Религия Мексики — «Turmag.com.ua»
Религия в Мексике в древние времена основывалась на земледельческом культе, для которого характерны магические обряды вызывания дождя и обожествление кукурузы – основы рациона мексиканцев с древних времен. Инки ежегодно приносили в жертву богу кукурузы первый в сезоне урожай маиса. Особое социальное положение у племен майя и тольтеков занимали жрецы, которые были полностью оторваны от материального производства и регулярно совершали человеческие жертвоприношения. Неудивительно, что служители религии в Мексике оказывали очень большое влияние на население — мнение этих людей считалось чрезвычайно авторитетным. Жрецы также занимались обучением богатой молодежи. Кроме того, они в совершенстве владели искусством иероглифического письма, были знатоками календаря, о котором в последние годы многие говорят, так как он был дописан только до 2012 года. Многие исследователи полагают, что именно религия в Мексике, жестоко подчинившая себе всю социальную структуру, стала одной из главных причин упадка древних цивилизаций Мезоамерики еще в доколумбову эпоху.
Религия в Мексике после завоевания испанцами
В наши дни христианство – самая популярная и распространенная религия в Мексике. С тех пор, как территория современной Мексики была завоевана конкистадорами, основная часть коренного населения была уничтожена, а оставшихся в живых индейцев насильно заставляли принимать христианство. После этих событий, неоднозначно воспринимаемых современными мексиканцами, католицизм утвердился как основная религия в Мексике.
Церковь и религия в Мексике играют очень важную роль в жизни мексиканцев. До 1850 года церкви принадлежала почти половина всех земель Мексики, в том числе больницы и школы. Однако война за независимость и последовавшая век спустя Мексиканская революция привела к отделению церкви от госудратсва. Сегодня религия в Мексике — это личное дело каждого и, согласно конституции Мексики, любым религиозным организациям запрещено владеть землей, публично осуждать политическую ситуацию стране и создавать монашеские ордены.
Религия в Мексике в современном обществе
На сегодняшний самая распространенная религия в Мексике — католицизм. Около 90% населения придерживаются именно этого направления христианства. Кроме, католиков в Мексике проживают также и протестанты (около 3%). Также здесь есть небольшие, но процветающие бехаистские и иудаистские общины. Хотя христианство и позиционируется как основная религия в Мексике, но среди местного населения также можно найти и множество последователей древних религиозных культов, которые подчас тесно переплетаются с католическими обычаями. Самый знаменитый ритуал мексиканской синкретической религии – это праздник «День мертвых». Еще в древние времена религия в Мексике играла очень важную роль в жизни местного населения, поэтому достаточно много древних обычаев и обрядов все еще почитаются мексиканцами и до сих пор исполняются отдельными группами населения.
Религия в Мексике (обзор источников) | Таракихи
- Содержание:
- I. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ В МЕКСИКЕ
- II. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕМОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА:
* Свобода вероисповедания в контексте конституционного права
* Административное регулирование деятельности религиозных объединений
* Официальная статистика Национального института статистики и географии (INEGI)
* Статистика религиозной жизни в стране Министерства иностранных дел Мексики (SEGOB).
* Статистика религиозных объединений
I. Государственно-правовое регулирование религиозной жизни в Мексике
Свобода вероисповедания в контексте конституционного права
Конституция Мексики гарантирует свободу вероисповедания для своих граждан. В соответствии с Конституцией, мексиканцы могут свободно реализовать свое право на выбор религии, или не исповедовать никаких религиозных взглядов. Статья 24 Конституции Мексики гласит: Каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, и участвовать в церемониях, посвящениях или актах соответствующего культа, если они не являются нарушением или преступлением, преследуемым по закону.
Мексика имеет очень сильные антиклерикальные традиции — свобода вероисповедания как гражданское право мексиканцев было сформировано в контексте двухвековой борьбы с историческим доминированием католической церкви в общественной и государственной жизни страны. В результате этой борьбы, католическая церковь в Мексике во многом потеряла свои когда-то бывшие нерушимыми позиции – по Конституции Мексики, церковь отделена от государства вот уже более полутора веков, а сама Мексика уже является многоконфессиональным государством.
В период президентства Бенито Хуареса, в 1857 году в Мексике была принята первая либеральная Конституция и проведен ряд реформ («Закон Лердо»), согласно которым католическая церковь в Мексике юридически окончательно отделялась от государства. Этот период в истории Мексики называется «Реформой». В результате реформ, католическая церковь потеряла свои привилегии и свою когда-то огромную собственность. Разделение церкви и государства вошло в мексиканскую конституцию и явилось логическим завершением долгого этапа антиклерикальной борьбы, начавшейся еще в период Войны за независимость Мексики (1810-1821 гг), и как конституционное положение сохраняется до сих пор. Существует мнение, что церковная реформа 1857 года открыла двери альтернативным культам и религиозным конфессиям, чей приход через полтора века изменил религиозную ситуацию в Мексике, и послужил причиной того разнообразия религиозной жизни страны, которое существует в настоящее время.
Особенно сильные трения между римско-католической церковью и правительством начались после мексиканской Революции 1910-1920 гг. когда в конце двадцатых годов двадцатого века в Мексике разразилась настоящая война пост-революционного правительства против католической церкви (так называемая «Кристиада», Cristiada или La Guerra Cristera), в результате чего в Конституцию Мексики были внесены суровые поправки, еще больше ограничивающие права римско-католической церкви и духовенства. В школах было запрещено преподавать религиозные основы, учителя преподающие основы религиозных доктрин наказывались, церкви закрывались, священники подвергались репрессиям. Статья 130 революционной Конституции подтвердила ранее существующее разделение церкви и государства: ни члены духовенства, ни сама церковь не считались юридическим лицом, не существовали как субъект государственного права, и соответственно, не могли иметь собственность. Священники (каковыми могли быть только мексиканцы по рождению) не имели право голоса, а церковь целиком подчинялась светским законам, установленным государством. Долгое время государство делало вид, что ни религии, ни церкви в Мексике не существует – по окончании Кристиады, в сороковых годах правительство приостановило проведение в жизнь кардинальных антицерковных законов. Здания католической церкви принадлежали государству, а альтернативные религиозные группы (протестанты, иудеи) находились в ничтожном меньшинстве, и их жизнь никак не регулировались государственными постановлениями, и не учитывалось ни в какой государственной статистике.
Период кардинального противостояния между церковью и государством завершился лишь к 1992 году, когда во время президентства Карлоса Салинаса де Гортари правительством Мексики были приняты несколько новых конституционных законов. В Мексике был принят судьбоносный Закон о религиозных объединениях и общественных отправлениях культа (Ley de asociaciones religiosas y culto publico, publicada en el Diario Oficial de la Federación el 15 de julio de 1992).
Соответственно, в том же году была затронута и священная 130-я статья Конституции Мексики, определяющую разделение церкви и государства — церковь, служители культа и религиозные объединения вернули себе юридический статус: при условии регистрации в соответствующих государственных органах церковь возвращала себе статус юридического лица и соответственно, титул на собственность (недвижимость), а священники и/или служители культа, если они являются гражданами Мексики, впервые в истории Мексики получали право голоса.
Со своей стороны, согласно новому закону, государство официально обязалось не вмешиваться во внутренние дела церкви или религиозного объединения. Тем не менее, статья 130 Конституция по-прежнему четко определяет примат общественного права — светское законодательство является основной регулирующей силой в Мексике: все административные акты имеют юридическую силу только при отправлении в государственных органах и только соответствующими уполномоченными государством лицами (это относится, в первую очередь, к бракосочетанию как акту гражданского состояния). Как и прежде, духовенству запрещено заниматься общественной деятельностью, поддерживать политические партии, выражать свои политические взгляды, поддерживать кандидатов от политических партий или противостоять законам и установлениям государства. Служители культа могут участвовать в работе таких общественных учреждений как больницы или тюрьмы – основной закон страны напрямую не запрещает подобное участие духовенства в общественной жизни, но и не поддерживает его никаким соответствующим законодательством. Служители культа теперь могут голосовать, но не имеют права быть избранными на высшие государственные посты. Религиозные группы не могут обладать или управлять телевизионными станциями на государственных частотах. Тем не менее, в Мексике существует канал кабельного телевидения, по которому католическая церковь осуществляет вещание на национальном уровне. Обычно, для трансляции программ религиозного содержания на государственных частотах, необходимо заручиться разрешением от государственных органов, и как правило, это разрешение выдается в обычном порядке. Согласно статистике, с июня 2003 по май 2004 года, государственными органами было выдано разрешение на трансляцию 11,116 передач религиозного содержания.
В связи с принятием закона 1992 года, мексиканское правительство установило дипломатические отношения со Святым Престолом (весьма натянутые еще со времен Второй мексиканской империи, когда в 1865 г. возмущенный церковными реформами императора Максимилиана, папский нунций покинул Мексику). Католическая церковь вновь обрела свой юридический статус, и по закону 1992 года были сняты практически все ограничения, когда-то наложенные на нее, особенно в части юридических прав на собственность. Закон 1992 года разрушил дипломатические и политические барьеры, которые долгие годы существовали между Мексикой и Святым престолом, в связи с чем папа Иоанн-Павел Второй смог впервые посетить Мексику в качестве Главы государства Ватикан в 1999 году.
Однако, процесс возрождения религии коснулся не только католической церкви. Вместе с католической церковью, права получили и другие, уже имеющиеся в Мексике церкви и религиозные ассоциации. По закону 1992 года, при официальной регистрации любое религиозное объединение получает ограниченное право на собственность (недвижимость). Для строительства нового культового сооружения (или для перепрофилирования существующего здания для культовых целей), религиозное объединение обязано подать заявку в государственные органы. Любое культовое сооружение, построенное после 1992 года, является собственностью построившего его религиозного объединения. Культовые здания построенные до 1992 года, рассматриваются как национальное достояние – их собственником является государство, и они освобождены от налогов.
В августе 2001 года в Конституцию Мексики была внесена еще одна поправка, впервые в истории страны официально запрещающая преследования и дискриминацию граждан по религиозному признаку. (Статья 1 Конституции).
Школа в Мексике отделена от государства, и преподавание религиозных основ в государственных школах запрещено, что не мешает, однако, религиозным ассоциациям иметь свои частные школы. Частное религиозное образование на дому не поддерживается законом, но и не запрещается.
Как правило, на практике конституционное право мексиканцев на свободу вероисповедания охраняется государством: правительственные структуры обычно уважают свободный выбор граждан и их право на религиозные собрания. По Конституции, Конгресс (парламент) Мексики не может одобрить закон, разрешающий или запрещающий ту или иную религиозную конфессию, или дающий преимущество той или иной религии.
В рабочем календаре Мексики за 2009 г. определены восемь праздничных дней, из них один посвящен христианским праздникам – Рождество (25 декабря). Кроме того, некоторые работодатели дополнительно предоставляют своим работникам оплачиваемые выходные в Великий четверг (пасхальная неделя), в День поминовения усопших (2 ноября), праздник Пресвятой Девы Гвадалупской (12 декабря) и Рождественский сочельник (24 декабря).
Начиная с 1992 года, Статья 2 Конституции определяет Мексику как «мультикультурное» государство, этнической базой которого является индейское население. Метисы составляют основное население Мексики, а индейское население составляет (по различным источникам) – 11% от всего населения страны, и представлено (также по различным источникам) 62 коренными народами, которые проживают на территории всей Мексики, и говорят на разных языках. Индейское население Мексики весьма неоднородно с точки зрения религиозных убеждений. Свобода вероисповедания в индейских общинах часто бывает ограничена рамками культурной среды, местными традициями и существующей политической обстановкой. Как правило, в Мексике инциденты на почве религиозной нетерпимости происходят довольно редко, но большинство из них зарегистрированы именно там, где существует наибольшая плотность индейского населения – в Юкатане, штатах Оахака, Чиапас и Табаско. Каждый такой случай серьезно рассматривается на различных государственных уровнях. Как правило, большинство случаев религиозной нетерпимости зарегистрировано в штате Чиапас, где традиционно проживают различные группы народа майя. К вопросу об особом положении Чиапаса в религиозной жизни Мексики мы вернемся и рассмотрим его в особой главе.
Административное регулирование деятельности религиозных объединений
По закону, административное управление делами религиозных объединений на территории Мексики возложено на Министерство внутренних дел Мексики (La Secretaría de Gobernación de México, SEGOB). В правительстве большинства штатов Мексики имеются специальные подразделения – офисы по религиозным делам (oficinas de asuntos religiosos). В штатах Чиапас, Герреро, Нуэво Леон религиозными делами занимаются заместители министра внутренних дел Мексики по религиозным делам (subsecretarios de asuntos religiosos).
Начиная с 2001 года, Министр внутренних дел Мексики (Secretario de Gobernación) является непременным участником диалога между представителями различных религиозных конфессий — как с целью обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, так и с целью урегулирования конфликтов. Представителем Министра в этих диалогах является специальное подразделение внутри структуры МВД Мексики — Генеральное управление по религиозным делам (GDAR), которое также осуществляет административно-государственное управление делами религиозных объединений.
Прямой задачей Генерального управления является гарантия реализации закона о свободе вероисповедания, пропаганда религиозной терпимости и расследование конфликтов на почве религиозной нетерпимости, укрепление связей между религиозными ассоциациями и государством – исключительно в контексте светского характера закона о разделении церкви и государства.
В последнее время, особое внимание Управление уделяет переводу Закона о религиозных ассоциациях на языки коренных народов Мексики (мексиканских индейцев). По сведениям Доклада Госдепартамента США о свободе вероисповедания (U.S. Department of State, Religious Freedom Report 2009), Закон 1992 г. о религиозных объединениях был переведен на одиннадцать индейских языков (включая язык индейцев пурепеча штата Мичоакан), и планируется дальнейший перевод Закона на другие индейские языки Мексики (общим планируемым числом 16).
Закон разрешает религиозным объединениям заниматься неофициальной деятельностью без регистрации, однако чтобы приобрести статус юридического лица, заключать договоры, арендовать землю и покупать недвижимость, религиозное объединение обязано зарегистрироваться в Генеральном управлении по религиозным делам. Как правило, службы и культовые собрания проходят в церквях или специально приспособленных для культовых целей зданиях. Для проведения службы вне лицензированного места собраний, религиозная ассоциация должна заранее уведомить соответствующие инстанции. Как правило, разрешение выдается в рутинном порядке.
Регистрация религиозного объединения тоже проходит в установленном законом порядке. Для того чтобы законно существовать на территории Мексики, религиозная ассоциация обязана изложить свою религиозную доктрину, которая не должна cодержать призывы к физическому насилию или представлять опасность для членов организации. Ассоциация обязана иметь определенный «стаж» работы среди новообращенных – не менее пяти лет (однако, закон не требует никакого количественного «ценза» обращенных). Религиозное объединение не может быть создано с целью проведения коммерческой деятельности, хотя получает налоговые льготы при регистрации. Согласно Докладу о свободе вероисповедания Госдепартамента США по Мексике (Religouis Freedom Report 2004), за 2004 год правительство Мексики получило 4 442 заявки на регистрацию.
По статистике на февраль 2009 г., в Мексике ВСЕГО зарегистрировано 7.074 религиозных ассоциаций, из которых крупнейшими являются евангелическая и римско-католическая церкви, а также протестанты. Статистику по каждой из этих церквей мы укажем ниже.
В Мексике существует достаточно большой спектр религиозных конфессий и ассоциаций, обеспечивающих мексиканцам широкий выбор вероисповедания. На территории Мексике на постоянной основе работают иностранные миссионеры. У каждой религиозной организации есть своя квота на визы, определяемая на уровне федерального правительства. Начиная с 1995 года по 2004 год, было выдано 49 466 виз для иностранных миссионеров, включая 5 526 виз за период мая месяца 2004 года. К вопросу о работе иностранных миссионеров в Мексике мы вернемся несколько позже.
II. Религиозная демография и статистикаТерритория Мексики составляет почти два миллиона квадратных километров, а население (по официальным подсчетам, за 2009 год) составляет около 109 миллионов.
Представление о религиозной демографии в Мексике можно получить на основании трех статистических источников.
1). Официальная статистика в Мексике ведется Национальным институтом статистики и географии (INEGI). Каждые десять лет проводится национальная перепись населения, результаты которой публикуются в открытых отчетах. Несмотря на обилие данных по статистике, до недавнего времени эти данные не использовались в полной мере для воссоздания религиозной картины Мексики.
До начала девяностых годов прошлого века, статистические данные о религиозной демографии Мексики были достаточно скудны и не давали полного представления о религиозной ситуации в стране. Большой «религиозный взрыв» произошел в 1993 году, на следующий год после принятия Закона о религиозных объединениях – именно в том году было зарегистрировано более полутора тысяч религиозных объединений (для сравнения – до принятия закона, в1992 году по статистике было зарегистрировано всего три религиозных ассоциации).
Перепись 2000 года впервые показала разнообразие религиозной картины Мексики, и на основе структуризации данных позволила провести классификацию религиозных течений. Условно, перепись разделяет все существующие в Мексике церкви на 10 групп:
— Католическая
— Протестантская
— Евангелическая
— Библейская не-евангельская
— Другие христианские церкви
— Восточные религии
— Иудейская религия
— Ислам
— Нативисты (неоязычники)
— Спиритуалисты
— Нехристианские религии
По переписи, примерно 88% мексиканцев определяют себя как католиков. В Мексике насчитывается примерно 11 тысяч католических церквей, 14 тысяч католических священников и монахинь. В структуре католической церкви в Мексике задействованы около 90 тысяч служащих.
Оставшиеся мексиканцы отнесли себя к следующим религиозным группам (в процентном отношении от всей численности населения):
— 1,62% пятидесятники и ново-пятидесятники
— 2, 76% другие протестантские и евангелические течения
— 1,25% Свидетели Иеговы
— 0,71% «исторические» протестанты (каковыми государство определяет пресвитерианцев, баптистов, методистов, назареян, меннонитов)
— 0,58% адвентисты седьмого дня
— 0,25% мормоны (члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней)
— 0,05% иудеи
— 0,31% другие религиозные течения.
Примерно 3,5% мексиканцев не отнесли себя к никакой религиозной группе, и 0,85% не определили своей религиозной принадлежности.
Нужно иметь ввиду, что в данном статистическом раскладе рассматриваются только так называемые «официальные», зарегистрировавшиеся церкви и объединения, и данная статистика базируется на критериях, разработанных для переписи населения.
2). Свою статистику религиозной жизни в стране, отличную от Национального института статистики, ведет Министерство иностранных дел Мексики (SEGOB).
Несмотря на то, что по переписи большинство мексиканцев относит себя к католической вере, статистика Министерства внутренних дел (SEGOB) предоставляет собственные данные, где публикуются цифры о религиозных объединениях, зарегистрированных на территории Мексики. Эти данные публикуются в Административном каталоге религиозных объединений Мексики (CATALOGO ADMINISTRATIVO DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS EN MEXICO) при МВД Мексики (SEGOB).
На февраль 2009 года, Каталог регистрирует общую численность религиозных объединений на территории Мексики — 7.074. Также, Цифры Каталога свидетельствуют о том, что в Мексике налицо опережающий рост численности евангелической церкви, на фоне отставания римско-католической церкви:
— В Мексике всего христианских объединений – 7,042
— Евангелическая церковь (евангелисты, баптисты, армия спасения, пятидесятники, спиритуалисты и другие) насчитывает 3,777 объединений
— Католическая церковь насчитывает 3,151 объединений
— Протестанты насчитывают 83 объединения
— православные – 28
— мормоны – 1
— свидетели Иеговы – 2
— традиционные восточные религии (индуисты, буддисты, кришнаиты) – 17 объединений
— ислам – 2
— «новые религии» — 4.
Среди «новых религий» числятся: 1) In Kaltonal (Ин Кальтональ, Дом Солнца), чьи последователи считают, что древние доиспанские верования ацтеков являются истинным проявлением мексиканского духа, 2). Эканкар (познание Божественной реальности через Святого Духа) 3). «Мексиканская церковь Красавица одетая в Солнце» («La Mujer Hermosa Vestida del Sol»), чьим пророком, возрожденным Илией является Роке Рохас, живший в девятнадцатом веке – автор так называемого «Последнего завета», и 4). Церковь «Ла Эрмоса», Templo la Hermosa, чьи последователи верят только в Новый Завет, и Иисуса Христа как одного бога.
Некоторые религиозные культы – такие, в частности, как недавно появившийся и набирающий популярность культ Святой Смерти (Santa Muerte) – не входят в статистику Национального института статистики и географии. Полное название церкви — «Ортодоксальная католическая мексикано-американская церковь Святой смерти». Церкви было отказано в регистрации при Генеральном директоре по религиозным делам МВД – чиновники нашли, что заявленный статус церкви сильно отличается от ее религиозной практики, и отправление культа смерти (который все христианские церкви считают «дьявольским») может привести к массовым правонарушениям. Среди населения бытует убеждение, что наиболее преданными новообращенными являются члены наркокартелей и преступных организаций.
Несмотря на хорошо структурированную и подробную статистику Каталога, точное количество религиозных объединений в Мексике пока не поддается подсчету. Получение точных статистических данных затруднено по причине невозможности атрибутировать ту или иную религиозную группу к определенной церкви – как с точки зрения исследователей, так и с точки зрения самих членов религиозного объединения. Например, библейских не-евангельских христиан некоторые исследователи причисляют к парапротестантской религии, а некоторые евангелические церкви (определяемые в данных переписях как «другие евангельские») считают себя близкими к пятидесятникам, и очень часто не образуют никакого представительства, и не формируются в религиозной объединение. Иногда такие группы действуют не в качестве религиозного объединения, а гражданской ассоциации.
3). Религиозные объединения публикуют свою собственную статистику, и эта статистика может отличаться от официальных данных. Так, некоторые евангелические группы в штате Чиапас утверждают, что вместе с протестантскими приходами и сочувствующими, к протестантам можно отнести 60% всего населения штата Чиапас. С другой стороны, иногда служители культов предпочитают занижать статистику своего присутствия: так, в штате Табаско Свидетели Иеговы заявляют, что в 17 муниципалитетах существует 20 тысяч их последователей, в то время как Офис по религиозным делам штата Табаско показывает, что в штате зарегистрировано 22.500 членов церкви Свидетелей Иеговы, и 46 молельных домов – самая большая в стране численность Свидетелей Иеговы в расчете на плотность населения.
В Административном Каталоге религиозных объединений Мексики также указаны регионы, где насчитывается самое большое количество зарегистрированных религиозных объединений – на первом месте находится Федеральный округ, затем штат Нуэво Леон, город Мехико, и штат Тамаулипас.
Большинство христиан некатолической принадлежности проживают на юге Мексики, а именно – в штате Чиапас, чье население составляет 4% от всего населения Мексики, и где проживает множество индейцев. Именно среди индейского населения штата Чиапас насчитывается наибольший процент не-католиков – не-католики составляют 36,2% от населения штата (на фоне примерно 12% некатолического населения всей Мексики). За штатом Чиапас следует штат Табаско, где проживает 29,6% не-католиков, затем штат Кампече – 28,7%, и штат Кинтана-Роо – 26,8%.
Необходимо отметить, что упомянутый штат Чиапас играет исключительную роль в религиозной демографии Мексики. Эту особую роль подчеркивают практически все исследования и источники по религиозной демокрафии Мексики. В отличие от других штатов, Чиапас представляет собой настоящую мозаику различных религиозных конфессий и культов, подчас весьма экзотических. Среди индейского населения Чиапаса в последние годы появились мусульмане – это группа индейцев-цоцилей, проживающих в исторической столице штата, городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. С исламом индейцев познакомила миссия Дава – исламистская секта, привнесенная в Мексику группой испанских проповедников. Активная и подчас агрессивная деятельность иностранных миссионеров среди индейского населения Чиапаса – это, как мы упомянули выше, тема для особого исследования. Помимо ислама, индейцы Чиапаса исповедуют ново-языческие культы, основанные на доколониальных верованиях местных индейцев, в сочетании с различными видами христианства (включая местные и привнесенные виды православия). Религиозный синкретизм индейцев Чиапаса является отдельной темой многочисленных исследований, которые проводятся как мексиканскими, так и зарубежными учеными (в основном, американскими). Свобода вероисповедания, заявленная в Конституции Мексики, с достаточным постоянством нарушается на уровне местных муниципалитетов Высокогорья Чиапаса, где борьба местных общин за «чистоту веры» в исторической ретроспективе вызывала и до сих пор вызывает внутренние миграционные потоки индейцев, переселяющихся целыми семьями и деревнями в новые места, в поисках спасения от своих гонителей.
В 2002 году представитель римско-католической церкви в Чиапасе заявил прессе, что примерно 12% населения штата причисляют себя к неверующим, 64% атрибутируют себя к римско-католической церкви, и 22% к протестантской. В индейских общинах Чиапаса число католиков еще ниже: в декабре 2001 года среди индейцев-чолей насчитывалось 56,3% католиков, среди цельталей – 54,7%, и среди цоцилей – 51,9%.
К вопросу о религиозном разнообразии Чиапаса мы вернемся в отдельной главе.
Как и в Чиапасе, некоторые индейцы полуострова Юкатан и штата Оахака практикуют синкретическую смесь из доколониальных обрядов майя и католической религии.
В 2007 году, усилиями солидных государственных учреждений — Министерства внутренних дел (SEGOB), Национального института статистики и географии (INEGI), Центра исследований социальной антропологии, а также ряда престижных учебных заведений был впервые опубликован Атлас религиозного разнообразия Мексики, который на основании статистики предыдущих лет дал достаточно полную картину религиозной жизни Мексики. Данные этой работы свидетельствуют о том, что старые представления о Мексике как нерушимом оплоте римско-католической церкви больше несостоятельны. Католическая основа испанской культуры, вот уже много веков являющейся частью и собственно мексиканской культуры, постепенно разрушается под воздействием мощного наступления протестантизма, которому, хоть и в меньшей степени, сопутствуют другие религиозные течения – как христианские, так и не-христианские. Это наступление, в конечном итоге, может окончательно изменить культурное единство мексиканцев как нации.
Вот что сказал по этому поводу Элио Масферрер, профессор Национальной школы антропологии и истории (ENAH): «Мексика превращается в мультикультурную страну где Конституция «запрещает запрещать» любую религию. Нам нужно привыкать к этой ситуации – она лишь часть глобального процесса по культурной диверсификации, и результат тех культурных, социальных и политических перемен, которые происходят в мексиканском обществе».
Таракихи, © январь 2010
Источники:
Конституция Мексиканских соединенных штатов
CONSTITUCIÓN POLITICA DE LOS ESTADOS UNIDOS MEXICANOS
LEY DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS Y CULTO PÚBLICO
Nueva Ley publicada en el Diario Oficial de la Federación el 15 de julio de 1992
CATÁLOGO ADMINISTRATIVO DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS EN MEXICOLa Secretaría de Gobernación de México, SEGOB
Subsecretaría de Población, Migración y Asuntos Religiosos
Direccioón General de Asuntos Religiosos
U. S. Department of State
Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2009
U.S. Department of State
Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2004
Renée de la Torre, Cristina Gutiérrez Zúñiga. “Atlas de la diversidad religiosa en México”, CIESAS, 2007
Segob: hay más ministros evangélicos que católicos
Milenio.com, 08.04.2009
Religión prehispánica renace en el siglo 21
Vanguardia, 01.01.2008
Мексика Культура: язык, религия, еда
Население
128 152 547 (2019)
Официальный язык
Испанский.
Языки, на которых говорят
В Мексике говорят на многих языках, и большая часть населения говорит на нескольких языках. Есть 68 официально признанных языков, 63 из которых являются коренными. Основным из них является науатль, древний язык ацтеков, используемый в центре страны. В штатах Чьяпас и Юкатан говорят на языке майя, а в штатах Оахака и Веракрус преобладает сапотекская семья языков.
Люди
После испанской колонизации современное мексиканское общество разделено на метисов и коренное население. Метисы составляют около 60% от общей численности населения по сравнению с примерно 20% американских индейцев — коренных американцев мексиканского происхождения, которые разделены на множество общин, каждая из которых говорит на своем языке. Этническую картину дополняют другие меньшинства и белые европейцы.
Религия
Абсолютное господство католицизма в Мексике постепенно снижается, но он по-прежнему является религией примерно 85% мексиканцев. Небольшое количество Свидетелей Иеговы, адвентистов и мормонов действительно существует, и их число растет с каждым годом. В Мексике также 10% «традиционных» протестантов и 5% евреев. Верования коренных народов не исчезли из религиозного ландшафта, и они часто включаются в католическую практику. Сильнейшим символом этого слияния является поклонение, которое многие мексиканцы посвящают Деве Гваделупской. Это празднование явления Девы Марии молодому коренному жителю Хуану Диего вскоре после испанского завоевания. Тем поразительнее то, что это произошло на горе Тепеяк, где ацтеки построили храм Тонацин, «матери богов». Там были построены часовня и базилика, которые быстро стали основным местом паломничества и теперь являются третьим по посещаемости священным местом в мире. В 2002 году Папа Иоанн Павел II канонизировал Хуана Диего, который стал первым коренным святым в католическом календаре.
Национальный праздник
15 и 16 сентября: День независимости. В 23:00 на центральной площади каждого города мэр кричит «Да здравствует Мексика!» три раза. Эта церемония называется El Grito и празднует начало восстания против Испании, инициированного священником Мигелем Идальго в 1810 году. В Мехико крик произносит президент республики.
Расписание праздников
- 1 января: Новый год.
- 5 февраля: День Конституции.
- 24 февраля: День флага.
- 21 марта: День рождения Бенито Хуареса.
- В конце марта-начале апреля: Страстная неделя (Семана Санта). Великий четверг и пятница — праздники, и это самая большая вечеринка в Мексике.
- 1 мая: День труда.
- 5 мая: Синко де Майо.
- 2-я половина июля: Фестиваль Гелагеца в Оахаке.
- 15 и 16 сентября: День национальной независимости.
- 12 октября: День скачек.
- 1 и 2 ноября: День всех святых и День мертвых. Легендарно жуткое, но вместе с тем праздничное мексиканское событие – повсюду продаются сахарные черепа, скелеты и миниатюрные гробы, идут шествия на кладбища, где красиво украшены надгробия. Семья и друзья покойного едят, пьют и поют всю ночь.
- 20 ноября: День революции.
- 12 декабря: Праздник Богоматери Гваделупской.
- 25 декабря: Рождество.
История
Первая великая цивилизация Мексики, ольмеки, родилась около 1200 г. до н.э. Они поклонялись ягуару и оставили впечатляющие скульптурные головы. Затем в первом тысячелетии пришли мезоамериканцы (район Мехико), сапотеки (Оахака) и майя (южная Мексика). Каждый оставил свой след в Мексике: Мезоамериканцы построили Теотиуакан и поклонялись пернатому змею Кетцалькоатлю; сапотеки оставили значительные остатки в Монте-Альбане. Тем временем майя построили сотни городов-государств, крупнейшими из которых являются Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке, Бонампак и Тикаль (ныне в Гватемале). Они также поклонялись пернатому змею по имени Кукулькан. Духовенство обладало реальной властью — люди майя верили, что их жрецы разговаривают напрямую с богами. Они разработали математику и астрономию и даже выпустили свои собственные книги, называемые кодексами. Испанцы, к сожалению, во время завоевания этих земель в 16 веке уничтожили почти все кодексы. Немного шаткий в десятом веке приход тольтеков, принесших с собой железо и серебряное дело, придал майя силы на два века. В 1325 году на сцену вышли люди с севера, ацтеки, которые основали город Теночтитлан в долине Анауак. Ацтеки были военными бойцами, которые использовали силу, чтобы расширить свое господство; Уицилопочтли, ацтекский бог войны, требовал крови, и ему приписывали множество побед. В период своего расцвета империей ацтеков правило около 5 миллионов человек — это были умные администраторы и гениальные инженеры. Социальная, политическая и религиозная структура была сложной, эффективной и жестко контролируемой.
Когда испанские конкистадоры высадились в 1519 году, Мексика была хорошо сдержана. Эрнан Кортес (1485-1547) прибыл и основал штат Веракрус и беспрепятственно продолжил свой путь в Теночтитлан, где поселился с благословения императора Моктесумы II (1480-1520). В июне 1520 года развернулись драматические события, которые едва не стоили Эрнану Кортесу всего в ночь, известную как La Noche Triste («ночь печали»). Испанцы, нагруженные золотом, пытались бежать из Теночтитлана после якобы убийства императора Моктесумы II, что угрожало восстанием ацтеков. Многие испанцы были убиты. В следующем году Кортес, используя смерть, жестоко отвоевал Теночтитлан. На его руинах был построен Мехико. В 1535 году страна стала вице-королевством Новой Испании. Родная культура была уничтожена, хотя отчасти нашла прибежище в католицизме. Последовали массовые убийства, жестокое обращение и болезни — 70% коренных жителей исчезли в течение следующих десятилетий.
В начале девятнадцатого века креольское общество созрело для националистических настроений. Именно священнослужитель Мигель Идальго-и-Костилья первым выступил в этом направлении в 1810 году, но его попытки были быстро подавлены. Но так же быстро последовали новые националистические движения, и после многих лет борьбы в 1821 году Мексике была предоставлена независимость. Империя была провозглашена в 1822 г., но упразднена в пользу республики в 1824 г. В 1833 г. генерал Санта-Анна (1794-1876) впервые возглавил страну в качестве президента. В 1846 г. началась Американо-мексиканская война прежде всего за территорию Техаса. Война закончилась в 1848 году Договором Гваделупе-Идальго, по которому США получили территории, включая Калифорнию, Нью-Мексико, Аризону, Юту и Неваду. В это время президент Мексики Бенито Хуарес решил приостановить выплату внешнего долга, что вызвало гнев испанцев, британцев и французов, каждый из которых послал войска для оккупации Веракруса. Испания и Великобритания вскоре отступили, но у французского императора Наполеона III были другие идеи, и он намеревался завоевать Мексику как государство-сателлит с эрцгерцогом Австрийским Максимилианом в качестве лидера, которым он мог манипулировать. В конце концов французы потерпели поражение, и мексиканцы до сих пор отмечают эту победу национальным праздником.
С 1876 по 1911 год диктатура Порфирио Диаса (1830-1915) сочетала развитие и растущее неравенство. Режим был источником десятилетней гражданской войны, в которой выявились ведущие деятели мексиканской революции, в частности, Эмилиано Сапата и Франсиско «Панчо» Вилья. Наконец, в 1934 году Ласаро Карденас стал президентом и, применив Программу Национальной революционной партии (НРП, позднее ставшая ИРП — Институционально-революционной партией), провел аграрную реформу и национализировал нефтяную промышленность. Страна стабилизировалась, экономика оживилась. Мексика вступила во Вторую мировую войну на стороне США. Он стал членом ООН в 1945.
Экономический бум послевоенного периода был внезапно омрачен нефтяным кризисом 1973 года. Страна вступила в рецессию, но открытие крупных месторождений нефти в 1976 году помогло различным отраслям промышленности и положило начало глубоким социальным реформам. В 1982 году Мексика столкнулась с тяжелым экономическим кризисом, в ходе которого песо потерял 50% своей стоимости, после чего последовали 12 лет жесткой экономии и приватизации. Однако в 1994 году экономика начала восстанавливаться, и в том же году Мексика присоединилась к США и Канаде на Североамериканском рынке свободной торговли. В штате Чьяпас Сапатистская армия национального освобождения, казалось, представляла культурные и социальные потребности коренных жителей. В то время как помощь США при администрации Клинтона способствовала перезапуску экономики, конфликт в Чьяпасе усугубил ее. Соглашения то подписывались, то нарушались. В 2000 году христианский демократ Висенте Фокс положил конец 71-летнему пребыванию у власти PRI. В 2018 году президентом Мексики стал Андрес Мануэль Лопес Обрадор.
Политика
Мексика является Федеративной Республикой. Исполнительная власть: президент избирается каждые шесть лет всеобщим голосованием (не переизбирается). Президент является одновременно главой государства и главой правительства. Законодательный орган: Парламент состоит из 2 палат, Сената (128 сенаторов, избираемых на 6 лет всеобщим голосованием) и Палаты депутатов (500 членов, избираемых на 3 года всеобщим голосованием).
Знаменитость
Одним из величайших деятелей мексиканской культурной жизни является поэт и эссеист Октавио Пас (19 лет).14-1998), лауреат Нобелевской премии по литературе 1990 года. Карлос Фуэнтес (1928-2012) и Хуан Рульфо (1917-1986) также считаются одними из великих литераторов Мексики.
Однако современные писатели не должны затмевать великие произведения начала ХХ века – таких авторов, как Мариано Асуэла (1873–1952), Мартин Луис Гусман (1887–1976) и Альфонсо Рейес (1889–1951). Их работы, связанные с революцией 1910 года, пользовались огромной популярностью. Своими политическими фресками Диего Ривера (1886–1957) является символической фигурой настенной живописи, наряду с другими крупными представителями, такими как Хосе Клементе Ороско (1883–1919).49) и Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974).
Другой легендарной фигурой была художница Фрида Кало (1907-1954), жена Диего Риверы и икона современного феминизма. В политике Мигель Идальго (1753-1811) выступил с первым призывом к национальному восстанию. Другой великий деятель, Бенито Хуарес (1806-1872), на сегодняшний день является единственным мексиканским президентом коренного происхождения. Эмилиано Сапата (1883–1919) и Панчо Вилья (1878–1923) были легендарными генералами революции 1910 года. «Герой крестьян» Сапата считается символом борьбы мелких фермеров, воплощением которого сегодня является субкоманданте Маркос (Рафаэль Себастьян Гильен Висенте, 19 г.р.).57).
Долорес дель Рио (1905-1983) тоже стоит упомянуть – актриса, которая могла достойно сыграть все – она была невероятно красивой и популярной, ее карьера длилась более 50 лет.
Хорошие манеры
В ресторанах вас может поразить скорость обслуживания – в Мексике это признак качества. Махоизм глубоко укоренился в мексиканском менталитете. Времена меняются, и отношения всегда развиваются, но многие традиции остаются – будь то выпивка, коррида или родео с дикими лошадьми, здесь часто проявляется мужественность, а гордость является важной частью культуры. Мексиканцы любят поболтать, или «platica», как это называется по-испански, но лучше избегать спорных тем и воздерживаться от критики правительства. Если во время вашего пребывания возникнут какие-либо проблемы, старайтесь оставаться добрым, вежливым и спокойным — обычно нет смысла расстраиваться, а мексиканцы лучше реагируют на сдержанный образ. Расписание может быть плотным по всей стране — автобусы часто опаздывают, и редко бывает назначенная встреча вовремя. В исторических местах штативы обычно запрещены, а использование видеокамеры часто облагается налогом в размере около 4 евро. Для профессиональных камер необходимо получить специальное разрешение и оплатить необходимые сборы.
Покупки
Богатство, разнообразие и креативность мексиканских ремесел огромны и часто удивительны. Местные рынки превосходны, и вы будете избалованы выбором, блуждая по прилавкам, каждый из которых от пола до потолка забит привлекательными товарами. Гончарное дело — исконная традиция Мексики, требующая тщательной работы и часто использующая оригинальные методы. Лучшие гончарные изделия можно найти в Оахаке, Пуэбле, Тонала, Тлакепаке и Гвадалахаре. Ткани и корзины — еще одна мексиканская традиция, которая обеспечивает одежду, шарфы, одеяла, корзины и тростниковые циновки. Это фирменные блюда Хокотепека, Пацкуаро, Мериды, Веракруса, Оахаки и Чьяпаса. Керамика Талавера славится своими красивыми цветными узорами, и многие мастера до сих пор используют тот же производственный процесс, который использовался в течение последних 200 лет. За лучшей керамикой Талаверы отправляйтесь в Оахаку, Гвадалахару, Тоналу и Сан-Кристобаль-лас-Касас. Кожа хорошего качества, от ботинок до сумок, от ремней до кошельков, предлагается по привлекательным ценам, особенно в Гвадалахаре, Леоне и Монтеррее. Мексика также является крупнейшим производителем серебра в мире — столица находится в Таско, но вы также найдете великолепные изделия из серебра в Тлакепаке, Мексике, Сакатекасе и Гуанахуато. И это только начало — другие фантастические возможности для шоппинга повсюду: от замысловатых медных изделий, деревянной мебели и скульптур до статуэток из папье-маше и знаменитых деревьев жизни (árboles de la vida), сногсшибательных глиняных скульптур, покрытых красочными фигурками.
Еда
Известный во всем мире своим божественным вкусом и одной из самых общительных кухонь, мексиканская кухня на ее родине — это все, что вы можете пожелать. Во многих региональных вариантах основой мексиканской кухни остается тортилья. В зависимости от того, какое блюдо вы предпочитаете, тортилья превращается в тако, энчиладу или кесадилью. Эти основные блюда всегда сопровождаются другими национальными деликатесами – восхитительным гуакамоле и сальсой всех форм и размеров. Среди блюд, как правило, вы также найдете суп, с которого начинается большинство мексиканских блюд, а в меню страны много мексиканских бобов и пряных овощей. Мир обязан Мексике широким использованием в рецептах фасоли, кукурузы, тыквы, помидоров, шоколада, авокадо, папайи, гуавы, ванили, десятков специй и острого перца. Вы также можете использовать свое пребывание, чтобы открыть для себя широкий ассортимент тропических фруктов, которые никогда не были такими вкусными, как ананас, банан, папайя, манго, гуава, гранат или редкие находки, такие как мамей сапоте, саподилла, черимойя или опунция.
Напиток
Водопроводная вода не пригодна для питья, и даже мексиканцы не пьют ее. Национальный напиток – это, конечно же, текила. Его извлекают из кактуса, агавы, сок которых перегоняют после ферментации. Среди кактусовых спиртов также стоит упомянуть пульке, существовавшую во времена ацтеков. Второй национальный напиток – пиво. Если Sol и Corona сейчас известны во всем мире, то существует множество других местных сортов. Мексика — еще один вариант, и страна производит вино в Нижней Калифорнии и Идальго. Наконец, не забудьте мексиканские коктейли! Забудьте об обычной пина-коладе или маргарите — мексиканцы серьезно относятся к коктейлям, и в меню бара обычно есть несколько вариантов. Безалкогольные напитки и фруктовые соки есть везде — есть все виды, и все они вкусные.
Что касается религии, мексиканцы более католики и часто более традиционны, чем американцы мексиканского происхождения.
Несмотря на то, что американцы мексиканского происхождения и мексиканцы имеют общие культурные корни, американцы мексиканского происхождения не так сильно католики, как мексиканцы. Кроме того, американские католики мексиканского происхождения придерживаются менее традиционных взглядов на некоторые основные католические учения, чем католики, живущие в Мексике.
По данным Бюро переписи населения США, около двух третей латиноамериканцев в США — более 20 миллионов взрослых — имеют мексиканское происхождение. Многие из этих мексиканских американцев родились в Мексике, перенеся свой язык, культуру и религию через границу.
Однако согласно двум недавним исследованиям Pew Research, с точки зрения религиозной принадлежности между мексиканцами и американцами мексиканского происхождения существуют значительные различия. Большинство представителей обеих групп идентифицируют себя как католики, но процент католиков на 20 процентных пунктов выше среди мексиканцев (81%), чем среди американцев мексиканского происхождения (61%). Между тем, больше американцев мексиканского происхождения, чем мексиканцев, являются протестантами (18% против 9%) или не принадлежат к какой-либо религии (17% против 7%).
Даже среди католиков эти две группы придерживаются очень разных взглядов на некоторые церковные учения. Например, мексиканские католики значительно реже, чем мексиканско-американские католики, заявляют, что католическая церковь должна разрешать священникам вступать в брак, а женщинам — рукополагать в священники.
Действительно, всего 31% мексиканских католиков выступают за изменение церковной политики в отношении священства, то есть за разрешение священникам вступать в брак или женщинам становиться священниками. Напротив, около половины или более мексикано-американских католиков говорят, что священники должны иметь возможность вступать в брак и что священство должно быть открыто для женщин.
Американские католики мексиканского происхождения, родившиеся в США, особенно склонны поддерживать изменения в священстве, причем около двух третей говорят, что священники должны иметь возможность вступать в брак, а женщины должны иметь возможность становиться священниками. Независимо от того, отражают ли эти уровни поддержки перемен среди родившихся в Америке влияние аккультурации, эти проценты примерно сопоставимы с соответствующими долями католиков США в целом, которые поддерживают эти изменения (72% и 68% соответственно).
Даже среди тех католиков, которые родились в Мексике и позже эмигрировали в Соединенные Штаты, примерно половина говорит, что католическим священникам следует разрешить вступать в брак, а 45% говорят, что они поддерживают идею женщин-священников. треть мексиканских католиков, высказывающих каждое из этих мнений.
В то же время мексиканские и мексиканско-американские католики действительно демонстрируют сходство в некоторых областях религиозной практики и убеждений.