Религия в киргизии: происхождение, религия, как выглядят, где живут, традиции и обычаи — Tripster.ru

происхождение, религия, как выглядят, где живут, традиции и обычаи — Tripster.ru

Киргизы (кыргызы) 💥: происхождение, религия, как выглядят, где живут, традиции и обычаи — Tripster.ru Всё, что нужно знать о древнем народе Центральной Азии

Большая часть Киргизии находится на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Поэтому её называют страной небесных гор. Давным-давно сюда пришли кочевники-скотоводы и остались тут жить. Спустя столетия их потомки берегут традиции и чтут обычаи предков, а некоторые придерживаются древнего быта. Другие интересные факты о киргизах — в нашем материале.

СодержаниеКиргизия, или КыргызстанИсторияЧисленность населенияЯзыкРелигия КиргизииКультураФольклорМузыкаДревняя архитектураКак живут киргизыЕдаОдеждаЖилищеТрадиции киргизовРождениеВзрослениеСвадьбаГостеприимство ПраздникиИзвестные люди КиргизииЗаключение

Для начала стоит сказать, что это названия одного и того же государства в северо-восточной части Центральной Азии. Разница заключается в том, что в России его называют Киргизская Республика (сокращённо Киргизия), а в самой стране — Кыргызская Республика (Кыргызстан). По мнению большинства лингвистов, оба варианта имеют право на существование.

Подборка: что посмотреть в Киргизии за 7 дней >>>

Озеро Ала-Куль

При этом, по отзывам путешественников, киргизы настаивают, чтобы русские говорили «кыргызы» в знак уважения к принимающей стороне. Поэтому, находясь в Киргизии (или Кыргызстане) в качестве гостя, стоит иметь это в виду.

В древние времена территорию страны населяли кочевые племена, главным занятием которых было скотоводство. Следующие столетия они стали более оседлыми: строили города и создавали государства, которые нужно было защищать от посягательств соседей и чужестранцев. Так бывшие кочевники-скотоводы превратились в воинов-защитников.

Многочисленные войны меняли этнический состав населения земель на территории Киргизии: с лица земли исчезали целые народы, но одновременно с этим появлялись новые этносы. О существовании киргизов как отдельной группы, объединённой общим языком и культурой, было известно ещё в I веке до н. э. При этом нынешний этнический облик они обрели намного позже — в XV-XVI веках. Примерно с этого времени началась их борьба за независимость, которая продолжалась несколько веков и закончилась лишь в конце XX века, когда Киргизия вышла из состава СССР.

1900 год: Женщины и дети из богатых кыргызских семей • Кочевники смотрят, как фотографирует женщин Жюль Брошерель • Караван кочевников недалеко от долины Ирташ

Сегодня это самая маленькая республика Центральной Азии с большим туристическим потенциалом. В первую очередь она привлекает путешественников своей природой: величественными горами (большую часть страны занимают хребты Тянь-Шаня и Памиро-Алая), высокогорными пастбищами (местные называют их «джайлоо») и прозрачными озёрами, главным из которых является Иссык-Куль. А ещё это музей под открытым небом, расположенный вдоль Великого шёлкового пути: тут можно увидеть многочисленные памятники археологии — от петроглифов до древних крепостей и городов.

Петроглифы в национальном парке Саймалы Таш

По данным национального статистического комитета, в стране проживает 6,6 миллиона человек. Более миллиона — в столице, Бишкеке.

Среди наиболее многочисленных этнических групп: киргизы — примерно 4,8 миллиона (около 74 % населения), узбеки — 985 тысяч (около 15 %), русские — 341 тысяча (около 5,7 %). Среди малочисленных, например, дунгане, уйгуры, таджики, татары, казахи, корейцы и другие (их численность — от нескольких десятков до 75 тысяч человек).

Помимо этого, во многих странах есть диаспоры киргизов. Самые крупные из них находятся в Узбекистане, России, Китае и Таджикистане. Во многом это связано с тем, что страна граничит с этими государствами.

Государственным языком является киргизский. Он закреплён в Конституции в качестве символа страны и применяется на всех уровнях власти и во всех сферах жизни общества. Так, например, киргизский используется при составлении официальных документов и при проведении официальных мероприятий. Он же признан основным языком в детских садах, школах, вузах и других госучреждениях, а также в газетах и журналах, на радио и телевидении.

23 сентября — день государственного языка в Кыргызстане. Фото: сайт УВК. ШГ №29

Русский имеет статус официального языка, так как на нём говорит одна из наиболее многочисленных этнических групп, проживающих на территории страны. Его главная функция — облегчить взаимодействие носителей с государством. Так, например, на русском можно обратиться в госучреждение, вести документацию частной компании или защитить диссертацию для получения научной степени. Кроме того, на этом языке дублируются все законы, принимаемые в республике, и другая общественно важная информация.

Всего в стране проживают представители более ста национальностей. Все они имеют право на свободное использование родного языка, говорится в Конституции.

Для киргизов вера — важная часть жизни. При этом они исповедуют разные религии, но абсолютное большинство — это мусульмане (75 %), которые придерживаются наиболее распространённого направления в исламе — суннизма. За ними следуют православные (20 %).

Помимо этого, в стране проживает некоторое количество представителей иудаизма, буддизма и других религиозных течений. Свободу вероисповедания гарантирует Конституция Киргизии.

Традиционно на юге киргизы более религиозны, чем на севере, а количество мечетей и медресе там гораздо больше, чем в других регионах страны. Строгость соблюдения религиозных предписаний стоит учитывать, планируя путешествие.

Башня Бурана — построенный в IX-XI веках минарет • Балбалы вокруг башни — надгробия, датируемые VI-X веками

Кыргызы смогли сберечь самобытную культуру, сформировавшуюся на протяжении нескольких столетий. В её основе — устное и музыкальное народное творчество, а также древняя архитектура, которую можно встретить в разных уголках страны.

Главное народное произведение — эпос «Манас», повествующий о богатыре, который борется за независимость своего народа. Поэма содержит более полумиллиона строк (для сравнения — это в 20 раз длиннее «Одиссеи» и «Илиады» вместе взятых). Она включена в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный эпос в мире. А благодаря подробному описанию повседневной жизни киргизов «Манас» признан культурным наследием человечества по версии ЮНЕСКО. И, кстати, это произведение не существовало бы без манасчи (сказителей). Они очень уважаемые и желанные гости в любом доме.

Манасчи Нурсултан Иманбеков. Фото: k6n6tov, nta_naryn • Юный манасчи. Фото: сайт Президента Кыргызской Республики

У народной музыки есть название — кю. Это наигрыш или пьеса без голосового сопровождения, исполняемые на традиционных инструментах. Среди последних наиболее популярен комуз. Его корпус изготавливают из абрикосового дерева, а струны (которых всего три) из овечьей кишки. Комуз относится к щипковым инструментам, а по звучанию похож на лютню.

Комуз • Кыл-кыяк • Чопо чоор

В Киргизии есть большое количество памятников, свидетельствующих о существовании древних цивилизаций. Одним из наиболее известных является Таш-Рабат, расположенный в горной местности недалеко от границы с Китаем. Это самое большое каменное сооружение среднеазиатской архитектуры XV века. В своё время оно служило стоянкой для купцов и караванов, следовавших по Великому шёлковому пути. Как и столетия назад, сюда продолжают приезжать путешественники, но теперь ради самой постройки. Её фото должно быть в коллекции каждого, кто побывал в этой стране.

Таш-Рабат

Всё, что составляет основу повседневной жизни этого народа, тесно связано с его традиционным видом деятельности — скотоводством. Постоянная необходимость следовать за своим стадом превратила кыргызов в кочевников, заставила носить исключительно удобную и практичную одежду, а также определила характер местной кухни.

Повседневный рацион киргизов включает мясо, молоко и хлеб, которые составляют большинство национальных блюд. Самое популярное среди них — бешбармак. Для его приготовления разделывают целого барана, которого варят в казане вместе с домашней лапшой. Бешбармак едят руками, что указано в его названии, которое переводится как «пять пальцев».

Среди других основных блюд — плов, который подаётся в виде кургана с кусками мяса сверху; манты, которые готовят на пару с начинкой из баранины; лагман — мясной бульон с домашней лапшой, овощами и зеленью. Помимо этого, ни один приём пищи не обходится без горячих лепёшек (простых или с начинкой), которые пекут в тандыре.

Молочные и кисломолочные продукты используют для приготовления национальных напитков, например кумыса. Это перебродившее кобылье молоко, богатое витаминами и обладающее полезными свойствами. Однако его нужно пить с осторожностью (особенно тем, кто делает это впервые или не употребляет такие продукты постоянно), чтобы не было проблем с пищеварением.

Кыргызские национальные блюда

Традиционный образ кочевника состоит из вещей, изготовленных из подручных материалов: меха, шерсти и кожи, которые при необходимости подкрашиваются природными красителями.

Головной убор киргизов был и остаётся обязательным элементом гардероба, так как ходить с непокрытой головой запрещено. Самый известный пример — ак-калпак, который мужчины носят с древних времён. Его шьют из белого войлока, получаемого путём валяния овечьей шерсти. Это универсальная вещь, защищающая и от дождя, и от палящего солнца. Утеплённый вариант головного убора — тебетей — носят не только мужчины, но и женщины до брака (после замужества они переходят на элечек — состоящий из нескольких метров ткани, которую закручивают вокруг головы).

Шубы (зимний вариант верхней одежды) шьют из шерсти (барана, козы, верблюда) и меха ягнёнка или соболя (в зависимости от финансовых возможностей заказчика), а штаны — из овчины или шкуры козла. Обувь и ремни изготавливают из кожи лошади или быка. Покупную ткань используют для пошива рубашек, платьев, жакетов и кафтанов (летний вариант верхней одежды) или для украшения уже готового изделия.

Сегодня киргизы, как правило, не носят традиционную одежду в повседневной жизни, но могут надеть на какой-нибудь праздник. Впрочем, это не распространяется на ак-калпак — он остаётся популярным и в повседневной носке.

Кочевой образ жизни определил внешний вид и устройство традиционного жилища киргизов — юрты («боз-уй»). Её значение настолько велико, что она считается символом страны и изображена (а точнее, её вентиляционное отверстие — тундук) на государственном флаге.

Это переносной дом, который очень быстро собирается и разбирается, а также легко транспортируется на большие расстояния. Все составляющие конструкции (от деревянного каркаса до кожаных верёвок) создаются руками местных мастеров и мастериц. Только на изготовление остова уходит около месяца, но зато такое жилище служит порядка 25 лет, выдерживая ураганы и землетрясения.

Сегодня в юртах живут киргизы, которые занимаются скотоводством (ещё их называют чабаны). Они ставят свои жилища на высокогорных пастбищах (джайлоо), так как это идеальное место для выпаса овец и баранов.

А ещё юрта — необычный способ размещения для путешественников. В Киргизии существуют целые лагеря, где такое жилище можно арендовать на одну или несколько ночей.

В большинстве случаев они уходят корнями в прошлое, но зачастую не теряют своей актуальности и сегодня. Самые древние среди них связаны с обычаями и обрядами жизненного цикла.

При рождении ребёнка гостей на празднике кормят сари-май, что переводится как «топлёное масло». После этого угощением делятся с самым старшим в доме, а затем с соседями. Последние в ответ приносят подарки: еду, одежду или животных. Спустя неделю младенца кладут в колыбель. Это событие имеет своё название — «бешик-той». Киргизы также отмечают 40 дней после рождения ребёнка (считается, что это очень опасный период, поэтому его окончание отмечают отдельно). По этому случаю готовят лепёшки (по одной на каждый день жизни), которыми угощают друзей. Сейчас эти традиции соблюдают всё реже.

Фото: Самара Рыскелди кызы,Ырысбай Адамалиев

По мере взросления одним из самых важных обрядов является обрезание у мальчиков, которое происходит в три, пять или семь лет. Раньше процедуру проводил аксакал (то есть старейшина). Сегодня это делают в медицинских учреждениях.

Большое количество обычаев сопровождает следующий этап в жизни киргизов — заключение брака. Одним из самых важных считается сватовство, которое отличается в зависимости от региона страны. Однако есть неотъемлемые атрибуты, которыми нельзя пренебрегать нигде — это праздничный стол и подарки для родных будущих супругов.

Джулиус и Ариадна — туристы из Словакии — завершили свой отдых в Кыргызстане крайне оригинально: сыграли свадьбу, соблюдая все местные обычаи. Фото: Юрий Копытин

За этим обычаем следует передача приданого женихом и выкуп невесты (или, как его ещё называют, «калым»). Кстати, стоит отметить, что в стране до сих пор существует традиция похищения невесты. Иногда это происходит против её воли, поэтому путешествующим девушкам (и это совершенно серьёзно!) не стоит оставаться одним в местностях вдали от крупных городов.

Сама церемония тоже полна обрядов, которые в каждой семье соблюдают по-разному. Однако общая тенденция такая, что кыргызы всё чаще выбирают светскую свадьбу, так как традиционный формат обходится слишком дорого.

Киргизы славятся своим гостеприимством. Это опять же связано с их прошлым. В их представлении незваному гостю ни в коем случае нельзя отказывать в воде, еде и ночлеге, ведь не исключено, что при других обстоятельствах хозяин дома может оказаться на его месте.

Что касается званых гостей, для них у киргизов есть почётные места за столом, лучшие угощения и, конечно, гостинцы, которые можно забрать с собой. Ещё нужно быть готовым, что пиала гостя всегда будет полна чая лишь наполовину, а хозяин будет бесконечно подливать горячий напиток из чайника и никогда не скажет, что вам пора — это тоже древние обычаи.

В Кыргызстане наиболее широко отмечают мусульманский Новый год (Нооруз), который больше связан с традицией, чем с религией. Он приходится на 21 марта. К этой дате шьют или приобретают новую одежду, а юрту украшают можжевельником. Главным событием праздника становится улак-тартыш — национальная игра, где две команды по 6-10 человек верхом на конях соревнуются в забрасывании туши козла в ворота противника.

Большинство других государственных праздников похожи на те, что отмечают в России (из-за общего советского прошлого). Среди них — День защитника Отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), День Победы (9 мая) и так далее.

Фото: Анастасия Лысогорова / Kloop.kg

Если этот вопрос задать киргизам, то они назовут имя одного человека — писателя Чингиза Айтматова. Всемирную славу ему принесла повесть «Джамиля», которая была опубликована на французском в середине XX века. Сегодня книги этого автора переведены на 176 языков и изданы в 128 странах. По ним также снято более 20 фильмов. Писатель скончался в 2008 году.

Чингиз Айтматов

Это минимум, которого достаточно для первого знакомства с народом в рамках небольшого путешествия по туристической части страны. Для более глубокого погружения стоит обратиться к местным гидам, которые могут организовать поездку в отдалённые уголки Киргизии, например к живописным горным ущельям, где можно попробовать местную кухню в настоящей юрте, а ещё окунуться в местные термальные источники.

Автор: Инна Метелькова

Ещё на тему путешествий

Киргизия: что посмотреть за 7 дней Красоты Иссык-Куля, инопланетные каньоны и другие до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти

Экскурсии в Бишкеке

Юрий

4. 97118 отзывов

Парк Ала-Арча и горные ущелья за 1 день 

Тянь-Шанские горы, реки, водопады и термальные источники на авто-пешеходной экскурсии 

€ 179 за экскурсию

Александр

5.018 отзывов

Бишкек как столица стрит-арта! 

Через граффити понять, что волнует страну, и заодно познакомиться с главными достопримечательностями 

€ 40 за экскурсию

Дмитрий

4.8340 отзывов

Из Бишкека — в Тянь-Шанские горы! 

Природные заповедники, леса, ущелья, термальные источники и этнокомплексы за 1 день 

€ 179 за экскурсию

Юрий

5.010 отзывов

Биосферный заповедник Чункурчак и его окрестности 

Посетить потаенные уголки ущелья Чункурчак и узнать о традиционном быте кыргызов 

€ 129 за экскурсию

Дмитрий

4.6123 отзыва

Гранд-Каньон в миниатюре 

Каньоны Конорчек, башня Бурана и термальные источники Иссык-Ата за 1 день 

€ 197 за экскурсию

Александр

5.08 отзывов

Ночной Бишкек, или чем живет мегаполис! 

Заглянуть в необычные бары, пообщаться с местными и погулять по центру в свете иллюминации 

от 

€ 100 за экскурсию

Посмотреть все

происхождение, религия, как выглядят, где живут, традиции и обычаи — Tripster.

ruКиргизы (кыргызы) 💥: происхождение, религия, как выглядят, где живут, традиции и обычаи — Tripster.ru Всё, что нужно знать о древнем народе Центральной Азии

Большая часть Киргизии находится на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Поэтому её называют страной небесных гор. Давным-давно сюда пришли кочевники-скотоводы и остались тут жить. Спустя столетия их потомки берегут традиции и чтут обычаи предков, а некоторые придерживаются древнего быта. Другие интересные факты о киргизах — в нашем материале.

СодержаниеКиргизия, или КыргызстанИсторияЧисленность населенияЯзыкРелигия КиргизииКультураФольклорМузыкаДревняя архитектураКак живут киргизыЕдаОдеждаЖилищеТрадиции киргизовРождениеВзрослениеСвадьбаГостеприимство ПраздникиИзвестные люди КиргизииЗаключение

Для начала стоит сказать, что это названия одного и того же государства в северо-восточной части Центральной Азии. Разница заключается в том, что в России его называют Киргизская Республика (сокращённо Киргизия), а в самой стране — Кыргызская Республика (Кыргызстан). По мнению большинства лингвистов, оба варианта имеют право на существование.

Подборка: что посмотреть в Киргизии за 7 дней >>>

Озеро Ала-Куль

При этом, по отзывам путешественников, киргизы настаивают, чтобы русские говорили «кыргызы» в знак уважения к принимающей стороне. Поэтому, находясь в Киргизии (или Кыргызстане) в качестве гостя, стоит иметь это в виду.

В древние времена территорию страны населяли кочевые племена, главным занятием которых было скотоводство. Следующие столетия они стали более оседлыми: строили города и создавали государства, которые нужно было защищать от посягательств соседей и чужестранцев. Так бывшие кочевники-скотоводы превратились в воинов-защитников.

Многочисленные войны меняли этнический состав населения земель на территории Киргизии: с лица земли исчезали целые народы, но одновременно с этим появлялись новые этносы. О существовании киргизов как отдельной группы, объединённой общим языком и культурой, было известно ещё в I веке до н. э. При этом нынешний этнический облик они обрели намного позже — в XV-XVI веках. Примерно с этого времени началась их борьба за независимость, которая продолжалась несколько веков и закончилась лишь в конце XX века, когда Киргизия вышла из состава СССР.

1900 год: Женщины и дети из богатых кыргызских семей • Кочевники смотрят, как фотографирует женщин Жюль Брошерель • Караван кочевников недалеко от долины Ирташ

Сегодня это самая маленькая республика Центральной Азии с большим туристическим потенциалом. В первую очередь она привлекает путешественников своей природой: величественными горами (большую часть страны занимают хребты Тянь-Шаня и Памиро-Алая), высокогорными пастбищами (местные называют их «джайлоо») и прозрачными озёрами, главным из которых является Иссык-Куль. А ещё это музей под открытым небом, расположенный вдоль Великого шёлкового пути: тут можно увидеть многочисленные памятники археологии — от петроглифов до древних крепостей и городов.

Петроглифы в национальном парке Саймалы Таш

По данным национального статистического комитета, в стране проживает 6,6 миллиона человек. Более миллиона — в столице, Бишкеке.

Среди наиболее многочисленных этнических групп: киргизы — примерно 4,8 миллиона (около 74 % населения), узбеки — 985 тысяч (около 15 %), русские — 341 тысяча (около 5,7 %). Среди малочисленных, например, дунгане, уйгуры, таджики, татары, казахи, корейцы и другие (их численность — от нескольких десятков до 75 тысяч человек).

Помимо этого, во многих странах есть диаспоры киргизов. Самые крупные из них находятся в Узбекистане, России, Китае и Таджикистане. Во многом это связано с тем, что страна граничит с этими государствами.

Государственным языком является киргизский. Он закреплён в Конституции в качестве символа страны и применяется на всех уровнях власти и во всех сферах жизни общества. Так, например, киргизский используется при составлении официальных документов и при проведении официальных мероприятий. Он же признан основным языком в детских садах, школах, вузах и других госучреждениях, а также в газетах и журналах, на радио и телевидении.

23 сентября — день государственного языка в Кыргызстане. Фото: сайт УВК. ШГ №29

Русский имеет статус официального языка, так как на нём говорит одна из наиболее многочисленных этнических групп, проживающих на территории страны. Его главная функция — облегчить взаимодействие носителей с государством. Так, например, на русском можно обратиться в госучреждение, вести документацию частной компании или защитить диссертацию для получения научной степени. Кроме того, на этом языке дублируются все законы, принимаемые в республике, и другая общественно важная информация.

Всего в стране проживают представители более ста национальностей. Все они имеют право на свободное использование родного языка, говорится в Конституции.

Для киргизов вера — важная часть жизни. При этом они исповедуют разные религии, но абсолютное большинство — это мусульмане (75 %), которые придерживаются наиболее распространённого направления в исламе — суннизма. За ними следуют православные (20 %).

Помимо этого, в стране проживает некоторое количество представителей иудаизма, буддизма и других религиозных течений. Свободу вероисповедания гарантирует Конституция Киргизии.

Традиционно на юге киргизы более религиозны, чем на севере, а количество мечетей и медресе там гораздо больше, чем в других регионах страны. Строгость соблюдения религиозных предписаний стоит учитывать, планируя путешествие.

Башня Бурана — построенный в IX-XI веках минарет • Балбалы вокруг башни — надгробия, датируемые VI-X веками

Кыргызы смогли сберечь самобытную культуру, сформировавшуюся на протяжении нескольких столетий. В её основе — устное и музыкальное народное творчество, а также древняя архитектура, которую можно встретить в разных уголках страны.

Главное народное произведение — эпос «Манас», повествующий о богатыре, который борется за независимость своего народа. Поэма содержит более полумиллиона строк (для сравнения — это в 20 раз длиннее «Одиссеи» и «Илиады» вместе взятых). Она включена в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный эпос в мире. А благодаря подробному описанию повседневной жизни киргизов «Манас» признан культурным наследием человечества по версии ЮНЕСКО. И, кстати, это произведение не существовало бы без манасчи (сказителей). Они очень уважаемые и желанные гости в любом доме.

Манасчи Нурсултан Иманбеков. Фото: k6n6tov, nta_naryn • Юный манасчи. Фото: сайт Президента Кыргызской Республики

У народной музыки есть название — кю. Это наигрыш или пьеса без голосового сопровождения, исполняемые на традиционных инструментах. Среди последних наиболее популярен комуз. Его корпус изготавливают из абрикосового дерева, а струны (которых всего три) из овечьей кишки. Комуз относится к щипковым инструментам, а по звучанию похож на лютню.

Комуз • Кыл-кыяк • Чопо чоор

В Киргизии есть большое количество памятников, свидетельствующих о существовании древних цивилизаций. Одним из наиболее известных является Таш-Рабат, расположенный в горной местности недалеко от границы с Китаем. Это самое большое каменное сооружение среднеазиатской архитектуры XV века. В своё время оно служило стоянкой для купцов и караванов, следовавших по Великому шёлковому пути. Как и столетия назад, сюда продолжают приезжать путешественники, но теперь ради самой постройки. Её фото должно быть в коллекции каждого, кто побывал в этой стране.

Таш-Рабат

Всё, что составляет основу повседневной жизни этого народа, тесно связано с его традиционным видом деятельности — скотоводством. Постоянная необходимость следовать за своим стадом превратила кыргызов в кочевников, заставила носить исключительно удобную и практичную одежду, а также определила характер местной кухни.

Повседневный рацион киргизов включает мясо, молоко и хлеб, которые составляют большинство национальных блюд. Самое популярное среди них — бешбармак. Для его приготовления разделывают целого барана, которого варят в казане вместе с домашней лапшой. Бешбармак едят руками, что указано в его названии, которое переводится как «пять пальцев».

Среди других основных блюд — плов, который подаётся в виде кургана с кусками мяса сверху; манты, которые готовят на пару с начинкой из баранины; лагман — мясной бульон с домашней лапшой, овощами и зеленью. Помимо этого, ни один приём пищи не обходится без горячих лепёшек (простых или с начинкой), которые пекут в тандыре.

Молочные и кисломолочные продукты используют для приготовления национальных напитков, например кумыса. Это перебродившее кобылье молоко, богатое витаминами и обладающее полезными свойствами. Однако его нужно пить с осторожностью (особенно тем, кто делает это впервые или не употребляет такие продукты постоянно), чтобы не было проблем с пищеварением.

Кыргызские национальные блюда

Традиционный образ кочевника состоит из вещей, изготовленных из подручных материалов: меха, шерсти и кожи, которые при необходимости подкрашиваются природными красителями.

Головной убор киргизов был и остаётся обязательным элементом гардероба, так как ходить с непокрытой головой запрещено. Самый известный пример — ак-калпак, который мужчины носят с древних времён. Его шьют из белого войлока, получаемого путём валяния овечьей шерсти. Это универсальная вещь, защищающая и от дождя, и от палящего солнца. Утеплённый вариант головного убора — тебетей — носят не только мужчины, но и женщины до брака (после замужества они переходят на элечек — состоящий из нескольких метров ткани, которую закручивают вокруг головы).

Шубы (зимний вариант верхней одежды) шьют из шерсти (барана, козы, верблюда) и меха ягнёнка или соболя (в зависимости от финансовых возможностей заказчика), а штаны — из овчины или шкуры козла. Обувь и ремни изготавливают из кожи лошади или быка. Покупную ткань используют для пошива рубашек, платьев, жакетов и кафтанов (летний вариант верхней одежды) или для украшения уже готового изделия.

Сегодня киргизы, как правило, не носят традиционную одежду в повседневной жизни, но могут надеть на какой-нибудь праздник. Впрочем, это не распространяется на ак-калпак — он остаётся популярным и в повседневной носке.

Кочевой образ жизни определил внешний вид и устройство традиционного жилища киргизов — юрты («боз-уй»). Её значение настолько велико, что она считается символом страны и изображена (а точнее, её вентиляционное отверстие — тундук) на государственном флаге.

Это переносной дом, который очень быстро собирается и разбирается, а также легко транспортируется на большие расстояния. Все составляющие конструкции (от деревянного каркаса до кожаных верёвок) создаются руками местных мастеров и мастериц. Только на изготовление остова уходит около месяца, но зато такое жилище служит порядка 25 лет, выдерживая ураганы и землетрясения.

Сегодня в юртах живут киргизы, которые занимаются скотоводством (ещё их называют чабаны). Они ставят свои жилища на высокогорных пастбищах (джайлоо), так как это идеальное место для выпаса овец и баранов.

А ещё юрта — необычный способ размещения для путешественников. В Киргизии существуют целые лагеря, где такое жилище можно арендовать на одну или несколько ночей.

В большинстве случаев они уходят корнями в прошлое, но зачастую не теряют своей актуальности и сегодня. Самые древние среди них связаны с обычаями и обрядами жизненного цикла.

При рождении ребёнка гостей на празднике кормят сари-май, что переводится как «топлёное масло». После этого угощением делятся с самым старшим в доме, а затем с соседями. Последние в ответ приносят подарки: еду, одежду или животных. Спустя неделю младенца кладут в колыбель. Это событие имеет своё название — «бешик-той». Киргизы также отмечают 40 дней после рождения ребёнка (считается, что это очень опасный период, поэтому его окончание отмечают отдельно). По этому случаю готовят лепёшки (по одной на каждый день жизни), которыми угощают друзей. Сейчас эти традиции соблюдают всё реже.

Фото: Самара Рыскелди кызы,Ырысбай Адамалиев

По мере взросления одним из самых важных обрядов является обрезание у мальчиков, которое происходит в три, пять или семь лет. Раньше процедуру проводил аксакал (то есть старейшина). Сегодня это делают в медицинских учреждениях.

Большое количество обычаев сопровождает следующий этап в жизни киргизов — заключение брака. Одним из самых важных считается сватовство, которое отличается в зависимости от региона страны. Однако есть неотъемлемые атрибуты, которыми нельзя пренебрегать нигде — это праздничный стол и подарки для родных будущих супругов.

Джулиус и Ариадна — туристы из Словакии — завершили свой отдых в Кыргызстане крайне оригинально: сыграли свадьбу, соблюдая все местные обычаи. Фото: Юрий Копытин

За этим обычаем следует передача приданого женихом и выкуп невесты (или, как его ещё называют, «калым»). Кстати, стоит отметить, что в стране до сих пор существует традиция похищения невесты. Иногда это происходит против её воли, поэтому путешествующим девушкам (и это совершенно серьёзно!) не стоит оставаться одним в местностях вдали от крупных городов.

Сама церемония тоже полна обрядов, которые в каждой семье соблюдают по-разному. Однако общая тенденция такая, что кыргызы всё чаще выбирают светскую свадьбу, так как традиционный формат обходится слишком дорого.

Киргизы славятся своим гостеприимством. Это опять же связано с их прошлым. В их представлении незваному гостю ни в коем случае нельзя отказывать в воде, еде и ночлеге, ведь не исключено, что при других обстоятельствах хозяин дома может оказаться на его месте.

Что касается званых гостей, для них у киргизов есть почётные места за столом, лучшие угощения и, конечно, гостинцы, которые можно забрать с собой. Ещё нужно быть готовым, что пиала гостя всегда будет полна чая лишь наполовину, а хозяин будет бесконечно подливать горячий напиток из чайника и никогда не скажет, что вам пора — это тоже древние обычаи.

В Кыргызстане наиболее широко отмечают мусульманский Новый год (Нооруз), который больше связан с традицией, чем с религией. Он приходится на 21 марта. К этой дате шьют или приобретают новую одежду, а юрту украшают можжевельником. Главным событием праздника становится улак-тартыш — национальная игра, где две команды по 6-10 человек верхом на конях соревнуются в забрасывании туши козла в ворота противника.

Большинство других государственных праздников похожи на те, что отмечают в России (из-за общего советского прошлого). Среди них — День защитника Отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), День Победы (9 мая) и так далее.

Фото: Анастасия Лысогорова / Kloop.kg

Если этот вопрос задать киргизам, то они назовут имя одного человека — писателя Чингиза Айтматова. Всемирную славу ему принесла повесть «Джамиля», которая была опубликована на французском в середине XX века. Сегодня книги этого автора переведены на 176 языков и изданы в 128 странах. По ним также снято более 20 фильмов. Писатель скончался в 2008 году.

Чингиз Айтматов

Это минимум, которого достаточно для первого знакомства с народом в рамках небольшого путешествия по туристической части страны. Для более глубокого погружения стоит обратиться к местным гидам, которые могут организовать поездку в отдалённые уголки Киргизии, например к живописным горным ущельям, где можно попробовать местную кухню в настоящей юрте, а ещё окунуться в местные термальные источники.

Автор: Инна Метелькова

Ещё на тему путешествий

Киргизия: что посмотреть за 7 дней Красоты Иссык-Куля, инопланетные каньоны и другие до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти

Экскурсии в Бишкеке

Юрий

4. 97118 отзывов

Парк Ала-Арча и горные ущелья за 1 день 

Тянь-Шанские горы, реки, водопады и термальные источники на авто-пешеходной экскурсии 

€ 179 за экскурсию

Александр

5.018 отзывов

Бишкек как столица стрит-арта! 

Через граффити понять, что волнует страну, и заодно познакомиться с главными достопримечательностями 

€ 40 за экскурсию

Дмитрий

4.8340 отзывов

Из Бишкека — в Тянь-Шанские горы! 

Природные заповедники, леса, ущелья, термальные источники и этнокомплексы за 1 день 

€ 179 за экскурсию

Юрий

5.010 отзывов

Биосферный заповедник Чункурчак и его окрестности 

Посетить потаенные уголки ущелья Чункурчак и узнать о традиционном быте кыргызов 

€ 129 за экскурсию

Дмитрий

4.6123 отзыва

Гранд-Каньон в миниатюре 

Каньоны Конорчек, башня Бурана и термальные источники Иссык-Ата за 1 день 

€ 197 за экскурсию

Александр

5.08 отзывов

Ночной Бишкек, или чем живет мегаполис! 

Заглянуть в необычные бары, пообщаться с местными и погулять по центру в свете иллюминации 

от 

€ 100 за экскурсию

Посмотреть все

Религиозная политика в Кыргызстане: анализ достижений и проблем

  • In english

«В Кыргызстане происходит беспрецедентный рост роли религии в жизни общества, что требует от государства новых подходов к выстраиванию отношений между государством и религией», — отметил политолог Арсен Усенов в статье, написанной специально для CABAR. asia.

Исламское возрождение, начавшееся после распада СССР, проявилось резким увеличением числа исламских религиозных организаций и обусловило значительное место религии в общественной и государственной жизни Кыргызстана до настоящего времени. Наряду с исламом свободу получили и другие конфессии и религиозные течения, но они не смогли завоевать широкой популярности из-за преобладания в Кыргызстане исламских традиций. На ранних этапах исламского возрождения в Кыргызстане исламские постулаты поступали в основном извне, поскольку из-за жесткого государственного контроля при формально атеистическом подходе в прошлом в стране практически не было авторитетного религиозного министерства. В свою очередь, власти независимого Кыргызстана старались не препятствовать тенденциям исламизации.

По количеству мечетей Кыргызстан является одной из самых религиозных стран региона. В то же время более низкие показатели религиозной радикализации в Кыргызстане по сравнению с соседними государствами обусловлены более мягкой религиозной политикой.

Проблемы в религиозной ситуации

На начало 2021 года в Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики (ГКДР КР) зарегистрировано 3 348 религиозных объединений. Из них 2930 исламских и 404 христианских, а также 12 общин бахаистов, 1 еврейская и 1 буддийская общины. Самым крупным из них является Духовное управление мусульман Кыргызстана (далее ДУМК), обеспечивающее сохранение среди мусульман ханафитского мазхаба и матуридских верований[1]. Для сравнения, в 1991 в стране было всего 39 мечетей[2]. Большая часть мечетей в стране построена на спонсорские средства арабских, частично турецких средств.

На сегодняшний день более 80% населения Кыргызстана считают себя мусульманами, остальные относят себя к православным (7%) и другим религиозным убеждениям (12%).[3] В то же время степень религиозности среди мусульман Кыргызстана также различна. Например, не каждый человек, считающий себя мусульманином, является глубоко верующим человеком и выполняет все религиозные обряды. То же самое относится и к православным христианам. Подробных исследований о количестве религиозно заинтересованных в совершении практик в Кыргызстане в последние годы не проводилось, но тем не менее, основываясь на наблюдениях и исследованиях прошлых лет, можно сказать, например, что только часть мусульман соблюдает все каноны ислама, другая часть практикует только пятничные молитвы, а треть ограничивается посещением праздничного намаза[4] и т. д.

Рисунок 1. Традиционный Ид-намаз в Бишкеке. 2 мая 2022

kloop.kg

Однако степень проникновения религии, в частности ислама, в общественную жизнь кыргызов, а также в повседневные отношения, правила поведения и даже лексикон с каждым годом становится все более очевидной. Кыргызстан с самого начала своего суверенного существования придерживался либерального подхода к религиозной сфере. Таким образом, в отличие от других постсоветских республик в Кыргызстане было больше пространства и свободы для обоснования и развития исламских религиозных организаций, в том числе различных фондов и центров, привнесенных извне. В совокупности с внутренними (идеологическими, социально-политическими, экономическими) аспектами активное влияние экзогенных факторов стало основой формирования в стране полиморфного ислама, в котором присутствуют как умеренный ханафитский мазхаб (большинство), так и более жесткие религиозные течения.

В Кыргызстане, единственной стране на постсоветском пространстве, не запрещена деятельность религиозного движения Таблиги Джамаат, которое не зарегистрировано в стране, но активно осуществляет свою деятельность. В Кыргызстане их деятельность известна своей миссионерской деятельностью – даваат. Последователи движения заявляют о своей аполитичности и стремлении донести суть ислама через давааты. Исключением из запрета стала группа Якын Инкар, отделившаяся от Таблиги Джамаат. Название движения в переводе с арабского означает «отрицание всего, кроме Бога». Сторонники «Якын Инкар» проповедовали возврат к средневековью, отказ от всех благ цивилизации, в том числе от средств связи, образования, современной медицины. Эта группа была заблокирована в 2017 году.

Рисунок 2. Инкарийцы, задержанные в Аксыйском районе в 2017 г.

azattyk.org

Несмотря на декларируемый светский статус государства, в последние годы участились случаи политизации религии – вовлечения членов религиозных организаций в политические процессы, что нередко нарушается самими политиками. В 2015 г. на парламентских выборах были заметны попытки одной из партий заручиться поддержкой религиозных авторитетов, такие же попытки были предприняты в 2017 г. на президентских выборах, когда в предвыборную кампанию одного из кандидатов был приглашен религиозный деятель Чубак ажы Жалилов.

Повышение запроса электората на религиозность в политических предпочтениях диктуется как ростом религиозности населения, так и недовольством государственной политикой и в целом недоверием к политическим институтам со стороны части мусульманского общества. В связи с этим религиозность политических деятелей Кыргызстана постепенно становится своеобразным маркером «справедливости и честности» для религиозных избирателей.

Согласно исследованиям ряда кыргызстанских специалистов, процессы исламизации и изменение под ее влиянием мировоззрения и поведения людей постепенно меняют всю систему общественных отношений в Кыргызстане в сторону ее религиозности, что в конечном итоге закладывает основу для использования ислама в политике. Таким образом, население и электорат соответственно становятся более чувствительными к исламским лозунгам.[5]

В настоящее время в Кыргызстане происходит беспрецедентный рост роли религии в жизни общества, что требует от государства новых подходов к построению отношений между государством и религией.

Политика в религиозной сфере

Впервые в 1991 году был принят Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который позволил религиозным организациям регистрировать свою деятельность в республике. В результате к 2008 г. было зарегистрировано более 2000 религиозных организаций. С 2002 года в республике поднимались вопросы о необходимости ужесточения политики в религиозной сфере, но инициативы остались без поддержки депутатов.

31 декабря 2008 года в стране принят новый Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях Кыргызской Республики». Данным Законом ужесточены процедуры учетной регистрации в государственном органе по делам религий. Закон был принят, несмотря на негативную оценку Венецианской комиссии и Экспертного совета БДИПЧ/ОБСЕ. Критика заключалась в основном в том, что из-за бюрократии регистрационных процедур многие религиозные общины не смогут получить официальную регистрацию.[6]

Однако до 2014 года государственной политике в религиозной сфере уделялось мало внимания, отсутствовал вектор направления выстраивания отношений между государством и религией. В конце того же года в Кыргызстане была принята Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. В концепции отмечается роль традиционных конфессий в Кыргызстане, в частности традиционного ислама ханафитского мазхаба и православного христианства. Кроме того, в документе подчеркивается необходимость сохранения традиционных ценностей ислама, защиты от внешнего влияния мусульман. Например, стремительный рост количества объектов религиозного назначения, согласно Концепции, является следствием «влияния и финансовой поддержки со стороны турецких, пакистанских, арабских, иранских и других религиозных организаций и деятелей. Этот процесс, как говорится в Концепции, привел к возникновению новых религиозных практик и расслоению мусульманской общины, что в будущем может привести к противоречиям и конфликтам на религиозной почве[7]. Отмечается также связь радикализации религии в Кыргызстане с фактором зарубежного религиозного образования: «Радикализация религии в стране в определенной степени обусловлена ​​влиянием зарубежных религиозно-экстремистских центров и организаций. По окончании учебы часть выпускников зарубежных образовательных центров становятся носителями, распространителями идеологии и менталитета принимающей страны, прививают образ жизни, культуру, внешний вид, одежду, нормы поведения, чуждые народу Кыргызстана», — говорится в Концепции[8].

Таким образом, приняв данную Концепцию, власти Кыргызстана обозначили свое намерение усилить роль государства в борьбе с негативными отклонениями в религии и поддержке традиционных конфессий. Курс государства в религиозной сфере на период 2014-2020 гг. по большей части предусматривал популяризацию социальных инициатив религиозных организаций, централизацию управления мусульманами в рамках Единого центра религиозного управления (ДУМК), который, в свою очередь, действует по согласованию с Государственной комиссией по делам религий (ГКДР).

Если рассматривать меры, предпринятые на основе нового подхода к религии, то можно выделить следующие важные моменты:

– Во-первых, впервые в Кыргызстане были предприняты шаги по взаимодействию государства и религиозных конфессий, в частности инициированы реформы в работе Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) в части усиления контроля за назначением имамов мечетей, имам-хатибов, а также их взаимодействие с ГКДР, Министерством образования, религиозными фондами и общественными организациями отметили необходимость выстраивания неконфликтных отношений между конфессиями;

– во-вторых, в ДУМК регулировались вопросы миссионерской деятельности, в том числе введение единой формы для лиц, занимающихся даватом.

– в-третьих, при поддержке государства создан Фонд развития духовной культуры «Ийман», в функции которого входило повышение осведомленности населения о государственной политике в религиозной сфере, повышение толерантности и предупреждение экстремизма и повышение грамотности имамов. Таким образом, в Кыргызстане сформировался своего рода информационный метод противодействия экстремизму, в который вошли религиозные и образовательные учреждения, неправительственные организации и средства массовой информации[9].]

– в-четвертых, запущены процессы реформирования религиозного образования.

Одним из направлений деятельности Фонда «Ийман» является стипендиальная поддержка имамов и повышение их уровня образования. Повышение квалификации имамов осуществляется с 2015 года, ее целью является информирование об основах государственной политики в религиозной сфере с целью повышения уровня религиозной и светской грамотности духовных служителей. Кроме того, само ДУМК ввело процедуру аттестации имамов мечетей. Кроме того, всем государственным органам и ДУМК поручено принять меры по пресечению деятельности экстремистских организаций в стране путем пропаганды «мягкой» формы ислама ханафитского мазхаба.

Анализируя уже предпринятые государством шаги по включению «мягких» подходов, стоит отметить акцент, сделанный на необходимости улучшения религиозного образования кыргызстанцев. В этих целях и в рамках реализации положений Концепции государственной политики в религиозной сфере Госкомиссией по делам религий совместно с Министерством образования в качестве пилотного проекта по предмету «История религиозных культур» подготовлено введение в школьные программы для 9-10 классов. Однако программа введения религиозных предметов в светских школах до сих пор не реализована из-за конфликта между принципами светскости и религиозности в образовании.

Тем не менее, разрабатываются механизмы включения светских дисциплин в исламские учебные заведения. «Уже есть возможность получить светское образование в Исламском университете. Кроме того, есть немало примеров того, как после получения религиозного образования в медресе граждане продолжают обучение в вузах (КГУ им. Арабаева, КТУ «Манас», ОшГУ) по специальности «теология».

Во избежание экстремистских вербовок в исправительных учреждениях с 2014 года Государственной службе исполнения наказаний (ГСИН) поручено принять меры по раздельному содержанию осужденных за экстремизм. Такая мера обосновывается тем, что заключенные, находясь в одной камере с экстремистами, становились приверженцами экстремистских идей. В свою очередь экстремисты, находясь в камерах с заключенными из ОПГ, в дальнейшем пополняли их ряды.

Важную роль в пропаганде традиционного ислама государство отводит средствам массовой информации, что не ограничивает размещение видео- и аудиоматериалов, разъясняющих суть ислама. В целях повышения религиозного образования граждан при Совете улемов Кыргызстана действует информационный портал «Насаат-медиа». Кроме того, существует страница ДУМК в социальной сети Facebook, а телеканалы «Аян ТВ», «Марва ТВ», «Новое ТВ» и другие транслируют религиозную тематику.

Таким образом, в 2014-2020 гг. государство активизировало свою деятельность в отношении религии, сосредоточившись в основном на урегулировании негативных тенденций в мусульманском сообществе.

В 2021 году принята обновленная Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2021-2026 годы. Одним из отмеченных в этой Концепции моментов является проблема соблюдения принципа светского характера государства[10]. В целом текст новой Концепции не претерпел серьезных изменений, однако в нем кратко отражены проблемы реализации предыдущей Концепции и сделан акцент на необходимости продолжения работы по совершенствованию уже достигнутых задач.

Таким образом, особенностью государственной политики с 2014 года является ее направленность на сохранение национальной и гражданской идентичности через поддержку традиционной формы ислама в виде ханафитского мазхаба и веры матуридов. Реформа религиозного образования, профилактика радикализма и экстремизма, борьба с религиозными конфликтами, сохранение светского государства являются важнейшими задачами в сфере политики в религиозной сфере. Одним из акцентов в Концепции 2014 года стала проблема религиозного облика мусульман, привнесенная извне и не соответствующая национальным традициям. Проявлением защиты атрибутивной составляющей ислама в Кыргызстане является недавнее введение униформы для сотрудников ДУМК и имамов[11].

Рисунок 3. Работникам ДУМК выдали форменную одежду

kg.akipress.org

Выводы и рекомендации

Таким образом, государственная политика Кыргызстана в религиозной сфере направлена ​​на сохранение традиционных религий и направлена, по сути, на на защиту национальной идентичности, в том числе посредством традиционного ислама ханафитского мазхаба, не противоречащего национальным традициям. Сопутствующими задачами являются профилактика экстремизма, борьба с конфликтами на религиозной почве, вопросы религиозного просвещения. В то же время анализ религиозной ситуации показывает, что государственная политика в религиозной сфере еще нуждается в совершенствовании для решения выявленных проблем.

Важным достижением последних лет является признание религии неотъемлемой частью общественной жизни. В целях предотвращения радикализма и экстремизма государству и Духовному управлению мусульман Кыргызстана следует сосредоточить внимание на социализации мусульман, что предполагает широкое включение мусульманской общины в социальные проекты в государстве, такие как помощь малоимущим гражданам, поддержка института семьи, помощь детям, женщинам и пожилым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, профилактика домашнего насилия, борьба с преступностью, алкоголизмом и наркоманией и т. д.

Необходимость использования социального потенциала религии изложена в Концепции на 2014-2020 годы, и вновь обозначена в Новой Концепции на 2021-2026 годы. Нелишней будет разработка ДУМК, религиоведами, богословами и другими специалистами социальной доктрины мусульман Кыргызстана для широкой пропаганды и внедрения духовно-нравственных ценностей, воспитывающих и формирующих у мусульман взаимоуважение, терпимость к представителям других конфессий, тягу к знаниям и воспитанию, умение различать правильные и неправильные трактовки ислама и другие ценности, необходимые для создания гармоничных общественных отношений.


[1] Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2021-2026 годы. Принято Указом Президента КР № 412 от 30 сентября 2021 года

[2] Как изменилось количество мечетей и церквей в Кыргызстане с 1991 года. Инфографика (22.10.2020) // URL: https://elgezit.kg/2019/10/22/kak-izmenilos-kolichestvo-mechetej- i-tserkvej-v-kyrgyzstane-posle-1991-goda-infografika/

[3] Субъективные аспекты религиозности населения Кыргызстана (12.10.2020) // URL: http://nisi.kg/niss-kg/sub-ektivnye-storony-religioznosti-naseleniya-kyrgyzstana/

[4] Айт-намаз или Курбан-байрам – коллективный намаз, совершаемый мусульманами в дни священных праздников Орозо и Курман айт.

[5] Проблемы политизации и радикализации ислама как угроза национальной безопасности Кыргызстана и пути ее нейтрализации / Под ред. А. Л. Салиева. – Бишкек, 2019. – С. 238.

[6] Там же

[7] Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 14 ноября 2014 года № 203.

[8] Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. Утверждена Указом Президента КР от 14 ноября 2014 г. № 203.

[9] Усенов А. М. Социальная доктрина ислама как важный элемент профилактики религиозного экстремизма и терроризма в Кыргызстане // Пути и средства противодействия религиозному экстремизму и терроризму в Кыргызстане: Сборник статей / Под ред. изд. А. Л. Салиев; ИСАП КРСУ. – Бишкек, 2019 г.. – С. 56.

[10] Там же

[11] Работники ДУМК имеют единую форменную одежду. Фото (01.06.2022) // URL: https://kg.akipress.org/news:1784264/?from=kgnews&place=maintopbefore

Если вы нашли орфографическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав Ctrl+Enter .

Религии Кыргызстана — Minzifatravel.com

Кыргызстан, многонациональная нация, населенная людьми с различными религиями, мирно сосуществующими. Мусульмане-сунниты составляют 83% всего населения Кыргызстана. Оставшаяся смесь состоит из православных русских христиан, лютеранских немецких христиан и католиков. По всей стране проживает очень небольшое количество буддистов и евреев.

Конституция Кыргызстана гарантирует свободу выбора религии.

Это привело к созданию огромной общины атеистов.

Места, где действуют религии —

Небольшая еврейская община осуществляет и организует гуманитарные услуги, в основном продовольственную помощь пожилым людям и лицам с ограниченными возможностями независимо от вероисповедания и внутренние культурологические занятия в синагоге в Бишкеке.

Католики служат в трех церквях в Таласе, Джалал-Абаде и Бишкеке.

Кыргызстан имеет различные протестантские молитвенные дома, 240 из которых зарегистрированы с 10 филиалами и примерно 11 000 членов. 40 процентов протестантов составляют этнические кыргызы.

В Кыргызстане также есть один буддийский храм для обслуживания небольшой буддийской общины.

Кыргызстан основывает 12 зарегистрированных домов поклонения бахаи.

Церковь адвентистов седьмого дня управляет 30 церквями по всей стране.

Протестантские группы включают пятидесятников, харизматов, внеконфессиональных протестантов, баптистов, пресвитериан, лютеран и протестантских общин.

Религиозные законы

Все религиозные объединения в Кыргызстане предоставлены для управления с относительной свободой. Закон «О свободе совести и религиозных организациях в Кыргызской Республике», принятый в 2009 году, ограничивал апостольскую деятельность и требовал, чтобы религиозные группы могли зарегистрироваться в количестве 200 членов. Государственная комиссия по делам религий отслеживает религиозные группы и их действия.

Различные религии расцвели после окончания насильственного атеизма Союзного Совета. Первоначально здесь было 25 православных церквей и 39мечети в Киргизии во время русской колонизации.

Однако к 21 веку насчитывалось 20 церквей, 1338 мечетей и 200 молитвенных помещений различных христианских культов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *