Польша религия: Религия в Польше: мировоззрение поляков и основные конфессии

Pелигия

В прошлые века Речь Посполита Польша часто воспринималась как форпост христианства, то есть как страна, расположенная по-соседству с «бусурманами» — татарами и турками. Одним из наиболее важных событий в истории Польши было Венское сражение 1683 года, во время которого союзной армией во главе с Яном III Собеским была разгромлена превышающая по количественому составу более, чем в два раза османская армия Кара-Мустафы, которая осаждала Вену. Победа в этом сражении положила конец продвижению турков на территорию Западной Европы.

КАТОЛИЦИЗМ
В Польше религия означает, прежде всего, католицизм, потому как подавляющее большинство граждан страны исповедуют римско-католическую веру. В процентном отношении количество католиков составляет около 90% населения страны, хотя эта величина возможно несколько завышена, потому что здесь учтены все христиане, включая и тех, которые отошел от веры. Тем не менее, католики в Польше представляют самую многочисленную группу верующих, а католицизм является даже предметом изучения в государственных образовательных учреждениях (как факультативный школьный предмет). Наиболее религиознонастроенными социальными группами католиков в Польше являются горцы, проживающие на Подхале, и жители региона Силезии (Щлёнска).

ЯН ПАВЕЛ II
Личностью, которая пользуется наибольшим признанием и уважением поляков, несомненно является Ян Павел II (1920-2005). Столь высокое признание эта историческая личность завоевала благодаря своей деятельности, немаловажным элементом которой были и его многочисленные поездки — паломничество к святым местам, а также своим личным человеческим качествам, таким, прежде всего, как открытость и сочуствие к людям. Среди молодежи Польши личность Яна Павла II является столь же популярной, как и популярные музыканты и актеры. Ян Павел II известен также как сторонник всехристианства – экуменизма, а также как личность, которая оказала значительное влияние на процесс упадка коммунистического мировоззрения в Польше.

САНКТУАРИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ
В Польше имеется много таких мест, которые признаны христианами, а в особенности католиками, святынями. К наиболее популярным местам паломничества верующих относятся монастырь на Ясной Горе в Ченстохове, где находится чудодейственная икона Матери Божьей Ченстоховской. Эта икона притягивает в Ченстохову тысячи верующих, особое столпотворение паломников и обычных туристов приходится на 15 августа, в этот день празднуется католический праздник «В небо взнесение Пресвятой Девы Марии». К прочим религиозным местам, местностям Польши можно отнести Лихэнь, Кальварию Зебжидовскую, краковские Лагевники, Свенту Липку, Непокалянув, Вамбежицы, Гору Святой Анны. В Польше торжественно празднуется много католических праздников, это, прежде всего, Пасха и Рождество, а также День Всех Святых (1 ноября) и Тело Христа. Этим праздникам соответствуют многие народные традиции и обычаи, которые культивируются до сегодняшних дней.

ДРУГИЕ ТЕЧЕНИЯ ВЕРОИСПОВЕДОВАНИЯ
Кроме верующих римско-католического вероисповедования в Польше проживает также много верующих иных христианских и прочих убеждений. Это грекокатолики, православные христиане, армяне, старообрядцы, евангелисты (евангельская реформированная церковь, евангельская авгусбурская церковь, евангелики методисты). К протестантам относятся также адвентисты Седьмого Дня и зельносвятковцы. К религиозным сантуариям, относящимся к малочисленным течениям вероисповедания в Польше, относятся Грабарка (православная святыня), Бохоники и Крушиняны на Полесье со своими необычайными деревянными мусульманскими мечетями, а также Висла, Чешин и Карпач — главные протестанские центры. С точки зрения вероисповедания населения Польша очень разнообразна, несмотря на то, что общее количество верующих, относящихся к малочисленным течениям вероисповедания, сравнительно невелико.

Религия в Польше: мировоззрение поляков и основные конфессии

03.08.2016 Elena_Karadon История, Культура, Статьи 0

Закладки

Please login to bookmark

No account yet? Register

Поляки – один из наиболее религиозных народов Европы. Именно поэтому в Польше можно увидеть церкви всевозможных вероисповеданий, а величественные католические костелы мирно существуют рядом с маленькими церквушками, которые посещают представители других религий. При этом религиозность поляков имеет свои особенности, которые сформировались под воздействием многих событий и личностей, ведь история формирования имеющегося польского мировоззрения была длиной и тернистой.

Немного истории

Внедрение христианства на территории современной Польши берет свое начало в 966 году, во время правления Мешка I. Взяв в жены чешскую княжну Дубравку из династии Пржемысловичей, Мешко вместе со своим двором приняли новую веру в виде одной из основных ветвей христианства – католичества. Цель этого поступка была вовсе не в том, чтобы угодить супруге, а более глобальной: с помощью религии польский король хотел обуздать феодалов и вера помогла бы получить дополнительный авторитет и влияние.

Христианство в Польше ввел Мешко I

Феодалы сразу же почувствовали неладное и к католичеству отнеслись враждебно. Тут и там вспыхивали восстания, поджигались церкви, священники испытали на себе гонения и насилие. Несмотря на это христианству удалось закрепиться в стране в виде главной религии. Это было сделано путем применения грубой военной силы и благодаря лояльности христианской религии. Так, восстания подавлялись, а христианские священники ассимилировали старые языческие обряды, введя их в состав новых католических традиций.

Ассимиляция язычества в католической религии

В языческом культе особое место занимали различные празднества: весенние святки, земледельческие праздники, культы природы. Привычные для язычников события были трансформированы в христианские: божества были подменены святыми, а новые католические праздники были основаны в знаковое для земледельцев время.

Именно из язычества берет свое начало культ мертвых. Еще язычники верили в существование души, которая жила отдельно от тела после смерти и погребения. Ее почитали с большим уважением, что также перешло в христианскую веру: устраивались поминальные дни, на могилы умерших приносились цветы и еда.

Многие верования и традиции из язычества перекочевали в христианство

Наряду с верой в добрых богов, творящих благо, существовала и другая – вера в злых духов, которые устрашали. Эти персонажи, которые в жизни язычников занимали особое место, успешно трансформировались в католичестве в виде дьявола и его приспешников. Вместе с этим особое место в веровании древних поляков, как и всех европейцев, занимали колдуны и ведьмы – люди, вступившие в сговор с дьяволом.

До наших дней в сельской местности Польши можно встретить остатки пережитков языческой веры. Это, в частности, верования в домовых, лесных духов, русалок, упырей и т.д.

Религиозное мировоззрение поляков

Хоть поляки и религиозная нация, которая в своем большинстве неистово исполняет ритуалы и посещает церковь в положенные дни, все же они являются прагматичными верующими. Наряду с набожностью существует и избирательное следование догмам и церковным истинам. Например, большинство поляков не разделяет взгляды католической церкви относительно противозачаточных средств и, несмотря на ее неодобрение, используют контрацептивы.

Поляки религиозны, но без фанатизма

В последние годы замечается уменьшение количества прихожан, посещающих церковные службы. Этому есть несколько причин: во-первых, во времена коммунизма запретный плод для поляков был сладок и они, несмотря на табу, заполняли церкви до отказа. Во-вторых, последнее время наблюдается слишком рьяное сотрудничество церкви с политиками, что сильно снижает авторитет церкви. Ярким примером тому, является поднятие в сейме закона о запретах абортов на государственном уровне, который вызывает у поляков бурю негативных эмоций и неодобрений.

Тем не менее Польша остается верующей нацией, которая имеет большое количество традиций и религиозных праздников. Больше всего поляки почитают Богородицу и среди них даже существует трюизм о том, что поляки больше верят в Матерь Божью, чем в самого Бога. Культ Богородицы среди поляков настолько силен, что иконы Дивы Марии можно встретить почти в каждом доме. Кстати, если вернуться на несколько столетий назад, то можно увидеть аналогичную картину. Об особом почитании Богородицы говорит и тот факт, что в 1656 г Ян Казимир провозгласил ее Королевой Польской.

Светская жизнь и религия

Католическая церковь во все времена имела огромную власть и авторитет. Благодаря церковной поддержке многие политики пробивались к власти в стране, а когда высшие католические чины переходили в оппозицию к власть имущим, то это обязательно вызывало сходные настроения и среди населения.

Только в середине XX века власти и церковь пришли к соглашению о взаимной поддержке. С этого времени церковь перестала критиковать государственные инициативы, а взамен – началось преподавание религии в польских школах. Католические священнослужители быстро перешагнули границу между дозволенным и желаемым, после чего в школах начался тотальный церковный контроль с насаждением и навязыванием догм и установок.

В 1961 году сейм запретил преподавание религии в школе. С этого момента ведение этого предмета в школе прекратилось, а для верующих, желающих обучать детей религии, проводятся специальные занятия непосредственно при церквях. За программами этих уроков, как и полагается, производится надзор Министерства образования.

Церковь всегда имела большое влияние на общественность

Исторически сложилось так, что государство практически всегда взаимодействовало с религией. Не изменилось это и в наши дни – на официальном уровне считается законным брак, заключенный в 11 церквях, на государственном уровне создаются программы для поддержки конфессий, а религия в свою очередь, поддерживает государственные инициативы.

Кроме этого, поддержка религии со стороны польского государства заключается в избавлении от целого ряда налогов. С 2015 года налог, который начисляется на развитие церквей, платят сами верующие. По этой программе католическая церковь получает около 175 млн. евро ежегодно.

Вероисповедания поляков

Главной религией в Польше является католическая ветвь христианства. По данным статистики, 87% поляков являются приверженцами католической церкви, но вместе с тем, существует огромное количество других вероисповеданий. Более того, государство всячески поддерживает другие конфессии. Зарегистрировать новое религиозное течение в Польше довольно легко – для этого необходимо лишь иметь 100 приверженцев и подать их список в соответствующий орган власти.

Католичество – главная религия поляков

Кроме католической веры в Польше присутствуют и другие религии. Равноправие вероисповеданий гарантируется Конституцией Польши, поэтому ежегодно в стране появляется масса новых течений и их последователей.

После католической веры наиболее многочисленной считается другая ветвь христианства – православие. В стране насчитывается порядка 400 тыс. его приверженцев, среди которых наибольшее количество представителей, имеющих белорусские, украинские или русские корни.

Есть в Польше и представители протестантских течений. Наиболее известными среди них являются так называемые “исследователи святого писания”, которое возникло два века назад в США. Его представители считают, что верующие люди не должны участвовать в общественной жизни и всячески призывают избегать политику, выборы и голосования. Наиболее радикально настроенное течение, именуемое “свидетелями Иеговы” в 50-х годах прошлого века было запрещено. Причиной тому стала антинародная деятельность, которая была призвана подорвать существующий уклад в стране.

Остальные представители протестантизма объединяются в малочисленные приходы и не оказывают какого-либо негативного воздействия на общественную жизнь.

Имеет своих почитателей на польских землях и Иудаизм. Представителями вероисповедания являются еврейские общины, общая численность членов которых составляет порядка 7 тыс. человек. Наиболее многочисленными считаются общины в Лодзи, Вроцлаве и Валбжихе.

Польские иудеи с каждым поколением ассимилируются

Представители мусульманской веры в Польше составляют около 1300 человек. Они являются потомками татар, которых на территорию страны поселил князь Витовт в XV веке. Большая часть польских мусульман являются представителями интеллигенции, которые не имеют практически никаких отличий от среднестатистических поляков. Национальные черты мусульман стираются с каждым поколением, а среди молодежи все чаще наблюдается переход в христианскую веру.

Религия – важная часть жизни каждого поляка. Каждый верующий считает своим долгом посещение церкви по воскресеньям и праздникам, следует основным заповедям и выполняет необходимые ритуалы. В то же время, страна, имеющая самое большое количество костелов в Европе, не относится к религии фанатично. Поляки прагматичны до мозга костей, что нашло свое отображение в любимой для многих пословице: “Не поляки созданы для Бога, а Бог создан для поляков.”

Если ссылки нет или она не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите название материала и нажмите Ctrl+Enter.

3.4 8 оценок

Рейтинг статьи

Религия в Польше

Вера в Бога была принципом и опорой жизни в Польше с древних времен. Фактически создание польского государства связано с принятием христианства его правителем Мешко I в 966 году. Сегодня подавляющее большинство населения Польши (около 90%) исповедует римо-католичество, и значительная часть является практикующими католиками. Церковь сыграла важную роль в истории страны и ее общественной и политической жизни. Он пользуется большим уважением у поляков и воспринимается как символ польского наследия и культуры.

Религия помогала польскому народу выживать на протяжении всей истории. Церковь поддержала независимость Польши и объединила нацию в трудные времена, особенно во время раздела Польши в 199005-м -м веке, во время Второй мировой войны и в коммунистические времена. Позиция Церкви еще больше возросла, когда уроженец Польши, архиепископ Краковский Кароль Кардинал Войтыла стал папой Иоанном Павлом II в 1978 году. С самого начала польской государственности в Польше сосуществовали различные религии. В 16 -го -го и 17-го -го -го веков, когда Европа была поглощена религиозными потрясениями, Польша славилась религиозной терпимостью и, следовательно, многие беженцы прибыли, спасаясь от преследований. До Второй мировой войны Польша была религиозно разнообразным обществом, состоящим из католиков (65%), православных и протестантов (32%) и евреев (3%). Ситуация резко изменилась после войны в результате немецкого Холокоста польских евреев и изгнания немецких протестантов, украинских православных и византийских католиков, а также делимитации новых границ.

Свобода вероисповедания теперь гарантируется Конституцией Польши. Однако религиозные меньшинства по-прежнему немногочисленны. Они состоят в основном из христианских церквей: восточных православных и протестантов (в основном евангелическо-аугсбургских), Свидетелей Иеговы и нескольких других более мелких религиозных групп.

Вторая по величине церковь в Польше – Польская Православная Церковь. У него более 500 000 последователей, которые живут в основном в восточной части Польши. Они связаны с белорусским меньшинством. Святая гора Грабарка – их важнейшая святыня и религиозный центр.

Община протестантов насчитывает около 120 000 верующих, в основном лютеран (евангелическо-аугсбургская церковь). Они концентрируются в основном в Мазурском крае на северо-востоке Польши и в Цешине, Силезии, на юге.

Есть небольшая община мусульман, насчитывающая около 1100 человек. Большинство из них – потомки татарского населения, прибывшего в Польшу в XVII веке. Их основные центры находятся в Белостоке, Бохониках и Крушинянах на востоке Польши, а также в Гданьске.

Из 3,5 миллионов евреев, проживавших в Польше до Второй мировой войны, только около 300 000 евреев пережили немецкую оккупацию и уничтожение. В настоящее время в Польше проживает всего от 10 000 до 30 000 евреев. Тем не менее еврейская культурная, общественная и религиозная жизнь переживает возрождение.

Самые известные места христианского паломничества в Польше включают Монастырь Ясна Гора в Ченстохове с чудотворной иконой Черной Мадонны, семейный дом Иоанна Павла II в Вадовицах, Святилище Божьего Милосердия в Лагевниках в Кракове, Калвария Зебжидовска, Свиета Липка, Непокаланов, Вамбежице, Лихен и др.


Основные религии в Польше — WorldAtlas

Римско-католическая церковь в Польше.

Польша является широко религиозной страной и установила право на свободу вероисповедания. Крупнейшей религией в Польше является католицизм, за которым следуют другие христианские конфессии, а также растущие тенденции агностицизма и атеизма. Ниже приводится разбивка религиозной демографии в Польше.

Католицизм — 33 399 327

Католики составляют большинство населения Польши. Происхождение христианства в Польше можно проследить еще в 966 году нашей эры, при правителе Мешко I. Римско-католическая церковь занимала видное место среди других религий, пока Вторая мировая война и эпоха коммунизма не изменили религиозный состав Польши.

Говорят, что Римско-католическая церковь сыграла ключевую роль в падении коммунизма в Польше. Назначение кардинала Кароля Войтылы Папой Иоанном Павлом II в 1978 году еще больше укрепило Римско-католическую церковь в Польше. Папе приписывают большой вклад в события, приведшие в конечном итоге к свержению коммунизма. Религия стала синонимом антикоммунизма в 1980-х годах и собрала огромное количество последователей. Церкви было предоставлено законное право управлять своими больницами, университетом в Люблине и многочисленными школами в 1989.

Почти 90% жителей Польши принадлежат к католической церкви. Сегодня в стране 41 епархия. Религия изучается как факультативный предмет в школе. Хотя религиозность католиков в Польше снижается, Польша является одной из стран Европы с высоким уровнем соблюдения религиозных обрядов.

Польская Автокефальная Православная Церковь (Восточная Православная Церковь)

православных христиан насчитывают около 504 150 человек в Польше. Православие было введено в древнюю Польшу в IX веке. Большинство православных общин находилось на украинской и белорусской территориях. Эти территории до провозглашения независимости Польши находились в ведении Московского Патриархата. Православные общины, присутствующие в независимой Польше, начали поиск автокефалии. Против этих усилий выступила Московская Патриархия. Конфликты с римо-католиками были очевидны в 1930 с. Эти конфликты привели к указу 1938 года, который предоставил православному духовенству равные юридические права с духовенством других религий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *