Как живут в Монголии — быт и традиции кочевого народа
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Предлагаем вам мысленно переместиться на озеро Байкал, а потом чуть южнее, чтобы посмотреть, как живут в Монголии наши соседи. Что мы знаем об этой стране? Чингисхан и бескрайние степи – вот основные ассоциации, которые возникают в голове у людей, если спросить их про Монголию.
Однако страна эта многогранна и самобытна, и в ней однозначно есть, что посмотреть. Сегодня мы хотим показать, чем живет Монголия в наши дни. Статья ниже расскажет об особенностях этого края, культуре, жизненном укладе и быте его городских и степных жителей.
Содержание:
Особенности страны
Городская жизнь
Загородная жизнь
Культура и образование
Традиции и праздники
Кухня
Национальный характер и ценности
Поездка в Монголию
Заключение
Особенности страны
Возможно, некоторым Монголия представляется глухой, неблагополучной и застрявшей где-то в далеком прошлом. А между тем местные жители знают, что такое кэшбэк, цифровое телевидение и высокоскоростной интернет, а последние модели айфонов здесь появляются раньше, чем у нас.
При этом тут ничего не мешает коням в одиночку прогуливаться по улицам городов, а их жителям по праздникам облачаться в национальные костюмы.
Монголия по-своему уникальна. Это подтверждают также социально-экономические показатели.
Она входит в двадцатку крупнейших стран мира, занимая полтора миллиона квадратных километров. Однако здесь живет всего три миллиона человек. Что интересно, почти каждый второй житель поселился в столичном Улан-Баторе.
В других странах мира проживает порядка девяти миллионов монголов – это в три раза больше, чем в самой Монголии.
За пределами столицы и других довольно крупных городов плотность населения не превышает двух человек на квадратный километр. При этом монгольские семьи довольно большие.
Ближайшими родственниками здесь могут считаться не только родители, братья, сестры, бабушки и дедушки, но и тетя, дядя, двоюродный или троюродный племянник, жена брата дедушки. По праздникам количество гостей исчисляется сотнями, ведь главная ценность в жизни людей в Монголии – их семья, дети.
Среди национальностей преобладают халка-монголы, следом за ними идут казахи. Русские также встречаются часто — как в качестве туристов, так и в качестве постоянных жителей. Монголы поразительно гостеприимный и толерантный народ – ко всем национальным меньшинствам они относятся терпимо, конфликтов с соседями обычно не возникает.
Монголия граничит с Россией и Китаем, и этим объясняется сотрудничество в первую очередь с русским и китайским бизнесом. Из-за сурового климата, который колеблется от самых жарких +35 градусов летом до самых холодных -35 градусов зимой с постоянными ветрами, здесь не произрастают практически никакие сельскохозяйственные культуры.
Улан-Батор считается одной из холоднейших столиц.
Многие местные жители трудятся в сфере животноводства, в шахтах и на рудниках, добывая нефть, уголь, руду, цветмет, медь. Многие товары, например, машины, бензин, табак, стройматериалы, бытовую технику ввозят из-за рубежа.
Главное богатство страны – ее почти не тронутая рукой человечества природа: степи, горные реки, Алтайские горы, озера и, конечно же, пустыня Гоби.
В Монголии удивительное небо — оно необычного ярко голубого цвета. Из-за особенностей географии и климата бывает так, что на нем полностью отсутствуют облака. А еще в этом краю невероятно красивые закаты, которые так любят запечатлевать путешественники.
Ценители же культуры откроют для себя большое количество буддийских дацанов — храмов и монастырей, сохранивших сотни артефактов и проводящих обучение на высоком уровне.
Самый крупный из них, конечно же, Гандантэгченлин. Название его переводится как «Большая колесница полной радости». Он располагается недалеко от центральной части Улан-Батора. По сути это огромный религиозный комплекс, который отличается тем, что в нем сохранился колорит старого города.
В храме живет много монахов, говорящих на русском. У них можно спросить совета, если что-то вызвало затруднения или не знаешь, как проводить какой-либо ритуал.
Уровень жизни в Монголии сложно назвать высоким, но по многим параметрам он стремительно растет, а по некоторым догоняет, а то и перегоняет Россию. Жить здесь недорого, безопасно и интересно.
Местную жизнь можно условно разделить на два вида:
- городская – жизнь в крупных по монгольским меркам городах, на которую довольно сильно влияет русский, китайский и западный стиль жизни;
- загородная – традиционный быт, часто кочевой, где почитаются семейные и буддийские традиции.
Городская жизнь
Сейчас количество городских жителей неустанно растет. Большинство людей живет в Улан-Баторе. Здесь же сосредоточены главные культурные центры, университеты, бизнес-представительства, рабочие места.
На первый взгляд это современный мегаполис с высотками, бизнес-центрами, новенькими типовыми офисами, торговыми центрами. Однако в черте города можно запросто встретить целые районы, которые заполнены юртами, где проживают такие же городские жители.
Облик города довольно старый, в планировании дорог и строительстве домов Монголии помогал еще Советский Союз. Но и здесь есть своя изюминка – посреди серых улиц встречаются разноцветные фасады буддийских храмов с позолоченной крышей, придающие городу неповторимый азиатский колорит.
Главный бич столицы – сильная загрязненность воздуха. Такая ситуация складывается из-за того, что в холода жители юрт и частных домов отапливают жилища с помощью угля, дров. Но из-за того, что город заключен в тиски невысоких холмов, воздух застаивается, и весь смог держится над ним серым облаком.
Обстановку еще больше усугубляют производства тяжелой, пищевой, легкой промышленности, а также многочисленные машины, которыми стремятся обзавестись все уважающие себя горожане. И хотя около четверти из них – гибридные «Тойота Приус», выброс в воздух от двухсот тысяч машин колоссальный.
К сожалению, уровень загрязнения воздуха в Улан-Баторе превышает норму в 25 раз.
Помимо столицы есть также два довольно крупных города – Дархан и Эрдэнэт. Жизнь в них куда более размеренная, но здесь есть все для комфортной городской жизни.
Загородная жизнь
Гораздо лучше дело с экологией обстоит в небольших поселениях, где проживает другая половина населения страны. Это простые люди, которые по большей части занимаются животноводством.
Поголовье домашнего скота в Монголии в двадцать раз превышает население страны. Однако последнее десятилетие большой проблемой стали постоянные джуты – гибель животных из-за того, что земли покрываются льдом.
В сельской местности живут в юртах. Часть жителей до сих пор оправдывает звание кочевников, периодически перебираясь вместе с жилищем, всем скарбом и скотиной с места на место.
В юртах нет водопровода – семьи моются под летним душем или в тазах, удобства тоже находятся на улице. Зато каждое жилище оборудовано солнечными панелями, так что телевидение с сотней каналов, современные смартфоны, ноутбуки здесь довольно обычное явление.
Предметы цивилизации очень забавно смотрятся в одном интерьере со старыми бабушкиными сундуками и национальными коврами, вышивками.
В каждой юрте есть алтарь, а сама она разделена на две половины — мужскую и женскую. Юрта — очень экологичное, удобное и мобильное жилье для кочевника — летом в ней не жарко, а зимой не холодно, ее несложно переносить с места на место и внутри достаточно пространства для целой семьи.
Подробнее о том, как устроена монгольская юрта, вы можете прочитать вот здесь.
Из-за кочевого образа жизни в сельской местности нет привычных адресов: улиц с названиями и номеров домов. Вместо этого в 2008 году каждому квадратному километру земли было присвоено свое буквенное значение.
Культура и образование
За последний век, с тех пор, как стараниями монгольских и русских ученых-лингвистов была создана грамота, в основу которой легли кириллические символы, уровень образования и культуры резко повысился.
В начале девяностых годов прошлого века советские власти помогли Монголии выстроить систему школ-интернатов, где посезонно обучались дети кочевников. В конечном итоге подобные меры сократили уровень безграмотности до одного процента.
Вместе с этим начали развиваться литературное и театральное искусство. К образованию и всестороннему развитию стремились в том числе и женщины. Сегодня в столице в стенах крупнейшей альма-матер обучаются свыше 12 тысяч студентов.
Интересно, что монгольский письменный алфавит похож на русский, но отличается от него двумя дополнительными буквами. А старомонгольское письмо выглядело так:
Чингисов камень — древнейший памятник старомонгольской письменности, сохранившийся до наших дней.
Экспонат в Эрмитаже
Большую роль в Монголии играет устное творчество, которое состоит из аллитерационных стихов, Аллитерация — это когда в каждой строке стихотворения как минимум два слова начинаются с одного и того же звука. Многие из таких стихов посвящены Чингисхану и Гэсэр-хану.
Традиции и праздники
Монголы традиционно суеверны. В стране, кроме буддизма, развит также и шаманизм. Самым уязвимым звеном в семье здесь считаются дети, а потому родители всячески защищают их от злых духов.
Для защиты используются различные обряды — например, детям даются специальные имена, мальчиков одевают в одежду девочек, а лоб маленьких детей мажут сажей или углем. Считается, что это позволит обмануть духов, и они не тронут ребенка.
Самый первый и важный праздник в жизни ребенка — это первая стрижка. На него приглашаются все родственники, каждый из которых тоже участвует в стрижке, а также дарит малышу подарок. Если ребенок будет монахом, то его стригут наголо.
На этом празднике обязательно должны присутствовать молочные блюда, которые у кочевых народов особенно любимы и почитаемы, а проводит торжество специально выбранный для этого человек.
Также большую роль играют в Монголии обо — места культа в виде груды камней, украшенные флажками разных цветов. Проезжающий мимо монгол останавливается, делая подношение обо, чтобы дорога была удачной.
Самый главный праздник в жизни монголов — это, пожалуй, Надом. На него собирается огромное количество людей, ведь здесь проводятся крупные соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачкам на лошадях.
Из семейных же праздников наиболее популярен и любим Цаган Сар — Монгольский новый год. Родственники ходят в гости друг к другу, обмениваясь подарками и буузами — традиционной монгольской едой.
Кухня
Уж в чем-в чем, а в еде монголы знают толк. Считается, что это лучшая страна для тех, кто любит мясо. Любая трапеза состоит большей частью из мясных и мучных блюд. Мяса здесь очень много – в каждый семье есть отдельный холодильник для мясных продуктов.
К традиционным монгольским блюдам можно отнести:
- буузы – большие пельмени наподобие мантов;
- хушуры – чебуреки по-монгольски;
- хорхог – тушеное мясо;
- цуйван – лапша с добавлением мяса и овощей;
- суутэ цэ – национальный напиток, чай с молоком и солью.
Буузы
Если у нас хлеб – всему голова, а щи да каша – пища наша, то в Монголии то же самое можно сказать про мясо. Его жарят, парят, варят, солят, тушат, сушат или вовсе не предают никакой обработке.
Национальный характер и ценности
О традиционных ценностях страны можно судить по ее народному творчеству. Монголы издревле имели свободолюбивый и независимый нрав, почитали свою родину, с особым уважением относились к родителям.
Более половины монголов – буддисты тибетского толка. Буддизм несколько смягчил характер монголов, возведя в культ такие качества, как приветливость, терпение, доброжелательность.
У этого народа очень сильно развито гостеприимство. Человеку, пришедшему в гости, даже если это просто незнакомый путник, обязательно предложат сытный и питательный цай — монгольский традиционный чай с молоком и солью. Этот напиток, похожий больше на суп, способен и утолить жажду, и насытить на долгие часы, что так важно в степи.
Монголы бережно относятся к животным. Животное дают им пропитание, одежду, предметы быта. Главный символ Монголии — это лошадь. На ней кочевник проводит всю свою жизнь, поэтому к лошади у монголов особенное отношение. Детей сажают на лошадь с самых ранних лет.
Поездка в Монголию
Чтобы выбрать лучшее время для посещения этой страны, вам необходимо будет определиться с тем, куда именно вы хотите поехать в Монголии. Например, если вы планируете побывать в пустыне Гобе, то предпочтительнее будут сентябрь и октябрь месяц, так как в другое время там бывают сильные песчанные бури.
Однозначно стоит посетить и столицу Улан-Батор, но не менее интересно будет познакомиться с бытом кочевников, побывать в юрте, отведать национальные монгольские блюда. Не забудьте выучить приветствие по-монгольски — «Сайн байна уу!»
Если вы россиянин, и ваша поездка будет длится не более, чем 30 дней, то виза вам не понадобится.
Валюта в Монголии называется «тугрик».
Жизнь в стране сравнительно недорогая.
Чтобы представить примерные траты в предстоящей поездке, приведем вам приблизительные цифры в рублях:
- средняя оплата трудав провинции – 15-25 тысяч, в Улан-Баторе – 25 35 тысяч;
- «Тойота Приус» с пробегом – 240 тысяч;
- литр 95-го бензина – 50;
- аренда квартиры в провинциальном городе – 6-9 тысяч, в Улан-Баторе — 10-17 тысяч;
- джинсы – 700;
- дубленка из овчины – 5-10 тысяч;
- говядина, 1 кг: на рынке – 150, у животноводов без посредников – 80;
- яблоки китайские, 1 кг – 150;
- средний чек в столовой – 130;
- средний чек в недорогом ресторане – 250-350.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилось наше путешествие в страну кочевников, а сама Монголия стала вам чуточку ближе.
Спасибо за то, что активно поддерживаете блог — делитесь ссылками на статьи в социальных сетях)
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
До скорых встреч!
o-buddizme.ru
Суровый быт Монголии | Fresher
Монголия — суровый край, где порой приходится просто выживать. Голая степь, холодные ветра, отсутствие топлива, а порой и воды. Неудивительно, что в этих краях появился Тэмучин, захвативший полмира. С таким-то суровым образом жизни стать злюкой-завоевателем вполне реально. Хотя современные монголы определенно дружелюбнее своих предков На второй день путешествия по Монголии мы выехали в живописную долину, окруженную со всех стоон скалистыми горами. Там протекала горная река с мутной, и несколько ручейков с кристально чистой водой. Неудивительно, что именно там появился мегаполис монгольского масштаба — с десяток юрт, пара саманных домиков и даже столовка! Которая привела в неописуемый восторг участников нашего путешествия. Решили перекусить в местном кафетерии, отведать мантов с бараниной. Скажу сразу, что баранину я невзлюбил после Монголии. Она реально ооочень пахучая. Пока ребята уплетали манты и запивали традиционным соленым чаем с молоком (гадость редкая), мы пробежались по округе, чтобы подсмотреть на жизнь местных.www.fresher.ru
происхождение народа, где и как живут, фото
Монголы стали известны миру как опытные завоеватели и превосходные воины. Кочевой образ жизни для этого народа остается актуальным даже в наши дни. Однако их история, быт, культура настолько богаты, что в рамках одной статьи раскрыть их полноту невозможно. Мы рассмотрим основные моменты становления монгольского народа, важные моменты истории, особенности жизни и традиции.
История
Предки монголов появились еще в незапамятные времена. Археологи относят их появление к раннему палеолиту. Однако становление современного монгольского народа начинается с середины 12 века. Именно тогда в Азии все чаще начинает звучать имя великого завоевателя Чингисхана. Изначально Чингисхан был известен под именем Тэмуджин, а Великим Правителем его нарекли ближе к середине 13 века.
Завоевать обширные территории монголам помогли реформы, проведенные Тэмуджином. Он был не просто прекрасным воином, но и военачальником, издавшим свод законов, регламентировавший призыв в армию. Ему принадлежит и реорганизация войск. Реформы привели к созданию мощной армии, сумевшей покорить Китай, свергнув династию Цзинь. Следом монголы начали покорять Русь.
Монгольские завоевания коснулись не только Руси и Китая. Войска дошли до Европы, вторглись в Иран. Женщин монгольские воины не щадили, мужчины же могли выбирать между гибелью или присягой на верность правителю. В результате свое влияние монгольская армия распространила на территории Персии, современных Кореи и Вьетнама, а также Индии и Палестины. Однако уже к концу 14 столетия разрозненность и борьба ханов привели к упадку монгольской империи. Разрозненность усугублялась, даже несмотря на старания потомков Чингисхана объединить страну.
К 18 веку умирает последний потомок Чингисхана и начинается борьба за правление страной. Китайская династия Цин, воспользовавшаяся моментом, вводит войска для полного уничтожения великого государства.
В истории современной Монголии произошло несколько революций, связанных с появлением СССР. Преимущественно они носили мирный характер.
Жизнь
Современные монголы в основном живут в юртах. Жители столицы обосновались в многоквартирных домах. Многие до сих пор используют в качестве основного транспорта лошадей. В целом страна остается неразвитой, существует незаконная добыча полезных ископаемых, недавно наблюдавшийся рост ВВП резко снизился.
Значительных перспектив к развитию Монголия не имеет. Это связано с большой территорией и низкой плотностью населения. Из 3,5 миллионов в столице проживает примерно половина населения, при этом отсутствие как таковых технологий не позволяет стране занять значимое положение в мировом сообществе.
Традиции
Обычаи в Монголии чтут строго. Значимость истории перекрывает влияние коммунизма — монголы живут старыми традициями, допуская лишь буддизм, как замену шаманизму.
Однако культ огня, присущий шаманам, до сих пор играет важную роль. В каждой юрте поддерживается очаг, за которым нужно следить. Строго запрещается касаться огня острыми предметами, тушить пламя водой, кидать в него грязные вещи или мусор. Все это может оскорбить богиню Ут. Огонь используется для многих ритуалов, например, очищения. Он предполагает проход мимо 2 горящих костров. Подобные обряды используют не только в Монголии, но и в Сибири. Считается, что пламя избавляет от дурных намерений.
Гостеприимство у монгольского народа имеет тысячелетние корни. В юрте гостя принимают, угощая чаем. Его подает хозяйка в маленькой пиале, обязательно двумя руками. Принимать чай нужно тоже двумя руками. Во время трапезы действует правило «правой руки», которое обязывает брать и передавать каждое блюдо правой рукой. Вот еще ряд фактов об обычаях и традициях монголов:
- Запрещается ругаться при родителя, показывать злость, бросать косые взгляды.
- Сын обязан беречь имя отца.
- Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу — это равносильно оскорблению.
- Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
- Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
- Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
- Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
- Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
- Острые предметы и ножи дарить не принято.
- Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
- Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
- Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное — неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
- Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
- Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.
Жилище
Монголы — кочевой народ. Юрты для них стали идеальным жильем. Ведь его можно идеально развернуть или сложить. Для этого потребуется всего один час. Традиционным материалом изготовления юрты служит войлок. Основными элементами юрты являются каркас и покрытие. Вход закрывали стеганым войлоком, сейчас чаще используют двустворчатую дверь. Окна делали редко, позволяя свету проникать через центр кровли.
Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:
- Посещение юрты без спроса;
- Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
- Разговор через порог;
- Посещение юрты с оружием;
- Бесшумный вход — так могли делать только грабители;
- Заходить в юрту во время родов;
- Забирать из юрты молоко или огонь;
- Громко свистеть — значит, вызывать злых духов.
Еда
Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.
Самым популярным блюдом являются позы. Это сытные пельмени, в состав которых входит начинка из баранины. К ним подаются различные специи, которыми можно разнообразить вкус каждого пельменя.
Цуйван — блюдо, аналог которого можно встретить в тайской, китайской, корейской и японских кухнях. Представляет собой жареную лапшу с бараниной.
Специфическим и довольно жирным десертом являются сливки урум. Они готовятся из топленого молока. Вообще, молочные продукты Монголии отличаются повышенной жирностью. Кобылье молоко кумыс и масло из бычьего молока — яркие тому примеры.
Одежда
Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.
Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный — из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник — горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек на замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.
Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный — из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.
Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба — хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный — пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.
Напоследок отметим обувь. Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.
Итак, мы многое узнали о монголах. От прочих народов они отличаются самобытностью и большой значимостью старых обычаев в жизни общества. Сумев покорить обширные территории, начиная от Китая и заканчивая Европой, монголы были сражены междоусобицами и окрепшей китайской армией. Сейчас страна переживает очень сложные времена, а ее экономика только начала зарождаться. Однако прирост населения и активное строительство в столице напрямую указывают на то, что развитие у Монголии все-таки есть.
travelask.ru
Обычаи и традиции Монголов
Чем опасен оттопыренный мизинец, почему в юрту надо входить через Африку и что делать со шляпой? 10 запретов страны степей.
Монголы не навязывают свои правила приезжим, поэтому мало кто из туристов разбирается в тонкостях местного этикета. И напрасно, ведь многие невинные по российским меркам поступки здесь считаются дурным тоном. Вот самые главные «нельзя».
Давать деньги как попало
Смятые, испачканные, зажатые между пальцами, брошенные на стол, извлеченные из потайного кармана лифчика… В России деньги — это всегда деньги, ценные сами по себе. Для монголов деньги — это форма проявления уважения. В первую очередь к праотцу нации, великому Чингисхану, чей портрет венчает каждый тугрик. Во вторую — к человеку, кто эти тугрики получает. Поэтому, расплачиваясь за что-то в Монголии, важно помнить, что деньги нужно протягивать правой рукой, развернув купюру лицом Чингисхана вверх, макушкой Чингисхана — в сторону продавца. Для выражения пущего почтения можно подать купюру обеими руками на раскрытых ладонях.
Спрашивать гостя, будет ли он чай
«А может, чайку? Или покушать?» — эти вопросы считаются в Монголии неприличным. Гостя не спрашивают, ему сразу наливают чай и подают еду. И делают это до тех пор, пока тот не покажет, что хватит. Гостю, в свою очередь, важно не переоценить свои силы, ведь доедать ему придется все, что лежит на тарелке, независимо от того, нравится ему или нет. Недоеденная пища считается проявлением неуважения к тому, кто угощает, будь это хозяйка дома или одинокий пастух, только что потушивший козлятину в канистре с помощью паяльника. Монгольская кухня непредсказуема, поэтому иностранцам стоит быть точными в изъявлении своих пожеланий. Попросив чай с колбаской и не уточнив, где именно последняя должна находиться, можно получить кружку зеленого чая с плавающими в нем копченостями. Это не байка, а реальный опыт девушки из России.
Просить монгола снять шляпу
Русские учителя в школах Улан-Батора, бывает, возмущаются: какое неприличие, монгол-отец сидит на родительском собрании в головном уборе! Они еще не знают, что мужская шляпа в Монголии — олицетворение мужского достоинства. Поэтому в публичных местах ее не снимают, а в гостях и дома кладут только на возвышенные места, поближе к алтарю. Хозяину дома не понравится, если кто-то, кроме жены, прикоснется к его шляпе. Оскорбится он и за весь мужской род при виде иностранца, поместившего свою кепку на неподобающе низкую поверхность — стул или вообще на пол.
Подавать чай абы как
В Монголии начинают всегда чаем, даже если это настоящие мужские посиделки. При этом важно соблюдать тонкости чайной церемонии. По мнению монголов, как мы в России подаем друг другу чай, «так у нас собакам воду наливают». Кружка ни в коем случае не должна ставиться на стол перед гостем. Она передается из рук в руки, правой рукой. При этом левая рука может поддержать правую за локоть. Этот жест говорит о том, что гостю нечего скрывать и он не нанесет коварный удар слева.
Ходить в юрте против часовой стрелки
Юрта — это маленькая вселенная, существующая по своим незыблемым законам. Если представить ее в качестве Восточного полушария Земли, то вход в нее окажется на Южном полюсе, а алтарь — на Северном. В Европе поселятся мужчины, на Дальнем Востоке — женщины, а в Австралии поставят холодильник. Любого гостя независимо от пола усаживают в обители женщин. К своему месту ему следует идти по часовой стрелке, через Африку, огибая очаг слева. Входить в юрту положено, как и в храм, с правой ноги. При этом голова должна обогнать ногу на полшага.
Считать мух и пить чай с оттопыренным мизинцем
Молодые монголы русского языка практически не знают и могут неправильно истолковать восклицание «муха!». Дело в том, что русское слово «муха» созвучно монгольскому «плохо». То же самое значит жест, которым грешат некоторые любители чаепитий, — оттопыренный в сторону мизинец. Монголы чувствительны к грубости и, вероятно, обидятся на «неадекватность» русского туриста, откровенно демонстрирующего свое недовольство.
Обращать внимание на женщин, кормящих грудью на публике
«Однажды я видела девушку, которая прямо при ринпоче кормила грудью. Это никого не смутило, кроме меня», — делится русская студентка Буддийского университета в Улан-Баторе. Таких «бесстыдных» женщин очень много в общественных местах Монголии. Кормящая мать здесь — образ, лишенный сексуальных коннотаций, настолько естественный, как естественна потребность в еде и справлении нужды. В степи куда спрячешься? И куда денешься, если хочется послушать лекцию буддийского учителя тогда, когда пришла пора кормить ребенка?
Обращаться на ты к старшим
«Даже если собеседник старше тебя на два часа и он твой друг, обращайся к нему только на вы», — увещевала автора монголка средних лет на пути из Бурятии в Улан-Батор. Российская привычка «тыканья» как общения на равных в Монголии совершенно не прижилась. Здесь правит настоящий азиатский культ предков. Старшим уступают места, им первым подают кушанья, их ни в коем случае не хлопают по плечу в качестве прощания или приветствия.
Ходить без пояса в национальном костюме
Если для нас народный костюм — пережиток прошлого, то для монгола — праздничная одежда. Поэтому примерять его нужно добросовестно, то есть обязательно подпоясавшись. Халат нараспашку, без пояса, смотрится в глазах монгола вульгарно и неприлично.
Быть снобом
Снобизм — это то, из-за чего в Монголии начинаются драки. А ведь именно русские туристы, по мнению опрошенных нами монголов, грешат категоричностью и высокомерием. «Это невкусно, это неправильно», — слышат они от наших соотечественников. И, в свою очередь, советуют: «Если вы хотите кушать в этой стране, научитесь слушать, принимать и благодарить». А кроме того, в целях безопасности советуют избегать общения с нетрезвыми незнакомцами: фирменное монгольское миролюбие под воздействием винных паров уступает место жгучему желанию поставить сноба на место.
infoportalru.ru
Как живут обычные монголы — Жизнь в путешествиях — LiveJournal
Вчера я показал, как живут богатые монголы, но всем интересно: как же выглядит жилище обыкновенных людей?Если уж богачи кочуют на своих Лексуса, то обыкновенные люди и подавно: превалирующее большинство жителей Монголии — кочевники и они постоянно переезжают с места на место. Вместе со своими юртами, скарбом, стадами (если они есть).
Для совсем не богатых людей такой образ жизни очень удобен: не нужно покупать землю или квартиру, получать какие-то разрешения для постройки дома и т.д. Понравилось место, поставил юрту, живи! Вот и живут, по всей стране: юрту можно встретить даже в самых неожиданных местах, от потрясающе красивых горных склонов до совершенно безжизненных каменных пустошей в Гоби.
Нет, конечно, в Монголии есть города и поселки, но … вы удивитесь, если узнаете, что города перестали переезжать с места на место лишь последние две сотни лет. А раньше даже столица Улан-Батор переезжал до трех раз в год! И лишь последние 239 лет он стоит там, где стоит.
Мало того, даже в городе совершенно обычной является картина, когда во дворе многоэтажки стоит … юрта. Причем, она может быть даже огорожена забором и рядом с ней стоять стационарный дом. А монгол все равно будет жить в юрте.
Почему? Ну любит он свою юрту, удобно и привычно ему в ней, гораздо лучше, чем в стационарном доме. Интересно, что среднестатистический монгол переезжает с места не место до 4-6 раз в год, причем делает это не на слишком большое расстояние: до 5 км от предыдущей стоянки. Фактически, он просто перемещается вместе со своим «домом» на новое пастбище после того, как его козы, овцы или коровы опустошили предыдущее.
Но если с пастбищами в степных и горных районах, где травы и зелени больше, все более-менее понятно и можно спокойно переезжать «в соседний район», то в пустыне Гоби с кормовой базой для животных все обстоит гораздо хуже, поэтому там переезд — гораздо более серьезное дело и семья переезжает часто за десятки, а то и сотни километров, после довольно серьезной разведки. В Гоби встречается много стоянок с деревянными и даже каменными капитальными постройками рядом с юртами, которые уж точно не перевезешь на новое место. Это, так называемая, база. Постройки служат укрытием для овец, коз или верблюдов во время песчаных бурь и зимних холодов, а также хранилищем для скарба, шерсти и шкур. Юрты рядом может и не быть — владелец переезжает от «базы» по кругу, отыскивая редкую растительность для своего стада.
Поселок скотоводов на границе Гоби и степи
Загон для скота и юрта скотовода
Стадо овец на выпасе
Что едят эти лошади — загадка…
aquatek-filips.livejournal.com
Обычаи и нравы в монгольской империи
А вера у них вот какая: есть у них бог, зовут они его Начигай и говорят, что то бог
земной; бережёт он их сынов и их скот да хлеб.
В этой статье поведаем о вере и некоторых интересных обычаях народа. Почитают татары бога своего, молятся ему много. Фигурка Начигая, сделанная из войлока и сукна, есть в каждом доме. Бог Начигай всегда идёт в сопровождении жены и сыновей. Жена стоит по левую сторону, а сыновья ставятся перед ним и им так же молятся. Во время трапезы мажут татары рот богу и его семье жирным куском, а сок выливают за домовую дверь и говорят: «… бог со своими поел…», и начинают сами есть и пить. Едят мясо, молоко и дичь. Не брезгуют и лошадиным и собачьим мясом. Едят фараоновых крыс, то есть табарканов. Пьют кобылье молоко, словно белое вино и зовётся оно у них шемиус.
К слову о вере, расскажем вам вот что ещё. Всех потомков Чингинс-хана хоронят в большой горе Алтай. И не имеет значения, где умер великий хан, хоть за сто дней пути от горы, хоть за два, похоронят его как полагается. А когда тела великих ханов несут к той горе, провожатые убивают всякого, кто попадётся на пути. Приговаривают при это так:
Иди на тот свет служить нашему государю.
Книга Марко Поло, Путешествие, государственное издательство «Художественная
литература», Ленинград, 1940.
Такая же участь ждёт и коней. Когда хан умирает, всех его лучших лошадей убивают, чтобы были они у него на том свете. Суровые обычаи были у татар в те времена. Если верить рассказу Марко Поло то, когда умер Монгу-хан, за все время пути к горе были убиты более двадцати тысяч человек.
Источник: The books of Ser Marco PoloРасскажем немного и об обычаях в военном деле. Коли намечается война какая, берет государь с собою сто тысяч верховых. Порядок устраивается над ними вот какой: ставится начальник над десятью человеками, другой начальник — над сотней, иной — над тысячью, а иной и над десятью тысячами. Приказам повинуются лучше, чем где бы то ни было на белом свете.
… сносится он только с десятью человеками, а начальник над десятью тысячами сносится также с десятью человеками, кто над тысячью поставлен, также с десятью, кто над сотнею, также с десятью.
Книга Марко Поло, Путешествие, государственное издательство «Художественная
литература», Ленинград, 1940.
Интересна и военная стратегия у татар. Ежели рать идёт по какому-либо делу по равнинам, по горам, за два дня до этого отряжаются на все четыре стороны по двести человек разведчиков. В военные походы запасов никаких с собой не берут, лишь два кожаных меха с молоком да глиняный горшок варить мясо. Десять дней могут скакать без пищи и питаться кровью коней своих. Проткнут жилу у коня и пьют кровь.
Источник: The books of Ser Marco PoloВ сражениях верх берут сперва благодаря хитрости, а затем и ловкости и умению биться славно. Противник, радуясь бегству татар, поначалу и не замечает что происходит, а когда поймёт там уж поздно становится. Убегая от врага, татары поворачиваются и стреляют из лука. Стреляют метко, бьют и по коням и по людям. На бегу они дерутся также славно, как и стояли бы крепко на земле. Глядя на такие действия, враг думает, что татары расстроены и спасаются бегством. Однако татары, увидев, что перебили много людей и лошадей, возвращаются и бьются славно и храбро. Такой стратегией победили татары во многих битвах и покорили много народа.
Стоит упомянуть и о том, как творится суд в монгольском государстве. Если вдруг случается, что украдёт кто, то полагается ему за это от семи до сорока семи ударов палкой, а бывает и до трёхсот семи доходит. Смотря что украдено было. Если коня украдут или другую какую ценность, то и смертной казни не избежать. Мечом разрубают, ну а коли можешь выкуп заплатить в десять раз дороже украденного, то жив останешься.
Источник: The books of Ser Marco PoloРасскажем ещё об одном обычае. Если вдруг случится горе и у двух семей умрут дети — мальчик и девочка лет четырёх, то их женят. Мертвую девочку отдают в жены мертвому мальчику и скрепляют их союз уговором. Уговор этот сжигается, а поднявшийся дым к небу подтверждает союз между юными супругами, которые будут чтить его на том свете. Родственники справляют свадьбу, разбрасывают еду по округе, приговаривая, что это для детей на том свете. По завершении обряда, люди почитают себя за родных всю жизнь, словно при живых детях.
… нарисуют на бумаге на себя похожих людей, коней, тканей, бизантов, сбрую, а потом все это сжигают и говорят: все, что рисовали и сожгли, будет и у их детей на том свете.
Книга Марко Поло, Путешествие, государственное издательство «Художественная
литература», Ленинград, 1940.
Таковы татарские обычаи и нравы. Рассказали вам все также, как рассказано и в «Книге о разнообразии мира» Марко Поло. С той лишь разницей, что старались показать вам более важные и интересные моменты. В следующем проекте о книге Марко Поло поведаем вам о великих делах великого хана Кублая, о его императорском дворце и многом другом.
journal.tapigo.ru
Кухня Чингисхана: чем питались монголо-татарские воины
История национальной кухни всегда перекликается с бытом и образом жизни каждого конкретного народа. На протяжении долгого времени различные исследователи пытались найти секрет военных успехов Чингисхана, и некоторые историки склонны были видеть его даже в гастрономических пристрастиях монголо-татарского войска. Впрочем, в трудах средневековых хронистов и путешественников содержатся весьма противоречивые сведения о кухне Чингисхана.
«Пили кровь, ели людей и собак»
В точности информации, указанной в некоторых источниках, можно усомниться. Так, весьма спорное утверждение высказал итальянский францисканец Джованни Плано Карпини (около 1182-1252 гг.), написавший работу «История Монгалов, именуемых нами Татарами» после посещения Монгольской империи с дипломатической миссией.
«Их пищу составляет всё, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо… Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы могут с трудом жить на это», – сообщил своим читателям автор.
Кроме того, по словам Карпини, у монголов не существовало никаких религиозных запретов, и они могли есть пищу, которую христиане или мусульмане, например, считали «нечистой». В том числе и (о, ужас!) внутренности животных. А в случае крайней нужды великие завоеватели даже пили кровь своих коней.
Страшные истории о каннибализме монголов пересказывали в своих работах многие средневековые авторы. Среди них и персидский ученый Рашид ад-Дин (1247-1318 гг.), написавший «Сборник летописей», в котором отражена история Монгольской империи. По словам летописца, во время китайского похода Тулуя – одного из сыновей Чингисхана – с провиантом в войске было так плохо, что монголы ели трупы умерших людей, туши дохлых лошадей и даже сено. Впрочем, армия китайского императора все равно была разгромлена.
Известный историк Алексей Карпов в своей книге «Батый» (Москва, 2011 г.) отметил, что подобные истории о жестоких варварах-людоедах внушали их потенциальным противникам настоящий животный ужас.
Не исключено, что слухи о каннибализме монголов, передававшиеся из уст в уста, распространялись специально, чтобы напугать врага еще до битвы. По крайней мере, представители народов, долгое время соседствовавших с монголо-татарами и хорошо их знавших, не верят, что эти люди действительно могли питаться человеческим мясом.
А что касается питья крови и поедания собак – ради спасения от голодной смерти многое возможно.
Зайцы, олени и дикие кабаны
В 1221 году китайский дипломат Чжао Хун составил «Полное описание монголо-татар» (Мэн-да Бэй-лу) после своего визита к людям, населявшим степи к северу от Поднебесной.
«Когда при выездах в карательный поход в Срединное государство [татары] съедают [в пути] всех овец, то [они] стреляют зайцев, оленей и диких кабанов для пропитания. Поэтому, сосредоточивая войска [численностью даже] в несколько сот тысяч [человек], [они] не разводят дыма и огня», – так описал Чжао Хун питание монгольских воинов во время похода.
Действительно, будучи хорошими охотниками, завоеватели вполне могли прокормиться за счет подстреленной дичи, а костров не разводили только на подступах к врагу, чтобы не выдать своего местоположения еще до боевого столкновения.
Что касается растительной пищи, то китайский дипломат написал: «За последнее время [татары] захватывают людей Срединного государства и превращают [их] в рабов, [которые] бывают сыты, только [если] едят хлеб. Поэтому [татары] стали захватывать рис и пшеницу, и [теперь] в лагерях также варят кашицу и едят. В их государстве также в двух-трех местах родится клейкое черное просо. Они варят и из него кашицу».
То есть, захваченные в плен китайцы, привыкшие питаться почти исключительно рисом, страдали от излишне белковой пищи монголо-татар.
Питание зависело от времени года
Американский историк Гарольд Альберт Лэмб в книге «Чингисхан. Властелин мира» (Москва, 2007 г., перевод Л.А. Игоревского) отметил, что питание монголов существенно менялось в течение года. Весной и летом у скотоводов-кочевников не было никаких проблем: лошади и коровы давали молоко, овцы набирали вес на свежей зеленой травке, в окрестной степи водилось много дичи. А вот в зимнее время продовольствия не хватало, запасы истощались.
«Конец зимы был самым плохим временем для детей. Уже невозможно было выборочно забивать скот… Дети научились устраивать свою собственную охоту, гоняясь за собаками и крысами с дубинками или стреляя в них тупыми стрелами», – написал Гарольд Лэмб.
Будущий Чингисхан в детстве мог питаться собаками и крысами, по мнению американского историка.
С этой точкой зрения не согласен российский исследователь Андрей Шляхов. В своей книге «Нежная любовь главных злодеев истории» (Москва, 2010 г.) он отметил, что после смерти своего отца Есугей-багатура маленький Тэмуджин с братьями действительно в полной мере познал нужду. Ему приходилось есть растительную пищу, пойманную рыбу, подстреленную дичь, в том числе сурков и барсуков, что не могло считаться достойным пропитанием для монгола.
Не исключено, что Гарольд Лэмб позаимствовал историю о крысах и собаках, которых якобы ели монголы, у Джованни Плано Карпини.
Баранина и кумыс
Основу питания кочевников Центральной Азии, не только монголов, с древних времен составляло мясо и молочные продукты. Чаще всего это были баранина и кумыс.
Известный специалист по истории Средневековья Александр Доманин в книге «Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники» (Москва, 2010 год издания) отметил, что кочевники разводили не только овец, лошадей и коров. На их пастбищах паслись также козы и верблюды.
«Между прочим, вопреки мнению многих, включая даже специалистов, мясо не являлось основной пищей кочевников. Это мнение верно лишь отчасти. В действительности, основой питания мясо было у монголов лишь в зимний период. Однако большую часть года – весной, летом и осенью – монголы питались молочными продуктами, лишь иногда разнообразя свой стол охотничьей добычей или мясом павших животных», – утверждает А.А. Доманин.
То есть, российский исследователь не согласен с мнением своего коллеги Гарольда Лэмба, что наиболее постным рацион монголов был именно в зимний период. Видимо, американский историк просто не знаком с особенностями животноводства в Центральной Азии.
Почти не употребляя в пищу злаковые культуры и другую земледельческую продукцию, кочевники готовили множество разнообразных блюд из имеющихся у них припасов. Мясо варили, жарили на огне, коптили или вялили. Из него также делали колбасы, особо ценилась конская. А из молока готовили более 20 различных продуктов питания, в том числе и длительного хранения.
Монгольский воин мог, отправляясь в поход, захватить с собой не только полоски вяленого, сушеного мяса, но и масло, а также хурут – небольшие кусочки творога, высушенного до каменного состояния. Этот хурут, который монголы и представители некоторых других народов Центральной Азиии готовят и сейчас, может не портиться годами и он достаточно калориен, чтобы сбить ощущение голода, поэтому просто незаменим во время длительных походов.
Секрет выносливости и силы
Весьма поверхностное представление о питании монголов содержится в трудах многих средневековых авторов. Хронист из Далмации, архидиакон Фома Сплитский (около 1200-1268 гг.) в своей работе «История архиепископов Салоны и Сплита» восхитился выносливостью и неприхотливостью лошадей, на которых ездили завоеватели.
«Равным образом и люди почти не заботятся о запасах еды, кормясь исключительно грабежами. К хлебу они испытывают отвращение и употребляют в пищу без разбора мясо чистых и нечистых животных и пьют кислое молоко с конской кровью», – сообщил Фома Сплитский.
Профессор антропологии из Macalester College (Миннесота, США) Джек Уэзерфорд считает, что именно белковая диета воинов была одной из причин успешных завоевательных походов. В своей книге «Чингисхан и рождение современного мира» (Москва, 2008 год издания, перевод Е.В. Лихтенштейна) исследователь написал: «Монголы постоянно питались мясом, молоком, творогом и другими молочными продуктами, а сражались они с людьми, которые ели зерновую кашу. Злаковая диета воинов-землепашцев замедляла рост костей и разлагала зубы, оставляя их уязвимыми для различных заболеваний. В то же время даже самый бедный монгольский солдат ел пищу богатую белком, которая укрепляла зубы и кости».
Поэтому крепкие и выносливые воины могли проводить в седле до 10 дней, останавливаясь лишь на ночлег. А во время пути они перебивались полосками сушеного мяса и хурутом.
Читайте также:
cyrillitsa.ru