Культура абхазии: Этнос и культура Абхазии. Туроператор Гагра-тур

Этнос и культура Абхазии. Туроператор Гагра-тур

крестьянин на пашне

Абхазы условно делятся на гудаутских и очамчирских. Принципиальных различий в культуре и языке нет, но есть нюансы в традициях проведения церемоний, в фольклоре, в бытовых мелочах. Даже сегодняшняя абхазская культура, это фамильно-родовая культура. Существует некоторое количество крупных абхазских фамилий, к каждой из которых может относиться 2-3 тысячи человек. Разумеется, в таких больших фамилиях каждый не может знать каждого, однако, они считаются родственниками. Фамильные сходы, которые сравнительно регулярно проводятся, как раз и помогают однофамильцам познакомиться друг с другом. Впрочем, этот повод не самый важный. Фамильные сходы собираются для обсуждения важных событий, имеющих отношение ко всем однофамильцам. Часто причиной собрания становятся те или иные неприятные события или иногда поведение отдельных однофамильцев. В абхазской культуре фамилия, это однозначно влиятельный социальный институт. Ее неформальное влияние на конкретных людей достаточно большое. Нередко отдельные авторитетные однофамильцы могут принять судьбоносные для конкретного человека решения.

В абхазской культуре понятие «родственник» значительно шире, чем в европейских культурах. К числу близких родственников относятся не только двоюродные, но и троюродные браться и сестры, а также двоюродные и троюродные дяди и тети. Часто именно по этой причине, абхазу или абхазке не так легко жениться или выйти замуж. Прежде, чем между молодыми людьми начнутся серьезные отношения, они должны хорошо «промониторить» родословную друг друга. Разумеется, исключен брак между людьми, относящимися к одной фамилии. Более того, нельзя создавать семью, если ваш жених или невеста относятся к той же фамилии, что и ваша мать. Есть и другие ограничения. Поэтому, тема экзогамии (брачных ограничений) так популярна в абхазской литературе. Сегодняшний день тоже дает живые примеры. Большие фамильные скандалы, когда влюбленные пренебрегают старыми, как мир нормами, происходят с завидной регулярностью. Случались примеры, когда семью создавали люди одной фамилии. В таком случае, у них был один только выход – покинуть Абхазию и обосноваться где-нибудь в другой стране.

Случаев, когда семью создают однофамильцы по материнской линии, значительно больше. В наше время это сравнительно легче, хотя, трудно рассчитывать на то, что на свадьбе соберутся родственники с обеих сторон. Они очень долго обычно игнорируют такую новую семью. Нельзя сказать, что брачные ограничения, это просто дикая ненужная традиция. Абхазы – очень малочисленный народ, и уж точно, что носители одной фамилии, во всяком случае, в недавнем прошлом, родственники по крови. И брачные ограничения были вполне обоснованны.

Абхазская семья, это всегда большая семья, в которой нередко, особенно в селе, нет разницы между своими детьми и племянниками. Из поколения в поколение люди вырастали одновременно у своих родителей, у бабушек-дедушек, в семьях других своих родственников. Сегодня, эта общинная культура, по мере того, как абхазы стремительно становятся скорее городской, нежели сельской нацией, теряется. Но создать семью во все времена в Абхазии было сложно. Традиция похищения невест здесь распространена до сих пор. Время, правда, внесло коррективы. Сейчас, случаев, когда невесту крадут без ее согласия, почти нет. Это крайне небезопасно для незадачливого жениха. Зато, крадут с согласия не только ради красивой традиции, но и по насущной необходимости. Если девушка молода, лет до 25-26, то ее родственники очень часто и нерационально стараются противостоять ее личной жизни. Для даже уже достаточно взрослой женщины актуальны тайные встречи с возлюбленным и скандалы с родственниками, которым удалось прознать про отношения. Поэтому, похищение невесты, часто единственный способ заявить о создании семьи. В таком случае молодой человек берет нескольких своих друзей, очень желательно с положительным реноме. Организует у себя дома или в доме родственников стол, за которым собираются его близкие. Затем, либо сам либо через друзей сообщает родителям или родственникам о женитьбе. Разумеется, спустя непродолжительное время приезжает несколько машин с родней невесты, у которых одна цель – вернуть девушку домой. Начинается серия тяжелых разговоров, главный из которых разговор невесты с ее родней.

Девушка должна подтвердить, несмотря на давление, что остается в этом доме.

Абхазия маленькая страна, но о традициях, нравах, культуре населяющих ее людей, написаны сотни томов книг. Здесь соединились традиции горской, южнокавказской и средиземноморской цивилизаций, что дало удивительный и очень интересный культурный феномен.

Большое село Лыхны, неподалеку от Гудауты, считается одним из центров абхазской культуры. Здесь находятся несколько святынь, здесь одна из двух в стране исторических полян, на которых исстари проводятся народные сходы по самым значимым для общества вопросам. Туристы в этом селе частые гости — местные жители гостеприимны, хлебосольны и чаще всего не бедны.

Однажды в одной из таких семей гостили отдыхающие в республике туристы. По случаю их приезда, разумеется, было, застолье. Разумеется, за столом всего было вдоволь, конечно же, собрались сами гости, хозяева, их родственники и соседи. В общем, все, как всегда.

Но вот наступило время, уже после нескольких выпитых стаканов, когда один из гостей решил произносить тосты.

Первый тост, который он решил поднять, был тост за хозяйку, с яркими и красивыми словами. Свое повествование гость закончил так: — «если бы у вас не было мужа, я бы забрал вас с собой». Дальше пошел тост «за любовь». Закончив говорить, гость сел на свое место, но почувствовал, что в воздухе повисла тяжелая пауза. Впрочем, это было ненадолго, вскоре обычный ход стола продолжился.

Что не так сделал турист? Абхазы, очень консервативны по части традиций, особенно во всем, что касается церемоний. Есть четкая последовательность тостов за абхазским застольем, и хотя, существуют некоторые региональные интерпретации в очередности тем для застольных повествований, в целом, этот порядок незыблем. Тост «за любовь» в Абхазии вообще не поднимается, так как считается, что любовь — это интимное дело двух людей, о котором нельзя говорить вслух.

Постараться погрузиться в абхазскую культуру стоит для того, чтобы ощутить живое еще дыхание давно ушедших эпох. Культура абхазов, их язык и ментальные установки, дошли до нас, пусть и не в первозданном виде, но с тех времен, когда живы еще были ныне давно умершие языки и культуры.

Культура стотысячного народа, в общем-то, чудом сохранившегося до наших дней, для чужака закрыта. Абхазы показывают миру свою культуру через застолье в апацхе и зажигательные танцы. Но едой и танцами закрывают от мира свое настоящее.

Для того, чтобы попробовать рассказать о глубинах этой культуры, не хватит и большой книги. Остановимся на более заметной поведенческой культуре. Она, как и тосты за столом, очень четко расписана. Как общаться с детьми, как общаться со старшими, как говорить с теми или иными конкретными родственниками, как себя вести на людях. Есть тысяча мелочей в повседневном поведении абхаза, которые могут быть и не заметны постороннему, но всегда находятся на острие внимания окружающих, которые если что не так, могут сказать: он себя ведет не по-абхазски.

Несколько деталей. Самое обычное, это привставать при приветствии людей. Нельзя пройти между двумя разговаривающими людьми, желательно, встав при приветствии, вообще не садиться, если с вами разговаривает пожилой человек. Таких мелочей сотни.

Повторимся еще раз, что абхазская культура, это культура очень маленького народа. Здесь, по большому счету, каждый каждому родственник, близкий и друг. Здесь, подобно России или любой другой большой стране, не живут просто люди. Когда здесь говорят о незнакомом другим людям человеке, его представление начинается с того, чей он сын, чей он родственник, из какой местности происходит его фамилия, после чего говорят о его работе и так далее.

Все это создает невероятно тесные связи между людьми. Они как одна семья, и с одной стороны, это хорошо. У абхазов нет бомжей, детдомов, старики-абхазы не попадают в дом престарелых. С другой стороны, твоя жизнь как открытая ладонь для всех, кто хочет о ней знать.. Надо жить так, чтобы никто, никогда не сказал, что ты живешь не по-абхазски.

Отношения мужчины и женщины в абхазском обществе, тоже довольно таки табуированная тема. Считаются неприличными знаки внимания, оказываемые прилюдно. Отношения между мужчиной и женщиной, это то, что должно быть за семью печатями для окружающих. Отчасти поэтому, полураздетых туристов на набережных абхазских курортов, провожают часто столь укоряющими взглядами.

Абхазская культура, это горская культура. В ней уже давно нет дикости средневековья, но незыблемыми остались выдержка, уважение к себе и традиции гостеприимства.

Культура

О языке

Абхазский язык – один из древнейших языков мира, входит в абхазо-адыгскую языковую группу. Его оформление в самостоятельный началось в недрах праабхазо-адыгского языка, после распада которого абхазский развивается самостоятельно. Распад праабхазо-адыгского языка начался 5000 лет назад, при этом выделились три ветви языка – абхазский, адыгский, убыхский. Таким образом, родственными абхазскому языку являются абазинский, адыгский (черкесский), убыхский (ныне практически вымерший) языки.

Абхазский язык распространён преимущественно в Абхазии и в Турции, где проживает много абхазов (потомки махаджиров), а также в странах Ближнего Востока (Иордания, Сирия, Ирак), в России. Представлен абжуйским и бзыбским диалектами. Носители других диалектов в основном были переселены в Турцию:

— псхувский – на нем еще говорят в абхазских селах центральной Турции;

— цебельдинско-дальский (ср. и верх. течении р. Кодор) – на нем еще говорят в Турции в абхазских селах в западных провинциях Биледжик, Бурса и Эскишехир.

— садзское (западно-абхазское) наречие. Все его носители переселились в Турцию, где оно сохранилось в нескольких селениях.

Литературный абхазский язык основывается на абжуйском диалекте. Абхазская письменность основана на кириллической основе. Первую попытку составления абхазского алфавита на русской графической основе сделал в 1862 г. русский языковед П. К. Услар. Хотя о существовании письменности у абхазов свидетельствуют древние слова со значением «писать», «читать», «зачеркивать», «подписать», «книга» и др. Древность перечисленных слов подтверждается соответствиями в абазинском языке. Эти соответствия говорят о том, что приведенные слова существовали в древнеабхазском задолго до выделения из него абазинского языка.

Первый абхазский букварь был издан в 1865 г.

В 1892 г. вышла обновлённая и исправленная «Абхазская азбука», составленная Д. И. Гулиа и К. Д. Мачавариани.

В 1926 г. (или 1928 ?) письменность была переведена на латинскую графическую основу.

В 1938 г. — на грузинскую графику, а в 1954 г. — снова на кириллицу.

В абхазском есть 6 гласных и очень много согласных фонем: в литературном языке — 58, в абжуйском диалекте – 60, в бзыбском диалекте – 67.

С 1994 года абхазский язык является государственным языком Республики Абхазия.

В 2007 году был принят закон «О государственном языке Республики Абхазия».

Абхазский государственный музей

В начале 60-х годов XIX в. любители истории и природы Абхазии проявили инициативу по созданию в г. Сухум музея. Был организован сбор материалов, имеющих культурно-историческую ценность. Перед началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. собранные ценнейшие нумизматические, этнографические, археологические экспонаты и материалы естественной истории Абхазии были вывезены и впоследствии утеряны. В 1915 г. создается «Общество любителей и исследователей природы и населения Сухумского округа». Его представители – передовая интеллигенция, которая вновь предпринимает меры по созданию музея, официальное открытие которого состоялось 17 мая 1917 г.

В конце 1920 г., в период господства грузинских меньшевиков в Абхазии, «Общество» перестает существовать, закрывается музей. Все экспонаты вывозятся в музеи Грузии.


После установления Советской власти возобновляется краеведческая работа, образовано «Абхазское научное общество». В 1924 г. музей получает статус «Государственного».

В 1933 г. в музее открывается историко-революционный отдел. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. собирается материал по участию воинов – граждан Республики в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.


В 1977 г. впервые в музее этнографии народов СССР в г. Ленинграде сотрудниками Государственного музея была организована выставка «Абхазы» (быт и искусство). Представлено свыше 300 экспонатов. До 1980 г. музей располагал двумя филиалами, действовали пять экспозиционных отделов. В запасниках музея хранится более 100 тысяч единиц.

В фондах музея памятники истории и культуры Абхазии, Кавказа, древнего Египта, Греции, Рима, Турции, Византии, Сасанидского Ирана, документы Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг.

Многие экспонаты имеют не только республиканское, но и мировое значение. Это одна из самых древнейших на территории бывшего Советского Союза ашельская Яштухская стоянка, мезолитический инвентарь Холодного Грота (коллекция костяных гарпунов), материалы металлической культуры дольмена конца III тысячелетия до н. э., клады топоров эпохи средней бронзы и т. д.

Гордостью музея являются древнегреческая мраморная стела и бюст античного периода со дна Сухумской бухты, культовая эгретка с всадником и собакой позднебронзовой эпохи, ассирийский бронзовый щит в форме грифона (VI в. до н. э.), греческий шлем и щит (IV-V вв. до н. э.).

Национальная картинная галерея

В 1963 году в городе Сухум была создана Картинная галерея, как филиал Абхазского государственного музея им. Д. И. Гулиа. Официальное открытие галереи состоялось в 1964 году.

В основу фонда и экспозиции галереи вошла большая часть коллекции врача Фишкова И. Л., которую он собирал с конца 20-х годов. Он передал в дар городу часть дома, в котором первоначально экспонировались художественные произведения. В первоначальную экспозицию галереи вошли произведения живописи, графики и станковые скульптуры русских, советских абхазских и грузинских художников старшего и среднего поколения того периода.

Последующие годы галерея пополнялось новыми работами, которые приобретались с ежегодных осенних и весенних выставок художников Абхазии. Первые 50 произведений из личной коллекции подарил галерее И. Л. Фишков. Его дочь Фишкова Ф. И. подарила 30 произведений. Семья народного поэта Абхазии Д. И. Гулиа подарила три работы сына поэта, писателя Г. Гулиа — лауреата государственной премии СССР — «Ни шагу назад», «Портрет отца», «Танец».

Многие художники также дарили свои лучшие произведений: М. Эшба — портрет Ф. Искандера, Ч. Кукуладзе — портрет Е. Эшба, А. Крайнюков — портрет И. Акиртава, О. Брендель — рыбаки, и т. д. В конце 50-х годов известный абхазский художник А. К. Чачба-Шервашидзе, находясь в Европе, присылает более 500 своих работ на родину. Более половины присланных художником работ оседают в Тбилиси, где до сих пор и находятся. Меньшая часть (около 200 работ) прислано в Абхазию в конце 60-х годов и с тех пор хранится в фонде галереи.

В фондах галереи находятся работы художников конца XIX и XX века. В 1994 году картинная галерея приобретает статус Национальной картинной галереи (НКГ) Республики Абхазия.

Сегодня в фондах хранится более четырех тысяч художественных произведении живописи, графики, станковой скульптуры, керамики. Представлены работы таких художников как: Чачба-Шервашидзе А. К., Петров Б. Л., Контарев В. С, Бубнова В. Д., Гулиа Г. Д., Эшба М. Е., Брендель О. В., Авидзба X. Т., Ампар Т. А., Джинджолиа 3. К., Иванба В. Е., Хурхумал В. И., Гамгиа В. В., Чкадуа Ю. В., Цвижба В. А. и др. По завещанию супруги А. И. Писарчука в галерею поступило 312 живописных и графических работ художника.

Директор Национальной картинной галереи – Сурам Сакания.

Абхазский государственный драматический театр им. С. Чанба

Рождение абхазского национального театра связано с именем педагога-энтузиаста Платона Семеновича Шакрыл, который в январе 1918 г. в г. Очамчира поставил написанную им трехактную пьесу «Из темноты на свет».

В 20-х годах прошлого столетия богатым антрепренером Алоизи был организован театр «Алоизи», который в 1921 г. был национализирован и передан Наркомпросу под названием «Первый государственный театр».


В целях пропаганды новых социалистических идей и роста сознания трудящихся был организован передвижной абхазский театр, который возглавил Д. И. Гулиа – один из образованнейших представителей абхазской интеллигенции. В июле 1928 года состоялось открытие абхазского театра в г. Сухум. Труппа состояла из 20 человек.
Начатое Д. И. Гулиа дело продолжили К. Дзидзария и режиссер В. Кривцов.

В конце 20-х годов была открыта абхазская драматическая студия для подготовки профессиональных актеров. Руководил ею режиссер В. И. Домогаров. Ему помогал знаток абхазской художественной культуры К. Дзидзария. Первые выпускники студии А. Агрба, М. Зухба, М. Кове, Ш. Пачалия, Р. Агрба, А. Аргун, Е. Шакирбай, М. Кове, Л. Косландзия.

В 1926-1927 гг. – режиссер В. Кривцов становится художественным руководителем театра.

В 1927 г. – художественное руководство театром возглавил В. Гаррик, который осуществляет постановку пьес Лопе де Вега «Овечий источник», Д. Дарсалия «В глухой старине», С. Чанба «Махаджиры», М. Кове «Инапха Кягуа».

В 1935 г. – художественным руководителем театра становится Я. Жданов, осуществляется постановка пьесы Н. Лернера «Декабристы».

Рождение советской абхазской драматургии неразрывно связано с именем С. Чанба. Ему принадлежат такие пьесы, как «Апсны-Ханым», «Киараз», «Махаджиры», «Бог Засов», «Пьяный оплакивает покойников» и т. д.

В эти годы были поставлены спектакли С. Чанба «Махаджиры» (реж. В. Гаррик), «Киараз», М. Кове «Киахба Хаджарат» (реж. В. Домогаров).

В 1938 г. – художественным руководителем абхазского театра становится А. Агрба. Репертуар тех времен: М. Лакрба «Потомок Гечей», «Овраг Сабыды», «Данакай».

В 1941 г. – Г. Фигейредо «Эзоп» (реж. А. Агрба).

В 1941 г. – состоялась премьера спектакля У. Шекспира «Отелло» (реж. А. Агрба). В Репертуар театра тех лет — спектакли М. Шавлохова «Жених», Г. Гулиа «Скала героя», А. Ласуриа «Искренняя любовь», Ф. Шиллера «Коварство и любовь» (реж. Ш. Пачалиа), Еврипида «Медея» (реж. Г. Суликашвили), Р. Джонуа «Дочь Ажвеипшаа» (реж. А. Агрба).

В 1960 г. – абхазскому театру присваивается имя драматурга С. Чанба.

В 1963 г. – главным режиссером театра назначена Н. Эшба. Осуществлены постановки спектаклей: А. Гогуа «День взаймы», Е. Шварца «Голый король», Н. Тарба «Песню не легко сложить», М. Чамагуа «Иван-абхазец», Н. Островского «Снегурочка», Д. Гулиа «Призраки».

В 1964 г. – главный режиссер театра Х. Джопуа. Осуществлены постановки спектаклей Г. Лорки «Кровавая свадьба», Г. Гублиа «С тобой, моя любовь», Д. Добричанина «Три соловья, дом № 17», М. Чамагуа «Золотая тропинка», Д. Ахуба «Искупление».

В 1967 г. – постановки Б. Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти», Г. Ибсена «Привидения», М. Байджиева «Дуэль» (реж. М. Мархолиа).

В 1968 г. – в постановке главного режиссера и директора театра Н. Эшба – Б. Шинкуба «Песня о скале», Ф. Шиллер «Дон Карлос», А. Володина «Старшая сестар», Л. Украинка «Лесная песня», Н. Островский «Снегурочка», М. Лакрба «Аламыс», «Мизинец», «Гость» (реж. Ш. Пачалиа), Р. Джопуа «Шаги», Ж. Робер «Мари-Октябрь» (реж. Д. Кортаа).

В 1972 г. – гастроли в Киеве в театре им. И. Франко. На конкурсе, объявленном в честь 50-летия образования СССР, спектакль Л. Украинки «Лесная песня» (реж. Н. Эшба) был признан одним из лучших и удостоен диплома первой степени.

В 1972 г. – гастроли в Москве в театре им. Маяковского. В репертуаре Ф. Шиллер «Дон Карлос», Л. Украинка «Лесная песня», И. Папаскир «Женская честь», Н. Островский «Снегурочка» (реж. Н. Эшба).

В 1973 г. – главный режиссер Д. Кортаа. В его постановке Т. Уильямс «Трамвай «Желание», Ш. Чкадуа «Кто из нас глухой», «Алоу сердится», Ж. Ануй «Антигона», А. Мукба «Солнечное затмение», Н. Думбадзе «Белые флаги», И. Буковчана «Прежде чем пропоет петух» (реж. М. Мархолиа).


В 1977 г. – постановки Н. Тарба «Дочь солнца» (реж. Э. Когониа), Б. Шинкуба «А там как хотите» (реж. Д. Кортаа).


В 1978 г. – постановки Е. Шварца «Тень» (реж. Н. Чиковани), Софокла «Электра» (реж. М. Мархолиа).


В 1980 г. – Абхазский театр награжден Орденом «Знак Почета».


В 1982 г. – А. Аргун «Горы смотрятся в море» (реж. Д. Кортаа).

В 1983 г. – «Святая святых» И. Друцэ (реж. Н. Мукба).


В 1984 г. – У. Шекспир «Король Лир» (реж. Д. Кортаа). На фестивале в г. Ереване спектакль был признан одним из лучших и премирован, а постановщику Д. Кортаа присвоена всесоюзная категория «режиссер первой степени». Спектакль Р. Ибрагимбекова «Похожий на льва» (реж. Н. Мукба).


В 1985 г. – Ж. Шехаде «Эмигрант из Брисбена», Е. Симсим «Лучи далекого солнца», А. Грибоедов «Горе от ума», Ю. Бондарев «Берег», А. Чхеидзе «Чинарский манифест», А. Агрба «Царь Леон», Ф. Дюрренматт «Визит старой дамы», П. Кальдерон «Жизнь есть сон», К. Гольдони «Кьоджинские перепалки». Постановщик вышеназванных спектаклей В. Кове. Спектакли А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом» (реж. Н. Мукба). Б. Шинкуба «Последний из ушедших» (реж. В. Терентьев).

В 1986 г. – постановка Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (реж. М. Мархолия).

В 1986 г. – директором и главным режиссером назначен Валерий Кове. Ставится спектакль У. Шекспира «Юлий Цезарь» (реж. В. Кове).

В 1992-2009 гг. – постановки Ф. Искандера «Махаз», М. Бгажба «Гуарапский писарь», Н. Эрдмана «Самоубийца» (реж. В. Кове). Спектакли: А. Миллера «Вниз с горы Морган», М. Макдонаха «Калека с острова Инишмаан» (реж. А. Кове), Ф. Марсо «Яйцо», Ф. Искандера «Кролики и удавы», К. Хиггинса «Гарольд и Мод» (реж. М. Аргун), Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама», Ф. Сологуба «Сорок миллионов» (реж. А. Шамба), Д. Чачхалиа «Али-Бей» (реж. Н. Эшба).


Гастрольная география театра: Монтре (Швейцария), Пловдив (Болгария), Сибиу (Румыния), Москва, Санкт-Петербург (Россия), Киев (Украина).


Генеральный директор театра – Чолокуа Алхас Дмитриевич

Государственный русский театр драмы

В 1981 году в Сухуми был основан Государственный русский театр юного зрителя. В 1990 году он был преобразован в Русский театр драмы Республики Абхазия. В первое десятилетие существования театра художественное руководство коллективом осуществляли М. Мархолиа, Г. Николаев, Д. Кортава, А. Кове. С 1995 года художественный руководитель театра – Н. Балаева.

В становление коллектива вмешалась грузино-абхазская война. Были утрачены труппа, здание. Однако, несмотря на экономические сложности, развитие театра было продолжено. Двумя студиями (в 2000-ом и 2007-ом годах) было создано послевоенное поколение актеров. Труппа театра немногочисленна, но состоит из ярких индивидуальностей.

Образы, создаваемые актёрами, надолго запоминаются зрителям. Публика с интересом отслеживает путь развития каждого из артистов: Джамбула Жордания, Михаила Герасименко, Ромео Курмазия, Артура Гургеняна, Дмитрия Щукина, Рубена Депеляна, Андрея Карпова, Дениса Саратникова, Серафимы Спафопуло, Анны Гюрегян, Марины Скворцовой, Натальи Папаскири, Анастасии Цыгановой, Марины Сичинава и Алины Пшеничной. Созданием спектаклей занимаются два режиссера-постановщика – Нина Балаева и Джамбул Жордания. Спектакли театра привлекают всё большее внимание жителей Абхазии и гостей Сухума. Театралы из других городов признают Государственный русский театр драмы одной из достопримечательностей Абхазии.

Сегодня в репертуаре театра спектакли: «Немая жена» по пьесе Анатоля Франса, его же «Комедия о человеке, который женился на немой» в постановке Н. Эшба (Москва), «Нет суда на дураков» по пьесе Л. Филатова, «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» — режиссер Д. Жордания, «В конце женю…» (по маленьким комедиям А.П. Чехова «Медведь» и «Предложение») – режиссеры Д. Жордания и Н. Балаева, сказка о свободе и предназначении личности «Вожак» (автор пьесы и режиссер – Д. Жордания), «Вариации на темы полетов» (фантазия о человеке в эпоху перемен по образам русской литературы рубежа 19-20 веков) в постановке Н. Балаевой, Буффонада «Какой кошмар!» (сценарий и постановка Д. Жордания), «Скват» по пьесе Ж.-М. Шевре -режиссер Н. Балаева, «Смуглая леди сонетов» по пьесе Б. Шоу и произведениям У. Шекспира — автор сценической композиции и режиссер Н. Эшба (Москва), «Полковник-Птица» по пьесе X. Бойчева — постановка Н. Балаевой.

Гастрольная география театра относится к предвоенному периоду. Это города: Гродно (Белоруссия), Владикавказ (Северная Осетия), Майкоп (Адыгея), Новороссийск.
Фестивальные маршруты театра начались в послевоенное время.


В 2001 году дипломный спектакль первого выпуска театральной студии («Тартюф») принимал участие в Международном фестивале театральных школ «Подиум» (г. Москва) в рамках 3-й Всемирной Театральной Олимпиады.

В 2007 году театр принял участие во 2-ом международном театральном фестивале «Комплимент» (гг. Новочеркасск, Ростов-на-Дону) со спектаклем «Немая жена» А. Франса (4 диплома, в том числе «За лучший дуэт»).

В 2009 году на 3-м международном театральном фестивале «Комплимент» театр представил спектакль «Нет суда на дураков» и удостоился 4-х дипломов, в том числе «За лучший спектакль», «За лучшую режиссуру», «За лучшее исполнение женской роли».

Директор и художественный руководитель – Балаева Нина Эдуардовна.

Режиссер-постановщик – Жордания Джамбул Владимирович.

Ткуарчалский абхазский государственный театр комедии им. Ш. Пачалиа

В 1955 г. большим энтузиастом и любителем театрального искусства А. Цыба был создан Ткуарчалский молодежный театр.

В 1961 г. коллективу присвоено звание «Народный».

В 1992 г. театра получил статус «Государственного». В разное время режиссерами театра были Ш. Пачалиа, Ш. Гицба, Н. Кварчия, А. Шамба.

В 2003 г. Ткуарчалскому театру комедии присвоено имя народного артиста СССР Ш. Пачалиа.

В репертуаре театра произведения абхазских, русских писателей и драматургов – Ш. Басария, А. Аргун, Ш. Аджинджал, Ш. Чкадуа, Н. Гоголя, С. Чанба, И. Лакрба и др. С большим успехом прошли гастроли театра в 1997 г. в г. Майкопе.

Режиссер театра – заслуженный артист Республики Абхазия С. Сангулия.

Директор – заслуженный артист Республики Абхазия З. Кишмария.

Абхазский государственный молодежный театр

Учрежден на основании Постановления Кабинета Министров РА от 20 августа 2014 г. за № 69 «О государственном учреждении Министерства культуры Республики Абхазия «Абхазский государственный молодежный театр».

Директор театра — Еник Аслан Михайлович (тел. +7940-993-73-78).

Художественный руководитель – Агумаа Софья Хинтруговна.

Государственный заслуженный ансамбль народной песни и танца Республики Абхазии

Государственный заслуженный ансамбль народной песни и танца Республики Абхазии – один из популярных коллективов Абхазии. Ансамбль создан в 1931 году по инициативе Н. А. Лакоба на базе лучших районных хоровых коллективов. Его первым руководителем был замечательный певец и знаток народного песенного искусства П. Панцулая. В разное время руководили коллективом известные в Абхазии деятели искусства – И. Лакербая, А. Ч. Чичба, Р. Д. Гумба, К. Гегечкори, Э. Бебия и др.

В 1970 году ансамблю было присвоено высокое звание «заслуженного». Государственный заслуженный ансамбль народной песни и танца один из самых ярких и самобытных коллективов не только в Абхазии, но и на Кавказе.

В репертуаре ансамбля – фольклорные обрядовые, ритуальные песни и танцы, а также произведения абхазских композиторов.

Коллектив побывал во всех уголках бывшего Советского Союза. Гастролировал по многим странам мира – Германии, Чехословакии, Польше, Греции, Турции, Сирии, Франции, Мексике, Аргентине, по странам Африки. Лауреат международных фестивалей.

Мастерство исполнителей, отточенность каждого номера программы, ее разнообразие, красочность и самобытность – все это подкупает зрителей.

Художественный руководитель и главный дирижер ансамбля лауреат Государственной премии им. Д. Гулия, народный артист Республики Абхазия Василий Царгуш.

Главный балетмейстер заслуженный артист Республики Абхазия – Леонид Какачия.

Государственный ансамбль народного танца «Шаратын» им. Э. Бебия

Ордена Леона Государственный ансамбль народного танца «Шаратын» им. Э. Бебия – один из популярнейших коллективов Абхазии. Он был создан в 1970 г. горячим подвижником хореографического искусства, выпускником ГИТИСа народным артистом Республики Абхазия Эдуардом Вахайдовичем Бебия.

Ансамбль «Шаратын» – призер XI Всемирного Карфагенского фестиваля в Тунисе, победитель трех Международных фестивалей фольклорного танца в Турции, дипломант XII Всемирного фестиваля в Москве.

География гастрольных поездок – Россия, Франция, Германия, Финляндия, Индия, Шри-Ланка, Греция, Алжир, Австрия и др. В репертуаре ансамбля фольклорные обрядовые, ритуальные танцы, а также танцы народов Кавказа.

Художественный руководитель и главный балетмейстер заслуженный артист Республики Абхазия, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики – Руслан Эдуардович Бебия.

Государственный ансамбль народного танца «Кавказ»

Ансамбль «Кавказ» создан народным артистом Республики Абхазия Кандидом Тарба в 1994 году в память о погибших в дни Отечественной войны народы Абхазии 1992-1993 гг.

Ансамбль представляет многообразное искусство народов Кавказа.

Уже через год после создания, в 1995 году, ансамбль осуществляет первые свои гастроли – в Турцию, которые прошли с триумфом.

В 1996 г. – завоевал главный приз Международного молодежного фестиваля в Волгодонске – золотую медаль.

В 1997 г. – гастроли в республиках Северного Кавказа.

В 1999 г. – состоялся концерт ансамбля в Москве в зале им. П. И. Чайковского г. Москвы. Был участником фольклорного фестиваля в Германии в г. Балинген.

В том же году на XIII Международном фестивале фольклорного танца в Турции «Бурса – 99» Кавказ завоевал первое место и приз «Карагез».

Ансамбль был также участником III фестиваля «Мир Кавказу» в Республике Адыгея.

В 2002 г. – прошли гастроли в городах Германии.

В 2003 г. – «Кавказ» участвует в праздничных концертах в Санкт-Петербурге, посвященных 300-летию со дня основания города.

В 2006 г. – ансамбль выступал в зале им. П. И. Чайковского г. Москвы.

В 2007–2008 гг. – «Кавказ» выезжает на гастроли по Поволжью, Татарстану, Чувашии, Мари Эл, в города Самару, Ульяновск, Москву.

Художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца «Кавказ» – народный артист Республики Абхазия Кандид Тарба.

Главный балетмейстер – заслуженный артист Республики Абхазия и Карачаево-Черкесской Республики – Арвелод Тарба.

Государственный детский хореографический ансамбль «Абаза»

Во время грузино-абхазской войны, в 1993 году, беженцы, вынужденные покинуть родные места из-за боевых действий, проживали в пансионате Пицунда. Судьбу взрослых делили и дети, напуганные артобстрелами, лишенные всякой детской радости. Уберечь их от стресса и облегчить суровую атмосферу вокруг – это стало причиной создания небольшой группы танца. В таких условиях создавался ансамбль «Абаза».

В 1996 году «Абаза» впервые выезжает за пределы Абхазии в город Раменское Московской области на фестиваль «Веснушка – 96». Становится лауреатом конкурса и получает Гран-при.

С этого времени у ансамбля начинается активная гастрольная жизнь. «Абаза» получает много приглашений за пределы Абхазии – в Сочи, Нальчик, Санкт-Петербург, Москву.

В течение ряда лет «Абаза» участвовал в праздновании Дня города Твери.

В 2002 г. – ансамбль участвовал в праздновании Дня города Санкт-Петербурга. Отличился на концерте, посвященном юбилею концерна «Бабаевский» в Москве. Выступал на передаче «Доброе утро» на Первом канале.

В 2003 г.  «Абаза» получает статус «Государственного ансамбля». Ансамбль «Абаза» неоднократный лауреат и победитель фольклорного конкурса Абхазии «Адзыхь», обладатель Гран-при конкурса «Золотая лань», четырехкратный лауреат и многократный обладатель Гран-при межрегионального фестиваля «Рождественские звезды» в г. Сочи, лауреат международного конкурса «Village» во Франции (2004), лауреат I степени IV Международного фестиваля «Друзья Болгарии» (2004), лауреат Международного конкурса «Праздник музыки» в г. Прага (2006), обладатель Диплома лауреата I степени фестиваля «Новогодняя елка» в Стокгольме (2007), лауреат фестиваля «Встречи с детьми Финляндии» (2007), дипломанты фестиваля в Парижском Диснейленде «Магия музыки и танца» (2007 г., Франция), участники фестиваля Кавказских народов за рубежом (2007 г. , Турция), дипломанты Международного фестиваля «Танец длиною в жизнь» (2006 г., 2007 г., Сочи).

Сегодня репертуар ансамбля весьма разнообразен: абхазские танцы, танцы народов мира, а также классические и эстрадные постановки.

Художественный руководитель ансамбля – заслуженная артистка Республики Абхазия Циала Чкадуа, главный балетмейстер – Алексей Аршба.

Фольклор

Одним из источников, питавших абхазскую художественную литературу с момента её возникновения, явился фольклор.

Фольклор абхазов – словесный и музыкальный – богат и разнообразен. В нем представлены древние трудовые и охотничьи песни, эпические сказания, предания, легенды, сказки, неисчерпаемое количество пословиц, поговорок и афоризмов, колыбельные, бытовые, любовные и другие песни. Среди памятников абхазского устного народного творчества выделяются легенды о карликах ацанах и богоборце Абрскиле, нартский эпос и историко-героические песни.

Абхазские народные обряды и обрядовая поэзия – один из наиболее характерных видов фольклора абхазов. В числе традиционных народных обрядов – охотничьи, земледельческие, скотоводческие обряды, а также поверья и верования, связанные с некоторыми из народных ремесел; свадебные и похоронные обряды; обряды, связанные с заговорами.

Абхазская народная музыка многоголосна. Двух- и трёхголосные песни абхазов необычайно своеобразны. К их числу относятся культовые песни, большое количество охотничьих и трудовых песен. Особое место в абхазском музыкальном фольклоре занимает историко-героический эпос, ярко отразивший суровую и мужественную жизнь народа и его характер. Народные песни, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, составляют национальное богатство народа, раскрывая его духовную красоту, психологию, отражают особенности мировоззрения, быта и нравов абхазов.

Народному творчеству был нанесен громадный ущерб в результате выселения (получившего название «махаджирства») в Турцию значительной части абхазов. Махаджирство сопровождалось разрушением и гибелью многих произведений материальной и духовной культуры. Вместе с тем, ввиду отсутствия национальных кадров, не было вовремя записано многое и из того, что хранила память оставшихся на месте знатоков, которые, уходя из жизни, унесли с собой немало драгоценных сокровищ народного искусства. И только за последние несколько десятилетий проделана значительная работа по их собиранию и исследованию.

Целенаправленное изучение абхазского фольклора началось лишь в 1920-30-х гг. и связано с именами К. В. Ковача, Д. И. Гулиа, X. С. Бгажба, обративших внимание на музыкальные и поэтические особенности обрядовых песен. В 1960-80-х гг. появились публикации новых записей обрядового фольклора, ряд статей, посвященных проблемам происхождения обрядового фольклора и жанровой специфики обрядовой поэзии (работы Ш. X. Салакая, А. А. Аншба, М. М. Хашба, С. Л. Зухба, В. А. Когония и др.).

Культура Абхазии

С древнейших времен в Абхазии начала складываться самобытная культура. Теплота и мягкость климата, плодородие земли определили образ жизни абхазов. Таким образом, древние абхазы в основном занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и ремеслами. Защищая свою землю от вражеских нападений или ведя войны, абхазы также развивали боевые и оружейные навыки.

В основе абхазской культуры лежит народно-этический принцип апсуара, что означает «быть абхазцем». Профессор Ш. Известный абхазский этнолог Д. Инал-Ипа определяет апсуара как традиционно оформленный способ выражения национального сознания, неписаный свод этнических знаний, описывающий всю систему обычаев, верований и принципов абхазского народа.

Абхазские саги и предания демонстрируют архаические представления народа о Сотворении Мира и роли богов. Абхазские нартские саги повествуют о жизни и подвигах нартов, сотни братьев и их матери Сатаная-Гуаша.

Абхазский язык и литература

Абхазский язык является официальным языком Республики Абхазия. Вместе с абазинским, черкесскими языками (адыгейским и кабардинским), а также вымершим ныне убыхским он относится к абхазо-адыгской группе, которая сегодня охватывает несколько миллионов человек.

По мере формирования общеабхазского языка в связи с феодальным делением страны возникло несколько диалектов.
В 1862 г. лингвист и исследователь кавказской культуры П. К. Услар опубликовал труд по абхазской грамматике и создал абхазский алфавит на основе русской кириллицы. Д. И. Гулиа, считающийся основоположником абхазской художественной литературы и создателем абхазского литературного языка, в 1913 г. издал первую лиро-эпическую поэму на абхазском языке. формирующий этап. За относительно короткое время словарный запас письменного языка значительно расширился за счет заимствований из родных диалектов и иностранных языков.

Шло время, расширялось использование письменного абхазского языка, развивались различные стили письма: деловое письмо, научное письмо, публицистическое письмо и, прежде всего, литературный язык, язык художественной литературы. Огромную роль в формировании и эволюции абхазского литературного языка сыграли традиционный абхазский устный поэтический нарратив, равно как и произведения абхазских писателей, поэтов и драматургов, таких как Дмитрий Гулиа, Самсон Чанба, Юа Когония, Баграт Шинкуба, Иван Папаскири, Алексей Гогуа.

Абхазский фольклор


Абхазская культура богата народной поэзией и песнями, танцами и музыкой. Абхазские народные песни представляют собой сочетание вокальной мелодии и распева. До наших дней дошли старинные языческие песни, наряду с песнями трудовыми, обрядовыми, сказками, легендами, мифами, сагами, поговорками и пословицами.

Многоголосие – отличительная черта абхазского народного пения. Обычно песню начинает тенор, а затем к ней присоединяются другие певцы, импровизируя вокруг исходной мелодии в более низком регистре. Любопытный факт: народного пения, исполняемого женщинами, нет, кроме колыбельных и траурных песен. Древнейшие песни относятся к охотничьему и скотоводческому фольклору; более поздние посвящены отдельным народным героям: Хаджарату Кахба, Салуману Бгажба и другим. Широко известен ряд обрядовых песен, исполняемых для облегчения страданий раненых. Абхазские традиционные траурные и хороводные песни очень выразительны, а традиционные свадьбы включают театрализованное представление, сопровождаемое песнями и танцами по этому случаю.

Наиболее значительными образцами абхазского эпоса являются древние саги о нартах и ​​об Абрскиле, абхазском Прометее, сражавшемся с богами.

Нартские саги типичны для большинства народов Северного Кавказа, причем абхазский вариант сказания, по мнению многих ученых, является наиболее архаичным. Саги повествуют о сотне братьев и их прекрасной сестре Гунде, а также об их жизни, управляемой их матерью, мудрой, вечно молодой женщиной по имени Сатаная-Гуаша. Саги сосредоточены на младшем брате Сасрыкве. Его многочисленные приключения и подвиги служат сюжетом эпоса.

Рассказы об Абрскиле более позднего происхождения. В наказание за неповиновение богам богатырский Абрскил был прикован к столбу в глубине Отапской пещеры, ныне известной как Абрскильская пещера, в Очамчирском районе.

Музыка и танцы

Традиционные абхазские музыкальные инструменты включают струнные, деревянные духовые и перкуссию. Среди наиболее популярных струнных инструментов — апъярца — двухструнный инструмент с узкой веретенообразной рамой, играемый смычком и обычно вырезанный из древесины ольхи. Аюмаа представляет собой треугольную арфу с 14 струнами из конского волоса (аюмаа означает «двуручный», потому что музыкант держит ее на одном колене, играя обеими руками).

К деревянным духовым относится ачарпын – флейта с тремя, а иногда и с шестью отверстиями, сделанная из борщевика (ачарпын по-абхазски) и украшенная орнаментальным декором. Еще одним популярным инструментом является абык, одноязычковый рожок, вырезанный из древесины крылатого ореха. Акабак хцви, пастушья свирель с тремя отверстиями, вырезается из стебля тыквы.

Ударные инструменты включают в себя различные типы барабанов и хлопушек (используются также для отпугивания птиц от кукурузных полей). Колотушки акяпкяп состоят из толстой ручки с прикрепленными к ней деревянными планками, которые при вращении издают громкий треск, а очень популярный барабан адаул часто служит основным музыкальным сопровождением, особенно для народных танцев.

Танцы – самый популярный вид народного творчества в Абхазии. В стране есть несколько профессиональных танцевальных коллективов и несколько детских хореографических студий. Труппы исполняют народные танцы, ритуальные танцы с кинжалами и бурками (традиционные халаты с высокими прямоугольными плечами) и др. традиционные кавказские танцы.

Одежда


Традиционная одежда является важным элементом абхазской культуры. В прошлом люди одевались в соответствии со своим занятием и делили одежду на повседневную, праздничную и ритуальную.

Чоха (или черкеска) — древнейший и по сей день самый популярный предмет традиционной мужской одежды. Его традиционно носили с брюками, рубашкой с воротником на пуговицах и парой туфель из сыромятной кожи или, в особых случаях, с туфлями из козьей кожи, украшенными на заказ. На икры надевали гетры или войлочные чулки, а на колени наколенники. Башлык причудливой формы служил традиционным мужским головным убором.

Обязательным атрибутом каждого абхазского всадника была бурка (ауапа по-абхазски) — длинная накидка с высокими квадратными плечами, сделанная из мохнатого войлока и придававшая силуэту почти царственный вид.

Традиционный женский костюм состоял из нескольких основных элементов: платья с короткой или длинной туникой, надетой поверх него, рубашки, двух нижних юбок, пары брюк и шапки или платка. Декоративный пояс, надетый на талию поверх всех слоев, часто был настоящим произведением искусства. Короткая туника шилась обычно из домотканого сукна или бархата; он плотно облегает грудь и расширяется ниже талии.

Символическим элементом традиционного облика была алабаша, прочный деревянный посох с металлической ножкой и крюком наверху. Трость, одновременно являвшаяся простейшим оружием, также служила своего рода «мыльницей» для того, кто собирался произнести речь: если старейшина вонзал свой посох в землю и опирался на него, это было знаком того, что он собирался говорить.

Люди и культура Абхазии

  • Культура

К каким истокам ведет праздник Нанхва в Абхазии? Связано ли это с христианскими традициями и какие обряды ему предшествуют? Прочитать статью.

28 августа в Абхазии традиционно чтят память погибших. В домах накрывают столы с плодами сезонного урожая, зажигают свечи. Традиция также совпадает с христианским праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Подробнее…Традиции и обряды: абхазский праздник Нанхва
  • Культура

Роли и статусы пожилых людей в абхазской семье (к вопросу о геронтофильных факторах долголетия)

Советская антропология и археология, (1985) 24:1, 77-100

Русский текст @ 1982 Издательство «Наука». «Роли и статусы старших в абхазской семье (к проблеме геронтофильных факторов долгожительства)», Советская этногразия, 1982, нет. 6, стр. 40-51. Перевод Жана Лавеса Хелли.

Подробнее…Роли и статусы пожилых людей в абхазской семье, автор Я. С. Смирнова
  • Культура

Религиозные верования абхазов, Н. С. Джанашиа
Грузика | Журнал грузинских и кавказоведческих исследований.
No:4 & 5 Autumn 1937, pp. 117-153

Это перевод статьи, опубликованной в Христианский Восток , Христианский Восток, Петроград, 1915, вып. IV, № 1, стр. 72-112.

Эта статья представляет собой пересмотр в 1914 году материалов, собранных ок. 1900 г. в селе Адзвибжа на юге Абхазии (провинция Абжуа). Автор описывает богов абхазов и связанные с ними религиозные обряды. Обсуждение следует установленному порядку церковных праздников, сосредоточенному вокруг четырех главных праздников года (Нового года, Пасхи, Успения и Рождества).

Подробнее… Религиозные воззрения абхазов, Н.С. Джанашиа и Н.Ю. Марр
  • Культура

Советская антропология и археология, Vol. 14:1-2, 168-178, июль 1975 г.

В зависимости от характера хозяйства у разных народов в разное время на первый план выдвигались разные виды обрядовой поэзии. Если поэзия семейного обряда однотипна у всех народов или, по крайней мере, у большинства из них, по своим основным признакам, то этого нельзя сказать о поэзии, связанной с трудом. У тех народов, основным занятием которых была обработка земли, естественно, в высшей степени развивалась обрядовая поэзия, связанная с земледельческим календарем; а у тех, кто главным образом занимался охотой, почетное место занимали охотничьи песни и т. д.

Подробнее…Обрядовый фольклор абхазов Салакая, Ш. Х. Салакая (1975)
  • Культура


Введение

Согласно довольно распространенному мнению, положение женщины является одним из показателей уровня развития общества. В этом контексте особенно важно изучить, как менялся социальный статус женщин в Абхазии на разных исторических этапах, что позволит лучше понять динамику социокультурной трансформации абхазского общества.

Подробнее…Статус женщин в Абхазии: от прошлого к настоящему, Нателла Акаба
  • Культура

О том, как изменился абхазский мужской костюм, какое значение он имеет в жизни абхазов, чем он завоевал мировую популярность и каково будущее черкески, читайте в этом материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Спутник Абхазия | 05.03.2019 

«Анна шла с опущенной головой и играя кисточкой капюшона. Ее лицо сияло ярким блеском, но этот блеск был несчастным…», — так начинается девятая глава одного из самых известных романов Льва Толстого «Анна Каренина».

Подробнее…Предмет гордости: история абхазского мужского платья
  • Культура

Вячеслав Александрович Чирикба
Лейденский университет

МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И ИСЛАМОМ: ЯЗЫЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НА КАВКАЗЕ. Исследования по Ирану и Кавказу. В честь Гарника Асатриана. Под редакцией Уве Блезинга, Виктории Аракеловой и Матиаса Вайнрайха. Brill Academic Pub, 2015, с. 145-191.

Abstract
В статье представлен краткий обзор традиционных религиозных практик, которые до сих пор или до недавнего времени соблюдались на Кавказе. Я постулирую возможность общекавказского «мифологического союза», складывавшегося веками между всеми кавказскими общностями, и довольно подробно обсуждаю локальный «мифологический союз» на примере молниеносного ритуала Чоппа. Хотя домонотеистическое наследие, частично переплетающееся с официальными религиями, по-прежнему составляет интимную часть идентичности некоторых кавказских общин, оно постепенно уходит в тень основных религий — христианства и ислама, ставших сильным объединяющим фактором. в постсоветский период.

Подробнее…Между христианством и исламом: языческое наследие на Кавказе, Вячеслав Чирикба
  • Культура

Фольклор, Том. 2, № 2 (июнь 1891 г.), стр. 171–181.

Одна из самых известных легенд классических авторов повествует о легендарном народе воинственных женщин, лишенных возможности пользоваться одной грудью в процессе прижигания и известных как амазонки. По хорошо зарекомендовавшему себя обычаю, до сих пор распространенному среди черкесов или адыгов, абхаз и отчасти среди осетин, [1] рост обеих грудей в девичестве искусственно подавляется с помощью кожаного корсета. Цель этой статьи состоит в том, чтобы предложить объяснение происхождения современного обычая и показать основания полагать, что он происходит по прямой линии от более древнего обычая, существовавшего до времен Геродота, и, следовательно, имеет возможное происхождение от двадцати -пять веков.

В Азии, которая в то время была отделена от Европы рекой Дон, древним грекам были известны амазонки в двух местах: на берегах Термодона близ Синопа и на перешейке к северу от великой цепи Кавказа. Вероятно, они сначала познакомились с теми, кто находился ближе всего к ним, и объяснили тех, о которых они слышали впоследствии, в окрестностях Кавказа воображаемым переселением, как рассказывает Геродот. Некоторые из сообщений, которые могли быть правдой об амазонках Термодона, весьма вероятно, были перенесены без достаточных оснований на амазонок Кавказа. Нас здесь не интересует, существовала ли какая-либо более тесная связь между двумя группами, чем то, что обе они выполняли какую-то операцию на правой груди и имели некоторые общие обычаи. Поэтому мы можем отбросить легенды, относящиеся к западным амазонкам, и сосредоточить наше внимание на восточной разновидности.

Полную статью в формате PDF можно загрузить, нажав здесь

  • Культура

С древнейших времен в Абхазии начала складываться самобытная культура. Теплота и мягкость климата, плодородие земли определили образ жизни абхазов. Таким образом, древние абхазы в основном занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и ремеслами. Защищая свою землю от вражеских нападений или ведя войны, абхазы также развивали боевые и оружейные навыки.

Подробнее…Культура Абхазии
  • Культура

Глава 14. «Абхазы: справочник» Джорджа Хьюитта (редактор) Ричмонд, Суррей: The Curzon Press, 1999.

Абхазский историк (Станислав Лакоба) на вопрос о религии Абхазии недавно ответил, что абхазы на восемьдесят процентов христиане, на двадцать процентов [сунниты] мусульмане и на сто процентов язычники! Хотя это было сказано отчасти в шутку, это намекает на лежащую в основе правду.

Подробнее…Религия, Рэйч Клогг
  • Культура

(1955) Сухум, Алашара

Перевод Заиры, К. Хьюитт и Г. Хьюитт (ГЛАВА I: УСЫНОВЛЕНИЕ-УСЫНОВЛЕНИЕ и АТАЛИК ВОСПИТАНИЕ)

Согласно советской этнографии, практика усыновления, сложившаяся в ответ на кровную месть, бездетность и приобретение покровительства, по существу не имеет ничего общего с0104 аталычество .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *