Возможна ли Большая Европа без России и Беларуси?
В Праге прошел первый саммит новой организации – Европейского политического сообщества, в котором приняли участие высокие представители не только стран-членов и кандидатов в ЕС, но и все участники «Восточного партнерства» за вычетом Беларуси. Означает ли это, что Большая Европа учится жить без России и примкнувшей к ней Беларуси? И что в этом случае ожидает Москву и Минск?
С таким вопросом корреспондент Русской службы «Голоса Америки» обратилась к специалистам по вопросам международной политики.
«С 2014 года было понятно, что политической интеграции с Россией уже не будет»
Аналитик Стокгольмского центра по изучению Восточной Европы Андреас Умланд (AndreasUmland) согласен, что широкомасштабное нападение российской армии на Украину, где режим Лукашенко выступил соучастником агрессии, сплотил почти все остальные европейские страны.
«Но есть и другие мотивации для создания этой новой структуры, связанные с китайским вызовом и вообще с переделом всей системы международных связей. И европейские страны понимают, что решать такие проблемы можно только сообща. Ведь пражский саммит, это и страны Евросоюза, и НАТО, и формат “Рамштайн” и даже те страны, которые не являются европейскими, но поддерживают Украину в военном отношении», — заметил эксперт в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Для России и союзной с ней лукашенковской Беларуси это объединение означает еще большую изоляцию на западном направлении. И перспектива возобновления диалога с Большой Европой зависит в первую очередь от дальнейшего поведения Москвы и Минска. «Если будет изменение подхода к политическим проблемам, в частности, всего, что касается Украины, и я бы пошел еще дальше: если будет изменение внутри самих правящих режимов в России и Беларуси, то возможно их включение в это европейское политическое сообщество. Возможно также возвращение России в Совет Европы и заключение Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, безвизовый режим, особые отношения с НАТО. То есть существует большой инструментарий, который, в принципе, для этих стран открыт, и уже применяется к Украине, Молдове, Грузии. Но для России и Беларуси это, повторю, будет возможно лишь после смены правящих режимов», — уверен Андреас Умланд.
Приглашенный эксперт расположенного в Таллинне Международного центра по вопросам обороны и безопасности (ICDS) Игорь Грецкий считает, что в данном случае налицо попытки европейских стран продемонстрировать политическое единство. И продемонстрировать, что в Европе, за исключением России и Беларуси, есть достаточно большое количество стран, для которых перспектива европейской интеграции остается привлекательной.
«Учится ли мир жить без России? Как минимум с 2014 года было понятно, что политической интеграции с Россией после аннексии Крыма уже не будет, а после начала войны это уже стало понятно уже более широкому кругу и политических деятелей, и населению европейских государств», — считает Игорь Грецкий. И добавляет, что даже в тех странах, которые долгое время считались пророссийскими, общественное мнение меняется не в пользу России и Путина. В качестве примера эксперт привел Болгарию, где сейчас популярность Зеленского намного превышает рейтинг Путина.
«Я думаю, что главная идея этого саммита состоит в том, чтобы подчеркнуть, что идея европейской интеграции остается привлекательной для огромного количества стран. Это, конечно, не означает, что для Беларуси и России двери к политическому сотрудничеству и диалогу совсем закрыты. Но совершенно точно, что в ближайшие два-три поколения россиян и белорусов этот вопрос на повестке дня стоять не будет. Нужно будет преодолевать последствия этой войны через принятие ответственности российским обществом за то, что произошло и происходит сейчас в Украине», — оценивает пражский саммит собеседник «Голоса Америки».
И заключает, что нормализация отношений между объединенной Европой с одной стороны, и Россией и Беларусью с другой будет возможна лишь после уплаты ими репараций в пользу Украины.
«Внимание России к конфликту Азербайджана и Армении снижается, и, скорее всего, будет снижаться и дальше»
В рамках пражского саммита также состоялась встреча лидеров Турции, Азербайджана и Армении при участии президента Франции Эммануэля Макрона и главы Евросовета Шарля Мишеля.
По окончании переговоров с Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым Реджеп Тайип Эрдоган сказал: «Мы верим, что Армения и Азербайджан могут добиться полной нормализации отношений».
Раньше Турция поддерживала Азербайджан, а Армения искала поддержку России. Можно ли сказать, что теперь Анкара (с согласия Брюсселя и Парижа) полностью вытеснила Москву из Закавказья, и какими могут быть политические последствия этого замещения? С таким вопросом корреспондент Русской службы «Голоса Америки» обратилась к политологу Ивану Преображенскому.
Он считает, что быстрого замещения в этом вопросе пока не произошло, потому что Анкара не может подменить Россию, поскольку является не только прямым военным союзником одной из воюющих сторон, но и, по мнению некоторых обозревателей, организатором этих боевых действий, приведших к победе Азербайджана. «И этого не могут не понимать в Евросоюзе», — отмечает Иван Преображенский.
И продолжает: «С другой стороны тот же Евросоюз понимает, что у него нет ресурсов для того, чтобы, раз — договариваться с Россией и два — повлиять на турецко-российские отношения, которые достаточно активно развиваются и есть шанс, что Россия и Турция вскоре сепаратно договорятся о ситуации в Карабахе и полностью выдавят оттуда любое влияние ЕС и США. И таким образом и Армения и Азербайджан окажутся в зависимости. Но не от ЕС или России, а именно от Турции».
Поэтому, делает вывод эксперт, задача Евросоюза, которую он пытается сейчас решить, это при поддержке Турции постепенно прийти в регион в качестве гаранта по мере того, как оттуда, неизбежно, будет уходить Россия.
Эксперт указывает еще на один аспект: «Одновременно с переговорами есть решение, что на «горячий» участок границы Армении и Азербайджана отправится гражданская миссия ЕС, которая начнет все фиксировать и пытаться придумать решение по демаркации границы для прекращения боевых действий. И еще появилась информация, что генерал Рустам Муратов, командовавший в прошлом российским контингентом в Карабахе, назначен командующим Восточным военным округом. И это однозначно демонстрирует, что Россия, не то, чтобы выводит войска, так как никто не знает, сколько там осталось российских миротворцев, но ее внимание к этому вопросу снижается. И, скорее всего, оно будет снижаться и дальше».
Жители Нагорного Карабаха продолжают считать Россию своей главной заступницей. Политолог отметил, что в день семидесятилетия Владимира Путина карабахцы вышли с его огромным портретом на священное место для армян Карабаха — памятнику «Мы — наши горы».
«И получается такая сложная «петрушка», когда ЕС не может реально повлиять на ситуацию, но пытается успеть вмешаться в нее до того, как новая большая война станет «медицинским фактом» и Нагорный Карабах будет зачищаться азербайджанской армией при поддержке Турции. И пытается заинтересовать Турцию ролью «условного посредника», прекрасно при этом понимая, что Турция не посредник, а воюющая сторона в этом конфликте», — оценивает ситуацию Иван Преображенский.
«В переориентации Молдовы на Запад больше идеализма и политической зависимости, нежели прагматизма и трезвой оценки»
Из трех центральных тем пражского саммита – агрессия России против Украины, энергетический кризис на Западе и экономический кризис – Молдову самым непосредственным образом задевают все перечисленные. Вместе с тем участие Молдовы в таком саммите вскоре после получения ею статуса страны-кандидата на членство в ЕС, несомненно, повышает престиж этой страны.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у молдавского политического обозреватели Корнела Чури (Cornel Ciuria), сможет ли очевидная переориентация Кишинева с Москвы (как было при Игоре Додоне) на Брюссель решить большинство проблем в стране? И в чем для Молдовы сохраняется опасность со стороны России?
По мнению эксперта, главная опасность в том, что Россия не оставила своих экспансионистских устремлений и надеется захватить не только Приднестровье, но и всю Республику Молдова. «Отсюда и определенная модель поведения, которую Молдова вырабатывала в последние десятилетия, это — сохранение нейтралитета. Тем не менее ориентация на Запад отражает ослабление этого принципа. Молдова не отказывается от него, он остается конституционно закрепленным, но тесные контакты с Западом в последнее время, при правлении Майи Санду и ее правительства, имеющем парламентское большинство, а также изменение в оценке России — все это привело к тому, что Молдова пришла к выводу, что нужно модернизировать армию, а это означает покупку и получение различных вооружений с Запада», — подчеркивает Корнел Чуря.
Слабостью этой позиции, по мнению эксперта, является то, что Молдова продолжает быть государством, где парламентское большинство можно менять разными способами. А это означает, что в любой момент переориентация в сторону Запада может быть остановлена, если возобладают оппозиционные силы.
С точки зрения экономики в Молдове также существуют серьезные проблемы – считает эксперт. И поясняет: «Нет уверенности в том, что Брюссель и Вашингтон полностью смогут помочь нам в решении проблемы отопления зимой, особенно если зима будет холодной. В этой переориентации на сегодняшний момент больше идеализма и политической зависимости, нежели прагматизма и трезвой оценки. Потому что мы не знаем, как все это скажется зимой. Но, на мой взгляд, сам Запад это не очень хорошо знает, поэтому мы «гадаем на кофейной гуще», делая ставку на Запад и надеясь, что он победит в этой войне. Но никакой уверенности, что нам от этого будет лучше, на сегодняшний день нет, и это отражается в тех протестах, которые мы видим на улицах Кишинева», — заключает Корнел Чуря.
Есть ли у ЕС план для Беларуси и почему Лукашенко не доверяет никому
- Олег Антоненко
- Русская служба Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,Лидер оппозиции называет протесты мирной революцией, которая не является антиевропейской или проевропейской
«Беларусь — не Европа. Она находится на границе с Европой, между Европой и Россией». Слова еврокомиссара по промышленности Тьерри Бретона вызвали у многих удивление. Его помощнику пришлось объяснять, что Бретон имел в виду политику, а не географию. Но это не помогло.
И не потому, что сравнения белорусской ситуации с украинской или грузинской (где европейский выбор был альтернативой российскому) действительно неуместны. В этом смысле еврокомиссар не сказал ничего нового.
А потому, что подобные заявления высокопоставленных чиновников ЕС могут означать готовность Евросоюза по-прежнему признавать Беларусь сферой влияния Москвы со всеми вытекающими обстоятельствами: когда после не соответствующих международным стандартам выборов и репрессий в Беларуси ЕС лишь ограничивается традиционными заявлениями о глубокой обеспокоенности, ставшими уже давно политическим мемом, а еще не слишком болезненными санкциями в отношении Александра Лукашенко и его окружения, к которым ему с конца 1990-х не привыкать и которые смягчаются всякий раз, когда в Брюсселе видят намеки на либерализацию белорусского режима.
Будет ли в этот раз все по-другому? Есть ли у ЕС понимание, как действовать? Каким будет давление на Лукашенко? Будет ли Брюссель пытаться снова стать посредником между властями и оппозицией, как во времена украинских «майданов», и будет ли судьбу Беларуси обсуждать с Москвой, минуя Минск?
«Ловушка для власти»
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,Глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель опасается действий Москвы, «которые могут дестабилизировать ситуацию в Беларуси»
Слова еврокомиссара по промышленности Тьерри Бретона о месте Беларуси в Европе не являются исключением. Верховный представитель по внешней политике и безопасности ЕС Жозеп Боррель в интервью испанскому изданию El Pais сказал, что «белорусы не выбирают папу или маму. Они просто требуют свободы и гражданских прав. На демонстрациях нет европейских флагов. И ЕС тем более не намерен превратить Беларусь во вторую Украину».
О том, что протесты в Беларуси не являются геополитическими, говорила, выступая во вторник дистанционно в Европарламенте, и лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская.
По ее словам, в Беларуси происходит демократическая революция, которая «не является ни пророссийской, ни антироссийской. Также она не является антиевропейской или проевропейской».
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.ПодкастЧто это было?Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Однако Москве ситуация видится иначе. Министр иностранных дел России Сергей Лавров называет происходящее не иначе как геополитикой, «борьбой за постсоветское пространство», и предостерегает ЕС от повторения украинского опыта.
«Всех тех, кто говорит, что это посредничество — единственный выход из нынешней ситуации, призываю не забывать о том, как наши западные коллеги «посредничали» в 2014 года в ходе «майдана» в Киеве. Тогда уважаемые представители Европейского союза «посредничали», достигли договоренностей, и все мы помним, что из этого вышло», — говорит Лавров.
Соглашение об урегулировании политического кризиса на Украине, подписанное 21 февраля 2014 года тогдашним президентом Виктором Януковичем и лидерами украинской парламентской оппозиции при посредничестве ЕС, предусматривало немедленное возвращение к парламентско-президентской форме правления, формирование правительства национального доверия и досрочные выборы президента до конца 2014 года. Также предполагался вывод силовиков из центра Киева, прекращение насилия и сдача оппозицией оружия.
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,Виктор Янукович обвинял ЕС и США в невыполнении подписанных ими соглашений, объясняя этим свое бегство
Однако Майдан соглашение не устроило. Оно было подписано после массовых убийств протестующих, и сохранение Януковичем власти в той или иной степени было неприемлемым. Лидеры Майдана потребовали немедленной отставки Януковича и перешли к активным действиям, захватив правительственный квартал.
Янукович бежал и потом неоднократно обвинял ЕС и США в невыполнении соглашения, называя его «ловушкой для власти».
Российские действия на Украине стали кошмаром для Евросоюза, их повторения Брюссель опасается больше, чем сохранения у власти Лукашенко.
Не случайно словенский премьер Янеш Янза в интервью изданию Politico говорит, что ЕС необходимо не допустить прямого вмешательства России в белорусский кризис, а еще — выработать долгосрочную стратегию на белорусском направлении, помочь оппозиции, через ОБСЕ добиваться проведения новых выборов, при этом начав прямые переговоры с Лукашенко.
Внешнеполитическое измерение внутреннего конфликта
Впрочем, как считает белорусский политический обозреватель Артем Шрайбман, сделать это будет сложно:
«Лукашенко не доверяет европейцам, он не доверяет никому. Он считает, что единственная их цель — его свергнуть, поэтому ни о каком западном посредничестве в его глазах речи быть не может».
По мнению Шрайбмана, Лукашенко и России не доверяет, он лишь пугает Москвой оппонентов: из-за протестов вы можете потерять независимость страны.
«Он пытается придать этому внутреннему конфликту внешнеполитическое измерение и таким образом сделать Беларусь ареной борьбы Запада и России», — говорит белорусский эксперт.
По мнению Шрайбмана, Лукашенко заинтересован в сохранении статус-кво, но не будет «сдавать» Беларусь России, поскольку роль номинального царька его не устраивает.
- ЕС обещает санкции против руководства Беларуси в ближайшее время
- Евросоюз: выборы в Беларуси сфальсифицированы, начинаем работу над санкциями
- Лукашенко нельзя признать законным президентом — глава МИД Литвы
«Ему эту роль уже много раз предлагали. Это не тот человек, который готов быть номинальным, зависящим от воли Москвы губернатором. Его это не устраивает, и не сомневаюсь, что не устроит. Его желание абсолютной власти и есть причина этого кризиса», — замечает белорусский эксперт.
Лукашенко успешно играл в многовекторную политику. С Москвой он не желал делиться суверенитетом, то есть собственной властью. Слова о братских народах, союзном государстве, общей истории и общем будущем всегда оставались лишь риторикой, за которой не следовало введение единой валюты или создание наднациональных институтов, с реальными, а не номинальными полномочиями.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал «неприятным эпизодом» отказ Беларуси размещать на своей территории базу российских ВВС в конце прошлого года.
Неприятным, но давно уже не неожиданным после того, как Лукашенко не признал присоединение Крыма к России и независимости Абхазии и Южной Осетии.
Отношения действующего белорусского президента к ЕС вписываются в эту многовекторную изобретательность, главная цель которой — сохранение абсолютной власти Лукашенко.
Умные санкции
Бывший посол Британии в Беларуси, эксперт Международного института стратегических исследований Найджел Гулд-Дэйвис называет определяющим фактором нынешнего белорусского кризиса слабость позиций Лукашенко.
«И в отношении России, и что касается популярности среди собственного населения. Он растерял всю поддержку за исключением силовых ведомств, даже бюджетники, которые раньше были с ним, его бросили. Их не могут заставить работать, и их поддержку он потерял и никогда уже не вернет», — замечает бывший посол в интервью Русской службе Би-би-си.
По его мнению, в силу этих обстоятельств санкции будут гораздо более действенным инструментом, чем раньше. Но они должны быть умными.
«Нужно вводить санкции не постфактум, а говорить, что к такому-то и такому-то числу они будут введены. Если вы продолжите делать это и это, то такого-то числа, скажем, первого октября, будут введены санкции, нужно действовать на опережение», — полагает бывший дипломат, который участвовал в обсуждении санкций на уровне ЕС в бытность работы послом в Беларуси.
Но, по его мнению, важны не только санкции. Важно, что ЕС предложит элитам, окружению Лукашенко.
«Если политика ЕС будет сводиться к «вас накажут, вас привлекут к ответственности», что-то в этом духе, то у них будет стимул держаться Лукашенко», — замечает Гулд-Дейвис.
В этом смысле для него было важным обращение Светланы Тихоновской к силовикам, которых «примут» в случае раскаяния и «перехода на сторону народа».
Переодевание Александра Лукашенко и его сына Коли в военную форму, облет на вертолете Минска с комментариями о разбежавшихся крысах и признание в любви к силовикам — «вы — красавцы» — не столько желание Лукашенко показать себя бесстрашным Рэмбо, сколько стать своим для силовиков.
«Единственным гарантом безопасности Александра Лукашенко являются силовики. Москва является отвлекающим фактором. Он не готов положиться на российских военных или на российскую тотальную поддержку внутри страны. Это ему тоже не нужно. Ему нужно, чтобы народ успокоился, и все вернулось на круги своя», — говорит Артем Шрайбман.
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,Лукашенко попросил Путина сыграть вместо него в поединке с ЕС
Лукашенко, хотя и не готов положиться на российскую поддержку внутри страны, но охотно отдал ей роль посредника на переговорах с ЕС.
«Я не вижу роли для себя в качестве посредника с того момента, когда Лукашенко отказался говорить со мной, о чем я сожалею», — сказала немецкий канцлер Ангела Меркель после того, как Лукашенко отказался от всех запросов на созвон.
В качестве переговорщика с ЕС Лукашенко выбрал Владимира Путина, которого попросил передать Меркель просьбу «не вмешиваться во внутренние дела страны».
Но Брюссель и сам боится резких движений, опасаясь повторения 2014 года.
Прагматизм ЕС
Один из дипломатов ЕС на условиях анонимности в интервью изданию Politico говорит, что «для Франции и Германии, да и не только для них, сейчас неподходящее время идти на жесткую конфронтацию с Россией. Но не надо называть это слабостью — это просто прагматизм».
Российский фактор стал не просто важным, а едва ли не определяющим в политике ЕС по отношению к событиям в Беларуси.
По словам отвечающего за внешнюю политику ЕС Бореля, Брюссель находится в постоянном контакте с Москвой: «Председатель Евросовета уже говорил с президентом Путиным и с министром Лавровым, чтобы избежать непонимания, и чтобы с российской стороны не было решений, которые могли бы дестабилизировать ситуацию».
По мнению Найджела Гулда-Дэйвиса, сам факт переговоров важен, но нужно быть реалистами и трезво оценивать ожидания: «Меркель понимает ситуацию, Россию и Путина лучше, чем кто-либо, и у нее не будет никаких иллюзий, она прошла весь украинский кризис с самого начала, и я очень рад, что она во главе этого процесса».
По мнению бывшего дипломата, в переговорах с Россией необходимо четко понимать игру Москвы. Он считает, что Россия не заинтересована в сохранении статус-кво в отношениях с Беларусью. Но и не считает, что Россия хочет сделать Беларусь своей провинцией.
«Могут быть договоренности, при которых Беларусь формально останется независимой, но практические вопросы, вопросы военные и безопасности будут согласовываться и определяться Россией. Беларусь, таким образом, превратится в сателлита Москвы, как восточноевропейская страна времен холодной войны», — считает британский эксперт.
А это означает, что любые действия Брюсселя будут совершаться с оглядкой на Москву, что сильно сокращает возможности давления ЕС на Александра Лукашенко с целью заставить его пойти на диалог с оппозицией и добиваться новых выборов.
И ЕС может вновь действовать по привычной схеме. Белорусская журналистка Мария Садовская-Комлач описывает отношения между ЕС и Беларусью эпохи Лукашенко формулой — «репрессии, санкции, оттепель, смягчение санкций».
Подобная формула действует больше двадцати лет. Вслед за репрессиями и фальсификациями на выборах в Беларуси ЕС вводит санкции, которые затем ослабляет или вообще снимает, пытаясь сделать Беларусь Европой в том самом политическом смысле, о котором говорил Тьерри Бретон.
Последний раз санкции были сняты после относительно спокойных (хотя и не соответствовавших международным стандартам) президентских выборов в Беларуси в 2015 году. Они проходили на фоне войны на востоке Украины, непризнания Лукашенко аннексии Крыма и освобождения им политических заключенных.
Но любые сравнения предыдущего опыта общения ЕС и Лукашенко сейчас неуместны: нынешние протесты по своим масштабам являются беспрецедентными, как и уровень задокументированного насилия в отношении их участников.
Реакция ЕС тоже беспрецедентна, хотя бы в части непризнания Лукашенко.
«Мы не признаем Лукашенко легитимным президентом. Как и не признаем президента Венесуэлы Николаса Мадуро. С этой точки зрения, Мадуро и Лукашенко находятся совершенно в одинаковом положении. Однако, нравится нам это или нет, они контролируют правительство, и мы должны продолжать вести с ними дела», — считает верховный представитель по внешней политике и безопасности ЕС Жозеп Боррель.
В условиях, когда ЕС не пойдет на серьезные санкции, чтобы не навредить простым белорусам, влияние персональных санкций, скорее всего, как происходило до этого, окажется весьма ограниченным.
Как и оказание финансовой помощи ЕС оппозиции. После того, как глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала выделить 53 млн евро для белорусского народа, Александр Лукашенко сказал, что до оппозиции эти деньги не дойдут.
А все это вместе означает, что действия ЕС вряд ли станут решающим фактором в разрешении белорусского кризиса.
почему ЕС не должен отказываться от Беларуси
Инструментальная роль режима Лукашенко в российской военной агрессии против Украины вызвала сомнения в том, что Беларусь вообще может считаться суверенным государством.
С деградацией белорусского суверенитета согласится ли ЕС быть просто молчаливым свидетелем? И Беларусь больше не будет рассматриваться отдельно от России?
Такой подход полностью противоречил бы обещанию ЕС быть на стороне народа Беларуси, данному после президентских выборов 2020 года, отмеченных фальсификацией и беспрецедентным насилием в отношении мирных демонстрантов.
После начала российской агрессии против Украины ЕС поставил белорусов в одну корзину с россиянами. Чехия решила прекратить выдачу виз белорусам.
Тартуский университет объявил, что в следующем году не будет принимать студентов из Беларуси в знак солидарности с Украиной.
Германия заблокировала банковские счета владельцев белорусских паспортов. Клиника в Мюнхене решила не принимать пациентов с белорусскими паспортами. Даже белорусские беженцы, бежавшие от репрессивного режима Лукашенко в Украину, а затем от войны в ЕС, не имеют права на такую же временную защиту, как владельцы украинских паспортов.
Это лишь некоторые частные случаи дискриминации по паспортному признаку, с которыми сталкиваются белорусы в странах ЕС.
Без сомнения, бесчеловечные действия российской армии и причастность к этим зверствам режима Лукашенко заслуживают только презрения и санкций. Презирает их и белорусское население.
По данным опроса общественного мнения Chatham House от марта 2022 года, 97 процентов белорусов выступают против возможного участия белорусских войск в войне против Украины на стороне России, около 70 процентов против обстрелов Украины с территории Беларуси.
Спустя более 18 месяцев после оспариваемых президентских выборов в августе 2020 года Беларусь остается в состоянии глубокого политического кризиса, коренящегося в незаконном захвате власти Лукашенко.
Несмотря на растущие тоталитарные тенденции его режима, с началом вторжения России в Украину белорусское антиправительственное движение трансформировалось в антивоенные акции.
Белорусы собрались в день референдума, 27 февраля, чтобы выразить свое осуждение вторжения России.
Украинские флаги и кричалки «Слава Украине» можно было услышать на улицах Минска. Сотни впоследствии были задержаны, многие прошли через те же пытки и унижения, что и в 2020 году.
Мужчина из Пинска, задержанный на антивоенной акции, покончил жизнь самоубийством после 15 суток задержания.
По данным правозащитного центра «Весна», в Беларуси сейчас более 1100 политзаключенных. Задержания, избиения и обыски квартир стали белорусской реальностью последних полутора лет.
«Повсеместные и систематические пытки» белорусских политзаключенных и унижающие достоинство видео с признаниями и извинениями напоминают лишь кадыровскую Чечню или печально известную донбасскую тюрьму «Изоляция».
Тысячи были вынуждены покинуть страну. Режим Лукашенко назвал их предателями и пригрозил достучаться до них за границей, в том числе заочными приговорами.
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей EUobserver
Все истории, которые мы публикуем, отправлены в 7:30 утра.
Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и Политикой конфиденциальности.
С началом вторжения России в Украину многие страны ЕС, похоже, ужесточили свою политику в отношении белорусского народа.
Однако передача их Кремлю лишь подпитывает имперское мышление России, которое не отличает Россию от ее соседей.
Белорусы сделали выбор в пользу демократии в 2020 году и поддержали Украину в войне с Россией.
Частью этого являются многочисленные кибератаки, нарушающие работу железной дороги, сопротивление белорусских железнодорожников, мелкие акции и протесты. Сотни белорусов сформировали «батальон» Кастуся Калиновского и полк «Погоня», воевавшие на стороне Украины в таких местах, как Одесса и Ирпень.
Ходят слухи, что белорусская армия не мотивирована воевать против Украины. Многие белорусы остались в Украине, чтобы помогать на местах.
Белорусская диаспора поддерживает украинскую армию пожертвованиями и приветствует украинских беженцев в ЕС.
Ряд белорусских инициатив, появившихся в 2020 году, таких как BYSOL, Партизанка и Центр белорусской солидарности, сейчас помогают Украине, собирая гуманитарную помощь, закупая бронежилеты, лекарства и помогая с эвакуацией.
Вся эта поддержка происходит на фоне фактической оккупации Беларуси Россией.
Даже если эта квалификация спорна с юридической точки зрения, иначе нельзя назвать ситуацию, когда по улицам второго по величине белорусского города Гомеля проезжают танки под российскими флагами.
Белорусы несут тяжелый крест.
Они прожили 28 лет при крайне репрессивном режиме, который якобы был причастен к внесудебным расправам над политическими оппонентами.
Никто, кроме самих белорусов, не может сделать свою страну свободной.
А их свобода и демократия — часть той деимпериализации, которая нужна России.
При сохранении давления на режим Лукашенко, индивидуальный подход и политика, отличающая Беларусь от России, жизненно важны для того, чтобы этот процесс происходил в будущем. Продолжая оказывать поддержку белорусскому народу, ЕС может внести свой вклад в это сейчас.
Беларусь не Украина: кардинально другая игра для ЕС
Сходство между ситуацией в Беларуси сегодня и Украиной в 2014 году очевидно. Однако различия настолько значительны, что не позволяют нам проводить простые сравнения.
24 августа 2020 г. — Немецкие карбони — Статьи и комментарии
Скорбящие несут гроб с расстрелянным на улице 22 января 2014 года гражданином Беларуси Михаилом Жизневским из Михайловского монастыря на Майдан Независимости в Киеве. Фото: Николай Василечко (cc) wikimedia.org
Продолжающиеся протесты в Беларуси беспрецедентны. По сравнению с предыдущими проявлениями в 2006, 2010 и 2011 годах они отличаются по продолжительности, местоположению и масштабам. Манифестации 2020 года сравнивают с украинскими протестами Евромайдана 2014 года.
Сегодня в Беларуси стихийное движение пользуется широкую поддержку, охватывает всю национальную территорию и борется против авторитарного лидера для достижения в краткосрочной перспективе демократических выборов. сходство с украинскими событиями кристально ясное. существенный однако различия должны мешать нам проводить простые сравнения, особенно что касается перспектив текущих событий в Беларуси.
Во время предыдущих акций протеста в Беларуси оппозиция не смогла представить широкие слои общества. Сегодня ситуация кардинально иная. Забастовки на БЕЛАЗе и МАЗе, двух крупнейших белорусских предприятиях, имеют даже большее значение, чем большое количество протестующих на улицах. На этих предприятиях рабочие имеют высокий уровень благосостояния и являются прямыми бенефициарами экономической политики президента Александра Лукашенко. Эти рабочие ранее представляли основную часть поддержки Лукашенко. Рабочие впервые присоединились к протестам в массовом порядке в знак солидарности с городской интеллигенцией. Разочарование в президенте широко распространено.
Почему такое изменение? В связи с мировым экономическим кризисом и, что более важно, перекройка белорусско-российских отношений после украинской кризиса 2014 года экономическая модель Лукашенко оказалась неустойчивой. Россия была не желающий, слишком занятый своими экономическими проблемами, поставлять нефть и газ субсидий Беларуси без большей безопасности и политических заверений со стороны Минск. Эти субсидии составили 15 проц. цент белорусского ВВП.
Это подводит нас ко второму изменению контекста. После 2014 года Лукашенко усилил существовавшую ранее тенденцию многовекторности внешней политики. В частности, он пытался открыть новые каналы связи и сотрудничества с Западом (ЕС, США и международные финансовые институты) для снижения экономической и финансовой зависимости от России. Москва пыталась пресечь эти попытки, используя пересмотр Договора о Союзном государстве России и Белоруссии, чтобы принудить Минск к федеративному процессу.
Это значит, что Россия еще до выборов отказалась поддерживать Лукашенко в той мере, в какой он это делал в прошлом. Только российские действия усилили риторику Лукашенко в защиту независимости страны, суверенитета и политика, поддерживающая белорусские национальные символы, язык и традиции. Только в 2014 году Лукашенко впервые выступил выступление на белорусском языке через восемнадцать лет после конституционной реформы 1996 г. укрепление его исполнительной власти.
россияне оперативно отреагировали через свои СМИ, поддержка «русифицированной» версии белорусского национальная история и самобытность. Кроме того, несколько начали появляться пророссийские или связанные с Кремлем организации, например, Бессмертный Полк
. Все эти попытки имеют был репрессирован Лукашенко. Тем не менее они демонстрируют способность России целенаправленно действуют в белорусской медиасфере (на телевидении преобладают российские каналы и продукции), а следовательно, и на политической арене.Однако следует помнить, что репрессии пророссийских акторов, вероятно, было вызвано верой в то, что они могут пустить корни в белорусское общество. Действительно, несмотря на поддержку независимости, следует вспомнил, что по данным социологического опроса проф. Андрея Опрос Вардомацкого, 40,4% белорусов верят, что будут жить лучше в союзе с Россией. Только 32% согласны с тем, что они прожили бы лучшую жизнь как член ЕС.
Даже во время предвыборной кампании, с нарастанием популярности оппозиции, Москва не пошла на жизненно важные экономические уступки, которые могли укрепить позиции Лукашенко. Россия перестала поддерживать Лукашенко в той мере, в какой это делал раньше. Вероятно, он был и остается более безопасным. альтернатива. Российский план все еще не определен. Было бы не удивительно, однако, чтобы стать свидетелем подъема пророссийской политической и административной элиты, и популярных пророссийских партий во время возможной будущей избирательной кампании.
Беларусь находится в самом центре геополитического и культурного разлома между Москвой и евроатлантическим пространством. Несмотря на либерально-демократический характер кандидатуры Тихановской и поддержку протестующих со стороны ЕС, Беларусь — не Украина.
Широкая поддержка перемен, особенно молчаливая, не указывают на поддержку конкретного политического предложения. Может произойти все, что угодно. В отличие от Украинцы, белорусы открыто не высказываются против России в пользу экзистенциального выбора, как Брюссель. Рабочие, поддерживающие протесты, могут делают это по той же причине, по которой они голосовали за Лукашенко — перспектива процветания. Реалистичнее думать, что борьба ведется не за свободу как абстрактную ценности, а за конкретную свободу заниматься социально-экономическим развитием после неспособность авторитаризма обеспечить обещанный уровень жизни. А либерально-демократический или проевропейский исход не очевиден, и Россия не собирается отказываться от одного из своих самых стратегических партнеров. антироссийский настроения не получили широкого распространения, и Россия может возобновить политику субсидирования что в 2000-х позволило белорусам иметь одну из самых результативных экономики в мире. Геополитическое противостояние, которое ЕС не в состоянии преодолеть поддерживать может иметь совсем другие последствия, чем в Украине. Это могло бы легко привести белорусов в объятия России, на этот раз навсегда.
От этих протестов нет пути назад. Дестабилизация страны будет иметь последствия, хотя насколько взрывоопасные, пока неясно. Беларусь загадочнее, чем когда-либо. Если демократические силы не смогут быстро ответить на экономические вопросы в стране, возможно, российский вариант будет воспринят не так плохо.
Если предположить, что Лукашенко удержится у власти, ничего не будет по-прежнему. Политический процесс, способный ответить на запросы белорусских граждан о справедливости и свободе, скорее всего, развернется. ЕС уже должен тщательно обдумать, чтобы помочь стране в ее политическом переходе, и было бы лучше, если бы ЕС прямо сейчас выступил в роли посредника с Россией.
Тщательное международное управление предстоящим переходом единственный способ гарантировать защиту самой важной свободы Белорусы- их независимость. Геополитическая игра в Беларуси, в которой ЕС отсутствие инструмента для игры может привести к кровавым последствиям. ЕС может сделать правильно то, что не так в Украине. Брюсселю следует сохранить свои каналы сотрудничество с Россией открыто, когда речь идет о Беларуси и предлагает все техническую, организационную и финансовую помощь, которая необходима белорусскому народу для идти по пути демократического самоопределения, избегая при этом опасных геополитический авантюризм.
Герман Карбони — только что закончивший магистратуру Европейского колледжа европейских междисциплинарных исследований. Его исследовательские интересы разнообразны и в основном охватывают постсоветское пространство, дела ЕС и энергетическую политику.
Уважаемые читатели — New Eastern Europe — некоммерческое издание, которое публикуется в Интернете и в печати с 2011 года. Наша миссия — формировать дебаты, улучшать понимание и способствовать диалогу по вопросам, стоящим перед государств, которые когда-то были частью Советского Союза или находились под его влиянием.