Древняя Италия
👁 7.1k (26 за неделю) ⏱️ 6 мин.В переводе с древнегреческого «Италия» означает «страна телят». Так эллины называли только южную часть Аппенинского полуострова и прилегающие к ней большие и мелкие острова, здесь уже в те времена паслись тучные стада.
Условно древняя Италия состояла из трёх частей:
- Южная – Калабрия, Апулия, Бруттий и Лукания.
- Средняя – Лаций, Этрурия, Умбрия, Кампания, Самний и Пицен.
- Северная – Цизальпинская Галлия, Лигурия и Венеция.
Рим к I веку до н. э. подчинил себе весь полуостров, романизировал его, а сложившаяся италийская народность стала говорить на латыни. Легенда называет точную дату образования города Рима – 21 апреля 753 года до н. э. Под понятием «древний Рим» подразумевается всё государство и тогдашняя цивилизация, которая просуществовала более 1200 лет, когда в 476 году пала Западная Римская империя.
- подчинил себе все Апеннины к 265 году;
- к середине II века до н. э. стал сильнейшей державой на Средиземном море;
- за I-II столетия н. э. Рим превратился в колоссальную империю, вобравшую всё богатство культур покорённых ещё более древних цивилизаций.
Зарождение древнеримской цивилизации
Географическое положение древнего Рима во многом предопределило историю его цивилизации. Центром заселения будущей бескрайней империи стал Апеннинский полуостров. Рим был заложен в устье реки Тибр, именно отсюда началось формирование римского государства, когда несколько местных поселений, жители которых мигрировали в конце второго тысячелетия до н. э. на Апеннины из Центральной Европы, слилось воедино. К ним относятся индоевропейские племена сабинян и латинян. Эти и другие племена, заполонившие Апеннины, совокупно назывались «италиками».
В их языках, образе жизни и верованиях было довольно много общего. Поселенцы говорили между собой на латыни, они назвали Лацием область вдоль русла Тибра. Благодаря этому различные народы довольно быстро «переплавились» в единый этнос, который мы называем «древними римлянами».Долгое время после прихода на Апеннины племена занимались в основном скотоводством, чему способствовали и природные условия. У моря и по берегам рек располагались плодородные долины, например, знаменитая Кампания, где курится Везувий. Как только люди научились делать железные орудия труда, интенсивно стало развиваться хлебопашество. Правда, тотчас же обнаружилась нехватка земли. Эту проблему римляне решали просто – развязывали постоянные войны вначале на территории самой Италии, а затем устремились и за пределы Апеннин. Завоёванные земли внутри Италии римляне называли колониями, а удалённые приобретения – провинциями. Это предопределило развитие общественного строя и уклада жизни древних римлян в русле решения военных задач.
Раннее римское государство и общество
В начале первого тысячелетия до н. э. на северо-запад Италии пришли не только италики, но и этруски, родиной которых была территория, где сейчас располагается Турция. Эллины создали свои многочисленные колонии на Сицилии и юге Апеннинского полуострова. Их влияние на становление цивилизации римлян было несравнимым. А вот атрибуты царской власти, религиозные обряды и ритуалы, использование облицовки в архитектуре храмов римляне позаимствовали
у этрусков. Последними также была прокопана под Римом система сточных каналов с отделанными камнем стенами, которые сходились к главному каналу.В аграрном государстве, каким был древний Рим, каждый его гражданин мог возделывать свободный клочок земли.
В какой-то период времени Римом последовательно правили семь царей, избираемых народом и утверждаемых советом старейших – сенатом. Их потомки стали патрициями – римской родовой знатью, а простолюдинов звали плебеями. У тех и других были внешние знаки различия, закрепляющие политическое неравенство. В период царского правления в Риме ремесло отделилось от сельского хозяйства. Раскопки показали развитие в то время обработки металла, ткачества, прядения, гончарного дела. Всё это создавало хорошую почву для активизации внутреннего обмена. Были назначены базарные дни, в которые окрестные селяне могли приходить торговать в город. Началась чеканка монет: ассов из меди и денарий из серебра.
Разрастание Римской империи
Культура древней Греции оказала определяющее влияние на молодое древнеримское государство. Взять хотя бы мифологию: фактически всех своих богов римляне просто скопировали у греков, дав им лишь свои имена. Так, Зевс превратился в Юпитера, Зея в Геру, Арес в Марса, Афродита в Венеру, Гермес в Меркурия и т. д. Но одновременно в 280-270 годах до н. э. началась борьба с греками и южно-италийцами в ходе завоевательных войн. В короткий исторический период Римская республика подчинила себе центральную и южную Италию. Но на Сицилии ей пришлось столкнуться с мощной Пунической державой, в результате с 265 года до н. э. началась цепочка Пунических войн, растянувшаяся на 120 лет. Постепенно в ходе этих войн все принадлежавшие Карфагену земли, кроме африканских, подпали под владение Рима вместе с боевыми слонами и флотом. Успешно проведя три пунические войны, Римская республика превратилась в мощнейшее государство на всём западном Средиземноморье.
Добившись внешнего могущества, государство столкнулось с кризисом грамотного управления новыми территориями. На всю полноту власти в Риме претендовали некоторые римские полководцы, пытаясь уподобиться греческим тиранам. Первым в 82 году до н. э. власть захватил Луций Корнелий Сулла, превратившись в полновластного диктатора. Он правил всего 3 года и сам отказался от власти, но недовольных его правлением было очень много. Но и к прежней модели управления республика уже не смогла вернуться, поэтому
Своего наивысшего расцвета Римская империя достигла во время правления Траяна с 98 по 117 годы. Она стала максимальной по размеру после присоединения восточной части Парфянского царства. Правда, после смерти этого императора парфяне вернули свои земли.
Римская империя постепенно ассимилировала культуру и традиции захваченных ею восточных стран. Например, в период правления императора Диоклетиана его стали величать «доминусом», что значит «господином», а при императорском дворе появились сложные ритуалы в восточном стиле.
В период правления Диоклетиана единая прежде Римская империя распалась на западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Каждую часть возглавлял свой правитель – «август», первым заместителем которого был «цезарь». Устав от правления, август передавал цезарю всю власть, а сам удалялся на покой. Подобная система передачи власти продержалась два века.
Падение Римской империи
С IV века господствующей религией в увядающей Римской империи стало христианство, которое появилось в её восточных пределах в первом веке. Более прочным государством из двух осколков великой империи оказалась её восточная часть, просуществовавшая значительно дольше. Фактически к падению Римской империи привели варварские племена с востока и севера Европы, которые в IV-V веках начали осаждать её территорию. Наконец, в начале V века вестготы проникли в Италию и в 410 году захватили Рим. А в 455 году его разгромили вандалы. Вождь германцев Одоакр в 476 году сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августала и провозгласил себя правителем Италии. Уцелевшая Восточная Римская империя в 553 году уже сама присоединила к себе Италию, правда, к тому моменту она переродилась в Византийскую империю
Комментарии
Государственное устройство. Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую — Мегаобучалка
Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). В стране 20 областей, которые делятся на провинции. Пять областей — Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния — обладают специальным статусом (самой широкой автономией). В областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Советы образуют исполнительные органы — джунты, которые выбирают своих председателей. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным Правительством комиссарами.
Действует Конституция 1947 г., согласно которой Италия по форме правления — парламентская республика.
Политический режим — демократический. Его характерной чертой является хроническая политическая нестабильность, проявляющаяся в многочисленных правительственных кризисах.
Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест — по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты — 5 лет. Полномочия могут быть продлены «только в законодательном порядке и лишь в случае войны» (ст.60 Конституции). Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов; на нем избирается председатель и президиум — постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями. Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского Парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие.
Сенат республики — верхняя палата Парламента, 315 членов которой избираются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и 1/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г. по этому вопросу система выборов в Сенат была чисто пропорциональной). Сенат является палатой областей. Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, «если не откажется от этого» (ст.59). Кроме того, Президент может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов. Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября. Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст.64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении (ст.81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение Правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес.
Основное правомочие Парламента — принятие законов. Законопроект проходит несколько чтений. В ходе первого оглашаются наименование и цель законопроекта и решается вопрос о принятии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут). Далее законопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит второе чтение, комиссия обсуждает законопроект, вносит в него изменения, дополнения. Затем проводится третье чтение — обсуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосование по нему. В случае разногласий между палатами для выработки общего мнения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. По решению палат третье чтение законопроекта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законопроекты, законопроекты об утверждении бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную комиссию. Подавляющая часть законов принимается именно таким способом. После принятия закон поступает на утверждение Президента. Закон публикуется в месячный срок со дня утверждения и вступает в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлено иное.
Еще одно важное правомочие парламента — контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме запросов (интерпелляций), резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями.
Глава государства — Президент Республики. Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Срок президентских полномочий — 7 лет. В соответствии с Конституцией (ст.84) Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Правомочия главы государства установлены Конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в Парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств. Президент обладает также серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует законы, принятые Парламентом, и сам издает декреты, имеющие силу закона. Президент имеет право отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат. Президент не отвечает за действия, совершаемые им во время исполнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на Конституцию. Акты Президента должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность.
Правительство Италии — Совет министров — осуществляет высшую исполнительную власть в стране. Президент назначает Председателя (один из лидеров парламентского большинства) и по его совету остальных членов Правительства. Парламент должен вынести Правительству вотум доверия в течение 10 дней после его образования. В Конституции не содержится полного перечня полномочий Правительства, хотя его компетенция весьма обширна практически оно руководит государством. Особенно широки полномочия Правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся под его контролем. Совет министров играет большую роль в законодательном процессе. Пользуясь правом законодательной инициативы, он вносит свои законопроекты на обсуждение Парламента и благодаря поддержке парламентского большинства добивается их принятия. Правительство само издает различные акты подзаконного характера- регламенты. Кроме того, в порядке делегированного законодательства оно осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона. Глава Правительства «направляет общую политику Правительства и несет за нее ответственность». По Конституции Премьер-министр и министры ответственны перед Парламентом: Премьер-министр — за общую политику Правительства, министры несут коллегиальную ответственность за действия Правительства и индивидуальную — за действия своих ведомств. Правительство должно уйти в отставку, если одна из палат вынесет ему резолюцию недоверия, которая должна быть подписана не менее 1/10 членов палаты и поставлена на обсуждение не ранее чем через 3 дня после ее вынесения. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, Председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду. Решение о судебном преследовании выносится Парламентом на совместном заседании палат.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является «прародиной» романо-германского права, сложившегося на основе переработанного римского права.
Основы правовой системы современной Италии сложились в 60-х гг. XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы некогда захватившей их наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в Италии на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных во всей Европе.
В 1865 г. в Италии были приняты Гражданский, Торговый, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, введение в силу которых не вызвало серьезных осложнений, поскольку содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов. В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы законодательства готовилось издание и общеитальянского Уголовного кодекса, однако его принятие задержалось из-за ожесточенных споров, прежде всего по вопросу о смертной казни, которая в то время была отменена в Тоскане, но предусматривалась законодательством всех других итальянских государств. Составленный к 1882 г. под руководством министра юстиции Дзанарделли проект Уголовного кодекса считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889 г. этот проект стал первым общеитальянским Уголовным кодексом. Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки.
Два из принятых в 1865 г. кодексов были впоследствии значительно усовершенствованы с технико-юридической стороны — Торговый (1882) и Уголовно-процессуальный (1913). Значительно дольше действовали, хотя и подвергались периодически небольшим изменениям, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы 1865 г.: созданные на базе соответствующих наполеоновских кодексов, они учитывали и многие новые явления в развитии буржуазного общества, и специфику итальянских условий.
После установления в Италии в 1920-х годах фашистской диктатуры первоначально серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный по имени тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко», и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных Гражданского и Торгового кодексов, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый Гражданский кодекс. Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права. В 1942 г. были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг., за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг. в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений.
Основным источником права в Италии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. В системе действующего законодательства Италии значительную роль играет Конституция 1947 г. — одна из наиболее демократических западных конституций XX в., которая оказала существенное влияние не только на последовавшие за нею изменения в кодексах и иных законах, но и на применение ранее изданных норм. Особое место занимают Общие положения о законе, которые предпосланы тексту Гражданского кодекса 1942 г. , но по сфере применения выходят за рамки одного этого Кодекса: в них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования любых законов, в том числе в области международного частного права.
Помимо издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и также именуемых кодексами (так издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).
Конституция 1947 г. допускает издание наряду с законами-актами, принимаемыми непосредственно Парламентом, и актов Правительства, имеющих силу законов (ст.76, 77). «Законодательные декреты» издаются Правительством в порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые кодексы). «Декреты-законы», напротив, могут быть изданы Правительством по собственной инициативе «в случае особой необходимости и срочности», но подлежат утверждению Парламентом в пределах 60 дней после их опубликования.
Научные исследования в области права ведутся в Италии главным образом на юридических факультетах университетов, которые имеются почти во всех крупных городах. Самыми знаменитыми в Средние века были университеты в Болонье и Павии. Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе, Турине.
Итальянская Республика: от унитарного государства к федеративному
Преподаватель кафедры правого обеспечения управленческой деятельности Генри Сардарян считает, что «будущее итальянского государства однозначно — оно будет единым. Однако единство Италии может быть обеспечено различными путями».
В современном мире активно протекают процессы по поиску новых интеграционных государственно-правовых форм, объединяющих народы. Яркими примерами являются Европейский Союз, НАТО, зарождается Евразийский Союз и т. д.
В то же время далеко неоднозначна перспектива развития более традиционных государственно-правовых форм, таких, как унитарные и федеративные государства. Сегодня между ними фактически стирается грань, и можно говорить о сложных унитарных государствах как о некоей промежуточной форме на пути к все большей автономизации регионов и возможной федерализации государств.
Данный процесс охватил значительную часть Европы. Ярким примером является Великобритания, где в последнее время идут разговоры о возможным проведением референдума о независимости Шотландии. Этот пример является наиболее наглядным, так как он демонстрирует, что социально-экономический уровень развития и уровень жизни не всегда являются определяющим фактором, когда речь идет о сосуществовании различных этносов в рамках одного государства. Данная проблема может решиться, вероятнее всего, вступлением Шотландии в ЕС, что позволит невелировать последствия возможной независимости. Однако существует грань политической культуры и неприемлимости подобного разъединения.
Схожие процессы можно наблюдать в Испании, отчасти во Франции. Но особое внимание я бы хотел уделить Италии.
В отличие от Испании и Великобритании, где речь фактически идет о различных этносах, объединенных в рамках одного государства, в случае с Италией можно говорить о более или менее однородном этносе со значительными региональными особенностями.
Важность Италии для Российской Федерации определяется рядом факторов, в первую очередь, экономических, которые не могут остаться незатронутыми в случае серьезных перемен в государственном устройстве наших партнеров.
Традиционно принято считать, что некий цивилизационный и социальный конфликт в Италии существует между Севером и Югом. Это сложно отрицать, в особенности учитывая постоянно растущую популярность политических сил, в той или иной мере призывающих обособить Север Италии.
В то же время проблема значительно глубже. Можно с уверенностью говорить о серьезных различиях между не то что регионами, а даже городами в рамках одного региона. Причин тому много, начиная с искусственного определения границ ряда регионов и заканчивая особенностями политической системы Италии. Констатировать можно одно — проблема существует и требует решительных шагов со стороны итальянского правительства.
Само происхождение данной проблематики имеет очень глубокие корни.
Достаточно учесть, что вплоть до объединения Италии в 1861 году на разных территориях государства действовали разные правовые и административные системы. Жизнь части территорий, в частности ряд Северных регионов, уже была пронизана Наполеоновским кодексом и французской системой управления. Папское государство находилось под прямым управлением Папы Римского, в то время как Королевство Двух Сицилий подчинялось династии Бурбонов. После объединения Италии на территорию всего государства просто была распространена Пьемонтская правовая система, а чиновники-назначенцы из Турина приступили к исполнению обязанностей на территории всей Италии.
Удивителен сам факт образования Италии в качестве унитарного государства. Практически все действующие лица объединительного процесса выступали за Италию как минимум федеративную, а желательно и вовсе конфедеративную. За унитарное государство выступали лишь отдельные представители республиканского движения, которые отличились лишь теоретическими трактатами.
Вообще, весь процесс объединения Италии можно назвать удивительным. Вряд ли где-либо еще можно найти пример, когда ярый республиканец (Гарибальди) самостоятельно захватывает половину страны и дарит ее Королю (Виктору-Эммануилу II).
В последствии в Италии была выстроена крайне централизованная система управления, при которой префект, наиболее значимая фигура на региональном уровне, назначался из центра. От префекта зависело практически все, начиная от результатов национальных выборов и заканчивая социально-экономическим развитием того или иного региона.
За 150 лет Италия прошла через фашизм, образовала республику, которую условно принято делить на две (до 1990-х и после), однако проблема государственного устройства сохранилась, обретя еще и правовые основания.
Италию принято считать унитарным государством, об этом фактически говорится в Конституции государства, в которой, однако, также устанавливается, что «Законодательная власть принадлежит государству и областям», «области могут заключать соглашения с иностранными государствами» и т.д.
Устанавливается также особый статус для 5 регионов, у которых уровень автономии еще выше. Данные нормы кажутся естесственными, если учитывать искусственный характер рамок унитарного государства, в которых существует Италия. Фактически, номинально определяя себя в качестве унитарного государства, Италия на деле является более федеративной, чем ряд современных федераций.
Реформа избирательной системы, проведенная еще при премьер-министре Берлускони в 2005 году, создала условия для крайне высокого представительства регионального мнения в парламенте. Выборы в Сенат организовываются по мажоритарной системе, и избирательные округа формируются в границах регионов (за исключением 6 округов для итальянской диаспоры). При этом партия, набравшая относительное большинство в регионе, автоматически получает 55% мандатов данного региона.
При пропорциональных выборах в Палату Депутатов партии представляют региональные списки. То есть жители Турина и, скажем, Неаполя, голосуя на выборах за одну и ту же партию, голосуют за разные партийные списки, а затем, при распределении мандатов, обеспечивается равное представительство всех регионов, проголосовавших за данный список.
В итоге, благодаря данной системе такие партии, как Лига Севера, пропогандирующие идеи обособленности Севера и Юга страны, получают возможность не то что пройти в парламент, но и стать частью правительственной коалиции, обладая голосами части избирателей в ряде северных регионов.
Несмотря на недавнюю отставку лидера Лиги Севера Умберто Босси, популярность его партии, в особенности после ее перехода в оппозицию, будет расти.
Будущее итальянского государства однозначно — оно будет единым. Однако единство Италии может быть обеспечено различными путями. Это может быть централизация и закручивание гаек, а может быть еще большая федерализация и предоставление более широких полномочий регионам страны. Уровень политической культуры итальянского народа позволяет с уверенностью утверждать, что развал, которого опасались главные действующие лица периода объединения Италии, ей не грозит.
В современных искусственных рамках унитарного государства развитие конституционного и текущего законодательства Италии проходит в направлении федерализации, что приводит к частичной деформации политической и правовой системы. Однозначно одно: каким бы ни было следующее правительство Итальянской Республики (технократичным, популистским, харизматичным), ему прийдется иметь дело с данным вопросом, на который от него уже скоро будут ждать ответа.
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Объединение Италии
Политическое и экономическое положение Италии перед объединением 1870 г.
После поражения революции 1848-1849 гг. Италия осталась политически раздробленной на 8 государственных образований: Пьемонт (или Сардинское королевство) и Ломбардо-Венецианская область на севере Апеннинского полуострова; Римское (или Папское) государство и 4 маленьких герцогства — Тоскана, Модена, Парма и Лукка — в его центральной части; Неаполитанское королевство (или Королевство Обеих Сицилий) — на юге. Каждое из государств имела свое законодательство, денежную и налоговую системы, таможенные границы, меры веса и объема.
Сардинское королевство состояло из Пьемонта и острова Сардиния. Именно учитывая его наибольшую часть королевство часто называли Пьемонтом. Правила Сардинским королевством Савойская династия, которую возглавлял король Виктор-Эммануил II.
К середине XIX в. Ломбардо-Венецианская область находилась под властью Австрийской монархии. Австрийские ставленники правили в Парме, Модене, Тоскане, Лукке. Австрия поддерживала власть Папы Римского в Папской области и Бурбонов в Неаполитанском королевстве. Политическая раздробленность Италии и господство Австрийской монархии на полуострове негативно влияли на развитие общества. Буржуазия, либеральное дворянство, интеллигенция осознавали необходимость политических и экономических преобразований в стране. «Объединение нужно как воздух», — говорили в те времена на полуострове.
В 1850-х годах происходило дальнейшее индустриальное развитие. Наиболее модернизированными были северные области Италии, где завершился промышленный переворот. В Сардинском королевстве, Ломбардии, Тоскане возникли новые отрасли промышленности — металлургическая и машиностроительная. Росло железнодорожное строительство. Развивалась внешняя и внутренняя торговля. Более отсталыми в экономике были Неаполитанское королевство и Папская область.
«Препятствие № 1» для всестороннего развития итальянских земель сторонники объединения усматривали в австрийском господстве. К концу 1850-х годов перед Италией встала задача ликвидации иностранного господства, раздробленности и образования единого национального государства. Этот важный период в истории страны называют Рисорджименто (с итал. — «возрождение»).
В итальянском национально-освободительном движении существовали два основных течения — либеральное и радикальное. К первой принадлежали буржуазия и либеральное дворянство. Ее представители выступали за объединение страны под главенством короля Пьемонта Виктора-Эммануила II. Идейным вождем умеренных либералов стал премьер-министр Сардинского королевства граф Камилло Кавур.
Камилло Кавур (1810-1861)
Происходил из аристократической семьи. Окончил Туринскую военную академию. Он не был похож на романтического героя; не мог похвастаться ни античной красотой Мадзини, ни привлекательностью Гарибальди, которая подчиняла сердца многих. Этот невысокий, полноватый человек, имеющий привычку потирать руки, был одним из величайших итальянских государственных деятелей XIX века. Его популярными лозунгами были: «Италия спасет себя свободой» и «Италия создаст себя сама!». «… (Кавур) странная смесь либерализма и автократизма: он не имел равных себе в искусстве использовать людей и делать дела без моральных колебаний, выносливый , как Ришелье, молниеносный и ловкий, как Талейран, великий, как Меттерних, гибкий, как Бисмарк », — писал государственный и политический деятель П. Нэнни (1891-1980). Кавур был сторонником известной мысли Данте: «Творить Италию даже с дьяволом».
К радикальному течению принадлежали мелкая буржуазия, интеллигенция, ремесленники, крестьяне. Они надеялись установить в Италии республиканскую форму правления. Возглавлял это течение основатель «Молодой Италии» Дж. Мадзини. По его мнению, объединение страны должно было состояться только путем подпольной революционной борьбы, которая базировалась бы на заговорах и восстаниях.
Центром национально-освободительного движения стало экономически развитое Сардинское королевство, которое после поражения революции 1848-1849 гг. оставалось единственной итальянским государством, которое активно проводило антиавстрийскую политику.
Конституционно-парламентский строй в Пьемонте закрепился благодаря деятельности главы правительства графа Кавур. Он, выражая свои взгляды, подчеркивал, что выступает сторонником так называемой «золотой середины» — делать все во имя прогресса. Кавур осуждал тех, кто пытался «купить» прогресс насильственными методами. Революция была для него, как и для многих умеренных либералов, последним средством, которым можно воспользоваться только в случае, «когда больше не на что надеяться ни сейчас, ни в будущем». Кавур был противником республики. Он допускал введение конституции на английский манер. Его основной политической целью было объединение Италии во главе с Сардинским королевством.
Образование Итальянского королевства (1859-1861)
Первым шагом на пути к объединению Камилло Кавур считал освобождение от австрийского господства Ломбардо-Венецианской области и ее присоединение к Пьемонту. Но армия Сардинского королевства не было достаточно сильна для борьбы с австрийцами. Поэтому Кавур искал союзника в Европе. И нашел его в лице Наполеона III. Французский император согласился принять участие в войне против Австрийской монархии и на присоединение Ломбардии и Венецианской области к Сардинского королевства, но с условием передачи Франции Савойи и Ниццы.
Война с Австрией
Франко-итало-австрийская война началась в апреле 1859 года. Французские и сардинские войска довольно быстро овладели Ломбардией и летом разбили австрийскую армию в битве под Сольферино. Но, опасаясь усиления Пьемонта, Наполеон III изменяет договоренность с Кавур, подписывая сепаратный мир с Австрией на условиях включения в Сардинского королевства только Ломбардии.
Венецианская область осталась под властью Австрии. Сам Наполеон получил желаемое — Савойя и Ницца были присоединены к Франции.
Сепаратный мир — мир или перемирие в войне, заключенные одним государством или группой государств с противником без ведома и согласия своих союзников.
В кампании 1859 года на севере Италии участвовал со своими добровольцами Джузеппе Гарибальди, прославившийся в войне с австрийцами в 1848-1849 гг.
Война с Австрией стала сигналом к восстанию населения в герцогствах Парма, Модена и Тоскана, находившихся под австрийским гнетом. Их правители, державшиеся на австрийских штыках, бежали. По инициативе Камилло Кавур в 1860 г. был проведен плебисцит, по итогам которого Тоскана, Модена, Парма, Романья (часть Папской области) выступили за объединение с Пьемонтом и в марте 1860 были присоединены к Сардинскому королевству. Таким образом, Савойская династия распространила власть на Северную и Центральную Италию. Однако вне их влияния остался юг Италии.
Восстание на Сицилии
В апреле 1860 г. началось крестьянское восстание на острове Сицилия (не без помощи тайных мадзинистских организаций). Мадзини и его друзья решили оказать помощь восставшим и обратились к Гарибальди. Полководец согласился принять участие в этой кампании. Он организовал экспедицию на помощь восставшим сицилийцам. В ее состав вошли тысяча добровольцев (отсюда и название — «экспедиция тысячи», или «красная тысяча», так как большинство ее участников были одеты в красные рубашки). Экспедиция стартовала из Генуи 6 мая 1860 под лозунгом «Да здравствует единая Италия и ее король Виктор-Эммануил II».
Джузеппе ГарибальдиПо плану Гарибальди, чтобы обеспечить победу восставшим сицилийцам, экспедиция должна была переправиться на континент и освободить Южную Италию от власти Бурбонов; Папскую область — от светской власти Папы Римского; Венецию — от австрийского господства и завершить объединение Италии под эгидой (защитой, охраной и покровительством) Савойской династии.
Правительство Пьемонта, будучи информированным о планах Гарибальди и не поддерживая их, всячески препятствовало отъезду экспедиции. Кавур даже решился в последний момент дать своему флоту приказ любой ценой остановить ее. Но, заблаговременно узнав об этом, гарибальдийцы изменили направление своего пути и тем самым избежали ареста. «Мы отрекаемся от этой экспедиции», — заявил король Виктор-Эммануил II.
14 мая 1860 г. 25-тысячная армия неаполитанских Бурбонов встретилась с гарибальдийской «тысячей» у города Калатафими. Несмотря на разницу в численности войск Гарибальди выиграл битву (эта победа была гордостью генерала). В своих воспоминаниях он так записал это событие: «Когда я, переживший сотню сражений, буду умирать и друзья заметят улыбку на устах моих, то знайте, что, умирая, я вспомнил тебя, Калатафими, потому что ты была славнейшей моей битвой».
Когда «тысяча» стала побеждать на Сицилии, Кавур уже не только не препятствовал, но и помогал в организации и отправлении из Генуи новых экспедиций в поддержку Гарибальди. Впоследствии гарибальдийцы захватили центральный город Сицилии — Палермо, а в июле 1860 г. овладели всем островом. Сицилия рассматривалась Гарибальди как плацдарм для дальнейших походов. Но именно этих походов, которые могли разбудить крестьян на всем полуострове, и опасался Кавур.
После освобождения Сицилии король Виктор-Эммануил II обратился к Гарибальди с письмом, в котором писал: «Генерал! Вы знаете, что я не одобрял Ваших планов и был в стороне от них … При обстоятельствах, когда неаполитанский король согласится на эвакуацию своих войск из Сицилии … мне кажется наиболее разумным прекратить военные действия против Неаполитанского королевства … Если вы другого мнения, я считаю себя свободным в выборе действий и воздерживаюсь от каких-либо замечаний относительно Ваших планов ». Гарибальди так ответил на письмо короля: «Если сейчас я не буду спешить, то не выполню своего святого долга и в опасности будет святое дело освобождения Италии. Поэтому в этот раз позвольте, Вам, королю, не подчиниться».
Поход Гарибальди на Неаполь
17 августа 1860 года Гарибальди отправился в экспедицию и за 18 дней прошел путь от Калабрии до Неаполя. 7 сентября гарибальдийцы торжественно вступили в южную столицу (откуда накануне сбежал Неаполитанский король Франциск II), а 1 октября 1860 г. в битве под Вольтурно последние военные части, верные Бурбонам, были разгромлены. Южная Италия была освобождена от влияния Франции.
По поручению короля Виктора-Эммануила II Гарибальди организовал в Южной Италии плебисцит по вопросу о присоединении к Пьемонту, призвав население «для блага родины» проголосовать за это. Обращения Гарибальди было достаточно, чтобы большинство проголосовало на референдуме за присоединение. Таким образом, владения сардинского короля значительно расширились.
Вскоре после этого к северу от Неаполя состоялась знаменитая встреча Гарибальди с королем Виктором-Эммануилом II. Внешне все выглядело эффектно. Гарибальди подъехал к королю во главе нескольких сотен воинов. Увидев Виктора-Эммануила II, они воскликнули: «Да здравствует король!». Правитель Пьемонта приветствовал полководца, и сообщил о своем решении: отныне Гарибальди и его добровольцы будут частью армии Пьемонта. Гарибальди, не ожидавший, что его лишат самостоятельности как полководца, был этим распоряжением короля очень подавлен. Кавур также отклонил просьбу Гарибальди о назначении его наместником Виктора-Эммануила II в Южной Италии.
После этих событий генерал, отказавшись от наград и титулов, которые были ему предложены, отбыл в ноябре 1860 на Капреру — небольшой остров у Сардинии.
«С небольшим группой сторонников он победил армию, освободил всю страну, а затем был отпущен подобно извозчику, что довез до станции назначения», — писал об отъезде Гарибальди российский публицист А. Герцен.
Провозглашение Итальянского королевства
В 1861 г. было официально провозглашено создание Итальянского королевства. Королем Италии стал Виктор-Эммануил II, столицей государства — г. Флоренция. Согласно Конституции Италия провозглашалась конституционной монархией с двухпалатным парламентом, состоящим из сената, пожизненные члены которого назначались, и палаты депутатов, избиравшихся народом. Однако высокий имущественный ценз позволял участвовать в выборах лишь 2,5% населения страны.
Однако объединение Италии не было завершено. Рим и Венеция не вошли в состав объединенного государства, Венеция оставалась под гнетом Австрии, а в Риме и прилегающей к нему Папской области сохранилась власть Папы, которого поддерживал Наполеон III.
В 1866 г., когда Пруссия напала на Австрию, итальянское правительство стало союзником Пруссии. Опять был использован военный талант Гарибальди. Он собрал корпус волонтеров и успешно воевал против австрийцев. Австрия была разгромлена прусскими войсками и при заключении мира должна была отказаться от Венеции. После этого Венеция также была присоединена к Италии (1866 г.).
Объединение Италии в 1870г.
В 1870 прусские войска разгромили Францию. Покровитель Папы, Наполеон III, был свергнут с престола. Этим немедленно воспользовался Виктор-Эммануил II, и 20 сентября 1870 года, после небольшой стычки, его войска заняли Рим. Папа Пий IX переехал в Ватикан (квартал в Риме, где находится дворец Папы), при этом он сохранил политическую власть только над духовенством Ватикана. В знак протеста против того, что его лишили предыдущих владений, Папа заявил, что он и его преемники никогда не будут выходить за пределы Ватикана. Возмущенные таким унижением «святого отца», католики стали называть Папу «ватиканским узником».
«Мы пришли в Рим и останемся в нем», — заявил Виктор-Эммануил II. Рим стал столицей Итальянского королевства, и на этом завершилось объединение Италии. В результате событий 1870 года от австрийского господства были освобождены северо-восточные районы страны и создано единое национальное государство Италия.
Карта объединения Италии 1870 гОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ 1840-1860ГГ
Развитие капитализма и объединительные движения.
Машинное производство было гораздо более производительным, чем ручное. Поэтому во всех государствах Европы росло число фабрик. Неоспоримым было и преимущество железных дорог над конным транспортом. Но как построить железную дорогу в Германии или Италии, раздробленных на множество государств?
А если дорога и построена, как пересечь в поезде десяток государственных границ? Как привозить сырье для фабрики, завода и как сбывать продукцию во всей стране, если она раздроблена на множество частей, если к тому же существуют разные денежные единицы, разные меры и т. п.? Наконец, и в области внешней торговли, и международных отношений раздробленность на многие государства была источником слабости Италии и Германии.
Развитие капитализма в государствах Италии и Германии, рост товарного производства и экономических, политических и культурных связей между отдельными государствами ставили вопрос о создании объединенной Италии и объединенной Германии.
До такого объединения итальянцы имели общий язык и общую культуру. Уже начала складываться общая капиталистическая экономика. В Италии развивалось движение за национальное объединение. То же положение было и в раздробленной Германии.
Объединительное движение в Италии в 40-50-х годах.
В 1848-1849 гг. в Италии происходила революция. Народные массы итальянских городов во главе с революционной буржуазией стремились изгнать австрийцев с севера Италии и объединить итальянские государства. В крупнейших городах — Риме, Флоренции и Венеции — образовались республики. Но итальянские революционеры не сумели вовлечь в движение крестьянство. Революция потерпела поражение. Италия осталась раздробленной на восемь государств, причем Север находился под гнетом Австрийской империи.
К концу 50-х годов в условиях развития капитализма, особенно на Севере Италии, в стране опять усилилось движение за объединение.
Кавур.
Объединение Италии могло произойти двумя путями: или «снизу» — путем народной революции и образования единой демократической республики, или «сверху» — под главенством помещиков и буржуазии. В период объединения Италии политическим руководителем Сардинского королевства был граф Кавур. Кавур происходил из богатой помещичьей семьи и в молодости служил при сардинском дворе. Он применял в своем имении новые методы ведения сельского хозяйства, занимался хлебной торговлей, организовал фабрику искусственных удобрений и был видным участником Туринского банка. Кавур считал, что лучше дать конституцию по английскому образцу — «пока не поздно». Он боялся, что доведенный до крайности народ свергнет монархию. Но Кавур был противником республики. Его основной политической идеей было объединение Италии под главенством сардинской монархии, при содействии Франции, обещавшей Пьемонту поддержку.
Война французов и итальянцев против австрийцев.
В 1859 г. началась война Сардинского королевства и Франции против Австрии. Объединенные армии Франции и Сардинии одержали решающие победы над австрийцами. В кампании 1859 г. на Севере Италии также участвовал со своими добровольцами Гарибальди — народный герой, прославившийся в войне с австрийцами в 1848-1849 гг. Его пригласил Кавур, чтобы придать войне большую популярность.
Война с Австрией была сигналом к восстанию в герцогствах Парма и Модена, находившихся под австрийским гнетом. Восставшие герцогства вслед за Тосканой присоединились к Пьемонту. Их правители, державшиеся при помощи австрийских штыков, бежали.
То обстоятельство, что война начала принимать революционный характер, испугало Наполеона III. Он прекратил войну. По мирному договору 1859 г. между Францией и Австрией часть Ломбардии отошла к Сардинскому королевству, Венеция же осталась за Австрией. Франция вышла из войны, не выполнив до конца своего обязательства освободить все итальянские области от гнета Австрии.
Во время войны 1859 г. К. Маркс и Ф. Энгельс опубликовали я газетах Европы и Соединенных Штатов ряд статей, в которых разоблачали предательскую роль Наполеона III. Оценивая положение, создавшееся в Италии после войны 1859 г., К. Маркс и Ф.Энгельс считали неизбежным новый подъем движения за объединение. «…В дело может вмешаться итальянская революция…» — писал Маркс. Ближайшее будущее показало правильность этого утверждения.
Восстание 1860 г. на Юге Италии.
В апреле 1860 г. вспыхнуло крестьянское восстание в Сицилии. Крестьяне были здесь лично свободными, но не являлись собственниками земли и арендовали участки у крупных землевладельцев (баронов). Крестьяне производили сицилийскую пшеницу и выращивали прекрасные апельсины и другие фрукты, но сами круглый год питались только бобами, так как вынуждены были почти весь доход отдавать баронам — собственникам земли — и королевским сборщикам податей. Узнав о движении в Сицилии, Гарибальди стал формировать отряд для помощи Югу.
«Тысяча» Гарибальди.
Собрав небольшую армию добровольцев, всего лишь в 1000 с небольшим человек (они были одеты в красные рубашки — отсюда название «тысяча краснорубашечников»), Гарибальди в большой тайне отправился со своей экспедицией из Генуи к югу на двух пароходах. Высадившись в мае 1860 г. на крайнем западном пункте Сицилии, Гарибальди был встречен народными массами как освободитель от тирании неаполитанского короля. Со всех сторон стекались под его знамя добровольцы. Через два дня к отряду Гарибальди уже присоединились 4 тысячи местных крестьян. Он продвигался со своим отрядом через горы к северу, по направлению к городу Калатафими. Здесь Гарибальди встретил войска неаполитанского короля. Под убийственным огнем добровольцы Гарибальди взобрались на крутой горный кряж на подступах к Калатафими и одержали победу над королевскими войсками.
Об этом славном сражении сам Гарибальди писал в своих воспоминаниях: «Калатафими! Когда я, переживший 100 сражений, буду лежать на смертном одре, я вспомню тебя с гордой улыбкой, потому что не знаю битвы, которая была бы славнее тебя. «Тысяча», настоящая заступница народа, с героическим презрением к смерти бросалась от одной позиции к другой, против наемников тирании, сиявших пестрой формой и аксельбантами, и обратила их в бегство. Как могу я забыть горсть юношей, которые, боясь, что меня ранят, окружили меня, теснясь друг к другу, и образовали непроницаемый вал».
Ближайшим последствием победы Гарибальди было восстание населения против отступавшего врага. Всюду собирались вооруженные отряды, которые присоединялись к «тысяче». В августе Гарибальди стоял во главе 25 тысяч повстанцев и с этим войском разбил армию неаполитанских Бурбонов в 150 тысяч человек. Имя Гарибальди пользовалось такой популярностью среди народных масс Юга Италии, что целые полки коро< левских войск при встрече с «тысячей» кричали: «Вива Гарибальди!» («Да здравствует Гарибальди!») — и переходили на сторону народной революции.
Победа Гарибальди на Юге Италии.
Возглавив победоносную народную революцию, Гарибальди показал себя мужественным, талантливым полководцем. Его успехи Энгельс объяснял смелой, революционной тактикой и связью с восставшими массами. Гарибальди показал, что он может руководить сложными и трудными военными операциями.
Разбив войска неаполитанского короля, Гарибальди в сентябре 1860 г. выехал в Неаполь, приветствуемый массами. На поддержку Гарибальди прибыла из Флоренции дивизия в составе 2 тысяч бойцов. Одним из старших офицеров этой дивизии был русский ученый-географ Л. И. Мечников. Гарибальди лично поручил Мечникову составлять планы и карты для своей армии. Мечников участвовал также в боевых операциях и получил тяжелую рану в битве против войск неаполитанского короля. Кроме Мечникова, в войсках Гарибальди были и другие русские, а также эскадрон венгерских гусар, батальон французских добровольцев, взвод шотландцев, один полковник-араб из Египта и громадного роста унтер-офицер с нашивками — негр.
Фактически основные области Италии были к осени 1860 г. объединены путем народной революции — «снизу». Однако дело революционного воссоединения Италии не было доведено до конца.
- < В ЯПОНИИ 1868 г. и БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- -> ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИТАЛИИ «СВЕРХУ» 1860-1870ГГ >
Объединение Италии | Факты, Резюме, Революция, Исторический контекст
Основные факты и резюме
- Также известное как Рисорджименто, объединение Италии было политическим и социальным движением, которое объединило различные государства итальянского полуострова в единое государство Королевства Италии в 19 веке.
- Процесс начался в 1815 году, когда Венский конгресс выступил в качестве детонатора, и был завершен в 1871 году, когда Рим стал столицей. Однако последние итальянские территории под иностранным правлением не присоединились к Королевству Италия до 1918 года, после того как Италия окончательно победила Австро-Венгрию в Первой мировой войне.
- Поскольку ответственность за ситуацию в Италии несут другие иностранные державы, само их присутствие побуждало итальянцев стремиться к объединению, однако успешное объединение Италии, по иронии судьбы, не могло бы состояться без помощи других иностранных держав.
- Положение Италии после объединения лучше всего можно описать после заявления профессора Сержа Хьюза: «Теперь, когда мы создали Италию, мы должны сделать итальянцев».
- Джузеппе Гарибальди, Джузеппе Мадзини, граф Кавур и Виктор Эманнуил II считаются «отцами отечества».
Пролог
г. Италия впервые была объединена Римом в III веке до нашей эры. Более 700 лет он оставался де-факто продолжением столицы Римской республики и Империи. Он получил привилегированный статус и избежал превращения в провинцию. Даже после падения Западной Римской империи Италия оставалась объединенной под властью Остготского королевства. Однако позже это будет оспариваться между Королевством лангобардов и Восточной Римской империей.
После завоевания Франкской Империи титул короля Италии слился с должностью императора Священной Римской империи.Последующие императоры мало заботились об управлении Италией как государством. Это привело к постепенному превращению Италии в систему городов-государств. Южная Италия находилась под властью Сицилийского или Неаполитанского королевства, первоначально основанного норманнами. Центральная Италия управлялась Папой как временное королевство, известное как Папская область.
г. Он оставался таковым в эпоху Возрождения, но начал ухудшаться с появлением современных национальных государств. Италия, включая Папскую область, стала местом войн по доверенности между крупными державами: Священной Римской империей, включая Австрию, Испанию и Францию.Предвестники национального единства появились еще в 1454 году, начиная с договора Итальянской лиги, и в 15 веке внешняя политика Козимо Медичи и Лоренцо Медичи помогла это подчеркнуть.
Это повлияло на таких писателей эпохи Возрождения, как Данте, Петрарка, Макиавелли и Гвиччардини, и заставило их выразить сопротивление иностранному господству. Вестфальский мир 1648 года формально положил конец правлению императоров Священной Римской империи в Италии, но испанская ветвь династии Габсбургов продолжала править большей частью Италии до Войны за испанское наследство в 1701-1714 годах. После этой войны Испания уступила Неаполь, Милан и Сардинию Австрийской империи, а Сицилию — Савойе.
Объединение Италии
Таким образом, Италия была разделена на множество небольших княжеств и оставалась такой до начала Французской революции в 1789 году.
Объединение при Наполеоне
Во время Французской революции к власти пришел Наполеон Бонапарт, который продолжил завоевание итальянских государств. Это завоевание было успешным, и небольшие княжества были подчинены единой административной единице.Благодаря этому процессу Италия стала частью Французской империи и, таким образом, впитала идеалы Французской революции, которые способствовали свободе, равенству, братству и укрепляли участие народа в политическом процессе. Созданная Наполеоном империя служила топливом для революционных идей, поскольку он даже поощрял национализм.
Наполеон, таким образом, осуществил широкий спектр либеральных реформ во Франции и по всей континентальной Европе, особенно в Италии и Германии, как резюмировал британский историк Эндрю Робертс:
«Идеи, лежащие в основе нашего современного мира — меритократия, равенство перед законом, собственность права, религиозная терпимость, современное светское образование, надежные финансы и т. д. — отстаивались, закреплялись, кодифицировались и географически расширялись Наполеоном.
К ним он добавил рациональную и эффективную местную администрацию, прекращение сельского бандитизма, поощрение науки и искусства, отмену феодализма и величайшую кодификацию законов со времен падения Римской империи ». Наполеон напрямую сверг остатки феодализма в большей части Западной континентальной Европы и установил Наполеоновский кодер — Гражданский кодекс. Кодекс Наполеона сосредоточился на четко написанных и доступных законах, это был важный шаг в замене предыдущего лоскутного одеяла феодальных законов.
По мере того как в Европе продолжались наполеоновские войны, правление Наполеона начало падать, и другие национальные монархи, которых он установил, пытались удержать свои троны, подпитывая эти националистические настроения, создавая почву для грядущих революций. Среди этих монархов были вице-король Италии Эжен де Богарне, который пытался получить одобрение Австрийской империи на его преемственность в Королевстве Италия, и Иоахим Мюрат, который призывал итальянских патриотов к помощи для объединения Италии под его властью.
Оба мужчины не смогли укрепить свою власть в Италии. Эжен участвовал в битве при Лютцене в 1813 году, а затем Наполеон приказал ему вернуться в Италию и защищать ее от Австрии. Он продержался в битве при Минчо, пока Наполеон не отрекся от престола в 1814 году. Мюрат сражался в битве при Лейпциге, и, несмотря на поражение Франции в Лейпциге в 1813 году, Мюрат достиг соглашения с Австрийской империей, чтобы спасти свой трон.
Однако во время «Сто дней», когда Наполеон, хотя и потерпел поражение, вернулся из своего изгнания и снова попытался консолидировать власть, Мюрат понял, что европейские державы, собравшиеся на Венском конгрессе, намеревались отстранить его от власти.Мюрат издал воззвание к итальянским патриотам в Римини и двинулся на север, чтобы сражаться против Австрии в Неаполитанской войне, чтобы укрепить свое господство в Италии военными средствами. Однако он потерпел поражение от австрийца в битве при Толентино в 1815 году.
Венский конгресс — Италия снова разделена
Венский конгресс 1815 года стремился вернуть Европе ее прежнее положение, полностью изменив все, что произошло со времен Французской революции и наполеоновских войн, однако они не могли исправить все. Стремление к объединению возросло еще больше, чем раньше.
Они пытались отменить изменения Наполеона и вернуть старых правителей на их троны. Италия снова была разделена на многочисленные государства: Великое Герцогство Тоскана, Герцогство Парма, Папские государства и Королевство Обеих Сицилий — слились воедино из старого Неаполитанского королевства и Королевства Сицилия.
Хотя Королевство Италия, основанное Наполеоном, распалось, а итальянский полуостров оставался фрагментированным до середины 1800-х годов, концепция объединенной Италии начала укореняться.
Оборотов 1848 г.
Многим итальянцам быстро стало ясно, что Италия, созданная Венским конгрессом, была неэффективной и неэффективной. Голод из-за неурожая, безработицы и других предметов первой необходимости отсутствовали, правящий класс бездействовал, неподвижен и не желал ничего менять.
Тайные общества, созданные для противодействия недавно установленным консервативным режимам. Некоторые из этих обществ также продвигали итальянский национализм и идею единого итальянского политического государства. Одним из таких обществ были карбонарии, целью которых было освобождение Италии посредством вооруженных восстаний. Карбонары были вдохновлены принципами Французской революции.
Их преследовали правящие власти, приговаривали к смерти даже за то, что они посещали собрания карбонариев. Однако общество продолжало существовать и было причиной многих политических волнений в Италии с 1820 года до объединения. Джузеппе Мадзини был членом Карбонари и создателем другой организации под названием «Молодая Италия».Он — одна из самых важных фигур, приведших к объединению Италии.
«Молодая Италия» была образована в 1831 году и была нацелена на независимость и объединение Италии и последующее создание республики. Эта организация пыталась побудить молодых людей присоединиться к делу объединения и поддержать их. Таким образом, к середине века движение за объединение Италии, процесс, называемое Рисорджименто, получило широкое распространение. Молодая Италия привлекла внимание Джузеппе Гарибальди, еще одной знаковой фигуры итальянского объединения. Гарибальди объединил усилия с Мазинни в 1833 году, и вместе они работали над достижением своих идеалов. В феврале 1834 года неудавшееся восстание мадзинцев в Пьемонте вынудило Гарибальди бежать в Южную Америку.
Во время своего пребывания там он участвовал в нескольких сражениях и поднял итальянский легион под названием «Красные Рубашки». Однако он всегда думал о своей родине, и когда в 1846 году был избран новый папа Пий IX, он увидел возможность вернуться. Новый папа уже провел некоторые реформы, которые понравились большинству итальянцев, которые хотели перемен, включая Мадзини, который находился в изгнании.Во время начала революции в Палермо в 1848 году Гарибальди больше не мог оставаться на месте и вернулся в Италию.
Гарибальди вернулся в разгар революций 1848 года и предложил свои услуги Карлу Альберту Сардинскому. Он предложил помощь временному правительству Милана, восставшему против австрийцев. В ходе следующей неудачной Первой итальянской войны за независимость Гарибальди одержал незначительные победы.
Однако вскоре выяснилось, что новый папа бесполезен для объединения, он приказал своим войскам отступить, а остальных революционеров было значительно меньше.Разрушительное поражение в битве при Новаре в 1849 году вынудило Гарибальди переехать в Рим и поддержать недавно провозглашенную Римскую республику в Папской области после того, как папа был вынужден бежать из-за того, что многие итальянцы протестовали против его предыдущего решения.
г. Однако Наполеон III из Франции послал армию, чтобы вернуть папство в Рим, желая снискать расположение папы. Мадзини призвал Гарибальди встать на защиту Рима. Несмотря на крупную победу над превосходящими силами Франции, было ясно, что они не смогут удерживать город дольше.Римское собрание встретилось и обсудило три варианта: сдаться, сражаться или отступить к Апеннинским горам и продолжить сопротивление. Гарибальди выбрал третий вариант и сказал: «Куда бы мы ни пошли, это будет Рим». Обе стороны заключили перемирие и вышли из Рима. Мадзини и Гарибальди разошлись по разным путям, но они продолжали бороться за объединение Италии, их действия, хотя и были сорваны, сумели это сделать.
Вторая итальянская война за независимость
Карл Альберт был вынужден отречься от престола во время революций, оставив корону своему сыну Виктору Эммануилу II, третьему значительному деятелю объединения Италии.
В 1859 году Пьемонту-Сардинии удалось заключить секретный оборонительный договор с Францией. Поскольку пакт был чисто оборонительным, Кавур, премьер-министр Пьемонта-Сардинии и последний великий деятель объединения Италии, решил спровоцировать австрийцев на войну. Он добился этого, разместив войска недалеко от границы, что побудило правительство Габсбургов выдвинуть ультиматум, который был отклонен.
Война началась, но вскоре после этого Франция вступила в секретные переговоры с Австрией, опасаясь возможного вмешательства Пруссии.Было подписано перемирие, которое предоставило Сардинии-Пьемонту государство Ломбардия, но Австрия сохранила контроль над центральными государствами Италии. Однако, к большому разочарованию Эммануэля, этот последний термин никогда не применялся, и французы не пытались изгнать итальянские гарнизоны, которые затем взяли на себя контроль над регионами после начала войны.
В обмен на поддержку Франции Кавур уступил Ниццу и Савойю Франции. Это решение привело в ярость итальянцев и выдающегося генерала во время конфликта, а именно Джузеппе Гарибальди, который вернулся в Италию с 1854 года.Гарибальди отказался от республиканского идеала Мадзини освобождения Италии, полагая, что только Эммануил II может достичь этого вместе с помощью Кавура, и поэтому они объединились.
Когда Кавур уступил Ниццу, которая была родиной Гарибальди, это привело к трениям между ними. Гарибальди продолжал протестовать и продвигать итальянский ирредентизм, быстро начал экспедицию против Сицилии и сумел завоевать ее от своего имени. В это время Кавур обеспечил включение Пармы, Модены, Тосканы и Папской области, за исключением Рима.Кавур был обеспокоен тем, что Гарибальди, демократ, заменит Сардинию, конституционную монархию, в качестве объединителя Италии.
Чтобы остановить Гарибальди, Кавур приказал сардинским войскам войти в Папскую область и Неаполитанское королевство. Он организовал плебисцит, чтобы присоединить Неаполь к Сардинии. Таким образом, Гарибальди перехитрил realpolitik Кавура, идея, которая гласит, что политика должна проводиться с точки зрения реалистичной оценки власти и личных интересов отдельных национальных государств любыми способами.
Кавур понимал взаимосвязь между национальными и международными событиями. Гарибальди был на пути к неизбежному конфликту с монархиями Европы, в то время как он, представляя монарха, идеально вписывался в политическую ситуацию в Европе того времени. Быстрая аннексия Кавуром упомянутых государств вынудила Гарибальди уступить контроль над Неаполем и Сицилией Эммануилу II. Позже в 1861 году Италия была объявлена единым национальным государством под властью короля Сардинии Виктора Эммануила II.
Австро-прусская война
Хотя большинство штатов Итальянского полуострова были объединены и было создано Королевство Италии, Венеция и сильно уменьшившиеся Папские штаты все еще были далеки от их контроля. Гарибальди снова взялся за оружие в 1866 году, на этот раз при полной поддержке итальянского правительства. Растущие разногласия между Австрией и Пруссией по германскому вопросу переросли в открытую войну в 1866 году, предоставив Италии возможность попытаться захватить Венецию.
Германское государство Пруссия знало о напряженности, спровоцированной присутствием Австрии в Венеции, и итальянское правительство искало союзника против Австрии, поэтому они решили вступить в союз с Италией.8 апреля 1866 года президент Совета Альфонсо Ла Мармора заключил соглашение с премьер-министром Пруссии Отто фон Бисмарком. Италия теперь поклялась бы поддержать Пруссию в случае войны против Австрии. Вскоре Австрия осознала угрозу пивоварения и предложила вернуть Венецию Италии в качестве оливковой ветви.
Столкнувшись с трудным выбором, Ла Мармора попыталась остановиться и решила не поддерживать войну ни против Пруссии, ни против Австрии. Пруссия, с другой стороны, не стала ждать и 12 июня разорвала все связи с Австрией и через четыре дня вторглась на некоторые ее территории. Италия, наконец, вступила в битву 23 июня, начав третью итальянскую войну за объединение.
У Австрийской империи не было никаких шансов против этих объединенных сил, и после многочисленных поражений, главным образом в Пруссии, был заключен мирный договор. Прекращение боевых действий было согласовано в Кормоновском перемирии, подписанном 12 августа, за которым последовал Венский договор 3 октября 1866 года. Условия Пражского мира включали передачу Железной короны Ломбардии Виктору Эммануилу II, Король Италии.Венеция была выиграна Италией после плебисцита, но Трентино, Рим, Фриули и Триест оставались захваченными.
Конец объединения
К концу войны стремление Италии к объединению усилилось, что сделало Третью войну за независимость еще одним важным шагом на пути к полному национальному единству.
В 1871 году Пруссия нападает на Францию, начиная франко-прусскую войну. Франция, у которой были войска в Риме, была вынуждена отвести их, чтобы сразиться с пруссаками. Италия видит свой шанс и вторгается в Рим, успешно завоевывая его и делая Папу пленником в собственном доме.
Это настроит Папу Римского против итальянского государства на несколько десятилетий. Официально столица не переносилась из Флоренции в Рим до июля 1871 года.
Таким образом, объединение Италии было завершено захватом Рима, а затем аннексией Трентино, Фриули и Триест в конце Первой мировой войны, также называемой в Италии Четвертой итальянской войной за независимость.
Последствия
Данте Алигьери, Макиавелли, Чезаре Борджиа развили национальное сознание Италии, однако их работа и устремления были развиты и завершены Кавуром, Мадзини, Гарибальди и Эммануэлем II, людьми, которых считали отцами Италии.
После объединения Италия столкнулась с рядом проблем. Средний класс и аристократия никогда по-настоящему не были покорены революционными идеалами, которые просачивались из Франции. Папа все еще был против государства, пока Муссолини не пришел к власти.
Кроме того, итальянский парламент оказался в тупике, поскольку социалисты и либералы не смогли пойти на компромисс даже по самым основным законодательным актам. Итальянцы были по-прежнему разобщены, эти проблемы преследовали Италию на протяжении всего XIX века, а некоторые могут сказать даже сегодня.
Библиография:
[1.] Вавро, Джеффри. «Австрия против Рисорджименто: новый взгляд на итальянскую стратегию Австрии в 1860-х годах». European History Quarterly 26 # 1 (1996): 7-29.
[2] Смит, Денис Мак. Виктор Эмануэль, Кавур и Рисорджименто (Oxford University Press, 1971)
[3] Риалл, Люси. Итальянский Рисорджименто: государство, общество и национальное объединение (Рутледж, 1994)
[4.] Пирс, Роберт и Андрина Стайлз. Доступ к истории: Объединение Италии 1789-1896 гг. (4-й рф., Hodder Education, 2015), учебник.
[5.] Асколи, Альберт Рассел и Кристина фон Хеннеберг, ред. Создание и переделка Италии: выращивание национальной идентичности вокруг Рисорджименто (2001)
[6.] De Cesare, Raffaele (1909). Последние дни папского Рима. Archibald Constable & Co. стр. 443
[7.] Маурицио Изабелла, «Аристократический либерализм и Рисорджименто: Чезаре Бальбо и пьемонтская политическая мысль после 1848 года». История европейских идей 39 № 6 (2013): 835-857.
[8.] Джаспер Ридли, Гарибальди (2001)
[9.] Денис Мак Смит, Мадзини (1996).
[10.] Нельсон Мо, «Это не Италия!»: Правит и представляет Юг, 1860-1861 гг. », В« Вид с Везувия: итальянская культура и южный вопрос », 156–183 (Беркли: Университет г. California Press, 2002), 166.
Источник изображения:
[1.] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Italian-unification.gif
[2.] https://upload.wikimedia.org / wikipedia / commons / 9/92 / Episodio_delle_cinque_giornate_% 28Baldassare_Verazzi% 29.jpg
[3.] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e7/Code_Civil_1804.png
[4.] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e7/Code_Civil_1804.png
[4.] //en.wikipedia.org/wiki/Concert_of_Europe#/media/File:Europe_1815_map_en.png
[5.] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b1/Museo_Torre_di_San_Martino_della_Battresco
[5] 6.] https://en.wikipedia.org/wiki/Giuseppe_Mazzini#/media/File:Giuseppe_Mazzini.jpg
[7.] https: // загрузить.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/First_meeting_between_Giuseppe_Garibaldi.jpg
[8.] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/17/Napol%C3%A9on_III_%C3%A0_la_batailolf A9rino..jpg
[9.] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/85/Vittorio_Emanuele_II_ritratto.jpg
[10.] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9 /95/Camillo_benso_Conte_di_Cavour_iii.jpg
[11.] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/Cacciata_degli_austriaci_da_Bologna_%281848%29.jpg
[12.] https://en.wikipedia.org/wiki/Italian_unification#/media/File:Proclamation_of_the_Kingdom_of_Italy.jpg
понятий и видов. формы правления и правительства
Общество во все времена представляло собой сложную структуру, состоящую из совершенно разных типов людей. Изначально такого понятия, как общество, вообще не существовало. Потому что люди не были объединены в одну систему. На сегодняшний день все кардинально изменилось. Общество — это не только основа деятельности на планете, но и главная составляющая любого государства.Последний элемент заслуживает особого внимания. Как и общество в целом, страны появились не сразу. Их созданию предшествовала племенная община. Постепенный рост такого общественного образования вызвал необходимость его расширения, что, собственно, и произошло. Современные мировые государства — это действительно интересные структуры. В конце концов, они функционируют как единый, многогранный и разумный в своем роде механизм или даже как организм. Кроме того, страны неоднородны. Есть много разновидностей. Большое значение в этом случае имеет форма правления.Эта категория характеризует несколько «фокусов управления» каждой страной в отдельности. При этом форм очень много. Это позволяет разделить все состояние по этому критерию, что облегчает процесс их непосредственного изучения.
Понятие государства
Безусловно, форма правления, понятие и виды которой будут представлены далее в статье, во многом характеризует страну с разных сторон. Однако необходимо понимать, что такое последняя категория.Государство с учетом современных достижений ученых в этой области является полностью независимым субъектом, наделенным суверенитетом, а также имеет в своей структуре принудительный механизм. Кроме того, у любой страны есть свои территориальные рамки.
Основные черты государства
Учитывая представление о стране как суверенном механизме, можно выделить его основные черты. На их основе государство можно отличить от других общественно-политических структур. Существует большое количество научных подходов к рассмотрению этой проблемы.Но можно выделить ряд классических черт, характеризующих все без исключения государства. К ним относятся:
1) территория и имущество;
2) государственный аппарат;
3) население;
4) суверенитет.
В этом случае возникает вопрос: как форма государственного устройства, понятие и виды которой будут рассмотрены ниже, соотносится с представленными принципами? В этом случае все достаточно просто. Знаки — это те показатели, которые указывают на существование государства.Поэтому перед непосредственным изучением формы страны необходимо понять, является ли общественно-политическая структура таковой вообще.
Формы правления и правления
Любую страну можно охарактеризовать с трех позиций, а именно:
— формы правления;
— правящий режим;
— формы правления.
Первые две категории показывают политическую, то есть эффективность регулирующего аппарата, демократизм его деятельности и т. Д.В свою очередь, форма правления — это территориальная организация страны и взаимоотношения между элементами всей структуры. Среди остальных позиций анализа государства территориальное устройство является наиболее устойчивым. Об этом свидетельствует наличие всего двух основных элементов этой категории.
Следует отметить, что многие ученые говорят о существовании тесной взаимосвязи между формой правления и государственным устройством. По их мнению, последняя категория определяет политическое устройство в той или иной стране.Но, как мы понимаем, утверждение о влиянии территории на любые процессы внутри государства очень спорно.
Типы форм правления
Мы уже указывали, что существуют две основные формы территориального устройства страны. Добыча этих видов происходит на основании существования или отсутствия суверенитета отдельных субъектов всей системы. В зависимости от этого различают следующие формы правления:
— простая форма, в которую входят унитарные государства;
— сложной формы, то есть федеральной.
Следует отметить, что институт госустройства рассматривает только представленные формы. Межгосударственные объединения в данном случае к нему не относятся, хотя многие содружества, доминионы и другие подобные структуры во многом схожи с территориальными типами организаций. Кроме того, указанные выше формы представляют собой сложные самостоятельные явления. Для них характерно наличие определенных черт, видов и ряда других особенностей.
Унитарные страны — концепция
Формы национально-государственной системыунитарного типа — простые, единые страны, территориальные элементы которых не обладают какой-либо самостоятельностью.На сегодняшний день таких образований в мире много. Суть в том, что ими легко управлять и они стабильны. Координацию внутренней жизнедеятельности унитарных государств осуществляет единый центр. Большинство стран сегодня имеют такую территориальную форму.
Основные признаки унитарных государств
Существует большое количество признаков, с помощью которых можно различать формы национально-государственного строя указанного типа.
1. Власть в стране сосредоточена в руках единого центра.То есть территориальные единицы не обладают самостоятельностью ни в каких вопросах. В этом атрибуте также ярко проявляется иерархия всех ветвей власти.
2. Система законодательства также одноуровневая. Как правило, все исходит из конституции, которая является основой всех правовых отношений общества унитарного государства.
3. Унитарные страны имеют единое гражданство.
4. Территориальное деление носит именной характер. Это сделано только для облегчения государственного управления.
5. Денежная система, как и гражданство, тоже едина.
Как видим, унитарная форма государственных устройств, понятия и типы которых представлены в статье, представляет собой удобную систему, которая легко настраивается. Принцип единства в данном случае — главное преимущество.
Типы объединенных держав
Унитарная форма государственного устройства не одинакова на всей планете. В зависимости от жесткости властной иерархии и наличия автономий можно выделить разные типы стран одного типа.Например, в зависимости от наличия автономий ученые делят все унитарные состояния на сложные и простые. Для последних характерно то, что в них нет автономных образований. В этом случае есть государства, в которых нет административно-территориального деления. Сложная унитарная форма государственного устройства предполагает наличие автономий, которые, в свою очередь, делятся на два типа.
1. Территориальный . Такая автономия, как правило, складывается исторически.Они являются частью территории государства, имеющего определенную свободу «действий». То есть наравне с органами государственной власти автономия может издавать собственные нормативные акты.
2. Экстерриториальные автономии Это «образование без земли». Он, как правило, состоит из этнической совокупности определенной части населения страны, которая вправе самостоятельно определять свою идентичность, решая важные социальные вопросы.
Также существует разделение унитарных государств на централизованные и децентрализованные.В первом случае — строгое подчинение всех без исключения властей. Но для децентрализованных стран характерна значительная роль местного самоуправления в вопросах населения определенного региона или другой территориальной единицы.
Федеративная форма: концепция
Мы уже указывали, что существуют сложные типы территориального устройства страны. Итак, сегодня федерация. Эта форма административного государственного устройства представляет собой структуру, состоящую из относительно независимых частей.То есть физические лица в стране обладают юридическим и фактическим суверенитетом. Конечно, независимость таких структур касается не всех вопросов, но большую часть своей деятельности они регулируют самостоятельно. На сегодняшний день федерации — это не что иное, как унитарные державы. Например, форма государственного устройства России — чисто федеральная.
Знаки территориального распределения
Форма государственного устройства России — федерации. Однако такое территориальное распределение характерно не только для нашей страны.На сегодняшний день федерациями являются Индия, США, Канада и др. Этот факт позволяет выделить основные особенности данного территориального устройства.
1. Субъект государственной власти разделен между всей страной и отдельными ее частями.
2. Государственные органы имеют двухуровневую структуру. Это в интересах всей страны и отдельных ее составляющих, субъектов.
3. Законодательство также существует на двух уровнях. Потому что территориальные единицы наделены
Истат.it Национальные счета
Вторая волна Covid препятствует выздоровлению
Отчетный период: 4 квартал 2020 года, 1 квартал и 2 квартал 2021 года
|Дата выдачи: 22 декабря 2020 года
Ожидается, что ВВП снизится на 8,9% в 2020 году и увеличится на +4.0% в 2021 году
Учетный период: 2020-2021 годы
|Дата выдачи: 03.12.2020
В 3 квартале 2020 г. ВВП увеличился на 15,9% по сравнению со 2 кварталом и снизился на 5,0% г / г
Базовый период: третий квартал 2020 года
|Дата выдачи: 01.12.2020
Ежемесячный отчет об экономике Италии за октябрь 2020 года уже онлайн
Расчетный период: октябрь 2020 г.
|Дата выдачи: 06 ноября 2020 года
В третьем квартале 2020 года ВВП +16.1% по отношению к предыдущему кварталу и -4,7% г / г
Базовый период: третий квартал 2020 года
|Дата выдачи: 30.10.2020
В 2019 году отношение государственного дефицита к ВВП составило 1,6%
Учетный период: 2016-2019 гг.
|Дата выдачи: 22 октября 2020 года