великая дружба или большая война? / Геополитика / Независимая газета
Китайские военные моряки готовы решать любые задачи, поставленные политическим руководством страны. Фото с сайта www.mod.gov.cn
Отношения между Китаем и странами АСЕАН являются чрезвычайно непростыми. Пекин активно навязывает своим южным соседям «великую дружбу» («Китайская вотчина», см. «НВО» от 20.07.18). При этом соседи Китая вполне обоснованно испытывают опасения, не перерастет ли эта «дружба» в агрессию с севера. Главным потенциальным противником КНР в Юго-Восточной Азии (ЮВА) является, разумеется, Вьетнам. Сценарий возможного конфликта между ними был описан в статье «Армия, построенная людьми для людей» (см. «НВО» от 17.01.20). Но проблемы с Пекином могут возникнуть не только у Ханоя.
КАЧЕЛИ НА ДАЛЕКОМ АРХИПЕЛАГЕ
Отношения между Китаем и Индонезией пережили несколько взлетов и падений.
Стратегический союз между Пекином и Джакартой уже имел место в первой половине 1960-х. Получив независимость от Голландии, Индонезия пошла на максимальное сближение с КНР, а многочисленным этническим китайцам, проживавшим в Индонезии, было предоставлено двойное гражданство. Когда начался разрыв между Пекином и Москвой, Джакарта сделала однозначный выбор в пользу Пекина, хотя до этого Индонезия получала значительную помощь, в том числе военную, от Советского Союза.
Уже в 1962 году во время пограничного конфликта между Китаем и Индией Индонезия полностью поддержала Китай, в то время как СССР скорее был на стороне Индии.
Пекин и Джакарта пытались взять под контроль Движение неприсоединения и даже создать «параллельную ООН». Однако осенью 1965 года командование индонезийской армии развернуло репрессии против местных коммунистов и этнических китайцев (в значительной степени это были одни и те же люди).
После этого союз Пекина и Джакарты распался. Дело дошло до разрыва дипломатических отношений, которые были восстановлены лишь через четверть века.В 1990-е годы и в начале ХХI века китайско-индонезийские отношения вроде бы полностью нормализовались. Значительно укрепилось экономическое сотрудничество. Индонезия даже приобрела у КНР переносные зенитно-ракетные комплексы и противокорабельные ракеты, хотя пока объем военно-технического сотрудничества двух стран очень ограничен.
При этом, однако, претензии Китая практически на всю акваторию Южно-Китайского моря породили его конфликт со всеми прибрежными странами, в том числе с Индонезией. Спорным является архипелаг Натуна (около 300 островов общей площадью 2 тыс. кв. км), находящийся к северо-западу от острова Калимантан (Борнео) и являющийся самой северной частью Индонезии. В начале 2010-х близ островов происходили столкновения между кораблями береговой охраны и рыболовными судами двух стран из-за неурегулированности морских границ (хотя с точки зрения классического морского права никаких морских границ между Китаем и Индонезией нет вообще).
К тому же, несмотря на события 1965 года, в Индонезии осталась весьма значительная китайская диаспора. Она занимает очень сильные позиции в экономике страны, что вызывает недовольство у очень многих индонезийцев.
ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ КОНФЛИКТА
Кроме того, Джакарта является достаточно близким союзником Вашингтона в Юго-Восточной Азии. Соответственно ухудшение отношений между США и Китаем может привести к втягиванию в конфликт Индонезии.
Вооруженные силы КНР имеют над Вооруженными силами Индонезии абсолютное и подавляющее превосходство во всех без исключения компонентах. Но в данном случае очень значительную роль играет географический фактор. Если наличие морской границы между странами и линия ее прохождения – спорные вопросы, то сухопутной границы между ними совершенно точно нет (Индонезия – крупнейшее в мире государство, полностью расположенное на островах, Китай же, наоборот, одно из крупнейших в мире материковых государств).
Поэтому гигантская мощь сухопутных войск НОАК особого значения в случае конфликта иметь не будет. Более того, в значительной степени бесполезным окажется и столь же гигантский потенциал ВВС НОАК – страны находятся слишком далеко друг от друга, за пределами боевого радиуса подавляющего большинства китайских боевых самолетов. Исключение составляют лишь бомбардировщики Н-6 («От красных драконов темнеет небо», см. «НВО» от 18.03.22).
Впрочем, в последние годы китайцы построили множество различных военных объектов на спорных островах – Спратли и Парасельских. В их числе – аэродромы, которые можно будет использовать для «подскока» наиболее современных истребителей-бомбардировщиков семейства Су-27/30/J-11/16 («Через тернии к пятому поколению», «НВО» от 25.02.22).
Неясно, будет ли задействовать Китай в случае конфликта с Индонезией возможности Ракетных войск НОАК. Это вопрос в большей степени политический, чем военный. Впрочем, понятно, что тактические и оперативно-тактические ракеты с китайской территории до Индонезии не достанут. Применять баллистические ракеты средней дальности (БРСД) в ядерном снаряжении Пекин, конечно, не будет. А вот несколько БРСД с обычными зарядами могут прилететь в Индонезию просто для устрашения.
В любом случае основные боевые действия развернутся на море. ВМФ НОАК («Поднебесная армада», «НВО» от 01.10.21) имеют подавляющее превосходство над индонезийским флотом – как количественное, так и качественное. Единственный фактор, который дает некоторое преимущество Индонезии, – географический. Боевые действия будут разворачиваться рядом с ее территорией, что позволит задействовать все ее ВМС, включая катера, а также все ВВС.
Но это лишь в минимальной степени компенсирует общее китайское превосходство. Наличие как минимум двух авианосцев в сочетании с действиями вышеупомянутых бомбардировщиков Н-6 и истребителей-бомбардировщиков из состава китайских ВВС очень быстро нейтрализует и «обнулит» индонезийскую авиацию.
Моряки обеих сторон боевого опыта не имеют. Но есть сильнейшие подозрения, что уровень подготовки китайских офицеров и матросов гораздо выше, чем у индонезийских коллег. Для морской пехоты НОАК после разгрома индонезийского флота не составит проблем захватить архипелаг Натуна. Высадку китайского десанта на основные индонезийские острова представить крайне сложно, тем более что в этом нет особого смысла. Впрочем, нет его и в захвате Натуны – острова и воды вокруг них критической ценности для Пекина не представляют.
А Джакарта вряд ли будет активно нарываться на конфликт с Китаем. Если же ее втянет в войну Вашингтон, сценарий будет совсем другим. И роль Индонезии в таком сценарии будет более чем второстепенной.
При этом есть сценарий и прямо противоположный: Пекин постепенно купит Джакарту, перетянув ее на свою сторону в глобальном геополитическом противостоянии.
И тогда обсуждать возможность китайско-индонезийской войны станет совершенно бессмысленно.ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА У БЛИЗКОГО АРХИПЕЛАГА
На протяжении всей постколониальной истории Филиппин эта страна в своей внешней, внешнеэкономической и военной политике ориентировалась почти исключительно на Соединенные Штаты.
Договор о взаимной обороне между США и Филиппинами был подписан 30 августа 1951 года и обязывал страны оказывать взаимную поддержку в случае угрозы со стороны третьих государств. На основании этого документа на Филиппинах были созданы военные объекты Соединенных Штатов. В 1999-м, а затем в 2014 году соглашение о военном сотрудничестве было продлено, военное присутствие США на Филиппинах расширено.
Отношения же Манилы с Пекином традиционно были достаточно холодными. Тем более что они усугублялись спорами за ряд островов в архипелаге Спратли и за соответствующие акватории в Южно-Китайском море.
В 2012 году между странами произошел конфликт около атолла Скарборо в этом архипелаге. Восемь китайских рыболовных судов были обнаружены филиппинскими кораблями в спорных водах с незаконным уловом на борту. Попытки ареста рыбаков были пресечены двумя китайскими патрульными кораблями. Последовали взаимные протесты возле консульств обоих стран, запреты на вылов рыбы, кибератаки. Китайская сторона установила барьер на входе в бухту атолла и стала патрулировать окружающее море, выдворяя филиппинские корабли из спорных вод.
В январе 2013 года Филиппины подали против Китая иск в Международный суд ООН, который в 2016 году признал, что КНР не имеет права на спорные острова в Южно-Китайском море. Однако Китай ожидаемо проигнорировал это решение. В июне 2013 года филиппинская сторона пыталась инициировать рассмотрение спора в Международном трибунале ООН по морскому праву, но Китай отказался принимать в нем участие.
При этом, несмотря на сравнительно небольшую численность китайской диаспоры на Филиппинах, именно местные китайцы играют доминирующую роль в экономике страны. Если говорить о социальном составе правящей элиты, членах правительства и парламентариях Филиппин, то большинство из них не только имеют китайское происхождение, но и принадлежат к крупным филиппино-китайским кланам предпринимателей.
Что касается бизнес-элиты, оказывающей непосредственное влияние на экономическое развитие страны, здесь преобладают в основном филиппино-китайские компании. Руководителями торговых корпораций являются члены знатных филиппино-китайских кланов и этнические китайцы, долгое время проживающие на островах. На Китай и Гонконг приходится более 20% экспорта Филиппин.
СУХОПУТНАЯ ДЕРЖАВА ДОМИНИРУЕТ НА МОРЕ
До конца ХХ века безопасность страны в целом обеспечивали тесный союз с США и островное положение страны, которое само по себе крайне затрудняло возможность внешнего вторжения на Филиппины. Однако в последнее время ситуация существенно изменилась.
Китай радикально усилился как в экономической, так и в военной сфере. Экономики стран АСЕАН, включая Филиппины, постепенно затягиваются в сферу экономического влияния Пекина, соответственно во все большей степени выходя из аналогичной сферы влияния Вашингтона.
ВМФ НОАК теперь без особых проблем может организовать крупномасштабный десант даже на основные острова Филиппин, не говоря уже о возможности захватить все спорные острова в архипелаге Спратли.
Вооруженные силы Филиппин формально очень велики, но практически не способны вести классическую войну: в этом плане у них все гораздо хуже, чем у Индонезии. Против ВС КНР Филиппинам не поможет даже островное положение их государства. Одни только силы Южного флота и авиация Южного командования ВВС НОАК в течение максимум нескольких дней покончат с ВВС и ВМС Филиппин, после чего смогут делать все, что захотят, в Южно-Китайском море. Десант на сами Филиппины даже не будет иметь особого смысла.
Сейчас Манила впервые в истории своего независимого существования начинает приобретать некоторое количество современных вооружений, предназначенных для ведения классической войны. Однако разрыв в военных потенциалах КНР и Филиппин продолжает стремительно увеличиваться. А если китайско-американские отношения продолжат ухудшаться, Манила даже независимо от своего желания может оказаться на переднем крае борьбы двух сверхдержав. В этом случае участь Филиппин будет очень печальной.
Как показал августовский визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань, китайско-американские отношения неизбежно продолжат ухудшаться. При этом Пекин к настоящему противостоянию с Вашингтоном не готов. Наверное, только пока.
как в Учи.ру исследовали Индию
Интерактивная образовательная платформа Учи.ру выпускает онлайн-курсы не только для России, но и для других стран: США, Бразилия, Индонезия, ЮАР, Китай, Индия. Недавно компания запустила в Индии продукт DinoLab — он помогает детям изучать математику, логику, программирование.
Этап активного запуска в Индии пришелся на весну 2020 года, а сейчас в онлайн-олимпиадах на Учи. ру участвует более 2,3 миллионов школьников — в индйиских школах хорошо знают бренд, а дети с удовольствием используют платформу. Когда команда Учи.ру впервые выходила на зарубежный рынок, подготовка к запуску заняла 5 месяцев, теперь этот этот процесс проходит за 1 месяц. Анна Ганган, старший исследователь пользовательского опыта Учи.ру, рассказала, с чего начать и какие нюансы учесть, чтобы правильно провести исследования в новой стране и успешно запустить продукт на зарубежном рынке.
Почему мы выбрали ИндиюКогда мы решили выходить на другие рынки, Учи.ру уже был сильным брендом в России, а команда получила опыт запуска образовательного продукта в США. Чтобы выбрать новый регион и правильно оценить потенциал рынка, мы сформулировали ряд критериев. Самые важные из них:
- Количество школьников — в Индии это 260 млн (по данным KPMG).
- Проникновение интернета — 55%.
- Уровень спроса на Edtech-продукты — высокий.
- Уровень конкуренции — высокий.
Похожие показатели были и в Китае — 250 млн школьников на тот момент (сравните с Россией, где, по данным 2020 года, их всего около 17 млн), а проникновение интернета — 63%. Также привлекательными выглядели Бразилия и Индонезия — с 30 и 50 млн школьников соответственно. Однако Индия по ключевым показателям оказалась перспективнее. В частности, она выигрывала в открытости рынка для новых иностранных игроков — а это было очень важно.
В Индии позитивно относятся к международным проектам, новым сервисам и частным инициативам. А в перспективном на первый взгляд Китае рынок образовательных продуктов очень закрытый. В стране негативно относятся к частным инициативам, иностранным продуктам в образовании и стараются развивать местные продукты. Это очень сильно затрудняет выход в Китай иностранных игроков.
Перед тем, как принять окончательное решение и выбрать одну из стран, мы запустили тестовый продукт на все страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Индонезия, Китай, ЮАР). Сам тест занял в среднем от 6 до 9 месяцев. Проанализировали метрики: объем трафика, активации, ARPU (средняя выручка на одного пользователя). Сравнив все «за» и «против», выбрали Индию: страну с 260 млн учеников, с невероятно быстрыми темпами роста и стремительно растущим средним классом.
Планирование и инструментарий исследованийМы пишем о менеджменте продуктов и развитии в телеграм-каналах make sense и Продуктовое мышление.
До выхода на рынок Индии мы провели ряд исследований, чтобы лучше понять пользователей и образовательную систему страны. После этого приняли решение выйти в Индию со своим MVP и уже по ходу исследований и развития дорабатывать продукт, исходя из запросов рынка.
Мы проводили онлайн-опросы по своей базе, а также привлекали местных менеджеров, которые могли вживую, а не виртуально знакомиться со школами. Они привлекали и потенциальных респондентов: учителей, родителей, детей, директоров школ — всех, кто мог использовать наш продукт DinoLab. Местных менеджеров искали при помощи сарафанного радио, UpWork и через рекрутинговые агентства со специализацией на EdTech.
Еще мы сразу заручились поддержкой нескольких экспертов в сфере EdTech — устраивали совместные обсуждения и мозговые штурмы. Это очень важный инструмент, если речь идет о выходе на совершенно незнакомый рынок со своей культурой, которую важно познавать и учитывать. Эксперты помогают это сделать с минимальными затратами бюджета. Их искали через «сарафан» (в Индии это эффективный канал), а также через открытые источники и тематические коммьюнити и форумы. Кстати, после поиска менеджеров из EdTech у нас остались контакты очень опытных и интересных людей — и мы используем эту базу, регулярно зовем их на экспертные интервью.
Коммерческий директор DinoLab Сахил КапурЧтобы исследовать потенциальных пользователей (которые еще не знакомы с нашим продуктом), мы привлекали школьных учителей из нужных нам сегментов. В Индии очень дружелюбные люди, готовые общаться и делиться своим мнением. Для каждого участника мы готовили благодарственные письма и грамоты — они помогали установить более доверительные отношения после интервью. Это тоже очень важная особенность индийской культуры: хранить и даже размещать на видном месте все грамоты, медали, трофеи — всё, что может напоминать о моменте славы и гордости. Индия — перенаселенная страна с высоким уровнем конкуренции, поэтому каждый житель старается выделиться и показать свою значимость.
Качественные исследования в Индии мы стараемся проводить на английском — его тут знают многие. Но предварительно по телефону определяем, насколько пользователь владеет языком и решаем, нужно ли звать переводчика на хинди. Если респондент не очень уверенно говорит по-английски, проводим интервью на англо-хинди: так и модератор вовлечен в процесс — может руководить беседой и задавать вопросы — и участнику комфортно, потому что он знает, что в любом случае его поймут.
Интервью Анны Ганган с индийской семьейМногие компании стараются проводить исследования другой страны самостоятельно, и мы не стали исключением. Вообще, можно было и нанять специальные агентства, которые бы провели все исследования сами, а нам выдали бы уже готовый результат и решения. Но, во-первых, при запуске продукта в новой стране бюджет обычно ограничен и потому мы стремились сделать все максимально самостоятельно, а во-вторых, мы не были уверены в качестве анализа от агентств, с которыми еще не работали.
У нас нет причин ставить под сомнение профессионализм исследовательских агентств Индии, просто мы решили не обращаться к ним на этом этапе. Хотя и понимаем: местные исследователи способны помочь эффективно проанализировать новый рынок.
Кейс №1: Ребрендинг продуктаПри выходе на другие рынки мы всегда использовали название DragonLearn: главный герой продукта — Динозавр Гриша, пришедший из российского Учи.ру. Но когда мы стали общаться с пользователями, почувствовали, что в разговоре сквозит недоверие к названию. Звучали сомнения в безопасности платформы, но его причину пользователи сформулировать не могли. И мы решили проанализировать восприятие бренда с помощью глубинных интервью с родителями — пользователями нашего продукта и конкурентов. Параллельно мы провели семиотический анализ коммуникации сайта и Динозавра Гриши. По результатам качественных исследований мы сформулировали гипотезы и провели их количественную оценку.
Выводы нас обескуражили: пользователей из Индии пугало слово «dragon» в названии (хотя речь шла о динозавре) — оно порождало ассоциации с Китаем и китайскими драконами. Именно они формировали недоверие к новому бренду: у Индии непростые отношения с Поднебесной и сильное недоверие ко всему, что ассоциируется с ним, его культурой и продуктами (особенно в сфере IT).
«Название похоже на какой-то очередной китайский сайт, я бы не хотела туда лишний раз заходить», — так отзывались о дизайне продукта пользователи. Мы поняли, что из бренда надо убрать все элементы, которые намекают на Китай. В первую очередь мы изменили название, избавившись от слова Dragon, и поработали над стилем шрифта, цветовой гаммой сайта и логотипа, сообщениями в коммуникации с пользователями, в которую вступал герой нашего продукта. При этом учитывали, что яркие цвета не должны задавать восприятие платформы как слишком игровой или несерьезной для крупного международного продукта — это одна из опасностей при ребрендинге.
Логотип до ребрендингаЛоготип после ребрендингаВарианты логотипа мы протестировали через количественные исследования. Итоговый вариант отвечал всем основным критериям: в меру яркий и привлекательный, но не слишком игривый и несерьезный. Он ассоциировался с международной платформой, но не с китайской. Вовремя сделанный ребрендинг помог преодолеть первичные барьеры восприятия продукта и поднять уровень доверия.
Одна из оценок пользователей после ребрендинга: «Теперь ваш логотип кажется нам значительно более современным. Он уже больше подходит международной компании».
Кейс №2: Особенности UX-исследованийЛюбой новый продукт нуждается в постоянной доработке под ожидания пользователей, а значит, без UX не обойтись. UX нам всегда казался понятным и простым, но все поменялось, когда мы начали адаптировать продукт под индийских пользователей. Здесь у людей совершенно другие сигналы тела, мимики, тона голоса, которые исследователь считывает со своего собеседника осознанно или бессознательно. Все наработанные знания перестают помогать, нужно получать новые.
Например, мотание головой, которое у нас воспринимается как «нет», означает, что пользователю очень нравится фича. А внезапные возгласы «Ха», которые у нас принимаются за сарказм, — позитивная оценка. Понимание всех этих нюансов приходит не сразу, и потому важно расширять вводную часть UX, во время которой мы знакомимся, располагаем нашего пользователя к себе и настраиваемся на его язык жестов. Мы сразу предупреждали респондентов, что будет много вопросов, и просили отнестись к этому с пониманием. такие моменты необходимо обговорить «на берегу», чтобы потом можно было не стесняться и углубляться в каждую мелочь, выяснять оттенки смысла того или иного жеста.
Один из главных барьеров для UX-исследований, которые проводились из России, — ужасное качество индийского интернета. Это накладывает отпечаток на методологию: начиная исследование, надо быть готовым буквально ко всему, так как даже накануне проверенный интернет респондента может дать сбой в самое неподходящее время.
Желательно подобрать и протестировать несколько платформ (Zoom, Whereby, Google Meet, WhatsApp), чтобы в случае проблем с одной из них, можно было с легкостью перенести разговор на другую. Также важно подготовить офлайн-версии прототипов, чтобы не прерывать UX-исследование, если соединение оборвется. А прототипы надо делать максимально «легкими» — чтобы они моментально загружались в любом браузере.
Когда мы адаптировали методологию UX под реалии Индии, появилась возможность проводить исследования чаще и больше, а результаты применять во всех новых фичах продукта: от переделки главной страницы, логики подачи материала и названия кнопок до изменения флоу всего раздела. Например, выбрать программу курса на главной странице можно было в разделе Handbook. Но многие пользователи терялись и не могли найти программу курса. В ходе исследований мы выяснили, что в Индии для такого раздела чаще всего используется слово «Curriculum». У него то же значение, но более понятное и простое для индийцев. Поменяв название, мы сделали сайт понятнее и удобнее для пользователей.
Кейс №3: Адаптация заданий для детейУчи.ру — образовательная платформа для детей с заданиями в игровой форме. Иногда создается ощущение, что подобный продукт можно вывести на любой рынок моментально, потому что те же правила математики, например, везде одни: в Индии дважды два — четыре, как и в России или США. Но суть методики Учи.ру в том, что продукт учит ребенка в игровой форме применять свои знания, мыслить и решать задачки с интересом. Поэтому ученик должен взаимодействовать с понятными для него героями, вещами, проблемами. Здесь для каждого рынка обязательна адаптация. Привычные русскому ребенку герои задачек — совершенно чужие для детей из Индии. На продукт влияет культурный код нации.
Вот яркий пример одного из заданий: ребенку нужно определить птиц, изображенных на картинке, и подписать каждую. Там лебеди, совы, чайки, синицы и другие. Но сам вид леса и этих птиц большинству школьников Индии совершенно незнаком, поэтому недостаточно просто перевести задание на другой язык, нужно менять картинку полностью.
Задание на определение птиц, незнакомых детям Индии«Что это за птицы в задании? Это что-то интересное, но, кажется, третьекласснику не особо полезно знать российских птиц», — так оценивали задание респонденты.
Еще один пример — задание с российскими монетами, которые также не подойдут для Индии. Из предложенных вариантов ребенку нужно выбрать деньги, которые находятся в обращении в стране. Изначально в продукте использованы российские рубли и копейки, а также евро и фунты стерлингов. Индийский школьник с большой вероятностью не знает не только российские, но и остальные деньги.
Задание с российскими монетами, которое было непонятно пользователям в ИндииКроме того, адаптация предполагает и изменение героев: нужно учитывать их одежду и внешний вид. Такая переработка обязательно проводится для каждого рынка. Поэтому при выходе в другую страну очень важно закладывать дополнительное время на процесс адаптации материалов и не просто переводить их, но и проверять на культурное соответствие.
Перед запуском всегда нужно исследовать контент, учиться понимать аудиторию, слышать, что кажется ей более привлекательным. Например, в математику стали добавлять задания про базар, про покупку на базаре, про подсчет монет. Потому что выяснили: считать деньги на базаре — важное умение, которому в Индии хотят обучать детей с раннего возраста.
Адаптированное задание про индийский базарыОб этом неоднократно говорили родители: «Хочется, чтобы мой ребенок развивал современные умения, а не просто решал примеры из книжки. Например, пусть лучше он учится ходить на базар или считать деньги. Такие навыки ему точно пригодятся».
Кейс №4: Развитие олимпиад в ИндииОдна из частей образовательного процесса Учи.ру — олимпиады, в которых могут участвовать все желающие. Это очень важный инструмент для школ и учителей, который позволяет активнее вовлекать детей в учебу. В Индии мы тоже решили использовать этот инструмент. готовя первую олимпиаду, мы провели исследования — и результаты нас сильно удивили.
«Олимпиада — это что-то особенное, не для всех. У меня она ассоциируется с медалями, кубком, новостями в СМИ. Всех детей из класса туда не позовешь, только лучшие должны там участвовать», — рассказали нам учителя.
Оказалось, что если в России олимпиада — это привычное мероприятие, на которое могут отправиться все, то в Индии оно предназначается для «избранных»: лучших и наиболее сильных учеников. Ощущение эксклюзивности и ограниченности доступа делает участие более ценным и важным. Такое позиционирование олимпиады выгодно и самой школе — что она участвует в событии, которое доступно «не для всех».
Но все же этот подход к олимпиадам в Индии начинает устаревать: директора все сильнее хотят взращивать в учениках уверенность в своих силах и давать им возможность почувствовать себя особенными. Потому что сейчас многие из них сдаются еще до появления каких-либо препятствий — просто не верят, что способны как-то проявить себя.
«Наша школа старается не участвовать в олимпиадах для избранных, так как они порождают дополнительное давление на детей. Ребенок начинает еще больше сравнивать себя с остальными, это порождает еще больше стресса и неуверенности в себе. Нам это не нужно — у детей и так много экзаменов и активностей целый год».
Мы общались с экспертами в сфере образования, с директорами, владельцами школ, учителями и родителями и почувствовали, как сильно этот тренд на расширение рамок и доступности олимпиад растет. Его нельзя было игнорировать, хотя при выходе на новый рынок это рискованно из-за низкого уровня уверенности и определенности. Но и выигрыш в случае победы был бы выше, потому что есть шансы стать первыми, сделать прорыв и найти свою нишу. Поэтому иногда важно отказаться от проторенной дороги и взаимодействовать с зарождающимися трендами.
Логотип олимпиады БРИКС+После исследований мы стали готовить новую концепцию олимпиад — использовали тренд на «переход в массы» в свою пользу. Мы акцентировали внимание детей, родителей, школ на то, что эти мероприятия доступны для всех и каждый может попробовать свои силы, а благодаря интерактивной форме заданий дети участвуют с интересом и не боятся ошибиться. Это позволило привлечь к участию в олимпиаде значительно больше пользователей, чем раньше. Так, если в 2018 году в олимпиаде в Индии свои силы попробовали 1 млн учеников, то в 2020 году это число удвоилось — мы насчитали 2,3 млн участников и верим, что это не предел.
Выводы и рекомендацииВывод нового продукта в другую страну со своими культурными особенностями только звучит сложно и недоступно. На самом деле всё решаемо и не стоит бояться. Главное грамотно подготовиться: оценить рынок и риски выхода на него в самом начале, проанализировать количество и силу конкурентов, насколько рынок открыт к новым продуктам в конкретном секторе — то есть провести кабинетные исследования. Оценку можно проводить сбором рыночных данных из открытых источников, с помощью экспертных интервью и через пробные запуски пилота.
При адаптации головного продукта под новый рынок стоит проверить свое позиционирование на релевантность главной целевой аудитории. В этом помогут интервью и опросы. Также нужно узнать, как воспринимается коммуникация и брендинг, какие ассоциации они вызывают, не противоречат ли культуре страны их цветовая гамма, шрифты, сообщения.
Максимально глубокий анализ рынка помогут сделать местные эксперты. С ними легче собирать и проверять гипотезы, переводить контент, делать более точный семантический анализ рекламных материалов. Ведь одно дело дословно перевести, а другое — сказать живым языком. Например, слово «holistic» в Индии максимально популярно применительно к образованию и очень точно доносит до пользователей ценность EdTech-продукта. А вот продукт с логотипом в желто-красной гамме воспринимается местной аудиторией как скучный и непривлекательный, хотя для россиян он яркий и позитивный. Такие тонкие и значимые нюансы сложно выявить без помощи местных людей.
Еще до полноценного выхода на рынок необходимо наладить рекрут пользователей: решить, как это будет осуществляться — через сторонние агентства, если позволяет бюджет (в среднем это $6–8 тыс. за один проект), или с помощью онлайн-опросников, обзвона внутренней базы, менеджеров, которые ходят в школы лично. Последний вариант подходит для привлечения учителей, директоров или родителей.
Интервью Анна Ганган с индийской семьейВажно проводить интервью с пользователями и экспертами, делать как можно больше UX-исследований — продукт новый, а логика аудитории сильно отличается. Поэтому большую роль играют особенности менталитета: например, в Индии никогда не говорят «нет» и склонны давать излишне позитивную оценку. Здесь всегда опаздывают, что тоже нужно учитывать, планируя тайминг интервью, промежутки между сессиями и беседами (их стоит делать больше стандартных 40 минут).
При подготовке к интервью следует набросать варианты возможных проблем: прерывающийся интернет, переход к тестированию офлайн-прототипа, смена нескольких платформ видеосвязи (выберите ту, которая будет работать лучше у участника). Все эти моменты нужно предварительно проработать и предусмотреть способы оперативного решения проблем. Если речь идет об Индии, всегда наготове должен быть WhatsApp.
При выходе на любой зарубежный рынок следует изучать наиболее актуальные тренды и закладывать дополнительное время на адаптацию материала под специфику рынка: национальные и культурные аспекты, природные (например, изображения животных, которые релевантны фауне страны) и многие другие.
Но главное — избавиться от настороженности и опасений в отношении жителей другой страны. Например, индийский рынок выглядит менее освоенным, чем условный европейский или американский, но люди здесь очень расположены к общению, приветливы. У них другой менталитет, другая одежда, другие привычки, но они открыты и позитивно настроены как к России в целом, так и к продуктам или исследователям из России.
сравнить любые регионы мира между собой
Сравнить климат любой страны или отдельных частей страны между собой. Сначала выберите страны для сравнения. Затем можно указать нужный регион.
Регион:
Регион:
Сравните климат в любой стране или регионе друг с другом
Будь то для планирования отпуска или просто из интереса: С помощью этого сравнения климата вы можете сравнить климат в бесчисленных регионах земли друг с другом. В основном регионы соответствуют федеральной земле, штату или провинции. В странах, которые имеют чрезвычайно большое количество таких официальных «административных единиц первого порядка» по отношению к их площади, регионы были сгруппированы вместе. Турция, например, имеет более 80 провинций. В маленьком государстве Словения было бы даже 210 муниципалитетов, потому что в нем нет федеральных земель.
Климат может сильно различаться в зависимости от региона. Даже в одной и той же стране, находящейся всего в нескольких сотнях километров, горные хребты, прибрежные полосы или даже влияние океана могут иметь большое значение. Океанические течения, особенно в тихоокеанском регионе Азии, ответственны за сильные или менее выраженные сезоны дождей.
Горы также являются частым погодным барьером. Например, к северу и югу от Альпийского хребта или по обе стороны американских Скалистых гор всегда разный климат. Теплые и холодные ветры, а тем самым и облака вместе с заключённой в них водой останавливаются горными хребтами. Таким образом, на расстоянии всего нескольких километров развиваются совершенно разные климатические районы. В то время как с одной стороны часто бывает дождливо и прохладно, с другой стороны солнце со значительно более высокими температурами.
Разница между климатом и погодой
Как климат, так и погода предоставляют информацию об одних и тех же метеорологических факторах, таких как температура, осадки или влажность. Однако погода — это моментальный снимок, т.е. прямо сейчас в определенном месте. Климат, с другой стороны, является долгосрочным наблюдением в течение многих лет. Здесь погодные данные оцениваются в основном за 20-30 лет и формируется среднее значение. Климат не показывает, какая погода будет завтра. Вместо этого он показывает среднее значение погоды за несколько лет.
Наши климатические данные составлены из наград Немецкой метеорологической службы за последние 20 полных лет, т. е. за 2002 — 2022 годы. Чтобы исключить слишком большие фальсификации экстремальными погодными условиями, климатические станции в незаселенных высотах не обдуманный. Это, например, метеостанции у вершин больших гор.
Наиболее часто запрашиваемые сравнения за последние недели
Канада : ВеликобританияВеликобритания : Соединенные ШтатыАвстралия : Соединенные ШтатыКанада : ФинляндияИндия : Соединенные ШтатыКитай : Соединенные ШтатыИспания : ГрецияАвстралия : КанадаКанада (Квебек) : Соединенные Штаты (Гавайи)Австралия : Новая ЗеландияБизнес в Индии VS Индонезия: какую страну выбрать
Многие страны мира переносят свое производство в страны Южной и Юго-Восточной Азии. Основными причинами этого являются дешевая квалифицированная рабочая сила, низкая стоимость производства и финансовые стимулы, предлагаемые государством. Эти две страны расположены в одном регионе, поэтому сравнение Индии и Индонезии на более глубоком уровне очень важно.
Развивающиеся страны, такие как Индия и Индонезия, создали специальные экономические зоны для привлечения прямых иностранных инвестиций. Сегодня иностранные бизнес-структуры внесли свой вклад в ВВП обеих стран. Давайте посмотрим на большие различия между обеими странами.
Экономика
Экономическое развитие Индии и Индонезии находится на подъеме. Они оба имеют внутренние и иностранные инвестиционные циклы. У них неудовлетворенный желательный потребительский спрос. Индия является лучшим активом, чем Индонезия, с человеческим капиталом, особенно в области информационных технологий, управленческих должностей и предпринимательства.
С другой стороны, Индонезия имеет небольшое превосходство над Индией в низкокачественном производстве, простоте ведения бизнеса, а также в социальных показателях и показателях здоровья. Развитие инфраструктуры и искоренение бедности были важными целями для сменявших друг друга правительств в обеих странах, и обе страдают от задержек и однобокой реализации.
Недавно Индия значительно выиграла от снижения цен на сырьевые товары, в то время как Индонезия, будучи экспортером сырьевых товаров, пострадала от негативных условий торговли. Ситуация изменилась. Индия находится в невыгодном положении из-за более высоких цен на материалы, а Индонезия будет наследницей.
Макроэкономические условия обеих стран следующие:
- Рост ВВП Индии составляет 7,5, а Индонезии — 5,7.
- ВВП на душу населения доход и покупки Индонезии в два раза выше, чем в Индии.
- Средний уровень инфляции в Индии составляет 8%, а в Индонезии — 5,5%.
- По шкале от 1 до 7 инфраструктура Индонезии имеет 4,4 балла, а Индия — 3,6.
- Начальное образование и здравоохранение почти равны в обеих странах.
Культура
Индия – это страна с различными культурами и разнообразием. Это культурное разнообразие помогает индийцам научиться быстрее адаптироваться в обществе. История длиной в 5000 тысяч лет является лучшим примером. С другой стороны, Индонезия не слишком приспособлена к общественной среде.
В Индии бизнес больше возмущает культурная основа, чем рабочие ассоциации. Отношения между людьми влияют на деловую среду. Чем надежнее компания, тем больше она привлекает клиентов.
По сравнению с любой другой страной, находящейся на стадии развития или развития, не хватает аспекта поведения с основными ценностями при ведении бизнеса. В отличие от Индии, Индонезия держит свои работы на изобретательности, а не на своей культуре.
Развитие
Индия более развита с долгой историей как одна из великих цивилизаций. Индонезия приняла эту цивилизацию в качестве своей культуры. В секторе развития в Индии есть сильная рабочая сила в STEM, в то время как в Индонезии ее не хватает. Сектор ИТ в Индии процветает прогрессивно по сравнению с Индонезией. Многие индийцы работают в ИТ-секторе в крупных развитых странах.
Поскольку население Индии больше, чем в Индонезии, гораздо сложнее сократить неравенство, ведущее к росту бедности и влияющее на экономический рост страны. Популярность индийского правительства примерно в 4-5 раз выше, чем у Индонезии, и у него более сложные проблемы по сравнению с правительством Индонезии.
Важно отметить, что население Индии составляет 1,2 миллиарда человек, а население Индонезии — всего 250 миллионов. В Индии гораздо больше возможностей для развития и совершенствования по сравнению с Индонезией в будущем. Следовательно, Индия выигрывает в ведении бизнеса с точки зрения развития в Индии против Индонезии.
Налогообложение
Освобождение от налога на прибыль в размере 100 % по доходам от экспорта для компаний, созданных в экономических зонах Индии, в течение первых пяти лет, 50 % в течение следующих на ближайшие пять лет выпущено. Кроме того, освобождение дает послабление в отношении минимального альтернативного налога.
Несомненно, в Индии действует комплексная система налоговых договоров. Как правило, бизнес, работающий в Индии, должен производить 33 налоговых платежа в год. Заголовок корпорации имеет налоговую ставку около 30%. Даже после этого компании могут нести расходы в виде налога на имущество, НДС, налога на топливо и т. д.
С другой стороны, в Индонезии случайная ставка налогообложения составляет 25%. Компании с не менее чем 40% акций, котирующихся на Индонезийской фондовой бирже, предлагают налог в размере 20%.
В Индонезии существует широкий спектр налогов, которые необходимы компаниям, инвесторам и частным лицам для ведения бизнеса. Эти налоги включают корпоративные налоги, подоходный налог с физических лиц, удерживаемые налоги, международные налоги и многое другое. Бухгалтерская фирма 3E — это идеальное решение с репутацией поставщика бизнес-консультационных услуг и надежного соблюдения нормативных требований для предпринимательского бизнеса.
Заключение
Сравнивая Индию и Индонезию, обе страны имеют свои преимущества и проблемы. На фронте развития Индия имеет преимущество благодаря большому населению и достижениям в области технологий. Но в последнее время Индонезия быстро набирает обороты. Правительство очень хорошо спланировало, и страна может стать специализированным центром в тех областях, где они хотят.