Почему в сингапуре нет культуры: «В родной стране нет никакого порядка» История россиянки о жизни в Сингапуре: Люди: Из жизни: Lenta.ru

без жвачки и с виселицей

29 марта 2015 22:05

23 марта скончался отец-основатель современного Сингапура Ли Куан Ю. Он 31 год оставался главой государства и строил прежде всего не демократию, а традиционное для своего народа общество и процветающую экономику.

Автор: Дмитрий Киселёв

23 марта скончался отец-основатель современного Сингапура Ли Куан Ю. Он 31 год оставался главой государства и строил прежде всего не демократию, а традиционное для своего народа общество и процветающую экономику. Зато теперь и к сингапурской модели демократии не слышно претензий. Лучше любых рассказов о Ли Куан Ю говорят его собственные цитаты.

«Демократия не работает в условиях хаоса. Знаете английское выражение — «закон и порядок»? Закон не работает, когда нет порядка».

«Самое главное — иметь чистую центральную власть. Если люди наверху не являются образцом и примером моральных стандартов, которые они постепенно внедряют на более низкие уровни власти, сделать что-либо очень трудно».

«Такие конфуцианские ценности, как преданность родителям, лояльность и справедливость, трудолюбие и бережливость, искренность по отношению к друзьям и преданность стране, являются важными опорами юридической системы. Мы только усиливали эти традиционные ценности, поощряя поведение, которое им соответствовало, наказывая поведение, которое им противоречило».

«Мы начали с воспитания наших людей. После того как мы убедили большинство из них, мы стали издавать законы, чтобы наказывать меньшинство людей, преднамеренно нарушавших правила. Это сделало Сингапур более приятным местом для жизни».

«Западные либералы доказывали, что полностью свободная пресса выставит коррупцию напоказ и сделает правительство чистым и честным. До сих пор свободная и независимая пресса в Индии, на Филиппинах, в Таиланде, на Тайване, в Южной Корее и Японии не смогла остановить распространяющуюся и глубоко укоренившуюся в этих странах коррупцию».

«Прежде всего мы дали людям понять, что если мы не пойдем своим собственным путем, мы не выживем».

Как это все работает в Сингапуре и что из всего этого получилось?

Автор: Алиса Романова

Это его прощание со всем Сингапуром. Впереди — 15 километров через весь город. Процессия начинается у парламента. В очереди к телу Ли Куан Ю всю траурную неделю люди стояли по 8 часов. Тротуары вдоль маршрута занимали с ночи. Десятки тысяч сингапурцев — под проливным дождем. Когда гроб, укутанный в сингапурский флаг, в стеклянном саркофаге проезжает мимо, многие выкрикивают его имя и отдают честь. Так тут откликнулись на призыв отложить телефоны и просто, без видео и фото, запомнить этот день. Сирены по всей стране объявляют минуту молчания.

Почтить память первого премьера приехали президенты Индонезии, Южной Кореи, премьеры Австралии, Индии, Японии. Россию представлял первый вице-премьер Игорь Шувалов, США — Билл Клинтон и экс-госсекретарь Генри Киссинджер. С Ли Куан Ю они дружили. Задолго до смерти сингапурский политик оставил все посты, но его совета, как построить из бывшей колонии великую державу, искали многие мировые лидеры.

Чтобы изменить Сингапур до неузнаваемости, Ли Куан Ю потребовалось всего одно поколение, каких-то 30 лет. Но не все сингапурцы, стоящие в толпе, чтобы попрощаться со своим первым премьер-министром, помнят, как выглядела одна из набережных. Сейчас это финансовый центр, а за несколько лет до прихода Ли к власти это было колониальное захолустье: портовая грязь, рыболовецкие лодки. Конечно, никаких небоскребов.

«В этой гавани высадился мой отец. Он был чернорабочим из бедной китайской деревни, а тут обрел свободу и начал новую жизнь», — вспоминает Кок Муэй Ли, владелица ресторана.

В ее детстве, в конце 50-х, когда Ли Куан Ю едва стал премьером, в Сингапуре еще ничего нет, даже питьевая вода — из Малайзии.

Теперь госпожа Ли — хозяйка пивоварни на том же берегу реки, на который сошел ее отец. Дом с историей, еще британский. Прибыльный бизнес. И она знает, кому за все это сказать «спасибо».

«Ли Куан Ю создал прозрачную систему ведения бизнеса. Я много где была и знаю, что в некоторых странах надо платить, скажем, под столом, чтобы даже лицензию получить. Тут такое невозможно», — отметила госпожа Ли.

Когда в 1965-м Сингапур выкинули из Малайзии в независимость, премьер плакал в прямом эфире. Но больше о том разводе никто не пожалел. Был ли он диктатором или экспериментатором, но его реформы были беспощадны и эффективны. С трибуны из палисандра он объявлял войну триадам китайской мафии и азиатскому мздоимству. «Посадите десять министров — остальные поймут», — говорил он. Кто-то после разговора с ним отравился сам.

Никакой презумпции невиновности — чиновник жил не по средствам, значит, брал взятки. «Агенство по борьбе с жадностью» — так в народе прозвали бюро, расследующее случаи коррупции, — не щадило министров. С проверками приходило и к самому премьеру.

«Ли Куан Ю в день назначения оделся во все белое, как бы говоря, что нужно быть чистым. Прошли годы, и Всемирный Банк признал Сингапур страной, где проще всего вести бизнес. Такая репутация привлекает капиталы», — подчеркнул главный специалист Центра бухгалтерских онлайн-услуг Дэвид Лау.

На капиталах Сингапур и держится. Премьер сумел завлечь все ведущие корпорации мира. По уровню доходов на душу населения Сингапур сейчас на третьем месте. Зарплаты чиновникам повысил до уровня топ-менеджеров, а себе — до нескольких миллионов, чтобы не вводить чиновника в искушение. Давать взятки в Сингапуре некому. Все — онлайн. Регистрация бизнеса — через Интернет.

Екатерина Дроздова запустила центр русского языка, не выходя из дома. Госпошлину оплатила по карте. «50 лет Сингапуру в этом году. Нам сделали скидку на налоги 50%. Представляете, какие подарки государство делает!» — рассказала Екатерина.

Закон и порядок, неподкупная полиция. Грозди камер наблюдения. Сингапур называют государством-нянькой, парником, в котором чисто, безопасно и все под колпаком. Но Ли Куан Ю повторял: развивающемуся государству нужна не демократия, а дисциплина.

«Хочешь жвачку — поезжай в Малайзию. Там можно купить. Привезешь сюда — получишь штраф в тысячу долларов», — сказал один из уличных торговцев.

За плевок мимо урны — 500 местных долларов. Нельзя кормить птиц, собираться на демонстрации, рисовать граффИти. Наказания не избежать даже иностранцам. В марте к девяти месяцам тюрьмы и трем ударам палкой приговорили двух немцев, которые разрисовали вагон поезда. Поркой наказывают и за грабеж, и за изнасилование. За торговлю наркотиками — виселица.

«Здесь нет той свободы слова, которая трактуется в западной демократии, но бизнес любит спокойствие, безопасность и уверенность в завтрашнем дне», — пояснил Алекс Кано, генеральный представитель Российско-сингапурского делового совета.

В Сингапуре — четыре официальных языка. Чтобы сингапурцы чувствовали себя единой нацией, Ли куан Ю обязал на всех уровнях соблюдать национальную пропорцию. Хозяин одного из ателье — индус, значит, работники должны быть малайцами и китайцами.

При всем обожании ни одного памятника Ли Куан Ю нет. Он не позволял создавать вокруг себя культ, хотя в СМИ его критика исключена. Ни улицы его имени, ни портрета на банкнотах.

Ли Куан Ю и был сам Сингапур. Им восхищался Дэн Сяопин. После его визита в 1978-м случайно или нет, но в Китае началась политика реформ. Уже на пенсии экс-премьер консультировал лидеров, как построить второй Сингапур. Но соблюсти все условия сложно. Всего 6 миллионов жителей. Территория — 40 на 20 километров. И главное — для начала надо оказаться на самом дне.

в мире экономика политика общество новости

Он сотворил в Сингапуре чудо / В мире / Независимая газета

Тэги: сингапур, экономика, ли куан ю, владимир путин, россия, китай, австралия, кевин радд, дэн сяопин, экономическое чудо

В Сингапуре объявлен семидневный траур по первому премьер-министру. Фото Reuters

«У нас нет ингредиентов нации – однородного населения, общего языка, общей культуры», – говорил отец-основатель современного Сингапура Ли Куан Ю. Тем не менее скончавшемуся лидеру, который возглавлял правительство 31 год, удалось мобилизовать коренных жителей – китайцев, малайцев и индийцев – на создание общества, в котором почти нет коррупции и достигнут высокий уровень жизни.

«Из третьего мира – в первый» – так назвал свою книгу о сингапурском эксперименте бывший премьер. Но этот успех был достигнут в условиях подавления демократии и фактической однопартийной диктатуры. Нынешнему руководству приходится считаться с усилением оппозиционных настроений.

Прозорливый государственный деятель, чья воля и интеллект помогли создать в Сингапуре процветающее и влиятельное в международных делах государство. Послания примерно такого содержания приходят в Сингапур от лидеров многих стран, в том числе от президента РФ Владимира Путина.

Ли Куан Ю руководил Сингапуром с 1959 года, провел на фоне межэтнических волнений его отделение от Малайзии в 1965 году и стоял у руля до 1990 года. Но и после ухода в отставку он оставался доминирующей фигурой на политическом небосклоне. Государство как бы служит отражением этой личности. Оно работает эффективно, без эмоций, внедряет инновации, подходит к проблемам прагматично.

«Мы свободны от идеологии. Такой подход работает? Если да, давайте проверим его. Если результат отличный, будем продолжать. Если он не работает, выбросим его, попробуем другой подход», – говорил Ли газете New York Times. Фактически отсутствие привязки к определенной идеологии и стало идеологией сингапурского руководства.

Однако бывший премьер-министр Австралии Кевин Радд и некоторые зарубежные синологи утверждают, что Ли Куан Ю создал модель государства, основанную на учении Конфуция. Вот почему к советам сингапурского лидера внимательно прислушивались в Китае.

В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Владимир Портяков отметил, что Ли Куан Ю «сумел, по существу, с нуля создать полноценное государство, которое вызывает уважение во всем мире своими достижениями в экономике и социальной сфере. А некоторым нравится и политическая модель, где особой оппозиции нет».

Но сказать, что в Сингапуре применяется конфуцианская модель, неверно. Конфуций жил 2500 лет назад, поэтому вряд ли стоит сингапурское чудо приписывать ему. Это со здравым смыслом далеко расходится. Какие-то традиции – например, крепость семьи, почитание предков, это все представлено, это часть китайской культуры, в Сингапуре это отражено. Тем не менее Ли был человеком современного мира, смог найти преимущества для своей страны в нынешних реалиях.

Что касается популярности сингапурского лидера в КНР, «то это объяснимо. Китайцы давно с большой охотой подверстывают древнее наследие в качестве идеологического подкрепления нынешней политики. Тут стоит напомнить, что архитектор китайских реформ Дэн Сяопин очень уважал Ли. Дэн ориентировался на модель четырех «азиатских драконов» – Сингапура, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга в качестве вектора развития если не Китая в целом, то по крайней мере специальных экономических зон Китая. В 1990 году Дэн поставил задачу перед этими зонами догнать и превзойти четырех драконов. Хотя по формальным признакам эти показатели не были достигнуты, все же они сыграли роль в подтягивании Китая к передовым государствам региона», – отметил Портяков.

Сингапурскую модель на Западе часто называют мягким авторитаризмом. Он предполагает властную вертикаль, чистое правительство и либерализм в экономике наряду с подавлением политической оппозиции и жесткими ограничениями на свободу слова и собраний. Комментатор Чериан Джордж охарактеризовал правление Ли как уникальное сочетание харизмы и страха. Ли придерживался азиатских ценностей. В этой концепции достоинство общества имеет приоритет перед правом личности.

И сингапурцы, проявляя пассивность к сфере политики, предпочитали сосредоточиться на получении материальных благ и комфорта. Свои стремления они суммировали в пяти словах: деньги, квартира, автомобиль, кредитная карточка, закрытый клуб.

Но в последние годы политические сайты во Всемирной паутине и блоги стали площадкой для критики Ли и его системы. Выборы 2011 года обозначили конец эры Ли Куан Ю. Оппозиция впервые завоевала шесть мест в законодательном органе. За нее было подано около 40% голосов. Ли ушел в отставку со специально созданного поста министра-наставника. Детище Ли – правящая Партия народного действия – стало искать возможности для подъема престижа среди избирателей и создания менее авторитарного правительства. Впрочем, это не означает перехода к многопартийной демократии. Наблюдатели в Сингапуре не уверены, готова ли партия пойти на серьезную политическую реформу.

Сингапур не имеет культуры? Посол Франции не согласен

Знаете ли вы, что ежегодно в Сингапуре совместно с посольством Франции организуется более 200 мероприятий, выставок, фильмов, концертов и конференций?

Когда Его Превосходительство Марк Абенсур, посол Франции в Сингапуре, прибыл сюда в 2017 году, его поразило, что, как и во Франции, культура играет важную роль в том, как мы определяем наши общественные пространства. Две страны подписали Соглашение о культурном сотрудничестве в 2009 году.поддерживать друг друга в их культурных амбициях. Недавно он был пересмотрен и продлен еще на одно десятилетие в 2019 году.

За прошедшие годы состоялось важное сотрудничество. В Центре Помпиду в Париже прошла первая в Национальной галерее Сингапура передвижная художественная выставка Юго-Восточной Азии, а в Национальной галерее Сингапура были представлены шедевры импрессионистов из Музея Орсе, одного из ведущих мировых музеев современного искусства.

Недавняя выставка под названием Les Arbres de Paris (Парижские деревья) стала еще одним примером того, как межкультурные обмены приносят пользу обеим странам. Мелиса Тео, сингапурский фотограф, живущий в Париже, снимала деревья по всему городу, в том числе в таких известных местах, как сад Тюильри и базилика Сакре-Кёр.

Представленная Мари-Пьер Мол, французским искусствоведом, живущим в Сингапуре, серия Тео была представлена ​​в галерее Alliance Francaise de Singapour на выставке Voilah! France Singapore Festival и Singapore Art Week 2021.

(Связано с тем, что в 2020 году женщины-коллекционеры потратили больше, чем мужчины) пример культурного обмена между Францией и Сингапуром. Мы не обращаем внимания на наши деревья, когда живем в Париже. Ее фотографии позволяют нам по-новому взглянуть на окружающую среду и полностью обновить наш взгляд на город. Эта выставка создала новые возможности и важный диалог с точки зрения двух разных культур. Это также вызвало любопытство и возобновил интерес сингапурцев к посещению или повторному посещению Парижа».

Вуаля! В 2020 году артисты не могли путешествовать из-за пандемии, поэтому фестиваль принял гибридный формат, 60% его программ были цифровыми. «Нам было проще привлечь к участию известных личностей, поскольку им не нужно было тратить время на поездки. Большинство из них обязались приехать в Сингапур в следующем году после положительного опыта!» — делится Абенсур.

Помимо культурных обменов, обе страны также активно используют методы экологизации и устойчивого развития. Сингапур был назван самым зеленым городом Азии в рейтинге устойчивых городов Arcadis за 2016 год, а программа озеленения стала одним из ключевых направлений Парижского климатического плана. С 2015 года французская столица инвестировала 150 миллионов евро (178 миллионов долларов США) в увеличение количества велосипедных дорожек и парковочных мест для велосипедов.

Чтобы максимально использовать экологические знания и технологии каждой страны, Наньянский технологический университет и Французская комиссия по альтернативным источникам энергии и атомной энергии создали Сингапурский альянс CEA по исследованиям в области экономики замкнутого цикла. Эта платформа разрабатывает передовые технологии для переработки и восстановления обычных электронных отходов, таких как выброшенные литий-ионные батареи и печатные платы.

В каких еще аспектах мы можем обмениваться идеями? Абенсур думает, что их много. «Мы можем сделать больше в городском сельском хозяйстве. Во Франции мы пытаемся выращивать экологически чистые продукты под землей. Учитывая нехватку места в Сингапуре, возможно, мы можем подумать об использовании большего подземного пространства для выращивания грибов и даже клубники».

(См. также: Как стать лучшим игроком в гольф)

  • ТЕГИ:
  • Посол Франции в Сингапуре
  • Французская комиссия по альтернативным источникам энергии и атомной энергии
  • Марк Абенсур
  • Наньянский технологический университет
  • Сингапурский альянс CEA по исследованиям в области экономики замкнутого цикла
ПОДЕЛИТЬСЯ НА

Сингапур: место встречи культур, религий и страстей

Будучи страной, в которой проживает широкий спектр культур, этнических групп и религий, разнообразие Сингапура является нашей силой. Наши многочисленные сообщества могут иметь свои собственные праздники, традиции и обычаи, но вы увидите, что мы празднуем как один народ.

Вот пять причин, по которым Сингапур является одной из самых гармоничных и многонациональных наций на планете.


Наши сообщества живы и разнообразны

С тех пор, как мы были колонией в 19 и 20 веках, иммигранты из Индии, Китая и со всего Малайского архипелага стекались на остров в поисках лучшей жизни — и они сформировали фундамент, на котором был построен этот город.

Сегодня этнический состав жителей Сингапура состоит преимущественно из китайцев, малайцев, индийцев, евразийцев и перанаканцев*. Пока мы живем, работаем и играем вместе, остаются традиционные этнические анклавы, которые вы можете исследовать, чтобы узнать больше о каждой общине. сегодня как Маленькая Индия. А коренные жители этой земли, малайцы, долгое время считали Кампонг Гелам родовым поместьем своих султанов, задолго до того, как Сингапур стал колонией.

У этих этнических групп есть свои родные языки, на которых до сих пор говорит большинство сингапурцев; но мы не разделены ими. На самом деле, эти языки объединились в местный жаргон синглиша — помимо английского, синглиш — это еще один основной язык, на котором мы общаемся с друзьями, семьей и даже с коллегами.

Чтобы услышать синглиш во всей его красе, вы не найдете лучшего места, чем лоточный центр, где наши сообщества собираются и общаются друг с другом.

*Этот термин является индонезийско-малайским словом, которое означает «местный рожденный» и обычно относится к людям китайского и малайско-индонезийского происхождения.


Наша «местная еда» поставляется со всего мира

Конечно, мы не ходим в торговые центры, чтобы говорить на синглиш. Мы идем на праздник. Как и наш этнический гобелен, «сингапурская еда» включает в себя множество кухонь, и в торговом центре вы можете попробовать их все под одной крышей.

Эти кухни в основном происходят из малайских, китайских и индийских общин, с блюдами, которые варьируются от скромных roti prata (традиционных индийских лепешек) до огненных малайских карри и знаменитого хайнаньского риса с курицей.

Вы даже можете найти фьюжн-версии этих традиционных кухонь: например, в китайском ресторане Fifth Season Tangra готовят индийско-китайские блюда, такие как карри по-сычуаньски и жареный рис басмати.


Два других краеугольных камня сингапурской кухни принадлежат евразийцам и перанаканцам. Их кухня представляет собой смесь азиатских и европейских традиций: вы будете отведать острые рагу и жареное мясо в евразийской забегаловке, а тушеное мясо и карри — в перанаканской.

Чтобы попробовать одни из лучших перанаканских блюд в мире, закажите столик в Candlenut, единственном в мире перанаканском ресторане, отмеченном звездой Мишлен.


Многие религии в Сингапуре сосуществуют в гармонии

Сингапур является самой религиозно разнообразной страной в мире, согласно исследованию Pew Research Center 2014 года. В нашем городе вместе живут, работают и даже молятся люди всех вероисповеданий.

Просто отправляйтесь на улицу Ватерлоо или Саут-Бридж-роуд, и вы найдете множество различных мест отправления культа, таких как храмы, мечети и синагоги, расположенные рядом.


Эти культовые сооружения также могут похвастаться одной из самых потрясающих архитектур Сингапура. Например, неоготический шпиль собора Святого Андрея, кажется, пронзает небо над Гражданским районом, а величественные золотые купола мечети Султана, возвышающиеся над магазинами Кампонг Гелам, просто ошеломляют.


И мы празднуем как один

Будь то китайский Новый год, Хари Рая Айдилфитри, Дипавали, День Весак или Рождество, представители всех национальностей и религий, которые называют наш город своим домом, празднуют вместе, как сингапурцы.

Окунитесь в хорошее настроение на праздничных мероприятиях, таких как Река Хунбао, базар Гейланг Серай в Рамадан и Рождество на Великой улице, где еда, представления и игры делают их идеальными для семей.

А если вы находитесь в городе во время Дипавали или Тайпусама, то вам обязательно стоит посетить Маленькую Индию: художественные инсталляции, перформансы и парк традиционных всплывающих киосков превращают анклав в шумный карнавал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *