Это беларусь: Это Беларусь текст песни, слова

Дело о выдаче Софьи Сапеги передали в суд Смоленска. Это ошибка — она там не жила

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Leonid Shcheglov/BelTA/TASS

Суд в Москве из-за ошибки в базе данных отправил на рассмотрение в Смоленск дело о выдаче осужденной россиянки Софьи Сапеги из Беларуси в Россию. Как выяснила Би-би-си, прокуратура перепутала последнее место жительства девушки на родине — указанные в решении суда улица и дом на самом деле находятся в белорусском городе Лида, где она жила до приговора.

Пресненский райсуд Москвы решил, что представление ФСИН о передаче россиянки Софьи Сапеги для отбывания наказания в Россию должен рассматривать Промышленный райсуд Смоленска. Сапега осуждена за публикацию данных силовиков в оппозиционном телеграм-канале «Черная книга Беларуси»: 6 мая 2022 года ее приговорили в Беларуси к шести годам колонии общего режима за «разжигание социальной вражды» и «незаконный сбор и распространение» персональных данных.

С учетом уже проведенного под стражей времени ей остается провести за решеткой три года и 11 месяцев.

О передаче Сапеги в Россию договорились с ее согласия генеральные прокуратуры обеих стран — об этом просили родители девушки. По закону отбывать наказание она должна в российском регионе, который был ее последним местом жительства на родине. Именно там суд должен определить ей срок лишения свободы и вид колонии по статьям УК РФ, соответствующим вынесенному в Беларуси приговору.

Адрес на улице Тухачевского

Информация прокуратуры о том, что Сапега жила в Смоленске, оказалась сюрпризом для ее родителей и адвокатов.

Сапега в семилетнем возрасте переехала с матерью из Владивостока в Беларусь и больше в России никогда не жила. Но управление МВД по Приморскому краю, куда обратился адвокат девушки Игорь Гришин, отказалось предоставлять информацию о последнем месте жительства Сапеги и ее матери, сославшись на защиту их персональных данных. В итоге дело поступило в суд Пресненского района Москвы, где находится Минюст России — без указания прежнего адреса Сапеги.

В четверг прокуратура по запросу суда представила карточку Сапеги из закрытой базы данных АС «Российский паспорт» (копия документов есть у Би-би-си) — в ней указано, что девушка в 2012 году жила в Смоленске на улице Тухачевского. Пока суд в совещательной комнате выносил решение о передаче дела по подсудности, адвокаты успели выяснить, что в Смоленске на этой улице вообще нет номера дома, указанного в карточке прокуратуры — зато такой дом на одноименной улице Тухачевского есть в белорусском городе Лида. Именно там Сапега жила с матерью, а перед приговором отбывала домашний арест.

Но на решение суда эта информация повлиять уже не могла. Адвокат Сапеги Игорь Гришин сказал Би-би-си, что защита будет обжаловать решение о передаче дела в Смоленск. Ранее он просил направить дело во Владивосток — где жила Сапега и по-прежнему живет ее отец. Кроме того, защитник считает, что по российскому УК девушке могут назначить меньший срок, чем в Беларуси и отправить ее не в колонию, а в колонию-поселение.

По словам Гришина, защита надеется, что пока будет решаться вопрос об этапировании Сапеги в Россию, Лукашенко может ее помиловать.

Два приговора и одно помилование

Софью Сапегу вместе с ее тогдашним бойфрендом, оппозиционным блогером Романом Протасевичем, задержали в мае 2021 года в минском аэропорту — для этого власти Беларуси принудительно посадили самолет авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс.

Протасевич был главным редактором оппозиционного телеграм-канала NEXTA и фотографом лидера белорусской оппозиции в эмиграции Светланы Тихановской. В Беларуси Протасевич внесен в список террористов.

Сапега до задержания в Минске училась в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе и администрировала оппозиционный телеграм-канал «Черная книга Беларуси». Там публиковали персональные данные силовиков, которых оппозиция считала причастными к жестокому подавлению протестов в Беларуси после президентских выборов 2020 года.

Автор фото, EPA/STRINGER

Подпись к фото,

Роман Протасевич на акции протеста в Беларуси в 2017 году

Протасевич и Сапега, проведя месяц в СИЗО, признали вину, стали сотрудничать со следствием и находились до суда под домашним арестом. Дальше их судьба сложилась по-разному.

Протасевич в тюрьму уже не вернулся — в середине мая его помиловал президент Беларуси Александр Лукашенко (несмотря на это, Протасевич по-прежнему находится в белорусском перечне организаций и физлиц, причастных к террористической деятельности). Перед этим суд приговорил Протасевича к восьми годам лишения свободы, но до вступления приговора в силу оставил его под домашним арестом.

  • Бывшего главного редактора Nexta Романа Протасевича помиловали в Беларуси
  • Суд в Минске дал восемь лет Роману Протасевичу
  • Суд в Беларуси приговорил россиянку Софью Сапегу к шести годам заключения

Сапегу судили год назад, суд отправил ее в колонию. Помиловать ее президент Беларуси Александр Лукашенко отказался.

«После помилования Протасевича, который втянул девушку в эту историю, заставить ее отсидеть шесть лет выглядело бы совершенно негуманно, — считает адвокат Гришин. — Это самая главная надежда, что Лукашенко благосклонно к ней отнесется».

По белорусскому закону повторное ходатайство Сапеги о помиловании может быть рассмотрено лишь через год (в январе 2024 года), но если в деле обнаружатся заслуживающие внимания новые обстоятельства — то раньше.

По словам Гришина, активное участие в судьбе девушки принимает губернатор Приморского края Олег Кожемяко, который, по его данным, общается с Лукашенко. В конце мая СМИ сообщали об их предстоящей встрече.

Другой адвокат семьи Сапеги Антон Гашинский ранее говорил Би-би-си, что помиловать ее в России может и Владимир Путин.

Какой срок грозит Сапеге в России

Сапегу признали виновной по двум статьям белорусского УК. Основной состав преступления, за которое ее осудили — умышленное возбуждение социальной вражды и розни, совершенное группой лиц и повлекшее тяжкие последствия (ч. 3 ст. 130 УК). За это полагается от пяти до 12 лет лишения свободы — белорусский суд назначил ей шесть лет.

В России такое преступление соответствует ст. 282 УК РФ. Она предусматривает за «возбуждение вражды в интернете» до пяти лет (первая часть статьи), а если преступление совершено с использованием служебного положения или организованной группой (вторая часть) — до шести лет. В зависимости от того, какую из этих частей выбирает российский суд, Сапеге могут сохранить либо шестилетний срок наказания, как в приговоре, либо уменьшить его на год, говорил Гришин.

Автор фото, EPA/TOMS KALNINS

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Кроме того, Сапегу в Беларуси судили за незаконный сбор и распространение сведений о частной жизни силовиков, повлекшие причинение вреда правам и интересам потерпевших. С 26 мая 2021 года за это полагается до пяти лет лишения свободы, и если бы самолет с Протасевичем и Сапегой посадили на три дня позже, ей мог бы грозить более жесткий приговор.

Но по статье, действовавшей на момент захвата самолета, сбор данных «потянул» всего на один месяц ареста, и в приговоре был поглощен более строгим наказанием «за разжигание вражды». Так что суд в России, ожидал адвокат Гришин, должен определить ей наказание только по одной статье — 282 УК РФ.

Гришин и еще один адвокат Сапеги Владимир Андрусенко считают, что исходя из приговорп белорусского суда, российский суд должен применить более мягкую часть ст. 282 УК РФ и назначить ей пять лет лишения свободы.

Поскольку по российскому УК это преступление средней тяжести (а не тяжкое, как в Беларуси), защита просит отправить Сапегу не в колонию, а в колонию-поселение. Осужденные там содержатся без охраны, носят свою одежду, свободно передвигаются по территории, а с разрешения администрации даже могут жить вне этой территории.

Если суд с этим не согласится, Сапеге оставят в России прежний шестилетний срок, и отбывать его ей придется в колонии общего режима.

  • «Ты словил этого красавца?» Как люди Лукашенко охотятся за белорусами в России
  • Суд в Петербурге разрешил выдать в Беларусь Яну Пинчук. На родине ей грозит до 19 лет колонии
  • Власти Беларуси вынудили рейс Ryanair сесть в Минске. На борту был экс-редактор протестного канала Nexta

После того, как Сапегу этапируют в Россию, девушка сможет заявить ходатайство о замене неотбытой части наказания более мягким или об условно-досрочном освобождении, говорил Би-би-си адвокат Гришин. Но этот вопрос должен решаться уже в другом судебном процессе, с изучением характеристики из колонии и других аспектов ее дела, уточнял он.

По приговору Сапеге в счет шестилетнего срока зачли время, которое она провела в СИЗО (день там засчитывается за полтора дня в колонии) и под домашним арестом. Это примерно год и один месяц, подсчитала Би-би-си.

В колонии Сапега сидит уже год. То есть уже отбытая ею в Беларуси часть наказания составляет два года и один месяц.

По УК РФ и Беларуси после отбытия половины шестилетнего срока у Сапеги появится шанс на условно-досрочное освобождение. Би-би-си подсчитала, что просить о нем она сможет следующей весной. А если в России ей смягчат наказание до пяти лет, шансы на УДО появятся уже этой осенью

Кроме того, треть шестилетнего срока уже прошла — и по УК РФ, оказавшись в российской колонии, она сможет просить о замене лишения свободы принудительными работами. Это более мягкий вид наказания — когда осужденные находятся не в колонии, а живут под надзором в общежитиях исправительных центров и с разрешения администрации могут покидать их территорию в выходные и праздничные дни.

  • «Прошу, не стоит винить Рому». Мать Софьи Сапеги получила первые письма от дочери
  • Лукашенко отказался помиловать Софью Сапегу. Она написала об этом письмо родителям
  • «На преступления сподвигли молодость и глупость». Россиянка Сапега попросила Лукашенко о помиловании

«Человека и маленькую девочку внутри не загубишь»

В своих письмах семье из колонии Сапега писала, что она «заскучала» и «устала»: «Износилась, думаю, это слово подходит. Ходишь-ходишь, а куда идешь, не понимаешь. Еще заметила в последнее время за собой желание, чтобы меня пожалели и покачали. Например, ты, мам, — писала Софья своей матери Анне Дудич, которая поделилась с Би-би-си фрагментами писем. — Я не помню, когда в последний раз испытывала подобное желание. Наверное, в особенно агрессивной среде начинаешь нуждаться в капельке сердечности и понимания. Человека и маленькую девочку внутри не загубишь, но лицо держишь каменное».

В первых письмах, еще до приговора из следственного изолятора, Сапега просила мать не винить в своем задержании Протасевича. Би-би-си публиковала фрагменты тех писем с разрешения матери Софьи.

Подпись к фото,

Отрывок из письма Софьи матери

«Единственный страх, терзающий меня, — это страх отстать. Отстать от жизни, она ведь такая нестатичная. Боюсь выйти никем и абсолютно ненужной обществу, — писала Сапега в 2021 году. — Страшно, что так и не защитила диссертацию. Сегодня третье число, день, когда я должна была утром защитить магистерскую диссертацию, а вечером отправиться с Ромой в ресторан, пить шампанское, кушать пасту, встречать лето, целоваться и любить. Однако вышло все несколько иначе. Вместо этого утром я позавтракала кашей, потренировалась, а вечером выпила чай с печеньем. Одна. Не было защиты, не было Ромы, ресторана и холодного шампанского. Не было праздника и любви. Но зато был чай. Об этом очень горько думать, но кажется, в жизни еще много всего случится, а я это пропущу. Мне не хотелось об этом писать, но поделиться мне не с кем и я не удержалась. Простите».

В новых письмах Сапега рассказывает про свой быт в колонии: «Долгое время не снились сны, а теперь каждую ночь. В них я получаю то, что недоступно здесь, так что во снах все классно, а наяву не очень. В остальном все как и прежде, распорядок дня не изменился, труд за утюгом тоже. На завтрак была рисовая каша».

Сапега в письмах также делится, что испытывает вину за переживания матери: «Побереги себя. И да, мне действительно страшновато от мысли, что когда все закончится, вместо того, чтобы выдохнуть и жить, ты сломаешься. Это тоже моя вина. В общем еще раз: береги свое ментальное и физическое здоровье. Кислородную маску сначала надевают на себя, а потом на другого, помнишь? Маски, самолеты… ох».

Дела о передаче Егора Дудникова и других россиян из Беларуси в Россию

Би-би-си рассказывала еще об одном россиянине, осужденном в Беларуси по делу о протестах 2020 года — 23-летнем Егоре Дудникове, отбывающем 11-летний срок в Беларуси за озвучку роликов оппозиции. Сам он объяснял, что таким образом просто зарабатывал деньги и говорил, что после ареста у него выбивали признательные показания.

  • Россиянина Дудникова в Беларуси приговорили к 11 годам колонии. Он озвучивал протестные ролики
  • Мать Егора Дудникова просит власти России забрать сына из тюрьмы в Беларуси
  • В СИЗО КГБ Беларуси посадили еще одного россиянина. Ему вменяют озвучку оппозиционных роликов

Дудникова приговорили к сроку в колонии усиленного режима, но его положение оказалось еще более тяжелым — молодого человека сочли злостным нарушителем правил и добились его перевода на тюремный режим.

Мать Дудникова еще в июле 2022 года просила власти России забрать сына из Беларуси в российскую колонию. Она писала письма в Минюст и посольство России, жалуясь, что не может получить свидания с сыном, поскольку живет в России с младшим ребенком. В декабре Минюст ответил Дудниковой, сообщив, что запросил в Беларуси материалы, необходимые для рассмотрения вопроса российским судом, но ответа от белорусской стороны не получил.

Дудникова сказала Би-би-си в мае, что у них нет никаких новостей об экстрадиции сына в Россию. По ее словам, он «в состоянии ожидания». «И неизвестность, конечно, нас очень расстраивает», — добавила она.

Автор фото, vk.com

Подпись к фото,

В январе 2021 года россиянина Егора Дудникова приговорили к Беларуси к 11 годам колонии

Дудников в конце 2022 писал родным из СИЗО, что год, который он провел в заключении в Беларуси, был «не из легких»: «Но отнюдь — мы все без дела не сидели, каждый занимался тем, чем надо было заняться… Я уже не тот, кем был. За спиной 21 год жизни, и толком не сделал я ни-че-го. Стыдно, но правда такова. Хочу ли я нового образования — да! Буду ли я работать на учебы — да! Врать не буду: как? что? почему? Я не знаю! Но я справлюсь!»

В отличие от резонансного дела Сапеги, проблемы других заключенных в Беларуси россиян, как и Дудникова, власти решать не спешат. Например, осужденный за кражу россиянин Тихомиров (его имени в карточке дела нет), просивший в январе 2022 года перевести его в Россию, в феврале отозвал свое ходатайство, которое суд в Москве даже не успел рассмотреть.

В целом суды в Москве с момента начала протестов в Беларуси в августе 2020 года зарегистрировали около двух десятков дел о передаче осужденных россиян, выяснила Би-би-си. Решения по ним публиковались не всегда, но все эти дела, судя по доступным данным, не касались «политических» статей.

Большинство россиян, просивших отправить их досиживать в Россию, были приговорены в Беларуси по статьям, связанным с наркотиками. В Пресненский суд Москвы, который рассматривал дело Сапеги, с 2016 года поступило более десятка аналогичных дел. О переводе в Россию в основном просили осужденные за наркотики, но также за убийство, тяжкий вред здоровью и грабеж.

Если суды в России удовлетворяют ходатайства о передаче, осужденные нередко их обжалуют, не соглашаясь с тем, как российский суд посчитал срок, который им предстоит досидеть на родине. Снижения срока иногда удается добиться в апелляции.

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Twitter

Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.

ВКЛ – это белорусское государство и белорусская история

 

Historians: Какое место история Великого княжества Литовского занимает в исторической науке современной Беларуси? История ВКЛ — наиболее популярный период или нет?

Наталья Слиж: История ВКЛ с начала 1990-х стала важным направлением в белорусской историографии. Значительно выросло количество тем и публикаций. Интерес к этому направлению вызванный Николаем Ермаловичем не угасает и сейчас. Если сравнить с советским периодом, то, не смотря на сложные условия, в белорусской науке явный прогресс в этом направлении. Однако, если посмотреть на достижения белорусский исследователей межвоенного периода, то уровень развития нашей науки был бы несомненно выше, если бы мы не утратили такое количество замечательных историков из-за репрессий. Отрицательные последствия их уничтожения ощущаются и сейчас. С периода независимости Беларуси история ВКЛ несомненно стала популярным периодом, который имеет еще и налёт романтичности, как золотой век для истории Беларуси. К нему часто обращаются СМИ. Для исследователей период ВКЛ также имеет важное значение, однако он требует достаточно высокой квалификации и знания языков, с чем не каждый может справиться. Но сейчас проводить исследования стало легче, так как этому способствует интернет: электронные библиотеки, оцифровка источников и т.д.

Hist: Какие научные центры занимаются изучением истории ВКЛ, есть ли “сеть” исследователей? Ваша книга «Шлюбныя и позашлюбныя стасунки шляхты Вяликаго Княства Литоyскаго в XVI-XVII вв.» издана на белорусском языке в Смоленске. Насколько Смоленск и издательство «Инбелкульт» важны для белорусского книгоиздания за пределами Беларуси? Как бы Вы оценили состояние нынешней белорусской гуманитарной периодики?

НС: Достаточно сложно говорить про наличие у нас научных центров. Отдел в Институте истории Академии Наук или кафедра в университете не означает, что тут целенаправленно работают по ВКЛ. Скорее мы можем говорит об отдельных учёных, которые заинтересованы в разработке той или иной темы связанной с ВКЛ. Сеть исследователей в свое время мы создавали на базе Гродненского общественного объединения молодых учёных «ВИТ». При сотрудничестве с коллегами из Польши, Литвы, Украины, Беларуси, России нам удалось реализовать интересные проекты по историографии, провести конференции. Формальной сети не было, это скорее группа исследователей, которая общалась, обменивалась опытом. Такие контакты существуют и сейчас как между белорусскими коллегами, так и с зарубежными. В Смоленске книгу выдал беларусский журнал «Архэ», который кроме периодики издает еще книги. Так сложились обстоятельства, что издаваться проще в Смоленске. Относительно зарубежных изданий хотелось бы отметить Białoruskie Zeszyty Historyczne в Беластоке. Журнал очень высокого научного уровня, где публикуются беларусские и зарубежные авторы з темами по истории Беларуси. Кроме того, периодически выходят книги. Если характеризовать беларусскую историческую периодику, то действительно хороших и популярных журналов мало. Интересные издания выходят благодаря частным инициативам, а не институциям. По моему мнению, отрицательное влияет требование оформления статей по образцу принятому ВАК для диссертаций. Эти бессмысленные ссылки в квадратных скобках создают лишние проблемы для авторов и читателей. А написание большой статьи по этим требованиям превращается в издевательство и трату времени. По этому статьи для таких изданий небольшие по объёму, с малым списком литературы.

Hist: Как активно взаимодействуют белорусские историки со своими коллегами из Литвы, Польши и Украины при изучении истории Великого княжества Литовского?

НС: На сегодняшний день взаимодействие осуществляется очень широко: совместные проекты, конференции, сборники, журналы. Стало нормальным явлением, когда конференция по ВКЛ носит международный характер. В беларусских и зарубежных журналах мы можем рядом увидеть фамилии историков разных стран. Современные технологии создают условия для контактов. Конечно, важно быть в курсе последних тенденций в зарубежной историографии, т. к. в современных условиях непрофессионально писать работы, основываясь только на историографии своей страны.

Hist: У многих исследователей ВКЛ складывается впечатление о присущих этой стране «демократизме» и защите прав населения (конечно, только элиты), но не является ли эта «демократия» скорее метафорой, надиктованной особым видом источников (уголовные дела и судебные акты), чем более сложными трактовками статусных зависимостей и пограничных реалий?

НС: Сложно говорить про демократию в феодальных условиях, когда есть сословия, которые априори лишены прав. Если смотреть шляхту, то законодательство — это одно, а практика — это другое. Выборы на соймики и соймы не означали, что сама система демократичная и в ней нет места для коррупции и преступлений, и что шляхта действовала только в интересах государства. При чем ситуация для XVI и XVII вв. — тоже разные ситуации. Если в XVI в. — это период окончания формирования сословья, то XVII в. , особенно конец века, — это деградация сословия. Война 1654-1667 гг. показала абсолютную неспособность феодальной системы для развития государства и необходимость реформ, которые не состоялись. Конечно, на тему шляхты можно очень много рассуждать. По теме написано много работ. Более интересная ситуация наблюдается в городах с магдебургским правом, где можно было воздействовать на своеволие урядников. Магистратские книги очень интересно показывают умение или неумение мещан самоорганизоватся, решить вопросы города.

Hist: Какие главные стереотипы относительно истории ВКЛ существуют в белорусском обществе? Как история ВКЛ подается в школьных учебниках? Например, в украинском школьных учебниках период ВКЛ подается как «экспансия», «захват» и т.п.

НС: Основной стереотип в обществе — это излишняя романтизация шляхты. Как мне кажется он был необходим в 1990-х, а сейчас есть смысл подходить к вопросу более взвешено. Приоритетной должна стать региональная история и «возвращение» возможности быть услышанными для всех сословий. Про школьные учебники мне сложно говорить, в школе не работаю. Но как в украинском ключе у нас не может подаваться, ВКЛ — это беларусское государство и беларусская история.

Hist: В 2015 году вышла Ваша книга «Шлюбныя и позашлюбныя стасунки шляхты Вяликаго Княства Литоyскаго в XVI-XVII вв.», посвященная брачным отношениям и регулированию сексуальных отношений в браке (и вне его) в среде элиты ВКЛ. Вы бы не могли кратко рассказать нашим читателям, которые, возможно, еще не познакомились с Вашей работой, каким был «среднестатистический брак» среди элиты ВКЛ; что считалось нормой, а что нет?

НС: Нормой считался юридически оформленный брак. Это означало наличие договора, оформление вена, приданное, выдача его семьи. Так же должно было состоятся венчание. Брак, как правило, был между людьми равного социального и материального статуса. Были и между сословиями браки, если в этом была необходимость. Но шляхтич мог дать шляхетство жене и детям, а шляхтичка — нет. Важное значение имели имущественные отношения, по этому все необходимые элементы фиксировались юридически. Конечно, были случаи нарушений норм права: невыдача приданного, вена меньше либо больше нормы, похищение невесты и др.

Титульная страница из панегирика на свадьбу Яна Скарульского и Людовики Цехновецкой

Hist: Какие были наказания за уклонение от тогдашних «норм поведения» (супружеская измена, изнасилование, нетрадиционная сексуальная ориентация; что из упомянутого было характерно для шляхты)?

НС: Супружеская измена, изнасилование карались смертной казнью, но исполнение приговора зависела от настойчивости и желания жертвы. Факты изнасилования хоть и встречаются в судебных книгах, но не всегда заявления сопровождаются судебным решением. Но в обществе, конечно, это трактовалось как серьезное правонарушение. Также супружеская измена не всегда предавалась огласке, хотя изменяли и мужчины, и женщины. Нетрадиционная сексуальная ориентация не была характерна для ВКЛ. Статуты не имели даже соответствующей статьи, но при необходимости могли использовать магдебургское право и другие своды законов, чтобы наказать смертью.

Hist: Что известно о браках, брачные стратегии и сексуальной жизни других сословий ВКЛ в XVI-XVII вв.?

НС: Значительно больше информации сохранилось про мещан. Судебные книги содержат информацию от браков до нарушений против семьи и морали. Мещанство было неоднородным. Урядники стремились соединить узами брака своих детей. Статус в обществе и материальное состояние также имели значение. Для гродненских мещан считались перспективными женихи-мещане их Кёнингсберга. Они занимались торговлей, медициной, имели доход. Среди мещан и крестьян встречались случаи добрачных отношений, измен, изнасилований и др. Например, могилевский магистрат осудил Ілью Онапреевича в 1619 г. на смерть за измену жене. В Гродно мешчанка Раина Загурская получила такое же решения суда за связь с евреем Шымкам Хаимовичем в 1668 г. Слуцкий замковый суд вынес двум крестьянинам смертные приговоры за зоофилию в 1687 г. В судебных делах встечатся разная информация по теме. Однако, учитывая особенности сохранения источников по ВКЛ мы не можем тут проводить статистичкские исследования.

Hist: Какой состояние и перспективы изучения женской истории в Беларуси?

НС: Женская история в Беларуси перестала быть маргинальной и негативное отношение к этому направлению воспринимается просто как каменный век. Конечно, в этом направлении ещё есть темы для исследования. Меня очень порадовало, что когда я собирала материалы для тематического номера «Архэ» (2011, № 11) по женской истории, то исследовательницы с вдохновением и энтузиазмом отнеслись к проекту. К нему присоединились также исследователи. В результате получился популярный номер не только среди профессионалов. Конечно, развитию направления способствует наличие исследовательского центра, тематические конференции и сборники. При чем больший эффект, когда центр работает по конкретному историческому периоду. Например, это успешно реализовывается в западных учебных заведениях. В Беларуси нет соответствующего исследовательского центра, однако такая проблема у нас существует и по другим темам.

Людовика Каролина Радзивилл (1667–1695)

Hist: В своей книге Вы пишете о межконфессиональных отношениях и многоконфессийном ВКЛ, однако проблема конфессионализации — это вопрос не только соглашений, но и длительных конфликтов. Чем можно определить конфессионализацию на территории ВКЛ (Беларуси)? И насколько межконфессиональность важна сегодня, или это уже только историческое определение?

НС: ВКЛ была страной с разными конфессиями (православие, католицизм, уния, протестантизм). Каждая приходила в свой исторический период, имела свои взлёты и падения. Для государства значительно проще быть монорелигийным, это убирает много конфликтов. Наличие полирелигийной ситуации всегда давало почву для борьбы за влияние, деньги и прихожан. Религиозный вопрос так же становился предметом политической манипуляции. Видя ситуацию в ВКЛ через частные документы, я не вижу много позитива в полирелигиозной ситуации, а также осторожно отношусь к такому понятию как толерантность, которую часто употребляют, характеризуя религиозную жизнь в ВКЛ. Меня радует, что Беларусь сегодня светская страна. Религия не является руководствующей догмой для решения светских дел. Так и должно оставаться, каждый должен заниматься своей сферой. Для нас важно бесконфликтное сосуществование конфессий.

Hist: В этом же контексте вопрос о роли иезуитов в истории культуры и возникновении светских инициатив? На территории Беларуси до советской власти не было светского университета, (университет был в Вильно), но в раннемодерные времена крупные города этого пространства («белорусская часть» ВКЛ) имели иезуитские коллегиумы (Пинск, Гродно, Орша, Полоцк и т. д.), соответственно не трансформированные для светских потребностей. Еще вопрос: существует ли миф об общей образованности в раннемодерное время?

НС: Относительно образования, то Вильно я никогда не отрываю в своих исследованиях. Этот город был примером для всей страны и рассматривать историю Беларуси без него неправильно. Конечно, систему образования до XVIII в. во многом держали иезуиты. А с XVIII ст. Просвещение делает более светским не только образование, но и общество. О светских инициативах иезуитов говорить сложно. Из таких достаточно успешных вещей – это аптеки. Но я бы это больше отнесла к бизнесу, чем к светской инициативе. Мифа об общей образованности не существует. То, что книгопечатанье сделало возможность получить книгу для более широких слоев, не означала её доступность. Образование стоило очень дорого. Действительно, оно было только для богатых. Даже в шляхетском обществе уровень образованности стал повышаться с середины XVI в., когда это стало необходимым для получения должностей и участия в политической жизни. Например, в документах XV-начала XVI в. мы встречаем печати, но подписей нет. Люди не умели писать. В мещанском сословии образованными были только урядники магистрата. Обычный мещанин не умел писать и читать. В документах гродненского магистрата я часто встречаю информацию, что при продаже вместо продавцов документ подписывалим урядники. Если говорить об образовании среди женщин, то шляхтянки владели элементарными навыками письма и чтения. Среди мещанок это было редкостью. Самым необразованным сословием было крестьянство, а это большая часть населения.

Hist: Над какими темами по истории ВКЛ Вы сейчас работаете?

НС: Сейчас я продолжаю работать по истории шляхты. Это история семьи, женская история и другие направления. Так же много внимания уделяю истории Гродна в XVI-XVIII вв., где важное место занимает мещанская семья, брак, судебная власть и др. В последнее время у меня появились статьи по истории сексуальных отношений в ВКЛ. Тема оказалась очень актуальной.

Hist: Спасибо Вам за интервью.

Наталья Слиж — кандидат исторических наук, сотрудник филиала «БИП – Институт правоведения» (г.Гродно, Беларусь).

Это Беларусь, одна из «лучших» стран мира для жизни

Мнение

В Беларуси доступ к независимой информации является самой большой угрозой для авторитарного государства. Один видеоблогер, Сергей Тихановский, путешествует по стране, документируя повседневную жизнь в период, который называют последней диктатурой в Европе.

Статья, первоначально опубликованная в VG

Эта статья, написанная в соавторстве с директором HRHF Марией Дале и председателем правления Бернтом Хагтветом, была первоначально опубликована в ежедневной газете VG на норвежском языке в среду, 24 июня 2020 г. Ссылки на даты были обновлены, чтобы совпадать с выпуск на английском языке 30 июня 2020 г.

Всем хорошо известно, что наше правительство нелегитимно. Президент не избирается. Я не выбирал его.

Такова оценка белорусских властей, которую рассказал житель Глубокого белорусскому видеоблогеру Сергею Тихановскому.

(имеются английские субтитры)

Интервью под названием «Женщина из Глубокого говорит всю правду о Лукашенко» было просмотрено на YouTube более миллиона раз с момента его публикации в апреле.

В десятиминутном ролике женщина обрушилась на президента страны Александра Лукашенко, железной рукой правящего Беларусью с 1994 года. Она описывает будни, когда заводы разорены, колхозы лежат в руинах и общественные здания ветшают. Заработная плата низкая, в то время как государственные служащие богатеют.

Сергей Тихановский является одновременно независимым блогером и оппозиционным политиком, что привело к его частым арестам белорусскими властями. В конце мая он получил 15 суток административного наказания за «организацию несанкционированного массового мероприятия».

У его собственного YouTube-канала «Земля жизни» почти четверть миллиона подписчиков. С момента запуска в марте прошлого года его видео набрали почти 30 миллионов просмотров — впечатляющее число для страны с населением чуть более девяти миллионов человек.

Стиль видео Тихановского сочетает в себе журналистику и интервью с людьми с хорошей долей юмора и сарказма. На автодоме он ездит по регионам Беларуси. Стоя перед ветхими домами, заброшенными фермами или дорогами в плачевном состоянии, эпизоды часто начинаются со следующего утверждения: «Это Беларусь, одна из лучших стран в мире для жизни».

В стране, где государство полностью контролирует все телеканалы, YouTube-канал «Земля для жизни» стал передышкой для белорусов, жаждущих информации о том, что на самом деле есть в их собственной стране.

Если вы родились в Беларуси после 20 июля 1994 года, то за всю свою жизнь вы будете знать только одного главу государства. Вы жили в государстве, которое систематически подавляло политическую оппозицию и независимую прессу.

Правозащитники регулярно подвергаются преследованиям. Критики сажают в тюрьму по сфабрикованным обвинениям. 70 процентов экономики страны контролируется государством. Сын президента возглавляет совет безопасности страны. Там он контролирует, среди прочего, мощный орган безопасности страны, который для простоты до сих пор называется КГБ спустя 30 лет после распада Советского Союза. Сам президент рекомендует ездить на тракторе, пить водку и посещать сауну, чтобы не заразиться коронавирусом. Известно также, что он сказал: «Лучше быть диктатором, чем гомосексуалистом».

Беларусь уже несколько лет находится в особом классе, когда речь идет о нарушениях основных прав человека. Страна является последней в Европе, где применяется смертная казнь. Способ казни — выстрелом в голову. Родственникам не сообщают, когда состоится казнь и где похоронены усопшие. На самом деле ситуация настолько ненадежна, что страна входит в число одиннадцати государств мира со своим специальным докладчиком, утвержденным ООН.

Белорусский Дом прав человека сыграл важную роль в реализации мандата в 2012 году. Позже в этом месяце Совет ООН по правам человека рассмотрит вопрос о продлении мандата на один год. Будет важно иметь возможность проводить независимый мониторинг нарушений прав человека до и после президентских выборов.

Однако белорусские власти не признают назначенного ООН докладчика. Таким образом, французский политолог Анаис Марин не смогла поехать в саму страну. В своем июньском отчете за прошлый год Марин описывает права человека как «в корне плохие без существенных улучшений».

Выборы не будут признаны международным сообществом свободными и независимыми, как ни один из предыдущих четырех. Мало доказательств того, что избрание Лукашенко на шестой срок приведет к серьезным изменениям в белорусском обществе в ближайшем будущем.

9 августа 2020 года, что ни для кого не будет неожиданностью, Александр Лукашенко будет «переизбран» президентом. В долгосрочной перспективе есть некоторые признаки того, что президентские выборы в этом году проложат путь к реформам в Беларуси. В отличие от прошлого, молодые белорусы теперь выходят на улицы, чтобы продемонстрировать свою поддержку другим, а не Лукашенко. На фотографиях, сделанных в мае и июне из белорусской столицы Минска и других городов, запечатлены длинные очереди людей, ожидающих подписания избирательных списков для выдвижения других кандидатов.

Раньше Лукашенко имел поддержку 80 процентов населения. Сейчас 80% хотят, чтобы он ушел, говорит заместитель руководителя правозащитной организации «Весна» Валентин Стефанович, член организации Белорусского дома прав человека.

Если выборы в августе будут свободными и честными, Лукашенко не победит. Это новая для него ситуация.

Валентин Стефанович, заместитель руководителя, «Вясна»

Пока Россия дышит ему в затылок, президент Лукашенко пытается поддерживать хорошие отношения с Европейским Союзом. После многих лет санкций ЕС изменил свою стратегию в 2016 году. Тогда белорусский президент немного открыл пространство для маневра гражданского общества. Тем не менее подавляющие законы остаются в силе и могут быть использованы в случае необходимости, например, как сейчас.

С начала мая по всей стране арестовывали или штрафовали протестующих, журналистов и оппозиционных политиков. Несмотря на то, что более 200 человек были арестованы за участие в протестах, а потенциальных кандидатов, таких как видеоблогер Тихановский, держат в заключении, чтобы он не мог баллотироваться на выборах, непокорные белорусы продолжают ходить по улицам по всей стране.

В выходные с 20 по 21 июня в нескольких городах прошли акции протеста после ареста популярного кандидата в президенты Виктора Бабарико и нескольких членов его избирательной команды, в том числе его сына. Видеозаписи силового поведения полиции напоминают фотографии с предыдущих выборов. На этих выборах власти нанесли удар в ночь выборов. Теперь Лукашенко пытается избавиться от противников на полтора месяца раньше, «чтобы восточные и западные силы не дестабилизировали страну».

Президент не теряет времени зря. В начале июня он отправил в отставку правительство страны. Две недели назад он объявил, что пенсии должны быть повышены. Он черпает вдохновение в том, как его друзья в Средней Азии относятся к мирным протестующим:

 «Никто не знает, как мой друг Рахмон [президент Таджикистана] прибыл в столицу Таджикистана, чтобы навести порядок. И сколько там людей погибло (…). Вы забыли, как бывший президент Узбекистана Каримов подавил андижанский переворот, расстреляв тысячи людей. Его все осудили, а когда он умер — все стояли на коленях, рыдали и плакали», — сказал президент в обращении к своим чиновникам.

Организации-члены Белорусского дома прав человека сообщают, что несколько правозащитников, наблюдавших за протестами или освещавших их для независимых СМИ, также были арестованы.

Тем не менее, их это не смущает. У молодого поколения белорусов нет таких страхов, как у тех, кто вырос в советское время. Лукашенковская пропаганда и символы ничего для них не значат. Они устали от стагнации и хотят модернизации, говорит замглавы «Весны».

Именно молодежь является надеждой страны, которую называют последней диктатурой Европы. Они заслуживают нашего внимания.


Фото вверху: белорусский блогер Сергей Тихановский с 29 мая находится в СИЗО за участие в несанкционированном политическом митинге. Фото: Влад Грыдзин (Радио Свобода)

Это Беларусь, детка! Иллюстрированный справочник о том, как выжить и преуспеть в Беларуси

Хета Беларусь, Дзетка: книга будет представлена ​​в Ў-галерее

Приглашаем всех заинтересованных читателей на запуск Хета Беларусь, Дзетка : книга, красочно иллюстрированное юмористическое руководство по выживанию в Беларуси, написанное на английском и белорусском языках. Книга создана на основе популярного блога «Хэта Беларусь, Дзетка!» (Это Беларусь, детка!)»

Мероприятие будет проходить с 14:00 до 16:00. в эту субботу, 7 ноября (мск) , в Ў-Галерее. Место проведения находится по адресу: г. Минск, пр. Независимости, 37а (метро «Площадь Победы»).

На презентации вы сможете познакомиться с авторами книги, узнать результаты ранее проведенных конкурсов, в том числе конкурса на самое смешное фото, размещенных в сети под тематическим хэштегом. Подробнее читайте здесь (на английском и белорусском языках). Книгу можно купить и тут же подписать авторы, а можно купить заранее в книжном магазине «ЛогвинаУ» или других книжных магазинах города.

Авторы, Мария Черякова и художница Марта Чернова , двое белорусов, оказавшихся за границей в очень юном возрасте, но не разлюбивших свою Родину и жаждущих открыть для себя «эту бесконечно интересную страну». как для себя, так и для иностранцев. Создатели книги поделятся личными историями и расскажут, как книга попала к читателям. Посетители гарантированно получат отличное настроение и весело проведут время!

В связи с тем, что количество мест ограничено, просим записываться на мероприятие не позднее

12.00 6 ноября, отправив электронное письмо на адрес alyona@odb-office. eu.

Информационную поддержку мероприятия осуществляет ОДБ Брюссель. Вы можете насладиться кратким обзором книги здесь — и не забудьте быть там в субботу! Пожалуйста, посетите страницу мероприятия на Facebook.
 

Это Беларусь, детка! Иллюстрированное пособие о том, как выжить и преуспеть в Беларуси

Алесь Бондарь для ОДБ

Жили-были две светловолосые барышни, Маша и Марта.
Маша жила в Нидерландах, среди полей тюльпанов, узких каналов и картин Ван Гога. Марта жила в США, стране небоскребов, ковбоев и сочных бургеров. Они могли бы жить долго и счастливо. Но они также поделились секретом.

Хоть Маша и Марта и жили в Европе и Америке, но родились они совсем в другой, волшебной стране. Это земля, где улицы подметают феи в оранжевых жилетах. В этой стране полицейские ездят на тракторах, летом из душа бежит холодная вода, а люди «настолько бедны», что все миллионеры.
Настал день, когда Маша и Марта решили узнать, что же такое эта страна. Купили билеты на самолет, прилетели, и первое, что услышали, было:
« Хета Беларусь, дзетка! Это Беларусь, детка!»
Так родилась книга.

Точнее, это пособие по выживанию для тех иностранцев, которые хотят сохранить здоровье, здоровье и хорошее чувство юмора по прибытии в Беларусь. Около сотни страниц заполнены повседневными наблюдениями и советами по поводу языка, привычек, красот и нелепостей белорусского быта.
Эта книга совсем не похожа на стандартные сочинения иностранных журналистов, которые проносятся по Беларуси на пару дней и запираются в гостиничном номере, чтобы написать статью о «последней диктатуре в Европе», где все серое и советское. В этом есть доля правды, хотя вокруг есть диктаторы и похуже. И все же подобные вещи занимают сравнительно небольшую часть повседневной жизни простых белорусов.

Однако что делает местный парень, когда наступает на кучу собачьего дерьма? Почему нельзя насвистывать, сидя дома? А что делать, если в душе вдруг стало холодно?
В книге даже есть советы о том, как пользоваться приземистым унитазом в модном театре или как вести себя в длинной очереди пациентов в больнице, где люди пытаются пробраться в кабинет врача перед вашим носом, потому что «им нужно только спросить кое-что».

Авторы также делают универсальные наблюдения. Говорят, белорусские мужчины самые счастливые люди в мире, но все из-за белорусских женщин. Дамы в этой стране — суперженщины, похожие на тех индийских богинь с множеством пар рук, одна из которых баюкает младенца, другая одевает ребенка в школу, третья готовит завтрак, четвертая забивает гвоздь в стену, а пятый красит свою обладательницу.

Однако в книге кое-чего не хватает. Авторы почему-то не обратили внимания ни на вездесущую полицию, ни на г-на Лукашенко, находящегося у власти более 20 лет. Они почти не касаются политических вопросов, в том числе полемики о национальных символах страны. И все же, возможно, в этом есть смысл. Ведь подобные вещи сразу занимают лишь небольшую часть повседневной жизни людей. Авторы смотрели на страну глазами среднестатистических барышень, которых политика волнует гораздо меньше, чем табличка с надписью «Должен быть муж» на воротах замка под названием «Светлое будущее».

Иллюстрация Марты Чарновой с EtoBelarusDetka. com
900 02  

Истинная уникальность книги в том, что это не просто взгляд иностранца на Беларусь, а скорее взгляд на страну белорусскими глазами издалека. Дружелюбный взгляд, между прочим. Авторы охарактеризовали свою книгу как «прославление белорусской уникальности» и назвали страну «бесконечно увлекательной». Не могут не восхищать и авторы, нашедшие дорогу обратно в свою страну после стольких лет за границей.

На самом деле, они давно занимаются Беларусью. По местным меркам у Маши Черяковой уникальная работа. Она социальный предприниматель и разработала программу обучения для белорусских социальных предпринимателей под названием SocStarter. С этой программой более 60 социальных предпринимателей завершили эту программу, и восемь из них имели возможность посетить Нидерланды с деловым визитом.

Марта Чернова — дизайнер, создавший комиксные иллюстрации для книги. Они делают его легким для чтения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *