Какая религия у белорусов: Религия в Беларуси: история и особенности

Содержание

Религия в Беларуси: история и особенности

Беларусь — многоконфессиональное государство. Эта страна прошла через сложный период становления как нации. На протяжении всей своей истории она была в составе то одной европейской страны, то другой, и это очень сильно сказалось на местной культуре. Религия в Беларуси также несет отпечаток сложной, но захватывающей истории белорусского народа. Об этом мы и расскажем.

Религия в Беларуси: история

Вплоть до XI века нашей эры территория современной Беларуси была частью древнерусского государства и вместе с другими его регионами была обращена в православие. После распада Киевской Руси на территории Беларуси возникло несколько отдельных государств-княжеств, самым известным из которых было Полоцкое. Широко известна православная святая Евфросинья Полоцкая, крест которой до 1995 года был одним из государственных символов Республики Беларусь. Из этого следует, что изначальной, базовой религией в Беларуси было все-таки православное христианство.

Пришествие католичества

Но в XII веке религиозному единству на белорусских землях был положен конец. После того как большая часть современной территории этой страны попала под влияние Великого княжества Литовского, религия в Беларуси попала под влияние католичества. Конечно же это произошло не сразу: язычники-литовцы и их князья долгое время метались между двумя цивилизационными центрами, поочередно принимая то православие, то католичество. Но итоговый выбор был все-таки сделан в пользу западного христианства. Так предки белорусов почти на 1000 лет оказались во власти католического государства. Естественно это не могло не сказаться на религии в Беларуси, несмотря на всю толерантность литовцев.

Беларусизация ВКЛ

Религиозная политика Великого княжества Литовского действительно была весьма толерантной. Первоначально католичество никак не насаждалось, а представители православной белорусской аристократии имели возможность вливаться в литовскую шляхту и со временем полностью ее славянизировали. Среди имен магнатов ВКЛ уже в XVI — XVII веках мы не встречаем почти ни одной собственно литовской фамилии. Литовские статуты — главные законодательные акты государства — писались не по-литовски, но по-старорусски. Предки современных белорусов в то время называли себя не иначе как литвинами, добровольно подчеркивая свою принадлежность к Литовскому государству.

Полонизация и окатоличивание

Когда ВКЛ начала сближаться с Польским королевством, перенимая его обычаи и культурные традиции, для православия в Беларуси началась трудная эпоха. После объединения двух государств в единую Речь Посполитую в XV веке, польские власти начали процесс полонизации (ополячивания) православного восточнославянского населения Украины и Беларуси. Предков современных белорусов и украинцев — фактически русских людей — буквально заставляли становиться поляками и принимать католицизм. Этот сложный социально-политический и культурно-религиозный процесс в итоге и привел к образованию отдельных русинской (украинской) и литвинской (белорусской) идентичностей.

После Кревской и Люблинской уний ко всему букету религий в Беларуси добавилось еще и грекокатоличество, или униатство. Униаты являются бывшими православными, сохранившими свой литургический обряд, церковный стиль и характерную храмовую архитектуру, но при этом поклявшиеся в верности римскому Папе. После того как литовские князья приняли на службу бывших монголо-татарских воевод, выделив им имения на территории Беларуси, западная часть белорусских земель быстро обросла живописными мечетями и минаретами. Большое скопление евреев в таких городах, как Минск, Орша, Брест и Могилев, придавали всему ансамблю религиозно-культурной жизни в Беларуси особый насыщенный колорит.

Религия в современной Беларуси

Беларусь прошла через симбиоз с Литвой, усиленную полонизацию, русификацию в Российской империи, коренизацию в СССР, и в 1991 году впервые в своей истории стала независимым государством. Все эти испытания и культурные метаморфозы не могли не сказаться на религии Беларуси как государства. В первые годы независимости в страну тут же хлынули протестантские миссионеры и разного рода сектанты. Баптисты заводили радостные хороводы. Анабаптисты призывали рядовых уличных зевак переходить в свою веру. Мормоны стучались в дома и предлагали поговорить об истинном понимании Библии. Саентологи предлагали белорусам пройти сеанс одитинга, дабы избавиться от травматических воспоминаний и обрести внутреннюю гармонию.

В итоге мы имеем следующую статистику по религии в Республике Беларусь среди верующих:

  • православных — 80 %;
  • католиков — 10 %;
  • всех остальных (мусульман, протестантов) — 10 %.

При этом около половины белорусов являются атеистами, что является довольно высоким показателем. Очевидной тенденцией является уменьшение числа католиков и рост числа православных.

Белорусов в России религиозные и культурные традиции

   Белорусы основное население Республики Беларусь (7904,6 тыс. чел.). Живут также в России, Литве, Латвии, Эстонии, на Украине, в Молдавии, Казахстане, Польше, США, Аргентине, Канаде. Общая численность ок. 10,5 млн чел. Говорят на белорусском языке (различаются юго-западный и северо-восточный диалекты, т. наз. полесские говоры). Среди белорусов распространены также польский и литовский языки. Верующие белорусы в осн. православные, ок. 25 % католики.

   Формирование этнического самосознания проходило у белорусов в условиях конфессиональных противоречий между православием и католицизмом. Внутриэтническая консолидация, продолжавшаяся в Белоруссии в течение всего 20 в., способствовала сглаживанию различий и сближению культурных комплексов отдельных территорий.

   Численность белорусов в России постоянно растет: в 1959 844 тыс. чел., в 1989–1206,2 тыс. В городах проживает свыше 80 %. Наиболее многочисленны белорусские общины в Москве (73 тыс. чел.), Московской обл. (56,5 тыс. чел.), Санкт-Петербурге (93,6 тыс. чел.) и Ленинградской обл. (33,7 тыс. чел.).

   Проживающие в России верующие белорусы удовлетворяют свои религ. потребности в правосл. и катол. приходах, соблюдают свои традиционные обряды и праздники. Отмечаются религ. и календарные праздники Святки (каляды), Пасха (Вяликдзень), Троица (сёмуха), купалье, зажинки, дажинки, покроу, дзяды (день поминовения усопших).

   В Москве и Санкт-Петербурге значителен слой белорусской интеллигенции. В Москве функционирует Товарищество Белорусской культуры им. Ф. Скорины, членами к-рого являются гл. обр. представители интеллигенции. Организована воскресная школа для детей и взрослых, поддерживается связь с Республикой Беларусь. По данным переписи 1989, белорусский язык родным считают 35,5 % белорусов Москвы и 31,7 % Санкт-Петербурга. Повсеместно наблюдается процесс языковой ассимиляции. 63,5 % белорусов считают своим родным языком русский и еще 33,7 % свободно им владеют.

   В.А. Медведева

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. Ред-кол.: Мчедлов М. П., (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др.. 2002.

Белорусский этнос


Й. Шафарик о «славянах»

Для начала, определим, что есть «славяне».
По мнению ряда ученых (Н. С. Трубецкой, А. А. Бычков, В. Б. Егоров, С. Е. Рассадин, А. А. Клёсов и др.), «славяне» — не этнос, а сходство языка, культуры и верований.

Вот что пишет, к примеру, профессор Анатолий Клёсов, лауреат Государственной премии СССР, биохимик и генетик:

«Официальная наука», помещая наших предков в VI-VII века нашей эры, недоговаривает, что «славяне» — это только лингвистическое понятие, и оно относится только к языкам славянской группы. (…) Любой толковый историк и лингвист это знает, но на публике продолжают уныло долдонить, что «славяне появились только во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры». Заметьте, не язык сформировался, а «славяне появились». То есть как люди, как популяция. Так у историков-лингвистов принято.»

Профессура и «геноцид балтов» VI-XIII вв.

Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов) к забавному тезису о «вытеснении литовцев белорусами» в V-XIII веках с территории Беларуси.

Живет и кочует по публикациям забавный тезис:

«Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку». [Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского «Белоруссы» Т.1.]

Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид «литовцев» был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2). А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота.


Забавные тезисы

А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.

Для начала — о каком времени идет речь?

До V в.н.э. — «культура штрихованной керамики». Соответсвтуют термины «анты», «венеды», «будины» «невры», «андрофаги» и т.п.

В IV-VI в.н.э. — «банцеровская (тушемлинская) культура». Соответсвуют термины «кривичи», «дреговичи» и т.д.

«Конечная стадия пшеворской и черняховской культур по времени соответствует крушению Римской империи [ V век н.э.] и началу «великого переселения народов». …Миграция в основном затронула зарождающееся княжеско-дружинное сословие. Таким образом, славянские культуры V—VII вв. следует рассматривать не как прямое генетическое развитие пшеворской и черняховской культур, а как эволюцию культуры населения.»
Седов В.В. «Проблема этногенеза славян в археологической литературе 1979-1985 гг.»

* Для справки — «прото-славянская страна» Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов в ирано-язычную Скифию.

Гуды (gudai), от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) — в Летуве архаичное название беларусов.

«Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным. По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения.»
Седов В. В. «Славяне. Историко-археологическое исследование»

Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — «валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс», практически совпадающий с картой М.

Довнар-Запольского.

* Для справки — термину «славянизированные литовцы» уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс — и «Козловские» стали «Kazlauskas» (самая распространенная фамилия в Летуве).

«Важнейшие этнографические признаки славянских культур V—VII вв.— лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство… Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями.» (с) В.В. Седов.

Т. е. «славянство» — это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла. Вероятно, к IX-X веку — началу формирования Полоцкого княжества на «пути из варяг в греки», — сложился общий язык-«койне». Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай, речь не идет.

«Принятие славянства» и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия. Еще в XVI в. Герберштейн в «Записках о Московии» описывал современных ему самогитов (не принявших «славянства») так —

«Самогиты носят плохую одежду… Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах… У них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами… Землю взрывают они не железом, а деревом.»

Литвины (кто бы они ни были в родо-племенном отношении) строили свое общество вокруг городов, использовали общий «славянский» язык и называли своего управляющего в Самогитии «starosta».

Т.о. «славяне» и «древние племена» — это немного из разных категорий понятия. И претензии нашего северного соседа на все «дославянское наследие» слегка преувеличены и немного беспочвенны.

От венедов до ВКЛ

Ну, т.е. на наший землях жили «венеды», «кривичи», «ятвяги», «литвины», «вильцы-лютичи» — а потом все стали «славяне». И ни переселения народов, ни геноцида при этом не случилось. Издание 1837 «Немцы и их соседи» Й. К. Цойсса — труд, обобщивший летописные описания наородов и источник часто встречающихся в цитат. Архаичные племенные союзы — древляне, дреговичи, радимичи и пр, — после X в. практически исчезают из летописей, заменяясь иными названиями — «русины», «литвины», «полочане». Лишь ятвяги упоминаются до XIX века.

Славянство возникло в результате длительного мирного взаимодействия конгломерата разных этносов: германских (готских), балтских и иранских (скифо-сарматских) на определенной территории. В процессе такого взаимодействия выработался общий язык, сложились общие черты духовной и материальной культуры. Сходство языков, элементов духовной и материальной культуры — это и есть суть славянства.

Пожалуй, лучше всего иллюстрирует парадигму «принятия славянства» плеяда великих кнзей ВКЛ — государства, впервые объединившего наши земли.

Гедимин — письма на латыни, лояльное отношение к христианству
Кейстут — убежденный язычник, первое упоминание устного «литовского (белорусского)» (lithwanice) языка, письма на «руской мове».
Витовт — трижды крещен, многочилсенные грамоты на «руской мове».

Ягайло — славянский правитель объединеных славянских Литвы и Польши, при дворе говоривший на чешском и руском.

И именно времена правления Витовта и Ягайло называют временем, когда сложился единый белорусский этнос. Те, кто в ВКЛ принял парадигму славянства, стали «литвинами», кто не принял — «жмудинами». Граница между ними по р. Святой пересекала даже границы воеводств и была единственной границей внутри ВКЛ, всегда изображавшейся на картах.

«Славянизация» нашего Края


«Славянизированные
литовцы», 1906

Вероятно, праславянский этнос сложился в ареале Черняховской археологической культуры, существовавшей с начала III до середины VI века. Это регион между Дунаем на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Черным морем на юге (Украина-Румыния).

Здесь была контактная зона готских, балтских и скифо-сарматских племен. Постепенно они объединились в готское протогосударство и за 250-300 лет мирного взаимодействия выработали «койне» — упрощенный пра-славянский язык «межнационального общения» и приняли арианское христианство.

Позже, в VII-IX вв., были славянские государства Само и Великая Моравия (Чехия, Словакия, Венгрия).

Первая волна славянизации. В начале VI века авары при движени из Азии на Балканы опустошили земли Черняховской культуры. Жители бежали преимущественно на запад, и отчасти на север, в леса и болота Полесья — южной части нынешней Беларуси.

Вторая волна. В VIII-ХII вв лютичи-велеты пришли из Полабья, вытесняемые германскими переселенцами. они двигались по Западной Двине, Нёману, Днепру и их притокам.

Третья волна. В IX- X вв. появились беженцы из Великой Моравии после вторжения венгров. Некоторая часть моравов по Припяти и «морю Геродота» проникала на земли будущей Беларуси. Моравы несли с собой не только славянский язык и развитые ремесла, но и христианство арианского толка.

Четвертая волна шла из Галицко-Волынской и Киевской Руси. Это X-XII века. Волыняне основали Берестье (Брест), Здитов, Каменец, Кобрин, Острею, Слоним и ряд других градов.

Термин «волна» достаточно условен. Славянизированных пришельцев во всех четырех «волнах», по сравнению с коренным населением, было очень мало. Никаких следов массовых миграций чужих этносов на наши земли не обнаружено. Ни I-II, ни III-IV, ни V-VI веков. Нет следов археологических, нет упоминаний в народном эпосе.

Этот факт подтверждает основной тезис: не было ассимиляции аборигенов-балтов пришельцами-славянами. Происходило постепенное, растянувшееся почти на тысячу лет, превращение балтов в славян. Исследования генетиков совпадают с данными лингвистов и археологов.

Тезис о «славянизации» автохтонного населения Беларуси полностью разделяют ученые Летувы. Ниже несколько цитат из работы «Откуда родом литовцы» от коллектива исследователей.

Наглядный пример процесса славянизации — судьба булгар. Группа кочевых тюркоязычных племен во главе с ханом Аспарухом в 681 году пришла с территории Приазовья (через нынешние Молдову и Румынию) на Балканы. Здесь эти тюрки постепенно переняли оседлый образ жизни, усвоили славянский язык, приняли христианство. Так они превратились в славянский народ «болгары». А другая часть булгар, осевшая в бассейне Волги и Камы, в X веке приняла ислам и называется «татары». Сейчас это два разных народа.

Религиозный портрет Беларуси: во что и как верят белорусы?

New title

  • 11:12В Витебске задержаны два католических священника: отец Виктор Жук, иезуит, и отец Алексей Воронко
  • 10:46В Бресте задержан православный священник о. Сергий (Резанович)
  • 11:14Православные христиане Беларуси обращаются с очередным письмом к Митрополиту Вениамину — “Просим Вас возвысить свой голос”.
  • 09:09Распоряжение об оплатковых встречах и рождественских визитах в семьи Минско-Могилевской архиепархии
  • 17:43Священник Вячеслав Борок осужден на 10 суток
  • 16:13В Белорусской Православной Церкви молятся о людях, живущих с ВИЧ
  • 15:43Сообщение пресс-службы курии Апостольского визитатора для греко-католиков Беларуси
  • 17:58Суд над священником Вячеславом Борком
  • 12:30Три главных совета на Адвент — от Папы Франциска
  • 11:45Коллоквиум «Христианин и общество в современной Беларуси: богословское осмысление»
  • 18:58В Ивацевичах на сутки отправили священника
  • 10:17Белорусский Адвент 2020. Правосудие Небесное неизбежно
  • 16:29

Национальности, язык и традиции Беларуси


Население Беларуси – национальности, языки, ремесла и др.

Население Беларуси

В Беларуси дружелюбные и добродушные люди. Терпение и миролюбие белорусов во многом определены историей, омраченной бесчисленными войнами. Причем сами белорусы никогда их не начинали. Беларусь всегда рада гостям и заинтересована, чтобы они поближе познакомились с культурой, традициями страны.

Белорусы составляют более 80% населения. В силу исторического прошлого в Беларуси проживают и многие другие народности, некоторые из них – уже несколько поколений:

  • русские (7,5%) давно жили на территории Беларуси. Большой наплыв зарегистрирован после Второй мировой войны

  • поляки (3,1%) жили в западной части страны на протяжении столетий

  • украинцы (1,7%) – наибольший наплыв зарегистрирован в XVIII–XIX веках 

  • евреи (0,1%): первые евреи поселились в Беларуси в XV веке. С начала 1980-х из-за эмиграции в Израиль и другие страны еврейское население Беларуси уменьшилось и составило менее 30 тыс. человек.

Также в Беларуси проживают татары, цыгане, литовцы и латыши.

Языки Беларуси

Белорусский и русский являются государственными языками Беларуси.

Другие языки, такие как польский, украинский и иврит, используются на уровне местных общин.

Традиционные ремесла в Беларуси

У Беларуси давняя богатая история традиционных искусств и ремесел, многие из которых существуют и сейчас.

Среди основных ремесел:

  • ткачество

  • деревообработка

  • гончарное дело

  • соломоплетение

Популярны традиционные народные танцы, существуют народные театры.

Музыка и искусство играют важную роль в культурной жизни Беларуси. Национальные и международные фестивали регулярно проводятся по всей стране. Самым известным из них является «Славянский базар в Витебске».

Религия в Беларуси | У истоков исторической правды

По последним исследованиям население Республики Беларусь больше всего доверяет  духовенству и власти. Казалось бы, кто, если не они должны дать пример любви к своему народу, его традициям, языку не на словах, а на деле.

Автор наблюдал долгое время такую сцену в католических костелах. Бабушки, которые прислуживали там, до недавнего времени разговаривали на польском языке, считая себя польками. На этом же языке больше всего говорил и ксендз. На польском языке до недавнего времени велись и службы. Но пришло время возрождения. Некоторые ксендзы начали  говорить на белорусском. Кое-где начали вестись и службы. Бабушки, старые бабушки, которым в таком возрасте, казалось бы, трудно переучиться на другой язык, говорят на чистейшем белорусском языке. А многие говорят, что это трудно.

И другой пример. Попробуйте зайти в городе в православную церковь и заговорить на белорусском языке. Получите гневные взгляды. Служба идет на старославянском, т.е. языке Киевской Руси. Почему? Почему когда русины взяли православную веру сразу же начали переводить все Священные книги с греческого на свой язык? Почему они не вели службы и не молились на греческом, а на своем родном, русинском?  Наверно понимали, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Бог дал им язык, и они использовали его. Почему же мы,  белорусы, не можем использовать свой язык, данный нам Богом?

Вообще, жизнь в Беларуси напоминает картинки абсурда. То, что во всем мире является ценностями, первыми приоритетами, у нас является ничтожной вещью. Странно, наверное, было бы видеть во главе католичества Италии французского или испанского координала, в Армении или Грузии глав их церквей из Беларуси или России. Но зато главой православной и католической конфессий в Беларуси являются (на 2000 г.) никак не белорусы. Автор ничего ни имеет против этих прекрасных людей. Они выполняют свое дело, порученное им вышестоящими органами. Но факт остается фактом – мы не как все.

Религия является цементирующим звеном любого этноса. Рождение многих этносов начиналось с усиления религиозных настроений. Зарождение русского этноса напрямую связано с этим вопросом. В начале XIV в. в Московском княжестве начало широко развиваться старчество – русское монашество, ярким представителем которого был Сергий Радонежский. Это он благословил Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле. Молитвы монахов (в том числе) принесли народу освобождение от монголо-татарского ига.

Второй пример. Около двух тысяч лет после потери своего древнего языка иврита еврейский этнос был разбросан по всему миру. Примерно 1745 год является годом начала реформации иудаизма. Основатель хасидизма Баал Шем Тов около 1745 г. начал проповедовать свое учение. Впервые за длительную историю этого народа евреи поделились на две воинственные по отношению друг к другу группы: на хасидов и ортодоксов. 150 лет шла борьба. Но это были и 150 лет духовного подъема. Это были 150 лет религиозного экстаза. В монотонную еврейскую жизнь влилась новая струя. Конец XIX в. характеризуется снижением религиозного накала и примирением между борющимися лагерями. Энергия нарождающегося этноса переходит в другое русло. Возникает сионизм, который привел к образованию государства  Израиль. Это произошло в 1948 г., через 200 лет после провозглашения нового религиозного течения в иудаизме.

То же наблюдалось и при рождении литвинов ВКЛ (белорусов). Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский жили в период скрытой фазы этногенеза родившегося белорусского этноса. К сожалению, мы не знаем  полных родословных этих белорусских святых. Но отрицательный ответ на вопрос: «Были ли в это время представители других славянских племен, не вошедших в новый этнос, такой же духовной величины как вышеназванные?» – еще раз подтверждает гипотезу о рождении в середине XI в. белорусского этноса.

Что же имеем мы, белорусы, сейчас? Еще в начале акматической фазы в литвинском (белорусском) этносе произошел раскол на почве религии. Это зафиксировано даже в истории.

«Вторжение Витовта в пределы Московского государства в 1406 г. ознаменовалось массовым переходом православных на сторону Московии».268

Изменилось ли что-нибудь сейчас?

Достаточно часто можно видеть такую картину.

Встречаются два белоруса. Один спрашивает у другого:
— Ты кто по вероисповеданию?
— Католик.
— А, значит, поляк.
— А ты? – спрашивает другой.
— Я православный.
— Значит, русский.

Что самое интересное, – такие настроения до недавнего времени подогревались, да и сейчас не редкость, самими священниками.

Автор знает одну семью, где отец и мать были родом из Новогрудчины – эпицентра рождения белорусского этноса. Отец – православный, белорус, мать – католичка и как будто полька, хотя на самом деле та же белоруска, племянница известного белорусского религиозного деятеля Фабияна Абрантовича. В семье родились два сына и дочь. По вероисповеданию дети унаследовали религию матери – католицизм. Два сына взяли себе белорусскую национальность, дочь – польскую. Один из братьев со временем стал офицером Советской Армии и всю жизнь мотался по России и сейчас, получив квартиру в одном из городов России, остался там жить. Приезжая сейчас на Родину, в Беларусь, он доказывает своему второму брату, что белорусы и русские – это один народ. Ну, а сестра, естественно, осталась «полькой». Это ли не трагедия белорусского этноса!

В вопросе о польском национальном меншинстве остановимся поподробнее в следующей главе.

«Предыдущая глава | Следующая глава»

Миф о белорусской толерантности

Если вы спросите белоруса о важнейшей национальной особенности Беларуси, он, скорее всего, упомянет толерантность.

Это мнение, кажется, глубоко укоренилось в массовом сознании. Режим Лукашенко часто использует его в идеологическом дискурсе, чтобы доказать, что белорусы сохраняли миролюбие на протяжении всей своей истории и не могли разжигать какие-либо конфликты, внутренние или внешние.

Однако в 2012 году Институт экономики и мира поместил Беларусь в последнее место в своем Индексе глобального мира (109 из 158 стран), что свидетельствует о том, что Беларусь действительно принадлежит к группе наименее мирных наций.

Белорусские аналитические центры исследовали общественное мнение, чтобы разобраться в этом вопросе. Исследование показало, что белорусский народ на самом деле может быть враждебно настроен по отношению к «инаковости» с точки зрения культуры и идентичности. В то же время они намного ближе к европейским нормам, когда дело касается политических и гражданских ценностей.

Повествование о толерантности в Беларуси

Многие в Беларуси любят ссылаться на Великое княжество Литовское (ВКЛ) в качестве примера, когда говорят о толерантности. Действительно, в ВКЛ многие религии и этнические группы мирно сосуществовали веками. За всю его историю не было никаких религиозных войн. Местное население терпимо относилось к другим религиям и этническим группам. Многие евреи и мусульмане жили в мире со своими христианскими соседями.

В Беларуси было четыре официальных языка - белорусский, польский, русский и идишПодробнее 

После провозглашения Белорусской Советской Социалистической Республики в 1919 году в Беларуси было четыре официальных языка — белорусский, польский, русский и идиш.Но это мультикультурное общество исчезло после Второй мировой войны, которая резко изменила не только государственные границы, но и этнический состав Беларуси.

Сегодня белорусские чиновники используют историю толерантности, чтобы доказать доброту белорусского народа: эти люди никогда не пытались оккупировать или уничтожить другие культуры, все, что они хотят, — это мирно уехать на свою землю, много работать и растить детей. Проблема, по мнению государственных идеологов, в том, что Беларусь окружена врагами, такими как страны-члены ЕС и НАТО.Они представляют угрозу для толерантных белорусов, которым необходимо объединиться вокруг сильного лидера и противостоять агрессорам.

Толерантность уже стала важным элементом общественного сознания белорусов. Если вы спросите белоруса, какие национальные особенности кажутся типичными для его соотечественника, он, скорее всего, среди нескольких других назовет толерантность. Однако обычные люди вряд ли пытаются критически анализировать эту концепцию и то, как она на самом деле проявляется в белорусском обществе.

Независимые эксперты пытаются доказать обратное, но они редко проводят эмпирические исследования, чтобы подтвердить свои утверждения.Однако один такой исследовательский проект был проведен пару лет назад и дал действительно интересные результаты.

У белорусов сильные социокультурные фобии

Лаборатория Новака и Белорусский институт стратегических исследований провели исследование на эту тему в 2010 году. Целью исследования было сравнение современной белорусской политической культуры с европейскими ценностями. Вопреки широко распространенному мнению, результаты показали, что белорусы более склонны принимать политические стандарты ЕС, чем его культурные нормы.

Белорусы более склонны принимать политические стандарты ЕС, чем его культурные нормы Читать далее 

Опросы показали, что белорусы остаются очень гомофобами. Более 60 процентов белорусов поддерживают уголовное преследование гомосексуалистов. Только 6 процентов заявили, что геи должны пользоваться равными правами с остальным обществом. Неудивительно, что власти Беларуси оказывают давление на гей-активистов.

Был полностью развенчан и знаменитый миф о религиозной терпимости.По мнению 57 процентов респондентов, государство должно ограничивать распространение нетрадиционных религий, таких как кришнаиты или буддисты.

Толерантность к другим национальностям также получила слабую поддержку. 46 процентов белорусов считают, что государство должно ограничивать въезд иммигрантской рабочей силы. Более того, 20 процентов готовы сделать все возможное, чтобы их дети не женились на представительницах другой расы.

Однако белорусы остаются политически либеральными

С другой стороны, белорусы продемонстрировали более европейский подход к политической свободе и отношениям граждан с государством.65% респондентов считают, что государство должно способствовать международным контактам между учениками и учителями для повышения качества образования, и лишь 7% высказались за ограничение таких контактов.

40% считают, что государство должно уважать права и свободы граждан, даже когда граждане злоупотребляют своими правами. Лишь 25% считают, что основная обязанность государства — поддерживать порядок даже там, где это связано с нарушением прав граждан.

60% считают, что государство должно предоставлять бизнесу больше свободы Читать далее 

Экономическая свобода оказалась очень ценной для белорусов: 60% считают, что государство должно предоставлять бизнесу больше свободы, и только около 20% считают, что государство должно контролировать бизнес.

Свобода совести также оказалась важной: 50 процентов белорусов считают, что разногласия по поводу действий правительства не должны быть препятствием для профессионального развития и обучения, а менее 20 процентов ответили противоположным образом.

Белорусы чуть менее либеральны в отношении организованной оппозиции власти и цензуры. Число противников и сторонников ограничения деятельности организованной оппозиции практически одинаково — около 25%.Более 40% считают, что СМИ следует подвергать цензуре, чтобы не допустить распространения экстремистских и антиправительственных идей, в то время как доля противников цензуры меньше — 27%.

Что все это значит?

Это показывает, что белорусы не те, кем они себя считают, и какими их хочет видеть режим.

По сути, они напоминают своих исторических и географических соседей из ЕС — Польшу и Литву. Эти страны остаются довольно консервативными в вопросах культуры и идентичности, будь то права геев, труд иммигрантов или религия. С другой стороны, они разделяют европейские политические ценности демократии, уважения прав человека и свободного рынка. Однако европеизация новых государств-членов способствует дальнейшему развитию этих ценностей, в то время как белорусский режим препятствует такому развитию.

В самом деле, как может возникнуть настоящая толерантность в Беларуси, если в СМИ никогда не появляются публичные дискуссии? Похоже, в Беларуси таких проблем нет, значит, нет w

Беларусь культура, Беларусь | Belarus.by


Национальный Академический Театр Оперы и Балета

Белорусы с раннего возраста начинают ценить богатое разнообразие культуры — искусство, музыку, театр, литературу и многое другое…

История искусства в Беларуси

Беларусь обладает богатым культурным и художественным наследием, уходящим корнями в прошлое, насчитывая несколько значительных школ искусства и архитектуры и создавая множество уникальных музыкальных и литературных произведений.

Все сохранившиеся шедевры теперь официально охраняются государством и выставлены для всеобщего обозрения в музейных собраниях и библиотеках. Классические произведения белорусской музыки и драмы регулярно ставятся в концертных залах и театрах страны.

Современная художественная культура Беларуси не менее разнообразна и динамична. Здесь проходят художественных выставок, мюзиклов, театральных представлений и кинофестивалей — все они легко доступны как для белорусов, так и для посетителей.

Изобразительное искусство Беларуси

Изобразительное искусство Беларуси различается по стилю, направлению и жанру. Самые увлекательные работы белорусских художников разных эпох можно увидеть в музеях страны.

Самая большая коллекция произведений искусства находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь , где активно пропагандируется национальное искусство. Здесь регулярно проходят выставки местных художников. Другие известные музеи по всей стране: Витебский художественный музей , Могилевский областной художественный музей и Полоцкая картинная галерея .

История искусства в Беларуси восходит к византийским влияниям XIV века, когда возникла иконография и рукописные иллюстрации.

После Октябрьской революции в России в 1917 году город Витебск на севере Беларуси стал центром революционного авангардного движения.

Марк Шагал , один из самых известных белорусов, родился в Витебске в 1887 году и основал в городе художественную школу.

В обширной коллекции Национального художественного музея в Минске представлены работы белорусских художников XVII — XX веков, а также иконография XV века.

Музыка в Беларуси

Большинство людей в Беларуси могут играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, а музыка в стране сегодня может похвастаться смесью стилей и влияний.

Спектакли классической музыки по-прежнему привлекают большую публику. Самые популярные:

  • Президентский оркестр Республики Беларусь

  • Национальный концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга

  • Государственный академический симфонический оркестр

  • г. Государственный академический хор Беларуси имени Ширмы

  • Г.И. Цитович Национальный академический народный хор Республики Беларусь

  • Вокальный ансамбль «Чистый голос»

  • Группа Сябры

Традиционная и народная музыка по-прежнему имеет в Беларуси большое количество поклонников.

Современная поп-музыка становится все более популярной в Беларуси. Беларусь с энтузиазмом участвует в конкурсе песни «Евровидение» с 2004 года.

Музыкальные фестивали очень популярны в Беларуси. Международный фестиваль искусств Славянский базар в Витебске стал символом фестивального движения Беларуси. В фестивале принимают участие популярные исполнители со всего мира.

Театр в Беларуси

Белорусский театр произошел от народных обрядов и странствующих менестрелей.Сегодня страна может похвастаться разнообразием театра и драмы:

  • кукольных театра можно найти в большинстве городов, и они пользуются огромной популярностью как у детей, так и у взрослых.

  • По всей Беларуси действуют

    профессиональных театральных трупп, многие из которых относятся к началу ХХ века

  • Опера — в каждом крупном городе есть свой оперный театр

В Беларуси проходят многочисленные театральные фестивали.В разных уголках Беларуси регулярно проходят престижные театральные форумы, на которые съезжаются артисты со всего мира. Самые известные театральные форумы:

• Международный театральный фестиваль «Белая вежа» (Брест)
• Международный театральный фестиваль «Панорама» (Минск)
• Международный фестиваль студенческих театров «Театральный куфар» (Минск)
• M.art.contact Международный молодежный театральный форум (Могилев)
• Международный форум театров Театральное искусство TEART (Минск)
• Белорусский международный фестиваль кукол (Минск).

Любимый публикой «Театральные встречи» проходит в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске.

Кинотеатр Беларусь

Кинематография Беларуси уходит своими корнями в 1930-е годы. Белорусская киностудия «Белгоскино» была основана в 1924 году. Основанная в 1928 году как студия « Советская Беларусь» в Ленинграде, киностудия была перенесена в Минск в 1939 году и в 1946 году переименована в Беларусьфильм . На студии производились художественные, тематические и научно-популярные фильмы .

Первый полнометражный фильм « Беларусь» « Лесная был» режиссера Юрия Тарыча. Белорусские документалисты одними из первых сняли фронтовые репортажи.

Белорусские послевоенные фильмы воспроизвели трагическую судьбу белорусского народа. Белорусские кинематографисты заняли большую собственную нишу в детском кинотеатре . Документальный фильм Беларусь признан во всем мире.

Современная кинематография Беларуси продолжает традиции предыдущих поколений, ища новый путь.Белорусские фильмы — лауреаты престижных премий мировых кинофестивалей. Сергей Лозница « в тумане» по роману Василь Быков получил награду FIPRESCI на 65-м Каннском кинофестивале в 2012 году.

Очень много фильмов в Беларуси снято в сотрудничестве с кинематографистами со всего мира. Многочисленные фильмы сняли Никита Михалковы, Петр и Валерий Тодоровские, Дмитрий Астрахан, Александр Сокуров на Беларусьфильм .

В Беларуси проходят крупнейшие кинофестивали:

  • Национальный фестиваль белорусского кино (Брест)

  • Международный фестиваль анимационного кино Анимаевка (Могилев)

  • Международный фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat (Глубокое )

Литература Беларуси

Книги и литература на протяжении веков играли важную роль в культурном искусстве Беларуси.

Известные писатели и поэты Беларуси:

Бурная история страны находит отражение в повторяющихся темах войны, оккупации и страданий в белорусской литературе на протяжении веков.

Национальная библиотека , открытая в июне 2006 г. в новом высокотехнологичном здании, в Минске. является библиотекой авторских прав Республики Беларусь. Настоящий предмет национальной гордости, он может похвастаться крупнейшим собранием русскоязычных книг за пределами России .

День белорусской письменности — ежегодный праздник. Концепция праздника отражает историю письменности и книгоиздания в Беларуси, а также развитие белорусской литературы и культуры на современном этапе.

2012 год объявлен годом книги в Беларуси.

Культурная столица Беларуси

В Беларуси с 2010 года проводится общероссийская акция — культурная столица Беларуси .Каждый принимающий город реализует инновационные проекты для демонстрации своей культурной самобытности, развития и популяризации традиций и достижений национальной культуры, возрождения творческой деятельности и повышения туристической привлекательности.

Полоцк , старейший город страны, получивший название «колыбель белорусской государственности» , был первой культурной столицей Беларуси. Гомель стал Культурной столицей в 2011 году, Несвиж в 2012 году, Могилев в 2013 году, Гродно в 2014 году, Брест в 2015 году, Молодечно в 2016 году, Бобруйск в 2017 году, Новополоцк в 2018 году.Пинск стал культурной столицей 2019 года.

Лида признана культурной столицей Беларуси в 2020 году . В феврале проект дал старт гала-концерту. В ознаменование этого события состоялась официальная церемония открытия конверта и марки с изображением достопримечательностей города в первый день выпуска.

Культурный календарь Лиды включает более 3 000 мероприятий: концерты, выставки, мастер-классы, пленэры, художественные конкурсы и спортивные состязания.Масштаб мероприятий и правила посещения изменены с учетом сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации .

По традиции, главным местом проведения мероприятия станет Лидский замок — визитная карточка Лиды. В течение всего лета в нем будут проходить мероприятия культурно-исторического проекта «Дар замка» . Жителей и гостей Лиды пригласят посетить ярмарку ремесленников, познакомиться с азами древних технологий, принять участие в играх, посетить концерты и театральные постановки.Люди также смогут ознакомиться с новой музейной экспозицией в юго-восточной башне замка, которая откроется в этом году.

Акция

«Культурная столица» завершится в сентябре празднованием Дня города Лиды .

Следует отметить, что с 2019 года Лида входит в состав безвизовой зоны Гродно-Брест , что позволяет гражданам 73 стран находиться там без визы в течение 15 дней . Иностранцы также могут воспользоваться безвизовым режимом и оставаться в любой точке Беларуси на срок до 30 дней при условии, что они въезжают в страну через национальный аэропорт Минск.

славян | История и факты

Славянин , член самой многочисленной этнической и языковой группы народов в Европе, проживающий в основном в Восточной и Юго-Восточной Европе, но также простирающийся через северную Азию до Тихого океана. Славянские языки принадлежат к индоевропейской семье. Обычно славяне подразделяются на восточных славян (в основном русских, украинцев и белорусов), западных славян (в основном поляков, чехов, словаков и вендов или сорбов) и южных славян (в основном сербов, хорватов, боснийцев, словенцев, македонцев и т. и черногорцы).Болгары, хотя и имеют смешанное происхождение, как и венгры, говорят на славянском языке и часто называются южными славянами. ( См. Булгар.)

Восточно-славянская семья

Три поколения восточнославянской семьи в Златоусте, Россия, 1910 г.

Собрание Сергея Михайловича Прокудина-Горского / Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (цифровой номер файла: LC -DIG-prokc-20542)

Подробнее по этой теме

Греция: славяне

С конца 6-го по 8-й век большое количество славян года проникло на территорию современной Греции. Хотя свидетельства топонимов …

В религии славяне традиционно делятся на две основные группы: тех, кто связан с Восточной Православной Церковью (русские, большинство украинцев, большинство белорусов, большинство болгар, сербов и македонцев) и тех, кто связан с Римско-католической церковью (поляки, чехи, Словаки, хорваты, словенцы, некоторые украинцы и некоторые белорусы). Разделение также отмечено использованием кириллицы в первых (но включая всех украинцев и белорусов) и латиницы во вторых.Существует также много групп религиозных меньшинств, таких как мусульмане, протестанты и евреи, и в последнее время официальное поощрение атеизма коммунистическими правительствами вместе с общей тенденцией к секуляризму подорвало членство в традиционных религиях.

Первоначальная среда обитания славян до сих пор вызывает споры, но ученые полагают, что они населяли некоторые части Восточной Европы. Они вошли в историческую летопись примерно в VI веке нашей эры, когда они расширились на запад, в страну между Одером и линией Эльба-Заале, на юг, в Богемию, Моравию, Венгрию и Балканы, и на север вдоль верхнего течения Днепра. Когда миграционные перемещения закончились, у славян появились первые зачатки государственных организаций, каждая из которых возглавлялась князем с казной и обороной, и начало классовой дифференциации.

В последующие века между различными славянскими народами почти не существовало единства. Культурная и политическая жизнь западных славян, а также словенцев и прибрежных хорватов была интегрирована в общеевропейский образец. На них в значительной степени повлияли философские, политические и экономические изменения на Западе, такие как феодализм, гуманизм, Возрождение, Реформация, Французская революция и Промышленная революция.Однако, поскольку на их земли вторглись монголы и турки, русские и балканские славяне веками оставались без каких-либо тесных контактов с европейским сообществом; они развили систему бюрократического самодержавия и милитаризма, которая имела тенденцию задерживать развитие городского среднего класса и продлевать условия крепостного права. Превосходство государства над личностью имеет тенденцию укрепляться.

Получите эксклюзивный доступ к материалам нашего первого издания 1768 года с подпиской.Подпишитесь сегодня

Иногда проявлялось слабое славянское единство. В 19 веке панславизм развивался как движение среди интеллектуалов, ученых и поэтов, но редко влиял на практическую политику. Различные славянские народности проводили свою политику в соответствии с тем, что они считали своими национальными интересами, и эта политика часто была столь же враждебной по отношению к другим славянским народам, как и дружественной по отношению к неславянам. Даже политические союзы 20-го века, такие как союз Югославии, не всегда сочетались с чувством этнического или культурного согласия, и разделение коммунизма после Второй мировой войны не обязательно обеспечивало нечто большее, чем политический и экономический союз на высоком уровне.

Наименее религиозные страны 2020

Тысячи лет религия объединяла народы разных стран и, в некоторых случаях, разлучала их.

Основные мировые религии включают

  • Христианство (2,38 миллиарда последователей)
  • Ислам (1,91 миллиарда последователей)
  • Индуизм (1,16 миллиарда)
  • Буддизм (507 миллионов)
  • Народные религии (430 миллионов)
  • Иудаизм (оценка 15 миллионов)
  • Прочие (61 миллион)
  • Неаффилированный / атеист (1. 2 миллиарда)

Атеизм — это не религия; однако он защищен многими из тех же конституционных прав, которые защищают религию. Атеисты не верят в существование каких-либо божеств, а также могут отвергать веру в любые существующие божества. Атеистов можно спутать с теми, кто принадлежит к нерелигиозной или нерелигиозной группе, с безразличием к религии или ее отсутствием. Эти две группы могут описывать себя как агностики, культурные католики, гуманисты, нерелигиозные и другие термины.

Опросы и исследования используются для выявления наиболее и наименее религиозных стран на основе религиозных убеждений, количества жителей, которые «считают» религиозными, и того, как нации воспринимают другие нации. Если проанализировать данные опросов WIN / Gallup International, Китай является наименее религиозной страной. Менее 10% жителей заявили, что чувствуют себя религиозными в этой стране, а более 60% являются «убежденными атеистами».

Согласно опросу, Япония является второй наименее религиозной страной: только 13% жителей заявили, что они чувствуют себя религиозными. Третье место в опросе занимает Эстония, где религиозными считают всего 16% населения.

Завершают 10 наименее религиозных стран на основе этих данных:

  1. Китай (7% религиозны)
  2. Япония (13% религиозны)
  3. Эстония (16% религиозны)
  4. Швеция (19% религиозны)
  5. Норвегия (21% религиозны)
  6. Чехия (23% религиозны)
  7. Гонконг (26% религиозны)
  8. Нидерланды (26% считают себя религиозными)
  9. Израиль (30% религиозны)
  10. Соединенное Королевство (30% религиозны)

Когда дело доходит до общественного мнения, результаты немного другие.Опрос более 16000 человек показал, что страны считают Австралию наименее религиозной страной в мире.

Швеция и Германия занимают второе и третье места соответственно в опросе, основанном на общественном мнении. В топ-10 наций, признанных наименее религиозными на основе восприятия, входят:

  1. Австралия
  2. Швеция
  3. Германия
  4. Нидерланды
  5. Новая Зеландия
  6. Люксембург
  7. Дания
  8. Канада
  9. Франция
  10. Австрия
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *