Исландия республика: ИСЛАНДИЯ • Большая российская энциклопедия

Содержание

День провозглашения Республики Исландия — 17 июня – RUS.IS

Повелительница горы (Фьядльконан, исл. Fjallkonan). Каждый год главной интригой праздника остаётся вопрос, кто выступит в роли Повелительницы горы в Аустурвеллире 17 июня. Фото: 17juni.is

Национальный праздник Исландии — День провозглашения Республики Исландия (исл. Þjóðhátíðardagurinn) отмечается в стране широко и весело.

А так прошёл праздник в этом году https://www.instagram.com/reel/CtoPFzWAQSi/?igshid=MzRlODBiNWFlZA==

История борьбы за независимость Исландии такова. Просуществовав с 930 года как независимое государство, в 1262 году Исландия стала колонией Норвегии, а в 1380 году — владением Дании.

В начале 19 века в странах Датского королевства получили распространение идеи Французской революции, и исландцы стали добиваться политических свобод и местного самоуправления. Национально-освободительное движение возглавил государственный деятель Йоун Сигурдссон (Jon Sigurdsson, 17 июня 1811 — 7 декабря 1879), который также ратовал за отмену датской торговой монополии.

Его усилия увенчались успехом. В 1843 году был восстановлен альтинг (традиция съезда в неделю «середины лета» на всеисландский тинг — народное собрание, где решали спорные вопросы, судились и издавали законы), в 1854 году была отменена датская торговая монополия, а в 1874 году была принята Конституция, предоставившая Исландии ограниченную автономию.

Однако, независимость Исландии была завоевана только в 1918 году, когда она была признана суверенным государством, состоящим в унии с Данией. В 1944 году уния была расторгнута, а 17 июня — день рождения лидера исландского освободительного движения Йоуна Сигурдссона объявлен Днем провозглашения Республики Исландия, празднование которого в настоящее время сопровождается красочными парадами, концертами и представлениями уличных театров, народными гуляниями и музыкой.

Повелительница горы (Фьядльконан, исл. Fjallkonan) – главный персонаж праздника. Каждый год главной интригой праздника остаётся вопрос, кто выступит в этой роли.   Повелительница горы – это сама Исландия в облике женщины. В этом образе отображено исландцев быть независимыми от любой власти. Повелительница горы традиционно изображается светловолосой женщиной в национальном праздничном женском синем или чёрном платье и белом головном уборе. С момента основания Исландской республики в 1944 году, чтение поэмы 19 века, где упоминается Повелительница горы, “Eldgamla Ísafold” Бьярни Тораренсена (Bjarni Thorarensen)  в день независимости 17 июня стало исландской традицией. Женщина в образе Повелительницы горы, одетая в праздничный исландский национальный костюм, декламирует это стихотворение в Аустурвеллире на праздновании 17 июня.

Одно из необычных мероприятий Дня связано с гейзером (Geysir) — тем самым гейзером, который дал название всем гейзерам в мире. В гейзер впрыскивают поверхностно-активные вещества, после чего он начинает работать с небывалой силой. Зрелище собирает много народа.

Хотя национальный праздник исландцев в этом году проходит не в совсем традиционном формате, важно помнить, что, несмотря на ограничения на собрания, можно отмечать его всей семьей. Жителям Рейкьявика рекомендуется отмечать этот день с друзьями и семьей и украшать дома и сады флагами и другими предметами цвета флага. Утренняя церемония в Austurvellir будет транслироваться в прямом эфире по телевидению RÚV, и все исландцы смогут смотреть ее дома в гостиной. Церемония пройдет в том же формате, что и обычно: премьер-министр обратится к аудитории, а затем горная женщина представит специально сочиненное стихотворение в честь этого дня. Для тех, кто хочет выйти из дома в центр города, с 13.00 до 18.00 пройдут народные гуляния в Hljómskólagarur и Klambratún. Гостям праздника предложат различную еду из перевозных кафе, а артисты цирка покажут свое искусство. Во многих частях центра города будут происходить различные неожиданные праздничные события. Более подробную информацию о программе праздника в Рейкьявике можно найти здесь.

Telegram канал

Больше новостей в нашем Телеграм-канале RUS.IS – об Исландии на русском. Новости Исландии для тех, кто говорит и читает по-русски, живёт в Исландии и не только.

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОСТРОИМ ПЕРВЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ В САМОЙ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ МИРА — РЕЙКЬЯВИКЕ!

Исландия | Информационно-аналитический портал ARCTICuniverse

Официальное название государства – Республика Исландия. Так как страна располагается на одноименном острове Исландия и множестве маленьких островков в северной части Атлантического океана, неудивительно, что буквальный перевод названия государства звучит не иначе, как «ледяная страна (остров)». Ледники покрывают около 10% ее территории. Северное побережье страны практически касается Полярного круга, в связи с чем на острове летом практически постоянно стоит полярный день, а зимой, соответственно, — полярная ночь. Кроме Атлантического ее омывает Грендландское море Северного Ледовитого океана. Исландия – единственное из восьми арктических государств, территория которого полностью лежит в Арктике. Однако Исландия является также самой маленькой арктической страной. Ее площадь составляет 103 125 км² из них 2.

7%  водной поверхности.

Заселение Исландии началось с 870 года, преимущественно норвежцами. В процессе становления государства как республики произошло множество политических превращений: сначала общенародное собрание (альтинг) провозгласило Исландию частью королевства Норвегии, затем, с утратой этого статуса, Норвегия Исландию потеряла и управление маленькой страной перешло к Дании. И наконец, 17 июня 1944 года по результатам референдума Исландия была провозглашена независимой республикой.

Официальной столицей Исландии является город Рейкьявик. Но есть в республике еще один столичный город на севере – Акурейри. Этот город является центром арктических событий. Исландия является членом Арктического совета – международной региональной структуры, которая призвана способствовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов. В Акурейри располагаются секретариаты двух рабочих групп Арктического Совета – рабочей группы по охране арктической флоры и фауны и рабочей группы по охране морских экосистем Арктики.

Акурейри — член Северного форума и частенько становится центром проведения семинаров, конференций и лекций по арктическим вопросам.

В гонке за Арктику Исландия занимает далеко не лидирующие позиции, но, тем не менее, она активно заявляет о своих правах на арктический шельф. В тот момент, когда Европу захлестнула волна экономического кризиса, стране пришлось несладко и она попросила у России кредит в 500 млн долларов, который Российская Федерация дала не задумываясь, так как после этой сделки у нее появился дополнительный плацдарм для продвижения в Арктику. Также в Исландии находится военная база НАТО, которая была законсервирована в 2006 году. И эта база может быть весьма полезна для России.

С 1 января 2009 года к Исландии перешло на ротационной основе председательство в Совете министров Северных стран. В своей программе председательства Исландия, признавая факт того, что глобальное потепление, открывающее новые транспортные маршруты, увеличивает «спрос» на природные ресурсы Арктики, призвала СМСС к более тесному сотрудничеству с Арктическим советом.

Приоритетами Исландии как председателя названы защита экологии северных морей, международное региональное сотрудничество, охрана окружающей среды и поддержка соответствующих научных исследований. Так,  эта страна уже объявила о том, что примет участие в составлении карт так называемых уязвимых зон Арктики и северной Атлантики. Данный проект Совета министров Северных стран станет предпосылкой для систематического планирования действий в чрезвычайной обстановке (вполне военный термин) в морских зонах, где ожидается увеличение интенсивности движения судов и борьба за природные ресурсы.
В июле 2010 года Исландия поспешно начались переговоры о вступлении государства в Европейский Союз. И в этом также есть арктическая подоплека. Теперь использовать в своих интересах Исландию намерен Брюссель, который сможет через «ледяной остров» укрепить свои позиции в арктическом регионе. При этом жители Исландии вовсе не уверены в том, что вступление в Евросоюз – хорошая идея. 60% опрошенных исландцев выступили против инициативы правительства страны.
Но вряд ли власть обратит большое внимание на соцопрос: данная сделка предусматривает бонусы для обеих сторон – ЕС, который находится на стадии строительства арктической политической линии, укрепит свои позиции в Арктике, а Исландия получит новые возможности влияния на политику Евросоюза.

Еще одним государством, явно заинтересованным в сотрудничестве с Исландией, является Китай. Пекин заинтересовался маленькой страной из-за таяния льда в результате мирового потепления. Не исключено, что полярная морская зона, освободившаяся ото льда, станет пригодной для мореплавания. А морской путь из Китая в Европу, как утверждают китайские ученые, будет короче на шесть с лишним тысяч километров. Природные ресурсы Арктики, по мнению тех же ученых, станут более доступными. Вот почему самое большое посольство Китая расположено именно в Исландии и китайские власти финансируют исследовательскую деятельность в Арктике.

В конце 2009 года Исландия заявила о своем намерении добывать нефть на арктическом шельфе с помощью привлечения иностранных инвесторов. Возможно, это была реакция на усиление позиций России в Арктике. Возможно – потому что экономическое положение страны после кризиса оставляет желать лучшего и добыча нефти сможет поправить шаткое финансовое положение государства.

Еще одним источником доходов государства является туризм. Путешественники, решившие отправиться в Исландию,  должны быть готовы к причудам погоды на острове. На нее в Исландии влияют два течения – теплое (Гольфстрим) и холодное (Восточно-Грендландское). Исландцы любят говорить: «Если вам не нравится погода, подождите пять минут».

Исландия – поистине страна чудес. Большая территория ее мало заселена, повсюду простираются лишенные деревьев пустынные пространства с водопадами, вулканами, причудливыми нагромождениями камней, дымящимися плато с застывшей лавой, гейзерами, ледниками и айсбергами.

Жители Исландии верят в духов, эльфов и троллей. Возможно, никто и не видел этих мифических для нас, не-исландцев существ, однако, каждый исландец знает, что ни живут рядом: эльфы — в одиноких скалах, тролли — в пещерах. Ведь всякий должен где-то жить.

Исландию пугает глобальное потепление. Местные рыбаки опасаются встреч с белыми медведями, дрейфующими на оторвавшихся льдинах по просторам Ледовитого океана. К берегу льдины гонит ветер, достигающий скорости порядка 300 миль в час. Как считают местные жители, тающий лед не только несет к берегам Исландии и Гренландии белых медведей, но и привлекает касаток, которые нападают на других обитателей северских глубин, таких как белуги или киты-нарвалы.

Увеличение площади открытой воды позволит касаткам продвигаться в глубь Арктики, и отпугнуть от берегов Исландии рыбу. Надо сказать, что потепление влияет не только на фауну региона. Территория самой Исландии сокращается из-за изменения климата. Согласно результатам недавно проведенного исследования Гренландия ежегодно теряет более 85 кубических километров льда.
 


Новости по Исландии

Конституция Республики Исландия

I.
Статья 1

Исландия является республикой с парламентским правлением.

Статья 2
Альтинги и Президент Исландии совместно осуществляют законодательную власть. Президент и другие правительственные органы, упомянутые в настоящей Конституции и других частях закона, осуществляют исполнительную власть. Судьи осуществляют судебную власть.

II.
Статья 3
Президент Исландии избирается народом.

Статья 4
Любое лицо, достигшее тридцатипятилетнего возраста и отвечающее требованиям, необходимым для голосования на выборах в Альтинг, за исключением требования о проживании, имеет право быть избранным Президентом.

Статья 5
Президент избирается прямым тайным голосованием лиц, имеющих право голоса на выборах в Альтинг. Кандидат в Президенты должен быть выдвинут не менее чем 1500 и не более чем 3000 избирателями. Кандидат, набравший наибольшее количество голосов, избирается Президентом в установленном порядке. Если есть только один кандидат, он избирается должным образом без права голоса.

Дополнительные положения о выдвижении кандидатуры и избрании Президента устанавливаются законом, и может быть предусмотрено, что в каждом квартале страны должно проживать определенное число лиц, предлагающих кандидатуры, пропорционально числу избирателей.

Статья 6
Срок полномочий Президента начинается 1 августа и заканчивается 31 июля спустя четыре года. Выборы президента проходят в июне или июле года, в котором истекает срок полномочий.

Статья 7
Если Президент умирает или уходит в отставку до истечения срока его полномочий, новый Президент избирается на срок, заканчивающийся 31 июля четвертого года после выборов.

Статья 8
Если должность Президента Республики становится вакантной или если Президент не может выполнять свои обязанности из-за пребывания за границей, болезни или по другим причинам, Премьер-министр, Президент Алтинги и Президент Верховного суда осуществляет президентские полномочия. Президент Алтинги председательствует на их собраниях. В случае расхождения во мнениях между ними превалирует большинство.

Статья 9
Президент Республики не может быть членом Альтинга или соглашаться на оплачиваемую работу в интересах какого-либо государственного учреждения или частного предприятия.

Выплаты из государственных средств Президенту или лицам, осуществляющим президентские полномочия, устанавливаются законом. Эти выплаты Президенту не могут быть уменьшены в течение срока его полномочий.

Статья 10
При вступлении в должность Президент приносит присягу или клятву соблюдать Конституцию. Настоящая присяга или клятва должны быть оформлены в двух идентичных экземплярах. Один хранится в Альтинге, а другой — в Национальном архиве.

Статья 11
Президент Республики не может быть привлечен к ответственности за исполнительные акты. То же самое относится и к тем, кто осуществляет президентскую власть.

Президент не может быть привлечен к уголовной ответственности, кроме как с согласия Алтинги.

Президент может быть отстранен от должности до истечения срока его полномочий, если он одобрен большинством на плебисците, созванном в соответствии с резолюцией, принятой тремя четвертями членов Алтинги. Этот плебисцит проводится в течение двух месяцев со дня принятия Альтингом постановления. Президент не может выполнять свои обязанности с момента принятия резолюции Алтинги до тех пор, пока не станут известны результаты плебисцита.

Если резолюция Альтинга не будет одобрена на плебисците, Алтинги должен быть немедленно распущен и назначены новые выборы.

Статья 12
Президент Республики должен проживать в Рейкьявике или поблизости от него.

Статья 13
Президент передает свои полномочия министрам.

Правительство находится в Рейкьявике.

Статья 14
Министры несут ответственность за все акты исполнительной власти. Ответственность министров установлена ​​законом. Альтинги может привлечь к ответственности министров за их официальные действия. Суд по импичменту обладает компетенцией в таких случаях.

Статья 15
Президент назначает министров и освобождает их от должности. Он определяет их количество и назначения.

Статья 16
Государственный совет состоит из Президента Республики и Министров под председательством Президента.

Законы и важные правительственные меры должны быть представлены Президенту в Государственный совет.

Статья 17
Совещания министров проводятся для обсуждения новых законодательных предложений и важных государственных вопросов. Кроме того, министерские заседания должны проводиться, если министр желает поднять на них вопрос. На заседаниях председательствует министр, приглашенный для этого Президентом Республики, который назначается премьер-министром.

Статья 18
Министр, подписавший постановление, как правило, представляет его Президенту.

Статья 19
Подпись Президента подтверждает законность законодательного акта или постановления правительства, если он скреплен подписью министра.

Статья 20
Президент назначает государственных должностных лиц в соответствии с законом.

Никто не может занимать государственные должности, если он не имеет исландского гражданства. Каждое государственное должностное лицо приносит присягу или клятву соблюдать Конституцию.

Президент может отстранить от должности любое назначенное им должностное лицо.

Президент может переводить должностных лиц с одной должности на другую при условии, что их официальное вознаграждение не уменьшается и что у них есть выбор между таким переводом и выходом на пенсию с получением пенсии или пособия по старости в соответствии с законом.

Определенные категории должностных лиц, в дополнение к упомянутым в статье 61, могут быть освобождены законом от этого положения.

Статья 21
Президент Республики заключает договоры с другими государствами. Без одобрения Алтинги он не может заключать такие договоры, если они влекут за собой отказ от территории или территориальных вод или подчинение их, или если они требуют изменений в государственной системе.

Статья 22
Президент Республики созывает Алтинги не позднее чем через десять недель после всеобщих выборов. Президент ежегодно открывает очередные сессии Алтинги.

Статья 23
Президент Республики может отложить заседания Альтинги на ограниченный период времени, но не более чем на две недели и не чаще одного раза в год. Однако Альтинги может уполномочить Президента отступить от этого положения.

Если заседания Алтинги были отложены, Президент Республики может, тем не менее, созвать Алтинги по мере необходимости. Более того, Президент обязан сделать это по требованию большинства членов Альтинга.

Статья 24
Президент Республики может распустить Альтинги. Новые выборы должны состояться в течение 45 дней после объявления о роспуске. Альтинги созываются не позднее чем через десять недель после его роспуска. Члены Алтинги сохраняют свой мандат до дня выборов.

Статья 25
Президент Республики может направлять в Альтинг законопроекты и проекты постановлений.

Статья 26
Если Альтинги принял законопроект, он должен быть представлен на утверждение Президенту Республики не позднее, чем через две недели после его принятия. Такое подтверждение придает ему силу закона. Если Президент отклоняет законопроект, он тем не менее вступает в силу, но, как только позволяют обстоятельства, выносится на тайное голосование всех лиц, имеющих право голоса, для одобрения или отклонения. Закон утрачивает силу в случае его отклонения, но в остальном сохраняет свою силу.

Статья 27
Все законы подлежат опубликованию. Форма публикации и применение законов должны соответствовать закону.

Статья 28
В случае крайней необходимости Президент может издать временные законы, когда Альтинги не заседает. Однако такие законы не должны противоречить Конституции. Они всегда должны быть представлены Альтингу, как только он соберется.

Если Althingi не одобряет временный закон или не завершает рассмотрение закона в течение шести недель после созыва, закон теряет силу.

Предварительный бюджет не может быть опубликован, если компания Althingi приняла бюджет на финансовый год.

Статья 29
Президент может принять решение о прекращении уголовного преследования за преступление, если для этого есть веские основания. Президент объявляет помилование и амнистию. Однако он не может освобождать министра от судебного преследования или наказания, наложенного судом по импичменту, если это не одобрено Альтингом.

Статья 30
Президент или другие государственные органы, уполномоченные Президентом, делают исключения из законов в соответствии с установленной практикой.

III.
Статья 31
Альтинг состоит из 63 членов, избираемых народом тайным голосованием на основе пропорционального представительства сроком на четыре года.

Избирательных округов должно быть не менее шести и не более семи. Их границы определяются законом; однако Национальная избирательная комиссия может определять границы избирательных округов в Рейкьявике и его окрестностях.

По каждому соответствующему избирательному округу шесть мест выделяются в соответствии с результатами выборов в этом округе. Количество мест в парламенте для каждого избирательного округа в остальном определяется законом, однако с учетом положений пятого абзаца.

Места, не выделенные избирательным округам, распределяются в пределах каждого соответствующего избирательного округа с целью обеспечения представительства отдельных политических партий, отражающего в максимально возможной степени общее количество голосов каждой партии. Однако право на такое распределение имеют только политические партии, получившие не менее пяти процентов всех действительных голосов, поданных по всей стране.

Если количество избирателей в списке избирателей, представленное каждым парламентским местом, распределенным или распределенным, становится в одном избирательном округе половиной числа, представленного каждым парламентским местом в другом избирательном округе, Национальная избирательная комиссия пересматривает количество избирателей. мест, представляющих каждый избирательный округ, с целью сокращения этой разницы. Более подробно это должно быть предусмотрено законом.

Положения закона, касающиеся границ избирательных округов и методов распределения мест в парламенте, могут быть изменены только большинством в две трети голосов в Альтинге.

Статья 32
Заседания Алтинги проводятся в одной палате.

Статья 33
Все лица, которым на дату выборов исполнилось 18 лет и которые имеют исландское гражданство, имеют право голосовать на выборах в Альтинг. Постоянное место жительства в Исландии на дату выборов также является требованием для голосования, если исключения из этого правила не предусмотрены в законе о выборах в Альтинги.

Дальнейшие положения о выборах в Альтинги устанавливаются законом о выборах.

Статья 34
Каждый гражданин, имеющий право голоса на выборах в Альтинг и безупречную репутацию, имеет право быть избранным в Альтинг.

Судьи Верховного суда, однако, не имеют права.

IV.
Статья 35
Альтинг созывается на очередную сессию каждый год 1 октября или, если этот день выпадает на официальный праздник, в следующий рабочий день, и продолжает свою сессию до той же даты в следующем году, если только период выборов членов Althingi истек раньше или Althingi был распущен.

Дата открытия очередной сессии Альтинга может быть изменена законом.

Статья 36
Альтинг неприкосновенен. Никто не может нарушить его покой или нарушить его свободу.

Статья 37
Альтинги обычно собираются в Рейкьявике, но при особых обстоятельствах Президент Республики может распорядиться, чтобы Альтинги собирался в другом месте Исландии.

Статья 38
Члены Алтинга и министры имеют право вносить законопроекты и проекты постановлений.

Статья 39
Althingi может назначать комитеты своих членов для расследования важных вопросов, представляющих общественный интерес. Альтинги может предоставить таким комитетам полномочия запрашивать отчеты, устные или письменные, как от официальных лиц, так и от отдельных лиц.

Статья 40
Ни один налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как по закону. Также нельзя брать ссуды, являющиеся задолженностью Государства, или любую недвижимость, принадлежащую Государству, или ее использование, продавать или каким-либо иным образом распоряжаться, кроме как на основании закона.

Статья 41
Выплаты не могут производиться, если они не разрешены в бюджете или дополнительном бюджете.

Статья 42
Бюджетное предложение на предстоящий финансовый год, содержащее отчет о доходах и расходах государства, представляется на каждую очередную сессию Альтинга после ее созыва.

Статья 43
Финансовая отчетность государства, его учреждений и административных органов подлежит аудиту или под надзором Альтинга в соответствии с законом.

Статья 44
Законопроект не может быть принят до тех пор, пока он не пройдет три чтения в Алтинге.

Статья 45
Очередные выборы в Альтинги проводятся не позднее окончания избирательного срока. Начало и окончание избирательного срока приходится на один и тот же день недели месяца, считая с начала месяца.

Статья 46
Althingi решает, являются ли ее члены законно избранными, а также решает, потерял ли член право быть избранным в Althingi.

Статья 47
Каждый новый член Алтинги берет на себя обязательство соблюдать Конституцию после утверждения его избрания.

Статья 48
Члены Алтинги связаны исключительно своим убеждением, а не какими-либо указаниями своих избирателей.

Статья 49
Ни один член Альтинга не может быть подвергнут заключению под стражу во время заседания Алтинга без согласия Альтинга, и против него не может быть возбуждено уголовное дело, если только он не будет пойман при совершении преступления.

Ни один член Althingi не может нести ответственность за пределами Althingi за заявления, сделанные им в Althingi, кроме как с согласия Althingi.

Статья 50
Если член Альтинга утрачивает право быть избранным в Альтинг, он лишается тех прав, которые ему дали выборы.

Статья 51
Министры имеют право занимать место в Альтинге и в силу своей должности имеют право участвовать в его дебатах так часто, как они пожелают, но они должны соблюдать правила процедуры. Они имеют право голоса только в том случае, если они одновременно являются членами Альтинга.

Статья 52
Альтинги избирает президента, который руководит его работой.

Статья 53
Альтинги не может принимать решения, если на собрании не присутствует кворум более половины его Членов и они не принимают участие в голосовании.

Статья 54
Каждый член Althingi может запросить, с разрешения Althingi, информацию от министра или ответ по общественному вопросу, задав вопрос или запросив отчет.

Статья 55
Альтинги не может принимать к рассмотрению какие-либо вопросы, если только они не представлены одним из ее членов или министром.

Статья 56
Если Althingi не находит оснований для принятия решения по данному вопросу, он может передать его министру.

Статья 57
Собрания Алтинги должны быть открытыми. Тем не менее, Президент Альтинга или кворум, предусмотренный правилами процедуры, могут потребовать исключения всех тех, кто не является Членом Альтинга. Затем собрание должно решить, будет ли вопрос обсуждаться на открытом или закрытом заседании.

Статья 58
Порядок работы Альтинга определяется законом.

V.
Статья 59
Организация судебной власти может быть установлена ​​только законом.

Статья 60
Суды разрешают все споры относительно компетенции органов власти. Однако никто, добивающийся вынесения решения по этому поводу, не может временно уклоняться от исполнения приказа властей, передав дело на судебное решение.

Статья 61
При исполнении своих служебных обязанностей судьи руководствуются исключительно законом. Те судьи, которые не обладают также административными функциями, не могут быть освобождены от должности иначе как по решению суда, а также не могут быть переведены на другую должность против их воли, за исключением случаев реорганизации судебной власти. Однако судья, достигший 65-летнего возраста, может быть освобожден от должности, но судьи Верховного суда не теряют своей заработной платы.

VI.
Статья 62
Евангелическо-лютеранская церковь является государственной церковью в Исландии и, как таковая, поддерживается и защищается государством.

Это может быть изменено законом.

Статья 63
Все люди имеют право создавать религиозные объединения и исповедовать свою религию в соответствии со своими личными убеждениями. Однако нельзя проповедовать или практиковать ничего, что наносит ущерб добрым нравам или общественному порядку.

Статья 64
Никто не может утратить какие-либо свои гражданские или национальные права из-за своей религии, а также никто не может отказаться от выполнения каких-либо общеприменимых гражданских обязанностей по религиозным мотивам.

Каждый может оставаться вне религиозных объединений. Никто не обязан платить какие-либо личные взносы религиозному объединению, членом которого он не является.

Лицо, не являющееся членом какого-либо религиозного объединения, должно уплатить Университету Исландии взносы, которые оно должно было бы уплатить такому объединению, если бы оно было его членом. Это может быть изменено законом.

VII.
Статья 65
Все равны перед законом и пользуются правами человека независимо от пола, религии, убеждений, национального происхождения, расы, цвета кожи, имущественного, сословного и иного положения.

Мужчины и женщины пользуются равными правами во всех отношениях.

Статья 66
Никто не может быть лишен исландского гражданства. Однако утрата гражданства может быть предусмотрена законом, если лицо принимает гражданство другого государства. Иностранец может получить исландское гражданство только в соответствии с законом.

Исландскому гражданину не могут запретить въезд в Исландию или выслать оттуда. Права иностранцев на въезд и проживание в Исландии, а также причины, по которым они могут быть высланы, устанавливаются законом.

Никому не может быть запрещено покидать Исландию, кроме как по решению суда. Однако лицу может быть запрещено покидать Исландию путем законного ареста.
Каждое лицо, законно проживающее в Исландии, может свободно выбирать место жительства и пользоваться свободой передвижения с учетом любых ограничений, установленных законом.

Статья 67
Никто не может быть лишен свободы, за исключением случаев, разрешенных законом.

Любое лицо, лишенное свободы, имеет право быть незамедлительно проинформированным о причинах принятия этой меры.

Любое лицо, арестованное по подозрению в преступном поведении, без неоправданной задержки предстает перед судьей. Если он не будет немедленно освобожден, судья в течение 24 часов выносит мотивированное определение о заключении его под стражу. Содержание под стражей может быть назначено только в связи с обвинением, влекущим за собой более суровые санкции, чем штрафы или меры наказания. Право лица, содержащегося под стражей, на обжалование решения о его заключении под стражу в вышестоящий суд гарантируется законом. Лицо никогда не может содержаться под стражей дольше, чем это необходимо; если судья сочтет, что он может быть освобожден под залог, размер залога определяется судебным постановлением.

Любое лицо, лишенное свободы по другим причинам, имеет право на скорейшее рассмотрение судом законности меры. Если его лишение свободы окажется незаконным, он должен быть немедленно освобожден.
Любое лицо, лишенное свободы без уважительной причины, имеет право на компенсацию.

Статья 68
Никто не может быть подвергнут пыткам или другому бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Никто не может быть привлечен к принудительному труду.

Статья 69
Никто не может быть подвергнут наказанию, если его не признают виновным в поведении, которое на момент его совершения являлось уголовным преступлением по закону или полностью аналогично такому поведению. Санкции не могут быть более суровыми, чем это разрешено законом на момент совершения преступления.

Смертная казнь никогда не может быть предусмотрена законом.

Статья 70
Каждый для определения своих прав и обязанностей или в случае предъявления ему уголовного обвинения имеет право после справедливого судебного разбирательства и в разумный срок на решение независимого и беспристрастного суд. Слушание дела в суде должно быть открытым, за исключением случаев, когда судья принимает иное решение в соответствии с законом в интересах морали, общественного порядка, безопасности государства или интересов сторон.
Каждый обвиняемый в преступном поведении считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Статья 71
Каждый человек свободен от вмешательства в частную, домашнюю и семейную жизнь.

Личный или личный обыск либо обыск помещений или имущества лица может производиться только в соответствии с судебным решением или нормой закона. Это также относится к проверке документов и почты, сообщений по телефону и другими средствами, а также к любому другому сопоставимому вмешательству в право лица на неприкосновенность частной жизни.

Несмотря на положения первого абзаца выше, свобода от вмешательства в частную жизнь, жилище и семейную жизнь может быть иным образом ограничена законодательными положениями, если это срочно необходимо для защиты прав других лиц.

Статья 72
Право частной собственности неприкосновенно. Никто не может быть принужден отказаться от своего имущества, если этого не требуют общественные интересы. Такая мера должна быть предусмотрена законом, и должна быть выплачена полная компенсация.

Право иностранных лиц на владение недвижимым имуществом или долями в коммерческих предприятиях в Исландии может быть ограничено законом.

Статья 73
Каждый имеет право на свободу мнений и убеждений.

Каждый может свободно выражать свои мысли, но также обязан отвечать за них в суде. Закон никогда не может предусматривать цензуру или другие подобные ограничения свободы слова.

Свобода слова может быть ограничена законом только в интересах общественного порядка или безопасности государства, для защиты здоровья или нравственности или для защиты прав или репутации других лиц, если такие ограничения будут сочтены необходимыми и в соответствии с демократическими традициями.

Статья 74
Ассоциации могут создаваться без предварительного разрешения для любых законных целей, включая политические ассоциации и профсоюзы. Ассоциация не может быть распущена административным решением. Тем не менее, на деятельность ассоциации, которая, как будет установлено, преследует незаконные цели, может быть наложен запрет, и в этом случае судебный иск должен быть подан без неоправданной задержки для вынесения решения о роспуске ассоциации.

Никто не может быть принужден быть членом какой-либо ассоциации. Однако членство в ассоциации может быть сделано законом обязательным, если это необходимо для того, чтобы ассоциация могла выполнять свои функции в общественных интересах или с учетом прав других лиц.

Люди могут собираться без оружия. В общественных собраниях может присутствовать полиция. Публичные собрания на открытом воздухе могут быть запрещены, если есть опасения, что могут последовать беспорядки.

Статья 75
Каждый волен заниматься любимым делом. Однако это право может быть ограничено законом, если такое ограничение требуется в связи с общественными интересами.

Право людей на обсуждение условий найма и других вопросов, связанных с трудовой деятельностью, регулируется законом.

Статья 76
Закон гарантирует каждому необходимую помощь в случае болезни, инвалидности, инвалидности по старости, безработице и подобных обстоятельствах.

Закон гарантирует каждому надлежащее общее образование и обучение.

Детям закон гарантирует защиту и заботу, необходимые для их благополучия.

Статья 77
Вопросы налогообложения регулируются законом. Полномочия решать, взимать ли налог, изменять налог или отменять налог, не могут быть возложены на административные органы.

Никакой налог не может взиматься, если взимание не разрешено законом в то время, когда произошли факты, на которых основано налоговое обязательство.

Статья 78
Муниципалитеты самостоятельно управляют своими делами в соответствии с законом.
Источники доходов муниципалитетов и право муниципалитетов решать, использовать ли и как использовать свои источники дохода, регулируются законом.

Статья 79
Предложения об изменении или дополнении настоящей Конституции могут быть внесены как на очередные, так и на внеочередные сессии Алтинга. Если предложение будет принято, Альтинг должен быть немедленно распущен и проведены всеобщие выборы. Если затем Алтинги принимает резолюцию без изменений, она утверждается Президентом Республики и вступает в силу в качестве конституционного закона.

Если Алтинги примет поправку к статусу Церкви в соответствии со Статьей 62, она будет вынесена на голосование для одобрения или отклонения тайным голосованием всех лиц, имеющих право голоса.

Перевод с исландского)


Источник: Правительственные учреждения Исландии, www.government.is/constitution

Конституция Республики Исландия

I.

СТАТЬЯ 1

Исландия – республика с парламентским правительством.

СТАТЬЯ 2

Альтинги и Президент Исландии осуществляют законодательную власть совместно. Президент и другие органы государственной власти в соответствии с настоящей Конституцией и другими законами осуществляют исполнительную власть. Судьи осуществляют судебную власть.

II.

СТАТЬЯ 3

Президент Исландии избирается народом.

СТАТЬЯ 4

Любое лицо в возрасте тридцати пяти лет, отвечающее требованиям, необходимым для голосования на выборах в Альтинг, за исключением требования о проживании, имеет право быть избранным Президентом.

СТАТЬЯ 5

Президент избирается прямым тайным голосованием лиц, имеющих право голоса на выборах в Альтинг. Кандидат в Президенты должен быть выдвинут не менее чем 1500 и не более чем 3000 избирателями. Кандидат, набравший наибольшее количество голосов, избирается Президентом в установленном порядке. Если есть только один кандидат, он избирается должным образом без права голоса.

В законе должны быть предусмотрены дальнейшие положения о выдвижении кандидатуры и избрании Президента, и может быть предусмотрено, что определенное количество предложений должно быть от каждого квартала страны пропорционально числу избирателей в нем.

СТАТЬЯ 6

Срок полномочий Президента начинается 1-го -го августа и заканчивается 31 -го -го июля четыре года спустя. Выборы президента проходят в июне или июле того года, в котором заканчивается срок полномочий.

СТАТЬЯ 7

Если Президент умирает или уходит в отставку до истечения срока его полномочий, новый Президент избирается на срок, заканчивающийся 31 июля четвертого года после выборов.

СТАТЬЯ 8

Если должность Президента Республики становится вакантной или если Президент не может выполнять свои обязанности из-за пребывания за границей, болезни или по другим причинам, Премьер-министр, Председатель Алтинги и Председатель Верховного суда осуществляют президентская власть. Президент Алтинги председательствует на их собраниях. В случае расхождения во мнениях между ними превалирует большинство.

СТАТЬЯ 9

Президент Республики не может быть членом Альтинга или соглашаться на оплачиваемую работу в интересах какого-либо государственного учреждения или частного предприятия.

Выплаты из государственных средств Президенту или лицам, осуществляющим президентские полномочия, устанавливаются законом. Эти выплаты Президенту не могут быть уменьшены в течение срока его полномочий.

СТАТЬЯ 10

При вступлении в должность Президент приносит присягу или клятву соблюдать Конституцию. Настоящая присяга или клятва должны быть изготовлены в двух идентичных экземплярах. Один хранится в Альтинге, а другой — в Национальном архиве.

СТАТЬЯ 11

Президент Республики не несет ответственности за исполнительные акты. То же самое относится и к тем, кто осуществляет президентскую власть.

Президент не может быть привлечен к уголовной ответственности, кроме как с согласия Алтинги.

Президент может быть отстранен от должности до истечения срока его полномочий, если он одобрен большинством голосов на плебисците, созванном в соответствии с резолюцией, принятой тремя четвертями членов Альтинга. Этот плебисцит проводится в течение двух месяцев со дня принятия Альтингом постановления. Президент не может выполнять свои обязанности с момента принятия резолюции Алтинги до тех пор, пока не станут известны результаты плебисцита.

Если резолюция Альтинга не будет одобрена на плебисците, Алтинги должен быть немедленно распущен и назначены новые выборы.

СТАТЬЯ 12

Президент Республики должен проживать в Рейкьявике или поблизости от него.

СТАТЬЯ 13

Президент передает свои полномочия министрам.

Правительство находится в Рейкьявике.

СТАТЬЯ 14

Министры несут ответственность за все акты исполнительной власти. Ответственность министров установлена ​​законом. Альтинги может привлечь к ответственности министров за их официальные действия. Суд по импичменту решает такие дела.

СТАТЬЯ 15

Президент назначает министров и увольняет их. Он определяет их количество и назначения.

СТАТЬЯ 16

Государственный совет состоит из Президента Республики и министров и возглавляется Президентом.

Законы и важные правительственные меры должны быть представлены Президенту в Госсовете.

СТАТЬЯ 17

Совещания на уровне министров проводятся для обсуждения новых законодательных предложений и важных государственных вопросов. Кроме того, министерские собрания должны проводиться, когда один из министров желает поднять на нем вопрос. На заседаниях председательствует министр, приглашенный для этого Президентом Республики, который назначается премьер-министром.

СТАТЬЯ 18

Министр, подписавший меру, как правило, представляет ее Президенту.

СТАТЬЯ 19

Подпись Президента подтверждает законность законодательного акта или правительственной меры, если она скреплена подписью Министра.

СТАТЬЯ 20

Президент производит назначения на государственные должности в соответствии с законом.

Никто не может занимать государственные должности, если он не имеет исландского гражданства. Каждое должностное лицо приносит присягу или клятву соблюдать Конституцию.

Президент может снять с должности любого назначенного им должностного лица.

Президент может переводить должностных лиц с одной должности на другую при условии, что их официальное вознаграждение не уменьшается и что у них есть выбор между таким переводом и выходом на пенсию с получением пенсии или пособия по старости в соответствии с законом.

Определенные категории должностных лиц, в дополнение к упомянутым в статье 61, могут быть освобождены законом от этого положения.

СТАТЬЯ 21

Президент Республики заключает договоры с другими государствами. Без одобрения Алтинги он не может заключать такие договоры, если они влекут за собой отказ от территории или территориальных вод или подчинение их, или если они требуют изменений в государственной системе.

СТАТЬЯ 22

Президент Республики созывает Алтинги не позднее чем через десять недель после всеобщих выборов. Президент ежегодно открывает очередные сессии Алтинги.

СТАТЬЯ 23

Президент Республики может отложить заседания Альтинги на определенный период времени, но не более чем на две недели и не чаще одного раза в год. Однако Альтинги может уполномочить Президента отступить от этого положения.

Если заседания Алтинги были отложены, Президент Республики может, тем не менее, при необходимости созвать Алтинги. Президент, кроме того, обязан сделать это по требованию большинства членов Альтинга.

СТАТЬЯ 24

Президент Республики может распустить Альтинги. Новые выборы должны состояться до истечения 45 дней с момента объявления о роспуске. Альтинги созываются не позднее чем через десять недель после его роспуска. Члены Альтинга сохраняют свой мандат до дня выборов.

СТАТЬЯ 25

Президент Республики может направлять законопроекты и проекты постановлений в Альтинг.

СТАТЬЯ 26

Если Альтинги принял законопроект, он должен быть представлен Президенту Республики для утверждения не позднее, чем через две недели после его принятия. Такое подтверждение придает ему силу закона. Если Президент отклоняет законопроект, он тем не менее вступает в силу, но, как только позволяют обстоятельства, выносится на тайное голосование всех лиц, имеющих право голоса, для одобрения или отклонения. В случае отклонения закон утрачивает силу, но в остальном сохраняет свою силу.

СТАТЬЯ 27

Все законы должны быть опубликованы. Форма публикации и применение законов должны соответствовать закону.

СТАТЬЯ 28

В случае крайней необходимости Президент может издать временные законы, когда Альтинги не заседает. Однако такие законы не должны противоречить Конституции. Они всегда должны быть представлены Альтингу, как только он соберется.

Если Althingi не одобряет временный закон или если он не завершает рассмотрение закона в течение шести недель после созыва, он становится недействительным.

Предварительный бюджет не может быть выпущен, если Althingi приняла бюджет на финансовый год.

СТАТЬЯ 29

Президент может принять решение о прекращении судебного преследования за правонарушение, если для этого есть веские основания. Он дарует помилование и амнистию. Однако он не может освобождать министра от судебного преследования или наказания, наложенного судом по импичменту, если это не одобрено Альтингом.

СТАТЬЯ 30

Президент предоставляет, либо лично, либо через другие государственные органы, исключения из законов в соответствии с установленной практикой.

III.

СТАТЬЯ 31

Альтинг состоит из 63 депутатов, избираемых народом тайным голосованием на основе пропорционального представительства сроком на четыре года в следующих округах:

1. Рейкьявикский округ.

Включая Рейкьявик.

2. Рейкьянесский избирательный округ.

Включает: Gullbringusýsla, Grindavíkurkaupstadur, Keflavíkurkaup-stadur, Njardvíkurkaupstadur, Kjósarsýsla, Garodakaupstadur, Hafnar-fjardarkaupstadur, Kópavogskaupstadur и Seltjarnarneskaupstadur.

3. Вестурландский избирательный округ.

Включает: Боргарфьярдарсусла, Акранескаупстадур, Мирасусла, Снайфельснес-и Хнаппадальсисла и Даласисла.

4. Вестфьярдский избирательный округ.

Включает: Austur-Bardastrandarsýsla, Vestur-Bardastrandarsysla, Vestur-Ísafjardarsýsla, Bolungarvíkurkaupstadur, Ísafjardarkaupstadur, Nordur-Ísafjardarsýsla и Strandasýsla.

5. Избирательный округ Нордурланд-Вестра.

Включает: Vestur-Húnavatnssysla, Austur-Húnavatnessýsla, Skagafjardar-sýsla, Saudárkrókskaupstadur и Siglufjardarkaupstadur.

6.Эйстринский избирательный округ Нордурланд.

Включает: Эйяфьярдарсусла, Акюрейаркаупстадур, Далвикуркаупстадур, Олафсфьярдаркаупстадур, Судур-Тингейярсусла, Хусавикуркаупстадур и Нордур-Тингейярсусла.

7. Округ Австрия.

Включает: Нордур-Муласисла, Сейдисфьярдаркаупстадур, Судур-Муласисла, Эскифьярдаркаупстадур, Нескаупсстадур и Аустур-Скафтафельссисла.

8.Судурляндский избирательный округ.

Включает: Вестур-Скафтафельсисла, Вестманнаейякаупстадур, Рангар-валласисла, Арнесисла и Сельфосс.

Места в Альтинге распределяются между округами следующим образом:

a.54 места распределяются между округами следующим образом:

Рейкьявикский округ 14 мест

Рейкьянесский избирательный округ 8 мест

Округ Вестурланд 5 мест

Избирательный округ Вестфьярда 5 мест

Избирательный округ Нордурланд Вестра 5 мест

округ Нордурланд Эйстра 6 мест

Округ Остурланд 5 мест

Избирательный округ Судурланд 6 мест

b. Перед каждыми выборами округам выделяется не менее восьми мест в соответствии с положениями закона о выборах.

c. Одно место может быть выделено округу после каждых выборов в соответствии с положениями закона о выборах.

При распределении мест в соответствии с результатами выборов должно быть обеспечено, насколько это возможно, чтобы каждая политическая партия, получившая место в Алтинге, получила количество членов Алтинга, максимально близкое к общему количеству голосов, которое она имеет. получил. При этом до одной четверти мест в каждом избирательном округе, предусмотренном подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящей статьи, может быть выделено с учетом результатов выборов в целом по стране. То же самое относится к распределению места в соответствии с подпунктом с пункта 2.

СТАТЬЯ 32

Заседания Альтинги проходят в одной палате.

СТАТЬЯ 33

Все лица, которым на момент проведения выборов исполнилось 18 лет и которые имеют исландское гражданство, имеют право голосовать на выборах в Альтинги. Постоянное место жительства в Исландии также является требованием для голосования во время выборов, если исключения из этого правила не предусмотрены законом о выборах в Альтинги.

Дальнейшие положения о выборах в Альтинги устанавливаются законом о выборах.

СТАТЬЯ 34

Каждый гражданин, имеющий право голоса на выборах в Альтинг и безупречную репутацию, имеет право быть избранным в Альтинг.

Судьи Верховного суда, однако, не имеют права.

IV.

СТАТЬЯ 35

Альтинги созывается на очередную сессию каждый год 1-го -го октября или, если это выходной день, в следующий рабочий день, и продолжает свою сессию до той же даты следующего года, если только период выборов членов Альтинги истек раньше или Альтинги был распущен.

Дата открытия очередной сессии Альтинга может быть изменена законом.

СТАТЬЯ 36

Альтинг неприкосновенен. Никто не может нарушить его покой или нарушить его свободу.

СТАТЬЯ 37

Альтинги обычно собираются в Рейкьявике, но при особых обстоятельствах Президент Республики может распорядиться, чтобы Альтинги собирался в другом месте Исландии.

СТАТЬЯ 38

Члены Алтинга и министры имеют право вносить законопроекты и проекты постановлений.

СТАТЬЯ 39

Althingi может назначать комитеты своих членов для расследования важных вопросов, представляющих общественный интерес. Альтинги может предоставить таким комитетам полномочия запрашивать отчеты, устные или письменные, как от официальных лиц, так и от отдельных лиц.

СТАТЬЯ 40

Никакие налоги не могут быть введены, изменены или отменены, кроме как по закону. Запрещается также брать ссуды, обязательные для государства, или любую недвижимость, принадлежащую государству, или ее использование, продавать или каким-либо иным образом распоряжаться, кроме как на основании закона.

СТАТЬЯ 41

Выплаты не могут быть произведены, если они не разрешены в бюджете или дополнительном бюджете.

СТАТЬЯ 42

Бюджетное предложение на предстоящий финансовый год, содержащее отчет о доходах и расходах штата, представляется на каждую очередную сессию Альтинга после ее созыва.

СТАТЬЯ 43

. Финансовые отчеты государства, его учреждений и административных органов подлежат аудиту или под надзором альтинга в соответствии с законом.

СТАТЬЯ 44

Законопроект не может быть принят до тех пор, пока он не пройдет три чтения в Альтинге.

СТАТЬЯ 45

Очередные выборы в Алтинги проводятся не позднее окончания избирательного срока. Начало и окончание избирательного срока приходится на один и тот же день недели месяца, считая с начала месяца.

СТАТЬЯ 46

Althingi сама решает, являются ли ее члены избранными на законных основаниях, а также теряет ли какой-либо член право быть избранным в Althingi.

СТАТЬЯ 47

Каждый новый член Алтинги должен принять на себя обязательство соблюдать Конституцию после утверждения его избрания.

СТАТЬЯ 48

Члены Альтинги связаны исключительно своими убеждениями, а не какими-либо инструкциями своих избирателей.

СТАТЬЯ 49

Ни один член Альтинга не может быть подвергнут заключению под стражу во время заседания Альтинга без разрешения Альтинга, и против него не может быть возбуждено уголовное дело, если он не будет пойман при совершении преступления.

Ни один член Althingi не может нести ответственность за пределами Althingi за заявления, сделанные им в Althingi, кроме как с разрешения Althingi.

СТАТЬЯ 50

Если член Альтинга теряет право на избрание в Альтинг, он лишается тех прав, которые ему дали выборы.

СТАТЬЯ 51

Министры имеют право [присутствовать] на заседаниях Алтинги и в силу своей должности имеют право участвовать в его прениях так часто, как они пожелают, но они должны соблюдать правила процедуры. Они имеют право голоса только в том случае, если они одновременно являются членами Альтинга.

СТАТЬЯ 52

Альтинги избирает президента, который руководит его работой.

СТАТЬЯ 53

Althingi не может принимать решения, если более половины ее Членов не присутствуют на собрании и не принимают участие в голосовании.

СТАТЬЯ 54

Каждый член Althingi может запросить, с разрешения Althingi, информацию от министра или ответ по общественному вопросу, задав вопрос или запросив отчет.

СТАТЬЯ 55

Альтинги не может принимать к рассмотрению какие-либо вопросы, если только они не представлены одним из ее членов или министром.

СТАТЬЯ 56

Если Альтинги не находит причин для принятия какого-либо другого решения по данному вопросу, он может передать его министру.

СТАТЬЯ 57

Собрания Алтинги должны быть открытыми. Тем не менее, Президент Альтинга или кворум, предусмотренный правилами процедуры, могут потребовать исключения всех тех, кто не является Членом Альтинга. Затем собрание должно решить, будет ли вопрос обсуждаться на открытом или закрытом заседании.

СТАТЬЯ 58

Правила процедуры Альтинга определяются законом.

В.

СТАТЬЯ 59

Организация судебной власти может быть установлена ​​только законом.

СТАТЬЯ 60

Судьи разрешают все споры относительно компетенции властей. Однако никто, добивающийся вынесения решения по этому поводу, не может временно уклоняться от исполнения приказа властей, передав дело на судебное решение.

СТАТЬЯ 61

При исполнении своих служебных обязанностей судьи руководствуются исключительно законом. Те судьи, которые не обладают также административными функциями, не могут быть освобождены от должности иначе как по решению суда, а также не могут быть переведены на другую должность против их воли, кроме как в случае реорганизации судебной власти. Однако судья, достигший 65-летнего возраста, может быть освобожден от должности судьями Верховного суда без потери своего жалованья.

VI.

СТАТЬЯ 62

Евангелическо-лютеранская церковь является государственной церковью в Исландии и, как таковая, поддерживается и охраняется государством.

Это может быть изменено законом.

СТАТЬЯ 63

Каждый имеет право создавать религиозные группы и исповедовать свою религию в соответствии со своими убеждениями. Однако нельзя преподавать или практиковать что-либо, что противоречит добрым нравам или общественному порядку.

СТАТЬЯ 64

. Никто не может быть утерян каким-либо из своих прав гражданства или подданства из-за своих религиозных убеждений, и никто не может быть освобожден от общих гражданских обязанностей по этой причине.

Каждый имеет право не принадлежать ни к какой религиозной группе. Никто не должен платить личные взносы религиозной группе, членом которой он не является.

Любой, кто не является членом религиозной группы, должен уплачивать Университету Исландии взносы, которые в противном случае он должен был бы платить своей конгрегации. Это может быть изменено законом.

VII.

СТАТЬЯ 65

Все должны быть равны перед законом и пользоваться правами человека независимо от пола, религии, убеждений, национального происхождения, расы, цвета кожи, финансового положения, происхождения и других обстоятельств.

Мужчины и женщины должны иметь равные права во всех отношениях.

СТАТЬЯ 66

Ни один гражданин Исландии не может быть лишен своего гражданства. Однако лицо может на законных основаниях считаться утратившим этот иммунитет в том случае, если оно по собственной воле стало гражданином другого государства.

Исландское гражданство может быть предоставлено иностранцам только на основании специального Закона Альтинга.

Гражданину Исландии не может быть отказано во въезде в страну или он может быть выслан из нее. Право иностранцев на въезд и пребывание в этой стране, а также причины, по которым они могут подлежать высылке, определяются законом.

Никто не может быть лишен выезда из страны, кроме как по решению суда. Однако отъезд лица может быть остановлен законным арестом.

Каждый человек, находящийся в стране на законных основаниях, должен иметь свободу выбора места жительства и право на свободное передвижение с учетом таких ограничений, которые установлены законом.

СТАТЬЯ 67

Никто не может быть лишен свободы иначе как в соответствии с полномочиями, предусмотренными законом.

Каждый арестованный имеет право на незамедлительное информирование о причинах ареста.

Любое лицо, арестованное по подозрению в преступном деянии, должно быть незамедлительно доставлено к судье. В случае несвоевременного освобождения лица судья в течение 24 часов выносит мотивированное определение о заключении его под стражу. К заключению под стражу можно прибегнуть только в случаях совершения более тяжких преступлений, чем те, которые просто наказываются штрафом или мерами пресечения. Каждый, кто заключен под стражу, имеет гарантированное законом право на пересмотр решения суда высшей инстанции. Никто не может содержаться под стражей дольше, чем это необходимо, а в случае, если судья решает, что лицо может быть освобождено под залог, в его постановлении должна быть указана сумма.

Каждый, кто по какой-либо причине лишен свободы, имеет право на то, чтобы суд принял решение о законности его задержания как можно скорее. Его немедленное освобождение должно быть издано, если задержание не является законным.

Каждый, кто стал невиновной жертвой ареста или задержания, имеет право на компенсацию.

СТАТЬЯ 68

Никто не может быть подвергнут пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Никто не может быть привлечен к принудительному труду.

СТАТЬЯ 69

Никто не может быть признан виновным в каком-либо уголовном преступлении на основании деяния или его истинного эквивалента, которое не представляло собой преступного деяния в момент его совершения. Также не может быть назначено более тяжкое наказание, чем то, которое применялось во время совершения уголовного преступления.

Никогда нельзя принимать закон, предписывающий смертную казнь.

СТАТЬЯ 70

При определении его гражданских прав и обязанностей или предъявлении ему любого уголовного обвинения каждый имеет право на справедливое судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом. Судебное разбирательство должно быть открытым, если иное не принято судьей в соответствии с законом, в интересах морали, общественного порядка, национальной безопасности или заинтересованных сторон.

Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

СТАТЬЯ 71

Каждый имеет право на уважение его частной и семейной жизни и его жилища.

Никто не может быть подвергнут личному досмотру или личному досмотру, а также его жилище или имущество не могут быть подвергнуты обыску иначе как по решению суда или по специальному разрешению закона. То же самое относится к проверке документов, корреспонденции, телефонных звонков и других телекоммуникаций, а также к любому сопоставимому посягательству на частную жизнь лица.

Несмотря на положения пункта 1 настоящей статьи, неприкосновенность частной жизни, семьи и жилища лица может быть оспорена на основании специального разрешения закона, если этого требуют права других лиц.

СТАТЬЯ 72

Право собственности неприкосновенно. Никто не может быть принужден отказаться от своей собственности, если этого не требуют общественные интересы. Такие переводы в любом случае должны быть предписаны законом и полностью компенсированы.

Право иностранных юридических лиц владеть недвижимостью или долями в бизнесе в этой стране должно быть ограничено законом.

СТАТЬЯ 73

Каждый имеет право на свободу мнений и убеждений.

Каждый имеет право выражать свои мысли, но должен нести за них ответственность, если дойдет до суда. Цензура и другие аналогичные ограничения свободы слова никогда не должны вводиться.

Свобода слова может подлежать только таким ограничениям, которые предусмотрены законом в интересах общественного порядка, национальной безопасности, охраны здоровья или нравственности, защиты репутации или прав других лиц и необходимы и в соответствии с демократическими традициями.

СТАТЬЯ 74

Люди имеют право создавать ассоциации для любых законных целей, включая политические группы и профсоюзы, без получения предварительного разрешения. Ни одна ассоциация не может быть распущена по распоряжению исполнительной власти. Однако функции ассоциации могут быть приостановлены pro tempore, и в этом случае должен быть без неоправданной задержки предъявлен иск о ее роспуске.

Никто не обязан вступать в ассоциацию. Однако такое обязательство может быть установлено законом, когда это необходимо для того, чтобы ассоциация могла выполнять свою законную роль в общественных интересах или в силу прав других лиц.

Люди имеют право собираться без оружия. Полиция может присутствовать на публичных собраниях. Собрания под открытым небом могут быть запрещены, если есть опасения, что они могут привести к беспорядкам.

СТАТЬЯ 75

Каждый может заниматься работой по своему выбору. Однако эта свобода может быть ограничена законом при условии, что это отвечает общественным интересам.

Право людей на обсуждение своего вознаграждения и других условий труда и смежные права определяются законом.

СТАТЬЯ 76

Право на содержание в случае болезни, инвалидности, старости, безработицы, крайней нищеты и других подобных ситуаций гарантируется законом всем нуждающимся.

Закон гарантирует всем право на общее образование и соответствующую подготовку.

Детям по закону гарантируется защита и забота, необходимые для их благополучия.

СТАТЬЯ 77

Налогообложение определяется законом. Решение о введении, изменении или отмене налога не может быть передано исполнительной власти.

Никакой налог не может быть установлен, если это не разрешено законом в момент создания объекта налогообложения.

СТАТЬЯ 78

Местные органы власти сами управляют своими делами в соответствии с законом.

Источники доходов местных органов власти должны быть определены законом, как и их право решать, использовать ли их и каким образом.

СТАТЬЯ 79

Предложения об изменении или дополнении настоящей Конституции могут быть внесены как на очередные, так и на внеочередные сессии Альтинга. Если предложение будет принято, Альтинг должен быть немедленно распущен и проведены всеобщие выборы. Если затем Алтинги принимает резолюцию без изменений, она утверждается Президентом Республики и вступает в силу в качестве конституционного закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *