Кто такие абхазы: Абхазы (апсуа) — происхождение народа, где и как живут, фото

Абхазы (апсуа) — происхождение народа, где и как живут, фото

Абхазы представляют абхазо-адыгские народы и являются коренным населением Абхазии. Эта народность проживает диаспорами и характеризуется рядом особенностей, которые мы рассмотрим в нашей статье.

Где живут (территория)

Больше всего абхазов живет в Республике Абхазия. На втором месте по численности идет Турция, затем Россия. Диаспоры абхазов есть в Сирии, Грузии, на Украине, в Соединенных Штатах Америки и других странах.

Также будет интересно: Что нельзя делать туристам в Абхазии?

История

Существует несколько версий, которые рассматривают происхождение народа. Одна из них гласит, что абхазы ранее проживали в Северо-Восточной Африке, оттуда уже начали переселение в сторону Кавказа. Другая версия утверждает происхождение абхазов как народа Северного Кавказа, однако ее опровергают многие археологи, которые опираются не только на раскопки, но и письменные источники. Есть третья версия, по которой абхазы являются выходцами из Малой Азии.
Необходимо отметить и смешанную концепцию, опирающуюся на ряд археологических находок. Следуя ей, абхазы появились в результате взаимодействия жителей Кавказа и пришедших из Малой Азии народов.
Историки полагают, что пик расцвета Абхазии пришелся на 8 век, когда Леон II стал укреплять позиции своего царства, используя временную слабость Византии. Ему была подвластна Абазия, и он собирался взять Колхиду. Это отчасти повлияло на вступление Абхазского царства в единое Грузинское. По прошествии времени Грузинское распадается, а Абхазия вновь обретает независимость. С наступлением 17 века сюда приходят турки, которые занимают часть территории. Абхазов также затронула Русско-турецкая и Кавказская войны. В результате последней многие оказались вынуждены покинуть свои родные края и переселиться в Турцию. Революция 1917 года сделала Абхазию субъектом горской республики. Советская власть сделала из Абхазии свой субъект, проведя административные реформы.

Культура

Важной культурной особенностью абхазов является музыка. Ее всегда посвящали охоте, работе земледельца или пастуха. На свадьбу исполняют оуредаду, под которую невесте принято заходить в дом жениха. В случае смерти почетного человека исполняли ауоу. Каждый из исполнителей песен в хоре поет в своей манере.

Традиции

В абхазских традициях особняком стоит гостеприимство. Независимо от веры каждый должен принимать гостя с радушием. С гостя нельзя просить деньги, но принимать нужно не хуже, чем в гостинице. Гостю положено спальное место, еда, уход и угощение. Иногда абхазы готовы накрыть целый стол, если они посчитают своего гостя почетным. В старину строили целые дома, предназначенные для гостей. Теперь гостей принимают в просторных помещениях. Гость должен садиться первый, затем за стол садится глава семьи и все остальные.

Абхазы придерживаются кодекса апсуара. Он был составлен много веков назад, и сейчас не утратил своего значения. Главными пунктами апсуара являются аламыс и ауаюра. Речь идет о совести и человечности. Абхазы считают, что если человек забыл о совести, он умер в тот же момент. Апсуара призывает человека быть снисходительным и благородным, велит вставать всякий раз, когда кто-то входит в помещение, что показывает приветствие и уважение ко входящему.
Абхазы уважают стыд как чувство, помогающее контролировать себя. Стыд нужен человеку для того, чтобы он не нарушал принятые нормы. Абхазов учат стыду с детства, акцентируя внимание на жизни, а не на религии. Нормы охватывают каждый аспект, начиная от лексики и заканчивая жестами.
Существует и довольно любопытный парадокс: в Абхазии ценится скромность, но многие жители любят хвалиться. Под скромностью понимается способность закрывать глаза на недостатки, например, плохо сделанный стул или неаккуратно разложенные тарелки в доме. Бестактно указывать хозяевам жилища, что они делают что-то не так. Если человек хвалится достатком, он должен непременно пожелать того же всем остальным. Проявление театральной и излишней скромности в совокупности с извинениями и указаниями на собственные недостатки, при том весьма преувеличенные, воспринимаются с уважением.
По традиции гостю, который попросит пить, дают вина. Абхазы считают, что вино — лучший напиток. А гостю нужно давать самое лучшее. Ему также могут подарить что-нибудь из предметов интерьера, если ему это понравится. Во время приветствия руки пожимать не принято, хотя такой жест является вполне нормальным. Гостеприимство иногда выходит за рамки дома. Даже иностранца случайный прохожий может спросить об отдыхе и о том, что ему понравилось.
Особое положение занимает традиция застолья. Само убранство кухни выглядит довольно богатым, ведь у абхазов принято устраивать торжества и праздники так, чтобы создавать яркое впечатление для всех его участников. В традиции застолья учитывается много пунктов: приглашение гостей, мытье рук, обмен подарками, расположение гостей, предметы обсуждения, тосты. Торжество может отмечаться с большим размахом, не стоит удивляться, что гостеприимные абхазы зовут на него практически всех желающих.
Самой сложной является процедура рассаживания. Обязательно учитываются возраст гостя, его пол, кому он приходится родственником и многое другое. Всех гостей обязательно знакомят друг с другом.
Во главу стола садятся старшие и почетные гости. Во время произнесения тоста младшие держат бокалы ниже, чем старшие. Первым тостом обычно является тост за народ, затем следует тост за дружбу народов. Обязательно поднимают бокалы за виновника торжества и за родственников.

Свадьба

Абхазская свадьба известна как пышная и зрелищная. Обручальное кольцо не является обязательным украшением для обмена, как у многих других народов. Обменивались порой самыми обычными вещами. Девушка могла изготовить своему жениху в подарок платок или полотенце, мужчина же дарил рог. Этот символ означал способность охотиться и добывать пищу.
На самой свадьбе среди гостей не должно было появиться матери или отца невесты. На торжестве гостям со стороны невесты полагается вести себя почтительно и даже скромно. Сейчас число гостей редко бывает большим, а раньше оно могло превышать 200 человек. В традициях свадьбы было всегда уступать старшим на сцене или за столом. Молодые практически не употребляли алкоголь, ведь быть пьяными на свадьбе для них считалось позорным. Сцена не должна была пустовать, на нее выходили все новые люди, когда танцующие начинали уставать.

Жизнь

Повышать голос не рекомендуется, это считается невежливым по отношению к собеседнику. Обычаи абхазов предписывают не шуметь, поэтому громкая музыка тоже воспринимается негативно. Обычным является обращение на «ты», при этом присутствует множество дополнительных уважительных обращений, которые непременно учитываются каждым жителем Абхазии. Обращения касаются старших, женщин, других представителей разных групп.
По-особому абхазы относятся к детям, стараясь их баловать, но учить сдержанности.

Религия

В Абхазии христианство приняли еще в 6 веке. Оно имело византийский образ. Постепенно сюда пришел ислам, хотя среди многих жителей эта религия воспринимается как чужая. До сих пор сохранились представители язычества — их насчитывается около сотни человек.

Язык

Абхазы говорят на абхазском (относится к абхазо-абазинской ветви абхазо-адыгской группы языков) и русском языках. Русский распространен в письменном, в разговорном виде.

Внешность

Одежда

Национальную одежду абхазов всегда выделял орнамент. Именно он указывал на социальный статус обладателя. Все стремились показывать свою принадлежность к конкретному роду, нанося родовые знаки. Самыми дорогими оставались пояс и застежки, существовали большие различия между обычной одеждой и нарядами состоятельных людей. Одежда крестьян вышивалась из льна, хлопка, у князей же был бархат, кружева и парча. Одним из важнейших атрибутов костюма абхазов был посох алабашья. Его изготавливали из крепких пород дерева, использовали в качестве опоры, особенно часто пользовались им старейшины. Воткнув такой посох в землю, человек обозначал, что он готов говорить важную речь.

Еда

Абхазская кухня чрезвычайно богата. В ней используются разнообразные ингредиенты:

  • фрукты
  • овощи
  • мясо
  • различные виды молока
  • злаки.

Из злаковых наиболее предпочтительны кукуруза и пшеница, молочными продуктами служат молоко буйвола, коровы и козы. Вместо хлеба в основном пользовались кукурузной мукой, из которой делали кашу мамалыгу. В нее могли добавлять ореховое масло, сыр или молоко. Из кукурузной муки делают лепешки, хлебцы и халву. Саму кукурузу тоже употребляют, обычно варят.
Пшеничная мука служит для приготовления пирогов, вареников и пахлавы. Мясо готовят вместе с аджикой, а курицу подают с ореховым соусом. Излюбленным деликатесом считается ягненок, козлятина с добавлением мяты.
Из овощей готовят акуд, в который добавляют специи, фасоль, мамалыгу. Иногда делают простую ачапу, в состав которой входят свежие овощи. Зимой ачапу солят.

Сыр тоже могут подавать особым образом: с мятой, в виде творога, в сливках. Среди пряностей распространены:

  1. Кориандр
  2. Петрушка
  3. Крапива
  4. Укроп
  5. Портулак.

Всегда на первом месте стоит аджика, которая считается острой, хотя это напрямую зависит от количества красного перца и пряностей. Аджика может быть легкой или весьма обжигающей. Именно аджику используют для приготовления разнообразных соусов с ягодами и орехами.

Характер

По характеру абхазы гостеприимны и дружелюбны. Многие остаются консервативны лишь в определенных аспектах. В целом народ открыт к новым познаниям. В семьях поддерживается патриархат, при этом женщина заботится о детях и доме. Горячая кровь для абхазов означает отсутствие лукавства и настоящую искренность в отношениях с друзьями и близкими. Сами абхазы говорят, что они мудры, хитры и всегда радушны.

Жилище

Традиционным жилищем абхазов является апацха. Типу данной постройки уже более тысячи лет. Стены в апацхе являются плетеными, их делают из орешника, азалии, а для основы используют тис или дуб. В апацхе обычно принимают гостей, готовят и принимают пищу. В доме животных держали редко, тем более домашний скот.
Жилище предусматривало 2–3 помещения. В самой большой комнате ставился очаг, возле которого спали старшие. В ней же могли принимать гостей. Младшие располагались в комнатах поменьше. Поддержание огня в очаге являлось важным занятием, так как он символизировал жизнь.
Рядом с очагом располагали скамейки, на стенах закрепляли нары с шерстяными покрывалами. Некоторые абхазы и сейчас пользуются той же утварью, что и их предки: сундуками, шкатулками, старыми ящиками, которые накрывают покрывалом. На полках хранили специи, а ружья вешали на специальные крючки. Дрова для очага хранили на головной части.

Видео

происхождение народа с Кавказа, их традиции, культура, религия и язык

Факты

Численность в РФ — 8177 человек

Основной регион — Краснодарский край

Родной язык — абхазский язык

Владение родным языком — .

Истоки — Кавказ

Содержание:

  1. Происхождение народа абхазы
  2. Место проживания и численность народа абхазы
  3. История народа абхазы
  4. Язык народа абхазы
  5. Религия и обычаи народа абхазы
  6. Культура народа абхазы
  7. Жилище народа абхазы
  8. Внешность народа абхазы
  9. Известные абхазы

Абхазы составляют национальное большинство частично признанной Республики Абхазия. Существенная часть представителей народа проживает в других государствах. В том числе в России.

Происхождение народа абхазы

Формирование абхазского народа началось, по мнению некоторых историков, еще в III тысячелетии до нашей эры. О том, как это происходило, ученые спорят до сих пор. Все теории можно условно поделить на три типа: автохтонные, миграционные и смешанные.

Сторонники миграционных теорий выдвигают множество предположений. Прародителей абхазского народа ищут и на Северном Кавказе, и даже в Африке. Но у этих гипотез нет ни письменных, ни археологических доказательств. Более популярна теория, по которой пращуры абхазов пришли из Малой Азии. Возможно, это были малоазийские кашки и апешла.

Среди сторонников автохтонных теорий наиболее популярна гипотеза, согласно которой абхазы, адыгейцы и кабардинцы – останки киммерийских племен, не вытесненные скифами. Эта теория была популярна в 1970—1980-х годах. Ее придерживались А. В.

Фадеев, Л. И. Лавров, Н. Л. Членов, С. Х. Хотко и другие видные антропологи и археологи.

Смешанная теория, как несложно догадаться, считает абхазов смесью местных кавказских и пришлых малоазийских народов. Согласно этой теории, этногенез начался примерно в III веке нашей эры.

Этноним пришел в русский язык из грузинского. Грузины называли одно из раннеабхазских племен абазгами. Сами абхазы называли себя «апсуа», что означало «люди воды».

Место проживания и численность народа абхазы

Историческая родина абхазов находится на территории частично признанной Республики Абхазия. Различают так называемую Большую Абхазию – от реки Ингур до реки Бзыбь – и Малую Абхазию – от реки Бзыбь до реки Мзымты. Абхазы составляют большинство населения Республики Абхазия – больше 122 тысяч человек по данным 2011 года (при общем населении в 250 тысяч).

Всего же на планете живет, по разным оценкам, от 200 до 500 тысяч представителей народа. То есть на исторической родине на данный момент проживает меньшинство.

Больше всего абхазов живет в Турции – 162 000 человек по данным 2011 года. Далее – после, собственно, Абхазии – идет Россия. По данным переписи 2010 года, в стране живут 11 249 абхазов. Больше всего – в Москве – 3 604 человека. Далее следуют Краснодарский край (2 092), Ростовская область (851), город Санкт-Петербург (783) и Московская область (715). По данным переписи 2020 года — 8 177.

Всего абхазы живут в 52 странах. Небольшие диаспоры находятся в Сирии, Германии и Украине. В Грузии, без учета самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии, живут 864 абхаза.

История народа абхазы

Еще ко II веку н. э., когда территория Западной Грузии входила в состав Римской империи, здесь начали появляться княжества абхазов. Их предводителями становились «цари», получавшие право на титул от римского императора. Впоследствии эти территории вошли в состав Византии, а их жители приняли православие.

Среди княжеств особенно выделялась Абазгия, которой удалось заполучить множество привилегий, воспользовавшись противостоянием Византийской и Персидской империй. Также это был один из немногих регионов, не пострадавших от арабского нашествия в VII-VIII веках. К 778 году басилевс Леон II, заручившись поддержкой хазар, добился полной независимости Абхазского царства от Византии. В начале IX века новое государство получило и религиозную независимость, местная православная церковь откололась от Константинопольской. К X веку Абхазия занимала территорию почти всей современной Грузии. До XIII века абхазские цари именовали себя «царями абхазов, картлов, ранцев и кахетинцев».

Но к этому моменту период расцвета царства уже закончился. В XIII веке Абхазия вошла в состав грузинского государства. Спустя непродолжительный период абхазы снова освободились. Но в XVI веке и Абхазия, и Грузия оказались в зависимости от Османской империи. Турки укрепились на восточном побережье Черного моря, построив крепости в Сухум-Кале, Поти и Анапе. Колонизация этих земель и попытки обратить местное население в ислам закончились антиосманскими выступлениями и попытками заручиться поддержкой России.

Первым в российское подданство попросился абхазский князь Келешбей в 1803 году. В 1808 году произошел дворцовый переворот, предположительно, организованный турками. Сын Келешбея – Асланбей – убил отца и объявил себя мтаваром Абхазии. Мятеж подавил другой сын убитого князя – Сафарбей. В 1809 году он обратился за покровительством к российскому императору Александру I. Тот удовлетворил просьбу и 17 февраля 1810 года подписал манифест о включении Абхазского княжества в состав России. Полностью российскими территории Абхазии и Грузии стали после победы в Русско-турецкой войне 1812 года.

Не всем местным жителям понравилась идея с присоединением к России. Отдельные роды поддержали Асланбея и оказали русским и сторонникам владетеля Абхазии Сафарбея вооруженное сопротивление. Попытки усмирить местных продолжались вплоть до окончания Кавказской войны в 1864 году. Некоторые районы сопротивлялись еще дольше. Османы также не теряли надежды вернуть былое влияние в регионе. Во время Крымской войны после падения Севастополя в Абхазии высадился турецкий десант, но русским, абхазам и грузинам удалось от него отбиться. После этого российские власти обвинили владетеля Абхазии – тогда им был Михаил Шервашидзе – в поддержке турок. Эти подозрения, а также неспособность владетеля разрешить напряженную ситуацию в регионе заставили царскую администрацию задуматься об упразднении Абхазского княжества. Но официально это произошло лишь в том же 1864 году, когда его расформировали в Сухумский военный отдел.

Незадолго до этого наместник императора на Кавказе Михаил Романов представил план развития региона. Заселить Абхазию планировали казаками и грузинами, активно принимавшими участие в подавлении абхазских выступлений. У местных же племен – убыхов и садзов – потребовали покинуть насиженные места. В итоге 45 000 убыхов и 20 000 садзов были вынуждены переехать в Турцию. Оставшиеся в России абхазы на тридцать лет стали «виновным населением». Выселившихся замещали грузинами и мегрелами. О необходимости этого процесса, не стесняясь, писали в местных газетах. В итоге абхазы постепенно начали терять национальное большинство у себя же на родине.

Если в 1886 году они составляли 86% населения, то в 1897 — лишь 55%.

После Февральской революции власть в Сухуми отошла грузинским меньшевикам. С ноября 1917 года Сухумский округ находился под управлением Закавказского комиссариата. За время Гражданской войны Абхазия несколько раз переходила от комиссариата к коммунистам и обратно. Окончательно красные укрепились в регионе лишь в 1921 году. Была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. Но уже в 1931 году республика на правах автономии была включена в состав Грузии. Последовавшая грузинизация региона, прекращение преподавания в школах абхазского языка, перевод абхазской письменности на грузинский алфавит привели к еще большему сокращению доли абхазов в населении родной республики. К 1989 году их здесь было всего 18%. Грузин, для сравнения, было 45%.

Во время Великой Отечественной войны Абхазия почти не пострадала. Немцам удалось дойти только до села Псху. Оккупация продлилась лишь несколько дней – со 2 по 8 сентября 1942 года.

Столкновения местных жителей с грузинами начались еще до распада СССР. Массовые беспорядки с требованием вывести Абхазию из состава ГССР вспыхивали в 1957, в 1967 и два раза в 1978 годах. 18 марта 1989 года в деревне Лыхны состоялся 30‑тысячный сход, выдвинувший все те же требования. 15‑16 июля опять произошли столкновения между абхазами и грузинами, погибло 16 человек.

Новое обострение произошло, когда грузинские власти объявили, что возвращаются к Конституции Грузинской Народной республики 1918 года, не предусматривающей никаких автономий. В 1990 году Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о суверенитете Абхазской АССР. В 1991 году Грузия объявила о выходе из СССР, Абхазия же изъявила желание остаться. В 1992 году Грузия ввела в Абхазию войска, начался вооруженный конфликт с применением артиллерии и авиации. В 1993 году грузин удалось вытеснить с захваченных территорий (кроме Кодорского ущелья). В 1994 году конфликт удалось мирно урегулировать при посредничестве России и ООН.

Россия поддержала требования абхазов о независимости. 18 августа 1994 года был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между Абхазией и Башкортостаном, что как бы констатировало суверенитеты обеих республик. В 2005 году Абхазия выпустила собственные паспорта.

В 2008 году разногласия снова вылились в вооруженный конфликт, в результате которого абхазские силы освободили территорию республики от грузинской армии. В этом же году Российская Федерация признала независимость Абхазии. Чуть позже ее признали Венесуэла, Никарагуа и Науру.

Язык народа абхазы

По разным оценкам, абхазский язык знают всего 120-125 тысяч человек в мире. Их них 6 786, по данным переписи 2010 года, живут в России. По данным 1965 года 4 563 граждан Турции считали абхазский родным. Еще 7 836 использовали его как второй.

В самой Абхазии язык хоть и является государственным, совсем недавно был незнаком большей части населения. Это, как мы уже говорили, было связано с переселением абхазов после Кавказской войны и грузинизацией местного населения. В начале XIX века абхазский язык был распространен по всей Абхазии. Но в 1989 году его носители в основном встречались лишь в двух районах Абхазской АССР: Очамчырском и Гудаутском.

Абхазский язык включает в себя множество диалектов, чьи носители долгое время проживали на всем восточном побережье Черного моря. Но сейчас на Кавказе остались только три: абжуйский в Очамчырском районе, бзыбский в Гудаутском районе и самурзаканский в некоторых сёлах Галского района.

Доля абхазоязычных жителей Абхазии стала меняться после вооруженных конфликтов 90-х годов. Тогда республику покинули многие грузины. Население Абхазии резко сократилось с 520 тысяч до 150—220 тысяч. Если в 1989 году абхазский язык в регионе знало чуть больше 17% населения, то в 1995 году – больше 50%.

Несмотря на богатую историю народа, своя письменность у него начала зарождаться лишь в XIX веке. В 1862 году российский лингвист и этнограф П. К. Услар опубликовал монографию «Абхазский язык», к которой приложил первую абхазскую азбуку на основе кириллицы. Особой популярности азбука не сыскала. Ее с многочисленными изменениями какое-то время использовало местное духовенство для печати религиозной литературы. Абхазский алфавит в это время не имел четкой нормы и мог меняться от издания к изданию.

В 20-е годы абхазский язык, как и языки многих народов, прошел латинизацию, чтобы в 40-50-е снова вернуться к кириллице. Но абхазский перед этим в 30-е пытались перевести на грузинскую графику. Нынешний алфавит был составлен в 1954 году на основе все той же грузинской письменности и работ все того же Услара.

Религия и обычаи народа абхазы

По данным 2003 года, 60% населения Абхазии – христиане, 16% – мусульмане. Первая религия, как мы уже говорили, распространилась на восточном побережье Черного моря во времена Византийской империи. Ислам в Абхазии начал распространяться под влиянием турок.

Но, согласно исследованиям Института востоковедения РАН в 1994-1998 годах, большая часть абхазов исповедует свою традиционную религию. Даже если при этом формально считают себя мусульманами или христианами. Такие христиане не считают Иисуса сыном Божьим, не посещают храмов и не постятся. Мусульмане спокойно едят свинину, а обрезание вообще считают поступком, недостойным мужчины.

Согласно абхазской вере, миром правит невидимый и вездесущий Творец – Анцва. Он имеет бесконечное множество проявлений на земле, то есть, по сути, является Природой.

В девяностые годы, как и по всему бывшему СССР, в Абхазии начался ренессанс религии. В том числе – народных верований. На данный момент в республике появилось семь святилищ аныха, их совокупность называется быжныха («семь святилищ»). В ходе опроса Института востоковедения РАН в 1997 году стало известно, что 199 из 420 абхазов, проживающих в Гагрском и Гудаутском районах и называющих себя христианами, посещают время от времени такие святилища. То же касается 163 из 245 мусульман.

Жрецов традиционной абхазской религии называют аныха паю («сыновья святилища»). Ими могут стать только представители нескольких абхазских фамилий: Гочуа, Харчлаа, Чичба, Шакрыл и Шинкуба. 3 августа 2012 года в Сухуме состоялось первое заседание Совета жрецов Абхазии.

Культура народа абхазы

Совокупность абхазских традиций, обычаев, материальной и нематериальной культуры называется «апсуара» – «абхазство». Впервые это понятие упоминается в 1920-х годах в текстах основоположника абхазской литературы Д. И. Гулиа. С тех пор его постоянно используют, когда разговор идет о духовных ценностях абхазского народа, нормах приличия, уважении к старшим и о традициях предков.

В узком смысле слово «апсуара» используют, когда имеют ввиду принятые в абхазском обществе нормы этикета. Это сложная тема, «апсуара» регламентирует все аспекты общения между людьми, включая мимику и жестикуляцию. Но в общем «абхазство» можно свести к совокупности нескольких важнейших принципов. Например, «аламыс» — совесть. Как говорят местные жители, «смерть абхаза в его же совести», что означает моральную смерть абхаза, не имеющего совести. Другой важный принцип – «ауаюра» — человечность. Он ставит человека в центр мироздания и провозглашает ценность каждой человеческой жизни. Среди других принципов – галантность, рыцарство и снисходительность.

«Апсуара» предписывает уважительно относиться к старшим. Абхазы обязательно встают, когда кто-то старший входит в помещение. Хотя так принято делать с любым вошедшим, даже если сидящим он неприятен. Вошедший должен попросить встающих не утруждаться и сесть только когда сядут старшие.

Если верить российским туристам, местные жители любят здороваться даже с незнакомыми людьми. Причем в республике принято здороваться «по-абхазски». Рукопожатия здесь не обязательны. Но, если кто-то идет мимо работающего крестьянина, он может крикнуть ему «Добро тебе делать!». А отправляющемуся на охоту: «Тебя ждет дичь, смерть которой настала!».

Важным элементом материальной культуры абхазов является национальный костюм. Черкеска – один из древнейших и популярнейших даже сегодня элемент мужской одежды. Под черкеску одевают штаны и рубаху с тугим воротом. Будничной обувью являлись постолы из сыромятной кожи, «на выход» обувались в сафьяновые чувяки. Ноги перетягивали ноговицами и наколенниками. На голове носили башлыки. Обязательным элементом одежды всадника является плащ из войлока – бурка. Женская одежда была сложной и состояла из платья, кафтанчика, двух юбок, штанов и шапки. Платье стягивали поясом, часто красиво украшенным вышивкой.

Жилище народа абхазы

Традиционное жилище абхазов называется апацха. Если верить археологам, подобные жилища местные народы собирали еще в первом веке до нашей эры. Но по-настоящему массовым жильем для абхазов он стал во второй половине XIX века.

Это жилище, состоящее из четырех стен. Делали их из плоских тесаных бревен и решеток, плетенных из рододендрона, азалии или орешника. Чтобы стены не гнили, их укрепляли камнями. Пол был земляной, иногда его покрывали досками. Дверей обычно две – «верхняя» и «нижняя», одна против другой. В фасадной стене для вентиляции и наблюдения за двором прорубали небольшое окошко – «дверь для головы».

Апацха редко была однокомнатной. Обычно дом состоял из двух-трех комнат: одной-двух маленьких и одной большой справа от входа. Последняя выполняла роль гостиницы и спальни для старших членов семьи. Здесь же – ближе к «нижней» двери – располагался очаг. Для абхазов, как и для большинства народов Кавказа, это сакральная вещь. Абхазы старались сохранять огонь как можно дольше. Во-первых, потому что это душа дома, во-вторых, это банально проще и безопаснее, чем добывать огонь снова.

Внешность народа абхазы

Внешне абхазы похожи на черкесов, но отличаются от них более правильными чертами лица. У местных жителей смуглая кожа, средний рост и стройное и сильное тело. Овальное лицо, большой нос, темно-каштановые волосы.

Известные абхазы

Самым известным абхазом в России, конечно, является Фазиль Искандер. Писатель родился в 1921 году в Сухуме и провел детство в селе Чегем. Именно в этом месте будет происходить действие многих его произведений. Больше всего Искандер известен своей саркастичной прозой и остроумными афоризмами. Но все это было написано по-русски, а сам Фазиль Абдулович всегда считал себя русским писателем. В 1989 году Фазиль стал одним из депутатов от Абхазской АССР в Верховном Совете СССР 12-го созыва. Но на самороспуске Совета закончилась политическая деятельность Искандера. Призывая Россию к окончанию обеих чеченских кампаний, подписывая многочисленные петиции по защите сосланных писателей и представителей нацменьшинств, писатель старался никак не высказываться по поводу независимости Абхазии. Более того, по словам критика Станислава Рассадина, Искандер даже высказывался против.

По-другому считал земляк и коллега Искандера – известный абхазский поэт Баграт Шинкуба. В 1947 году он даже писал Сталину с просьбой отделить Абхазию от Грузии. Широко известна его поэма «Песнь о скале», по которой в 1975 году вышел фильм «Белый башлык». Другой известный роман – «Последний из ушедших» — рассказывает о трагедии мухаджиров, которые вынуждены были покинуть Абхазию после Кавказской войны.

Источники:

  1. https://abaza.org/abkhazy-i-abaziny-nositeli-unikalnoy-natsionalnoy-kultury;
  2. https://ria.ru/20120814/722748974.html;
  3. https://ria.ru/20080812/150313916.html#ixzz2SPfSeStU;
  4. https://www.ng.ru/ng_religii/2004-03-17/4_abkhazia.html$
  5. http://apsny.ru/culture/;
  6. https://sputnik-abkhazia.ru/culture/20141016/1013195507.html;
  7. http://www.religare.ru/2_26824.html;
  8. https://sputnik-abkhazia.ru/infographics/20160629/1018899010.html#:~:text=%D0%90%D0%BF%D0%B0%D1%86%D1%85%D0%B0%20%E2%80%93%20%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85,%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0%20%D0%B0%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2.;
  9. http://www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Blaramberg/text14.htm;
  10. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.

абхазов | Кто они?

  • Кто они?

Глава 2. «Абхазы: справочник» Джорджа Хьюитта (редактор) Ричмонд, Суррей: The Curzon Press, 1999.

Этногенез любого народа — сложная проблема. С этим можно справиться, сопоставив данные из различных дисциплин: лингвистики, археологии, антропологии и т. д. Ниже я вкратце рассмотрю первые две из них; их данные оказываются решающими в поисках происхождения абхазского народа.

Подробнее… Происхождение абхазского народа, Вячеслав Чирикба
  • Кто они?

Юрий Николаевич Воронов , политик и археолог: родился Цабал, Абхазия 8 мая 1941; умер Сухум, Абхазия, 11 сентября 1995 г. [См.: Некролог: Юрий Воронов, Джордж Хьюитт — The Independent (Лондон), 15 сентября 1995 г.) ]

Абхазы — кто они?

Абхазия, г. Апсны – это мини-республика на Черноморском побережье Кавказа. Его коренными жителями являются абхазы-апсуа, представляющие хоть и немногочисленный, но очень древний, деятельный, горский народ, история которого во многом загадочна. Кто они? Откуда они пришли? На кого они больше всего похожи? Какую роль они играли и призваны играть сегодня в мировом сообществе людей? На эти и многие другие вопросы наука уже сейчас дает вполне синонимичные и достаточно поучительные ответы.

Подробнее…Абхазы — кто они? Юрий Николаевич Воронов

  • Кто они?

Документальный фильм — Абхазия: Рай в подвешенном состоянии

Абхазия: взгляд из Европы.

Кинематографический очерк

Многие говорят и пишут об Абхазии с жаром.

Этой маленькой стране пришлось сначала выдержать жестокую войну, а затем жесткую экономическую блокаду. С тех пор она провозгласила свою независимость и стремится добиться международного признания. За его пределами мало кто знает предысторию этого государства.

Два англичанина представляют эту черноморскую страну международной аудитории.

Подробнее…Документальный фильм — Абхазия: Рай в подвешенном состоянии
  • Кто они?

Почему одни люди стареют в слабом здоровье и печали, а другие стареют в бодрости и радости?

В этой революционной книге автор бестселлеров Джон Роббинс представляет нам новую смелую парадигму старения, показывая нам, как мы можем увеличить не только продолжительность жизни, но и продолжительность нашего здоровья. На примере четырех очень разных культур, отличающихся тем, что они являются одними из самых здоровых и пожилых людей в мире, Роббинс раскрывает секреты долгой и полноценной жизни, в которой наши последние годы становятся периодом мудрости, жизненной силы и счастья. От Абхазии [Абхазии] на Кавказе к югу от России, где возраст — это красота, и Вилькабамбы в Андах Южной Америки, где смех — величайшее лекарство, до Хунзы в Центральной Азии, где танец не имеет возраста, и, наконец, до южных японских островов. Окинавы, современной Шангри-ла, где люди регулярно живут более века, Роббинс исследует, как уникальный образ жизни этих народов может влиять и улучшать наш собственный.

Подробнее…Абхазия: Древние Кавказа (Здоровы в 100 лет), Джон Роббинс

 

 

  • Республика Абхазия
  • Абхазы
  • Культура
  • Язык
  • Биографии
  • Текущие события
  • Интервью
  • Отчеты и ключевые тексты
  • Заявления
  • Диаспора
  • Эконом
  • Искусство и жизнь
  • Кавказ
  • Спорт
  • Анализ
  • Конфликт
  • История
  • Блог/с
  • Электронная библиотека
  • Книги и обзоры
  • Из архива
  • Абхазия: 1992-2022
  • О
  • Список рассылки
  • Мультимедиа
  • Карта сайта
  • Свяжитесь с нами
  • Поддержка AW
  • Facebook
  • Твиттер
  • Телеграмма
  • Ютуб
  • Фликр
  • ВКонтакте
  • Звуковое облако
  • Пинтерест

носителей уникальной национальной культуры

Этнография 18. 12.2018 11:35 125144

Абхазский и абазинский народы являются носителями самобытной культуры и традиций, многие из которых формировались тысячелетиями и сохранились до наших дней. Предлагаем читателям портала ВААК цикл этнографических очерков о различных сторонах быта, искусства, ремесел и национальных обычаях этих народов, имеющих общие корни и общую историю.

Аста Ардзинба

Абхазы и абазины – братские народы, проживающие на северо-западе Кавказа и относящиеся к абхазо-адыгской группе коренных народов Кавказа. За многовековую историю они создали свою неповторимую и самобытную культуру.

Территория проживания абхазов

Издревле абхазы были известны под именами «абадза», «азех», «апхаз», «абхаз», «абаза». Сами абхазы называют себя «апсуа», а свою страну – «апсны».

Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь — Большая Абхазия — и от реки Бзыбь до реки Мзымта — Малая Абхазия.

Абхаз, рисунок из иллюстрированной энциклопедии народов России, Санкт-Петербург, 1877

© etnosy.ru

Абхаз, рисунок из иллюстрированной энциклопедии народов России, Санкт-Петербург, 1877

© etnosy.ru

Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке и до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного Кавказского хребта. Население Абхазии составляет около 250 тысяч человек, из них этнических абхазов около 120 тысяч человек. По разным оценкам, за пределами исторической родины проживает от 200 до 500 тысяч абхазов. Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена ​​потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX в.века со своей исторической родины.

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры ( мегалитов — построек из огромных каменных блоков — изд. ) на Западном Кавказе в III тыс. до н.э. В начале I тыс. до н.э. они освоили металлургию, а в VIII–VII вв. до н.э. они одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.

Предки абхазов отразили свои представления об устройстве мира в богатырском эпосе о богатырских братьях-нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, нартский эпос, является не только литературным достоянием человечества, но и важным источником для изучения истории абхазского народа. В легендах нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления сословных отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, и земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотная земля принадлежала семье. Леса и пастбища общие для всех. Поместья существовали, но не было феодальной собственности на землю. Большую часть населения страны в эпоху Средневековья составляли вольные общины «анхай». В то же время и высшие, и низшие сословия объединялись своим молочным родством благодаря древнему обычаю приемной семьи, когда младенца из княжеского или дворянского рода отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием и пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, дерево, владели гончарным делом и ткачеством. В то же время они не были купцами и не любили никаких проявлений товарно-денежных отношений, считая их унизительными для воинственного народа. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.

Абхазия – один из древнейших центров виноделия. Вино здесь начали делать за несколько тысяч лет до нашей эры. Об этом свидетельствуют археологические находки. В дольменах ( сооружения мегалитической культуры — ed . ), построенных здесь в III-II тысячелетиях до н.э., кувшины с

Найдено

остатков виноградных косточек. А в селении Бамбора, близ города Гудаута, обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до н.э.

Абхазские жилища, костюмы и национальная кухня

С давних времен абхазы селились отдельными вотчинами, разбросанными по холмам. Рядом с большим просторным двором доходного дома и надворными постройками находились кукурузное поле, пасека и фруктовые сады. Облик абхазской усадьбы пока не изменился: стоит выйти за пределы современных абхазских городков, повсюду на холмах и предгорьях будут видны дома и дворы.

Традиционный тип жилища — плетеные дома, крытые соломой, и апацхи ( традиционные соломенные строения абхазов, служившие кухнями, — ed . ). Апацха тоже была плетеной; в его центре находился очаг, которому абхазы придавали особое значение. В средние века стали строить дома из досок на столбах «акуаския». Крыша таких домов была сделана из гонта, а фасад украшал резной балкон.

Традиционный мужской абхазский костюм включает стеганый полукафтан, узкие штаны, черкеску, бурку, башлык или папаху и пояс с кинжалом.

Женщины носили платья с клиновидным вырезом, который закрывался металлическими застежками. Праздничный наряд дополнялся серебряным поясом.

Национальная абхазская кухня предлагает разнообразные блюда из кукурузной муки. Здесь преобладают блюда из продуктов растительного и молочного происхождения. Блюдо приправляют острыми специями, самой известной из которых является абхазская аджика.

Абазинцы

Ближайшим к абхазам народом являются абазины или абазины, как они сами себя называют. До 14 века абазины жили на северо-западном побережье Черного моря. Предки абазин переселялись на северные склоны Кавказских гор постепенно, и, как отмечают некоторые исследователи, начиная с VI века н.э. Причины переселения разные, в том числе византийско-персидские войны в VI веке, арабское нашествие в VIII веке и татаро-монгольского нашествия, а вслед за ним «царство абхазов и картлийцев» распалось на ряд враждующих царств и княжеств в XIII веке.

Абазы занимали верховья рек Лаба, Уруп, Большой и Малый Зеленчук, Кубань и Теберда. Сегодня они компактно проживают в следующих поселках Карачаево-Черкесской Республики, таких как Красный Восток, Кубина, Псыж, Кара-Паго, Эльбурган, Инжич-Чукун, Тапанта, Абаза-Хабль, Мало-Абазинск, Старо-Кувинск, Ново- Кувинск, Апсуа и Койдан. Общая численность абазин в России по переписи 2010 года составляет около 43 тысяч человек.

Общий праязык и родственные языки

Абхазы и абазины — древнейший народ, о чем можно судить по архаичности их языков. Пять тысяч лет назад общий для абхазо-адыгских народов праязык распался на три ветви: абхазский, адыгейский и ныне вымерший убыхский языки. В древнеабхазском языке было много диалектов, представляющих языки родственных племен. Постепенно племена объединились в княжества, а затем, в VIII веке н.э., создали государство – Абхазское царство. Так сформировалась единая абхазская народность, установилось единство абхазского языка.

Этнические группы, оставившие перевал, были отделены от территории исторической Абхазии естественной преградой в виде гор Большого Кавказа. Это способствовало самостоятельному развитию абазинского народа, формированию его языка.

Исследователи указывают на то, что ашхарский диалект абазинского языка ближе к абхазскому языку. Из этого делается вывод, что ашхарауа, носители этого диалекта, выделились из общего этноса абхазов и абазин позже, чем другой абазинский субэтнос тапанта.

Религия абазин и абхазов

В настоящее время абазины исповедуют ислам суннитского толка, абхазы в основном исповедуют православие. Но в памяти обоих народов сохранились традиционные языческие верования. Например, абазины и абхазы когда-то придавали деревьям замечательные свойства. Важное место в системе традиционных верований отводилось природным явлениям, таким как гром и молния. И абхазы, и абазины почитали «покровительницу лесов и диких зверей» и «владычицу вод».

Некоторые виды деятельности и особенности жизни народа абазин

Абаза занимается земледелием и животноводством. В том числе дальние хозяйства ( на основе сезонных перегонов скота – ед. . ), а также абхазские. В своих садах абазины выращивали яблони, груши, кизил, барбарис и фундук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *