Белорусское образование: Система образования в Республики Беларусь. Базовое и общее среднее образование в Беларуси

Содержание

Система образования в Республики Беларусь. Базовое и общее среднее образование в Беларуси

Образование — стратегический ресурс государства

Беларусь находится в группе стран с очень высоким уровнем Индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире и ныне достигает 99,7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием составляет 98%. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу Беларусь вышла на уровень самых развитых стран планеты. В последние годы на образовательную систему государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.

Всего в республике насчитывается свыше 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание около 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают свыше 400 тыс. работников или каждый 10-й занятый в экономике.



Система образования Республики Беларусь

Система образования Республике Беларусь обеспечивает образование обучающихся на уровнях основного, дополнительного и специального образования.
Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования.
Дополнительное образование подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.
Классификация уровней образования Республики Беларусь соответствует Международной стандартной квалификации образования (МСКО 2011). Таким образом в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образования через всю жизнь».

В рейтинге по индексу человеческого развития Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран мира и имеет лучший результат среди стран СНГ (14 позиция вместе с Японией и Латвией).

В рейтинге по индексу уровня образования в странах мира (Education Index)  — комбинированному показателю Программы развития ООН (ПРООН)  Беларусь находится на 21 месте.
В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе.
В 2015г. Республика Беларусь вошла в Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс), что подчеркивает высокий уровень качества образования в стране.

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.
Охват детей с 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования составляет 74,4 %, в том числе в сельской местности – 49,7 %, в городской местности – 81,4 %.
В 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 972 учреждения дошкольного образования, из них 11 частной формы собственности, контингент воспитанников составляет 410,5 тыс. человек.

Общее среднее образование


Общее среднее образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

В 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 233 учреждения общего среднего образования, из них 10 частной формы собственности, контингент учащихся составляет 964,9 тыс. человек.

Среди последних тенденций системы общего среднего образования — введение профильного обучения в старшей школе.

В настоящее время в учебно-воспитательный процесс общего среднего образования прочно вошли современные информационные технологии. В ряде гимназий и школ проводится эксперимент по внедрению электронных дневников, идет формирование «облачной» информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации.

На международных предметных олимпиадах среди школьников с 2010 по 2015 годы Беларусь завоевала 199 медалей (20 золотых, 76 серебряных и 103 бронзовых).

Специальное образование

Республика Беларусь добилась неплохих результатов в организации работы с детьми с особенностями психофизического развития.
Система учреждений образования обеспечивает не только образование, но и сопровождение, реабилитацию, коррекционно-педагогическую помощь и воспитание таких детей на всех этапах их социализации и всех возрастных групп (99,2%). Более 70% детей с особенностями психофизического развития интегрированы в учреждения дошкольного и общего среднего образования.

В настоящее время функционируют 240 учреждений специального образования — они функционируют и как ресурсные центры, т.е. являются материальной, информационной, методической базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогов, работающих с такими детьми.

Профессионально-техническое образование и среднее специальное образование

Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего-специального образования, которая в отличие от других стран постсоветского пространства сохранена и успешно функционирует. Наш опыт используется в России и других государствах.
Профессионально-техническое образование: включает 166 учреждений профессионально-технического образования (профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи, профессионально-технические училища) и 40 учреждений образования других видов, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования (ежегодный прием и выпуск составляют около 35 тыс. чел., подготовка осуществляется почти по 300 профессиям).

Среднее специальное образование: включает 119 учреждений среднего специального образования (колледжи), в том числе 12 частной формы собственности, и 94 учреждений образования других видов, реализующих образовательные программы среднего специального образования

(ежегодный прием и выпуск составляют около 40 тыс. чел., подготовка осуществляется по 172 специальностям).

Высшее образование

Высшее образование, включает 52 учреждения высшего образования (университеты, академии, институты), в том числе 9 частной формы собственности. Ежегодный прием составляет более 60 тыс. чел., выпуск – свыше 80 тыс. специалистов.

Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 382 специальности высшего образования первой ступени и 331 специальность высшего образования второй ступени.

Высшее образование в Республике Беларусь может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной, в том числе дистанционной, формах.

Учреждения высшего образования организуют образовательный процесс на русском и белорусском языках. Для иностранных граждан обучение может быть организовано на английском языке.

Также в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру) и в 56 организациях Республики Беларусь, имеющих докторантуру, осуществляется подготовка научных работников высшей квалификации. Подготовка в аспирантуре, докторантуре осуществляется по 430 специальностям научных работников.

Национальные учреждения высшего образования сотрудничают более чем с 300 предприятиями внутри страны, экспортируют научно-техническую продукцию более чем в 30 государств мира: Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и другие страны.

Учреждения высшего образования по регионам

В 2012 году по инициативе Министерства образования Республики Беларусь создан Центр международного сотрудничества в сфере образования Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

(далее Центр) для решения следующих задач:

  • консультация иностранных граждан, желающих получить образование в Республике Беларусь;
  • поиск зарубежных партнеров, заинтересованных в отборе на обучение в Республике Беларусь иностранных граждан;
  • распространение информации об образовательных услугах белорусских учреждений высшего образования для иностранных граждан.

Центр уполномочен осуществлять деятельность по привлечению на обучение в белорусские учреждения образования граждан иностранных государств, а также для поиска партнеров, оказывающих посреднические услуги в различных странах мира для отбора на обучение иностранных граждан.

Кроме того, Центр выступает координатором международного взаимодействия учреждений высшего образования Республики Беларусь и других стран.

С 2017 года Центр организует проведение дистанционного обучения по программе повышения квалификации «Методика преподавания русского языка как иностранного». Целью дистанционного обучения является знакомство с современными подходами к организации обучения русскому языку как иностранному; с принципами, средствами, методами, формами организации учебной деятельности иностранных слушателей; с содержанием курса русского языка как иностранного в системе образования; с современными технологиями обучения русскому языку как иностранному.
Порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждения высшего образования

Иностранные граждане могут поступать в учреждения высшего образования для получения образования:

  1. за счет средств бюджета или на платной основе
    – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  2. на платной основе – по результатам итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего образования;
  3. на платной основе – по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения языком, на котором осуществляется образовательный процесс.

Видеоролик о возможностях образования в Беларуси для иностранных граждан можно посмотреть здесь

Порядок приема граждан России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана

В соответствии с Соглашением о предоставлении равных прав гражданам государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения граждане России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана пользуются равными с гражданами Республики Беларусь правами на получение высшего и среднего-специального образования и могут участвовать в конкурсе на места для получения образования за счет бюджета и для обучения за оплату, отведенные для граждан Беларуси.

Беларусам замежжа (Лiтва, Латвiя, Польшча)

З мэтай выканання мiжведамасных пагадненняў у галiне адукацыi з Лiтоўскай Рэспублiкай, Латвiйскай Рэспублiкай i Рэспублiкай Польшча ў частцы прыёму на вучобу ў вышэйшыя навучальныя ўстановы Рэспублiкi Беларусь асоб беларускай нацыянальнасцi, якiя з’ яўляюцца грамадзянамi ўказаных дзяржаў i (або) пражываюць на ix тэрыторыi, Мiнiстэрствам адукацыi Рэспублiкi Беларусь устанаўлiваецца механiзм прыёму гэтых грамадзян i крытэрьii, якiм павiнны адпавядаць кандыдаты на вучобу.

Механiзм прыёму

Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ажыццяўляе накiраванне названай катэгорыi грамадзян на вучобу ў вышэйшыя навучальныя ўстановы Рэспублiкi Беларусь, за выключэннем навучальных устаноў ваеннага, мастацкага i музычнага профiлю, на падставе асабовых спраў на кандытатаў, прадстаўленых беларускiмi грамадскiмi арганiзацыямi (у Лiтоўскай Рэспублiцы — Згуртаванне беларускiх грамадскiх арганiзацый у Лiтве, у Латвiйскай Рэспублiцы — Саюз беларусаў Латвii, у Рэcпублiцы Польшча — Беларускае грамадска-культурнае таварыства ў Польшчы).
Прыём беларусаў замежжа на вучобу ў Рэспублiку Беларусь ажыццяўляецца згодна з устаноўленай адпаведным пагадненнем квотай:

  • для Лiтоўскай Рэспублiкi — 20 чалавек,
  • для Латвiйскай Рэспублiкi — 10 чалавек,
  • для Рэспублiкi Польшча — 40 чалавек.

На адну спецыяльнасць залiчваюцца не больш як дзве асобы ад кожнай краiны.

Беларускiя грамадскiя арганiзацыi названых краiн пры неабходнасцi (калi колькасць заяў ад кандыдатау перавышае прадугледжаную пагадненнем квоту) арганiзоўваюць правядзенне на базе навучальных устаноў, у якiх ажыццяўляецца навучанне прадстаўнiкоу беларускай дыяспары, адбор кандытатаў для накiравання на вучобу у Рэспублiку Беларусь шляхам правядзення iспытаў па прадметах у залежнасцi ад выбранай спецыяльнасцi. Пры вызначэннi iспытаў па прафiлюючых предметах неабходна кiравацца Правiламi прыёму у Вышэйшыя навучальныя ўстановы, зацверджаiымi Указам Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь ад 07.02.2006 № 80 з улiкам змяненняў i дапаўненняу. Форма правядзення iспытаў па прафiлюючых прадметах, а таксама па беларускай цi рускай мове, вызначаецца навучальнымi ўстановамi пералiчаных дзяржаў.

Крытэрыi прыему

Асабовыя справы павiнны мець пералiк дакументаў, прадугледжаных Правiламi, у тым лiку якiмi пацвярджаецца беларуская нацыянальнасць кандыдатаў (пасведчанне аб нараджэннi кандыдата або аднаго з яго бацькоў).

Cярэднi бал дакумента аб атрыманнi агульнай адукацыii i адзнакi па двух прафiлюючых прадметах павiнны быць:

  • для Лiтоўскай Рэспублiкi — не меньш як 7 балаў,
  • для Латвiйскай Рэспублiкi — не меньш як 7 балаў,
  • для Рэспублiкi Польшча — не меньш як 4 балы.

Мiнiстэрства ажыццяўляе прыём да 15 кpacaвiкa папярэднiх спiсаў кандыдатаў на вучобу ў Рэспублiку Беларусь з указаннем канкрэтных вышэйшых навучальных устаноў i абраных спецыяльнасцей, а да 13 лiпеня — асабовых спраў кандыдатаў.
Мiнiстэрства ажыццяўляе нaкipaвaннe асабовых спраў у вышэйшыя навучальныя ўстановы, падпарадкаваныя Мiнiстэрству, i ў органы дзяржаунага кiравання, у падпарадкаваннi якiх ёсць вышэйшыя навучальныя ўстановы, да 16 лiпеня для залiчэння кaндыдaтaў у лiк студэнтаў.
Заўвага: усе дакументы павiнны быць перакладзены на беларускую або рускую мову i завераны кipaўнiкaмi адпаведных устаноў.

Дополнительное образование детей и молодежи

Национальную систему дополнительного образования детей и молодежи страны сегодня представляют 318 учреждений (3 – республиканских и 315 – региональных). 133 учреждения дополнительного образования являются однопрофильными (в том числе  4 центра (дворца) художественного профиля, 17 центров технического профиля , 24 центра экологического профиля,  62 центра туристско-краеведческого профиля, 20 центров физкультурно-спортивного профиля) и 185 учреждений – многопрофильными.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи всех типов насчитывается более 30 тыс. объединений по интересам, фактически каждый третий учащийся сегодня посещает учреждение дополнительного образования детей и молодежи.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционирует 284 коллектива, имеющих звание «заслуженный», «образцовый» и «народный».

Дополнительное образование взрослых

В 400 учреждениях образования реализуется дополнительное образование взрослых (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации).

Ежегодно осваивают содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых около 380 тысяч человек. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов организовано по всем 15 профилям образования, переподготовка кадров осуществляется по 402 специальностям. Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих (служащих) осуществляется более чем по 3,5 тыс. профессий в учреждениях образования и в иных организациях.
 

 

Версия для печати

Белорусское образование. Какие позиции в мире и чем так интересно иностранным студентам?

«В соцсетях увидел эту акцию». 15 старшеклассников на время станут первокурсниками медвуза в Минске

Новости Беларуси. В дни осенних каникул не все белорусские школьники отдыхают от учебы, некоторые получили возможность почувствовать себя первокурсниками. В Белорусском государственном медуниверситете стартовал проект «Студент на неделю», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.  

Двери для 15 старшеклассников открыл лечебный факультет. Пятидневная образовательная программа для потенциальных абитуриентов будет насыщенной.  

Впереди лекции, семинары, практические задания и знакомство с традициями университета. Чтобы стать частью альма-матер, школьники прошли строгий отбор.  

Дмитрий Бородин, председатель студсовета лечебного факультета БГМУ:
Нам было прислано более 90 мотивационных писем. И, увы, в этом году, в этот сезон мы смогли принять только 15, поэтому, понятное дело, что отбор у нас был достаточно тяжелый. Старались мы отбирать по принципу того, чтобы студент был замотивирован на обучение в медицинской сфере. О том, чтобы человек, который вошел в эту профессию, хотел отдавать всего себя, чтобы это был человек, который не приходит в медицину для того, чтобы посмотреть что-то, а потом уйти, чтобы через шесть лет после обучения взять свободный диплом. Именно таких людей мы старались найти. И это мы искали в мотивационных письмах.  

Станислав Русович, учащийся Крупицкой средней школы:
Был в соцсетях, увидел вот эту акцию, то есть «Студент БГМУ на неделю». Я как бы удивился, потому что раньше такого не было. И меня это заинтересовало. Я решил, что напишу все-таки, маленький шанс есть. Мотивационное письмо надо было. И я написал, меня приняли, заявку мою приняли.  

Ялина Демиденко, учащаяся средней школы № 21 Минска:
Из-за этого я прямо сейчас задумалась о своем будущем и, думаю, дальнейшей перспективе. Несомненно, это развитие, во врачебной отрасли. И было бы замечательно, если бы открыли военную специальность для женщин.  

Александра Козловская, учащаяся средней школы № 111 Минска:
Здесь можно окунуться в жизнь университета, в саму студенческую жизнь, поближе с ней познакомиться. Наша староста Валерия – с первого курса лечебного факультета, она уже меня ознакомила и также моих одногруппниц, получается, с расписанием. То есть, в первую очередь, мне сразу в глаза попалась первая помощь. Меня это, конечно, заинтересовало. Она скинула нам все учебники в электронном виде, чтобы мы подготовились.  

Всего в акции приняли участие почти 100 старшеклассников. У тех, кто не прошел отбор в этот раз, есть уникальная возможность примерить на себя роль студента на зимних и весенних каникулах. Никаких льгот при поступлении нет, но главное – мотивация.  

Больше «целевиков», единый экзамен и 5-летки в школах: что ждет белорусское образование?

Все более четкими становятся очередные реформы белорусского образования: с 2023 года выпускников ожидает единый экзамен, но при этом отказываться от ЦТ в министерстве образования полностью не собираются. Пока открытыми остаются вопросы устных экзаменов: придется ли выпускникам сдавать устно историю Беларуси и иностранный язык, доподлинно неизвестно.

Во вторник после совещания у президента Беларуси по вопросам образования министр образования страны Игорь Карпенко рассказал журналистам, какие важные решения, касающиеся будущего школьников и студентов, уже фактически приняты, а какие еще под вопросом.

  • С 2023 года ожидается введение единого экзамена, совмещенного с централизованным тестированием. В качестве варианта обсуждался вопрос введения его с 2022 года, однако, как признался глава Минобра, «пришли к выводу, что все-таки с 2023 года введем, чтобы дать год как адаптационный период для тех школьников, которые уже смогут по новой системе сдавать экзамены в школе и использовать их результаты для поступления в вузы».

  • Обязательными экзаменами для выпускников 11 классов будет русский либо белорусский язык (по желанию) и математика.

  • В Минобре пока не определились окончательно по поводу устных экзаменов. Там не исключат введения устных экзаменов по истории Беларуси и иностранному языку, однако этот вопрос пока не решен и находится в стадии обсуждения – так же, как и сроки ее введения, если будет принято положительное решение.

  • В то же время, полностью от ЦТ в белорусском образовании пока не намерены отказываться, какие б другие экзамены не были введены дополнительно. Карпенко отметил позитивные стороны данного вида тестирования, а также тот факт, что введение ЦТ позволило решить вопросы с коррупцией в образовании.

  • Зачисление в средние специальные учебные заведения Беларуси предлагается проводить без централизованного тестирования, а просто на основании конкурса документа об образовании.

  • Станет больше «целевиков». Отбор таких абитуриентов предполагается осуществлять на основе проведения внутреннего вступительного испытания по профильному учебному предмету, который будет проводиться до ЦТ.

  • Министр образования, как и ранее, выступил против введения дистанционной формы образования. Он не исключает некоторых ее элементов, однако не склонен считать, что «дистанционка» способна заменить очное образование. «Все профессиональное образование у нас практикоориентированное. А если мы говорим о высшем образовании, то с сочетанием еще и фундаментальной подготовки», — заявил он.

  • В то же время, в ближайшее время в некоторых правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения может появиться такая строчка, что прием осуществляется на дистанционную форму обучения. Вероятнее всего, она будет касаться гуманитарных направлений и курсов переподготовки.

  • В новом Кодексе пропишут право родителей отдавать детей в школу раньше 6 лет при условии их готовности.

  • Окончательное принятие новой редакции Кодекса об образовании с некоторыми «техническими правками», которые возникли после совещания у президента, может быть принят депутатами уже в ближайшее время. «Надеемся, что до конца этого года мы кодекс рассмотрим и постараемся вместе с депутатским корпусом положить его на подпись главе государства», — сказал Карпенко.

Белорусское образование уродливо самобытное, считает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев

Белорусское образование отличает самобытность, которая завело его в тупик, заявил 23 августа в Могилеве на общественных слушаниях о состоянии образования член Общественного Болонского комитета, бывший проректор Европейского гуманитарного университета, профессор Владимир Дунаев. «Это началось еще в 90-х, когда мы изобрели каких-то особенных белорусских бакалавров, не похожих ни на каких других. Но апофеозом в 2008 году стал еще один самобытный шаг, последствия которого мы сейчас начинаем осознавать, — когда вместо двенадцатилетки сделали одиннадцатилетку», — сказал ученый, отметив, что в мире можно по пальцам пересчитать страны, где в школе учатся 11 лет, во всех остальных — 12 и 13 лет. По его словам, Беларусь отказывается придерживаться ценностей европейского образования, в частности не обеспечивает автономность учебных заведений. «Коллектив не в состоянии влиять на стратегию учебного заведения. Им управляет директор или ректор, назначенный сверху и который отвечает только перед начальством, и также бесправен, как коллектив», — сказал Дунаев. Он отметил, что нынешняя политическая система управления привела белорусское образование к катастрофе. «Ощущение кризиса связано с тем, что впервые для общественности стало очевидно низкое качество среднего образования», — заявил профессор, указав, что это проявилось в невозможности сформировать «нормальный» контингент первокурсников. «В прошлом году 30% абитуриентов не смогли набрать по математике 15 баллов из 100. Т.е. не смогли получить двойку с минусом, что было проходным баллом. Выяснилось, что даже на бюджетные места не хватает абитуриентов. Но как их может хватать, если в прошлом году у нас был заявлен план приема на 1-й курс 80 тыс. человек, а школу закончило 60 тыс.», — сказал Дунаев. По его утверждению, в этом году ситуация еще хуже — не смогли сдать математику на 15 баллов уже 40% абитуриентов. «По доступности образования мы чуть ли не опередили всю планету — на шестом месте в мире. У нас 85% всей молодежи поступает в вузы. Но если мы такие умные, почему мы такие бедные? Почему у нас ВВП на душу населения меньше, чем у Ботстваны?» — задался вопросом ученый. Вместе с тем, Беларусь является одной из немногих стран, которая уклоняется от международных систем мониторинга качества образования. «А они очень важные, потому что позволяют не только поставить диагноз и назначить лечение», — сказал Владимир Дунаев, заявив, что без изменения системы управления никакие реформы в образовании не принесут пользы. Учитель материально заинтересован в том, чтобы плохо учить В Беларуси учитель материально заинтересован в плохом преподавании своего предмета в школе, поскольку это дает возможность больше зарабатывать на репетиторстве, заявил профессор Владимир Дунаев. «Учитель материально заинтересован в том, чтобы плохо учить. Если он плохо учит, значит, его услуги в качестве репетитора будут востребованы. Нормальное грамотное экономическое поведение — надо учить плохо, чтобы получать больше за репетиторство», — сказал ученый. Он отметил, что в Беларуси в средней школе учителей в два раза больше, чем в Европе. «Но у нас везде дефицит учителей. 8,6 учеников приходится на 1 учителя, в то время как в Европе средний показатель где-то 15», — сообщил Дунаев. «Даже чиновники заявляют, что 15 лет назад у нас было 1,5 млн. учеников, и 123 тысячи учителей, а сейчас меньше 900 тыс. учеников, но 132 тысячи учителей», — обратил внимание профессор, отметив, что белорусские педагогические университеты готовят 10 тыс. учителей в год, в то время как по нормам надо 3,5 тысячи. Владимир Дунаев заявил, что при нынешней системе вряд ли имеет смысл говорить о необходимости повышения заработной платы учителям. «Если у нас на учительские специальности идут те, у кого по математике ниже двойки с минусом, а потом они математику преподают, то сколько им не плати, они лучше учить не будут», — считает профессор. «Если говорят, давайте учителя избавим от непрофильных занятий. А какие непрофильные занятия — обеспечивать выборы, подписку на государственную прессу, собирать коммунальные недоимки, организовывать сельхозработы? Получается, что обучение — это для них вообще третьестепенной важности задача», — отметил Дунаев. Профессор также указал, что в Беларуси на самом деле отсутствует бесплатное высшее образование. «Государство, вопреки Конституции, создало систему, в которой нет бесплатного высшего образования из-за распределения, когда требуется — либо плати деньгами, либо отработкой», — сказал Владимир Дунаев, отметив, что нынешняя система государственного управления загнало образование в тупик. По мнению зампредседателя кампании «Говори правду» Андрея Дмитриева, без встраивания белорусской системы образования в единое пространство европейского образования, повысить его качество невозможно. Общественные слушания по проблемам образования в Могилеве прошли в рамках инициативы «Народный референдум», осуществляемой рядом оппозиционных организаций.

Белорусская Академия: шанс на европейское образование тем, кто не хочет уезжать | Новости Беларуси

Вторая специальность — «Бизнес-менеджмент и медиация». Между прочим, здесь мы сотрудничаем со швейцарским университетом и по его программе. Специалист, который выучился на эту специальность, — бизнесмен, который может проводить корпоративные переговоры и гасить конфликты. Медиаторы — это целая востребованная перфорация в Европе с высокой зарплатой.

«Менеджмент в телемедиа и журналистике» — специальность, интересная не только потенциальным журналистам, но, например, блогерам, рекламистам и тем, кто хочет управлять медийными проектами.

Что касается магистерских специальностей, на сегодня их две. Первая — «Профессионально-психологическое консультирование и работа с кадрами». Отсюда выходит специалист, умеющий подбирать кадры, помогать человеку делать карьеру. У нас в Беларуси, к сожалению, нет такой важной специальности.

Вторая — «Менеджмент на производстве». Выпускник этого курса получит знания, которые помогут ему заниматься широким кругом вопросов: от закупки сырья до продажи в магазине.
 

Еврорадио: Белорусская Академия — возможность не только получить образование, но и преподавать. Расскажите о преподавателях.

Светлана Куль-Сельверстова: Из-за ситуации в Беларуси не могу озвучить все фамилии, но мы берём на работу настоящих профессионалов. Социологию у нас преподаёт Геннадий Коршунов — бывший директор Института социологии, один из первых социологов в Беларуси.

Философию — профессор Марина Можейко, у неё целая философская школа.

Психологические дисциплины преподаёт Лидия Лысюк. Она координирует магистерскую специальность. Всех называть не буду, но налоги все платят. 

Ещё нам нужен эколог и правоведы-международники. «Культурологию» держу и не отдаю никому под одну известную и уважаемую профессора, которая сейчас, к сожалению, физически не может с нами связаться. Думаю, белорусы поймут, кто это. Этот курс под неё сохраняется, и мы его никому не отдаём.

*С редакцией Еврорадио связался руководитель отдела коммуникаций и развития ЕГУ Максимас Милта, который опроверг слова Светланы Куль-Сельверстовой об отсутствии аккредитации вуза в Литве:

“ЕГУ — полностью аккредитованный университет, работающий в соответствии с законодательством Литвы и Европы, — отмечает представитель учебного заведения. — Регулярную и независимую институциональную и программную оценку ЕГУ проводит Литовский центр оценки качества образования. Все программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры, реализуемые ЕГУ, успешно прошли внешнюю оценку соответствия требованиям Литвы в области качества образования. С университетской лицензией ЕГУ можно ознакомиться здесь (текущая лицензия выдана 5 апреля 2019 года). Подробная информация об условиях аккредитации отдельных учебных программ ЕГУ доступна здесь.

Особенно удивительно, что обман госпожи Куль-Сельверстовой озвучен всего за 5 дней до окончания основного приёма в бакалавриат и магистратуру ЕГУ.

Таким образом все 2577 выпускников Вильнюсского ЕГУ (а завтра к ним присоединятся еще 115 выпускников) беспрепятственно признают своё образование в Европе и Америке и внесут свой вклад в укрепление белорусского гражданского общества, научных и художественных достижений и успешных бизнес-проектов”.

«Вышка» для «вышки». Как и почему умирает белорусское высшее образование

У лидеров в высшем образовании — БГУ и БГУИР — проходные баллы на престижные специальности в этом году оказались ниже, чем в прошлом, но самая большая катастрофа происходит с педагогическими вузами.

Если говорить о не самых востребованных местах обучения, например, специальности «Техническая эксплуатация автомобилей (военная автомобильная техника)» военно-технического факультета БНТУ, то конкурса среди поступающих здесь и вовсе не было. В целом военное направление перестало пользоваться спросом среди абитуриентов: в Военную академию Беларуси отношение количества поданных заявлений на поступление к плану приема снизилось с 1,11 в 2020 году до 0,79 в 2021, пишет «Завтра твоей страны». 

Но наибольшая катастрофа происходит с педагогическими вузами. Столичный БГПУ вынужден из года в год из-за недобора сокращать количество мест, а Мозырский педуниверситет в этом году объявил дополнительный набор: приглашали абитуриентов, набравших хотя бы 10 баллов на ЦТ по языку, 10 по физике и 20 по математике.

Как такое произошло, куда мы идем и чем рискуем закончить — об этом философ, эксперт Общественного Болонского Комитета Андрей Лаврухин.

1. Падение проходных баллов

Падение проходных баллов происходит не первый год, каждый раз Министерство образования пытается как-то смягчить эту тенденцию и сделать не такой очевидной.

В этом году у Министерства образования не было сил или возможностей все заретушировать. И на этот раз поступили просто: снизили проходные баллы.

Но глубокие причины происходящего такими способами не решаются, и состоят они в падении уровня образования. Это же показали и данные PISA (Programme for International Student Assessment, цель программы PISA — оценка и сравнение национальных систем общего среднего (базового) образования в странах-участницах). Исследователи пришли к выводу, что уровень образования в нашей начальной школе высок, в средней школе этот показатель постепенно снижается и к старшим классам средней школы серьезно падает. 

Не секрет, что последние как минимум 2 десятка лет белорусская система образования ориентирована на упрощение — упразднение профильных классов, гимназий, снижение объема материала и качества тестовых заданий. Последствия такого подхода особенно заметны на высших ступенях образования, где требования выше, материал сложнее и нужны компетентность, креативность и умение работать с учебным материалом. Наши выпускники этот уровень «не тянут», поэтому для них снижают входные требования. 

Еще один интересный момент: нельзя сказать, что спрос на высшее образование в целом упал, нет. Упал спрос на белорусское высшее образование. Те, кто хочет и может учиться, видимо, поступают в зарубежные вузы, и, соответственно, средний уровень образования абитуриентов, поступающих в белорусские вузы снижается.

2. Недобор/отсутствие конкурса на военные и педагогические специальности

Эта тенденция тоже накапливалась многие годы. Профессия учителя у нас имеет низкий социальный статус. Если раньше в нее шли хотя бы те, кто чувствует в себе призвание преподавать, то 2020 год многое изменил.

Во все избирательные кампании членами избирательных комиссий более чем на 50%, были сотрудники школ. Но только во время выборов-2020 этот факт стал общественным событием. В результате к низкой зарплате, бюрократизму в учительской работе добавилось еще и моральное давление. Это оказалось сильным ударом по мотивированным людям. Идти работать в школу в Беларуси — это значит не только иметь низкую зарплату, выполнять колоссальную бюрократическую нагрузку (которая ни уму, ни сердцу), но еще и выполнять политические задания. Для мотивированных граждан, которые рассматривают работу учителя как профессию и призвание, общественное признание или моральное осуждение — это очень важный фактор.

С военными специальностями, скорее всего, произошло нечто похожее: падение имиджа профессии и рост риска осуждения со стороны общества. Карьерное будущее силовика, которого политическая власть использует в качестве машины по уничтожению сограждан, соседей, друзей, родственников точно не вдохновляет (за исключением, разве что асоциальных личностей). Ну и, видимо, риск возможной ответной реакции со стороны общества на беспредел силовиков также отпугивает многих. 

3. Отток абитуриентов за границу

Поступление белорусских выпускников в университеты западных стран — это тенденция последних пары-тройки лет. Немалую роль в этом сыграли события 2020 года. Но в долевом выражении, и в абсолютных цифрах среди уезжающих и раньше, и теперь лидирует российское направление. Здесь сказываются и географические факторы, и отсутствие языкового барьера, и особенности поступления.

4. Активное проникновение в образовательное поле страны российских вузов

Учитывая, что российская система образования, разумеется, со всеми издержками и недостатками, но реформирована и гораздо более адаптирована к рыночным условиям, она выглядит более привлекательной. Плюс в РФ гораздо более ёмкий рынок труда. И в этом году Россия еще больше облегчила процесс поступления в свои вузы для белорусов. В итоге мы наблюдаем процесс медленной, но верной ассимиляции и растворения высшего образования Беларуси в России. Я думаю, что эта тенденция продолжится. И, честно сказать, шансов выиграть эту битву за умы у Беларуси невелики. Белорусские власти сделали все, чтобы ее проиграть. Сейчас мы лишь пожинаем плоды почти 30-летней образовательной политики. У Беларуси нет ни привлекательного рынка труда, ни перспектив, ни таких знаний, умений и навыков, которые бы стоили новых рисков и угроз базовым жизненным ценностям (согласно пирамиде Маслоу), а именно — угроз безопасности жизни и здоровью граждан. 

5. Из-за угрозы распределения изначальный выбор в пользу платной формы обучения

Здесь мы наблюдаем изменение сознания абитуриентов, которые начинают задаваться вопросом: зачем мне нужно высшее образование? Бюджетная форма обучения и даже первое рабочее место (а в нормальных условиях это важно!) оказываются сегодня уже недостаточным мотиватором. Ведь в итоге выпускник вуза рискует отправиться на два года работать на отсталое, убыточное предприятие (именно на них, к слову, в силу текучки кадров самый большой спрос на выпускников), где он будет терять свою квалификацию, время и надежды на хоть какие-то перспективы. Сам институт распределения выродился окончательно, и мы видим явные симптомы этого. 

Но говоря о выборе платного образования, нельзя сбрасывать со счетов и повышенный спрос на востребованные специальности. Этот момент тоже делает статистику.

6. Отказ продолжать образование по отдельным специальностям, когда студенты вузов забирают документы

Трудно сказать, насколько эта тенденция масштабна. Ее начало наверняка было положено во время прошлогодних репрессий, и кто-то из политических соображений не видит себя больше в государственном вузе, а кто-то опасается последствий своей активности. Как бы то ни было, это симптомы обрушения доверия граждан уже не только к политической власти, но и к государственным институтам — в данном случае институтам образования. В условиях тотальных репрессий ни о каком будущем в этой стране говорить, увы, не приходится. Особенно представителям таких профессий, которые по роду своей профессии и деятельности имеют отношение к политике и общественной жизни: журналисты, социологи, политологи, экономисты, то есть все те, кто воспитывает и формирует у людей гражданскую идентичность. За такую профессию и работу сегодня в РБ можно сесть в тюрьму на много лет. Такую «карьерную траекторию» едва ли можно назвать привлекательной.

Какая из этих тенденций наиболее пагубно скажется впоследствии на состоянии общества?

Политическое события обнажили несовершенство — а местами и вопиющую убогость — высшего образования в Беларуси. Раньше привычным был подход, что поступать надо, потому что с дипломом — лучше, чем без диплома, потому что у детей будет иной — более развитый и просвещенный — круг общения и интересов. Но сегодня встает вопрос: а зачем это все, если в этой стране весь накопленный человеческий и социальный капитал не работает и даже наоборот, представляет угрозу жизни и здоровью знающим, социально активным и неординарным личностям?

Другая, более сильная мотивация была связана с тем, что идти в вуз нужно за профессией. Но и тут возникают нестыковки. Во-первых, белорусская система образования не умеет реагировать на рынок труда и адаптироваться под его запросы. Многим профессиям просто не учат — все необходимые знания, умения и навыки получают уже на рабочем месте (если повезет). Но есть еще более серьезная проблема: даже если вам повезло и вы нашли себя в профессии, довольны зарплатой, все это может исчезнуть в одночасье, поскольку сегодня «не до законов». Это к вопросу о том, что происходит, когда у политической власти нет легитимности — общество отвечает ей недоверием. В данном случае оно проявляется в том, что люди не верят в предсказуемые карьерные перспективы. Куда расти и зачем развиваться, если придет силовик и будет управлять всем подряд?

Наконец, десятки лет образовательной политики так и не привели к появлению простых и понятных всем участникам образования механизмов корреляции рынка образования и рынка труда. Система образования была и остается для общества черным ящиком: что-то в него входит (в этом году с трудом) и что-то выходит, но как это сказывается на экономике, развитии общества — никому непонятно. Вот в этом году на часть технических специальностей мы снова видим недобор. То есть у государства и экономики давно есть заказ на эти специальности, им предоставляются бюджетные места, льготные условия, но одним поступающим такое предложение не интересно, а другие и рады бы были пойти, но не могут осилить эти специальности. В нормальной ситуации нужно было бы провести исследование, узнать, почему люди не идут, какие факторы обусловили такое поведение, какие карьерные траектории есть у выпускников этих вузов. Но это же все сложно. Гораздо проще насильно распределить выпускников и с горящими глазами отчитаться перед вышестоящим начальством.

Таким образом мы снова упираемся в пагубность «упрощенческого» подхода. Принципы «не высовывайся», «будь, как все» уже дают свои горькие плоды. В полной мере мы ощутим их позже, ведь в образовании временной лаг — 5-7 лет, когда нынешние абитуриенты начнут работать инженерами, врачами, учителями… 

В целом, на мой взгляд, сегодня мы наблюдаем уже достаточно очевидные симптомы разрушения высшего образования в стране.

Что получится в итоге?

Получим то, к чему нынешняя власть так упорно стремится: полное упрощение и деградацию. Учитывая, что образование — это ключевой фактор формирования человеческого и социального капитала, при таком подходе мы рискуем получить негативный человеческий капитал, когда полученные знания, умения и навыки будут работать не на развитие, а на дальнейшую консервацию и архаизацию общества. В результате мы придем к такому обществу, которое будет тормозить собственное развитие.

Есть ли простые и понятные решения, которые могут оперативно изменить ситуацию?

Быстро получится решить только самые очевидные проблемы: сверхбюрократизацию учителей, распределение, чрезмерную идеологизацию. Но, например, настроить механизм соотнесения рынков труда и образования — это более сложная вещь. Особенно в условиях избытка убыточных предприятий, стагнации в экономике. В общем, это дело точно не быстрое, особенно, если говорить о каких-то концептуальных реформах и результатах.

Что примечательно: до ноября-декабря 2021 года будет принята новая редакция Кодекса об образовании. В новой версии Кодекса те факторы, которые породили все названные выше негативные тренды, в лучшем случае сохраняются, а в худшем — усугубляются. Планируется, что к осени 2022 года законодательные новации будут реализованы. То есть, процесс деградации образования продолжится и это означает, что выкарабкиваться нам придется из гораздо более глубокой ямы.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Европейский диплом для тех, кого преследуют в Беларуси | Беларусь: взгляд из Европы — спецпроект DW | DW

В Европе, и в частности в Германии, думают над тем, как поддержать белорусских студентов и преподавателей, пострадавших от давления властей страны. Помимо стипендий, число которых расширили, несколько месяцев назад была озвучена идея Восточноевропейского университета для репрессированных. Пока этот проект существует только в теории, но, как узнала DW, уже есть подвижки. К нему подключилось, в частности, Германское общество по изучению Восточной Европы (DGO), и мы будем следить за развитием этой инициативы. В тоже время в соседней с Германией Польше уже существует похожая инициатива — Белорусская академия. Как она работает?

Учеба в Польше по-русски и по-белорусски

«Европейское образование из Беларуси» — так звучит слоган Белорусской академии. Это виртуальная платформа, которая дает возможность белорусам, не уезжая из страны, получить польский диплом. Сегодня партнерами этой инициативы являются три частных польских вуза с государственной аккредитацией: Высшая гуманитарная школа в Щецине, Высшая школа управленческих кадров в Конине и Высшая школа финансов и управления в Белостоке.

Протесты в Беларуси в 2020 году поддержали многие студенты и преподаватели

Белорусские студенты, по сути, поступают в один из этих польских вузов. Вузы разрабатывают специально для них отдельные программы обучения на белорусском и русском языках, адаптированные под белорусские реалии. Также они трудоустраивают преподавателей из Беларуси. Белорусская академия при этом выступает посредником: осуществляет набор студентов, помогает разрабатывать учебные программы, рекомендует преподавателей.

Шанс на образование и работу для преследуемых в Беларуси

Правовую поддержку этой образовательной платформе оказывает польский фонд «Окно на Восток», работающий с мигрантами. Он же помогает установить контакты с вузами и заключить с ними договоры. Собственно руководитель фонда Павел Мицкевич вместе с Светланой Куль-Сельверстовой, профессором из Гродно, которая живет и преподает в Белостоке, и инициировали создание виртуальной платформы. Как объясняют в Белорусской академии, идея витала в воздухе еще раньше — ее, в частности, предлагал экс-кандидат в президенты РБ Александр Милинкевич. Но проект реализовали только в октябре 2020 года, после того как в Беларуси начались протесты и репрессии.

Светлана Куль-Сельверстова

По словам Светланы Куль-Сельверстовой, две трети тех, кто сегодня проводит занятия в рамках Белорусской академии, ранее были уволены в связи с протестами или подверглись иному давлению со стороны белорусского режима. Всего платформа объединяет больше 60 человек, включая 10  профессоров и более 30 кандидатов наук. «Это люди, которые хотят дать молодым белорусам европейское образование на основе академических свобод, свободы высказывания, свободы научных исследований», — объясняет координатор проекта в интервью DW.

Обучение полностью проходит онлайн. Учащиеся получают официальный статус студента того или иного польского вуза и зачисляются в основном на стационар. В день предлагается обычно две пары занятий по вечерам, так как многие еще и работают. Новый семестр стартует 1 октября, и сейчас идет набор абитуриентов. Пока же при посредничестве Белорусской академии образование получают три десятка человек — в основном из Беларуси, хотя никаких географических ограничений нет. Большая их часть не покидали страну. «Нам за них страшно, — говорит профессор Куль-Сельверстова. — Но в случае опасности они могут выехать по польской учебной визе».

Польский диплом: цена вопроса

Эта виртуальная платформа дает возможность пройти обучение по пяти бакалаврским и магистерским программам: менеджмент на предприятии, психологическая консультация и работа с кадрами, менеджмент в телемедиа и журналистике, администрация и бизнес-менеджмент и медиация. После успешной сдачи экзаменов выпускники получают диплом польского вуза, при котором открыта специальность в сотрудничестве с Белорусской академией. Вуз следит за качеством образования, предоставляет технологии для цифрового обучения, студенческие билеты и прочие документы.

Обучение платное. Бакалавриат обойдется в 1000 евро в год, магистратура — около 1300 евро. По словам Светланы Куль-Сельверстовой, обусловлено это тем, что Белорусская академия не работает с грантами или дотациями и вынуждена самостоятельно обеспечивать финансирование. Но организаторы платформы ищут возможность помочь тем, кто не может полностью оплатить учебу. На сегодняшний день для студентов есть пять стипендий, четыре из них предоставили меценаты. 

Но какой резон студентам поступать в польский вуз через Белорусскую академию, если это можно сделать напрямую? «Для этого необходимы знания польского языка. А мы даем студенту выбор: потратить на изучение польского год-два и потом поступить в вуз, либо прийти к нам — и учится на языке, который он знает, причем у своих же белорусских преподавателей — и получить тот же диплом», — так в Белорусской академии объясняют преимущество этой платформы. Узнать больше о ее работе можно в Telegram (t.me/baedueu) и Facebook. Сайт пока находится в разработке.

Смотрите также:

  • Топонимика протеста. Как сегодня выглядят места белорусской революции?

    Станция метро «Пушкинская»

    9-14 августа здесь бушевали протесты против итогов выборов. 10 августа у «Пушкинской» силовики застрелили 34-летнего Александра Тарайковского. У места гибели возник народный мемориал. Власти его регулярно уничтожали, а люди восстанавливали. За надпись «Не забудем», сделанную здесь 9 сентября, осудили пять человек. Максимальный срок — 2 года колонии строго режима. Надписи коммунальщики закрасили.

  • Топонимика протеста. Как сегодня выглядят места белорусской революции?

    Торговый центр «Рига»

    Массовые демонстрации в районе торгового центра «Рига» и задержания митингующих проходили в первые дни после выборов, наиболее активно — 10-11 августа. 31 августа СМИ сообщили, что недалеко от ТЦ было обнаружено тело 52-летнего Александра Будницкого, которого никто не видел с 11 августа. По версии следствия, причина смерти — алкогольное отравление, также СК заявил, что тело нашли в другом районе.

  • Топонимика протеста. Как сегодня выглядят места белорусской революции?

    Стела «Минск — город-герой»

    Протестующие собрались здесь впервые вечером 9 августа. Силовики применили против них светошумовые гранаты и другие спецсредства. 16 августа возле стелы прошел один из самых массовых митингов – Марш свободы, в котором, по разным оценкам, участвовали до 400 тыс человек. После этого в дни маршей власти обносили памятник колючей проволокой и выставляли у него оцепление.

  • Топонимика протеста. Как сегодня выглядят места белорусской революции?

    Комаровский рынок

    12 августа 2020 года около 200 женщин в белом с цветами в руках вышли на площадь возле Комаровского рынка, чтобы выразить протест против насилия. Многие считают, что именно эта акция вдохновила тысячи людей, которые выстраивались в цепи солидарности по всей стране.

  • Топонимика протеста. Как сегодня выглядят места белорусской революции?

    ЦИП в 1-м переулке Окрестина

    В 1-м переулке Окрестина в Минске находятся Центр изоляции правонарушителей и Изолятор временного содержания. 9-13 августа здесь оказались несколько тысяч протестующих. Позже они рассказали о пытках и ужасных условиях содержания. В ЦИП и сейчас находятся задержанные за административные правонарушения, в том числе по «политическим» статьям. По четвергам здесь принимают передачи.

  • Топонимика протеста. Как сегодня выглядят места белорусской революции?

    Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) 

    На Минском заводе колесных тягачей проходили протесты против фальсификации выборов и насилия в отношении демонстрантов. 17 августа на завод приехал Александр Лукашенко. Рабочие встретили его криками «Уходи!». 

  • Топонимика протеста. Как сегодня выглядят места белорусской революции?

    Площадь перемен

    Площадь перемен — минский двор, известный протестными настроениями его жителей. Они устраивали чаепития, концерты, перформансы. На трансформаторной будке находился мурал «диджеев перемен», включивших на провластном митинге песню Цоя. 11 ноября неизвестные в штатском до смерти избили здесь местного жителя Романа Бондаренко.

    Автор: Татьяна Неведомская


Беларусь — Система образования — обзор — Белорусский, школы, обучение, язык

Система образования Беларуси сочетает в себе структуру, унаследованную от Советского Союза, с новым содержанием, разработанным как независимое государство. Дошкольное образование, включающее ясли и детские сады, не является обязательным. Начальное образование (три или четыре года обучения), основное среднее образование (пять лет обучения) и полное среднее образование (два года обучения) обычно сосуществуют в одной школе.Начальное или среднее профессиональное образование требует от одного до четырех лет обучения. Высшее образование представлено институтами, академиями и университетами.

В 1998–1999 годах в Беларуси было 4 500 дошкольных учреждений; 4783 общеобразовательные школы; 249 профессиональных училищ; 151 среднее специальное; и 57 высших учебных заведений. Общее количество студентов превысило 2 100 000 человек. Количество учителей, занятых в сфере образования, приблизилось к 200 тысячам. Действовало более 100 учреждений повышения квалификации и переподготовки.

В 1990 году, когда Беларусь еще входила в состав Советского Союза, законом «О языках в Беларуси» белорусский язык был провозглашен государственным языком республики и закреплено право использовать русский язык в качестве средства международного общения. После провозглашения независимости в 1991 году язык стал политическим вопросом. Правительство Беларуси утвердило государственную программу, направленную на развитие белорусского и других языков на территории республики. В Конституции 1994 г. (с поправками 1996 г.) белорусский и русский языки получили равный статус.Статья 6 Закона об образовании гласит, что выбор языка обучения является добровольным. Обязательно изучение белорусского, русского и одного иностранного языков. По решению административных органов, а также по запросу граждан может инициироваться создание программ с полным или частичным обучением на языке национального меньшинства.

В 1990-е годы более 3 500 школ (66,7%) использовали белорусский язык в качестве языка обучения. Было 140 школ с углубленным изучением белорусского языка.В 1600 школах обучение велось на русском языке, а 140 школ (в основном в Гродненской области) включили польский язык в свои учебные программы.


Учеба в Беларуси | Лучшие университеты

В Беларуси 48 университетов, многие из которых находятся в столице страны Минске. Помимо общих университетов, существуют также специализированные медицинские школы, такие как Белорусский государственный медицинский университет, и технические университеты, такие как Белорусский национальный технический университет (БНТУ).

Два белорусских университета включены в рейтинг QS World University Rankings ® 2018 , а еще два включены в рейтинг QS EECA University Rankings 2018 , рейтинг лучших университетов в странах с формирующимся рынком Европы и Центральной Азии (EECA).

Четыре лучших университета Беларуси согласно последнему рейтингу ВЕЦА:

Белорусский государственный университет

Белорусский государственный университет (БГУ) занимает 334 место в мировом рейтинге университетов QS ® 2018, что на 20 позиций выше прошлогоднего рейтинга и 21 место в рейтинге университетов QS EECA, поднявшись на 18 позиций с прошлого года.

БГУ, расположенный в Минске, был основан в 1921 году и является крупнейшим университетом страны, в котором обучается около 30 000 студентов, 2 000 из которых приезжают из-за пределов Беларуси.

В

БГУ работает 3000 преподавателей, что позволяет ему попасть в 100 лучших университетов мира по соотношению преподавателей и студентов, что является одним из шести показателей, используемых для составления мирового рейтинга.

Это также крупнейший центр международного сотрудничества в области образования и науки в стране, поддерживающий партнерские отношения с более чем 400 университетами и научными институтами по всему миру.

Белорусский национальный технический университет

За почти столетие своего существования он также приобрел множество традиций, в том числе Фестиваль студенческого калейдоскопа, пятидневное мероприятие, посвященное мультикультурности, на котором студенты БТНУ из разных стран сотрудничают, чтобы показать уникальность своих традиционных культур.

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР) , снова расположенный в Минске, занимает 118 -е место в последнем рейтинге ВЕЦА, получив высший балл по показателю репутации работодателя.

БГУИР был основан в 1964 году и, как следует из названия, обучает студентов в области информатики, радиоэлектроники и телекоммуникаций. Он предлагает курсы с преподаванием на английском языке как на территории кампуса, так и в форме дистанционного обучения, а также программы базового года, чтобы студенты, изучающие русский или английский язык, могли повысить свои знания до необходимого уровня.

Степень бакалавра с преподаванием на русском языке начинается от 3000 долларов США в год в зависимости от программы, а степень бакалавра с преподаванием на английском языке стоит 5000 долларов США в год.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Занимает 191-200 место в ВЕЦА, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (YKSUG) расположен в Гродно на западе Беларуси, и в нем обучается около 18 000 студентов, большинство из которых являются студентами бакалавриата.

Названный в честь известного белорусского поэта Янки Купалы, YKSUG был основан в 1940 году и в настоящее время состоит из 15 факультетов и 71 кафедры. Большинство его курсов преподается на русском языке, но есть курсы на английском языке по математике, информационным технологиям, туризму и гостеприимству, международному праву, экономике и финансам.

Минск

Столица Беларуси и ее крупнейший город Минск, вероятно, будет первым в вашем списке потенциальных направлений, если вы хотите учиться в Беларуси. Также административная столица Содружества Независимых Государств, Минск является домом для около 3,2 миллиона человек в своем мегаполисе и является крупным промышленным центром страны.

Здесь есть чем заняться помимо учебы: 16 музеев, 11 театров и 139 библиотек, в том числе Национальная библиотека Беларуси, которая впечатляюще спроектирована в виде гигантского ромбокубооктаэдра (мы тоже не знаем, как это произносить) и включает смотровая площадка, откуда открывается захватывающий вид на городской пейзаж.

Минск также может похвастаться всеми модными кафе, традиционными ресторанами и оживленными ночными клубами, которые вы ожидаете от европейской столицы, а также отличным, обширным общественным транспортом с подземным метро, ​​что позволяет легко передвигаться.

Вдобавок ко всему, Минск является важным центром образования, поскольку здесь три из четырех стран, занесенных Беларусью в последний рейтинг университетов QS EECA, в том числе Белорусский государственный университет (БГУ) , который входит в топ-50.

Гродно

Гродно, также известное как Гродно , — столица Гродненской области на северо-западе Беларуси. Пятый по величине город страны с населением около 365 610 человек. Гродно — один из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городов Беларуси, в котором сохранилось больше исторических памятников и достопримечательностей, чем в других городах, в том числе Коложская церковь, построенная в 12 веках.

Близость Гродно к границе с Польшей (примерно в 12 милях) означает, что здесь проживает большая польская община и чувствуется польская культура, а также здесь значительная концентрация католиков.

Гродно также хорошо известен своим медицинским университетом Гродненский государственный медицинский университет , который привлекает множество студентов как из Беларуси, так и за ее пределами. Здесь также находится Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (YKSUG) , который входит в топ-200 стран ВЕЦА.

Гомель

Также известный как Гомель , Гомель является вторым по величине городом Беларуси с населением около 526 872 человек и расположен в юго-восточной части страны на берегу реки Сож.Такое расположение на берегу означает, что в городе есть обширные пляжи.

Главная историческая достопримечательность города — красивый Гомельский дворцово-парковый ансамбль, который простирается на 800 метров вдоль правого берега Сожа, что делает его очень спокойным и живописным местом для прогулки, любимой как туристами, так и местными жителями. Гомельские университеты включают Гомельский государственный медицинский университет , самый молодой из четырех медицинских университетов Беларуси, и Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины .

Брест

Не путать с одноименным французским городом, Брест расположен на юго-западе Беларуси, прямо на границе с Польшей (прямо напротив польского города Тересполь). В Бресте проживает около 340 141 человек, он известен своим сочетанием исторических культур и крепостью 19 века, которой в честь обороны Брестской крепости в июне 1941 года было присвоено почетное звание «Крепость-герой».

Другие достопримечательности, которые стоит посетить в свободное время, включают Брестский городской парк площадью 20 гектаров, превосходный Музей железнодорожной техники под открытым небом и Никалаевскую церковь.

В Бресте два университета: A.S. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина и Брестский государственный технический университет .

Как поступить на учебу в Беларуси

Процесс подачи заявления довольно прост — вы должны подать заявление напрямую в выбранное вами белорусское учебное заведение, включая аттестат об окончании средней школы или его эквивалент, чтобы доказать, что вы закончили 12 лет образования. Если вы подаете заявку на получение степени магистра, вам понадобится сертификат бакалавра.

Язык обучения в университетах Беларуси обычно русский или белорусский, но некоторые университеты предлагают курсы с преподаванием на английском языке. Если ваш курс ведется на белорусском или русском языке и вы не владеете ни одним из этих языков, вам необходимо пройти 10-месячный курс языкового погружения перед началом учебы. Это стоит 1800 долларов США.

Белорусский учебный год состоит из двух семестров, первый длится с сентября по январь, второй — с февраля по июль.Для получения степени бакалавра необходимо четыре года, а для получения степени магистра — два года.

Как получить белорусскую студенческую визу

Всем иностранным студентам нужна виза (Беларусь не является членом Европейского Союза). Чтобы подать заявку на это, вам нужно будет пойти в ближайшее посольство или консульство Беларуси и предоставить следующие документы:

  • Ваш паспорт, который должен быть действителен не менее шести месяцев после предполагаемой даты возвращения
  • Свидетельство о рождении
  • Заполненная анкета на студенческую визу
  • Две цветные фотографии паспортного размера на белом фоне
  • Справка о состоянии здоровья, включая доказательство того, что вы проходили тест на ВИЧ / СПИД
  • Оплаченный визовый сбор (60 долларов США)
  • Официальное письмо-приглашение от белорусского университета, в который вы собираетесь учиться

Вам необходимо приобрести медицинскую страховку, стоимость которой составляет около 110 долларов США в год.Ваш университет поможет вам получить временный вид на жительство.

Стоимость обучения, расходы на проживание и финансирование

Стоимость обучения в Беларуси будет варьироваться в зависимости от вашего университета и предмета, но иностранные студенты могут рассчитывать платить около 2000–3500 долларов США в год, причем курсы с преподаванием на английском языке обычно дороже, чем курсы с преподаванием на русском или белорусском языке. Как это принято во всем мире, медицинские степени дороже: они стоят около 4100 долларов США в год или 4600 долларов США и более, если вы учитесь на английском языке.

Беларусь вполне доступна с точки зрения стоимости жизни: студентам нужно всего около 2400-3600 долларов США в год. Это означает, что расходы на обучение за границей могут составить всего 4400 долларов США в год.

Numbeo — полезный источник для сравнения затрат, к которым вы привыкли в своем родном городе, с тем, сколько стоят вещи в белорусском городе, таком как Минск (например, стоимость аренды на 85 процентов ниже, чем в Лондоне). Что касается проживания, большинство студентов живут в студенческих общежитиях, предлагаемых университетом, которые стоят всего около 30-50 долларов США в месяц.

Возможно, вы захотите получить стипендию для финансирования учебы, особенно потому, что иностранные студенты не могут работать во время учебы в Беларуси. Здесь вы можете найти возможности получения стипендии.

Белорусский язык: упадок государственного образования, усиление гражданского общества

Понятно, что белорусские гендерные дебаты сосредоточены на правах женщин, но на самом деле мужчины заслуживают не меньшего внимания. У белорусских мужчин продолжительность жизни намного ниже, чем у женщин; ниже даже, чем у северокорейских мужчин.

Ответственность за это несут как сами мужчины, так и государственные органы. Беларусь остается одной из самых алкогольных наций в мире, и белорусские мужчины в целом безразлично относятся к своему здоровью.

У людей с тяжелым ожирением (ИМТ ≥40) продолжительность жизни сокращается на 20 лет у мужчин и примерно на 5 лет у женщин. Более значительное сокращение продолжительности жизни у мужчин согласуется с более высокой распространенностью андроидного (т. Е. Преимущественно абдоминального) ожирения и биологически более высоким процентным содержанием жира в организме у женщин.Риск преждевременной смерти еще выше у курящих лиц с ожирением. Если вы хотите бороться с ожирением, ознакомьтесь с этими советами, которые помогут вам быстро сжигать жир. Если вы ищете хорошую добавку для похудения, попробуйте прочитать обзоры Revitaa pro.

Это имеет болезненные последствия. Семьи теряют родителя и зарабатывания денег, а государство теряет налогоплательщика. Даже до смерти плохое здоровье мужчин ведет к низкой производительности и, следовательно, имеет значение для экономики. Белорусское правительство предпринимает определенные усилия по пропаганде здорового образа жизни, но не делает этого систематически.

Во всем мире женщины в среднем живут дольше мужчин. Например, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни в Швеции у женщин была на три года больше, чем у мужчин (84 года и 80,7 соответственно). В других странах, например в США, этот разрыв может быть еще больше (81,6 и 76,9 года соответственно).

Беларусь отличается от стран Запада тем, что в ней намного больше разница в продолжительности жизни мужчин и женщин.Белорусская девочка, родившаяся в 2015 году, может рассчитывать прожить на 11,5 лет дольше, чем мальчик (78 и 66,5 лет). Разница оказывается настолько большой, что по продолжительности жизни белорусские женщины занимают 66-е место в мире, а мужчины — 119-е. Только в России разрыв в гендерной продолжительности жизни больше (76,3 и 64,7 года).

Но сегодняшняя реальность остается гораздо более печальной и затрагивает не только тех, кто только что родился. В настоящее время многие мужчины умирают, не дожив до пенсионного возраста, особенно те, кто живет в сельской местности.В 1990-е и 2000-е годы продолжительность жизни сельских мужчин иногда опускалась ниже 60 лет. Белорусские самцы живут как бабочки.

Достижения белорусских мужчин в сокращении собственной жизни выглядят вполне логично. Беларусь остается одним из мировых лидеров по потреблению алкоголя по данным ВОЗ за 2014 год. Белорусы выпивают 17,5 литров чистого алкоголя на душу населения, но это в среднем по стране. Белорусские мужчины потребляют 27,5 литров на душу населения. Между тем, среднее мировое потребление составляет 6.2 литра. Несмотря на попытки правительства разработать программу профилактики алкоголизма и реабилитации алкоголиков, Беларуси пока не удается бороться с пьянством.

Фото: Shutterstock

По данным главного нарколога Минздрава, в Беларуси зарегистрировано 160 тысяч алкоголиков, из которых 85 тысяч оставались под профилактическим наблюдением в 2016 году. Это почти 4% населения, хотя на самом деле одна может удвоиться или утроиться. это цифра, так как государственные органы не регистрируют всех, у кого есть проблемы с алкоголем.

Курение остается еще одной важной причиной, по которой белорусские мужчины живут так мало лет. По данным социологического исследования Белорусского государственного университета, в 2016 году курила треть взрослого населения Беларуси.

Большинство курильщиков — мужчины, которые часто переходят в привычку еще до того момента, когда статистика начинает их учитывать. Белорусская молодежь остается одним из самых активных курильщиков на постсоветском пространстве. Автор попробовал курить в 7 лет и стал заядлым курильщиком к 12 годам.

Кроме того, в Беларуси есть ряд других причин, определяющих короткую продолжительность жизни мужчин, аналогичных тем, которые встречаются в других странах мира. Например, мужчины склонны избегать врачей и больше рисковать. Мужчины чаще работают на опасных работах, например, связанных с горнодобывающей промышленностью или строительством. Более того, положение Министерства труда практически запрещает женщинам работать на опасных работах, например, кузнецом или водителем-дальнобойщиком. Белорусские феминистки видят в этом дискриминацию.

белорусских мужчин остаются гораздо менее социализированными, что влияет на их психологическую устойчивость. Поэтому, например, они более склонны к самоубийству — в 2016 году самоубийства покончили с собой 386 женщин, а по официальным данным — 1656 мужчин.

На самом деле, белорусские власти, похоже, не беспокоит низкая продолжительность жизни мужчин. Этот вопрос по-прежнему отсутствует в публичных выступлениях официальных лиц, и пока трудно найти какие-либо упоминания по этому поводу в средствах массовой информации или в научных кругах.Однако проблема затрагивает не только мужчин, но и имеет болезненные последствия для общества в целом.

белорусских мужчин зарабатывают больше, чем женщин, поэтому их потеря означает значительное падение общего дохода. Трудно даже представить, чтобы вырастить двоих детей на единую белорусскую зарплату в 250 долларов в месяц. У детей без отца (или, в меньшей степени, деда) будет гораздо меньше шансов на профессиональный и личный успех в жизни.

Фото: Shutterstock

Более распространенный пример, когда пенсионерка должна платить только за жилищно-коммунальные услуги, это составляет около 40 долларов в месяц за небольшую квартиру, которую она раньше делила со своим мужем.Фактически, это подвергает женщину риску бедности, поскольку средняя пенсия в Беларуси составляет около 150 долларов в месяц.

Государство также проигрывает, хотя некоторые могут цинично полагать, что государство получает выгоду от того, что так много мужчин не достигают пенсионного возраста. Однако на практике это означает преждевременный уход с рынка труда квалифицированных и опытных кадров. Более того, слабое здоровье мужчин означает, что их продуктивность остается ниже их потенциальной и замедляет развитие всей экономики.

В интересах Беларуси по-прежнему продлевать жизнь мужчин, но власти, похоже, не готовы предпринять шаги для этого. Правительство принимает нерешительные меры по пропаганде здорового образа жизни, такие как размещение социальной рекламы на рекламных щитах, но не может поднять цены на алкоголь и сигареты, опасаясь, что это приведет к увеличению нелегального производства и контрабанды алкоголя из России.

Более того, нездоровый образ жизни по-прежнему служит инструментом авторитаризма, потому что помогает белорусу забыть о своих проблемах.Если такое отношение властей не изменится, ничто не помешает белорусским мужчинам рано уйти из жизни.

https://belarusdigest.com/?p=1

3 балла Ольга Шпарага / Официальный сайт Светланы Цихановской

Представитель Светланы Цихановской по образованию Ольга Шпарага подготовила план действий по поддержке и реформированию образовательных инициатив система Беларуси. План включает 3 пункта и может быть реализован в течение 1-2 лет.

Что происходит?

Белорусские власти оказывают беспрецедентное давление на студентов, преподавателей и административный персонал вузов, учителей и учеников в школах.После фальсификации выборов 9 августа не менее 390 студентов были арестованы и 146 исключены за политическую деятельность.

Кроме того, белорусские студенты и преподаватели находятся под постоянной угрозой заражения COVID-19, поскольку нынешнее правительство практически не приняло превентивных мер.

Ситуация требует срочного реагирования для смягчения гуманитарного кризиса в образовании и, в конечном итоге, для начала стратегических дискуссий о будущем белорусского образования. Мы призываем к немедленным мерам по поддержке репрессированных в академических кругах.

Что нужно делать?

Ольга предлагает следующий план действий, состоящий из трех проектов.

I. Разработка платформы онлайн-обучения для новой Беларуси
Что мы планируем?

1. Создать безопасную, независимую и современную среду обучения и преподавания для школьников и студентов университетов и их учителей.

2. Интегрировать белорусское образование в европейские образовательные рамки, такие как Европейское пространство высшего образования (EHEA) и Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS).

3. Снизить степень государственного контроля над студентами, преподавателями вузов и ПТУ, учителями в школах.

Как это будет работать?

Платформа будет функционировать путем (1) заключения партнерских соглашений с европейскими университетами, (2) разработки белорусскими лекторами и профессорами университетов программ, аккредитованных европейскими университетами-партнерами (согласно ECTS), (3) предоставления системы управления обучением для Белорусских школьников и студентов, что позволяет им строить собственные уникальные образовательные траектории.

В чем его уникальность?

Помимо большинства образовательных проектов, направленных на преодоление кризиса в белорусском образовании и помощи белорусским студентам в обучении за рубежом, наш проект позволяет нам достичь всех трех целей в Беларуси. Мы считаем, что это необходимо для интеграции белорусского образования в европейские образовательные рамки и предотвращения утечки мозгов.

Тестовая версия платформы будет разработана и запущена в течение 6-8 месяцев, а затем будет доработана и продлена в течение следующих 12-24 месяцев.

II. Создание лаборатории онлайн-обучения

Онлайн-обучение и преподавание требуют от преподавателей новых навыков и методических подходов. К сожалению, у большинства белорусских учителей их нет. Поэтому необходимо:

1. Разработать методические приемы, методические рекомендации, руководства и пособия по педагогике онлайн-образования.

2. Повышать квалификацию и послевузовское профессиональное образование учителей и учителей.

III. Создание центра, который будет готовить дорожную карту реформы образования.

Белорусское образование нуждается в серьезной реформе, чтобы соответствовать потребностям демократического общества (восстановить академическую автономию, внедрить европейские стандарты образования и т. Д.). Миссия центра будет заключаться в разработке программ реформирования белорусской системы образования.

Мы собираем экспертов, которые разработают концепцию и дорожную карту реформы образования в шести областях:

1.Дошкольное образование;
2. Начальное и среднее образование;
3. Бакалавриат / первая ступень высшего образования;
4. Магистр / среднее высшее образование;
5. Техническое и профессиональное образование и обучение;
6. Неформальное образование.

В рамках проекта будут созданы рабочие группы по каждому из 6 направлений, которые будут активно работать над:

1. Анализировать текущую ситуацию в вышеуказанных областях, определяя проблемы, возможности, лучшие практики и ключевые факторы успеха;

2.Анализировать и использовать международный опыт реформы образования и технико-экономических обоснований;

3. Разработать принципы и основные направления реформирования системы образования в целом;

4. Разработайте дорожную карту реформы для каждой области.

27 января 2021 в 20:05

Обзор системы образования Беларуси, Система образования Беларуси

Министерство образования управляет системой образования в Беларуси. Каждый гражданин Беларуси имеет право на образование.Система образования Республики Беларусь делится на следующие уровни:

  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • Основное среднее образование
  • Полное среднее образование
  • Среднее профессиональное образование
  • Среднее специальное образование
  • Высшее образование

Обзор белорусской системы образования

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Беларуси является факультативным и рассчитано на детей в возрасте до 6 лет.Дошкольное образование в Беларуси предлагают дошкольные учреждения, ясли и детские сады. Этот уровень образования способствует общему развитию ребенка и обеспечивает доступ к белорусской культуре, традициям и языку.

  • Детские сады (Ясли) обслуживают детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет
  • Детские сады (Дзецады) обслуживают детей в возрасте от 3 до 6 лет и готовят их к начальному школьному образованию.

Обязательное образование

Обязательное образование в Беларуси длится 9 лет.

Общее среднее образование

  • Начальное образование
  • Начальное среднее образование
  • Полное среднее образование

Этот уровень образования способствует общему развитию ребенка. Он развивает творческие, физические, нравственные, эстетические, интеллектуальные и духовные способности ребенка.

Начальное образование

Начальное образование в Беларуси обязательно для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Этот образовательный уровень направлен на физическое, умственное, нравственное и духовное развитие учащегося.

Основное среднее образование

Основное среднее образование в Беларуси обязательно для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Учащиеся, закончившие основное среднее образование, могут получить общее среднее образование.

Учебная программа: Математика, русский и белорусский язык, мировая культура, иностранный язык (французский, английский или немецкий), литература, труд и физическая подготовка, современные цивилизации, науки, музыка, белорусская и мировая история, искусство.

Выдан аттестат: Аттестат об основном образовании

Полное среднее образование

Общее среднее образование в Беларуси является факультативным.Этот уровень образования предлагают гимназии и лицеи. Гимназия предлагает углубленное гуманитарное образование и специализируется на изучении иностранных языков. Лицеи предоставляют профессионально-ориентированное образование и, как правило, связаны с исследовательскими или высшими учебными заведениями.

После успешного завершения этого уровня образования студенты могут поступать в высшие учебные заведения, профессионально-технические или специализированные учебные заведения.

Учебная программа: Математика, национальная история и культура, русский и белорусский язык, природа и общество, физическое воспитание, музыка и личная гигиена.

Выдан аттестат: Аттестат об общем среднем образовании

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование в Беларуси предлагают профессиональные училища, профессиональные лицеи и колледжи. Профессиональное образование в Беларуси осуществляется на двух уровнях:

Первый уровень включает профессионально-технические училища и программы ученичества. Учащиеся, получившие общее среднее образование, могут продолжить обучение на этом уровне.На этом уровне больше внимания уделяется теоретическим курсам. Также предоставляется практическое обучение.

Вторая ступень профессионального образования — среднее специальное образование.

Выдан аттестат: При успешном завершении среднего профессионального образования учащимся выдается квалификация «Диплом о среднем профессиональном образовании».

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование в Беларуси предлагают техникумы, профессиональные средние школы, известные как училища, и колледжи.Эти учебные заведения предоставляют как теоретические, так и практические знания и навыки.

Этот уровень завершается экзаменами и защитой проекта.

Высшее образование

Высшее образование в Беларуси предлагают государственные и частные высшие учебные заведения. В Беларуси высшее образование предлагают классические университеты, академии и институты. Эти высшие учебные заведения предлагают двухступенчатую систему высшего образования, которая ведет к получению академических степеней бакалавра и магистра.

Высшие учебные заведения

Университеты и академии в Беларуси предоставляют аспирантуру и аспирантуру и занимаются фундаментальными исследованиями. Университеты предоставляют образование по широкому кругу областей, а академии / профильные университеты имеют ограниченную специализацию. Институты узкоспециализированные и не имеют аспирантуры.

Очные и заочные программы предлагаются высшими учебными заведениями Беларуси.

Квалификация высшего образования

Первая ступень высшего образования — это степень бакалавра, которая длится 4 года. Студенты, завершившие этот этап, имеют право на второй этап обучения в магистратуре высшего образования, который длится 1-2 года. Учащиеся, окончившие среднюю ступень, могут поступить в послевузовское образование. Послевузовское образование включает докторантуру. Докторантура длится 3 года и приводит к получению степени доктора наук. Диплом Доктара — высшая научная степень.

Образование в Беларуси

Образование в Беларуси

Министерство образования Беларуси

Университеты и институты

  • Купала Университет, Гродно
  • БГУ — Белорусский государственный университет, Минск
  • БНТУ — Белорусский национальный технический университет, Минск
  • БГУИР — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Минск
  • БГЭУ — Белорусский государственный экономический университет, Минск
  • Белорусский Академия художеств
  • БГМУ — Белорусский государственный медицинский университет (бывший институт), Минск
  • БГПУ — Белорусский государственный педагогический университет, г. Минск
  • БГТУ — Белорусский государственный технологический университет, г. Минск
  • БелГУТ — Белорусский государственный университет транспорта, Гомель
  • Брест Государственный университет, Брест
  • Гродно Государственный медицинский университет, Гродно
  • Гомель Инженерный институт МЧС — был создан на базе командного училища пожарной охраны для подготовки специалистов способны справиться с загрязнением на Чернобыльской АЭС и другими чрезвычайными ситуациями.
  • Гомель Политехнический институт, Гомель
  • Скорина Университет, Гомель
  • Гродно Сельскохозяйственный институт, Гродно
  • Международный Гуманитарно-экономический институт, частный, Минск
  • г. Минск Государственный институт лингвистики, Минск
  • Могилев Машиностроительный институт, г. Могилев
  • Институт современных знаний, частное, Минск; Витебск филиал
  • Белорусский Государственный аграрный университет, Горки
  • Витебск Государственный медицинский университет, Витебск

Колледжи

Ссылки по теме

Внимание : Если вы Белорусская школа и хотели бы, чтобы вас добавили в этот список, пожалуйста, по электронной почте нам ваши данные.


Этот файл является частью Virtual Путеводитель по Беларуси — совместный проект белорусских ученые и специалисты за рубежом. VG предлагает вам самую обширную компиляцию информации о Беларуси в сети.
Пожалуйста, присылайте свои комментарии авторам ВГ на адрес Беларусь

История | Государственность | Культура | Закон и политика | Города | Природа и география | Путешествия | Глобальные ресурсы | Словари | Чернобыль | Генеалогия | Промышленность | Новый

1994-05 VG в Беларусь
Заявление об ограничении ответственности

Стипендии

для белорусских студентов — объявление о приеме заявок