Лумбини. Описание города
0 поедут в город 9 были в городе 42 популярный Количество всех рекомендаций по городу карта достопримечательностей
Общая информация
Описание города
Об этом месте, где родился Будда Гаутама, ходит множество легенд, поэтому посетить Лумбини (Lumbini), находящийся в непальских тераях на юге Непала, примерно в 12-ти километрах от границы с Индией, — важный пункт в маршруте каждого туриста.У буддистов есть четыре главных мировых места паломничества. Это место рождения Будды Шакьямуни в Лумбини (Непал), достижения Просветления в Бодхгае (Индия), первого поворота колеса Дхармы в Сарнатхе (Индия) и ухода в Паринирвану в Кушинагар (Индия).
Достопримечательности
Руины храма Майа Деви (Maya Devi Temple)
Святыни и храмы0оценки гостей
3Рекомендуют
6 Туристов Нет отзывов 0Фото Нет экскурсий
В 1896 году была найдена колонна Ашоки. Позднее рядом с колонной были обнаружены руины храма, посвященного матери Будды царице Майа Деви, возраст которого археологи исчисляют примерно в 2500 лет. При раскопках храма был обнаружен каменный барельеф, на котором изображены Майя Деви и младенец Гаутама, стоящий на пьедестале из лотоса. Специалисты относят срок его создания к 11-15 векам. Колонну Ашоки и храм Майа Деви окружают остатки различных культовых сооружений — большая квадратная ступа …
Колонна царя Ашока (Ashok Column)
Памятники и монументы0оценки гостей
2Рекомендуют
6 Туристов Нет отзывов 0Фото Нет экскурсий
Лумбини считается местом рождения Будды Гаутамы, основателя буддизма. Царь Ашока два века спустя после рождения здесь Будды (около 249 года до нашей эры) посетил Лумбини, а его советник, святой Упагата, записал, что царь принес сюда множественные подношения, построил красивую ступу и воздвиг одну из своих колонн, увенчанную капителью в виде лошади. Ко времени прихода китайского путешественника Хиун Цанга столб был повреждён молнией, но тем не менее вплоть до XIX века надписи сохранились …
Гора Маччапучре (Machhapuchhare)
Горы, ущелья и пещеры0оценки гостей
1Рекомендуют
4 Туриста Нет отзывов 5Фото Нет экскурсий
Мачапучаре расположена примерно в 25 километрах к северу от Покхары, на краю горного хребта, идущего на юг от основной части массива Аннапурна. Этот хребет образует восточную границу плато Святилище Аннапурны — места, популярного среди любителей горного туризма. Вершина Мачапучаре в горном массиве Аннапурны получила свое название от произношения на местном языке выражения «Рыбий хвост», за свой внешний вид. Еще европейцы ее называют также «Гималайским Маттерхорном». Ее высота — 6993 метра …
Лумбини — святыня буддистов
Одно из четырех священных для буддистов мест — Лумбини (на карте). Место рождения Будды Шакьямуни, принца по имени Сиддхартха из рода Шакья. Мы все-таки не буддисты, поэтому из-за нехватки времени и по логистическим соображениям включили в маршрут только два из них, Сарнатх возле Варанаси и Лумбини, причем поехали по ним не по порядку. Возможно в следующий раз мы прокатимся и по буддистским святыням по отдельному маршруту.
Здесь родился Будда
История проста. Царица Майа Деви, будущая мама Сиддхартхи, ехала домой к родителям, где ей по правилам было положено родить сына, но что-то пошло не так и она родила будущего Будду прямо в роще Лумбини под деревом Бодхи году в эдак 623 до рождества Христова. Причем сразу после рождения Сиддхартха встал и пошел пешком. Мало того, он тут же провозгласил, что это его последнее рождение.
На месте рождения Будды стоит теперь храм в честь Майа Деви, которая по слухам умерла через 11 дней после рождения сына, а в храме лежит под толстым стеклом и под серьезной охраной автоматчиков камень с отпечатком, свидетельствующим о рождении Будды. Рядом с храмом полно древних развалин, а в пруду, где Сиддхартху первый раз искупали, полно забавных черепашек. В прилегающем парке растет дерево Бодхи, но оно не то самое и ему не 2500 тысячи лет. С деревом связана прямо таки история-триллер. Якобы то самое дерево, под которым Будда достиг просветления, захотели позже спалить злые противники буддизма, но дочь императора Ашоки Сангхамитта спасла его веточку и увезла на Шри Ланку, в Анурадхапуру. Теперь там растет второе по священности дерево Бодхи, из которого позже ростки вернули обратно и вырастили из них новые деревья в Бодх-Гае и в Лумбини.
Визит знаменитого императора Маурьев Ашоки в 249 г. до н.э. стал важной вехой в истории Лумбини. Руководствуясь своим духовным учителем Упагуптой, Ашока совершил паломничество в этот святыню и воздвиг каменную колонну с надписью «Здесь родился Будда Шакьямуни», на которую можно полюбоваться и сегодня. После его знаменитого визита в Лумбини и его окрестностях началось строительство ступ, монастырей и других религиозных сооружений. Видные китайские паломники — Цэн Цай (Tseng Tsai , 4 век н.э.), Фа Сянь (Fa-Hsien, 5 век н.э.) и Хиуэн Цанг (Hiuen Tsang, 7 век н.э.) посетили Лумбини и описывают место рождения Будды Шакьямуни в своих путевых заметках.
Король Рипу Малла (1312 г. н.э.) из Карнали в Непале, посетил Лумбини и оставил гравюру «Ом мани падме хум Рипу Малла чиранджаяту» на вершине колонны. После его визита Лумбини был забыт, заброшен и окутан густыми кустами и лесом, а имя Лумбини постепенно сменилось на Румминдей. Аминь…
Начитавшись всех этих историй, мы захотели почувствовать на себе влияние этого священного для буддистов места, которое стало снова известным после того, как тут покопался в 1896 году английский археолог немецкого происхождения Алоис Фюрер и обнаружил массу интересного, в том числе и колонну Ашоки, а вот камень с отпечатком обнаружили вообще только при раскопках 1992-1995 годов, о чем в 1996 написал статью даже The Independent. Забегая вперед скажу, — мы мало того, что ничего не потеряли, но получили массу удовольствия в этом замечательном спокойном и пустынном месте.
Монастыри Лумбини
Буддизм скорее не религия, а идеология. Будда все-таки не бог, но учитель. И как и в любой другой идеологии, в буддизме появились отдельные течения, поклонники которых очень часто не ладят друг с другом. Даже здесь, в месте, где казалось бы каждый может найти покой и умиротворение, где парк на севере венчает Ступа Мира (на карте), последователи различных течений поделили территорию на две части — западную с храмами адептов махаяны и ваджраяны, и восточную с храмами адептов всевозможных школ хинаяны, в том числе и тхеравады, которая суть государственная религия Таиланда. Называть последователей тхеравады адептами хинаяны лучше не стоит, оскорбительно это для них.
Подробная карта с описанием храмов и на английском доступна на официальном сайте lumbinidevtrust.gov.np.
Строительство парка началось в 1994 году и продолжается по сей день. Непальцы поступили просто, позволив построить на территории всем буддистам свои храмы. Сегодня их здесь аж 32 храма и монастыря на территории 5х2 км. В инфраструктуру парка в основном бабалосы вкладывают китайцы, получая от правительства некислые преференции. Обойти большую часть храмов и храм Майа Деви (на карте) можно за день, если воспользоваться велорикшей. Мы так и поступили. Пешком можно просто не успеть.
В отличие от многих сооружений, китайский монастырь (на карте) — законченный и пожалуй самый умиротворенный, похожий на маленькую копию Запретного Города. Китайского Будду здесь охраняют четыре небесных царя.
Золотой храм Мьянмы с тремя молитвенными залами (на карте) — один из старейших в комплексе. На территории храма находится пафосная пагода Локамани Пула, огромная позолоченная ступа в южном бирманском стиле, построенная по образу и подобию пагоды Шведагон в Янгоне, куда мы еще когда-нибудь съездим, ибо буддизм в Мьянме — старейший. Говорят, что статуя Будды (на карте) в Мьянме отлита с самого Будды.
Самые красивые храмы — это наверное камбоджийский и тайский. Оба они построены типично в своем стиле, в чем мы позже не раз убеждались, путешествуя по Камбодже и Таиланду. Тайский Королевский храм (на карте) еще один, который полностью отстроен вместе с монастырем. Белые здания храма на фоне ухоженного парка — просто захватывающее зрелище.
Камбоджийцы же закончили храм (на карте) и единственные, кто активно продолжает строительство монастыря и парка вокруг него, где планируется даже маленький водоем. Внутреннее убранство храма — самое богатое, которое мы созерцали в Лумбини.
Самый забавный храм — японский. На карте его нет, а найти его можно возле Ступы Мира. Японцы — точно инопланетяне и если везде служба в храмах по пол-часика утром и вечером, то японский монах приглашает всех помедитировать под бой его барабана два часа утром и два часа вечером. Дзен обеспечен… Зависнуть можно надолго.
Венчает на севере все это многообразие храмов и монастырей Ступа Мира (на карте), одна из нескольких, построенных странным японце-пацифистом Нитидацу Фудзии, который таким образом несет послания мира миру, выстраивая пагоды в разных частях света. Вторую его такую мы повидали в Покхаре.
Про монастыри Лумбини, построенные не только традиционными буддистскими общинами, но и буддистами Германи, Франции, Канады и Австралии, их уникальность и красоту можно вещать часами. Лучший способ все это узнать — съездить самому. Как? Об этом — ниже.
Многообразие течений буддизма в Мьянме
Махаяна в Китае
Тхеравада в Таиланде
Буддизм в Камбодже
Дзен в Японии
Путеводитель
Помимо монастырей и храмов, в парке Лумбини открыт центр випссана-медитации (dhamma. org.np, на карте). Попасть туда несложно, но но вот условия там достаточно строгие. Заниматься привычными нам делами нельзя. В первую очередь участникам полагается хранить обет молчания в течение всего времени пребывания. То есть нельзя произносить ни слова. Ни слушать музыку, ни читать, ни писать, ни даже лежать где попало нельзя, не говоря уже про интернеты и инстахрени. В общем, люди полностью стараются погрузиться в себя. Говорят, это круто, но мы не пробовали. Необходима неделя пребывания, чтобы типа проникнуться.
В дополнение ко всему, есть парочка недостроенных пока музеев и большой Центр Мира и Единения (на карте)…, что бы это не значило, в котором тоже можно поселиться. Центр этот время от времени собирает некие духовные тусовки по обмену опытом.
Что нас тут ждало…
Приехали мы в Лумбини на такси прямо от индо-непальской границы за смешные деньги, 20 км за 12 долларов. Автобусом от границы ехать существенно дешевле, но себе дороже, ибо прямого автобуса нет и ехать надо на перекладных.
На просторах Интернета было определено, что жить можно попробовать попроситься в корейский монастырь на территории парка Лумбини (на карте). Пожить в буддистском монастыре хотя бы пару дней мне хотелось давно и упустить такую возможность было нельзя, несмотря на наличие вполне себе приличных ресортов с бунгало за пределами парка. Позже мы выяснили, что жить можно было не только в корейском, но и в других монастырях.
Интерактивная карта Лумбини парка.
Приехав вечером, мы в первую очередь поселились в монастырском хостеле и приступили к поглощению нехитрой вегетарианской монастырской еды на ужин, состоявшей из капустки, супчика и чая в немногочисленной компании таких же путешественников как и мы, приехавших со всего света. Девочки и мальчики селятся отдельно по четверо. Со мной в комнате ночевал китаец, совершенно не говорящий по-английски. Он даже не смог назвать свое имя. Комнаты ну очень аскетичны, а с душем… с душем совсем плохо для тех, кто изнежен цивилизацией. Точнее, из стены, в 20 см от пола торчит кран с холодной водой, а рядом стоят тазики и кружки. Ну вы поняли, мыться приходится из тазика холодной водой, но в условиях дикой жары это в общем-то не так и страшно. Тут же и туалет типа «бабушкин деревенский сортир». Короче, романтика аж до слез от смеха. В довершение картины — толпы комаров, от которых правда можно спасаться репеллентом.
После ужина, а как позже оказалось и после завтрака, положена молитва в самом храме. Молитвой это назвать сложно, скорее это некая расслабленная йога под монотонное распевание монахом мантр, но получасовая медитация даже такому как я однозначно полезна и приводит голову и тело в порядок.
Большинство из путешественников — молодежь, приезжающая в Лумбини отвиснуть от суеты или долгих путешествий. Некоторые уже как месяцами в дороге. Кто-то приехал просто пожить в монастыре, побродить и помедитировать по храмам. Кто-то, как мы, просто познакомиться с буддизмом и увидеть одно из самых культовых мест. Для тех, кто хочет серьезно освободить башку от мусора, который накопился в ней, в парке открыт центр випссана-медитации (dhamma.org.np, на карте).
Есть и такие, кто приехал по совершенно иным причинам. Некий мексиканский парнишка приехал на Фестиваль Радуги, — эдакий шабаш хиппи, — и приглашал нас двинуть на этот трехдневный шабаш куда-то в джунгли. Говорил, будет круто. Говорил, мы все голышом сольемся с природой, в чем нам поможет «священная трава«. Ну и все такое прочее; обычные хипповы штучки. Мы не пошли. Думаю, если бы мы приехали на неделю, то может и сходили, но у нас такой роскоши со временем не было в наличие.
Как оказалось, и завтрак, и обед, и ужин в монастыре одинаковый, что меня не особо устраивало, поэтому после медитации мы спустились на землю, а точнее, потопали в деревню за мясом и заодно заказать билеты на автобус в Покхару в одном из отельных агентств. Деревня ну очень маленькая, в которой буквально пара мест, где можно поесть местной еды и выпить непальского пива. Туристов в Лумбини совсем не много, поскольку не всякий турист сюда самостоятельно доберется, несмотря на то, что это в общем-то несложно сделать.
Отдохнув после поездки, на следующий день мы снова откушали корейской капустки и потопали изучать храмы, пройдя под палящим солнцем мимо статуи маленького Будды к храму Майа Деви в Священном Саде в южной части комплекса. Войти на небольшую территорию сада вокруг храма можно только босиком и за небольшие деньги. Все бы хорошо, но босиком ходить по раскаленным каменным плитам — это просто пытка какая-то. Приходилось перемещаться короткими перебежками к островкам травки. А вот из-под дерева Бодхи у прудика уходить не хотелось. Здесь можно часами сидеть, ни о чем не думая и просто слушать шелест буддистских молитвенных флажков.
Но время не ждет, зато ждут десятки храмов, которые ну очень хотелось посмотреть. Поскольку подкрепиться можно было только в деревне, нам пришлось покинуть ненадолго парк Лумбини, слопать местной еды, забрать заказанные билеты на автобус и двинуть обратно к храмам.
Подсказки
Доехать в Лумбини можно из Катманду, купив билеты на подходящий автобус в любом агентстве в Тамеле. В Катманду же можно прилететь из Дели, купив билеты на MakeMyTrip. Второй, более интересный и путь — из Индии пешком через границу, а дальше на такси. Добраться до границы придется с несколькими пересадками. В первую очередь надо купить билет на поезд, как я уже писал тут, и доехать до Горакхпура, где железная дорога заканчивается, а оттуда уже автобусом до Сонаули, где после получения визы можно взять такси до Лумбини. Таксистов там полно. В Горакхпуре найти автобус не просто, но любой тук-тук на ж/д станции довезет до автобусной остановки (где-то тут) быстро и недорого, а там, уже на месте можно в автобусе купить билет. Тукеру достаточно сказать, что вам нужен автобус до Сонаули, до границы с Непалом.
В Сонаули, на индийской стороне, автобус не идет до самой границы, поэтому придется или топать пешком, или брать тук-тук. В любом случае надо сначала найти индийских погранцов, чтобы поставить отметки в паспорт о выезде из страны, а найти их не легко. Лучше тукеру сказать, чтоб довез до погранцов в Immigration Office, а потом ехать уже на саму границу. На непальской стороне надо топать сразу за визой тоже в Immigration Office, который расположен сразу за переходом. Виза получается после заполнения анкеты, фотографирования в офисе и уплаты N-го количества американских долларов. Другую валюту там не принимают.
В монастыри на ночевку надо успеть до 22:00, потом все они закрываются. В гэсты в деревне впрочем можно попасть и позже. Ночевать можно в Корейском монастыре, в монастыре при храме Гаутами, в Центре Мира и Единения или в гэстах деревни, или даже в бамбуковых бунгало.
Вечером в парке практически нет освещения, а темнеет рано, поэтому фонарик надо брать. Кроме того, в монастырях могут вырубить электричество совсем и без фонарика из-за окружающих густых джунглей становится не просто темно, а совсем темно, да и электронику зарядить негде будет, потому хороший аккумулятор, заранее заряженный, тоже не помешает.
Поесть или купить воды на территории парка можно в строго определенное время, но есть и небольшой рынок с закусками, водой, колой и сувенирами, который работает до 19:00. В остальное время надо топать за перекусом в деревню. Поэтому водой желательно запастись. Туда же в деревню надо топать и за деньгами. Банкоматы есть в банках, коих среди пары десятка домов аж целых три. Вопрос, есть ли в них деньги, остается открытым. Мы не пользовались, поскольку наличных хватало, а жили мы в монастыре практически бесплатно, за 5 баксов с человека. В монастыре очень все аскетично, но постель и чистое белье обеспечивается. Несмотря на москитную сетку, желательно иметь репеллент, которым и забрызгать себя, чтобы насекомые не особо беспокоили.
Передвигаться по парку можно на велорикше. Наняв его один раз, можно объехать все монастыри, но если есть время, интересней походить пешком.
Билет на автобус в Покхару или Катманду надо заказывать заранее в любом гэсте деревни (например, тут) хотя бы за сутки, а то можно и не уехать. В Покхару лучше ехать рано утром, часов в 6-7 утра. Так безопаснее по горам, а приедет автобус в Покхару еще засветло до вечера. Ну а до автобуса доехать можно на туке, любой водитель которого, если его заранее вечером нанять, за ваши бабалосы будет вас добросовестно ждать в 4 утра перед ночлежкой. Возле корейского монастыря всегда дежурят туки.
Удачного путешествия!
Расходы
Поскольку мы ехали из индийского Варанаси, расходы несколько отличаются от тех, которые были бы при переезде из Катманду.
- Туктук на вокзал Варанаси — 500 инд. рупий ночью (7 долларов)
- Поезд из Варанаси до Горакхпура — 680 инд. рупий (10 долларов)
- Автобус до границы с Непалом — 100 инд. рупий (1,50 доллара)
- Виза в Непал (30 долларов)
- Такси до Лумбини — 900 инд. рупий (13 долларов)
- Туки в за все время в Лумбини — 600 неп. рупий (5 долларов)
- Проживание в монастыре — 500 неп. рупий за сутки с человека (4 доллара). Монастырские завтрак, обед, ужин включены.
- Питание — в среднем 10 долларов на двоих в день.
- Вода — 50-120 неп. рупий за бутылку (40-80 центов)
Лумбини, место рождения Будды — Галерея
настроить фильтр
Список Лумбини, место рождения Будды
- Описание
- Карты
- Документы
- Галерея
- Индикаторы
- Помощь
© ЮНЕСКО
Автор: Джунко Окахаши
Новый храм и колонна Ашоки
© ЮНЕСКО
Автор: Джунко Окахаши
Место для поклонения на крыше
© ЮНЕСКО
Автор: Джунко Окахаши
Священное дерево на другом берегу пруда
© ЮНЕСКО
Автор: Джунко Окахаши
Храм, колонна, пруд и останки
© ЮНЕСКО
Автор: Джунко Окахаши
Лумбини, место рождения Господа Будды
© ЮНЕСКО
Автор: Аксель Плате
Лумбини, место рождения Господа Будды
© ЮНЕСКО
Автор: Аксель Плате
Лумбини, место рождения Господа Будды
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
Лумбини, место рождения Господа Будды
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
Лумбини, место рождения Господа Будды
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
© НАШЕ МЕСТО Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
Лумбини, место рождения Господа Будды
© OUR PLACE Коллекция всемирного наследия
Автор: Гиора Дан
top
запомнить мой профиль
Забыли имя пользователя или пароль?Стать членом
Лумбини, место рождения Будды — Документы
Ваш браузер не поддерживает джаваскрипт.настроить фильтр
Список Лумбини, место рождения Будды
- Описание
- Карты
- Документы
- Галерея
- Индикаторы
- Помощь
Оценка консультативных органов | |
---|---|
1997 г. | Консультативный орган по оценке (ИКОМОС) |
Карты | |
2012 | Лумбини, место рождения Господа Будды — Карта внесенной собственности |
2012 | Лумбини, место рождения Господа Будды — ортофотоплан внесенного в список имущества |
Решения | |
2021 | 44COM 7B. 148 — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) (C 666rev) |
2019 | 43COM 7B.71 — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) (C 666rev) |
2018 | 42COM 7B.13 — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) (C 666rev) |
2016 | 40COM 7B.42 — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) (C 666rev) |
2014 | 38COM 7B.18 — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) (C 666rev) |
2012 | 36COM 7B.65 — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) (C 666 rev) |
2012 | 36COM 8D — Уточнения границ и территорий собственности государствами-участниками в ответ на Ретроспективную инвентаризацию |
2012 | 36COM 8E — Принятие ретроспективных Заявлений о выдающейся универсальной ценности |
2011 | 35COM 7B. 74 — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) (C 666 rev) |
2010 | 34COM 8B.54 — Культурные ценности — Изучение незначительных изменений границ — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) |
2009 г. | 33COM 7B.79 — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) (C 666 rev) |
2008 г. | 32COM 7B.75 — Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) (C 666) |
2006 г. | 30COM 7B.58 — Состояние сохранности (Лумбини, место рождения Господа Будды) |
2005 г. | 29COM 7B. 55 — Лумбини, место рождения Будды (Непал) |
2004 г. | 28COM 15B.66 — Лумбини, место рождения Будды (Непал) |
2003 г. | 27COM 7B.53 — Лумбини, место рождения Будды (Непал) |
2002 г. | 26BUR XVI1 — Запросы на международную помощь |
2002 г. | 26BUR XII.94-97 — Лумбини, место рождения Будды (Непал) |
2002 г. | 26COM 21B.62 — Лумбини, место рождения Будды (Непал) |
2001 г. | 25BUR V.235 — Лумбини, место рождения Будды (Непал) |
2000 г. | 24COM VIIIiii.35-43 — Отчеты о состоянии сохранности культурных ценностей, которые Комитет принял к сведению |
2000 г. | 24BUR IVB.71 — Лумбини, место рождения Будды (Непал) |
1999 г. | Отчет о состоянии сохранности: 1999 г. |
1999 г. | 23COM XB.46 — Отчеты о состоянии сохранности культурных ценностей, отмеченные Комитетом |
1999 г. | 23BUR IVB. 70 — Лумбини, место рождения Будды (Непал) |
1997 г. | Отчет 21-й сессии Комитета |
1997 | 21COM VIIIC — Надпись: Лумбини, место рождения Господа Будды (Непал) |
Отчеты миссии | |
2022 | Отчет о совместной мониторинговой миссии КВН-ИКОМОС в Лумбини, 21-28 марта 2022 г. |
2002 г. | Доклад о миссии ЮНЕСКО по оперативному наблюдению в Лумбини, месте рождения Будды, 25 июня — 2 июля 2002 г. |
2001 г. | Отчет о технической миссии; Лумбини, место рождения Господа Будды; июль 2001 г. |
2001 г. | Отчет о технической миссии; Лумбини, место рождения Господа Будды; сентябрь 2001 г. |
2001 г. | Отчет миссии: Международное техническое совещание по сохранению, представлению и развитию руин храма Маядеви, объект всемирного наследия Лумбини, Непал, 5-9 апреля 2001 г. |
2000 г. | Отчет миссии ИКОМОС по оперативному наблюдению в Лумбини, месте рождения Будды (Непал), 19-23 июня 2000 г. |
2000 г. | Отчет миссии ЮНЕСКО по оперативному наблюдению в Лумбини, месте рождения Будды, 16-24 апреля 2000 г. |
1999 г. | Отчет миссии WHC; Лумбини, место рождения Господа Будды; октябрь 1999 г. |
Периодическая отчетность | |
2012 | Цикл периодической отчетности 2, Раздел II |
Доклады государств-участников о состоянии сохранности | |
2023 | Доклад государства-участника о состоянии сохранности (доп. информация) / Rapport de l’Etat partie sur l’état de conservation (доп. информация) |
2022 | Доклад государства-участника о состоянии сохранности / Rapport de l’Etat party sur l’état de сохранение |
2020 | Доклад государства-участника о состоянии сохранности / Rapport de l’Etat party sur l’état de сохранение |
2019 | Доклад государства-участника о состоянии сохранности / Rapport de l’Etat party sur l’état de сохранение |
2017 | Доклад государства-участника о состоянии сохранности / Rapport de l’Etat party sur l’état de сохранение |
2015 | Доклад государства-участника о состоянии сохранности / Rapport de l’Etat party sur l’état de сохранение |
2014 | Доклад государства-участника о состоянии сохранности / Rapport de l’Etat party sur l’état de сохранение |
Отчеты о состоянии сохранности | |
2021 | Отчеты о состоянии сохранности |
2019 | Отчеты о состоянии сохранности |
2018 | Отчеты о состоянии сохранности |
2016 | Отчеты о состоянии сохранности |
2014 | Отчеты о состоянии сохранности |
2012 | Отчеты о состоянии сохранности |
2011 | Отчеты о состоянии сохранности |
2009 г. | Отчеты о состоянии сохранности |
2008 г. | Отчеты о состоянии сохранности |
2006 г. | Отчеты о состоянии сохранности |
2005 г. | Отчеты о состоянии сохранности |
2004 г. | Отчеты о состоянии сохранности |
2003 г. | Отчеты о состоянии сохранности |
2002 г. | Отчеты о состоянии сохранности |
2001 г. |