Кыргызская Республика
Главная
Страны СНГ
Кыргызская Республика
-
Площадь – 198 500 кв.км.
-
Население – 6,6 млн. человек (данные Межгосударственного статистического комитета СНГ на 2020 г.).
-
Столица – Бишкек (более 1 млн. чел.).
-
Другой крупный город – Ош (234 000). Высшая точка страны – Пик Победы (7439 м).
-
Основные языки – кыргызский (государственный), русский (официальный).
-
День независимости Кыргызской Республики — 31 августа.
-
Основные религии – ислам, христианство.
-
Денежная единица – сом.
-
Основные статьи экспорта – сельхозпродукция, продукция машиностроения, промышленные товары, шерсть, химикаты, металлы.
-
Форма государственного устройства – унитарное государство.
-
Форма правления – парламентская республика.
-
Глава государства – Президент, избирается на 6 лет.
-
Глава правительства – Премьер министр, назначается Президентом, после утверждения его кандидатуры парламентом республики.
-
Высший законодательный орган – Жогорку Кенеш (Парламент) Кыргызской Республики, срок полномочий депутатов 5 лет.
Официальные сайты:
- Президент Кыргызской Республики
- Жогорку Кенеш Кыргызской Республики
- Правительство Кыргызской Республики
- Министерство иностранных дел Кыргызской Республики
Возврат к списку
Все новости
Проект «Сфера» будет состоять более чем из 600 космических аппаратов
25 окт 2022
Инновации и наука
Президент К. -Ж.Токаев утвердил обновленную Военную доктрину Казахстана
25 окт 2022
В странах Содружества
Белорусские полярники готовятся к очередному покорению Антарктиды
25 окт 2022
Инновации и наука
Ученые Сибирского отделения РАН предложили создать альтернативу Нобелевской премии
25 окт 2022
Инновации и наука
Президент Таджикистана Э.Рахмон в Нуреке сдал в эксплуатацию производственные цеха ООО «Нурсоз»
25 окт 2022
В странах Содружества
В столице Туркменистана состоялось открытие Центра передового опыта по кибербезопасности
25 окт 2022
В странах Содружества
Правительство России разработало правила ведения единого реестра инновационных компаний
25 окт 2022
Инновации и наука
Развитие Северного морского пути — приоритетный проект для Роскосмоса
25 окт 2022
Инновации и наука
Компания «Стереотек» открыла в Волгограде (Россия) серийное производство 5D принтеров
25 окт 2022
В странах Содружества
В Международном военном центре Минобороны России прошло рабочее совещание по развитию совместной научно-исследовательской деятельности оборонных ведомств стран СНГ
25 окт 2022
Инновации и наука
© 2019–2022 Интернет-портал СНГ. Создан по решению Совета глав государств СНГ
Кыргызстан потерял позиции в рейтинге по уровню демократии
Организация объяснила эти изменения переходом Кыргызстана на президентскую систему правления, а также расширением полномочий и влияния главы государства. Власти страны не согласны с такой оценкой и опровергают мнение, что «страна отказалась от развития демократии».
В индексе демократии организации Кыргызстан занимает 115 место среди 167 государств. По сравнению с прошлым годом этот показатель ниже на 8 позиций.
Ухудшение демократических показателей исследовательский центр связывает с переходом страны на президентскую форму правления.
«В условиях самой низкой явки избирателей в 2021 году, страна избрала Садыра Жапарова президентом и поддержала переход на президентскую систему управления. В течение года произошел переход от парламентского правления к президентскому, а президента наделили широкими полномочиями. Вместе с этим президент стал главной фигурой исполнительной власти, выросло его влияние на законодательную и судебную ветви власти, почти исчезло разделение власти», — говорится в отчете центра.
The Economist Intelligence Unit отмечает, что Кыргызстан присоединился к списку других авторитарных государств Центральной Азии.
Бывший судья Конституционной палаты, политик Клара Сооронкулова согласна с оценкой исследовательского центра:
Клара Сооронкулова«Если сравнивать с положением два-три года назад, мы довольно сильно откатились назад. Нельзя было сходить с пути парламентаризма. В одно время это было миссией бывшего президента Атамбаева. Он тоже пытался усилить свою власть. Но как бы то ни было, он не сошел с этого пути, не менял Основной закон. Наоборот, в последние годы были приняты изменения в Конституцию для усиления парламентаризма. Это было исторически важным явлением для развития парламентаризма в Кыргызстане и Центральной Азии. Теперь мы на 100% повернули в обратную сторону. Снова вернулись к президентско-авторитарному правлению. К тому же вернулись к его усиленному варианту. Отсутствие разделения власти, баланса между ветвями власти – это большой удар по демократии.
Именно из-за отсутствия этого баланса сейчас везде творится хаос».В 2020 году в индексе The Economist Intelligence Unit Кыргызстан занимал 101-е место, а в 2021-м – уже был 107-ом.
В прошлогоднем отчете говорилось, что «неудавшиеся в КР парламентские выборы в октябре еще больше усугубили неуклонную эрозию демократических принципов в стране».
Однако Чолпонбек Абыкеев, советник президента Садыра Жапарова, не согласен с оценкой международной организации:
Чолпонбек Абыкеев.«Президентскую форму правления мы приняли в прошлом году, но работать она начала в конце года – в октябре. До этого был переходный период. Сегодня система только начала работать. Неправильно критиковать систему, которая только начала работать, и заявлять, что «откатились назад, вернулись к авторитаризму». Если президентское правление плохое, то почему в США тоже президентское правление? Как страна тогда считается демократическим государством? Президент постоянно говорит, что «построим открытое общество, новый Кыргызстан, что не сойдем с демократического пути».
The Economist Intelligence Unit (EIU) – подразделение британской компании Economist Group, проводящее различные исследования и анализы. Организация составляет рейтинг демократии с 2006 года. В итоговом рейтинге все государства ранжируются по типу режима власти четырьмя категориями: «полная демократия», «недостаточная демократия», «гибридный режим», «авторитарный режим».
Политолог Эмиль Джураев напомнил, что с расширением полномочий президента не была определена его ответственность:
Эмиль Джураев.«Конечно, по общим демократическим принципам, парламент рассматривается как сильный институт. Если у парламента ограничены полномочия и его влияние на исполнительную власть, то это не показатель демократии, и можно расценивать как отклонение от демократии. Бесспорно, что политические изменения в Кыргызстане далеки от демократического направления. Есть много сторонников власти, которые утверждают, что все изменения происходят по требованию народа и в его интересах. Но интерпретировать обобщающее слово «народ» в демократическом значении невозможно. Это можно назвать просто популизмом или популистским взглядом. В случае, когда президент является и главой государства, и главой исполнительной власти, какова ответственность президента и его команды перед избирателями, каковы механизмы исполнения обязанностей? Пока все это размыто и не прописано четко, изменения нельзя воспринимать как соответствующие демократии. Полномочия президента стали еще более неопределенными и неограниченными».
В прошлом году в Кыргызстане приняли новую Конституцию, провели референдум по выборы формы правления и страна вернулась к президентской системе правления.
Во время конституционной реформы в обществе были и те, кто выступал против возвращения президентской формы правления. Они напоминали о событиях из истории страны, приводя доводы о том, что именно эта система и концентрация власти в одних руках стали причиной двух переворотов.
В свою очередь президент Садыр Жапаров в защиту конституционной реформы заявлял, что «народ устал от безответственной власти». В одном из своих интервью в начале прошлого года он говорил, что «граждане по своей воле выбрали эту форму правления» и «народ возлагает большие надежды на президентскую форму правления».
В прошлом году Кыргызстан также ухудшил свои позиции в международном рейтинге по восприятию коррупции. В прошлом месяце международная организация Transparency International опубликовала Индекс восприятия коррупции в мире за 2021 год, в котором Кыргызстан опустился со 124 на 144 место.
Перевод с кыргызского, оригинал статьи здесь
Ваш источник информации о глобальном бизнесе
Ключевые цифры
- Глава государства:
- Президент Садыр Жапаров
- Глава правительства:
- Президент Садыр Жапаров
Обзор
- Государственное наименование:
- Кыргызская Республика
- Конституция:
- Принят: 2010 г. ; Вводит в стране сильный парламент, уменьшая власть исторически сильного президента.
- Тип правительства:
- Парламентская Республика
Герб Кыргызская Республика
Индекс экономической свободы
Каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе десяти свобод, где 100 представляет наибольшую степень экономической автономии от государственного вмешательства. Источник: Фонд наследия (2019 г.)
Рейтинг странового риска
Д
Политическая и экономическая ситуация с высоким риском и часто очень сложная деловая среда могут оказать очень существенное влияние на платежное поведение компаний. Вероятность корпоративного дефолта очень высока. Источник: Coface (2021)
Государственные учреждения
Основные силы | Процесс выборов | Избирательный цикл 1 | |
---|---|---|---|
Исполнительный | Утверждает кандидатуру премьер-министра, отвечает за исполнительные функции и передачу власти премьер-министру. | Абсолютное большинство голосов по двухтуровой системе. | 5 лет |
Судебный | Верховный суд отвечает за все судебные разбирательства и является высшим судом страны. Конституционный суд отвечает за толкование конституции. | Назначается высшим советом по рекомендации президента. | Верховный суд: 10 лет; Конституционный суд: 15 лет |
Законодательный | Назначает премьер-министра и отвечает за создание законодательного органа. | 120 членов избираются по закрытым спискам пропорционального представительства. | 5 лет |
Региональные торговые блоки
Участие международной организации
[2]Экологические соглашения
[3]Налоговая информация
[2]- Налоговый орган:
- Информация недоступна
- Название налога:
- Информация недоступна
Источники:
- Руководство по выборам http://www. electionguide.org/
- EY, http://www.ey.com
- Всемирный справочник ЦРУ, https://www.cia.gov/the-world-factbook/
- Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/
Кыргызстан: Доклад о свободе в мире за 2022 год
заголовок1 Обзор
После двух революций, свергнувших авторитарных президентов в 2005 и 2010 годах, Кыргызстан принял парламентскую форму правления. Однако правящие коалиции оказались нестабильными, а коррупция по-прежнему широко распространена. Волнения вокруг аннулированных парламентских выборов 2020 года привели к значительным политическим потрясениям и жестоким репрессиям против оппонентов политика-националиста Садыра Жапарова. Основные конституционные изменения, принятые в 2021 году, значительно расширили полномочия президента, сосредоточив политическую власть в руках президента и уменьшив размер и роль парламента. Как судебное, так и самосудное насилие все чаще используются для подавления политических оппонентов и критиков гражданского общества.
пиар Политические права
А Избирательный процесс
А1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Был ли действующий глава правительства или другого высшего органа государственной власти избран свободными и справедливыми выборами? | 0,000 4.004 |
Конституция, ратифицированная в мае 2021 года, вернула Кыргызстан к суперпрезидентской системе, при которой президент является высшим органом государственной власти. Президент избирается прямым голосованием и может избираться на срок до двух пятилетних сроков. Глава правительства, председатель кабинета министров, назначается президентом и фактически выполняет функции главы администрации президента.
Крупные протесты против проведения парламентских выборов в октябре 2020 г. прошли в Бишкеке на следующий день после их проведения и переросли в насилие; демонстранты столкнулись с полицией, насильственно освободили заключенных, задержанных Государственным комитетом национальной безопасности (ГКНБ), и подожгли здание, в котором расположены парламент и администрация президента.
В течение двух недель тогдашний президент Сооронбай Жээнбеков принял выдвинутую парламентом кандидатуру Садыра Жапарова от партии «Мекенчил» (Патриотическая), который за несколько дней до этого был освобожден из-под стражи ГКНБ, отбыв тюремный срок за похищение человека, на пост премьер-министра. Жээнбеков подал в отставку на следующий день, поскольку сторонники Жапарова, которые в предыдущие дни нападали на участников других политических митингов, пригрозили маршем к его резиденции.
Спикер парламента Канат Исаев был следующим в очереди на преемственность, но отказался стать президентом после того, как сторонники Жапарова призвали к отставке и аресту Исаева. Парламент официально назначил Жапарова исполняющим обязанности президента на следующий день после того, как он публично объявил о том, что он исполняет обязанности президента на обеих исполнительных должностях. Он служил до ноября 2020 года, когда ушел в отставку, чтобы пройти досрочные президентские выборы, назначенные на январь 2021 года.
Досрочные президентские выборы были проведены, как и планировалось, в январе 2021 года; Жапаров был избран на пост президента с 790,2 процента голосов. Выборы были отмечены исторически низкой явкой избирателей на уровне 39,2 процента и массовым злоупотреблением административным ресурсом. Ограниченная наблюдательная миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) сообщила, что выборы не были конкурентными, но в них доминировал Жапаров, который получил значительные преимущества, включая «непропорциональные финансовые средства» и использование государственных ресурсов. .
А2 1,00-4,00 балла0-4 балла
Были ли нынешние представители национальных законодательных органов избраны путем свободных и справедливых выборов? | 1.001 4.004 |
Однопалатный парламент состоял из 120 депутатов, избираемых по партийным спискам в едином общенациональном округе на пятилетний срок до ратификации новой конституции в мае 2021 года. Конституционные изменения и закон о выборах, подписанный в августе 2021 года, сократили количество мест до 90, из которых 54 избираются по партийным спискам и 36 представляют одномандатные округа.
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов (ЦИК) первоначально сообщила, что четыре партии преодолели порог для получения мест на парламентских выборах в октябре 2020 года, три из них связаны с бывшим президентом Жээнбековым. Оппозиционные партии отказались признать результаты, обвинив победителей в подкупе голосов и запугивании; доказательства подкупа голосов были распространены в социальных сетях. Журналисты и гражданское общество также обвинили победителей в злоупотреблении административным ресурсом.
ЦИК аннулировала результаты через два дня после проведения голосования, выбрав декабрьскую дату повторного голосования; в конце октября парламентарии приняли решение отложить голосование на неопределенный срок. Хотя шестая сессия парламента была избрана в 2015 году, а срок их мандата истек в 2020 году, парламентарии проголосовали за продление своих мандатов после того, как результаты октябрьских выборов были аннулированы, и депутаты продолжали работать до декабря 2021 года без избирательного мандата.
В ноябре 2021 г., спустя более года после аннулирования результатов парламентских выборов 2020 г., были проведены новые опросы; явка избирателей составила 34 процента. Первоначальные результаты, опубликованные ЦИК, показали, что несколько партий преодолели 5-процентный барьер, необходимый для прохождения в парламент; позже эти результаты были отозваны, и почти 10 процентов поданных бюллетеней были отклонены как испорченные. Чиновники ЦИК сослались на технические ошибки, чтобы объяснить изменения в подсчете голосов, которые привели к исключению четырех оппозиционных партий из парламента. Партии, проходящие в новый парламент: «Ата-Журт Кыргызстан» с 15 местами, за ней следует «Ишеним» с 12; Ынтымак, 9; Альянс, 7; Бутун Кыргызстан, 6; и Йиман Нуру с 5. Новые выборы были назначены на начало 2022 года в двух одномандатных округах, по которым не удалось избрать квалифицированного победителя.
А3 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Справедливы ли избирательное законодательство и структура и беспристрастно ли они применяются соответствующими органами управления выборами? | 1. 001 4.004 |
Хотя международные наблюдатели считают законы Кыргызстана о выборах «в целом адекватными», такие законы часто применяются избирательно. На выборах в ноябре 2021 г. был допущен ряд административных нарушений, в том числе расхождения в подсчете голосов; исключение независимых журналистов из наблюдения за выборами; и включение Таланта Мамытова, близкого соратника Жапарова, в партийный список «Ынтымак», несмотря на его несоблюдение избирательных правил.
Б Политический плюрализм и участие
В1 1,00–4,00 балла 0–4 балла
Имеют ли люди право объединяться в различные политические партии или другие конкурирующие политические группировки по своему выбору, и свободна ли система от ненужных препятствий для подъема и падения этих конкурирующих партий или группировки? | 1.001 4.004 |
Граждане имеют право создавать политические партии и группы, особенно на местном уровне. Политические партии в первую очередь являются средством передвижения горстки сильных личностей, а не массовых организаций с четкими идеологиями и политическими платформами.
Партии должны пройти порог, чтобы получить места в парламенте, а также набрать не менее 0,5 процента голосов в каждом из девяти региональных округов Кыргызстана. Новое законодательство, принятое в ходе конституционного референдума в 2021 году, подняло национальный порог до 5 процентов; избирательные поправки, принятые в 2020 году, ранее снизили порог с 7 процентов до 3 процентов.
Политические партии столкнулись с насилием после парламентских выборов в октябре 2020 года. Оппозиционные партии, исключенные из парламента, пытались сотрудничать в формировании переходного правительства, но сторонники Жапарова, действуя с группами, которые, как считается, поддерживают преступные связи, начали кампанию уличного насилия, чтобы запугать сторонников, при этом силы безопасности не вмешались.
На протяжении 2021 года оппозиционные кандидаты и активисты подвергались массовой целенаправленной прослушке, которую МВД отстаивало как законную меру безопасности. В сентябре член «Бутун Кыргызстан» был арестован за «чрезмерную и несправедливую критику» правительства, которая, по утверждению МВД, была направлена на разжигание протеста, который, в свою очередь, может привести к «насильственному захвату власти».
В2 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли у оппозиции реальная возможность увеличить свою поддержку или получить власть посредством выборов? | 1.001 4.004 |
Новая конституция, ратифицированная в мае 2021 года, вновь ввела суперпрезидентскую систему, сократив размер и роль парламента, отменив предыдущие реформы, которые были направлены на продвижение политического плюрализма. Конституция 2021 года также ввела Народный курултай, неизбираемое собрание, и наделила его широкими полномочиями, включая возможность предлагать политику и законы. Хотя оппозиционные партии или отдельные лица могут получить власть в результате выборов, новая конституция ослабляет роль политических партий и парламента в целом, возвращая всю исполнительную власть, а также некоторые законодательные и судебные полномочия обратно президенту.
В3 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Свободен ли политический выбор людей от доминирования внешних по отношению к политической сфере сил или политических сил, использующих внеполитические средства? | 0,000 4.004 |
Несмотря на то, что кыргызская политика в значительной степени свободна от военного господства, она подвержена влиянию организованной преступности и экономических олигархов. Политические дела обычно контролируются небольшой группой элит, которые возглавляют конкурирующие покровительственные сети.
Преступное насилие и запугивание омрачили последствия парламентских выборов в октябре 2020 года. Сторонники Жапарова напали на митинг 9 октября, призванный поддержать потенциальное переходное правительство, ранив кандидатуру премьер-министра и вынудив нескольких других политиков бежать. Сторонники Жапарова также угрожали спикеру Исаеву, прежде чем он отказался исполнять обязанности президента позже в том же месяце.
Аналогичная внеполитическая тактика применялась во время парламентских выборов в ноябре 2021 года. В декабре большая группа мужчин напала на пожилого лидера оппозиции Омурбека Текебаева, якобы заявив ему, что на него напали из-за его планов протестовать против результатов выборов.
В4 1,00–4,00 балла0–4 балла
Обладают ли различные слои населения (включая этнические, расовые, религиозные, гендерные, ЛГБТ+ и другие соответствующие группы) полными политическими правами и избирательными возможностями? | 1.001 4.004 |
Группы этнических меньшинств сталкиваются с политической маргинализацией. В последние годы политики из кыргызского большинства использовали этнических узбеков в качестве козлов отпущения по различным вопросам, а меньшинства по-прежнему недостаточно представлены на выборных должностях даже в районах, где они составляют демографическое большинство.
Женщины пользуются равными политическими правами и достигли некоторых заметных руководящих должностей, но они также недостаточно представлены, получив только 18 из 90 мест на парламентских выборах 2021 года, несмотря на 30-процентную гендерную квоту для партийных списков кандидатов. Закон, принятый в 2019 году, распространил 30-процентную гендерную квоту на местные муниципальные советы.
ЛГБТ+ по закону не исключены из политических возможностей. Однако дискриминация и насилие в отношении групп гражданского движения, выступающих за ЛГБТ+, являются обычным явлением и обычно остаются без внимания правоохранительных органов.
С Функционирование правительства
С1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Определяют ли свободно избранный глава правительства и национальные законодательные представители политику правительства? | 0,000 4.004 |
Новая конституция, ратифицированная в мае 2021 года, существенно изменила структуру правительства и устранила существующие конституционные неясности в отношении разделения власти между президентом, премьер-министром и парламентом, которые способствовали нестабильности правительств в последние годы. Конституция 2021 года упразднила должность премьер-министра и сократила полномочия законодательного органа, вновь введя суперпрезидентскую систему правления.
После того, как бывший президент Жээнбеков ушел в отставку на фоне протестов в октябре 2020 года, ни его преемники на посту президента, ни премьер-министры, одновременно занимавшие посты, не были избраны свободно. Внеочередные президентские выборы, состоявшиеся в январе 2021 года, избрали Жапарова президентом; однако выборы не были ни свободными, ни справедливыми, отличались значительными процедурными нарушениями и рекордно низкой явкой избирателей. Хотя результаты парламентских выборов в октябре 2020 года были аннулированы позже в том же месяце, парламент продолжал работать до тех пор, пока в ноябре 2021 года не были проведены новые выборы, то есть намного позже истечения срока его демократического мандата.
С2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Насколько сильны и эффективны меры защиты от официальной коррупции? | 0,000 4.004 |
Коррупция широко распространена в политике и правительстве. Политическая элита использует государственные ресурсы для вознаграждения клиентов, в том числе деятелей организованной преступности, и наказания противников. Управление по борьбе с коррупцией в рамках ГКНБ было создано в 2012 году, но в основном оно использовалось действующими президентами для борьбы со своими политическими врагами в парламенте и муниципальных органах власти.
В течение 2021 года по обвинениям в коррупции неоднократно задерживался широкий круг бывших чиновников, лидеров бизнеса и лидеров организованной преступности. Критики описывают эту схему арестов по принципу «поймай и отпусти» как политический инструмент, так и способ получения правительством доходов.
С3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Работает ли правительство открыто и прозрачно? | 0,000 4.004 |
Законы Кыргызстана о доступе к информации считаются относительно сильными, но на практике их реализация оставляет желать лучшего. Точно так же, хотя государственные должностные лица обязаны раскрывать информацию о своих личных финансах, влиятельные лица редко привлекаются к ответственности за несоблюдение требований или подвергаются расследованию в связи с необъяснимым богатством. Надзор за государственными контрактами недостаточен; коррупционные скандалы в последние годы часто были связаны со сделками по закупке или продаже государственного имущества.
Официальные лица Кыргызстана не были прозрачными в раскрытии случаев заражения или смерти от COVID-19; в январе 2021 года правительственное расследование показало, что официальные данные были сфальсифицированы, а количество смертей, связанных с пандемией, было значительно занижено.
Правительственные решения были приняты, и ключевые должности были заявлены непрозрачным образом после аннулированных выборов в октябре 2020 года. Жапаров, в частности, претендовал на полномочия президента сразу после отставки Жээнбекова, но до того, как парламент назначил его на эту должность. Между тем, парламент отказался от обязательного периода общественного обсуждения, приняв решение о внесении поправок в избирательный кодекс в этом месяце.
Add Q
Правительство или оккупационные власти преднамеренно меняют этнический состав страны или территории, чтобы разрушить культуру или склонить политический баланс в пользу другой группы? | -1,00-1 |
Южному Кыргызстану еще предстоит полностью оправиться от этнических потрясений 2010 года, которые включали многочисленные задокументированные случаи участия или попустительства правительства в насилии против этнических узбеков в регионе с целью склонить политический и экономический баланс в пользу Киргизская элита.