Национальность казахов: Национальность казахи

Содержание

«Как называть граждан Казахстана – политическим термином «казахстанцы» или этническим – «казахи» — Интернет-газета ЗОНАКЗ. Казахстан.

«Касым-Жомарт Токаев: Все национальности, проживающие в Казахстане, по сути являются единой нацией» — Эксклюзивное интервью президента Республики Казахстан К.К.ТОКАЕВА информационно-аналитическому порталу informburo.kz — Очевидно, что мы должны переосмыслить наши подходы к вопросу межнациональных, межэтнических отношений. Казахстан был и будет территорией дружбы и согласия. Наш девиз: единство в многообразии.

Все национальности, этнические группы, проживающие здесь, по сути являются единой нацией. За рубежом нас знают как казахов, поскольку в названии нашего государства звучит именно это слово.

Разумеется, не может быть и речи о покушении на самобытность каждого этноса, постоянно проживающего в Казахстане. Все они имеют и будут иметь право на изучение и применение своих языков, развитие культур, соблюдение обычаев.

В то же время ускоренное развитие должен получить казахский язык, которому в будущем суждено стать по-настоящему языком межнационального общения.

Я отнюдь не умаляю историческое значение русского языка, открывшего нам путь к знаниям в мировой науке и культуре. Жители Казахстана должны знать его на высоком уровне. Нам это только на пользу.

Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса – «О нациестроительстве» — Касым-Жомарт Кемелевич в своем интервью сказал, что: «Все национальности, этнические группы, проживающие здесь, по сути, являются единой нацией. За рубежом нас знают, как “казахов”, поскольку в названии нашего государства звучит именно это слово».

Это прозвучало правильно. Но сама ситуация, которая привела к необходимости разъяснения со стороны Президента, появилась вследствие провалов образовательной системы, так и вследствие упущений в информационной работе.

К сожалению, на протяжении долгого периода населению доступно не разъясняли, что, в формировании нациестроительства в Казахстане, ключевой является идея гражданской нации, а единственным национализмом может быть только государственный или гражданский национализм. И только с такой точки зрения обретают смысл такие понятия, как национальные интересы, национальная безопасность, национальные проекты.

То есть мы считаем, что во главу государственной идеологии необходимо ставить преимущества казахстанского ГРАЖДАНСТВА, как основы нациестроительства. Сейчас же в обществе преобладает этнический, а не гражданский национализм, что может привести к разрушительным последствиям.

Выражаясь бытовым языком, текущая государственная идеология не дает людям понимания преимуществ обладания казахстанским паспортом и это проблема.


Мы, как партия, все время настаиваем на развитии социальной поддержки, образования и здравоохранения, как раз исходя из интересов ГРАЖДАНСКОЙ НАЦИИ, поскольку именно объем социальной поддержки становится частью государственной пропаганды развитых стран. Тех стран, куда уезжают наши соотечественники, люди, которые могли бы остаться и работать на благо Казахстана.

В нашей партии мы всегда во главу угла ставим равноправие и равные возможности для всех, максимально поддерживая право казахстанцев на участие в политической жизни страны через партийную работу в рядах КНПК. Именно в ряды КНПК вступают представители различных культурных и общественных объединений, интересы которых получают нашу ресурсную и информационную поддержку.

Газиз АБИШЕВ – «Кто будет «казахом»: о нациестроительстве в Казахстане» — Президент Республики Казахстан К.-Ж. ТОКАЕВ подбросил дров в дискуссию: как называть граждан Казахстана – политическим термином «казахстанцы» или этническим – «казахи».

Это заявление отдается эхом от предложений некоторых национал-патриотов, которые уже несколько лет предлагают переименовать Казахстан в Қазақ елі (страну казахов), и называть всех граждан этой страны не казахстанцами, а казахами.

Вообще, нынешняя модель, официально употребляемая в Казахстане (да и в России) вполне себе оптимальна. Казахстанец – гражданин Казахстана, представитель казахстанской политической нации безотносительно этнической принадлежности. Казах – представитель казахского этноса, безотносительно гражданства. Казахстанец может быть казахом и казахстанец может быть неказахом (к примеру, русским, корейцем или дунганином). Казах может быть казахстанцем, и казах может быть неказахстанцем (к примеру, россиянином или британцем).

Внедрение принципа, при котором всех граждан Казахстана будут называть «казахами» вносит путаницу и невыгодно никому.

Во-первых, дискриминируется зарубежная казахская диаспора. Ведь теперь этническое слово «казахи» будет использоваться в политико-гражданском смысле, описывая общие черты всех граждан Казахстана, которые по своей природе пока что неоднородны. По мере использования термина «казахи» в отношении граждан, этот термин перестанет быть релевантным в отношении этнических казахов, являющихся гражданами других государств (это более 4 млн человек по всему миру). Если «казахи» – это граждане Казахстана, то неграждане Казахстана «казахами» быть не могут. То есть, этнические казахи из России, Турции, Узбекистана, Китая – они больше не «казахи».

Во-вторых, называя всех граждан Казахстана этническим термином «казахи», мы ущемляем права нетитульных этносов. Культурная уникальность населяющих Казахстан этносов заключается в том числе и в том, что они определяют себя как русские, украинцы, корейцы, немцы, чеченцы и др. Это их возможность сохранить себя и свою семейную культуру, при этом никак не ущемляя ни казахов, ни казахскую культуру, ни интересы Казахстана. Ведь будучи русскими, узбеками, армянами, эти люди также имеют право называть себя «казахстанцами», то есть гражданами независимого суверенного государства Казахстан. Если титульный этнос именует себя этническим словом «казахи» и требует от остальных этносов называть себя тоже «казахами», значит он требует от этих людей отказаться от своей этничности и принять казахскую этничность.

В-третьих, от этого пострадают сами казахи. Уникальность казахской национальной культуры заключается в том, что представители казахского народа идентифицируют себя как казахи, отделяя себя в этническом смысле от других народов. Даже если «казахами» станут все этносы Казахстана, то после переименования этносы не откажутся от своей этнической культуры. Ведь принуждать их силой к отказу от своей этнической культуры было бы фашизмом, а от фашизма Казахстан пока что далёк. Итак, если в Казахстане все будут казахами, а общая культура Казахстана будет называться казахской, то казахская культура будет включать в себя культуру всех граждан Казахстана. То есть элементы культуры этнических русских, этнических корейцев, этнических ингушей тоже будет частью казахской культуры. То есть, русские блины, корейское кукси, ингушские национальные одежды будут тоже «казахской культурой». Таким образом произойдёт терминологическое размывание казахской культуры, она утратит свою кристаллизацию и уникальность.

«Петр Своик: конфликт в Кордае – это удар по идее казахской государственности!» — Сейчас все построено на государственности казахского языка. Возьмем закон «О языке», который был принят в далеком 1989 году, еще при СССР, там утверждалось, что государственным языком является только казахский, а русский – язык межнационального общения. И в тексте устанавливающей это статьи была такая совершенно не юридическая, а идеологическая сентенция, которую стоит процитировать: «Язык – величайшее достояние и неотъемлемый признак нации. С развитием языка и расширением его общественных функций непременно связан расцвет национальной культуры и будущее самой нации, как исторически сложившейся устойчивой общности людей». И дальше сказано, что таким языком является казахский. Хотя и тогда, и по сию пору фактом остается то, что государственным языком остается русский язык. И в таком своем качестве именно он объединяет и казахскую нацию, поскольку владение или не владение казахским языком казахов как раз разводит на нығыз и шала.

Кто-то считает, что это большая беда, кто-то считает, что это большое достижение. Я, например, тоже считаю, что это как раз достояние и неотъемлемый признак казахской нации. Но тем не менее, тогда казахская нация была еще двуязычной, то есть в основном русскоязычной и какая-то часть казахской нации была казахоязычной. А авторы языкового законодательства просто решили не замечать того факта, что русский язык является объединяющим, «нациообразующим» для казахов признаком.

Притом, что казахи чрезвычайно трепетно относятся к своему языку, переживают за его будущее и стараются все что в их возможностях сделать для его развития. И вот этот посыл, что государственным является казахский, хотя на самом деле этот законодательный посыл не соответствовал жизненным реалиям, перенесен и в более поздние версии. То есть, появляется Конституция 1995 года и появляется во исполнение ее специальный закон, который регулирует языковые отношения. Это закон «О языках» 1997 года, где заложен тот же языковый принцип формирования национальной государственности и нации, что и в конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан», принятом еще в 1991 году.

Этот принцип формулируется следующим образом: «Граждане Казахстана всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляет вместе с ней народ Казахстана». То есть, казахская нация существует как нечто отдельное от граждан Казахстана всех национальностей, и она соединена с ними лишь общностью исторической судьбы. Получается, что казахская нация, граждане разных национальностей и народ Казахстана – это разведенные юридические категории. А чем они должны быть соединены в одно целое по логике Законодателя? Конечно, государственностью казахского языка.

На самом деле объединяет казахскую нацию и казахское государство именно русский язык. И тогда, и до сих пор казахский является чрезвычайно важным, но не объединяющим, а разделяющим пока что признаком казахской нации, как в этническом, так и в гражданском смыслах. Заложенные в законодательство и идеологию кем-то очень желаемые, но не соответствующие реалиям посылы, привели к провисанию всей конструкции. Если считать, что нация объединена государственным казахским языком, то казахской нации нет. Есть нагыз казахи, есть шала казахи, и есть просто «русскоязычные» самых разных национальностей.

Даже с нагыз казахами надо еще разбираться, кто из них не просто умеет говорить (просто что-то такое сказать, и я сумею), а действительно реально, капитально грамотен на казахском языке. В общем и национальное государственное строительство не получается, а все потому, что законодатели попытались включить в закон то, чего нет в реалиях. Они, конечно, понимали, что на момент принятия закона, что в 1989, что потом в 1997 году, что это все не так, но искренне считали, что когда-то будет так. Когда-то казахский язык станет общим для всех и всех объединит.

Вот эта надежда на приведение не законодательства к реалиям, а наоборот, проявилась в такой формулировке в законе от 1997 года: «долгом каждого гражданина является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана». Но долг то он долг, однако не подтвержденный никакими конкретными действиями государства по принуждению, или по стимулированию граждан к исполнению этого своего долга. Соответственно, долг не исполняется, а раз так, то важнейшего фактора консолидации народа нет.

И с этим надобно что-то делать, особенно после таких тяжелых ударов в Кордае. Плюс на это накладывается то, что власть вся сплошь сверху до низу казахская. То есть, в ней есть какие-то другие отдельные представители, но на ключевых постах, где определяется политика, экономика, идеология, наука, культура, стратегический бизнес (хоть на национальном уровне, хоть на региональном, да и в отдельном Кордайском районе), только казахи являются определителями. А так как эта политика все чаще дает сбои и все более выглядит несимпатично, то получается, что казахи во власти во всем и виноваты.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

ДНК казахов – какие последние открытия?

Жаксылык Сабитов – казахский историк, в последнее время изучающий генетику и историю, рассказывает нам о некоторых открытиях в этой сфере.

Жаксылык Сабитов

Что из себя представляет казахская нация с точки зрения генетики?

В генетике, условно говоря, есть три системы родства, с помощью которых можно описать популяцию. 1) Митохондриальная ДНК – это происхождение по прямой женской линии. 2) Полиморфизм Y-хромосомы (1 из 46 хромосом, определяющей пол и передающейся от отца к сыну в почти неизменном виде) – это происхождение по прямым мужским линиям. 3) Аутосомы – это общегенетический портрет, на основе всех хромосом.  

Казахи как этногенетический коллектив появились в ХIII веке, когда еще не было названия “казахи”, но этногенетический коллектив

Если мы говорим про общегенетический портрет, то есть хорошее исследование Баязита Юнусбаева, который вывел свою методику на основе анализа аутосомных маркеров, позволяющую датировать, когда этногенетический коллектив, который мы знаем под каким-то названием, сформировался как единое целое.

Согласно этим исследованиям, казахи как этногенетический коллектив появились в ХIII веке, когда еще не было названия “казахи”, но этногенетический коллектив, который мы знаем как казахи, появился именно тогда, когда произошло смешение, условно говоря, местных племен XIII века и пришлых племен из Восточной Азии, которые в XIII веке пришли на эту территорию.

Эти все данные подтверждаются данными физической антропологии. У нас есть два хороших исследования. Первое – это исследования Оразака Исмагулова, которое показывает, что антропологический тип, свойственный современным казахам, возник тоже в XIII веке, т.е после миграции на территорию Казахстана кочевников из Восточной Азии.

До XIII века соотношения монголоидности и европеоидности у населения Казахстана было 50/50. После того, как пришли кочевники с Восточной Азии (монголы, найманы, джалаиры и другие племена с ними), это соотношение стало 70/30 в пользу монголоидности. И второе исследование антрополога Леонида Яблонского, которое показывает, что по антропологии казахи наиболее близки кочевникам Золотой орды.

То есть он взял палео-образцы антропологии и современных популяций, и выяснилось, что городское население имеет другую антропологию, а вот кочевое население Золотой орды очень близко к казахам.

У этих трех анализов есть разные данные. Если брать по митохондриальной ДНК, то там сложно сказать что-либо интересное в плане личной истории. В этом разрезе существует огромное разнообразие митохондриальной ДНК у казахов. По митохондриальной ДНК у казахов можно отметить, что их разнообразие в 3 раза выше, чем у русских. Это говорит о том, что много миграций было. Плюс полигамия сыграла немалую роль.

Если же мы возьмем прямую мужскую линию, то эти прямые мужские линии часто совпадают с шежире, и время жизни основателей (первых предков) этих прямых генетических линий восходят ко времени Золотой орды (улуса Джучи) и, если мы посмотрим шежире, то зачастую возраст как генетики, так и шежире, подсчитанный по количеству поколений, совпадает.

Какие источники сегодня имеются для более ясного понимания о происхождении казахского народа?

Помимо тех источников, о которых я упомянул выше, есть также устная память казахов: героический эпос, фольклор и шежире. Например, есть последняя статья Ирины Викторовны Ерофеевой, которая будет опубликована в журнале “Золотоордынское обозрение”. Она говорит о том, что известный в казахском фольклоре Аз-Джанибек-хан, с чьим правлением было связано описание условного «золотого века» нашей истории, идентичен золотоордынскому хану Джанибеку (1342-1357). Казахи воспринимали его правление как некий «золотой век» своей государственности. В нашем фольклоре у нас распространен данный персонаж. Он является одним из очень важных, умных и центральных правителей эпохи условного «золотого века»

Ранее, с подачи И.Есенберлина, считалось, что Аз Джанибеком был казахский хан Жанибек, но И.Ерофеева правильно доказывает, что это не так. И данный персонаж – он центральный для казахского фольклора, помимо того, что отдельно по нему есть какие-то сведения, он выступает как первостепенным, так и второстепенным персонажем во многих сказках, легендах и так далее. Также если мы берем шежире, то это один из хороших источников, в котором мы четко видим, что многие родоначальники этих родов и племен встречаются в других первоисточниках, и зачастую это золотоордынские вельможи, люди, которые жили чуть-чуть раньше или чуть-чуть позже Золотой орды.

То есть Золотая орда – это такой период, вокруг которого крутится немалая часть нашего фольклора.

Какие возможности для нас открывает генетика?

Первая возможность – это историческая. За последние 5 лет очень много данных по палеогенетике. Если раньше мы раскапывали останки и не могли понять ,что это за человек, на каком языке он говорил, из какой этнической группе он происходил, где живут его предки, где живут его потомки, то сейчас палеогенетика, хотя и не позволяет узнать про языковую и этническую сущность, но можно определить, где его предки, где его потомки и к кому он ближе вообще находился. И при чем часто палеогенетика совпадает с палеоантропологией. Например, есть исследования хорошие по палеоантропологии саков, скифов Восточного Казахстана. В советское время, если мы не берем антропологию, условно говоря: саки, скифы везде одинаковые, но если мы возьмем антропологию, то кажется, саки, которые жили в Восточном Казахстане на Алтае, близки к древнему населению Минусинской котловины, и это же показывает генетика, а палеоантропология здесь часто совпадает с палеогенетикой.

Также есть, например, открытие того же Ботая, по которому известно два ДНК: один оказался предком наших казахских кыпчаков (в основном карабалык, колденен, узун, торы). Без палеогенетических данных мы не могли бы понять, чей он предок, откуда его предки были, без этого инструментария (палеогенетики) мы могли бы только фантазировать. Также это хороший инструмент для проверки казахских шежире. У нас уже есть несколько кейсов, когда мы проверяли казахские шежире, как, например, кейсы с аргынами. Их шежире в контексте жизни первого общего предка полностью совпадают с генетикой, а в кейсах с кипчаками датировка шежире отстает от генетики на 200 лет, т.к. возраст по генетике отличается и, соответственно, мы можем сделать какие-то выводы, исходя из вот этих полученных генетических фактов.

Также есть прикладной момент. Вот у меня был первый случай применения генетики как инструмента реконструкции шежире еще в 2007 году, когда чингизид знал свои семь колен, но дальше не знал. Когда мы начали копать по архивам, вышло, что существуют три версии: вот такие связки – отец и сын, с такими именами и в ту эпоху, встречаются в трех комбинациях (местах) в шежире чингизидов. Мы взяли генетику у одной линии, второй линии, третьей линии, у самого этого человека, и выяснилось, что он потомок Барак-султана, потому что у них совпало ДНК на STR-маркерах, а потом через 10 лет появился глубокий ДНК-тест (Big Y700), который позволил доказать, что эта мутация, которая свойственна потомкам Барак-султана, присутствует у этого человека, и в принципе они подтвердили его происхождение, т.е тут генетика позволяет четко проверить эти все исторические версии, а также дать ответы на многие вопросы, «когда молчат архивы».

Какие казахские рода аутосомно едины и имеют одинаковый общегенетический портрет?

Когда мы говорим об аутосомах и Y-хромосомах, то мы четко видим, что на самом деле по аутосомам все казахские роды едины и все казахи аутосомно мало чем отличаются. Адай с запада, найман с востока, аргын с севера, дулат с юга аутосомно показывают примерно одну картину, причем аутосомно казахские рода меньше отличаются между собой, чем некоторые рода у соседних народов, хотя те народы живут более компактно. А все отличия казахских родов идут по Y-хромосоме (по прямой мужской линии), и мы фактически имеем определенное аутосомное единство, при этом оригинальность и отличие у нас идет по прямой мужской линии, которые совпадают с казахским шежире.

Исследованы ли на сегодняшний день У-хромосомы, аутосомы, митохондриальная ДНК всех казахских родов, входящих в жузовую систему?

Пока хорошо исследованы только большие роды. При этом у нас есть публикация по аргынам, пишем публикацию по кипчакам, собираемся начать писать в этом году публикации по кереем и коныратам. У нас есть большая публикация по старшему жузу, в январе вышла публикация по младшему жузу, надеемся, что в этом году напишем общую статью по среднему жузу. Там у нас в общих чертах исследовано, но у нас есть мелкие роды, которые не охвачены, например, жетыру младшего жуза, по ним у нас приблизительная картина хотя и есть, но нужно глубоко копать и набирать выборки большие. В целом казахские рода на 70% исследованы.

Какие на сегодняшний день основные исторические мифы в Казахстане развеяны генетикой?

Что такое миф? Миф – это упрощенное представление о сложной действительности, т.е. это всегда упрощение чего-то сложного. При чем мифы могут быть как государственными, так и народными, которые сами возникли. Они могут быть основаны на научном фундаменте, а могут быть антинаучными. Один из таких мифов – очень важных, это, когда в советское время у нас сложилась такая концепция о том, что существует единый скифо-сакский мир, условно говоря, от Молдовы и Украины до Тувы. А если мы возьмем Геродота, то окажется, что саками (скифами) называли три-четыре народа, проживавших компактно, и на территорию Казахстана они особо не заходили. Например: саки-хаумаварга – проживали в Таджикистане, Узбекистане, саки-тиграхауда – в Узбекистане, возможно, и в юго-восточной части Казахстана, а саки-парадарайя – вообще в Украине. Но, по сути, если мы возьмем Геродота, то на территории Казахстана жили аримаспы, аргипеи, исседоны, савроматы (позже сарматы), массагеты.

То есть Геродот не называл все эти разные народы скифами или саками. В советское время сложилась такая ситуация, когда мы говорим, что это единый сако-скифский мир с примерно общей материальной культурой. Генетика здесь противоречит данному тезису.

Западные и восточные “скифы” имели разную генетику

В публикациях последних лет доказывается, что, с генетической точки зрения, единого сако-скифского народа не было. Эти народы отличались генетически между собой, причем иногда кардинально и география тут большую роль играла. И получается, что западные и восточные “скифы” имели разную генетику, причем, например, аутосомно восточные “скифы” оказались предками тюркских народов Сибири, казахов, кыргызов и даже казанских татар. А западные “скифы” имели других потомков. Это все показывает, что на самом деле ту картинку, которую нам преподносили в качестве академической истории, ее нужно как бы менять, потому что она, с одной стороны, не соответствует самим первоисточникам (Геродот). С другой стороны, генетика опровергает точку зрения, что было какое-то единство. Это были разные народы с разной генетикой, видимо, еще и с разной антропологией, и трудно говорить, что это был единый в этническом плане мир.

Да, возможно, материальная культура была там схожая, плюс звериный стиль, но вряд ли это был один и тот же народ, т.е. это был конгломерат разных народов, имеющих схожую материальную культуру.

Второй миф – вот у нас появляются люди, которые начинают эту генетику исследовать и нести всякий бред. Например, миф о том, что гаплогруппа С является монгольской гаплогруппой – это уже абсолютный бред, и этот миф уже развеивается. Исследования хунну и других народов показывают, что на самом деле уже в древности народы были смешанные, тогда не было моногаплогрупных народов и нельзя никакую гаплогруппу привязать к какой-то нации, этносу, племени, т.е. возможны некоторые реконструкции, но нельзя говорить, что такой-то народ – это такая-то гаплогруппа, потому что гаплогруппа передается по прямой мужской линии, а язык – это социальное явление, которое передается при социальном общении, и абсолютно прямая мужская линия может не совпадать с той культурой, в которой ты вырос и на языке, на котором ты говоришь. Здесь стоит четко отметить, что язык и гаплогруппы из разных «опер» и их не надо смешивать.

Вы упомянули, что разнообразие женских ДНК у казахов в 3 раза больше, чем у русских. С чем это связано?

Это связано с тем, что казахи – это был кочевой народ, были миграции, и плюс было еще многоженство. Если посмотрите, то у казахов, как и у других кочевых народов, есть такое понятие как “эффект основателя”, который заключается в том, что у одного человека может быть огромное количество потомков, и это уникальность кочевых народов. Но при этом эффект основателя достигается за счет того, что происходит, условно говоря, у женщин, а женщины могут приходить разными путями: с запада, с востока, с юга. У нас в ДНК-проекте есть митохондриальные ДНК, которые совпадают с островом Хайнань, а есть митохондриальные ДНК, которые совпадают с жителями Великобритании. Великий Шелковый путь вел генетический потоки с Запада на Восток, так и с Востока на Запад, и часто эти гены оседали в Казахстане именно с женской стороны, потому что был определенный спрос со стороны патриархального общества, где эффект основателя был очень важен. И действительно, например, у Рашид ад-Дина было сказано, что от одного потомка брата Чингиз-хана Хасара и Бельгутея за один век родилось тысячу потомков, а если мы это еще умножим на традиционное общество, то в общем их потомков могло быть больше, больше и больше. В целом этот эффект основателя был очень характерен для всех кочевых народов и поэтому митохондриальная ДНК становилась более разнообразной у таких народов.

У казахов, как и у других кочевых народов, есть такое понятие как “эффект основателя

Какова вероятность того, что ваша ДНК будет соответствовать ДНК другого человека?

Вероятность того, что у меня митохондриальная ДНК совпадет с другими казахами, очень низкая, и поэтому когда мы смотрим должны определять родство или, например, ищем того же преступника, то в Казахстане его легче найти по митохондриальной ДНК, чем по Y-хромосоме, потому что по Y-хромосоме мы имеем другую картину. А по митохондриальной ДНК у нас очень мало совпадений друг с другом, они очень разнообразны и поэтому в митохондриальной ДНК у нас есть определенная уникальность. Если вы там совпадения нашли, то, скорее всего, вы родственники и нужно все реконструировать по прямой женской линии, т.е ваши прабабки где-то были сестрами. Если мы говорим про Y-хромосому, то тут есть такой эффект гомоплазии – это когда у родственников, близких родственников, далеких родственников гаплотипы начинают совпадать, либо это происходит, потому что разные люди живут и высокая вероятность того, что у двух не близко родственных людей мутации пойдут в одну сторону. И получается, что окажется, что вы родственники. У Y-хромосомы STR-маркеры не являются показателем близкого родства.

Я могу рассказать свой случай, например. Когда мы начали исследовать, то у меня по STR-маркерам оказались самыми близкими шотландцы, но когда начали проверять SNP-маркеры, то оказалось совсем не так, просто была гомоплазия и у нас мутировали ДНК в одну сторону. И в Y-хромосоме как раз важны SNP-маркеры, потому что они уникальны и они как генетический шрам, т.е. если он был у вашего предка, то он записан в ваш ДНК и, скорее всего, обратной мутации в том же участке ДНК не будет. В нашей статье по аргынам мы выявили, что SNP-мутация происходит один раз в четыре поколения. Посчитав количество этих SNP-мутации между разными людьми, мы можем сказать, в какой степени они родственники, например, восьмиюродные братья плюс-минус несколько поколений. А аутосомы у нас мало исследованы. Как мне кажется, многоженство в патриархальном обществе привело к тому, что степень родства по аутосомам у европейских народов, где была моногамия, и у казахов, где была полигамия, нужно по-разному оценивать и нужно хорошо исследовать. Потому что у нас, когда пишут, что этот человек пятиюродный брат, то это основано, конечно, на западном материале, но полигамия могла привести к тому, что родство было не только по одной линии, но по двум-трем линиям и совпадения отдельных участков ДНК приводили к выводам, что эти люди – пятиюродные братья, хотя они могли быть и восьмиюродными братьями. Поэтому по этим трем степеням родства мы видим немножко разные картины

С какими народами у казахов идентичен ДНК?

Три народа, у которых идентичен ДНК по аутосомам: 1) Каракалпаки – по аутосомам они самые близкие казахам. 2) Ногайцы, которые ближе живут к казахам. Это в Ставрополье и, возможно, в Дагестане. 3) Кыргызы.

Какие интересные исследования в других республиках ЦА ведутся?

Помимо казахов стоит выделить исследования кыргызов. Там есть открытия как в плане палео-ДНК, так и касательно их родоплеменной структуры в контексте генетики. Но пока до публикации данных я не могу сильно распространятся о наших открытиях.

Перспективными могут оказаться исследования каракалпакских. туркменских и узбекских родов, пуштунских хелей (племен), хазарейцев и т.д. Пока что данные народы пока не сильно исследованы с точки зрения генетической генеалогии и популяционной генетики.

Какие споры ведутся между таджиками и узбеками о происхождении или истории этих народов?

Спор узбеков и таджиков пока ведется в русле истории. Но думаю, лет через десять (не ранее) он переместится в сферу генетики. А пока спор проходит в традиционной исторической рамке.

Какие проекты (как государственные, так и не государственные) с изучением истории при помощи генетики вам и вашим коллегам удалось реализовать в последние несколько лет?

Наш проект начинался как гражданский проект, который финансируется исключительно гражданским обществом. Каждый человек, который сам себя тестировал, помимо того, что удовлетворял личное любопытство насчет своего происхождения, еще и вносил вклад в общую базу данных. У нас есть общая база данных казахов, которая формировалась за счет гражданской науки и гражданских активистов, за счет тех людей, которые сами себя тестировали, этими данными делились, и мы имеем эту выборку. Этот краудфандинг для гражданской науки составляет уже боле 300-400 тыс. долларов, т.е люди столько потратили, изучая себя. Эта сумма, набранная с 2007 года. Если мы говорим про государственные программы, пока, к сожалению, у нас не было финансирования со стороны государства. Раньше грант было сложнее выбить, многие ненаучные факторы влияли на то, чтобы человек получил или не получил гранты. Когда начиналось научное исследование, мы финансировались за счет москвичей. То есть москвичи собрали чуть менее 1500 казахов, их исследовали, и мой соавтор Максат Жабагин на основе этой научной выборки защитил свою кандидатскую диссертацию. Сейчас совместно с генетиками, мы ведем работы по написанию научных статей как по отдельным жузам, так и по отдельным племенам.

Какие планы на будущее по изучению этой области у вас?

Мы, во-первых, должны исследовать все казахские рода, иметь хорошие публикации по каждому роду. Во-вторых, у нас есть соседние популяции, которые необходимо исследовать, это кыргызы, каракалпаки, узбеки, туркмены, калмыки, монголы. В принципе там тоже есть своя специфика, которую надо изучать, и у тех же кыргызов тоже самое, что и у казахов, у них есть свое шежире, оно называется “санжыра”. Причем им очень сильно повезло, их санжыра впервые было записано в XVI веке и если сравнивать с санжырой XXI века, то первое более точное, глубокое и имеет меньше искажений, чем санжыра, которое сейчас имеется. Поэтому все эти народы, которые окружают нас, они нуждаются в хорошем исследовании. При этом это исследование должно быть междисциплинарным, в соавторстве с местными историками, потому что если вы исследуете эти популяции как европейцы и американцы, которые изучали популяции географически, но не записывали рода и генеалогии, то вы можете прийти к довольно поверхностным выводам. Вот я помню, как американцы публиковали статью, где исследовали казахов с Алматы и Катон-Карагая. Там выходило, что в Катон-Карагае живут найманы, в Алматы – другие рода, ну и на основе этого они говорили, что все казахи такие, и они их описывали как найманов и албанов, а это, конечно, неправильно. Это надо все глубже изучать, делать большие выборки, записывать всю информацию историческую, которую вы имеете, и фиксировать шежире, тогда вы получите более глубокие научные результаты, которые будут интересны не только генетикам, но и историкам.

Пользуется ли популярностью генетический анализ среди жителей Казахстана?

Пользуется среди определенной категории людей. Бывали такие случаи когда ДНК-тест дарили как подарок, так как машину подаришь – не удивишь, а вот ДНК-исследованием можно удивить, т.е это популярность для тех, кто может себе позволить выкинуть минимум 70 долларов на ДНК, а глубокий тест может до 700 долларов стоить.

Делают ли в Казахстане генетический анализ или же его делают лишь зарубежом?

В Казахстане делают генетический анализ. Если мы говорим о коммерческом тестировании, то цена его в два-три раза дороже, чем в США, потому что в Америке есть куча своих льгот. Если у нас в Казахстане продают расходные материалы для ДНК тестирования, то они у нас стоят в 2-3 раза дороже, чем в Америке, потому что надо учитывать таможенные сборы, логистику и т.д. Потом у нас в своем время в 2013 году М.М.Тажин инициировал создание лаборатории с тремя задачами. Туда входит: исследования современного населения Казахстана, исследования палеогенетики, исследования древних пород животных. В общей сложности там было выделено около 300 млн. тенге. Лаборатория заработала, но там был очень слабый кадровый состав и куча ошибок, а публикаций очень мало. Сейчас они что-то пытаются сделать, но в то время деньги были потрачены нерационально.

А генетический анализ, который проводится в США и в Казахстане, различается помимо цены еще чем-то?

Да. Здесь стоит отметить, что есть коммерческий анализ, а есть научный анализ. Научный анализ основан на том стандарте, который дает фирма, поставляющая реагенты. Вот для сравнения мы можем по научному анализу сделать 27 STR-маркеров. В Америке мы можем сделать от 12 до 700 STR-маркеров на выбор. У них свой коммерческий стандарт, поэтому они могут позволить сделать и даже 700 STR-маркеров, что превышает научные стандарты в 25 раз. В этом плане различия глобальные, конечно. При этом данные полных сиквенсов Y-хромосомы, которые мы делаем в Америке, мы часто используем в наших статьях, например, в статье по аргынам мы использовали те данные, которые сделали в американской коммерческой лаборатории, потому что на тот момент не было альтернативы. К тому же американский анализ вы можете с любой точки мира заказать и если вы делаете 12 маркеров, то в США это будет стоить в два-три раза дешевле, чем в Казахстане.

А в Казахстане какая стоимость генетического анализа?

27 STR-маркеров будет стоить около 150 долларов. Хотя бывают и посредники, которые анализ, который стоит 70 долларов, продают и за 500 долларов. Кто хочет протестироваться в Алматы ,может обратиться в компанию TreeGene. Но я бы больше советовал бы тестироваться у мирового лидера, в компании Family Tree DNA, напрямую, минуя всяких посредников.

Протестироваться можно по ссылке. На этом сайте – https://www.familytreedna.com/group-join.aspx?Group=Alash. Нужно купить ДНК-тест (от Y-12 до Big Y700), записать адрес и сразу все оплатить, ждете ДНК-набор по обычной почте, потом, взяв ДНК, отсылайте ее обратно в Хьюстон, Техас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Total

158

Shares

Похожее
  • ДНК исследования
  • история Казахстана

Требования для въезда — Консультации по Казахстану

На этой странице содержится информация о поездках в Казахстан.

На этой странице отражено понимание правительством Великобритании текущих правил для людей, путешествующих по полному паспорту «британского гражданина» из Великобритании, для наиболее распространенных видов поездок.

Власти Казахстана устанавливают и обеспечивают соблюдение правил въезда. Если вы не уверены, как к вам относятся въездные требования Казахстана, обратитесь в посольство Великобритании, верховную комиссию или консульство.

Все путешественники

Гражданам Великобритании больше не нужна виза для въезда в Казахстан, если они не являются резидентами. Посетителям настоятельно рекомендуется иметь при себе документы, подтверждающие поездку туда или обратно, поскольку безвизовый въезд действует в течение 30 дней.

Вам нужно будет предоставить информацию о том, где вы находитесь в Казахстане, и подтвердить, что вы будете соблюдать все ограничения, связанные с коронавирусом.

Если вы полностью вакцинированы

С 8 июня 2022 года Казахстан отменил требование COVID-19сертификаты о прививках и ПЦР для въезда.

Подтверждение статуса вакцинации

Казахстан признал британское подтверждение вакцинации против COVID-19; однако с 8 июня 2022 года при поездке в Казахстан вам не нужно предъявлять справку о вакцинации.

Если вы не полностью привиты

Отменено требование сертификата ПЦР для въезда в Казахстан.

Если вы путешествуете из Великобритании, вам не нужно проходить карантин по прибытии в Казахстан

Если у вас положительный результат теста в Казахстане, вам нужно будет самоизолироваться на 10 дней. Лица, нуждающиеся в медицинской помощи, могут быть помещены в государственные учреждения.

Если вам нужна дополнительная информация о требованиях к въезду, свяжитесь с местными иммиграционными властями или ближайшим посольством Казахстана. Вы также должны проверить последнюю информацию в своей авиакомпании или туристической компании.

Если вы переболели COVID-19 в прошлом году

С 8 июня 2022 года вам не нужно предъявлять справку о вакцинации, справку о том, что вы переболели COVID-19в прошлом или сертификат ПЦР для въезда в Казахстан.

Дети и молодежь

Особых требований к детям и молодежи нет.

Если вы едете транзитом через Казахстан

Транзит – это когда вы проезжаете через одну страну по пути к конечному пункту назначения.

Транзит через территорию Казахстана разрешен для лиц, отвечающих требованиям конечного пункта назначения.

Если вы путешествуете транзитом через Казахстан по пути в другую страну и будете проходить иммиграционный контроль (иногда называемый промежуточной остановкой), например, чтобы остановиться в отеле перед рейсом на следующий день, вам необходимо следовать обычным процедурам въезда

Дополнительную информацию о транзитном проезде через Казахстан можно найти на веб-сайте Посольства Казахстана или МИД.

Проверьте паспорт и проездные документы перед поездкой

Визы

Вы можете находиться в Казахстане без визы до 30 календарных дней. Количество посещений не ограничено, но общий срок пребывания без визы не должен превышать 90 календарных дней в течение 180-дневного периода.

Вам следует обратиться в ближайшее посольство Казахстана для получения дополнительной информации.

Если вам нужна виза, убедитесь, что у вас есть виза, соответствующая цели вашего путешествия, особенно деловая виза или разрешение на работу. Перед поездкой внимательно проверьте сроки действия вашей визы и любые связанные с ней ограничения.

Регистрация

С 10 января 2020 года принимающее лицо или отель обязаны уведомлять иммиграционные власти о прибытии иностранца. Это должно быть сделано в течение трех рабочих дней с даты прибытия гостя в страну и может быть сделано онлайн на портале виз и миграции или в письменной форме в миграционную службу.

Срок действия паспорта

Ваш паспорт должен быть действителен в течение как минимум трех месяцев после истечения срока действия вашей визы. В паспорте также должна быть хотя бы одна пустая страница для визы.

Экстренные проездные документы Великобритании

Экстренные проездные документы Великобритании (ETD) принимаются для въезда, транзитного транзита и выезда из Казахстана. Если вы используете ЭТД для выезда из Казахстана, вам может потребоваться получение выездной визы в Миграционной службе (ранее ОВИР). Этот процесс может занять пять рабочих дней или дольше. Обратитесь в миграционную службу для получения дополнительной информации, прежде чем подтверждать свои планы поездок.

Двойное гражданство

Двойное гражданство в Казахстане не признается. Если вы въезжаете в Казахстан по казахстанскому паспорту, а также имеете британское гражданство, посольство Великобритании может оказать лишь очень ограниченную консульскую помощь. В случае ареста или задержания консульский доступ вряд ли будет предоставлен.

Таможня

Правительство Казахстана устанавливает ограничения на ввоз или вывоз иностранной валюты, а некоторые товары подлежат таможенному регулированию. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

Требования к сертификату на желтую лихорадку

Узнайте, нужен ли вам сертификат на желтую лихорадку, посетив Национальную сеть здравоохранения для путешественников и веб-сайт TravelHealthPro центра.

Подача заявления на получение голландского паспорта или удостоверения личности, если вы проживаете в Казахстане

Если вы хотите подать заявление на получение голландского паспорта или удостоверения личности и живете в Казахстане, следуйте этому пошаговому плану.

Шаг 1: Создайте свой личный контрольный список

Создание личного контрольного списка покажет вам, какие документы вам нужны для подачи заявления на получение паспорта или удостоверения личности. Создайте отдельный контрольный список для каждого приложения. Например, один для вас и один для вашего ребенка.

Ошибка:

В вашем браузере отключен JavaScript. Таким образом, инструмент фильтра не может отображаться. Включите JavaScript и снова откройте эту страницу. Затем вы увидите инструмент фильтра.

Когда вы создали свой контрольный список, перейдите к шагу 2.

Шаг 2: Проверьте дополнительные требования

Ваш личный контрольный список (см. шаг 1) покажет вам, что вам также нужны документы из Казахстана, чтобы подать заявление на голландское паспорт или удостоверение личности. Вы также можете увидеть, нуждаются ли ваши документы в легализации и переводе.

Вы должны доказать, что вы законно проживаете в Казахстане. Вы можете сделать это, предоставив один из следующих документов:

  • действующую визу и подтверждающие документы
  • действующий вид на жительство
  • если у вас также есть казахстанское гражданство: действующий казахстанский паспорт или удостоверение личности.

Если вы впервые подаете заявление на получение голландского паспорта или удостоверения личности для своего ребенка, используйте его свидетельство о рождении в качестве доказательства законного проживания.

При наличии казахстанского свидетельства о рождении или браке необходимо легализовать документ апостилем. Узнайте больше о легализации документов из Казахстана.

Если у вас есть другие документы из Казахстана или документы из другой страны, узнайте, нужна ли вам их легализация.

Вы можете подать документы на голландском, английском, немецком или французском языках. Если у вас есть документы на другом языке, вам следует поручить их перевод у присяжного переводчика.

Шаг 3: Запишитесь на прием

Как только вы узнаете, какие документы вам нужны, вы можете записаться на прием в России, Грузии или Нидерландах. Назначайте отдельную встречу для каждой заявки, которую вы хотите подать.

Запись на прием в Казахстане невозможна. Вместо этого вы можете записаться на прием в посольство или генеральное консульство Нидерландов в другой стране, например в России.

Записаться на прием онлайн в посольстве в Москве

Записаться на прием онлайн в Генеральном консульстве в Санкт-Петербурге

Изменение или отмена встречи

После записи на прием будет подтверждено по электронной почте. Электронное письмо будет содержать ссылку, которую вы можете использовать, чтобы изменить или отменить встречу.

Запись на прием в Казахстане невозможна. Вместо этого вы можете записаться на прием в посольство или генеральное консульство Нидерландов в другой стране, например в Грузии.

Чтобы записаться на прием в посольство в Тбилиси, напишите по электронной почте [email protected]

Изменение или отмена встречи

После записи на прием будет подтверждено по электронной почте. Электронное письмо будет содержать ссылку, которую вы можете использовать, чтобы изменить или отменить встречу.

Вы также можете подать заявление на получение паспорта или удостоверения личности в приграничном муниципалитете Нидерландов или в аэропорту Амстердама Схипхол. Если вы хотите сделать это, вы можете пропустить шаги 4 и 5.

  • Подача заявления на получение паспорта или удостоверения личности в приграничном муниципалитете Нидерландов
  • Подача заявления на получение паспорта или удостоверения личности в аэропорту Амстердама Схипхол

Шаг 4: Приходи на прием

Заявление на получение паспорта или удостоверения личности необходимо подать в человек. Даже заявители младше 18 лет должны явиться лично.

Принесите все документы из вашего личного контрольного списка. Для каждого документа контрольный список покажет вам, нужно ли вам предоставить оригинал и/или фотокопию.

Если вам нужно было легализовать и/или перевести документы, возьмите с собой легализованные и переведенные версии.

Обзор консульских сборов в России и обзор консульских сборов в Грузии расскажет вам, сколько вам придется заплатить за паспорт или удостоверение личности и какие способы оплаты принимаются.

Подача заявления на получение паспорта или удостоверения личности в приграничном муниципалитете Нидерландов или в амстердамском аэропорту Схипхол обойдется вам дешевле.

Нет. Если вам понадобится ваш действующий паспорт или удостоверение личности во время обработки вашего заявления, вы можете пока сохранить их.

Когда я должен сдать свой старый паспорт или удостоверение личности?

Если вы получаете свой новый паспорт или удостоверение личности лично, вы должны сдать свой старый, когда придете за ним.

Если вам присылают паспорт или удостоверение личности, вам нужно будет сначала отправить старый паспорт в посольство или генеральное консульство. Только после этого вам будет отправлен ваш новый паспорт или удостоверение личности. Это означает, что будет период, когда у вас не будет паспорта или удостоверения личности. Если вы хотите вернуть свой старый паспорт или удостоверение личности, сообщите об этом в посольство или генеральное консульство.

В моем старом паспорте вид на жительство или виза, что мне делать?

Если в вашем паспорте есть визы или вид на жительство, и вы хотите сохранить эти страницы нетронутыми, сообщите об этом персоналу при подаче старого паспорта.

После подачи заявления вы получите код отслеживания для отслеживания статуса вашего заявления. Когда ваш новый паспорт или удостоверение личности будет готово, вы получите электронное письмо.

Шаг 5: Получите свой паспорт или удостоверение личности или попросите их отправить вам

Обычно подготовка паспорта или удостоверения личности занимает 4 недели. С вами свяжутся, если в вашем заявлении отсутствуют документы. В этом случае потребуется более 4 недель, пока ваш паспорт или удостоверение личности не будет готово. Вы должны получить новый паспорт или удостоверение личности в течение трех месяцев; через три месяца он будет уничтожен.

Россия

Вы можете забрать свой новый паспорт или удостоверение личности в посольстве в Москве с понедельника по пятницу в следующее время:

  • 09:00 – 10:30
  • 15:00 – 16:00

Вы можете получить новый паспорт или удостоверение личности в Генеральном консульстве в Санкт-Петербурге с понедельника по пятницу в следующее время:

  • 10:00 – 12:30

Вам не нужно записываться на прием, но сначала проверьте, в какие дни наши офисы закрыты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *