Какая религия в чехии: Религия в Чехии / Travel.Ru / Страны / Чехия

Религия в Чехии / Travel.Ru / Страны / Чехия

  1. Travel.ru
  2. Страны
  3. Чехия
  4. Культура
  5. Религия
  • Отели
  • Авиабилеты

Чехия довольно необычна с точки зрения религии. С одной стороны — это типично католическая страна, в которой церковь долгое время играла важнейшую роль. С другой — это один из исторических центров православия и родина реформаторского движения гуситов (день Яна Гуса — 6 июля — является национальным праздником), а также один из крупнейших европейских центров иудаизма. В итоге столь сложное смешение конфессий привело к формированию уникального религиозного поля, а Прага давно и заслуженно носит титул «готической и мистической столицы Европы». Неудивительно, что и Голем, и гусит, и робот — понятия, тесно связанные с этой страной. А интерьеры, архитектура и отделка местных храмов поистине великолепны.

Большинство местных верующих (27%) принадлежат к римско-католической церкви, 2% — протестанты, около 3% — приверженцы Чешской реформатской и Гуситской церквей, а также православные (около 3%, причем это число неуклонно растет за счет эмигрантов). При этом, согласно последней переписи населения (2001 год), 59% граждан Чехии вообще не относят себя к какой-либо религии или церкви, поэтому действительная статистика далека от официальной.

Хотя большинство чехов сложно назвать очень религиозными людьми, они действительно с уважением относятся к вере (причем необязательно только к своей) и соблюдают множество правил культа. Газеты регулярно издают списки дней святых и люди празднуют свои именины наравне с днем рождения, церковные праздники отмечаются по всей стране, а многие храмы восстановлены и активно действуют. При входе в церковь действуют те же правила приличия, что и у нас.

Народные же чешские обычаи, как правило, основываются не на христианской, а на языческой, исторической или этнической традиции. Причем, в отличие от многих прилегающих стран, чехи постепенно уравнивают их статус с официальными праздниками. И сейчас такие древние обряды, как «Шествие королей», пасхальные «Помлазки» (языческий обычай «охаживания» женщин плетеными из вербы плеточками, проводится в Пасхальный понедельник) и колядки, «Сожжение ведьм» и «Вальпургиева ночь» (с 30 апреля на 1 мая), «Время любви» (1 мая) с украшением «майских деревьев» (по-чешски — «майки»), осенний праздник сбора урожая «Дожинок», День поминовения усопших (1 и 2 ноября) и «Барборки» (День святой Барбары, 4 декабря), приобретают все большую популярность.

Неудивительно, что сохранились и многие древние языческие символы, вроде изображений языческих богов (Радегаста в первую очередь) и сакральных знаков, присутствующих даже на торговых логотипах, а также традиции, такие как праздник середины лета (Иван Купала).

При этом сказки, старинные легенды и предания занимают в местной культуре весьма почетное место. Даже многие вполне исторически достоверные события здесь довольно вольготно переложены на поэтический язык и давно превратились во что-то подобное былинам — сами чехи свято верят в их правдивость.

Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)

01.03.2017 | dmrogРытьё могил на благо церкви. Чехия, Кутна Гора

—>

Пражская Лорета: амбит и Храм Рождества Господня

Согласно архитектурному решению, прежде чем паломник подойдет к Святой хижине, он имеет возможность пройти серверную часть амбита с пристроенными часовнями. Читать дальше →

lebkatvas | осень 2016

Пражская Лорета: Сокровищница

В Сокровищнице Пражской Лореты выставлены дары, подаренные паломниками и почитателями Лоретанской Богородицы — это почти исключительно произведения эпохи строительства Лореты. Читать дальше →

lebkatvas | осень 2016

Пражская Лорета: Святая хижина Девы Марии Лоретанской

Лорета — комплекс исторических построек на восточной стороне Лоретанской площади в Градчанах, которая представляет собой копию святой Хижины Девы Марии в итальянском городе Лорето. Читать дальше →

lebkatvas | осень 2016

  • В Чехии даже монахи варят пиво

  • Пражский Еврейский музей возобновляет выставочную деятельность.

  • Чехи впервые выставили на обозрение свою национальную реликвию.

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США — так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах

Какая вера, религия и ритуалы в Чехии?

Юра Залога

  • Скопировать ссылку

Оглавление

[Скрыть]

Вероисповедание Представители церкви Ритуалы и святые места Чехии Смерть и жизнь после смерти

Вероисповедание

Христианство распространилось на территории Чехии в 9 веке. На западе страны немецкие миссионеры прививали католическую веру, на востоке византийские посланники – православную. Восточными миссионерами были братья Константин (позже он стал Кириллом) и Мефодий, уроженцы Фессалоники (Македония).

Их пригласил в 863 году Ростислав, правитель Великой Моравии. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую письменность, перевели на славянский язык часть Библии. В концу 9 века сюда пришли мадьяре, Великая Моравия распалась, и влияние православной церкви было ослаблено. Епископство было создано в 973 году в Праге, латинский язык стал языком литургий и все большее распространение начало приобретать католичество.

В первой половине 15 века отношения с Римом дали трещину вследствие движения Реформации, начатого Яном Гусом. Гус был сожжен на костре в Констанце в 1415 году. Его деятельность заняла свое место в национальном наследии.

В середине 16 века Фердинанд I, император Священной Римской империи и король Богемии, пытался установить власть римско-католической церкви над чешским народом. После битвы при Белой Горе в 1620 году католицизм и власть Габсбургов были приравнены к символам иностранного гнета.

Точных данных о количестве приверженцев тех или иных конфессий нет. Предположительно, католики составляют 40%, протестанты – 4-5%, православные – 1%, атеисты, агностики – 54%. Моравские католики являются более ярыми религиозными приверженцами. Религиозные настроения всегда были сильнее у сельского населения.

В послевоенный период наметилась тенденция к более светскому образу жизни. 41 год коммунистического правления (с 1948 по 1989 гг.) еще больше свел на нет религиозные практики. Регулярно посещающие мессы подвергались дискриминации в плане профессиональной карьеры. С 1989 года началось возрождение религиозных обрядов, особенно это заметно среди молодежи.

До Второй мировой войны в Чехии жило около 120 тысяч евреев. Некоторые смогли эмигрировать, но 80 тысячам было суждено погибнуть в нацистских концлагерях. Немногие из переживших Холокост вернулись обратно в Чехию.

Представители церкви

Пражская епархия Римско-католической церкви основана в 1344 году, епархия в Оломоуце (Моравия) – в 1777 году. Архиепископ Пражской архиепархии является единственным в Чехии кардиналом. Кроме того, имеются шесть епархий, возглавляемых епикоскопами – четыре в Богемии и две в Моравии.

Протестантские церкви (в чешском языке их называют термином, который можно перевести как «евангелические») обычно маленькие, менее иерархизированы. Есть религиозных учреждения баптистов, Чешских братьев, Чехословацкой гуситской церкви, Свидетелей Иеговых, методистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и Силезской евангелической церкви. Кроме того, зарегистрированы объединения Чешской православной церкви, Старой католической, унитариев и Федерации еврейских общин в Чехии.

Ритуалы и святые места Чехии

Католические церкви или часовни построены даже в самых маленьких поселениях. Религиозные постройки других конфессий находятся только в тех местах, где довольно велика численность общины. Небольшие группы собираются на богослужения в частных домах или в арендованных помещениях.

Благочестивым верующим надлежит каждый год совершать паломничество в святые места. Некоторые из таких мест известны по всей стране. Например, начиная с 1647 года паломники ходят к Святой Горе – горе Пршибрам, расположенной в центральной Богемии.

С 1990 года проходят паломничества в восточной Моравии (Гостын и Велеград). Многие ежегодные церемония превратились в события, по своей сути напоминающие ярмарочные шествия, которые объединяют тысячи людей. Примером этому является ярмарка Матфея (matějská pout), которая проходят на окраине Праги весной.

Смерть и жизнь после смерти

Все серьезные приверженцы христианской церкви, будь то католики или протестанты, верят в загробную жизнь. Даже те, кто обычно не слишком часто ходит в церковь, в случае смерти близкого человека старается соблюсти все религиозные обряды.

Раньше всех мертвых хоронили в гробах, а над могилой ставили надгробия. В последние 50 лет кремация стала общепринятой практикой, но в сельской местности до сих пор чаще всего людей хоронят в земле.

Читайте также:

  • Флаг США (Соединенных Штатов Америки)
  • Где недорого поесть в Санкт-Петербурге
  • Жилье в Монако: отели, апартаменты, яхты, виллы.
  • Топ 5 лакшери отелей в Шарм-эль-Шейхе
  • Кемер для семейного отдыха

Есть что добавить?

Большинство чехов не верят в Бога

Подавляющее большинство взрослых в Центральной и Восточной Европе отождествляют себя с религиозной группой и верят в Бога, согласно недавнему исследованию, проведенному Pew Research Center в 18 странах региона. Но в одной стране исключение из этого правила: Чешская Республика, где большинство населения не имеет религиозной принадлежности и не верит в Бога.

Около семи из десяти чехов (72%) не идентифицируют себя с религиозной группой, в том числе 46% описывают свою религию как «ничего особенного» и еще 25% говорят, что «атеист» описывает свою религиозную принадлежность. Что касается религиозной веры — в отличие от религиозной идентичности — 66% чехов говорят, что не верят в Бога, по сравнению с 29% опрошенных.% кто делает. (Хотя может показаться, что отсутствие религиозной принадлежности и отсутствие веры идут рука об руку, это не всегда так. Например, в США большинство нерелигиозных взрослых — 61% — говорят, что верят в Бога.)

Даже в бывшем Восточном блоке, где на протяжении большей части 20-го века доминировал официально атеистический Советский Союз, Чешская Республика является крупным исключением по обоим этим показателям.

Вера в Бога широко распространена в регионе, в среднем 86% в 18 опрошенных странах выражают эту веру, в том числе 86% в соседней Польше и 59% в Венгрии. А если говорить о религиозной идентичности, то единственной опрошенной страной, помимо Чехии, где более четверти населения не исповедуют никакой религии, является Эстония (45%). В десяти странах региона православные христиане составляют примерно семь или более взрослых, а еще в четырех странах большинство составляют католики.

В Чешской Республике издавна проживало большое неаффилированное население, и ученые ссылаются на многовековые исторические причины этого. На самом деле, 64% взрослых чехов, участвовавших в недавнем опросе Центра, говорят, что выросли без какой-либо религиозной принадлежности. В другом отчете исследовательского центра Pew Research Center прогнозируется, что в обозримом будущем страна останется в значительной степени неаффилированной, что отражено в выводах опроса о том, что 79% чешских родителей воспитывают детей самостоятельно.

Кроме того, 29% взрослых чехов, выросших в религиозной группе (в основном католицизме), в настоящее время не аффилированы, что намного выше, чем в среднем по региону в 3%.

Как и следовало ожидать, учитывая такое большое количество нерелигиозных взрослых, чешская общественность склонна придерживаться менее консервативных социальных взглядов и участвовать в меньшем количестве религиозных мероприятий по сравнению со своими соседями. Например, чехи имеют один из самых высоких уровней поддержки легальных абортов (84%) и однополых браков (65%) в регионе. Точно так же они, скорее всего, скажут, что они никогда не посещают религиозные службы (55%) и не молятся (68%).

Аналогичная картина возникает, когда речь идет о различных религиозных концепциях, таких как чудеса, существование души или судьба. Что касается большинства религиозных верований, упомянутых в опросе, то Чешская Республика имеет один из самых низких уровней веры в регионе и, как правило, намного ниже среднего по региону. Например, 19% чехов верят в ад по сравнению со средним региональным показателем в 54%, что включает примерно шесть из десяти взрослых в Польше (62%) и Хорватии (60%).

Но это не значит, что в стране полностью отсутствуют религиозные или сверхъестественные верования. Несмотря на относительно низкий уровень веры в каждую концепцию, большинство чешской общественности (65%) верит в , по крайней мере, одну из девяти концепций, включенных в исследование (вера в Бога плюс восемь пунктов в сопроводительной таблице). Даже среди нерелигиозных чехов 52% верят хотя бы в одну из концепций, в том числе около трети (32%) верят в судьбу (т. е. в то, что ход жизни во многом или полностью предопределен). Да и в целом чехи скорее верят в существование души и судьбы, чем в Бога.

Еще одним признаком сложных отношений Чешской Республики с религией является отношение к религиозным учреждениям. Несмотря на то, что они не связаны с такими учреждениями в большом количестве, отношение чехов к таким учреждениям ненамного более негативное, чем отношение к ним в остальной части региона.

Например, хотя чехи в целом реже, чем жители Центральной и Восточной Европы, говорят, что религиозные институты укрепляют как социальные связи, так и мораль в обществе, 51% чехов согласны с тем, что «религиозные институты играют важную роль в помощи бедным и нуждающимся» – почти идентично среднему по региону 50%.

В опросе также задавался вопрос о нескольких потенциальных негативных чертах религиозных учреждений, и чехи чаще, чем другие, говорят, что религиозные учреждения слишком много внимания уделяют правилам. Но доли взрослых чехов, которые говорят, что религиозные учреждения слишком сосредоточены на деньгах и власти (55%) или слишком вовлечены в политику (42%), аналогичны средним по региону (51% и 39% соответственно).

Джонатан Эванс — научный сотрудник, занимающийся исследованиями в области религии в Исследовательском центре Пью.

СООБЩЕНИЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

Религия в Чешской Республике ошибочно определена и в свете пандемии может оказаться пророческой для остального мира они нерелигиозны, на самом деле 66% населения страны говорят, что не

верят в бога, а 25% идентифицируют себя как атеисты.

Тем не менее, если заглянуть под поверхность и изучить историю, одна из так называемых самых атеистических стран в мире выглядит гораздо менее атеистичной.

Точнее, чехи обладают индивидуальной нетрадиционной духовностью, не продиктованной состоянием мира.

По словам доктора Зденека Войтишека, заведующего кафедрой религиоведения гуситского богословского факультета Карлова университета, чехи не доверяют учреждениям, особенно религиозным учреждениям. «Они не решаются стать членами какой-либо организации или церкви», — сказал он. «Такое отрицание часто выражается предложением, я атеист».

Однако доктор Войтишек уточняет, что если атеизм — это отрицание трансцендентной реальности, то чехи — полная противоположность. Заявление об атеизме — это заявление об общественной солидарности в идентификации себя как чеха, а не о духовном отвержении. «Чехи очень сильны в обнаружении различных видов предсказаний, пророчеств, исцеления, энергетического исцеления, естественного исцеления и позитивного мышления», — сказал он.

Более того, в отличие от большинства других людей, доктор Войтишек не считает, что пандемия положительно повлияла на уровень духовности или религиозной веры чехов.

За последние несколько десятилетий религия пришла в упадок, но с COVID-19 многие люди начали искать уверенность в экзистенциальном. Настолько, что 30% жителей США, 16% Испании и 10% Южной Кореи укрепили свою веру с начала пандемии COVID-19. Все они являются общеизвестными религиозными обществами, тогда как Чешская Республика осталась неизменной в своем высоком уровне духовной активности.

Когда я прогуливался по Праге, чтобы узнать мнение чехов о религии и духовности в Чешской Республике, меня удивил уровень колебаний или полный отказ участвовать в этом обсуждении, поскольку они назвали эту тему слишком «деликатной»

.

Тем не менее, поинтересовавшись этим, 14 человек были достаточно любезны, чтобы обсудить религию, но все же предпочли остаться анонимными, учитывая клеймо вокруг веры.

Неудивительно, что 57% людей ответили, что они вообще не религиозны. Они называли религию «неправильной», церкви «злом», религией «устаревшей», а слова «вера в бога» даже «вульгарными»9.0003

С другой стороны, 36% людей считали себя религиозными. Один человек оказался священником, который чувствовал, что религия в Чешской Республике на подъеме. «Меня удивило, что в церквях много людей, — сказал он. «Я встречаю верующих пожилых людей и верующих молодых людей… Я видел, как у людей горит вера, страсть и радость по христианской вере».

Одна еврейская женщина выразила большое чувство солидарности со стороны сообщества в Праге во время COVID, описав людей, помогающих больным и молящихся онлайн; однако, по ее словам, большинство из 2000 евреев в Праге не исповедуют своей религиозной веры. «Большинство членов общины посещают синагогу, может быть, два-три раза в год», — сказала она.

Другим удивительным ответом было то, что 50% опрошенных сказали, что они духовны или очень духовны.

Большинство, независимо от их собственных убеждений, чувствовали, что духовность в Чешской Республике находится на подъеме, но те, кто чувствовал себя духовным, имели очень уникальный способ приблизиться к трансцендентному. Один мужчина даже сказал, что верит во что-то похожее на Валгаллу из скандинавской мифологии.

Еще более уникальным для Чешской Республики было то, что предсказывал д-р Войтишек: 60% тех, кто выражал какую-либо склонность к религии или духовности до пандемии, либо не изменились в вере, либо ухудшились в религиозной вере и духовности. с начала пандемии.

Доктор Войтишек прослеживает причины скептической чешской атеистической идентичности на сто лет назад. «Во времена Австро-Венгерской империи чехи чувствовали себя угнетенными и стремились к освобождению», — сказал он. «Таким образом, чехи, в надежде основать свое государство и снова стать состоявшейся нацией, боролись с Австро-Венгерской империей не физически, а идеологически, выступая против Римско-католической церкви».

Преподобный Томаш Халик, чешский римско-католический священник, философ, теолог и бывший коммунистический диссидент, был достаточно любезен, чтобы поделиться речью, которую он произнес в Бостонском колледже о состоянии религии в Чешской Республике, в которой он расшифровывает новейшую историю.

Халик описывает первый серьезный прорыв в вере во времена коммунизма, когда «многие священники сменили христианскую веру на национализм, объявив веру «работой на благо нации». Нация стала их богом».

Затем он приписывает второй прорыв, когда католицизм начал свой «крестовый поход против модернизма», когда большая часть образованных слоев населения покинула церковь.

Халик назвал этот «крестовый поход против модернизма» не только нарушением веры в Чешской Республике, но и расколом внутри католической церкви: половина в католицизме, строгая в традициях, непоколебимая в таких понятиях, как однополые браки , или аборты, а в другой половине католицизм открыт для перемен и разговоров с посторонними.

Чешский архиепископ кардинал Доминик Дука представляет сегодня консервативные аспекты церкви.

Католическое информационное агентство процитировало его слова: «Я хотел бы сказать католическому миру, чтобы он не боялся своих традиций». Традиции ссылаться на собственные утверждения вокруг строгой гендерной идеологии.

Несмотря на то, что открытый коммунизм покинул эту страну 30 лет назад, в религиозной вере по-прежнему наблюдается значительный раскол и отсутствие религиозного единообразия. Халик объясняет это тем, как миссионеры проповедуют в Чешской Республике.

Он описывает два основных типа миссионеров: евангельских христиан-фундаменталистов из США, «размахивающих Библией в одной руке и гамбургером в другой», и консервативных католиков с Запада, которые ожидали, что их примут как героев. Для Халика оба проваливаются в естественном для чехов состоянии скептицизма.

Несмотря на это, у Халика остается надежда. «Христианство возможно в высоко секуляризованном обществе» только тогда, когда евангелизация рассматривается не как «воспитание, а как инкультурация».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *