Как проверить натяжение цепи велосипеда: Как правильно натянуть цепь на велосипеде и почему это важно. Статьи компании «ВелоДом — Первый семейный веломагазин»

Содержание

Как проверить натяжение цепи велосипеда: советы и рекомендации

Как проверить натяжение цепи велосипеда

Эксплуатация велосипедного транспорта влечет за собой изнашивание его основных узлов, кроме того, со временем ослабевает натяжение цепи. Для оперативного устранения проблем и предотвращения нежелательных ситуаций, рекомендуется узнать, каким образом отрегулировать натяжение цепи, либо укоротить ее, или полностью заменить на новую.

По каким признакам определяется необходимость в регулировке натяжения цепи на велосипеде

На велосипедном транспорте, оснащенном втулкой планетарного типа или не имеющем переключателя скоростей, понять, что требуется регулировка натяжения цепи, достаточно просто. Необходимо всего лишь оттянуть ее максимально вниз. Если она отклонится более чем на один – полтора сантиметра, ее следует отрегулировать.

Но перетягивать не рекомендуется. Чрезмерное натяжение вызовет усиление нагрузочного воздействия во время поездки и ускоренное изнашивание трансмиссии. Если после оттяжки вниз ход не превысит 0.5 см, необходимо несколько ослабить цепочку. Но выполнять такие действия следует аккуратно, потому что при сильной ослабленности цепь слетает с зубьев звездочки.

Для определения необходимости регулировки натяжения цепи велосипеда пользуются разными способами:

  • скорости выставляются таким образом, чтобы цепь находилась на наиболее крупных звездочках в обоих точках. После этого ее оттягивают вниз, по направлению к передней вилке, до такого состояния, чтобы переключатель, установленный сзади, дошел до предела. Когда после подобной операции остается не больше пары высвободившихся звеньев, параметр длины цепочки в регулировке не нуждается;
  • в передней точке цепь выставляем на звездочку максимального размера, сзади – на наименьшую. В этот момент направляющий ролик и аналогичный элемент натяжителя перекидки сзади должны расположиться на общей линии под прямым углом к поверхности земли. Необходимая длина на двух подвесах уточняется следующим образом: на маятник надавливают до такого состояния, чтобы кассета передних звезд ушла на максимальную дистанцию по отношению к трещотке. Такое положение считается лучшим, чтобы определить длину цепочки.

Как выполняется натяжение цепи велосипеда

Правильное положение цепки – основное условие бесперебойной эксплуатации велосипедного транспорта. Если натяжение цепи на велосипеде выполнено выше предельного значения, педали прокручиваются достаточно сложно. Кроме того, цепные звенья изнашиваются значительно быстрее. В случае излишнего провисания элемента, увеличивается вероятность его схода в процессе езды.

Велосипед без скоростей

Натягивая цепь на простом велосипеде, учтите, что тугость в ее положении не допускается. Оптимальным считается показатель до 0.5 см.

Для начала велосипед переворачивается, под сидушку подкладывается что-нибудь мягкое, чтобы защитить кожаную отделку от повреждений. Ослабляется пара гаек, фиксирующих заднее колесо. Для настройки необходимого уровня провисания, колесный обод осторожно смещают по уклонным пазам. Как только заданный уровень настройки будет достигнут, колесные гайки снова закручивают, затягивая крепко, но без излишних усилий, чтобы ничего не повредить.

Работа велотранспорта должна обеспечить свободное движение педалей. Выполнив настройку, обязательно проверяют, как ведет себя велосипедный транспорт в движении, проверяют колесную ось, которая должна располагаться параллельно по отношению к каретке.

На транспортном средстве с несколькими скоростными режимами

Натяжение цепи на велосипеде со скоростями осуществляется за счет показателя жесткости переключательной пружины. Но когда длина ее достаточно большая, используя натяжитель, избавиться от провисания не получится. В подобных ситуациях во время движения цепочка бьет по рамной конструкции.

Когда длина получается меньше допустимого значения, возникают сложности с включением скоростных режимов. Помимо этого, все элементы механизма переключения и сами передачи изнашиваются быстрее.

Чтобы сделать цепь короче, ее для начала выставляют на самые большие звезды спереди и сзади, оттягивают ее, сдвинув переключатель до предела вперед. Для определения оптимальной длины рекомендуется добавить пару звеньев.

Есть еще один вариант: цепь выставляют на большую переднюю звезду и маленькую заднюю, подтягивают, чтобы роликовые оси заняли общую вертикаль.

Длину цепочки настраиваем на двухподвесном транспорте. Маятник, установленный сзади фиксируем так, чтобы расстояние от задней трещотки до передней кассеты получилось максимальным. Как только оптимальное значение длины будет определено, лишние звенья придется снять.

Удаление цепных звеньев

Как проверить натяжение цепи, мы определились. Теперь поговорим о том, каким образом удаляются ненужные звенья.

Оказывается, новую цепь устанавливают на велосипедный транспорт не сразу. И в первую очередь такое требование распространяется на скоростные модификации. Зачастую до установки цепочку приходится регулировать по длине, удаляя лишние звенья.

Для простых велосипедов предусмотрены простые модели цепей, каждое отдельное звено которых представляет собой самостоятельный замок. Для велосипедов со скоростными переключателями используют цеп и неразборного типа. Перед их разборкой и удалением лишних звеньев, на звене наждаком обтачивают штифтовые головки, после чего заклепки разъединяют выжимкой – специальным приспособлением. С ее помощью не только оперативно отделяют звенья, но и разъединяют, снимают и собирают снова. У инструмента предусмотрено два паза, с помощью одного из которых выжимается пин, а на втором выполняется обратная запрессовка.

В работе такой инструмент, как выжимка, не вызывает затруднений. Определившись с количеством цепных звеньев, нуждающихся в удалении, цепь необходимо разъединить и снять с велосипеда. Ее зажимают в выжимке, фиксируют, медленно прокручивают вороток по направлению движения стрелки часов. Положение выжимного стержня постоянно контролируется, чтобы он располагался точно по цепному пину, выдавливать полностью который нет необходимости.

В процессе работы контролируется также усилие, прилагаемое для выполнения вращения. Изначально ход покажется тяжеловатым, после чего он станет значительно легче, и на завершающем этапе снова начнет ощущаться сопротивление. Цепь разъединяется, снимается с транспортного средства, пин остается с внешнего края пластинки.

Чтобы настройка натяжения цепи велосипеда получилась правильной, лишние звенья отсчитываются с того конца цепочки, где пин вынут. Затем звенья удаляются, цепочка соединяется снова – пин с помощью выжимки вдавливается на свое место. Точку совмещения необходимо внимательно осмотреть. Пин должен распределиться равномерно по отношению к каждой стороне пластины, звенья в точке соединения должны двигаться легко и плавно.

Заключение

Владея приемами определения длины велосипедной цепочки и умея правильно удалять лишние участки, вы обеспечите своему велосипеду длительный эксплуатационный период, оградив себя от неприятных ситуаций.

 

 

Что делать если постоянно слетает цепь на велосипеде ~Блог Roliki

Ольга 23 мая, 2023

  • Содержание статьи

    • Введение
    • Как правильно натянуть цепь на велосипеде
    • Как правильно подобрать цепь для вашего велосипеда
    • Как правильно поддерживать цепь на велосипеде
    • Как исправить проблему слетания цепи на велосипеде
    • Как предотвратить слетание цепи на велосипеде
    • Заключение

Введение

Постоянное слетание цепи на велосипеде может быть очень неудобным и даже опасным. Но не волнуйтесь, такое происходит довольно часто и есть несколько простых шагов, которые можно предпринять, чтобы исправить эту проблему. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них, а также поговорим о том, как предотвратить подобные проблемы в будущем.

Как правильно натянуть цепь на велосипеде

Для натяжения цепи на велосипеде необходимо выполнить несколько простых шагов. Для начала нужно поднять заднюю покрышку и прижать ее к раме. Затем нужно проверить, чтобы звездочка на каретке была правильно установлена. Далее нужно проверить, чтобы звездочка была правильно подтянута к раме. Затем нужно проверить, чтобы цепь была правильно натянута и прилегала к звездочке. После этого нужно проверить, чтобы звездочка была правильно подтянута к раме. Последним шагом будет проверка того, чтобы цепь была правильно натянута и прилегала к звездочке. Если вы выполнили все эти шаги, то ваша цепь должна быть правильно натянута и готова к использованию!

Как правильно подобрать цепь для вашего велосипеда

Подбор цепи для вашего велосипеда может быть простым и приятным процессом. Вам нужно просто знать несколько важных деталей о вашем велосипеде. Вам нужно знать размер звездочки вашего велосипеда, тип цепи и длину цепи. Когда вы знаете эти данные, вы можете просто посетить магазин велосипедов и подобрать подходящую цепь. Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь обращаться за помощью к продавцу. Они будут рады помочь вам подобрать правильную цепь для вашего велосипеда.

Как правильно поддерживать цепь на велосипеде

Поддерживать цепь на велосипеде очень важно, чтобы она долго служила вам и вашему велосипеду. Для этого нужно правильно поддерживать цепь. Во-первых, необходимо регулярно проверять цепь на предмет износа и затяжки. Во-вторых, необходимо правильно подбирать масло для цепи. В-третьих, необходимо регулярно промывать цепь и применять масло. В-четвертых, необходимо правильно натягивать цепь. В-пятых, необходимо регулярно проверять и заменять подшипники и прочие детали. Если вы правильно поддерживаете цепь, то она будет служить вам долго и надежно.

Как исправить проблему слетания цепи на велосипеде

Для того, чтобы исправить проблему слетания цепи на велосипеде, необходимо проверить наличие правильной натяжки цепи. Для этого нужно проверить, насколько плотно цепь прилегает к звездочкам заднего и переднего переключателя. Если цепь не плотно прилегает, нужно подкрутить болты на заднем переключателе, чтобы привести его в правильное положение. Также необходимо проверить наличие износа на звездочках переключателей и заменить их, если необходимо. После этого нужно проверить наличие правильной натяжки цепи и при необходимости подкрутить болты на переключателях. Если все эти шаги будут выполнены правильно, то проблема слетания цепи должна быть устранена.

Как предотвратить слетание цепи на велосипеде

Чтобы предотвратить слетание цепи на велосипеде, необходимо правильно его подогнать. Начните с проверки правильности натяжения цепи. Для этого нужно проверить, насколько плотно она прилегает к звездочкам заднего и переднего переключателя. Если цепь не плотно прилегает, нужно подтянуть ее. Для этого нужно поднять заднюю подставку и повернуть передний переключатель в противоположную сторону. Это поможет правильно натянуть цепь. Также необходимо проверить и при необходимости заменить подшипники и проверить состояние звездочек. Если звездочки истончены, нужно заменить их. Также необходимо проверить состояние цепи и заменить ее, если она истончена. Правильное натяжение цепи и правильное состояние звездочек и цепи помогут предотвратить слетание цепи на велосипеде.

Заключение

В заключение, можно сказать, что постоянное слетание цепи на велосипеде может быть признаком недостаточной настройки или износа цепи. Чтобы исправить эту проблему, необходимо проверить настройку цепи и заменить ее, если она изношена. Также необходимо проверить другие детали велосипеда, такие как передний переключатель, задний переключатель, педали и т. д., чтобы убедиться, что они работают правильно. Если все детали в порядке, то необходимо проверить раму и подвеску велосипеда, чтобы убедиться, что они не изношены. После этого можно приступить к решению проблемы слетания цепи.

Как проверить и отрегулировать цепь мотоцикла

Перейти к содержимому

Умение отрегулировать цепь — ключевой навык, которым должен обладать каждый мотоциклист. Однако нередко люди начинают заниматься верховой ездой и просто пренебрегают изучением того, как выполнить эту важную задачу. На самом деле, мы слышали об опытных гонщиках, которые научились всевозможным дурацким методам управления цепью! Если вы не знаете, как правильно отрегулировать цепь, не беспокойтесь — вы не одиноки.

Именно поэтому наша команда Tru-Tension составила это краткое руководство. Мы познакомим вас с основами управления цепью, на что обратить внимание, какие инструменты вам понадобятся и как исправить любые проблемы, которые могут возникнуть с цепью вашего мотоцикла.

Что может произойти, если вы не отрегулируете свою цепь?

Легко думать, что «он работает нормально, оставь его в покое». Старая поговорка «если не сломано, не чини» определенно здесь не применима! Запущенная цепь, к сожалению, не совсем подходит и может привести к ухудшению производительности или травмам (иногда довольно серьезным). Ослабленная цепь может соскочить со звездочки, завязаться и сбросить вас с велосипеда. Он также будет греметь, нанося урон и издавая надлежащий грохот. Хотя это довольно простое техническое обслуживание, регулировка цепи — это очень важно избежать этих проблем.

Инструменты, необходимые для проверки цепи

Мы рекомендуем несколько инструментов для проверки и регулировки цепи мотоцикла. Некоторые из них являются необязательными, но мы настоятельно рекомендуем внимательно следить за процессом!

  • Динамометрический ключ для легкого ослабления гайки оси.
  • Инструмент для натяжения цепи, конечно же, для натяжения цепи!
  • Смазка для цепи и очиститель цепи — хотя это не обязательно на 100%, если вы работаете со своей цепью, вы также можете должным образом очистить ее и нанести смазку; Две птицы с одним камнем!
  • Лазерный инструмент для выравнивания — очень важно убедиться, что регулировка цепи выполнена правильно, иначе вы можете допустить ошибки и в конечном итоге получить слишком тугую или слишком слабую цепь.
  • Подставка для велосипеда необходима для того, чтобы вы могли свободно вращать колеса во время работы на велосипеде.

Проверка и регулировка цепи вашего велосипеда

Несмотря на то, что это относительно простая работа по техническому обслуживанию, вы можете не сделать ее на 100% правильно с первого раза; не отчаивайтесь! Не торопитесь, отрегулируйте свою цепь, проверьте, все ли в порядке, и повторите ее, если вам нужно.

Настройка и на что обратить внимание

Вам понадобится хорошая ровная поверхность, на которую можно поставить велосипед (последнее, что вам нужно, это неправильная регулировка из-за того, что ваша подвеска отключена).

Это хорошая возможность для небольшого общего обслуживания мотоцикла. Поднимите свой велосипед на подставку и внимательно все осмотрите. На этом этапе мы рекомендуем хорошо очистить цепь вашего велосипеда и нанести свежий слой смазки перед началом работы.

Теперь вам нужно проверить, насколько ослаблена ваша цепь. В некоторых (довольно редких) случаях вы можете обнаружить, что ваша цепь слишком тугая, что также может вызвать проблемы. Рекомендуемый натяжение приводной цепи вашего велосипеда обычно можно найти на наклейке на вашем маятнике, но если нет, вы обязательно найдете его в руководстве к вашему велосипеду, поэтому проверьте там, если вы не можете его найти.

Самый простой способ проверить натяжение — использовать инструмент для натяжения цепи, но если у вас его нет, придется немного посчитать. Возьмите рулетку и найдите центральную точку между передней и задней звездочками. Потяните цепь вниз и измерьте расстояние между центром цепи и звездочкой. Поднимите его в наивысшую точку и снова измерьте расстояние. Найдите разницу между этими двумя измерениями и – вуаля! У тебя натяжение цепи. Помните: если вы подняли велосипед, вам нужно оставить немного больше провисания, чем рекомендуется, так как при повторном введении веса велосипеда он затянется.

Регулировка цепи

Используя цепную обезьянку, отрегулируйте настройку для своего мотоцикла, прикрепите цепную обезьянку к цепи, затягивая до тех пор, пока круглый упор не коснется оранжевого основания, быстро натяните цепь и снимите цепную обезьянку. — вот и все! Если вы визуальный ученик, посмотрите это видео, чтобы увидеть, насколько просто использовать Chain Monkey.

Если у вас нет Цепной обезьяны, процесс усложняется. Вам нужно ослабить гайки оси и стопорные гайки с обеих сторон колеса. Затем вы можете начать поворачивать регуляторы по часовой стрелке. Мы рекомендуем поворачивать их с шагом в четверть оборота, чтобы не зайти слишком далеко. Этот процесс перемещает колесо вверх/вниз на маятнике, поэтому вам нужно перемещать их постепенно и одинаково с обеих сторон, чтобы все было выровнено. Если вам когда-нибудь покажется, что ваши колеса смещены от центра, возьмите инструмент для выравнивания Laser Monkey и еще раз проверьте, все ли выровнено.

Как только вы натянете цепь так, как вам нужно, покрутите колесо, чтобы убедиться, что оно свободно вращается. Должно быть некоторое сопротивление, но (при правильной настройке) он должен свободно вращаться на несколько оборотов. На этом этапе затяните все, что вы ослабили — здесь пригодится динамометрический ключ. Вы должны убедиться, что гайки вашей оси хорошо затянуты (вы не хотите, чтобы ваше колесо отлетело на высокой скорости!).

Продукты и инструменты для обслуживания цепей с Tru-Tension

При поддержке инвестора Dragons’ Den Тукера Сулеймана компания Tru-Tension специализируется на разработке и производстве ведущих в отрасли продуктов для обслуживания мотоциклов. От инструментов для натяжения и выравнивания цепи до смазочных материалов, воска и чистящих гелей — мы предлагаем широкий спектр решений для технического обслуживания по доступным ценам.

Независимо от того, являетесь ли вы неопытным гонщиком, ежедневно пользуетесь пригородными поездами или участвуете в гонках, наши продукты подходят для всех уровней энтузиастов.

Присоединяйтесь к нашему списку рассылки!

Последние сообщения

  • Почему ржавчина вредна для велосипеда?
  • Как натянуть цепь мотоцикла
  • Окончательный контрольный список мотоциклетных туров
  • 6 лучших советов по обслуживанию электрического велосипеда
  • Как очистить тормоза мотоцикла
  • Распространенные проблемы с велосипедом и как их избежать
  • Все, что вам нужно знать о мотоциклетных цепях
  • Советы о том, как восстановить старый мотоцикл
  • Мотоциклетный воск или смазка — что лучше?
  • Как избежать этих распространенных проблем с мотоциклами
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

Простой способ проверить, натянуть и ослабить велосипедную цепь — Bike Commuter Hero

Ослабленная велосипедная цепь может привести к плохому переключению передач, пропуску цепи, ее выпадению или ускоренному износу трансмиссии. К счастью, обычно это легко исправить!

Чтобы узнать, не слишком ли длинна ваша цепь, взгляните на нее сбоку, на уровне глаз с цепью. Ослабленная цепь будет провисать рядом с нижним пером или ниже, поскольку цепь висит между задними звездочками и передней звездой. Цепь может проскальзывать, когда вы крутите педали, или даже выпадают шестерни. С переключателем передач трансмиссия также может плохо переключаться.

Насколько натянута моя велосипедная цепь?

В трансмиссии без переключателя вы должны быть в состоянии поднять цепь примерно на 1/2 дюйма над ее исходным положением в середине цепи над шестернями. Если цепь слишком натянута, вы можете почувствовать и услышать заедание в трансмиссии при нажатии педали. Если она слишком ослаблена, цепь может проскочить или упасть, и вы увидите, как она провисает.

На велосипедах с переключателями передач незатянутая цепь будет провисать, когда трансмиссия находится в комбинации «малая-малая» передача, а натянутая цепь не сможет переключиться в комбинацию «большая-большая» (даже если они не считаются пригодными для использования комбинациями передач для верховой езды). Цепь правильного размера сможет переключаться на обе эти комбинации передач без провисания или застревания, хотя их все же следует избегать во время езды. Задний переключатель на этих велосипедах служит двум целям: позволяет переключаться через кассету или муфту свободного хода и натягивать цепь, поскольку количество цепи, намотанной на шестерни, изменяется при переключении.

Ослабление цепи может привести к ускоренному износу компонентов трансмиссии, что приведет к преждевременной замене кассеты, муфты свободного хода или зубчатого колеса, звездочки или цепи.

Кроме того, цепь может неожиданно соскочить с шестерен, в результате чего вы потеряете равновесие при вращении педалей, что приведет к аварии, или она может застрять в других частях велосипеда и нанести ущерб, застряв между шатуном и рама, маленькая шестерня и рама или большая шестерня и спицы колеса позади нее.

Вот полезная статья на Bikepush, если у вас постоянно слетает цепь. В нем подробно объясняется, каковы возможные причины и как решить проблему.

Инструменты, которые могут понадобиться для регулировки натяжения цепи:

  • Гаечный ключ на 15 мм или разводной ключ
  • Шестигранные ключи
  • Инструмент для цепи
  • Плоскогубцы для звеньев

900 11 На велосипеде с переключателем цепи должно быть достаточно ссылки должны быть достаточно длинными, чтобы переходить в комбинацию «большой-большой», но и не провисать в «маленький-маленький»

Обратите внимание, что для велосипедов с задней подвеской цепь может провисать в «маленьком-маленьком», так как цепь часто должна иметь несколько дополнительных звеньев, чтобы задний треугольник мог удлиняться по мере сжатия подвески. Вам необходимо проверить документацию вашего велосипеда для получения правильной информации о размерах цепи.

В большинстве случаев для правильного выбора размера цепи необходимо выполнить следующие шаги:

  • намотать цепь на самую большую звезду сзади и самую большую переднюю звезду и обойти оба переключателя;
  • , удерживая один конец у зубцов наибольшей передней звезды, потяните другой конец цепи и оберните его вокруг самой большой шестерни на кассете или трещотке;
  • совместите конец цепи с противоположным звеном (внутреннее и внешнее звено), а затем
  • добавьте две заклепки по длине цепи.
  • С помощью цепного инструмента разорвите цепь на этой заклепке и закрепите с помощью соединительного штифта или соединительного звена.

После правильной прокладки этой длины цепи через переключатели и соединения концов эта цепь должна иметь адекватное натяжение даже в неиспользуемых комбинациях «маленький-маленький» и «большой-большой» (источник).

Если цепь все еще имеет провисание, возможно, сам задний переключатель поврежден и не может правильно натянуть цепь, что требует ремонта или замены

. Пружина, которая тянет корзину переключателя назад, может быть изношена, и это обычно не подлежит ремонту, но новый переключатель вернет вам переключение передач.

Трансмиссия без переключателя передач будет иметь альтернативный механизм натяжения цепи. Он может иметь горизонтальные дропауты, скользящие дропауты, эксцентриковый нижний кронштейн или специальный натяжитель цепи.

Чтобы правильно подобрать размер цепи, отрегулируйте механизм натяжения так, чтобы он находился в самом «слабом» положении (где передняя звезда и задние шестерни находятся ближе всего друг к другу), и следуйте тому же методу определения размера, что и для трансмиссии переключателя.

  • , удерживая один конец у зубьев передней звезды, потяните другой конец цепи и оберните его вокруг звездочки;
  • выровнять конец цепи относительно противоположного звена (внутреннего и внешнего звеньев), а затем
  • добавить две заклепки длиной цепи.
  • С помощью цепного инструмента разорвите цепь на этой заклепке и закрепите с помощью соединительного штифта или соединительного звена.

Две дополнительные заклепки цепи облегчат снятие заднего колеса. После установки цепи нужной длины ее необходимо натянуть вручную, так как переключателя нет.

Для велосипеда с горизонтальными дропаутами потяните колесо назад и зафиксируйте осевые гайки в положении, при котором колесо находится по центру рамы, а цепь натянута надлежащим образом (вы должны быть в состоянии поднять цепь примерно на 1 /2 дюйма вверх в середине цепи над шестернями).

Некоторые велосипеды с этим типом дропаута будут оснащены натяжителями цепи, такими как Surly Tuggnut.

Эти устройства позволяют точно настроить натяжение цепи с помощью винта, торчащего сзади, до того, как ось будет закреплена. Если вам не удается натянуть цепь без соскальзывания оси из дропаута (дропауты, обращенные назад) или до конца дропаута (дропауты, обращенные вперед), возможно, ваша цепь слишком длинная.

Для скользящих дропаутов ослабьте дропауты, сдвиньте их назад до тех пор, пока цепь не будет достаточно натянута и не зафиксируется на месте, аналогично горизонтальным дропаутам. Если вы не можете натянуть цепь без того, чтобы дропауты соскользнули в крайнее дальнее положение, возможно, ваша цепь слишком длинная.

Для систем каретки с эксцентриком поворачивайте обе стороны каретки с эксцентриком до тех пор, пока натяжение цепи не станет достаточным. Если вы не можете повернуться в положение, при котором цепь достаточно натянута, возможно, она слишком длинная.

Эксцентриковая каретка натягивает цепь со стороны педали

Велосипеды без горизонтальных дропаутов, скользящих дропаутов или эксцентриковых кареток нуждаются в другом устройстве для натяжения цепи .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *