Польша вывод о стране: размер, структура, таблица по годам

Содержание

Освобождение Польши

Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 года стало началом Второй мировой войны. За время оккупации Польша потеряла около шести миллионов человек, на её территории гитлеровцами были созданы многочисленные концлагеря и лагеря смерти. Польское население планомерно уничтожалось. Свободу, независимость и саму жизнь полякам принёс советский солдат. Освобождение Польши началось летом 1944 года, продолжалось до начала 1945 года и стоило жизни 600 тысячам воинов Красной Армии.


Холокост в Польше Немецкие войска, передвигаясь по территории Польши, везут польский пограничный знак, взятый в качестве трофея.
Фото предоставлено РИА Новости

Как известно из архивных документов, польские политики ещё до войны одобряли решение Гитлером «еврейского вопроса». Уже в сентябре 1939 года началось уничтожение евреев на территории Польши: их заключали в гетто и концлагеря, которые массово создавались нацистами по всей стране.

С лета 1942 по осень 1943 года в лагерях смерти Белжиц, Собибор, Треблинка осуществлялась специальная программа Третьего рейха по уничтожению евреев ‒ операция «Рейнхард». Нацисты убили за этот период более двух миллионов евреев и более 50 тысяч цыган. Людей уничтожали в газовых камерах, расстреливали, трупы сжигали в крематориях. Зловещим символом геноцида стал концлагерь Аушвиц (Освенцим), где были уничтожены миллионы мирных граждан.

В октябре 1943 года группа советских военнопленных во главе с лейтенантом А. А. Печерским подняла восстание в лагере смерти Собибор. Заключённые перебили охрану и вырвались на свободу. Большинство восставших погибли от рук гитлеровцев и коллаборационистов, но самому Печерскому с группой товарищей удалось добраться до советских партизан, а затем вступить в Красную Армию.

«В четвёртой зоне немцы заставили нас, восемьдесят человек, прибывших последним поездом, построить несколько бараков. Эта территория располагалась недалеко от третьей зоны, где убивали людей, и я слышал стоны и крики. Немцы старались скрыть эти крики, чтобы население лагеря не узнало, что происходит внутри».

Из воспоминаний А. А. Печерского

 


Советско‑польские отношения до начала освобождения

Вскоре после нападения Германии на СССР Москва установила отношения с польским эмигрантским правительством в Лондоне. На территории Советского Союза из проживавших в СССР поляков для борьбы против немцев была создана армия под командованием генерала В. Андерса. Однако в 1942 году с подачи британского правительства и «лондонских поляков» эти формирования были эвакуированы в Иран. В 1943 году эмигрантское правительство Польши поддержало информацию гитлеровского руководства о причастности НКВД СССР к расстрелу в 1940 году польских офицеров в Катыни (Смоленская область). Отношения между Москвой и «лондонскими поляками» прервались.

В 1943 году в СССР была сформирована польская дивизия им. Т. Костюшко, которая сражалась плечом к плечу с Красной Армией. Позже были сформированы 1‑я и 2‑я армии Войска Польского, воевавшие на советско‑германском фронте.

Солдаты Войска Польского маршируют по улицам города Люблина с ручными пулёметами.
А. Капустянский / РИА Новости
Начало освобождения Польши

В июле 1944 года, после того как Красня Армия перешла границу Польши, был образован Польский комитет национального освобождения (ПКНО) – временный орган управления на освобождаемых РККА территориях. На некоторых участках наши войска вышли к реке Висле. В конце декабря 1944 года ПКНО был преобразован во Временное правительство Польши.

В то же время в тылу советских частей действовали отряды так называемой Армии Крайовой, подчинённые польскому эмигрантскому правительству. Они стреляли в спину советским солдатам, совершали диверсии.


Варшавское восстание

Восстание в Варшаве против немецких оккупантов было поднято 1 августа 1944 года подпольными отрядами Армии Крайовой, когда её командующему Т. Бур‑Коморовскому и польскому эмигрантскому правительству показалось, что части Красной Армии вот‑вот ворвутся в столицу Польши. Наше командование не было поставлено в известность о планах восставших – «лондонские поляки» отказывались координировать свои действия со Ставкой ВГК.

Уличный бой в предместье Варшавы. Бойцы Войска Польского прорываются через заграждения.
Фото предоставлено РИА Новости

До подхода к Варшаве соединения 1‑го Белорусского фронта маршала К.  К. Рокоссовского преодолели сотни километров, были ослаблены тяжёлыми боями и понесли серьёзные потери. Несмотря на это, советские войска и части Войска Польского предприняли отчаянные попытки пробиться к восставшим. Однако, освободив пригород польской столицы (район Прага), Красная Армия столкнулась с ожесточённым сопротивлением немцев. Около 500 наших танков было подбито на подступах к Варшаве.

В ходе восстания погибло более 200 тысяч поляков, прежде всего мирных жителей. Остатки отрядов Армии Крайовой, действовавших в Варшаве, сдались противнику 2 октября 1944 года.

«Польский народ дорого заплатил за авантюру эмигрантского правительства. Потери Армии Крайовой, Армии Людовой, а также гражданского населения были огромны. Варшава подверглась неописуемому разрушению. Варшавское восстание, с одной стороны, продемонстрировало самоотверженность и героизм, проявленные повстанцами в борьбе с оккупантами. С другой стороны, это был акт преступной антисоветской политики правительства Миколайчика и находившихся в Польше руководителей лондонского эмигрантского правительства».

Из воспоминаний советского дипломата В. М. Бережкова о Варшавском восстании

 


Окончательное освобождение Польши

Летом 1944 года соединения Красной Армии захватили ряд важных плацдармов на левом берегу реки Вислы, которые стали основой для нанесения по врагу разящих ударов уже в новом, 1945 году.

Бойцы Красной Армии переплывают Вислу.
Фото предоставлено РИА Новости

Германское военное руководство понимало, что Варшава и остававшаяся под контролем немцев часть Польши лежат на пути к Берлину, поэтому создавало в районе Вислы и далее на запад мощную систему оборонительных сооружений, которые должны были обескровить наступательный порыв Красной Армии. В Польше находились промышленные и добывающие предприятия, которые были жизненно важны для поддержания боеспособности вермахта.

«Готовя операцию, мы стремились творчески осмыслить опыт, полученный на полях сражений. Нам очень хотелось не повторять ошибок, о которых помнили, и добиться успеха ценой малой крови».

Из воспоминаний Маршала Советского Союза И. С. Конева о Висло‑Одерской операции


От Вислы до Одера

Висло‑Одерская стратегическая операции (12 января — 3 февраля 1945 года) тщательно готовилась Ставкой ВГК. Её целью был разгром противостоящей группировки немцев — группы армий (ГА) «А» (с 26 января— ГА «Центр») и полное освобождение Польши. К наступлению готовились 1‑й Белорусский фронт маршала Г. К. Жукова и 1‑й Украинский фронт маршала И. С. Конева. Севернее — на направлении Восточной Пруссии — действовали силы 2‑го и 3‑го Белорусских фронтов. Немецкие войска возглавлял генерал‑полковник Й. Гарпе, с 17 января 1945 года — генерал‑полковник Ф. Шернер.

Соотношение сил Красной Армии и вермахта перед Висло‑Одерской наступательной операцией 1945 года.

Красная Армия

Германские войска

Человек

около 2,1 млн

около 800 тыс.

Орудий и миномётов

около 37 тыс.

около 4,1 тыс.

Танков и САУ

более 7 тыс.

около 1,1 тыс.

Красная Армия

Человек

около 2,1 млн

Орудий и миномётов

около 37 тыс.

Танков и САУ

более 7 тыс.

Германские войска

Человек

около 800 тыс.

Орудий и миномётов

около 4,1 тыс.

Танков и САУ

около 1,1 тыс.

 

Красной Армии предстояло преодолеть семь оборонительных полос немцев, наши части начали тщательную подготовку к их штурму. Наступление пришлось начать раньше, чем планировалось: И. В. Сталин получил от У. Черчилля срочную телеграмму, в которой британский премьер просил Красную Армию активизировать действия на восточном фронте в связи с тяжёлым положением англо‑американских союзников в Арденнах. 12 января 1945 года после масштабной артиллерийской и авиационной подготовки ударные соединения РККА нанесли мощнейший удар по врагу. Немецкие силы с огромными потерями стали откатываться на запад.


Стремительное наступление советских войск к Одеру

«Войска наши прошли в одно дыхание от Вислы до Одера более пятисот километров.

Такого размаха операция, безусловно, должна была бы иметь какие‑то пороги в общем движении, делиться на какие‑то этапы. Если бы на мою долю выпала бы задача разбить Висло‑Одерскую операцию на какие‑то этапы применительно к движению 8‑й гвардейской армии, я оказался бы в затруднении. Наше движение вперёд, начатое с Магнушевского плацдарма на Висле, ни на минуту не прекращалось».

Из воспоминаний генерала В. И. Чуйкова

17 января 1945 года освобождена многострадальная Варшава, которая была фактически полностью разрушена фашистами.

19 января войска 1‑го Украинского фронта И. С. Конева освободили Краков. Благодаря смелому манёвру войск и действиям советских разведывательно‑диверсионных групп гитлеровцам не удалось превратить в руины один из красивейших городов Европы.

27 января наши бойцы освободили оставшихся в живых узников нацистского концлагеря Аушвиц (Освенцим).

Освобождение советскими войсками узников немецко‑фашистского концлагеря «Аушвиц‑Биркенау» – Освенцим.
Б. Игнатович / РИА Новости

К началу февраля 1945 года соединения 1‑го Белорусского фронта маршала Г. К. Жукова вышли к Одеру и повели борьбу за овладение плацдармами на его западном берегу. По прямой до Берлина оставалось всего около 60 километров. В последующие недели и месяцы Красная Армия и входящие в её состав части Войска Польского продолжали освобождение Польши.


Герои Иван Васильевич Головин.
Фотография предоставлена порталом «Память народа».

Гвардии старший лейтенант командир роты 1‑й гвардейской танковой бригады Иван Васильевич Головин проявил мужество и героизм при форсировании реки Пилица. В течение двух дней его рота вела ожесточённые бои с противником. За это время наши танкисты перерезали несколько веток железных и шоссейных дорог, уничтожили 400 гитлеровцев, 20 орудий, 5 танков и другую вражескую технику. За этот подвиг И. В. Головин был удостоен звания Героя Советского Союза.


Итоги Висло‑Одерской операции

Красная Армия совместно с соединениями 1‑й армии Войска Польского освободила основную часть территории Польши. Польский народ получил возможность обрести государственную независимость. Советские воины перешли довоенные границы Германии, захватив ряд плацдармов в районе Одера. Были уничтожены 35 немецких дивизий, крупные потери понесли 25 вражеских соединений. Безвозвратные потери с советской стороны составили более 43 тысяч человек, санитарные — около 150 тысяч. Немцы потеряли убитыми и ранеными около 480 тысяч солдат и офицеров, около 150 тысяч пленными. Операция была осуществлена за короткий период и потрясла до основания моральный дух вермахта.

«Итак, Висло‑Одерская операция завершилась. В результате стремительного наступления советских войск в стратегическом фронте фашистской Германии на востоке образовалась брешь. На западном берегу Одера наши войска захватили несколько важных плацдармов. Казалось, путь на Берлин открыт. Ещё один удар, и можно завершить разгром фашизма, и страны Европы обретут наконец долгожданный мир».

Из воспоминаний маршала бронетанковых войск М. Е. Катукова


Цена свободы и независимости поляков

На Ялтинской конференции в феврале 1945 года И.  В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль решили, что поляки – как ориентирующиеся на Москву, так и нацеленные на сотрудничество с западными союзниками ‒ должны провести переговоры, чтобы создать правительство национального единства.

21 апреля 1945 года СССР заключил с Временным польским правительством в Варшаве договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. Для Москвы было принципиально важно, чтобы на западных советских границах было сильное и дружественное по отношению к СССР государство. 28 июня 1945 года в результате компромисса было образовано польское Временное правительство национального единства, в котором преобладали коммунисты. На Потсдамской конференции (июль‑август 1945 года) СССР поддержал польские территориальные претензии к Германии. В результате богатые промышленные и сельскохозяйственные районы восточной части Германии (вплоть до линии рек Одер – Западная Нейсе и часть бывших немецких земель у побережья Балтийского моря) отошли после войны к Польше. Благодаря этому польское государство смогло более успешно восстанавливать свою экономику, разрушенную гитлеровцами.

Значительная часть германских репараций передавалась полякам.

Польские воины в освобождённом Гданьске. 30 марта 1945 года.
Фото предоставлено РИА Новости

К началу 1945 года благодаря помощи со стороны СССР силы армий Войска Польского насчитывали уже около 200 тысяч человек. Польские соединения в составе РККА героически сражались за освобождение своей родины, а затем участвовали в Берлинской операции Красной Армии, потеряв в ней безвозвратно около 3 тысяч человек. Войско Польское стало основой для создания вооружённых сил страны. Министром национальной обороны Польши до 1956 года был Маршал Советского Союза (одновременно Маршал Польши), поляк по национальности К. К. Рокоссовский.

За освобождение Польши отдали жизнь более 600 тысяч советских бойцов и командиров. Память о солдатах Красной Армии и Войска Польского, сражавшихся за независимость Польши, священна, их подвиг не может быть забыт.

Польша одна идёт на войну: Лжедмитрия уже ищут

Из всех западных «доброжелателей» России Польша с её правыми националистами у власти стоит особняком. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал эту страну не просто недружественной, а враждебной: «Польша — это враждебное для нас государство». Отношение Варшавы к Москве определить «недружественным» сложно, так как она уже миновала фазу «сдерживания» России в рамках блока НАТО и с недавних пор готовится к реальной войне. Как с Россией, так и с её ближайшей союзницей Белоруссией, поскольку руководству Польши не нравится «режим Лукашенко», который оно хочет сменить путём переворота.

ПиС себя под Пилсудским чистит

Первые «предвоенные» меры давления на Минск польское правительство опробовало на днях. Согласно новому постановлению МВД, Польша с 1 июня текущего года закроет проезд для грузовиков с российскими и белорусскими номерами. Предполагается, что грузовые машины, тягачи, прицепы, полуприцепы, зарегистрированные в РФ и РБ, не смогут пересечь границу с Польшей до особого разрешения. Госдума РФ предложила ввести зеркальный запрет для польских грузовиков, тогда убытки республики могут дойти до 8,5 миллиарда евро.

Новое поколение польских правых явно черпает свои планы противостояния с Москвой из опыта диктатора Юзефа Пилсудского, воевавшего с Советской Россией. Поэтому они видят перевооружение армии как первоочередную задачу сегодняшнего дня. Русофоб Пилсудский был агрессивен к соседям, поскольку пользовался покровительством Гитлера и верил в скорое воплощение концепции «Польши от моря до моря» только военной силой.

© РИА Новости

С 1 июня грузовые машины, зарегистрированные в РФ и РБ, не смогут пересечь границу с Польшей до особого разрешения.

Аппетиты лидера правящей партии «Право и Справедливость» (ПиС) Ярослава Качиньского также простираются на весь регион, начиная с Украины и Беларуси. ПиС толкает Киев на бойню, чтобы упростить свою экспансию. Уроки всех польских походов «на Москву» со смутного времени снова подзабыты.

Польша — одна из немногих стран НАТО, чьи расходы на оборону превышают 2% ВВП. На 2023 год оборонный бюджет составляет 4,2% ВВП (33 млрд долларов) и останется таким впредь. Ещё в 2019 году Польша выложила за американское вооружение 11 млрд долларов, в том числе за РСЗО HIMARS, системы ПВО Patriot и истребители F-35.

После начала СВО на Украине президент Польши Анджей Дуда подписал закон «Об обороне отечества», согласно которому польская армия будет модернизирована, а её численность увеличится в два раза — до 300 тыс. человек. Варшава планирует произвести по лицензии тысячу корейских танков К2 «Чёрная пантера» для польской армии и на экспорт. Устаревшее советское вооружение с согласия Пентагона передают Украине, получая компенсацию от США — деньгами или оружием.

Польская стратегическая мысль доскачет до Москвы

Тематика конференции Defence24 DAY, проходившей с 24 по 25 мая 2023 года на Национальном стадионе в Варшаве, была продиктована войной на Украине после начала российской спецоперации. Первая панельная дискуссия была посвящена теме «Конфликт на Украине — выводы для развития и модернизации вооружённых сил» Польши. Ход боевых действий в Незалежной прямо повлиял на планы развития польской армии, отмечает Defence 24. Войско Польское детально изучает печальный опыт ВСУ, благо очно там присутствует.

Вывод военспецов: Польша «не будет копировать Украину, а начнёт готовиться к военному противостоянию иного типа»! Ситуация на Украине повлияла на планы по развитию польской армии, пишет Defence 24. Военные выделили новые приоритеты модернизации вооружённых сил. Так, количество закупаемого в настоящее время вооружения определяется не реалиями конфликта на Украине, а предполагаемым потенциалом ВС РФ. Поэтому поляки оценивают не нынешний, а «будущий конфликт и потенциал, который в нём будет задействован».

© flickr.com/ministerstwoobronynarodowej

Войско Польское не скрывает, что готовится к новым походам на Московию.

То есть Варшава готовится к будущей войне с ВС РФ на Украине и Белоруссии, а потом и на Балтике?

Польские генералы рисуют будущий конфликт совсем по-другому, «хотя и по-прежнему ориентируются на оборонительный характер своих действий». Для этого Варшаве потребуются современные ВВС, способные эффективно нейтрализовать потенциал противника, чтобы его сдержать. По словам начальника генштаба Войска Польского Раймунда Анджейчака, дроны и спецназ нужны для действий по гибридным сценариям, таким как кибератаки, дезинформация и «использование военнослужащих без знаков различия и хорошо узнаваемой военной формы». Во как!

Основной задачей Войска Польского заявлено создание «работающей системы сдерживания», которая больше похожа на роль «главного провокатора НАТО».

Польским военным стало ясно, что в первые дни войны сразу будет атакована система тылового обеспечения ВС Польши, как это произошло на Украине. Решающее значение будет иметь материально-техническое обеспечение новейших систем вооружения, которое следует предусмотреть уже в момент его приобретения.

Урок номер два: важно учитывать возросшую суточную потребность в боеприпасах, и, как показал конфликт на Украине, прежние нормы следует пересмотреть. Всё это потребует увеличения мощностей промышленности и эффективной системы хранения. Хорошо бы ещё до главного удара рассредоточить резервы, как делает с опозданием Киев. Малые склады с боекомплектами будут делать при частях.

© flickr.com/ministerstwoobronynarodowej

На базе транспортной авиации в Варшаве прошла торжественная встреча первых HIMARS, переданных ВС Польши, 15 мая 2023 г.

Изменилась у поляков и оценка армии России, которая, как считалось, обладает сильной артиллерией. Эксперты на форуме отметили, что дальность действия российской артиллерии калибра 122 мм и 152 мм меньше, чем западной — калибра 155 мм. Это преимущество, мол, усиливается комплексами HIMARS, применение которых даже в небольшом количестве, привело к тому, что ВС РФ пришлось отвести свои материально-технические базы и командные пункты за 100 км от линии соприкосновения. Правда, это всё равно не спасло Артёмовск.

А вот учитывают ли поляки, что в условиях прямого конфликта с НАТО Россия может применить ТЯО?

А не замахнуться ли Варшаве сразу на Армагеддон?

Экс-сотрудник минобороны Австралии Малколм Дэвис в интервью для польских СМИ призвал Варшаву «рискнуть для победы над Россией», даже, если это приведёт к ядерному конфликту, назвав страх перед тактическим ядерным оружием России «трусостью». «Призывы Запада не бояться ядерной войны для спасения Украины от поражения — это абсурд», — возмутилось в ответ польское издание Do Rzeczy циничностью англосаксов. Австралия-то — далеко, Чернобыль рядом!

Для Варшавы, убеждает Дэвис, любой сценарий с замораживанием конфликта на Украине должен быть неприемлем. Но это значит, что Польше предстоит эпическая битва против «режима Путина» на территории Украины, возможно, с применением ядерного оружия. Так это не так страшно, азартно заверяет поляков австралиец. Лихого эксперта, на взгляд Do Rzeczy, не волнуют масштабы человеческих потерь от реализации западного плана по освобождению земель, перешедших к России, включая Крым.

Зато у некоторых польских стратегов — поклонников Пилсудского — зреют идеи по захвату стран — ближайших союзников Москвы, с целью её ослабить и «преподнести урок». Тезисы гибридной атаки на Белоруссию прозвучали на центральном телеканале в ходе выступления генерала Вальдемара Скшипчака.

© Соцсети

Генерал Скшипчак никак не определится: то Калининград ему подавай,то всю Белоруссию.

По мысли отставного генерала, если украинское контрнаступление будет успешным, то белорусы-наёмники, которые воевали в составе ВСУ, не сложат оружия, а пойдут на Белоруссию. Вот тут-то полякам, мол, нужно не проспать начатое блицкригом полка Калиновского восстание в Белоруссии, которого боится Лукашенко, а начать спешно сябров снабжать, как сейчас украинцев.

Откровения генерала Скшипчака о том, что Польша поддержит восстание в Белоруссии, стали позором для Варшавы, пишет Myśl Polska. Ресурс с грустью констатирует, что Польша упустила свой шанс на сотрудничество с восточным соседом. Нормальные поляки понимают, что у публичных заявлений могут быть последствия. Главное, что ставит в тупик даже союзников Варшавы, это отсутствие реакции со стороны властей, так как синильные «замыслы» у пенсионеров могут быть, но в дипломатии их принято опровергать.

Может Скшипчак озвучил помыслы военных? Или поляков так приучают к мысли, что вступление в войну — неизбежность?

Бредовые задумки генерала уже комментируются в белорусских, российских и австрийских СМИ. Президент Белоруссии среагировал: «О том, что они готовят, мы знаем уже давно. Мы отслеживаем этих ребят, о которых говорил этот больной генерал». Но абсурд риторики агрессивного национализма больше не пугает деятелей польской верхушки: они готовы на всё, чтобы усидеть во власти. Выборы в Польше пока никто не отменял: а вдруг война кончится?

Чистка рядов от «шпионов» укрепит национальное единство

Президент Польши Анджей Дуда готов подписать инквизиторский законопроект о создании комиссии «по расследованию российского влияния на польскую политику». Выдвинувшее инициативу правительство партии ПиС заявляет, что это план по искоренению «агентов Кремля» в Польше.

© РИА Новости

Дональд Туск возглавляет оппозиционную партию «Гражданская платформа».

А разъярённая оппозиция бьёт в колокола: комиссия нацелена на преследование политических соперников, особенно Дональда Туска, бывшего премьер-министра и президента Евросовета, который возглавляет оппозиционную партию «Гражданская платформа». Сезон охоты на ведьм открыт, можно писать доносы?

Родившиеся до 1 августа 1972 года госслужащие должны в срок до 30 дней предоставить сведения о сотрудничестве со Службой безопасности Польской Народной Республики. Анкеты, в которых чиновники будут отрицать факты сотрудничества с органами безопасности ПНР, в течение пяти месяцев проверят в Институте национальной памяти.

В случае выявления факта предоставления недостоверных сведений последует увольнение и запрет трудоустройства в госучреждения. Против поправок выступила польская оппозиция, считающая, что ПиС проводит повторную декоммунизацию, не думая о десятках тысяч опытных работников, со стажем по 15-20 лет. 

Закон сможет лишать людей права занимать государственные должности на десять лет, по абсурдному подозрению политконкурентов. Анджей Дуда для подстраховки отправит закон на сверку в Конституционный трибунал — высший суд, в котором преобладают сторонники ПиС. Впрочем, это не помешает комиссии начать работу. «Общественность должна сформировать собственное мнение о том, как народные избранники понимали интересы Польши, были ли эти интересы реализованы», — сказал Дуда, объявляя о решении создать орган политнадзора.

Это решение ухудшит и без того плохие отношения между Варшавой и Брюсселем, пишет Politico. Еврокомиссия отправила Польше требование на 174 млн евро для выплаты части штрафов, наложенных на республику за невыполнение решений европейского суда, связанных с судебной реформой в стране. Деньги вычтут из ковидного пакета помощи.

© flickr.com/ministerstwoobronynarodowej

Рейтинги президента Дуды (слева) и министра национальной обороны Блащака (справа) покатились под гору.

Созданием органа «по люстрации» недовольны и в США. «Правительство США разделяет озабоченность по поводу законов, которые могут лишить избирателей возможности голосовать за кандидатов по их выбору вне процесса проверки в судах», — заявил американский посол в Варшаве.

А тем временем…

Как свидетельствуют данные соцопроса лаборатории CBOS, опубликованные 29 мая, правящая партия «Право и справедливость» начала терять доверие избирателей. По данным исследования, понизился рейтинг президента Польши Анджея Дуды, премьера Матеуша Моравецкого, министра национальной обороны Мариуша Блащака. Впервые последнему не доверяют больше поляков, чем доверяют. Польские правые пользуются конфликтом на Украине, чтобы закрепить своё пребывание у власти. Но их готовность воевать «со своими и чужими» начинает пугать избирателей, которые видят явный абсурд политического произвола.

ЗАПИСКА О ПОЛИТИЧЕСКОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ ПОЛЬШИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЯХ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ С ЦЕЛЬЮ ВСТУПЕНИЯ (2)

Мнения, выраженные в этом документе, не обязательно совпадают с мнениями Европейского парламента как учреждения.


III. ОТНОШЕНИЯ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Введение

Основой текущих политических и экономических отношений между Польшей и Европейским Союзом является Европейское соглашение, которое было подписано в декабре 1991 г. и вступило в силу после двухлетнего переходного периода 1 февраля 1994 г. Европейское соглашение улучшает условия для эффективных экономических и политических реформ и обеспечивает институциональную основу и правовую основу для отношений между Польшей и ЕС. Он охватывает все области, представляющие общий интерес: политический диалог, торговля промышленной и сельскохозяйственной продукцией, право на создание и свободу передвижения рабочих, услуги и движение капитала, согласование законодательства, экономическое, культурное и финансовое сотрудничество и т. д. В конечном счете, Соглашение направлено на то, чтобы приблизить Польшу к членству в ЕС.

Для того чтобы сотрудничество могло осуществляться на постоянной и регулярной основе, была создана институциональная структура, предусматривающая дискуссионный форум, орган оценки, а также орган, принимающий решения. Первым из них, органом, принимающим решения, является Совет Ассоциации, который собирается раз в год для рассмотрения проблем, связанных с приведением польского законодательства в соответствие с законодательством Сообщества. Члены парламента (12 от Европейского парламента и 12 от Сейма/Сената) встречаются два раза в год в Объединенном парламентском комитете.

A) ПОДХОДЫ ИНСТИТУТОВ ОБЩИНЫ К ПРОЦЕССУ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ПОЛЬШЕ

Польша приступила к процессу радикальной экономической, социальной и административной реформы и решила выйти за рамки новой формы отношений, какими бы далеко идущими и обширными они ни были, предусмотренными Соглашением об ассоциации. Заявка Польши на членство в Европейском Союзе была подана 5 апреля 1994 года, что открыло новую страницу в истории в соответствии с заявленным желанием Польши сформировать вместе с Францией и Германией твердое ядро ​​​​европейской интеграции (Веймарский треугольник).

а) Позиция Комиссии

В соответствии с Договором заявление Польши о членстве было подвергнуто оценке и процедуре принятия решения с участием государств-членов и всех институтов Сообщества. Комиссия, играющая важную роль в этой процедуре, изложила свое мнение по заявлению Польши и заявлениям, поданным другими странами, желающими присоединиться, в ключевом документе, опубликованном в июле 1997 г. , о развитии Европейского Союза и условиях, регулирующих присоединение новые государства-члены. За Повесткой дня на 2000 г., как известен этот документ, последовал специальный отчет по каждой стране-кандидату, в котором основное внимание уделялось ее способности выполнить 1993 Копенгагенские критерии. Доклад Комиссии подтверждает, что Польша демонстрирует характеристики демократии со стабильными институтами, гарантирующими верховенство закона, уважение прав человека и уважение и защиту меньшинств. В среднесрочной перспективе возможно полное участие Польши на внутреннем рынке при условии, что будут предприняты дополнительные усилия для выполнения критериев acquis в областях сельского хозяйства, окружающей среды и транспорта.

Поэтому Комиссия рекомендовала начать переговоры о присоединении с Польшей и обязалась регулярно отчитываться о достигнутом прогрессе. Самый последний из этих отчетов был опубликован 13 октября 1999 г. и представлен Европейскому совету в Хельсинки. Он также учитывает информацию, собранную Европейским парламентом.

Оценка Комиссии была сделана в свете политических и экономических критериев и других обязательств, связанных со вступлением (цели ЕВС и ОВПБ) и, в частности, судебного и административного потенциала страны, сектор за сектором, для применения acquis communautaire , соответствующие краткосрочные приоритеты установлены в Партнерстве по присоединению .

Комиссия отметила, что первый Копенгагенский критерий (политический) был полностью соблюден, хотя и выразила озабоченность по поводу судебных структур и ограниченного развития административного потенциала судебной власти. По мнению Комиссии, сложность внесения «настоятельно необходимых улучшений в обеспечение надлежащей правовой процедуры допускает сохранение процедурных и профессиональных ограничений, которые препятствуют гражданскому, политическому и экономическому развитию Польши». В целом независимость судебной власти соблюдается, но Комиссия считает, что необходимо предпринять очень существенные усилия для борьбы с коррупцией.

Существование функционирующей рыночной экономики уже неоднократно отмечалось и подтверждалось. Однако реструктуризация экономики (особенно приватизация крупных государственных предприятий) и либерализация торговли должны быть продолжены, хотя также необходимо улучшить текущий счет и баланс торгового дефицита. Следует отметить, что МСП уже хорошо развиты, на их долю приходится 45% ВВП и 60% всех занятых. Комиссия подчеркнула необходимость улучшения коммуникационной, энергетической и транспортной инфраструктуры: дороги, имеющие жизненно важное значение для развития и торговли, находятся в особенно плохом состоянии.

Что касается третьего условия, а именно переноса и внедрения acquis , то результаты очень неоднозначны, а отставание не является незначительным. Комиссия отмечает, что Польша достигла краткосрочных приоритетов, изложенных в Партнерстве по присоединению, лишь в ограниченной степени; недостатки существуют, в частности, в области сертификации, защиты данных и стандартов (из которых согласованы только 20%). Необходимо укрепить потенциал в области прав интеллектуальной собственности, сельскохозяйственной и региональной политики, социальной политики, таможни, правосудия и внутренних дел. Барьеры, существующие в секторах вещания, телекоммуникаций и страхования, должны быть устранены. Однако очень срочно необходимо создать прозрачную правовую и институциональную основу для государственной помощи. В отчете также подчеркивается, что человеческие ресурсы являются областью, в которой необходима новая форма профессионального обучения, чтобы расширить перспективы трудоустройства и привести их в большее соответствие с экономической средой.

Прогресс был ограничен в том, что касается промышленной политики; нет четкой стратегии реструктуризации сталелитейной промышленности и автомобильного сектора. Польша еще не начала преобразования, которые необходимы с точки зрения политики, acquis и структур в сельскохозяйственном секторе.

В заключение Комиссия отмечает, что Польша не добилась значительного прогресса в согласовании своего законодательства, а также в адаптации и укреплении необходимых структур.

б) Позиция парламента

Европейский парламент неоднократно высказывал свое мнение о неблагоприятных условиях для расширения, т. е. о непригодности существующей институциональной базы для решения проблемы увеличения числа государств-членов. В своей резолюции от 4 декабря 1997 г. о Повестке дня на период до 2000 г. парламент отметил, что расширение Союза за счет стран, стремящихся к вступлению, представляет собой дальнейший шаг вперед на пути построения единой и свободной Европы. Но прежде всего необходимо избежать риска превращения Европейского Союза в один огромный общий рынок из-за отсутствия институциональных реформ, которые необходимо будет осуществить как можно быстрее, чтобы не вызвать задержек с присоединением, которое Польша особенно старается избегать. В резолюции также отмечается, что Польша является наиболее важным кандидатом на вступление и что огромный прогресс, достигнутый с 1989 заслуживает признания.

Резолюция Европарламента (докладчик: г-жа Хофф) по докладу Комиссии о прогрессе Польши на пути к присоединению была принята 15 апреля 1999 г.

Еще одна резолюция (докладчик: г-н Гавронски) о прогрессе на пути к вступлению Польши была принята Европейским парламентом 4 октября 2000 г. В ней подчеркивается важность скорейшего вступления Польши в ЕС и настоятельно содержится призыв к государствам-членам, в частности, определить как можно скорее детализированные позиции на переговорах, позволяющие добиться быстрого прогресса, особенно в переговорах по главе о сельском хозяйстве. Европарламент приветствует прогресс, достигнутый Варшавой в реализации 9-го0020 acquis communautaire и призывает польские власти продолжить работу по улучшению институциональных условий для эффективной реализации программ регионального развития.

В этом контексте следует отметить важность встреч между депутатами Европейского парламента и их коллегами из Сейма и Сената в Совместном парламентском комитете; последнее совещание было проведено в Варшаве 5-6 июня 2000 г. На нем обсуждался прогресс, достигнутый в подготовке и выполнении поставленных приоритетных задач, а также проблема информационной стратегии, которая должна быть разработана в государствах-членах. Представители сообщества подчеркнули необходимость не только привести польское законодательство в соответствие со всеми acquis , но и убедиться в том, что она действительно реализована, что во многих случаях может оказаться дорогостоящим. Польские депутаты продолжали призывать к ускорению темпов переговоров и установлению даты присоединения, которая зависит от реформ, проводимых обеими сторонами. Польские представители связали вопрос сроков с проблемой общественной поддержки членства в ЕС, которая ослабевает.

в) Позиция Совета

Решения, принимаемые Советом министров и Европейским советом, и издаваемые ими руководящие принципы играют ключевую роль в процессе расширения по институциональным причинам и по конкретным причинам, связанным с каждой страной-заявителем и ее состоянием готовности. Собор постановил 12-13 декабря 1997 в Люксембурге, что процесс вступления начнется 30 марта 1998 г. со встречи министров иностранных дел ЕС и 11 стран-кандидатов. Он уполномочил Комиссию осуществлять процесс проверки и вести переговоры, а также регулярно представлять ей отчет об оценке прогресса на пути к присоединению с учетом краткосрочных и среднесрочных приоритетов, установленных Советом в Партнерстве по присоединению . Самое последнее обновление этого решения, опубликованное 6 декабря 1999, представляет собой для Польши важный юридический компонент расширенной стратегии подготовки к вступлению.

B) ПРАВОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА РАСШИРЕННОЙ СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ К ПРИСОЕДИНЕНИЮ

После публикации Повестки дня на 2000 год Совет решил, с согласия парламента на основании статьи 308 (бывшая статья 235) Договора, создать сводную структуру, определяющую приоритетные цели, которые должны быть достигнуты странами-кандидатами и финансовые ресурсы, которые будут использоваться для этой цели при определенных условиях. В соответствии с целями Союза, Партнерство с Польшей в целях вступления представляет собой основную ось новой расширенной стратегии подготовки к вступлению, включающей новые финансовые механизмы; ISPA (Инструмент структурной политики для подготовки к вступлению) и SAPARD (Специальная программа вступления для сельского хозяйства и развития сельских районов). Что касается стран-заявителей, каждой из них было предложено представить национальную программу принятия acquis (NPAA), устанавливающую график приоритетных мер, которая ежегодно пересматривается и обновляется.

а) Товарищество присоединения

Таким образом, Партнерство является решением Совета первостепенной важности, поскольку его выполнение формирует основу для оценки, проводимой Комиссией в ее регулярных отчетах. Совет составил обновленную версию краткосрочных и среднесрочных целей и приоритетов для польского правительства 6 декабря 1999 г. (после публикации оценки Комиссии).

Краткосрочные цели включают необходимость продолжения:

  • бюджетная и макроэкономическая стабилизация,
  • реструктуризация сталелитейного и угольного секторов,
  • экономические реформы (в частности ускорение приватизации, реструктуризация государственного сектора, приватизация банковского сектора и др. ),
  • модернизация таможенного управления,
  • меры по согласованию, относящиеся к внутреннему рынку, включая сертификацию, стандартизацию, согласование интеллектуальной собственности и промышленных секторов, либерализацию рынка капитала,
  • разработка согласованной политики структурного развития и развития сельских районов для сельского хозяйства, принятие механизмов реализации в ветеринарном секторе,
  • разработка стратегии переноса природоохранного законодательства,
  • разработка процедур проверки, в частности, на границах с Беларусью и Украиной и приведение визовых систем в соответствие с ЕС,
  • укрепление институционального и административного потенциала, в частности, в отношении таможни, государственной помощи, судебной системы, фискального контроля и т. д.

В заключение, еще многое предстоит сделать в отношении принятия и применения acquis , касающихся внутреннего рынка и в таких важных секторах, как сельское хозяйство, рыболовство и охрана окружающей среды.

Что касается среднесрочных приоритетов , то необходимо добиться прогресса в следующих областях:

  • обзор национальной политики, направленной на повышение конкурентоспособности польской экономики, включая готовность к доступу на рынок, малые и средние предприятия, наличие благоприятной правовой и коммерческой среды и повышение квалификации, в частности, в сельских и восточных приграничных районах,
  • государственные закупки: отмена пункта о национальных предпочтениях к концу 2002 г.,
  • свободное перемещение услуг: либерализация и развитие контролирующих и регулирующих органов,
  • свободное передвижение лиц: завершение выравнивания взаимного признания дипломов,
  • конкуренция: укрепление антимонопольных органов и органов государственной помощи и процедур; повышение прозрачности и потока данных, координация и обучение на всех уровнях,
  • сельское хозяйство: укрепление общих механизмов управления сельскохозяйственной политикой и административных структур (мониторинг сельскохозяйственных рынков и реализация структурных мер и мер по развитию сельских районов, создание органов и механизмов контроля),
  • юстиция и внутренние дела — дальнейшее повышение квалификации правоохранительных органов и судебной системы (штатная численность, подготовка и оснащение),
  • укрепление механизмов сотрудничества полиции в рамках Европола в борьбе с организованной преступностью (в частности, с отмыванием денег, незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми).

Многие из проблем, изложенных в этом документе Партнерства по присоединению, включены в Национальную программу правительства Польши по принятию Acquis (NPAA), составленную Управлением Комитета по европейской интеграции, органом, ответственным за согласование мероприятий, связанных с присоединением. Тем не менее, Комиссия отметила, что эта программа, хотя и обеспечивает хороший обзор уже реализованных мер, не содержит конкретных подробностей в отношении прогресса на пути к присоединению, его влияния на бюджет и фактической институциональной структуры.

б) Финансовая помощь

В рамках программы PHARE Польша получила 2 024 млн. ЭКЮ на период с 1990 по 1999 год. Средства программы не выделяются, если указанные таким образом проекты не соответствуют приоритетным мерам и не соблюдены технические и институциональные условия, установленные Комиссией. В результате в мае 1998 года Комиссия отклонила ходатайство Польши о предоставлении помощи в размере 34 млн. ЭКЮ на том основании, что проект был плохо подготовлен и не были представлены недостаточные подтверждающие доказательства. Это вызвало большой резонанс в Польше.

Польше было предоставлено 213,5 млн евро на 1999 год, 20% из которых предназначены для институционального строительства (43,33 млн евро) и 80% для инвестиций (170,067 млн ​​евро). Отдельное предложение по финансированию касается программ TEMPUS II (5 млн евро) и участия Польши в программах Leonardo и Mattheus. Всего в рамках программы Phare 1999 Польше будет выделено 230,5 млн евро. Отдельное финансовое предложение будет составлено для европейской финансовой помощи для «приграничного сотрудничества».

С 1998 года Комиссия ввела в действие новый инструмент, институциональное партнерство . Он финансируется Phare и поощряет принятие acquis communautaire , предоставляя консультантов перед вступлением из администраций государств-членов. Эти консультанты готовят и реализуют то, что требуется (например, обучение) для принятия acquis. 16 схем побратимства, предложенных на 1999 г., представляют собой более 35,183 млн евро.

Расширенная стратегия подготовки к присоединению, принятая Советом, предусматривала введение, начиная с 2000 г., новых финансовых ресурсов, предназначенных для конкретных секторов. Программа SAPARD должна способствовать реструктуризации сельского хозяйства и обеспечению устойчивого развития сельских районов. Финансовая помощь в размере 168 млн евро, скорее всего, будет предоставлена ​​в виде прямых инвестиций или консультационных услуг.

Второй из введенных программ является ISPA, которая предназначена для обеспечения экономической и социальной сплоченности, и в частности для содействия развитию транспорта и экологических инициатив. Его стоимость составляет 370 миллионов евро.

Таким образом, общая сумма финансовой помощи Польше в годы, предшествовавшие присоединению, значительно возрастет (более или менее в четыре раза). Чтобы гарантировать, что такие большие суммы денег не будут потрачены впустую, они будут предоставляться в соответствии с принципом условности и контроля со стороны Европейской аудиторской палаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс присоединения Польши, который официально начался 30 марта 1998 г., представляет собой реальность, имеющую серьезные последствия для государств-членов и стран-кандидатов. Основные реформы должны быть осуществлены с обеих сторон. Как неоднократно подчеркивал Европейский парламент, процесс расширения, при всей доброй политической воле правительств государств-членов, не может быть успешным без внутренних институциональных реформ. Тот факт, что цели, заявленные на Туринской межправительственной конференции, не были достигнуты, плохо воспринимается польским правительством и Сеймом, которые всегда призывают институты Сообщества на регулярных встречах, которые проводятся, чтобы как можно быстрее установить дату присоединения. . Польское правительство назначило себе дату 1 января 2003 года. За последние несколько месяцев представители польского правительства несколько раз обвиняли Европейский Союз в замедлении расширения. Еще предстоит добиться значительного прогресса, тем более что Польша часто не выполняет свои обязательства или не соблюдает установленные приоритеты, а завершено только 11 из 31 главы переговоров. В сельскохозяйственном секторе особую трудность представляло повышение польским правительством таможенных пошлин на некоторые сельскохозяйственные продукты (в конце 19 в.99). После полутора лет трудных переговоров 26 сентября 2000 г. Европейская комиссия и Польша достигли соглашения о взаимной либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией. Соглашение предусматривает либерализацию значительной части двусторонней торговли, включая взаимоприемлемые решения для всех товаров, импортные тарифы на которые Польша повысила в прошлом году. Политическая воля Польши преодолеть проблемы, связанные с подготовкой к вступлению, по-прежнему сильна, и по этому вопросу существует консенсус среди всех политических партий, представленных в парламенте, о чем свидетельствует решение польского правительства в июне 2000 г. кампания по вступлению Польши в Европейский Союз с июня 2000 г. по декабрь 2002 г. с бюджетом 20 миллионов евро. Кампания будет состоять из ознакомительных визитов, семинаров, конференций и рекламы в национальных СМИ государств-членов. Он сосредоточится на странах и секторах, которые, по мнению польского правительства, на самом деле не поддерживают присоединение Польши. Посол Польши в Брюсселе назвал Германию и Австрию одними из этих стран.


Приложение 1

Президент Республики Александр КВАСНЕВСКИЙ

Состав правительства Польши

Премьер-министр Ежи БУЗЕК (AWS)
Вице-премьер и министр финансов Лешек БАЛЬЦЕРОВИЧ (UW)
Заместитель премьер-министра и министр занятости Лонгин КОМОЛОВСКИЙ (AWS)
Министр внутренних дел Марек БЕРНАЦКИ (AWS)
Министр иностранных дел Бронислав ГЕРЕМЕК (UW)
Министр обороны Януш ОНИШКЕВИЧ
Министр бюджета Эмиль ВАСАЧ (AWS)
Министр экономики Януш ШТЕЙНХОФФ (AWS)
Министр юстиции Ханна СУХОЧКА (UW)
Министр образования Мирослав ХАНДКЕ (AWS)
Министр культуры Kazimierz UJAZDOWSKI(UW)
Министр сельского хозяйства Артур БАЛАЗ (AWS)
Министр здравоохранения Францишка ЧЕГЕЛЬСКАЯ (AWS)
Министр транспорта Тадеуш СЫРИЙЧИК (UW)
Министр окружающей среды Антони ТОКАРЧУК (AWS)
Министр связи Томаш ШИШКО (AWS)
Министр научных исследований Анджей ВЫШНЕВСКИЙ (AWS)
Министры без портфеля Ежи КРОПИВНИЦКИЙ (Центр стратегических исследований)
Януш ПАЛУБИЦКИЙ (Координатор специального отдела)

Приложение 2

Результаты всеобщих выборов (21 сентября 1997 г.

)
(Количество мест в Сейме)
  1993 1997
Избирательная акция «Солидарность» (AWS) 0 201
Альянс демократических левых (SLD) 171 164
Демократический союз — Союз свободы (UD/UW) 74 60
Польская Крестьянская Партия (PSL) 131 27
Движение за восстановление Польши (РОП) 0 6
Профсоюз (UP) 41 0
Конфедерация за независимую Польшу (КПН) 21 0
Беспартийный блок реформ (BBWR) 16 0
Другие (немецкое меньшинство) 4 2
Независимые 2 0
Итого 460 460

Сенат

Сто мест в Сенате распределяются следующим образом:

АВС 51
SLD 28
ВВ 8
РОП 5
ПСЛ 3
Независимые 5

Приложение 3

ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗА 1999 ГОД

Источники: Economist Intelligence Unit — Страновой отчет Польша. 03.02.2000

Статистическое приложение по расширению. Брифинг № 22 . обр. 8 от 13.04.2000

Йенс Дальсгаард. Центр парламентской документации

Основные данные

Площадь: 312 000 км2

Население:38,6 млн

ВВП: 140,7 млрд евро

ВВП на душу населения: 3600 евро

г. Рост ВВП в 1999 г.: 4,1%

Структура производства —

  • сельское хозяйство: 5 % ВВП
  • промышленность: 23,2 % ВВП
  • строительство: 9,7 % ВВП
  • услуги: 36,5% ВВП
  • прочие 25,6 % ВВП

Инфляция: 7 %

Безработица: 11,9 %

Уровень участия по секторам:

  • сельское хозяйство: 20%
  • промышленность: 32%
  • услуг: 48%
Внешняя торговля


© Дополнение: 24. 10.2000

Детерминанты и последствия для стран с переходной экономикой»

%PDF-1.4 % 1 0 объект >/Metadata 2 0 R/OutputIntents 5 0 R/PageLayout/OneColumn/Pages 3 0 R/StructTreeRoot 6 0 R/Type/Catalog>> эндообъект 2 0 объект >поток 2011-03-16T09:24:14-04:002011-03-16T09:24:12-04:002011-03-16T09:24:14-04:00Acrobat PDFMaker 9.1 для Worduuid:408720aa-7bd1-41a0-b41d-2015a1f3dc19uuid:5d4 9921d-фадф -4437-af77-e53b880d922fapplication/pdf

  • «ПИИ в Польше: определяющие факторы и последствия для стран с переходной экономикой»
  • Информационные системы
  • Adobe PDF Library 9.01A
  • http://ns.adobe.com/xap/1.0/mm/xmpMMXMP Media Management Schema
  • внутренний идентификатор на основе UUID для конкретного воплощения документаInstanceIDURI
  • http://www.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *