Независимость армении: Об Армении — Декларация о независимости Армении

Содержание

Об Армении — Декларация о независимости Армении

ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ АРМЕНИИ

Верховный Совет Армянской ССР, выражая единую волю народа Армении, сознавая свою ответственность за судьбу армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости, исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права, претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», развивая демократические традиции образованной 28 мая 1918 года независимой Республики Армения, имея целью создание демократического, правового общества,


П Р О В О З Г Л А Ш А Е Т

начало процесса утверждения независимой государственности


1.

Армянская ССР переименовывается в Республику Армения, сокращенно — Армения.
Республика Армения имеет свой флаг, герб и гимн.
2. Республика Армения — суверенное государство, наделенное верховенством государственной власти, независимостью, полноправием.
На всей территории Республики Армения действуют только Конституция и законы Республики Армения.
3. Носителем армянской государственности, является народ Республики Армения, который осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы — на основе Конституции и законов Республики Армения.
Право выступать от имени народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету Республики Армения.
4. Для всех граждан, проживающих на территории Республики Армения, устанавливается гражданство Республики Армения.
Армяне, проживающие за пределами Республики Армения, имеют право на гражданство Республики Армения.
Граждане Республики Армения находятся под ее защитой и покровительством.
Республика Армения обеспечивает свободное и равноправное развитие своих граждан независимо от национальности, расовой принадлежности и вероисповедания.
5. В целях обеспечения своей безопасности и неприкосновенности границ Республика Армения создает подчиняющиеся Верховному Совету собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.
Республика Армения имеет право на свою долю в вооружениях СССР.
Республика Армения самостоятельно определяет порядок прохождения воинской службы своих граждан.
Войсковые соединения других стран, их военные базы и сооружения могут размещаться на территории Республики Армения только по решению ее Верховного Совета.
Вооруженные Силы Республики Армения могут быть использованы только по решению ее Верховного Совета.
6. Республика Армения, как субъект международного права, проводит независимую внешнюю политику, устанавливает прямые отношения с другими государствами, национально-государственными образованиями СССР, участвует в деятельности международных организаций.
7. Национальное богатство Республики Армения — земля, недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, экономический, интеллектуальный, культурный потенциал — собственность ее народа. Порядок владения, пользования и распоряжения ими определяется законами Республики Армения.
Республика Армения имеет право на свою долю национального богатства СССР, в том числе — золотого запаса, алмазного и валютного фондов.
8. Республика Армения на основе многообразия видов собственности определяет принципы и порядок своей экономической деятельности, учреждает собственные денежные знаки, национальный банк, финансово-кредитную систему, налоговую и таможенную службы.
9. На своей территории Республика Армения обеспечивает:
свободу слова, печати, совести; разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей; многопартийность, равноправие партий, деполитизацию правоохранительных органов и Вооруженных Сил.
10. Республика Армения обеспечивает функционирование армянского языка как государственного языка во всех сферах жизни республики, создает собственную систему образования, науки и культуры.
11. Республика Армения выступает за международное признание геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении.
12. Настоящая Декларация служит основой для разработки Конституции Республики Армения, внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию, деятельности государственных органов, разработки нового законодательства Республики.


Председатель Верховного Совета Республики Армения Л. Тер-Петросян
Секретарь Верховного Совета Республики Армения А. Саакян


23 августа 1990 года,
г. Ереван
 

День независимости Армении. Справка — РИА Новости, 19.09.2011

В административном отношении Армения разделена на 10 областей (марзов), управляемых губернаторами. Статус области имеет также Ереван.

Численность населения по данным Национальной статистической службы на 1 января 2010 года – 3,25 млн человек.

Первые сведения об Армянском нагорье восходят к XIV веку до н.э. В IX‑VI века до н. э. территория Армении – в составе рабовладельческого государства Урарту. В VI ‑ начале II века до н. э. армянское царство находилось под властью Персидской империи Ахеменидов и сирийских Селевкидов. В более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями. В III‑IV веках – в зависимости от Ирана и Византии.

В VII–XV вв. подвергалась разрушительным нашествиям арабов, византийцев, турок, монголо‑татар, Тамерлана (Тимура). В XVI‑XVIII века была поделена между Ираном и Турцией. В 1805‑1828 гг. Восточная Армения вошла в состав России (Эриванская губерния), но большая часть осталась в Турции, где в 1915‑1916 гг. произошло массовое истребление армян. 28 мая 1918 г. Российская Армения была провозглашена независимой республикой. 29 ноября 1920 года была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.

12 марта 1922 года Армения заключила с Азербайджаном и Грузией договор, в соответствии с которым они образовали Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья, преобразованный 13 декабря 1922 г. в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).

30 декабря 1922 г. федерация вошла в состав СССР. В 1936 г. ЗСФСР была упразднена, а входившие в ее состав Армения, Грузия и Азербайджан были провозглашены самостоятельными союзными республиками в составе СССР. С 1991 г. — независимое государство.

В 1991‑1994 гг. произошел вооруженный конфликт Армении с Азербайджаном из‑за принадлежности Нагорного Карабаха.

В результате конфликта Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и – полностью или частично – семью прилегающими к нему районами.

5 мая 1994 г. при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.


Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 г. С 1999 г. проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.

Республика Армения – суверенное, демократическое, социальное, правовое государство. Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами – на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Президент республики является главой государства. С 9 апреля 2008 г. президент республики Армения – Серж Саргсян.
Исполнительную власть осуществляет правительство. С 9 апреля 2008 г. премьер‑министр – Тигран Саркисян.

Высшим законодательным органом является однопалатное Национальное Собрание. В Национальном Собрании представлен 131 депутат. Спикер – Овик Абрамян.

Армения – индустриально‑аграрная страна. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия, производство стройматериалов, в т. ч. на базе разработки месторождений разноцветных туфов, перлитов, известняков, гранита и мрамора. Пищевкусовая (в т. ч. плодоконсервная, эфирномасличная, винно‑коньячная, табачная, розлив минеральных вод) и легкая промышленность. Важное значение имеют плодоводство и виноградарство.

По данным Национальной статистической службы, внешнеторговый оборот Армении по итогам 2010 года составил 4,8 млрд долларов, при этом объем экспорта достиг 1,04 млрд долларов, импорта – 3,75 млрд долларов.
За семь месяцев 2011 года внешнеторговый оборот достиг 2,9 млрд долларов, при этом экспорт – 709,6 млн долларов, импорт – 2,2 млрд долларов.

Ведущие внешнеторговые партнеры – Россия, Германия, Украина, Казахстан, Бельгия, Китай, США, Иран, Турция. Главными статьями экспорта являются недрагоценные металлы, драгоценные металлы и изделия из них, обработанные драгоценные и полудрагоценные камни, продукты питания.

В структуре импорта преобладают энергоносители, машины и оборудование, продовольственные товары, необработанные драгоценные и полудрагоценные камни.
Армения – член ООН, ОБСЕ, ВТО, ЧЭС (Организация Черноморского экономического сотрудничества) и других международных универсальных и региональных организаций.

В 2011 году Армения отметит 20‑летие независимости.

На организацию и подготовку к празднованию выделено более 3,8 млн долларов.

Праздничные мероприятия пройдут под девизом «Армения — это ты».

В преддверии 21 сентября пройдет ряд мероприятий – выставки, концерты и форумы. Собственно праздник начнется утром 21 сентября на площади Республики в Ереване с военного парада. Затем в церкви св. Григора Лусаворича будет проведена торжественная служба, а вечером на площади Республики ожидается светозвуковое представление и салют.

В этот же день торжественные мероприятия и праздничные концерты пройдут в разных областях Армении. Мероприятия продлятся в течение всей осени. После 21 сентября торжества, праздничные мероприятия организуют госструктуры, различные организации, диппредставительства Армении за рубежом и армянские общины в разных странах мира.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

История — mfa.am

В марте 1985г. изменилась политическая власть в СССР. На смену постаревшему руководству застойных лет пришли сравнительно молодые и передовые деятели.

Михаил Горбачев, ставший в дальнейшем первым президентом СССР, был избран генеральным секретарем ЦК КПСС. Он провозгласил о неизбежности реформ с целью выхода СССР из кризиса. СССР в эти годы стоял перед необходимостью коренных изменений. Началась эпоха Перестройки.

Глубокий кризис социалистической системы, несостоятельность государственно-партийной идеологии, множество нерешенных вопросов, в особенности национальные проблемы активизировали и привели в движение миллионы граждан разных народов и наций СССР.

В этод период усиливающиеся политические движения явились непосредственным результатом Перестройки. Первыми выступили армяне Нагорно- Карабахского АО (арцахские армяне), которые не могли смириться с аннексией своих исторических территорий к Азербайджану и с антиармянской политикой бакинских властей, проводимой в течение всего советского периода.

20 февраля 1988 г. внеочередная сессия областного совета Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) приняла историческое решение. Областной совет обратился в Верховные Советы Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой вывести НКАО из состава Азербайджана и присоединить к Армении.

В Армении и в Диаспоре поднялась большая волна массовых демонстрациий в знак солидарности с арцахскими армянами. В Ереване, в многочисленных городах республики, в Карабахе организовались многотысячные митинги. Однако политическое руководство СССР с первых же дней заняло негативную позицию по отношению к Карабахскому движению, охарактеризовав митинги народов Армении и Арцаха как требование группы экстермистски настроенных националистов.

За событиями, происходящими в Армении и Арцахе, следили и морально поддерживали известные передовые деятели, представители научной и творческой интеллигенции. В то время, как в Армении и Карабахе происходили мирные митинги, 27-29 февраля 1988г. в находившемся недалеко от столицы Баку, в промышленном городе Сумгаите произошла массовая резня армянского населения. В результате погибли несколько десятков армян, многие подверглись пыткам и около 200 человек были ранены. После этих погромов 18-ти тысячное армянское население вынуждено было иммигрировать из города.

Согласно всем достоверным источникам, резня армян была подготовлена местными азербайджанскими властями. А центральная союзная власть ввела войска в Сумгаит с опозданием на три дня. Солдаты с большим трудом сдерживали азербайджанских погромщиков и выводили из города армянское население. Даже после зверств, происшедших в Сумгаите, Центр представлял Карабахский вопрос не в качестве политической, а в качестве социально-экономической проблемы.

Движение стало более масштабным. Парралельно с митингами и демонстрациями протеста, в Арцахе и в республике начались массовые забастовки. Армянский народ требовал от правительства СССР справедливого решения Карабахского вопроса, политическую и правовую оценку сумгаитской резне. В мае 1988г. в Ереване создался “Комитет по Карабахскому движению”.

15 июня 1988г. сессия Верховного Совета Арм. ССР, в ответ на обращение областного совета НКАО, приняла решение о присоединении Области к Армении. После чего Верховный Совет Арм. ССР обратился к Верховному совету СССР с просьбой положительно решить вопрос. 18 июля на сессии Президиума ВС участвовали представители Армении, НКАО, Азербайджана. Однако высшее руководство СССР отклонило решения, принятые на сессиях областного совета НКАО и Верховного Совета Армении.

С первых дней карабахского движения практически все армянонаселенные районы Азербайджана подверглись массовым погромам и ограблениям: азербайджанские власти последовательно осуществляли этнические чистки. Так, из Кировабада, Шамхора, Ханлара, Дашкесана, Мингечаура и других населенных пунктов армяне были депортированы, подвергаясь ограблению и издевательствам.

Следующая крупная волна депортации началась в январе 1990г., когда в течение одной недели в Баку были убиты сотни армян, а примерно 200 тысячная армянская национальная община вынуждена была покинуть город, оставляя неописуемо ценное имущество и недвижимость.

Потрясшее армянский народ землятресение 7 декабря 1988г. еще более усугубило тяжелую ситуацию, сложившуюся в Армении. Зоны толчков поразили северные и северо-восточные регионы республики. В течение считанных минут полностью или частично разрушились многочисленные села, города и населенные пункты. Погибло более 25 тысяч человек, а около 500 тысяч остались без крова.

1 декабря 1989г. Верховный Совет Арм.ССР и Национальный Совет НКАО провозгласили об объединении Армении и Нагорного Карабаха. Преследования и насилие против армян в Азербайджанской ССР стали более беспощадными. В отношении Республики Армения и НКАО вводится экономическая блокада.

Прекращается доставка в республику природного газа, хозяйственных, промышленных и других продуктов.

23 августа 1990г. первая сессия новоизбранного Высшего совета Армении приняла “Декларацию о независимости Армении”, которая практически провозглашала начало процесса независимости. Таким образом, в истории Армении начался период третьей республики. Специальная статья декларации признавала господство законов независимой Армении над законами СССР. В качестве государственного флага был утвержден триколор: красный, синий, оранжевый. Это был флаг Первой республики. Был утвержден другой символ новой государственности – герб, который также принадлежал Первой республике. Декларация провозглашала уважение прав человека, свободу совести, вероисповедания, партий, собраний и слова. Восстановились права Армянской Апостольской церкви.

Пользуясь поддержкой Москвы, Азербайджанские власти продолжали осуществлять погромы и массовые переселения в армянонаселенных районах. В первой половине 1991г. азербайджанский ОМОН (отряды милиции особого назначения) с помощью советской армии начали открытую войну против армянского населения Шаумянского, Геташенского подрайонов и НКАО, осуществляя заранее спланированную операцию насильственной депортации “Кольцо”. Захватчики основательно разрушили многочисленные армянские села и поселки.

Фактически с мая-июня 1991г. азербайджанская сторона стала зачинщиком азербайджано-карабахской войны. Весь армянский народ принял этот вызов. А в НКАО создался подпольный комитет и штаб самообороны, во всех районах области организовались вооруженные отряды самообороны.

Референдум на фоне войны: как Армения обрела независимость

Ровно 25 лет назад, 21 сентября 1991 года, в Армении прошел референдум, в результате которого страна обрела независимость и вышла из состава СССР. Что предшествовало этим событиям, как проходил референдум и насколько давние традиции у армянской государственности, вспоминает RT.

Путь к независимости

Период с 1988 по 1991 год вошел в историю как «парад суверенитетов». Тогда союзные республики, входившие в состав СССР, заявили о своих правах на независимость и провозгласили верховенство республиканского законодательства над союзным. Это привело к тому, что с весны 1990 года республики начали отделяться, провозглашая свою независимость, подкрепляя ее конституционными законами и референдумами. Армянская ССР не стала исключением.

У Армении уже был опыт обретения независимости. 28 мая 1918 года, после распада Закавказской демократической федеративной республики, Армения стала независимым государством. А в 1922 году Армения вошла в состав СССР в качестве одной из трех закавказских республик, которая, согласно конституции 1936 года, стала самостоятельным союзным государством.

Третья республика

24 февраля 1988 года, в связи с обострением карабахской проблемы в регионе, которая подтолкнула на серьезные политические изменения в стране, в Армении был создан комитет «Карабах». Карабахский конфликт начался в годы перестройки и представлял из себя межнациональное противостояние между азербайджанцами и армянами. Конфликт уходит своими корнями глубоко в историю, но обостренную свою форму он принял именно в этот период, в связи с резким подъемом национальных движений в Армении и Азербайджане. В результате многочисленных столкновений в 1991 году между двумя странами развязались масштабные военные действия за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Позднее на основе сформировавшегося комитета «Карабах», в состав которого вошел будущий президент Армении и инициатор референдума по отделению Левон Тер-Петросян, появилась партия «Армянское национальное движение». Спустя пару месяцев, в мае 1990 года, в Армении состоялись выборы в Верховный Совет, места в котором получили как коммунисты, так и представители оппозиционного «Армянского Общенационального Движения». Эти выборы стали поворотным событием в дальнейших процессах, происходивших в государстве.

«Основным движущим моментом для обретения независимости Армении стал назревавший с конца 1980-х гг. конфликт с Азербайджаном, воплотившийся позднее в Карабахскую войну. К 1991 году в Нагорном Карабахе велись уже военные действия, и происходили этнические чистки. Эти процессы были ключевым фоном, на котором происходил референдум и принималось решение об отделении Армении от СССР», — рассказал RT старший научный сотрудник Центр проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов

В августе 1990 года председателем Верховного Совета был избран глава оппозиции Левон Тер-Петросян, который уже 23 августа на первой сессии обновленного совета предложил принять «Декларацию о независимости Армении». Принятие данной декларации ознаменовало начало процесса отделения Армянской ССР от центра, а также прекращение действия на территории республики Конституции и законов СССР. Текст декларации содержал 12 пунктов, охватывающих основные сферы будущего устройства независимой Армении.

Во вступительной части декларации было объявлено следующее:

«Верховный Совет Армянской ССР, выражая единую волю народа Армении, сознавая свою ответственность за судьбу армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости, исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права, претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года „О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха“, развивая демократические традиции образованной 28 мая 1918 года независимой Республики Армения, имея целью создание демократического, правового общества, провозглашает начало процесса утверждения независимой государственности».

Среди основных провозглашенных в декларации пунктов стоит отметить суверенный характер образующейся Армении, провозглашение своей Конституции, гражданства и законов, герба, гимна, флага, а также независимой внешней и внутренней политики. Обнародование декларации свидетельствовало о том, что Армянская ССР действовала согласно советскому законодательству и заблаговременно заявила о своей решимости покинуть состав СССР. Для легитимации этого решения в стране было необходимо провести референдум, который состоялся 21 сентября 1991 года.

«Референдум, прошедший в Армении 21 сентября, сформировал всю последующую политическую повестку страны. Армянская нация имеет очень давние традиции государственности, начиная с эпохи Древнего Рима. Но, несмотря на то, что армянский народ потерял свою государственность, начал находиться под управлением других государств и жестоких правителей, ему удалось сохранить непреодолимое желание вновь обрести независимость. Поэтому референдум 21 сентября был полностью оправдан и показал желание армянского народа жить в независимом и полноценном государстве. Это желание было, может быть, даже больше, чем у других народов бывшего СССР. Исторически к этому армяне были готовы, борясь за это на всем протяжении своей истории», — отметил в комментарии RT политолог, эксперт по Кавказу, глава аналитического бюро «Alte Et Certe» Андрей Епифанцев

Как проходил референдум

В начале марта 1991 года Верховным Советом Республики Армения было обнародовано постановление, согласно которому в стране прошел референдум:

«1. Провести на территории Республики Армения референдум о выходе из состава СССР, поставив на голосование следующий вопрос: „Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?“.

2. Референдум провести 21 сентября 1991 года.

3. Предоставить Президиуму Верховного Совета Республики Армения право в случае резкого изменения ситуации принять решение о досрочном проведении референдума.

4. Расходы, связанные с проведением референдума, произвести из государственного бюджета Республики Армения».

Важно, что до самого референдума, Армения бойкотировала все действия центра, отказавшись принимать участие в мероприятиях и процессах, направленных на сохранение СССР.

«Для Армении день независимости — очень большая дата, — рассказал RT политический обозреватель Айк Халатян. — Учитывая древнюю историю нашей страны и большой период, когда мы находились в зависимости от СССР, события сентября 1991 года играют большое значение для современной Армении. Стоит отметить, что какого-то негатива к советским временам у Армении нет, было сделано много хорошего.

Что касается референдума, то он проходил на фоне назревавшего карабахского конфликта. Если сначала жители и руководство Армянской ССР считали, что этот конфликт может быть урегулирован в рамках Советского Союза, то после определенных событий 1991 года, когда начались реальные военные действия, вопросы о референдуме и об отделении от центра стали приоритетными».

21 сентября в голосовании приняли участие 94,99% избирателей, и 99% проголосовавших высказались за выход Армении из состава СССР. Стоит отметить, что референдум проходил полностью в соответствие с общесоюзным законодательством, потому что армянская сторона предупредила союзный центр о своем намерении отделиться за полгода до начала референдума. Более того, в начале августа 1991 Верховный Совет Армении направил в Верховный Совет СССР постановление, в котором призывал центр и другие объединения стать наблюдателями во время проведения референдума:

«Просим вас в соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона решить вопрос о присутствии на территории Армении в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований, а также пригласить представителей Организации Объединенных Наций».

Политологи отмечают, что события 1991 году позволили Армении выйти на новый уровень своего развития, несмотря на позитивные процессы, которые происходили в стране во время ее пребывания в составе Советского Союза.

«В 1991 году была образована не новая республика Армения, а были восстановлены традиции государственности, заложенные еще в период 1918–1920 годов. Стоит отметить, что советский период был более стабилен с точки зрения взаимоотношений Армении с ее территориальными соседями, Азербайджаном, например. Но, безусловно, образование независимой Армении в 1991 году имело колоссальные политические, экономические и социальные последствия», — рассказал RT политолог, глава центра кавказоведения при МГУ Исмаил Агакишиев.

23 сентября 1991 газета стало известно о результатах голосования, и вслед за этим была принята Декларация о государственной независимости Армении, а Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым, суверенным государством.

Тем не менее, Армянская ССР оставалась в составе СССР вплоть до 26 декабря 1991 года, поскольку не до конца были соблюдены процедуры, предусмотренные Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года. Но это уже никак не мешало гражданам Армении чувствовать себя независимыми.

«Референдум имеет колоссальное значение для современной Армении, прежде всего потому, что благодаря ему появилось современное государство Армения. Но самое главное, что в 1991 году образовалось поколение людей, которым сейчас 25–30 лет, живущее в свободной и независимой стране, являющееся будущим и опорой современной Армении. Оно главный результат этой независимости, день которой мы отмечаем 21 сентября каждый год», — рассказал RT директор института Кавказа в Ереване.

Эдуард ЭПШТЕЙН

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

как Армения обрела независимость — РТ на русском

Ровно 25 лет назад, 21 сентября 1991 года, в Армении прошёл референдум, в результате которого страна обрела независимость и вышла из состава СССР. Что предшествовало этим событиям, как проходил референдум и насколько давние традиции у армянской государственности, вспоминает RT.

Путь к независимости

Период с 1988 по 1991 год вошёл в историю как «парад суверенитетов». Тогда союзные республики, входившие в состав СССР, заявили о своих правах на независимость и провозгласили верховенство республиканского законодательства над союзным. Это привело к тому, что с весны 1990 года республики начали отделяться, провозглашая свою независимость, подкрепляя её конституционными законами и референдумами.  Армянская ССР не стала исключением.

У Армении уже был опыт обретения независимости. 28 мая 1918 года, после распада Закавказской демократической федеративной республики, Армения стала независимым государством. А в 1922 году Армения вошла в состав СССР в качестве одной из трёх закавказских республик, которая, согласно конституции 1936 года, стала самостоятельным союзным государством.

Третья республика

24 февраля 1988 года, в связи с обострением карабахской проблемы в регионе, которая подтолкнула на серьёзные политические изменения в стране, в Армении был создан комитет «Карабах». Карабахский конфликт начался в годы перестройки и представлял из себя межнациональное противостояние  между азербайджанцами и армянами. Конфликт уходит своими корнями глубоко в историю, но обострённую свою форму он принял именно в этот период, в связи с резким подъёмом национальных движений в Армении и Азербайджане. В результате многочисленных столкновений в 1991 году между двумя странами развязались масштабные военные действия за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Позднее на основе сформировавшегося комитета «Карабах», в состав которого вошёл будущий президент Армении и инициатор референдума по отделению Левон Тер-Петросян, появилась партия «Армянское национальное движение». Спустя пару месяцев, в мае 1990 года, в Армении состоялись выборы в Верховный Совет, места в котором получили как коммунисты, так и представители оппозиционного «Армянского Общенационального Движения». Эти выборы стали поворотным событием в дальнейших процессах, происходивших в государстве.

«Основным движущим моментом для обретения независимости Армении стал назревавший с конца 1980-х гг. конфликт с Азербайджаном, воплотившийся позднее в Карабахскую войну. К 1991 году в Нагорном Карабахе велись уже военные действия, и происходили этнические чистки. Эти процессы были ключевым фоном, на котором происходил референдум и принималось решение об отделении Армении от СССР», — рассказал RT старший научный сотрудник Центр проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов

В августе 1990 года председателем Верховного Совета был избран глава оппозиции Левон Тер-Петросян, который уже 23 августа на первой сессии обновлённого совета предложил принять «Декларацию о независимости Армении». Принятие данной декларации ознаменовало начало процесса отделения Армянской ССР от центра, а также прекращение действия на территории республики Конституции и законов СССР. Текст декларации содержал 12 пунктов, охватывающих основные сферы будущего устройства независимой Армении.

Во вступительной части декларации было объявлено следующее:

«Верховный Совет Армянской ССР, выражая единую волю народа Армении, сознавая свою ответственность за судьбу армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости, исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права, претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», развивая демократические традиции образованной 28 мая 1918 года независимой Республики Армения,  имея целью создание демократического, правового общества, провозглашает начало процесса утверждения независимой государственности».

Среди основных провозглашённых в декларации пунктов стоит отметить суверенный характер образующейся Армении, провозглашение своей Конституции, гражданства и законов, герба, гимна, флага, а также независимой внешней и внутренней политики. Обнародование декларации свидетельствовало о том, что Армянская ССР действовала согласно советскому законодательству и заблаговременно заявила о своей решимости покинуть состав СССР. Для легитимации этого решения в стране было необходимо провести референдум, который состоялся 21 сентября 1991 года.

«Референдум, прошедший в Армении 21 сентября, сформировал всю последующую политическую повестку страны. Армянская нация имеет очень давние традиции государственности, начиная с эпохи Древнего Рима. Но, несмотря на то, что армянский народ потерял свою государственность, начал находиться под управлением других государств и жестоких правителей, ему удалось сохранить непреодолимое желание вновь обрести независимость. Поэтому референдум 21 сентября был полностью оправдан и показал желание армянского народа жить в независимом и полноценном государстве. Это желание было, может быть, даже больше, чем у других народов бывшего СССР. Исторически к этому армяне были готовы, борясь за это на всем протяжении своей истории»,  — отметил в комментарии RT политолог, эксперт по Кавказу, глава аналитического бюро «Alte Et Certe” Андрей Епифанцев

Как проходил референдум

В начале марта 1991 года Верховным Советом Республики Армения было обнародовано постановление, согласно которому в стране прошёл референдум:

«1. Провести на территории Республики Армения референдум о выходе из состава СССР, поставив на голосование следующий вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?».

2. Референдум провести 21 сентября 1991 года.

3. Предоставить Президиуму Верховного Совета Республики Армения право в случае резкого изменения ситуации принять решение о досрочном проведении референдума.

4. Расходы, связанные с проведением референдума, произвести из государственного бюджета Республики Армения».

Важно, что до самого референдума, Армения бойкотировала все действия центра, отказавшись принимать участие в мероприятиях и процессах, направленных на сохранение СССР.

 «Для Армении день независимости — очень большая дата, — рассказал RT политический обозреватель Айк Халатян. — Учитывая древнюю историю нашей страны и большой период, когда мы находились в зависимости от СССР, события сентября 1991 года играют большое значение для современной Армении. Стоит отметить, что какого-то негатива к советским временам у Армении нет, было сделано много хорошего. 

Что касается референдума, то он проходил на фоне назревавшего карабахского конфликта. Если сначала жители и руководство Армянской ССР считали, что этот конфликт может быть урегулирован в рамках Советского Союза, то после определенных событий 1991 года, когда начались реальные военные действия, вопросы о референдуме и об отделении от центра стали приоритетными».

21 сентября в голосовании приняли участие 94,99% избирателей, и 99% проголосовавших высказались за выход Армении из состава СССР. Стоит отметить, что референдум проходил полностью в соответствие с общесоюзным законодательством, потому что армянская сторона предупредила союзный центр о своем намерении отделиться за полгода до начала референдума. Более того, в начале августа 1991 Верховный Совет Армении направил в Верховный Совет СССР постановление, в котором призывал центр и другие объединения стать наблюдателями во время проведения референдума:

«Просим Вас в соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона решить вопрос о присутствии на территории Армении в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований, а также пригласить представителей Организации Объединенных Наций».

Политологи отмечают, что события 1991 году позволили Армении выйти на новый уровень своего развития, несмотря на позитивные процессы, которые происходили в стране во время её пребывания в составе Советского Союза.

«В 1991 году была образована не новая республика Армения, а были восстановлены традиции государственности, заложенные еще в период 1918-1920 годов. Стоит отметить, что советский период был более стабилен с точки зрения взаимоотношений Армении с её территориальными соседями, Азербайджаном, например. Но, безусловно, образование независимой Армении в 1991 году имело колоссальные политические, экономические и социальные последствия», — рассказал RT политолог, глава центра кавказоведения при МГУ Исмаил Агакишиев.

23 сентября 1991 газета стало известно о результатах голосования, и вслед за этим была принята Декларация о государственной независимости Армении, а Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым, суверенным государством.

Тем не менее, Армянская ССР оставалась в составе СССР вплоть до 26 декабря 1991 года, поскольку не до конца были соблюдены процедуры, предусмотренные Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года. Но это уже никак не мешало гражданам Армении чувствовать себя независимыми.

«Референдум имеет колоссальное значение для современной Армении, прежде всего потому, что благодаря ему появилось современное государство Армения. Но самое главное, что в 1991 году образовалось поколение людей, которым сейчас 25-30 лет, живущее в свободной и независимой стране, являющееся будущим и опорой современной Армении. Оно главный результат этой независимости, день которой мы отмечаем 21 сентября каждый год», – рассказал RT директор института Кавказа в Ереване.

Эдуард Эпштейн

 

Армения 30 лет спустя: к независимости через бедствия, войны и потери

21 сентября Армения в 30-й раз будет отмечать День национальной независимости. Но особой радости и приподнятости в настроении населения не чувствуется. Причиной тому стали как пандемия коронавируса, так и события, которые развернулись летом и осенью прошлого года и привели к потере того, чем до сих пор в стране гордились как одним из достижений периода государственной независимости. А именно – контроля над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему районами, обеспечивавшими связь Арцаха (так в Ереване называют Нагорный Карабах) с остальной территорией Армении.

Декларацию о независимости Армении Верховный Совет республики принял 23 августа 1990 года. 21 сентября 1991 года состоялся референдум, на котором большая часть населения проголосовала за выход Армении из состава СССР. 21 декабря того же года Армения вступила в инициированное Россией Содружество независимых государств.

Первым президентом независимой Армении 17 октября 1991 года был избран Левон Тер-Петросян, один из лидеров Армянского общенационального движения, в прошлом член комитета «Карбах», члены которого вступали за вывод Нагорно-Карабахской автономной области из-под юрисдикции Азербайджана.

На выборах 22 сентября 1996 года Тер-Петросян был избран президентом на второй срок, но продержался на посту около полутора лет и 3 февраля 1998 года ушел в отставку из-за раскола в правительстве. Причиной раскола стал всё тот же конфликт в Нагорном Карабахе и разногласия по его урегулированию. Тер-Петросян предлагал план по демилитаризации зоны конфликта и возвращению Азербайджану ряда населенных пунктов, занятых Арменией в ходе военных действий 1992-1994 годов.

Против этого плана выступили тогдашний премьер-министр Роберт Кочарян, а также министр обороны Вазген Саргсян и министр внутренних дел и национальной безопасности Серж Саргсян. Возглавляемые ими политические силы пришли к власти в стране на долгие 20 лет. С 30 марта 1998 по 9 апреля 2008 года пост президента Армении занимал Роберт Кочарян, а с 9 апреля 2008 по 9 апреля 2018 года главой государства был Серж Саргсян.

Никол Пашинян и Левон Тер-Петросян

Спустя 22 года план Тер-Петросяна фактически привёл в действие нынешний премьер-министр Никол Пашинян. Во всяком случае, так считают его политические оппоненты, обвиняющие премьера в измене интересам родины. По итогам подписанного в Москве 9 ноября 2020 года трехстороннего Заявления некогда подконтрольная Армении территория была «поделена» между Ереваном и Баку, а в зону конфликта были введены российские миротворцы.

Вопрос независимости Нагорного Карабаха стал в свое время причиной острейшего конфликта между Арменией и Азербайджаном, который вылился в массовые погромы и убийства армян в Баку и Сумгаите, резню в Ходжалы, военные действия в зоне конфликта 1992-1994 годов, периодические перестрелки в последующие годы, а также в жёсткую блокаду Армении со стороны Азербайджана и его стратегического союзника Турции.

Независимость Армения обрела после разрушительного спитакского землетрясения 1988 года, еще не оправившись от его последствий, когда значительная часть страны была разрушена и погружена во мрак из-за ограниченного после стихийного бедствия энергоснабжения. Населению приходилось приспосабливаться к новым условиям и вместе с источниками обогрева и освещения жилища искать и средства существования. А так как найти работу на родине было непросто, потянулись за границу. Большей частью в Россию, где и сегодня зарабатывают средства на пропитание и содержание своих семей многие граждане страны.

30 лет независимости Армения встречает с незавидным состоянием экономики. По оценкам местных экспертов-экономистов, влияние на нее оказали как ковид-пандемия, так и прошлогодняя 44-дневная война в Карабахе и последовавшие за ней внутриполитическая нестабильность и внеочередные парламентские выборы.

Как заявил армянским СМИ доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян, 2020 год был для Армении годом спада, и эта негативная тенденция продолжилась в 2021 году. В первом квартале текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2020 года ВВП упал на 34,8%. В то же время отмечался рост экспорта и улучшение ситуации в сельском хозяйстве.

В советский период Армения считалась индустриально-аграрной страной. Здесь были развиты химическая, электронная промышленность, машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность, производство синтетического каучука и текстиля. Свое место в экономике занимала и горнодобывающая промышленность: добыча меди, молибдена, цинка, золота, свинца. Но, как и остальные советские республики, Армения входила в единую централизованную систему и сильно зависела от внешних ресурсов и поставщиков. Поэтому с обретением независимости и распадом прежних связей претерпела те же трудности с налаживанием рыночной экономики, что и другие бывшие братские республики. Большинство промышленных предприятий было остановлено. Впоследствии, с переходом на рыночные рельсы, часть из них возобновила работу, но в гораздо меньшем масштабе.

Если в 1990 году доля промышленности в структуре ВВП достигала 34,5%, то по данным за 2019 год она составила лишь 20%. Доля сельского хозяйства уменьшилась с 17,4% до 13,2%, доля строительства сократилась с 19,1% до 6,8%. В то же время почти в 2,5 раза – с 15,5% до 37,8% возросла доля сферы услуг.

Сегодня одной из проблем, которые препятствуют развитию экономики, местные аналитики считают высокие налоги. В интервью армянским СМИ доктор экономических наук, профессор Ашот Тавадян отметил, что «в Армении налоги выше, чем в соседней Грузии», и привел конкретные цифры: НДС в Армении составляет 20%, в Грузии – 18%, подоходный налог соответственно – 22% и 20%, налог на прибыль – 18% и 15%. По мнению аналитика, это мешает притоку в страну иностранных инвестиций и правительству следует серьезно подумать над решением этого вопроса.

На фоне пандемии коронавируса и после 44-дневной войны в Карабахе внешний долг страны достиг критической отметки и, по данным 2020 года, составил 62,8% от ВВП. Такой рост вызывает особую тревогу у местных экономистов, которые призывают правительство со всей серьезностью отнестись к обслуживанию внешнего долга.

Сегодня Армения экспортирует в основном обработанные бриллианты, машины и оборудование, медную руду, а импортирует нефть и газ, продовольствие. Одним из важнейших торговых партнеров Армении является Россия, внешнеторговый оборот с которой составляет 20% от всего объема внешней торговли республики, и этот показатель продолжает расти. Российским компаниям принадлежат многие крупные армянские предприятия и активы, причем большая часть их перешла в руки российских партнеров в счет уплаты долгов и кредитов.

Сложной и неоднозначной остается ситуация в социальной сфере. Пандемия коронавируса еще больше обнажила существующие здесь проблемы. Отсутствие рабочих мест остается главной причиной миграционных процессов, граждане продолжают покидать страну в поисках заработка и в основном выбирают Россию. Правда, пришедшее к власти в результате «бархатной революции» правительство Никола Пашиняна обещает решить социальные проблемы и в ходе представления очередной стратегии развития на период до 2026 года сообщило об увеличении минимальной зарплаты в течение следующих 5 лет до 85 тысяч драмов (по нынешнему курсу это около 172 долларов США) и приравнивании пенсии к стоимости потребительской корзины. А также о планируемых правительством шагах по ликвидации безработицы и преодолению бедности. Но все это планы, для решения которых нынешняя власть взяла достаточно большой срок, и насколько будут выполнены обещания, можно будет судить лишь по прошествии этих 5 лет.

По оценке ряда армянских аналитиков, нынешнее положение дел в стране не дает оснований утверждать, что армянская государственность состоялась. Как заявил «Ритму Евразии» армянский эксперт Грант Микаелян, главным достижением периода независимости Армении была победа в войне за Нагорный Карабах 1992-1994 годов, но эта победа уже утеряна.

«Сегодня ситуация куда более сложная. Страна находится в зоне критических рисков безопасности и все больше зависит от внешних игроков практически во всех вопросах. Однако это также является и международной тенденцией роста взаимозависимости стран в ходе глобализации, и особенно роста зависимости малых стран от больших на уровне мягкой силы, а также зависимости в сфере безопасности», — отметил Г. Микаелян.

По его же оценке, в экономике страны, несмотря на неблагоприятные геополитические условия, фиксируются определенные положительные результаты. Здесь большей частью завершен постсоветский транзит к рыночной экономике и институтам.

«Хотя все это не означает, что армянская государственность состоялась. Для этого нужно уделять больше времени и прилагать больше усилий в самых разных областях. Но за последние три года в стране заметен явный регресс в сфере институтов и государства», — с сожалением констатировал Г. Микаелян.

Более подробно на пройденном Арменией за 30 лет независимости пути и ситуации на данный момент остановился другой армянский аналитик, политолог Теван Погосян. По его оценке, за 30 лет после обретения национальной независимости Армения имела свои взлеты и падения, но в условиях новой власти теряет все, что приобрела за прошлые десятилетия.

«Последние три года новая власть терпит неудачу за неудачей. Самое обидное то, что после 27 лет продолжительной работы, взлетов и падений встал вопрос, сумеет ли Армения сохранить свою независимость. Так как суверенитет республики уже во многом потрепан, почти на всех границах Армении с соседями присутствует другая страна – Россия. Она обеспечивает нашу безопасность, а не сама Армения», — отметил Т. Погосян.

По его же словам, спад сегодня отмечается почти во всех сферах, надежды на лучшее развитие в условиях демократии правительство Пашиняна не оправдало, и все, что страна приобрела за 27 лет независимости, за последние три года утратила.

«Движение за независимость Армении началось еще в 1988 году, но за ним последовало землетрясение. И свою независимость Армения обретала в условиях, когда второй по величине город страны был почти полностью разрушен, когда были разрушены другие города и села, страна понесла много жертв. Затем последовал распад СССР, но Армения обрела бы независимость, даже если бы Советский Союз не распался. Наше решение было принято еще в 1990 году, и мы следовали по пути к независимости, в точности соблюдая все правовые детали и нюансы. После этого, в 1992 году, Азербайджан развязал против нас войну, но Армения, разрушенная после землетрясения, находящаяся в условиях экономического, энергетического, социального кризиса, не только выстояла, но в 1994 году добилась неплохих результатов», — напомнил Т. Погосян.

 Последующие годы, по заявлению аналитика, были посвящены восстановлению экономики, нормальной жизни, налаживанию отношений на внешнеполитической арене. В 2000 году Армения стала членом Совета Европы. Предыдущие власти республики развивали комплиментарную внешнюю политику. Армения, будучи членом ОДКБ, в то же время поддерживала партнерские отношения с НАТО. А являясь членом Евразийского экономического союза, сумела заключить ряд соглашений с Евросоюзом.

«Армения балансировала свою внешнюю политику таким образом, чтобы от каждой стороны брать то, что полезно для развития нашей страны. К сожалению, после перемен 2018 года мы не смогли сохранить понятие строительства национального государства. На первый план были выдвинуты чуждые обществу ценности, в социуме были проведены разделительные линии. Общество поделили на черных и белых, чужих и своих. А в результате того, что Армения не сумела правильно выстроить свою внешнюю политику, Азербайджан в 2020 году опять развязал войну, в которой наша страна потерпела поражение», — констатировал Т. Погосян.

44-дневная война за Нагорный Карабах и нежелательные для Армении итоги этой войны значительно пошатнули позиции революционного премьера Пашиняна. В республике начались активные выступления оппозиции, и под давлением оппонентов нынешняя власть была вынуждена назначить досрочные парламентские выборы. Но несмотря на масштабность протестов и множество недовольных политикой Пашиняна граждан, его политическая сила и на этот раз сумела удержаться у власти. Куда приведет страну это правительство – покажет лишь время.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Пашинян призвал международное сообщество признать Нагорных Карабах

Премьер Армении Никол Пашинян в разговоре с Эммануэлем Макроном выступил за международного признание самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики, хотя сам Ереван никаких шагов в этом направлении не делает. Парламент Франции уже обсуждает соответствующую инициативу и, с точки зрения эксперта, Макрон может поддержать независимость НКР для реализации собственных целей, в том числе в преддверии новых президентских выборов. Однако подключение других государств к этому вопросу выглядит маловероятным.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о принципиальной важности международного признания самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики (НКР или Арцах). Об этом глава армянского правительства сказал в ходе телефонного разговора с президентом Франции Эммануэлем Макроном.

В этом контексте стороны подчеркнули важность сохранения мира в регионе и дальнейшей разрядки напряженности, а также отметили необходимость возобновления деятельности сопредседательства Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию.

«Собеседники подчеркнули необходимость полного возобновления работы сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Обсуждался вопрос обеспечения безопасного возвращения (в Карабах) десятков тысяч людей, покинувших свои дома за последние недели. Отмечена важность сохранения религиозного, исторического и культурного наследия Арцаха», — заявили в пресс-службе армянского правительства.

При этом позиция Макрона по статусу НКР в сообщении не указывается, хотя 19 ноября французский лидер провел видеоконференцию с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и Пашиняном по карабахскому вопросу.

В Елисейском дворце отмечают, что президент Франции проинформировал обе стороны об оказании гуманитарной помощи населению Нагорного Карабаха.

«Прекращение боевых действий должно теперь позволить возобновить переговоры на основе доброй воли с тем, чтобы защитить население Нагорного Карабаха и обеспечить возвращение в условиях должной безопасности десятков тысяч людей, покинувших в последние недели свои дома», — объявил Макрон.

Кроме того, французский лидер указал на желание Парижа добиться принятия мер по защите культурного наследия и религиозного достояния региона, что уже обсудил с гендиректором ЮНЕСКО Одре Азуле. Франция выступает за консолидацию достигнутых договоренностей по прекращению огня в Нагорном Карабахе, а также поддерживает создание формы международного контроля за соблюдением перемирия.

В Елисейском дворце отдельно подчеркнули, что Париж беспокоит наличие иностранных боевиков в регионе, в особенности тех, которые прибыли туда при помощи Турции из Сирии. В данном контексте Франция опасается возможного участия Анкары в проведении миротворческих операций в Нагорном Карабахе.

Впрочем, если Макрон напрямую не стал озвучивать свое мнение по статусу НКР в диалоге с лидерами Азербайджана и Армении, за него это готовы сделать французские депутаты.

25 ноября сенат Франции рассмотрит резолюцию, в которой парламентарии призывают власти страны признать независимость Нагорного Карабаха.

«Только независимость НКР может надежно гарантировать права и свободы населения Нагорного Карабаха перед лицом турецкого исламистского экспансионизма», — отмечал французский сенатор Брюно Ретайо.

В данный момент мировое сообщество, в том числе Армения и Франция, официально не признают независимость Арцаха. По факту регион, с точки зрения международного права, является частью Азербайджана. То есть шестинедельное противостояние между силами Еревана, НКР и Баку на бумаге было возвращением своих территорий со стороны азербайджанских властей.

Путь Франции

Нагорный Карабах до сих пор не признан ни одним из ведущих мировых государств, но, как заявил в беседе с «Газетой.Ru» руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский, Франция действительно может пересмотреть свою позицию по этому вопросу.

Эксперт указывает на несколько причин, которые могут подвигнуть Париж к признанию Нагорно-Карабахской республики. Во-первых, последнее военное обострение в Карабахе пыталась предотвратить минская группа ОБСЕ, в которой Россия, США и Франция являются сопредседателями.

В конечном счете вопрос был решен в трехстороннем формате — Москва, Ереван, Баку. С точки зрения других сопредседателей минской группы это выглядело как девальвация их роли.

«Франция это переживала более чувствительно, потому что у нее самая большая в ЕС армянская диаспора — третья в мире после России и США. Французская армянская диаспора тяжело переживала вспышку военных действий в Нагорном Карабахе, поэтому решение по статусу НКР является определенным жестом. Париж к карабахским вопросам не равнодушен, более того, Франция стала первой страной Евросоюза, признавшей геноцид армян в Османской империи», — отметил Рубинский.

Во-вторых, во Франции очень сложная ситуация с исламистским терроризмом и карабахский вопрос здесь также актуален. Последние теракты на французской территории переплелись с противостоянием Парижа и Анкары. И роль, которую Турция играет в Карабахе, во Франции резко критикуется — турецкая сторона активно поддерживает Азербайджан и по некоторым данным даже способствовала переброске в регион сирийских боевиков, на что не раз указывал Елисейский дворец.

«Противостояние между Макроном и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом параллельно идет по целому ряду вопросов, вплоть до военного в Восточном Средиземноморье.

То есть некоторые корректировки в отношении Нагорного Карабаха — отчасти ответ Турции», — указал эксперт.

В-третьих, текущая ситуации в республике, связанная с крупными терактами, а также пандемией коронавируса COVID-19, требует от французского руководства эффектных действий, считает Рубинский. Тем более, что через полтора года должны состояться новые президентские выборы, где Макрон вновь будет кандидатом на пост главы государства.

«Вероятно, французская сторона действительно пойдет на признание НКР, но какие тут будут дальнейшие последствия сказать трудно. Существуют большие сомнения в том, что другие мировые государства, в том числе ЕС, последуют примеру Франции», — подчеркнул Юрий Рубинский.

Тут стоит указать, что Макрон все же не должен следовать решению сената Франции, если соответствующая резолюция по статусу НКР будет принята в рамках слушания. Документ носит рекомендательных характер и исполнительная власть может принять их к сведению, но не обязана выполнять.

Подобные призывы в отношении признания Нагорно-Карабахской республики уже были в других государствах. В частности, шесть лет назад семь американских штатов направили соответствующие резолюции на рассмотрение конгресса и президента, однако США не стали менять свою позицию по статусу НКР.

Армянское лоббирование

Впрочем, говоря о ситуации вокруг признания или непризнания Арцаха стоит рассмотреть участие Армении в этом вопросе. Пашинян не раз выступал с призывами по изменению статуса НКР в международном сообществе, и даже сам обещал рассмотреть этот вопрос. Однако за почти 30-летнюю историю противостояния Армении и Нагорно-Карабахской республики с Азербайджаном, Ереван так и не признал независимость своего де-факто протектората.

Как заявил в разговоре с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник сектора Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов, в настоящее время Армения находится в весьма тяжелом положении, она не может быть ведущей стороной в этом процессе.

Страна переживает политический кризис и крупнейший внешнеполитический провал по итогам шестинедельного противостояния, поэтому ей необходима поддержка одной или нескольких ведущих держав.

«Это что касается ожиданий, а в реальности призыв Пашиняна — это послание мировому сообществу, попытка привлечь внимание к проблемам Армении и Карабаха. Речь идет о вопросах гуманитарного характера — исходе армянского населения и сохранении памятников. Вероятность того, что одна из крупных держав в нынешней ситуации признает НКР — не очень высока. За все время противостояния никакого признания от ведущих государств не было», — добавил эксперт.

Армения, как и другие страны региона, также не собиралась признавать НКР, из-за чего мировые лидеры не отдавали серьезного внимания этой проблеме, продолжил Муханов, положение дел всех устраивало. По сути, внешнеполитические контакты Нагорно-Карабахской республики крайне ограничены, и де-факто завязаны на Содружество непризнанных государств, куда также входят Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье.

«Периодически в кабмине или парламенте Армении данный вопрос поднимается, в том числе они призывают диаспору к работе в этом направлении в других государствах. Однако армянский лоббизм в крупных державах — США, Франции или России, — был заточен на признание другого важного момента, а именно геноцида армян. В этом вопрос они достигли определенных успехов, когда по Карабаху каких-либо сверхусилий все же не было. По факту статус НКР не был приоритетной задачей для Армении, ей скорее была защита самого Карабаха», — резюмировал эксперт.

В подобных условиях нельзя утверждать, что Ереван пойдет на признание НКР даже если соответствующий шаг сделает Франция. Более того, пока предпосылок для того, чтобы международное сообщество в целом готово поддержать независимость самопровозглашенной республики не прослеживается.

Как отмечал президент России Владимир Путин, сам факт непризнания Карабаха, в том числе со стороны Армении, существенным образом накладывал отпечаток на ход событий и на его восприятие.

«Окончательный статус Карабаха не урегулирован, мы договорились о том, что мы сохраняем статус-кво, существующий на сегодняшний день, что будет дальше — это предстоит решить в будущем, будущим руководителям, будущим участникам этого процесса», — подчеркивал глава государства.

Армения — Страны — Офис историка

Сводка

Между 4 и 19 веками Армения была завоевана и управлялась одними из другие — персы, арабы, византийцы, монголы и турки. Пока Армения была под Османское владычество США открыло консульство в Эзеруме, Армения (современный Эзурум, Турция) в 1896 году. Консульство было передано в Трапезунд, Турция, 1904 год.

Современный флаг Армении

На короткий период с 1918 по 1920 годы Армения стала независимой республикой. В в конце 1920 года местные коммунисты пришли к власти после вторжения в Армению Советской Красной Армии, а в 1922 году Армения вошла в состав Закавказья. Советская Социалистическая Республика. В 1936 году он стал Армянским советским социалистическим домом. Республика.Распад Советского Союза в 1991 году создал возможность для двусторонних отношений между Арменией и США.

Признание

Признание Армянской Республики США, 1920.

Соединенные Штаты признали независимость Армянской Республики 23 апреля 1920 г., когда государственный секретарь Bainbridge Колби передал записку представителю Армянской Республика (Pasdermadjian) в Вашингтоне, информируя его решения президента Вудро Вильсона.Заметка указал, что это признание «никоим образом не предопределяет территориальные границы, которые… это дело будущего делимитация ».

Территория, на которой должна образоваться независимая Армянская Республика. ранее находились под суверенитетом Османской империи и России. Империи. По требованию Парижского мира Верховный совет союзных держав Конференции, президент Вильсон выступил арбитром по установлению границы между Арменией и Турцией, и представил свои определения в Верховный Совет 22 ноября 1920 г.Однако до решений Вильсона предполагалось, что территория будет составлять Армянская Республика подверглась нападению турецких и большевистских войск. Посредством К концу 1920 года Армянская Республика перестала существовать как независимая государство, территория которого либо захвачена Турцией, либо признана Армянская Советская Республика, которая впоследствии вошла в состав Советского Союза.

U.С. Признание Армении, 1991.

Соединенные Штаты признали независимость Армении 25 декабря 1991 г. когда президент Джордж Х.В. Буш объявил о решении в обращении к народу по поводу распада Советского Союза. Ранее Армения была республикой в ​​составе СССР.

Дипломатические отношения

Установление дипломатических отношений, 1991.

Дипломатические отношения установлены 25 декабря 2008 г. 1991 год, когда президент Джордж Х. куст объявил решение в обращении к народу относительно роспуска Советского Союза.

Открытие посольства США в Ереване, 1992 г.

Посольство США в Ереване находилось открылся 3 февраля 1992 года Стивеном Манном в качестве временного поверенного в делах.

Ресурсы

  • Государственный департамент Информационный бюллетень по стране: Армения
  • Государственный департамент информации по стране: Армения
  • CIA World Factbook: Армения
  • Страноведение Библиотеки Конгресса, Армения

День независимости Армении в Армении в 2022 году


Флаг Армении.Изображение Ронни К.
Сколько осталось до Дня независимости Армении?
День Независимости Армении
Даты независимости Армении в Армении

2023 Армения Чт, 21 сентября — национальный праздник

2022 Армения Ср, 21 сентября — национальный праздник

2021 Армения Вт, 21 сентября — национальный праздник

2020 Армения Пн, 21 сентября — национальный праздник

2019 Армения Сб, 21 сен — национальный праздник

Сводка

Армения была первой небалтийской республикой, вышедшей из состава Советского Союза, в этот день в 1991 году

Когда сегодня День независимости Армении?

День независимости Армении — государственный праздник 21 сентября каждого года.

Известный как «Анкахутян или», этот праздник знаменует независимость от Советского Союза в этот день в 1991 году.

В отличие от большинства стран, День независимости не является национальным днем ​​Армении. Это отмечается 28 мая, в День Первой республики.

История дня независимости Армении

После периодов правления Османской и Персидской империй, большая часть современной Армении попала под власть России в 19 веке. После распада Российской империи Армения провозгласила независимость в 1918 году.Армения стала одним из основателей Советского Союза в 1922 году.

После неудавшегося переворота в Москве в августе 1991 года 21 сентября 1991 года в Армении прошел референдум о независимости, положивший конец почти 70-летнему советскому правлению. Это привело к тому, что Армения стала первой небалтийской республикой, вышедшей из состава Советского Союза, и провозгласила Республику Армения. Левон Тер-Петросян был избран первым Президентом республики 16 октября 1991 года.

Знаете ли вы?

Шахматы — обязательный предмет в школах Армении.

Перевести страницу

Об Армении — Декларация независимости Армении

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Верховный Совет Армянской ССР

Выражение единой воли армянского народа;
Осознавая свою историческую ответственность за судьбу армянского народа, участвует в реализации чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости;
Исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права;
Осуществление права наций на свободное самоопределение;
На основании совместного решения Верховного Совета Армянской ССР и Национального совета Арцаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха»;
Развитие демократических традиций независимой Республики Армения, созданной 28 мая 1918 года;


Заявляет


Начало процесса становления независимой государственности, постановка вопроса о создании демократического общества, основанного на верховенстве закона;
1.Армянская ССР переименована в Республику Армения (Армения). Республика Армения имеет флаг, герб и гимн.
2. Республика Армения — самоуправляющееся государство, наделенное верховенством государственной власти, независимостью, суверенитетом и полномочиями. На всей территории Республики Армения действуют только конституция и законы Республики Армения. .
3. Носителем армянской государственности является народ Республики Армения, который осуществляет власть непосредственно и через свои представительные органы на основании Конституции и законов Республики Армения.Право говорить от имени народа Республики Армения принадлежит исключительно Верховному Совету Армении.
4. Всем гражданам, проживающим на территории Армении, предоставляется гражданство Республики Армения. Армяне диаспоры имеют право гражданства Армении. Граждане Республики Армения находятся под защитой и поддержкой Республики. Республика Армения гарантирует свободное и равное развитие своих граждан независимо от национального происхождения, расы или вероисповедания.
5. В целях обеспечения безопасности Республики Армения и неприкосновенности ее границ Республика Армения создает собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, находящиеся в ведении Верховного Совета. Республика Армения имеет свою долю военного аппарата СССР. Республика Армения самостоятельно определяет порядок прохождения военной службы для своих граждан. Военные части других стран, их военные базы и строительные комплексы могут находиться на территории Республики Армения только по решению Верховного Совета Армении.Вооруженные силы Республики Армения могут быть размещены только по решению ее Верховного Совета.
6. Как субъект международного права Республика Армения ведет независимую внешнюю политику; устанавливает прямые отношения с другими государствами, национально-государственными образованиями СССР, участвует в деятельности международных организаций.
7. Национальное богатство Республики Армения — земля, земная кора, воздушное пространство, вода и другие природные ресурсы, а также экономические, интеллектуальные и культурные возможности являются собственностью ее народа.Порядок их управления, использования и владения определяется законами Республики Армения.
V имеет право на свою долю национального богатства СССР, включая поставки золота и алмазов, а также средства в твердой валюте.
8. Республика Армения определяет принципы и регулирование своей экономической системы, создает собственные деньги, национальный банк, финансово-кредитную систему, налоговые и таможенные службы, основанные на системе множественных форм собственности.
9. На своей территории Республика Армения гарантирует свободу слова, печати и совести; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей; многопартийность; равенство политических партий перед законом; деполитизация правоохранительных органов и вооруженных сил.
10. Республика Армения гарантирует использование армянского языка как государственного во всех сферах жизни республики; Республика создает собственную систему образования, научного и культурного развития.
11, Республика Армения поддерживает задачу достижения международного признания геноцида 1915 года в Османской Турции и Западной Армении.
12. Настоящая декларация служит основой для разработки конституции Республики Армения и, до тех пор, пока не будет принята новая конституция, основанием для внесения поправок в действующую конституцию; и для работы государственных органов и разработки нового законодательства для республики.


Подписал:

Левон Тер-Петросян
Председатель Верховного Совета Республики Армения


Ара Саакян
Секретарь Верховного Совета РА


Ереван
23 августа 1990 г.

В День независимости Армения не в настроении праздновать

Армения отметила свою 30-ю годовщину независимости 21 сентября, но после военного поражения и в условиях резко поляризованной политической обстановки это событие произошло в состоянии, близком к экзистенциальному. кризис.

Постсоветское движение Армении за независимость было глубоко переплетено с Карабахским движением, которое стремилось объединить с Арменией Нагорный Карабах, в котором большинство населения составляли армяне, — тогда часть Советского Азербайджана. Независимость сопровождалась военной победой, которая обеспечила контроль над Карабахом. Но теперь, когда большая часть Карабаха снова потеряна в результате прошлогодней войны с Азербайджаном, а остальная часть находится под постоянной угрозой, многие в стране задаются вопросом, что означает независимость.

«Нет независимой Армении без Арцаха», — написала в Твиттере Ирина Сафарян, известный комментатор в социальных сетях Карабаха, используя альтернативное армянское название территории.«Верните Арцах, а затем празднуйте все, что хотите».

Премьер-министр Никол Пашинян заверил, что годовщина будет неоднозначной, заявив за две недели до того, что она будет отмечена «масштабным красочным праздником» на центральной площади Республики Еревана.

Этот выбор слов произвел на многих неверное впечатление после того, как более 4000 человек были убиты во время войны, десятки тысяч солдат были ранены, десятки тысяч карабахских армян были вынуждены покинуть свои дома, а солдаты все еще находились под стражей в Азербайджане.

«Раньше каждый такой праздник отмечался военным парадом. Сегодня мы не можем провести военный парад, и мы должны смириться с реальностью, потому что после войны таких возможностей нет», — сказал он. Глава оппозиционной фракции «Альянс Армения» в парламенте, бывший министр обороны Сейран Оганян в интервью 10 сентября. «В этой ситуации я не считаю целесообразным проводить красочные мероприятия. Это доказывает, что правительство не осознает реалии страны и не осознает, что случилось с Арменией.«

«У нас есть свежие могилы на Ераблуре [военное кладбище страны], пропавшие без вести, пленники», — сказал Гегам Назарян, член парламента от оппозиционного Альянса «Армения». соль в раны родителей красочным шоу, посвященным павшим мальчикам? »

Позже Пашинян извинился за свой выбор слов, но многие не успокоились.

Родственники павших солдат, пропавших без вести и заключенных регулярно проводили несколько акций протеста перед зданием правительства, выражая свое неуважение.«Он [Пашинян] превратил нашу жизнь в бесцветную и черную, и теперь у него красочное шоу», — сказал журналистам отец одного павшего солдата на акции протеста 16 сентября.

В конце концов, торжества не были красочными. Традиционный военный парад был заменен маршем солдат с винтовками, но без тяжелого вооружения.

Споры продолжались преследовать Пашиняна. Во время дневного визита в Ераблур родственники солдат, некоторые из которых ждали несколько часов, пытались помешать ему приехать, но с большой охраной он вошел на кладбище через боковой вход.Журналистов не пустили. Один молодой человек крикнул премьер-министру: «Никол, вы ответите вместе с Сержем и Кочаряном [бывшие президенты Армении] за то, что принесли этих ребят в жертву, за продажу туркам, вы ответите за разрушение нашей независимости, вы ответите за продажу». наша независимость «. Его задержала полиция.

И мероприятие на Площади Республики с симфонической музыкой и световым шоу в своем рефлексивном настроении больше напомнило ежегодное поминовение геноцида армян, чем стандартное празднование Дня независимости.

В своем выступлении на мероприятии Пашинян попытался адаптировать свою риторику к тонким эмоциям дня.

«История показала и доказала, что победа в войнах не всегда была победой в целом, точно так же поражение в войнах не всегда было поражением в целом», — сказал он. «Мы должны превратить наше поражение в победу, но мы также должны преобразовать нашу формулу победы, потому что история показала, что не всегда необходимо побеждать других для победы. Победа означает преодоление отчаяния, преодоление безнадежности, преодоление судьбы, преодоление смерти.«

Армянская Третья Республика · Специальные и цифровые коллекции библиотеки USF

21 сентября 1991 года Национальное Собрание Республики Армения постановило провести референдум о выходе из СССР и провозглашении его независимости. После подавляющего большинства голосов Верховный Совет Армении объявил полную независимость.

16 октября 1991 года, примерно через месяц после обретения независимости, армяне пришли на избирательные участки.Левон Тер-Петросян победил на выборах подавляющим большинством в 83 процента. Однако новоизбранный президент столкнулся с множеством внутренних и внешних давлений. Основной внутренней проблемой была фактическая блокада Армении Азербайджаном и Турцией, ситуация, которая до сих пор не разрешена. Другой серьезный вопрос касался тяжелого положения сотен тысяч армянских беженцев из Азербайджана. Другие внутренние проблемы включали проведение свободных рыночных реформ и создание демократических правительственных структур.Самой серьезной внешней проблемой был конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.

Тем временем Горбачев, последний президент Советского Союза, продолжал поддерживать Азербайджан, чтобы заставить Армению присоединиться к его новому союзу, Союзу суверенных государств. Тер-Петросян поспешил успокоить озабоченность Москвы ее будущими отношениями с Ереваном. Решив не вступать в политический союз, Армения подписала с Москвой экономический договор, в соответствии с которым была создана зона свободной торговли. Горбачев имел устное соглашение о присоединении к своему новому союзу от лидеров семи республик, включая Азербайджан; но Армения, прибалтийские республики, Грузия и Украина отказались присоединиться.

Однако все развивалось намного быстрее, чем можно было предвидеть. 8 декабря 1991 года главы трех славянских республик — Украины, России и Беларуси — объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Армения была первым государством среди бывших советских республик, положительно откликнувшимся на Минские соглашения. 21 декабря Армения вместе с восемью другими республиками подала заявку на вступление в СНГ. 25 декабря 1991 года Горбачев ушел в отставку, и Союз Советских Социалистических Республик был формально распущен.

Кровавая война, начавшаяся к распаду Советского Союза, закончилась в 1994 году подписанием соглашения о прекращении огня, в результате чего Нагорный Карабах стал де-факто независимым государством. С тех пор Армения и Азербайджан проводят мирные переговоры при посредничестве Минской группы ОБСЕ. В 2009 году в мирных переговорах был достигнут значительный прогресс, но затем прогресс застопорился, и в 2010-11 годах был отмечен ряд нарушений режима прекращения огня. Россия, Франция и США являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которая пытается найти политическое решение конфликта в Нагорном Карабахе и вокруг него.

Армения — Независимость

Армения Содержание

В январе 1991 года Верховный Совет Армении решил не участвовать в запланированном Горбачевым референдуме о сохранении советского Союз. В марте парламент объявил, что вместо этого республика проведет собственный референдум в сентябре в соответствии с Процедура отделения республики, изложенная в советской конституции. Хотя буквальное согласие означало бы, что Армения не будет полностью независимая в течение пяти лет после референдума, Москва вскоре переехала в изменить курс Армении.Без уведомления правительства Армении, Москва отправила в республику десантников в начале мая якобы для защищают советские оборонные сооружения в Армении. Тер-Петросяна официальное заявление в ответ охарактеризовало этот шаг как виртуальный объявление войны Советским Союзом.

В августе 1991 года, когда самопровозглашенный комитет по чрезвычайным ситуациям предпринял попытку свергнуть Горбачева и взять под контроль Москву, армянский Правительство отказалось санкционировать его действия.Опасаясь расширения Советское вторжение в мае, Тер-Петросян очень подошел к московскому перевороту. осторожно. Комитет обороны республики тайно принял решение Армянские вооруженные силы уходят в подполье и ведут партизанскую войну. Тер-Петросян, считавший, что личные промахи Горбачева, нерешительность и уступки консервативным коммунистам были виноваты для переворота, был вне себя от радости, когда консерваторы потерпели поражение. Но сам переворот убедил армян в необходимости выехать из Советский Союз как можно быстрее, и это подтвердило отказ от участия в возрождении Советского Союза, за который выступает Горбачев.

За два месяца переворота армяне дважды ходили на избирательные участки. В Сентябрь 1991 г. более 99% избирателей одобрили республиканский приверженность независимости. Сразу после этого голосования Провозглашение Верховным Советом Армении полной независимости, сентябрь 23, несмотря на ограничения конституции на отделение. Затем в Октября Тер-Петросян подавляющим большинством голосов был избран президентом республика.Теперь у него был народный мандат осуществить свое видение Независимость и самодостаточность Армении.

По мере политических изменений внутри республики вооруженный конфликт продолжалась в Нагорном Карабахе в 1991 году. Армения официально отрицала поддержка «сил обороны Нагорного Карабаха», которые были вытеснение азербайджанских войск из региона; Армения также обвинила Советский Союз поддерживает Азербайджан как наказание за Армению. отказ подписать новый Союзный договор Горбачева.В свою очередь, Азербайджан позвонил Армения — государство-агрессор, чья национальная политика включала аннексию Территория Азербайджана.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

21 сентября, День независимости Армении, теряет импульс — Asbarez.com

МАДЛЕИН М. МЕЗАГОПЯН

С учетом того, что Армения все дальше удаляется от истинного духа независимости, является ли вторая независимость Армении 21 сентября 1991 года * поводом для празднования или просто поводом для размышлений о том, как сохранить существование Армении в условиях растущих внутренних и внешних угроз?

Армения отмечает годовщину своей Второй республики в условиях зарождающегося нового мирового порядка, развития региональных и международных держав и сопутствующего изменения баланса сил, и, прежде всего, в условиях неопределенности и необъявленных предпочтений соседних и далеких стран e.грамм. Россия и США.

Таким образом, всем армянам в диаспоре и на родине, в Армении, возникает острая необходимость в совместных усилиях не только для сохранения независимости Армении, но, прежде всего, для сохранения существования Армении как таковой.

В то время как жизнь армян на Родине, Армении и в диаспоре продолжается, как обычно, и почему-то их страдания загипнотизированы и нечувствительны к продолжающимся и растущим экзистенциальным угрозам Родины-Армении. Части Армянского Арцаха были переданы соседнему Азербайджану, что приблизило его и его союзника Турцию к сердцу Армении (1).

Не проходит и дня, чтобы Армения не потеряла еще одного героя, защищающего свои границы, в то время как руководство Армении рассматривает возможность нормализации отношений и сближения с прошлым и нынешним врагом Армении — Турцией, руководство которой продолжает выкорчевывать армянские исторические места на оккупированных армянских территориях и спонсировать экспансионистские планы Азербайджана в Армянском Арцахе и в других странах. .

Следовательно, возвращение к прошлой бархатной революции и борьбе за искоренение коррупции и тех, кто имеет внешние связи на родине, в Армении, приобретает все большую актуальность.

Таким образом, 21 сентября 2021 года должен стать днем ​​решимости спасти Армению от вымирания, а не днем ​​празднования независимости, которая потеряла свою динамику с приходом покорного руководства. Руководство, которое уступило врагу не только драгоценный Шуши, но даже часть Родины, Армении, тем самым подорвав жертвы Армении и предав ее мучеников.

В связи с тем, что нынешнее руководство Армении не в состоянии защитить свои границы и уступает свою ответственность России, 21 сентября должно стать днем ​​скорби для всех армян из-за того, что они поставили под угрозу свой суверенитет, если не потеряли свою независимость в пользу России, которая в прошлом отдала часть Армении. в Турцию и Азербайджан и ослабили дух, культуру и цивилизацию Армении.

В этом году 21 сентября должно стать днем, когда армяне должны признать, что Армения сама по себе после полного безразличия всех ключевых игроков, в то время как армяне пережили четвертый геноцид и массовые нарушения прав человека во время и после экзистенциальной войны в Арцахе.

21 сентября перестает быть днем ​​празднования, а скорее днем, когда армяне просят прощения у своих мучеников за то, что они не вознаграждают их жертвы, а скорее предают свою память, награждая врага.

21 сентября должно стать днем, в который армяне должны пообещать своим мученикам, наконец, осуществить настоящую бархатную революцию и в конечном итоге создать истинную, нейтральную и единую независимую Армению с руководством, исключительно лояльным к Армении и армянскому народу, и при этом установить прочные мосты со всеми ключевыми моментами. актеры по всему миру, таким образом, лучше всего служат национальным интересам Армении.

  • 27 мая 1990 года в различных частях Армении, Армянской Советской Социалистической Армении, произошли столкновения между недавно созданной Армянской армией (НАА) и войсками советского Министерства внутренних дел (МВД).23 августа 1990 года Армения провозгласила свой суверенитет над советскими законами. 21 сентября 1991 года Армения провозгласила свою независимость, а 5 июля 1995 года была принята новая конституция Армении и родилась Вторая Республика Армения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.