Численность армян в разных странах мира
История Армении Древняя Армения Культура Армении Мовсес Хоренаци Демография
По данным журнала Nouvelles d, Armenie (Франция)
Австралия | 45.000 |
Австрия | 3.000 |
Албания | 500 |
Англия | 12.000 |
Аргентина | 130.000 |
Армения | 3.000.000 |
Белоруссия | 25.000 |
Бельгия | 5.000 |
Бразилия | 20.000 |
Болгария | 30.000 |
Венесуэля | 2500 |
Вьетнам | 8 |
Гана | 15 |
Германия | 40.000 |
Голландия | 3. |
Гон-Конг | 16 |
Греция | 20.000 |
Грузия | 460.000 |
Дания | 3.000 |
Египет | 10.000 |
Замбия | 10 |
Израиль | 3.000 |
Индия | 200 |
Индонезия | 10 |
Иордания | 3.000 |
Ирак | 3.000 |
Иран | 150.000 |
Испания | 1.000 |
Италия | 2.000 |
Казахстан | 10.000 |
Канада | 50.000 |
Кипр | 2.000 |
Китай | 16 |
Киргизия | 1.000 |
Кот-дИвуар | 20 |
Куба | 100 |
Кувейт | 5. 000 |
Латвия | 2500 |
Ливан | 130.000 |
Литва | 2500 |
Люксембург | 6 |
Мексика | 50 |
Молдавия | 7.000 |
Норвегия | 1.000 |
НоваяЗеландия | 600 |
ОАЕ | 3.000 |
Польша | 100.000 |
Россия | 1700.000 |
Румыня | 10.000 |
Сенегал | 15 |
Сингапур | |
Сирия | 100.000 |
Судан | 1.000 |
США | 1.000.000 |
Таджикистан | 3.000 |
Таиланд | 40 |
Туркменистан | 20. 000 |
Турция | 80.000 |
Узбекистан | 70.000 |
Украина | 150.000 |
Уругвай | 19.000 |
Филиппины | 8 |
Финляндия | 1.000 |
Франция | 450.000 |
Чехия | 10.000 |
Чили | 1.000 |
Швеция | 3.000 |
Швейцария | 3.000 |
Эстония | 2.000 |
Эфиопия | 90 |
Югославия | 10.000 |
ЮАР | 200 |
Япония | 10 |
Новая страница 1
Новая страница 1Рауф Гусейн-заде
Характеристика армян их соплеменниками
и современниками
Перемещения предков армян с их исторической родины в области Фракия (т. е. в Европе, на Балканах) (1) в Малую Азию и далее на Восток, вплоть до Кавказа включительно, как и сопровождавшие их пертурбации, отразились на многих сторонах истории и жизни армянского народа.
Не только на армян, но и на другие народы, обитавшие в Передней Азии, оказали влияние античные греки и римляне, персы и сирийцы. От них было воспринято немало, вплоть до лексики, многих элементов культуры, социально-политической, торгово-экономической, конфессиональной жизни, обычаев, обрядов, традиций. (2) Это был, в принципе, объективный процесс, подтверждающий известное положение, что нет чистых рас и этносов, языков и культур.
Заключительным аккордом в процессе иновлияния на армян можно полагать русский компонент, начиная с XIX века. Так, для формирования армянской и русской коллективной памяти характерна опора на исторические, историографические повествования: «У русских и армян были в свое время сформированы повествовательные шаблоны, которые перманентно сами просачивались, а также целенаправленно внедрялись в коллективную память этих народов… Если русские исторические нарративы акцентировали «богоизбранность русского народа», то армянские нарративы ориентировали на воссоздание «великой Армении» и память о «былом могуществе
«(3). Однако имеются нюансы, позволяющие говорить о специфических особенностях армян, что отмечено их соплеменниками и современниками.В геополитике существуют такие понятия, как «потребитель безопасности» и «производитель безопасности». Ко вторым принадлежат великие державы и крупные государства. К первым относятся средние, мелкие и карликовые государства. Кроме того, имеются «источники опасности», каковыми могут быть любые государства и различные организации, известные своей «нетрадиционной» ориентацией и деятельностью, не вписывающиеся в общепринятые нормы мирового сообщества.
На Кавказе «потребителями безопасности» и, одновременно, «источником опасности» являются несколько местных политических и административных субъектов. В связи с этими дефинициями следует обратить внимание на армянский этнос — аллохтон (пришлый) и на то, как его характеризуют соплеменники и современники. Это тем более важно, что имидж армян неоднозначен, ибо они обладают способностью акклиматизироваться, адаптироваться и приспосабливаться к среде обитания, куда их забрасывает судьба, а вернее — военно-политические реалии.
Вместе с тем, армяне столь разнородны, что, даже проживая в одной и той же стране, придерживаются традиций и правил исходной «стартовой площадки». Как следствие, армяне «западные» не понимают, даже не приемлют «восточных», «российские» — «кавказских», «европейские» — «американских», и наоборот.
Наиболее ранняя известная развернутая характеристика армян принадлежит армянскому автору XVII века Сименону Лехаци, который имел возможность беспрепятственно ознакомиться с условиями жизни и деятельности своих соплеменников в Османской империи. Он провел в этом государстве несколько лет и за это время многое увидел и услышал, в том числе в Стамбуле, Бурсе, Измире, Иерусалиме, Каире, Дамаске и Анкаре. При этом « Симеона, естественно, интересовали в первую очередь армяне, их численность, занятия и положение во всех городах и селах, где ему пришлось побывать«(4).
Симеон Лехаци подробно излагает те благоприятные условия, в которых армяне-христиане находились под властью османских султанов-мусульман. Так, он отметил, что почти во всех городах и многих селениях Малой Азии живут армяне, имеются их церкви, монастыри, священники, иноки(5). Свое сообщение он завершает знаменательной фразой: «Не знаю, чем мы заслужили, что, за исключением греков, все народы, и верующие и неверующие, любят нас, хотя у народа нашего нет единодушия и [армяне] не любят друг друга, чем даже сделались известны«(6).
После завоевания Российской империей Закавказья в первой трети XIX века русские кавказоведы обратили внимание на поведение армян, переселившихся в субрегион из Османской империи и Иранского государства: «В силу исторически сложившихся условий армяне расселялись по белу свету. От этого родиной армянина сделалась та страна, где с большей себе выгодой и безопасностью может он употребить изворотливый свой ум для прибыли… Они овладели торговлей Тифлиса и всего Закавказья… Они переводчики, докладчики, факторы; словом, где есть возможность получить прибыль, там непременно находятся армяне. Корысть- первый движитель всех их помышлений и поступков«(7).
Парадокс, чему трудно подобрать аналог, и о котором неустанно говорят сами арменисты, это — двойственность армянского этноса. Парадокс также в дефиниции «разные народы» — как теперь армянские интеллигенты говорят об армянах диаспоры и Республики Армения. Поэтому, как считает современный армянский интеллектуал, « по моему мнению, мы разные народы. Армения — кавказская страна. Диаспора своими константинопольскими корнями и различными воздействиями — совершенно другой мир. Независимо от нас, сформировались две разные нации. Кровью схожие, языком почти схожие, однако мировоззрением почти антиподы«(8).
В конце XIX века российский генерал Н.Дубровин отметил: «Находясь в подданстве различных государств и разбросанное, можно сказать, по всему земному шару, армянское племя, подвергаясь вследствие того различному климату, образу жизни и занятий, утратило свою общую типичность«(9). Это высказывание подтверждает, что уже давно взаимоотношения армян Республики Армения и армянской диаспоры переживают глубокий кризис. Многие столетия «разлуки» способствовали появлению между ними почти непреодолимой «китайской стены». Такая ситуация напоминает недавние проблемы объединившихся в единой ФРГ «осси» и «весси», то есть западных и восточных немцев, когда после первых недель эйфории и те, и другие начали на собственном опыте постигать, что такое «совковый менталитет» и какими разными он способен сделать представителей одного народа.
Вот почему «денежные мешки» армянской диаспоры, обуреваемые «национальными» чувствами, могут широким жестом оказать своим соотечественникам в Республике Армения «гуманитарную помощь». Но инвестиции будут вкладывать туда, где можно получить отдачу, ибо родственные чувства хороши, но они не приносят дивидендов. Поэтому рассуждения писателя и языковеда Ерванда Азатяна, приведенные выше, далеко не беспочвенны. Суть в том, что диаспора складывалась, начиная с IV века (10). Сами арменисты приводят такие сведения, сообщая о расселении армян в различные периоды их истории в разных странах (11).
Естественно, что дисперсное обитание, если сохраняло понимание религиозной, языковой, культурной и этнической общности, тем не менее не могло создать и не создало единого менталитета, а порой и самоидентификации. Это вполне понятно и закономерно: проживая столетиями в разных странах, в различных реалиях, volens-nolens, армяне попали под их влияние. Когда же удавалось собраться вместе, вступал в силу закон «притяжения-отталкивания».
Однако вместе с тем появлялись условия для влияния на важные аспекты жизни и деятельности в зонах проживания. Хотя это вызывало неоднозначную реакцию. Так, характеризуя народы Кавказа, русский философ князь Н.С.Трубецкой писал в 1925 году: «Ставка на армян была бы ошибкой. Сильные экономически, сосредоточивая в своих руках руководство всей экономической жизнью Закавказья, они в то же время обладают всеми чертами народа-паразита и раба и пользуются всеобщей антипатией, доходящей до ненависти у своих соседей«(12).
То же самое отметил еще в начале XX века М. О.Меньшиков: «Армяне постепенно делаются хозяевами Закавказья, захватывая землю, капиталы, промыслы, торговлю и почти командующее влияние на местную администрацию. Когда мирное завоевание Кавказа армянами будет завершено, согласитесь, что это значительно придвинет армянских патриотов к их окончательной цели» (13).
Собственно, это и произошло в 1918 году, когда армяне образовали в Закавказье, т.е. там, где ее никогда не существовало, армянскую государственность, утраченную сперва в IV, а затем в XI веках в Малой Азии.
Значит, если главная причина «двойственности» армян — итог многовекового отсутствия собственной государственности и миграционных передвижений с запада (из Европы) на восток (на Кавказ), в результате чего сложилась диаспора со всеми последствиями, то обустройство на какой-либо территории ведет к тому, что армяне сосредотачивают в своих руках экономические рычаги.
Таким образом, дефиниция «разные народы» применительно к армянам имеет многовековую историю. И подмечено это самими армянами. Так, на Северном Кавказе отмечено внутриобщинное напряжение, связанное с залповой миграцией на Ставрополье армян из Кавказской Армении: «В результате ускоренного пополнения возникло напряжение внутри армянской диаспоры между представителями «старых» и «новых» слоев, а также между представителями разных регионов исхода. Такие явления наблюдаются в Ставрополе, Буденновске, Пятигорске, Кисловодске, Георгиевске, населенных пунктах Курского, Предгорного районов» (14).
Стоит обратить внимание на отношение османских турок к «своим» армянам. Во время русско-османской войны 1877-1878 годов, когда русская армия находилась в восточной части Малой Азии, русский генерал И.Г.Амилохвари обратил внимание на положение армян под османской властью: «До сих пор я привык слышать со всех сторон и читать во всех наших газетах, что турки страшно притесняют христиан и доводят их до самого бедственного состояния. Но вот мы едва перешли границу, как первая попавшаяся деревня, населенная христианами, к нашему крайнему изумлению, поневоле заставляет теперь сомневаться в истине столь обыденного у нас суждения о турках.
На самом деле, жители имеют внешность не так уже угнетенную, как мы приготовились здесь встретить. Женщины не закрываются здесь, подобно нашим армянам. Они здесь веселы, разговорчивы и нарядно одеты. Хлебопашество и скотоводство — в огромных размерах, земли вдоволь. Одним словом, видно, жизнь привольная и отнюдь не задавленная«(15).
Иванов Р.Н., приводящий в своей книге эту цитату, счел нужным ее прокомментировать: «Генерал Амилохвари с удивлением замечает, что на территории Турецкой Армении армянское население менее стеснено, нежели в Эриванской губернии. В экономическом и культурном отношении турецкие армяне, по его мнению, даже господствуют над местными курдами и турками«(16).
В 1923 году в Тбилиси изданы в переводе с английского языка на русский «Записки» высокопоставленного османского государственного и военного сановника — одного из активистов партии «Единение и прогресс» Джемаль-паши. Нюанс его мемуаров в том, что они написаны после 1915 года. Глава IX посвящена «армянскому вопросу» и начинается с характеристики армян: «Мы, младотурки, безусловно предпочитаем армян, в частности, армянских революционеров, грекам и болгарам. Армяне — лучше и мужественнее этих двух наций; это открытый и честный народ, постоянный в своей дружбе и в своей ненависти. Мы твердо убеждены в том, что только на политике России лежит ответственность за турецко-армянскую вражду. Шестьдесят лет тому назад, точнее говоря еще за десять лет до русско-турецкой войны 1877-78 гг., не было и речи о каких-либо столкновениях на религиозной почве между этими двумя народами.
И в Анатолии, и в Румелии, и в Константинополе, словом, по всей Турецкой империи, армяне и турки жили совместно в полном согласии и в истории Турции за этот период нет даже упоминания о таком явлении, как «армянский вопрос». Во внутренней нашей жизни турецко-армянская дружба была безгранична. Когда мало-азиатские турки на несколько дней по своим делам покидали свои деревни, они вверяли соседям-армянам заботу о своих семьях, свое имущество и свои права; армяне выказывали такое же самое доверие своим соседям-туркам.
Во всей Анатолии и Румелии и даже в Константинополе не было ни. одного армянина, который говорил бы только по-армянски. Турецкий язык был введен во всех армянских школах и церковные богослужения происходили на турецком языке. Доступ ко всем высшим государственным должностям был открыт армянам и их считали самыми лояльными подданными Оттоманской империи.
… подобно тому, как на справедливости и терпимости было основано образование Турецкой империи и быстрое распространение турецкого владычества, так великодушием и дружбой, выказанной турками по отношению к армянам, была завоевана их признательность Турции. Результатом этого было то, что в течение пятисот лет не было ни одного конфликта между этими двумя народами и не было ни одного армянина, который не воспринимал бы турецкий язык и наши обычаи.
… вплоть до окончания Крымской войны, до 1856 г., турки и армяне сохраняли друг к другу самые лучшие отношения.
Когда же Россия обратила жадные взоры на Оттоманскую империю, она поняла, что было бы большим политическим эффектом превратить христианские элементы Румелии в оружие своих намерений. ..
В 1863 году армяне получили настоящую конституцию. Конституция дала им право избрания собственного высшего совета в Константинополе. Совет состоял из четырехсот членов, из которых сто двадцать депутатов были избираемы самим армянским населением.
Мог ли сам президент Вильсон выдумать лучший способ удовлетворения прав национальных меньшинств»(17). Так, еще в 1895 году 176 армянских миссионеров в сопровождении 878 помощников проповедовали в Анатолии, то есть в центральных вилайетах Османской империи. Они основали тогда 125 армянских церквей, в которых было ок. 13 тыс. прихожан и более 400 школ с более чем 20 тыс. учеников(18).
«Отец армянской истории» Моисей Хоренский в V веке говорил о своих соплеменниках: «но я хочу указать на жестокосердие, как и высокомерие нашего народа,.. отвергающего благое, изменяющего истине,.. народ строптивый и преступный,.. душа которого не верит Богу!… Зачем вы полюбили суету и безбожие?.. Вы совершили прогневленные и в ложах ваших не принесли раскаяния; вы заклали заклание беззакония и уповающих на Господа презрели. Поэтому найдут на вас сети того, кого вы не прознали и добыча, за которой вы гонялись, сделает Вас своей добычей и вы попадете в те же сети»(19).
Так сказано армянином 1500 лет назад. Но и сегодня его слова актуальны, хотя характеристика может быть значительно дополнена и расширена: «Сегодня каждый четвертый армянин подвержен стрессу, различным психическим расстройствам и умственной недостаточности той или иной степени тяжести. На улицах можно встретить десятки тысяч душевнобольных, ни один из которых не состоит на специальном учете», (выделено нами — Р.Г.)- такое сенсационное заявление сделал главный психиатр Министерства здравоохранения Республики Армения Самвел Торосян(20). В отчете, подготовленном по итогам исследований, проведенных Ереванским представительством ООН, подчеркивается, что «катастрофический рост числа психически больных граждан республики объясняется, главным образом, следующим: крайне низким жизненным уровнем, неразрешенностью Нагорно-Карабахской проблемы, а также псевдонациональными императивами» (21).
* * *
Литература:
1. Адонц Н. Армения. — Новый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, том 3. — Спб.,1912, кол. 601; История армянского народа. — Ереван, 1980, с. 27.
2. Абегян М. История древнеармянской литературы. — Ереван, 1975, с. 12-14, 25-26; Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI веков. М., 1988, с. 5.
3. Исмайлов Э.М. Предисловие научного редактора. — В кн.: Карагезов Р. Метаморфозы коллективной памяти в России и на Центральном Кавказе. — Баку, 2005, с. 7-8; Русская и армянская средневековые литературы.-Л., 1982.
4. Предисловие переводчика М.О. Дарбинян. — В кн.: Симеон Лехаци. Путевые заметки. Пер. с арм. — М., 1965, с. 22.
5. Симеон Лехаци, с. 37-57, 148-151, 156-161, 168, 178, 190-192, 201, 235-239.
6. Симеон Лехаци, с. 145.
7. Обозрение российских владений за Кавказом.- СПб., 1836, с. 197-199.
8. www.armenia.ru
9. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе, том I, кн. 2., — СПб., 1871, с. 406.
10. Юзбашян К.Н. Указ. раб., с. 4; Саркисян Г.Х., Худавердян К.С., Юзбашян К.Н. Потомки Хайка. — Ереван, 1998, гл. IX.
11. Численность и расселение армян в мире.
См.: www.iatp.am/economics/migr/obd.htm; www.alanianet. ru/neokavkaz/n5/5-9htm
12. Трубецкой Н.С. О народах Кавказа. // Журн. «IRS — Наследие», 2003, №7, с. 22.
13. Меньшиков М.О. Национальная империя.-М., 2004, с. 465.
14. Аствацатурова М.А. Этнические меньшинства Ставропольского края: этносоциальная и этнополитическая динамика. См.: www.iatp.am/economics/migr/ obd.htm; www.alanianet.ru /neokavkaz/n5/5-9htm
15. Амилохвари И.Г. Записи и дневники.-Тифлис, 1909. — Цит. по: Иванов Р.Н. Оборона Баязета: правда и ложь. — М., 2005, с. 31.
16. Иванов Р.Н. Указ. раб., с. 30.
17. Записки Джемаль-паши: 1913-1919 годы. Пер. с англ. — Тифлис, 1923, с. 197-200.
18. Salt J. Imperialism, Evangelism and the Ottoman Armenians: 1878-1896. — London, 1993, p. 31.
19. История Армении Моисея Хоренского. Пер. с др. арм. — М., 1853, с. 141.
20. Газ. «Право выбора», 2005, №1.
21. Газ. «Право выбора», 2005, №1.
Геноцид армян | История, причины и факты
Talat Paşa
Смотреть все СМИ
- Дата:
- Январь 1915 — 1916
- Местонахождение:
- Османская империя Турция
- Контекст:
- Балканские войны Первая Мировая Война Молодые турки Хамидианская резня
- Ключевые люди:
- Абдулхамид II Энвер Паша Талат Паша
См. весь связанный контент →
Геноцид армян , кампания депортации и массовых убийств армянских подданных Османской империи, проведенная младотурецким правительством во время Первой мировой войны (1914–18). Армяне заявляют, что кампания была преднамеренной попыткой уничтожить армянский народ и, таким образом, актом геноцида. Турецкое правительство сопротивлялось призывам признать его таковым, утверждая, что, хотя зверства имели место, официальной политики истребления армян как группы не проводилось.
Армяне Восточной Анатолии
Узнайте об истории геноцида армян во время Первой мировой войны
Просмотреть все видео к этой статье Армяне, которые делили территорию с курдами-мусульманами. В древности и средневековье этим регионом правила череда армянских династий, хотя он часто сталкивался с вторжениями извне. Политическая независимость Армении была в значительной степени подорвана волной вторжений и миграций тюркоязычных народов, начавшейся в 11 веке, а в 15 и 16 веках регион был захвачен турками-османами и интегрирован в обширную Османскую империю. Однако армяне сохранили сильное чувство общности, воплощенное в армянском языке и Армянской церкви. Это чувство самобытности было воспитано Османской империей 9.0041 проса , которая предоставила немусульманским меньшинствам значительную административную и социальную автономию.В начале 20-го века в Османской империи проживало около 2,5 миллионов армян, в основном сосредоточенных в шести провинциях Восточной Анатолии. Значительное количество армян проживало и за восточной границей Османской империи, на территории, принадлежавшей России. В Восточной Анатолии армяне жили смешанно с доминирующими курдскими кочевниками. Армяне не составляли большинства ни в одном из районов своего проживания, хотя часто проживали в однородных деревнях и кварталах в городах.
Жизнь армянских сельских жителей и горожан в Османской империи была трудной и непредсказуемой, и они часто подвергались жестокому обращению со стороны доминирующих курдских кочевников. Поскольку местные суды и судьи часто отдавали предпочтение мусульманам, у армян было мало средств правовой защиты, когда они становились жертвами насилия или когда у них отбирали землю, скот или имущество.
Подавляющее большинство армян были бедными крестьянами, но некоторые добились успеха в торговле и ремесленничестве. Участие армян в международной торговле привело в 17-м и 18-м веках к основанию значительных армянских поселений в Стамбуле и других портовых городах Османской империи, а также в Индии и Европе. Хотя в османском обществе преобладали мусульмане, небольшое количество армянских семей смогли занять видное положение в банковском деле, торговле и правительстве. На протяжении нескольких поколений в 18-м и 19-мго века, например, главные архитекторы османского двора были в армянской семье Бальян. Однако известность и влияние хорошо образованной и космополитической армянской элиты имели недостаток: они стали источником негодования и подозрительности среди мусульман. В 19 веке армяне боролись с представлением о том, что они были чужеземным элементом в Османской империи и что в конечном итоге они предадут ее, чтобы создать собственное независимое государство.
Молодые армянские активисты, многие из которых с русского Кавказа, стремились защитить своих соотечественников, агитируя за независимое государство. В 1887 и 189 годах они образовали две революционные партии под названием «Хенчак» («Колокол») и «Дашнакцутюн» («Федерация»).0. Ни один из них не получил широкой поддержки среди армян Восточной Анатолии, которые в основном оставались лояльными и вместо этого надеялись, что сочувствующие в христианской Европе будут оказывать давление на Османскую империю, чтобы она провела новые реформы и защиту для армян. Однако деятельность армянских революционеров вселяла страх и тревогу среди мусульман.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
В конце 19 века антиармянские настроения несколько раз выливались в массовые беспорядки.го и начала 20 века. Когда в 1894 году армяне Сасунского района отказались платить репрессивный налог, османские войска и курдские племена убили в этом районе тысячи армян. Очередная серия массовых убийств началась осенью 1895 года, когда подавление османскими властями армянской демонстрации в Стамбуле превратилось в резню. В общей сложности сотни тысяч армян были убиты в резне между 1894 и 1896 годами, которая позже стала известна как резня в Гамидиане. Еще около 20 000 армян были убиты в ходе городских беспорядков и погромов в Адане и Хаджине в 1919 г.09.
В 1908 году к власти пришла небольшая группа османских революционеров — Комитет Союза и Прогресса (CUP), организация внутри более широкого движения младотурок. Армяне приветствовали восстановление османской конституции, а обещание выборов побудило армян и других нетурок в империи сотрудничать с новым политическим порядком. Однако со временем амбиции младотурков стали более воинственными, менее терпимыми к нетуркам и все более подозрительными к своим армянским подданным, которые, по их мнению, сотрудничали с иностранными державами. Становясь все более авторитарными, младотурки консолидировали власть и отодвинули на второй план своих более либеральных противников, и 19 января13 наиболее воинственные члены партии Энвер-паша и Талат-паша пришли к власти в результате государственного переворота.
Антипатия к христианам возросла, когда Османская империя потерпела унизительное поражение в Первой Балканской войне (1912–1913 гг.), что привело к потере почти всей ее оставшейся территории в Европе. Лидеры младотурок обвинили в поражении предательство балканских христиан. Более того, в результате конфликта сотни тысяч мусульманских беженцев устремились на восток, в Анатолию, что усилило конфликт между мусульманами и крестьянами-христианами из-за земли.
Напуганные армяне воспользовались поражением Османской империи, чтобы настаивать на реформах, призывая европейские державы заставить младотурков принять определенную степень автономии в армянских провинциях. В 1914 году европейские державы навязали османам крупную реформу, которая требовала наблюдения со стороны инспекторов на востоке. Младотурки восприняли эту договоренность как еще одно доказательство сговора армян с Европой с целью подорвать суверенитет Османской империи.
Как началась Первая мировая война летом 1914 марта младотурки присоединились к Центральным державам (Германии и Австро-Венгрии) против Тройственной Антанты (Великобритания, Франция и Россия). Поскольку армяне и ассирийцы жили вдоль русско-османского фронта, и русские, и османы пытались завербовать местных христиан в свои кампании против своих врагов. Младотурки предложили Дашнакцутюн, к тому времени ведущей армянской политической партии, убедить российских армян, а также армян на османских землях воевать за Османскую империю. Дашнаки ответили, что армяне, русские и османские подданные останутся верны своим империям. Могущественные младотурки расценили это как предательство.
Армяне Османской империи сражались на стороне османов, а армянские добровольческие отряды, состоящие из русских подданных, сражались на стороне России. В районах, где османские и русские войска столкнулись друг с другом, происходили массовые убийства как христиан, так и мусульман.
«Они могут жить в пустыне, но больше нигде»
С начала 1915 года турки-османы начали депортацию и убийство сотен тысяч армян в ходе первого крупного геноцида двадцатого века. К концу Первой мировой войны количество армян на территории, которая впоследствии стала Турцией, сократилось на 9 человек. 0 процентов — более миллиона человек. Спустя столетие Геноцид армян остается спорным, но относительно неизвестным, омраченным более поздними убийствами и пропастью, разделяющей турецкую и армянскую интерпретации событий. В этой исчерпывающей повествовательной истории Рональд Сани прорывается через националистические мифы, пропаганду и отрицание, чтобы предоставить непревзойденный отчет о том, когда, как и почему были совершены зверства 1915–1916 годов. Основанная на архивных документах и свидетельствах очевидцев, это незабываемая хроника катаклизма, задавшего трагическую основу века геноцида и преступлений против человечества.
Награды и признание
- Лауреат Книжной премии Уэйна С. Вучинича 2016 г., Ассоциация славянских, восточноевропейских и евразийских исследований
- Выбор Летних книг Financial Times за 2015 г.
- Одна из лучших книг в истории Financial Times (FT.com) 2015 года, выбрана Тони Барбером
«В последние годы ученые, изучающие историю Османской империи, опубликовали ряд новаторских, отмеченных наградами научных исследований, документирующих уничтожение армян в 1915. Опубликованная к столетию этого ужасного события монография Рональда Григора Суни выделяется как еще одна превосходная работа, в данном случае лучший описательный отчет, объясняющий, «почему, когда и как» произошел геноцид армян». — Марк Дэвид Баер. , H-Национализм
«Авторитетное исследование невыразимых ужасов. . . . [Г] глубоко исследован, беспристрастен. . . . Сани создает захватывающее повествование о мести и терроре». — Киркус
«Столетие [Геноцида армян] подняло дипломатический накал и породило множество книг. Книга Рональда Сани — лучшая из них: сбалансированная, научная и душераздирающая, она должна быть прочитана всеми серьезно изучающими современную историю», — Доминик Грин, 9 лет.0081 Weekly Standard
«Суни удивительно беспристрастно объясняет конкретные обстоятельства, которые заставили правительство Османской империи приступить к политике массового истребления». — Доминик Лоусон, Sunday Times
«Что отличает стипендию Сани, так это скрупулезное внимание к контексту и подлинное имперское беспокойство младотурок. Они могут жить в пустыне, но нигде больше (название, взятое из другого диктата Талата) — беспристрастный рассказ. обращений и похищений детей и молодых женщин, он строг в выборе языка и нюансов, великодушен в своем сочувствии, но неумолим в своих выводах» — Дэвид Гарднер, 9 лет.0081 Financial Times
«Чрезвычайно мощный, тщательно сбалансированный, строгий и гуманный отчет о трагедии, которая до сих пор бросает тень на современное состояние Турции. Вероятно, он станет исчерпывающим справочником по этому вопросу на долгие годы. «— Джастин Мароцци, Зритель
» Они могут жить в пустыне, но нигде больше , скорее всего, будет стандартным рассказом на английском языке о Геноциде армян в 21 веке и его более широком контексте. Само событие было первым крупный геноцид в течение целого столетия геноцидов, и Suny прекрасно осознает уроки, которые она может преподать в отношении тех ужасов, которые она инициировала. Книга настоятельно рекомендуется», — Стив Донохью, 9 лет. 0081 Open Letters Monthly
«Магистерская».—Брайан Бетьюн, Маклинс
«[Отличный] источник для читателей, желающих изучить историю [геноцида армян]. помещая Геноцид в многовековые отношения между армянами-христианами и их турецкими правителями-мусульманами… читабельно и тщательно». — Марк Мовсесян, Первые дела
«Авторитетное, всестороннее исследование политических, религиозных и культурных факторов вокруг ужасные события 1915-16, и отчет, который избегает пропаганды как турецких, так и армянских защитников, но не вздрагивает от их ужасающей реальности.
«Sony вплетает эту сложную историю в детальную, тщательно проработанную и убедительно аргументированную книгу». — Choice
«Замечательный исторический труд». одна книга о 1915 геноцид, сделай это. Суни — один из самых известных в западном мире исследователей Кавказа. Его отчет о судьбе, постигшей армян от рук османских турок, мучительно подробен и скрупулёзно объективен». — Тони Барбер, Financial Times
«Исторический шедевр и важный ориентир в изучении Геноцида, который, несомненно, станет исчерпывающий учебник по этому предмету. . . . Всеобъемлющий и убедительный», — Сосси Касбарян и Керем Октем, 9 лет.0081 Caucasus Survey
«Рецензируемая книга должна представлять интерес для студентов и аспирантов, исследователей геноцида и историков, заинтересованных в новом понимании исторической динамики, приведшей к геноциду армян, и связи между империализмом, национализмом и геноцида армян в двадцатом веке. Кроме того, книга обеспечивает основу для дальнейших дискуссий о том, как более полно интегрировать геноцид армян в понимание исторических тенденций того периода». — Эльдад Бен-Аарон, H-Soz-Kult
«[A] превосходная работа, в данном случае лучший описательный рассказ, объясняющий, «почему, когда и как» произошел геноцид армян». — Марк Дэвид Бэр, H-Net Reviews
» Они могут жить в пустыне, но больше нигде , без сомнения, станет окончательным отчетом об этой оспариваемой истории. .. Эта книга представляет собой изощренный синтез недавних исследований, не жертвуя при этом глубиной, нюансами или ясностью повествования. Судьба Армяне занимают прочное место в более широкой историографии имперского соперничества и упадка, тотальной войны и подъема национальных государств… Таким образом, подход Суни убедительно демонстрирует неспециалистам значение судьбы армян для понимания гораздо более широких исторических процессов в работа в конце «долгого» девятнадцатого века», — Джо Лэйкок, 9 лет.0081 Patterns of Prejudice
» Они могут жить в пустыне, но нигде больше выделяется своим великолепно проработанным, тщательно сбалансированным и убедительным описанием… Эта замечательная книга показывает, как поиск более глубоких исторических истин не умаляет справедливости: Блестящий, тщательный и, казалось бы, беспристрастный анализ Сани делает книгу еще более мощной в этом отношении». — Жиль Андреани, Survival
«Переходный текст… Доступный и лаконичный, но все же достаточно сложный, чтобы отношения между армянами, их правителями и их соседями на протяжении веков» — Сьюзен Патти, 9 лет. 0081 Chartist
«Эта ошеломляющая книга вносит значительный вклад в изучение геноцида, а также в историю Армении, России, Европы и мира… Мастерское повествование Сани является доказательством того, что в великой учености сочувствие и аналитическая строгость работают вместе». — Дорис Л. Берген, Russian Review
«Суни рассматривает геноцид не только как результат трудного перехода от империи к национальному государству, но и как мотив ненависти и страха перед армянами со стороны модернизирующихся элита; это было нечто большее, чем конкурирующие национализмы или ошибочное чувство raison d’état. Квалификация ненависти часто является самой сложной задачей, с которой сталкивается историк. Игнорирование ее реальности в поздней османской истории было одним из самых больших недостатков этой историографии ». — Кит Дэвид Уотенпо, 9 лет0081 American Historical Review
«Увлекательный исторический отчет о геноциде армян в конце Первой мировой войны. помощь в упорядочении исторической информации из архивных документов и различных свидетельств очевидцев… Замечательный образец сложной, основанной на фактических данных и аналитически проницательной исторической работы». — Сальвадор Сантино Ф. Регилме мл., Human Rights Review
«К столетию Геноцида армян было и будет приурочено множество научных исследований и публикаций, посвященных этому трагическому событию, первому геноциду ХХ века. исследование, его рассудительность, широта и глубина. Это бесценная, яркая и хорошо написанная книга — ее обязательно нужно прочитать». — Вартан Грегорян, президент корпорации Карнеги в Нью-Йорке
«Каким образом произошел Геноцид армян? Одна крайняя точка зрения состоит в том, что кровожадные лидеры младотурок приняли решение задолго до 1915 года и просто выжидали. С другой стороны, апологеты не видели никакого идеологического замысла, вместо этого утверждая, что геноцид был неизбежной, краткосрочной реакцией на армянскую националистическую деятельность. Вопреки обеим точкам зрения, блестящий и безупречный рассказ Рональда Сани утверждает, что «аффективный настрой», который развивался среди турецких националистов на протяжении многих лет, привел к бойне. Это сокращает в суть дела». — Халил Берктай, Университет Сабанджи, Стамбул
«Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что в мире нет никого лучше, чем Рональд Сани, способного написать однотомную историю Геноцида армян. Это лучшая книга, которая у нас есть на тему Геноцида армян. Тема. Повествование плавное, письмо кристально ясное и увлекательное, а эрудиция безупречна. Скрупулезно справедливый, Сани углубляет наше понимание причин геноцида, однако не рационализируя его ». — Норман Наймарк, автор книги Сталинский геноцид
«Это превосходная всесторонняя история Геноцида армян — детализированная, сбалансированная, авторитетная и основанная на широком спектре источников и точек зрения. Интерпретация является современной, и книга написана с обычной для Рональда Сани ясностью и точность». — Дональд Блоксхэм, автор книги «Окончательное решение: геноцид»
«Рональд Сани относится к Геноциду армян взвешенно и вдумчиво, избегая ловушек как националистической истории, так и отрицания.