О планах по развитию водной инфраструктуры Королевства Марокко — 6 Сентября 2018
В июне 2018 г. Король Марокко Мохаммед VI дал указания Правительству в кратчайшие сроки обеспечить строительство в разных регионах Королевства плотин различных мощностей, а также водохранилищ.Помимо возведения плотин с высокой пропускной способностью среди запланированных стратегических объектов инфраструктуры значатся также опреснительные станции. Суверен поручил Правительству проводить масштабную программу гидравлического строительства параллельно с информационной кампанией, ориентированной на широкие слои населения, направленной на экономичное и рациональное использование водных ресурсов страны. Программа предусматривает управление спросом на воду, экономию водных ресурсов и увеличение водоотбора для сельскохозяйственных регионов, испытывающих перебои с водоснабжением.
О проблеме дефицита воды в стране Мохаммед VI открыто заявил 2 октября 2017 года, поручив главе Правительства возглавить специальную комиссию по этому вопросу в целях поиска адекватных решений. Решение о запуске новой программы гидростроительства является продолжением «политики плотин», начатой отцом нынешнего Короля Хасаном II несколько десятилетий назад. За 18 лет правления Мохаммеда VI было построено тридцать плотин разных размеров. Однако, вследствие стихийных бедствий и увеличения спроса на воду риск дефицита воды в последние годы значительно возрос.
В 2015-2017 годах в Марокко наблюдался дефицит осадков, который привел к падению уровня грунтовых вод и сокращению притока воды в плотины.
В ряде сельских регионов в течение 2017 года были зафиксированы серьезные перебои с поставкой питьевой воды и воды для сельскохозяйственных нужд.
С целью минимизировать риски от чрезвычайных ситуаций природного характера межминистерская комиссия подготовила приоритетную Программу экстренного финансирования до конца 2018 года и увеличения инвестиций в водный сектор Марокко на 2018-2025 гг. По некоторым данным, всего до 2030 года на поддержку Национального водного плана может быть инвестировано до 300 млрд. дирхамов (около 32,3 млрд. долл. США). Предполагается, что большая часть проектов будет реализована по схеме инвестиционного государственно-частного партнерства. Однако, как отмечают марокканские бизнесмены, эта схема должна стать более гибкой, чтобы соответствовать ожиданиям частного сектора. В рамках стратегического исследования, проведенного Государственным секретариатом по водным ресурсам Марокко, были определены потенциальные участки под проекты строительства станций опреснения морской воды. В рамках проекта «Национальный водный план» мощности водоопреснительных установок, которые планируется ввести до 2030 года, оцениваются порядка 510 млн. м3/ год.
В настоящее время строятся 14 крупных и более десятка небольших плотин (Приложение 1). Всего в ближайшей перспективе планируется построить плотин с резервуарами общей емкостью более 3,5 млрд. м3. В соответствии с положениями нового Закона о воде 36-15 в настоящее время уточняется перечень планируемых объектов строительства.
Новые гидросооружения должны будут укрепить существующую инфраструктурную сеть страны, которая состоит из 139 крупных плотин с резервуарами общей емкостью около 17,6 млрд.м3. Правительство Марокко обеспокоено сокращением водных ресурсов в ряде водохранилищ страны, в частности в Мулуе, Умм-эр-Рбии и Сусе,а также в юго-восточном регионе, где засуха является привычным явлением. Повторное использование сточных вод может быть особенно востребовано для орошения сельхозугодий. Отмечается, что уже подготовлен соответствующий национальный план. В частности, предполагается повторно использовать не менее 325 млн. м3 сточных вод, С этой целью планируется построить 28 водоочистных сооружений.
Соответствующие меры будут включены в общую национальную программу водоочистки и повторного использования сточных вод. Эта программа будет интегрирована в Национальный водный план, который в настоящее время дорабатывается.Сюда же относятся мероприятия, направленные на борьбу с заиливанием водохранилищ. Профильное Министерство озвучило, что ущерб от этого явления ежегодно составляет порядка 75 млн. м3. По марокканской статистике, 96% сельских домохозяйств в Марокко имеют доступ к питьевой воде. Национальное агентство электроэнергии и водоснабжения Королевства Марокко (ONEE) стремится увеличить этот показатель до 98% к 2020 году путем привлечения в этот сектор инвестиций в размере 4,6 млрд. дирхамов (порядка 490 млн. долл. США). Проблема нехватки воды стоит особенно остро в некоторых горных районах страны, где ее решение затруднено особенностью расселения местных жителей: дома построены на значительном удалении друг от друга на крутой высокогорной местности.
По данным ONEE, 37 городов и городских центров в 681 агломерациях страдают от перебоев с водоснабжением. Согласно данным Государственного секретариата по водным ресурсам Королевства Марокко 28% сельского населения (1,3 млн. марокканцев) не имеют прямого доступа к питьевой воде. В этих периферийных районах отсутствует центральная канализационная система или автономные канализации-септики. Для жителей подавляющего большинства домохозяйств стоимость подключения к водоснабжению составляет порядка 3500 дирхамов (около 370 долл. США), что является дорогим удовольствием (при среднем ежемесячном доходе по стране в 240долл. США). Кубический метр воды в Марокко стоит от 6 до 10 дирхамов (0,6 – 1,06 долл. США), что ограничивает среднее потребление воды до 8,3 литров воды в день (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует не менее 20 литров в день/ человека). Доступ к питьевой воде в разных регионах отличается. В регионе Танжер-Тетуан-Аль-Хосейма зарегистрирован самый низкий показатель: доступ к питьевой воде имеют 82% населения региона, что на 14% меньше, чем в среднем по стране. В провинциях Ифран, Тантан, Фигиг, Сефру, Тауанат, Таза и Мулай-Якуб от отсутствия водоснабжения страдает половина населения. Только в двух провинциях страны- Беррешид и Инезган-Айт-Меллул- ситуация с водоснабжением не вызывает тревоги.
С начала 2018 года было опубликовано несколько тендеров на проведение технико-экономических обоснований (ТЭО) и определение потенциальных участков для строительства новых крупных плотин в бассейнах рек Сус, Масса, Умм-эр-Рбиа, Гир, Зиз и Герисс, а также на исследование и определение участков, пригодных для строительства больших плотин на реке Мулуйя (северо-восток страны). Стоимость последнего проекта оценивается более чем в 1,8 млн. дирхамов (около 200 тыс. долл. США). По заявлению Государственного секретаря по вопросам воды Министерства инфраструктуры, транспорта, логистики и воды Королевства Марокко в рамках подготовки ТЭО по проекту Мулуйя будут проведены гидрологические, гидрогеологические и инженерно-геологические изыскания выбранных участков и подготовлено предварительное гидротехническое проектирование.
Площадь орошаемых земель сельхозназначения в Марокко превышает 1 млн.га. В зависимости от режима орошения, районы с поверхностным самотечным орошением составляют 70% от площади постоянно орошаемых земель, 9% сельхоз земель орошаются дождеванием, а оставшиеся 21% — локальным поливом. По данным Министерства инфраструктуры, транспорта, логистики и воды Королевства Марокко запасы природных водных ресурсов в Марокко являются одними из самых низких в мире. Их потенциал оценивается в 22 млрд. м³ в год, что эквивалентно в среднем порядка 700 м³ на одного жителя в год. Поверхностные водные ресурсы по всей территории страны оцениваются в среднем в 18 млрд. м³ в год — цифра, которая от года к году может варьироваться от 5 до 50 млрд. м³. О снижении доступных водных ресурсов в стране свидетельствуют следующие цифры: в настоящее время на одного жителя приходится не более 750 м³ воды в год, тогда как в 2000 г. этот показатель равнялся 1500 м³, а в 1980 г. составлял2500 м³.
Объявленная марокканским Правительством масштабная программа гидравлического строительства, безусловно, носит стратегический характер. Существующие водохранилища и подземные воды не удовлетворяют растущим потребностям местного населения, сельскохозяйственной, туристической отраслей и промышленности. Программа рассчитана на ближайшие 10 лет и предусматривает привлечение крупных инвестиций, что открывает значительные возможности для участия в таких проектах российских компаний, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
Отметим, что особое внимание Марокко уделяет вопросам опреснения морской воды и переработки сточных вод. Это соответствует политике экономичного и рационального использование имеющихся водных ресурсов в стране и желанию марокканцев развивать эти направления в связи с отсутствием собственного опыта и технологий. Учитывая перспективность таких проектов, считаем важным привлечь внимание российских отраслевых компаний к планам Марокко в области гидростроительства.
Приложение 1
Строящиеся плотины на территории Марокко
(емкость резервуара в млн. м³)
| |||
Плотина | Емкость | Плотина | Емкость |
Ouljet Essoltane | 510 | Boughalia | 26 |
Oued Martil | 120 | Beni Amen (Pertui Ouvert) | 15,5 |
Timkit | 14 | El Ghezoua | 22 |
Dar Khorfa | 480 | Id Bouachra | 26,6 |
SidiAbdellah | 68 | Ouagjdit | 44 |
M’Dez | 109 | Assif Ouamrane | 20 |
Targa Oumadi | 114 | Skoura | 11 |
Tiddas | 104 | Fougara | 14 |
Rkiza | 26 | Koudiat Tamaloute-phase 2 | 11 |
Oued Sefrou | 29 | Belkhadir | 14 |
El Asma | 24 | Saidia | 10 |
Bousraf | 22 | BeniAmer | 16 |
Sidi Lmandri | 21 | Marrakech | 26 |
Tlat Jmaa | 42 | AinSmen | 20 |
Bouassame | 25,5 | Taourirte | 25 |
Ain Mechlawa | 26 | Amesra | 27 |
(Данные Государственного секретариата по водным ресурсам Марокко)
Водоснабжение и канализация в Марокко — Water supply and sanitation in Morocco
Данные | |
---|---|
Водный охват (широкое определение) | ( улучшенный источник воды ) 82% (2011 г.) |
Охват санитарией (широкое определение) | ( улучшенная санитария ) 70% (2011 г.) |
Непрерывность поставок | 50% |
Среднее потребление воды в городах (л / ц / сутки) | н / д |
Средний городской тариф на водоснабжение и канализацию (долл. США / м3) | АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР$ |
Доля бытовых приборов учета | очень высоко |
Ежегодные инвестиции в WSS | 22 доллара на душу населения (2005 г.) |
Доля самофинансирования ЖКХ | низкий |
Доля налогового финансирования | н / д |
высоко | |
Учреждения | |
Децентрализация до муниципалитетов | Да, для больших городов |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Да, для водоснабжения и небольших городов |
Регулятор водоснабжения и канализации | Никто |
Ответственность за настройку политики | Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды |
Отраслевое право | Закон о водных ресурсах, но нет специального закона о водоснабжении и канализации |
Количество поставщиков городских служб | 17 (ONEE, 4 частных оператора и 12 местных коммунальных служб) |
Количество поставщиков услуг сельских | н / д |
Водоснабжение и канализация в Марокко обеспечивается множеством коммунальных услуг. Они варьируются от частных компаний в крупнейшем городе, Касабланке , столице, Рабате , Танжере и Тетуане, до государственных муниципальных предприятий в 13 других городах, а также национальной компании по электроэнергии и водоснабжению (ONEE). Последний отвечает за объемное водоснабжение вышеупомянутых коммунальных предприятий, распределение воды примерно в 500 малых городах, а также за очистку канализации и сточных вод в 60 из этих городов.
За последние пятнадцать лет значительно улучшился доступ к водоснабжению и, в меньшей степени, к канализации. К остающимся проблемам относятся низкий уровень очистки сточных вод (обрабатывается только 13% собранных сточных вод), отсутствие подключения к домам в беднейших городских районах и ограниченная устойчивость сельских систем (по оценкам, 20 процентов сельских систем не работают). В 2005 году была утверждена Национальная программа санитарии, направленная на очистку 60% собранных сточных вод и подключение 80% городских домашних хозяйств к канализации к 2020 году. Проблема отсутствия водопровода у некоторых городских бедняков решается в рамках Национальной программы. Инициатива человеческого развития , в рамках которой жители неформальных поселений получили право собственности на зем
Марокко — Африкано
Королевство Марокко
Марокко – одно из древнейших государств Африки. Носит свое название от арабского слова Эль-Магриб, что значит «запад» или еще «там, где закат», также от арабского Эль-Магриб-эль-Акса, что означает «дальний запад», находится в Северной Африке. Европейцы называют Марокко по измененному имени одной из ее древних столиц – Марракеш, что означает «красный» или «прекрасный». Страна расположена в крайней северо-западной части континента (от Европы отделена лишь Гибралтарским проливом). Еще одна особенность Марокко по сравнению с другими странами Северной Африки: страна имеет выход и к Средиземному морю и к Атлантическому океану.
Наша справка:
Официальное название: Королевство Марокко.
Расположение: Северная Африка.
Территория: 446 560 кв.км (57 место в мире).
Население: 33 848 242 человека (38 место в мире) по состоянию на 2014г.
Провозглашение независимости: 2 марта 1956 (от Франции).
Столица: Рабат.
Флаг МароккоОфициальный язык: арабский, тамазигхтский (относятся к группе атласских языков, распространены в центральных и северных районах Марокко, носителями по всему миру являются около 5 млн. человек, вне пределов Марокко в основном во Франции). С 2011 года государственным языком является и берберский.
Именно на марокканском побережье в районе Касабланки были найдены первые следы пребывания человека в Северной Африке. Выяснилось, что люди населяли эту территорию с раннего палеолита. Находки останков человека в различных районах Марокко датируются возрастом от 240 до 378 тыс. лет.
Касабланка. Старая часть города.История Марокко
На средиземноморском побережье Марокко основали свои торговые колонии сначала финикийцы, затем карфагеняне. После разгрома римлянами Карфагенской империи во 2 веке до н.э. страна была поделена на 2 провинции. В последствии территория Марокко была включена в состав арабского халифата, покоренное население обращено в ислам, в связи с этим стал повсюду распространятся арабский язык. В 11 — 12 веках н.э. Марракеш становится столицей арабского государства при династиях Альморавидов и Альмохадов. При Альморавидах Марокко было центром огромной империи, занимавшей территорию современных Алжира, Ливии, Туниса и большие территории Испании и Португалии. Но с падением династии Альмохадов распалась и эта влиятельная империя.
В 15 веке началось проникновение в Марокко европейцев, в основном португальцев и испанцев. В начале 16 века португальцы основали несколько городов на атлантическом побережье (порты Агадир, Мараган). Однако в 16-17 веках произошел новый подъем марокканского государства, которое достигло своего наивысшего могущества при султане Ахмад аль-Мансуре. В это время марокканские войска захватывают империю Сонгаи – государство в Западном Судане, поставив под свой контроль всю транссахарскую торговлю золотом и солью. Также в это время они отбивают у испанцев и португальцев западную часть Алжира и владения на юге до Гвинеи. После смерти аль-Мансура государство постепенно ослабляется из-за постоянных междоусобиц. В 17 – 19 веках Марокко считалось пиратским государством, потому что реальная власть находилась в руках морских пиратов, что не мешало осуществлять стране дипломатические функции. Так, в 1777 году Марокко было первым государством, которое признало независимость США.
В начале 20 века в борьбу за Марокко включились практически все крупные державы: Великобритания, Франция, Германия и Испания. После марокканских кризисов 1905 и 1911 годов Франция обрела большую часть территории Марокко. В результате в 1912 году был подписан франко-испанский и франко-марокканский договоры. В стране был установлен французский протекторат. Марокко было поделено на 3 зоны: французскую, испанскую и город Танжер под международным управлением. Во время Первой мировой войны большое количество марокканцев призывалось во французскую армию. Около 8000 из них погибли на фронтах.
После обширного повстанческого антифранцузского выступления и политического кризиса в 1956 году Франция признала независимость Марокко. Марокко становится членом ООН, МФВ, ВОЗ, Лиги арабских стран. В 1984 году Марокко вышло из Африканского союза в знак протеста против принятия в его члены Западной Сахары, которую Марокко считает своей территорией.
Современная история Марокко
В 2017 году Марокко вернулось в Африканский союз. В настоящее время Марокко считается традиционным союзником США и Франции в Северной Африке.
Марокко – дуалистическая монархия, закрепленная в Конституции. Вся власть находится у короля и совета министров.
В данный момент королем является Мухаммед VI (родился в 1963 году, является 23-м монархом династии Алауитов, которые правят Марокко с 1666 года), коронован в 1999 году, с этого же года маршал и Верховный главнокомандующий ВС Королевства Марокко.
Мухаммед VI посещал Россию с рабочим визитом в марте 2016 года, встречался с В.Путиным и Д.Медведевым. По результатам встречи были подписаны документы о сотрудничестве в области инвестиций, противодействия терроризму, защиты секретной информации, транспорта, экологии, туризма, в гуманитарной сфере.
Государственная религия Марокко – ислам (суннитского типа), который исповедуют 98%, 1% христиане. Кроме государственных языков, также широко употребляются французский и испанский (на севере).
Марокко – четвертая по численности населения арабоязычная страна, где 60% составляют марокканские арабы, а 40% — берберы, европейцы (французы, испанцы, португальцы), евреи.
География и климат Марокко
Кроме того, что Марокко имеет два побережья: Средиземноморское и Атлантическое, на юго-востоке граничит с пустыней Сахарой (Западную Сахару власти Марокко считают своей территорией).
Страна разделена на четыре региона: Эр-Риф, горный район; Атласские горы, протянувшиеся через все Марокко; равнины атлантического побережья и долины на юге, переходящие в пустыню.
Климат на основной территории Марокко субтропический средиземноморский. Средние температуры в январе от 10 до 12 градусов, в июле – от 24 до 28 градусов. Когда дует ветер из Сахары, температура летом может подняться до 35 градусов и выше. На побережье Средиземного моря климат мягче, ближе к югу становится более континентальным, с летней жарой до 37 градусов и зимней прохладой до 5 градусов. Перепад температур на юге может составлять 20 градусов. На северо-западе из-за воздушных масс Атлантики климат более прохладный, а перепады температур еще более значительны. В Марокко существует программа по развитию водных ресурсов для обеспечения питьевой водой населения и сельского хозяйства, так как большая часть страны – это засушливые полупустыни и пустыни. Для этого каждый год вводится в строй 2-3 водохранилища, всего их более 139.
Туризм в Марокко
Гражданам России виза в Марокко не нужна, если срок пребывания в стране не превышает 90 дней. Разница во времени составляет минус 2 часа. От Москвы до международного аэропорта Касабланки около 6 часов полета.
Пожалуй, из всех африканских стран, Марокко самая удивительная, роскошная, аутентичная и в то же время очень комфортная для европейцев страна. В ней смешалось много всего удивительного, а именно это и привлекает путешественников. Марокко будет интересен и любителям ласкового Средиземного моря и поклонникам буйной стихии Атлантики, и турист, который ищет все уникальное, останется в восторге от космических рельефов Сахары, а те, кто ценит восточный колорит – сможет увидеть, как в городах Марокко смешаны горячий темперамент Африки, тысячелетние традиции Востока и технологии Запада. Путешественнику останется лишь быть готовым к бесконечным открытиям.
Отели и сервис
Что касается отелей, в основном здания выстроены в арабском стиле и стоят на побережье. Питание – чаще либо полупансион либо «все включено». Сервис отличается от европейского в сторону простоты. Классификация звезд гостиниц весьма произвольна. При выборе отеля лучше ориентироваться на отзывы туристов (в 5 звездах может не быть фена и шампуня в номере, а в трешке рядом это будет в наличии). Классификация отелей в Марокко довольно стандартная: от самых простых (1 звезда) до 5-звездочных шикарных апартаментов. Кроме того, существуют и гостиницы 1-2 звезд в местном стиле: auberge — небольшой постоялый двор в пригороде, чаще это уютные семейные отели в традиционном стиле «касба»; riad — небольшие гостевые дома на 5-6 номеров в городе, это старые купеческие дома с роскошным убранством и живописными садами, переделанные под гостиницы, чаще встречаются в городах с историей — Марракеше, Фесе, Эс-Сувейре, Мекнесе и др., в некоторых есть небольшие бассейны; сельские gîtes d’étape — придорожные постоялые дворы для любителей экстремальных путешествий по горам и пустыне. В горах это небольшие отели с включенным завтраком, в пустыне – палаточные городки, где есть горячий душ, полевая кухня и место для ночлега.
Экскурсии
Столица – город Рабат. Парки, широкие аллеи, архитектурные достопримечательности, резиденция королевской семьи, бело-голубая медина, старинные мечети и музеи, погружающие в мир веков. В черте города есть отличный пляж на берегу Атлантического океана, лучшие отели расположены на главной улице Мухаммеда V.
В экскурсионный маршрут непременно стоит включить и остальные имперские города – Фес, Марракеш и Мекнес. Первый именуют «африканскими Афинами»: средневековые кварталы не перестраивают веками, семейные ремесла (главное из которых – кожевенное) передают от отца к сыну. В Фесе сразу два древних центра: Фес-аль-Бали с бесконечными лабиринтами улиц (их тут 6000!) и Фес-Дждид с роскошным Дворцом эмира.
Марракеш – огромный туристический аттракцион, где нужно успевать отбиваться от торговцев сувенирами, уличных акробатов и заклинателей змей. Здесь можно насладиться прогулками по включенной в список ЮНЕСКО медине, великолепными парками и садами.
Мекнес, окрещенный «марокканским Версалем», гораздо более уютный и камерный: местные дворцы, минареты и мавзолеи преисполнены благородного величия.
Пляжные курорты Марокко
Есть в Марокко и пляжные курорты, самый популярный из которых Агадир («город белого цвета», в переводе с берберского «укрепленный чердак»). Сюда едут, чтобы наслаждаться солнцем, купаться, заниматься серфингом, играть в гольф, посещать центры талассо, в общем, вести гедонический образ жизни. Агадир несложно спутать с каким-то средиземным европейским городком: женщины не закрывают лица, большинство прохожих одеты по-европейски. Здесь находится лучший пляж на всем атлантическом побережье протяженностью 6 километров. Здесь почти круглый год солнечная погода (более 300 солнечных дней в году). Также Агадир является удобным местом для начала экскурсионных программ, особенно по югу страны.
Что касается других пляжных курортов, то в Эс-Сувейре всегда ветер и волны, что делает ее идеальным местом для серфинга, а в Танжере можно искупаться и в Средиземном море и в океане. Уалидия, спрятанная в живописной лагуне, знаменита вкуснейшими устрицами, а Эль-Джадида – европейской архитектурой, сохранившейся с колониальных времен.
Безопасность
Марокканцы тепло относятся к российским туристам, они ненавязчивы, в отличие от турок или египтян. Хотя на улице будьте бдительны: ничего не бывает бесплатно (даже радушное предложение сфотографировать гостя на фоне достопримечательности), достаточно отвечать резким «нет» на предложения торговцев, попрошаек и псевдогидов.
В плане криминала страна относительно безопасна. Местное население очень уважает полицию, к представителям которой всегда можно обратиться за помощью. В районах отелей безопасно гулять даже ночью, однако на рынках и в местах массового скопления людей сумку с ценными вещами лучше держать перед собой и не терять бдительность.
Что касается правил поведения для туристов, то выказывать сильные эмоции на людях не принято. Женщинам без сопровождения мужчины надо проявлять осмотрительность. Доступ в мечети немусульманам, за редкими исключениями, запрещен.
Марокканская еда
В марокканской кухне широко используются фрукты, овощи, мясо, морепродукты и специи. Как и повсюду в Северной Африке, кускус здесь – всему голова. Его готовят из дробленых зерен пшеницы и подают с рагу из мяса, овощей, томатной пасты и специй. Другое национальное блюдо «тажин» — тушеная с овощами баранина, ягненок, цыпленок или рыба. Разнообразные десерты: слоеные пироги, имбирное печенье, пирожки с разными начинками. Традиционные марокканские напитки – сладкий мятный час и кофе, очень крепкий и горячий, и с кардамоном. Также здесь производят лучшие вина в Северной Африке, красные и белые сорта.
Самую дешевую еду продают на базарах: при соблюдении элементарных мер гигиены питаться тут безопасно. В крупных городах и на курортах открыты закусочные: от Макдональдсов до колоритных кафе с испанскими сэндвичами, французскими багетами, мексиканскими тортильями и т.д. Встречаются рыбные, французские, ита
Природные ресурсы Марокко используются не полностью
Марокко, хотя и не содержит нефть в своих недрах, богата крупными залежами полезных ископаемых таких, как олово, золото и алмазы.
Между тем, как пишет марокканская газета Les Echos Quotidien, эта страна на севере Африки использует свои природные богатства не в полной мере.
Главным природным достоянием Марокко являются фосфаты, на долю королевства приходится три четверти мировых запасов этого химического элемента, необходимого для производства удобрений.
Тем не менее власти Марокко сейчас задумываются над тем, чтобы поставить на конвейер добычу олова, золота и алмазов.
Что касается золота, то одним из регионов Марокко, который обладает великолепным потенциалом для его добычи, является пустыня Сахара.
Разведка золота, проведенная здесь канадской горнодобывающей компанией Metalex, выявила наличие больших его залежей, а также месторождения алмазов и реальный потенциал для добычи урана.
Самое же крупное месторождение марокканского олова находится в местечке Ашеммаш (Achemmach) в районе Мекнес (Meknès).
Австралийская компания Kasbah Resources уже заключила контракт на ведение здесь разведки и добычи этого серебристо-белого металла, в соответствии с которым она будет производить от четырех до шести тысяч тонн концентрата олова, начиная с 2013 года.
В Марроко с оловом связывают большие надежды, поскольку оно широко используется в производстве электронных компонентов для автомобилей.
На сегодняшний день крупнейшим производителем олова является Китай, однако по мере истощения его природных запасов, эта страна может стать потенциальным покупателем металла в Марокко.
По примеру Metalex и Kasbah Resources богатство недр как магнит притягивает к Марокко крупные транснациональные компании.
Тем не менее горнодобывающий сектор страны в интересах защиты отечественных фирм продолжает оставаться одним из самых закрытых для иностранной конкуренции.
По информации Les Echos Quotidien, разведывательная, концессионная и эксплуатационная деятельность зарубежных компаний в Марокко подлежат одобрению со стороны государства, в частности, Национального управления по углеводородам и горнорудной промышленности.
При этом продолжительность разрешения на добычу не может превышать четырех лет с правом трехкратного продления.
В 2010 году правительством Марокко иностранным фирмам были выданы 650 ли
Экономика Марокко — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Экономика Марокко | |
---|---|
Валюта | марокканский дирхам 1 $ = 7-8 МД |
Международные организации | ВТО |
Статистика | |
ВВП | $103,1 млрд[1] |
Место по ВВП | 57 |
Рост ВВП | ▲ 4,7% (2015)[1] |
ВВП на душу населения | $8300 (2015)[1] |
Инфляция (ИПЦ) | 1,5%[1] |
Население за чертой бедности | 15% (2007)[1] |
Экономически активное население | 12,27 млн (2015)[1] |
Уровень безработицы | 9,7% (2015)[1] |
Внешняя торговля | |
Экспорт | $21,15 млрд (2015)[1] |
Статьи экспорта | запчасти самолетов, автомобили, электроника, вагоны, одежда и текстиль, неорганические химикалии, транзисторы, полезные ископаемые, удобрения (включая фосфаты), нефтепродукты, плоды цитрусовых, овощи, рыба |
Импорт | $37,32 млрд (2015)[1] |
Статьи импорта | сырая нефть, текстильные ткани, оборудование связи, пшеница, газ и электричество, транзисторы, пластмассы |
Государственные финансы | |
Государственный долг | 73,4% ВВП (2015)[1] |
Внешний долг | $43,99 млрд (31 декабря 2014)[1] |
Государственные доходы | $24,49 млрд (2015)[1] |
Государственные расходы | $29,04 млрд (2015)[1] |
Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США |
Марокко — развивающаяся аграрная страна.
Марокканская экономика рассматривается как относительно либеральная экономика, функционирующая на основе закона спроса и предложения. С 1993 года здесь проводится политика приватизации, вследствие чего некоторые секторы экономики перешли из государственного управления в частные руки.
Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве занято 39,1 % трудоспособного населения (2014), оно даёт 13,8 % ВВП (2015)[1], площадь пригодных для сельского хозяйства земель составляет 12% (9 млн га, из которых 1.5 млн га орошаемые). Доля продукции сельского хозяйства в экспорте составляет 25 %. В сельскохозяйственном производстве страны погодный фактор остаётся решающим фактором, и потому применяется орошение (1,44 млн га). Зерновые, бобовые и сахарная свёкла занимают 80 % обрабатываемых земель. Выращиваются пшеница (3 млн т), томаты (1,2 млн т), картофель (1,4 млн т). Прибрежные воды Марокко богаты рыбой, при этом 75 % вылова составляют сардины.
Начиная с 1960-х годов по инициативе короля Хасана II была принята программа по строительству водохранилищ и развитию водных ресурсов, позволившая обеспечить питьевой водой население (а также сельское хозяйство и другие секторы экономики), сохранив при этом водные ресурсы страны [2]. Благодаря этой политике на данный момент 100% городов и 96% сельских
h3O Магрибское партнерство | Информационный бюллетень | Марокко
* / ]]>Марокко страдает от нехватки водных ресурсов и растущего спроса на воду.
Как и соседние страны региона, Марокко сталкивается с проблемой устойчивого развития и управления своими водными ресурсами. В условиях растущего населения, быстрой урбанизации и развивающейся экономики, в том числе промышленного роста в горнодобывающем и сельскохозяйственном секторах, которые являются потребителями тяжелой воды, уменьшение дефицита воды в Марокко является национальным приоритетом.Растущая неопределенность в отношении такого важного ресурса становится дополнительным источником напряженности и потенциальной нестабильности как в Марокко, так и во всем регионе.
ОТВЕТ USAID
Признавая, что вода является проблемой национальной безопасности для Марокко и его соседей по региону, USAID использует инновации и технологии для внедрения современных и устойчивых методов управления водными ресурсами в Марокко. Деятельность h3O Maghreb реализует передовые решения для неотложных потребностей в воде в Марокко и регионе, одновременно улучшая навыки и возможности трудоустройства молодых марокканцев, предоставляя им ориентированную на рынок программу обучения в недавно созданном центре обучения водным ресурсам.
Разрабатывая новую учебную программу по управлению водными ресурсами, партнерство h3O объединяет государственный и частный секторы с целью предоставления инновационного обучения и предоставления оборудования. Программа обучения h3O объединяет элементы из разных профессий (например, механика, электроника, гидравлика, химия, биология), тем самым решая задачи по улучшению управления водными ресурсами, доступа к воде и ее качества на систематической основе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ДАТЕ
- Оценка текущих и будущих навыков и потребностей в работе в водном секторе Марокко.
- Создан полностью функциональный учебный центр в Рабате с современным оборудованием и инструментами виртуальной реальности.
- Разработал шестимесячный курс обучения для следующего поколения марокканских специалистов в области водоснабжения, включая 19 учебных модулей по питьевой воде, сточным водам, эксплуатации и техническому обслуживанию, а также 28 буклетов и рабочих тетрадей.
- Получил двухлетнюю степень в области управления сточными водами, аккредитованную правительством Марокко.
- Обучено 10 инструкторов из основной заинтересованной стороны в сфере водных ресурсов Марокко (ONEE).
- Обучено три водозабора (на сегодняшний день) с 66 молодыми марокканскими студентами в области управления водными ресурсами и 151 специалистом по водным ресурсам.
- Расширение участия марокканских женщин в этом секторе: 76 процентов обучающихся составляют женщины.
- 75 процентов выпускников первого набора нашли работу в течение шести месяцев после завершения обучения.
- Более 80 процентов выпускников первых двух приемов остались довольны качеством своей подготовки.
- h3O Maghreb был продемонстрирован на нескольких региональных и глобальных конференциях (например, 19-м Конгрессе Африканской водной ассоциации в Бамако, Глобальном экологическом фонде IWC9 в Марракеше и Всемирной неделе водных ресурсов в Стокгольме в 2019 г.) и поддерживал связь с поставщиками коммунальных услуг в несколько стран Африки к югу от Сахары для тиражирования проекта.
ФАКТЫ И ЦИФРЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПАРТНЕР:
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
ПАРТНЕРЫ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТРАНЫ:
Национальное управление электроэнергии и воды (ONEE)
Министерство оборудования, транспорта, логистики и водных ресурсов
Министерство национального образования, профессионального обучения, высшего образования и научных исследований
ПАРТНЕРЫ В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ:
FESTO Didactic SE
EON Reality
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Рабат
ОБЩАЯ РАСЧЕТНАЯ БЮДЖЕТ: $ 4.06 миллионов
ВЗНОС USAID: 2,35 миллиона долларов
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2017-2021 гг.
Марокко.:. Платформа знаний в области устойчивого развития
Sous les Hautes Directives de Sa Majesté Le Roi Mohammed VI et avec Son помолвка, le Royaume du Maroc en souscrivant en 2015, avec la communauté internationale, au program des Objectifs de Développement Durable, a d’emblée considéré ces objectifs com une des sizes structurantes de son modèle национальное развитие dont la rénovation est aujourd’hui soumise à un vaste débat national.
La mise en oeuvre des ODD pour le Maroc s’est, en fait, inscrite dans un cadre d’un огромные усилия по привлечению инвестиций, amorcé depuis le début des années 2000, pour lequel a été mobilisé le tiers de son PIB dans les domaines d’infrastructures économiques et sociales, de lutte contre la pauvreté et les inégalités sociales et de valorisation de ses ressources naturelles, avec une sensibilité specific aux effets des changements климатические условия.
Ces усилия ont permis au pays de renforcer son накопление капитала, de promouvoir son capital humain, d’accélérer sa transition vers le développement propre et améliorer ainsi le contenu de sa croissance économique en termes d’emploi, de baisse de la pauvreté, des inégalités sociales et territoriales et de réduction de la зависимость от ископаемых энергий и т. д. в контексте и маркиз в пользу финансового кризиса internationale de 2008 et trois années de sècheresse au cours de la dernière décennie.
C’est ainsi que la croissance économique a atteint une moyenne de 4,2% sur la période 2000-2018, le chômage a baissé à 9%, la pauvreté est passée de 8,9% en 2007 à 2,9% en 2018, et les inégalités ont été infléchies avec une valorisation du Potentiel de Toutes les régions du pays. Par l’investissement dans les énergies renouvelables, le Maroc распоряжаться электрическими источниками в Aujourd’hui d’une Caprité électrique de sources Renouvelables représentant 34% национальной емкости электрической смеси.Des усилия onté aussi déployés dans la réhabilitation des villes, l’assainissement hydraulique et l’extension de l’espace лесник.
Dans le sillage de laolidation de son modèle developpement, plusieurs Réformes Institutionnelles ont été déployées en application des dispositions de la Конституция 2011 дю Ройом. C’est ainsi que s’est mis en place des services Консультации и освобождение в рамках поощрения женщин, женщин защита детей или помощь людям в условиях инвалидности.Де même, une Charte Nationale de l’Environnement et du Développement Durable a été приемная.
Soucieux d’assurer la координация ODD et d’en assurer le suivi-évaluation, UNE Commission Nationale de Développement Durable a été instituée auprès du Chef de Gouvernement avec la Participation des Départements departements ministériels et du Высший комиссариат по плану, уполномоченный по статистике. Dans ce cadre, une Plateforme statistique dédiée aux ODD a été élaborée et un modèle d’équilibre général вычислить été élaboré pour faire le suivi-évaluation des ODD d’une manière периодик.
Dans ces conditions, la pandémie du COVID19, место проведения, cependant, perturber les усилия по развитию, связанные с оплатой по принципу «люкс», «не действуют», направляет на l’ensemble de l’économie et Indirects à travers ses conséquences sur les Principaux partenaires du Maroc. Le Maroc a été rapidement réactif dans l’atténuation des effets de cette pandémie. Il a eu recours très tôt au confinement, ce qui a permis de maitriser la pression sur son système sanitaire.Au même moment, il a entrepris un ensemble действия для обеспечения непрерывности базовых социальных услуг, в частности dans le domaine de l’éducation et de la education, notamment par le télétravail et la нумизация. De même, un fonds spécial pour la gestion de la pandémie a été créé, bénéficiant de ressources budgétaires consistantes et de columns financières de la part de l’ensemble des acteurs, aussi bien entreprises и ménages que la société civile.
Il n’en reste pas moins, cependant, que sur le plan économique, malgré le soutien apporté aux ménages et aux entreprises, cette pandémie aurait causé une perte globale Potentielle de 8,9 points de croissance économique au deuxième trimestre 2020.
Par ailleurs, et dans le cadre de sonaction dans la réalisation de l’agenda ODD à l’échelle internationale, Le Maroc érige le partenariat mondial, notamment la сотрудничество Sud-Sud en ax stratégique de sa politique étrangère et accorde, dans ce cadre, à l’Afrique, une place centrale.
Управление водным хозяйством в Марокко, столп устойчивого развития
ЗВОНОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ ВЫЗОВА СОВМЕСТНЫЙ ВЫЗОВ ПО возобновляемым источникам энергии, водным ресурсам и их связям для Средиземноморского региона Настоящий документ является предварительным объявлением совместного транснационального
ПодробнееПРОФИЛЬ ПРЕСНЕВОДНОЙ СТРАНЫ ТУРЦИЯ
ПРОФИЛЬ ПРЕСНЕВОДНОЙ СТРАНЫ ТУРЦИЯ Программы принятия решений и статус проектов A.Комплексное развитие и управление водными ресурсами Б. Оценка водных ресурсов С. Охрана водных ресурсов
ПодробнееВОДНЫЙ СИМПОЗИУМ НАПА
Услуги по планированию, строительству и охране окружающей среды. РАЗВИТИЕ ДОЛИНЫ НАПА. СИМПОЗИУМ НАПСКОЙ ОБЛАСТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ. Падение вперед 15 мая 2015 года. Рабиндранат
ПодробнееВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАНЕНИЯ AQUIFER
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАНЕНИЯ АКВИФЕРА Этот блок непрерывного обучения был создан, чтобы познакомить читателя с темой восстановления хранилища водоносного горизонта.Международная школа бурения скважин выражает признательность
ПодробнееARIMNet 2 Call 2014-15
Координация сельскохозяйственных исследований в районе Средиземноморья Call i text ARIMNet 2 Call 2014-15 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Предварительное предложение до 1 декабря 2014 г. Полное предложение до 11 мая 2015 г. на http://arimnet-call.eu/
ПодробнееПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕ РЕКИ
MLTM Республика Корея Международный семинар по комплексному управлению водными ресурсами в городах «Каждая капля на счету». ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕХ РЕК ВОДЫ И ЗЕЛЕНЫЙ РОСТ Управление национального восстановления рек, Корея
ПодробнееОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ВОДЫ
Ограниченное распространение (Сервисный договор №070307/2008/496501 / SER / D2) ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ИТОГОВЫЙ ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ (КРАТКАЯ ВЕРСИЯ) Автор (ы): Пол Кэмплинг (VITO), Лео Де Нокер
ПодробнееГлобальные водные ресурсы
Глобальные водные ресурсы Основные результаты оценочной деятельности за последние два десятилетия, которые используются для определения нынешних и будущих тенденций в области водных ресурсов, показывают, что: 1. Ресурсы пресной воды распределены неравномерно,
ПодробнееКак помочь океанам
Всемирный банк и океан Здоровый и продуктивный океан для сокращения бедности Почему океаны имеют значение для Всемирного банка ПИТАНИЕ Морепродукты обеспечивают 16% мирового животного белка 1 миллиард человек в развивающихся странах
ПодробнееУПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В ТУРЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В ТУРЦИИ Проф.Д-р Вейсел ЭРОГЛУ Генеральный директор Главное управление государственных гидротехнических сооружений РЕЗЮМЕ В Турции работает несколько государственных учреждений и организаций.
ПодробнееСчета физических запасов воды 1
Счета физических запасов воды 1 Экологический учет Статистическое управление Новой Зеландии работает с рядом правительственных и других ведомств над разработкой ряда статистических показателей, касающихся естественной
ПодробнееКУБА БОРЬБА С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА
КУБА ПРОТИВ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА КУБА: Основные характеристики Общая численность населения: 11.