МНЕНИЕ | Беларусь — это Европа или часть России?
Мнение
31.08.2022, 15:55
(7)Антон Мотолько
Активист, основатель проектов Belarusian Hajun, MotolkoHelp, dze. чат, iSANS — International Strategic Action Network for Security (аналитический центр, координатор по Беларуси).
Антон Мотолько
ФОТО: личный архив
Белорусы сделали свой выбор в 2020 году. Слово за европейскими политиками. Попробую еще раз объяснить, почему запрет на визы и ограничения в отношении белорусов — это очень простая мера, но провальная тенденция для всего региона.
Еще в 2019 году, когда мы с iSANS ездили в Вашингтон и Брюссель и предупреждали об опасности желания Путина „перестроить Империю“, один из пунктов был странно сформулирован: „ценность белорусского паспорта“. Что было вложено в эти слова? Коротко: белорусы должны были понять, что белорусский паспорт гораздо лучше, чем российский (тем более, паспорт ДНР/ЛНР).
Конечно, безвизовый режим — сложная процедура, требующая взаимности в дипломатии (при этом, де-факто, у нас уже был безвизовый режим для тех, кто прилетел в Минск самолетом).
Когда мы ездили с iSANS в Вашингтон в марте и мае, а в Брюссель в июне 2022 года, контекст был совсем другим. Мы не жаловались, „а мы же говорили“, но все наши рекомендации включали блок „антидискриминирования“. В нем было ключевое сообщение:
„Белорусы не равны россиянам, белорусы — европейская нация, которая не поддерживает войну и второй год живет во “внутренней оккупации“». Белорусы выбрали в 2020 году нового президента, которая осудила агрессию России, поддерживает Украину и украинцев в борьбе с захватчиками“.
Было 3 ключевых рекомендации от нашей команды:
1. Облегчение получения обычных виз для поддержания связи между уехавшими с 2020 года и оставшимися в Беларуси.
2. Получение образования в европейских и американских университетах, продолжение научной деятельности для ученых и исследователей.
3. Никакой дискриминации бизнеса, владельцами которого являются люди с белорусским гражданством. Облегчайте ведение бизнеса тем, кто переехал из Беларуси после 2020 года, не блокируйте банковские счета и т.д.
Подводя итог, считаю необходимым вывести белорусский паспорт из черно-серой зоны, работать с ним, как с обычным европейским паспортом.
Проблемы с визой
Есть 2 основных вида виз, которые люди получают в Беларуси с 2020 года:
1. Виза типа „С“, которая считается „туристической“. Не включает права на работу в других странах или на постоянное проживание. Оформляется на однократный въезд сроком от 5 до 15 дней и на 5 лет с максимальным пребыванием 90 дней в течение полугода. Этот тип визы идеально подходит для краткосрочных поездок, встречи с друзьями/родственниками/коллегами и туризма.
2. Виза типа „D“. Они могут быть образовательными, рабочими (самыми частыми), но с 2020 года новая формулировка: „гуманитарная виза“. Последние начали выдавать тем белорусам, которым на родине угрожали арестом или иным видом репрессий. Предполагалось, что люди, подающие на гуманитарные визы, не могут вернуться в Беларусь после выезда из страны (из-за риска репрессий), а потом легализуются на территории Евросоюза — получают вид на жительство.
К сожалению, было много недобросовестных людей, которые подавали на гуманитарные визы только для того, чтобы можно было путешествовать.
Почему это случилось? Из-за отсутствия возможности получить обычную туристическую визу (помните ковид, когда в 2020-2021 годах почти не выдавали туристических виз). Хорошо ли, что это было сделано? На мой взгляд, нет, это нарушило понятие гуманитарных виз. В результате, тем, кому они действительно нужны (а чаще всего они нужны были в течение одого — трех дней, чтобы люди могли уехать до ареста), приходилось ждать дольше и быть в большей опасности.
Кроме того, не стоит забывать о дипломатических войнах и о том, что МИД Макея сократил число сотрудников в европейских посольствах и консульствах соседних стран. Например, в литовском посольстве теперь только один консул, а раньше их было больше 15.
Что можно было сделать, чтобы исправить ситуацию?
Ввести безвизовый режим для тех, у кого белорусский паспорт и кто не находится под санкциями ЕС, США и Великобритании.
Очевидно, это утопия в нынешних реалиях. Итак перейдем ко второму пункту: упростить получение визы и сделать выдачу шенгенских виз на 3-5 лет правилом, а не исключением. То же самое касается виз США (сейчас беларусы получают визы максимум на 1 год, а россияне на 3 года).
Как это будет работать? Спустя полгода или год нагрузка на консульства и визовые центры уменьшится, потому что не нужно будет снова открывать визы тем, кто их получил полгода или год назад. Те, кому грозит опасность в Беларуси и кого потом легализуют в странах ЕС, подадут на гуманитарные визы. Беларусы, которые хотят остаться в Беларуси и продолжать что-то делать для изменения ситуации, будут знать, что всегда могут встретиться с теми, кто был вынужден покинуть страну и не может вернуться. И не будет той пропасти между „теми, кто остался“ и „теми, кто уехал“, о которой мечтает режим Лукашенко, постоянно настраивая людей друг против друга (привет, Радио Тысячи Холмов).
Одним из ключевых последствий станет то, что люди в Беларуси не будут рассматривать Европу как „противников европейского вектора развития“, а Россия не будет единственной перспективой для сотен тысяч людей, которые потеряют возможность путешествовать в западные страны.
Посмотрим, что выберет Европа, какой будет общественная позиция политиков и министров ближайших к Беларуси стран. Хотели бы услышать о том, что „мы поддерживаем упрощение выдачи долгосрочных шенгенских виз белорусам. Белорусы не россияне, и мы не оставим вас наедине с Кремлем.“
Оставить комментарий Читать комментарии (7)
Белорусским грузовикам нельзя ехать в Европу, западным — в Беларусь.
Что говорят дальнобойщики? Белорусским грузовикам нельзя ехать в Европу, западным — в Беларусь. Что говорят дальнобойщики?
Адрес материала:
Время распечатки: 13.07.2023 16:35:33
Источник информации: Аuto.onliner.by
Белорусским фурам запрещен въезд в страны Евросоюза. Белорусская сторона в свою очередь ввела запрет на въезд в республику грузовиков из ЕС. Обыватели нервничают: не исчезнут ли с прилавков товары, которые привозили оттуда? А перевозчики думают, как жить дальше…
Мы попросили перевозчиков и водителей рассказать, что сейчас происходит на рынке грузоперевозок. Многие настроены пессимистично, кто-то держится бодрее, но всех объединяет одно: никто не берется предугадать, что будет дальше.
Хронология. Запреты там, запреты здесь
Не прошло и трех недель с того момента, когда Совет ЕС озвучил решение о запрете работы на территории Евросоюза любых российских и белорусских автотранспортных предприятий, перевозки грузов автотранспортом в пределах ЕС, в том числе транзитом.
Дальнобойщики, работающие на компании из Беларуси, должны были вернуться в страну до 16 апреля.Перевозчики задумались о способах спасения своего бизнеса и рабочих мест. Заговорили о возможной смене «прописки» и переоформлении в ЕС для обхода санкций. Вскоре стало понятно, что это не сработает.
15 апреля Беларусь приняла ответные меры в отношении транспортных средств, зарегистрированных в государствах — членах Европейского союза, введя запрет на перемещение через таможенную границу ЕАЭС в Беларусь автомобилей и тягачей, зарегистрированных в ЕС.
Предусмотрены единичные исключения, но фактически они не меняют общей картины. Теперь перевозка грузов между странами Евросоюза и Беларусью осуществляется по принципу перецепки: европейский тягач довозит полуприцеп до логистического центра или иного предусмотренного пункта на территории РБ, а там его цепляет автомобиль с белорусскими номерами, который выполнит доставку в пункт назначения на территории ЕАЭС.
Перевозчики оказались в крайне нестандартной ситуации, и не у всех есть уверенность, что из нее удастся выпутаться без потерь.
Эдуард: «Если еще месяца три это продлится — буду закрываться»
— У меня три машины. За 10 дней в рейс отправил только одну, две другие стоят. Найти груз теперь очень сложно. Иностранные перевозчики сюда ехать не хотят, а в перецепе в основном крупные игроки, у которых фирмы в ЕС, РБ, РФ. Маленьким компаниям, у которых в штате по две, по пять, по семь машин, достаются крохи. И эти компании теперь умирают. Простой пример: сейчас фрахт из Литвы на Минск — 2200—2500 евро. Литовский перевозчик забирает себе от 1900 до 2200, ну а белорусскому остается около 300 евро. Вот и вся математика. Время, дороги, зарплата водителя… Остаток фирме — в лучшем случае 50 евро (на налоги, кредиты и так далее). Если ситуация продлится еще полгода-год — мелких фирм не останется совсем. Я сам думаю, что еще месяца три — и буду закрываться, — рассказывает перевозчик.
Релоцировать бизнес — задача трудная.
— Только если новый автопарк. Свои машины нет, — коротко поясняет Эдуард.
А вот водители видят для себя определенные перспективы для работы за рубежом.
— Да, смотрят, как говорится, налево, — подтверждает собеседник. — Пока они, что называется, в отпуске, но долго не будут ждать — начнут разбегаться потихоньку, это все вопрос времени. Особенно молодые ребята: для них с каждым днем все больше предложений в ЕС и даже в России. У российских компаний больше привилегий: белорусский перевозчик не может осуществлять деятельность на территории России (это каботаж). Получается, что мы можем только из РБ на РФ и назад, и если туда ты груз еще найдешь, то назад — уже проблема. А они могут и по стране, и в бок.
Эдуард рассказывает, что уже три года работает с тканями. И по собственному опыту знает, что вся эта ситуация моментально отразится на конечном потребителе тех товаров, которые перевозят фуры.
— Раньше литовец считал 1 евро за килограмм. Последний рейс, который мне удалось взять на перецепе, он уже считал 1,2 евро за кило. Я сам часто ездил и лично общаюсь как с отправителем, так и с получателем напрямую. В среднем за 20-тонную фуру покупатель на 4000 евро больше стал платить. Соответственно, и в розницу товар пойдет дороже, — рассчитал перевозчик.
Игорь: «Половина автомобилей простаивает на базе, но, думаю, справимся»
Игорь — еще один перевозчик, работающий на направлениях ЕС — Россия, Россия — ЕС. Разница в том, что машины у него на российской регистрации.
— В будущее смотрим с относительным оптимизмом. Беларусь уже ввела ответные меры, ждем Россию. Довозят европейцы на своих машинах грузы до наших ТЛЦ (торгово-логистических центров. — Прим. Onlíner), здесь перецепка с нашими машинами, и мы уже тянем и белорусским заказчикам, и на Россию. В любом случае именно Россия в плане перевозок основной рынок, самый крупный. Плюс очень много сырья из России ехало в обратном направлении, вряд ли кто-то сможет в один момент все это заместить. Так что какой-то поток грузоперевозок будет все равно, — считает собеседник.
Какие расценки окончательно установятся при усложнившейся логистической цепочке, перевозчик пока не берется прогнозировать.
— Пока люди называют цены, торгуются. Когда пойдет поток и грузов станет больше — рынок определится, — говорит он.
Переходный период, впрочем, всем дается нелегко.
— Сейчас половина автомобилей простаивает на базе, но, думаю, справимся. Вот утром отправил три тягача на перецеп, цеплять польские прицепы. Нашлись грузы. Плюс кто-то заканчивает рейсы: то, что вытянули из Европы, доставляют в Россию. Кого-то отправляю на Калининград из России. Эта неделя переходная: никто толком не знает, как все будет работать. Россия пока не закрыла границу для европейских перевозчиков, поэтому много кто едет в объезд через Латвию, но там тоже свои вопросы, — отмечает Игорь.
Он предположил, что местные перевозчики постараются развивать партнерские отношения с европейскими коллегами, чтобы упростить работу и снизить риски.
— Никто не хочет передавать свою технику (полуприцепы) непонятно кому. Поэтому нужно конкретно обсуждать вопросы, искать партнеров и с ними работать, — говорит собеседник. — Я стараюсь оптимистично на все смотреть. Другого выхода нет, что-то да будет. Как бы странно ни звучало, но будут и новые возможности. Может, перегрузки разрешат делать, брать более сложные грузы, самому эти машины перегружать и т. д. В любом случае новая ниша какая-то образуется.
Он также отмечает, что в подвешенном состоянии остается вопрос работы белорусских перевозчиков и водителей в России.
— Непонятно, что будет с теми, кто на белорусских номерах. Смогут они ездить беспрепятственно в Россию или тоже что-то введут? Квота и так была небольшая, многие ездили на дальние «плечи», чтобы максимально растянуть разрешение. То есть берут грузы так, чтобы маршрут был, допустим, Германия — Франция — Испания и потом в Россию подальше: Урал, Сибирь, в идеале Новосибирск, чтобы машина поехала и поехала. У кого были разрешения, те могли работать на более коротком «плече», условно Германия — Москва. У всех стратегии были разные, — рассказывает Игорь.
Перевозчик утверждает, что рынок уже длительное время испытывает сложности, вызванные внешними факторами.
— После миграционного кризиса на границе с Польшей условия сильно ухудшились. Закрыли «Брузги», все шло к какой-то черте. Машины стояли в очередях: неделю туда, неделю назад, на обочине, без удобств — никакой нормальный человек долго так не выдержит. Многие отказались от такой работы, машин становилось меньше, а спрос на них не падал. Раньше можно было делать два круга в месяц со средним километражом 6-8 тысяч километров, а после закрытия «Брузгов» получалось максимум 1,5 круга — круг. Сейчас, возможно, станет попроще. И визы не нужны: приехал, перегрузился и поехал дальше, мотай километры, — предполагает собеседник.
Виталий: «Раньше домой удавалось заезжать, а теперь не пойми как»
Виталий — белорус, но работает водителем в литовской фирме. Думаете, его не затронет эта ситуация? Как бы не так.
— Возим грузы из Европы в Азию: Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Раньше хоть домой удавалось заезжать, а теперь не пойми как. Сказали, пока поедем через Латвию на Россию, по крайней мере пока там не закрыли границу. Закроют — будем ездить только по ЕС. Зарплату шеф обещал поднять, — говорит водитель.
По его словам, в Беларуси он не мог найти те же условия труда, поэтому уехал.
— Адекватные деньги не платят. Если хочешь заработать — надо ездить по 15 часов в сутки, — утверждает Виталий.
Дома у него жена с дочкой, родители. С учетом дальних рейсов, с семьей удавалось проводить не так много времени. Закрытые границы могут всерьез усугубить эту ситуацию.
— Буду по заграницам ездить, но что поделаешь: работать же нужно все равно, — разводит руками водитель.
Как и многие другие, он надеется, что в скором времени ситуация нормализуется.
— От этих решений (о закрытии границ. — Прим. Onlíner) никому сейчас хорошо не будет. В Беларусь поставки будут, конечно, но не в том объеме, как раньше, — прогнозирует собеседник.
Андрей: «Начальство сказало: всем стоп!»
Андрей работает водителем в белорусской фирме. Совсем недавно вернулся из Европы, теперь закрытой.
— Пришлось выезжать из Латвии пустым из-за запрета: трое суток потолкался на границе, приехал на базу. Начальство сказало: всем стоп! Куда ехать дальше, как будем работать — не понятно. Естественно, по поводу Европы сейчас вопросов ни у кого не возникает. Насколько длинной будет пауза — никто сказать не может. Отправили в бессрочный «отпуск», — рассказал водитель.
В целом мы заметили, что наши водители, которые работают в наших фирмах, теперь куда сдержаннее в прогнозах, чем их коллеги с европейским трудоустройством. Определенности меньше, тревог больше.
— Еще в прошлую субботу (16 апреля) очередь на выезд из Польши была километров 30, практически от самой Бяла-Подляски. Но за сутки очередь исчезла, — поделился с нами еще один дальнобойщик. — Да, начала работать перецепка в «Козловичах», но ставки перевозчиков на доставку экспортных грузов в ЕС увеличились вдвое и перешагнули рубеж в 6500 евро. Работают, судя по всему, только те из перевозчиков, у кого есть «дочка» в Польше или другой стране.
Василий: «Попасть домой возможности больше нет»
Еще один белорусский дальнобойщик в одной из европейских компаний — Василий.
— Я выполняю перевозки в страны Таможенного союза, в основном в Россию. На сегодня нам запрещен въезд в Беларусь. Можно заехать только для выгрузки в приграничных таможенно-логистических центрах или же использовать перецепку. Попасть домой возможности больше нет, — отмечает собеседник. — Сейчас все европейские фирмы направили машины на границы Латвии и России, а также Эстонии и России. В выходные очереди росли стремительно. Все в напряженном ожидании ответа России на эти санкции (запрет на въезд грузовиков в страны ЕС. — Прим. Onlíner). Пока она пропускает европейских перевозчиков как и раньше, в штатном режиме. Наше руководство тоже в ожидании развития ситуации. В любом случае если ничего не поменяется, то про транзит через дом можно забыть. Да и Беларусь потеряет доходы от транзита.
Мужчина рассказал, что его компания (небольшая по европейским меркам) не спешит отправлять свои грузовики на перецепку в логистические центры, беспокоясь о сохранности прицепов.
Что будет с зарплатами, Василий судить не берется: этот вопрос обсуждается в компании.
— Вообще условия работы были испорчены еще с начала миграционного кризиса, когда закрыли один из переходов («Брузги». — Прим. Onlíner). Тогда значительно выросли очереди на других пунктах пропуска. После февральских событий польские пограничники искусственно снизили пропускную способность, таким образом выразив свой протест. Это привело к катастрофическим задержкам при прохождении границы. Многие мои коллеги всерьез говорили, что лучше бы уже совсем закрыли границы, чем вот такое издевательство, — утверждает водитель.
Перевозчик: «Грубо говоря, послали нас на рынок РФ и Азии»
Еще один наш читатель, перевозчик, не скрывает своего разочарования сложившейся ситуацией.
— Перспектив нет никаких. Многие перевозчики, ориентированные исключительно на перевозки в ЕС и из Европы, имеют в парке качественную и обслуженную технику, с огромным трудом наработанных клиентов и придерживаются определенных стандартов ведения своего бизнеса, который выстраивали десятки лет. А теперь нас, грубо говоря, послали на рынок РФ и Азии, куда далеко не каждый водитель, который ценит свое здоровье и любит свою профессию, поедет в принципе. Водитель тоже хочет стабильной безопасной работы, развитой инфраструктуры и не готов ходить под лопух и мыться из бутылки, да при этом не спать, так как специфику работы в восточном направлении вообще невозможно согласовать с режимом труда и отдыха, — говорит собеседник.
Бизнес замер, изучая новые условия и просчитывая возможные шаги.
— Перевозчики сейчас реагируют по-разному. Я, например, продал технику, так как понимаю, что не вывезу в новых реалиях. Кто-то пытается приспособиться, кто-то ждет. Более квалифицированные и востребованные водители стараются трудоустроиться в европейских фирмах, но с этим тоже сейчас начинаются сложности, — добавил наш читатель.
© 2023 БАМАП
[email protected]
Дизайн и программирование:
Abiatec
Лидер Беларуси говорит: Я не последний диктатор в Европе
- Резюме
- Лукашенко железной рукой правит Беларусью с 1994 года «действительно беспокоит о будущем Беларуси
МИНСК, 6 июля (Рейтер) — Президент Беларуси Александр Лукашенко в четверг опроверг заявление о том, что он является «последним диктатором Европы», заявив, что он не был диктатором, но если бы он им был, то, безусловно, не быть последним.
68-летний Лукашенко железной рукой правит Беларусью с 1994 года, а в интервью агентству Рейтер в 2012 году наслаждался своей дурной славой как последний диктатор Европы.
На вопрос Reuters в четверг, что он думает об этом описании и беспокоит ли его то, что может случиться с Беларусью после его правления, Лукашенко сказал, что репортер должен извиниться за такой вопрос.
«Что касается последнего диктатора Европы, вы должны сегодня извиниться передо мной», — сказал Лукашенко журналистам на встрече в огромном белорусском Дворце Независимости. «Я не диктатор, а если я диктатор, то я не последний».
«Не дано ему валяться в грязи», — сказал Лукашенко. «Я не решаю, нахожусь ли я у власти или нет… Народ доверил мне эту высокую должность».
Оппоненты Лукашенко, большинство из которых сейчас за границей, заявляют, что он сфальсифицировал выборы и передал суверенитет Беларуси президенту России Владимиру Путину, которого Лукашенко называет своим «старшим братом».
Лукашенко и его сторонники отрицают, что он фальсифицировал выборы, и говорят, что подавляющее большинство избирателей поддерживает его в том, что он провел Беларусь через суматоху после 19-го91 развал СССР.
Он сказал, что в Беларуси было менее 22 000 заключенных по сравнению с 50 000, когда он пришел к власти почти 29 лет назад.
«Возможно, я не очень сильный диктатор», — пошутил он.
Но Лукашенко сказал, что судьба его страны «действительно беспокоила его», сказав, что он думал, как прожить остаток своей жизни без власти.
«Иногда я задаю себе этот вопрос, но потом меня останавливает другой: что будет в будущем?» он сказал. «Я не думаю, что я незаменим, но что произойдет, если новый человек разрушит все?»
«Я думаю о том, что будет в будущем, что будет после меня?» Лукашенко сказал. «Есть такой вопрос, и он возник у многих — не только у вас».
Слухи о здоровье Лукашенко ходят уже несколько месяцев после того, как было показано, как его отвезли на небольшое расстояние на мероприятие во время празднования Дня Победы 9 мая в Москве, а затем он пропустил обед, устроенный Путиным.
Покидая встречу с журналистами в четверг после более чем 3,5 часов вопросов, дородный лидер слегка прихрамывал, говоря, что он получил футбольную травму, и предупредил репортеров, чтобы они берегли себя.
«Иди сюда, иди сюда. Не бойся. У тебя есть моя полная гарантия безопасности — никто тебя не схватит», — посмеиваясь, сказал Лукашенко.
Репортаж Гая Фолконбриджа Под редакцией Гарета Джонса
Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.
В качестве руководителя московского бюро Гай занимается освещением событий в России и странах Содружества Независимых Государств. До Москвы Гай руководил освещением Brexit в качестве главы лондонского бюро (2012–2022). В ночь Brexit его команда одержала одну из исторических побед Reuters, сообщив новости о Brexit первыми миру и финансовым рынкам. Гай окончил лондонскую Ш…
Введет ли ЕС новые санкции против Беларуси? И на что обратить внимание на саммите ЕС-Украина
Добро пожаловать в Большую Европу, информационный бюллетень RFE/RL, посвященный ключевым вопросам, касающимся Европейского Союза, НАТО и других институтов и их отношений с Западными Балканами и восточными соседями Европы .
Я редактор RFE/RL Europe Рикард Йозвяк, и на этой неделе я подробно расскажу о двух основных вопросах: вопрос о том, должен ли ЕС вводить дополнительные санкции против Беларуси, и чего ожидать, когда европейские дипломаты прибудут в Киев для саммит в начале февраля.
Краткая информация #1: Как далеко зайдут санкции ЕС в отношении Беларуси?Что вам нужно знать: В начале января председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что ЕС вскоре предложит новый пакет санкций в отношении Беларуси, чтобы наказать страну за поддержку войны России в Украине. Никаких новых предложений еще не внесено, хотя первые переговоры между государствами-членами ЕС, известные как «конфессиональные», начались в выходные.
Рабочее предположение брюссельских дипломатов заключается в том, что новые меры в отношении Беларуси станут частью 10-го пакета санкций блока против Кремля. Он может быть готов к утверждению в первую годовщину полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля. репрессии против людей, протестующих против фальсификации президентских выборов в августе 2020 года, а год спустя — вынужденная посадка рейса Ryanair в Минске для ареста журналиста Романа Протасевича и его партнерши Софьи Сапеги.
Ограничительные меры были дополнительно ужесточены после того, как ЕС заявил об активном участии белорусских властей в организации незаконного пересечения границы через Беларусь в ЕС граждан Ближнего Востока и Северной Африки в конце 2021 года.
Эти санкции в основном включали замораживание активов и запрет на выдачу виз до 200 лицам, включая авторитарного правителя страны Александра Лукашенко и его ближайшее окружение. Были приняты и другие меры, такие как запрет белорусским авиакомпаниям летать над воздушным пространством ЕС и приземляться в аэропортах ЕС.
Глубокая предыстория: Когда Россия вторглась на Украину в феврале 2022 года, Брюссель быстро признал роль Минска и включил Беларусь в один из первых раундов санкций, направленных против Кремля, хотя эти меры всегда были более жесткими для Москвы. ЕС перешел к введению торговых ограничений в таких отраслях, как деревообработка, цемент, изделия из железа и стали и каучук. Калий, один из основных экспортных товаров Беларуси в Европу, также подвергся санкциям в отношении крупнейшего производителя калийных удобрений «Беларуськалий».
Кроме того, пострадали несколько белорусских банков, в том числе центральный банк страны. В ЕС также стало незаконным принимать депозиты на сумму более 100 000 евро (109 000 долларов США) от граждан или жителей Беларуси.
Тем не менее, последние санкции, введенные ЕС в отношении Беларуси, были в июне 2022 года, и с тех пор блок принял множество других мер в отношении России, включая три дополнительных пакета санкций. И это несмотря на призывы воинственных государств-членов ЕС, таких как Литва и Польша, о том, что меры против Москвы должны быть «зеркально отражены» в отношении Минска.
Детализация
- По словам нескольких дипломатов, знакомых с этим вопросом, но не уполномоченных выступать публично, одна из причин, по которой Беларусь не попала под санкции в последние месяцы, заключается в том, что Украина попросила Брюссель не Минск.
- Хотя Киев официально отверг эту версию, логика такова, что Киев опасается более активного вовлечения Беларуси в войну и обеспокоен тем, что Минск еще больше загоняет Москву в угол. По логике вещей, стремлением не вызвать раздражение Минска и объясняется нежелание украинских лидеров встречаться с белорусскими оппозиционерами.
- Учитывая это, вполне вероятно, что следующий пакет санкций ЕС в отношении Беларуси будет слабым. Несомненно, что будет больше списков, поскольку это затыкает определенные дыры в действующем законодательстве. Например, в то время как импорт древесины теперь запрещен, деревянная мебель — нет. Синтетический каучук и различные изделия из стекла до сих пор не попали в поле зрения. Существует также обширный запрет ЕС на экспорт различных предметов, используемых для производства табака в Беларуси, даже несмотря на то, что некоторые сигаретные фильтры все еще могут быть отправлены из ЕС.
- Рассматриваются и другие потенциально более жесткие меры, в том числе запрет на экспорт предметов роскоши в Беларусь и запрет фирмам из ЕС предлагать такие услуги, как бухгалтерский учет, аудит, налоговое консультирование и связи с общественностью. Такие вещатели, как Беларусь 24, РТР Беларусь и НТВ Беларусь, также могут стать мишенью и столкнуться с теми же мерами, что и российские RT и Sputnik: запретить им вещание на территории ЕС и сделать их веб-сайты недоступными.
- И если ЕС действительно решит принять жесткие меры, блок может нацелиться на телекоммуникационный, компьютерный и ИТ-секторы Беларуси, которые являются одними из основных статей экспорта Минска, стоимость которых оценивается в 3 миллиарда долларов в 2021 году9. 0004
Что вам нужно знать: В начале февраля в Киев прибудут многие ключевые игроки ЕС.
Во-первых, 2 февраля фон дер Ляйен отвезет большинство своих 26 уполномоченных в украинскую столицу для встречи с украинским правительством. На следующий день состоится ежегодный саммит ЕС-Украина, на котором президент Европейского совета Шарль Мишель будет сопровождать фон дер Ляйен и главу внешнеполитического ведомства ЕС Жозепа Борреля, а также огромную службу безопасности.
Цель состоит в том, чтобы Брюссель продемонстрировать свою поддержку и солидарность с Украиной, поскольку страна сталкивается с усилением атак России на востоке, и побудить Киев продолжить реформы, необходимые для возможного членства в ЕС.
Глубокая предыстория: ЕС привезет в Киев кое-какие «поставки», хотя многие из них уже будут оглашены к моменту саммита. Недавно был выделен первый транш макрофинансовой помощи Украине в размере 3 млрд евро, а в течение 2023 года должны быть выплачены дополнительные 15 млрд евро9.0015
Поскольку в новостях преобладают истории о странах, отправляющих тяжелое вооружение, ЕС также объявит еще 500 миллионов евро о военной поддержке Киева, в результате чего общая сумма с начала войны составит 3,6 миллиарда евро. По большому счету, это небольшая сумма, особенно по сравнению с расходами США в размере 27,5 миллиардов долларов. Но учитывая, что деньги ЕС поступают из общей казны и что союз никогда прежде напрямую не вооружал третью страну, тем не менее, это важно.
Брюссель также надеется, что к тому времени он сможет объявить, что 3000 украинских солдат прошли обучение на территории ЕС с тех пор, как прошлой осенью он запустил программу обучения по всему блоку. Кроме того, есть помощь ЕС примерно 8 миллионам украинцев, которые бежали из страны за последний год и теперь живут в блоке. Действие Директивы о временной защите, которая позволяет им им оставаться и работать в ЕС, недавно было продлено до марта 2024 года9.0015
Подробная информация
- Большая часть подготовки к саммиту уже прошла под влиянием официальных лиц ЕС, торгующихся по поводу декларации саммита. В черновике, с которым ознакомилось Радио Свободная Европа/Радио Свобода, изложены еще несколько возможных результатов встречи. В нем, в частности, отмечается, что Европейский Союз и Украина подпишут меморандум о взаимопонимании о стратегическом партнерстве по возобновляемым газам, хотя пока никаких конкретных подробностей не приводится.
- Другой абзац в тексте выступает за Украина присоединится к зоне без роуминга ЕС, отметив, что «Украина приветствовала неизменную решимость и усилия ЕС по включению Украины в европейскую зону роуминга как можно скорее. ЕС признал усилия, которые Украина предприняла для согласования своих телекоммуникационного сектора с европейским положением и призвал страну продолжать идти по этому пути».
- Согласно источникам, знакомым с дискуссиями, но не имеющим права говорить под запись, самые большие разногласия среди дипломатов по поводу проекта декларации саммита разгорелись вокруг перспективы членства Украины в ЕС, когда три прибалтийских государства и Польша настаивали на формулировках это укажет Киеву, что подачу заявки на членство можно ускорить.
- В конце концов, подавляющее большинство государств-членов ЕС отказались от этого ускоренного пути и предпочли бы придерживаться уже согласованной «хореографии» — это означает, что Европейская комиссия будет предоставлять всем обновленную информацию о том, как дела в Украине. , с точки зрения выполнения семи требований, которые Брюссель поставил для начала переговоров о вступлении в ЕС. А затем, в октябре, будет опубликована оценка и дальнейшие рекомендации.
- Конечно, невозможно предсказать, порекомендует ли комиссия начать переговоры о вступлении в ближайшее время и поддержат ли страны-члены ЕС к концу 2023 года единогласно такую рекомендацию. В беседе с официальными лицами ЕС, знакомыми с этим вопросом, они считают, что наилучшим сценарием для Украины было бы начало переговоров о вступлении в ЕС в конце 2024 или даже в начале 2025 года9.0004
- Чиновники отмечают, что Украина добилась хорошего прогресса в принятии нового закона о СМИ и продвижении ключевых кандидатур в Специализированную антикоррупционную прокуратуру страны. Тем не менее, необходимо сделать больше в других судебных областях, поскольку в проекте декларации говорится, что «реформа Конституционного суда и процедура отбора политически независимых и квалифицированных конституционных судей остаются жизненно важными для укрепления устойчивости Украины».
Министры иностранных дел ЕС соберутся в Брюсселе 23 января , и одно из решений, которое они должны принять, будет заключаться в том, чтобы дать зеленый свет новой гражданской миссии ЕС в Армении . ЕС нанял 40 наблюдателей в Армении в период с октября по декабрь 2022 года, но сейчас идея состоит в том, чтобы в феврале была готова более крупная миссия (около 100 человек), которая будет охватывать всю (де-факто) территорию Армении в течение двух лет. Согласно документу ЕС, с которым ознакомилось Радио Свобода, миссия должна сыграть «значительную роль в поддержке усилий, направленных на нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном».
И последнее, но не менее важное: на этой неделе, вероятно, будет много разговоров о ценовых ограничениях . Во-первых, ЕС и такие страны, как Австралия, Канада, Япония и США, пересмотрят потолок цен на российскую нефть, который был установлен на уровне 60 долларов за баррель в начале декабря. Учитывая, что текущая рыночная цена ниже 50 долларов, может быть толчок к снижению этого предела. С 5 февраля также будет введен новый ценовой предел — — цена еще не установлена — на другие российские нефтепродукты, такие как дизельное топливо и керосин.