Приложения: Последние новости России и мира – Коммерсантъ Регенерация (140508)
В контексте происходящих геополитических событий многие эксперты предсказывают переориентацию российского бизнеса на восток, в том числе на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Она подразумевает соответствие ESG-реалиям этих стран, где усиливаются ESG-регулирование и требования инвесторов и бирж, разрабатываются «зеленые» таксономии, растут объемы «зеленого» финансирования, формируются национальные ESG-рейтинги. Российским компаниям придется это учитывать, что несет в себе как риски, так и возможности.
Фото: Elizabeth Dalziel, AP
Фото: Elizabeth Dalziel, AP
ESG-ландшафт стран АТР
Определенная инфраструктура устойчивого развития в АТР уже выстроена. На национальном уровне крупнейшие азиатские страны—импортеры российских товаров (Китай, Южная Корея, Япония, Индия и другие) уже поставили цели достичь углеродной нейтральности. Большинство из них ориентируется на 2050–2070 годы и определяет промежуточные цели к 2030 году, в том числе достижение пика выбросов, сокращение ископаемых энергоносителей, увеличение лесного фонда.
Также в рамках отдельных государств или объединений разрабатываются «зеленые» таксономии, которые позволяют охарактеризовать устойчивые проекты и перенаправить потоки капитала на решение экологических проблем. Как в регионе в целом, так и в отдельных странах вслед за ЕС регуляторы разрабатывают и обсуждают перспективы «зеленой» сделки (Green Deal), которая становится рамкой для регуляторной политики. Публикуются и программы по развитию и инвестированию, объединяющие цели экономического восстановления и роста с целями устойчивого развития.
Одним из основных драйверов корпоративной ESG-повестки являются также требования западных инвесторов и потребителей, которые стимулируют азиатские компании выстраивать стратегии устойчивого развития, учитывать соответствующие риски и отчитываться о достигнутых результатах во многом для привлечения дополнительного финансирования и реализации продукции на западных рынках.
На этом фоне стремительно развивается устойчивое финансирование. По данным Climate bond initiative, АТР стал самым быстрорастущим регионом в мире по продажам «зеленых» облигаций в 2021 году — около 26% мирового «зеленого» долга. В регионе лидирует Китай ($66,09 млрд), за ним следует Южная Корея ($12,57 млрд). Другими крупными эмитентами являются Япония, Сингапур и Индия. Многие фондовые биржи предъявляют обязательные требования к раскрытию ESG-отчетности компаниями с листингом.
Запрос на развитие повестки и формирование инфраструктуры устойчивого развития в регионе создает потенциал для взаимодействия российских компаний со странами АТР в области устойчивого развития — как с точки зрения получения финансирования, так и обмена технологиями и лучшими практиками.
Фондовые биржи: доступ зарубежных стран и ESG-требования
Многие фондовые биржи стран АТР доступны для зарубежных компаний, в том числе российских. Листинг на Гонконгской (HKEX), Сингапурской, Корейской и Вьетнамской биржах открыт, раскрытие ESG-отчетности на них обязательно. Примером первой российской компании, вышедшей на биржу Гонконга, является РУСАЛ, которая котируется на HKEX с 2010 года и побеждает в номинациях по устойчивому развитию, что позволяет улучшать имидж компании среди зарубежных инвесторов и тем самым привлекать финансирование. Иностранные компании также имеют доступ к Японской бирже — как напрямую, так и посредством выпуска JDR (японских депозитарных расписок). Однако как Южная Корея, так и Япония входят в список «недружественных» России стран, что может значительно усложнить взаимодействие с ними.
Доступ зарубежных компаний к фондовым биржам стран АТР и требования к раскрытию ESG-информации
|
Возможен также доступ российских компаний к фондовым биржам Китая и Индии, некоторых стран АСЕАН (Малайзия, Таиланд). Для зарубежных компаний существует возможность пройти листинг на Stock Connect Шанхайской или Шэньчжэньской биржах. На данный момент по этой схеме Шанхай работает с Гонконгской и Лондонской биржами, Шэньчжэнь — с HKEX. При этом акции торгуются не напрямую, а посредством так называемых Chinese Depositary Receipts — депозитарных расписок, которые после выпуска могут быть размещены на китайских биржах. Последние также предъявляют требования к добровольному раскрытию ESG-отчетности.
Подобно китайским, индийские биржи (Национальная биржа Индии, Бомбейская биржа) также предоставляют иностранным компаниям возможность размещения посредством инструмента Indian Depositary Receipts. ESG-отчетность на них является обязательной только для 1 тыс. крупнейших по капитализации листингуемых компаний.
Таким образом, для российских компаний биржи стран АТР по большей части доступны, но, чтобы попасть на них и привлекать тем самым зарубежное финансирование, необходимо соответствовать местным ESG-требованиям, которые во многом ориентируются на западные практики.
Международные проекты и институты развития
У российских компаний уже существуют некоторые возможности по привлечению инвестиций на рынках АТР со стороны банков и институтов развития. В рамках программы «Один пояс, один путь» общий объем инвестиций КНР при участии крупнейших китайских банков составил около $900 млрд в проекты более 100 стран, куда входит Россия. Впрочем, доля России в таких вложениях сегодня мизерна. В начале 2022 года правительство Китая выпустило «Рекомендации по защите окружающей среды в проектах международной инвестиционной кооперации и строительства», которые призывают китайских инвесторов не довольствоваться в рамках проекта низкими требованиями локальных юрисдикций в области экологической и социальной ответственности, а следовать собственным китайским или международным высоким стандартам. В связи с этим российским компаниям, стремящимся привлекать китайских инвесторов в рамках программы, необходимо учитывать эти требования и соответствовать им.
Некоторые азиатские банки и институты развития также заинтересованы в инвестировании в устойчивые проекты. Китайское агентство международного сотрудничества в целях развития заявляет о поддержке достижения ЦУР ООН в качестве одного из своих приоритетов. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB) выдает займы для реализации проектов развития устойчивой инфраструктуры и финансирует проекты по «зеленому» посткризисному восстановлению. Однако сейчас проекты AIIB с Россией приостановлены на неопределенный срок.
«Зеленые» таксономии в странах АТР
Значительная часть стран АТР (около 45%) приняла собственные «зеленые» таксономии или находится в процессе их разработки. Они в основном направлены на решение экологических задач, в том числе смягчение последствий изменений климата, достижение углеродной нейтральности, улучшение состояния окружающей среды, повышение эффективности использования ресурсов.
В основном таксономии стран АТР направлены на регулирование экономической деятельности на территории соответствующих юрисдикций и к экономической деятельности других стран не применяются. Тем не менее важно понимать, что «зеленая» таксономия — это не столько система сертификации, сколько понятный финансовым игрокам язык описания проектов, который может быть полезен для российских компаний в рамках сотрудничества и привлечения зарубежного финансирования.
Сравнительный анализ таксономий РФ и ЕС с ключевыми странами АТР по импорту-экспорту с РФ за февраль—июль 2021 года
|
Среди ключевых направлений «зеленых» проектов, указанных в таксономиях стран АТР, можно выделить: строительство и эксплуатацию возобновляемых источников энергии (ВИЭ; солнечной, ветроэнергетики, гидро- и геотермальной энергетики, на основе биогаза и биомассы, морской энергетики) и систем передачи и распределения электроэнергии, ограничение выбросов и загрязнений производств, энергоэффективные и устойчивые здания и строительство «зеленой» городской инфраструктуры, «зеленый» городской транспорт и инфраструктура для него, электрический транспорт, экологичные железнодорожные системы, переработка и управление отходами.
В этих документах используется единый подход с российской и европейской таксономиями к таким источникам энергии, как атом и газ, которые по большей части рассматриваются в рамках «зеленой» энергии или в качестве переходных проектов. Уголь и нефть в большинстве из них исключаются, кроме таксономий Малайзии и Японии.
ESG-технологии: лидеры и растущий спрос
Традиционные активно растущие «зеленые» технологии, такие как ВИЭ или электротранспорт, уже быстро растут в АТР, прежде всего в Китае. Южная Корея занимает десятое место по объему рынка электромобилей, большие надежды возлагаются на Индию — по прогнозам, к 2030 году она займет тут четвертое место. Значимый рост ожидается и для технологий улавливания и хранения углерода, в особенности высоким будет спрос в странах Юго-Восточной Азии, которые не могут позволить себе быстрый отказ от «грязной» электроэнергии.
Регион является мировым первопроходцем в ряде важных «зеленых» технологий. В Китае в 2021 году были установлены линии электропередачи, способные доставлять электроэнергию на расстояния в несколько тысяч километров — отсутствие такой возможности до сих пор было главным препятствием для распространения ВИЭ. Это позволит соединить одни из самых высоких в мире мощности ВИЭ в незаселенных отдаленных областях страны с наибольшим потреблением. Происходит также активное развитие устойчивых дата-центров с нейтральным углеродным следом в Сингапуре и Южной Корее.
Согласно рейтингу 50 наиболее перспективных climate-tech стартапов в Юго-Восточной Азии в 2021 году, составленному аналитической платформой HolonIQ, наиболее значимыми для региона секторами являются агропродовольственный (32%), проекты, связанные с сохранением и восстановлением природных экосистем, экологичными материалами и циклической экономикой (16%), ВИЭ (12%) и транспортом (10%). Многие стартапы предлагают технологии, применимость и успешность которых специфична для условий конкретной страны.
В целом у российских компаний, ориентированных на продвижение повестки устойчивого развития, есть потенциальный доступ к инвестициям АТР. Однако на практике такие возможности могут быть опосредованы и ограничены разными условиями. Настороженность по отношению к России как к рискованному партнеру в контексте возможных вторичных санкций присутствует и у «дружественных» стран. Это усложняет выход на новые рынки и привлечение инвестиций для компаний, развивающих ESG-повестку.
Елена Дубовицкая, Яна Морозова, Надежда Кленина, Анастасия Опанасенко, Центр устойчивого развития СКОЛКОВО
Росстат — Национальные статистические службы
Росстат в соцсетях
Подписывайтесь и следите за деятельностью Федеральной службы государственной статистики в социальных сетях
Африка
- Ботсвана, Statistics Botswana
- Маврикий, Statistics Mauritius Office,
- Малави, National Statistical Office of Malawi
- Мозамбик, Instituto Nacional de Estatistica
- Нигерия, National Institute of Statistics
- Тунис, L’Institut National de la Statistique
- Южная Африка, Statistics South Africa
Северная и Южная Америка
- Аргентина, Instituto Nacional de Estadistica y Censos
- Аруба, Central Bureau of Statistics
- Барбадос, Barbados Statistical Service
- Боливия, Instituto Nacional de Estatistica
- Бразилия, Instituto Braseleiro de Geografia e Estatica (IBGE)
- Гватемала, Instituto Nacional de Estadistica
- Гондурас, Banco Central de Honduras
- Канада, Statistics Canada
- Колумбия, Departamento Administrativo Nacional de Estadistica (DANE)
- Коста-Рика, Instituto Nacional de Estadística y Censos
- Мексика, Instituto Nacional de Estadistica, Geografia e Informatica (INEGI)
- Никарагуа, Instituto Nacional de Información de Desarrollo (INIDE)
- Парагвай, Direccion General de Estadмstica, Enuestas y Censos
- Перу, Instituto Nacional de Estadistica e Informatica (INEI)
- Сальвадор, Dirección General de Estadística y Censos
- Сент-Люсия, Central Statistical Office
- Тринидад и Тобаго, Central Statistical Office
- Уругвай, Instituto Nacional de Estadística
- Чили, Instituto Nacional de Estadística
- Ямайка, Statistical Institute of Jamaica
- США,
- Fedstats
- Bureau of Economic Analysis
- Bureau of Justice Statistics
- Bureau of Transportation Statistics
- Department of Energy
- National Center for Health Statistics
- The National Center for Education Statistics
- Fedstats
Азия
- Азербайджан, State Statistical Committee of Azerbaijan Republic
- Армения, National Statistical Service of the Republic of Armenia
- Бангладеш, Bureau of Statistics, National Data Bank
- Гонконг, Census and Statistics Department
- Израиль, Central Bureau of Statistics
- Индия,
- Census of India
- Department of Statistics
- Indian Statistical Institute, Kolkata
- Индонезия, Statistics of Indonesia
- Иордан, Department of Statistics
- Иран, Statistical Centre of Iran
- Казахстан, State Committee of Kazakhstan on Statistics
- Киргизия, National Statistical Committee of Kyrgyz Republic
- Китай, National Bureau of Statistics
- Корея, Statistics Korea
- Кувейт, Central Statistical Bureau
- Ливан, Central Administration for Statistics
- Малазия, Department of Statistics, Malaysia
- Оман, National Centre for Statistics and Information
- Сингапур, Statistics Singapore
- Таджикистан, Statistics Agency under the President of the Republic of Tajikistan
- Туркменистан, State statistics Committee of Turkmenistan
- Узбекистан, State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics
- Филиппины, Philippine Statistics Authority
- Япония, Statistics Bureau & Statistics Center
Европа
- Андорра, Institut national de statistique
- Австрия, Osterreichisches Statistisches Zentralamt
- Беларусия, Ministry of Statistics and Analysis
- Бельгия, Institut national de statistique
- Босния и Герцеговина, Federal Office of Statistics
- Болгария, National Statistical Institute of the Republic of Bulgaria
- Великобритания, Office for National Statistics
- Венгрия, Hungarian Central Statistical Office
- Германия, Federal Statistical Office
- Гренландия, Statistics Greenland
- Греция, National Statistical Service of Greece
- Дания, Statistics Denmark
- Исландия, Statistics Iceland
- Испания, Instituto Nacional de Estadística
- Ирландия, Central Statistics Office Ireland
- Италия, National Institut of Statistics
- Кипр, Department of Statistics and Research
- Латвия, Central Statistical Bureau of Latvia
- Литва, Statistics Lithuania
- Люксембург, STATEC
- Македония, State Statistical Office
- Мальта, National Statistics Office
- Молдова, National Bureau of Statistics
- Нидерланды, Statistics Netherlands
- Норвегия, Statistics Norway
- Португалия, Instituto Nacional de Estatística
- Польша, Statistics Poland
- Российская Федерация, Federal State Statistics Service
- Румыния, National Institute of Statistics
- Сербия, Statistical Office of the Republic of Serbia
- Словакия, Statistical Office of the Slovak Republic
- Словения Statistical Office of the Republic of Slovenia
- Турция, Statistical Institute
- Украина, The State Committee of Statistics of Ukraine
- Фарерские острова, Statistics Faroe Islands
- Финляндия, Statistics Finland
- Франция, Institut National de la Statistique et des Études Économiques
- Хорватия, Croatian Bureau of Statistics
- Черногория, Statistical Office of Montenegro
- Чешская Республика, Czech Statistical Office
- Швеция, Statistics Sweden
- Швейцария, Swiss Federal Statistical Office
- Эстония, Statistics Estonia
Океания
- Австралия, Australian Bureau of Statistics
- Маршалловы острова, Economic Policy-Planning and Statistics Office
- Новая Зеландия, Statistics New Zealand
Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики (Российская Федерация) и Статистическим управлением Греческой Республики от 10. 09.2021 года
862.26 Кб, 08.11.2021
Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики (Российская Федерация) и Статистическим управлением Республики Сербии от 17.05.20019 года
875.25 Кб, 20.05.2019
Соглашение между Федеральной службой государственной статистики (Российская Федерация) и Государственным Статистическим Бюро Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области статистики от 23.11.2005 года
69.8 Кб, 15.04.2018
Соглашение между Федеральной службой государственной статистики (Российская Федерация) и Управлением государственной статистики Республики Абхазия о сотрудничестве в области статистики от 25.04.2014 года
4.8 Мб, 15.04.2018
Дорожная карта в рамках Меморандума о взаимодействии между Федеральной службой государственной статистики (Российская Федерация) и Статистическим управлением Республики Сербии от 17. 05.20019 года
638.83 Кб, 20.05.2019
Соглашение между Федеральной службой государственной статистики (Российская Федерация) и Управлением Государственной статистики Республики Южная Осетия о сотрудничестве в области статистики от 27.03.2014 года
4.71 Мб, 15.04.2018
Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Центральным статистическим управлением Республики Польша о сотрудничестве от 07.12.2000 года
1.46 Мб, 15.04.2018
Cоглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Центральным статистическим бюро Финляндской Республики о сотрудничестве от 17.08.2000 года
1.4 Мб, 15.04.2018
Соглашение о сотрудничестве между Российским статистическим агентством и Центральным статистическим бюро Швеции от 06.12.1999 года
1.39 Мб, 15.04.2018
Меморандум о намерениях по сотрудничеству в области статистики между Национальным статистическим управлением Республики Корея и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике от 15. 09.1995 года
887.63 Кб, 15.04.2018
Соглашение о сотрудничестве между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Национальным институтом статистики и экономических исследований Франции от 10.06.1994 года
1.64 Мб, 15.04.2018
Соглашения АСЕАН о свободной торговле с Китайской Народной Республикой, Японией и Республикой Корея: качественный и количественный анализ
Перейти к основному содержаниюПубликация | Март 2011 г.
Как количественный, так и качественный анализ показывают, что заключение соглашения о свободной торговле с «большой тройкой» — Китайской Народной Республикой, Японией и Республикой Корея — принесет наибольшие выгоды региону АСЕАН.
Цитируемый URL-адрес
- http://hdl.handle.net/11540/2037
Расширение торговли с «большой тройкой» восточноазиатских экономических гигантов — Китайской Народной Республикой, Японией и Республикой Корея — предлагает новый потенциальный источник роста для Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Основная цель этой статьи состоит в качественной и количественной оценке различных вариантов соглашений о свободной торговле (ССТ) АСЕАН с «Большой тройкой». Оба типа анализа предполагают, что ЗСТ АСЕАН+3 принесет наибольшие экономические выгоды для региона.
Содержание
Дополнительные сведения
Авторы |
|
Тип |
|
Серия |
|
Темы |
|
Страны |
|
- Подробнее о региональном сотрудничестве и интеграции
- Транстихоокеанское партнерство в сравнении с Всеобъемлющим региональным экономическим партнерством: контроль над членством и повестка дня
- Экономика АСЕАН в региональном контексте: возможности, вызовы и варианты политики
- Коммерческая политика АСЕАН: редкий случай внешней региональной интеграции
См. все
- Средства и продукты АБР
- Сельское хозяйство и природные ресурсы
- Развитие потенциала
- Изменение климата
- Экономика
- Образование
- Энергия
- Окружающая среда
- Оценка
- Развитие финансового сектора
- Гендерное равенство
- Государственное управление и управление государственным сектором
- Здоровье
- Промышленность и торговля
- Информационные и коммуникационные технологии
- Бедность
- Развитие частного сектора
- Региональное сотрудничество и интеграция
- Социальное развитие и защита
- Транспорт
- Градостроительство
- Вода
- Центральная и Западная Азия
- Восточная Азия
- Южная Азия
- Юго-Восточная Азия
- Тихий океан
- Афганистан
- Армения
- Азербайджан
- Бангладеш
- Бутан
- Камбоджа
- Китай, Народная Республика
- Острова Кука
- Фиджи
- Грузия
- Индия
- Индонезия
- Казахстан
- Кирибати
- Кыргызская Республика
- Лаосская Народно-Демократическая Республика
- Малайзия
- Мальдивы
- Маршалловы Острова
- Микронезия, Федеративные Штаты
- Монголия
- Мьянма
- Науру
- Непал
- Пакистан
- Палау
- Папуа-Новая Гвинея
- Филиппины
- Самоа
- Соломоновы Острова
- Шри-Ланка
- Таджикистан
- Таиланд
- Тимор-Лешти
- Тонга
- Туркменистан
- Тувалу
- Узбекистан
- Вануату
- Вьетнам
- Учебные материалы
Руководства, наборы инструментов и другие практические ресурсы для разработки - Книги
Значительные публикации, которым присвоен номер ISBN - Документы и сводки
Рабочие документы, подготовленные АБР - Материалы конференции
Доклады или презентации на АБР и мероприятиях по развитию - Политики, стратегии и планы
Правила и стратегии для операций АБР - Документы Совета
Документы, подготовленные или представленные Совету директоров АБР - Финансовые документы
Описывает средства и механизмы финансирования
- Отчеты
Основные моменты отраслевой или тематической работы АБР - Сериалы
Журналы и журналы, посвященные вопросам развития - Брошюры и листовки
Краткие актуальные вопросы политики, информационные бюллетени по странам и статистические данные - Обязательные отчеты и официальные отчеты
Записи АБР и годовые отчеты - Документы по страновому планированию
Описывает страновые операции или стратегии членов АБР - Контракты и соглашения
Меморандумы между АБР и другими организациями
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) | Торговый представитель США
- Всемирная торговая организация (ВТО)
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
- ОЭСР
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, или АТЭС, является ведущим форумом в Азиатско-Тихоокеанском регионе для содействия торговле и инвестициям, экономическому росту и региональному сотрудничеству.
Членство в АТЭС включает: Австралию; Бруней-Даруссалам; Канада; Чили; Китайская Народная Республика; Гонконг, Китай; Индонезия; Япония; Республика Корея; Малайзия; Мексика; Новая Зеландия; Папуа — Новая Гвинея; Перу; Филиппины; Российская Федерация; Сингапур; Китайский Тайбэй; Таиланд; Соединенные Штаты Америки; Вьетнам.
Решения, принимаемые в рамках АТЭС, принимаются на основе консенсуса, а обязательства принимаются на добровольной основе. АТЭС со временем способствовал снижению тарифов и других торговых барьеров в регионе, что привело к расширению экономического роста и международной торговли.
Ключом к достижению видения АТЭС являются так называемые «Богорские цели», основополагающие цели АТЭС по свободной и открытой торговле и инвестициям в Азиатско-Тихоокеанском регионе к 2010 году для промышленно развитых стран и к 2020 году для развивающихся стран. Эти цели были приняты лидерами на их 1994-я встреча в Богоре, Индонезия.
Торговые и инвестиционные инициативы США в АТЭС
USTR представляет Соединенные Штаты в важнейших торговых и инвестиционных инициативах в АТЭС с целью продвижения свободной, справедливой и взаимной торговли в регионе, предоставления экспортерам США конкретных и значимых результаты, которые разрушают барьеры для торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе и создают рабочие места.