Португалия форма государственного устройства: Государственное устройство Португалии | Best Homes of Portugal

Португальская Республика. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система.

Содержание

Государственное устройство
Правовая система
— Общая характеристика
— Гражданское и смежные с ним отрасли права
— Уголовное право
— Судебная система. Органы контроля
Литература

Государственное устройство

Португалия — унитарное государство. В административном отношении делится на области. В областях действуют выборные ассамблеи, исполнительные органы — жунты, консультативные органы — советы. При жунтах имеются назначаемые правительством представители, исполняющие свои функции совместно с местными органами.
Ныне действующая Конституция была промульгирована Учредительным собранием 2 апреля 1976 г. (действует с изменениями 1982, 1988, 1992 и 1997 гг.). По форме правления Португалия — смешанная (парламентско-президентская) республика.
Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент Собрание (Ассамблея) Республики. В его состав входят 230 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства при всеобщих прямых выборах сроком на 4 года. Очередные сессии проводятся ежегодно с 15 октября по 15 июня. Кроме того, парламент может собраться в любое другое время по инициативе избираемой им Постоянной комиссии и в чрезвычайных случаях. Полномочия парламента обширны: он самостоятельно определяет повестку дня, решает вопрос об использовании законодательной инициативы депутатов, принимает законы и поправки к Конституции, издает политико-административные статуты автономных областей, утверждает национальный план и бюджет, ратифицирует международные договоры, следит за исполнением Конституции и законов, объявляет амнистии. Органические законы (в окончательном общем голосовании) должны быть одобрены абсолютным большинством полномочных депутатов, в то время как для обычных законов требуется большинство присутствующих на заседании. Парламент также контролирует деятельность Правительства: он вправе ознакомиться с его программой, выразить ему доверие или порицание.


В период между заседаниями парламента действует его Постоянная комиссия. Она наблюдает за работой Правительства и может рекомендовать парламенту рассмотреть декреты-законы, опубликованные Правительством в период между его заседаниями.
Главой государства является Президент. Он гарант национальной независимости, единства государства и действия в стране демократических институтов. Президент избирается путем всеобщих прямых выборов при тайном голосовании на 5 лет, причем не может быть переизбран на третий срок. Полномочия Президента типичны для главы государства большинства демократических стран. Он, в частности, назначает Премьер-министра и по его предложению министров, имеет право увольнять членов Правительства, назначает день выборов в парламент, вправе распустить парламент, созвать его на чрезвычайные сессии. Он может обращаться к парламенту с посланиями, промульгирует принятые законы и обладает правом вето, которое парламент может отклонить абсолютным большинством голосов. Помимо законов Президент промульгирует также декреты-законы, регламентирующие и другие декреты Правительства.
В области международных отношений за Президентом закреплены следующие правомочия: он назначает (по представлению правительства) дипломатических служащих, ратифицирует международные договоры, объявляет войну и заключает мир; является верховным главнокомандующим. Наиболее важные президентские акты должны быть контрасигнованы Правительством.
При Президенте имеется Государственный совет — постоянно действующий высший консультативный орган, в состав которого входят председатель Собрания Республики, Премьер-министр, председатель Конституционного трибунала, главы региональных правительств, 5 деятелей, названных Президентом, и 5 представителей, избранных парламентом.
Правительство Португалии — Совет министров — является высшим органом правления. Он формируется из представителей партий, располагающих большинством мест в парламенте, и состоит из Премьер-министра, министров, государственных секретарей и заместителей государственных секретарей. Правительство определяет общую линию руководства страной, разрабатывает государственный бюджет, контролирует деятельность администрации, принимает меры, способствующие социально-экономическому развитию страны. Кроме того, принимает участие в законодательном процессе, используя делегированные eму парламентом полномочия по принятию законов. Правительство ответственно перед Президентом и парламентом. В течение 10 дней после назначения Премьер-министра депутаты должны быть ознакомлены с правительственной программой. В случае отклонения этой программы, принятия вотума недоверия или двух резолюций порицания с интервалом не более 30 дней абсолютным большинством депутатов Правительство должно уйти в отставку.

Правовая система

Общая характеристика

Португалия входит в романо-германскую правовую семью. Правовая система страны складывалась на протяжении многих веков, начиная с XII в., когда образовалось независимое португальское королевство. В Средние века было издано несколько собраний законов, получивших названия по имени правивших королей. Наиболее важные среди них, помимо первых собраний законов королей Альфонса I и Альфонса II (XII-XIII вв.), — Альфонсовы (1472), Мануэлевы (1521) и Филипповы (1603) ордонансы. Все они были созданы под сильным воздействием римского права, в частности Свода законов Юстиниана, и канонического права, нормы которых нередко применялись в Португалии и самостоятельно, например при обнаружении пробелов в изданных законах. Значительное влияние на развитие законодательства оказывали и действовавшие в стране испанские сборники законов («Фуэро реаль», «Семь партид» и др.), а также местные правовые обычаи, сохранившиеся со времени господства на Пиренеях вестготов (V начало VIII в.). Период власти арабских завоевателей (VIII-XI вв.) в дальнейшей правовой истории Португалии отражения не получил.

Средневековые королевские ордонансы XV-XVII вв. представляли собой многотомные собрания законодательных предписаний, относящихся к различным отраслям права и систематизированных по весьма несовершенным формальным правилам. В частности, включенные в них нормы уголовного права отличались крайней жестокостью и в то же время регулировали ответственность лишь за отдельные виды преступлений и не содержали положений общего характера. Ордонансы предоставляли широкие возможности для произвола феодалов и судей.
В XIX в. в Португалии была осуществлена кодификация основных отраслей права. Она проводилась на базе нескольких конституций, принятых начиная с 1820 г. и закреплявших капиталистические общественные отношения в стране, которая стала конституционной монархией с неустойчивыми, часто реакционными политическими режимами, сменявшими друг друга. Как правило, подготовка кодексов растягивалась на несколько десятилетий. Так, работа над проектами гражданского кодекса началась в 1826 г., а завершилась лишь в 1867 г. после продолжавшегося около года обсуждения в парламенте. ГК 1867 г. — заметное явление в истории буржуазного гражданского права. Он составлен с учетом опыта гражданских кодексов или их проектов во Франции (Кодекс Наполеона 1804 г.), Баварии, Испании и других европейских государствах, а также «Компиляции гражданских законов», подготовленной в 1857 г. в Бразилии- бывшей португальской колонии. Этот кодекс отличался весьма высоким уровнем юридической техники и продолжал действовать до 1967 г.
(в 1930 г. кодекс был издан в новой редакции).
Важнейшим этапом в развитии законодательства Португалии стало принятие Конституции 1976 г., отразившей завоевания антифашистской, национальной и демократической революции 1974 г. На момент своего принятия эта Конституция являлась самым прогрессивным и радикальным с точки зрения социального реформаторства основным законом стран Запада. Она предусматривает, что все предшествующие законы сохраняют силу лишь в том случае, если не противоречат Конституции и содержащимся в ней принципам (ст.293). Конституция внесла серьезные изменения, по существу, во все отрасли права, либо непосредственно сформулировав важнейшие нормы, либо потребовав исправления старых или издания новых законов.
Основными источниками права в современной Португалии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Согласно Конституции (ст.115) к первым относятся законы, декреты-законы и областные законодательные декреты. Законы делятся на обычные и органические; последние принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции, и обладают более высокой юридической силой.
Поправки к Конституции принимаются в форме конституционных законов.
Декреты-законы издаются Правительством на основе полномочий, делегированных ему парламентом и по указанному последним определенному кругу вопросов. Они имеют равную юридическую силу с обычными законами парламента. Помимо случаев делегирования законодательных полномочий Правительство может принимать декреты-законы в областях, не отнесенных к компетенции Собрания Республики; декреты-законы, развивающие принципы и общие основы юридического режима, который содержится в законах, предписывающих это делать (ст.201 Конституции). Парламент в течение определенного периода с момента издания декрета-закона может рассмотреть вопрос о его утверждении или внесении поправок. Как показывает опыт, именно путем издания декретов-законов в основном и осуществляется ныне развитие португальского законодательства.
Областные законодательные декреты издаются по вопросам, представляющим особый интерес для соответствующих областей и не закрепленным за Собранием Республики или Правительством; при этом они не могут содержать положения, противоречащие общим законам Республики.
Регламентарные декреты должны указывать законы, которые они регламентируют или которые определяют субъективную и объективную компетенцию для их издания.
Система португальского законодательства традиционно включает ряд кодексов, не известных другим странам. В частности, с 1836 г. периодически издавались административные кодексы, определяющие административно-территориальное деление, компетенцию органов власти и управления и др. В 1935 г. издан Кодекс нотариата, регулирующий компетенцию нотариусов, их функции, права и обязанности, а также вопросы гражданской и уголовной ответственности нотариусов за неправомерные действия.
Исследования в области права ведутся в Португалии главным образом на юридических факультетах в университетах Лиссабона и Коимбры — одних из старейших в Европе.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Важнейший источник гражданского права Португалии — ГК, принятый в 1966 г. и составленный с учетом опыта применения ГК 1867 г. , а также швейцарского законодательства и особенно Германского гражданского уложения 1896 г. ГК 1966 г. включает 5 книг. Книга первая («Общая часть») определяет источники права (одним из них, хотя и субсидиарным, признается «справедливость»), правила толкования и применения законов, важнейшие понятия гражданского права. Книга вторая («Обязательственное право») содержит общие нормы, определяющие основания гражданско-правовой ответственности, и нормы, регулирующие конкретные виды договоров (купля-продажа, дарение, подряд и др.). Книга третья («Вещное право») институты владения, собственности, узуфрукт, сервитуты и др. Книги четвертая и пятая ГК соответственно посвящены вопросам семейного и наследственного права, в регулировании которых произошли существенные изменения после принятия Конституции 1976 г. Португальский ГК 1966 г. представляет значительный интерес как один из немногих буржуазных гражданских кодексов второй половины XX в.
В системе португальского права традиционно проводится различие между гражданским и торговым законодательством; последнее регулирует специфические институты и операции (формы торговых обществ, векселя, страхование, банкротство, транспорт, морская торговля и др. ). В 1833 г. в соответствии с этой концепцией был принят Торговый кодекс, однако он охватывал не только институты собственно торгового права, но и часть вопросов, относящихся к гражданскому праву, поскольку в то время еще не был принят национальный гражданский кодекс. После издания ГК 1867 г., включившего соответствующие нормы гражданского права, был принят действующий Торговый кодекс 1888 г., который опирался на положения Гражданского кодекса 1867 г.
Торговый кодекс 1888 г. состоит из 4 книг. Книга первая («О торговле вообще») содержит общие правила толкования и применения торгового закона, а также положения, относящиеся к коммерсантам, фирмам, биржам и ведению торговых книг. Книгу вторую («О специальных торговых договорах») составляют нормы о торговых товариществах (акционерных обществах и др.) и правила, регулирующие договоры поручения, перевозки, займа и др. В книге третьей («О морской торговле») собраны нормы, определяющие статус морских судов, условия фрахта и страхования кораблей и морских грузов. Нормы книги четвертой («О банкротстве») к настоящему времени утратили силу. Опыт кодекса 1888 г., в котором, по общему признанию, были весьма удачно сформулированы многие положения буржуазного торгового права, оказал значительное влияние на последующую подготовку торговых кодексов в ряде государств Европы и других континентов.
Вслед за ГК 1867 г. был издан и Гражданский процессуальный кодекс 1867 г., который, в свою очередь, в 1905 г. был дополнен Торговым процессуальным кодексом — документом, практически не известным правовым системам других государств, даже придерживающихся концепции разделения гражданского и торгового права. Он был рассчитан на рассмотрение дел в порядке торгово-процессуального производства в так называемых коммерческих трибуналах, впоследствии упраздненных. В 1936 г. издан новый Гражданский процессуальный кодекс, составленный с учетом судебной практики португальских судов, а также опыта законодательства других государств, прежде всего Италии. Этот кодекс состоит из 4 книг — об исках, о компетенции судов и гарантиях беспристрастного судебного разбирательства, о судебном процессе, об арбитражном судебном разбирательстве.
Аграрная реформа, проводившаяся в Португалии после революции 1974 г. и направленная на ликвидацию господства крупных латифундистов, имела своей юридической базой соответствующий декрет-закон 1975 г. Несмотря на сопротивление правых сил и возврат бывшим владельцам части земельных угодий, находившихся в руках кооперативов, аграрная реформа остается конституционным принципом (ст.96).
Демократическая Конституция 1976 г. провозгласила и подробно регламентировала права трудящихся в социально-экономической области: право всех граждан на труд, права комиссий трудящихся на предприятиях, право на заключение коллективных договоров с администрацией предприятий и др. Конституция и принятый в развитие ее положений Закон 1977 г. закрепляют право трудящихся на забастовку, предусматривают условия провозглашения и проведения забастовки и вместе с тем запрещают локауты. Важно, что эти законодательные нормы пришли на смену действовавшей в период фашистской диктатуры и выражавшей идеи «корпоративного государства» системе актов («Статут национального труда» 1933 г. и др.), которыми прикрывался режим безудержной эксплуатации трудящихся.
В Конституции закреплено также право граждан на социальное обеспечение в случае болезни, старости, инвалидности, вдовства и сиротства, при безработице и т.п. (этим нормам в условиях «корпоративного государства» соответствовали законы о пособиях, выплачивавшихся, по существу, за счет самих трудящихся).
Большие изменения внесла Конституция в регулирование брачно-семейных отношений. Если прежнее законодательство допускало юридическое неравенство мужчины и женщины, то ныне в Конституции не только провозглашено их равноправие, но и особо подчеркнуты необходимость охраны материнства и права трудящихся женщин. Если прежде развод допускался лишь в случаях, когда брак не был заключен по католическому обряду, то ныне правила развода не зависят от формы бракосочетания. Конституция запрещает какую-либо дискриминацию внебрачных детей (ст.36).
В 1983 г. в Португалии создано министерство по вопросам качества окружающей среды. В том же году опубликован Закон о национальных экологических заповедниках, включающих прибрежные к океану (пляжи, крутые берега, устья рек) и внутренние (озера, русла и истоки рек) экосистемы. В стадии пересмотра находится законодательство об охоте и рыболовстве, готовятся основы законодательства в области охраны природы и окружающей среды в целом.

Уголовное право и процесс

Уголовное законодательство Португалии на протяжении XIX-XX вв. обнаруживает значительное воздействие принимавшихся в стране конституций. Первый Уголовный кодекс 1852 г. закрепил провозглашенную конституциями 1821 и 1826 гг. отмену пыток, клеймения преступников, членовредительских и позорящих наказаний, хотя предусмотренные им санкции за большинство преступлений были весьма суровыми. В основном его составители ориентировались на образцы уголовных кодексов Франции, Испании и других европейских государств, а также УК Бразилии 1830 г.
В 1807 г. в Португалии была отменена смертная казнь, а в 1886 г. принят новый Уголовный кодекс, составленный в более либеральном духе. Его составители стремились добиться соответствия между тяжестью преступлений и наказаний, подчеркивали необходимость не только устрашения, но и исправления правонарушителей, смягчения санкций и т.п. Основные положения кодекса соответствовали концепциям неоклассической школы уголовного права, имели буржуазно-либеральный характер. В УК 1886 г. были детально разработаны такие институты уголовного права, как формы вины, соучастие, стадии преступления, отягчающие (их в кодексе 34) и смягчающие (их 23) обстоятельства и др. Среди предусмотренных санкций не было ни смертной казни, ни пожизненного заключения. В 1929 г. принят ныне действующий Уголовно-процессуальный кодекс, провозгласивший демократические принципы процесса, которые не соответствовали реальным условиям господствовавшего в то время фашистского режима.
Конституция 1976 г. сформулировала важные положения в сфере уголовного права и процесса Португалии. В ней зафиксирован запрет пыток, смертной казни, жестоких, бесчеловечных и бесчестящих наказаний, подчеркнута возможность применения наказаний или мер безопасности лишь по приговору суда и при условии соблюдения законности (ст. 24-30). Весьма подробно регламентируются правила производства ареста и предварительного заключения, сформулированы гарантии законности в уголовном процессе. Конституция провозглашает презумпцию невиновности, право на защиту, принцип состязательности в судебном процессе, запрещает использование доказательств, полученных с применением насилия или иным незаконным способом. В ст.31 закреплен институт хабеас корпус, который позволяет обжаловать в суд заключение под стражу любого гражданина. В отличие от большинства буржуазных конституций в нее включены нормы об ответственности за преступления против национальной экономики, за должностные преступления (ст.88, 120) и др.
Развитию положений Конституции 1976 г. в сфере уголовного права служит принятый на ее основе ныне действующий Уголовный кодекс Португалии 1982 г. При его подготовке была проведена декриминализация малозначительных преступлений: за них установлена, как правило, административная ответственность. Предусмотрен особый режим наказаний, ориентированный прежде всего на исправление, не только для несовершеннолетних правонарушителей, но и для так называемых молодых взрослых (18-25 лет). В УК 1982 г. провозглашено требование, чтобы лишение свободы применялось лишь в случае, если цели «ресоциализации» правонарушителя не могут быть достигнуты с помощью иных мер. В кодексе предусмотрено широкое применение наряду с наказанием мер безопасности (главным образом, медицинского характера), различных видов условного осуждения и мер, не связанных с лишением свободы (штраф, общеполезные трудовые услуги и др.).
В дополнение к УК 1982 г. изданы законы, регламентирующие исполнение наказаний и мер безопасности, а также декрет-закон 1982 г. об ответственности за административные правонарушения. После принятия Конституции 1976 г. и нового УК существенным изменениям подверглось и законодательство по вопросам судоустройства и уголовного процесса: были приняты законы о судах и прокуратуре, утвержден Статут судей, в котором подробно описаны их функции, и другие акты.
В 1987 г. принят Уголовно-процессуальный кодекс, где по-новому решены многие вопросы, относящиеся к предварительному следствию и судопроизводству. В УПК четко регламентируется судебный контроль над предварительным расследованием, осуществляемым прокуратурой или полицией. Предусмотрена упрощенная процедура разбирательства дел о некоторых преступлениях, по которым обвиняемому грозит до 3 лет лишения свободы, и даже «самая упрощенная» процедура разбирательства дел, с согласия обвиняемого, если тому грозит штраф или до 6месяцев лишения свободы. Упорядочена и существенно упрощена система обжалования судебных приговоров. Серьезное внимание уделено гарантиям соблюдения прав граждан.

Судебная система. Органы контроля

Высшее звено судебной системы Португалии, согласно Конституции, Верховный суд (Верховный трибунал правосудия), возглавляемый Президентом. Он состоит из 4 палат — 2 по гражданским, 1 по уголовным делам и 1 по социальным вопросам. Дела рассматриваются в отдельных палатах или на совместных заседаниях 2 палат, а в определенных случаях — на пленарных заседаниях Верховного суда (вынесенные на них постановления публикуются в официальном правительственном вестнике «Диариу да Република»). Верховный суд выступает в качестве первой инстанции лишь при рассмотрении дел о должностных преступлениях президента Республики и ряда других высших служащих. Основная его функция — рассматривать кассационные жалобы по вопросам права на решения нижестоящих судов. В Верховный суд могут поступить и жалобы, связанные с конституционным правом хабеас корпус. Согласно Закону о запрещении фашистских организаций 1978 г. Верховный суд может признать таковой какую-либо организацию и вынести решение о ее роспуске.
Апелляционные суды (их в стране четыре) состоят из трех палат — по гражданским, уголовным делам и по социальным вопросам. В них рассматриваются жалобы и протесты на решения и приговоры нижестоящих судов. Апелляционные суды рассматривают также вопросы, связанные с исполнением решений иностранных судов.
Основное звено судебной системы Португалии — суды комарки (комарка традиционное название судебного округа). Они рассматривают по первой инстанции подавляющую массу гражданских и уголовных дел либо коллегией из трех судей, либо единоличным судьей. Уголовные дела, по которым не может быть назначено наказание более строгое, чем 2 года лишения свободы, судьи рассматривают единолично. При разбирательстве дел о тяжких преступлениях по требованию обвинения или защиты создаются коллегии из профессиональных судей и присяжных заседателей. При разбирательстве некоторых категорий гражданских дел в состав суда могут быть включены технические эксперты. Конституция (в редакции 1982 г.) предусматривает учреждение института народных судей и использование других форм участия граждан в отправлении правосудия (ст.217).
В качестве специализированных судов первой инстанции функционируют также уголовные трибуналы — органы предания суду, следственные трибуналы они надзирают за расследованием уголовных дел и трибуналы по исполнению наказаний. Кроме того, имеются 3 суда, которые рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте от 12 до 16 лет (в некоторых случаях — до 18 лет), а также принимают меры по защите детей и подростков от злоупотреблений со стороны взрослых. Имеются семейные суды, в функции которых входит учреждение опеки, вопросы усыновления, выплаты алиментов и др.
Особое место в системе высших судебных учреждений Португалии занимает Конституционный суд. Он состоит из 13 судей, из которых 10 назначаются Советом республики, а 3 кооптируются Премьер-министром. Все они должны быть юристами, а 6 (в том числе все кооптируемые)обязательно судьями других судов. Члены Конституционного суда назначаются на 6 лет. Председатель избирается самими судьями из своего состава. Конституционный суд вправе по ходатайству Президента, Премьер-министра, генерального прокурора, а также в связи с решением какого-либо суда по конкретному делу признать противоречащим Конституции любой нормативный акт. Ему могут быть переданы на заключение вновь принимаемые Советом республики законы, правительственные декреты-законы и другие акты центральных органов власти и административных областей.
Еще одно учреждение, согласно Конституции относящееся к числу судебных, — Счетная палата. В ее компетенцию входит контроль за расходованием государственных средств, в том числе путем проверки соответствующих отчетов, представляемых ей.
Наряду с системой общих судов в Португалии имеются административные и финансовые трибуналы, трибуналы по морским делам и арбитражные суды. Все они действуют на основании законодательных актов, регламентирующих их функции и соответствующую процедуру судебного разбирательства («Статут административных и финансовых трибуналов», например, утвержден декретом-законом N 129 1984 г., Закон о процедуре рассмотрения дел в административных трибуналах — декретом-законом N 267 1985 г.).
Вопросы назначения и перемещения судей, их дисциплинарной ответственности находятся в ведении Высшего совета магистратуры. Его члены назначаются Президентом (2), избираются Советом республики (7) и самими судьями различных судебных инстанций (7), а председателем по должности является председатель Верховного суда. Для занятия судебных должностей, в том числе и членов Верховного суда, назначаемых из числа судей нижестоящих судов и прокуроров, предусмотрена конкурсная система.
Расследование уголовных дел производится органами административной или судебной полиции под контролем прокуратуры. В ряде случаев оно ведется следственным судьей, который вправе поручить другим органам выполнение отдельных процессуальных действий, не затрагивающих основных прав граждан. По некоторым вопросам (например, о предварительном заключении обвиняемого) решения принимаются следственным трибуналом.
Уголовное преследование, в том числе поддержание государственного обвинения в суде, а также защита «демократической законности» (по формулировке Конституции) осуществляется прокуратурой. Высший орган строго иерархически организованной системы прокурорских учреждений коллегиальная, избираемая самими прокурорами генеральная прокуратура во главе с генеральным прокурором (он назначается Президентом Республики по представлению правительства). Представители прокуратуры выступают почти во всех судебных учреждениях на всех стадиях судебного разбирательства. Лишь по делам о малозначительных правонарушениях обвинение в суде могут поддерживать административные или полицейские власти. В Верховном суде от имени государства выступает генеральный прокурор либо его заместители. В апелляционных судах выступают те же заместители генерального прокурора; в судах первой инстанции, в том числе в суде комарки, — республиканские прокуроры или назначенные ими «делегаты».
Защиту обвиняемых в уголовном процессе и интересов сторон по гражданским делам осуществляют, как правило, профессиональные юристы, которые традиционно делятся на две категории — адвокатов и солиситадоров. Адвокаты имеют право выступать во всех судах (к выступлениям в Верховном суде допускается ограниченный круг наиболее опытных из них). Солиситадоры, хотя их конторы располагаются в зданиях судов, заняты, большей частью, подготовкой дел к слушанию и участвуют в заседаниях лишь низших судебных инстанций по некоторым категориям дел.
Конституция (ст.23) предусматривает должность назначаемого Собранием республики Проведора юстиции, аналогичную институту омбудсмана. Проведор юстиции рассматривает жалобы граждан на действия или бездействие властей и в случае нарушения ими законности направляет соответствующие рекомендации. Высшим органом финансового контроля является Счетный суд, на который Конституция возлагает проверку законности публичных расходов и судебное рассмотрение финансовых отчетов, которые представляются ему в соответствии с законом. При этом в его компетенцию, в частности, входит принятие заключения о генеральном государственном финансовом отчете и привлечение к ответственности за финансовые нарушения, согласно закону. Председателя Счетного суда назначает и освобождает от должности Президент Республики по представлению Правительства.

Литература

Португалия. Конституция и законодательные акты. М., 1979.

Теория государственного управления

1.Типология государств по формам правления

2.Сущность и особенности монархии, аристократии и демократии

3.Типология государств по формам государственного устройства: унитарность и федеральность

4.Политический режим: сущность и типы

5.Общественные функции государства

1. Типология государств по формам правления

Государственное управление может быть реализовано через одну из своих форм, именуемых формами правления, на выбор которой оказывают влияние политические, экономические факторы, а также особенности социокультурного и исторического развития территории. Форма правления — это общественно признанный на территории способ избрания и функционирования высшей государственной власти. Традиционно выделяют республиканскую и монархическую формы правления.

Республика — это форма правления, основанная на принципах представительной демократии. При республиканской форме правления все высшие органы власти либо избираются, либо контролируются представительскими учреждениями. По республиканской форме правления или по организации общегосударственной (высшей государственной) власти, различают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская лика и парламентарная монархия. Главное здесь — признание принципа разделения власти и специфика механизмов практической реализации.

Основным критерием различия между парламентской и президентской формами правления являются полномочия правительства. В парламентской республике известным приоритетом, пользуется выборный законодательный орган, который из своего состава формирует правительство, подотчетное ему (Италия, ФРГ). Таков же механизм формирования и соотношения законодательной и исполнительной власти в парламентарной монархии (Великобритания, Дания, Италия, Япония). Парламентская форма характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет полную ответственность за свою деятельность. В рамках этой формы победившая в ходе избирательной кампании партия обычно получает право на формирование правительства, которое обязано подать в отставку, как только правящая партия лишится большинства в парламенте. Поэтому в парламентской форме правления нет строгого разделения на законодательную и исполнительную ветви власти. Формальным признаком парламентской формы правления стала должность премьер-министра. Премьер-министр вместе с остальными членами правительства одновременно является депутатом нижней палаты парламента. Вся ответственность за исполнительную власть ложится на него, даже если в республике есть президент, выполняющий по Конституции функции главы государства и служащий символом единства нации. Президенту в парламентской республике предоставлены ограниченные по сравнению с премьер-министром полномочия. Правительство в парламентских республиках ответственно перед парламентом, который, в свою очередь, имеет право выразить правительству недоверие. Вынесение недоверия нижней палатой парламента может повлечь за собой как отставку правительства, так и роспуск нижней палаты, если премьер-министр рекомендует номинальному главе государства сделать это.

Президентская республика, классический образец которой представлен в США, предполагает строгое разделение властей на законодательную и исполнительную. Данная форма предусматривает подконтрольность правительства лично президенту страны. Президент является главой исполнительной власти и не несет политической ответственности перед парламентом. При этом президент может как возглавлять исполнительную власть, так и находиться над ветвями власти, являясь гарантом их разделения. Президент, как правило, обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принимаемые парламентом, но это право может быть преодолено парламентом с помощью квалифициро-ванного большинства голосов. Кроме того, президентская форма правления предполагает наличие института импичмента — права возбудить против президента процедуру отрешения его от должности, если будет доказан факт нарушения им норм конституции.

В президентской республике законодательный орган (конгресс или с иным названием) и глава исполнительной власти (он же глава государства) равно избираются населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов (США, Аргентина, Мексика и другие). Особый статус имеют президенты — главы государств в России, Франции и других странах, которые в качестве арбитра и обеспечивают функционирование и взаимодействие «разделенной» государственной власти. В таких странах существует правительство, подотчетное в основном президенту.

Смешанная республика, представленная в таких странах, как Франция, Португалия или Финляндия, соединяет в себе элементы президентской и парламентской форм правления. Главным свойством президентской республики является институт избираемого народом президента, наделенного правами главы исполнительной власти. А главным свойством парламентской республики является парламентская ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром. Характерным признаком смешанной системы республиканского правления выступает ситуация тесного взаимодействия между президентом и правительством, которые, в свою очередь, могут принадлежать к различным партиям и, соответственно, контролироваться ими.

2.Сущность и особенности монархии, аристократии и демократии

Глубокое, принципиальное, и порой незначительное отличие государств сказывается на государственном управлении.

По источнику и суверенному (т. е. самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы со времен классификации Аристотеля государства подразделяются на:

а) монархию, способную извращаться в тиранию;

б) аристократию, способную извращаться в олигархию;

в) демократию, способную извращаться в охлократию.

В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом. Часто в церемонии коронации участвовали религиозные иерархи, которые ее и благословляли. Считается, что в аристократическом государстве верховная власть должна принадлежать элите общества, ее лучшим, опытным и разумным представителям. В демократическом верховная власть принадлежит народу — всем гражданам данного государства.

Монархические государства в чистом виде, чем более абсолютистские, остались достоянием истории; если где и сохранились монархии, то они превратились в конституционные (ограниченные законом), сочетающие в себе в разных вариантах и пропорциях монархические, аристократические и демократические начала.

В данном контексте следует» учитывать, что каждый принцип верховной власти имеет свою логику организации и функционирования государственного управления. При монархическом принципе — это единоличное господство монарха (сверху вниз) с соответствующими наместниками на местах (под разными названиями) и подданными. Аристократический принцип коллективного управления со стороны элиты с определенным распределением власти «по вертикали» и «по горизонтали» (исторический пример: Речь Посполитая). Признание демократического принципа верховной власти влечет за собой построение государственной власти и государственного управления снизу вверх — от народа посредством форм прямого волеизъявления, представительства и открытой государственной службы.

Монархия — это форма правления, основанная на выделении в системе государственного управления должности главы государства, получающего соответствующие полномочия в порядке престолонаследия. Исключением является только Малайзия, где монарх избирается на определенный срок советом правителей, представляющих федерацию. Основными разновидностями монархической формы правления являются абсолютистская, теократическая, конституционная монархии. В абсолютистской монархии нет разделения властей, и монарх является единственным носителем высшей государственной власти. Теократическая монархия наделяет функциями высшего должностного лица государства, монарха, ее высшего духовного лидера. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуальную и парламентарную. В конституционной монархии власть монарха существенно ограничивается конституцией. И если в дуальной монархии монарх лишается, как правило, законодательных и судебных прерогатив, то в парламентарной монарх вообще не имеет полномочий ни в одной из ветвей государственной власти, оставаясь только номинальным главой государства. В дуальных монархиях законодательную власть воплощает избранный народом парламент, а исполнительную — правительство, ответственное перед монархом. Дуальная монархия является своеобразной переходной формой от абсолютистской монархии к парламентской. и поэтому редко встречается в современный период. Парламентарная конституционная монархия сегодня является наиболее распространенной формой монархии и существует в таких странах, как Австралия, Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция и Япония. Неотъемлемым атрибутом парламентарной монархии является институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного представителя исполнительной власти.

Широкое распространение в современном мире такого несколько архаичного института, как монархия, можно объяснить либо стремлением сохранить экономические и культурные связи между исторически родственными государствами (страны Британского содружества), либо стремлением объединить враждующие политические или этнические группы (Испания, Афганистан). Не случайно про короля Бельгии Бодуэна I говорили, что он является единственным настоящим бельгийцем, поскольку все остальные жители страны либо фламандцы, либо валлоны.

3.Типология государств по формам государственного устройства: унитарность и федеральность

Форма государственного устройства выражает способ организации государственной власти в отношении связи государства с составляющими его территориальными образованиями. Форма государственного устройства реализуется через способ объединения территорий в границах единого государственного образования с учетом их национально-этнического и социокультурного своеобразия.

Выделяются следующие формы государственного устройства: унитарные государства и федерации.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Характеризуется:

1) Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

2) На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. Функционирует единая денежная система, проводится общая налоговая и кредитная политика.

3) Составные части (области, департаменты) унитарного государства суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и др. Но в тоже время местные органы обладают значительной самостоятельностью.

4) Такие государства могут быть как централизованными, так и децентрализованными. Централизованное государство, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Децентрализованное государство, здесь местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. В централизованном унитарном государстве (Индонезия, Таиланд) управлением на местах ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернаторы, префекты), тогда как в децентрализованном (Великобритания, Швеция) на местах действуют не государственные служащие общей компетенции, а местные отделения министерств и ведомств. В их полномочия входит решение отраслевых задач государственного значения. Наряду с ними местными делами управляют муниципальные советы, статус которых может быть подтвержден дополнительными государственными полномочиями.

5)В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на мировой арене.

6)Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти. В них могут создаваться автономные образования, а также существовать развитое местное самоуправление.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.

Можно выделить общие черты характерные для федеративных государств:

1) Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.д.

2) В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3) Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4) В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5) При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы.

В федерациях суверенные права территориальных образований подтверждены действующим законодательством, регулирующим разграничение сфер полномочий федеральных и региональных органов власти. Федеральное устройство государства предполагает разделение государственной власти по объектам территории, соответствующим Полномочиям составляющих федерацию субъектов.

4.Политический режим: сущность и типы

Важное значение имеет разграничение государств по действующему в них политическому режиму — содержанию, методов и приемов практической реализации государственной власти. Государственный режим или «политический режим»: отношение государственной власти к правам и свободам человека и гражданина. Именно политический режим есть действительность государственной власти. Политический режим представляет собой ту сторону государственного управления, которую рассматривают с точки зрения используемых средств, методов политического влияния на общественные институты. Значение политического режима в механизме формирования системы государственного управления состоит в том, чтобы адаптировать сложившуюся в обществе совокупность общественных институтов целям государства, в частности, заложенным в их основу ценностям и приоритетам. Наиболее характерными для современных государств несколько типов политических режимов:

деспотический, к которому относятся и тоталитарный, автократический, авторитарный режимы; здесь способом реализации государственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным правителем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий т.п.), является насилие, подавление, произвол, ограничен боды, установление сыскного контроля за поведением человека;

Авторитарный политический режим основан на использовании административных мер поддержки персонифицированной государственной власти, воплощающей в себе господство сложившегося в обществе экономического и социального порядка. Наибольшее распространение авторитарный режим государственногоуправления получил в странах «третьего мира», где президентские указы могут становиться едва ли не основным источником законодательства страны. К примеру, в то время как государства Пакистан и Бангладеш находились на военном положении, законодательный процесс в них осуществлялся исключительно посредством президентских указов, причем даже изменения в конституцию вносились именно таким образом.

Авторитарный режим означает такой способ государственного управления, при котором реакция общества на управление блокируется или игнорируется властной элитой. В условиях авторитарного режима отсутствуют или сдерживаются такие институты демократического общества, как свобода слова, свободные выборы или политические свободы. Авторитарный режим сдерживает деятельность оппозиционных политических сил, вводит предварительную цензуру на репортажи и публикации в СМИ.

Тоталитарный политический режим предполагает тотальный контроль государственных органов власти над функционированием большинства сфер общественной жизни и подчиняется идее целостного и неделимого государства. Тоталитаризм является естественным продолжением политики авторитаризма.

Режим тоталитаризма есть не что иное, как разновидность деспотизма, способного проявиться при любой форме государственного правления. Тоталитарный режим несовместим ни с одним из институтов демократических государств. Для него характерны отрицание политических, экономических и духовных свобод, диктат одной политической партии, бесконтрольная деятельность спецслужб и пр. Инструментами насаждения тоталитарного режима являются внеэкономическое принуждение к труду, бюрократический механизм в принятии решений, принудительная идеология, репрессии в отношении нелояльных граждан и т.д.

Часто влияние политического режима на систему государственного управления бывает столь значительным, что искажает первоначальный смысл других составляющих систему элементов.

либеральный, при котором государственная власть исходит прежде всего из прав и свобод человека и их осуществлению подчиняет свои возможности; власть как бы обслуживает свободу; к сожалению, этот режим чаще выступает политическим лозунгом, чем реальностью, и по причинам, которые зав. только от государства;

демократически-правовой, сущность которого состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа (властной силы) строго в рамках материального и процессуального законодательства. Сегодня во многих странах налицо стремление к установлению именно такого политического режима.

Демократический политический режим предполагает наличие развитых институтов гражданского общества, поддерживаемых государством и вступающих с ним в равноправные отношения. Признаками демократии являются соблюдение принципа разделения властей, на высших уровнях государственной власти, полноправное участие граждан в формировании органов власти всех уровней, наличие политических свобод (свобода слова, многопартийность, всеобщее и равное избирательное право и др.).

В рамках демократического режима принято различать непосредственную и представительную формы демократии. Непосредственная демократия, чьей организационной формой является народное собрание (вече), означает возможность граждан непосредственно участвовать в решении стоящих перед ними проблем.Но такая форма демократии возможна лишь в малонаселенных пунктах и реализуется, прежде всего, в институте местного самоуправления. Представительная демократия предусматривает выборы представителей от населения, облаченных полномочиями в принятии общезначимых решений. Представительная демократия воплощается как в коллегиальной форме (парламент), так и единоличной (президент, губернатор, мэр).

5.Общественные функции государства

Сущность государства раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, в том, что и как оно делает по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Эта «погруженность» государства в общество характеризуется через понятие «функции государства». И.В. Гете: «функция — это существование, мыслимое нами в действии». Функция — отношение, посредством которого одна сторона (государство) выливает, переносит свою сущность (силу, потенциал) на другую — общество. Речь идет именно об общественных функциях государства, поскольку государство вне взаимодействия с обществом теряет всякий смысл, а его общественная сущность (приза) познается также через эти функции. Анализ общественных функций государства позволяет увидеть реальное бытие государства.

Можно выделить несколько общественных функций государства, которые присущи ему в современный период.

Функция обеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство. Ее можно называть политической функцией, ибо конечная цель политики сводится к созданию условий для спокойного и гармоничного развития общества.Государство и возникло как попытка преодолеть раскол, разброд, борьбу в обществе, свести противоречия к разрешению в рамках закона.

Современное государство основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий различные стремления наиболее влиятельных социальных групп в данном государстве. Государство является достоянием всего общества, и оно не может и не должно следовать только интересам одних людей, игнорируя интересы других. Забвение этого и превращение государства в орудие насилия (и торжества) одной части общества над другой неизбежно ослабляет государство, разрывает его связи с обществом и рано или поздно разрушает. Опыт показывает, что лучшим состоянием общества бывает такое, когда о нем царят мир, спокойствие, сотрудничество, конструктивное творчество.

Социальной функцией государства выступает обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина. Ведь именно для этого люди создают государство и поддерживают его духовно и материально. Свобода человека осуществляется в обществе, в общении и сотрудничестве людей. Ее регулируют семья, собственность, мораль, право, другие общественные институты (традиции, обычаи, религия), создающие в совокупности среду человеческой жизнедеятельности. Государство способно служить гарантом того, что свобода будет сохранена, защищена, станет устойчивой и надежной. Какой бы обширной ни была свобода человека в обществе, всегда должна сохраняться нить, связывающая его с государством, превращающая его в гражданина и тем самым придающая ему устойчивость и надежность в жизни.

Вторая половина XX века изменила отношения между государством и свободной рыночной экономикой. Становление мирового рынка, усиление конкуренция на базе «высоких» технологий, необходимость развития человеческого потенциала как основного компонента производительных сил, расширение технотронных опасностей и иные, совершенно новые обстоятельства жизни привели к тому, что государства стали играть особую роль в экономической сфере общества. Почти повсеместно наблюдается сближение глобальных интересов национального государства и национального бизнеса. Современное государство не ослабляет, а, наоборот, усиливает свою экономическую функцию, состоящую в создании организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества.

Смешивается два подхода: детальное определение экономической деятельности чуть ли не каждого человека (чем пыталась заниматься централизованная плановая экономика) и формирование нормативного пространства, в котором бы экономические потребности интересы, цели, правила, нормативы, стимулы, санкции, поступки и действия были тщательно продуманы, осуществлялись рациональным способом, приносили социальный эффект, гармонизировали отношения человек — общество — природа.

Государство выполняет, только ему присущую общественную функцию, как поддержание свободы, суверенитета и исторического существования народов в рамках своего мирового сообщества. Человек реализуется в своем народе (в своей нации), народы — во взаимодействии с другими народами. Порой почему-то забываются геополитические обстоятельства, определяющие судьбу народов, вековые национальные интересы.

Государство призвано осуществлять свою внешнюю функцию в стратегических параметрах, умело строить взаимосвязи по всему периметру своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с возможно большим числом государств, всемерно способствовать развитию международных структур, поддерживающих мир и спокойствие в глобальном и региональном масштабах. Отчетливо проявляется также зависимость между содержанием и результативностью реализации внешней функции государства и успехами в осуществлении его внутренних функций. Именно благоприятная международная обстановка создает условия для созидательного развития любого государства.

Португалия | История, флаг, население, города, карта и факты

флаг Португалии

Аудиофайл: Государственный гимн Португалии

Смотреть все СМИ

Глава правительства:
Премьер-министр: Антониу Коста
Капитал:
Лиссабон
Население:
(оценка 2023 г. ) 10 296 000
Курс обмена валюты:
1 доллар США равен 0,923 евро
Глава государства:
Президент: Марсело Ребело де Соуза

Посмотреть все факты и статистику →

18 мая 2023 г., 21:42 по восточноевропейскому времени (AP)

Шоу должно продолжаться для украинского режиссера, призванного на войну перед премьерой

Актеры и съемочная группа украинской театральной постановки должны найти способ продолжить, несмотря на внезапный уход их директора из-за военной службы. Несмотря на вызов, они полны решимости устроить шоу.

18 мая 2023 г., 11:39 по восточноевропейскому времени (AP)

Ватикан отзывает марку, прославляющую колониальную империю Португалии, после жалоб

Ватикан отозвал почтовую марку, рекламирующую Всемирный день молодежи в Португалии в этом году, после жалоб на то, что она отмечает колониальную жизнь Португалии империя и националистическая диктатура Антонио Салазара в то время, когда Святой Престол искупает злоупотребления колониальной эпохи его американский заместитель

Главе Международной организации по миграции Антонио Виторино из Португалии грозит напряженная гонка против американского заместителя, поддерживаемого администрацией Байдена, Эми Поуп, поскольку базирующаяся в Женеве организация выбирает своего следующего генерального директора в понедельник

, 5 мая. , 2023, 9:03 ET (AP)

Апрельская жара в Испании почти невозможна без климатических изменений исследование показало, что это было бы почти невозможно в последние 9 лет.0003

30 апреля 2023 г., 9:36 по восточноевропейскому времени (AP)

Мужчина убил 3 человек в споре между португальскими гонщиками голубей Portugal , официально Португальская Республика , Portugal República Portuguesa , страна, расположенная вдоль атлантического побережья Пиренейского полуострова в юго-западной Европе. Когда-то крупнейшая держава континентальной Европы, Португалия имеет общие черты — географические и культурные — со странами как Северной Европы, так и Средиземноморья. Его холодное скалистое северное побережье и гористая местность малонаселены, живописны и дики, в то время как юг страны, Алгарве, теплый и плодородный. Скалистые горы Эштрела (Серра-да-Эштрела, или «Звездный горный хребет»), лежащие между реками Тежу и Мондегу, содержат самую высокую точку материковой Португалии.

В 1-м тысячелетии до нашей эры кельтские лузитаны пришли на Пиренейский полуостров и заселили землю, и многие следы их влияния остались. Однако, согласно национальной легенде, Лиссабон, национальная столица, был основан не кельтами, а древнегреческим воином Одиссеем, который, как говорят, прибыл на скалистый мыс недалеко от современного города после того, как покинул свою родину, чтобы скитаться. мир и кто, любя то, что он увидел, остался там на некоторое время; говорят, что его отъезд разбил сердце нимфы Калипсо, которая, как гласит легенда, превратилась в змею, а ее кольца превратились в семь холмов Лиссабона. Конечно, если бы Одиссей действительно прибыл в Португалию, он обнаружил бы, что земля уже хорошо заселена лузитанами.

Племена лузитанов сражались с римлянами на протяжении поколений, прежде чем присоединиться к империи, после чего Рим основал несколько важных городов и портов; римское присутствие можно увидеть в самом названии страны, которое происходит от Портус-Кале, поселения недалеко от устья реки Дору и современного города Порту. Позже потомки римлян и лузитанов несколько столетий жили под властью мавров, пока не было основано независимое королевство.

В постоянных битвах и соперничестве с Испанией, своим восточным соседом, Португалия обратилась к морю и, после того как Генрих Мореплаватель основал школу мореплавания в Сагреше, со временем основала обширную заморскую империю, которая впоследствии станет самой большой и богатой в Европе. Большая часть этой империи была быстро потеряна, но даже тогда Португалия сохранила значительные владения вдоль африканского побережья, в южной и восточной Азии и в Южной Америке. Португалия оставалась колониальной державой до середины 19 в.70-х годов, когда мирная революция превратила страну из диктатуры в демократическую республику. Португалия, долгое время входившая в число беднейших стран Европы, модернизировалась в последние десятилетия 20-го века, расширив свою экономику от экономики, основанной в основном на текстильном производстве и животноводстве, до включения ряда производств и услуг.

Викторина «Британника»

Страны и их особенности

Посетите оживленный и исторический морской город Лиссабон, Португалия

Посмотреть все видео к этой статье

Лиссабон — столица, экономический и культурный центр Португалии. Город цепляется за невысокие, но крутые холмы, расположенные на правом берегу Тежу, и является популярным туристическим направлением. Лиссабон более спокойный и сдержанный, чем Мадрид в соседней Испании, но он разделяет с ним репутацию прекрасной еды, меланхолии и романтической музыки, танцев и спорта. Португальцы традиционно ценят простую и ненавязчивую жизнь, предпочитая сельскую жизнь городской и традиционную современной, где изысканный обед может состоять из carne de porco à Alentejana (нежирная свинина, фаршированная моллюсками), хлеб с толстой корочкой и темное вино. Португальцы наслаждаются сельской местностью, где они собираются для семейных пикников, возделывают свои сады и огороды и отдыхают. Считается, что именно из сельской местности пришло фаду, форма романтической баллады (хотя теперь она явно ассоциируется с городами Лиссабон и Коимбра), и именно в сельской местности берет свое начало традиционный для страны вид спорта — коррида. его лучшая форма, хотя в португальской корриде быка не убивают, а отправляют в сельскую местность на всю оставшуюся жизнь.

Лиссабон был признан Европейским городом культуры в 1994 году, а в 1998 году здесь проходила Всемирная выставка (Экспо-98). Оба события повысили авторитет Португалии во всем мире. Последнее событие положило начало крупнейшему проекту реконструкции города после восстановления, последовавшего за землетрясением 1755 года, включая строительство шестиполосного моста Васко да Гама через устье реки Тежу, который на тот момент был самым длинным мостом в Европе.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Политическая система Португалии — Portugal.

com

Поиск

Автор Goncalo Costa

Фото Луиса Фелисиано

Как работает политическая система Португалии? На самом деле, это сильно отличается от большинства других европейских стран!

Португальская система сильно изменилась за последнее столетие, перейдя от монархии к двухпалатной республике, а затем к авторитарному режиму, вплоть до Революции гвоздик, когда она обрела свою нынешнюю форму.

Грубо говоря, это полупрезидентская республика, разделенная на 3 ветви: Законодательная, состоящая из Парламента; исполнительная власть, то есть правительство; и судебная, суды. В нем также есть президент республики, выступающий почти в роли посредника, и автономные регионы Мадейры и Азорских островов, обладающие собственным набором полномочий.

Идея

Третья португальская республика, созданная 25 апреля 1974 года, была основана на идее разрушения авторитаризма и корпоративизма, существовавших при прежнем режиме, и установления демократии.

После революции был период нестабильности, когда разные силы боролись за власть, чтобы привлечь новый режим, известный как PREC. Но после 25 ноября 1975 года нынешний плюралистический и демократический режим укрепился.

Ветви правительства

Конституция основана на различных других конституциях, таких как предыдущие конституции Португалии, конституции восточных коммунистических стран (об экономических, социальных и культурных правах), 1947 Конституции Италии (по вопросам региональной автономии), Конституции Франции 1958 г. (в отношении контуров фигуры президента) и Конституции Германии 1949 г. (в отношении основных прав).

Принимая это во внимание, Конституционное Собрание, следуя демократическим традициям других стран, разделило государственную власть на три ветви: одна для принятия законов, одна для их исполнения и одна для их судейства.

Таким образом, каждая из ветвей уравновешивала остальные.

Законодательная власть

Португалия является конституционной унитарной полупрезидентской республикой с парламентским уклоном. Это означает, что у президента есть некоторые очень важные полномочия, но не все, так как большинство решений принимаются в парламенте.

Ассамблея Республики, название португальского парламента, состоит из 230 депутатов, избираемых на 4 года в 22 избирательных кругах. Каждый из этих избирательных округов представляет 18 округов континентальной Португалии, два автономных региона, один круг для португальских граждан, проживающих в остальной части Европы, а другой — для португальских граждан, проживающих за пределами Европы.

Собрание отвечает за поддержку (или свержение) правительства, утверждение его программ и государственного бюджета, а также обсуждение и утверждение законопроектов.

Исполнительная власть

Исполнительная власть – это само правительство. Его возглавляет премьер-министр, который является главой правительства (но не главой государства).

Народ не голосует напрямую за премьер-министра, а голосует только за депутатов в своих избирательных кругах. Таким образом, задача назначения премьер-министра — это задача, которая находится в ведении президента, который должен учитывать новое распределение парламента.

Будьте в курсе

Подпишитесь на рассылку новостей Portugal.com

Получайте последние новости, туристическую информацию, истории, предложения и многое другое!

Неверный адрес электронной почты

Попробуйте. Вы можете отписаться в любое время.

Президент приглашает кого-либо, обычно лидера партии с наибольшим количеством мест или партии, которая может создать коалицию с другими, для утверждения своего лидера, поскольку это лицо должно быть одобрено парламентом, чтобы официально стать премьер-министром. Министр.

Затем этот человек выбирает остальную часть правительства, создавая министерства и государственные секретариаты.

Правительство может представлять проекты законов для обсуждения в Парламенте, а также принимать законы по указу в Совет Министров. Однако они подчиняются законам, принятым Законодательным собранием.

Судебная власть

Суды являются представителями правосудия от имени народа. Они защищают законы и права граждан, судя тех, кто обвиняется в нарушении любого закона.

Они подразделяются на: Конституционный суд (обладающий полномочиями толкования Конституции и надзора за ее исполнением), Верховный суд и нижестоящие судебные инстанции, Высший административный суд и нижестоящие административные и налоговые суды, а также Суд Счета.

Президент Республики

Президент является главой государства и главой вооруженных сил и избирается гражданами прямым голосованием сроком на 5 лет. Эта должность обеспечивает национальную независимость и единство государства и имеет функцию надзора за деятельностью правительства, назначения (и увольнения) премьер-министра и членов правительства, роспуска парламента, принятия или наложения вето на его законы или законы. принятое постановлением, а также обратиться в Конституционный суд за заключением о конституционности закона.

Таким образом, это должность с большой властью, но в то же время с не такой большой силой, чтобы что-то создавать или навязывать.

Автономные регионы

Это Азорские острова и Мадейра, португальские острова. Они обладают политической и административной автономией и имеют свои собственные правительственные органы, региональные законодательные собрания и региональные правительства.

Собрания избираются гражданами каждой автономной области прямым голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года.

В составе правительства есть председатель регионального правительства и региональные секретари (что-то вроде министров), а также иногда вице-президенты и заместители секретарей.

Что касается Президента, то его здесь представляет Представитель Республики, который назначается Главой государства и имеет представительские и контролирующие функции.

 Заключительные мысли

Итак, вот как Португальская Республика организует себя политически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *