|
www.mathtask.ru
Древний Египет
Историко-географическое формирование Древнего Египта
На протяжении многих веков, Древний Египет просто притягивал к себе всеобщее внимание благодаря своей самобытности и культуре. Даже гордый за свою цивилизацию вавилонский народ был чрезвычайно удивлен положению дел в Египте. Египтяне делились своей мудростью с древнегреческими учеными и философами. Страна пирамид, благодаря изящной организации государства, заставила преклониться перед собой даже Римскую Империю.
Прошло много тысяч лет, а заинтересованность к Древнему Египту совершенно не утихла. Не определенный промежуток времени история Египта была скрыта под вуалью неизвестности. Всему виной был языковой барьер, а точнее знаковый, поскольку ученым не под силу было раскрыть тайну письма аборигенов. Пытаясь постичь таинственность этого народа, еще с самых древних времен, ломали головы историки античности, литературные деятели и члены философского направления. Лукиан — писатель, проживавший в I веке нашей эры, нарекала письмена изображенные на камнях «магическими знаками». Плутарх — исторический деятель затронувший I и II века, считал что, письмена египтян несут в себе символическую характеристику и описывают собой целые словесные выражения.
Иероглифы Древнего ЕгиптаМногие описывали египетские иероглифы. К их числу можно отнести Апулея и Геродота, а так же многих других деятелей оставивших свой след в истории. Однако по происшествии многих лет и кропотливой работе не одного поколения, только в XIX веке удалось разобрать таинственное письменно египтян.
В процессе расшифровки стало известно, что речь идет о великой и могучей цивилизации, которая цвела и процветала не одно тысячелетие назад у берегов Нила. И только теперь, наше поколение может оценить и осознать все величие, что было вложено египтянами в мировую культуру, искусство и науку.
В наше время сумели сохранить свое существование некоторые памятные построения имеющие огромное значение в истории, и способные описать ее фрагменты. К ним относятся:
- различные храмы;
- возвышения колоссов;
- обелиски;
- пирамиды.
Чаще всего такие памятники исписывались иероглифами. Их долго никто не мог прочесть. Лишь Ф. Шампольену (ученому из Франции) удалось найти зацепку позволившую сделать преимущественный шаг вперед в научном и историческом развитии. Однако по отношению к памятникам истории пришлось изрядно потрудиться, поскольку ветра и песок не особо чтят исторические реликвии. Археологам пришлось изрядно потрудится, дабы освободить древних узников из песочных объятий.
Таким образом, шаг за шагом освобождались целые города, а вместе сними и гробницы заключенные в скалы. В этих гробницах в середине II тысячелетия до нашей эры были похоронены египетские фараоны. Так как пирамиды были легкой добычей для грабителей, то помещали гробницы глубоко под землю при этом засекречивая.
Население и страна
При сравнивании с другими странами, в Египте раньше всего было сформировано общество рабовладельческого характера. Именно здесь, в первые на земле появилось государство.
Место расположение Египта — север и восток Африки. Древняя египетская земля обладала всей территорией долины у реки Нила. Сейчас в совокупности с долиной, к нему прилегает Восточное нагорье. Оно располагается среди Нила и Красного моря. С западной же стороны — это пустыня, где редко встретишь оазис, так называемое — Ливийское плоскогорье. Со стороны севера Египет омывается Средиземным морем, а с восточной — Красным. Между собой моря разделены всего лишь узеньким перешейком. Западная часть территории очерчена пустынной частью границы с малочисленным населением. Южная территория на тот момент проходила вдоль реки — это последние пороги Нила. А еще южнее их располагалась Нильская Эфиопия (Нубия).
Ученые полагают, что тысячелетия назад климат египетской территории обладал более мягкими нравами и количество осадков было гораздо больше. Считается, будто климатический сбой произошёл в период ледникового периода. С того времени Египет так и остался в том обличии, в котором мы его знаем: сухим, жарким, пустынным и со скудной живой культурой.
Такое положение длиться уже тысячу лет. А со стороны средиземноморья минимальное выпадение количества осадков, в то время как некоторые месторасположения не видят дождь по нескольку лет.
Нил — это самая величественная река во всем мире. Её длина составляет около 6500 км., а бассейн располагает площадью 2,8 млн. кв. км. Берет свои истоки Нил от реки Кагер, который в свою очередь питается от озер Киву и Танганьика, а впадает в озеро Виктория. Когда река течет из озера, то называется Виктория-Нил, но слившись с Бах-эль-Газаль рекой, начинает именоваться Белым Нилом. В момент слияния с Голубым Нилом, становиться — собственно Нилом. Затем вливается в Средиземное море. Самый ведущий и единственный приток самого Нила — это Атабара река.
Нил — это простейшим образом просто огромный оазис. Без этой реки, египетские земли были бы обычной пустыней сходной с Ливийской.
Отличительной чертой реки Нила в принципе является его способность к разливам. Такой водный режим просто незаменим в хозяйственном плане. Такое явление происходит на основании проходящих осадков в Африке, и плюс ко всему периодическое таяние снегов в горах. Все это питает реку и в период осени преобладает самый большой уровень воды, что и приводит к поверхностному излиянию воды. На основании таких затоплений повышается и плодородие почвы реки. Связано такое явление с илом, который приносится с водяным потоком и распределяется вдоль берега в результате разлива.
Дабы результативно использовать такие переполнения реки, были сооружены водохранилища и плотины, предназначенные для орошения. Поскольку места разливов самые плодовитые и водные, в них и преобладает наибольшая населенность людьми. И не зря, ведь это самая адаптированная местность для проживания во всем Египте.
Государственные образования в Египте
Много сил было брошено для поднятия Нила. Тем более, чтоб долина числилась в списке среди самых плодородных в мире стран. Кремневые залежи данной местности внесли большую лепту в производстве различных орудий. Первобытный Египет невероятно преуспел в этом деле и достиг высокого уровня.
На смену кремния, очень скоро поспешила медь. Поскольку медной руды по египетской территории было ничтожно мало, сырье доставали на Синайском полуострове. Этот источник располагается вблизи долины Нила и владеет большим количеством медных залежей.
Параллельно, с производительностью и усовершенствованием трудовых снастей, рос и набирал обороты в развитии общественных строй. В результате развития людям могли использовать природные ресурсы и силу самой могучей реки. Египтяне занимались равномерным распределением влаги, которой было в избыточном количестве по почве. Делали это систематически и в определенное время. Так же они избавлялись от безводных мест и почвы подвергшейся заболачиванию.
Благодаря усилиям не одного поколения, вся страна стала подобна сетке, сформированной перекрещивающихся между собой насыпных сооружений. Эта насыпь отграничивала друг от друга участки земли. К реке от участков прорывались дренажи создавая протоки. В момент разлива Нила эти ячейки наполнялись, а в процессе пропитывания почвы вода отстаивалась оставляя после себя ил.
Система орошения полей Древнего ЕгиптаСоздав систему орошения общины первобытного строя начали переходить к земледелию. Такой устрой позволял повышать количество выращенных продуктов питания, что позволяло им создавать запасной резерв. Благодаря этому зажиточные египтяне смогли присвоить значимую долю произведенного труда. Наверное ими были вожди, вскоре завоевавшие всю производительность.
Все известные сведения о тех временах нам даются лишь предположительно. Без сомнения известно только то, что египтяне развивались быстрее.
Аналогично с другими странами, египетский родоплеменной строй общества распался. Их сменил строй землевладения. Хозяева таких территорий объединялись с соседями для осуществления оросительных манипуляций. Началось разведение кроме мелкого уже и рогатого скота. Пшеницу и ячмень стали хранить в специальных местах обмазанных со всех сторон глиной. Отлов рыбы и ловля животных имели огромное значение в хозяйстве. В четвертом тысячелетии, а вернее вторая его половина, в гей зейские времена огромные успехи пали на участь земледелия благодаря использованию искусственного метода орошения. Дома выполненные из глинобитного материала говорили об оседлом образе жизни, а так же о смене рода деятельности — вместо охоты стало процветать скотоводство. Произошли изменения и в торговой промышленности. В систему начали входить продажи международного уровня и импорт на египетские земли продукции не их производства. Социальная культура также подвергается коренным изменениям. По размерам погребений ощущалось неравенство людей на финансовом уровне. Вожди, похороненные с роскошными атрибутами во многом отличались от обычных людей.
В эти времена появляется институт рабов. А вернее рабами становились из-за разбирательств военного характера между родовыми общинами и племенами. В силу нехватки производительного класса, не рационально было набирать пленников. При создании земледельческой культуры, которая приносит высокую урожайность, появилась потребность в увеличении трудовой силы. Таким образом, человеческий труд был определенно ценен поэтому применения нашли и пленным египтянам.
Из всего вышеуказанного следует вывод, что рабами снабжали войны. В эту эпоху на Египетской земле стали образовываться классы:
- господствующий класс — к ним относились родоплеменные знатные потомки;
- жрецы — зажиточный уровень;
- земледельческие общины — производители благ материального содержания.
Класс рабов в это время был малозначителен.
Благодаря разделению общества на классы было сформирована государственность. Ее главной функцией было соблюдение правильных отношений среди образовавшихся групп. Точной даты образования государственного строя назвать очень сложно.
На данный момент, среди исторических находок, имеются летописные древнеегипетские обломки приблизительно с середины третьего тысячелетия до н.э. На этих камнях были перечислены цари Египта с записями со времен их правления. Царей принято называть фараонами. Имя такого главного человека в Египте считалось священным, и без веских причин именем фараона никто не называл.
История древнего Египта, а вернее его царства принято делить следующим образом:
- Ранний.
- Средний.
- Новый.
- Позднее царство.
Правовые источники
Изначально обычай служил правовым истоком Древнего Египта. Во время образования государственности, правовым источником стал фараон с изданными им законами. Известно, что существовали кодификации, но были утрачены во временном потоке. До нашего времени сохранилось ничтожно мало сведений о праве египтян.
Египет обладал несколькими видами земельных участков:
- государственного плана;
- отданные под храмы;
- частная собственность;
- общинного характера.
Проводились разнообразные сделки с земельной собственностью: их могли подарить, продать, передать по наследованию.
К частному виду собственности относили и имущество движимое: различный скот, предмет инвентаря и другое.
Имели место определенные виды договоренности: договор по займу и найму, договор покупки и продажи, договор о сдаче в аренду земельного участка, договор поклажи и товарищества. При передаче земли от одного владельца другому следовали определенному распорядку, который включал: заключение нескольких договоров, платежные манипуляции, становление владельцем и участие в религиозном направлении.
В супружеских семьях, женщина занимала значимое положение в семейной ячейке. При заключении брачного договора во внимание бралось мнение как жены так и мужа. Женщина вступившая в брак имела право владеть своим приданым, и получить все семейное имущество. На развод могли подать обе стороны. Наследователями становились приемники не зависимо от пола. Составление завещания было присуще как жене так и мужу.
Ремёсла раннего царства.
Огромным шагом на пути производственного развития стало то, что египтяне начали добывать руду, а так же производить металлические орудия для работы. Этому свидетельствуют находки периода первой династии, которые составляли большое количество предметов медного происхождения без всяких искусственных примесей. Было найдено большое количество различных колющих и режущих предметов (иголок, резцов), а также различные бытовые инструменты в виде топора, гвоздей, щипцов, столовых приборов, украшений и другое.
Но помимо медной основы, применялся и более простой в добыче материал, такой как камень. Его использовали для тех же целей, что и медь. Свидетельствуют этому множества ножей кремневого происхождения, различные скребки и наконечники для стрел. Эти предметы были найдены не только в могилах низшего класса, но так же и в царских захоронениях. А именно царей первой и второй династии. Археологические находки говорят, что в древнеегипетские времена люди уже могли делать стеклянные предметы.
Древнейшим стеклянным образцом можно назвать бусину, которую нашли вблизи столицы Египта. Она была диаметром 9 миллиметров, и слегка зеленоватого цвета. Из этого можно сделать вывод, а именно то, что египетские земли считались местом рождения стекольного производства. Считается, что бусине уже 5,5 тыс. лет.
Развитие скотоводства и земледелия
Несмотря на сложные природные катаклизмы и условия, в Египте на удивление хорошо развивался такой род деятельности, как земледелие. И это при том уровне технического развития. Люди сумели подчинить себе Нил, благодаря которому могли производить не только оросительные манипуляции, но также повышать плодородие почвы.
Чтоб освоить реку и привести в действие оросительную систему, египтянам понадобились самые простые предметы: корзинки, чтоб перенести землю и мотыги дабы эту землю накопать. Таким образом, Египет на период правления первой династии был страной которая имела невероятное для этой местности плодородие.
Религия Древнего Египта
Египтяне верили, что жизнь не прекращалась в результате смерти. Они считали, что телесная оболочка умирала, а душа все также оставалась жить в другом мире, который был аналогичный нашему. И в этом параллельном мире, душа вместе с жизненной силой «Ка», вновь оживала.
Родственники умершего должны были предоставить ему все необходимое для достойной жизни в потустороннем мире. Если они не выполняли требования религии, то считалось, что душа усопшего «вернется вместе с ветром», дабы отомстить. Посмертным даром была так же и » Книга мертвых», в которой находились собрания заклинаний, способных отгородить умерших от опасностей.
Египетский народ считал, что и в том другом мире человеку свойственно занять такой же статус, что и в нашем.
Люди верили, что боги меняют свой облик при желании. Их часто изображали под видом животного — быка, кошки или же коровы. К примеру бога Себека, они представляли с крокодильей головой, а богиню Хатхор — изображали в обличии коровы или как женщину с коровьими рогами.
Процесс мумификации
Приблизительно с 3400 г. до нашей эры тела усопших мумифицировали, подготавливая таким образом к странствию в потусторонний мир. Они полагали, что это способ вечной жизни.
На 70 дней тело умершего должно было находиться в насыщенном растворе соды. После этого останкам нужно было пройти бальзамирование. Именно поэтому мумиям фараона удалось просуществовать не одно тысячелетие, только вот часто черные археологи портили процесс сохранения.
taboo.su
Разработка урока для 5-го класса по теме «Местоположение и природные условия Древнего Египта»
Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.
Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент
II. Тема урока
Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.
Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает их или опровергает.
– Итак, сегодня мы начнем изучать «Древний Египет».
Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.
III. Изучение нового материала
1. Географическое положение (15 мин.)
При объяснении первого вопроса учитель сначала
использует настенную карту «Древние государства
мира»
С помощью карты учитель показывает Древние
государства и задерживает внимание учащихся на
Африке, затем учитель показывает части света
и, показывая на Египет, просит учащихся
назвать положение государства относительно
сторон света.
Выслушав учащихся, учитель подводит их к
правильному ответу:
Словарная работа:
ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.
ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)
Объяснение учителя:
С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё
начало из больших озёр в Центральной Африке и,
минуя пороги (пороги учитель показывает на
настенной карте), течёт 700 км. в глубокой
долине, затем впадает в Средиземное море (показать
на карте), делясь на рукава образуя дельту
(обратить внимание учащихся на слайд на
котором дельта видна очень хорошо)
В долине и дельте Нила от порогов до моря и
возникло государство – Древний Египет (учитель
показывает на карте). К востоку и западу
расположены пустыни (учитель включает
следующий слайд). Жить в пустыне было
невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг
одни пески. Поэтому люди жили только в долине,
ширина которой составляла примерно 12-15 км.
Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.
2. Климатические условия (15 мин.)
Объяснение учителя: Климат в Египте
очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара.
Небо ясное, беспощадно палит солнце. От жары и
отсутствия влаги почва покрывается глубокими
трещинами. В таких условиях реки обычно
пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят
странные вещи: вода в нём начинает
прибывать, река выходит из берегов,
затапливая долину. Египтяне это объясняли так:
«Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть
пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у
него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее
наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов… А
на полях после разлива остаётся плодородный
слой. Поэтому мы поём богу благодарственные
песни».
Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в
том, что египтяне никогда не бывали в
Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В
начале лета там идут проливные дожди, и тает снег
на вершинах гор. Большие потоки воды
устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой
плодородный ил. Вода стоит до середины ноября,
затем Нил входит в свои берега, а плодородная
почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля
была очень плодородная.
Далее учитель предлагает учащимся работу с
таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить
по своему рассказу первый столбик.
– Те климатические условия, которые вы
выделили и записали в тетрадь, непосредственно
влияли на занятия древних египтян. С помощью
учебника попробуйте самостоятельно заполнить
второй столбик. (Учащимся можно предложить
работу в парах)
Климатические условия | Занятия египтян |
1. Солнечное тепло круглый год. 2. Отсутствие влаги в июне в пустыне. 3. Разливы Нила приносили влагу. |
Возделывание земли – стало основным занятием египтян. |
3. Занятия египтян (8 мин.)
– Нужно отметить, что земледелие стало главным
занятием в Египте гораздо раньше, чем в
большинстве стран мира. Землю легко было
обрабатывать при помощи мотыги, но при этом,
возделывание земли влекло за собой следующие
последствия. Какие?
1. Нил при разливах давал много влаги, а это
способствовало тому, что почва очень быстро
зарастала дикими растениями и превращалась в
джунгли. В джунглях водилось очень много
хищников, ядовитых насекомых, змей которые
представляли угрозу для жизни человека.
2. Для преодоления трудностей египтяне стали
объединяться в соседские общины. Дело в том,
что Нил орошал почву неравномерно – некоторые
участки затапливало, так что там
образовывались болота, а на некоторые участки
вода не попадала и почва при жарком климате
пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы
и каналы и регулировать распределение воды
искусственно.
Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:
ДАМБА – укрепления из насыпей глины и
тростника для защиты низменностей от затопления.
КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к
участкам.
3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный, и было образовано единое государство.
Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)
1. Государство Египет возникло на берегах Нила?
2. Египтяне в возделывании земли не испытывали
никаких трудностей?
3. Люди селились только по берегам реки?
4. Трудности объединяли людей в соседские общины?
Домашнее задание (3 мин.)
1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в
конце параграфа.
2. Выучить определение слов записанных в тетради.
urok.1sept.ru
Местоположение и природа Египта. История Египта
Египет – единственная восточная цивилизация, расположенная в Африке, на северо-востоке континента. И одна из древнейших на Земле. Её начало отсчитывают от рубежа IV–III тыс. до н. э. – то есть больше 6 тыс. лет назад. Эта удивительная цивилизация оказалась и самой устойчивой из всех древних стран: она просуществовала в своих границах (иногда расширяя их) почти 3 тыс. лет – в течение всей истории Древнего мира.
Карта Египта
«Египет укреплен со всех сторон самой природой», – так писал древний историк Диодор. Страна вытянулась вдоль русла огромной реки Нил. Место, где камни перегораживали русло и препятствовали судоходству, называлось первым порогом и считалось южной границей. С севера территорию ограничивало Средиземное море, на востоке и западе к реке подходили пески и горы Ливийской и Аравийской пустынь. Примерно за 200 км от моря Нил не удерживался в одном русле и делился на целый веер рукавов с плодородной равниной между ними – дельту.
Река Нил
Очертание Древнего Египта сравнивали с цветком лотоса на длинном стебле, с перевернутым деревом с корнями и со «змеей, которая энергичными зигзагообразными движениями пробирается сквозь пустыни к Средиземному морю и уже погрузила в него свою треугольную голову». «Туловище» этой змеи, то есть землю от первого порога до дельты, называли Верхним Египтом (он находится в верховьях реки), а «голову», то есть долину дельты, Нижним Египтом. Египтяне так и именовали свою страну «Тауи» – «Обе земли».
В Египте всегда жарко и сухо, дождей почти не бывает. Однако в июле вода в Ниле начинала прибывать, бурлила, меняла цвет, не удерживалась в своих берегах и разливалась. Посёлки, которые предусмотрительные египтяне строили на возвышении, превращались в островки, между ними плавали тростниковые лодки. Вода стояла три месяца, а уходя, оставляла на полях толстый слой плодородной и влажной почвы – ила. Такую землю достаточно было немного разрыхлить деревянной или костяной мотыгой и засыпать зерна, для верности прогнав по полю осликов, чтобы они копытами втоптали зёрна глубже. Вторым названием Египта было «Кемет» – «Чёрная земля».
Причины разлива Нила египтяне объясняли тем, что далеко на юге, в горном ущелье живет бог Хапи, который держит сосуды с водой Нила: если опустить сосуды, начинается наводнение. Сейчас мы знаем, что дело в тропических ливнях и таянии снегов на вершинах гор в районе истоков Нила, в самом центре Африки. Переполненные горные потоки увлекают за собой частички растений и почвы, и, перемешиваясь, они превращаются в ил. За тысячи лет берега покрылись многометровым слоем этого естественного удобрения.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Древний Египет Местоположение и природные условия: Материк
Древний Египет
Местоположение и природные условия: Материк — Африка, часть – северовосток Река — Нил (долина, дельта, пороги, бог Хапи) берет свое начало в озерах в Центральной Африке. Плодородные земли, на которых ведется земледелие, находятся в долине Нила, а место, где река распадается на рукава и впадает в море – дельта. Море – Средиземное. С востока и запада Египет окружают пустыни (Сирийская и Аравийская) Жаркий климат.
Дельта Нила Долина Нила
Разливы Нила Когда? Откуда вода? Почему в древности Египет называли «Черная земля» ? С июля по ноябрь Таяние снега на вершинах гор, сильные дожди, переполнение озер в Центральной Африке После разлива Нила на почве оставался толстый слой плодородного черного ила.
Ирригационная система Особенность земледельческого хозяйства ирригация – система орошения полей с помощью искусственных каналов, дамб, — водохранилищ, шадуфов Организация коллективного труда большого числа людей Жесткая организация, сильная централизованная власть
Благоприятные условия 1. Плодородная почва 2. Обилие влаги 3. Много солнечных дней в году 4. Естественные удобрения (ил) Неблагоприятные условия 1. Обилие болот и непроходимых топей 2. Наводнения 3. Отсутствие строевого леса 4. Нехватка металлов
Занятия населения Земледелие. Трудности: борьба с болотами и песками ( строительство каналов, дамб-насыпей, шадуфов) Пчеловодство. Скотоводство. Ремесла (гончарное ремесло, обработка камня, ткачество) Обмен (удобный Торговый водный путь по Нилу)
1 3 Изготовление папируса 2 5 4
Слои населения
40 царств войны 2 царства Северный Южный (Верхний (Нижний) Египет Победа! 3 000 лет до н. э. – образование единого Египта ( 5 тысяч лет назад)
Военные походы фараонов Цели походов: Укрепление власти. Расширение территории. Богатства Египетская армия: Воины – свободные лучники (каждый 10). Рода войск: пехота, лучники, копейщики, колесничие, разведка. Оружие: Луки, дротики (короткие копья), копья, топорики, кинжалы, мечи.
Направление Страны Юг Нубия Запад Ливия Северо- Через Синайский восток полуостров: Палестина, Финикия, Сирия Что привозили ? Золото Скот Медь Последствия походов: 1. Увеличение числа рабов. 2. Обогащение фараонов и вельмож. 3. Разорение рядовых земледельцев. 4. Превращение египетской армии в наемную.
Знаменитые фараоны Эхнатон и Нефертити В направлении Эхнатота (XIVв. до н. э. ) традиционные египетские божества были преданы забвению, и почитался исключительно бог солнца Атон. Борясь с отправлением культов других богов, Эхнатон закрыл их храмы и основал новую столицу. Предполагают, что царица Нефертити правила вместе с супругом и помогала ему насаждать культ Атона. После их смерти фараон Тутанхамон и его преемники возродили почитание прежних божеств. Имена Эхнатона и Нефертити были прокляты.
Знаменитые фараоны 2 1. Хатшепсут Эта решительная женщина правила Египтом около 20 лет Хатшепсут должна была стать регентом при юном пасынке, но захватила власть в свои руки. 2. Рамсес Великий Рамсес правил Египтом 67 лет. Он установил больше памятников и статуй, чем любой другой фараон. 3. Тутмос IV Этот царь знаменит тем, что приказал очистить Великого сфинкса в Гизе, засыпанного песками пустыни.
Знаменитые фараоны Тутанхамон Взошел на престол, когда ему было всего 9 лет. Очевидно, им правили верховные сановники. Они заставили Тутанхамона возродить культы старых богов, отвергнутых при его родителях.
Боги (более 2000) Своеобразие древнеегипетской религии Культ животных Заупокойный культ Мумификация Строительство гробниц
Великие Египетские пирамиды Самая большая пирамида – в Гизе для фараона Хофу (Хеопса)
СФИНКСЫ Согласно мифу о царе Эдипе, сфинкс – свирепое и смертоносное чудовище женского пола, пожиравшее людей, которые не смогли разрешить ее загадку.
Судьба государства В настоящее время государство Египет существует, но его заселяют арабы, не имеющие этнической общности с древними египтянами.
present5.com
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6
Параграф 6 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Знакомясь с главой, опишите:
1. Устройство государства в Древнем Египте (опорные слова: фараон, вельможа, писец, жрец).
Фараон был владыкой Египта. Ему подчинялись вельможи — царские советники и военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы — так называемый чиновничий и бюрократический аппарат государства. Власть фараона поддерживало сильное войско. Подавляющее большинство египетского народа трудилось на полях, на масштабных строительствах, в мастерских.
Важную роль в устройстве государства играли жрецы — служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом, поскольку владеет тайными знаниями. Храмам поступали большие подношения от фараонов. Жрецы были богатыми и могущественными, они имели возможность оказывать влияние на решения фараона.
2. Культурные достижения египтян (опорные слова: постройки, статуи, письмо, календарь).
Одними из самых знаменитых достижений древних египтян сегодня считаются их монументальные постройки — пирамиды и храмы. При их возведении был задействован труд сотен тысяч людей, миллионы тонн камня и уникальные для тех времен инженерные технологии. Большинство произведений искусства древних египтян легко узнать. Все они создавались по определенным канонам. Например, статуи скульпторы делали по большей части сидячими, ноги статуи сомкнуты, руки прижаты к коленям (или одна рука к груди), взгляд устремлен прямо. Все статуи создавались большого размера. На рельефах скульпторы изображали фигуры людей тоже по жестким канонам. Верхняя часть тела выглядела так, будто мы смотрим спереди, а ноги — будто смотрим сбоку. Голова повернута боком, но глаз изображен так, словно глядим человеку прямо в лицо.
Древние египтяне имели письменность. В египетском письме было более семисот иероглифов. Первоначально египетские иероглифы были просто изображением предметов, но в последующем их стали использовать для передачи согласных звуков. Впоследствии к иероглифам стали добавляться дополнительные рисунки, поясняющие, о каком именно понятии идет речь. Обучиться такому письму было сложно, поэтому умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.
Египтяне были сведущи и в математике, и в астрономии. Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь, и предсказывали, в какой день начнется разлив Нила, устанавливали дни, когда нужно было начинать посев или уборку урожая.
Объясните значение слов:
- Речные пороги — каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству.
- Речной ил — тонкозернистая мягкая горная порода из смеси минеральных и органических веществ, отлагающаяся на дне водотоков и водоёмов.
- Оазис в пустыне — расположенный около естественного водоёма, изолированный от других крупных массивов растительности и воды, островок растительности в пустыне.
- Рельеф — выпуклое изображение на камне.
- Фараон — современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом. Греческое слово Фараон заимствовано из Библии, оригинальное же египетское название правителя выглядело так per-oa буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Обычным же наименованием египетских царей было выражение «принадлежащий Тростнику и Пчеле» («несу-бити»), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту, либо просто «повелитель обеих земель» («небтауи»)
- Столица — главный город государства, место расположения правителя и аппарата государственной власти.
Проверьте себя
1. Определите словами местоположение Египта на карте мира.
Древнее государство Египет располагалась на северо-востоке Африки по берегам реки Нил от первого порога до Средиземного моря.
2. Расскажите о разливах Нила.
Река Нил берет свое начало в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, неся с собой плодородный ил (частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород). Каждый год в июне начинается разлив Нила. Прибывающая вода делает реку мутно-зеленого, а затем и красного цвета. Воды реки разливаются, затапливая всю долину до самых горных обрывов. В ноябре Нил возвращается в свои берега и вода становится голубой и прозрачной. После разлива на полях остается не только влага, но и плодородный ил. Именно на этих полях, а также на полях, оснащенных ирригационными системами, египтяне выращивали высокие урожаи, способные прокормить многочисленное население страны.
3. Как образовалось единое государство в Древнем Египте?
Сначала на территории Египта было около сорока небольших царств, воюющих друг с другом. В конце концов долина Нила оказалась поделенной на два больших царства — Северный (Нижний) и Южный (Верхний — название было дано по направлению течения реки Нил) Египет. После долгих войн Южный Египет окончательно подчинил Северный Египет. Это произошло около 3 тысяч лет до нашей эры. Повелителей всего Египта называли фараонами. Столицей единого египетского государства стал город Мемфис.
Поработайте с картой (см. с. 33). Найдите 1-й нильский порог, дельту Нила, древнюю столицу единого государства в Египте, полуостров, богатый залежами медной руды. Определите его название.
- Под цифрой 1 на карте мы отметили первый нильский порог.
- Под цифрой 2 — столицу единого государства Египет город Мемфис.
- Область под цифрой 3 обозначает традиционный регион Северного Египта — дельту Нила.
- Цифрой четыре мы обозначили Синайский полуостров, богатый залежами медной руды.
Рассмотрите иллюстрации
1. Сравните изображённую на фотографии (см. с. 35) природу Египта с природой тех мест, где расположена ваша школа. В чём различия?
На картине мы видим реку Нил, зеленеющую травами пойму реки, редкие деревья южного типа (пальмы, акации), правда почему-то не видим заросли тростника по берегу реки. В долине мы видим светло-коричневые участки — возможно, это ил, оставшийся после разлива. Пойма реки ограничена крутыми скалами. Вероятно, это начало зимнего периода, когда Нил находится в своих обычных берегах, а берега еще полны влаги.
В моем регионе очень много зелени, травы и деревья. Есть река, но нет гор. Для моего региона в отличие от Египта характерен большее количество деревьев и постоянный зеленый покров в летний период.
2. Предположите, почему на древнеегипетской плитке из камня (см. с. 36) изображён человек огромного роста.
Речь идет о палетке Нармера. У нее есть две стороны — аверс и реверс. На аверсе смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы, которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны.
В верхнем регистре, над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычьим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп. Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками. Внизу изображён бык, разбивающий рогами вражескую стену и олицетворяющий царя.
На обратной стороне палетки изображён царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счёта означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников.
За головой пленника справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».
Внизу палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин могут изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.
Стоит обратить внимание, что изображенные на палетке фигуры имеют разный масштаб. Традиционно в египетских рисунках и рельефах размер фигуры зависел от социальной значимости персонажа. Именно поэтому фараон изображен самым большим на рельефе.
Подумайте. Что означают слова из хвалебной песни египтян Нилу: «Все живут благодаря ему»?
Чтобы понять эту фразу, достаточно посмотреть на примерный перевод гимна, посвященного Нилу.
«О Нил, всемогущий, дарующий жизнь среди скал и пустыни!
Долина твоя — как зеленый оазис надежды.
Акации, пальмы, высокий папирус растут вдоль твоих берегов.
И много животных и птиц находят еду и защиту в густых этих зарослях.
Когда же вода убывает в тебе, О великий Нил,
То солнце, светило небесное, землю кругом иссушает.
Живое в долине твоей, умирая от жажды,
К тебе с мольбой обращает печальные взоры,
Молясь неустанно великому ХАПИ, послать поскорее разлив твой,
Вернуть жизнь в долину.
Когда же вода твоя красная вновь появлялась с верховьев.
О Нил, все живое кругом ликовало от счастья, развивалось и пело.
Хвала тебе, Нил, приносящий с водою и ил плодородный, который,
Когда ты в свои берега возвратишься, дает урожаи не малые,
Кормит людей и дает им уверенность в завтрашним дне.»
На примере этого текста мы видим, насколько сильно зависела жизнь египтян от ежегодных разливов Нила. Река Нил действительно была самой жизнью для египтян.
history-gdz.ru
Древний Египет и Русь: некоторые вопросы истории, мифологии и языкознания
Предисловие
Нашу книгу можно было бы назвать, по-детски наивно, “Радуга”, такое поэтическое название, кроме всего прочего, носит и символический характер. Радуга – это атмосферное явление, вызванное преломлением лучей солнечного света в капельках дождя. Радуга – это символ завета, который был дан Богом своему верному служителю Ною: “Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между мною и между землею” (Быт.9.13). “Радуга” – древнее слово индоевропейцев, этимология (значение) которого остается невыясненной для нас (по сведениям этимологического словаря Шанского и Бобровой).
В этой работе речь пойдет не о радуге, естественно; радуга, как символ солнечного света и солнечной религии древних наших предков, поможет более образно воспринять ту информацию, которая и содержится в книге. Морфология слова “радуга” очень характерна для слов индоевропейских языков, в смысле многокоренного их состава. Слово “радуга”, несомненно, является многокоренным и состав его следующий: ра-ду-га(ка). “Ра делает двойника” или “Ра кажет душу (или двойника)” – только так необходимо читать и понимать это слово. Ра – имя Верховного Бога древних наших пращуров-индоевропейцев; ду – де – да – do (и пр.) – различные формы глагола действия, этот глагол известен почти во всех индоевропейских языках; ка (га) – это слово известно в древнеегипетском языке и переводится как “двойник”, “душа” (в русском языке известно в форме “как”).
Следовательно, заглавие нашей книги (если бы мы назвали ее “Радуга”) можно было бы прочитать: “Явление Бога” или “Ра показывает Себя” и т. п. Что же касается видимого сходства слова “радуга” со словом “дуга”, то и здесь нет никакого противоречия, пожалуйста: радуга – дуга Бога (Ра). А слово “дуга” в современном значении – часть окружности, видимо, стало пониматься много позднее, когда из сознание народа ушло религиозное его значение. Интересно, что слово “дуга” по-английски, например, пишется как “arc”, и в некоторых других индоевропейских языках оно звучит как “арка”. На английском языке радуга – arch; “arch” также означает: арка, свод, главный, старший, древний. Слово “архат” в индуизме означает возвышенный, очищенный. Речь идет о том, что “арка” – это “Рака” (смена порядка этих букв закономерна, сравни Яр – Ра), т.е. “Бога (Ра) двойник”, как и в русском языке. Символичность и значимость слова “радуга” теперь более понятна. Прочитав же всю книгу о Ра, читатель поймет, что это действительно и есть Его (Бога Ра) “явление своему народу”.
Введение
При изложении материалов исследований принято обосновывать актуальность выбранной темы. Стало модным ссылаться на исторический момент, на задачи стоящие перед нами, на необходимость того-то и того-то в свете того-то и того-то.
По нашему мнению, исторические изыскания не могут быть не актуальны, тем более, если проблемы решаемые при этом относятся к застарелым, “глухим”, решение которых отложено на неопределенное время. К числу таких неразрешенных проблем относятся, рассматриваемые здесь вопросы происхождения древнеегипетской цивилизации, проблема идентификации племен трипольской археокультуры и тайна их исчезновения с исторической сцены, а также тема этногенеза славянских народов.
Важность заявленных проблем в академическом, чисто научном, познавательном плане очевидна. Прикладное значение исторических, культурологических материалов также не вызывает сомнений. Практика современности показала, что отставание гуманитарных наук перед лицом бурно развивавшихся в последнее время технических и естественных наук ведет к большим социальным потрясениям и политической нестабильности. Поэтому здесь отстаивается тезис о необходимости дальнейшего развития гуманитарных наук, в том числе истории, культурологии и филологии. “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой” закреплены в традициях, языке, духовной жизни народов, и являются огромным фактором современности, который отражается на всех уровнях бытия. Если же говорится о факторе, влияющем на жизнь народов, на отношения межэтнические и межгосударственные, то, следовательно, нельзя недооценивать эти факторы – их надо изучать, а результаты таких исследований использовать в культурной и политической практике.
Основной целью предлагаемой работы является доказательство принадлежности древних египтян к индоевропейской общности народов. По мнению автора, тема, как раз, и содержит элементы огромного общественно-политического и духовного значения. В соответствии с этими целями в работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- Современное состояние египтологии, ошибочность ее основных построений;
- Краткая археологическая справка по истории индоевропейских народов;
- Документальные свидетельства связи Древнего Египта с прародиной египтян, Причерноморьем;
- Мифология Древнего Египта, универсальность и всеобщность религиозных воззрений индоевропейцев;
- Язык – древнейший памятник культуры.
Таким образом, объектом настоящих исследований является индоевропейская общность народов, его многовековая история, культура и религия.
Необходимость проведения настоящих исследований диктуется, кроме всего прочего, потребностью в исправлении ошибочных, повсеместно признанных и тиражируемых знаний. Появление большого числа новых археологических сведений и возможность обобщения больших массивов информации позволили сделать, на мой взгляд, интересные наблюдения, ранее не освещаемые в литературе и претендующие называться новыми.
Итак, гипотеза, которая будет представлена на суд читателей, сводится к утверждению, что корни древнеегипетской культуры, науки и религии являются индоевропейскими, а прародина древнейших жителей Египта лежит на севере Евразии, в степях и предгорьях Причерноморья. Предками древних египтян были выходцы с юга России, а именно племена энеолитических археокультур: кукутени-триполье, древнеямной и майкопской. По признанию же многих известных ученых, существует тесная связь энеолитических племен Причерноморья и Поднепровья с русским славянским праэтносом.
Глава 1. Египтология сегодня
Феномен египетской цивилизации, вот уже который век, возбуждает интерес многих исследователей истории своей таинственностью, величием материальной культуры и развитостью общественных отношений. Исследования Египта, памятников его культуры начались, по большому счету, не так давно – в XVIII веке. Но написанных к настоящему моменту трудов по египтологии очень много, особо надо подчеркнуть повышение интереса к культуре Египта в последнее время.
Долгий период основным источником знаний о Египте оставались Библия и труды античных авторов. Принадлежность Египта к арабскому, мусульманскому миру в эпоху средневековья наложила печать секретности на все, что было связано с Древним Египтом и его культурой. Лишь когда завязались активные контакты с арабским миром, начали поступать и обрывочные сведения о таинственной стране. Конечно, информация доходила до “просвещенной” Европы через арабских торговцев и звездочетов еще раньше, но бум в изучении египетской культуры был начат только в начале XIX века, после военной египетской экспедиции войск Наполеона.
Эпохальным событием в египтологии считается расшифровка иероглифической письменности французским египтологом Шампольоном в начале XIX века. С этого момента изучение истории и культуры Египта пошло семимильными шагами.
Эта глава могла бы составить основное по объему содержание работы, но автор, преднамеренно обозначив этот раздел, очень кратко освещает эту тему. Слишком много трудов написано, и одно их перечисление займет много места, а результаты этих трудов сводятся к ошибочному выводу: Египет – страна древняя, таинственная и совершенно непонятная. Что, характерно, так это то, что материалы исследований и памятники культуры Древнего Египта совершенно не подтверждают такой пессимистический вывод.
Чтобы иметь представление о результатах работы многих поколений ученых, вернее представление о трактовке их трудов, приведу две небольшие выдержки из изданий солидных и авторитетных. Первая цитата взята из Советского Энциклопедического Словаря (СЭС), 1990 года издания. Сведения в данном справочнике не совсем еще устарели и их можно считать официально и научно признанными.
В статье “Египет” читаем: “Древнее государство – один из древнейших очагов цивилизации. Историю Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4 – 3 тыс. до н. э.), Среднего (до 16 века), Нового (до конца 11 в.) царств, поздний и персидский (11 – 4 вв., в 6 – 4 вв. под властью персов), эллинистический (4 – 1 вв. до н. э.), в составе государства Птолемеев. Завоеван римлянами в 30 г. до н. э.”. Такова периодизация истории Древнего Египта. Дописьменный период истории Египта совершенно неизвестен, а археологические раскопки и культурные памятники древнейшего периода трактуются неоднозначно. Данные археологии говорят нам об относительно позднем культурном заселении долины Нила (около III тыс. до н. э.). Это следует из того, что каких-либо находок на территории Египта, относимых к периоду ранее III тыс. до н. э. и свидетельствующих о высокой культуре автохтонного населения, не обнаружено. Следовательно, есть основание говорить о заселении Египта пришлым народом. Откуда он пришел, какой это народ – об этом речь пойдет в следующих главах.
Вторая выдержка взята для характеристики религиозных воззрений и мифологии древних египтян, вернее сказать, для характеристики современных “научных” знаний о религии и мифологии древнего народа. Название, цитируемого справочника, “Религии мира”, издан он в 1994 году издательством “Белфакс”. Привожу цитату из этого справочника:
“Письменность в Египте была не развита примерно до 3100 г. до н. э. … все сведения о религии Египта до этого времени могут быть лишь предположительно восстановлены по предметам, найденным археологами. Такими предметами, возраст которых на 2000-3000 лет старше указанного периода, являются преимущественно амулеты охотников и земледельцев…
Боги Древнего Египта … представляют собой … полуживотных – полулюдей. По правде говоря, нам мало известно о религиозных верованиях в Египте, так как сами древние египтяне теологических исследований не проводили.…(?) В Древнем Египте не было священной книги, подобной Библии или Корану, которая была бы принята в качестве божественного откровения. У древних египтян были свои мифы, примерно как у древних греков. Мифы рассказывали об отношениях между богами, но не многие из них дошли до нас в первоначальном виде… Наряду с мифами существуют еще молитвы и гимны богам, напоминающие псалмы Старого Завета. Известны также и книги мудрости, в которых, как в библейской Книге Притчей, содержится все – от практических советов до общих теологических рассуждений о природе жизни…
…Кроме того, существует множество магических заклинаний, которые также могут считаться религиозными памятниками….
…Главные боги Египта:
– Амон, царь богов, покровитель фараонов, со временем стал отождествляться с богом-солнцем Амон-Ра;
– Анубис, бог мертвых, хранитель гробниц и захоронений;
– Атон, солнце – короткое время считался верховным и единственным богом;
– Хатор, богиня-небо – позднее богиня-корова, богиня любви и танцев, принцесса подземного царства и возлюбленная звезд;
– Гор, бог Нижнего Египта, бог-небо;
– Исида, царица богов, великая богиня мать. Богиня земледелия и плодородия;
– Хнум, бог Верхнего Нила, создатель богов, людей и вод;
– Тот, бог-луна – впоследствии бог учений и мудрости, создатель письменности;
– Осирис, бог плодородия и земледелия – впоследствии верховный бог Египта вместе с богом Ра и бог мертвых;
– Себек, бог-вода – иногда отождествлялся со злом и смертью;
– Пта, бог мертвых, бог созидания и плодородия;
– Сет, бог-суховей, он был убийцей Осириса;
– Ра, бог-солнце, верховный бог, царь богов, отец человечества и покровитель царей”.
Настоящая цитата в общих чертах дает представление о современных знаниях египтологии, они действительно кажутся не совсем исчерпывающими. Еще уместно добавить, что авторским коллективом, выпустившим этот
объемный труд, являются профессора ведущих университетов Европы и Америки.
Однако, положение вещей не такое уж плохое, как нас пытаются уверить светочи западной исторической науки. Огромное количество древних папирусов, настенная письменность и рельефы, благоприятнейшие климатические условия для сохранности памятников старины (сухость, песок), письменные свидетельства других народов об истории и культуре Египта – все это составляет обширнейший материал для исследователей и гарантирует выработку однозначных выводов по проблемам египтологии.
Одним из основных проблемных вопросов египтологии, как уже отмечалось, является вопрос происхождения древнеегипетской цивилизации. Где зародилась культура Древнего Египта, откуда пришли египтяне? Ведь совершенно определенно известно, что долина Нила была заселена пришлым народом внезапно, где-то в 3000 г. до н. э. и этот народ уже тогда отличался высокоразвитой культурой и религией, вскоре стал обладать письменностью. Археологические данные говорят, что до 3000 г. до н. э. всю территорию Древнего Египта заселяли неолитические племена с очень низким культурным уровнем развития.
Интересно, что вопрос этот не остался без внимания, и его вроде бы решили просто и определенно: египтяне пришли с территории пустыни Сахары. Нашлись и объяснения, каким образом проживали древние египтяне в песках, были представлены и доказательства этой гипотезы. Решил эту непосильную задачу египтолог, профессор Мори.
В одном из оазисов ливийской пустыни им была обнаружена мумия девочки, мумифицирование было произведено по египетским правилам. Датировка захоронения была выполнена при помощи радиоуглеродного метода (С14), и определилась 3450-м годом до н. (какая точность). Этот факт, якобы, все объясняет: отсюда пришли высокоразвитые племена в долину Нила. Так как самые ранние артефакты культуры Древнего Египта датируются 3200 г. до н.э., а мумия, найденная в Сахаре – 3450 г. до н. э., то ученые делают вывод: “Найденные в Сахаре останки девочки, мумифицированной по египетскому методу, датируются ранее появления египтян в долине Нила, значит, египтяне пришли из Сахары, а следы их истории в Сахаре скрыты сейчас под песком”. Все логично, если только не брать во внимание тот факт, что точность определения возраста мумии методом “С14” составляет, по мнению У. Либби – автора метода “С14“, 250 лет. Как точно умеют считать египтологи, смотрите: 3450 – 3200 = 250 (лет). Если даже и ошиблись в определении возраста, то ведь все равно мумия была захоронена не позднее появления египтян на берегах Хапи. Эту завораживающую историю “научного” поиска поведал польский историк, исследователь древностей, Зенон Косидовский в своей недавно вышедшей у нас книге “Часы веков. Тайны археологии” (издательство “Остожье”, Москва, 1997).
К сожалению, уважаемый автор не знаком с проблемами датировки археологических древностей. По свидетельству многих авторитетов археологии, радиоуглеродный метод (С14) не настолько точен и надежен, чтобы по результатам только одного этого анализа можно было производить независимые датировки. При контрольных замерах радиоуглеродный способ дает ошибки до тысячи лет, поэтому применение его на практике возможно только совместно с другими методами датировки (по осадочному слою, дендрохронологическим, астрономическим и др.). Подробно и убедительно о несостоятельности радиоуглеродного метода, как абсолютно независимом методе датировки, рассказывается в книге Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. “Русь и Рим” (издательство “Олимп”, Москва, 1997).
Таким образом, с трудом выстроенное доказательство африканского происхождения древнеегипетской цивилизации не выдерживает проверки. Другой, поддерживаемой многими египтологами, гипотезой происхождения древнеегипетской цивилизации выдвигается гипотеза о том, что прародиной египтян является Красноморское побережье Африки (или Аравии?), так называемая, страна Пунт. Эта гипотеза также слабо аргументирована и не имеет под собой достаточных оснований, о чем будет сказано в главе 3. Вопрос же о происхождении древнеегипетской цивилизации остается пока отрытым.
Другим “шатким” камнем в основании египтологии является причисление древних египтян к афразийской этнической группе, родственной семитскому населению Северной Африки и Аравии. Вопрос о языке древних египтян настолько запутан, что разобраться в нем можно, только отвергнув многие наработанные по этой теме знания. Действительно, многозначность переводов письменных памятников, произвольная огласовка слов, изначально ошибочная направленность научного поиска, заданность ожидаемого результата – все это вместе вызывает большие сомнения, если не в информационной ошибочности прочтения древних текстов Египта, то в огласовке и транскрипции – наверняка, а это искажает язык до неузнаваемости. Что и произошло. Лингвисты и египтологи, по сути, выдумали новый язык, не похожий не на один существующий. Разве такое возможно? Неужели можно прочитать слово совершенно по-разному, на разных языках, воспринимая при этом однозначно информацию, которую несет данное слово? Можно, в качестве примера рассмотрим слово “баст” или “бастет”, что означает имя египетского божества в образе кошки, прочитано оно было без огласовки “бст“.
“Баст” ни на одном известном
lah.ru