Как поменять манетку на велосипеде | Первый велосипедный
Манетка — это орган управления велосипедом, предназначенный для перевода цепи с одной звездочки на другую. Манетки устанавливаются на рулевой трубе или на раме, и соединяются с переключателем посредством троса. Манетки бывают разных видов, но сейчас на горных велосипедах в основном используются триггерные (Rapid-Fire) и револьверные (Grip-Shift). У триггерных манеток имеются два рычажка, которые переводят цепь на соседние звездочки в одном и в другом направлении, причем манетки среднего и высшего ценовых диапазонов могут переводить цепь сразу на несколько ступеней. Револьверные манетки имеют поворотную рукоятку, совмещенную с ручкой руля. Перевод цепи на другие звездочки осуществляется поворотом этой рукоятки на нужное количество позиций. Такие переключатели тоже позволяют переводить цепь сразу на несколько ступеней. Иногда манетки конструктивно объединяют с тормозными рукоятками. Естественно, манетки для переднего и заднего переключателей различные. Манетка заднего переключателя имеет 6-9 позиций, и ставится на правой стороне руля, а манетка переднего переключателя имеет 2 или 3 позиции, и ставиться с левой стороны.
Схема манетки SHIMANO DEORE XT (SL-M750) в виде файла PDF (890 kb)
Схема манетки SHIMANO DEORE (SL-M510) в виде файла PDF (280 kb)
Схема манетки/тормозных ручек SHIMANO DEORE (ST-M510-S/L) в виде файла PDF (190 kb)
Схема манетки SHIMANO ALTUS (SB-C055A) в виде файла PDF (280 kb)
Для снятия манетки надо сначала снять ручку руля и тормозную рукоятку.
Если стоит задача заменить манетку, то придется полностью снимать трос, идущий к переключателю.
После этого снятие манетки превращается в
тривиальную задачу — надо просто ослабить крепежный винт и снять манетку с рулевой трубы.
Установка манетки
Установка манетки — это тоже очень простая операция. При снятой ручке руля и тормозной рукоятке надо надеть манетку на нужное место рулевой трубы, и затянуть крепежный винт. Немного сложнее установить трос.
0. Находим на манетке отверстие, куда надо заправлять трос. На манетках разных типов оно может находиться в разных местах. Обычно это отверстие скрыто под пластиковым винтом — заглушкой | ||
1. Осматриваем трос на предмет повреждений — если трос начал расплетаться, если в нем есть лопнувшие волокна, то лучше его сразу поменять на новый. При покупке нового троса обратите внимание, что тросы для переключателей тоньше тормозных тросов, и поэтому они не взаимозаменяемы. Не забудьте и про то, что трос заднего переключателя длиннее, чем переднего. Все тросы продаются с одним заделанным концом, и одним открытым. Когда вы закончите сборку, заделанный конец троса будет находиться внутри манетки. | ||
2. Заправляем трос в манетку. Начинаем, естественно, с открытого конца. | ||
3. Обязательно проследим за тем, чтобы оконечность троса полностью вошла в гнездо манетки, для нее предназначенное. Закрываем отверстие для троса заглушкой. | ||
4. Надеваем манетку на рулевую трубу, и притягиваем ее крепежным винтом. (Ручка руля и тормозная рукоятка должны быть, естественно, сняты) | ||
5. Теперь заправляем трос в рубашки. Перед заправкой в каждую рубашку надо смазать конец троса густой смазкой. Оконечности рубашки вместе с тросом вставляем в соответствующие отверстия на манетке и на раме. | ||
6. Не забудем надеть резиновые шайбы на трос в том месте, где он проходит вдоль рамы. Во время установки троса надо проследить, чтобы он не касался земли или пола — к маслу прилипнет грязь, песчинки, и попадут в рубашку троса. Оттуда их вычистить достаточно трудно. | ||
7. На последнюю рубашку троса, перед самым переключателем, надо надеть резиновый пыльник, (на некоторых велосипедах его может не быть) Заправляем трос в переключатель. | ||
8. Проверим, что все рубашки троса входят в свои гнезда плотно, до упора. Манетка и трос установлены. |
velo-1.ru
Выбор манеток для велосипеда
Каждый владелец велосипеда, даже менее опытный, знает, что в механизме переключателя скоростей важным элементом являются манетки. Казалось бы, такая простая конструкция, благодаря которой происходит быстрое и лёгкое перескакивание цепи с одной звезды на другую (требуемую). При выборе манеток нужно понимать, что этот элемент позволяет устанавливать необходимую передачу в зависимости от требований райдера. Но их разновидностей не так чтобы мало, отчего и становится актуальным вопрос о том, как для велосипеда выбрать манетки.
Что такое манетки (шифтеры)
На велосипеде манетки или как иначе их называют шифтеры, размещаются внутри переключателя на рулевой трубе, рядом с тормозными ручками или совмещённые с ними. За счёт ослабления или натяжения тросика происходит изменение положения переключателя, который отвечает за выбор передач, то есть перебрасывает цепь с одной звезды на другую.
Каждый из шифтеров, по левую руку райдера и по правую, отвечает за передний и задний переключатели передач. Левый механизм шифтера отвечает за переднее переключение, а правый за заднее.
Переключатель начинает работу с нажатия ручки, которая приводит в движение рычаг. Последний в свою очередь, прокручивает блок, внутри которого накручивается или отпускается тросик, влияющий на машинку переброски цепи. Фиксатор в виде пружины, закрепляет трос.
Разновидности шифтеров
В зависимости от велосипеда и действия внутреннего механизма, различают несколько разновидностей манеток:
Моноблок
Моноблок, цельная конструкция, включающая ручку для тормозов и шифтеры. Из-за меньшего веса, по сравнению с остальными, устанавливают на шоссейные велосипеды. Изменить значение переключателя, то есть переключение, возможно, смещением ручки параллельно рулевой трубе, а чтобы затормозить необходимо нажать её.
Также чуть иной конструкции ставятся на горные велосипеды бюджетного сегмента.
Существенными недостатками является:
- несовместимость с гидравлическими тормозами;
- невозможность замены только шифтеров или только тормозных ручек;
- не всегда совместимы с задними переключателями.
Пистолеты
Пистолеты, схожи внешне с первым видом. Управление торможением и повышением передачи осуществляется при помощи одной ручки. Для повышения передачи ручку дергают в левую сторону, если это правая рука и наоборот, а торможение осуществляется нажатием ручки на себя. Для понижения используют второй, меньший рычаг.
Использовать такой вид переключателя для шоссейного велосипеда удобно, но стоимость данной конструкции немалая.
Триггеры
Триггерные шифтеры. Наиболее распространенные и использующиеся в большинстве велодисциплин. Расположены они в наиболее привычном месте на руле, почти горизонтально, параллельно рулю. Внутренний механизм этих манеток основан на выступающих рычажках, под большими пальцами руки. Один рычажок отвечает за повышение передачи, другой за понижение.
Положительными сторонами данного переключателя являются простота работы механизма, удобство использования в моунтинбайк дисциплинах и удобство в техническом обслуживании.
Грипшифты
Манетки-грипшифты. Схож с ручкой газа мототехники. Механизм работы основан на прокручивании детали, имеющей вид барабана. Он перемещается вокруг оси рулевой трубы. По центру ручки имеется указатель, по которому ориентируются при смене передач. Некоторые модели оснащены “экраном” внутри, под стеклом которого видна выбранная в данный момент передача.
К достоинствам такого переключателя можно отнести дешевизну, простоту конструкции, лёгкость использования и быстроту ответной реакции.
К недостаткам относят случайные переключения, частые поломки прокручивающегося механизма. Ручка переключения занимает большой отрезок рулевой трубы.
Как самостоятельно заменить манетки
Как и всем составляющим велосипеда, механизму манеток необходимо проводить техническое обслуживание по мере их загрязнения, однако чаще всего шифтеры не нуждаются в регулярном сервисе. При появлении трескота, заедании или других проблем, можно провести переборку и чистку с дальнейшей смазкой. Но эти манипуляции стоит предоставить мастеру, потому как механизм чувствительный и предполагает аккуратных действий знающего свое дело человека.
Самостоятельная отладка механизма манеток
Если при плохой работе переключателя велосипеда чистка и смазка не помогают , то стоит задуматься о полной замене манеток.
Рассмотрим этапы разборки манетки:
- Снимаем корпус с рулевой трубы велосипеда. Откручиваем нижнюю часть корпуса и вынимаем, после чего откручиваем верхнюю часть;
- Далее можно увидеть верхние элементы, а именно храповой механизм с собачкой. Данный этап подразумевает чистку от грязи, если такова имеется и смазку элементов манетки;
- Щипцами откручиваем центровую гайку, вынимает рычаги и прижимающий элемент. Раскручиваем винтик, который держит остальной корпус с храповым механизмом и вытаскиваем его вместе с тросиком. Пластиковый элемент отделяем;
- Подтягивающую собачку разбирать не следует, так как сборка будет довольно долгая и трудоёмкая;
- Рычаги механизма необходимо раздвинуть, при помощи поддевания узкими клешнями пружины на месте стыка рычагов;
- Проводим чистку и смазывание элементов механизма;
- Сборка переключателя для велосипеда проводится в обратном порядке.
Итоги
Манетки – неотъемлемая часть любого велосипеда, имеющего более одной передачи на борту. Шифтера может быть два, отвечающих за передний и задний переключатели, может быть и один, в случае с современными трансмиссиями 1х10, 1х11, 1х12. В зависимости от стиля езды, выбирается подходящий тип манеток. Шоссейная дисциплина – пистолеты или моноблоки, горные дисциплины – триггеры, реже грипшифты.
Как и любой детали велосипеда, манеткам может потребоваться техническое обслуживание, которое при желании и опыте можно провести самому. Но в ином случае лучше довериться веломастеру.
2kls.ru
Манетки велосипеда (шифтеры): какие лучше, их ремонт
Время чтения: ~8 минут Автор: Сергей Морской 437
О том, что такое манетки велосипеда, знает каждый обладатель скоростного байка. Эти устройства участвуют непосредственно в переключении скоростей, с их помощью велосипедист легко и просто управляет перебросом цепи через звезды кассет. Деталь небольшая, но от ее состояния зависит, будет ли велосипед, как и нужно, скоростным, или же «застрянет» на одной передаче.
Что такое манетки, и как они устроены
Манетки – приводные устройства переключателей передач, закрепленные на руле велосипеда. Современные скоростные байки на 90% оснащены двумя системами переключения – передней и задней – соответственно, каждая оснащается своей манеткой. Слева на ручке руля располагается приводной механизм для переднего переключателя, справа – для заднего.
В классической системе переключения 3 Х 8 на каждую переднюю звезду приходится по 2-3 задних. По аналогии, одно деление левой манетки включает 2-3 деления правой. На велосипедах с одинарной системой переключения скоростей (только задняя кассета) или на планетарной втулке устанавливается одна манетка, на правой стороне руля.
Профессиональное название этих устройств – шифтеры. Внутреннее строение их довольно простое, включает в себя несколько сопряженных деталей:
- приводная ручка;
- подвижный блок;
- намотка;
- свободный рычаг;
- тросик переключения;
- пружинно-трещоточный фиксатор.
Классическое устройство приводной системы переключения скоростей
Ручка, которую приводит в действие велосипедист, заставляет изменять положение свободного рычага. Тот, в свою очередь, передвигает блок, на который наматывается или сматывается тросик переключателя передач. Пружинный фиксатор выполняет функцию закрепления положения троса на барабанном блоке и не позволяет переключателю самостоятельно перебрасывать цепь.
Таким образом, за счет изменения натяжения троса на блоке выставляется соответствующая передача. Крайне важно, чтобы механизм шифтера был отлажен, и одно деление на манетке точно соответствовало перебросу цепи ровно на одну звездочку. Если манетка работает исправно, но передачи не переключаются или перескакивают через две-три, то необходимо отрегулировать переключатель скоростей.
Виды манеток, их отличия
Изначально велосипедные шифтеры работали по принципу скольжения троса и фиксации тросика за счет гайки. Здесь передача определялась натяжением на корпусе манетки, примерно так, как было описано выше. Позднее в них стали устанавливать храповики, а метод изменения положения троса называется индексным.
Современные модели велосипедов оснащаются несколькими видами приводных механизмов:
- грипшифтовые;
- триггеры;
- тормозные — Dual control;
- пистолеты.
Манетки грипшифтеры изменяют натяжение тросика за счет перемещения барабана вокруг оси руля. Движение осуществляется вперед-назад, в центре расположен указатель, по которому выставляется передача. Другие модели могут оснащаться дисплеем со стрелками.
К достоинствам этих шифтеров относятся геометрическая целостность устройств, отсутствие выступающих частей и моментальное срабатывание при движении барабана. Отмечено, что грипшифты легкие в управлении.
Среди недостатков имеет место:
- случайное переключение;
- занимают много пространства на руле;
- поворотный механизм бюджетных моделей легко ломается.
Shimano-манетка типа GripShift
Триггеры – второй распространенный тип шифтеров, где переключение осуществляется за счет выступающих рычажков: натяжной и сбрасывающий. Первый повышает передачу, второй – понижает. Передняя и задняя манетки работают противоположно друг другу: повышающий рычаг передней является понижающим для задней, и наоборот.
Шифтер SRAM для 9-ступенчатого заднего переключателя
Преимущества триггеров:
- понятный принцип работы;
- рычаги легки на ощупь, не отвлекают от управления;
- нет риска случайного переключения как с грипшифтерами – руки на грипсах не задевают манетки.
Разумеется, есть и недостатки, с учетом которых грипшифты лучше триггеров:
- при падении велосипеда рычаги могут сломаться;
- тугое натягивание троса на быстрых перебросах через 2-3 передачи, что вызывает запаздывание переключения;
- неправильное совмещение с тормозными клешнями (правда, это больше «косяк» производителя велосипеда, нежели манеток).
Триггеры выпускаются в нескольких вариантах:
- рычаг и кнопка над рулем (Ez-Fire Plus) – бюджетные «шимановские» модели;
- с подрулевым размещением рычагов (Rapidfire) – Shimano высокого класса;
- Trigger: манетки SRAM с одним подрулевым рычагом, новые модели SRAM с подрулевым рычагом и кнопкой.
Dual Control, или тормозные шифтеры, приводятся в работу движением тормозного рычага в перпендикулярном направлении. Новинка была представлена фирмой Shimano. По сравнению с предыдущими типами, приводные устройства этого типа используются в узких кругах и устанавливаются на дорогие зарубежные модели.
Dual Сontrol не мешает управлению велосипеда даже при перемещении хвата. Также большой интерес представляет их конструкция, где тормозная клешня имеет две степени свободы. Можно сказать, манетки этого типа интегрированы в тормоза. Вместе с этим, имеется ряд серьезных недостатков:
Передний шифтер Dual Control
Пистолеты – манетки специально для гоночных велосипедов. Их устройство имеет аналогию с Dual Control тем, что механизм переключения передач и тормозной привод интегрированы и управляются единым рычагом. Чтобы затормозить, необходимо дернуть рычаг назад, для повышения передачи внутрь, а чтобы понизить ее – нажать на вспомогательный рычаг под клешней.
К весомому преимуществу этого механизма относится удобство управления в любом хвате, недостатки – высокая цена и низкое тормозное усилие.
Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на велосипеде
Рано или поздно шифтер может перестать корректно работать или вовсе откажет служить дальше. Подтягивание или ослабление троса может не решить задачу, поэтому потребуется замена старого механизма.
Новые манетки идут в собранном виде вместе с тросиком, поэтому собирать их «с нуля» не нужно. Все операции сводятся к снятию старой детали, установке новой и обязательной регулировке переключателей.
Как поменять шифтеры:
- Снимаем грипсы с руля велосипеда. Чаще всего они толще, чем охват хомутов манеток, и будут мешать снятию.
- Отсоединить тросики переключения скоростей от дерайлеров.
- Ослабить крепежные болты и снять манетки с руля.
После этого можно ставить новые детали на велосипед:
- Закрепить шифтеры на руле. Во время работы не смещаем тормозные ручки.
- Аккуратно продеть тросики через раму к переключателям.
- Подсоединить новые тросы.
- Отрегулировать переключатели, проверить работу новых манеток. Настройку надо проводить, когда оба тросика закреплены на переключателях.
Если манетки работают не очень хорошо, заедают на переключениях, можно воспользоваться альтернативным вариантом – переборка, чистка и смазка. При неисправном состоянии какой-нибудь детали можно поставить ее с аналогичной модели, тогда это ремонт шифтера. В любом случае, придется разбирать ее, и как это сделать, узнаем далее.
Переборка и ремонт на примере Shimano-шифтера:
1. Открутить болт нижней крышки, вытащить ее.
2. Снять верхнюю крышку, в которой находится индикатор скоростей.
3. Добираемся до храпового механизма с собачками. Распространенные проблемы, какие могут быть: попадание усиков, грязь или отсутствие смазки. В первом случае дальнейшая разборка имеет смысл, если вставить новую шайбу с усиками от другой манетки.
4. Откручиваем центральную гайку.
5. Вытаскиваем прижимную деталь и рычаги.
6. Откручиваем винт, который держит корпус.
7. Снимаем корпус, вытаскиваем храповой механизм с тросом.
8. Отделяем храповик от пластиковой шайбы.
9. На корпусе возле закрепления троса имеется подтягивающая собачка, ее не стоит разбирать, так как собрать будет достаточно сложно.
10. Разъединяем рычаги: поддеваем узкими клешнями пружинки на стыке рычагов.
11. Аккуратно протираем и смазываем все детальки шифтерного механизма. Установка производится в обратном порядке.
Вот так, на примере делается ремонт манетки. В работе самое главное – держать все детали отдельно друг от друга в поле зрения.
Заключение
Итак, в этой статье мы узнали, как устроены и работают манетки велосипеда, на какие типы они делятся, их плюсы и минусы. Поменять самостоятельно шифтеры на новые не составит труда, разборка также не должна вызвать никаких сложностей.
загрузка…
velofans.ru
Как разобрать и смазать манетки или произвести ремонт шифтеров велосипеда — Технологии
Веломанетки (шифтеры) – это специальные приспособления, которые крепятся в основном на руле и выполняют функцию переключателя передней или задней скорости, натягивая или ослабляя перекидной тросик.
Приобретая велосипедные манетки в интернет-магазине, следует знать, как правильно их разобрать и смазать в случае необходимости.
Алгоритм действий
- Снять приспособление с руля.
- Удалить верхнюю крышку, осторожно отсоединив при помощи отвертки верх и среднюю часть в районе указателя «темпа» (важно не потерять стрелочку).
- Отсоединить нижний колпачок (отходит от самой большой рукоятки).
- Осторожно отогнуть ножки (предохраняют фиксирующий болт).
- Раскрутить и снять проставку (открыть доступ к главной рукоятке).
- Ослабить пружину-спираль, прижав пальцем большую рукоять (может слететь с оси).
- Открутить болтик-крепеж на последней части корпуса.
- Медленно снять наибольший рычаг, спиралевидную пружину, втулку и малый рычажок вместе с шайбой.
- Вынуть сзади осевой болт, расположенный по центру.
- Заново смазать механизм, не разбирая его полностью, нанести при помощи шприца достаточное количество жидкого масла на поверхности, которые подвержены трению. Не переусердствуйте, чтобы не залить шифтеры. Затем стоит слегка «раскачать» их, распределяя вещество под каждую из деталей. После этого можно собрать в обратном порядке.
Как осуществляется ремонт?
Выделяют несколько видов неисправностей шифтера. Поломка абсолютно не зависит от того, приобретены недорогие манетки для велосипеда или брендовые. Ниже представлены распространенные проблемы и способы их решения.
- Значительный люфт рычагов (отошла гайка-фиксатор) – открыть снизу и уменьшить зазор.
- Неверное отображение выбранного ускорения (отлетела пружина возвратного положения стрелки) − переустановить деталь, предварительно отвинтив верхний колпачок.
- Наибольший «румпель» работает туго во время переключения. Причина может быть в загрязнении, сильном натяжении фиксирующей гайки, неправильной настройке или износе троса.
- Отсутствие реакции на сброс «темпа» (выжимается малый рычаг). Проблемы и их устранение аналогично предыдущему пункту: почистить, отрегулировать, нанести смазку или заменить определенные элементы. При механической поломке стоит купить переключатель скоростей на велосипед.
Шифтер застревает на переключателе ускорения. Причины:
- соскочила пружинка, механизм засорился – настроить или почистить;
- вышел из строя барабан из пластика для троса − заменить либо купить новое устройство.
Зная причины и способы устранения неполадок, вы сможете самостоятельно осуществлять мелкий ремонт байка.
sayanogorsk.info
Как установить тормозные ручки и манетки
Раньше, во времена, когда руль на МТВ шириной 700мм считался нормой, трудно было играться с расположением элементов управления на руле. По сути, вам были доступны только регулировка угла наклона тормозных ручек и манеток. Благодаря прогрессу это время прошло и теперь руль шириной 800мм не редкость в агрессивных дисциплинах. Конечно, ширина руля зависит от вашего телосложения, но этот момент скорее подходит для обсуждения в теме о выборе руля. Сегодня мы обсудим как же эргономично расположить тормозные ручки и манетки.
Надеемся, что вы уже выставили правильный угол наклона руля и надежно закрепили его в выносе. Если нет – то скорее бегите в нашу статью.
Для начала неплохо было бы прикинуть, как именно буду расположены тормозные ручки и манетки на вашем руле. Если вдобавок они имеют неразъемный хомут, то установкой грипс мы рекомендуем заниматься в последнюю очередь.
Хват руля
Очевидно, что от вашего хвата зависит эргономика элементов управления. Для удобства будем считать, что вы держитесь за края руля. А если у вас остаются неиспользованные сантиметры на руле, то какой смысл в таком широком руле?
Тормозные ручки
Установите тормозные рычаги так, чтобы вы тормозили только одним пальцем. При этом рычаг тормозной ручки не должен упираться в остальные пальцы. В противном случае в какой-то момент вам может не хватить хода ручек, и вы не успеете вовремя затормозить.
Расстояние от ручки до грипсы подбирается из расчета, что хоть одна фаланга пальцев находится за ней
. В таком случае вам не придётся тянуться за тормозным рычагом и терять драгоценные секунды в попытках его нащупать. Плюс такого расположения в том, что чем ближе ручка к грипсе, тем меньше устают пальцы на торможении. Практически все современные тормоза имеют регулировку расположения тормозного рычага.Угол наклона тормозной ручки зависит от стиля вашего катания. Если вы большинство времени проводите, крутя на плоскости или вверх, то ручки лучше выставлять под меньшим углом. И наоборот, если вы больше ездите вниз, то ручки стоит устанавливать под таким углом, чтобы вам удобно было тормозить в «атакующей» позиции.
Манетки переключения
Выберите такое положение манеток, при котором вы сможете легко достать до обоих рычагов переключения
Угол наклона манетки, подбирается такой, чтобы вам удобно было нажимать на рычаги переключения в любой ситуации.
Положение выносных кнопок для гидравлических подседельных штырей и блокировок вилок выбирается в последнюю очередь. Они не должны мешать вам использовать тормоза и рычаги манеток переключения и нет ничего страшного, если вы будете слегка тянуться к ним.
Усилие для затяжки
Усилие для затяжки всех элементов подбирайте с учётом возможного падения. Ручки не должны болтаться, однако будет гораздо лучше, если они будут проворачиваться от удара, чем ломаться, не так ли?
Во избежание путаницы старайтесь располагать все элементы управления на руле симметрично относительно друг друга. А экспериментировать с расположением ручек – это благое дело. Советы, написанные выше, позволят добиться максимально удобного положения именно для вас, удачной настройки!
Видео по теме:
bb30.ru
Манетка – это не мОнтека
Всем привет! Сегодня мы поговорим о манетках, или как их ещё называют шифтеры или переключатели скоростей, которые лучше всего подходят для туриста и туристического велосипеда.
Манетки — это часть механизма переключения передач. Механизм переключения передач ещё включает в себя суппорта переключения передач, тросики и кожухи. Чтобы определить слабость всей этой системы, советуем определить износостойкость самого слабого звена — тросиков, именно поэтому, не забывайте укомплектовать свои манетки и переключатели передач качественными тросиками и кожухами. Мы сегодня обсудим только манетки, а тросики и кожухи обсуждали уже здесь.
План нашего обсуждения:
1. Какие бывают типы переключателей передач. Их плюсы и минусы.
2. Какие манетки подойдут лучше для туристического велосипеда.
И небольшой бонус: что делать, если во время езды сломался переключатель передач и трос не натягивается на нужную передачу?? Или же, аналогичная ситуация — лопнул тросик передач?
Итак, манеток существует множество моделей и множество производителей. Мы советуем обращать внимание на производителей Shimano i Sram. Суть в том, что первый производитель лучше выпускает тригерные переключатели, а второй — грипшифты. Что это и как это мы расскажем дальше.
Существую фрикционные манетки, тригерные манетки, grip-shift (грипшифтовые, вращающиеся) манетки и Dual Control.
В основном, 4 типа манеток, которые мы описали выше можно ещё поделить на два типа: тригерные и индексные. Тригерные манетки не имеют четких границ переключения — путём натяжение троса Вы сами выставляете положение суппорта. А индексные имеют четкие пределы переключения, соответствующие каждой передачи — 1-е положение соответствует первой передачи, 2-ое — второй передачи и т.д. Такой тип переключения изобрела компания Shimano, и наименовала их SIS кажись 🙂
Первые в нашем списке — это фрикционные манетки, и это не удивительно, именно тригерные манетки были изобретены в первую очередь.
Несмотря на то, что тригеры уже практически не выпускаются современными компаниями, все же этот тип переключения пользуется спросом. Во-первых, такие переключатели стоят на шоссейных велосипедах дешевого класса, или же на винтажных. Но, можно ещё увидеть владельцев тригерных переключателей Tourney. Так в чем же суть этих тригерров? А суть проста — тригерный переключатель легко может исправить косяки в работе суппорта. Как это? Вот Ваш суппорт уже изношен и с 4 на 5 передачу не хочет переключать, все время только скачет цепь и все. А вот тригерным легко можно ещё чуть-чуть натянуть или расслабить цепь и передача переключится. Дело в том, что тригерными передачами Вы полностью контролирует процесс переключения. Да, переключение такими переключателями передач даётся не всем и не с первого раза, но научившись переключать, Вы сможете чётко и быстро устанавливать нужную передачу.
Тригерные манетки — самые распространённые переключатели, которые устанавливают и на дешёвые китайские велосипеды и на топовые велосипеды. Конструкцией и принципом действия они практически не отличаются между собой, но имеют существенное значение в качестве и дизайне. Для того чтобы понять в чем отличие, взгляните на фото. Видно сразу, что переключатели низкого класса имеют большие габариты и встроенные с тормозными ручками. Правда, это не есть плохо. Как показывает практика, пускай даже самого низкого уровня переключатели — главное чтобы были изготовленные из качественного материала. Тогда такие манетки работают очень долго. Если же Вы уже прошли стадию »начинающий» и желаете от велосипеда больше — тогда минимум Shimano Altus, а лучше и немного еще выше, Alivio, например. Официальная классификация компании Шимано гласит о том, что для начинающего туристического велосипеда лучше всего подходит линия Deore. Да, Deore — это класс, и если у Вас есть финансы — стоит начинать с этого, это однозначно. Ведь все запчасти из линии Deore — это оптимальное соотношение цена/качество.
Тригерные манетки имеют индексную систему переключения путём нажатия на две рукоятки, или как их ещё называют, гачки. Верхний гачек — он меньший и всегда ослабляет натяжение троса на один пункт, то есть, на одну передачу. Нижняя лапка — больше и отвечает за натяжения тросика на одну передачу. В современных тригерных манетках можно сразу же натянуть трос на 3-4 передачи вверх.
Какие выбрать — с тормозной ручкой, или без? Мы бы советовали переключатели отдельно от тормозной ручки. Таким образом, ремонтопригодность и экономичность велосипеда возрастет в разы. Ведь если манетка в одном корпусе с тормозной ручкой — то при повреждении крепления на руль, или переключения передач, или тормозной ручки, придётся менять весь блок.
Grip-shift переключатели — одни из самых простых и удобных переключателей. Но, по неизвестным причинам, их устанавливают только на дешёвые велосипеды и иногда на велосипеды средней ценовой категории. Эти переключатели похожи на мотоциклетную ручку, путём вращения рукоятки и натягивается или ослабляется трос. Они бывают на всю длину ручки руля, или только на два пальца. Второй вариант самый распространённый и удобный. В чем их преимущество перед всеми любимыми тригерными переключателями? Это переключения передач не разжимая пальцы и не расслабляя руки, при этом полностью контролируя велосипед. Это удобно, и просто. Также, грип-шифт переключатели ломаются редко, да и имеют компактную форму. Но сказать, что они лучше или хуже тригерных переключателей нельзя, ни в коем случае!!
И последний тип переключателей, которые мы с Вами рассмотрим — это Dual-control. Это переключатели, которые совмещены с тормозной ручкой, но не так, как тригерные. Попробуем просто объяснить принцип переключения. У Вас есть тормозная ручка, и она имеет два движения — на Вас (тормозит) и от Вас (отпускает пружина ручку, разжимая тормозные колодки). А вот Dual-control — это тормозная ручка, которая имеет ещё дополнительных два движения — это вверх и вниз. Путём нажатия на тормозную ручку вниз — передача переключается в одну сторону, поднятие ручки вверх — передача переключается в обратную сторону. Это прикольно, взять поиграться, да и только. Цена такого оборудования высока, да и надёжность не высокая, за счёт соединения двух механизмов — переключения передач и тормозного. К сожалению, очередные понты. Хотя, кто знает, может что-то и поменяется.
Так какие же переключатели лучше для туристического велосипеда?
Туристический велосипед должен быть практичным и надежным средством передвижения, а значит — дуал-контрол переключатели отпадают. Остаются три типа доступных. Как по мне, стоит выбрать между тригерными переключателями передач и grip-shift. Тут, кому что удобнее. Самое главное — это проверять все оборудование перед длительными походами на наличие износа, трещин и поломок.
И как обещали, бонусная часть
А что же делать, если переключатель вдруг поломался, например, левый переключатель, отвечающий за переключение передних передач? В таком случае трос ослабляется, и суппорт остается на первой передаче. Вам доехать домой всего 10 км, но крутить педали на одной из самых лёгких передач на такое расстояние — это глупость. Именно поэтому, следуйте нашему совету. Суппорт, независимо, передний или задний, имеет два регулировочных болта, которыми Вы и регулируете положение суппорта во время настройки передач. Так вот этими болтами и можно выставить положение суппорта на нужную передачу. Это лучшее, что Вы можете сделать в такой ситуации. Необходимый инструмент — это отвёртка. Нет отвёртки — можно нож, или ещё что-то плоское. Но просто закрутить болт так, чтобы суппорт поднялся в нужное положение Вы не сможете — либо сорвете резьбу, либо крестовину болтика. Нужно аккуратно пальцами натянуть суппорт, тогда сам суппорт не будет давить на болт, и Вы сможете легко закутить болт. Какой болт крутить? Есть там два болта «L» и «H», которые отвечают за пониженные и повышенные передачи соответственно. Так вот, пробуйте закрутить один — если суппорт пойдёт в нужное положение, значит это он, если нет — верните болт в исходное положение и закручивайте другой. Смотреть, выглядывать, обозначением «L» или «H» это долго, и лишне грузить себя теорией не стоит, ведь есть метод научного тыка 🙂
Вот и все секреты на сегодня, а чтобы быть в курсе новых наших секретов — подписывайтесь на е-мейл рассылку. Спасибо за внимание, с Вами была команда velo-travel.com!
P.S. В разделе «Все статьи сайта» Вы точно найдёте что-то полезное именно для Вас!
Ещё статьи по теме:
velo-travel.com
Что выбрать — грипшифты или триггерные манетки
Замечаю, что некоторые велосипедисты пренебрежительно относятся к грипшифтам, потому что этот тип манеток чаще всего можно увидеть на велосипедах низкого уровня.
Но это справедливо только в отношении шимановских грипшифтов, тогда как SRAM использует этот тип манеток и в топовых группах механики.
Если вы в процессе апгрейда трансмиссии или покупки нового байка столкнулись с выбором: грипшифты или триггерные манетки, то постараюсь перечислить достоинства и недостатки обоих типов.
Перечисленное ниже — мой личный опыт, который может идти вразрез с мнением фанатичных владельцев той или иной железяки. Сам я достаточно поездил почти на всех современных типах манеток (включая дуал контролы и шоссейные автоматы, хотя в рамках этой заметки это оффтоп), поэтому надеюсь, что моим наблюдениям можно доверять.
Триггеры лучше, потому что…
1. Высокая четкость переключения, если сравнивать тот же SRAM — триггеры будут переключать более четко, чем грипшифты аналогичного уровня.
2. Комфортное управление трансмиссией в момент торможения: как ни крути, но вращать барабан грипшифта, и в то же время тормозить указательным пальцем как-то не очень…
3. Переключение передач одним большим пальцем (у Shimano только на моделях триггеров выше среднего уровня). Это очень большое преимущество для активной езды: большой палец оперирует манеткой, указательный лежит на тормозной ручке, и три остальных крепко держат грипсу.
4. Возможность устанавливать манетки и тормозные ручки через адаптер типа matchmaker, что экономит место на руле. Грипшифты же отжирают не только место на руле, но и длину грипсы.
5. Не бывает случайных переключений, тогда как грипшифты могут самопроизвольно перещелкиваться, когда катаешь по каменистым трейлам и крепко держишь руль.
6. Триггерные манетки работоспособны в любых условиях, и в дождь, и в грязь, а вот мокрые барабаны грипшифтов скользят в руках, и это, на мой взгляд, огромный их недостаток.
Грипшифты лучше, потому что…
1. Мгновенное переключение — ты можешь проскочить всю кассету одним движением руки, как вверх, так и вниз, иногда это очень помогает.
2. При наличии привычки работа с передачами более удобна, так как барабаны грипшифтов являются продолжением грипсы, руки более органично лежат на руле.
3. Начинающим проще разобраться в логике переключения скоростей с грипшифтами, они интуитивно понятны, по сравнению с триггерными манетками.
4. Топовые грипшифты весят меньше триггеров, но этот пункт волнует только тех, кто сильно заморачивается на весе велосипеда.
______________________________________________
В целом, лично мне больше нравятся триггеры, и пожалуй, я бы не стал всем советовать переходить на грипшифты. Но также я знаю нескольких велосипедистов, которые ни за что не перейдут на триггеры, причем, катают они весьма агрессивно, и не жалуются на случайные переключения или неудобство с торможением. Думаю — это дело привычки.
Полагаю, что подавляющее число моих читателей ездит на триггерах (я сейчас — на грипшифтах), а какое у вас отношение к другому типу манеток — нет желания перейти?
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Читать также:
Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
kotovski.net