Народы афганистана: Эксперты рассказали, каким народам угрожает власть талибов*

Эксперты рассказали, каким народам угрожает власть талибов*

Таджики из Панджшера против талибов (организация запрещена в России)

Лидер Фронта национального сопротивления Ахмад Масуд обвинил «Талибан» в геноциде населения в провинции Панджшер, которую ранее контролировали повстанцы. По словам Масуда, новые хозяева Афганистана проводят этнические чистки и совершают «преступления против человечества».

«Талибан продолжает совершать зверские преступления в отношении гражданских лиц и военных… массовые казни мирных жителей в провинции Панджшер — все это является доказательствами военных преступлений, геноцида, этнических чисток и преступлений против человечества со стороны талибов», — заявил Масуд в заявлении, опубликованном на его странице в Facebook.

Хотя ранее представители талибов заявляли, что при их власти будет обеспечено мирное существование всех народов страны, сейчас этнические чистки в Афганистане — суровая реальность, уверен ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.

«Этнические чистки на самом деле проходят. Надо быть очень наивным человеком, чтобы верить словам талибов, да и вообще любым обещаниям террористов. Бессмысленно верить их обещаниям о создании инклюзивного правительства, поскольку это заставило бы их поделиться властью с другими», — говорит эксперт.

По словам Серенко, талибы активно преследуют именно выходцев из Панджшера, при чем убийства происходят не только в самой провинции, но и в Кабуле на протяжении нескольких последних недель.

Большую часть населения провинции Панджшер составляют таджики. Их численность здесь достигает почти 100 тыс. человек.

Сами же талибы в своем большинстве принадлежат к пуштунскому этносу, поэтому эксперты считают, что противоборство между «Талибаном» и панджшерским Фронтом национального сопротивления имеет признаки этнического конфликта.

«У Фронта нет никакой политической программы, кроме противостояния движению талибов, — говорит заместитель заведующего базовой кафедрой Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов.

— Принимая во внимание, что в составе Фронта нет пуштунских политических лидеров и крупных объединений, этот конфликт обретает этническую форму».

Будучи этническими таджиками, возглавляющий сопротивление клан Масудов традиционно представляет интересы этого меньшинства в стране.

«Мы не сдадимся, мы стоим за Афганистан»

Представитель «Талибана»* заявил, что боевики движения взяли под контроль провинцию Панджшер. В свою…

04 сентября 00:27

Таджики — вторая по численности этническая группа Афганистана, на которую приходится около 30% всего населения страны. Как и пуштуны, таджики исповедуют суннизм. Их конфликт с титульной нацией в основном лежит в политическом поле. Так, Бурхануддин Раббани — последний президент Афганистана, избранный до прихода талибов к власти в 1996 году — был таджиком.

Однако таджики — отнюдь не единственный народ, который враждует с «Талибаном».

Кто еще в числе врагов талибов?

Помимо таджиков и пуштунов в Афганистане проживают также хазарейцы и узбеки — каждый из этих народов составляет примерно по 9% населения страны. Аймаки (или чараймаки) и туркмены составляют 4% и 3% соответственно.

close

100%

Уже сейчас можно говорить, что кроме таджиков гонениям со стороны «Талибана» подвергаются хазарейцы — один из немногих народов Афганистана, исповедующих ислам шиитского толка. Они также имеют опыт вооруженного противостояния талибам, поскольку в 90-е вели с ними бои в составе «Северного альянса» Масуда-старшего.

Еще 19 августа организация Amnesty International сообщала, что талибы убили девять представителей этого этноса после взятия под контроль афганской провинции Газни. Очевидцы утверждали, что шесть мужчин были застрелены, еще трое были замучены до смерти.

Опасаясь подобных инцидентов, после 15 августа, когда «Талибан» захватил Кабул, представители этнических меньшинств начали покидать страну.

«Те люди, которые бежали из страны с американскими войсками и те люди, которые сформировали толпы беженцев на границе с Ираном и со странами Центральной Азии являются представителями этнических меньшинств. И это серьезный удар по этим общинам. Удар по их состоятельности, способности отстаивать свои интересы на национальном уровне, как политическими, так и военными методами»,

— убежден Григорий Лукьянов из Института востоковедения РАН.

Часть беженцев из числа хазарейцев на своей территории принял Иран. Однако не в меньшей степени Тегеран заинтересован в том, чтобы «Талибан» предоставил афганским шиитам комфортные условия для проживания дома. По словам Лукьянова, Иран продолжает вести переговоры с талибами, несмотря на объективные основания для недоверия к ним.

«Обещать — не значит жениться»: почему мир не признает новую власть в Афганистане

Представители «Талибана»* рассказали, что ведут с Москвой переговоры о признании их правительства…

11 октября 20:31

«У хазарейцев есть заступник в лице Ирана, который может сделать многое для того, чтобы талибы не ставили задачей физическое истребление общины в обозримой перспективе», — подчеркивает эксперт.

Кто такие пуштуны и почему они со всеми конфликтуют?

Власти Афганистана провели первую и единственную перепись населения в конце 70-х. Большинство аналитических материалов по этнографии Афганистана основывается именно на этих данных.

На пуштунов приходится около 45% (а по некоторым данным — до 50%) местного населения — они самая многочисленная этническая группа в стране. Пуштуны исповедуют ислам суннитского толка, но не менее важное значение в их мировоззрении занимает так называемый «Пуштунвали» — кодекс чести пуштунов, представляющий из себя набор философских и этических установок.

«Движение талибов никогда не было в полной мере полиэтничным. Его основой остается этническая группа пуштунов, — говорит Лукьянов.

— В девяностые, нулевые и даже сейчас нормы пуштунского права, их традиции, обычаи, клановость и племенная структура оказывают влияние на политику талибов, на практику управления и на их отношения с другими этническими группами».

Пуштуны населяют южную и юго-восточную части Афганистана, а также небольшие территории на северо-западе Пакистана, куда, как утверждается, переместилось руководство Талибана после вторжения США в 2001 году. Пуштуны исторически удерживали власть в стране. Два последних президента страны — Хамид Карзай и Ашраф Гани — также принадлежали к этому этносу.

«США ушли, теперь Афганистан — это головная боль России и Китая»

7 октября исполняется 20 лет с момента вторжения США в Афганистан. Операция получила…

07 октября 09:24

Сами талибы заявили после захвата власти в середине августа о своем намерении создать режим, который будет представлять все этнические группы в стране с мусульманским большинством. Однако предшествующие их конфликты с другими этносами оставляют вопросы.

«Даже если мы с пониманием отнесемся к официальным заявлениям высшего политического руководства «Талибана», которое работает на внешнюю аудиторию и пытается создать благоприятный образ за пределами страны, полевые командиры на местах превращаются в субъекты политической и судебной власти, держателей капитала», — поясняет Григорий Лукьянов.

Лидеры «Талибана» среднего и низшего звена, по его словам, руководствуются совершенно другой логикой и считают, что доверять могут только представителям пуштунской этнической группы, а разговаривать — только на языке пушту.

Таким образом происходит естественная дискриминация меньшинств.

Искусство Ирана и Афганистана | Музей Востока

Народы Ирана, Афганистана, Турции, арабских стран внесли существенный вклад в историю мировой культуры. Яркое тому подтверждение – музейные собрания предметов искусства Ближнего и Среднего Востока, самой значительной из которых является иранская коллекция.

Музейная экспозиция Иранского искусства дает возможность составить представление об искусстве Ирана с времен древности до конца XIX в. в ней представлены произведения древнего периода (керамика, луристанские бронзы, изделия из металла, монеты и резные камни), средневековые керамические изделия, в том числе изразцы и сосуды с надглазурной росписью эмалевыми красками, образцы каллиграфии, отдельные листы с миниатюрами, произведения масляной живописи, шелковые и шерстяные ткани, ковры, образцы оружия, лаковые изделия, предметы из металла, стекла и многое другое.

Коллекция Афганистана представлена образцами буддийской пластики, а также предметами традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в том числе и современных авторов.

Иран

Иран (или Персия, как вслед за древними греками называли ее европейцы) – страна, знаменитая многовековыми культурными традициями.

В изучении древнейшего периода ее истории большую роль сыграли открытия археологов. Именно археологический материал составляет посвященную древности часть экспозиции «Искусство Ирана». Керамические сосуды конца II-I тыс. до н.э., выполненные с применением гончарного круга, имеющие разнообразные формы, покрытые орнаментом или лощеные, не менее красноречиво, чем письменные источники, свидетельствуют о высоком уровне иранского ремесла той эпохи (Ил. 1).

Находки в Зивие в Курдистане, в некрополе Марлик на юго-западном побережье Каспия, в цитадели и могильнике Сиалка недалеко от Кашана, на тепе Гиян в районе Хамадана говорят не только о развитом земледелии и коневодстве, но и о существовании поселений городского типа, чья ремесленная продукция — ткани, металлические изделия, – уже в древности вывозилась из Ирана.

Интереснейший археологический комплекс, открытый в середине XX в. в Луристане, на западе Ирана, и получивший название «луристанские бронзы», включает конскую упряжь и оружие, украшения и ритуальные предметы преимущественно X – VII вв. до н.э. Многие из этих изделий обладают особой художественной выразительностью, их отличает своеобразный стиль, в котором реалистические изображения животных сочетаются с образами сверхъестественных существ. Таково навершие штандарта из музейного собрания в виде антропоморфного божества в окружении фантастических хищников (Ил. 2,3).

К концу VI в. до н.э. границы Ахеменидской державы, основанной династией персидских царей, простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Закавказья на севере до верховьев Нила на юге. Ахеменидская эпоха стала периодом оживленных этнических контактов и взаимовлияния культур народов Востока; расцвета достигло придворное искусство, призванное символизировать могущество государства и царской власти. Походы Александра Македонского к 330 г. до н.э. положили конец существованию великой империи. О победах ахеменидского царя Дария I (522-486) напоминает в коллекции ГМВ памятник совсем другой эпохи – ворсовый ковер XIX в. с изображением рельефа на скале Бехистун, на котором Дарий приказал изобразить себя и покоренных им царей государств, входивших в его империю. Искусство Парфянского царства (226-227–229 гг. до н.э.), образовавшегося после смерти Александра, и пришедшей ему на смену державы Сасанидов (III–VII вв. н.э.) представлено в экспозиции золотыми и серебряными монетами, а также геммами из полудрагоценных и поделочных камней с различными изображениями.

1. Сосуд в виде сокола

Иран, Могильник Марлик, IX в. до н.э.

Глина, ангоб, резьба

2. Навершие штандарта

Иран, Луристан. VIII — VII вв. до н.э.

3. Удила с псалиями

Иран, Луристан. VIII — VII вв. до н.э.

Важнейшим этапом в истории Ирана стали арабские завоевания, определившие дальнейший путь развития страны.

Арабы принесли с собой язык священной книги – Корана и эстетические принципы ислама, и сами в свою очередь восприняли богатое культурное наследие завоеванных стран, в том числе сасанидского Ирана. Результатом этого взаимодействия стал синтез художественных традиций двух миров, ознаменовавший рождение нового, мусульманского искусства.

Во второй половине XII в. в Иране наступает расцвет керамического производства, ведущими центрами изготовления фаянсовых изделий становятся Кашан и Рей. Здесь создавались изделия в различных техниках, в том числе с темным рисунком, под яркой бирюзовой глазурью. В это же время получила развитие техника надглазурной росписи легкоплавкими эмалевыми красками (минаи, «эмалевый»), применявшаяся около двух столетий. Изделия этого типа покрывались тонкой миниатюрной живописью с изображением дворцовых сцен, фигур людей и животных (Ил. 4.). Одним из проявлений культурного единства вновь создавшегося исламского региона стало распространение люстровой керамики с золотистым или красноватым металлическим блеском, пришедшей в Иран, по всей видимости, из Египта и получившей популярность во всем мусульманском мире, вплоть до завоеванной арабами Испании.

4. Чаша
Иран, XII – XIII вв.

После монгольского завоевания, к началу XVI в. Иран состоял из конгломерата мелких и крупных территориальных образований. Их объединение произошло при тюркской династии Сефевидов (1502-1737), утвердившей в качестве официального вероисповедания шиизм имамитского толка.

При шахе Аббасе I (1571-1629) Иран переживал подъем в экономике и культурной жизни. Столицей сефевидского государства стал Исфахан: город был перепланирован, в нем выросли величественные здания, на огромной новой центральной площади была воздвигнута Шахская мечеть, облицованная многоцветными глазурованными изразцами. Новый период расцвета переживают миниатюрная живопись, продолжающая традиции гератской школы XV в., столь ценимое в странах ислама искусство каллиграфии и украшения рукописей. В собрании музея хранятся иллюстрированные рукописные книги и миниатюры как досефевидского времени, так и XVI-XVII вв (Ил.5).

Художники-миниатюристы оказали большое влияние на декоративно-прикладное искусство, прежде всего на производство тканей и ковров, эскизы для которых часто создавались в художественных мастерских. Технологию изготовления сложных двуструктурных сефевидских тканей с сюжетными композициями невозможно воспроизвести даже при помощи современных станков. В экспозиции этому времени принадлежит ковер полонез с арабесковым узором, шелковая ткань XVII в., изделия с гравировкой из металла и полихромная облицовочная плитка с сюжетными изображениями.

5. Иллюстрация рукописи «Хамсе» Низами

Гератская школа, почерк насталик

Иран, 1491 г.

Особая страница в культуре стран региона связана с китайским влиянием.

В искусстве Ирана китайские мотивы появляются уже в конце XIII в. Новая волна интереса к Китаю относится к началу XV в., ознаменовавшемуся расширением контактов между странами и активизацией торговли. В это время на Среднем Востоке переживают увлечение китайским фарфором, и в Иране появляется особый тип персидских фаянсов, копирующих сине-белые дальневосточные образцы. Традиция производства изделий, расписанных в китайском стиле кобальтом под прозрачной глазурью сохранилась надолго.

Целая серия подобных предметов XVII-XVIII вв. представлена в музейной экспозиции (Ил. 6,7).

6. Кувшин

Китай. XIV в., оправа — Иран XVII в.

7. Чаша

Иран, Конец XIV в.

Правление Каджарской династии (1795-1925) характеризовалось двумя основными тенденциями, оказавшими влияние на развитие искусства этого периода.

С одной стороны, шахи и знать пестовали идею возрождения при Каджарах величия ахеменидских и сасанидских царей, и искусство, в котором насаждалась верность традиции, призвано было демонстрировать преемственность власти непосредственно от владык древности. С другой стороны, в XIX столетии правители Ирана не только не могли противостоять усиливавшемуся западному влиянию, но и сами живо интересовались европейскими достижениями. Своеобразное искусство каджарского времени — несколько эклектичное, весьма живописное, сочетающее в себе западные новшества и архаику — стало результатом развития этих противоречивых тенденций. Наиболее знаменитое явление XVIII-XIX вв., уникальное для стран Ближнего и Среднего Востока — иранская станковая живопись. Придворный каджарский стиль в живописи сформировался при дворе Фатх-Али-шаха (1797-1834). Шахский дворец и дома его приближенных украшались сценами приемов и битв, парадными портретами, изображениями красавиц, музыкантш и танцовщиц. Государственный музей Востока обладает одной из богатейших коллекций иранских картин первой половины XIX в. , небольшую часть ее можно видеть в залах (Ил.8).

Помимо картин, написанных маслом на холсте, в то же время получила распространение живопись на стекле, исполненная в меньшем формате, а также росписи под лаком, покрывающие небольшие изделия из папье-маше или дерева — туалетные коробочки, шкатулки, футляры для зеркал, переплеты, подставки для книг, пеналы для письменных принадлежностей (каламданы) (Ил.9). Декоративно-прикладное искусство этой эпохи представляют также церемониальное и боевое оружие, доспехи, ткани с набивным рисунком и росписью, сосуды и декоративные скульптурные изображения исфаханской работы, выполненные из стали и украшенные золотой насечкой (Ил. 10).

8. Молодая женщина со служанкой

Иран, Конец XVIII – начало XIX в.

9. Футляр для зеркала

Мастер Мухаммад Хади

Иран, 1813 г.

10.

Сосуд Иран, XIX в.

Афганистан

В тесной связи с историей Ирана и других стран региона развивалась в древности и средневековье культура Афганистана.

Нынешняя Исламская республика Афганистан занимает около 700 км² гористой суши в Юго-Западной Азии.

На территории этой страны до последнего времени сохранялось немало памятников времени распространения буддизма, проникшего сюда в первые века н.э. В коллекции музея находится несколько изделий гандхарской (Гандхара — область, располагавшаяся на восточных землях нынешнего Афганистана и северо-западе Пакистана) буддийской пластики, в том числе голова Будды, укрепленная на пьедестале из ярко-синего лазурита и рельефное изображение сидящего Будды III-V вв. н.э. (Ил. 11).

11. Голова Будды
Афганистан. III-V вв.

Как и в Иране, решающую роль в дальнейшем развитии местной культуры сыграло арабское завоевание VII в. и распространение ислама.

Новые эстетические принципы особенно проявились в искусстве X-XII вв., когда территория Афганистана вошла в состав державы Газневидов. Среди памятников этого периода известен, в частности, ступенчатый минарет в селении Джам, возведенный во второй половине XII в. Именно этот памятник изображен на акварельном рисунке современного афганского художника Юсуфа Кохзада из коллекции музея Востока.

После монгольского нашествия, когда начинает возрождаться культурная жизнь в регионе, роль ведущего художественного центра постепенно завоевывает Герат.

К середине XV в. при дворе сына Тимура Шахруха были созданы мастерские, где работали выдающиеся каллиграфы и миниатюристы, в том числе знаменитый Камаладдин Бехзад (1455-1536). Одним из уникальных произведений той эпохи является рукопись Хамсе Низами Гянджеви 1491 г. хранящаяся в музейном собрании — 56 миниатюр этого сборника поэм исполнены, очевидно, гератскими мастерами. В XVI в. Герат переходит к иранскому государству Сефевидов, место культурного центра на какое-то время занимает Кабул — резиденция Бабура (1483-1530), основателя династии Великих Моголов.

Музейная экспозиция, помимо памятников буддийского периода, включает в основном изделия афганского декоративно-прикладного искусства последних двух столетий, демонстрирующие самобытные традиции населяющих эту страну народов:­ пуштунов, таджиков, хазарейцев, узбеков и др.

Интересная часть экспозиции — ювелирные украшения XIX в.: гривны, накосные подвески, украшения на головной убор. Украшения передавались в семьях из поколения в поколение и, согласно традиционным представлениям, обладали магической силой, оберегая свою владелицу от сглаза и прочих неприятностей (Ил. 12).

Одними из лучших в мире считаются афганские ковры, сделанные из тонкой шерсти и украшенные вытканными женскими руками традиционными узорами. В коллекции музея Востока хранится около сотни ковров и ковровых изделий из Афганистана. Среди них молитвенные коврики, переметные сумы, разного рода мешки-чувалы, дверные завесы (Ил. 13). В экспозиции можно видеть и экспонат XX столетия, чье оформление отражает печальные реалии времени: на ковре изображено современное огнестрельное оружие — автоматы и пистолеты и боевые вертолеты. Эти предметы вошли в орнаментику афганских ковров с 1980-х гг. Резьба по дереву, художественная обработка металла, вышивка — все эти виды декоративно-прикладного искусства получили развитие в стране, и эта традиция сохранялась на протяжении XIX-XX и даже XXI вв., несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю народов Афганистана (Ил. 14).

12. Шейная гривна с подвесками

Афганистан, XIX в.

13. Мешок – чувал

Афганистан, конец XIX – начало XX в.

14.

Сосуд для бани сатль Афганистан, первая половина XX в.

Искусство других стран региона, к сожалению, пока не отражено в постоянной экспозиции музея, однако посетители могут ознакомиться с ним на периодически организуемых временных выставках.

Небольшая по объему коллекция художественных изделий Турции, охватывает, тем не менее, достаточно длительный и весьма значимый исторический период. Самые ранние предметы искусства Турции в музее Востока, датирующиеся серединой XVI — XVII вв., относятся к эпохе расцвета Османской империи (1299-1922).

На протяжении всей османской истории одним из самых важных оставалось текстильное производство. Декоративные, с крупным орнаментом, тяжелые османские ткани наряду с иранскими высоко ценились в России. В коллекции музея хранятся образцы вытканных на ручном станке сложных по структуре атласов и разрезных бархатов с различными вариантами орнамента, включающего знаменитые гвоздики-опахала, крупные тюльпаны на изогнутых стеблях, арабески и зубчатые листья.

XVI-XVII вв. – время подъема керамического производства в Изнике. Продукция этого маленького города на северо-западе Малой Азии прославилась высоким качеством, обеспеченным патронажем султанского дворца, и особым стилем оформления, созданным художниками придворной мастерской наккашхане. Собрание ГМВ включает изникские изделия, преимущественно тарелки и блюда, орнаментика и техническое исполнение которых иллюстрируют разные этапы существования этого производства (Ил. 15, 16). Как и в Иране, в Османской империи были хорошо знакомы с китайским фарфором, и, как и там, керамическое производство Изника в ранний период развивалось под сильным китайским влиянием. Однако в Турции раньше, чем в Иране, отказались от прямого копирования дальневосточных образцов, что в большой степени было связано с созданием нового османского стиля.

Более поздний период развития османского искусства представлен в музее вышивками, изделиями из металла и дерева, керамической посудой стамбульского, малоазиатского и ближневосточного производства, театральными куклами второй половины XIX в. Большая часть турецких ковров коллекции также принадлежит XIX веку (Ил. 17). Среди нескольких предметов вооружения XVIII-XIX вв. — самый известный вид турецкого оружия — ятаганы. Ятаганы получили распространение на территории Османской империи, в основном в Малой Азии и на Балканах, и приобрели наибольшую популярность в XVIII-XIX вв., вероятно, как личное оружие. Главные особенности конструкции ятагана – заточенная внутренняя (вогнутая) часть клинка и завершение рукояти в виде характерного раздвоения, так называемых «ушей» (Ил. 18).

Нашло свое отражение в собрании и искусство республиканского периода, от лубочных плакатов времен войны за независимость (1920-1922) до живописи, развивающейся в русле современной европейской традиции, глиняной скульптуры и декоративной утвари второй половины.

15. Кувшин

Турция, Изник (?), XVI в.

16. Тарелка

Турция, Изник. Конец XVI – начало XVII в.

17. Ковер гёрдес

Турция, конец XVIII в.

18. Ятаган

Турция, XIX в.

Музейная коллекция искусства арабских народов Ближнего Востока и Северной Африки состоит в основном из изделий, представляющих развитие художественного ремесла и живописи в Сирии, Египте, Ираке, Алжире, Тунисе и Йемене в XIX-XX вв.

Среди предметов декоративно-прикладного искусства этих стран — детали костюма, керамика, изделия из дерева и металлическая утварь. Однако не меньший интерес вызывает небольшое собрание, относящееся к периоду средневековья – керамика с подглазурной росписью и предметы из металла XIII-XIV вв (Ил. 19, 20).

Арабское завоевание Пиренейского полуострова способствовало созданию своеобразной культуры, сложившейся при взаимодействии арабских и испанских художественных традиций. Большую известность получила так называемая испано-мавританская керамика, украшенная любимыми в мусульманском мире люстром и кобальтом. Одним из центров ее производства в XIV в. стал город Валенсия, точнее, его пригороды. Изделия из Валенсии отличались сложностью форм, тщательностью исполнения узора, разнообразием орнаментальных мотивов. Традиции изготовления люстровой керамики не были забыты здесь и в последующие столетия. Музей Востока обладает небольшим собранием выразительных валенсийских фаянсов, принадлежащих XVII-XIX вв.(Ил. 21).

19. Сосуд (фрагмент)

Сирия, XIII в.

20. Джамбия

Йемен, XX в.

21. Сосуд

Испания, Валенсия, XIX в.

Этнические группы Афганистана

Мужчины и женщины в Афганистане.

Афганистан — страна в Центральной Азии. Страна расположена вдоль исторических торговых путей, которые использовались военными во время вторжений, между Восточной Азией и Западной Азией. Поэтому он представляет собой смесь культур, заимствованных из Европы, Восточной и Западной Азии. Официальными языками в Афганистане являются пушту и дари. Многие афганцы говорят на двух языках. В повседневной беседе они используют пословицы и расхожие поговорки. Пряные блюда из риса являются основным продуктом питания в Афганистане. Чай является неотъемлемым напитком в их домах. Красивая архитектура Афганистана видна в их мечетях и домах. Они занимаются натуральным хозяйством, а также держат скот. Пуштуны составляют самую большую этническую группу в Афганистане, за ними следуют таджики, хазарейцы, узбеки, аймаки, белуджи и другие.

Пуштуны составляют примерно 42% населения современного Афганистана. Они также известны как афганцы, и название «Афганистан» переводится как «земля афганцев», что в равной степени означает «земля пуштунов». Пуштунов можно разделить на основные подплемена, такие как гильзали и дуррани, и несколько более мелких, включая джаджи, сафи, вардак, шинвари, тани, мохманд, джардан, хунгиани и мангал. Их легко узнать от других афганцев по языку пушту и уникальному образу жизни, называемому пуштинвали.

Пуштуны преимущественно мусульмане. Ислам оказывает значительное влияние на культуру пуштунов, например, на их одежду. Женщины носят длинные платья и покрывают голову. Мужчины носят свободные рубашки до колен и брюки, завязанные на талии шнурком. Пуштунская кухня популярна благодаря использованию сухофруктов. Популярным блюдом в пуштунских домах является пулао, рисовая мука с приправами. Им запрещено есть свинину и распивать спиртные напитки. Пуштуны традиционно кочуют скотоводы, которые переезжают с места на место в поисках пастбищ.

Считается, что

таджики имеют иранское происхождение, и их также называют фарси. Они являются второй по величине этнической группой в Афганистане, составляя примерно 27% населения страны. Они говорят на персидском диалекте, известном как дари. Согласно отчету Госдепартамента США, опубликованному в 2009 году, таджики на 98% являются мусульманами-суннитами. Еда таджиков варьируется от сладких блюд, таких как Halwa до пикантных, таких как Pulao (пряный рис). Таджики славятся искусными вышивками на ткани. Эти красивые узоры также можно найти на их коврах, настенных панелях и головных уборах. Декоративную резьбу по камню можно увидеть в домах таджиков.

900:02 Хазарейцы занимают труднопроходимые центральные горные районы Афганистана. Они составляют около 10% населения Афганистана. Хазарейцы считаются потомками Чингисхана, основателя Монгольской империи. Хазарейцы принадлежат к шиитской секте ислама в стране, в которой преобладают мусульмане-сунниты. В результате их часто считают аутсайдерами.

Узбекский

Узбеки составляют самую большую тюркскую группу в Афганистане, и они составляют 9% всего населения страны. Они мусульмане-сунниты и живут в северной части Афганистана. Говорят на узбекском, на тюркском языке.

Аймак

Аймак — это группа персоязычных кочевых племен, которые составляют 4% от общей численности населения страны. Аймаки живут в Западном Афганистане. Женщины украшают себя яркой одеждой, а мужчины носят плащи и круглые кепки. Интересно, что женщины аймак не так ограничены, как другие женщины в сельской местности Афганистана. Они принимают участие в групповых дискуссиях с мужчинами и имеют право голоса в выборе жениха для них.

Другими крупными этническими группами в Афганистане являются туркмены (3%) и белуджи (белуджи) (2%). Есть и другие, которые не принадлежат ни к одной из этих вышеупомянутых этнических групп, и в совокупности они составляют 5% от общей численности населения страны.

Rank Ethnic Group Share of Population of Afghanistan
1 Pashtun (Pashto) 42%
2 Tajik 27%
3 Uzbek 9%
4 Hazara 8%
5 Aimaq 4%
6 Turkmen 3%
7 Balochi (Baluch) 2%
Другие группы 5%
9 5%

Benjamin Elisha Sawe в обществе

Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов


Профиль


Пуштуны (также называемые пуштанами, пактунами или патанами) являются крупнейшей этнической группой в Афганистане. Хотя их точное количество неизвестно и, как и в случае с другими сообществами, оспаривается, предыдущие оценки предполагали, что они составляют около 42 процентов населения. Живут в основном на юге и востоке страны. У них есть особый язык под названием пушту (официальный язык с 1936), но также говорят на пахто, которые являются иранскими диалектами, относящимися к индоевропейской группе языков. Обычно они могут говорить на фарси, когда это необходимо, часто полагаясь на язык в контексте торговых сделок в регионе. Предполагается, что пуштуны являются потомками восточных иранцев, иммигрировавших в этот район из Персии. Однако есть и интересная легенда, утверждающая, что на самом деле они происходят от одного из древних колен Израиля. Пуштуны — мусульмане-сунниты, их также можно найти в Хайбер-Пахтунхве в Пакистане (около 14 миллионов человек). Они считаются историческими основателями Афганского королевства с очевидным преобладанием в административной власти до недавнего времени.

Социальная структура пуштунов основана на кодексе Пуштунвали (или Пухтунвали ), который представляет собой смесь племенного кодекса чести и местных интерпретаций Шариата . Для этого требуется говорение на пушту и соблюдение установленных обычаев. Гостеприимство, защита своих гостей, защита имущества, чести семьи и защита родственниц — одни из самых важных принципов для пуштунов. Они полагаются на совет племени джирга для обеспечения разрешения споров и принятия решений на местном уровне, а также для изоляции женщин от всех дел вне дома. Главный аспект кода пуштунвали подчеркивает личную власть и свободу. Женщины должны носить закрывающую лицо одежду и одежду в полный рост, известную как бурка . Пуштунская культура славится своей традиционной музыкой, танцами, поэзией и рассказыванием историй.

Большинство пуштунов полагаются на сельское хозяйство (орошаемая пшеница) и животноводство в качестве источника дохода, а некоторые занимаются торговлей этими и другими товарами. Переселение населения и нищета, вызванные хроническим отсутствием стабильности в Афганистане, привели к росту незаконного оборота наркотиков, в основном опиума, через Пакистан в Европу и Северную Америку. Тяжелые условия жизни вместе с отсутствием чистой воды и медицинского обслуживания способствуют тому, что средняя продолжительность жизни составляет всего около 46 лет. Уровень жизни тех, кто живет в районе Кабула, кажется, несколько выше.

Племенные подразделения

Несмотря на свое прежнее политическое господство, пуштуны никогда не составляли однородной группы, и многие из них стали жертвами угнетения со стороны элиты своей собственной общины. Возможно, власть и лидерство отдельных лиц разделяет пуштунов не только на разные племена, но и на многочисленные подплемена, каждое из которых изолировано в пределах своих границ. Вмешательство в дела друг друга вызывало конфликты между подплеменами на протяжении всей их истории. Тем не менее, несмотря на внутреннюю борьбу, они, как правило, объединялись, чтобы сформировать единый фронт, когда им бросали вызов внешние угрозы или вмешательство центрального непуштунского правительства.

Политика Пакистана в основном поддерживает пуштунов, особенно в последнее время, но не поддерживает требования о самоопределении 13 миллионов пуштунов, проживающих в провинции Хайбер-Пахтунхва, из-за страха потерять часть своей территории.


Исторический контекст


Пуштуны исторически являются доминирующей этнической общиной в Афганистане, и они активно боролись за сохранение своего господства на протяжении всей афганской истории. В годы до 1978 Пуштуны составляли около 40 процентов населения Афганистана. После советского вторжения в 1979 году около 85 процентов из более чем 3 миллионов афганских беженцев в Пакистане были пуштунами. Они всегда играли центральную роль в афганской политике, и их доминирующее положение стало главным катализатором разжигания конфликта. Например, конфликт возник между партнерами по коалиции моджахедов , которая боролась с советскими войсками и противостояла режиму президента Мохаммада Наджибуллы. После ухода советских войск и краха этого режима президент Бурхануддин Раббани представлял таджикское меньшинство, в то время как оппозиционные силы во главе с Гулбуддином Хекматияром и талибы состояли в основном из пуштунов.

Правление талибов было основано на строгом и противоречивом толковании закона шариата и во время его господства было ответственно за серьезные нарушения прав человека по признаку пола, а также за этническую дискриминацию. Этот период принес в Афганистан крайнюю нищету, сопровождавшуюся отсутствием продовольственной безопасности для большинства афганцев, а также крупномасштабным перемещением и эмиграцией, хотя к некоторым пуштунским общинам относились благосклонно и защищали от худших условий. Однако, несмотря на то, что пуштуны находились у власти, большая часть общины, тем не менее, продолжала подвергаться дискриминации. Это особенно верно для пуштунских семей, которые были переселены на север более чем 100 лет назад Амиром Абдур Рахман-ханом в рамках усилий по консолидации государства. Они были брошены на милость таджиков и узбеков, которые являются преобладающими этническими группами в этом районе. Поступали сообщения об этнических убийствах в Мазари-Шарифе в 1997 и 1998, а также продолжающиеся сообщения о насилии, направленном против пуштунов (независимо от того, были ли они ранее сторонниками талибов) в отместку за эксцессы режима талибов.

С падением режима талибов и подписанием Боннского соглашения в 2001 году господству пуштунов над другими этническими группами в Афганистане пришел конец. Из приблизительно одного миллиона внутренне перемещенных лиц в то время большинство оставшихся в перемещении составляли пуштуны, которые были изгнаны с корней в результате этнического насилия на севере и западе страны.


Текущие вопросы


После падения Талибана произошел фундаментальный сдвиг в традиционном балансе сил. Хотя первый постталибский президент Хамид Карзай принадлежит к известной пуштунской семье из Кандагара, в центральном правительстве в основном доминировали узбеки и таджики из Северного альянса. Это менее привилегированное положение в администрации и власти вызвало явное недовольство пуштунов. После окончательных результатов последних парламентских выборов 2010 года пуштунские кандидаты в депутаты из Герата и ряда других провинций устроили акции протеста, утверждая, что их систематически исключали из избирательного процесса путем мошенничества и запугивания. Тем не менее, пуштуны остаются крупнейшей этнической группой и, следовательно, в условиях все более демократической системы, скорее всего, восстановят свое влияние. Действительно, преемник Карзая, президент Ашраф Гани, также является пуштуном, хотя, когда он вступил в должность в 2014 году, он дал понять о своем намерении преодолеть этнические барьеры, исключив свою племенную фамилию из официальных документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *