Монголия население – . . . . . .

Население Монголии — Википедия

Монголы на национальном празднике Надом

Данная статья о населении Монголии, о её этническом и религиозном составе.

Динамика численности

  • 1918 год — 647,5 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1935 год — 738,2 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1944 год — 759,1 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1956 год — 845,5 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1963 год — 1071,1 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1969 год — 1197,6 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1979 год — 1595,0 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1989 год — 2044,0 тыс. человек (перепись)[2];
  • 2000 год — 2373,5 тыс. человек (перепись)[2];
  • 2011 год — 2811,6 тыс. человек[2]
  • 2015 год — 3057,8 тыс. человек (среднесрочная перепись)[3]

По прогнозам к концу XXI века население Монголии может сократиться до 1 миллиона[4].

Видео по теме

Национальный состав

Монголия является моноэтническим государством. Наиболее многочисленной частью населения (94 %) являются представители монгольской группы. Также в Монголии проживают тюрки и небольшое количество русских и китайцев. Монгольская этническая общность сложилась в Центральной Азии. В X веке нашей эры значительная часть этой территории была местом обитания монголоязычных киданей. В XIII проживающие здесь монголоязычные племена были объединены Чингисханом в одной державе, что послужило началом в формировании монгольской народности. После развала Монгольской империи в XIV веке, уже в XV столетии произошло разделение монголов на западную и восточную группы, а в середине XVI века восточная, в свою очередь, распалась на северную и южную.

К доминирующей этнической группе из проживающих в стране монголов относятся халха-монголы (халх), численностью в 2 168 141 человек, составляющие 82,40 % от всего населения страны (перепись 2010 г.), а также буряты. Халха сложились на основе древнемонгольских элементов. Среди халхасцев встречаются некоторые роды тюркского происхождения. Некоторыми особенностями быта и языка отличаются немногочисленные этнографические группы, близких к халха: дариганга (27 412 человек, 1,04 %), проживающие в юго-восточном Дорноговь (Восточно-Гобийском) аймаке, и хотогойты (15 460 человек, 0,59 %). Значительной ассимиляции со стороны халхасцев подверглись также народы южных группы монголов — узумчины (2 577 человек), чахары (132 человека), хорчины (152 человека) и другие.

Субэтносы Халхасцов:

К западной группе монголов — ойратам — относятся дэрбэты, проживающие в Увс (Убсунурском) аймаке и вместе с родственными им хойтами и хошутами насчитывают 72 403 человек или 2,75 % от населения страны (перепись 2010 г.), захчины (в основном на юге и центре Ховд (Кобдосского) аймака), насчитываюшие в стране 32 845 чел. или 1,25 %, олёты (на востоке аймака Баян-Улгий (Баян-Улэгейского), 15 520 чел. или 0,59 %) , торгуты (юго-запад аймака Ховд (Кобдосского), 14 176 или 0,54 %), баяты (в основном в Увс (Убсунурском) аймаке, 56 573 чел. или 2,15 %), мянгаты (на севере Ховд (Кобдосского) аймака, 6 592 чел. или 0,25 %). Торгуты являются потомками тех ойратских племён, что в 1771 году вернулись в Центральную Азию с берегов Волги. Алтайские урянхайцы (26 654 человек или 1,01 %) населяют Ховд, Баян-Улгий аймаки) и разбиты на несколько этнических групп. Это алтайские и хубсугульские урянхайцы.

Буряты (45 087 человек, 1,71 %) в основном являются выходцами из Восточной Сибири, однако есть и местного происхождения. Проживают в основном в северо-восточных аймаках Хэнтий, Дорнод, Сэлэнгэ, Туве, Булган. Близки к ним переселившиеся из Северо-Восточного Китая баргуты (2 989 чел. или 0,11 %) и хамниганы (537 чел.), расселённые в Дорнод и Хэнтий аймаках. Хамниганы являются потомками омонголившихся эвенков, перешедших от оленеводства к кочевому скотоводству.

Тюркское население представлено в Монголии в первую очередь казахами. Численность казахов 101 526 человек или 3,86 %, перепись 2010 г.; по некоторым оценкам — до 140 тыс.чел. или до 5 % от общей численности населения. После подавления уйгурского воостания в Синьцзяне некоторые казахи попросили убежище в Монголии, чтобы избежать от маньчжурской карательной операции. Казахи пришли в Монголию из различных мест — часть перекочевала в середине XIX века с южного на северный склон Монгольского Алтая, другие пришли из верховьев Бухтармы и долины Чёрного Иртыша. Казахи сохраняют свой язык и культуру. Составляют большинство населения в аймаке Баян-Улгий.

Цаатаны (282 чел., 2010 г.) являются тувинцами-оленеводами, выходцами из Тоджи, (Тува). Тувинцы-мончак близки по языку казахам. Хотоны (11 304 человек или 0,43 %) пришли в Монголию в конце XVII века из Синьцзяна и в настоящее время уже перешли на монгольский язык, проживая в основном в Увс аймаке, а также более рассеянно в Ховд, Завхан, Хувсгел аймаках.

Русских проживает в настоящее время в Монголии около 1,5 тыс.чел. (2007). Ещё в конце 80-х годов XX столетия их насчитывалось 20 тысяч человек. Переселяться в Монголию они начали в середине XIX века, первыми из русского населения здесь были старообрядцы, бежавшие от религиозных преследований. Китайцев на сегодняшний день в Монголии осталось несколько сот человек (250 на 2007 год), хотя в середине 60-х годов XX столетия число китайцев доходило до 25 тысяч.

Этнический состав
(перепись 2010)[5]
народностьчисленностьдоля
%
группа
халха-монголы216814182,40
казахи1015263,86тюрки
дэрбэты724032,75
баяты565732,15
буряты450871,71
захчины328451,25
дариганга274121,04
урянхайцы266541,01
дархаты215580,82
олёты155200,59
хотогойты154600,59
торгуты141760,54
хотоны113040,43омонголившие тюрки
мянгаты65920,25
тувинцы (тува)51690,20тюрки (собственно тува)
баргуты (барга)29890,11
узумчины25770,10
элжигины13400,05
сартулы12860,05
хамниганы5370,02потомки омонголившихся тунгусо-маньчжуров (эвенков)
цаатаны2820,01тюрки (потомки тувинцев)
узбеки (чантуу)2600,01омонголившие узбеки
хорчины1520,01
чахары1320,01
другие народности — монгольские граждане11420,04
иностранные граждане:163200,62
— Китай86880,33
— Россия24740,09
— Республика Корея
15220,06
— США6560,02
— другие иностранные граждане29800,11
другие1080,00
ВСЕГО2647545100,0

Расселение и динамика

Общая численность населения Монголии на июль 2007 года составляла 2 952 000 человек, на 2010 год — 2 647 545 жителей. Средняя плотность населения — 1,8 человек на 1 км². Городское население — 65 %, на столицу Улан-Батор с населением около 1 миллиона жителей приходится 1/3 всего населения страны. Наиболее плотно заселены Хангайский горный район и долина реки Орхон (5-6 чел./1км²). На юге Монголии, на пустынных и полупустынных территориях, занимающих до 40 % от общей площади страны, плотность составляет лишь 1 человек на 10-15 км², значительные территории здесь вообще безлюдны.

Естественный прирост составляет 28 человек на 1000 в год, при рождаемости 37 и смертности 9 человек на 1000 жителей. С 1950 года по 1983 год население Монголии увеличилось в 2.3 раза, а с 1950 по 2007 год — почти в 4 раза.

Халха-монголы расселены компактной массой в восточных, центральных и южных аймаках страны. Народы южномонгольской группы — узумчины, чахары и прочие — кочуют на юго-востоке Монголии. Здесь же проживают и родственные халха дариганга. Хотогойты населяют территории к востоку от озера Хяргас-Нуур. Монголы западной, ойратской группы — захчины, торгуты, дербэты и другие — заселяют земли в западной Монголии, к западу от озёр Убсу-Нур и Хар-Нуур. Дархаты живут в Хубсугульском аймаке. Буряты населяют север Монголии, долины рек Селенги, Онона, Иро и восточный берег озера Хубсугул. Родственные им баргуты — на берегах реки Керулен.

Казахи живут преимущественно по верхнему течению реки Кобдо, где был образован аймак Баян-Улгий. Алтайские урянхайцы и тувинцы-мончак расселены по Монгольскому Алтаю, от верховьев Кобдо до верховьев Булгана. Хубсугульские урянхайцы проживают соответственно в Хубсугульском аймаке; здесь же, среди дархатов, живут и цаатаны. Русские и китайцы в большинстве живут в городах.

Язык и письменность

Государственный язык в Монголии — монгольский, хотя в Баян-Улэгэйском аймаке при преподавании в школах используется и казахский язык. Современный монгольский язык, на котором говорит основная часть населения Монголии, а также монголы Китая, проживающие во Внутренней Монголии и некоторых других районах, включает несколько диалектов.

Для письма в настоящее время используется кириллическая письменность на основе современного литературного языка, созданного при использовании халхасского диалекта. Старомонгольское письмо, появившееся в начале XIII века в настоящее время в Монголии применяется редко. Алфавит для него был взят монголами у уйгуров, которые в свою очередь позаимствовали его у согдийцев. В начале XVII столетия этот алфавит был отчасти изменён.

В 1945 году в Монголии монгольский язык был переведён на кириллицу, имевшую в основе русский алфавит с добавлением ещё 2 букв — Ө и Ү. Попытка восстановления старомонгольского письма (по сей день применяемого монголами соседнего Китая), предпринятая в начале 90-х годов XX века, успеха не имела.

В XVIII—XIX веках в Монголии был широко распространён тибетский язык, на котором писались художественные произведения, религиозные и научные трактаты, он применялся и продолжает применяться в религиозной практике буддизма.

Религия

53 % населения страны исповедуют буддизм, 3 % — ислам, в Монголии проживает также свыше 40 тысяч христиан, преимущественно различных протестантских направлений.

Первичной, древней религией монголов был шаманизм, сохранявшийся в некоторых горных районах страны вплоть до середины XX века. Однако на большей части территории Монголии он был вытеснен пришедшим в конце XVI века из Тибета буддизмом, в основном школы Гэлуг. В 1921 году в стране существовало 747 буддистских монастырей, в которых жили 120 тысяч лам, что составляло 2/5 от общего числа мужчин в Монголии. В 1937 году религия в Монголии была запрещена, храмы и монастыри были разрушены, священники и монахи — репрессированы. В послевоенный период символически был открыт единственный буддийский храм в Улан-Баторе. Начиная с 1989 года в Монголии существует свобода совести, было сооружено значительное число буддийских, мусульманских и христианских культовых зданий и сооружений.

Казахи и хотоны исповедуют ислам.

Примечания

Литература

  • Брук С. И. «Население мира. Этнодемографический справочник», — Москва 1986
  • «Der Fischer Weltalmanach 2007.Zahlen.Fakten.Daten».
  • Потёмкина И. И. «Монголия», — Москва, «Мысль», 1988—142 с.

wiki2.red

Население Монголии Википедия

Монголы на национальном празднике Надом

Данная статья о населении Монголии, о её этническом и религиозном составе.

Динамика численности[ | ]

  • 1918 год — 647,5 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1935 год — 738,2 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1944 год — 759,1 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1956 год — 845,5 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1963 год — 1071,1 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1969 год — 1197,6 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1979 год — 1595,0 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1989 год — 2044,0 тыс. человек (перепись)[2];
  • 2000 год — 2373,5 тыс. человек (перепись)[2];
  • 2011 год — 2811,6 тыс. человек[2]
  • 2015 год — 3057,8 тыс. человек (среднесрочная перепись)[3]

По прогнозам к концу XXI века население Монголии может сократиться до 1 миллиона в результате снижения рождаемости[4].

Национальный состав[ | ]

Монголия является моноэтническим государством. Наиболее многочисленной частью населения (94 %) являются представители монгольской группы. Также в Монголии проживают тюрки и небольшое количество русских и китайцев. Монгольская этническая общность сложилась в Центральной Азии. В X веке нашей эры значительная часть этой территории была местом обитания монголоязычных киданей. В XIII проживающие здесь монголоязычные племена были объединены Чингисханом в одной державе, что послужило началом в формировании монгольской народности. После развала Монгольской империи в XIV веке, уже в XV столетии произошло разделение монголов на западную и восточную группы, а в середине XVI века восточная, в свою очередь, распалась на северную и южную.

К доминирующей этнической группе из проживающих в стране монголов относятся халха-монголы (халх), численностью в 2 168 141 человек, составляющие 82,40 % от всего населения страны (перепись 2010 г.), а также буряты. Халха сложились на основе древнемонгольских элементов. Среди халхасцев встречаются некоторые роды тюркского происхождения. Некоторыми особенностями быта и языка отличаются немногочисленные этнографические группы, близких к халха: дариганга (27 412 человек, 1,04 %), проживающие в юго-восточном Дорноговь (Восточно-Гобийском) аймаке, и хотогойты (15 460 человек, 0,59 %). Значительной ассимиляции со стороны халхасцев подверглись также народы южных группы монголов — узумчины (2 577 человек), чахары (132 человека), хорчины (152 человека) и другие.

Субэтносы Халхасцов:

К западной группе монголов — ойратам — относятся дэрбэты, проживающие в Увс (Убсунурском) аймаке и вместе с родственными им хойтами и хошутами насчитывают 72 403 человек или 2,75 % от населения страны (перепись 2010 г.), захчины (в основном на юге и центре Ховд (Кобдосского) аймака), насчитываюшие в стране 32 845 чел. или 1,25 %, олёты (на востоке аймака Баян-Улгий (Баян-Улэгейского), 15 520 чел. или 0,59 %) , торгуты (юго-запад аймака Ховд (Кобдосского), 14 176 или 0,54 %), баяты (в основном в Увс (Убсунурском) аймаке, 56 573 чел. или 2,15 %), мянгаты (на севере Ховд (Кобдосского) аймака, 6 592 чел. или 0,25 %). Торгуты являются потомками тех ойратских племён, что в

ru-wiki.ru

Население Монголии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2013; проверки требуют 42 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2013; проверки требуют 42 правки. Монголы на национальном празднике Надом

Данная статья о населении Монголии, о её этническом и религиозном составе.

Динамика численности[ | ]

  • 1918 год — 647,5 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1935 год — 738,2 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1944 год — 759,1 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1956 год — 845,5 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1963 год — 1071,1 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1969 год — 1197,6 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1979 год — 1595,0 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1989 год — 2044,0 тыс. человек (перепись)[2];
  • 2000 год — 2373,5 тыс. человек (перепись)[2];
  • 2011 год — 2811,6 тыс. человек[2]
  • 2015 год — 3057,8 тыс. человек (среднесрочная перепись)[3]

По прогнозам к концу XXI века население Монголии может сократиться до 1 миллиона[4].

Национальный состав[ | ]

Монголия является моноэтническим государством. Наиболее многочисленной частью населения (94 %) являются представители монгольской группы. Также в Монголии проживают тюрки и небольшое количество русских и китайцев. Монгольская этническая общность сложилась в Центральной Азии. В X веке нашей эры значительная часть этой территории была местом обитания монголоязычных киданей. В XIII проживающие здесь монголоязычные племена были объединены Чингисханом в одной державе, что послужило началом в формировании монгольской народности. После развала Монгольской империи в XIV веке, уже в XV столетии произошло разделение монголов на западную и восточную группы, а в середине XVI века восточная, в свою очередь, распалась на северную и южную.

К доминирующей этнической группе из проживающих в стране монголов относятся халха-монголы (халх), численностью в 2 168 141 человек, составляющие 82,40 % от всего населения страны (перепись 2010 г.), а также буряты. Халха сложились на основе древнемонгольских элементов. Среди халхасцев встречаются некоторые роды тюркского происхождения. Некоторыми особенностями быта и языка отличаются немногочисленные этнографические группы, близких к халха: дариганга (27 412 человек, 1,04 %), проживающие в юго-восточном Дорноговь (Восточно-Гобийском) аймаке, и хотогойты (15 460 человек, 0,59 %). Значительной ассимиляции со стороны халхасцев подверглись также народы южных группы монголов — узумчины (2 577 человек), чахары (132 человека), хорчины (152 человека) и другие.

Субэтносы Халхасцов:

К западной группе монголов — ойратам — относятся дэрбэты, проживающие в Увс (Убсунурском) аймаке и вместе с родственными им хойтами и хошутами насчитывают 72 403 человек или 2,75 % от населения страны (перепись 2010 г.), захчины (в основном на юге и центре Ховд (Кобдосского) аймака), насчитываюшие в стране 32 845 чел. или 1,25 %, олёты (на востоке аймака Баян-Улгий (Баян-Улэгейского), 15 520 чел. или 0,59 %) , торгуты (юго-запад аймака Ховд (Кобдосского), 14 176 или 0,54 %), баяты (в основном в Увс (Убсунурском) аймаке, 56 573 чел. или 2,15 %), мянгаты (на севере Ховд (Кобдосского) аймака, 6 592 чел. или 0,25 %). Торгуты являются потомками тех ойратских племён, что в 1771 году вернулись в Центральную Азию с берегов Волги. Алтайские урянхайцы (26 654 человек или 1,01 %) населяют Ховд, Баян-Улгий аймаки) и разбиты на несколько этнических групп. Это алтайские и хубсугульские урянхайцы.

Буряты (45 087 человек, 1,71 %) в основном являются выходцами из Восточной Сибири, однако есть и местного происхождения. Проживают в основном в северо-восточных аймаках Хэ

encyclopaedia.bid

Население Монголии — Википедия (с комментариями)

</table></td></tr></table>

Отрывок, характеризующий Население Монголии

Разговор был холодный, несвязный и прерывался беспрестанно.
– Мари проехала через Рязань, – сказала Наташа. Князь Андрей не заметил, что она называла его сестру Мари. А Наташа, при нем назвав ее так, в первый раз сама это заметила.
– Ну что же? – сказал он.
– Ей рассказывали, что Москва вся сгорела, совершенно, что будто бы…
Наташа остановилась: нельзя было говорить. Он, очевидно, делал усилия, чтобы слушать, и все таки не мог.
– Да, сгорела, говорят, – сказал он. – Это очень жалко, – и он стал смотреть вперед, пальцами рассеянно расправляя усы.
– А ты встретилась с графом Николаем, Мари? – сказал вдруг князь Андрей, видимо желая сделать им приятное. – Он писал сюда, что ты ему очень полюбилась, – продолжал он просто, спокойно, видимо не в силах понимать всего того сложного значения, которое имели его слова для живых людей. – Ежели бы ты его полюбила тоже, то было бы очень хорошо… чтобы вы женились, – прибавил он несколько скорее, как бы обрадованный словами, которые он долго искал и нашел наконец. Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее никакого другого значения, кроме того, что они доказывали то, как страшно далек он был теперь от всего живого.
– Что обо мне говорить! – сказала она спокойно и взглянула на Наташу. Наташа, чувствуя на себе ее взгляд, не смотрела на нее. Опять все молчали.
– Andre, ты хоч… – вдруг сказала княжна Марья содрогнувшимся голосом, – ты хочешь видеть Николушку? Он все время вспоминал о тебе.
Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз, но княжна Марья, так знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была улыбка не радости, не нежности к сыну, но тихой, кроткой насмешки над тем, что княжна Марья употребляла, по ее мнению, последнее средство для приведения его в чувства.
– Да, я очень рад Николушке. Он здоров?

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.
Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.
Он пристально посмотрел на нее.
– Ты об Николушке? – сказал он.
Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.

Скрытая категория:

Навигация

Персональные инструменты


На других языках

Непризнанные и частично признанные государства
</div>

wiki-org.ru

Демография Монголии | Население Монголии | Коэффициент урбанизации


        Выберите страну или континент—————————————————————Весь мирАзияАфрикаЕвропаОкеанияСеверная АмерикаЦентральная Америка и Карибский бассейнЮжная Америка————————————————————— Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Ангилья Ангола Андорра Антигуа и Барбуда Антильские Острова Аргентина Армения Аруба Афганистан Багамские Острова Бангладеш Барбадос Бахрейн Беларусь Белиз Бельгия Бенин Бермудские Острова Болгария Боливия Босния и Герцеговина Ботсвана Бразилия Британские Виргинские Острова Бруней Буркина-Фасо Бурунди Бутан Вануату Великобритания Венгрия Венесуэла Виргинские Острова (США) Восточный Тимор Вьетнам Габон Гаити Гайана Гамбия Гана Гваделупа Гватемала Гвиана Гвинея Гвинея-Бисау Германия Гернси Гибралтар Гондурас Гонконг Гренада Гренландия Греция Грузия Дания Джерси Джибути Доминика Доминиканская Республика Египет Замбия Западная Сахара Зимбабве Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Ирландия Исландия Испания Италия Йемен Кабо-Верде Казахстан Каймановы Острова Камбоджа Камерун Канада Катар Кения Кипр Кирибати Китай Колумбия Коморские Острова Конго, Демократическая Республика Корея (Северная) Корея (Южная) Косово Коста-Рика Кот-д’Ивуар (Берег слоновой кости) Куба Кувейт Кука острова Кыргызстан Лаос Латвия Лесото Либерия Ливан Ливия Литва Лихтенштейн Люксембург Маврикий Мавритания Мадагаскар Майотта Македония Малави Малайзия Мали Мальдивы Мальта Мартиника Маршалловы Острова Мексика Микронезия Мозамбик Молдова Монако Монголия Монтсеррат Морокко Мьянма Намибия Науру Непал Нигер Нигерия Нидерланды Никарагуа Новая Зеландия Новая Каледония Норвегия Объединенные Арабские Эмираты Оман Остров Мэн Острова Уоллис и Футуна Пакистан Палау Палестина Панама Папуа — Новая Гвинея Парагвай Перу Польша Португалия Пуэрто-Рико Республика Конго Реюньон Россия Руанда Румыния Сальвадор Самоа Сан-Марино Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Свазиленд Северные Марианские острова Сейшельские острова Сенегал Сент-Винсент и Гренадины Сент-Киттс и Невис Сент-Люсия Сербия Сингапур Сирия Словакия Словения Соединенные Штаты Америки Соломоновы Острова Сомали Судан Суринам Сьерра-Леоне Таджикистан Таиланд Тайвань Танзания Тёркс и Кайкос Того Тонга Тринидад и Тобаго Тувалу Тунис Туркменистан Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фарерские Острова Фиджи Филиппины Финляндия Франция Французская Полинезия Хорватия Центральноафриканская Республика Чад Черногория Чехия Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Экваториальная Гвинея Эритрея Эстония Эфиопия Южно-Африканская Республика Ямайка Япония

Общая информация
Площадь1 564 120&nbsp км2
СтолицаУлан-Батор
Статус ООНЧлен ООН с 27 октября 1961 года
ВалютаТугрик
Код валютыMNT
Домен верхнего уровняMN
Национальная статистическая служба Национальная статистическая служба Монголии


ru.worldstat.info

Население Монголии — WiKi

Монголы на национальном празднике Надом

Данная статья о населении Монголии, о её этническом и религиозном составе.

Динамика численности

  • 1918 год — 647,5 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1935 год — 738,2 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1944 год — 759,1 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1956 год — 845,5 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1963 год — 1071,1 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1969 год — 1197,6 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1979 год — 1595,0 тыс. человек (перепись)[1];
  • 1989 год — 2044,0 тыс. человек (перепись)[2];
  • 2000 год — 2373,5 тыс. человек (перепись)[2];
  • 2011 год — 2811,6 тыс. человек[2]
  • 2015 год — 3057,8 тыс. человек (среднесрочная перепись)[3]

По прогнозам к концу XXI века население Монголии может сократиться до 1 миллиона в результате снижения рождаемости[4].

Национальный состав

Монголия является моноэтническим государством. Наиболее многочисленной частью населения (94 %) являются представители монгольской группы. Также в Монголии проживают тюрки и небольшое количество русских и китайцев. Монгольская этническая общность сложилась в Центральной Азии. В X веке нашей эры значительная часть этой территории была местом обитания монголоязычных киданей. В XIII проживающие здесь монголоязычные племена были объединены Чингисханом в одной державе, что послужило началом в формировании монгольской народности. После развала Монгольской империи в XIV веке, уже в XV столетии произошло разделение монголов на западную и восточную группы, а в середине XVI века восточная, в свою очередь, распалась на северную и южную.

К доминирующей этнической группе из проживающих в стране монголов относятся халха-монголы (халх), численностью в 2 168 141 человек, составляющие 82,40 % от всего населения страны (перепись 2010 г.), а также буряты. Халха сложились на основе древнемонгольских элементов. Среди халхасцев встречаются некоторые роды тюркского происхождения. Некоторыми особенностями быта и языка отличаются немногочисленные этнографические группы, близких к халха: дариганга (27 412 человек, 1,04 %), проживающие в юго-восточном Дорноговь (Восточно-Гобийском) аймаке, и хотогойты (15 460 человек, 0,59 %). Значительной ассимиляции со стороны халхасцев подверглись также народы южных группы монголов — узумчины (2 577 человек), чахары (132 человека), хорчины (152 человека) и другие.

Субэтносы Халхасцов:

К западной группе монголов — ойратам — относятся дэрбэты, проживающие в Увс (Убсунурском) аймаке и вместе с родственными им хойтами и хошутами насчитывают 72 403 человек или 2,75 % от населения страны (перепись 2010 г.), захчины (в основном на юге и центре Ховд (Кобдосского) аймака), насчитываюшие в стране 32 845 чел. или 1,25 %, олёты (на востоке аймака Баян-Улгий (Баян-Улэгейского), 15 520 чел. или 0,59 %) , торгуты (юго-запад аймака Ховд (Кобдосского), 14 176 или 0,54 %), баяты (в основном в Увс (Убсунурском) аймаке, 56 573 чел. или 2,15 %), мянгаты (на севере Ховд (Кобдосского) аймака, 6 592 чел. или 0,25 %). Торгуты являются потомками тех ойратских племён, что в 1771 году вернулись в Центральную Азию с берегов Волги. Алтайские урянхайцы (26 654 человек или 1,01 %) населяют Ховд, Баян-Улгий аймаки) и разбиты на несколько этнических групп. Это алтайские и хубсугульские урянхайцы.

Буряты (45 087 человек, 1,71 %) в основном являются выходцами из Восточной Сибири, однако есть и местного происхождения. Проживают в основном в северо-восточных аймаках Хэнтий, Дорнод, Сэлэнгэ, Туве, Булган. Близки к ним переселившиеся из Северо-Восточного Китая баргуты (2 989 чел. или 0,11 %) и хамниганы (537 чел.), расселённые в Дорнод и Хэнтий аймаках. Хамниганы являются потомками омонголившихся эвенков, перешедших от оленеводства к кочевому скотоводству.

Тюркское население представлено в Монголии в первую очередь казахами. Численность казахов 101 526 человек или 3,86 %, перепись 2010 г.; по некоторым оценкам — до 140 тыс.чел. или до 5 % от общей численности населения. После подавления уйгурского воостания в Синьцзяне некоторые казахи попросили убежище в Монголии, чтобы избежать от маньчжурской карательной операции. Казахи пришли в Монголию из различных мест — часть перекочевала в середине XIX века с южного на северный склон Монгольского Алтая, другие пришли из верховьев Бухтармы и долины Чёрного Иртыша. Казахи сохраняют свой язык и культуру. Составляют большинство населения в аймаке Баян-Улгий.

Цаатаны (282 чел., 2010 г.) являются тувинцами-оленеводами, выходцами из Тоджи, (Тува). Тувинцы-мончак близки по языку казахам. Хотоны (11 304 человек или 0,43 %) пришли в Монголию в конце XVII века из Синьцзяна и в настоящее время уже перешли на монгольский язык, проживая в основном в Увс аймаке, а также более рассеянно в Ховд, Завхан, Хувсгел аймаках.

Русских проживает в настоящее время в Монголии около 1,5 тыс.чел. (2007). Ещё в конце 80-х годов XX столетия их насчитывалось 20 тысяч человек. Переселяться в Монголию они начали в середине XIX века, первыми из русского населения здесь были старообрядцы, бежавшие от религиозных преследований. Китайцев на сегодняшний день в Монголии осталось несколько сот человек (250 на 2007 год), хотя в середине 60-х годов XX столетия число китайцев доходило до 25 тысяч.

Этнический состав
(перепись 2010)[5]
народностьчисленностьдоля
%
группа
халха-монголы216814182,40
казахи1015263,86тюрки
дэрбэты724032,75
баяты565732,15
буряты450871,71
захчины328451,25
дариганга274121,04
урянхайцы266541,01
дархаты215580,82
олёты155200,59
хотогойты154600,59
торгуты141760,54
хотоны113040,43омонголившие тюрки
мянгаты65920,25
тувинцы (тува)51690,20тюрки (собственно тува)
баргуты (барга)29890,11
узумчины25770,10
элжигины13400,05
сартулы12860,05
хамниганы5370,02потомки омонголившихся тунгусо-маньчжуров (эвенков)
цаатаны2820,01тюрки (потомки тувинцев)
узбеки (чантуу)2600,01омонголившие узбеки
хорчины1520,01
чахары1320,01
другие народности — монгольские граждане11420,04
иностранные граждане:163200,62
— Китай86880,33
— Россия24740,09
— Республика Корея15220,06
— США6560,02
— другие иностранные граждане29800,11
другие1080,00
ВСЕГО2647545100,0

Расселение и динамика

Общая численность населения Монголии на июль 2007 года составляла 2 952 000 человек, на 2010 год — 2 647 545 жителей. Средняя плотность населения — 1,8 человек на 1 км². Городское население — 65 %, на столицу Улан-Батор с населением около 1 миллиона жителей приходится 1/3 всего населения страны. Наиболее плотно заселены Хангайский горный район и долина реки Орхон (5-6 чел./1км²). На юге Монголии, на пустынных и полупустынных территориях, занимающих до 40 % от общей площади страны, плотность составляет лишь 1 человек на 10-15 км², значительные территории здесь вообще безлюдны.

Естественный прирост составляет 28 человек на 1000 в год, при рождаемости 37 и смертности 9 человек на 1000 жителей. С 1950 года по 1983 год население Монголии увеличилось в 2.3 раза, а с 1950 по 2007 год — почти в 4 раза.

Халха-монголы расселены компактной массой в восточных, центральных и южных аймаках страны. Народы южномонгольской группы — узумчины, чахары и прочие — кочуют на юго-востоке Монголии. Здесь же проживают и родственные халха дариганга. Хотогойты населяют территории к востоку от озера Хяргас-Нуур. Монголы западной, ойратской группы — захчины, торгуты, дербэты и другие — заселяют земли в западной Монголии, к западу от озёр Убсу-Нур и Хар-Нуур. Дархаты живут в Хубсугульском аймаке. Буряты населяют север Монголии, долины рек Селенги, Онона, Иро и восточный берег озера Хубсугул. Родственные им баргуты — на берегах реки Керулен.

Казахи живут преимущественно по верхнему течению реки Кобдо, где был образован аймак Баян-Улгий. Алтайские урянхайцы и тувинцы-мончак расселены по Монгольскому Алтаю, от верховьев Кобдо до верховьев Булгана. Хубсугульские урянхайцы проживают соответственно в Хубсугульском аймаке; здесь же, среди дархатов, живут и цаатаны. Русские и китайцы в большинстве живут в городах.

Язык и письменность

Государственный язык в Монголии — монгольский, хотя в Баян-Улэгэйском аймаке при преподавании в школах используется и казахский язык. Современный монгольский язык, на котором говорит основная часть населения Монголии, а также монголы Китая, проживающие во Внутренней Монголии и некоторых других районах, включает несколько диалектов.

Для письма в настоящее время используется кириллическая письменность на основе современного литературного языка, созданного при использовании халхасского диалекта. Старомонгольское письмо, появившееся в начале XIII века в настоящее время в Монголии применяется редко. Алфавит для него был взят монголами у уйгуров, которые в свою очередь позаимствовали его у согдийцев. В начале XVII столетия этот алфавит был отчасти изменён.

В 1945 году в Монголии монгольский язык был переведён на кириллицу, имевшую в основе русский алфавит с добавлением ещё 2 букв — Ө и Ү. Попытка восстановления старомонгольского письма (по сей день применяемого монголами соседнего Китая), предпринятая в начале 90-х годов XX века, успеха не имела.

В XVIII—XIX веках в Монголии был широко распространён тибетский язык, на котором писались художественные произведения, религиозные и научные трактаты, он применялся и продолжает применяться в религиозной практике буддизма.

Религия

53 % населения страны исповедуют буддизм, 3 % — ислам, в Монголии проживает также свыше 40 тысяч христиан, преимущественно различных протестантских направлений.

Первичной, древней религией монголов был шаманизм, сохранявшийся в некоторых горных районах страны вплоть до середины XX века. Однако на большей части территории Монголии он был вытеснен пришедшим в конце XVI века из Тибета буддизмом, в основном школы Гэлуг. В 1921 году в стране существовало 747 буддистских монастырей, в которых жили 120 тысяч лам, что составляло 2/5 от общего числа мужчин в Монголии. В 1937 году религия в Монголии была запрещена, храмы и монастыри были разрушены, священники и монахи — репрессированы. В послевоенный период символически был открыт единственный буддийский храм в Улан-Баторе. Начиная с 1989 года в Монголии существует свобода совести, было сооружено значительное число буддийских, мусульманских и христианских культовых зданий и сооружений.

Казахи и хотоны исповедуют ислам.

Примечания

Литература

  • Брук С. И. «Население мира. Этнодемографический справочник», — Москва 1986
  • «Der Fischer Weltalmanach 2007.Zahlen.Fakten.Daten».
  • Потёмкина И. И. «Монголия», — Москва, «Мысль», 1988—142 с.

ru-wiki.org

Население Монголии Википедия

Монголия является моноэтническим государством. Наиболее многочисленной частью населения (94 %) являются представители монгольской группы. Также в Монголии проживают тюрки и небольшое количество русских и китайцев. Монгольская этническая общность сложилась в Центральной Азии. В X веке нашей эры значительная часть этой территории была местом обитания монголоязычных киданей. В XIII проживающие здесь монголоязычные племена были объединены Чингисханом в одной державе, что послужило началом в формировании монгольской народности. После развала Монгольской империи в XIV веке, уже в XV столетии произошло разделение монголов на западную и восточную группы, а в середине XVI века восточная, в свою очередь, распалась на северную и южную.

К доминирующей этнической группе из проживающих в стране монголов относятся халха-монголы (халх), численностью в 2 168 141 человек, составляющие 82,40 % от всего населения страны (перепись 2010 г.), а также буряты. Халха сложились на основе древнемонгольских элементов. Среди халхасцев встречаются некоторые роды тюркского происхождения. Некоторыми особенностями быта и языка отличаются немногочисленные этнографические группы, близких к халха: дариганга (27 412 человек, 1,04 %), проживающие в юго-восточном Дорноговь (Восточно-Гобийском) аймаке, и хотогойты (15 460 человек, 0,59 %). Значительной ассимиляции со стороны халхасцев подверглись также народы южных группы монголов — узумчины (2 577 человек), чахары (132 человека), хорчины (152 человека) и другие.

Субэтносы Халхасцов:

К западной группе монголов — ойратам — относятся дэрбэты, проживающие в Увс (Убсунурском) аймаке и вместе с родственными им хойтами и хошутами насчитывают 72 403 человек или 2,75 % от населения страны (перепись 2010 г.), захчины (в основном на юге и центре Ховд (Кобдосского) аймака), насчитываюшие в стране 32 845 чел. или 1,25 %, олёты (на востоке аймака Баян-Улгий (Баян-Улэгейского), 15 520 чел. или 0,59 %) , торгуты (юго-запад аймака Ховд (Кобдосского), 14 176 или 0,54 %), баяты (в основном в Увс (Убсунурском) аймаке, 56 573 чел. или 2,15 %), мянгаты (на севере Ховд (Кобдосского) аймака, 6 592 чел. или 0,25 %). Торгуты являются потомками тех ойратских племён, что в 1771 году вернулись в Центральную Азию с берегов Волги. Алтайские урянхайцы (26 654 человек или 1,01 %) населяют Ховд, Баян-Улгий аймаки) и разбиты на несколько этнических групп. Это алтайские и хубсугульские урянхайцы.

Буряты (45 087 человек, 1,71 %) в основном являются выходцами из Восточной Сибири, однако есть и местного происхождения. Проживают в основном в северо-восточных аймаках Хэнтий, Дорнод, Сэлэнгэ,

ruwikiorg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *