Государственное устройство Казахстана | Законодательство стран СНГ
Органы государственного управления
Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.
Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики — символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т. е. казахском) языке.
Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.
Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.
Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.
Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.
Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.
Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан.
Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.
Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.
Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.
Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.
Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.
Местные органы власти
В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.
Политические партии
Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».
Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
Партия «Ак жол» потребовала переименовать Казахстан в Казахскую Республику
Политика 2196
Глава Демократической партии Казахстана «Ак жол» («Светлый путь») Азат Перуашев снова заявил о необходимости изменить официальное название страны на Казахскую Республику, информирует пресс-служба политического объединения.
Как отмечается, представители штаба партии в рамках предвыборной агитационной кампании прибыли с визитом в город Актау в западной части республики, где встретились с жителями. Перуашев обратил внимание, что депутаты фракции «Ак жол» в мажилисе (нижней палате парламента) в 2019 году предложили изучить возможность введения официального названия Казахская Республика. Как полагают в партии, «надо называть республику по названию народа, который ее создал».
По информации пресс-службы, тогда правительство не поддержало идею, однако, по мнению представителей партии, рано или поздно к этому придут. Перуашев назвал переименование государство исторической справедливостью.
Подписаться
- org/Person»>
Александр Хохряков
ДПМ Правительство РФ Казахстан
Источник: РИА Новости
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
4 июня – Троица, что можно, а что строго запрещено делать в большой православный праздник
Фото 39151 ПсковВ батальоне «Крым» рассказали об использовании Украиной тактики НАТО
19898
Крымфото: МК в Крыму
Удар молнии не оставил выбора: история единственного учителя биологии в Чите
Фото 19626
Эксперты объяснили популярность онлайн-сделок с готовым бизнесом в регионах
Фото 13682
Нижний НовгородАлександр Прокопенков
Губернатор Алтайского края открыл фонд «Защитники Отечества» и дал поручения по первым обращениям
Фото 12645
БарнаулАлександр Захаров
Жители Подмосковья выступили против благоустройства лесов
6026
Московская областьЕвгения Вокач
В регионах:Ещё материалы
Права человека в Казахстане Amnesty International
Назад в КазахстанПрава на свободу выражения мнений, собраний и ассоциаций были необоснованно ограничены, в том числе в контексте массовых протестов в январе. Силы безопасности применили чрезмерную силу против мирных демонстрантов, десятки людей получили ранения и были убиты. Демонстранты были произвольно арестованы и подвергнуты пыткам в заключении. Сотрудники правоохранительных органов, как правило, оставались безнаказанными за нападения на протестующих и жестокое обращение с ними. Журналисты, освещавшие протесты, подвергались преследованиям, некоторые были задержаны. Казахстан отменил смертную казнь за все преступления.
Фон
В январе по всему Казахстану вспыхнули протесты после отмены топливных субсидий. В результате столкновений и применения властями силы на поражение погибло более 200 мирных жителей.
5 января президент Токаев распустил кабинет и уволил нескольких высокопоставленных чиновников, предположительно близких к бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, который, в свою очередь, был отстранен от поста председателя Совета безопасности и правящей партии «Нур Отан».
Два набора конституционных поправок были приняты 8 июня и 17 сентября. Они ограничили президентские полномочия, ограничили срок президентства одним семилетним сроком, создали уполномоченного по правам человека, изменили структуру правительства и переименовали столицу страны обратно в Астану, из Нур-Султана.
20 ноября президент Токаев получил 81% голосов на досрочных президентских выборах. Наблюдатели от ОБСЕ раскритиковали выборы как «неконкурентные» и отметили, что ограничения права на свободу выражения мнений и доступ к информации «ограничили возможность избирателей сделать осознанный выбор».
Свобода собраний
Массовые акции протеста начались 2 января после резкого повышения цен на топливо и требований, которые вскоре расширились от экономических до политических и антикоррупционных. В частности, многие протестующие требовали отстранения от власти бывшего президента Нурсултана Назарбаева, сохранившего значительное политическое и экономическое влияние, несмотря на его формальную отставку в 2019 году.
Большинство протестующих были мирными, но многие совершали акты насилия в ряде городов, в том числе в Алматы. Власти ответили массовыми произвольными арестами и чрезмерным применением силы, включая применение резиновых пуль и боевых патронов. 5 января президент Токаев ввел в стране чрезвычайное положение и комендантский час в ночное время, назвал протестующих «террористами» и направил для их разгона армию. Было арестовано более 10 000 демонстрантов, многие из них подверглись избиениям, иным видам жестокого обращения и содержания в нечеловеческих условиях. Более 3000 человек были подвергнуты административному задержанию на срок до 15 суток. Около 1600 человек были привлечены к уголовной ответственности, в основном за «участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием» и другие насильственные преступления.
27 октября парламент принял закон об амнистии для лиц, привлеченных к уголовной ответственности в связи с январскими протестами. По словам официальных лиц, под действие закона подпадал 1071 человек, за исключением лиц, обвиняемых в терроризме, экстремизме, организации массовых беспорядков, коррупции или пытках.
Законодательство, регулирующее мирные собрания, оставалось неоправданно ограничительным. Это позволяло властям произвольно запрещать нежелательные протесты под расплывчатыми или техническими предлогами, что они обычно и делали. По данным казахстанских правозащитных групп, в 2022 году власти отказали в выдаче разрешений на проведение как минимум 154 мирных акций протеста. Правоохранительные органы часто проводили так называемые «превентивные задержания» потенциальных участников акции, которые зачастую носили произвольный характер.
Чрезмерное применение силы
В январе силы безопасности без разбора и незаконно применяли резиновые пули и огнестрельное оружие против мирных демонстрантов и буйной толпы, мародеров и прохожих. 7 января президент Токаев фактически поддержал эту практику, когда публично заявил, что отдал приказ правоохранительным органам и армии стрелять без предупреждения. 1 По официальным данным, в ходе этих событий погибло не менее 219 мирных жителей и 19 сотрудников правоохранительных органов.
Армия была задействована для подавления протестов, несмотря на то, что у нее не было соответствующей подготовки или снаряжения. Поступали многочисленные сообщения о том, что во время комендантского часа вооруженные люди стреляли в пешеходов и автомобили. По крайней мере, некоторые из нападений, как представляется, были совершены правительственными силами. По состоянию на конец года большинство этих инцидентов так и остались без расследования. Объявленная 27 октября амнистия может позволить офицерам, совершившим эти убийства, избежать уголовного преследования.
Пытки и другие виды жестокого обращения
Многие из арестованных за участие в январских протестах подверглись пыткам и другим видам жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов. Задержанных часто содержали в нестандартных местах содержания под стражей, таких как спортивные залы, или в переполненных камерах, заставляли стоять в неудобной позе, заставляли спать на полу, давали мало или совсем не давали еды и воды и отказывали в медицинской помощи, среди прочих нарушений. своих прав. Офицеры, часто одетые в черную форму без знаков различия, часто избивали задержанных по прибытии в центры содержания под стражей и в течение всего срока их содержания под стражей.
Местные правозащитные группы сообщили, что сотни задержанных подвергались пыткам и другим видам жестокого обращения с целью получения признательных показаний или наказания конкретных лиц. Практики включали избиения, пытки электрическим током, прижигание паровыми утюгами, надевание полиэтиленового пакета на головы задержанных и введение иголок под ногти. Чиновники признали, что шесть человек погибли в заключении в январе в результате «незаконных методов допроса».
Власти не провели эффективных, беспристрастных и тщательных расследований заявлений о пытках и других видах жестокого обращения, в том числе повлекших смерть. Даже там, где формально начинались расследования, они редко приводили к уголовному преследованию. По официальным данным, расследовалось более 300 дел о пытках, но только 49по состоянию на октябрь сотрудники правоохранительных органов были привлечены к ответственности по различным обвинениям, связанным с январскими событиями. За редким исключением в Талдыкоргане судили пятерых сотрудников милиции за пытки 24 задержанных, в том числе двоих детей.
12 января власти арестовали правозащитницу Райгуль Садырбаеву, которая наблюдала за протестами в городе Семей, по ложному обвинению в участии в массовых беспорядках. Ее держали без связи с внешним миром в течение двух недель, подвергали жестокому обращению, инсценировали казнь, угрожали изнасилованием и отказывали в медицинской помощи, чтобы заставить ее дать показания против себя. Она оставалась в предварительном заключении до 14 марта, когда ее перевели под домашний арест. В сентябре ее освободили, но запретили выезжать; ее судебное преследование продолжалось в конце года. Сообщалось, что в октябре власти отказались расследовать ее заявления о пытках, сославшись на отсутствие доказательств уголовных правонарушений.
Свобода слова
Сотрудники правоохранительных органов произвольно задержали журналистов, освещавших январские акции протеста. Некоторые были помещены под административный арест за «участие в незаконных мирных собраниях».
Ограничения для СМИ продолжались в течение всего года. 3 июля сотрудники правоохранительных органов задержали независимого журналиста Махамбета Абжана по обвинению в вымогательстве денег у местного бизнесмена. Были опасения, что он стал мишенью за критику властей. По состоянию на конец года он оставался под стражей.
Свобода объединения
Участие в организациях, произвольно признанных экстремистскими, оставалось уголовным преступлением по статье 405 Уголовного кодекса, наказуемым лишением свободы на срок до шести лет. В период с января по октябрь за это преступление было привлечено к ответственности 16 человек по сравнению с 66 за тот же период 2021 года.
25 февраля милиция задержала лидера оппозиционной Демократической партии Жанболата Мамая. Первоначально он был помещен под «административный арест» за организацию мирного пикета в память о погибших в январских событиях. 14 марта он был переведен в следственный изолятор по уголовному обвинению, а 2 ноября переведен под домашний арест, где оставался до конца года. Жанболат Мамай обвинялся в «распространении заведомо ложной информации», «оскорблении должностного лица» и «нарушении правил проведения мирных собраний». Все обвинения связаны с осуществлением им своих прав человека.
Права беженцев и мигрантов
После полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля тысячи россиян бежали в Казахстан, что позволило гражданам России въезжать и находиться в стране до 90 дней по внутренним паспортам. Около 20 000 российских граждан прибыли в Казахстан до 21 сентября, когда в России началась мобилизация, и до 200 000 после, хотя многие впоследствии вернулись или уехали в другие страны.
Власти Казахстана обещали помощь и вообще стремились разместить прибывающих из России, в том числе путем открытия дополнительных пунктов регистрации иностранных граждан и создания временных убежищ. В октябре власти предложили, чтобы российские граждане, возможно, должны были предоставить свои загранпаспорта — документы, выдаваемые российскими властями для граждан, выезжающих за границу, которые есть только у меньшинства российских граждан — для регистрации по месту жительства. Такие поправки, если они будут приняты, могут вынудить многих вернуться в Россию или подать заявление о предоставлении убежища в рамках процедур, которые оставались длительными и неэффективными.
Смертная казнь
Поправки к Уголовному кодексу, исключающие все упоминания о смертной казни, вступили в силу 8 января, после того как были приняты месяцем ранее.
8 июня вступили в силу конституционные поправки, закрепившие в Конституции отмену смертной казни.
24 июня вступила в силу ратификация Казахстаном Второго Факультативного протокола к МПГПП, направленного на отмену смертной казни.
Неспособность справиться с климатическим кризисом
Энергетический сектор Казахстана оставался почти полностью зависимым от ископаемого топлива. Правительство не обновляло свой NDC для сокращения выбросов парниковых газов с 2016 года.
- «Казахстан: Приказ силам безопасности «отстреливать без предупреждения» — рецепт катастрофы», 7 января
ПОЛУЧИТЬ ОТЧЕТ AMNESTY INTERNATIONAL REPORT 2022/23
Download
- ESPAÑOL 9 0075
- ФРАНЦУЗСКИЙ
- АНГЛИЙСКИЙ
. .
| Казахстан Структура правительства https://photius.com/countries/kazakhstan/government/kazakhstan_government_structure_of_governm~1607.html Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
Правительство после обретения независимости было структурировано в соответствии с конституцией 1993 года с сильной исполнительной властью, парламентом и судебной властью. На практике администрация Нурсултана Назарбаева доминировала в управлении в достаточной степени, чтобы подтолкнуть к написанию новой конституции, оправдывающей единоначалие, сложившееся в начале XIX века.90-е. Исполнительный органКонституция формализует возросшую власть, которую принял Президент Назарбаев после роспуска парламента в начале 1995 года. Она продолжает предыдущее конституционное определение Казахстана как унитарного государства с президентской формой правления. Президент является высшим должностным лицом государства, ответственным за назначение правительства (при условии утверждения парламентом) и всех других должностных лиц республики. Конституция 1995 года расширяет полномочия президента по введению законов и наложению вето на них. Правительство, которое назначает президент, состоит из Совета министров, возглавляемого премьер-министром, и нескольких государственных комитетов. В начале 1996, после того как Назарбаев провел перестановки в правительстве в октябре 1995 г., в состав Совета Министров вошли руководители двадцати одного министерства и девяти государственных комитетов; премьер-министром был Акежан Кажегельдин. В октябре 1995 года Назарбаев сам принял на себя функции Министерства национальной безопасности. Новая конституция не предусматривает должности вице-президента, хотя она разрешала действующему вице-президенту Ерику Асанбаеву оставаться на своем посту до 1996 года. Президент имеет право объявлять чрезвычайное положение, во время которого действие конституции может быть приостановлено. Президент является спонсором законодательства и гарантом конституции и надлежащего функционирования правительства, с правом отменять решения и действия местных властей и советов. Единственными основаниями, по которым президент может быть смещен, являются немощь и государственная измена, и любое из этих оснований должно быть подтверждено большинством объединенных верхней и нижней палат нового парламента. В случае такого отстранения от власти временным президентом становился премьер-министр. Законодательная властьКонституция 1993 г. создала однопалатный парламент, который должен был заменить Верховный Совет, состоящий из 350 мест, после истечения срока полномочий депутатов этого органа в 1995 г. Состоявший в подавляющем большинстве из профессиональных коммунистов, парламент 1990 г. экономическая и политическая реформа. Хотя у него, вероятно, не было для этого законных полномочий, Назарбаев оказал давление на этот парламент с целью добиться «добровольного» досрочного роспуска 19 декабря. 93, чтобы позволить разместить меньший по размеру и предположительно более податливый «профессиональный парламент». В соответствии с конституцией 1995 года парламент состоит из двух палат, Сената и Меджлиса, каждая из которых работает непрерывно. В каждой из девятнадцати областей Казахстана и в городе Алматы, имеющем статус области, по два сенатора. Они избираются на четырехлетний срок совместными заседаниями законодательных органов провинций. Еще семь сенаторов назначаются непосредственно президентом. Кроме того, экс-президенты автоматически получают статус пожизненных сенаторов. Меджлис состоит из шестидесяти семи представителей, в том числе по одному от каждого из пятидесяти пяти округов с примерно равным населением, а в Сенате сорок мест. Прямые выборы на половину мест проводятся каждые два года. На первых выборах в рамках новой парламентской структуры все места в обеих палатах парламента были разыграны 19 декабря.95; повторные выборы заняли двадцать три места в меджлисе, по которым первоначальное голосование не дало результатов. Международные наблюдатели сообщили о процедурных нарушениях при голосовании в Меджлисе. В состав нового парламента, сформированного в январе 1996 г., вошли 68 казахстанских и 31 российский депутат; только десять депутатов были женщинами. Инициатива большинства законодательных действий исходит от президента. Если парламент принимает закон, на который президент наложил вето, для преодоления вето требуется две трети голосов обеих палат. Аналогичный запас необходим для выражения недоверия премьер-министру, что требует от президента назначения нового премьер-министра и Совета министров. Судебная системаСудебная система является наименее развитой из трех ветвей власти Казахстана. Хотя министр юстиции Нагашибай Шайкенов активно возражал, в конституции сохраняется практика назначения президентом всех судей в республике. Конституция 1993 г. определяла срок службы судей, но в документе 1995 г. срок службы не упоминается, предполагая, что судьи будут служить по усмотрению президента. до 19 лет93 конституции линии судебной власти были плохо определены, отчасти потому, что в республике было три «высших суда» — Верховный суд, Государственный арбитражный суд и Конституционный суд, — в которых работало в общей сложности 66 старших судей. судьи. Многие из этих старших судей, а также многочисленные судьи судов низших инстанций были наняты с советских времен, когда судебная власть полностью находилась под контролем центрального правительства. Конституция 1995 года не предусматривает Государственного арбитражного суда, который рассматривал экономические споры между предприятиями и между предприятиями и государственными учреждениями. Положения о новой судебной системе четко подчиняют все другие суды Верховному суду, который также играет консультативную роль при назначении старших судей. Местное самоуправлениеКазахстан разделен на девятнадцать областей, а город Алматы имеет административный статус, равный статусу области. В свою очередь, провинции делятся на регионы, состоящие из ряда поселений. Каждая провинция, область и большинство поселений имеют свои выборные советы, которым поручено составление бюджета и надзор за местным налогообложением. Города также имеют свои местные советы, а крупные города делятся на регионы, в каждом из которых есть свой совет. Местные законодательные органы не имеют права выбирать местного исполнительного органа, который назначается непосредственно президентом. Местная исполнительная власть обязана обеспечивать выполнение решений национального правительства и соблюдение конституции. Областные и региональные «главы администрации», известные под русским термином глав или казахским термином хаким , назначаются президентом. хаким , в свою очередь, назначает членов своего аппарата, которые являются руководителями департаментов юрисдикции. hakim также может отменить бюджетные решения местных советов. Было значительное давление, особенно на преимущественно русском севере, чтобы сделать хакимов выборными, а не назначаемыми. |