловаться на ошибку в материале, заполните форму ниже:

Ссылка на материал

Опишите проблему

Перетащите,
или выберите скриншот

Связаться с нами

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите,
или выберите скриншот

Показать

Азербайджанская Республика

Роскошь природы, древние тайны и ультрамодерн Страны огней

Туристическая привлекательность Азербайджана

Здесь есть что посмотреть и чем заняться круглый год, но у каждого сезона своя особая атмосфера: от катания на лыжах зимой до участия в осенних фестивалях, празднования Новруза весной и ощущения каспийского бриза летом — каждый сезон несет в себе неповторимое очарование Азербайджана.

Азербайджан — страна необыкновенных открытий, гармонично сочетающая в себе элементы как восточной, так и западной культуры. Здесь каждый путешественник найдет подходящий туристический маршрут и занятие по душе, будь то знакомство с историческим наследием или развлечения на горнолыжных курортах Большого Кавказа. Независимо от того, что вы выберете, готовьтесь увидеть архитектурные шедевры, захватывающие дух пейзажи, ощутить непревзойденное гостеприимство и познакомиться с изысканной национальной кухней. Азербайджан всегда оправдывает ожидания туристов, которые приезжают за подлинными и незабываемыми впечатлениями.

Лето в Азербайджане — это время концертов и фес­тивалей. Станьте частью Гран-при Азербайджана и международного музыкального фестиваля «Жара» или открыть для себя такие фольклорные фестивали, как Национальный фестиваль кочевой культуры в Гадабеке, где вы сможете восхититься местной едой и пообщаться с местными жителями.

Это страна с богатой культурой. Вы можете легко потратить три дня на осмотр достопримечатель­ностей в Баку, ведь этот город похож на музей под открытым небом, где история и современность удивительно контрастируют друг с другом. Центр Баку сам по себе является историческим памятником. Ичеришехер (Старый город) стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 г. вместе с комп­лексом Дворца ширваншахов и Девичьей башней, жемчужинами архитектурного наследия Азербай­джана. Старый город окружен крепостными стенами и сплетен из узких улиц, где живут некоторые из старейших жителей Баку, а также расположены мастерские художников, сувенирные лавки и традиционные рестораны.

После посещения Старого города в Баку погрузитесь в расслабленную атмосферу Приморского бульвара — излюбленного места для прогулок. И запаситесь временем — здесь можно часами бродить вдоль моря, любуясь меняющимися видами города. Здесь же можно прокатиться на колесе обозрения, поплавать на лодке по каналам Малой Венеции или совершить романтическое морское путешествие по Бакинской бухте.

Гуляя по бульвару, не упустите шанс пообедать в одном из уютных современных ресторанов и попробовать отменные местные блюда под аккомпанемент народных мелодий, а также провести время за стаканом чая в классической азербайджанской чайхане.

Другим излюбленным местом туристов в Баку является знаменитый Центр Гейдара Алиева. Построенный по проекту легендарного архитектора Захи Хадид, Центр известен своими плавными изогнутыми линиями, в его облике отсутствуют углы. В 2014 г. здание было признано лучшим в мире, получив премию Design of the Year, учрежденную Лондонским музеем. Сегодня здесь располагаются конференц-зал, музей, выставочные залы, кафе и административные офисы. Организованная на первом этаже выставка предлагает познакомиться с уникальными экспонатами, отражающими историю и культурное наследие страны. На втором этаже Центра Гейдара Алиева находятся макеты исторических и архитектурных достопримечательностей Азербайджана.

Выполненный в виде свернутого ковра Музей ковра на Приморском бульваре Баку — еще одна жемчужина современной архитектуры в центре Баку. Внутри собрана самая большая в мире коллекция азербайджанских ковров — свыше шес­ти тысяч! Если вы хотите открыть для себя мир азербайджанского ковроткачества, лучшего места для начала этого увлекательного путешествия не найти. В музее вы не только увидите тысячи роскошных экспонатов, но и посмотрите, как ткутся ковры, узнае­те о том, как развивалось это ремесло на протяжении веков, а также сможете сравнить уровень мастерства и художественные особенности школ ковроткачества из семи различных регионов Азербайджана.

Также туристов неизменно привлекает храм Атешгях, древнее святилище огнепоклонников, построенное в черте естественных источников огня в пригороде Баку. Природным вечным огнем — языками пламени, вырывающимися из-под земли, вызывает интерес путешественников со всего мира и Янардаг, что в переводе с азербайджанского озна­чает «горящая гора».

Влияние восточной культуры на архитектуру Азербайджана можно также проследить в восхитительных сооружениях Шеки, одного из величественных городов страны. Среди лучших примеров — Дворец шекинских ханов, летняя резиденция правителей существовавшего на территории современного Азербайджана Шекинского ханства. В 2019 г. ханский дворец и исторический центр Шеки были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворец приковывает внимание не только к архитектуре, но и к шебеке — потрясающей мозаике из цветного стекла, установленной в деревянной решетке и собранной без гвоздей и клея. Экстерьер украшен темно-синей, бирюзовой и охристой плиткой с геометрическими узорами, а росписи вдохновлены работами Низами Гянджеви, всемирно известного азербайджанского поэта и мыслителя.

Любители истории не должны пропустить поездку в село Чухур-Габала в 34 километрах к юго-­западу от Габалы, чтобы увидеть останки города — основного торгового и общественного центра вдоль Шелкового пути между IV в. до н. э. и XVIII в. н. э. и столицы древнего государства Кавказская Албания. Это место археологи исследуют с 1929 г. , открывая множество исторических ценностей, включая средневековую систему водоснабжения, монеты, керамику, погребения и остатки зданий, относящихся к различным эпохам. Но главное — это две круглые кирпичные башни и части крепостной стены, которая когда-то была южным входом в город. После того как вы изучите раскопки на территории в 25 га, на машине или пешком, современный музей неподалеку расскажет вам все, что нужно знать об истории края.

В тихой деревне Киш, немного к северу от Шеки, находится церковь, история которой прослеживается до Кавказской Албании. Здесь можно найти чем заняться в любую погоду. Туристов, жаждущих увидеть красивые пейзажи, встречает пышная зелень в горах и лесах, тогда как любители солнечных песчаных пляжей могут насладиться курортами на берегу Каспийского моря.

В декабре горы Азербайджана покрываются великолепной снежной пеленой, что обязательно оценят приверженцы зимних видов спорта. Всего в трех часах езды от центра Баку, на заснеженных горах Большого Кавказа, гостей ожидают высококлассные отели со спа-центрами и ресторанами, а также широкий спектр ярких эмоций и отдых в живописных окрестностях на свежем воздухе. Новички и опытные лыжники могут использовать трассы на двух горнолыжных курортах мирового уровня: «Шахдаг» в Гусаре и «Туфандаг» в Габале. Прекрасные пейзажи делают лыжные заезды незабываемыми, а если вы не любитель такого отдыха, то курорты предлагают множество других развлечений, среди которых катание на снегоходах, санях и горных велосипедах.

Азербайджан становится все более популярен как страна оздоровительного отдыха, предлагая насладиться спа-центрами мирового класса, посетить традиционные хаммамы, а также оздоровительные курорты, отвечающие всем международным стандартам. К самым известным относятся нефтяные ванны в Нафталане, соляные пещеры Дуздаг, минеральные воды в Галаалты и термальные источники в Габале.

На протяжении многих лет люди приезжали в Нафталан, где добывали и использовали для лечения различных заболеваний редкий вид нефти. Согласно популярной легенде, целебные свойства нафталановой нефти были впервые обнаружены торговцем, который оставил своего болезненного верблюда умирать в луже этой нефти, а на обратном пути нашел его полностью здоровым. Сейчас курорты Нафталана пользуются спросом среди путе­шественников со всего мира, приезжающих для лечения кожи, мышц, суставов и костей.

Оздоровительные центры есть и в самом Баку — путешественники могут посетить различные спа-салоны в роскошных отелях, но почитатели аутентичности могут выбрать традиционный азербайджанский хаммам. Раньше хаммамы были частью повседневной жизни. На сегодняшний день сохранились лишь несколько старых хаммамов, один из которых — хаммам Ага Микаила — дает посетителям возможность окунуться в атмо­сферу прошлых веков.

Около 60 км к югу от Баку, между горами Беюкдаш, Кичикдаш и Джынгырдаг, располагается природный музей Гобустан. От доисторических наскальных рисунков до «поющих» камней — древняя история азербайджанского народа удивительным образом оживает в Гобустанском заповеднике — объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Гобустане можно ознакомиться с невероятной коллекцией из 6 тысяч древних петроглифов, созданных 40 тысяч лет назад. Кроме того, сохранились следы поселений, погребений и когда-то обитаемые пещеры, доказывающие, что здесь жили люди со времен верхнего палеолита до Средневековья. Совсем недалеко вы найдете и грязевые вулканы Азербайджана, которые являются одним из самых поразительных чудес природы на планете.

Гости, жаждущие кулинарных впечатлений, смогут насладиться местной и зарубежной кухней в небольших кафе и роскошных ресторанах. Азербайджанская кухня — это необыкновенное сочетание вкусов, она складывалась под влиянием разных культур, оставивших след на Великом шелковом пути, проходившем через Азербайджан. Уникальная география страны и ее климат также обогатили национальную кухню, которая включает в себя самые вкусные и свежие фрукты и овощи, орехи и специи, ароматный чай и сладости. От соусов на основе фруктов до сочных блюд из баранины, долмы из виноградных листьев и плова с различными добавлениями — путешественники найдут здесь все, что их душа пожелает.

Любителям вина обязательны к посещению элегантные винные бары, где можно оценить богатый вкус азербайджанских сортов. Южный Кавказ является одним из старейших центров виноделия. В 17 винодельнях Азербайджана используют множество сортов винограда, выращиваемых на территории страны, а разнообразный ландшафт позволяет творчески сочетать вкусы. Многие из ведущих производителей предлагают туры по винодельням и дегустацию вин. В дополнение к классическим здесь следует обязательно попробовать также невиноградные вина, в особенности гранатовые или на основе айвы.

Азербайджан приглашает туристов познакомиться с сокровищами своей культуры. Благодаря многочисленным воздушным соединениям попасть в страну очень легко из разных уголков мира, а электронную визу можно получить онлайн всего в три шага. Туристам обеспечено путешествие, которое начнется с теплого приема местных жителей и, закончившись, оставит приятные воспоминания на всю жизнь.

Ленкоранский регион окружен Каспийским морем и высокими Талышскими горами. Здесь расположены две охраняемые территории — заповедник Гызылагадж и Гирканский национальный парк. Несмотря на относительно небольшую площадь, они предлагают множество разнообразных развлечений. Вы можете отправиться в поход между скалистыми горами, сонным побережьем и древними лесами — все в пределах нескольких часов ходьбы. Благодаря целебным черным пескам на прикаспийских пляжах, ароматному чаю, вкуснейшим цитрусовым и множеству горячих источников этот субтропический уголок Азербайджана считается одним из самых полезных для здоровья.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Туристическая виза

Страны безвизового въезда в Азербайджан: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Представители целого ряда стран имеют возможность оформить электронную визу, а граждане других государств — подать заявление на визу в ближайшем посольстве Азербайджанской Республики.

Все туристы, находящиеся в Азербайджане более 15 дней, должны быть зарегистрированы по месту пребывания в Государственной миграционной службе Азербай­джанской Республики без уплаты государственной пошлины. Обычно это делается отелем (или другой службой размещения), о чем можно спросить заранее. Зарегистрироваться необходимо даже при наличии действующей визы.

Часовой пояс

Время в Азербайджане на четыре часа опережает время по Гринвичу (UTC +4). С 2016 г. переход на летнее время отменен, поэтому в зимнее время в Азербайджане на 3–4 часа позже, чем в Западной Европе и Великобритании, а в период с апреля по октябрь промежуток сокращается до 2–3 часов.

Деньги

Валюта Азербайджана — манат (AZN), в одном манате 100 гяпиков. Платежи по картам доступны в большинстве магазинов и ресторанов в Баку и больших городах, а в других частях страны предпочтительны наличные. Банкоматы Mastercard / Visa доступны в центральных регионах.

Доступ к Интернету

Большинство хороших отелей оснащены полным сервисом Wi-Fi, а в больших отелях есть также бизнес-центры, оснащенные компьютерной техникой. В крупных отелях иногда взимается плата за использование Wi-Fi, но он бесплатный во многих кафе, парках и ресторанах. Операторы мобильной связи предлагают относительно недорогие USB-модемы, чтобы вы могли получить доступ к Интернету через мобильные сети 4G.

Общественный транспорт

Метро работает только в столице и обслуживает пассажиров с 06:00 до 00:00. Станции и вагоны чис­тые и безопасные, поезда ходят через каждые две-три минуты. В городе работают две линии метро­политена: красная — от станции Ичеришехер до станции Ази Асланова; зеленая — от станции Хатаи до станции Дарнагюль.

Автобусы — еще один недорогой способ передвижения в Баку; их расписание обычно можно найти на автобусных остановках. Одна поездка в автобусе или Бакинском метрополитене стоит 30 гяпиков. В качестве альтернативы доступен широкий выбор служб такси.

Автобусы курсируют из международного аэропорта имени Гейдара Алиева в центр города и работают круглосуточно. Поездка стоит 1,30 AZN и оплачивается картой BakuCard, которую можно приобрести в аэропорту или на автобусной остановке за 2 AZN.

Автобусы и поезда также являются удобным и доступным способом передвижения по стране. Есть прямые железнодорожные сообщения в Шеки, Гянджу, Габалу, Ленкорань, Шамкир и другие города. В Нахичевань (азерб. Нахчыван) из международного аэропорта имени Гейдара Алиева ежедневно отправляются прямые рейсы, а из Бакинского международного автовокзала — автобусы. Билеты на автобусы и поезда можно купить онлайн.

Бюджет поездки

Азербайджан — одна из самых экономически выгодных для туризма стран в мире. Например, в среднем пребывание в Баку стоит заметно меньше, чем в любом другом европейском мегаполисе. Высококачественные услуги по низким ценам предлагаются повсюду, от красивых ультрасовременных отелей до недорогих квартир, снятых для отпуска, что является приятным бонусом для посещения этой захватывающей страны.

Шопинг

В торговых центрах и дизайнерских бутиках Баку представлен большой выбор известных международных брендов. Свидетельство на право вывоза требуется только для ковров, предметов искусства и антиквариата, которые легко можно найти на колоритных базарах. Кроме того, существует ограничение на экспорт икры, максимальный вес которой не должен превышать 125 грамм.

Религия

Азербайджан — светская страна, но абсолютное большинство населения исповедует ислам. Однако мусульманские одеяния здесь можно встретить редко. Алкоголь — широко доступен. Азербайджанцы гордятся своим мультикультурализмом, который в значительной степени является наследием Великого шелкового пути. Здесь есть все условия для исповедания любой религии — кроме мусульман в Азербайджане проживают христиане, евреи, индуисты, зоро­астрийцы и т. д.

Безопасность

Путешественники могут быть уверены, что в Азербайджане они находятся в абсолютной безопасности. Страна является одним из самых благополучных туристических направлений в мире. Азербайджан славится низким уровнем преступности, что позволяет туристам в полной мере насладиться открытием новых мест, не думая о своей безопасности.

Телефоны экстренных служб
  • Экстренная оперативная
    служба — 112
  • Пожарная служба — 101
  • Полиция — 102
  • Скорая медицинская
    помощь — 103
  • Аварийная служба газа — 104
  • Аварийная энергетическая служба — 199

Официальный туристский портал

религий в современном Азербайджане — Azerbaijan.az

АЗЕРБАЙДЖАН

РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Религии Азербайджана включают в себя различные религиозные течения, распространенные среди народов и этнических групп, проживающих в стране. В Азербайджане существует несколько конфессий.

Статья 48 Конституции Азербайджана гарантирует каждому свободу вероисповедания. Каждый имеет право выбирать любую веру, принимать любую религию или не исповедовать никакой религии, выражать свое мнение о религии и распространять ее. Согласно пунктам 1-3 статьи 18 Конституции религия действует отдельно от государства, каждая религия равна перед законом, запрещается пропаганда религий, умаляющая человеческую личность и противоречащая принципам гуманизма. В то же время государственная система образования также является светской.

Закон Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания» гарантирует право каждого человека определять и выражать свое отношение к религии и осуществлять это право.

Ислам

Ислам – одна из крупнейших божественных религий в мире. Хотя Азербайджан — светская страна, большинство населения — мусульмане. Традиции ислама широко распространены в нашей стране. На протяжении веков Азербайджан был одним из главных центров исламских цивилизаций. Азербайджанцы добились больших успехов в формировании исламской культуры, сыграли особую роль в деле распространения ислама и становления мусульманского Возрождения. Все эти процессы способствовали эволюции материального и нематериального наследия ислама на территории Азербайджана с древнейших времен.

Сегодня количество мечетей превышает 2000, тогда как в советский период в нашей стране функционировало всего 17 мечетей. Более 300 из этих мечетей охраняются как памятники истории и культуры. Политика бережного отношения к исламским ценностям и историческим и религиозным памятникам ислама была заложена общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и сегодня успешно продолжается Президентом Ильхамом Алиевым. В результате этой заботы были капитально отремонтированы мечети Бибиэйбат, Тазапир, Аждарбай, Шамахи Джума и комплекс Имамзаде в Гяндже, а в нашей столице была построена мечеть Гейдара, самый зрелищный храм на Южном Кавказе.

Однако горькая правда заключается в том, что когда наши территории были под оккупацией, за 30 лет сотни наших религиозных памятников стали жертвами армянского вандализма, и это было унижением по отношению к нашим религиозным памятникам. После освобождения наших оккупированных территорий стало очевидно, что когда эти территории находились под оккупацией Армении, на территориях, где совершались культурные чистки и многочисленные военные преступления, было разрушено более 60 мечетей и 44 храма. В настоящее время продолжается восстановление наших религиозно-исторических памятников на освобожденных территориях.

После падения Советской империи в нашей стране начали функционировать сотни новых мусульманских религиозных общин, а на базе Закавказского духовного управления мусульман было создано Управление мусульман Кавказа. Действующие в Азербайджанской Республике мусульманские религиозные общины объединены под эгидой этого исторического религиозного центра и подчиняются ему в организационных вопросах.

За период независимости в Азербайджане были созданы благоприятные условия для научного изучения ислама и создания соответствующих учебных заведений. В 19В 92 году в Бакинском государственном университете (БГУ) был создан теологический факультет.

Отношения государство-религия регулируются Государственным комитетом по работе с религиозными объединениями Азербайджана, созданным указом президента Гейдара Алиева в 2001 году.

9 февраля 2018 года Указом Президента Азербайджанской Республики при Государственном комитете по работе с религиозными организациями был создан Азербайджанский институт теологии. В состав нового института вошел теологический факультет БГУ. Также в различных регионах нашей страны были открыты средние религиозные учебные заведения и курсы при религиозных общинах для преподавания учений ислама.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что в современном Азербайджане государство предоставляет широкие возможности для сохранения традиционных исламских ценностей.

Установление и развитие отношений с исламским миром является приоритетным направлением внешней политики нашего государства. Неслучайно Организация Исламская конференция (изд.: переименованная в Организацию исламского сотрудничества (ОИС) в 2011 году) была первой международной организацией, к которой присоединился Азербайджан.

После восстановления независимости наше государство первой из постсоветских стран подало заявку на членство в ОИК, в связи с чем Азербайджан был принят в качестве полноправного члена Организации Исламская конференция в ходе Шестой Исламской конференции, проходившей в Сенегале. столица Дакар 8 декабря 1991 года. Азербайджан также был избран членом Всемирной исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ICESCO) в 1991 году. Здесь следует отметить, что Организация Исламская конференция была первой международной организацией, открыто осудить армянскую агрессию против Азербайджана.

За короткое время Азербайджанское государство стало активным членом влиятельных международных мусульманских организаций, ОИС и ICESCO. Например, по инициативе нашей страны были созданы такие новые структуры, как Молодежный форум ОИК, Центр труда ОИС, Ассоциация журналистов государств-членов ОИС.

В 2006 году отношения нашей страны с ICESCO получили дальнейшее развитие. В этом году Мехрибан Алиева, являющаяся первым вице-президентом Азербайджанской Республики, получила звание посла доброй воли ICESCO.

В течение многих лет Азербайджан сотрудничал с ICESCO по многочисленным международным проектам. Города Баку и Нахчыван были выбраны столицами исламской культуры в 2009 и 2018 годах соответственно. В 2009 году в Баку состоялась встреча министров культуры исламских стран, 12-я -я сессия генеральной конференции ICESCO в 2015 году и 36-я -я сессия Исполнительного департамента. ICESCO является одним из основных партнеров «Бакинского процесса», который является инициативой президента Ильхама Алиева и принят Организацией Объединенных Наций.

Сегодня Азербайджан вносит большой вклад в укрепление солидарности в исламском мире. Усилия нашего государства в этом направлении высоко оцениваются мусульманским миром. Наглядным примером такого признания стало объявление Баку столицей исламской культуры в 2009 году при поддержке ICESCO, после чего в 2018 году было присвоено это почетное звание Нахчывану, еще одному древнему городу нашей страны.

Среди важных инициатив и мер, осуществленных Азербайджанским государством для установления мира и единства в мусульманском мире, можно отметить объявление Президентом Ильхамом Алиевым 2017 года «Годом исламской солидарности» или проведение Четвертых Игр исламской солидарности «Баку-2017». в нашей столице 12-22 мая 2017 г.

Объявление 2016 года «Годом мультикультурализма» по распоряжению президента Азербайджана г-на Ильхама Алиева также способствовало укреплению исламской солидарности. 15 января 2016 года все мусульмане, независимо от их конфессионального происхождения, собрались в мечети Гейдара в Баку, чтобы совершить пятничный намаз (молитву) в одном месте. Соблюдение этой религиозной церемонии под названием «Салат единства» имеет большое историческое значение. Совершение салата единства в Азербайджане — стране, считающейся одним из главных центров толерантности и мультикультурализма в современном мире, — и его превращение в традиционную молитву, которую соблюдают и в других мечетях нашей страны, — это, по сути, послание мира и солидарность, посланная нашим народом миру. Тот факт, что салат единства впервые был совершен в мечети Гейдара, имеет символическое значение. Потому что именно общенациональный лидер Гейдар Алиев поднял толерантность и мультикультурализм в Азербайджане на уровень государственной политики. В настоящее время эту политику успешно продолжает президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Как мы видим, Азербайджан, который на протяжении веков был одним из главных центров исламской цивилизации, сегодня продолжает занимать важное место в исламском мире. Неслучайно зеленый цвет, один из трех цветов нашего государственного флага — важный символ нашего национального суверенитета — означает принадлежность азербайджанского народа к исламской цивилизации.

Нравственность и образ жизни азербайджанского народа трудно представить без исламских ценностей. Исключительная, объединяющая и прогрессивная роль ислама в судьбах нашей страны и в судьбах нашего народа является неоспоримым историческим фактом. Глубоко запечатлевшись в генетической памяти нашего народа, ислам оказал сильное влияние на превращение азербайджанцев в единый народ, на формирование их национальной идентичности, традиций государственности и культуры.

Азербайджанский народ, принадлежащий к исламской цивилизации, также придерживается общечеловеческих, гражданских, светских, толерантных и поликультурных ценностей. В этом смысле, сделавший выбор в пользу демократического, правового и светского государственного строительства и уверенно идущий к становлению гражданского общества, Азербайджан выделяется в исламском мире своей уникальностью. Ведь выступая мостом между восточной и западной культурами, наша страна вносит важный вклад в развитие межконфессионального и межцивилизационного диалога, установление мира и согласия в мире, предлагает уникальную модель сосуществования и образцовую модель мультикультурализма. Азербайджан демонстрирует приверженность как общечеловеческим, так и национальным нравственным ценностям, в том числе высоким нравственным принципам ислама, сыгравшим прогрессивную роль в его истории.

Христианство

Христианство представлено православием, католицизмом и протестантизмом, а также рядом сектантских общин в Азербайджане. В стране зарегистрировано пять армяно-григорианских общин.

Православие в настоящее время представлено Русской и Грузинской православными церквями в Азербайджане. Основанные в 2000 году русские православные церкви подчиняются Бакинской и Прикаспийской епархии. Русская православная церковь является крупнейшей христианской конфессией в Азербайджане по количеству приверженцев. Основание этой церкви в нашей стране относится к началу 19 века.-й век.

В Азербайджане также насчитывается одиннадцать малакканских общин, связанных со старыми обрядами православия. В этих общинах нет церкви; их догмы зафиксированы в специальной книге ритуалов. Они противостоят церковной иерархии, обладающей особой властью.

Албано-удийская церковь. Хотя количество людей, принадлежащих к албано-удийской христианской религиозной общине, отличается от других, она отличается своим характером, содержанием, религиозной и политической значимостью. На сегодняшний день в Азербайджане проживает 6000 человек из 10 000 представителей удинской этнической общины, в том числе 4400 человек компактно проживает в селе Нич Габалинского района.

Удины, происходящие от тюркских племен четвертого века до н.э. проживал на территории Карабаха и Прикаспия, позже принял христианство и распространил эту религию в Кавказской Албании. Церковь Киш (село Киш Шекинского района) — первая христианская церковь — считалась прародительницей христианских церквей.

Царская Россия, подстрекаемая армянами, переселившимися в Карабах, подписала указ об упразднении Албанской церкви в 1836 году и передаче Армянской апостольской церкви албанских молитвенных домов, всего оборудования и документов, принадлежащих этой церкви. В таких условиях удины либо принимали григорианскую религию, обращаясь к армянам, либо становились одинокими дервишами. Однако, оставшись искренне преданными своей вере, традициям и исторической Родине, проявив большое мужество на протяжении более 180 лет, они не превратились в армян, а, напротив, попытались устранить начатую с 1836 года историческую несправедливость. С восстановлением албанско- Удинской христианской общины, были материализованы теоретически доказанные исторические факты и частично восстановлены права именно удин.

армянина, которые пытались испортить и уничтожить все, что напоминало им о Кавказской Албании и Албанской Апостольской Церкви, не смогли в полной мере осуществить свои коварные планы. После восстановления азербайджанским народом государственной независимости две албано-удийские религиозные общины были зарегистрированы государством: албано-удийская христианская религиозная община Азербайджанской Республики и албано-удийская христианская религиозная община города Огуз.

При поддержке правительства Азербайджана восстановлена ​​церковь Елисейского храма, расположенная в селе Киш Шекинского района и известная на Кавказе как «мать церквей». В 2006 году была официально открыта Албанская церковь «Чотари» в поселке Нидж Габалинского района, единственном месте, где компактно проживают удины и считают их исторической Родиной. В 2020 году Фондом Гейдара Алиева была капитально отреставрирована другая историческая церковь — святая церковь Святой Марии, расположенная в городе Нидж.

Кроме того, 14 июля 2013 года в албано-удийской религиозной общине была возрождена традиция крещения, забытая более 80 лет назад. 3 августа 2013 года при государственной поддержке состоялись торжества, посвященные 10   летию возрождения албано-удийской церкви и 1700   году принятия христианства в качестве официальной религии в Кавказской Албании. Также реальностью является то, что живущие в нашей стране удины окружены полным вниманием и заботой со стороны Азербайджанского государства.

Азербайджанское государство проводит важную работу, направленную на изучение древней и богатой истории Кавказской Албании, раскрытие подлинных научных и исторических истин, разоблачение армянских фальсификаций. Потому что неопровержимыми историческими фактами подтверждается, что единственным наследником великолепного материального культурного наследия Кавказской Албании являются азербайджанцы.

Исторические албанские храмы встретились со своими истинными владельцами после освобождения наших территорий, находившихся под оккупацией почти 30 лет. Каждый из них посещают члены сообщества. Рафик Данакари, председатель Албанской православной церкви, назначен проповедником монастыря Худаванг Кельбаджарского района.

Католицизм. Это течение в христианстве было представлено римско-католической общиной Баку.

После обретения Азербайджанской Республикой независимости появились хорошие условия для возрождения католицизма. На основе высоких дипломатических отношений между Азербайджанской Республикой и Ватиканом католическая община получает всестороннюю поддержку со стороны правительства.

Следует отметить, что впервые католическая община была зарегистрирована Государственным комитетом по работе с религиозными объединениями 31 января 2002 года. Самое памятное событие в истории католиков нашей страны произошло в мае того же года. Итак, Папа Римский Иоанн Павел II совершил официальный визит в нашу страну по приглашению Гейдара Алиева. Визит понтифика стал новой страницей в судьбе католиков Азербайджана.

В центре Баку в феврале 2007 года построена католическая церковь. 28 сентября 2008 года между Фондом Гейдара Алиева и католической религиозной общиной был подписан Меморандум о взаимопонимании.

Одним из примеров, свидетельствующих о высоких дипломатических отношениях между Азербайджаном и Ватиканом, является визит Папы Франциска в нашу страну 2 октября 2016 года.

Протестантизм. В настоящее время протестантизм в нашей стране представлен разными течениями. В Азербайджане зарегистрированы следующие протестантские общины: религиозная община «Христианская Библия Новая Жизнь», Бакинская религиозная община Спаса евангелических лютеран, Христианская религиозная община «Слово Жизни», «Слово Жизни-2» Христианская религиозная община Сумгайыта, « «Агапе» религиозная община бакинских евангельских христиан-баптистов, «Адвентисты седьмого дня» Наримановского района города Баку, «Адвентисты седьмого дня города Гянджи» христианская религиозная община «Виноградник Азербайджан» и «Алов» ( Flame) христианская религиозная община Баку.

Иудаизм

В Азербайджане существуют три еврейские общины – горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. В стране проживает около 16 000 евреев. Из 11000 человек горские евреи, в том числе 6000 человек проживают в Баку и 4000 человек в Губе, а тысяча человек проживает в других городах. Евреев-ашкенази насчитывается 4,3 тысячи человек. Большинство из них живут в Баку и Сумгайыте. В стране 700 грузинских евреев.

горских еврея в настоящее время преобладают во всей еврейской диаспоре страны.

Ряд синагог горских евреев существует в Баку, Огузе и Губе. `Гырмызы Гасаба` Губы – единственное место компактного проживания горских евреев на всем постсоветском пространстве. В городе есть миква для трех синагог и ритуалов.

После обретения Азербайджаном независимости еврейская община страны активизировала свою деятельность, укрепила связи с международными еврейскими организациями, создала свои религиозные школы-иешивы, культурные центры (как культурный центр еврейской общины), общества (как женские общество «Эва», благотворительное общество «Хэсэд-Хершон»), клубы (как молодежные клубы «Алеф», «Килель», видеоклубы «Мишпаха»), газеты (как «Аз-Из», «Башня», «Амишав»). Еврейское агентство «Сокснут», еврейские комитеты «Джойнт» и «Ваад-и-Хецола» действовали для сохранения еврейских традиций среди еврейской диаспоры, оказывая помощь синагогам и проводя различные культурные мероприятия.

9 марта 2003 года в Баку открылась новая еврейская синагога, ставшая самой большой синагогой в Европе. С сентября 2003 года в Азербайджане действует первая еврейская школа.

В настоящее время еврейские общины нашей страны окружены вниманием и заботой со стороны азербайджанского государства. В 2011 году в Баку построена новая синагога для религиозной общины горских евреев.

В то же время Фонд Гейдара Алиева и международный фонд «Ор-Авнер» построили Образовательный центр «Хабад Ор Авнер» для проживающих в Баку еврейских детей.

 

 

 

 

История религий — Azerbaijan.az

АЗЕРБАЙДЖАН

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ

Особенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, национальный состав населения создали благоприятные условия для распространения в стране различных религий. Такие религии, как язычество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и другие, успели распространиться по стране в разные периоды времени, взаимодействовали друг с другом, установили специфическую религиозную жизнь в стране.

Язычество

Язычество, созданное на базе первобытных религий как совокупность всех политеистических верований. Языческие верования населения Азербайджана восходят к глубокой древности и охватывают различные национальные верования, начиная от анимизма, фетишизма, религии тотема, шаманизма и заканчивая верой в единого Бога. Филологические и этнографические исследования позволяют создать картину язычества на территории страны. Археологическими раскопками обнаружены большие каменные идолы в Хыныслы, Дагколаны, Шыраглы, антропоморфные изваяния в Исмаиллы, глиняные памятники в Мингечевире. Образцы верований в Бога можно встретить в эпосе Деде-Горгута.

Обряды, связанные с язычеством, чаще всего представлялись в форме синтеза, то есть верования мало отличались друг от друга, влияли друг на друга и совместно участвовали в формировании системы нравственных ценностей местного населения, дополняя друг друга. В древнем Азербайджане было сильно почитание умерших предков, скал и деревьев (клен, дуб и др.), явлений природы и небесных светил. Страбон сообщил о поклонении албанцев Солнцу, Луне, Небу. Дубу, наиболее известному как Танры-хан (правящий бог), поклонялись и приносили в жертву лошадей. Мовсес Каланкатваси сообщает, что албанские правители призывали к борьбе с язычеством для распространения христианства и рубили деревья, служившие идолами.

Как и в других восточных странах, среди древних азербайджанцев были широко распространены верования в состав Вселенной из четырех основных элементов – земли, воздуха, воды и огня. На основе таких верований было установлено и огнепоклонничество. Огонь считался священным, и ему поклонялось большинство жителей Азербайджана.

Люди верили в способность огня уничтожать подлость и низость и очищать людей. Сохранившиеся до наших дней обряды огня наряду с праздником Новруз свидетельствуют о силе традиций огнепоклонничества в Азербайджане.

Храм огня – это молитвенный дом огнепоклонников. Храмы огнепоклонников существовали в религиозных центрах Атропатены-Газаки, Баку, Шемахи, Ленкорани. Храм огня, расположенный в Сураханах, был возведен в 18 годах для огнепоклонников, пришедших из Индии.

Несмотря на гонения со стороны христианства, огнепоклонство Кавказской Албании сумело выжить. С появлением в Азербайджане ислама огнепоклонничество постепенно утратило свое значение и кануло в лету.

Зороастризм

Несмотря на то, что зороастризм основан на огнепоклонничестве, он стал независимой религией. М.Борс указывал, что зороастризм был древнейшей из пророческих религий. Священная книга этой религии Катас, входившая в состав Авесты, была ниспослана Зороастру, религиозному учителю и пророку (6 вв. до н.э.). По некоторым данным, отец Зороастра был выходцем из Азербайджана. Согласно зороастризму, мир зиждется на двух составляющих — Добре и Зле, которые ведут к постоянной борьбе друг с другом. Мир Света, Добра и Справедливости воплощен в Ормузде (Ахура-Мазда), мир Тьмы, Зла и Тирании — в Аримане (Ахура-Манью). Борьба будет окончательно выиграна Добром, и активные последователи Ахура-Мазды в его борьбе со Злом и Тиранией встретятся со счастьем вечности. Представления о счастье вечности, грехах и добрых делах доказывают зрелость зороастризма. Зороастр призывал людей быть справедливее и чище и бороться против всякой подлости.

Огонь занимал важное место в зороастрийских верованиях, поэтому зороастрийцев часто считали огнепоклонниками. Зороастрийцы считали трупы скверными и поэтому не закапывали их в землю, а держали в специальных местах в горах на корм птицам и червям. Только после этого собирали очищенные кости и хоронили.

Зороастрийские верования приобрели форму догмы в 3 веках до н.э. Зороастризм распространился на территории Азербайджана вплоть до Дербенда благодаря военно-политическому прогрессу сасанидов. Иранские зороастрийцы были переселены в страну для распространения новой религии. В то же время зороастризм принял в Азербайджане местные черты. Кавказские албанцы хоронили драгоценности и кухонную утварь вместе с их умершими владельцами. Известно также, что после очищения костей умерших людей их помещали в большой горшок-гроб и таким образом хоронили. Умерших также хоронили в земле, глиняных гробах, подземных гробницах, полых могилах.

Постоянные войны между сасанидами и византийцами за расширение сфер своего влияния в Азербайджане привели к усилению либо христианства, либо зороастризма. В таких условиях ислам нашел путь к наиболее интенсивному и мирному распространению в стране.

Начиная со средних веков зороастризм не мог реагировать на культурные и политические требования времени, теряя тем самым свою актуальность.

Иудаизм

Исторически иудаизм был представлен горскими евреями. Мовсес Каланкатваси относит приход горских евреев на Кавказ к 19049- гг. до н.э., тогда как взгляды исследователей на этот вопрос иные.

Согласно одному источнику, горские евреи, являющиеся древнейшей еврейской общиной, происходят от народа Израиля, изгнанного из Палестины шахами Ассирии и Вавилона и осевшего в Мидии. Их предки первыми установили иудаизм и проживали отдельно от Палестины и не участвовали в гонениях на Иисуса Христа в начале своего формирования как единой общины. В Мидии они образовали смешанные общины с татами. Таким образом, горские евреи говорили на языке татов, который представляет собой диалект, состоящий из перийских арами и еврейских слов.

Другие исследователи считают, что горских евреев переселил на Восточный Кавказ сасанинский правитель Хосров Ануширеван первый (531-574). Правитель построил на Кавказе башни и поселил в этих городах персов и евреев, переселенных из Месопотамии. Татский язык, на котором говорят горские евреи, также сохранился с того периода.

По крайней мере известно, что горские евреи пришли в Азербайджан пятнадцать веков назад в результате политики Сасанидов, расселились в приграничных районах для обеспечения безопасности страны и, находясь в близких отношениях с местными жителями, сохранили свою религия, традиции, образ жизни и образ мышления.

Христианство

Христианство повлияло на Азербайджан через Кавказскую Албанию в первые годы новой эры во времена апостольства Христа. Приток евреев на Кавказ усилился после падения Иерусалима. Новоприбывшие рассказали о чудесах, явленных Иисусом. Первые христианские общины создавались под влиянием такой пропаганды. Первый этап распространения христианства был назван периодом апостолов в связи с апостолами Варфоломеем и Фаддеем. Один из потомков апостола Фаддея, начавший проповедовать новую религию, по благословению первого патриарха Иерусалимского Егуба достиг земли Агван и воздвиг церковь в селе Киш. Эта церковь была построена раньше первой христианской церкви Армении. Позже Елисей переехал в Чола (Дербент) и, перейдя реку Самур, продолжил пропаганду религии и был убит одним из идолопоклонников села Хельмес и брошен в яму. Позже труп Елисея был поднят из ямы по указанию албанского мелика Вачагана и погребен в селе Хуг, а над ямой воздвигнут небольшой храм.

Когда римский император Константин снял вето с практики христианства в 313 году, албанский правитель Урнайр объявил христианство государственной религией. С этого времени в Азербайджане наступил новый этап в распространении христианства, называемый периодом прогреческого. Академик Зия Буньядов указывает, что Урнайр, Ваче второй и Вачаган третий боролись за распространение христианства в стране. Священство и церковная иерархия сложились в 3 г. -4 9 гг.0049-й вв. Феодалы по указанию католикона отводили на своих землях специальные участки под храмы. В регионе были построены церкви, а религиозные книги переведены с сирийского, арами и греческого языков на албанский. Книга «На албанском письме и на албанском языке считается самой древней общедоступной хрестоматией мирового христианства.

На заседании в Халкидонской церкви в 451 г. Албания отдала предпочтение монофизитству, и борьба между монофизитами и солипсистами усилилась в стране в 5-6 9 гг.0049-й вв. Албанская церковь приняла диофизитство в конце 6 — начале 7 века.

Резиденция албанского католикона находилась в городе Гочай и в 552 году переместилась в Барду. После свержения албанских меликов роль христианства в стране ослабла, в церквях молебны велись на армянском языке, албанский язык был угнетен и вывел. Албанская церковь восстановила свой статус автокефальной церкви в период образования независимых государств на территории Азербайджана в 8 9 г.0049-й -9 вв. Восточному христианству удалось сохранить свое влияние в регионе в 10 -11 вв. Это государство просуществовало до 18 века. Албанская церковь была упразднена постановлением Синода в 1836 году, а все имущество церкви было передано Армянской церкви Эчмиадзина. Албанская церковь была еще раз восстановлена ​​в 1980-1990-х годах. Албано-удинская христианская община была зарегистрирована правительством в 2003 году после восстановления церкви Киш в Шеки. В настоящее время в Габалинском районе восстанавливается церковь села Нич.

Христианство было представлено православием, католицизмом, протестантизмом и рядом сектантских общин в Азербайджане. В стране зарегистрировано пять армяно-григорианских общин.

Православие было завезено в Азербайджан в рамках политики переселения, проводимой русским царским режимом в начале 19 гг. Первая православная церковь Баку начала действовать в 1815 году.

христиан-сектантов согнали на Кавказ, чтобы избежать тяжелых последствий расколов, происходящих в Русской Православной Церкви. Первые русские переселенцы основали село АлтыАгадж в Шемахе в 1834 году, село Вель в Ленкорани в 1838 году, Борисо-русское село Елизаветполь в 1842 году и село Славянка в 1844 году. 1868.

Католицизм. Римско-католический приход был создан в Баку в связи с переселением русской армией военных католиков на Кавказ в 1850-х годах. Приход находился в подчинении военного римско-католического прихода Тетри-Скарода (Грузия). Бакинский приход стал самостоятельным в 1882 году. В 1895 году была возведена церковь во славу Непорочного Зачатия Пресвятой Марии, в 1903 году на Бакинском кладбище построена церковь Святого Креста. считается красивейшим архитектурным памятником Баку, был построен в готическом стиле в 1909-1912. Однако в советский период церковь была разрушена большевиками в 1934 году. В 1999 году в Баку была восстановлена ​​римско-католическая община, а в 2007 году в Баку была построена новая церковь в память о церкви Святой Марии.

22-23 мая 2002 года Баку с официальным визитом посетил бывший Папа Римский Иоанн Павел II.

В октябре 2016 года Папа Римский Франциск, находившийся с визитом в нашей стране, принял участие в массовой религиозной церемонии в католической церкви в Баку и был встречен Президентом Ильхамом Алиевым.

Крещение. Последователи лютеранской церкви прибыли в Баку вместе с немецкими промышленниками, участвовавшими в разработке нефтяных месторождений во второй половине XIX 900-49-х -х годов. Визит был в основном вызван политическими и религиозными волнениями, происходившими в Германии в начале 19 го века. В то время ходили слухи, что Запад приближается к Апокалипсису, только Восток может всех спасти. Население и особенно сектанты пытались убежать от вопросов об Апокалипсисе в Россию и на Кавказ. 209В начале 1819 года в Азербайджане проживали немецкие семьи. В 1870 году в Баку была создана лютеранская община. В 1899 году члены общины построили в Баку свой храм-цирк (ныне зал органной и камерной музыки). Елендорф (современный Ханлар). Священники лютеранской церкви вместе с представителями других религиозных общин были отправлены в ссылку и расстреляны в 1937 году. В 1937 году лютеранская община возобновила свою деятельность в Баку.44.

Ислам

Ислам, возникший на Аравийском полуострове в начале 7 -го -го века, вскоре успел охватить большую часть мира. Азербайджанское население было обращено в ислам первыми представителями этой религии в 18 -м году эры мусульман (639 г. ). Марзбан Азербайджана Исфандияр бин Фаррухзад потерпел поражение от арабов и в том же году заключил договор. Арабы заняли Ардебиль, Тебриз, Нахичевань, Бейлаган, Барду, Ширван, Мугань и Арран, достигнув Дербенда по побережью Каспийского моря. Укрепления города противостояли арабам, которые присвоили городу название «Баб аль-Абваб». Историк Беларузи сообщает, что большинство населения Азербайджана приняло ислам в период правления халифа Али бин Абу Талыба (656-661). Несколько дольше этот процесс длился на Севере. Арабы облагали население оккупированных земель налогами, продолжали нашествия после заключения мирного соглашения, а затем возвращались обратно. Они возобновили нашествия, так как местное население отказывалось платить налоги.

Некоторые регионы были обращены в ислам мирным путем, в то время как другие были вынуждены принять религию насильно. Идолопоклонникам предлагалось принять ислам, те, кто это делал, должны были платить закят и харадж и не участвовать в боях вместе с мусульманами; участникам были предоставлены некоторые из захваченных материалов; при этом те, кто не принимал религию, должны были платить джизью и находились под защитой мусульман, а те, кто отказывался принять религию или платить джизью, должны были воевать против мусульман. Пограничные поселения-рибады населяли только мусульмане. Мусульмане были переселены в эти регионы из разных провинций Халифата, чтобы объединить эти регионы, а те, кто не принял ислам, были изгнаны в отдаленные места, называемые «ребед». Мирные соглашения, заключенные такими арабскими полководцами, как Хузейфе бин аль-Йеман, Утбе бин Фергед, Велид бин Угбе, Сельман бин ар-Рабия аль-Бахили, Букейр бин Абдулла, Сураж бин Эмр, Меслеме, предусматривали неприкосновенность жизни, имущества, и религии населения.

О форме обращения Азербайджана в ислам говорить трудно, так как этот вопрос еще не изучен должным образом. Однако можно выделить некоторые этапы этого процесса.

Первый этап, длившийся с середины 7 века до начала 8 века, был периодом развития Ислама. Этот этап завершается свержением Албании и потерей независимости Албанской церковью в 705 году. По мнению академика З.Буньядова, в Азербайджане в конце этого этапа господствовал ислам, и государственные чиновники безоговорочно приняли эту религию, чтобы сохранить свои привилегии. Новая религия распространилась среди купцов и ремесленников по мере того, как арабы предоставляли этим слоям привилегии. В то время не строились мечети и древние храмы и церкви, пришедшие в негодность в результате распространения ислама, сохранялось преобладание родового сознания над сознанием религиозным.

Второй этап охватывает период с 8 го века до правления Бувейгилесов в Западном Иране и Ираке. В Азербайджане были созданы независимые государства ширваншахов мазиади и саджи. Идолопоклонство и зороастризм утратили свою актуальность, иудаизму удалось выжить, независимость Албании была восстановлена, но из-за его слабого влияния молебны совершались на армянском языке, а их последователи армировались. Сознание принадлежности к исламу в этот период укрепилось, но еще не были полностью утрачены представления, связанные с этническими корнями. Это можно наблюдать в движении шуубизма, развернувшемся в первые годы правления аббасов. Восстание Бабека (816-838) — ярчайший пример этого процесса. Теософия ислама развивалась в приграничных районах. В горных районах усилился радикальный шиизм.

Третий этап охватывает период правления Бувейговых (935-1055 гг.). Нейтральный шиизм сформировался в Азербайджане и в это время достиг Дербента. Основными религиозными течениями были шиизм и суннизм. Суфизм также был достаточно широко распространен среди определенных групп людей. Одним из красивейших памятников суфизма был монастырь дервишей на реке Пирсаат в Ширване.

Четвертый этап совпадает со временем сельджуков (середина 11 века -го -середина 13 -го -го вв.). Суннизм усилился, а позиции шиизма ослабли. Ведущим течением в это время стал шафизм, широко распространились секты суфизма. Атабеям и ширваншахам удалось защитить ислам от натиска христианства.

Пятый этап охватывает период монгольских нашествий (середина 13 — середина 15 вв.) В это время широко распространился суфизм и упрочил свои позиции хуруфизм. Он был основан Фазлуллой Наими (умер в 139 г.4). Наиболее влиятельными представителями этого течения были Абулхасан Алийул и поэт Насими (умер в 1417 г.). В то время был известен второй старец тайной секты суфизма Сейид Яхья Ширвани Бакуви Хелвети (умер в 1464 г.). Один из братьев правителя Аггоюнлу Узун Гасан был последователем шейха секты Деде Омара Ровшени (умер в 1487 г.). Ибрагим бин Мухаммед Гульшени (умер в 1534 г.) основал течение Гульшанийе как одну из ветвей указанной секты во второй половине 15-9 гг.0049-й век. Позже ряд течений в суфизме как негшбендийе распространились в Азербайджан и на Северный Кавказ через Азербайджан.

Шестой этап связан с правлением сефевитов (1501-1786) и османов с 16 века (1281-1924). Сефевис пропагандировал шиизм и надевал тюрбаны с двенадцатью красными полосками в прославление 12 имамов шиизма. Поэтому их называли гызылбашами. Османы, победившие Сефевидов в битве при Чалдыране, распространили суннизм в Азербайджане.

Период присоединения Азербайджана к Российской империи также можно рассматривать как новый этап в религиозной жизни страны. Этот период примечателен попытками правительства подчинить себе мусульманских священников посредством политики установления религиозной структуры ислама, аналогичной христианской церкви. В письме, направленном в Сенат русским царем 29 ноября 1832 г., предлагалось разработать положение об ведомстве по работе с мусульманами Закавказья. Однако ни один из подготовленных проектов не был утвержден. Чиновник министра иностранных дел М. Ханыков по поручению князя Волонцова разработал проект положения об образовании Магомедовских клириков в 1849 г.. Несмотря на то, что проект был полностью одобрен, он не был реализован из-за начала Крымской войны. Для продолжения этой работы в 1864 г. была создана новая комиссия, в которую были вовлечены и местные представители шиизма и суннизма. Подготовленные положения регулировали положение мусульманских священнослужителей, права и привилегии, отношения со светской властью. Только «Шейхюлислам» и муфтий получали зарплату от правительства до 1867 года, в то время как другие мусульманские священнослужители начали получать ее с этого года. Положение о ведомстве для исламских суннитских и шиитских священнослужителей Закавказья, внесенное Государственным советом, было утверждено царем России 5 апреля 1872 г.

Кафедра базировалась в основном на структуре Православной церкви. На Кавказе были созданы два мусульманских административных органа — Суннитское духовное управление во главе с муфтием и Шиитское духовное управление под председательством «Шейхюлислама». В состав каждого из этих двух отделов, находившихся в Тифлисе, входили председатель, три члена президиума, два помощника, а также секретарь, драгоман, писарь и регистратор. Оба ведомства включали по четыре Ассамблеи в Тбилиси, Ереване, Елизаветполе (Гяндже) и Бакинской губерниях. В состав суннитского отдела входило 16 исповедников, из них 20 шиитов. Департаменты действовали при Министерстве иностранных дел и подчинялись непосредственно губернатору. Провинциальные священнослужители подчинялись местным органам власти.

Религиозные дела мусульман Кавказа регулировались этими двумя ведомствами до образования Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920 гг.). «Шейхюлислам» Мухаммед Пишнамаззаде отправлен в отставку 11 декабря 1918 года. Указом Мусы Рафибекова, министра социального страхования и религиозных убеждений Азербайджанской Демократической Республики, «Шейхюлислам» был назначен Ахунд Ага Ализаде. Этот период отличался усилением тенденций рационализации и модернизации ислама.

После установления советской власти в Азербайджане в 1920 году 15 мая было распущено Министерство по делам религиозных убеждений и «шейхульисламизма», преследовались мусульманские священнослужители, было закрыто большинство мечетей. Создание Религиозной структуры мусульман Закавказья считалось целесообразным для использования религии в борьбе с германским фашизмом в 1943 г.

25-28 мая в Баку прошел первый съезд мусульман Закавказья, в этом городе было создано Духовное управление мусульман Закавказья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *