Когда была основана украина: УКРАИНА. ИСТОРИЯ | это… Что такое УКРАИНА. ИСТОРИЯ?

«Херсон — это Украина». Как город стал центром украинского патриотизма на юге страны

  • Роман Кабачий
  • для BBC Украина

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

После захвата российскими войсками Херсона и Херсонской области местные жители еще долго открыто выходили на большие демонстрации и протестовали против оккупации. Украинская служба Би-би-си исследовала электоральные настроения Херсонщины и пришла к выводу, что эта область всегда была лидером украинских демократических и проевропейских настроений во всем регионе, а пророссийские взгляды там никогда не имели значительной поддержки.

Украинский историк и журналист Роман Кабачий подробно разобрал исторические и культурные причины феномена украинского патриотизма на Херсонщине.

Исторический фактор

1778 год по сей день считается официальной датой основания Херсона. И хотя с ней, как и с другими датами, касающимися крупных городов на юге, «не все так однозначно», именно в этом году Российская империя закрепилась в междуречье Днепра и Южного Буга.

Через несколько лет будет завоеван Крым, основана Таврическая губерния на левом берегу Днепра, а Херсонщиной долгое время будут считать необъятные степи на правом берегу и в Причерноморье, которые достигали территорий вокруг нынешних Кропивницкого, Тирасполя и Одессы.

Это и была Херсонская губерния с центром в Херсоне.

Именно «в широкие херсонские степи» отправляет своего героя Миколу Джерю писатель Иван Нечуй-Левицкий из самого центра Украины — с Черкащины. Это не случайно: украинцев из ближайших губерний использовали в качестве «подручного материала» для заселения края. Так формировалась Черноморская Украина.

Украинцы приезжали не в пустынное «дикое поле». До прихода империи здесь существовала сеть паланок (территориальных общин) и зимовников (хуторов, своего рода фермерских хозяйств) Запорожских Сечей. Две из девяти Сечей находились в начале XVIII века на территории нынешней Херсонщины: Каменская на правом берегу и Олешковская на левом.

Автор фото, Роман Кабачій

Подпись к фото,

Казацкий крест на кладбище при въезде в город Берислав

Несмотря на то, что левобережная часть входила в Таврическую губернию, Херсон, как последний крупный город на Днепре перед его впадением в Черное море, притягивал к себе как хозяйственный и культурный центр и жителей левого берега. Например, в Алёшках, будучи в опале за свои проукраинские взгляды, жил основатель краеведческого музея Виктор Гошкевич, и на работу в Херсон он добирался через реку.

На левом берегу, в Чаплинке, основанной турбаевскими повстанцами, которые выступили против крепостного права в конце XVIII века, родился драматург Николай (Микола) Кулиш, годы юности которого связаны уже с Херсоном.

Губернский статус, который Херсон имел весь XIX век и до 1917 года, делал город культурным центром региона — в отличие от промышленного Николаева и торговой Одессы. На театральной сцене Херсона, наряду с Елисаветградом (сейчас — Кропивницкий), ставили свои спектакли корифеи украинского театра.

  • «Я туда больше не пойду». Как российские контрактники снова получают повестки на войну
  • «Коллаборанты только радовались». Как живут освобожденные Изюм и Купянск
  • Бахмут: как живет город в Донецкой области, который уже долго штурмуют российские войска

Через правобережье в Херсон приходили и литературные веяния. Сердцем украинской жизни в городе стала так называемая Старая Громада, которая получила во времена украинской революции формальное название «Украинская хата». Во главе ее стоял писатель Николай Чернявский, к которому приезжали в свое время общественный деятель и писатель Михаил Коцюбинский, политический деятель Владимир Винниченко и другие известные люди.

Автор фото, Роман Кабачій

Подпись к фото,

Сцена из спектакля «Мина Мазайло» в Херсонском облдрамтеатре им. Николая Кулиша в постановке Андрея Мая

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Весной 1917 года «Украинская хата» организовала несколько тысячных митингов в поддержку Центральной Рады. Тогда же в городе появилась община Автокефальной церкви, которая просуществовала до 1924 года и был основан хор по образу капеллы «Думка» Нестора Городовенко, которым руководил Игнат Сытник.

Некоторую ментальную границу, которая проходила между правым и левым берегом нынешней Херсонщины, отмечали уже в годы украинизации представители большевистской ЧК-ГПУ-НКВД.

Они писали, что если в Каховке и Скадовске раздаются призывы к восстановлению монархии и «единой и неделимой», то в Бериславе и Херсоне хотят свободной Украины и гетманщины.

Об этом свидетельствуют документы государственного архива Херсонской области. Херсон был тогда центром Херсонского округа и подчиняющаяся ему территория впервые «перебралась» на левый берег в 1923-1930 годах.

В 1944 году возникла Херсонская область в ее современных границах с большей частью территории на левом берегу.

Этнический фактор

Если говорить, например, о многонациональности Донбасса, то она формировалась на основе промышленной целесообразности и принципах «плавильного котла». На юге же она опиралась на развитие причерноморской торговли и индивидуального частного хозяйства, в том числе колоний.

Заселение юга представителями разных народов формировало как национальную терпимость, так и новую систему ценностей, в основе которой лежали рыночно-экономические отношения и личная свобода каждого. Украинский элемент в этом процессе сыграл ключевую роль.

Многонациональный характер Херсонщины можно было бы сравнить с Бессарабией. Однако, если последняя окончательно вошла в УССР в 1944 году в своем многообразии и таковой уже осталась, то Херсонщина к тому моменту свою многонациональность практически утратила.

Автор фото, Роман Кабачій

Подпись к фото,

Польский костел в селе Правдино (историческое название Цареводар) сейчас находится на линии фронта на подступах к Херсону

До этого на территории области были польские, чешские, русские, молдавские, немецкие, еврейские села и шведская колония в нынешнем селе Змиевка. Многие из них носили тюркские (ногайские) названия со времен, когда в этих степях жили ногайцы, вытесненные затем царизмом в Крым.

В межвоенный период было два национальных района в правобережной части — немецкий с центром в Высокополье (Кронау) и еврейский в Калининдорфе (Калининское). В самом Херсоне в то время было три основных общины: украинцы и русские — по 36% и евреи — 25%.

Все это многообразие народов исчезло из-за предвоенных репрессий в отношении отдельных народов, депортации причерноморских немцев вглубь СССР летом 1941 года, а также истребления нацистами евреев.

В 1944 году было проведено тотальное переименование, которое стерло любые намеки на былое национальное разнообразие: уничтожен тюркский колорит в названиях края, вычищены немецкие и еврейские названия, даже польским Яновкам пришлось стать Ивановками.

В городах набирала обороты русификация, в селе же, наоборот, доминирующий украинский элемент начал поглощать русский, польский, молдавский. Случилось это не без «помощи» советской политики перемешивания народов и отдельных групп. В 1944-1951 годах в Херсонскую область прибыли эшелоны с украинцами из Польши, сначала лемками и холмщаками (жители местностей близ нынешней границы Украины с Польшей и Словакией), а в 1951 году — с бойками (карпатскими украинцами).

Если первые смогли в большинстве бежать на Западную Украину, то вторые осели навсегда. Однако все они «открывали глаза» украинским колхозникам на возможность свободно выражать свои взгляды, быть верущим и т.д.

Один из переселенцев, Адам Фемяк, открыто провозглашал: «Если бы людям дали свободу, как об этом говорится в Положении о выборах, то ни один коммунист не был бы избран, поскольку они всем опостылели. Коммунистам, конечно, рай, а остальным — умирай».

Автор фото, Роман Кабачій

Подпись к фото,

Церковь святой Александры на улице Перекопской в Херсоне, в которой во времена Украинской революции действовало приход Автокефальной Православной Церкви Украины

В последующие годы практика переселения или вербовки в херсонские степи жителей западных и центральных областей УССР продолжилась.

Однако не исчезло одно: уважение к иному.

Фактор экономики

Херсонский писатель Антон Санченко отмечал, что в регионе существует «мощное фермерское движение и дух собственности и защиты своей земли». Однако он не упоминает о корнях этого явления, которое на самом деле касается не всех херсонских районов.

С одной стороны, история нам говорит о функционировании здесь хуторов-зимовников. Память о большинстве из них живет и на современных картах — в названиях нынешних сел. Когда большевики свернули НЭП и начали коллективизацию, степняки сетовали: «Вот если бы сюда Махно, мы все бы пошли в повстанческие отряды». Речь здесь скорее о северных регионах Херсонщины, где выращивают зерновые.

А районы непосредственно к северу от Херсона — Белозерка, Каховка, и на юг — Голая Пристань, Алёшки, Скадовск, Каланчак — базируются на интенсивном земледелии: овощеводстве, виноградарстве, бахчеводстве.

Переселенные в регион Алёшек холмщаки этого не хотели понимать, отказывались от огородов и требовали «отселения из песков». Возможно, зря.

В советское время эти формы хозяйства приносили крестьянам живые деньги, и не только от простой поездки на базар: в села приезжали заготовители и закупали большие партии продукции.

Все это привело к тому, что после развала колхозной системы херсонские крестьяне не сдали свои паи в новые формы коллективной собственности (паи достигали 8 га на человека), а стали хозяйствовать сами.

Символом этой «овощной свободы» стал оптовый рынок в Великих Копанях.

Давно известная Чернобаевка

Задолго до того, как Чернобаевка стала известной по всей Украине, в Херсонской области ее знали по двум причинам: из-за местного колхоза-миллионера (что означало зажиточность) и Чернобаевского народного хора. Чернобаевцы показывали, что стыдиться своего украинства не стоит.

В 2004 году единственной «оранжевой дырой» среди избирательных округов в юго-восточных областях был округ 186, в состав которого входили Белозерский район, в том числе Чернобаевка, и Комсомольский район Херсона.

Виктор Ющенко победил тогда и в других пригородных сельских районах — Голая Пристань, Скадовск, Цюрупинск (Алёшки) — но не в целых округах.

Автор фото, Роман Кабачій

Подпись к фото,

Патриотический стенд в городе Берислав в 2012 году

Когда же в условиях свободного развития культуры стало возможным говорить не только о народных хорах, Украина узнала, что Херсонщина известна как одна из родин украинского футуризма (братья Давид и Николай Бурлюки), что в Алёшках жила художница-наивистка уровня Марии Примаченко — Полина Райко, что театральная традиция, идущая от корифеев — в частности отработавшего в Херсоне несколько лет Всеволода Мейерхольда — переросла в одну из известных в Украине площадок театр-док и ежегодного фестиваля «Мельпомена Таврии». А в последние два года (2020 и 2021) в Херсоне гремел «ГогольФест».

«В последние годы культурный Херсон был интересен именно тем, что начали появляться очень разные альтернативы, когда человек мог найти для себя события на любой вкус, и не только посмотреть, но и принять участие, — говорит Елена Афанасьева, директор центра молодежных инициатив «Тотем». — Когда я посмотрела, какие афиши сейчас вешают по Херсону оккупанты, то это же откат на 20-30 лет назад».

Елена убеждена, что заинтересованность культурными событиями, возможность выбирать — это уже признак европейского цивилизационного выбора.

Что дальше

Вернутся ли уехавшие херсонцы в родной город и область после освобождения, или им легче будет говорить «я из Херсона», чем жить в нем?

Как повлияет невозвращение активной части херсонцев на электоральные предпочтения региона? Сергей Данилов из Центра ближневосточных исследований, многие годы занимавшийся общественно-политической ситуацией в южных районах Херсонщины, считает ситуацию сложной.

«Это зависит от того, будет ли куда возвращаться — если община, ее инфраструктура разрушены, как в селе Станислав или Александровке, то вряд ли. В большие города, такие как Херсон или Скадовск, точно будут возвращаться, а вот в Чаплинку или Каланчак — это уже вопрос» , — размышляет Данилов.

Автор фото, Роман Кабачій

Подпись к фото,

Акция протеста херсонской молодежи перед памятником Тарасу Шевченко против российской оккупации в марте 2022 года

Афанасьева сетует, что из каждых десяти знакомых ей по культурным инициативам херсонцев уехало девять: «Уехали наиболее активные, нашли жилье за границей, устроили детей. И я боюсь, что когда освободят Херсон, в культурном смысле там будет пустыня».

В отношении тех, кто остался, Елена отмечает, что среди них есть и коллаборанты, но есть и такие, кто не меняет своей точки зрения и при этом готов тут оставаться — например, художник, который принял участие в проекте Елены анонимно.

«От того, что он говорит, у меня мурашки идут по коже: «Когда говорят, что Херсон — это Украина, то в нем кто-нибудь из этой Украины должен оставаться. Я решил, что этим оставшимся буду я», — пересказывает Елена слова этого художника.

Цитаты из исторических источников, приведенные в статье, взяты из исследований Романа Кабачия.

Какими территориями владела Украина в 1922 году, когда вошла в состав СССР?

15 июня фейсбук-пользователь Michael Volik в группе Russian Canada-Русская Канада опубликовал карту, согласно которой, Украине были переданы территории Одессы, Харькова, Херсона, Донецка, Луганска, Крыма и Львова во время ее пребывания в составе Советского Союза, а в 1922 году, когда она вошла в состав СССР, она не владела этими территориями. Идентичная карта была опубликована в марте и мае 2022 года аккаунтами Leila Rasskazova, Janna Cassini, John Kopiski.

Распространенное в социальной сети утверждение является частично неверным. Украина получила независимость от Российской империи до создания Советского Союза, а Украинская Народная Республика охватывала территории, населенные этническими украинцами, в том числе Харьков, Херсон и Донбасс. После захвата Украины большевиками заново Украинская Народная Республика была распущена, а Украинская Советская Социалистическая Республика, находившаяся под влиянием России, в 1922 г. включала территории Киева, Одессы, Харькова, Херсона, Донецка и Луганска. На этот период в состав страны не входили только Крым и Львов.

После революции в России и падения Российской империи в Украине начался процесс самоопределения. За короткий промежуток времени на этой территории образовалось несколько объединений и формирований, которые имели кардинально отличающиеся друг от друга политические взгляды. Среди них были и такие объединения, которые несли за собой идею независимости. Украинская Народная Республика была одним из первых государственных объединений, которое было создано на территории Украины после распада Российской империи.

В ноябре 1917 года Центральная Рада Украины объявила о создании Украинской Народной Республики. В документе были обозначены границы Украинской Народной Республики, включая Киев, Подольск, Волынь, Чернигов, Полтаву, Харьков, Херсон, Таврию (за исключением Крыма), Екатеринослав (территория Донбасса). «Окончательная демаркация границ в связи с аннексией Курской, Холмской, Воронежской и окрестных провинций и областей, где большинство населения составляют украинцы, должна быть определена с согласия организованного волеизъявления народа», — говорилось в документе. Вся власть в стране принадлежала Центральному совету и Генеральному секретариату. В документе также отмечалось, что федеральные связи с Россией будут сохранены.

20 ноября 1917 года — Центральная Рада Украины приняла Третий Универсал, который провозгласил создание Украинской Народной Республики.

После того, как большевики вошли в Украину в январе 1918 года, Украинская Народная Республика провозгласила полную независимость. В границы Украины вошли территории бывшей Российской империи, где проживало украинское население (Киевская, Волынская, Подольская, Херсонская, Черниговская, Полтавская, Харьковская, Екатеринославская губернии и Северо-Таврические уезды). Что касается Львова, он вошел в состав Западно-Украинской Народной Республики в 1918 году, а после польско-украинской войны вошел в состав Польской Республики и находился в ее пределах до 1939 года.

Карта Украинской Народной Республики ფოტო

Также в 1919 году украинская делегация на Парижской мирной конференции представила карту, на которой в границы Украинской Народной Республики были включены Крым, Кубань, Донской казачий край и некоторые районы Слободской Украины. Однако из-за поражения сторонников независимости Украины в Гражданской войне эти планы больше не были реализованы.

Карта, представленная ​​на Парижской мирной конференции

В начале 1919 года Украинская Народная Республика была объединена с Западно-Украинской Народной Республикой, что означало присоединение ряда территорий, которые входили в состав Австро-Венгрии до завершения Первой мировой войны. После этого напряжение в Украине снова обострилось и одновременно началась война с Республикой Польша, но в конце концов конфликт закончился перемирием и в 1921 году в рамках Рижского мирного договора часть Западной Украины была разделена между Польшей и Украинской Советской Социалистической Республикой.

Украинская Народная Республика прекратила свое существование в 1920 году после вторжения Красной Армии.

С 23 марта 1920 г. по 16 октября 1922 г. в состав Украинской Советской Социалистической Республики входили Черниговская, Донецкая, Екатеринославская, Харьковская, Кременчугская, Киевская, Николаевская, Одесская, Подольская, Полтавская, Волынская и Запорожская области. Следует отметить, что Украинская Советская Социалистическая Республика была образована в 1919 году в результате вооруженной агрессии большевистской России и до полной советизации Украины подвергалась российскому влиянию.

Карта Украины в 1922 годуИсточник: gis.huri.harvard.eduИсторический атлас Украины и стран, граничащих с Украиной, 1922 г. Источник: Вортман Д., Гордієнко Я, Майоров М. TERRA UCRAINICA 

Фактически на момент присоединения к СССР в состав Украинской Советской Республики входил не только весь Украинский Донбасс, но и часть современной Ростовской области Российской Федерации, включая Таганрог. Следует отметить, что первой столицей Украинской Народной Республики был Харьков, ставший столицей Украинской Советской Социалистической Республики в 1919 году. Следовательно, утверждение о том, что Харьков не входил в состав Украины в 1922 году, лишено оснований. Помимо Харькова, в 1922 году в состав Украины входили территории Одессы, Херсона, Донецка и Луганска. Примечательно, что город Донецк до 1924 года назывался Юзовка (Юзівка), а Луганск был основан в 1935 году и к 1922 году его территории входили в состав Донецкой области. 

«Детектор мифов» связался по этой теме с научным сотрудником Института истории Украины Национальной академии наук Украины Виталием Скальски. Он отметил, что до окончательной советизации Украины указанные территории принадлежали Украинской Советской Республике, хотя большое влияние на них имела Российская Советская Республика.  

Виталий Скальски: До окончательной советизации Украины в 1922 году в состав Украинской Советской Республики входили территории Киева, Одессы, Харькова, Херсона, Донецка и Луганска. Формально она существовала как республика, хотя и не была самостоятельной в процессе принятия решений. Документы подписывались Российской Советской Республикой или под ее контролем.

То, что Украина имела выход к морю, подтверждают выступления самих Ленина и Троцкого. 16 апреля 1919 года, выступая на конференции железнодорожников в Москве, Владимир Ленин заявил, что завоевание Украины сделает Россию все более и более могущественной, открывая ей доступ к источникам топлива и продовольствия из Донецкого бассейна:

Владимир Ленин: «Теперь, с завоеванием Украины и с укреплением Советской власти на Дону, наша сила крепнет. Мы говорим теперь, что источники хлеба и продовольствия, возможность получить топливо из Донецкого бассейна у нас есть. Мы уверены, что, хотя и подходят самые трудные месяцы, когда продовольственный кризис обострился, когда наш транспорт изношен и разрушен, мы, тем не менее, этот кризис переживем. На Украине имеются громадные запасы, излишки хлеба, их трудно взять сразу — там до сих пор партизанщина, там крестьяне запуганы зверским господством немцев и боятся брать помещичьи земли. Первые шаги строительства на Украине трудны, как это было и у нас в тот период, когда Советская власть была в Смольном. Мы должны не менее трех тысяч рабочих железнодорожников, частью крестьян из северной голодной России, двинуть на Украину».

Также основатель Красной Армии и председатель Революционного военного совета России Лев Троцкий говорил, что без украинского сырья и моря Россия не сможет существовать.

Лев Троцкий: «Без украинского угля, железа, руды, хлеба, соли, Черного моря Россия существовать не может, она задохнется, а с ней и советская власть, и мы с вами».

После советизации Украины ее границы неоднократно менялись. В 1924 году в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики были присоединены Таганрогская область и восточная часть Донбасса вместе с городом Каменск, который с 1920 года входил в состав Украины.


Статья подготовлена ​​в рамках Программы проверки фактов Facebook, по материалам, в отношении которых Facebook может использовать различные ограничения на основе настоящей статьи. Соответствующую информацию смотрите по этой ссылке. Информация о нашей оценке, обжаловании или исправлении доступна по этой ссылке.

См. подробную инструкцию об исправлении материала.
См. Подробную инструкцию обжалования.

История института | Украинский научно-исследовательский институт при Гарвардском университете

Основанный в июне 1973 года Украинский научно-исследовательский институт при Гарвардском университете (широко известный как HURI) служит координационным центром для аспирантов и студентов, научных сотрудников и сотрудников, занимающихся исследованиями в области украинского языка, литературы и истории, а также в области антропологии и археологии. , история искусств, экономика, политология, социология, теология и другие дисциплины.

Его программы и мероприятия поддерживают более широкий проект украиноведения в Гарвардском университете, который был создан за пять лет до самого Института.

Учреждение украиноведения в Гарварде

На этом плакате кампании по сбору средств военные образы Киевской Руси и христианская иконография сочетаются, чтобы изобразить Центр украиноведения при Гарварде (Сент-Джордж), сражающийся с неправдой и ложью об Украине (дракон).

Попытка установить украиноведение в американском университете зародилась в 1957 году, когда Федерация украинских студенческих организаций Америки (SUSTA: S оюз Украинских Студенческих Товариств Америки ) разработал идею создания кафедры украиноведения в ведущем университете США. Поддерживая цель студентов по сохранению уникальной культуры и истории Украины во времена агрессивного советского подавления, профессор Гарварда Омельян Прицак настаивал на гораздо более масштабном проекте: создании академического центра украиноведения. Он предложил не одну, а три кафедры украиноведения (истории, языка и литературы) и заявил о необходимости более широкой программы, которая включала бы возможности для научных исследований, программу публикаций, поддержку библиотечных коллекций и место для научных презентаций и дискуссий. . Это расширение инициативы SUSTA в конечном итоге осуществилось в Гарварде через три кафедры украиноведения и Украинский исследовательский институт.

После успешной кампании по сбору средств, проведенной Фондом кафедры украиноведения (позже известным как Фонд украиноведения (USF)) под руководством Стефана Чемыча и в значительной степени при поддержке сообщества украинской диаспоры, были выполнены финансовые требования Гарварда для создания кафедры, Украиноведение было официально учреждено в университете в 1968 году с созданием кафедры истории Украины имени Михаила Сергеевича Грушевского. Остальные две кафедры (по литературе и языкам) были предоставлены 1973, год основания HURI.

Еще до того, как HURI был официально создан, многие из программ, которые он реализует сегодня, были начаты Прицаком и другими учеными, участвовавшими в зарождающемся украиноведческом проекте. Еженедельный семинар по украиноведению начался в 1970 году и создал возможность для научного обмена, который продолжается и по сей день.

Гарвардский украинский летний институт (HUSI) начал свою деятельность в 1971 году, предлагая студентам и другим лицам пройти курсы украинского языка, истории, литературы и культуры в рамках Гарвардской летней школы.

Официальный фонд HURI

В 1973 году институт был официально учрежден, создав центральный пункт научных интересов в Украине и предоставив необходимую поддержку кафедрам и ученым для проведения исследований и обмена своими идеями. Программа мероприятий HURI с годами расширилась и теперь включает конференции, симпозиумы и специальные семинары для практиков и политиков, а также лекции, фильмы, художественные выставки и другие общественные программы.

В институте есть справочная библиотека и архивы. В сочетании с материалами, хранящимися в системе библиотек Гарвардского университета, это одна из крупнейших коллекций украинских материалов на Западе и бесценный ресурс для студентов, преподавателей, сотрудников и научных сотрудников. Собственная библиотека Института (названная Мемориальной библиотекой Омельяна Прицака в 2007 г.

) содержит справочные материалы, периодические издания и другие основные ресурсы, доступные для использования в Институте.

Журнал H arvard Ukrainian Studies , издаваемый издательством Института, был основан в 1977 году. Вместе с рядом книжных изданий, в том числе Гарвардской серией по украиноведению и Гарвардской библиотекой ранней украинской литературы, программа публикует научные работы самый высокий калибр, который иногда слишком нишев для больших прессов. Как свидетельствует серия монографий, первоначальным направлением программы публикаций были средневековье и раннее Новое время, филология, сравнительный анализ источников — все важные для института программные ориентиры на сохранение историко-культурных корней угнетенной Украины. С момента обретения Украиной независимости проекты публикаций расширились, чтобы охватить дополнительные дисциплины, периоды времени и региональные сравнения. Программа публикаций HURI распространяет свои издания через издательство Гарвардского университета и публикует дополнительные научные работы совместно с другими институтами и издательствами, такими как Academic Studies Press.

Поддержка приглашенных ученых и стипендиатов является неотъемлемой частью миссии HURI по продвижению исследований в Украине. Первоначально эта поддержка была ограничена научными сотрудниками, сотрудниками или приглашенными учеными, получившими внешнее финансирование. Тем не менее, первые ученые, связанные с Институтом, стали лидерами в области украиноведения. В 1970-х и 1980-х годах HURI смогла назначить советских диссидентов: историка Валентина Мороза, писателя и редактора Нади Светличной и Владимира Мезенцева. Ограниченная политической ситуацией в Советском Союзе в течение этих десятилетий, поддержка HURI научных сотрудников и приглашенных ученых была сосредоточена на польско-украинских исследованиях и опыте евреев в Украине.

В 1990-х и начале 2000-х годов масштабная программа стипендий HURI развивалась и по сей день. На щедрые средства, пожертвованные Петром Яциком, Ярославом и Надей Михайчук, были выделены стипендии имени Петра Яцика в области украиноведения (для старших ученых) и стипендии Михайчука в области украиноведения (для недавних ученых, получивших докторскую степень). При поддержке Фонда украиноведческих исследований и сообщества украинской диаспоры HURI начал работу над конкретными проектами, в которых участвовали научные сотрудники, которые расширились с перестройкой и обретением Украиной независимости. Программа научных стипендий Юджина и Даймела Шкларов в области украиноведения началась в 2001 году при щедрой ежегодной поддержке Фонда Юджина и Даймела Шкларов и продолжалась до 2017–2018 учебного года.

  Продолжая наследие этой программы, исследовательские стипендии HURI в области украиноведения присуждаются ученым среднего звена и поддерживаются за счет пожертвований и ежегодных пожертвований.

В 2019 году пожертвование Фонда семьи Темерти позволило создать программу, ориентированную на современную Украину. Программа Temerty Contemporary Ukraine (TCUP) еще больше расширяет дисциплинарные знания Института и служит связующим звеном между учеными и практиками, работающими над Украиной.

Институт тесно сотрудничает с Центром европейских исследований, Центром российских и евразийских исследований Дэвиса, Центром еврейских исследований и рядом других институтов, центров, кафедр, школ и факультетов с международными программами.

Размышления Омельяна Прицака, директора-основателя, по случаю 20-летия HURI

Шестидесятые годы занимают особое место в истории Украины. Они были свидетелями внезапного взрыва украинских литературных талантов (шестнадцатидесятников), с одной стороны, и, с другой, имперской советской реакции — подавить любые следы украинской культурной привлекательности. Случилось так, что в 1964 Меня пригласили на факультет Гарварда. Необходимо было объединить и использовать уникальный научный потенциал Гарварда и финансовую поддержку пробудившейся украинско-американской диаспоры под влиянием шестидесятников. Из моих знаний об истории Украины я понял, что украинское культурное пробуждение 19-го века рассматривалось как угроза российской имперской идее единой высокой имперской культуры. Но в 19 веке не все украинские территории вошли в состав России. Западная Украина, особенно Галичина со столицей Львовом, находилась под австрийским конституционным правлением (особенно во второй половине века), и лучшие таланты со всех украинских территорий имели возможность участвовать в развитии высокой украинской культуры.

В 19Однако к 60-м годам Галиция и Львов уже находились под властью Советской России. В такой ситуации необходимо было создать научный и интеллектуальный центр Украины на базе самого привлекательного университета Запада. Поскольку в то время я был сотрудником такого прекрасного учебного заведения, а именно Гарварда, я считал своим долгом действовать. Сначала я посвятил некоторое время изучению проблемы, связанной с этой огромной задачей. Получив ответы, я обсудил свой проект с администрацией и коллегами своего университета. К счастью, они одобрили мои идеи, которые заключались в следующем.

Украинская идентичность, которая является основой культурной и политической деятельности, а также силой роста будущих поколений, не может нормально существовать без помощи трех этнонациональных дисциплин. Я имею в виду язык, общий код национального творчества, без которого украинство потеряло бы смысл существования; литература, как художественное оформление языка и духовная пища для высших ступеней культуры; и, наконец, история, общая память национального сообщества, без которого оно было бы подобно роботу, лишенному собственного видения и воли.

Было естественно, что научный центр, созданный в Гарварде, должен был охватить в первую очередь эти три дисциплины. Они могли развиваться и функционировать должным образом только тогда, когда осуществлялись одновременно на двух параллельных уровнях: (а) учебном — кафедрах украинской филологии, украинской литературы и истории Украины в составе соответствующих кафедр факультета искусств и наук, и (б) научно-исследовательском. — в Украинском научно-исследовательском институте, автономном учреждении факультета искусств и наук, с библиотекой и издательством. И кафедры, и НИИ должны быть соответствующим образом обеспечены, чтобы вести научную работу самостоятельно. Университетская библиотека должна была выделить средства на постоянное содержание своих украинских фондов.

Для достижения необходимого научного уровня необходимо создать академический орган: Постоянную комиссию по украиноведению, а также Визитную комиссию при Наблюдательном совете университета, в которую войдут представители широкой американской общественности, в том числе украинской диаспоры. . Еженедельный семинар объединит студентов и ученых трех кафедр, а также видных приглашенных ученых из Соединенных Штатов и других стран. Должен быть создан международный журнал украиноведения, а также серия монографий. Ведущих ученых со всего мира, независимо от их национальности, следует поощрять к изучению украинской тематики и приглашать к работе в качестве научных сотрудников Института.

Основная «идеология» украинского центра должна состоять в том, чтобы достичь самого высокого научного уровня и тем самым сделать украиноведение привлекательным на международном уровне, а также обеспечить правильное развитие высокой украинской культуры.

Сегодня в перспективе можно признать, что создание Центра украиноведения в Гарварде в 1968–1973 годах было своевременным (никакой другой период не обеспечил бы реализацию проекта) и что центр действительно оправдал наши ожидания. В решающие годы 1988–1990, он способствовал возрождению украинской национальной идентичности и самосознания в Украине.

Омельян Прицак Опубликовано в буклете к 20-летию HURI (1993 г.)

Ревизионистская история России и Украины Владимира Путина

За последние несколько дней российская военная активность на востоке Украины усилилась, и надвигается угроза более масштабного вторжения. Владимир Путин ясно дал понять, что, по его мнению, Украина не имеет исторических претензий на независимую государственность; в понедельник он дошел до того, что заявил, что современная Украина «полностью создана Россией». Заявления Путина полны недовольства американскими и европейскими лидерами из-за того, что он считает выведением Украины на западную орбиту после окончания холодной войны. Но в основе его гнева лежит неприятие политического проекта, воплощенного в Союзе Советских Социалистических Республик. В течение многих лет Путин ставил под сомнение легитимность бывших советских республик, утверждая, что Ленин заложил «бомбу замедленного действия», позволив им самоопределение в первые годы существования СССР. В своих выступлениях он, похоже, пытается повернуть время вспять, не во времена расцвета советского коммунизма, а во времена имперской России.

[ Получите подробный анализ и репортажи с мест, необходимые для понимания войны в Украине. Подпишитесь сегодня » ]

Недавно я разговаривал по телефону с Сергеем Плохим, профессором истории Украины и Восточной Европы в Гарварде и автором книги «Врата Европы» о возникновении украинской идентичности. (Его предстоящая книга называется «Атомы и пепел: глобальная история ядерных катастроф»). может отреагировать на дальнейшие российские вторжения, и что речь Путина говорит нам о сложных отношениях между двумя странами.

Как далеко вы проследили тип украинской идентичности, который мы узнали бы сегодня?

Это зависит от того, о каком элементе этой идентичности вы говорите. Если вы говорите о языке, это было бы в значительной степени первобытным. С точки зрения идентичности с религиозными компонентами, этому более тысячи лет. Но первый современный украинский политический проект стартовал в середине девятнадцатого века, как и многие другие группы. Проблема Украины заключалась в том, что она была разделена между двумя державами: Российской империей и Австро-Венгрией. И очень рано Российская империя осознала угрозу единству империи со стороны отдельного и сугубо литературного украинского языка. Так, начиная с 18-60-х гг., действовал более чем сорокалетний период запрета на издание украинского языка, в основном задерживавший развитие литературного языка. Это, наряду с положением между двумя державами, способствовало тому, что в разгар Первой мировой войны и революции, когда другие национальности пытались, а в некоторых случаях и добивались независимости, украинцы пытались это сделать, но в конечном итоге потерпели поражение. .

Почему России так угрожала украинская идентичность и, в частности, язык? Было ли это просто типичным имперским недоверием и неприязнью к меньшинствам или языкам?

Русские смотрели на то, что происходило в то время в Европе, в частности во Франции, где возникла идея создать из разных диалектов или языков один язык, что рассматривалось как непосредственно связанное с единством государства . Так что глобально. Что характерно и безусловно резонирует сегодня, так это мысль о том, что есть одна большая русская или славянская нация, может, с разными племенами, но, по сути, это одна и та же нация. Это модель девятнадцатого и начала двадцатого века, которую сейчас поддерживает Владимир Путин, когда говорит, что Украина не имеет легитимности как нация. Существует прямая связь с тем, что происходит сегодня.

Вы недавно писали: «Советский Союз был создан в 1922-1923 годах как псевдофедеративное, а не унитарное государство именно для того, чтобы вместить в себя Украину и Грузию, две самые самостоятельные республики». Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

Большевики взяли под свой контроль большую часть Российской империи, признав, по крайней мере формально, независимость различных республик, в которые они входили. И до 1922 года Украина недолго была независимой страной или государством. Когда большевики подписали 1922 соглашения с Германией, Рапалльского договора, у украинцев возникли вопросы, почему представители Российской Федерации имели право подписывать за них соглашения. Они решили, что надо что-то делать, и обсудили создание единого государства. Идея Сталина заключалась в том, чтобы иметь единство с присоединением разных республик. Ленин встал на сторону протестовавших против этого украинцев и грузин, заявив, что они должны создать «союзное государство», потому что он видел мировую революцию.

Не могли бы вы дать более полное определение «союзному государству»?

Формально СССР был о равноправии республик, от большой России до маленькой Эстонии. Причина даже играть в эти игры о независимости заключалась в том, что эти республики провозгласили или боролись за свою независимость, но большевики взяли верх, приспособившись к некоторым национальным и культурным устремлениям, в том числе предоставив права языкам.

Как изменились российско-украинские отношения после смерти Ленина и прихода к власти Сталина?

Он не изменился сразу после смерти Ленина, потому что Сталин продолжил политику Ленина. Он начал кампанию по размещению украинцев и других, их национальных языков и культур. Грузины говорили по-грузински, а армяне говорили по-армянски, но мысль заключалась в том, чтобы приспособить их, пока они будут верить коммунистической идее и коммунистическому проекту.

А потом, в начале 30-х годов, Сталин начал это менять. Вы видите постепенное возрождение символического значения русского языка и культуры, которые до этого считались имперскими и ретроградными. Но даже тогда, пока они не продвигали другие языки, они не гнались за ними как таковыми. Украинский голод 1932-33 были во многом поворотным моментом, потому что они не просто шли за зерном. Они пошли за украинским языком.

Указом 1932 года Сталин прекратил поддержку преподавания украинского языка за пределами Украины, где проживали украинцы, будь то в России или других местах. Они фактически прекратили любое образование или издание на украинском языке за пределами Украинской ССР. И была политика еще более строгого контроля украинской культурной деятельности, которая была введена и внутри Украины. Они сделали это, чтобы справиться с потенциальным ростом украинского национализма. Они также преследовали ключевых деятелей Коммунистической партии Украины и культурного истеблишмента, по крайней мере двое из которых покончили жизнь самоубийством в 1919 году.33. Это был не просто голод; это было более широкое явление. Отец концепции геноцида Рафаэль Лемкин сказал, что в случае с Украиной геноцид был связан не только с голодом, но и с более широкой атакой на институты, языки и культуру.

Я хочу перенестись на конец Советского Союза через шестьдесят лет, когда мы увидим независимую Украину. Как вы оглядываетесь на то, что произошло в 1991 году и на первые годы независимости Украины?

Между тем периодом и 19-м годом была огромная разница.17-18. В первый период идея украинской нации и украинской революции была в основном этнической, хотя на территории было много меньшинств, в том числе русских и поляков, и многие из них относились к идее украинской независимости с подозрением. Но к 1991 году представление о нации и ее связи с языком и культурой изменилось. Украинцев теперь представляли скорее как формирующуюся гражданскую нацию. Крупные промышленные города к тому времени говорили по-русски, а поддержка независимости составляла более девяноста процентов в декабре 1991. Этническая принадлежность и язык имеют значение, но они второстепенны. Большинство жителей каждого региона были за независимость.

Каким образом языковые различия проявляются среди населения, помимо Запада и Востока?

Исторически украинский язык был языком сельской местности. ХХ век принес с собой модернизацию и урбанизацию, интеграцию бывших крестьян в городскую культуру через русский язык. Так что была довольно большая группа людей, которые считали украинский своим родным языком и имели украинскую идентичность, несмотря на то, что говорили по-русски.

Я бы предположил, что сегодня ситуация немного изменилась с точки зрения того, на каком языке говорят люди в больших городах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *