Про африку: 10 вопросов об Африке • Arzamas

Содержание

10 вопросов об Африке • Arzamas

Антропология, История

Правда ли, что африканцы едят бананы, почему близнецов и альбиносов считают колдунами, в чем ошибались первые европейцы, попавшие на континент, тайна местных языков и другие вещи, которые нужно знать об Африке

Автор Кирилл Бабаев

Карта Африки из атласа Абрахама Ортелия «Театр мира». Антверпен, 1584 годHistoric Maps Collection / Princeton University Library

1. Правда ли, что история человечества началась в Африке?

Современная наука полагает, что биологический вид Homo sapiens происходит из Восточной Африки. Именно здесь, в центральной части рифтовой долины, на территории Южной Эфиопии, Кении или Танзании, много тысячелетий назад родился первый человек, генетическое и физическое строение которого в целом соответствовало современному. Генетические исследования доказы­вают, что все люди на Земле происходят именно от него (вернее, от них — ведь первых людей явно было двое). Эта милая пара, как полагают, проживала в вы­соких травах восточноафриканской саванны примерно 200 тысяч лет назад. Оба наших первопредка были чернокожими: согласно правилу Глогера  Правило было установлено в 1833 году Константином Глогером — польским и немецким орнитологом., уро­вень пигментации кожи человека зависит от тепла и влажности окружающего климата, так что жившие в Африке первые люди должны были обладать тем­ной кожей, как и сегодняшние африканцы. В то же время монголоидные и ев­ропеоидные обладатели светлой кожи растеряли свой пигмент в ходе тысяче­летий, проведенных вдали от яркого солнца, в умеренных широтах. Но это случилось значительно позже эпохи первых людей: лишь спустя сто тысяч лет после генетических Адама и Евы их потомки вышли из Африки, чтобы отпра­виться в свое великое путешествие по планете.

2. Всегда ли Сахара была великой пустыней?

Пустыня Сахара© Кирилл Бабаев

Когда-то Сахара была еще больше нынешнего  Площадь крупнейшей жаркой пустыни Сахары — около 8,6 млн км². . Но окончание последнего лед­никового периода, ознаменованное в умеренных широтах вымиранием мамон­тов и других крупных травоядных, в Африке выразилось в повышении уровня влажности и росте земель, пригодных для расселения человека. Спустя всего лишь пару тысячелетий (для древнего человека не срок) после начала этого влажного периода Сахара по-настоящему зацвела: редкие оазисы превратились в плодородные долины, по ним потекли широкие полноводные реки, а круп­нейшее озеро Центральной Африки — Чад — увеличилось в размерах почти в восемь раз. Все это позволило неолитическому жителю Африки довольно бы­стро заселить Сахару. Когда примерно 7–9 тысяч лет назад в регионе Плодо­родного полумесяца, включающего Переднюю Азию и долину Нила, люди на­шли способы возделывать первые зерновые культуры (пшеницу, ячмень, про­со) и одомашнили скот, эти новейшие технологии того времени довольно бы­стро распространились по Африке к северу от экватора. 

В дальнейшем Сахара вновь начала пересыхать и постепенно вернулась к ис­ходному пустынному состоянию. Но нет худа без добра: переместившись в долину Нила, выходцы из нее создали первую на Земле цивилизацию — древнеегипетскую.

3. Давно ли африканцы питаются бананами?

Праздник ямса в государстве Ашанти (территория современной Ганы). Иллюстрация Томаса Эдварда Боудича. Англия, 1819 год
James J. Ross Archive of African Images / Yale University

Стереотипное убеждение, что африканцы жили исключительно промыслом падающих с неба бананов и манго, не соответствует действительности. Ни бананы, ни манго, как это ни удивительно, не являются местными куль­турами и были завезены в Африку сравнительно недавно. Бананы, например, приплыли вместе с переселенцами с островов Индонезии. Зато африканцы придумали свои собственные сельскохозяйственные культуры: в Западной Африке одомашнили ямс (до сих пор весьма распространенное там кушанье)  Ямс — съедобные питательные клубни, богатые крахмалом и белком., дикий рис (не тот, что в Азии, но тоже очень вкусный), различные виды проса и масличную пальму. Весьма вероятно, что в Африке был приручен и особый вид диких копытных — предки сегодняшних длиннорогих коров африканской саванны. 

4. Действительно ли в Тропической Африке не существовало государств до прихода первых европейцев?

Руины Большого ЗимбабвеJanice Bell / CC BY-SA 4.0

Так думали только сами первые европейцы. Когда в 1871 году на юге Африки были обнаружены гигантские руины Большого Зимбабве, ученые, путеше­ственники и миссионеры, приезжавшие осматривать их, решили, что Зимбабве ни в коем случае не могли построить африканцы. В европейских географиче­ских обществах говорили о том, что строителями столь масштабного камен­ного города должны считаться египтяне, римляне, финикийцы, арабы; что гра­нитная башня является акрополем древних греков, а овальный храм — руи­ной легендарных «копей царя Соломона». Лишь проведенные здесь позднее работы историков, археологов и этнографов доказали: Большой Зимбабве был сто­лицей мощного южноафриканского государства, созданного народом шона в XII–XIV веках.  

В Западной Африке с древности существовали государства, по могуществу пре­восходившие тогдашние европейские королевства. Например, Гана, о которой арабские путешественники писали, что «золото там растет, как морковь, и собирают его на восходе солнца». Или империя Мали, чей повелитель Канкан Муса в 1324 году отправился в паломничество в Мекку, захватив с собой ни много ни мало тринадцать тонн золота для раздачи жителям ближнево­сточных городов. После его визита цены на желтый металл в Египте и на Ближнем Востоке обрушились минимум на десятилетие. И наконец, круп­нейшая из западноафриканских империй — Сонгаи, по размеру немногим пре­восходившая всю Западную Европу. 

Восточная Африка видела славу и мощь Эфиопии, богатства городов-госу­дарств Занзибара и Килвы. На юге процветали государства Конго и Мономо­тапа. К началу раздела Африки европейцами в 1870 году на территории кон­тинента находилось не менее 40 вполне сформировавшихся государств — почти столько же, сколько сегодня.

 

5. Сколько рабов было вывезено из Африки?

Обычно называют цифру 10–12 миллионов человек, проданных в рабство из Западной, Южной и Восточной Африки в период с XVI по XIX век. Точные цифры вряд ли могут быть установлены, тем более что не менее 10–15 % рабов умирали еще в пути через океан. Но несчастных везли не только на американ­ские плантации. В Индийском океане давние традиции работорговли получили дополнительный стимул, и в XV–XVIII веках постоянно рос объем вывоза рабов с восточного побережья Африки в Персию, Аравию и Индию. Экспорт неволь­ников через Сахару в Египет и на Ближний Восток тоже не ослабевал: почти 90 % евнухов, ценившихся при дворах ближневосточных султанов и эмиров, вывозились в обмен на оружие из империи Канем-Борну, раскинувшейся по бе­регам озера Чад. Хороший евнух на Ближнем Востоке ценился в десять раз вы­ше самых прекрасных рабынь. 

1 / 2

Торговля рабами на острове Горе. XVIII век

Archives départementales de la Martinique

2 / 2

Рабы на плантации сахарного тростника на острове Антигуа. Цветная литография. Англия, 1823 год British Library

Торговля людьми в равной мере лежала на совести как продавца, так и покупа­теля. Европейские державы редко захватывали рабов самостоятельно — в этом не было необходимости, ведь их охотно выставляли на продажу вожди при­брежных княжеств и племен, прекрасно понимавшие, что отправляют своих ближних на вечную каторгу или смерть. Мы не знаем, сколько из них испыты­вали при этом муки совести. В Африке продажа в рабство вообще не считалась преступлением, эта традиция существовала здесь тысячелетиями и была пресе­чена лишь после того, как в середине XIX века торговля и владение людьми бы­ли объявлены вне закона в государствах Европы — Англии и Франции, а затем и в США. Последней страной, где рабство было законодательно запрещено, стала именно та, что осталась вне европейского контроля, — Эфиопия. Рабство было отменено там лишь в 1942 году. Но и сегодня в некоторых районах конти­нента, где центральная власть по-прежнему слаба, бытовое рабство продол­жает существовать.

6. Сколько в Африке народов и языков?

Современная наука насчитывает на континенте не менее 2000 самостоятель­ных языков, притом что грань между языком и диалектом весьма размыта, а многие из них еще толком не изучены. Нередко язык распространен не боль­ше чем на пять-шесть деревень, и некоторые страны довольно скромного размера, например Камерун, населены народами, говорящими на нескольких сотнях языков. А народов (или этнических групп, как их точнее можно назвать) в Африке может быть вдвое или втрое больше. Неудивительно поэтому, что большинство африканцев с детства свободно владеют несколькими языками: своим собственным, парочкой соседских, престижным языком всего региона, а также колониальным — английским, французским или португальским, на ко­тором идет преподавание в школах и транслируются телепередачи.

Ученые, впрочем, полагают, что все это языковое многообразие происходит всего лишь от четырех великих языков-предков и, таким образом, может быть объединено в четыре крупные семьи: афразийскую (преимущественно в Север­ной и Восточной Африке), нигеро-конголезскую (в Западной и Южной Афри­ке), нило-сахарскую (в Восточной и Центральной Африке) и койсанскую — самую загадочную семью языков.

7. В чем загадка «щелкающего» языка бушменов?

Самой небольшой — всего 30 языков, — но зато и самой необычной языковой общностью Африки является койсанская, на языках которой говорят живущие в южной части континента скотоводы-готтентоты (они называют себя кхой) и полукочевые охотники и собиратели — бушмены (сан). Койсанцы представ­ляют собой одну из самых интересных загадок Африки, и не только в области языка, но и происхождения. Согласно исследованиям генетиков, по своему строению геном койсанца резко противостоит геному всех остальных людей на Земле. Это может свидетельствовать о том, что предки бушменов и готтен­тотов были первой ветвью, отделившейся от родословного дерева всего чело­вечества. 

Бушмены разводят огонь© Кирилл Бабаев

Койсанские языки прославились своими знаменитыми «щелкающими» соглас­ными. Эти звуки действительно уникальны. Пощелкивания языком «ц-ц-ц», которые мы слышали от бабушки в качестве порицания за досрочно съеденное варенье, или щелчок языком о задние зубы, которым наездник подгоняет своего впавшего в задумчивость скакуна, мы не рассматриваем как звуки рус­ского языка и не используем их в словах. В койсанских же языках эти и другие щелчки (лингвисты называют их кликсами, от англ. clicks — «щелчки»), произ­водимые с помощью губ, языка, неба и зубов, могут формировать целые слова и даже более частотны, чем обычные согласные звуки. Кликсы бывают губны­ми (похож на звук сухого поцелуя), зубными (как раз тот самый бабушкин звук с однозначным «не балуйся»), палатальными (задняя часть языка соприкаса­ется с небом), альвеолярными (кончик языка прикасается к альвеолам над верхними зубами) и боковыми (участвуют язык, задние зубы и щека, это и есть звук жокея). Перечисленные пять кликсов называют «основами», однако в большинстве койсанских языков к ним присоединяется еще и артикуляция, в которой участвуют голосовые связки, — и иногда количество этих артикуля­ций (или «исходов») едва не достигает двух десятков. Так что, например, в язы­ке бушменов къхонг насчитывают не менее 70 щелкающих звуков.

О происхождении кликсов имеются различные гипотезы: весьма вероятно, что эти звуки были обычными для языка первобытного человека, а впоследствии исчезли везде, кроме Африки. Но не менее удивительным, чем щелкающие звуки, кажется и набор гласных в койсанских языках. В том же къхонг, по неко­торым подсчетам, гласных звуков 88 (в русском всего шесть). Они могут быть долгими, краткими, носовыми, произносимыми с гортанной и заднеязычной артикуляцией. Особую серию составляют так называемые шепотные гласные, требующие заметно меньшего участия голосовых связок при произнесении. Лингвисты теряются в поисках ответа на вопрос, какую роль играет такое коли­чество гласных звуков для функционирования языка и почему нельзя было обойтись их меньшим количеством. Возможно, эти загадки и есть следствие глубокой древности языка койсанцев, который некоторые ученые склонны считать остатком самого первого языка человечества.

8. Во что верят африканцы?

Несмотря на то что сегодняшняя Африка почти поровну разделена между хри­стианами и мусульманами, ни те ни другие никогда не утрачивали своих древ­них традиций. Жители Тропической Африки издавна не отличались особой преданностью одной религиозной системе и не привыкли к суровым тотали­тарным догмам религии, так полюбившимся европейцам или жителям Ближ­него Востока. Еще средневековые арабские хроники с горечью констатировали, что даже правители исламских государств Африки, формально приняв новую веру, продолжали участвовать в традиционных церемониях и не стесняли себя в еде в течение священного месяца Рамадан. Они пренебрежительно относи­лись к необходимости пятикратных ежедневных молитв и не понимали, зачем ограничивать себя четырьмя женами, когда можно завести сто сорок четыре. В XIV веке мусульманин Ибн Баттута с возмущением писал о том, как дочери африканских правителей-мусульман танцевали на улицах города, не только не закрывая лиц, но и вообще обнаженными. Крестьяне же в массе продолжали придерживаться религии своих предков, и если даже ходили в мечеть, то от прежних верований отказываться вовсе не спешили. 

1 / 3

Эфиопская христианская икона с изображением Иисуса© Кирилл Бабаев

2 / 3

Великая мечеть в городе Дженне, Мали© Кирилл Бабаев

3 / 3

Монах одного из христианских монастырей Эфиопии© Кирилл Бабаев

Да и сегодня почитание предков, духов природы (камни, деревья и рощи, реки и озера), священных тотемных животных прекрасно уживается с посещением церкви или мечети. Многие африканцы полагают, что Христос выполняет просьбы безвозмездно, но не всегда и не сразу, тогда как местный дух Зангбето более пунктуален и оперативен, но слишком много берет взамен. В Гане же многие традиционные жрецы используют в своих церемониях не только толче­ные черепа обезьян, амулеты и курения, но и Священное Писание. Для стопро­центного эффекта на всякий случай к ним могут присоединить и Коран. 

В современном обществе вера и религия — вещи очень разные. Так, кто-то может вовсе не ходить в церковь и не знать толком ни одного православного праздника, кроме Пасхи, но при этом верить в Бога, а также в черную кошку, гороско­пы и эзотерическое живое знание. Кроме того, сфера действия сверхъесте­ственных сил постоянно сужается: большинство из нас больше не считают мол­нию божественной дланью, а в заговоры, ворожбу и сонники верят только са­мые отчаянные энтузиасты. 

В традиционном африканском обществе все по-другому. Сознание африканца вообще не предполагает разделения мира на естественное и сверхъестествен­ное. Для него этих понятий просто не существует: мир богов, духов, людей и животных един. Да, некоторые существа в нем невидимы глазу, но, как сказал житель Уганды, «клоп тоже невидимый, но никому же не приходит в голову говорить о его сверхъестественности». Тем более, добавил он после длительного размышления, духи могут показываться человеку в любом обли­чье, если захотят, а вот клопы никогда этого не делают. 

9. Африка всегда славилась своим колдовством. Насколько оно сегодня распространено на континенте?

Практически любые беды, происходящие с человеком, семьей, городом или даже государством, в Африке по сей день приписываются колдовству. Падеж скота, отсутствие дождя, неожиданная смерть от болезни, гибель новорожден­ного ребенка или урожай зерна, съеденный птицами по недосмотру заснувшего сторожа, — все это имеет только одну причину: кто-то из недоброжелателей применил черную магию против жителей. Это простое объяснение, как ни странно, действительно помогает не только понимать мир, но и справляться с трудностями. Если человек заболел, это всего лишь значит, что ночью на крыле летучей мыши в его дом прилетел колдун и вставил зловредный фе­тиш  Фетиш — предмет, который наделен сверхъестественными свойствами. в его тело. Смерть будет неминуемой, если только целитель (тот же кол­дун, только очень добрый) не сможет его достать. Целителю, впрочем, это обычно удается: после целого ряда церемоний и манипуляций с телом боль­ного человека он ловко высасывает из жертвы колдуна пучок травы, птичьи перья или камни.

1 / 2

Рынок с фетишами в городе Ломе, Того© Кирилл Бабаев

2 / 2

Обряд вхождения в транс и беседы с духами через огонь. Того© Кирилл Бабаев

Такое лечение оказывает сильнейший психотерапевтический эффект на боль­ного: ощущая себя заколдованным, люди нередко умирают просто от страха, после же процедуры «излечения» от колдовских чар пациент непременно поверит в выздоровление. Ну а если болезнь все же прикончит его, близкие будут знать: колдовские чары были слишком сильны, нужно было заплатить целителю больше денег.

С колдовством не может справиться даже XXI век. Законами целого ряда стран колдовство официально запрещено, на Сейшельских островах колдуны гри-гри объявлены вне закона и разыскиваются как самые настоящие преступники. Правительства африканских государств создают специальные «лагеря ведьм», в которые свозят со всех концов страны колдунов и колдуний, изгнанных из своих домов сородичами. Колдунов часто находят среди увечных, хромых, глухих людей, ими почти неизбежно будут считаться альбиносы, нередко страх колдовства распространяется на детей-близнецов, которых во многих районах Африки считают предвестниками несчастья для общины. 

Бывают случаи, когда под воздействием антиколдовской истерии, под прессом которой постоянно живет африканец, человек сам начинает ощущать себя кол­дуном или ведьмой. Но после проведения над ним определенного обряда чары рассеиваются, и вчерашняя ведьма будет всю жизнь считать себя излеченной. 

10. Правда ли, что Африка наполнена множеством неведомых науке заболеваний? 

Еще недавно перед лихорадкой Эбола прочие болезни Африки отступали в об­щественном мнении на второй план, но самыми тяжкими недугами на конти­ненте продолжают оставаться малярия, желтая лихорадка, тиф, сонная болезнь (трипаносомоз), амебиаз, шистоматоз и, конечно, СПИД, по широте распро­странения которого Африка лидирует среди континентов. Большинство болез­ней можно с лег­костью предотвратить прививкой: это, прежде всего, брюшной тиф и жел­тая лихорадка. Но, к примеру, прививок от малярии не существует. Эта бо­лезнь существует в тропических регионах Африки уже десятки тысяч лет, и ежегодно от малярии умирают от полутора до трех миллионов человек — в 15 раз больше, чем от СПИДа, и в 500 раз больше, чем от Эболы. По некото­рым подсчетам, каждые 30 секунд от малярии в Африке умирает ребенок. Вплоть до конца XIX века малярия убивала тысячи европейских переселенцев в Африку, пока открытие хинина не сделало победу над этой болезнью возможной.

Муха цеце. Иллюстрация из энциклопедического словаря Мейера. 1888–1890 годыWikimedia Commons

Трипаносомоз, или сонная болезнь, передается той самой мухой цеце, которую хорошо знают и боятся все российские дети. Вообще-то, цеце охотится в основ­ном за коровами и является причиной крупнейших эпидемий для скотоводов саванны. Но и для человека ее укус страшен. Даже если трипаносомоз не ле­чить, смерть наступает только спустя несколько лет, однако современная меди­цина вооружена мощным арсеналом средств, позволяющих уничтожить бо­лезнь практически на любой стадии. К тому же муху цеце можно легко отпуг­нуть не только репеллентами, но и просто-напросто свободной белой одеждой. 

Другая прославленная африканская болезнь — амебиаз, или амебная дизенте­рия. Ее возбудителя, дизентерийную амебу, можно легко заглотнуть вместе с сырой водой. Именно поэтому в Африке следует соблюдать осторожность с водой — пить ее только из фабрично закупоренных бутылок либо кипятить, а при отсутствии такой возможности обильно разбавлять таблетками хлора. Вода от этого приобретает стойкий отвратительный вкус, но зато сохраняет жизнь и здоровье. Ну а с заболеванием успешно справляются антимикробные препараты.

Прозванный «чумой XX века» ВИЧ, как полагают, возник у обезьян в Конго и был передан людям в конце XIX или начале XX века. Сегодня в мире око­ло 34 миллионов ВИЧ-инфицированных, две трети из которых живут в Африке к югу от Сахары. По счастью, болезнь уже миновала свой пик и количество людей, зараженных ВИЧ, постепенно спадает. Однако носителями вируса по-прежнему являются до 26 % населения Свазиленда, до 23 % населения Ботсваны и 17 % жителей ЮАР. 


По материалам книги Кирилла Бабаева и Александры Архангельской «Что такое Африка» (2015). 

Источники

  • Вернер Э. Мифы народов Африки.

    М., 2007.

  • Гаудио А. Цивилизации Сахары.

    М., 1985.

  • Иорданский В. Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии.

    М., 1991.

  • Кобищанов Ю. М. На заре цивилизации. Африка в древнейшем мире.

    М., 1981.

  • Пирцио-Бироли Д. Культурная антропология Тропической Африки.

    М., 2001.

  • История Африки в древних и средневековых источниках. Хрестоматия.

    М., 1990.

  • Collins R., Burns J. A History of Sub-Saharan Africa.

    2007.

  • Tucker Childs G. An Introduction to African Languages.

    2003.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Фильмы про африку — лучшие фильмы про африку

Австралия

Австрия

Азербайджан

Албания

Алжир

Американские Виргинские острова

Ангилья

Ангола

Андорра

Антигуа

Аргентина

Армения

Аруба

Афганистан

Багамы

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Беларусь

Белиз

Бельгия

Бенин

Берег Слоновой Кости

Бермуды

Бирма

Болгария

Боливия

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Британские Виргинские острова

Бруней

Буркина Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Ватикан

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Восточное Самоа

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гваделупа

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

ГДР

Германия

Гибралтар

Гондурас

Гонконг

Гренада

Гренландия

Греция

Грузия

Гуам

Дания

Джибути

Доминика

Доминиканская Республика

Египет

Заир

Замбия

Западная Сахара

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Кирибати

Китай

Колумбия

Коморские острова

Конго

Корея

Коста-Рика

Кот д’Ивуар (Берег Слоновой Кости)

Куба

Кувейт

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Маврикий

Мавритания

Мадагаскар

Майотта

Макао

Македония

Малави

Малайзия

Мали

Мальдивы

Мальта

Марокко

Мартиника

Маршалловы Острова

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монако

Монголия

Монтсеррат

Намибия

Науру

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерландские Антильские острова

Нидерланды

Никарагуа

Новая Зеландия

Новая Каледония

Норвегия

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Острова Кука

Острова Питкэрн

Острова Тёркс и Кайкос

Пакистан

Палау

Палестинская автономия

Панама

Папуа Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Пуэрто Рико

Реюньон

Россия

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Северная Корея

Северные Марианские Острова

Сейшельские острова

Сен Пьер и Микелон

Сенегал

Сент Киттс и Невис

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Люсия

Сербия

Сербия и Черногория

Сингапур

Сирия

Словакия

Словения

Соломоновы Острова

Сомали

СССР

Судан

Суринам

США

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Тайвань

Танзания

Того

Тонга

Тринидад и Табаго

Тувалу

Тунис

Туркменистан

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Федеративные Штаты Микронезии

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

ФРГ

Хорватия

Центрально-африканская республика

Чад

Черногория

Чехия

Чили

ЧССР

Швейцария

Швеция

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Эстония

Эфиопия

Югославия

Южная Корея

Южно-Африканская Республика (ЮАР)

Ямайка

Япония

Африка | Организация Объединенных Наций

Используя свой уникальный потенциал мирового центра по международному сотрудничеству, система ООН играет важную роль в координации всех видов помощи странам Африки с тем, чтобы они могли действовать самостоятельно. В частности, ООН оказывает содействие в развитии демократических институтов, в установлении мира между воюющими странами и в области обеспечения и защиты прав человека. ООН на местах оказывает содействие экономическому и социальному развитию.

В рамках этих усилий ООН тесно сотрудничает с африканскими центрами регионального сотрудничества. В настоящее время в странах Африки развернуто семь операций по поддержанию мира. Миротворцы ООН несут службу в Центральноафриканской Республике, в двух регионах Судана, включая Дарфур (совместно с Африканским союзом) и Абьей, в Южном Судане, в Мали, Демократической Республике Конго и Западной Сахаре.

В целях расширения помощи Африканским странам, в 2003 году ООН учредила Канцелярию Специального советника по Африке Специального советника по Африке, которое отвечает за повышение объемов международной помощи в сфере обеспечения развития и укрепления безопасности стран континента, а также за улучшение координации помощи по линии системы ООН. Управление также содействует проведению международных тематических дискуссий в первую очередь по вопросам, касающимся Нового партнерства в интересах развития Африки — стратегическими рамками, принятыми африканскими лидерами в 2001 году. В 2019 году мандат Нового партнерства в интересах развития Африки был изменен. Партнерство стало первым агенством Африканского союза, занимающимся вопросами развития.

25 мая во всем мире отмечают День Африки, который знаменует собой годовщину создания Организации африканского единства. В этот день в 1963 году 32 независимых африканских государства подписали Устав этой Организации в Аддис-Абебе, Эфиопия. В 2002 году Организацию африканского единства переименовали в Африканский Союз.

Проблемы Африки

Изменение климата

Изменение климата представляет серьезную угрозу для экономического, социального и экологического развития Африки. Существуют убедительные доказательства того, что за последние 50–100 лет на африканском континенте произошло значительное повышение среднегодовой температуры. Это оказывает очевидное воздействие на здоровье, жизнь и продовольственную безопасность жителей континента.

Эбола

23 марта 2014 году Африканское региональное отделение ВОЗ сообщило о вспышке болезни, вызванной вирусом Эбола, в Гвинее. Заболевание быстро распространилось на другие страны Западной Африки. Эта вспышка стала самой крупной и самой опасной с 1976 года, когда вирус Эбола был обнаружен впервые. Эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке унесла множество жизней, истребив целые общины и оставив сиротами детей в пострадавших странах. От этой болезни умерли более 11 000 человек. Эпидемия привела к замедлению экономического роста и закрытию предприятий, лишив средств к существованию миллионы беднейших и наиболее уязвимых жителей региона. В качестве ответных мер, 19 сентября 2014 года международным сообществом была создана первая в истории чрезвычайная медицинская миссия — Миссия ООН по чрезвычайному реагированию на Эболу. Миссия была расформирована 31 июля 2015 года, выполнив все поставленные перед ней задачи.

Коррупция

Коррупция по-прежнему является главной угрозой для добросовестного управления, устойчивого экономического роста, мира, стабильности и развития в Африке. Несмотря на то, что коррупция является глобальным феноменом, в бедных и слаборазвитых странах ее последствия ощущаются гораздо острее. Существенная часть ресурсов, предназначенных для целей развития, разворовываюся, что усугубляет нищету. Во многих исследованиях социального восприятия коррупции Африка рассматривается не только как наиболее коррумпированный, но и как самый слаборазвитый и отсталый регион в мире. Поэтому комплексное и всеобъемлющее решение проблемы коррупции является для стран Африки главным приоритетом.

Миротворческая деятельность

Решение проблем, связанных с затянувшимися конфликтами и давними спорами на Африканском континенте, на протяжении многих лет находится в центре внимания ООН. В 1960 году в Республике Конго была развернута первая операция по поддержанию мира в Африке для обеспечения вывода бельгийских войск и оказания помощи правительству в поддержании правопорядка.

С тех пор тысячи миротворцев были развернуты почти в 30 операциях по поддержанию мира в африканских странах, включая Анголу, Мозамбик, Сомали, Сьерра-Леоне, Эфиопию и Эритрею, Бурунди и Судан. Последняя миссия по поддержанию мира была учреждена в 2014 году в Центральноафриканской Республике.

Международный уголовный трибунал по Руанде

Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) для «преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды и соседних государств в 1994 году». В ходе своей работы Трибунал предъявил обвинения 93 лицам, включая высокопоставленных военных и правительственных чиновников, политиков, бизнесменов, а также лидеров религиозных организаций, бандформирований и работников СМИ.

Вместе со своими родственными международными трибуналами и судами МУТР сыграл новаторскую роль в создании заслуживающей доверия системы международного уголовного правосудия, создав значительный объем судебной практики по геноциду, преступлениям против человечности, военным преступлениям, а также в отношении форм ответственности физических лиц, включая высших должностных лиц.

МУТР является первым международным трибуналом, вынесшим приговоры в отношении геноцида, и первым, кто истолковал определение геноцида, данное в Женевских конвенциях 1948 года. Он также является первым международным трибуналом, который дал определение изнасилованию в международном уголовном праве и признал изнасилование средством совершения геноцида, а также первым международным трибуналом, который возложил на представителей средств массовой информации ответственность за выпуск материалов, цель которых состоит в подстрекательстве к совершению актов геноцида.

МУТР вынес свое последнее судебное решение в декабре 2012 года. С тех пор Механизм для международных уголовных трибуналов взял на себя ответственность за выполнение остаточных функций МУТР, включая рассмотрение дел в Апелляционной камере и розыск и арест обвиняемых, которые по-прежнему скрываются от правосудия.

Достижения

Деколонизация

В конце Второй мировой войны в 1945 году почти каждая страна в Африке находилась под колониальным правлением или администрацией. ООН с первых лет своего существования начала педпринимать масштабные усилия по деколонизации. Африка в настоящее время практически полностью свободна от колониального господства. В 2011 году Южный Судан стал новейшей страной Африки, отделившись от остальной части Судана.

Экономический рост

В 2017 году темпы экономического роста в странах континента составили приблизительно 3,4%. Ежегодно увеличивается число африканцев, входящих в категорию среднего класса.

Улучшение положения женщин