Казахи история: происхождение народа, где и как живут, фото

происхождение народа, где и как живут, фото

Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, в которой есть заимствования из других народов, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях.

История

История казахского народа охватывает несколько периодов, в том числе:

  • Ранний;
  • Средние века;
  • Казахское ханство;
  • История в составе Российской империи и СССР;
  • История современного независимого Казахстана.

Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале 15-ого века начинается формирование Казахского ханства. Тюрские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине 15-го века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронули Ногайскую Орду.
Сближению Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы прошлого века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. Многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена второй мировой войны около 500 тысяч человек оказались призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы Российской Федерации и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.

Жизнь в разных странах

Казахи проживают в ряде стран: Россия, Китай, Узбекистан, Киргизия, Туркмения. В Китае казахский народ пребывал еще в 12 веке. В страну также произошла массовая эмиграция во время голодных лет. Многие из них в повседневной жизни говорят на казахском языке, а правительство КНР активно поддерживает расселение людей, создавая автономные образования. Например, одним из таких является образование Аксай-Казахский автономный уезд. В Китае издаются газеты на казахском языке, есть несколько телеканалов, заметных сложностей в трудоустройстве нет.
На территории Российский Федерации проживает несколько сотен тысяч казахов. Многие образуют общины, крупнейшими из которых стали Омская, Саратовская, Оренбургская и Астраханская. В России предусмотрены школы, где преподают казахский, но обучение на казахском языке не предусмотрено.
Более 100 тысяч казахов живет на территории Монголии, значительная часть проживает в Узбекистане, а в Киргизии они имеют статус национального меньшинства. Для всех казахов, за исключением тех, что проживают в России, характерна массовая репатриация на родину, чему способствует само государство Казахстана.

Религия

Казахи в большинстве своем являются мусульманами. Атеистов в Казахстане насчитывается не более 100 тысяч человек. Влияние ислама на казахский народ носит исторический характер. В конце 10 столетия он был официально утвержден как государственная религия. Следует однако отметить, что современные казахи соблюдают не все обряды, например, нарушается порядок намаза. Причина такого отношения кроется в светской политике Советской власти, которая преследовала любую религиозную деятельность, ограничивая возможности миссионеров.
Сохранилось и языческое верование — тенгрианство. Оно предусматривает поклонение духам и богам природы, тяготеет к тотемизму. Шаманизм не считается государственной религией, однако жители сельских районов до сих пор придерживаются давних ритуалов и поклоняются языческим богам. Подобная ситуация вызывает массу противоречий у мусульман, которые также негативно относятся к традиционным казахским обычаям, часто противоречащим предписанию Корана. В целом же представители ислама и тенгрианства существуют мирно.

Культура

В культурном отношении казахи прославились благодаря музыке. Мелодии исполняются мастерами на домбре — миниатюрном струнном инструменте, похожем на гитару. Под аккомпанемент музыканта певцы-акыны исполняют народные песни. У казахов еще много веков назад появилась особая форма состязания — айтыс. В нем каждый должен продемонстрировать свой музыкальный талант. Даже сейчас акын считается не просто родом занятий, а настоящей профессией.
Акыны пели не по нотам, им требовалось практически на ходу сочинять рифмы и успевать попадать в такт. Таким образом, песни акынов строятся на импровизации, что делает профессию очень сложной. Исполнить песню недостаточно, ведь она должна захватить ум и сердце слушателя.
Казахская литература насчитывает много веков, однако ее письменная форма сложилась не ранее чем в 19 веке. В советский период вновь получила развитие устная литература, посвященная революции и ее деятелям. Популяризации казахской литературы способствовала советская пропаганда. В середине прошлого века в Казахстане получила огромную популярность научная фантастика, а в начале 21 века сформировался постмодернизм. Сейчас литература Казахстана все больше тяготеет к Западу.
В Казахстане расположено несколько памятников всемирного наследия, внесенных в список объектов ЮНЕСКО.

Традиции

Казахский народ имеет множество традиций, которые формировались на протяжении долгого времени. Одной из важных традиций является воспитание детей. За каждым сыном должны присматривать разные люди, чтобы ребенок мог получить от всех опыт, который пригодится ему в жизни. Распространен институт «семи предков», подразумевающий важность родственных связей. Распределение в семье сыновей по обычаям казахского народа требовало, чтобы старшего сына отправляли на воспитание к бабушке и дедушке, среднего обучали военному делу, а младшего оставляли у родителей, чтобы он в дальнейшем помогал с хозяйством. Важность мужской линии была несоизмерима больше, чем женской. Казахи считали внуками только тех, кто рождался от их сыновей.
У казахов есть много свадебных обрядов, причем большое внимание в культе брака отводится предкам. Каждому казаху надлежит знать свою родословную до седьмого поколения. Это необходимо для соблюдения запрета — нельзя выходить замуж (жениться) на представителях своего рода. Бракосочетание происходило обычно в юные годы, девушки становились женами уже в 14 лет, мужчины в 14-15.
Не менее важным пунктом в традициях казахского народа является гостеприимство. Гостя надлежало принимать в обязательном порядке, поскольку отказавшего ему в воде и еде облагали штрафом. Традиция велела угощать гостя лучшей едой, подавать кумыс, айран, затем налить чай и угостить сладостями. После подавали горячие блюда. Обычно баранину или конину (мясные и колбасные изделия).
Особой традицией является конный спорт, скачки как таковые считаются национальным видом состязаний. У казахов насчитывается не менее 10 национальных видов спорта и игр. Практически во всех присутствует свои обычаи. Например, в алтыбакане молодые люди поют песни, гуляют и танцуют. Забавной игрой является кыз куумай, в которой юноши должны догонять девушек на лошади. Если молодому человеку удастся догнать девушку, он должен подарить ей поцелуй. Затем они меняются местами, и молодому человеку нужно во что бы то ни стало убежать от девушки, преследующей его на коне, иначе она имеет право отстегать его. Одним из самых сложных состязаний считается кокпар. В нем все участники должны бороться за тушу барана, при этом сама игра позволяет определить наиболее сильного, ловкого и опытного наездника, способного удержаться в седле. Сложность игры заключается в том, что она может длиться часами.
Отношение к традициям у казахов в целом очень серьезное. Им посвящаются фильмы, реклама, государство старается пропагандировать возрождение традиций как основу для укрепления самосознания народа.

Жилище

Традиционным жилищем казахов является юрта. Сейчас этот вид жилища не устарел, используется многими фермерами, занимающимися животноводством. Каркас юрты представляет собой скрепленные крест-накрест, образующие ромбовидные отверстия жерди. Форма жилища цилиндрическая с конусообразной крышей, в центре которой есть отверстие для выхода дыма. Для утепления юрта обтягивается толстым слоем войлока. В центре юрты располагался очаг, возле которого складывали дрова. Очаг служил для обогрева и приготовления пищи. Принимали пищу за маленькими столиками на низких ножках, сидя на коврах. Спальное место представляло из себя набор меховых шкур, сложенных друг на друга. Раньше позволить себе подобную роскошь могли только богатые купцы. Сейчас многие казахи могут разместиться с комфортом в юрте.
Самым почетным местом является небольшая кушетка с высокими бортами, возле нее ставится маленький столик для ног. Также глава дома может восседать на большом стуле, похожем на трон. Вещи хранятся в сундуках, посуда всегда должна быть под рукой. Вход в юрту сейчас закрывает дверь, которую защищают навесом. Ранее дверями не пользовались. Во время проветривания навес поднимали, позволяя воздуху естественным образом проникать в юрту.
Пространство юрты делится на мужское и женское. Мужчины обычно располагаются ближе к входной двери. Символом богатства у казахов, как и других кочевых народов, является ступа, в которой взбивают кумыс. Современные юрты часто используются для привлечения туристов. Отметим, что юрты могут использоваться не только как индивидуальные гостиницы, но и место для проведения похоронных обрядов. Бывают свадебные юрты, в которых жених с невестой проводят свою первую ночь после свадьбы.

Еда

Кухню казахов следует разделять на традиционную и современную. В ней присутствует много традиций, лицезреть которые можно на фестивале «Тойказан». Обычаи приготовления складывались веками, существует множество обрядов, связанных с готовкой еды.
Основу казахского рациона всегда составляли мясные блюда. В ней есть множество специфичных для европейца деликатесов. К примеру, казы-карта, представляющая собой нарезанную ломтями конину.
Казахи употребляют практически всю пищу животного происхождения: почки, сердце, легкие и т. д. Большую популярность имеют манты, которые готовятся с добавлением мяса и тыквы. Готовят их на пару, используя многослойный поднос из дерева. Вареная колбаса тоже пользуется спросом. Ее называют казы и готовят из конины. Колбаса казы может иметь малую, среднюю, высокую жирность. Пища кочевников сама по себе всегда была сытной и жирной, так как условия жизни требовали питаться плотно. Есть и такие блюда, которые могут сильно удивить. Среди них фаршированный желудок, который запекают в золе. Блюдо это настолько специфично, что даже оседлые казахи его едят редко.
Из рыбных блюд популярен коктал — это рыба, которую коптят вместе с овощами. Отличительной особенностью блюда является использование крупных особей, достигающих в весе 5 кг. Птица из пищи исключена практически полностью, так как у кочевников ее просто не было. Также отсутствует свинина, являющаяся запрещенным к употреблению продуктом в соответствии с наставлениями, изложенными в Коране.
Напитки у казахов тоже особые. Чтобы получить питательный напиток, они смешивают коровье молоко с простоквашей, которую делают на основе овечьего молока. Жидкость кипятят, затем добавляют сливочного масла. Получается очень калорийный напиток.
Хлеб — значимый продукт в казахской кухне. Его тоже делают питательным. Например, баурсаки выглядят как обычные кусочки теста, однако стоит приготовить их в кипящем масле, и получится сытная хлебная закуска. Казахи пекут в тандыре лепешки, а также делают их на кипящем масле (шелпек). Готовить такие хлебные блюда можно даже в походе, для чего используется казан. Казахи воспринимают шелпек и баурсаки как обязательное украшение стола, но насытиться ими можно с лихвой. Хлеб пекут на углях, на сковороде, делают из него сладости. Самой знаменитой сладостью является чак-чак, который может съесть любой человек, даже соблюдающий диету. Другое дело шертпек — крайне жирная сладость. Она представляет собой мед, смешанный с конским жиром, получаемым в результате приготовления колбасы.
Рацион современного казаха стал менее калорийным. Люди стараются выбирать пищу, которую употребляют восточные народности и европейцы. Многим знакома русская, белорусская и украинская кухни. Часто на столе бывают татарские, корейские блюда, казахи едят самсу, копчености, разного рода сладости, знакомые каждому жителю большого города: мороженое, конфеты, мармелад. Неизменными блюдами рациона остаются лагман и шашлык.

Язык

Казахский язык формировался в условиях влияния тюркского народа и испытал влияние со стороны других народностей. Сейчас выделяется несколько диалектов:

  1. Северо-восточный.
  2. Южный.
  3. Западный.

Отдельно рассматривается литературный язык. Современный облик языка претерпел сильные изменения в связи с образованием так называемых новоделов. Это группа слов, которые появились в результате влияния пуризма. Лингвисты отмечают, что многие слова выглядят усложненными, что связано со стремлением увеличить процент литературного лексикона в повседневном разговорном языке (в частности именно это характерно для пуризма). Казахи тоже отмечают неоднозначность появления новоделов. Трудно сказать наверняка, украшают ли они современный язык или просто усложняют его.

Жизнь

Жизнь казахов, проживающих в Казахстане, зависит от региона. Особенности уклада сформировали разные взгляды, которых придерживаются южане и жители северных регионов. Они вылились в особого рода различия.
Например, у южан на свадебное торжество может прийти три сотни гостей, а жители севера предпочитают звать только близких.
На севере Казахстана зимы наблюдаются холодные, поэтому люди привыкли к температуре в -20°С. А жители юга едва переносят 10-градусные морозы.
Большими приверженцами старых традиций считаются южане, которые стремятся менять фамилии, чтобы они были более похожи на казахские. Северяне остаются ближе к России, сохраняя фамилии, заканчивающиеся на «ев». Связано это скорее с нежеланием ввязываться в бюрократические проволочки — на севере живут люди более степенные, тогда как на юге более суетливые.
Северные казахи часто общаются на русском, а южные нередко пользуются узбекским. Это связано с влиянием приграничных государств, которое наблюдалось на протяжении всей истории казахов. Наконец, у южан принято наливать совсем немного чая, а северяне наливают напиток до самых краев.

Внешность

Одежда

Зимой казахи носили наряды из меха, используя выделку из шкур соболя, куницы, енота. Соболь и куница всегда считались самыми дорогими мехами. Небогатые люди могли пользоваться только шубами, сшитыми из шкуры домашнего животного. Это были не только овцы, но и верблюды.
Основной верхней одеждой мужчин и женщин был шапан — широкий халат, подпоясываемый поясом. Достаточно разнообразны были виды головных уборов:

  1. Войлочный колпак.
  2. Борык.
  3. Тюбетейка.
  4. Саукеле.

Последний вариант головного убора является наиболее дорогим. Его использовали только на свадьбу или важный праздник. Пояс белдик делали из кожи и бархата, украшали серебром, монетами, вышивкой. Для поясов, используемых воинами, предусматривали подвески. Плащи у казахов называются шекпен. Их делали из неокрашенной шерсти для повседневного ношения, парадный шекпен мог быть окрашен в пурпурный или синий. Основной обувью служили башмаки и сапоги, которые украшали бляшками из серебра. Мужские сапоги были черного, коричневого, серого цветов. Женщина носили красные сапожки.

Казахи постарались на славу, чтобы создать такую культуру, которой могли бы восхищаться все. Поэтому в последние годы туризм в их стране развивается весьма активными темпами. Политические сложности не делают их менее позитивным народом, ведь они хранят память предков, которые многое пережили, сумев остаться единым народом.

Видео

Танцы у казахов — это настоящая магия. Оцените, насколько красивы движения казахских танцовщиц, исполняющих праздничный танец, который обычно приурочен к свадебному торжеству.

Казахи в России: исторический очерк

Динамика казахстанско-российских отношений, проблемы и достижения в процессах интеграции на постсоветском пространстве настоятельно требуют осмысления исторического опыта взаимодействия наших народов и государств, анализа современного межэтнического и межкультурного диалога. В этом контексте история казахов в России представляет большой научный и практический интерес.

Казахстан — страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный в центре Евразии, Казахстан оказался на перекрестке древнейших цивилизаций мира, на пересечении транспортных артерий, социальных и экономических, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента.

Установление регулярных торговых и дипломатических связей между Казахстаном и Россией относится к ХVI в. После покорения Россией Казанского и Астраханского ханств границы Российского государства вплотную приблизились к казахским кочевьям. Во второй половине ХVI в. отмечен факт союза казахских ханов с Москвой в борьбе с “царем” Сибири Кучум-ханом. После того как Сибирь стала частью Российского государства в ХVI в., казахстанско-российская граница стала самой протяженной границей России с другими государствами.

В XVII–XVIII вв. джунгарские кочевые племена разворачивают широкомасштабную войну против казахского ханства. Для обретения гарантий собственной независимости и безопасности, казахские ханы стали искать военной защиты у Российской империи, которая в то время активно расширяла свои границы на восток.

В ХVIII в. на казахстанско-российском пограничье развивались интенсивные торговые отношения. Исследователь Оренбургского края П. Рычков отмечал, что казахи Малой орды ведут активную внешнюю торговлю с Россией через Оренбург и Троицкую крепость. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822–1824 гг. по существу ликвидировали ханство в Казахстане. Многие султаны тогда поступили на российскую службу.

Территориальная близость казахов к Поволжью, Уралу и Западной Сибири способствовала установлению тесного общения между казахами и населявшими Россию народами. Вместе с русскими крестьянами и рабочим Урала, татарами и башкирами казахи участвовали в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. С XVIII в. в северном и восточном Казахстане стали селиться русские казаки и крестьяне-переселенцы. Приток переселенцев усилился во второй половине XIX в. и особенно возрос в годы столыпинской реформы. Включение Казахстана в систему общероссийских экономических связей привело к возникновению на его территории промышленности, росту товарности хозяйства, появлению национальной буржуазии, развитию земледелия и оседлости, но одновременно увеличилось число обедневших казахов, потерявших землю и скот.

Во второй половине XIX в. казахи получили возможность поступать в средние и высшие учебные заведения России. Значительное количество казахов обучалось в Оренбургской гимназии и различных омских учебных заведениях. На училища Омска распространялись стипендиальные квоты для казахов-акмолинцев и казахов-семипалатинцев.

Ряд юношей-казахов обучался в Санкт-Петербургском университете. Силами казахских студентов Петербурга была создана организация “Землячество”, на собраниях которого обсуждались проблемы казахского народа. Казахи-студенты принимали участие в культурно-просветительской деятельности. В 1898 г. в Петербурге произошла встреча казахской интеллигенции, среди которой были и студенты, с Оренбургским и Уфимским муфтием. Значительная часть казахов обучалась и заканчивала Казанский университет. Во многом из среды студентов высших учебных заведений России формировалась казахская интеллигенция и политическая элита казахского общества.

Издавна значительная часть казахов переселялась в различные регионы России, образуя там компактные группы. Так, начиная с 30-х гг. XIX в., отдельные группы казахов стали переселяться на территорию Горного Алтая. В 1866 г. группа казахов обосновалась в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. К 1917 г. на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощь и сохранение родовых связей с основным этническим массивом позволили казахам прочно закрепиться на новых местах. Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях проживания в лесостепных и лесных районах, а также в условиях активного взаимодействия с оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа — омских казахов. В Астраханском крае на левом берегу Волги сформировалась особая часть казахского народа — так называемая Букеевская орда, возникшая из отделившейся части Малого жуза.

Численность казахов в России по данным переписи по переписи 2010 года составила 647 тысяч человек. Они проживают в основном в приграничных с Казахстаном регионах. Это — Алтай, Омская, Челябинская, Курганская, Оренбургская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области. Казахи являются четвёртым по численности тюркским этносом России после татар, башкир и чувашей и десятым среди всех этносов страны. В ряде регионов имеется несколько десятков школ, где казахский язык преподаётся как отдельный предмет. Учитывая интересы соотечественников за рубежом, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев издал указ “О Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом”.

Известные казахи России
  • Жангир-Керей-хан — хан Внутренней (Бокеевской) орды, генерал-майор русской армии.
  • Губайдулла Джангиров — Министр (начальник) почт и связи Российской империи, князь. Родоначальник Российских войск связи.
  • Аман Тулеев — российский политический и государственный деятель, губернатор Кемеровской области.
  • Николай Майданов — полковник, смешанного немецко-казахского происхождения, один из четырёх человек, одновременно удостоенных званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации и единственный, кому оба звания были присвоены за подвиги на поле боя.
  • Серик Султангабиев — офицер, полковник внутренних войск МВД России. Герой Российской Федерации.
  • Тимур Бекмамбетов — кинорежиссёр, продюсер.
  • Наталья Аринбасарова — актриса. Лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой кубок Вольпи»
  • Эльдор Уразбаев — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер.Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
  • Алтынай Асылмуратова — балерина Мариинского театра, художественный руководитель Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, народная артистка Российской Федерации.
  • Азамат Мусагалиев — комедийный актер («Интерны», «Однажды в России»), капитан команды КВН «Сборная Камызякского края».
  • Бари Алибасов — музыкант, музыкальный продюсер, заслуженный артист России.
  • Эрик Курмангалиев — российский оперный певец и актёр, первый контратенор в СССР.
  • Байгали Серкебаев — музыкант, продюсер, автор песен. Участник и один из основателей «A’Studio».
  • Тотан Кузембаев — российский архитектор 80-90 гг., проектировал г.Зеленоград МО, уроженец Чимкента.

казахов, 16–19 вв. | Оксфордская исследовательская энциклопедия азиатской истории

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/asianhistory/display/10.1093/acrefore/9780190277727.001.0001/acreforfore-978019027727-E-317; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать информацию об резюме

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190277727.013.317
  • Опубликовано онлайн: 26 мая 2021

Summary

. сын Чингисхана. Возглавляя группу тюрко-мусульманских кочевников, они к концу XV века установили свою власть в казахской степи (ранее называвшейся Кыпчакской степью). В течение 16 века казахи еще больше расширили свою территорию, сражаясь с узбекской династией Шибанидов, ногайцами и моголами. Однако в 17 веке на казахов, в свою очередь, давили извне джунгары, группа монгольских кочевников. Хотя именно в этой борьбе с джунгарами казахи постепенно обрели уникальную идентичность, эта идентичность была достигнута ценой потери единства между тремя родовыми конфедерациями (известными как жузы).

После падения джунгар в середине 18 века казахи начали проводить политику «двусторонней дипломатии» с Российской империей и цинским Китаем. Проще говоря, казахские ханы отправляли послов и в Россию, и к цинскому двору. Отношения между казахами и цинами заслуживают особого внимания, поскольку некоторые члены казахской династии даже были удостоены официальных титулов от цинского императора. Это дарование гарантировало право торговли в Синьцзяне и еще больше укрепило казахскую власть во всей степи.

В 19 веке территория казахских кочевников была разделена между Российской и Цинской империями. Этот раскол был в основном вызван экспансией России в Среднюю Азию. С этого времени в казахской степи стали происходить большие политические перемены, приведшие к массовым восстаниям и другим социальным волнениям. Однако в этот бурный период под влиянием России казахское общество также произвело много интеллектуалов, что еще больше укрепило их национальную идентичность.

Значительные изменения в казахской историографии после наступления советской эпохи характеризуются сосредоточением внимания на двух элементах, а именно, на тесной связи между казахами и Цинской империей и на влиянии ислама на казахское общество. На исторические исследования по этим темам повлияли новые доступные архивные источники как в России, так и в Китае.

Ключевые слова

  • ХАНС
  • Nomads
  • Россия
  • Цин Эмперия
  • Junghars
  • Contrental Asia

.

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

Подписка

Доступ к полному контенту требует подписки

Казахский голод 19 лет30-33 и «Политики истории на постсоветском пространстве»

«Голод 1930-33 годов в Казахстане унес жизни 1,5 млн человек, примерно 1,3 млн из которых были этническими казахами, однако причины этого бедствия остаются во многом неизученными. », — сказала Сара Кэмерон, , научный сотрудник, поддерживаемый титулом VIII, Институт Кеннана, на лекции 26 марта 2012 года . Исчезло более четверти населения, изменив территорию, демографию и идентичность Казахстана. Кэмерон заявил, что казахский голод был вызван «жестокой кампанией коллективизации, усугубленной на местах местными кадрами и усиленной долгосрочными изменениями, которые сделали казахов гораздо более зависимыми от зерна и уязвимыми перед голодом». Более широкая цель советского режима состояла в том, чтобы радикально изменить образ жизни в Казахстане, не принимая во внимание гибель людей.

Казахи — мусульмане, тюркоязычная группа, этническое происхождение которой является предметом споров. Они составляли примерно 60 процентов всего населения до голода, а остальные 40 процентов составляли русские и украинцы. До голода многие казахи были кочевниками-скотоводами, образ жизни которых занимал центральное место в самобытности населения и региона. Сталинская политика коллективизации не только вынуждала казахов селиться в городах или колхозах и отказываться от своих исторических традиций, но и была главной причиной 19-го века.30-33 голод в республике. По словам Кэмерона, голод вынудил сотни тысяч казахов бежать в соседние республики Узбекистан, Кыргызстан и Россию, а также в соседний Китай. Голод сделал казахов меньшинством в Казахстане, и только после обретения республикой независимости в 1991 году казахи вновь стали составлять небольшое демографическое большинство в своей стране.

Первая сталинская пятилетка, начатая в 1929 году, была направлена ​​на преобразование Советского Союза; действительно, его миссия заключалась в том, чтобы «обогнать капиталистический Запад и быстро провести индустриализацию». Коллективизация сельского хозяйства была центральным аспектом плана, и власти «насильно загоняли крестьян в колхозы, где общины были обязаны поставлять государству регулярные закупки мяса и зерна», — пояснил Кэмерон. Сталинский режим столкнулся с определенными идеологическими проблемами в связи с коллективизацией Казахстана. Спикер отметил, что хотя Карл Маркс теоретизировал о восстаниях рабочих, а Ленин применял теории Маркса к крестьянам, ни один из них не рассматривал возможность модернизации казахстанских скотоводческих кочевников. Учитывая отсутствие «плана» в марксистско-ленинской доктрине о том, как модернизировать кочевников, по словам Кэмерона, вопрос заключался в том, «могут ли казахские кочевники пройти через историю и превратиться в успешных фабричных рабочих?»

В ходе первой акции коллективизации Москва объявила программу оседлости на основе полной коллективизации. «Кочевников нужно было поселить на постоянной основе и загнать в колхозы», — сказал Кэмерон. Непосредственным результатом коллективизации в Казахстане стало резкое сокращение поголовья скота, поскольку казахи забивали своих животных либо для еды, либо для продажи, чтобы выполнить нормы зерна.

Социальная ткань развалилась из-за эскалации насилия, паники на вокзалах, вспышек болезней и даже каннибализма. Целые деревни были разрушены; действительно, все, что осталось в некоторых регионах, было «заброшенными хижинами, рядами трупов и болезнями», по словам Кэмерона. Партийные чиновники отказывались посещать определенные районы, опасаясь за свою жизнь.

Советская партийная система в Казахстане с трудом переносила власть на огромные расстояния малонаселенной Казахской республики. Верхние чины республиканской бюрократии состояли в основном из этнических русских или украинцев, а нижние — почти исключительно из казахов. Вербовка казахских кадров в партийный аппарат была важным элементом национальной политики советского режима, которая была направлена ​​на «продвижение нерусских групп, исправление ошибок имперского российского правления и помощь нерусским в ускорении марксистско-ленинской временной шкалы». истории», — заявил Кэмерон.

При советской власти многие вновь набранные местные лидеры быстро назначались председателями колхозов и экспертами сельскохозяйственных комиссий. Приказ о коллективизации сельского хозяйства сопровождался усилением борьбы с «классовыми врагами», для которых не было конкретных критериев. Многие недавно завербованные казахстанские бюрократы активно проводили конфискацию зерна против других казахов, используя кампанию как инструмент для «сведения старых счетов или получения личной выгоды», пояснил Кэмерон.

Учебники истории в Казахстане сегодня возлагают вину за голод 1930-33 годов на Филиппа Исаевича Голощекина, который был секретарем партии республики в самый разгар голода, на Сталина и на советскую систему. Существует также антисемитский оттенок, который неоднократно ссылается на еврейство Голощекина как на метод объяснения катастрофы. В этих учебниках и другой историографии, по словам Кэмерона, в меньшей степени рассматривается решающая роль насилия на местном уровне и казахских кадров, которые были уполномочены и доверены режимом для совершения актов насилия против других казахов. Их действия ухудшили политику советского режима и помогли определить характер и характер разрушений, причиненных голодом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *