Чем опасна турбулентность – Опасна ли турбулентность для самолета и пассажиров?

Содержание

Опасна ли турбулентность для самолета и пассажиров?

Это страшно. Это неудобно. Из-за этого кофе и томатный сок проливаются на штаны. Это называется “турбулентность”. А насколько она опасна на самом деле?

Однажды самолет, на котором я летел, попал в сильную турбулетность. Подобная ситуация – отличный способ почувствовать себя крошечной песчинкой, от которой ничего не зависит. После того случая я год сторонился самолетов, как чумы.

К счастью, наш рейс завершился благополучно. Чего нельзя сказать о некоторых других случаях. В феврале прошлого года перелет из Денвера в Биллингс для четырех пассажиров и одного бортпроводника закончился в отделении интенсивной терапии. А в декабре из-за турбулентности пострадало 14 пассажиров рейса Сеул-Даллас, самолет совершил вынужденную посадку в Токио.

Это всего три примера, которые я смог вспомнить навскидку. А что думают эксперты по поводу реальной опасности попадания самолета в зону турбулентности? Являются ли ремни 100-процентной гарантией нашей безопасности?

Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?

Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.

Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.

Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.

Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.

Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.

Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.

Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?

Официальная статистика здесь молчит. Конечно, национальные агентства авиации собирают соответствующие данные у авиакомпаний. Но, как правило, те сообщают только о серьезных травмах.

Профессор Шерман говорит, что в США травма при турбулентности попадает в статистику, если  пассажир умер в течение 30 суток после инцидента или был прикован к больничной койке дольше 48 часов. В дополнение к этому учитываются переломы костей, тяжелые кровоизлияния, разрывы нервов и связок, ожоги второй или третьей степени, захватывающие более 5% поверхности тела, или повреждения внутренних органов.

Более “мелкие” травмы, если пациент проводит в больнице не более суток, не учитываются. Поэтому официальная статистика может дать сильно заниженную оценку.

Согласно отчету Федерального управления гражданской авиации США в 2013 году, 24 человека получили травмы из-за попадания самолета в зону турбулентности. Из них 13 являлись членами экипажа. В большинстве своем травмы получают те, кто не пристегнулся. Поэтому две трети пострадавших – стюардессы.

Кучево-дождевые облака часто являются признаком бури, поэтому пилоты стараются облетать их стороной.

Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?

Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.

Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.

Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.

Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.

Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.

В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.

В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.

Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом YouTube, если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.

Должен ли я бояться?

На этот вопрос можно ответить коротко: “нет”. Но если он вас не успокоил, то знайте, что цифры стоят на стороне вашей безопасности.

Профессор Шерман говорит, что вероятность попадания самолета в зону сильной турбулентности составляет один шанс на миллион. Реальная встречаемость таких опасных зон в атмосфере выше, но пилоты стараются обходить их.

Но не забывайте следовать рекомендациями бортпроводников. Застегивайте ремни, когда слышите соответствующую просьбу, и старайтесь не расстегивать их без необходимости. Так вы останетесь невредимым даже при попадании в турбулентность чистого неба.

Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.

Самое безопасное положение во время полета – расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Дышите ровно и глубоко. Помните: турбулентность – это нормально. Современные самолеты очень надежные. Вы в полной безопасности.

Еще интересное:

futra.ru

✈ Опасна ли турбулентность для пассажиров и самолета

Пассажиров зачастую пугает, когда самолет начинает потряхивать, из стороны в сторону или подбрасывать то вверх, то вниз, при этом тревожно «машет крыльями». На языке пилотов — это «болтанка», на более научном языке — турбулентность. Что же это такое? Опасна ли она? Как вести себя во время турбулентности? Давайте попробуем разобраться.

Что такое турбулентность

В атмосфере постоянно происходят изменения давления, температуры, направления и скорости ветра. По этой причине воздушные массы по составу и плотности становятся неоднородными. Когда самолет проходит через них на большой скорости, возникает вызывающая неприятные ощущения вибрация. Это можно сравнить с автомобилем едущем по ухабистой дороге.

Иногда такое явление возникает при ясном небе или же небольшом количестве облаков верхнего яруса, его называют — турбулентностью ясного неба. Отличительная характеристика заключается в отсутствии явных признаков турбулентности. По этой причине ее непросто обнаружить заранее не только визуально, а и даже с применением радара.

Но чаще всего турбулентность возникает в условиях облачности, во время движения самолета через море и горы. И ее легко спрогнозировать. Пилоты заранее предупреждают о предстоящих вибрациях, советуя пассажирам занять свои места и пристегнуть ремни безопасности. Необходимо четко следовать всем указаниям, так как во время сильной тряски можно получить серьезные травмы.

Чем отличается воздушная яма от турбулентности?

Для пассажиров, если трясет самолет, значит это турбулентность, но для пилотов есть разные понятия: воздушная яма и турбулентность. В чем же их отличие? Турбулентность возникает при увеличении скорости течения газа и волн, которые самопроизвольно образовываются. Воздушными ямами принято считать перепады давления, при которых самолет попадает в нисходящий поток воздуха, заставляющий его снизить вертикальную скорость подъема. При этом за нисходящим следует восходящий поток воздуха и все повторяется. О том, насколько глубоко на самолете можно провалиться в воздушную яму, читайте здесь.

Турбулентность — частое явление?

Постоянное. Но, как правило, турбулентность такая слабая, что пассажиры ее особенно не замечают. Сильная турбулентность возникает намного реже.

А самолет может разрушится и упасть из-за турбулентности?

Конструкция современных самолетов может выдержать даже самые сильные порывы ветра. При этом корпус и все части летательного аппарата останутся целыми.

Хотя, теоретически, такая опасность и может быть, так как каждая конструкция имеет свой предел мощности, а сильнейший ветер во время посадки и взлета способен ударить самолет об землю. Разработаны специальные нормативы, по которым пилот должен будет уйти на запасной аэродром, чтобы не подвергать риску пассажиров.

Как турбулентность влияет на пассажиров?

Явление турбулентность безопасно для пассажиров, хотя и неприятное, т.е оно влияет только на комфорт. Однако, чтобы не получить травмы, при прогнозе зоны турбулентности важно: следовать всем указаниям бортпроводников, соблюдать правила безопасности полета и спокойствие. В противном случае, это может привести к печальным последствиям, примером может послужить случай, произошедший в мае 2017 года. Авиарейс SU-270 следовавший из Москвы в Бангкок авиакомпании «Аэрофлот» попал в зону турбулентности ясного неба. Многие пассажиры пренебрегли правилам безопасности полета, они не были пристегнуты, дети находились на коленях у родителей, в результате чего 27 человек получили травмы различной тяжести, несколько человек были госпитализированы.

Можно ли сократить риск травмы из-за турбулентности?

Да можно. Для этого:

  • Пристегните ремни безопасности.
  • Оставайтесь пристегнутыми во время всего полета.
  • Разместите ручную кладь на специальной багажной полке и закройте ее. В противном случае, выпавший чемодан может ударить кого-нибудь.
  • Ни в коем случае не держите детей на коленях — удержать ребенка при резком рывке будет невозможно.
  • Внимательно слушайте предупреждения и инструктаж экипажа.

Как вести себя при турбулентности?

При турбулентности важно: находиться на своем месте, не паниковать и слушать рекомендации экипажа. Выше перечисленным советам следует придерживаться.

Как не бояться турбулентности?

Бывает так, что боязнь турбулентности в самолете становится причиной отказа от авиапутешествия. Однако прежде чем идти на поводу у своей фобии, возможно, лучшим решением будет от нее избавиться и в будущем наслаждаться перелетами. Всем, кто бояться зоны турбулентности, психологи рекомендуют:

  • Для себя выяснить, что такое турбулентность и насколько она опасна для самолета.
  • Узнать, как нужно себя вести, если самолет оказался в зоне турбулентности.
  • Общаться со знакомыми, родственниками или авиапутешественниками на форумах, которым приходилось попадать в зону турбулентности.
  • При необходимости найти для себя способ, который придаст уверенности во время вибраций самолета. Это может быть песня, мелодия, воспоминание, молитва.
  • Осуществлять первые перелеты с близкими или родственниками. Отличным вариантом будет лететь с человеком, который часто путешествует самолетом.
  • При сильной боязни перелетов заранее проконсультироваться с опытным психотерапевтом.
Комментарии ()

Еще интереснее

0

www.biletik.aero

Всё, что вы хотели знать о турбулентности: рассказывает пилот

6) А ещё, например, наш Boeing может трясти, когда мы летим с выпущенными спойлерами (интерцепторами), если срочно надо снизиться или быстро погасить скорость. Спойлеры — это пластины на верхней поверхности крыла, поднимающиеся вертикально вверх при выпуске.

То есть в полёте очень много естественных причин тряски самолёта.

Насколько опасна турбулентность?

В авиации турбулентность делят по интенсивности на три категории:

  • Слабая — может доставлять немного дискомфорта от того, что всё время потряхивает, но она абсолютно не нарушает обычное течение полёта.
  • Средняя — более дискомфортная — не даёт спокойно поесть, стакан может слегка уехать или даже расплескаться. К тому же ходить по салону становится трудно: можно обо что-нибудь удариться, набить себе шишку или даже получить вывих. Точно также, как в автобусе при резких торможения или поворотах. Чтобы случайно никто не пострадал, капитан включает сигнал «Пристегнуть ремни». При средней турбулентности мы также попросим сесть на места и бортпроводников.
  • Сильная – единственная категория турбулентности, которую можно считать опасной, так как есть вероятность временной потери управления.

Но сразу скажу, что мы делаем всё, чтобы самолёт никогда не оказывался в зоне с сильной турбулентностью. Просто так сильная турбулентность сама по себе не бывает. В большинстве случаев она появляется в зоне действия гроз и большого скопления грозовых облаков. А это возможно предвидеть, изучив метеокарты и отследив по радару. Пилоты всегда обходят подобные зоны, если возможно. А если невозможно, то уходят на запасные аэродромы. Причём есть ограничения, на каком удалении безопасно обходить опасные сектора, как сбоку, так и по высоте.

Если по каким-то причинам всё же самолёт случайно попал в зону с сильной турбулентностью, то пилоты должны немедленно выйти оттуда, даже если понадобится для этого развернуться на 180 градусов (другими словами — повернуть назад).

То, с чем вы сталкиваетесь иногда в полёте — это обычно слабая или средняя турбулентность, и лишь в редких случаях может оказаться сильная. Самолёт же рассчитан на то, чтобы выдержать даже турбулентность сильной интенсивности.

Когда вы едете по брусчатой мостовой, чтобы вас так не трясло, вы можете сбавить скорость. На самолёте сильно скорость не убавить, ведь это одна из главных составляющих подъёмной силы самолёта. И даже уменьшение скорости в воздухе сильно не спасёт от «болтанки», так как всё же процессы в воздухе более сложны, чем разбитый асфальт на дороге.

«Болтанка» в воздухе будет ощущаться меньше на более тяжёлых самолётах, а вот маленькие и лёгкие трясёт сильнее. Скажем, на Boeing трясет меньше по сравнению с Bombardier Q400.

В любом случае турбулентность — это естественное и неотъемлемое явление в авиации. Разве что избежать полностью дискомфорта от неё для пассажиров не всегда возможно.

Именно поэтому, летая пассажиром и находясь на своих местах, всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности. Лишний раз по салону лучше не разгуливать, а только при необходимости.

И, кстати, пилоты пристёгнуты всегда в течение всего полёта.

Не боюсь!

biletix.ru

Турбулентность... Почему трясёт самолёт и почему это не опасно – Блог Купибилет

Турбулентность или болтанка — это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим.

Турбулентность турбулентности рознь. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки.

Отчего и когда возникает турбулентность?

Опасные завихрения воздуха возникают в грозовых облаках – потоки воздуха в них легко могут бросить самолет на закритические углы атаки, которые чреваты большими неприятностями.

Пилот никогда специально не полетит в скопище грозовых облаков, они хорошо видны на специальном локаторе в кабине пилота и, если есть возможность, их облетает.

Но по краям грозового фронта тоже есть завихрения, вот их-то на локаторе не видно. Перед полетом все пилоты проходят брифинг, на котором ознакамливаются со сводкой погоды и выбирают оптимальный маршрут. Однако, если запланирован длительный перелет, точно спрогнозировать  наличие грозовых облаков невозможно.

Еще одной причиной турбулентности могут послужить струйные течения. Это течения скорость которых резко меняется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Обычно они тянутся на несколько тысяч километров. Чаще всего их можно встретить у восточных берегов США.

 В ясном небе болтанка тоже возникает, но самолет не всегда может изменить эшелон полета из-за плотного трафика в небе. Между самолетами нужно строго выдерживать определенные интервалы во избежание столкновений.

Иногда пассажиры думают, что, будет трясти самолет или нет, зависит от квалификации и навыков пилота. Это большое заблуждение – самолет идет на автопилоте. И только при очень сильной болтанке, когда нужна реакция пилота, автопилот отключают и пилотируют в ручную. Вот от чего зависит,  с какой силой будет трясти, так это от самолета. Чем он больше и тяжелее, тем меньше ощущается турбулентность.

При снижении самолеты также сталкиваются с сильными вихрями ветра. Для экипажа разработаны нормативы параметров полета в болтанку, и, если они выходят за пределы, пилот вынужден уходить на запасной аэродром. Пассажирам этих отклонений не видно, и, когда капитан сообщает им об уходе на запасной аэродром по метеоусловиям, в салоне возникает легкое напряжение… За окном же все чисто, погода ясная, может, шасси неисправно? Все исправно, просто пилот выполняет рекомендации по обеспечению вашей безопасности.

Вот небольшое видео, которое поможет вам разобраться, что такое турбулентность и как она влияет на состояние человека во время полета:

Но не стоит недооценивать турбулентность. Прислушайтесь к рекомендациям бортпроводников и светового табло, займите свое место и пристегнитесь. При сильной болтанке нередки травмы среди пассажиров, кто-то вылетает из своего кресла и ударяется об углы салона или, что встречается чаще, головой о потолок, доходит до переломов.

 Других опасностей, связанный с турбулентностью, нет, самолет никогда не полетит в зону, которая может причинить вред самолету.

В статье использованы материалы проекта Летаем без страха

 

А в нашем Телеграм-канале тоже есть полезная и актуальная информация. Рассказываем о местах, куда сразу же хочется улететь, публикуем дешёвые билеты и рассказываем новости. 

Хотите подобрать билеты в путешествие?

Подобрать билеты