Культура египта кратко – Культура Древнего Египта кратко

Содержание

Культура Древнего Египта кратко

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.
Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

pristor.ru

Культура древнего Египта (кратко)

Египет, как и любая другая велика, а на момент ее рассвета мировая держава, развивался в несколько этапов. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины. Древние египтяне оставили множество следов для археологов, благодаря чему сегодня можно воссоздать приблизительную картину быта в тот период.

Быт народа

Повседневная жизнь очень красноречиво говорит о культуре народа в тот или иной период. Известно, что египтяне много внимания уделяли собственной внешности. Детям сбривали волосы до 12 лет. К этому возрасту, мальчикам делалось обрезание. Мужчины избавлялись от любой растительности на теле и тщательно следили за собственной чистоплотностью. Женщины даже в обыденной жизни накладывали макияж, подкрашивая веки малахитовым порошком. Глаза подводились черным как мужчинами, так и женщинами.
В связи со сложным географическим положением, для создания адекватных условий для жизни египтянам приходилось тяжело работать. Их ежедневные рацион состоял преимущественно из фруктов и овощей, а также хлеба и пива.

Архитектура и искусство

Древнеегипетские памятники архитектуры до сих пор таят в себе множество загадок, неразрешимых до сегодняшних дней. Известные во всем мире храмы, скульптуры и пирамиды делают египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Монументальные гробницы фараонов или пирамиды являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся.
Кроме пирамид, особое внимание заслуживают древнеегипетские храмы. Жилища богов, созданные египетскими зодчими, плохо сохранились, но сегодня археологи имеют возможность изучать развалины храмов Амона Ра, Хатшепсуп, Рамсеса ІІІ. Храмы представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов. Размеры храмов впечатляют. На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. К примеру, на верхушке одной колоны может уместиться 100 человек. В храмах находилось бесчисленное количество статуй, статуэток с изображением сфинксов, богов, царствующих фараонов и прочего. Они выполнялись как из камня, так и из бронзы.
Еще одним свидетельством мастерства египетских архитекторов являются дворцы фараонов. Они не уступали по своим размерам пирамидам и храмам. На сегодня сохранились развалины дворца Эхнатона.

Письменность и язык

Язык и письменность древнего Египта развивались на протяжении всего существования народа и государства. Письменность прошла долгий этап формирования, а благодаря тому, что египтяне писали на камне, путь формирования языка можно проследить.
Считается, что возникла письменность в Египте в IV тысячелетии до н. э. Она появилась на основе рисуночного письма. Ближе к II веку до н. э. рисунки стали упрощаться и получили название иероглифы. К этому моменту насчитывалось не более 700 широко употребляемых иероглифов. Они изображались не только на камнях. Еще материалами для их написания являлись папирус, глиняные черепки и деревянные дощечки.
Постепенно были выделены 21 простой знак. Они передавали согласные звуки и представляли собой привычный современному человеку алфавит. На основе этих знаков начала развиваться письменность соседних государств. Однако само египетское письмо не изменилось. Писцы предпочитали традиционный способ письма.

Литература

Развитая письменность способствовала сохранению и обогащению египетской литературы, самой древней в мире. Благодаря иероглифической письменности произведения могли иметь разноплановый контекст. Устное народное творчество дошло до нас в виде нескольких песен, например, песня погонщика скота, притч или поговорок.
В IV тысячелетии начали формироваться некоторые литературные жанр, например, биографии вельмож, дидактические тексты или поэтические произведения. Позже с развитием литературы создаются произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы, например «Рассказ Синухета».
Огромное внимание в египетской литературе уделено дидактическому жанру. Эти произведения напоминают пророчества. Одним из древнейших произведений дидактического жанра является «Поучение Птахотепа». Тексты мудрецов, которые предостерегали народ от несоблюдения правил предписанных богами, также можно отнести к этому жанру.
Некоторые народные сказки подвергались тщательной обработке, превращаясь в настоящие шедевры. Многие из них оказали значительное влияние на мировую литературу. К этим сказкам относятся «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о правде и кривде» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».

www.istmira.com

Конспект «Культура Древнего Египта» — УчительPRO

«Культура Древнего Египта»



Культура Древнего Египта. Ключевая черта древних культур — синкретизм (нерасчлененность религии, повседневной жизни, форм культуры) — в наибольшей степени свойственна и египетской. Религия — первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала погребения человека.

Культура Древнего Египта. Архитектура и скульптура

Египет — родина архитектуры, которая зародилась в виде монументального каменного строительства культовых сооружений: пирамид и храмов. Первыми зодчими, чьи имена сохранила история были египтяне: например, Имхотеп строил ступенчатую гробницу Джосера (XXVIII в. до н. э.), Сенмут строил заупокойный комплекс для царицы Хатшупсут (нач. XV в. до н. э.). Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства (с середины Ш тыс, до сер. II тыс. до н. э.). Потом фараонов хоронили в скальных тайных склепах. Храмы не были предназначены для верующих, это дом бога на земле. Считалось, что часть божественной  субстанции находится в золотой статуэтке, находящейся в алтаре — наосе. Статуэтку кормили, купали, одевали, развлекали.

Скульптура служила частью погребального ритуала, это была своего рода резервная копия тела: если мумия почему-то будет уничтожена, то душа могла иметь запасной дом — статую, выполненную из известняка или алебастра. Как часть ритуала изготовление скульптур подчинялось определенным правилам, так появился канон — комплекс эстетических принципов при изображении определенных образов и сюжетов.

Например, во фресковой росписи использовался свой канон: 1. Изображение человека делалось по принципу распластывания фигуры — голова и ноги — в профиль, а торс и глаза — в фас. 2. Использовалось построчное размещение сюжетных сцен. 3. фигуры были упорядочены: крестьян, солдат, слуг, пленных не изображали по одиночке, они обязательно были частью массы и изображались с помощью так называемого «мотива шествия» — одинаковые движения через равные интервалы. 4. Разномасштабностъ фигур отражала иерархию в обществе. Боги, фараоны, вельможи, простые люди — размер уменьшался по мере убывания социальной роли.

Культура Древнего Египта. Наука

В Египте стали зарождаться основы научных знаний. Основы медицины возникли благодаря традиции бальзамирования. Хотя собственно бальзамированием занимались не жрецы-врачи, а специальные мастера-бальзамировщики. Египтяне начали делать хирургические операции (трепанации, лечили переломы через наложение шин, пломбировали зубы), использовали опий для обезболивания,’знали гипноз. Уже имелась специализация — офтальмология, гинекология, ветеринария. Открыли закон кровообращения. Знали о назначении мозга. Древние врачи считали, что основа лечения — это очистительные, мероприятия — омовения, изгнание видимых и невидимых червей, удаление «дурной» крови, применяли слабительные, потогонные, рвотные средства. Считалось, что бог Тот — бог врачевания — изобрел клизму. Но в медицине было много магических действий — ритуалов, заклинаний, заговоров. Память о роли египтян в зарождении этой науки — змея, символ богини Уаджит, защитницы от болезней и несчастий, она стала эмблемой медицины.

 Астрономия возникла из практической необходимости — для предсказаний разливов Нила. В результате наблюдения за звездами египетские жрецы составили солнечный календарь из 365 дней, 12 месяцев. Год делили на три сезона — половодье, выхождение; сухость. Делили сутки на 24 часа, изобрели водяные и солнечные часы. Новый год начинался 19 июля — в день появления Сириуса и начала разлива Нила. Они первыми стали формировать звезды в созвездия и называли их по животным, контуры которых они напоминали (бык, скорпион, крокодил и прочее). Для определения времени ночью были составлены звездные таблицы. Жрецы считались магами, так как обладали тайно сохраняемыми знаниями в этих областях.

Математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Десятиричная непозиционная (т. е. без нуля) система счета, где имелись специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и т. д. Египтяне оперировали простыми дробями только с числителем 1: 1/з, 1/4 и прочее.

В египетской литературе находим зарождение жанров: слагались хвалебные песни богам, повести, сказки, поучения.

Египетская культура многое передала европейской: в области религии, например, идею загробного мира как лучшего из миров, представление о храме — доме бога и прочее; каноны искусств. Знания в области медицины, астрономии, химии, математики, а также мистика древних египтян лежат у ее истоков. Можно найти приметы Древнего Египта и в современном мире.

             Культура Древнего Египта. Письменность

Иероглифическое письмо возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи в начале Древнего царства. Потом знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак (24 основных звука). Египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Параллельно использовали большое количество слоговых и картинных словесных знаков, обозначающих целое слово как в старину. Но полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому, чтобы читающий не спутал слово с другими, имеющими те же согласные звуки, но отличающимися от него гласными звуками, пририсовывался знак-определитель, указывающий, из какой области написанный термин. Например, слова, состоящие из двух согласных звуков «с» и «ш», произносясь по-разному, могли означать «письмо» и «гнездо». Писец должен был рядом нарисовать пиктограмму, изображающую набор для письма или гнездо с птенцами, чтобы не возникло путаницы.

Египтяне сумели выразить абстрактное, отвлеченное понятие через конкретное: знаком свитка папируса с печатью и торчащими завязками они определяли любое абстрактное понятие. Собственные имена фараонов писали в картушах — удлиненных замкнутых овалах, символизировавших вселенную, обходимую солнцем, над которой властвует фараон.

Кроме иероглифов, египтяне употребляли и другие виды письменности. Практические потребности вызвали к жизни иератическое письмо как деловое скорописное письмо. Основным письменным материалом являлся папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой. Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали- водой и клали под пресс. Полоски склеивались — и получался лист папируса. Писали египтяне чернилами с помощью тростниковой палочки, разжеванной на конце. Иератические знаки произошли из иероглифических. Особенностью иератики является связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каждый знак пишется отдельно.

VIII в. до н. э. появился еще один вид египетского письма — демотика, развившийся из иератики. Система этого письма та же: те же звуковые знаки, определители. Но в демотическом письме намечается попытка обозначать гласные. А с начала новой эры египтяне-христиане стали использовать греческую азбуку, добавив несколько знаков. Греческая письменность была производной финикийского алфавита, возникшего под влиянием египетских иероглифов.

 


Это конспект по теме «Культура Древнего Египта». Выберите дальнейшие действия:

 

uchitel.pro

Культура Древнего Египта — общая характеристика и особенности

Культура Древнего Египта возникла задолго до появления культуры европейских держав, поскольку египетские мастера оставили множество следов для археологов.

Что нужно знать о культуре египтян, составляя конспект, какие их самые великие открытия? Об этом расскажем далее.

Культура Древнего Египта — кратко о самом главном


Древний Египет возник порядка 4000 лет до нашей эры. Это одна из древнейших цивилизаций, которая, благодаря своим естественным условиям, стала развивать культуру и искусство в ранние годы.

В это время древние египтяне подарили миру свои первые великие достижения: письменность, научные изобретения, драгоценные изделия и многое другое.

Египет, в первую очередь, подарил миру пирамиды, на основе которых стали создаваться крупные храмовые и дворцовые комплексы, папирусные свитки, письменность в виде иероглифов, достижения в научной, медицинской и математической области.

Также из-за того, что в Египте была хорошо развита физическая и материальная культура, первые его жители дали миру сотни красивейших керамических горшков, рельефов и скульптур.

Древнеегипетская культура имеет свои основные черты и условно делится на культуру трех царств — Древнего, Среднего и Нового царства. Первая подарила нам письменность, особенности древнеегипетской скульптуры и архитектуры.

Центр культа богини Хатхор в городе Дендера

В эпоху Среднего царства начинают строить храмы для полубогов и божественных созданий; также наблюдается расцвет художественной литературы. В Новом царстве начинают появляться первые изобретения и философские трактаты.

Кратко о древнеегипетской культуре рассказано в таблице.

Величайшие достижения древних египтян

Представители древних египтян, будучи постоянно развивающимся народом в свою эру, смогли подарить остальным государствам много умений и достижений, результатами которых мы пользуемся по сей день.

Ирригационная система

Строительство ирригационной системы считается великим изобретением Египта. Первый канал был построен в Абу-Симбел. Он позволял сохранить источник чистой воды для выращивания культур, сохранения урожая и защиты населения от жажды и смерти.

Так, жители города имели на своих столах плоды урожая круглый год и чистую воду и помогли другим цивилизациям сконструировать подобные системы у себя.

Керамические горшки

Египтяне — первые, кто научился создавать качественные керамические горшки. Они создавали их не только для себя, но и для других, продавая изделия на рынке.

С помощью них египтяне поддерживали свои обычаи и традиции в области языческого верования, складывая туда жертвы богам или останки человека для бальзамирования.

Математические знания

Египтяне, имея талант в математике, делили, перемножали, складывали и умело вычитали, рассчитывая площади с объемами у строения.

Своими знаниями они делились с другими странами и, тем самым, передали им бесценную информацию для их дальнейшего развития.

Календарь как египетское достижение

Египтяне были первыми, кто изобрел календарь. По нему они определяли количество суток, когда будет разливаться Нил, а также когда можно собирать урожай.

Это интересно: после того как Римская империя завоевала Египет, то присвоила себе это достижение. Поэтому когда Египет был захвачен, Цезарь назвал Июль в честь себя.

Медицинские достижения

Согласно находкам, жители Египта были профессиональными хирургами и хорошо делали расчленение черепного мозга, глазные операции, ампутацию ног и рук.

Лечили они с помощью масел и травяных сборов. Сложные заболевания египтяне не лечили, но могли предотвратить развитие заболеваний. Они создали антибиотики и дезинфекторы ран.

Папирус

Египтяне первые, кто придумал папирус — аналог бумаги, глиняных табличек, дерева и стен. Он получался высокопрочным, что помогало его сохранить на века.

Даже сегодня папирусные свитки хорошо сохранились и их можно прочитать.

Религия


Мировоззрение египтян определило их культуру. Они были язычниками и поклонялись природным божественным созданиям. Строили им священные храмы, делали пожертвования, выполняли особенные обряды и всячески почитали их.

Особенно был почитаем бог солнца — Ра. Ему были посвящены несколько крупных пирамид Египта. Не менее уважаемы были боги Пта, Сет и Осирис. О них были составлены целые сказания.

Египтяне особо чтили священных животных. Они считали, что если погибнет кошка по вине человека, то всю деревню ждет неминуемая гибель. Тот, кто намеренно убивал животное, сам подвергался казни.

В религии египтян была вера в загробную жизнь. Они, как и последующие христиане, мусульмане и буддисты, верили, что после смерти жизнь человека на этом не закончится, его будет судить Бог за зло и добро.

Однако, верили, что после этого он обретет либо новое тело, либо будет служить в обители Солнца, либо отправится во мрак как грешник.

Также египтяне верили в переселении душ. Они разделяли мнение индейцев на этот счет и то, что пока душа не очистится, она будет кочевать от одного тела в другое.

Письменность

Письменность Древнего Египта была представлена иероглифами — резными изображениями людей, животных и символов.

Иероглифы запечатлели жизнь всего Египта и всей его многовековой истории. Появились они с 28 века до нашей эры и использовались вплоть до нашествия арабов, до 7 века нашей эры.

Сама система письма была:

  • иероглифической;
  • иератической;
  • демотической.

Первая использовалась для создания религиозных текстов. В ней присутствовали пиктограммы и картинки. Вторая представляла собой скоропись. Она была нужна для деловых и государственных целей.

Третья система — беглая скоропись или курсив. Ее применяли для частных писем, оформления имущественных сделок, отчетов, документов по праву.

Литература

У древних египтян было множество произведений с художественным содержанием. Это были народные сказки, повести, народные песни о молотильщиках, рыбаках и носильщиках, и были.

Сохранились упоминания о любовной, трескучей и напыщенной придворной поэзии, философские произведения. Главная особенность их – религиозный характер.

В разряд литературного творчества также можно записать определенные виды погребальных текстов, писем, гимнов божественным созданиям, автобиографий, которые рассказывают о вельможах. Это важно знать, составляя доклад.

Скульптура и архитектура

Древнеегипетская архитектура условна и однообразна из-за изолированности цивилизации и отсутствия конкуренции. Нам известны такие памятники архитектуры в Древнем Египте как пирамиды, галереи, дворцы, сады, храмы, обелиски и жертвенники.

Мало архитектурных форм из-за ограниченности в строительном материале. Кроме того, единственной дорогой был Нил, как и сейчас, что препятствовало появлению новых материалов и способов его обработки.

Скульптура самобытна. Она создавалась для почитания богов, фараонов и других царских представителей.

Статуи создавались по канонам: тело должно быть темным у мужчины, а у женщины светлым, руки у сидящего должны быть на коленях, божества должны были иметь головы животных.

Живопись и рельеф

Культуру Древнего Египта нельзя представить без живописи. Краски наносились на гипс, известняк, минералы и камни. Состав красящего вещества был неоднородным из-за использования яичной темперы, разных вязких смол и веществ. Сверху красок наносился лак со смолой для сохранения изображения.

Красили изделия красным, синим, черным, коричневым, желтым, белым и зеленым цветом. Тема живописи – потусторонний мир, природа, боги.

Не характерно для египтян написание уродств и внешних дефектов. Если человек был уродлив, имел какие-то внешние отклонения, то на живописи это не отражалось. Мастера приукрашивали человека, вырисовывая ему идеальное тело и пропорции лица.

Как известно, живопись древних египтян фрагментарна, а поэтому имеет свой рельеф. Египтяне ограничивали себя в керамике, ткани или папирусе, а наносили краску на стену.

Вначале на стене изображения были схематичны, но к 3 веку нашей эры они стали филигранными. Рельеф имел большое значение при украшении храмов, гробниц, статуй и погребальных предметов, например, саркофагов.

Научные и технические достижения

Если давать краткое содержание научным и техническим достижениям древних египтян, то они изобрели часы, работающие от силы солнца и воды, изготовили папирус, создали чернила с пером, плуг для сельскохозяйственных работ, шадуф, водоподъемное колесо, подводку для глаз, румяна и лак.

Культы Древнего Египта

Древние египтяне верили, что человек попадает после смерти в другой мир. Для увековечения памяти об ушедших близких ввели культ бальзамирования.

Идея вечной жизни распространялась на все сферы их жизни. На всем ее протяжении они верили в силу природы и поклонялись божествам, введя культ природы и культ солнца, а также священным животным, введя культ животных.

Помимо этого существовал культ фараона, почитания его величия, поскольку он считался посланником божьим или богочеловеком.

Заключение

Древние египтяне — высококультурный народ, который создал множество культурных, технических и научных средств, которые позволили остальным цивилизациям развиваться на должном уровне.

1001student.ru

Культура древнего египта

Египет
дает нам самый яркий пример той стадии
становле­ния древней восточной
культуры, где практические достиже­ния
и развитость прагматически ориентированной
рацио­нальности сочетается с
основополагающей ролью чувств и об­разов,
доставшихся в наследство от первобытного
мифа.

Истоки
египетской культуры лежат в глубокой
древности. Хронологически история
Древнего Египта делится на:

  1. Древнее
    царство: 3197—2160 гг. до н. э.

  2. Среднее
    царство: 2160—1580 гг. до н. э.

  3. Новое
    царство: 1580— 1100 гг. до н. э.

  4. Поздний
    период: 1100 г. до и. э. — 395 г. н. э.

В III
тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и
Верхний Египет, представлявшие собой
три само­стоятельных государства,
объединились. С этого события и начинается
развитие культуры и истории Древнего
Египта.

В
последний период Египет теряет свое
могущество, и его постепенно завоевывают
другие народы: персы, ассирийцы, греки,
римляне, византийцы. В раннем средневековье
в Еги­пет проникает ислам.

Географическое
положение

Древнеегипетское
государство зародилось вдоль реки Нил,
на севере Африки. Его местоположение
обусловливалось пло­дородием иловых
почв, образованных разливами Нила, и
воз­можностью получать несколько
урожаев в год. Этот геогра­фический
и климатический фактор сыграл решающую
роль в экономическом и политическом
развитии Египта.

Административное
деление на номы (сельскохозяйствен­ные
общины), которыми управляли номархи,
позволило обес­печить четкое управление
страной.

Особенности
мировоззрения

Социальное
устройство. Схема социального устройства
напоминает пирамиду: вершину занимал
фараон (царь), со­средоточивший в одном
лице все формы власти. За ним — жрецы,
министры, военачальники, номархи.
Следующую, более нижнюю ступень занимали
писцы, сборщики налогов, контролировавшие
исполнение законов. Ступень ниже —
крестьяне, еще ниже — ремесленники,
торговцы. В подно­жье пирамиды — рабы,
не имевшие никаких прав. Ряды ра­бов
пополнялись военнопленными: Египет вел
завоеватель­ные войны.

Более
трех тысяч лет египетское государство
было самым могущественным для своего
времени. Тому способствовали крепкая
государственная власть, налаженная
система управ­ления, совершенное по
тому времени законодательство, вы­сокая
культура земледелия, развитие науки и
огромная роль религии в жизни египтян
(самого религиозного народа в ис­тории
древнего мира).

Религия.

Древний
Египет считается классической страной
поклонения богам в виде животных. Помимо
общеегипетских, у каждой группы населения
были еще свои местные священ­ные
животные. Египетские боги имели суровый,
«звериный» облик и должны были устрашать,
заставлять бояться, пови­новаться и
поклоняться.

Боги
в изображении древних египтян — это
существа с че­ловеческим телом и
головами животных, их божественность
здесь изображается через образы существ,
населяющих свя­щенную природу.

Наиболее
распространенные древнеегипетские
культы: культ животных, культ Нила, культ
фараона, культ Солнца, культ мертвых
(заупокойный культ), культ Осириса (культ
природы).

Культ
животных самый древний. Наиболее
популярные боги-животные — крокодил,
кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей.
Во все периоды своей истории Древний
Египет предпочитал солярный культ
(культ солнца), связанный с поклонением
Солнцу (Ра) и обожествлением фараона.
Бог Амон — покро­витель фараонов —
символизировал их божественное
про­исхождение от Ра, а соединение
двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало
тождественность Солнца и верховного
пра­вителя.

К
пантеону главных богов можно причислить
Осириса, бога мертвых, культ которого
олицетворял поклонение уми­рающей и
вечно возрождающейся природе. С этим
культом связано поклонение Исиде (богине
плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу
мудрости). Их антиподом был бог зла —
Сет.

Одной
из особенностей древнеегипетских
верований, оп­ределивший характер
древнеегипетского искусства, являет­ся
заупокойный культ, в основе которого —
вера в загробную жизнь и бессмертие
души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По
представлениям египтян, человек состоит
из двух элемен­тов — материального
(тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле
смерти душа покидает тело через глаза
и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника
должна быть отдана на растерзание
чу­довищу с головой крокодила и
туловищем собаки. Душе пра­ведника
уготована вечная жизнь, для чего ей
необходима вне­шняя оболочка. Следствием
этих представлений является бальзамирование
(изготовление мумий). Мумию могла
заме­нить статуя — точная копия
умершего. Заупокойный культ привел к
развитию химии, медицины (хирургии),
искусства скульптурного портрета.

Большинство
обрядов Древнего Египта было связано
с Ни­лом — источником процветания
государства. Праздники в честь Нила
были важными государственными
земледельчес­кими праздниками, такими,
как праздник первой борозды или начала
жатвы. При наступлении времени разлива
Нила фа­раон бросал в реку папирус с
приказом о начале разлива, он также
начинал пахоту, срезал первый сноп
нового урожая.

Таким
образом, религиозная система египтян
с развитым культом богов и мертвых,
устойчивая и консервативная, скреп­ляла
все проявления культуры, искусства,
науки в единый иде­ологический монолит.

studfiles.net

Культура Древнего Египта — подробности, особенности, характеристики и развитие культуры Древнего Египта

Культура Древнего Египта: подробности, особенности, характеристики, развитие культуры Древнего Египта, письменность и культы Египта.

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом — культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.

В основе древнеегипетской культуры — страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры — великая река Нил, а главная идея — вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, — выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.

Письменность

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта — письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже — на папирус. Читали тексты справа налево.

Культы Египта

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами. Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

tonkosti.ru

Культура Древнего Египта

Замечание 1

Отличительным качеством египетской культуры на протяжении нескольких тысячелетий было ее самодостаточность и замкнутость. Основными чертами культуры можно назвать консерватизм и приверженность издавна установленным канонам; новые веяния с трудом проникали в культуру, потому что встречали сопротивление. Ключевой образ египетской культуры – образ Нила – Великой реки, и как следствие, идея вечности. Ведь Нил много тысячелетий катит, свои воды к морю, и этот порядок незыблем и таким и останется. Концепт застывшего времени и пространства выразился в своей окончательной форме в пирамидах – величественном памятнике египетского зодчества.

Религиозные верования

Народные верования и культы возникли у древних египтян еще в $6-8$ тысячелетии до н.э. Для них было характерно обожествление всего окружающего мира (растений, животных, сил природы) и особая жизнеспособность животного культа. Египтяне сперва поклонялись самим животным, а позднее они стали воплощениями богов. Так, крокодил олицетворял бога воды и разлива реки Нил Себека, львица воплощала – богиню войны и палящего солнца Сехмет, кошка — богиню радости и веселья Баст, бык с белыми пятнами — бога плодородия Аписа, сокол – бога охоты Гора. Постепенно пантеон очеловечился, но животные черты остались. Отсюда и боги с головами ястреба, ибиса, сокола.

Со временем в каждой общине слодился свой пантеон из местных богов, среди которых выделялся главный, а также боги земледелия и плодородия (например, Амон в Фивах, Сет в восточной Дельте) и т.д. В это же время локальные культы выходят за пределы общин и связываются родственными отношениями с другими богами. С объединением страны возникает необходимость в установлении общеегипетского культа одного бога. Во времена Среднего царства, при возросшей политической и экономической роли Фив, таким богом стал Амон-Ра. В это же время (приблизительно $II$ тыс. до н.э.) в Египте утверждается культ Осириса – бога загробной жизни.

Замечание 2

Египтяне считали загробную жизнь прямым продолжением мирской жизни. Они верили, что человек состоит из тела, души, тени, имени и невидимого двойника. Представление о последнем – невидимом двойнике (ка) – самое древнее. Египтяне верили, что ка не исчезал со смертью человека, а продолжал жизнь в могиле в зависимости от степени сохранности тела. Именно с этими представлениями связаны и все погребальные египетские обряды: создание мумий, постройка гробниц и наполнение их всем необходимым для загробной жизни. Однако единого представления о загробной жизни в Египте не существовало, первые попытки систематизировать их были предприняты в эпоху Нового царства.

Письмо

Письменность у египтян появилась в конце $IV$ тыс. до н.э., и ее возникновение было связано с практическими потребностями: делопроизводством, учетом. Начальной формой письма было рисуночное письмо – пиктография, которое позже упростилось до иероглифического. Число иероглифов колебалось в районе $3$ тысяч, наиболее употребляемыми к середине $ІІ$ тыс. до н.э. были $700$ иероглифов.

Иероглифы читали справа налево, наносили на камень (высекали или рисовали), доски, свитки кожи, а с начала $II$ тыс. до н.э. на папирус. На нем писали палочкой из стебля болотного растения (каламуса) с расщепленным концом чернилами черного, и иногда красного цвета.

Египтяне наносили иероглифы на стены храмов и гробниц, стелы, статуи, саркофаги, сосуды, изображения богов. Подготовкой писцов занимались специальные школы.

В эпоху Древнего царства происходит упрощение иероглифического письма – появляются упрощенные обозначение иероглифов; такая письменность получила название иератической.

В $VIII$ веке до н.э. появилось демотическое (народное) письмо – упрощенная письменность использовалась для повседневного употребления.
Иероглифическую письменность была расшифрована в $1822$ году французским египтологом Жаном-Франсуа Шампольоном, которые прочитал надписи на Розеттском камне.

Рисунок 1. Фрагмент надписи Розеттского камня

Литература

Египетская литература отражала представления древних египтян о власти фараонов и богов, земной и загробной жизни; испытывала влияние религии, но не была ограничена лишь богословием, наоборот представляла разные жанры.

Замечание 3

Египетская литература возникла в $IV$ тыс. до н.э., а самые ранние из дошедших памятников относят к Древнему царству. Среди них можно назвать «Тексты пирамид» — собрание магических заклинаний и формул.

Тогда же возникает и биографический жанр, который сперва был представлен надгробными надписями, а позднее трансформируется в жизнеописания.

Во время правления $III–V$ династий появляется дидактический жанр – поучения, сказки на фольклорной основе и связанные с жизнью и деятельность фараонов (например, цикл сказок о фараоне Хуфу), гимны.

Расцветом египетской литературы принято считать период Среднего царства. Широко распространяется дидактика («Поучение Аменемхета $I$», «Поучения Ахтоя»), появляется жанр политического пророчества («пророчество Нефертити»), философского диалога («Беседа разочарованного со своей Душой»), и новый тип сказок о заморских путешествиях («Сказка о потерпевшем кораблекрушении»).

Во времена Нового царства продолжаются литературные традиции Среднего царства, это расцвет сказок нравоучительного и фантастического характера – «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», «Сказка об обреченном царевиче». Более высокого уровня достигает любовная лирика, религиозная поэзия, шедевром этого жанра по праву считается гимн богу Атону. Появляется новый жанр – эпическая поэзия («Песнь о битве при Кадеше») историография, представленная анналами Тутмоса $ІІІ$. Все магические заклинания предыдущих эпох собираются в «Книгу мертвых» — своеобразный путеводитель по загробному миру.

Литература Позднего царства представлена фантастическими сказками, наставлениями («Поучение Анхшешонка»), эпическими поэмами. В это время появляются и развиваются различные виды исторической прозы: политическая («Хроника Осоркона», «Стела Пианхи», «Демотическая хроника») и семейная хроника, отчеты о путешествиях, басни.

Архитектура и скульптура

Зодчество было ключевым видом искусства в Древнем Египте, и образцы его величественного искусства дошли до наших дней – это храмы и гробницы.

Замечание 4

Ранняя форма гробниц – мастаба (урезанная пирамида) – состояла из массивного наземного сооружения с залами, молельнями, и подземной части с погребальной камерой для мумии. В мастабах хоронили, и знать, и фараонов, а при $III–VI$ династиях только знать, так как для фараонов начали строить пирамиды.

Пирамида отражала иерархическую систему египетского общества, где фараон возвышался над всеми людьми. Пирамиды строились из каменных блоков, и также имели надземные помещения и погребальные подземные камеры. Пирамиды были ступенчатыми и покатыми.

Ступенчатые пирамиды были хронологически первым видом пирамид, пример – пирамида Джосера архитектора Имхотепа.

При $IV$ династии появился классический тип пирамиды – покатая пирамида. Первая пирамида этого типа – пирамида фараона Снофру в Дашуре.

В период Среднего царства царей хоронили в скальных гробницах, но фараоны $XII$ династии возобновили строительство пирамид, и к потайным каменным гробницам вернулись в эпоху Нового царства.

Примечатльной формой культовых сооружений стали также заупокойные храмы, которые постепенно из элемента погребального ансамбля становятся самостоятельным сооружением.

Скульптура была неотделимой от архитектуры, потому что составляла полноценную часть погребальных сооружений. Для статуй мастера использовали гранит, порфир; каноническими типами статуй были стоящая и сидящая на троне. Статуи фараонов и вельмож требовали портретного сходства, потому что воплощали одну из частей души человека в загробном мире, скульпторы прорабатывали мельчайшие детали складок, морщин, мускул. Статуэтки не отличались тщательностью исполнения, потому что обычно изготавливались для простолюдин.

В период Позднего царства пластическое искусство приходит в упадок – изготавливаются в основном небольшие бронзовые статуэтки.

Рельеф и живопись

Во времена Древнего царства окончательно утвердились основные типы египетского рельефа – важного составляющего египетского искусства – барельеф и врезанный (углубленный) рельеф. Обычно рельефы располагали на царских гробницах, которые должны были прославить земные дела царя, подчеркнуть его родство с богами и обеспечить его существование в загробном мире.

Основные каноны рельефа сформировались в эпоху Нового царства. Так, сцены рельефа располагались одна над другой, имели плоскостной характер, были схематичными, имели максимальное портретное сходство персонажей.

Эти же принципы применялись и к живописи. Тут основные направления определились в Среднем царстве – столичное (воспроизведение образцов прежних лет) и провинциальное, которое ищет новые художественные приемы. Для провинциальногго напрвления характерны естественные позы изображаемых персонажей, реализм, богатство красок.

Рельеф и живопись отделились друг от друга в эпоху Нового царства. В правление $XVIII$ династии появляются новые сюжеты в живописи и рельефе (пиры, военные сцены), меняется на более естественную окраска. При правлении Эхнатона и Тутанхамона появляются изображения запретных доселе тем: царь в повседневной жизни, больше внимания уделяется окружающей обстановке.

Замечание 5

При фараонах $XVIII$ и $XIX$ династий происходит возврат к традиционной композиции, а при Рамсесе $III$ религиозная тематика окончательно подавляет светскую.

spravochnick.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о