Женщина, придумавшая праздник 8 Марта – DW – 07.03.2021
Фото: picture alliance/dpa
Культура
Юлия Сеткова
Клара Цеткин была активным борцом за права женщин. Ее имя неразрывно связано с празднованием Международного женского дня.
https://p.dw.com/p/EMv5
Реклама
Одна из самых известных деятельниц немецкого и международного социалистического и женского движения Клара Цеткин (Clara Zetkin) вошла в историю XX века не только как активная коммунистка, но и как женщина-реформатор, сыгравшая немаловажную роль в становлении европейского движения за права женщин. В советское время главной заслугой Цеткин считалось учреждение по ее предложению Международного женского дня.
Клара Цеткин, в девичестве Айснер, родилась в 1857 году в небольшом саксонском городке Видерау в семье сельского учителя. Уже в юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гете и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 — на память цитировала отрывки из «Истории французской революции» историка Томаса Карлейля.
Еще будучи студенткой Лейпцигской педагогической гимназии, престижного учебного заведения, она стала посещать тайные собрания социал-демократов, а в 1878 году вступила в ряды Социалистической рабочей партии, позже переименованной в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни — русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.
В 1882 году Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. На жизнь они зарабатывали переводами и публикациями в социал-демократических газетах, хотя плата была мизерной. На момент смерти Осипа, умершего в 1889 году от туберкулеза, у них с Кларой было двое сыновей. Несмотря на то, что Клара уже на протяжении многих лет подписывалась фамилией Цеткин, в официальный брак с Осипом она так и не вступила.
Борьба за права женщин
Живя во Франции, Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе. А после того, как в Германии перестали преследовать социал-демократов, Клара вернулась на родину, где с 1892 года в Штутгарте стала издавать газету СДПГ для женщин «Равенство».
В 1907 году Клара Цеткин возглавила созданное при СДПГ женское отделение, где вместе с Розой Люксембург выступала за равные права женщин. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня, позже приуроченного к годовщине демонстрации работниц нью-йоркских предприятий текстильной промышленности 8 марта 1857 года.
Последнее пристанище — Советский Союз
В 1917 году за свои выступления против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты «Равенство». В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ), а после создания в декабре 1918 года Компартии Германии (КПГ) активно выступала за вступление рабочих — членов НСДПГ в ее ряды.
Клара Цеткин (слева) и Роза ЛюксембургФото: imago/ITAR-TASSС 1920 по 1933 годы Цеткин постоянно избиралась депутатом рейхстага от Коммунистической партии, параллельно возглавляя Международный женский секретариат Коминтерна. В 1920 году Клара Цеткин впервые поехала в Советский Союз, где познакомилась с Лениным и Крупской. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна. С Лениным и Крупской ее связывали дружеские отношения.
В июле 1932 года, когда в результате досрочных выборов в рейхстаг национал-социалисты получили большинство в парламенте Германии, Клара Цеткин находилась в Москве. Как старейший депутат рейхстага, она имела право открыть первую сессию нового созыва и, несмотря на плохое самочувствие, поехала в Берлин, где произнесла пламенную речь об опасности нацизма и призвала к созданию единого антифашистского фронта. После того, как левые партии в Германии были запрещены, Цеткин отправилась в свое последнее изгнание, на этот раз — в Советский Союз.
Умерла Клара Цеткин 20 июня 1933 года в подмосковном Архангельском в возрасте 76 лет. В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Смотрите также:
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 2
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Макс Барских – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, рост и вес, слушать песни онлайн 2023
Биография Макса Барских
Макс Барских – украинский певец и автор песен, один из самых популярных и любимых музыкантов не только на Украине и в России, но и на всём постсоветском пространстве. Песни этого талантливого и харизматичного исполнителя неизменно занимают главные строчки всевозможных рейтингов и хит-парадов, но его визитной карточкой считается знаменитая композиция «Туманы».На фото: Макс Барских
Детство и семья
Настоящее имя украинского поп-идола – Николай Бортник. Родился знаменитый артист 8 марта 1990 года в Украинской ССР, в южном городе Херсон. Родители Николая, самые обычные люди, постоянно были заняты на работе, а присматривали за будущей звездой старшие брат и сестра.Макс Барских в детстве
Детство Коли сложно назвать простым. Его отец Николай был человеком с тяжелым характером, любил приложиться к бутылке, бил жену и детей. Когда мальчику исполнилось 11, он ушел из семьи. Долгое время отец и сын не поддерживали отношения и примирились лишь через 16 лет. Николай Бортник-старший успел сняться вместе с сыном в пластическом этюде «Февраль», но уже в начале 2018 года ушел из жизни.По словам музыканта, в детстве он был большим хулиганом, смешил одноклассников, мог удрать с уроков в кино, поэтому приносил из школы «неуд» по поведению. Но из равновесия его было вести трудно, поэтому он почти не дрался, а одноклассники любили его.
Макс Барских с мамой
Потребность дарить людям радость и хорошее настроение он ощутил, когда был ещё ребёнком. Потребность в творчестве Николай Бортник ощутил тоже в самом раннем детстве, поэтому обрадовался, когда мама повела его в художественный лицей. В лицее ребята обучались по четырём направлениям – театральному, музыкальному, хореографическому и художественному, но на прослушивании преподаватели выяснили, что у Бортника нет ни голоса, ни слуха, ни способностей к танцам, и поэтому определили его в художественный класс. Способности к рисованию у будущего артиста действительно были, и учиться рисованию ему очень понравилось, однако из-за неусидчивого и нетерпеливого характера ему было трудно закончить начатый рисунок. Художником ему не быть – это мальчик понял быстро.Первая картина Макса Барских, которую он нарисовал в 9 лет
Позже в семье появился музыкальный центр с функцией караоке и Николай полюбил петь, но делал это, когда никого не было дома. Однажды сестра вернулась раньше, чем обычно, и застала его с микрофоном. Девушка попросила Колю спеть ещё, и он спел, и стой поры пел на каждом семейном празднике, был, по его словам, живой музыкой.
Макс Барских (Николай Бортник) в школьные годы
Позже в музыкальную копилку будущего артиста добавилось творчество Бритни Спирс, Мадонны и модных мальчиковых групп Backstreet Boys и N`Sync. Иногда Николай посещал музыкальный кружок при художественном лицее, в котором он учился, но времени ему не хватало, потому, что, как рассказывает певец, его семья была, мягко говоря, не слишком обеспеченной, а когда из семьи ушёл отец, он был вынужден пойти работать.Чтобы помочь матери, одной поднимающей троих детей после развода с их отцом, тринадцатилетний Коля стал подрабатывать, он раздавал рекламные проспекты и визитки, был промоутером и даже консультантом сетевой косметической компании. Достигнув совершеннолетия, устроился официантом в кафе, но в первый же день споткнулся прямо перед столом, за которым сидели его клиенты, упал и разбил пять пивных бокалов.
В юности Макс Барских много работал, чтобы помогать семье
Со временем Николай стал более ловким, он научился лавировать между столиками и больше не платил за разбитую посуду, а позже смог накопить денег и, окончив школу, уехал в Киев со своей подругой из художественного лицея, которую звали Миша Романова.«Фабрика Звёзд»
Плакат с приглашением на украинский музыкальный проект «Фабрика звёзд-2» (под руководством Натальи Могилевской) студент первого курса Коля Бортник увидел в 2008 году и, поговорив с Мишей Романовой и ещё одной подругой, решил идти на кастинг. Молодые люди обсуждали участие в знаменитом проекте почти всю ночь и заснуть смогли только под утро. Проснувшись, Миша и вторая девушка отказались отправиться на кастинг, потому что не выспались, и Николай пошёл один. Он очень не хотел идти без поддержки и к тому же чувствовал себя неподготовленным, но всё-таки пошёл, повинуясь, как он говорит, своему внутреннему голосу. Макс Барских и Миша Романова дружат с детства На кастинге Коля выступил с каверами на песни популярных западных исполнителей и поразил членов отборочной комиссии не только вокальными данными, которые когда-то забраковали преподаватели художественного херсонского лицея, но и особенной пластикой, которую он приобрёл, когда учился танцевать дома, копируя перед зеркалом движения знаменитых артистов.Макс Барских на Фабрике Звезд
Конечно, начинающий артист покорил сердца соотечественников своим голосом и артистичностью, однако важную роль сыграла и эксцентричность Николая, представшего перед телезрителями под псевдонимом Макс Барских.Имя Макс он выбрал потому, что это имя его брата, а фамилия Барских пришла к нему случайным образом, во время прогулки по вечернему Киеву.
Макс Барских – Незнакомка
Во время проекта Николай познакомился с клипмейкером Аланом Бадоевым, который спустя три года согласился стать его продюсером, что сыграло решающую роль в карьере молодого артиста.Сольная карьера
Проект Макс Барских заработал в полную силу в начале 2009 года, и сначала продюсером Николая была Наталья Могилевская. Заговорили об эксцентричном певце после того, как он предпринял попытку порезать вены во время выступления, признаваясь в любви к Светлане Лободе. Был ли молодой певец на самом деле влюблён в Светлану Сергеевну, или это был продуманный пиар-ход, неизвестно, но именно этот поступок привлёк внимание к его творчеству. Макс Барских и Наталья Могилевская Из вокального реалити «Фабрика Звезд» артист ушёл по собственному желанию, он уже чувствовал, что «вырос» из него и должен идти дальше.Макс Барских. Реакция на первую номинацию
Первый альбом певец выпустил в конце 2009 года, в сборник, который молодой артист назвал «1: Max Barskih» вошли тринадцать композиций, на четыре из которых были сняты клипы: «Пусто», «DVD», «Сука-любовь» и «Агония».Обложка первого альбома Макса Барских
Пятая работа – видео на композицию «Сердце бьётся», которую молодой артист записал со Светланой Лободой, занимает особенное место и в творчестве Макса, и культурном пространстве Украины, а основная причина особенности этой видеоработы это, конечно, стоимость, которая составила 140 000 долларов, что сделало её самым дорогим видеоклипом Украины на тот момент.Макс Барских ft. Светлана Лобода – Сердце бьется
Песни, вошедшие в пластинку«1: Max Barskih» , были восторженно приняты поклонниками артиста, которыми он успел обзавестись во время участия в шоу-проекте «Фабрика», а российский продюсер Максим Фадеев выразил надежду, что творчество молодого певца будет оценено и в России. Слова Фадеева оказались пророческими: действительно, появление в музыкальном пространстве певца Макса Барских не прошло незаметно для российских меломанов, которые тоже были покорены его голосом и отменным чувством стиля.Весной 2009 года музыкант создал авторское шоу видеошаржей, где рискнул показать свое личное видение закулисья шоу-бизнеса, однако его коллеги не обиделись, ведь в одном из эпизодов он сделал видеопародию на самого себя.
Шоу Макса Барских. Фабрика. Суперфинал
В 2010 году Николай принял участие в шоу-проекте «Фабрика. Суперфинал», в котором представил новую песню – «Студент», а чуть позже и видео на неё, режиссёром которого был Алан Бадоев.Макс Барских – Моя любовь
Знаковым моментом в карьере певца считается его участие в музыкальном фильме «Мадемуазель Живаго», в котором он играл русского солдата, и в котором ему посчастливилось встретиться с Ларой Фабиан.«Мадемуазель Живаго»: Макс Барских и Лара Фабиан
В интервью Николай выражал душевную благодарность французской звезде, он рассказывает, что, конечно, испытывал стеснение и неловкость во время съёмок, ведь ему было всего двадцать лет, а Лара, видя это, не стала смеяться, а напротив, подбадривала его и пыталась помочь избавиться от стеснения. Николай говорит, что знаменитая француженка очень красивая и естественная.Популярность
Седьмой видеоклип артиста, на композицию «Lost In Love» вышел в 2011 году, он был также снят Аланом Балоевым. Это видео считается значимым не только для украинского музыкального пространства, но и для России, так, как является первым 3D-клипом в культурно-музыкальном пространстве стран бывшего СССР.Макс Барских – Lost In Love
В период с 2012 по 2017 год артист выпустил три официальных пластинки – «Z.Dance», «По Фрейду» и «Туманы». Николай утверждает, что автором песен является он сам, они рождаются под влиянием эмоций, которые он испытывает в настоящий момент или являются отражением его опыта прошлых лет.Композиция «Туманы» из одноимённого альбома по праву считается самой популярной в его репертуаре, слова именно этой песни приходят на ум первыми, когда речь заходит о певце Максе Барских. Как рассказывает Макс, слова к этой песне он начал писать, будучи на гастролях в Таллинне.
Макс Барских – Туманы
Он считает, что секрет её популярности в том, что она абсолютно проста и понятна каждому. Также артист говорит, что, как всякая простая песня, она невероятно сложна, а на её написание у него ушло столько времени, как ни на одну другую.Максимальное время, которое музыкант тратит на написание песни – один час, а минимальное составляет всего пятнадцать минут, исключением стали только его знаменитые «Туманы».Осенью 2017 года состоялось выступление Макса Барских в Киеве. Грандиозное концертное шоу «Танцуй в моей голове» в киевском Дворце спорта смогли посмотреть более десяти тысяч зрителей. В шоу были использованы уникальные технологии и самое современное светотехническое оборудование, а для визуализации идеи проекта на сцене был установлен огромный череп, вес которого, по некоторым данным составил более 300 тонн.
Концерты Макса Барских всегда превращаются в эффектное шоу
В 2018 году певец посетил более пятнадцати стран мира, тур получил название по главной песне Макса Барских – Tumany World Tour, за время которого в общей сложности артист дал 250 концертов.Второй по значимости стала композиция «Сделай громче», которую музыкант записал по окончании тура «Туманы», а закрепил успех песни видеоклип на неё. В записи обновлённой версии песни принял участие российский рэп-музыкант Леван Горозия, известный под псевдонимом L’One.
Макс Барских – Сделай громче
С 2015 года, параллельно с проектом Макс Барских, музыкант начал развивать второй проект, своё англоязычное воплощение – проект MICKOLAI.Личная жизнь Макса Барских
Несмотря на всенародное обожание, Николай не приобрёл звёздную болезнь, он открыт для общения и с удовольствием отвечает на вопросы журналистов. Макса Барских он называет своим альтер-эго, воплощением дерзких мечтаний, и признаётся, что избавился от неуверенности, когда придумал этот образ.В 2016 году в СМИ попали фотографии Николая и модели Маши Руденко, которой когда-то приписывали роман с Миком Джаггером. Фотографии певца и модели были сделаны папарацци на вечеринке «Грэмми-16», однако подтверждения их романтических отношений не последовало.
Макс Барских и Маша Руденко
Хотя артист не подтверждает отношения с землячкой Мишей Романовой, с которой он познакомился в родном Херсоне, когда учился в художественном лицее и вместе с ней уехал когда-то покорять Киев, их роман стал «секретом полишинеля».Миша Романова и Макс Барских
Во многих интервью Николай жаловался на то, что ему не удаётся наладить личную жизнь и встретить любимую, а пока миллионы поклонниц мечтали стать той самой любимой, в СМИ появилась новость, что подруга артиста, Миша Романова, покинула группу «ВИА Гра» по причине беременности. Летом 2018 года Миша Романова родила ребёнка, и, хотя имя его отца артистка не называет, многие считают им Николая, ведь два года, предшествующие рождению малыша, они жили вместе.Миша Романова и Макс Барских на отдыхе
В начале 2018 года, во время концертного выступления в московском дворце спорта «Мегаспорт», Николай признался, что в феврале 2017 года он потерял отца и посвятил его памяти песню «Февраль». По словам музыканта, с отцом он не общался более пятнадцати лет, потому, что не мог избавиться от детского чувства обиды из-за того, что он ушёл из семьи, когда ему было всего 11.Макс Барских – Февраль
Николай испытывает трогательную привязанность к родным и старается помогать им. Когда его сестра осталась без жилья, он купил ей квартиру. С одноклассниками и друзьями по художественному лицею он продолжает общаться, даже став знаменитым артистом. Как говорит Николай, он бесконечно рад тому, что в его жизни есть люди, которые полюбили его до того, как он стал поп-звездой. К людям музыкант относится несколько настороженно, ведь он, по его словам, уже узнал, что такое предательство и корысть, однако не исключает возможность появления в его жизни новых друзей.Макс Барских с семьей
Знаменитый артист старается вести здоровый образ жизни, но иногда он может себе позволить выкурить сигарету, хотя и знает о вреде курения. Как говорит музыкант, курение для него скорее часть творческого процесса, нежели удовольствие. К алкоголю певец относится равнодушно, но в холодную или дождливую погоду он может побаловать себя глинтвейном.За сценический образ артиста отвечает дизайнерский дуэт Luvi. С Викторией Заграфовой и Людмилой Седляр он начал сотрудничать ещё в 2010 году и постепенно, как и с Аланом Бадоевым, их отношения переросли из деловых в дружеские. Ряд источников утверждал, что Макс Барских не питает интереса к девушкам, и даже приписывал певцу романтические отношения с Аланом Бадоевым. Однако никаких подтверждений этой информации нет.
Макс Барских и Алан Бадоев
Макс Барских сейчас
В начале 2019 года свет увидел новый альбом певца Макс Барских «7», в который, кроме уже знакомой его поклонникам композиции «Берега», вошло ещё шесть песен: «Никто», «Вспоминать», «Ну и что», «Странная», «Зачем» и «Неземная».Обложка альбома «7»
Представители артиста анонсировали второй после «Туманов» международный тур Макса Барских, получивший название NEZEMNAYA WORLD TOUR 2020, который пройдёт по двадцати странам мира, среди которых Америка, Канада и Австралия.Макс Барских – Берега
Неверно истолковав заявление артиста, в котором он объявил, что после завершения тура он планирует заняться «хромающей» личной жизнью, СМИ назвали тур прощальным, что породило множество слухов и вызвало истерическую реакцию среди поклонников Макса Барских.По словам знаменитого музыканта, в начальный период карьеры ему казалось, что вершиной музыкального творчества может быть только получение премии «Грэмми», однако теперь он понимает, что более важен отклик, который он находит в душах людей и эмоции, которые испытывают на его концертах зрители.
В апреле 2022 года Максу Барских запретили посещать Россию до 2072 года.
Wikimedia заявляет, что «не отступит» после того, как Россия Цензура угроза
- Tech /
- Политика /
- Речь
/
Цензоры жаловались на Украинный вторжение. 3 марта 2022 г., 18:23 UTC
| Поделиться этой новостью Во вторник регулятор в сфере технологий и связи Роскомнадзор пригрозил заблокировать Википедию из-за русскоязычной страницы, посвященной вторжению России в Украину, заявив, что она содержит, среди прочего, «ложные сообщения» о жертвах войны и последствиях экономических санкций.«1 марта 2022 года Фонд Викимедиа получил требование правительства России удалить контент, связанный с неспровоцированным вторжением в Украину, размещенный добровольцами в российской Википедии», — говорится в заявлении, отправленном по адресу The Verge по электронной почте. «Как всегда, Википедия является важным источником надежной фактологической информации в условиях этого кризиса. Признавая эту важную роль, мы не отступим перед попытками подвергнуть цензуре и запугать членов нашего движения. Мы поддерживаем нашу миссию по предоставлению миру бесплатных знаний».
Требование Роскомнадзора, которое было размещено в Telegram-канале русской Википедии, требует правок пользователей Викимедиа из версии статьи от 27 февраля. В переводе Викимедиа Россия, она не принимает во внимание «информацию о многочисленных жертвах среди военнослужащих Российской Федерации, а также гражданского населения Украины, в том числе о количестве детей», а также «необходимость снятия средств со счетов». в банках Российской Федерации в связи с санкциями, введенными иностранными государствами». (Хотя потери в результате войны по-прежнему трудно оценить, Организация Объединенных Наций подтвердила гибель сотен гражданских лиц в Украине с момента начала конфликта на прошлой неделе, в том числе не менее 13 детей, и признала, что ее цифры, вероятно, занижают реальное число погибших.)
Wikimedia Russia назвала претензии «фундаментально невозможными» для оценки и призвала правительство не блокировать доступ к статье — что фактически потребовало бы блокировки доступа ко всей Википедии. Также отмечается, что страница постоянно меняется благодаря работе ее многочисленных редакторов. «У всех этих людей очень разные взгляды на происходящее, и все они очень внимательно следят за тем, чтобы кто-то не вставил в статью ложную информацию или вводящие в заблуждение формулировки», — написали в группе.
Как отмечает Input , российские власти в прошлом направляли ряд жалоб на страницы Википедии. Правительство полностью заблокировало сайт в 2015 году из-за статьи, связанной с каннабисом, но отключение было недолгим. Тем не менее, нынешняя угроза является частью более крупной онлайн-репрессии вокруг вторжения, когда Россия заблокировала Twitter и Facebook, пытаясь контролировать повествование о войне. «Запрос на удаление во вторник угрожал цензурой. Отказ людям в доступе к достоверной информации во время кризиса может иметь судьбоносные последствия», — говорится в заявлении Wikimedia.
Самый популярный
Новый дизайн Spotify — это часть TikTok, часть Instagram и часть YouTube
Как один инженер обрушил Twitter и многое другое
Lightship L1 — это дом на колесах, созданный для электромобилей , который также может питать ваш дом
Теперь все приставки для стриминга отстой
Война за Украину — в Википедии
13 апреля я обнаружил, что сижу в своем гостиничном номере во Львове, Украина, и слушаю сигналы воздушной тревоги, когда я сражался на своем собственном фронте в войне против Украины против Россия.
Моим прикрытием была Википедия.
В частности, я боролся за правильный национальный идентификатор для человека по имени Казимир Малевич, самопровозглашенного украинского художника-авангардиста, родившегося в Киеве от отца-поляка и матери-украинки. Хотя Малевич (1879 г.-1935) в дневниковых записях напрямую связал собственное творческое развитие с украинской историей, тем не менее многие музеи мира сегодня называют художника «русским, уроженцем Украины».
Мое взаимодействие со страницей Малевича в Википедии началось на два дня раньше, 11 апреля, когда Shadows Project, организация, соучредителем которой я стал в 2021 году, опубликовала в Instagram запрос с просьбой к музеям по всему миру, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке. Йорк, чтобы обновить ярлыки Малевича, чтобы точно отразить его украинскую идентичность. Наш пост о тенях привлек довольно много внимания, набрав более 6000 репостов и более 22 500 взаимодействий. Вскоре после того, как пост был опубликован, мы получили DM от одного из наших подписчиков; «На странице Малевича в Википедии написано, что он русский», — говорилось в нем. Я вздохнул и пошел проверять.
На первый взгляд страница Малевича в Википедии, казалось, говорила, что он украинский художник. Должно быть, его обновили, подумал я про себя. Но через несколько минут я вернулся посмотреть еще раз. Пока я сидел во Львове, обновляя страницу Википедии о Малевиче каждые несколько минут, я понял, что наблюдаю за российской информационной войной в реальном времени:
16 апреля, 12:13. «Казимир Северинович Малевич… украинский и советский художник-авангардист и теоретик искусства…»
Скриншот страницы Казимира Малевича в Википедии от 16 апреля, 12:13.
Щелкните. Нажмите. Обновить.
16 апреля, 13:16. «Казимир Северинович Малевич… русский и советский художник-авангардист и теоретик искусства…»
Скриншот страницы Казимира Малевича в Википедии от 16 апреля, 13:16.
Щелкните. Обновить.
16 апреля, 16:21. «Казимир Северинович Малевич… украинский художник-авангардист и теоретик искусства…»
Скриншот страницы Казимира Малевича в Википедии от 16 апреля, 16:21.
Щелчок. Нажмите. Обновить.
16 апреля, 18:42. «Казимир Северинович Малевич… русский художник-авангардист и теоретик искусства…»
Скриншот страницы Казимира Малевича в Википедии от 16 апреля, 18:42.
Это не банальная смысловая перемотка туда-сюда, а попытка стереть само существование Украины. Попытки России ниспровергнуть и уничтожить украинскую идентичность далеко не новое явление. Отрицание отдельной и самобытной культуры Украины восходит еще к царской России, когда Валуевский циркуляр, секретный императорский указ от 1863 года, провозгласил, что отдельного украинского языка «никогда не существовало, не существует и не может существовать».
Отрицание украинского гражданства и последующее насильственное стирание украинской культуры было серьезной политической проблемой Кремля еще со времен Российской империи. И хотя западные страны сотрудничают с украинцами, чтобы предоставить им боеприпасы, беспилотники, танки и многое другое, им еще предстоит сравниться с культурной пушкой России.
Для многих наблюдателей на Западе речь Путина 21 февраля, в которой он заявил, что Украина является государством, созданным Лениным, была их первым взаимодействием с ревизионистской историей России в отношении Украины. Газеты и западные ученые были шокированы, назвав его монолог «сюрреалистичным», «странным», и поспешили отвергнуть его как «гневную» и «горькую» тираду. Но путинское стирание истории Украины — это не просто бред старого диктатора, и отмахиваться от этого как такового опасно. Исторический ревизионизм на самом деле является одним из самых мощных орудий Кремля.
Пока я пишу эту статью, идут дебаты о том, занимается ли Россия геноцидом по смыслу Конвенции о геноциде, которая определяет геноцид как любой из нескольких видов злодеяний, когда «совершается с намерением уничтожить, полностью или частично часть, национальная, этническая, расовая или религиозная группа как таковая». Очевидно, что посылать армию троллей править Украину из Википедии не является само по себе геноцидом. Но представьте на мгновение, что эта деятельность происходит одновременно с массовыми убийствами, депортацией детей и преднамеренным разрушением городов. Хотя это само по себе не является насильственной деятельностью, это одно из наиболее убедительных доказательств того, что Россия и ее марионетки действуют «с намерением уничтожить [украинскую] национальную [группу] как таковую». Читая нижеследующее, имейте в виду, что резня в Буче и Мариуполе происходила как раз в то время, когда я спорил с каким-то анонимным троллем о том, украинец Малевич или нет.
На протяжении большей части своей истории Россия могла контролировать доступ и поток информации об истории из-за централизованного характера российского государства и физического контроля России над территорией Украины. В эпоху Советского Союза доступ к внешнему миру, а также к архивам и информации о том, что происходило внутри страны, был строго ограничен. Центральное правительство имело широкий контроль над историческим нарративом, и благодаря этому советское правительство могло переписать или изменить, а в некоторых случаях просто стереть большую часть украинской истории.
Независимость Украины в 1991 году и распад Советского Союза в сочетании с наступлением эпохи цифровых технологий и эпохи Интернета означали, что свободный доступ к информации об Украине и ее истории внезапно стал доступен как никогда раньше. И это было одновременно и благословением, и проклятием в борьбе Украины за независимость.
С одной стороны, после распада Советского Союза украинцы могут открыто обсуждать свое прошлое, свою культуру, свою идентичность и преступления, совершенные против них предыдущими российскими правительствами. С другой стороны — из-за того, что Россия так долго контролировала поток информации, даже в эпоху Интернета, — украинцы борются вверх по течению, чтобы исправить и распутать многовековые имперские нарративы.
Рассмотрим Википедию.
Страница Малевича — не единственная страница, подвергшаяся вандализму троллей, но особенно яркий и яркий пример. Пока я обновлял страницу, я наблюдал, как пророссийские аккаунты буквально стирают все упоминания об Украине из биографии Малевича.
Вот так выглядела страница Википедии 9 апреля в 22:30:
Скриншот страницы Википедии Казимира Малевича 9 апреля в 22:30.
Вот так это выглядело 11 апреля в 13:16:
Скриншот страницы Казимира Малевича в Википедии от 11 апреля в 13:16.
«Украинский авангард» стал «русским авангардом». «Украинец» стал «россиянином», а «Украина» стала «Российской империей». Каждое упоминание об Украине систематически удалялось со страницы.
Если вы думаете, что стирание украинской идентичности в Википедии — недавнее явление, подумайте еще раз. Простое погружение в «историю редактирования» известных деятелей культуры расскажет вам все, что вам нужно знать.
Вот одна из самых ранних версий страницы Википедии композитора Петра Ильича Чайковского за 2003 год:
Скриншот страницы Википедии Петра Ильича Чайковского за 2003 год. Украинка, мать его, француженка. Более поздние версии его страницы (апрель 2004 г.) были обновлены следующим образом:
Скриншот страницы Петра Ильича Чайковского в Википедии от 2004 г.
24 ноября 2005 г. страница была обновлена, чтобы стереть украинское происхождение его отца, сохранив упоминание о французских корнях его матери:
Скриншот истории редактирования страницы Петра Ильича Чайковского, 24 ноября 2004 г., 7:00 против 7:04.
Согласно моим исследованиям, потребовалось три года, прежде чем эта правка была отменена и отца Чайковского снова признали украинцем. Отслеживая изменения на странице Чайковского на протяжении многих лет, я видел, как узнавание его украинской стороны колебалось туда-сюда. Примечательно, однако, что я не нашел ни одного случая, когда тот, кто устранял украинское происхождение композитора, также удалял упоминание о французских корнях его матери.
Иногда эти изменения носили чисто политический характер. 12 декабря 2020 года, например, на странице Чайковского в Википедии появился раздел, посвященный его украинским корням и времени, проведенному им в Украине:
Скриншот истории редактирования страницы Петра Ильича Чайковского, 12 декабря 2020 года.
14 декабря 2020 года пользователь удалил весь этот раздел, оставив комментарий о редактировании, в котором говорилось: «удалить подделку. СССР создал Украину». Звучит знакомо? Идея о том, что Ленин создал Украину, возникла не из февральской речи Путина.
На его странице в Википедии больше не существует раздела об отношении Чайковского к Украине и его времени, проведенном там. Единственное упоминание об Украине на странице композитора — это заявление о том, что его прадед родился там; нет упоминания ни о многочисленных летних каникулах, которые композитор проводил за городом в доме своей семьи на Украине, ни о том глубоком влиянии, которое Украина оказала на некоторые из его произведений. Конечно, Чайковский родился в России, но его украинские казачьи корни оказывают влияние на его музыку и большую часть его жизни, и они только что исчезли — или, скорее, их заставили исчезнуть — из Википедии. .
Или взять, например, страницу Давида Бурлюка. Бурлюк (1882-1967) был еще одним украинским художником-авангардистом. Его национальность, как и Малевича, подвергалась постоянным атакам троллей, продвигающих русские нарративы. Но в случае с Бурлюком тролли пошли еще дальше.
Вот как выглядела страница Бурлюка по состоянию на 16 апреля 00:15:
Скриншот страницы Давида Бурлюка в Википедии 16 апреля 2022 года в 00:15.
Национальность Бурлюка уже была изменена на русский. Но это не то, что нужно троллям. Примерно через 15 минут страница выглядела так:
Скриншот страницы Давида Бурлюка в Википедии от 16 апреля 2022 г.
Редактор удалил украиноязычное написание имени Бурлюка и прокомментировал: «Нет смысла дублировать русское написание и делать вид, что это отдельный язык». Дело здесь было не просто в том, чтобы отредактировать личность Бурлюка, а в том, чтобы отредактировать существование украинского языка и украинское написание имени Бурлюка на том основании, что русский и украинский — это один и тот же язык и поэтому не должны упоминаться отдельно.
Тролли из Википедии тоже не прочь нагло врать. Например, так выглядела страница Википедии Владимира Татлина, украинского и советского художника, архитектора и сценографа, по состоянию на 17 апреля 2020 года:
Скриншот истории редактирования страницы Владимира Татлина в Википедии 17 апреля , 2020.
Правильно указано, что Татлин родился в Харькове, нынешняя Украина. Через несколько дней, 20 апреля 2020 года, на его странице было указано, что Татлин родился в Москве:
Скриншот истории редактирования страницы Владимира Татлина в Википедии от 20 апреля 2020 года.
Это, пожалуй, одно из самых прямых подчисток, которые я нашел до сих пор. Это еще шаг вперед от простого сокрытия любых упоминаний об Украине — это вопиющая ложь. Согласно Британской энциклопедии и «Конструктивизму в России: 1920-23» от Monoskop, Татлин родился в Харькове, на территории современной Украины.
Это не первый случай, когда украинцам приходится вести войну с российскими дезинформационными кампаниями в Википедии. Одна из самых публичных войн за редактирование Википедии всех времен — это битва за написание слова «Киев» — «Киев» или «Киев»? Это может показаться тривиальным вопросом размещения гласных для многих жителей Запада, но эти два имени звучат совершенно по-разному для местных ушей. Киев — это написание города, транслитерированное с его украинского названия, а Киев — это транслитерация с русского названия города. Поскольку украинский язык является официальным языком страны, а Киев — это украинский город, подходящее и правильное написание — «Киев», но из-за многовекового имперского правления Киев — русифицированное название города — по-прежнему широко используется.
Битва за Киев в Википедии началась в 2003 году, через 12 лет после того, как Украина официально стала независимой, и через два года после начала работы веб-сайта. Редакторы начали менять русифицированную версию Киева на официальное украинское написание Киева. С тех пор битва бушевала почти два десятилетия. Однако после первого российского вторжения в 2014 году все больше и больше западных СМИ стали переключаться на Киев в знак уважения к автономии Украины, а украинское правительство запустило кампанию #KyivNotKiev для повышения осведомленности об этой проблеме. К сентябрю 2020 года англоязычная Википедия официально приняла украинское написание слова «Киев», но даже несмотря на то, что это «официальная» строка, по сей день мошеннические пророссийские редакторы все еще меняют написание названия города.
Какое значение имеют эти войны в Википедии? Во-первых, они настолько важны для симпатизирующих русским троллей, что тратят время и энергию на изменение тысяч статей. Но они также важны, потому что Википедия является одним из ведущих информационных авторитетов в Интернете; миллионы и миллионы пользователей просматривают Википедию каждый день, и это сайт, которому пользователи невероятно доверяют. Таким образом, войны правок — это не просто мелкие придирки, а часть опасной игры. Информация, представленная в Википедии, формирует восприятие людьми истины.
Я лично боролся с этой реальностью. Когда я пытался связаться с музеями с просьбой переименовать Малевича с русского на украинского художника, я часто получал ответы, в которых конкретно упоминалось, как национальность Малевича описана в Википедии, чтобы защитить их ярлык. Все дороги ведут обратно в Википедию. И если Википедия ошибается — и не просто ошибается, а ошибается по политическим причинам — и если Россия тратит время и силы на то, чтобы убедиться, что Википедия неверна, что тогда?
После вторжения России в Украину в 2022 году интерес к стране и ее истории достиг беспрецедентного уровня. В феврале 2021 года количество людей, читающих об Украине в английской Википедии, составляло примерно 290 000 человек. В 2022 году это число превысило 22 миллиона просмотров страниц. Это миллионы людей, которые могут впервые столкнуться с украинской историей и культурой, и информация, которую они видят в Википедии, обладает невероятной силой формировать их восприятие и мнение об этой стране.
Это именно то, на что сочувствующие России аккаунты пытаются повлиять в Википедии, когда тысячи пророссийских ботов и пользователей проводят партизанские кампании, чтобы проникнуть в любой уголок сети, где пользователи могут столкнуться и сформировать мнение об Украине. Это затрагивает деятелей культуры, художников, авторов и многих других.
И это не только Википедия. С 2014 года «деукраинизация» уже начала официально внедряться как политика в русских школах. После вторжения 2014 года редакторам российских учебников было дано указание как можно реже упоминать Украину в своих учебниках. После 24 февраля им вновь были даны устные указания свести к минимуму все упоминания об Украине и Киеве. Редакторы учебников сообщили, что им пришлось переписать около 15 процентов текстов. Один из редакторов учебника сообщает, что перед ним стоит задача создать впечатление, будто Украины «просто не существует».
Как однажды сказал французский историк Эрнест Ренан, «забывчивость» является «важным фактором в создании нации». Ни один народ не знает этого лучше, чем Россия. Российские элиты исторически строили свою нацию за счет своих колоний, и теперь, когда эти колонии добились независимости, многие из основных элементов русской национальной «идентичности» находятся за пределами географических границ России.
Отсюда парадокс русской нации, требующей для консолидации стратегической забывчивости; Представление страны о собственных исторических границах, в соответствии с которым современная русская нация видится потомком Киевской Руси, не совпадает с реальными территориальными границами страны. Неудобным для этого мировоззрения фактом является то, что Киев, «мать всех городов русских», не русский. Как вы примиряете это несоответствие в вашем национальном нарративе? По словам Путина, вы решаете свой когнитивный диссонанс силой на земле и отпуская троллей в Интернете.
Другими словами, кажущиеся мелкими войны за редактирование Википедии на самом деле являются важным полем битвы, и, к сожалению, это поле битвы, на котором русские нарративы гораздо успешнее, чем то, как русские солдаты вели себя на земле в физической битве с армией нации русские делают вид, что не существует.
Эти усилия по историческому ревизионизму убеждают многих людей, которые должны знать лучше. 26 апреля в беседе с госсекретарем Энтони Блинкеном сенатор Рэнд Пол сказал: «Вы также можете утверждать, что страны, на которые [Россия] напала, были частью России». Подумайте о важности этого комментария: американский сенатор предположил, что США не должны вставать на защиту Украины, потому что Украина на самом деле является частью России. Это многовековая дезинформационная кампания России по искажению исторического суверенитета Украины, которая имеет ощутимые последствия. Позже Пол поправился, назвав Советский Союз, но оговорка по Фрейду говорит сама за себя, и она точно отражает, почему историческая память — это битва, которая будет продолжаться еще долго после окончания нынешней войны.
Итак, любая комплексная стратегия национальной безопасности Украины должна учитывать культурную и информационную безопасность.
Защита суверенитета Украины означает защиту суверенитета во всех смыслах этого слова — не только территориального суверенитета Украины, но и контроля над собственной культурой и историей. Модерация контента сопряжена со множеством проблем, но Википедия, возможно, могла бы помочь, внимательно отслеживая и ограничивая любые изменения на своих страницах, которые включают удаление слов «Украина» и «украинец», с особым вниманием в случаях, когда эти слова заменены на «Россия» или «русский».