Биби ханум самарканд: Мечеть Биби Ханум, Самарканд

Исторические и архитектурные памятники Самарканда

  1. Главная
  2. Узбекистан
  3. Самарканд
  4. Мечеть Биби-Ханым

Из крупных построек того времени осталось лишь четыре: фрагменты дворца Ак-Сарай и усыпальницы Амира Темура, мавзолея — комплекса Дорусиадат в Шахрисабзе, мавзолей мистика — суфия Ходжа Ахмада Яссави в г.Туркестане и руины соборной мечети в столичном Самарканде, известной под названием мечети Биби Ханым, которой суждено было стать самой грандиозной мечетью на мусульманском Востоке.С холма Афросиаб перед взором путешественника раскрывается панорама древнего города с обширным базаром, за которым виднеется памятник XIV-XV вв. — мечеть Биби-Ханым. Соборная мечеть занимала особое место в жизни средневекового города. Это было здание большого общественного значения, воплошавшее в себе феодальную власть государства и религии.

Мечеть Биби-Ханым (в переводе «Старшая жена», по одной из легенд, она строилась старшей женой Темура, Сарай-Мульк-Ханум) по другому называлась — пятничная мечеть Самарканда, куда приходили тысячи мужчин-мусульман.

В действительности мечеть построена в 1399-1404 г. по приказу Амира Темура после возвращения из индийского похода. Это был период, когда в архитектуре Средней Азии сложился монументальный парадный стиль, направления которого соответствуют известному высказыванию Амира Темура: «Если ты сомневаешься в нашем величии, взгляни на наши постройки». Мечеть была построена за короткий срок — за пять лет. В строительстве принимали участие талантливые местные мастера, а также каменотесы из Азербайджана, Фарса, Хорасана, Индостана. Для облегчения тяжелых работ использовались 99 слонов из Индии.

До наших дней уцелело 5 строений: портал; напротив него, в глубине двора большие мечети; по сторонам — малые мечети; минарет. Огромный труд историков, археологов, искусствоведов дает нам возможность представить первоначальный облик мечети. Одна из характерных особенностей архитектурных ансамблей этого периода — огромные размеры и пропорциональность, соразмерность композиционных частей ансамбля, прекрасным образцом которого является Биби-Ханым.

Это грандиозное сооружение, раскинувшееся на площади 167 х 109 м высоким стройным порталом высотой в 36 метров и шириной 46 метров, просторным двором площадью 54 х 76 м, монументальной главной мечетью, стоявшей на центральной оси комплекса. Высота и ширина главного зала мечети 41 м. С пролетом портала 18 м. По периметру двора проходила галерея из 480 мраморных колонн и опор и легкие малые мечети. Здания возведены из кирпича 27х27х5 см на ганче. Украшали вход в мечеть двухстворчатые семисплавные ворота, резные мраморные плиты и богатейшая облицовка.

В центре двора до сих пор стоит изготовленный при Улугбеке мраморный пюпитр для священного Корана гигантских размеров. По краям двора высились минареты, о которых один из историков Темура писал: «Минарет вознес свою главу в сторону неба и возглас: «Поистине дела наши указывают на нас»». О куполе мечети уже в то время писали: «Купол ее был бы единственным, если бы Млечный путь не был бы ей парой». Примечательно, что купол мечети, которой можно было увидеть за многие километры при подъезде к Самарканду, с главного входа не просматривается, так как высота купола равнялась высоте портала.

Здание большой мечети выполнено в технике майолики в сочетании с неполивными кирпичиками и резной наборной мозаики, оформлено тончайшими растительным, геометрическим и эпиграфическим орнаментами. Интерьер мечети украшала орнаментальная роспись по штукатурке на стенах, и позолоченные изделия из папье-маше на внутренней части купола. Внешнее убранство малых мечетей уступает декору большой мечети. Это архитектурный прием, смысл которого заключается в стремлении подчеркнуть главенствующее значение основного здания.

В декоративном оформлении сооружения сконцентрировалось все лучшее, что было достигнуто мастерами к началу XV века: майолика и резная наборная мозаика, резной мрамор, резное дерево, живопись по штукатурке и украшение из папье-маше. Это был новый этап в развитии традиционных мечетей средневековья. Новаторство зодчих сказывается также в стремлении к предельной стройности форм. Поражает многое — двойные, возвышенные на барабанах купола, острые иглы минаретов, высокие порталы, башни, изящные мраморные колонны галереи со сводчатым перекрытием. Налицо введение вертикали как важнейшего элемента архитектуры.

Мечеть была построена с большим размахом, но без учета землетрясений при подобном увеличении размеров. Несмотря на глубокие фундаменты из рваного камня, огромные массивы кирпичных кладок в стенах, толщина которых достигает пяти метров, уже при жизни Тимура на молящихся из треснувшего купола стали сыпаться камни.

К востоку от мечети, через дорогу, в Гузарском переулке, находится оригинальный памятник — восьмигранный столбообразный мавзолей Биби Ханым со склепом. У этого здания нет главного фасада; оно видимо, было пристроено к медресе Биби Ханым. Отделка мавзолея свидетельствует об одновременности его строительства с мечетью. В просторном склепе на полу установлены мраморные саркофаги. При вскрытии их в 1941 г. обнаружены останки двух других женщин среднего возраста в богатых одеждах. Не исключено, что одна из них и была Сарай Муль Ханым. До наших дней о постройке мечети Биби-Ханым сохранилась в народе поэтическая легенда.

Красавица Биби-Ханым, жена Тимура, задумала удивить и порадовать супруга. Когда повелитель отсутствовал, находясь в одном из многочисленных военных походов, она созвала во дворец лучших строителей и мастеров Самарканда и предложила им воздвигнуть здание. К работе приступили немедленно. Быстро вырастали стены.

Между тем в Самарканд пришло известие о скором возвращении Тимура. Биби Ханым рвала и метала. Тогда зодчий поставил условие «Мечеть будет воздвигнута в срок, но… ты, царица, подаришь мне поцелуй».

Царица негодовала: «Я подарю тебе любую из моих рабынь, по твоему выбору. Почему ты смотришь только на меня? Посмотри на эти крашенные яйца, они из разных цветов и нисколько не похожи друг на друга, но если их разбить, то разве они чем-либо различаются? Таковы и мы, женщины».

Но зодчий настаивал: «Я отвечу тебе. Вот два одинаковых бокала. Один из них я наполню прозрачной водой, другой белым вином. И теперь они похожи друг на друга, но если я притронусь к ним губами, то один меня обожжет расплавленным огнем, а другого я и не почувствую.

Такова любовь».

Темур приближался к Самарканду. Досаде Биби Ханым не было предела. Так долго лелеянный сюрприз повелителю оказался под угрозой. К тому же, как гласит легенда, зодчий был молод и красив. И она соглашается. В последнее мгновение она попыталась заслониться ладонью. Но поцелуй был столь страстен, что жар его проник сквозь руку красавицы и оставил на ее щеке пунцовое пятно.

Спустя всего лишь несколько дней Темур вступил в город. Перед его взором поднялись купола и минареты, удивляя своим великолепием. Но радость его была омрачена. Увидев на лице Биби Ханым след поцелуя, он впал в ярость. Биби Ханым призналась во всем. По велению «Железного хромца» стражники бросились разыскивать зодчего. Спасаясь от преследований, он со своим учеником поднялся на минарет мечети.

А когда стражники взбежали по бесчисленным ступенькам за ними наверх, они нашли лишь одного ученика. «Где архитектор?» — спросили они. — «Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешед», — ответил тот.

Такова легенда.

К началу XX века мечеть Биби-Ханым представляла собой руины и величественные развалины, время сурово обошлось с соборной мечетью. Но даже эти руины производят неизгладимое впечатление. Начиная с 60-х годов и по настоящее время в результате консервационных и грандиозных работ возведены внутренние и внешние купола, укреплены свод портала и основания стен, восстанавливаются интерьеры малых мечетей, воссоздаются минареты. Работы продолжаются. Мечеть Биби-Ханым является бессмертным шедевром архитектуры мусульманского Востока.

Видео мечети Биби-Ханым

Мечеть Биби-Ханум (Самарканд) — история, как добраться, фото, отзывы

Мечеть Биби-Ханум в Самарканде можно назвать одной из самых масштабных строек своего времени. Тамерлан не пожалел ни людей, ни денег на то, что бы превратить здание в символ собственной нерушимой мощи. Грандиозная мечеть, во дворе которой могли молиться одновременно 10 тыс. чел., сегодня — обязательный пункт остановки для всех, кто прибывает в Самарканд.

История создания мечечети Биби-Ханум

Вопреки красивой легенде о красавице-жене, дожидавшейся Тамерлана из долгого похода в Индию, на деле все обстояло несколько иначе.

В мае 1399 г. Тамерлан в ознаменование своего победоносного похода приказал воздвигнуть мечеть небывалой красоты и размеров, которая бы служила доказательством его военной мощи. Для работы над проектом были приглашены лучшие мастера из Персии, Ирана и даже Золотой Орды — а само строительство завершилось в кратчайшие сроки: всего за 5 лет, к 1404 г.

Между тем сам Тамерлан за строительством мечети не следил, а занялся делом, которое у него получалось лучше всего — снарядил новый поход с целью отобрать земли у турок. Строительство контролировали наместники, которым, забегая вперед, не удалось выполнить волю великого полководца.

Большие проблемы у всей команды, ответственной за возведение мечети, начались сразу же после возвращения Тамерлана из похода. При ее осмотре правитель пришел в бешенство — ему не понравились размеры фронтона. Они были ниже, чем он ожидал — настолько, что не превосходили по высоте даже портал построенной матерью Тамерлана (той самой Биби-Ханум) семинарии, которая носила название «Сарай-Мульк-Ханым».

В результате ответственных казнили, фронтон полностью разрушили и начали строить заново. Современники свидетельствуют о беспрецедентной жестокости — впрочем, как и о мотивации: согласно летописям, Тамерлан лично прибывал на место строительства и бросал в ямы рядом с фундаментом деньги для рабочих.

Возведение продолжалось день и ночь, в результате здание обрело 40-метровый купол и огромную портальную арку — только теперь результаты удовлетворили Тамерлана. Итогом строительства стало грандиозное здание, присоединившее к себе Сарай-Мульк-Ханым и потому получившее единое название «Биби-Ханым».

Впрочем, стремление Тамерлана к гигантизму сыграло с ним злую шутку. Из-за спешки и использования несовершенных технологий кладка оказалась несейсмоустойчивой, из-за чего уже спустя 10 лет после постройки появились первые признаки того, что та самая величественная арка не простоит слишком долго. Так и произошло: она была разрушена землетрясением, и больше ее восстанавливать не пытались.

После смерти Тамерлана и его внука Улугбека, при котором Самарканд переживал свой золотой век, столица была перенесена в Бухару. Город начал приходить в упадок, как и грандиозное сооружение. В результате за несколько веков здание пришло в запустение и было серьезно руинировано. Реставрацию начали только в 1968 г., а закончили к 2003 г., уже после обретения Узбекистаном независимости. Сегодня все его посетители могут увидеть своими глазами значительную часть зданий комплекса максимально приближенными к своему первоначальному внешнему виду.

Архитектурные особенности

Огромная, 167×109 м, Биби-Ханум стала одной из самых больших мечетей на всем мусульманском Востоке и затмевала собой все увиденное Тамерланом в его многочисленных походах. Первоначально гигантский внутренний двор (78 х 64 м) был украшен фонтаном и галереями, опирающимися на 400 столбов из мрамора, а также 4 минаретами по углам. По масштабам и убранству Биби-Ханум превзошла знаменитые мечети Персии — то, о чем, так мечтал Тамерлан.

На сегодняшний день восстановлены входной портал, большие мечети, расположенные на территории двора в глубине, маленькие мечети по боковым сторонам, а также один из минаретов. Разумеется, первоначально Биби-Ханум выглядела еще более впечатляюще — однако и современными мастерами и реставраторами проделан огромный объем работы. Сегодня вы можете убедиться в этом сами.

Что обязательно посмотреть

Продолжающаяся реставрация существенно ограничивает возможности туристов по посещению самой мечети, но впечатляющий внешний вид сам по себе доставит немало положительных эмоций.

Биби-Ханум огромна — и это ощущаешь сразу. Причем лучше изначально оценить масштабы с близлежащего холма Афросиаб: с него комплекс будет виден как на ладони, а вы можете понять, почему Тамерлан сказал одному из зарубежных послов: «Если ты сомневаешься в нашем величии, посмотри на наши постройки».

Спускайтесь и погуляйте по внутреннему двору, оцените внешний вид портала, загляните хотя бы одним глазком внутрь мечети, чтобы увидеть гигантское помещение для сбора молящихся. В общем, наслаждайтесь моментом — вы находитесь в одном из самых больших и древних центров исламской культуры на планете.

Кажущаяся на первый взгляд простота отделки Биби-Ханум на самом деле являет собой филигранную работу реставраторов. Согласно официальным документам, восстанавливается все — даже небольшие сталактиты, которые были изготовлены из слоновой кости. Они украшали внутренне убранство молельного зала, и их можно увидеть уже сегодня.

Также можно посмотреть и на восьмиугольный мавзолей, оставшийся от того самого медресе Сарай-Мульк-Ханым: оригинальный изразцовый декор и впечатляющие красотой росписи являются еще одним украшением легендарного комплекса.

Как добраться ?

Доехать до знаменитой мечети можно на автобусе — до остановки «Сиабский базар» (маршруты №№ 18 и 31). Для максимального комфорта воспользуйтесь такси — тарифы очень низкие, это лучше, чем перемещаться в общественном транспорте по жаре.

Мечеть Биби-Ханум в Самарканде на карте

Мечеть Биби-Ханум на видео

Самарканд: Мечеть Биби-Ханум



Вернуться к разделу Города и архитектура

Нажмите на миниатюру, чтобы увеличить ее


Мечеть Биби-Ханум


Огромный масштаб важных зданий, возведенных для Тимура, был смелым публичным заявлением о его претензиях на правителя и отличительной чертой тимуридской архитектуры. Самым ранним из его грандиозных сооружений был его дворец в Шахр-и Сабз, построенный в начале 1380 года и, вероятно, работа каменщиков из Хорезма. Поскольку от здания мало что сохранилось, нам повезло, что мы располагаем его описанием испанским послом Клавихо, проезжавшим через Шахр-и Сабз по пути в Самарканд в 1403 году. город, что его видно в ясный день с далеких гор. В начале 1390-х годов Тимур воздвиг над могилой Ахмада Ясави, основателя одного из важнейших суфийских орденов начала XII века, массивную новую святыню, которая достаточно хорошо сохранилась до наших дней. Судя по всему, это работа архитекторов, приехавших из Шираза на юго-западе Ирана. Наиболее яркой архитектурной особенностью обоих этих сооружений являются их главные порталы с высокими айванами (арочными крыльцами), особенность, восходящая к древней персидской архитектуре и характерная для архитектуры Ильханидского Ирана, к которой Тамерлан обратился за вдохновением. Мавзолей Ахмеда Ясави имел внутреннее убранство соответствующего масштаба, в том числе бронзовый котел, настолько большой, что для перевозки его в Ленинград в XIX веке пришлось построить специальный железнодорожный вагон. 30 с.


Мечеть Биби-Ханум, построенная в Самарканде между 1399 и 1404 годами, посвящена памяти жены Тимура. Она была похоронена в гробнице, расположенной в комплексе медресе, прямо напротив главной дороги, ведущей из старого города Афрасиаб в центр тимуридского города на Регистане. (В настоящее время гробница восстанавливается.) Современный летописец сообщает, что Тимур привлек для проекта архитекторов из Ирана и Индии (он разграбил Дели в 139 г.).8) и использовал девяносто пять слонов для перевозки строительных материалов. Одним из образцов для постройки, вероятно, послужила большая мечеть, воздвигнутая в Султанийе ильханидским (монгольским) правителем Улджайту. Как предполагают Блэр и Блум, «мечеть Тимура была спроектирована не только как продолжение иранской имперской традиции, но и как символ завоевания им мира».


Клавихо подробно описал заключительные этапы того, что, по-видимому, было строительством Биби-Ханум (хотя и называет посвященного иначе). Здесь мы имеем один из нескольких рассказов о личном участии Тимура в его проектах и ​​его явном нетерпении по отношению к архитекторам, которым, похоже, не хватало его грандиозных устремлений в отношении главных фасадов его зданий.

Мечеть, которую Тимур приказал построить в память о матери своей жены Великой ханум, показалась нам самой благородной из всех посещенных нами в городе Самарканде, но едва она была достроена, как он начал придираться к его входные ворота, которые, как он теперь сказал, были слишком низкими и должны быть немедленно снесены. Затем рабочие принялись рыть котлованы для закладки нового фундамента, когда для того, чтобы можно было поскорее восстановить опоры, его высочество поручил самому руководить работами на единственной опоре новых ворот, пока он возводит ее. два лорда его двора, его особые фавориты, чтобы проследить за фундаментом с другой стороны. Таким образом, все должны увидеть, кто первым мог довести это дело до надлежащего завершения — он или те два других лорда. В это время года Тимур был уже слаб здоровьем, он уже не мог долго стоять на ногах или садиться на коня, так как его всегда приходилось носить на носилках. Поэтому каждое утро его приносили на это место в носилках, и он оставался там большую часть дня, подгоняя работу. Он распорядился, чтобы сварили и принесли много мяса, а затем приказывал им бросать его порциями рабочим в фундаменты, как будто кости собакам бросают в яму, и всем чудом. он даже своими руками это сделал. таким образом он поощрял их работу: и иногда бросал монеты каменщикам, когда они особенно работали к его удовлетворению. Так строительство шло день и ночь, пока, наконец, не настало время, когда оно было вынуждено остановиться — как и в случае с устройством улицы [для нового базара] — из-за начавшихся зимних снегопадов. падать. (перевод Лестранджа, стр. 280-281).

Готовое здание было огромным — 109х167 метров. По форме она копирует известные уже два века в Иране четырехайванные мечети, но новшеством в ней было размещение куполов на боковых айванах. Хотя есть некоторые споры об их первоначальной форме, вокруг двора мечети были одноэтажные «галереи», поддерживаемые колоннами и с повторяющимися небольшими куполами над каждым отсеком. Исследования, проведенные полвека назад, позволили Ш. Ратия, чтобы предложить свое представление о том, как первоначально могло выглядеть здание. На четвертом снимке этой последовательности показана модель реконструкции мечети, которая сейчас выставлена ​​в Самаркандском музее.

Как стало типично для тимуридских построек, на большей части внешней поверхности широко использовались различные виды плитки.


Некоторые из самых новаторских и впечатляющих особенностей тимуридских построек, к сожалению, не видны снаружи. Купола, как правило, были двойными (как в этом случае) или даже тройными, с хитроумными устройствами для соединения «оболочек» и придания им устойчивости. Своды, поддерживающие купола снизу, были не только конструктивно сложны, но и ослепительно украшены традиционными исламскими «сталактитами» (мукарнами). Внук и преемник Тимура в Самарканде, Улугбек, сам был крупным строителем; очевидно, он внес свой вклад в главную мечеть в виде огромного стенда с Кораном, который был помещен сначала в купольном святилище, а затем перемещен в центр двора. Его длина около 230 см.; в то время как у нас нет тимуридского Корана такого размера, есть Коран, высота страницы которого составляет почти 180 см. это действительно могло быть использовано здесь, в Биби-Ханум. В В случае с Биби-Ханум, возможно, амбиции Тимура превзошли все возможные, ибо к какому-то времени в пятнадцатом веке купола уже рушились. (Интересной аналогией является великий собор Святой Софии в Стамбуле, построенный с необычайно широким и плоским куполом, совершенно отличным по стилю и технике от купола Тимура, купол, который на самом деле был настолько смелым, что рухнул вскоре после того, как здание было завершено. пришлось перепроектировать несколько более консервативно.) Вероятно, задолго до конца девятнадцатого века мечеть обветшала до состояния, близкого к тому, что было сфотографировано тогда, с арками двух больших айванов, осыпавшимися, но все еще на месте, а остальные здания в руинах.

К 1969 году, когда я впервые посетил Самарканд, состояние здания достигло апогея, как показывает эта фотография, сделанная с Афрасиабского кладбища. Строились леса, чтобы спасти оставшийся айван перед разрушенным главным куполом. На плане видно все, что осталось, но даже в руинах при входе в главный портал ощущаются огромные размеры здания.


С тех пор ведется планомерное восстановление, определенный импульс которому придало провозглашение независимости Узбекистана в 1991 и официально спонсируемая «Тимуромания», которая была частью поиска «полезного прошлого» в соответствии с националистическими целями. В связи с этим в 1996 году был большой праздник середины третьего исторического тысячелетия Самарканда. Все тимуридские памятники лихорадочно (и, видимо, не всегда разумно) реставрировались в тот год по этому случаю. Мы можем увидеть этапы постепенной перестройки Биби-Ханум из нескольких сравнений.

Первый, главный купол, в 1969 и снова в 1979 г.

Затем боковой айван изнутри в 1979 году и снаружи, за спинами продавцов специй на соседнем рынке, в 1991 году.

К 1999 году фасад главного айвана был завершен и выглядел так:

Наконец, интересно сравнить общий вид могильника Афрасиаб в 1969, 1991, 1996 и 1999 годах.

— Дэниел С. Во


Использованная литература:

1) Шейла С. Блэр, Джонатан М. Блум, Искусство и архитектура ислама 1250-1800 (История искусства пеликанов) (Нью-Хейвен и Лондон: Yale Univ. Pr., 1994), ch. 4.

2) Ruy Gonzalez de Clavijo, Посольство Тамерлана 1403-1406 , ул. Ги ле Стрейндж (Нью-Йорк и Лондон: Harper, 1928), особенно. Ч. 15.

3) Ш. Е. Ратия, Мечет Биби-ханым в Самарканде: исследование и опыт реставрации (Москва, 1950).



Вернуться к началу


© 2002 Silk Road Seattle   Silk Road Seattle — это проект Уолтера Чапина Симпсона. Центр гуманитарных наук Вашингтонского университета. Дополнительное финансирование было предоставлено Фондом Silkroad в Саратоге, Калифорния.

Самарканд — Мавзолей Биби-Ханум

Надпись на Мавзолее Биби-Ханум в Самарканде.

«Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк. Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его Слуга и Посланник. Нет бога, кроме Аллаха, единственного бога, которому нет равных, ему принадлежит мир, ему принадлежит хвала. Он дает жизнь и забирает ее. Он вечен и бессмертен: в руках своей доброты он Господь всего сущего. Все вернется к тебе».

Мавзолей Биби-Ханум в Самарканде (начало XV века), расположенный перед мечетью Джаме Биби-Ханум, был построен в честь матери его жены и был одним из первых, построенных в Самарканде при Темуре.

Его составными частями являются остатки восьмигранного снаружи и крестообразного внутри мавзолея Биби-Ханым. Медресе Биби-Ханум также существовало в XVII веке.

Непонятно, в какой степени слова Малихо о здании медресе (было разрушено Абдуллаханом (XVI в.) таким образом, что «от него ничего не осталось, кроме мавзолея Биби-Ханум».

Мавзолей Биби-Ханум, по-видимому, служил усыпальницей женщин из династии Темуридов (она, как и мечеть, ассоциируется с легендарной правительницей Биби-Ханум), по словам Клавихо, первой здесь была похоронена мать Биби-Ханум9. 0013

О захоронении самого Биби-Ханум (Сарай Мульк-Ханум) сведений нет, хотя в народной традиции это сооружение именуется мавзолеем Биби-Ханум. Это высокое восьмигранное сооружение с цилиндрическим барабаном, окруженным крупной куфической надписью, и несохранившимся внешним куполом.

Внутри под крестообразным планом Гурхана находится мраморная гробница с тремя женскими гробницами в саркофагах. Интерьер мавзолея украшен мозаичным панно и росписью плафона и стен, где представлены орнаментальные мотивы и стильные пейзажи.

В 1941 г. здесь проводились археологические раскопки скелета и гробниц. В 1956 – 1957 годах проводились работы по историко-архитектурному и археологическому исследованию памятников.

Все надгробия окружены мраморной сеткой, установленной Улугбеком. Захоронение в западной части Гур-Эмира, считавшееся усыпальницей Саида Омара, следует назвать «могилой неизвестного», как подчеркивается в самой надписи на надгробии.

Верхнее надгробие Темура изготовлено из темно-зеленого нефрита, который был доставлен Улугбеком из верховий реки Или в 1425 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *