Самоорганизовываться: самоорганизовываться — Викисловарь

Содержание

самоорганизовываться — Викисловарь

  наст. прош. повелит.
Я самоорганизо́вываюсь самоорганизо́вывался
самоорганизо́вывалась
 —
Ты самоорганизо́вываешься самоорганизо́вывался
самоорганизо́вывалась
самоорганизо́вывайся
Он
Она
Оно
самоорганизо́вывается самоорганизо́вывался
самоорганизо́вывалась
самоорганизо́вывалось
 —
Мы самоорганизо́вываемся самоорганизо́вывались
Вы самоорганизо́вываетесь самоорганизо́вывались самоорганизо́вывайтесь
Они самоорганизо́вываются самоорганизо́вывались  —
Пр. действ. наст. самоорганизо́вывающийся
Пр. действ. прош. самоорганизо́вывавшийся
Деепр. наст. самоорганизо́вываясь
Деепр. прош. самоорганизо́вывавшись
Будущее буду/будешь… самоорганизо́вываться

самоорганизовывающийся — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.самоорганизо́вывающийсясамоорганизо́вывающеесясамоорганизо́вывающаясясамоорганизо́вывающиеся
Рд.самоорганизо́вывающегосясамоорганизо́вывающегосясамоорганизо́вывающейсясамоорганизо́вывающихся
Дт.самоорганизо́вывающемусясамоорганизо́вывающемусясамоорганизо́вывающейсясамоорганизо́вывающимся
Вн.    одуш.самоорганизо́вывающегосясамоорганизо́вывающеесясамоорганизо́вывающуюсясамоорганизо́вывающихся
неод. самоорганизо́вывающийся самоорганизо́вывающиеся
Тв.самоорганизо́вывающимсясамоорганизо́вывающимсясамоорганизо́вывающейся самоорганизо́вывающеюсясамоорганизо́вывающимися
Пр.самоорганизо́вывающемсясамоорганизо́вывающемсясамоорганизо́вывающейсясамоорганизо́вывающихся

са-мо-ор-га-ни-зо́-вы-ва-ю-щий-ся

Возвратное причастие, настоящего времени, тип склонения по классификации А. Зализняка — 4a.

Корень: --.

Произношение[править]

  • МФА: [ˌsamɐɐrɡənʲɪˈzovɨvəjʉɕːɪɪ̯sʲə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. действ. прич. наст. вр. от самоорганизовываться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. самоорганизующийся
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

самоорганизовывавшись — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

самоорганизо́вывавшись

Возвратное деепричастие, несовершенного вида, прошедшего времени; неизменяемое.

Корень: --.

Произношение[править]

  • МФА: [səmɐɐrɡənʲɪˈzovɨvəfʂɨsʲ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. дееприч. от самоорганизовываться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • глаголы: самоорганизовываться

Этимология[править]

От самоорганизовываться, далее от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Самоорганизовываться - это... Что такое самоорганизовываться?

Умение самоорганизовываться, последовательно задействуя разные уровни сознания, необходимо для нормального функционирования индивида и, таким образом, составляет основу человеческой личности.

Согласно ей, люди способны самоорганизовываться, принимать на себя ответственность и воспринимают работу столь же естественно, как отдых или игру.

Но для осуществления таких реформ надо было иметь хорошо подготовленных людей, способных самоорганизовываться на принципах равноправия и свободы.

Другими словами, под самосинхронизацией американскими специалистами подразумевается способность военной структуры самоорганизовываться снизу, а не изменяться в соответствии с указаниями сверху.

К его главнейшим факторам можно отнести умение самоорганизовываться, протестовать, контролировать властные структуры, отличать ложь от правды.

Что это, какой-то знак?– Да, знак для меня.– Но мало ли почему это может быть… Говорят, зараженные вирусом тела могут создавать что-то в компьютерной сети и

самоорганизовываться.– Это все ерунда.

Верхи не заинтересованы в сильной Украине, а потому общество должно начать самоорганизовываться снизу.

Люди более современные и осведомленные вспоминают каких-нибудь кавказцев или там китайцев, хорошо умеющих «самоорганизовываться».

Всеобщая убежденность, что самоорганизовываться умеют только плохие люди, имеет и обратную сторону: считается, что попытка организации какого-либо общего дела является заведомым жульничеством, и ведутся на это только дураки.

Это когда аплодирующие начинают как бы самоорганизовываться и принимаются хлопать в такт, синхронно.

Что Такое самоорганизовываться- Значение Слова самоорганизовываться

  наст. прош. повелит.
Я самоорганизо́вываюсь самоорганизо́вывался
самоорганизо́вывалась
 —
Ты самоорганизо́вываешься самоорганизо́вывался
самоорганизо́вывалась
самоорганизо́вывайся
Он
Она
Оно
самоорганизо́вывается самоорганизо́вывался
самоорганизо́вывалась
самоорганизо́вывалось
 —
Мы самоорганизо́вываемся самоорганизо́вывались
Вы самоорганизо́вываетесь самоорганизо́вывались самоорганизо́вывайтесь
Они самоорганизо́вываются самоорганизо́вывались  —
Пр. действ. наст. самоорганизо́вывающийся
Пр. действ. прош.
Деепр. наст.
Деепр. прош.

зачем и как формировать этот навык у ребёнка? — Блог врача-супергероя

Встреча с подругами на другом конце Москвы в декретном отпуске? Возможно! Главное, ее запланировать!:)) Фото: Анастасия Арсенева.

Я очень люблю Джоан Роулинг, по моему, это одна из талантливейших женщин-писательниц современности. У меня есть все книги про «Гарри Поттера», я знаю о чем говорю:). Так вот, в одной из них есть такое посвящение: «Сьюзен Сладден, выпустившей Гарри из чулана». Понятия не имею, кто такая Сьюзен, и что она сделала:)). Но вот, что я вам скажу, если бы меня кто-то попросил рассказать самое важное о моей сегодняшней гостье, я бы сказала, что она выпустила Настю из чулана!:)

Друзья мои, знакомьтесь с новым членом «Общества неравнодушных врачей»! Инна Маханькова — мама, практикующий нейропсихолог из Москвы и, с гордость могу сказать, мой друг! Инна удивительно хороший человек, к которому сразу чувствуешь расположение и доверие. И Инна профессионал в своем деле.

Некоторое время назад она впервые рассказала мне о том, что около двух лет детям можно уже давать возможность самоорганизовываться. Помню я тогда спросила: «А что это значит?» Если вы тоже не в теме, приглашаю к прочтению этого поста. Я, по счастливому праву редактора, уже прочла и несколько дней активно применяю на практике советы Инны. Что из этого вышло, поделюсь в комментариях!:) Передаю слово Инне.

*****

Ниже написанное не претендует на инструкцию. Это лишь искренняя попытка помочь тем, кто стал на этот сложный и очень благодатный путь.

Зачем учить ребёнка самоорганизации?

Для того чтобы жить (а лучше жить счастливо и быть успешным), необходимо уметь добровольно и конструктивно распределять свою энергию во времени и пространстве.

Что такое самоорганизация?

Определений масса. От простых – это умение организовать себя; до сложных – это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

А так как, это процесс, то надо понимать, что к нему должна быть приложена некая сила (энергия), чтобы он начался. Особенность самоорганизации в том, что эту силу прилагает не кто-то посторонний, а именно тот, кто решил самоорганизовываться! Дело непростое, потому вам может пригодится кое-какая информация в помощь.

Как маленькому человеку начать самоорганизовываться?

Итак, у нас есть:

  • пространство;
  • время;
  • энергия;
  • человек новорожденный, понятия не имеющий, что делать с выше перечисленным;
  • родитель (удача, если знающий).

Человек по законам природы стремится к экономии собственной энергии. Предполагаю, это объясняется тем, что мы так запрограммированы на бессознательном уровне нашими предками. Для выживания важно не тратить силы «попусту», так как добыть энергию (пищу), в те доисторические времена стоило большого труда. Поэтому, с одной стороны, нам лень что-то делать, а с другой — мы получаем удовольствие от труда и главное его результата! Ведь даже у 3-х месячного ребенка можно услышать протяжное «Агу» от удовольствия после проделанной «работы». Лень и необходимость что-то делать — это два вечно борющихся между собой мотива. Ранняя помощь родителей в этой борьбе, будет очень кстати их детям.

Для того, чтобы любой человек приступил к тому или иному действию, у него должны быть потребность, энергия и время. А чтобы ваш ребенок мог легко и конструктивно распределять свою энергию (которой у него в избытке) во времени и пространстве, нужно создать потребность в этом.

Немного коснемся потребностей. Наиболее распространенная их классификация А. Маслоу, где он выделил две основные группы потребностей человека: высшие и низшие (см. Рисунок 1)

Высшие потребности:

  • потребность в самовыражении и реализации собственных возможностей и способностей;
  • потребность в признании и самоуважении, одобрении;
  • потребность в социальных контактах: любви, семье, нежности, дружбе;
  • потребность в безопасности: защите от боли, страха, неустроенности и т.д.

Низшие потребности:

  • физиологические потребности: голод, жажда, сексуальные потребности и др.

Рисунок 1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Начинаем варить-творить! Если вы хотите мотивировать вашего родного человека, пользуясь позитивным подкреплением, берете одну из выше перечисленных потребностей, и создавайте под нее действие, которое вносите в график месяца, таким образом, чтобы шаги к реализации этой потребности были интересными и посильными.

Что делать сначала?

Как обычно, начинать нужно с себя! Да, да, извечное «… посмотри на себя…». Рассмотрим вариант, что родители вообще не умеют самоорганизовываться, но им, все же, хочется научить  этому навыку своего ребенка. И, кстати, чем раньше вы начнете это делать, тем лучше!
Берем в руки календарь, блокнот, фломастеры, яркие стикеры. Для начала в блокноте составьте план на этот месяц для себя самой, если сложно на месяц, то хотя бы на неделю. В этом плане должны быть отражены Ваши реальные события и действия, а рядом другим цветом впишите Ваши желаемые действия и/или события. Те изменения, которые бы вы хотели ввести в свою жизнь; места, которые хотели бы посетить. (Примечание редактора. Например, ежеутренняя йога в дополнение к ежевечерней. Амбициозно?:).

Пример календаря. Автор: Анастасия Арсенева:)

Фото: Анастасия Арсенева. Как видите, то, что я желала бы добавить в свой идеальный день, выделено розовыми чернилами в правом столбце. Слева — мой обычный день. То, что закрашено зеленым карандашом — уже сделано. Справа пометки, отражающие мои эмоции от происходящего. P.S.- да, почерк жуткий, зато я врач:))))

Не стоит сразу вписывать большие события, начните с простого и понятного. Например, закаливание: начните поливать прохладной водичкой ноги до колена и постепенно поднимайтесь, а затем постепенно снижайте температуру. И так во всем. Нужно избегать насилия над собой, потому как, если насильно самоорганизовываться, то вы будете тратить свой энергетический ресурс и тратить стремительно, а в таком случае сработает механизм самозащиты (то есть — лень). В тоже время не затягивайте формирование каждого навыка и привычки, все время добавляйте сложности по чуть-чуть. Нужно, что называется, находиться в «потоке».

Михай Чиксентмихайи первым заметил и описал очень интересную деталь, когда человек увлечен делом, он не чувствует усталости или нехватки фантазии. В этот момент открывается второе дыхание, мы перестаем замечать время и окружающий мир в целом. Мы полностью поглощены тем, что делаем. Он назвал это явление потоком и написал одноименную книгу «Поток: Психология оптимального переживания». Вот и наша архизадача — не выпадать из потока и научить детей быть в нем.

Рисунок 2. Схематическое изображение потока, согласно теории Михай Чиксентмихайи.

Как вы можете заметить из рисунка, нужно именно в такой пропорции соблюдать усложнение задач, соизмеряя их с формирующимися навыками , чтобы «быть в потоке».

Подкрепления.

1. За каждое выполненное дополнительное задание (которое значится во втором списке, как желаемое) вы получаете полезные приятности. Для каждого это что-то свое. Важно чтобы подкрепление было именно полезным для вас, например: поделиться ответственностью, вы заслужили полдня отдыха за свою работу (и календарь доказательств имеется), можете погулять в парке или сходить в кино.

Почему подкрепление должно быть полезным? Потому что, если вы за каждые 10 приседаний по утрам будете вечером есть мороженое или пиво с чипсами, то возникнет когнитивный диссонанс, вы незаметно для себя обесцените все свои труды, и рано или поздно прекратите их, к сожалению.

2. Важно отмечать выполненное, делать это ярким цветом, и обязательно писать добрые слова под каждым выполненным действием. Например, описать, что вы чувствует после выполнения задачи (рада, что я это сделала, приятно, счастье есть и т.д.).

3. Если задание не выполнили, не стоит оправдываться, просто отметьте, что не сделали. Когда вы, составив свой календарь хотя бы 2 недели, будете видеть и соблюдать написанное каждый день, отмечать что и как происходило, уверяю — результат гарантирован.

Небольшое отступление. Я часто слышу от людей, что мол, легко рассуждать когда полно времени, а вот если 3-е детей, если то-то и то-то… Оставьте такие разговоры, все это нет так. Когда у вас большая плотность событий на единицу времени, значит, энергии у вас уже много, остается только ее распределить максимально конструктивно во времени. Сядьте, подумайте. Начните с 15 минут для «своих собственных дел» в день, потом 30 минут, и вскоре у вас появиться «свой час». Потому как, если будете самоорганизовываться вы, будут подстраиваться все члены вашей семьи.

Теперь поговорим о плане дел для ребенка.

После двухнедельного личного опыта, вам будет много легче составить детский календарь. Можно разрисовывать большой лист на месяц и туда вписывать события и планы, можно создать некий шаблон, и в нем просто отмечать, можно вырезать из картона (или распечатать из интернета) картинки и, по мере выполнения дел, добавлять их, прикрепляя к стене или на холодильник. Можно нарисовать в виде дерева и переставлять яркие фигурки по выполняемым делам.

(Примечание редактора. Вот такой календарь мы сделали с Алисой. В качестве указателя — магнит с изображением Биг-Бэна. Алиса его поворачивает по кругу, чтобы показать, какое дело предстоит. Лист бумаги закреплен на магнитной доске.)

 

Инструкция.

  1. Пригласите ребенка к составлению «плана мероприятий на месяц», проговорите, что и для чего он будет делать, спросите, чего бы он хотел сделать, чему научиться, что получить. Только все это играючи, по типу игры в «Монополию». «Каждое утро люди умываются и чистят зубы, чтобы быть здоровыми и красивыми», при этих словах покажите ребенку его любимого героя (но один момент, у героя должно быть все хорошо с «чистотой» и зубами).
  2. Уточните у ребенка, какими бы он хотел видеть детали своего календаря «Каким цветом? Как это изобразим? Какую фигурку для этого выберем?».
  3. Объясните понятным ему образом, зачем нужно выполнять различные пункты календаря, какую пользу или выгоду это принесет ребенку. «Для того чтобы ты был сильным и веселым и, мог справиться с такой-то задачей и достигнуть такого-то результата, будем каждый день/ 2 раза в неделю делать вот такие упражнения/ездить на эти занятия». Опять-таки, если есть пример в виде героев сказок или мультиков – используете, если можете себя или супруга привести в пример – прекрасно!
  4. Если есть необходимость выработать привычку к определенному распорядку питания, то можете включить в календарь соответствующие пункты.

И так вы будете двигаться «вверх по пирамиде», от базовых потребностей, до необходимости и умения реализоваться в жизни!

Когда календарь готов, повесьте его туда, где наиболее высокая «проходимость» в доме. И после каждого выполненного действия ребенок должен либо отмечать, либо переставлять фигурки, либо наклеивать стикер, зависит от формата созданного вами календаря. Должны быть маленькие приятности, например, после трех выполненных пунктов – обнимашки, совместный танец, маленькая сказка. Если же весь день выполнялись все пункты – это очень хороший результат, по такому поводу надуйте шарик воздушный, пускайте мыльные пузыри. А за неделю успешной работы можно маленький праздник устроить!

Задача в том, чтобы ребенок смог зафиксировать, ощутить в материи, как он тратит свою энергию во времени, и как это приятно — тратить ее с пользой. Когда ребенок выполнил пункт, отметил его в календаре и посмотрел, что еще на сегодня, он как бы «потрогал» происходящее. Первые дни, возможно, будет трудно, или наоборот, первые дни будут с энтузиазмом, а потом все начнет затухать. Вспоминайте правила «потока», корректируйте сложность, чтобы было интересно и возможно одновременно. Календарь, естественно, должен быть в виде понятном для ребенка и наполнен соизмеримо его возможностям и восприятию.

Важные правила работы с календарем:

  • положительное подкрепление должно быть каждый день;
  • не откладывайте все дела на конец недели – это не работает, очень часто не получается все что обещали, сделать на выходных;
  • если ребенок не смог выполнить планируемое задание, ничего не говорите, но и не отмечайте никак, оставьте поле не заполненным, чтобы было видно «это пустое место» без фигурки или закрашивания;
  • и наоборот, когда вы проходите мимо календаря, обязательно акцентируйте внимание на том, что сделал ребенок или делает прямо сейчас.

(Примечание редактора. Так мы решили отмечать выполненное, с помощью ярких стикеров. Вечером я их снимаю, и с утра игра начинается сначала. Алиса, как, думаю, многие дети ее возраста, просто без ума от наклеивания наклеек!)

 

Важно! Каждую неделю должно быть два «выходных», то есть те дни, когда нет жесткого распорядка, кроме основных планов (гигиена, школа). Желательно для этого выбрать один день среди недели (идеально среда) и один выходной день в конце недели. В «выходной» нужно отметить на календаре «свободное время». Ребенок может делать в это время что он хочет, даже если это бездумный визуальный контакт с телевизором.

Зачем выходные? Во-первых, чтобы оставаться в «потоке». Во-вторых, свободное время – это возможность получить важный опыт распоряжения своим временем и пространством. В-третьих — это возможность реализации собственных потребностей личности, о которых родители могут и не знать. Во время каникул не нужно прерывать работу с календарем, режим остается прежним — будни и два выходных, просто более интересные дела.;)

Не хотелось бы пугать, обычно, чтобы сформировался устойчивый навык, нужно не менее 3-5 лет занятий. И на протяжении этого времени нельзя прекращать самоорганизовываться более чем на две–три недели, потому как навык быстро утрачивается. Зато потом, человек уже не сможет долго пребывать в хронической грустной лени, его будет изнутри «двигать» к деятельности и самореализации.

Когда родителям прекращать следить за календарем?

Не смогу однозначно ответить, многое зависит от самого обучаемого. Если вы видите, чувствуете, что ребенок самостоятельно, без напоминания придерживается плана – здорово, можно ослабить «хватку», но должны еще оставаться положительные подкрепления.

Через какое-то время (для некоторых нужно не менее года) станет заметно, что у ребенка формируется навык самоорганизации: он справляется с большим количеством дел, он понимает и знает планирование, может распределить свои силы и время, соизмеряя их со своими и «общественными» интересами, и многое другое. Тут, как раз таки и нужно передавать ответственность вашему повзрослевшему ребенку.

Естественно, если он будет просить помощи в составлении календаря – помочь нужно. Но максимально планы и задачи распределяются без участия родителей. В результате ребенок, со временем, сам будет составлять себе «календарь» и выбирать подкрепления.

Когда календарь не нужен?

Где-то через 3 года, можно пробовать «уходить» от календаря полностью, доверившись «внутреннему планировщику» ребенка. На самом деле, 3 года – это не означает, что 1095 дней нужно пристально работать с календарем. Уже после 6 месяцев планирования, можно увеличивать «шаги», расписывать не подробно дни, а по неделям, по ключевым и крупным событиям.

Тема эта интересная и многогранная, я много еще могу чего написать, но опасаюсь переутомить читателя. Буду рада ответить на вопросы, если таковые возникнут.
Была бы очень благодарна, если вы, когда сделаете свои календари, поделитесь. Инна Маханькова, специально для «Общества неравнодушных врачей».

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Самоорганизация - Scholarpedia

Рисунок 1: Снежный кристалл. В начале квантовой механики и статистической физики считалось, что кристаллическую структуру можно рассчитать, определив минимум свободной энергии. Это может быть правдой, например для ионных кристаллов, таких как хлорид натрия или металлов. В этом случае необходимо решить уравнение Шредингера для основного состояния или, возможно, низколежащих состояний. В общем, это требует решения проблемы многих частиц. Как показывает пример снежных кристаллов, эта картина слишком узкая.Необходимо рассчитывать не только силы связывания, но и всю кинетику, например дендритного роста. Помимо кинетики решающую роль может играть также симметрия, например гексагональная симметрия снежинки обусловлена ​​симметрией H 2 O, которая действует как центр зародышеобразования. Этот пример показывает, что при образовании кристаллов, таких как снежинка, кинетические процессы и проблема связывающих сил сильно переплетаются друг с другом. Рисунок 2: спутниковая фотография, сделанная НАСА.С левой стороны видны облачные улицы, а с правой стороны образуется вихрь. Облачные улицы - это динамические модели, в которых молекулы водяного пара на отдельных улицах движутся вверх или вниз, альтернативно. Основной вопрос: как крошечные молекулы воды могут организовать свои согласованные движения на многие километры?

Самоорганизация - это спонтанное, часто кажущееся целенаправленным формирование пространственных, временных, пространственно-временных структур или функций в системах, состоящих из нескольких или многих компонентов.В физике, химии и биологии самоорганизация происходит в открытых системах, отстраненных от теплового равновесия. Процесс самоорганизации можно найти и во многих других областях, таких как экономика, социология, медицина, технологии.

Многие предметы в нашем окружении и повседневной жизни, такие как мебель, дома, автомобили, телевизоры, компьютеры, созданы руками человека. С другой стороны, особенно в живом мире, объекты растут, приобретают свою форму и функционируют, не создаваясь людьми. Царство животных изобилует примерами.Все более широко признается, что даже человеческий мозг можно рассматривать как самоорганизующуюся систему, а также как целый ряд проявлений человеческой деятельности, например, в экономике и социологии. Но процессы самоорганизации можно найти и в неодушевленном мире: образование облачных улиц, планетных систем, галактик и т. Д. Фундаментальный вопрос: Есть ли общие принципы самоорганизации ? В неодушевленном мире можно найти положительный ответ на большие классы явлений.В живом мире пока можно было получить хоть какое-то понимание. В биологии (и, возможно, в других областях) существует противоречие: существуют ли общие принципы или нам нужны особые правила и механизмы в каждом отдельном случае?

История

Концепция самоорганизации обсуждалась в древнегреческой философии (см. F. Paslack 1991). В более современное время самоорганизация обсуждалась немецким философом Иммануилом Кантом (Paslack, 1991), который, в частности, занимался формированием планетной системы, а также немецким философом Шеллингом (Paslack, 1991), обсуждение которого остается довольно расплывчато, однако.В более современное время самоорганизация обсуждалась В. Россом Эшби (1947) и Хайнцем фон Ферстером (1992) в его «Кибернетике второго порядка». Это также обсуждалось в термодинамике (Nicolis, Prigogine, 1977; Heylighen, 2003). Систематическое изучение явлений самоорганизации проводится в междисциплинарной области синергетики (Haken 2003), которая занимается глубокими математическими основами самоорганизации, а также экспериментальными исследованиями этих явлений. Развивающаяся в настоящее время область «Сложность» (Бар-Ям, 1997), по крайней мере частично, также связана с самоорганизацией.

Рисунок 3: Согласованные движения жидкостей и газов, приводящие к рисункам, также можно наблюдать в лаборатории. На этом рисунке показан гексагональный рисунок жидкого гелия в сосуде, который нагревается снизу. Этот классический эксперимент был впервые проведен Бенардом (1900) с маслом. В середине каждой ячейки жидкость поднимается, охлаждается на верхней поверхности и затем опускается вниз на ее границе (по Bodenschatz et al., (2000)).

Лазер как парадигма самоорганизации первого рода: редукция степеней свободы

Первое углубленное теоретическое рассмотрение самоорганизующейся системы касалось лазера с источником света («лазер» - это аббревиатура от «усиления света за счет вынужденного излучения».Однако, как мы увидим ниже, этот термин упускает из виду явление самоорганизации). Этот пример показывает, как искусственные устройства используют процессы самоорганизации. Типичным примером лазерного устройства является стеклянная трубка, заполненная молекулами или атомами, которые представляют подсистем . На торцах стеклянной трубки установлены зеркала, одно из которых полупрозрачное. Благодаря зеркалам только определенные световые волны могут дольше оставаться в пространстве между ними («полость») и могут интенсивно взаимодействовать со светоизлучающими атомами (молекулами).Атомы (молекулы) непрерывно энергетически возбуждаются электрическим током, который служит в качестве управляющего параметра . Ниже критического значения электрического тока устройство действует как лампа. Атомы (молекулы) излучают беспорядочно некогерентные световые волновые дорожки (которые усиливаются вынужденным излучением). Амплитуды светового поля распределены по Гауссу. Выше критического значения электрических токов (лазер , порог ) свойства света меняются качественно и резко.

Лазерный свет состоит из одной волны со стабильной амплитудой, на которую накладываются небольшие колебания амплитуды и медленная диффузия фазы. Переход от нерегулярного света от лампы к высокоупорядоченному свету от лазера показывает появление нового качества (а именно когерентного света). Возникающая лазерная световая волна называется параметром порядка . Однажды установленная, она управляет актами излучения отдельных атомов (молекул), называемыми порабощением .Поскольку (совместное) действие подсистем (атомов, молекул) порождает параметр порядка (лазерную световую волну), а последняя порабощает отдельные части (атомы, молекулы), мы можем говорить о круговой причинности.

Мы добавляем для эксперта, что в переходной области происходят типичные явления фазового перехода ( нарушение симметрии , критическое замедление , критических флуктуаций , которые были предсказаны и измерены с большим количеством деталей).При лазерном фазовом переходе новая временная структура формируется самоорганизацией , т.е. действием подсистемы без специфической интерференции извне (снаружи не задана волна, только увеличивается постоянный ток). При дальнейшем увеличении этого параметра управления могут возникать ультракороткие импульсы. Как правило, может возникнуть иерархия нестабильности. Это, по крайней мере, в целом, характеризуется появлением все большего числа параметров порядка.В определенных условиях (включая высокие потери из-за зеркал) лазерный свет может показывать детерминированный хаос (см. Также ниже). Лазер представляет собой открытую систему с подводимой энергией (электрический ток) и выходной энергией, которая, помимо желаемого лазерного излучения, включает некогерентные потери (тепло).

Только что описанное поведение лазерного устройства типично для больших классов самоорганизующихся систем, в которых поведение многих частей (степеней свободы) определяется несколькими параметрами порядка (степенями свободы).

Достоинства примера лазера основаны на том факте, что свойства лазера могут быть получены из первых принципов: квантовой теории, квантовой электродинамики, связи с тепловыми ваннами.

Рисунок 4: Численное моделирование эксперимента, фактически проведенного Bodenschatz et al. (2000). Жидкость в круглом сосуде, равномерно нагретая снизу, показывает шестиугольные структуры. Однако когда граница также нагревается, жидкость строит свою структуру в направлении образования спиралей. Эти спирали могут быть нескольких видов, иметь одно или несколько ответвлений (по Fantz et al.{-2} \)). б) При увеличении критического числа Рейнольдса образуется пара вихрей. в) При еще большем числе Рейнольдса вихри начинают колебательное движение. г) Возникает то, что можно назвать «слабой турбулентностью». д) Полностью развитая турбулентность (по Фейнману и др. (1965)). Рисунок 6: Иерархия нестабильности в жидкости. В эксперименте Тейлора слой жидкости расположен между двумя соосными цилиндрами, внутренний из которых вращается. а) При небольшой скорости вращения появляется картина ролика, где каждый валок движется наружу, а затем внутрь.б) При увеличении критической скорости вращения внутреннего цилиндра начинается колебательное движение валков. в) При еще более высокой скорости вращения колебательное движение становится более сложным. г) Жидкость наконец показывает слабую турбулентность, которая может быть связана с хаосом. (По материалам Фенстермахера и др. (1979)).

Самоорганизация второго типа: без сведения к нескольким степеням свободы

Типичный пример такой самоорганизации был приведен в выступлении известного кибернетика Хайнца фон Ферстера, сделанном много лет назад на конференции по маркетингу в Вене.Во время Второй мировой войны в морском сражении между Японией и США корабль американского адмирала был сильно поврежден, так что он больше не мог отдавать приказы своему флоту. Затем путем «самоорганизации» каждый американский корабль выбрал своего противника. Эта проблема тесно связана с «проблемой назначения», в которой N машин (с частично разными возможностями) назначаются N работам. Хотя эта проблема может быть решена аналитически, еще более сложные задачи назначения, например между машинами, рабочими местами и рабочими должны быть NP завершены.

Экспериментальный доступ к приблизительному решению может быть возможен с помощью многоагентных систем (Kernbach 2008).

Самоорганизация в целом

Некоторые системы могут показывать самоорганизацию первого типа или второго в зависимости от граничных условий, начальных условий, значений параметров и т. Д.

Где это происходит: Неодушевленный мир

Физика

  • Формирование пространственных, временных или пространственно-временных паттернов. Приведем несколько примеров.
  • Лазеры: когерентный свет, самоорганизация многих атомов
  • Нелинейная оптика: когерентный свет, самофокусировка, генерация гармоник, когерентное комбинационное рассеяние и рассеяние Бриллюэна и т. Д.
  • Гидродинамика, газовая динамика: облачные улицы, конвекционная нестабильность, течение Тейлора-Куэтта, картины качения, гексагональные структуры (ячейки Бенара), слабые турбулентности, дефекты и т. Д.
  • Газовые разряды: закономерности молекулярных плотностей под воздействием электромагнитных полей.
  • Физика плазмы: модели плотности и скорости частично или полностью ионизированных атомов и электронов в (частично самоорганизованных) электромагнитных полях, нестабильности.
  • Полупроводники: диаграммы плотности и тока электронов и дырок, эффект Ганна, токовые нити.
  • Астрофизика: образование и строение планет, звезд, галактик, большой взрыв, пустоты и т. Д.
  • Метеорология: климатология, облачность, циклоны и др.
  • Геофизика / Геодинамика: внутреннее и поверхностное строение земли, геодинамо
  • Адронная плазма: образование адронной плазмы при столкновениях адронов при высоких энергиях.
  • Автоколебания: встречаются во многих вышеупомянутых областях.
  • Радиотехника и другие источники когерентных электромагнитных полей: магнетрон, клистроны и др.
Рис. 7. Формирование рисунка в химической реакции (реакция Белоусова-Жаботинского). Из однородной перемешанной смеси химикатов самопроизвольно образуются волны, которые бегут наружу и, сталкиваясь друг с другом, уничтожают друг друга (любезно предоставлено А. Винфри). Рисунок 8: Спиральное образование в неравновесных системах повсеместно. а) Газовый разряд, вызванный переменным током. б) Картина электролюминесценции в системе полупроводниковых слоев ZnS: Mg с переменным током.в) Химическая реакция (Белоусова-Жаботинского). г) Оптическая система с парами натрия в качестве нелинейной среды. д) волны плотности c-ADP популяции амеб. е) Са-волны на яйцах лягушек. (По материалам Purwins, H.G. et al. (2007)).

Химия

  • Химические реакции, приводящие к диссипативным структурам (пространственным, временным структурам)
  • Реакция Бриггса-Раушера
  • Реакция Белоусова-Зкаботинского

Робототехника

  • Дизайн автономных роботов, способных распознавать образы, автономные движения, воспроизведение речи и т. Д., обучение. Мультиагентные и мульти-роботизированные системы.

Компьютеры, компьютерные сети

  • Интернет
  • Обучение без учителя, распознавание образов (оптических, акустических, тактильных) на основе синергетических принципов, самопрограммирование, самовосстановление. Указанные проблемы в настоящее время подвергаются критике со стороны ряда групп.
  • Самоорганизующиеся (Кохоненовские) карты (нейронные сети).

Технологии

  • Рост кристаллов, рост микроструктур и упорядоченных дефектов в кристаллах, нанофизика.
  • Одноранговые сети
  • Транспортные и материальные сети

Анимированный мир

Биология

  • Морфогенез, узоры на мехах животных («ягуара»), на крыльях бабочек, коже рыб, позвоночниках, формирование тела и крыльев насекомых.
  • Рост растений и животных, ветки деревьев, листья.
  • Функция органов, например почки.
  • Рост мозга, нервной трубки, факторов роста нейронов, рост дендритов нейронов, аксонов, Самоорганизующиеся карты признаков (Кохонен).
  • Функция мозга: производство движений, распознавание образов, познание, производство ритмов, производство речи, формирование настроения, мимика.
  • Динамика населения, рост, конкуренция, вымирание. Коллективное поведение стай (птиц, рыб) и колоний насекомых.
Рис. 9: Спиральное образование в шламовой форме. Агрегация слизистой плесени управляется волнами концентрации цАДФ. Амеба может ощущать градиент и двигаться с помощью псевдостручков (по Геришу, Г.и другие. (1974)). Рис. 10: Формирование множества разнообразных узоров на морских раковинах можно объяснить с помощью уравнений реакции диффузии, ведущей сначала к динамическим (диссипативным) структурам и последующему затвердеванию (по Мейнхардту, Х. (1990)).

Экология

  • Выживание, сосуществование и исчезновение видов под влиянием окружающей среды и взаимодействия.

Evolution

  • Мутация и отбор, пребиотическая эволюция, гиперцикл Эйгена-Шустера.
  • Самоорганизация как механизм эволюции (Кауфман, 1993)

Эпидемиология

  • Механизмы распространения болезней.

Медицина

  • Лекарственные средства как параметры контроля

Психология, Психиатрия

  • Как влиять на самоорганизацию поведения и т. Д., Косвенное управление.
Рис. 11: Известный зоолог и философ Эрнст Геккель (1834-1919) изучал, среди прочего, многочисленные радиолярии размером в миллиметры, которые могут образовывать правильные, но также причудливые скелеты, нарисованные Геккелем.В отдельной ячейке формируются первые динамические структуры, которые реально можно определить методами синергетики. Эти структуры затем в конечном итоге затвердевают посредством кальцификации (по Blüchel et al. (2006)). Рисунок 12: Головка подсолнечника состоит из двух вращающихся в противоположных направлениях спиралей, которые должны ударяться под определенным углом. Причина этого до конца не выяснена.

Прочие поля

Эконом

  • Рост, конкуренция, вымирание компаний
  • Национальная экономика: Как управлять: как использовать принципы самоорганизации, финансовые рынки, фондовый рынок.

Политика

  • Революции, «самодинамика», формирование общественного мнения.
  • Правительство на принципах самоорганизации.

Религия

Философия

  • Теории смены парадигм (Томас С. Кун)

Наука

  • Развитие науки как самоорганизующийся процесс

Теоретические методы лечения, микроскопические, макроскопические, феноменологические

Теоретическое рассмотрение самоорганизации основано как на микроскопическом, так и на макроскопическом феноменологическом подходе.Особый интерес представляет вопрос, существуют ли общие принципы самоорганизации, независимо от характера отдельных частей системы. В синергетике (Haken (2004)) такие принципы можно найти, по крайней мере, для самоорганизации первого рода, как указано выше. В их основе лежат общие концепции, такие как параметры порядка и принцип подчинения (подробнее см. Статью о синергетике). Главный вопрос - снижение сложности. В больших классах систем их динамика может быть описана несколькими параметрами порядка.Это также служит основой для применения теории катастроф (Р. Том (1975) с полностью детерминированным подходом; стохастические модели см. Л. Кобб (1978)), а также теории хаоса, поскольку обе теории основаны на использование нескольких переменных.

Математическая теория синергетики предоставляет алгоритм, с помощью которого могут быть получены параметры порядка и их (низкоразмерные) уравнения, при условии, что известны основные микроскопические уравнения, и он позволяет формулировать уравнения модели в терминах параметров порядка, если основные уравнения неизвестны.

В то время как принципы, обнаруженные синергетикой (которая приближается к духу теории динамических систем), имеют довольно абстрактную природу, другая линия мысли подчеркивает интерпретацию механизмов (или принципов), лежащих в основе самоорганизации. Их можно проследить до кибернетики с ее концепциями положительной и отрицательной обратной связи. Согласно Эрди (см. Также Эрди (2008)), за многими (если не всеми) явлениями самоорганизации стоит баланс между положительной и отрицательной обратной связью, или как Х.Мейнхардт (2008) (см. Также Гирер и Мейнхардт (1972)) называет это «самоулучшением, уравновешенным антагонистической реакцией». Здесь может быть достаточно нескольких примеров, предложенных этими авторами:

Примеры 1

(на основе Эрди, P: объяснение сложности, Springer 2007)

В химической кинетике самоорганизующихся паттернов возникают из-за взаимодействия автокаталитических (т.е. положительной обратной связи), компенсируемого реакционной стадией, блокирующей неограниченный рост. Общеизвестные реакции БЖ - это парадигма.Структуры Тьюринга - это пространственные структуры, спиральные волны (Winfree) - это пространственно-временные паттерны.

Сомитогенез , процесс сегментации, который производит периодический узор вдоль оси голова-хвост, в некоторой степени аналогичен структурам Тьюринга, в то время как спиральные волны возникают также в сердечных мышцах.

Динамика населения , экологические системы: взаимосвязанность, стабильность, разнообразие, устойчивость, сопротивление. Фундаментальный вопрос заключается в том, как изменяется стабильность экологической системы, если происходит изменение связности сети взаимодействующих популяций и / или силы взаимодействий.Модельные исследования показывают, что слабые связи повышают стабильность, и они ... могут быть клеем, который связывает вместе естественные сообщества . (Макканн и др. (1978)).

Эпидемии 900 10. Эпидемии характеризуются быстрым увеличением численности инфицированного населения вследствие взаимодействия между инфицированными и восприимчивыми людьми. Зараженные могут превращаться в удаленный пул самопроизвольно или под внешним контролем.

Динамика войны . R.W.Ланчестер вывел и проанализировал модель классической войны. Известная расширенная версия модели, представленная Г. Ф. Гаузе (московским биологом) в 1934 году, как модель борьбы за существование . Модель способна показать принцип конкурентного исключения (одна сторона побеждает, а другая вымирает) и сосуществование, которое можно интерпретировать как перманентную войну .

Динамика сегрегации . Знаменитая модель Томаса Шеллинга демонстрирует, как местные правила (микромотивы в терминологии Шеллинга) подразумевают глобально упорядоченные социальные структуры (макроповедение).Результаты моделирования показали, что небольшое предпочтение жить среди своих владельцев подразумевает глобальную сегрегацию и образование гетто.

Динамика мнений 900 10. Взаимодействие людей в группе подразумевает, что изменение их мнений по различным вопросам может привести к консенсусу, фрагментации и поляризации. (Замечание Х. Хакена: математическое моделирование было впервые предложено В. Вайдлихом.)

Деловые циклы . В очень влиятельной модели Николас Калдор дал механизм для генерации временной колебательной динамики доходов и капитала, допуская нелинейную зависимость инвестиций и сбережений от дохода.

Самоорганизация в нервной системе . Согласно эмбриологическим, анатомическим и физиологическим исследованиям, объединение нейронных сетей является результатом взаимодействия чисто детерминированных (генетически регулируемых) и случайных (или очень сложных) механизмов. Колебания могут действовать как `` организующие силы в соответствии с теорией индуцированных шумом переходов или стохастического резонанса . Самоорганизующиеся механизмы развития (рассматриваемые как формирование паттернов в процессе обучения) ответственны за формирование и пластическое поведение упорядоченных нейронных структур.Эволюционируемость, основа самоорганизации, накладывает ограничения на динамику мозга. Устойчивое внутреннее представление внешнего мира свидетельствует о наличии аттракторов. Здесь под аттрактором понимается одно из состояний системы, в котором она устанавливается после запуска из заданного начального состояния. Самоорганизация требует, чтобы эти аттракторы обладали достаточной нестабильностью, чтобы иметь возможность изменяться и адаптироваться к окружающей среде. См. Также Самоорганизация функции мозга.

Стабильная динамическая работа мозга основана на балансе возбуждающего и тормозящего взаимодействий.Нарушение тормозной синаптической передачи подразумевает начало эпилептических припадков. Эпилептическая активность возникает в популяции нейронов, когда мембранные потенциалы нейронов «ненормально» синхронизированы. Если торможение опускается ниже критического уровня, степень синхронности превышает порог нормальных паттернов, и системная динамика переключается на эпилептический паттерн.

(Конец вклада Эрди)

Примеры 2

(вклад анонимного рецензента)

Песчаные дюны возникают в результате отложения песка за небольшим ветрозащитным кожухом; это увеличивает укрытие от ветра и тем самым ускоряет дальнейшее отложение песка - явная реакция самоусиления.Однако песок, отложившийся в одном месте, не может собираться в другом месте. Истощение песка в воздухе - это длительная антагонистическая реакция. Таким образом, однородное распределение песка - нестабильная ситуация.

Эрозия протекает быстрее при некоторых травмах. В зарождающихся долинах собирается больше воды, ускоряя там эрозию. Меандирование, также являющееся процессом формирования рисунка, делает зарождающуюся долину шире. Как и в примере с песчаными дюнами, вода, собранная в реке, больше не способствует эрозии в других местах.Рядом с большой рекой второй реки не появится.

Локализация газовых разрядов , наблюдаемая Пурвином и его группой и упомянутая Хакеном, также основана на этом механизме. Газовый разряд приводит к большему количеству ионов. Под воздействием разности напряжений эти ионы ускоряются, производя больше ионов, что приводит к дальнейшему увеличению локального тока и т. Д. Сопротивление в источнике тока и общий пробой напряжения ограничивают этот процесс самоусиления.То же основание имеет образование и локализация молнии.

Являются ли результирующие шаблоны стабильными или колеблющимися, зависит от соотношения постоянных времени. Если антагонистическая реакция имеет более длительную постоянную времени, чем самоусиливающаяся реакция, возникнут колебания или всплески активации. Примером может служить динамика инфекции: заражения несколькими вирусами может быть достаточно, чтобы вызвать болезнь, поскольку вирусы реплицируются (самоусиление).Антагонистическая реакция, опосредованная иммунной системой, протекает намного медленнее. Чтобы заболеть, нужен день, а на то, чтобы снова стать здоровым, нужна неделя. (То, что при первом осмотре кажется недостатком, на самом деле является хорошей стратегией. Если бы иммунная система была намного быстрее, равновесие между производством вируса и его удалением было бы установлено. После единственного заражения мы будем бороться за остальную часть нашего организма. жизнь против вируса, однако из-за режима взрыва мы на короткое время заболеем, но впоследствии вирус полностью уничтожен).

Этот пример также удобен для иллюстрации требования для формирования волн : самоусиление должно распространяться умеренно, в то время как антагонистическая реакция должна быть локальной (т. Е. Условие полностью противоречит условию создания стабильных структур в пространстве) . В случае инфекций это явно устраивает: вирус может распространяться, а иммунная реакция носит локальный характер. Следовательно, инфекции могут возникать в виде эпидемических волн. То же самое и с лесным пожаром. Сжигание - это самоподдерживающийся процесс, поскольку большее количество тепла выделяет больше горючих газов, что приводит к более высоким температурам, вызывая горение соседних деревьев.Антагонистическая реакция возникает из-за того, что пепел больше не поддерживает огонь, т.е. антагонистический эффект является локальным.

(Конец выступления анонимного рецензента).

Одно предупреждение относительно всех этих интерпретаций может быть уместно. В «реальности» механизмы могут быть значительно более сложными, как засвидетельствовано, например, Meinhardt (1990), который задействует сеть различных морфогенов.

Рисунок 13: Полосы на зебрах могут служить примером формирования рисунка на мехах или коже рыб.Первоначальная идея объяснения восходит к А. Тьюрингу (1952). Он предположил, что в массиве изначально недифференцированных клеток образуются биомолекулы, называемые морфогенами, которые могут диффундировать и взаимодействовать друг с другом. Таким образом формируется предварительный узор. При высоких концентрациях (так называемых сейчас) молекул активатора включаются гены, которые затем приводят к дифференцировке клеток, вызывая, например, пигментации (см., например, Meinhardt, H. (1982), Murray J.B. (1989)). Рисунок 14: Рысь лошади. Различные типы четвероногих походок могут служить примером самоорганизации движений у животных.Такие походки представляют собой определенные дискретные модели движения, каждая из которых определяется одним или несколькими параметрами порядка. Подробное моделирование см. В Schöner et al. (1990), см. Также Х. Хакен «Принципы работы мозга» (1996). При изменении контрольного параметра может происходить переключение между походками.

Приложения

Самоорганизующиеся системы адаптивны и надежны. Они могут переконфигурировать себя в соответствии с меняющимися требованиями и, таким образом, продолжать работать, несмотря на возмущения. Из-за этого самоорганизация использовалась как парадигма для разработки адаптивных и надежных искусственных систем (Gershenson, 2007).Основная идея состоит в том, чтобы спроектировать элементы системы так, чтобы они находили решение или выполняли желаемую функцию. Этот подход полезен в нестационарных или очень больших проблемных областях, где решение не фиксировано или неизвестно. Таким образом, инженеру не нужно искать решение, так как его постоянно ищут самоорганизующиеся элементы.

Outlook

В научном сообществе растет осознание важности концепции самоорганизации, и в этом аспекте сейчас рассматривается целый ряд явлений.Особый интерес представляет разработка новых устройств всех типов (например, роботов, компьютеров), в которых используются принципы самоорганизации. Но многие другие приложения, например можно ожидать роста кристаллов, косвенного управления популяционными процессами и т. д.

Список литературы

Поле огромно и дать примерно полный список литературы практически невозможно. Поэтому читателям предлагаются отдельные статьи, посвященные различным областям.Помимо исторических ссылок (Paslak 1991; von Forerster 1992), я просто упоминаю (Haken 2004), а также ок. 90 томов серии Springer по синергетике и монографий, таких как Mainzer (2002), Strogatz (1994).

  • Эшби, У. Р. (1947). Принципы самоорганизующейся динамической системы. Журнал общей психологии 37 : 125–128.
  • Бар-Ям Ю. (1997). Динамика сложных систем , Исследования нелинейности, Westview Press.
  • Кобб Л. (1978), Стохастические модели катастроф и мультимодальные распределения, Behavioral Sci. 23, 360-373.
  • Эрди П. (2007), Объяснение сложности, Springer, N.Y.
  • Гершенсон К. (2007). Проектирование и управление самоорганизующимися системами , CopIt ArXives, Мексика. TS0002EN
  • Gierer, A., Meinhardt, H. (1972), Теория формирования биологического паттерна, Kybernetik 12, 30-39.
  • Хакен, Х. (2004) Синергетика, введение и дополнительные темы , Springer, Berlin
  • Хакен, Х.: изд. серии: Серия Springer в синергетике, Springer, 1977 -
  • Heylighen, F. (2003). Наука о самоорганизации и адаптивности. В Энциклопедия систем жизнеобеспечения , Л. Д. Киль, (Ред.). Издательство EOLSS, Оксфорд.
  • Кауфман, С. А. (1993). Истоки порядка . Издательство Оксфордского университета.
  • Kernbach, S (2008) Структурная самоорганизация в мультиагентов и мульти-робототехнических системах, Logos Verlag, Берлин
  • Майнцер, К.(2002) Сложное мышление , Шпрингер, Берлин
  • Mc Cann, K., Hastings, A., Huxel, G.R. (1998), Слабые трофические взаимодействия и равновесие природы, Nature 395, 794-797.
  • Meinhardt, H. (2008) Модели формирования биологического паттерна: от элементарных шагов до организации осей эмбриона, Curr. Верхний. Dev. Биол. 81, 1-63.
  • Николис, Г. и И. Пригожины (1977). Самоорганизация в неравновесных системах , Вили, Нью-Йорк.
  • Паслак, Ф.(1991) Urgeschichte der Selbstorganisation, Vieweg, Брауншвейг
  • Строгац С. (1994) Нелинейная динамика и хаос , Addison Wesley Publ.
  • Том Р. (1975), Структурная стабильность и морфогенез, В.А.Бенджамин, Ридинг.
  • фон Ферстер, Хайнц: (1992) Кибернетика. В: Энциклопедия искусственного интеллекта , 2-е издание, С.С. Скапиро (ред.), Джон Вили и сыновья, Нью-Йорк, 309-312.

Внутренние ссылки

  • Валентино Брайтенберг (2007) Мозг.Scholarpedia, 2 (11): 2918.
  • Ижикевич Евгений Михайлович (2006) Взрыв. Академия наук, 1 (3): 1300.
  • Олаф Спорнс (2007) Сложность. Scholarpedia, 2 (10): 1623.
  • Ижикевич Евгений Михайлович (2007) Равновесие. Академия наук, 2 (10): 2014.
  • Джованни Галлавотти (2008) Колебания. Scholarpedia, 3 (6): 5893.
  • Теуво Кохонен и Тимо Хонкела (2007) Сеть Кохонена. Scholarpedia, 2 (1): 1568.
  • Марк Аронов (2007) Язык. Scholarpedia, 2 (5): 3175.
  • Джефф Мохлис, Кресимир Йосич, Эрик Т. Ши-Браун (2006) Периодическая орбита. Академия наук, 1 (7): 1358.
  • Филип Холмс и Эрик Т. Ши-Браун (2006) Стабильность. Scholarpedia, 1 (10): 1838.
  • Кэтрин Рувас-Николис и Грегуар Николис (2007) Стохастический резонанс. Scholarpedia, 2 (11): 1474.
  • Аркадий Пиковский и Майкл Розенблюм (2007) Синхронизация.Scholarpedia, 2 (12): 1459.
  • Герман Хакен (2007) Синергетика. Академия наук, 2 (1): 1400.

Ссылки на рисунки

  • Bénard, H. (1900), Rev. Gén. Sci. Pures, Appl. 11, 1261, 1309.
  • Bodenschatz, E., Pesch, W., Ahlers, G. (2000), Annu. Rev. Fluid Mech. 32, 709.
  • Фенстермахер Р.П., Суинни Х.Л., Голлуб Дж.П. (1979), J. Fluid. Мех. 94, 103.
  • Фейнман Р.П., Лейтон Р.Б., Сэндс Х. (1965), Лекции Фейнмана по физике.Vol. II, Аддисон-Уэсли.
  • Gerisch, G., Hess, B. (1974), Proc. Nat. Акад. Sci. (Мыть) 71, 2118.
  • Мейнхардт, Х. (1990), Красота морских раковин, Спрингер, Берлин.
  • Haeckel, E. (2004), (оригинальное издание 1904 г.), Kunstformen der Natur, Marix Verlag, Wiesbaden.
  • Тьюринг, А. (1952), Фил. Пер. Р., Соц. Лондон, сер. В 237, 37.
  • Wolpert, L. (1969), J. Theor. Биол. 25, 1.
  • Мейнхардт, Х. (1982), Модели формирования биологического паттерна, Academic, Лондон.
  • Мюррей, J.D. (1989), Математическая биология, Springer, Berlin, 2nd. изд. 1993, 3-е. изд. 2002/2003).
  • Шёнер, Г., Янг, W.Y., Келсо, J.A.S. (1990), J. Theor. Биол. 142, 359.
  • Хакен, Х. (1996), Принципы работы мозга, Springer, Берлин.
  • Блюхель, К.Г., Малик, Ф. (2006), Faszination Bionik, München.
  • Пурвинс, Х.Г., Амиранашвили, С. (2007), Physik Journal 2, 21.

См. Также

Сложность, Бифуркации, Динамические системы, Модель Гирера-Мейнхардта, Морфогенез, Синергетика

О самоорганизующихся командах | Scrum.org

Вопрос от начинающего Скрам Мастера, который переходит с опыта традиционного менеджера проекта:

«Чтобы способствовать сплочению команды и самоорганизации, с этого момента я собираюсь попробовать что-то новое с командой. На собрании по планированию спринта, вместо того, чтобы разбивать задачи по пользовательским историям между каждым членом команды, я собираюсь просто определить задачи и необходимые часы и оставить все как есть, а затем я попрошу каждого члена команды «выбрать» задачи. из бэклога спринта самостоятельно, а затем, как только они выполнят ранее выбранную задачу.

Я хочу поощрять следующее поведение:


  1. Каждый член команды будет видеть свой список ожидающих задач как динамический, в зависимости от того, что остается для команды, а не только для отдельного человека, как было назначено в начале спринта
  2. Прежде чем члены группы смогут выбрать новые задачи для работы, им необходимо будет самоорганизоваться, то есть общаться и координировать свои действия с другими членами команды, а не просто сосредоточиться на своей части усилий.
  3. Кто-нибудь раньше пробовал что-то подобное? По сути, это система «вытягивания», а не «выталкивания», когда вместо того, чтобы кто-то назначать задачи члену команды, член команды решает, над какими задачами они хотят работать ».


Мой ответ, исходя из моего опыта работы в качестве профессионального мастера Scrum и профессионального тренера по Scrum, был следующим:

«Ваша рекомендация определенно является лучшей практикой для мастеров Scrum. В организациях, все еще переходящих на Agile, во многих случаях работа распределяется точно так, как описано, «разбивая задачи для пользовательских историй между каждым членом команды» (то есть «распределяя» работу).

Обратите внимание, что слова «назначить» нет ни в Agile Manifesto, ни в руководстве по Scrum. Оба используют общий и не совсем понятный термин «самоорганизация»:

  • «Лучшие архитектуры, требования и проекты создаются самоорганизующимися командами». (Манифест Agile)


И из руководства по Scrum:

  • «Самоорганизующиеся команды выбирают, как лучше всего выполнять свою работу, вместо того, чтобы руководить ими за пределами команды."
  • «Команды разработчиков структурированы и уполномочены организацией для организации и управления своей собственной работой».
  • "Команды разработчиков имеют следующие характеристики:
  • Они самоорганизуются. Никто (даже Скрам-мастер) не говорит команде разработчиков, как превратить бэклог продукта в приращения потенциально выпускаемой функциональности »
  • «Скрам-мастер служит команде разработчиков несколькими способами, в том числе: Обучение команды разработчиков самоорганизации и кросс-функциональности»
  • «К концу планирования спринта команда разработчиков должна быть в состоянии объяснить Владельцу продукта и мастеру Скрам, как она намеревается работать как самоорганизующаяся команда для достижения цели спринта и создания ожидаемого Приращения."

Итак, что значит быть самоорганизующейся? Помимо общей концепции, в контексте разработки программного обеспечения это означает, среди прочего, оценку снизу вверх и планирование, по крайней мере, на уровне спринта / команды, давление со стороны команды разработчиков для балансировки рабочей нагрузки (команда разработчиков знает, кто не тянет за собой ), общая проактивность команды разработчиков, направленная на выполнение того, что необходимо сделать для достижения цели спринта, вместо того, чтобы ждать назначения задач.Кстати, обратите внимание, что этот идеальный процесс оценки и планирования отличается от вашего подхода, который заключается в том, чтобы « определить задачи и необходимые часы » самому себе . Команда должна это сделать.

В разделе своей книги «Agile Project Management with Scrum» Кен Швабер резюмировал, как мы склонны поддаваться ожиданиям, что другие примут решения, которые мы должны принимать сами:

«Управление кем-то другим полностью укоренилось в нашей жизни и опыте работы.Редко встречаются родители, учителя и начальники, которые учат нас управлять собой, вместо того чтобы стремиться оправдать их ожидания. Почему мы должны ожидать, что когда мы сообщим команде, что она отвечает за самоуправление, она будет знать, о чем мы говорим? «Самоуправление» для них - всего лишь фраза; это еще не что-то реальное. Команде требуется конкретный опыт работы со Скрамом, прежде чем она сможет по-настоящему понять, как управлять собой и как взять на себя ответственность и полномочия для планирования и проведения своей собственной деятельности.Скрам-мастер должен не только помогать Команде обрести этот опыт, но и Скрам-мастер должен делать это, преодолевая свои собственные склонности к управлению Командой. И Скрам-мастер, и команда должны заново научиться подходить к вопросу управления ».


По сути, следующий принцип из Agile Manifesto лучше всего резюмирует то, что необходимо:

«Создавайте проекты вокруг мотивированных людей. Обеспечьте им среду и поддержку, в которых они нуждаются, и доверьте им выполнение работы.«

Во время встречи в первые дни разработки Agile Manifesto несколько известных экспертов Agile встретились (www.cs.umd.edu/~mvz/pub/agile.pdf) и предложили следующее определение Agile-процесса:

"Гибкие методы:

  • Итеративная

  • Инкрементальная

  • Самоорганизация (команда имеет автономию для самоорганизации для наилучшего выполнения рабочих элементов.)

  • Emergent (Технологии и требования «разрешено» возникать в течение цикла разработки продукта.)
Все Agile-методы следуют четырем ценностям и 12 принципам Agile Manifesto. »

Выполнить первые два проще. Два нижних - это последняя миля внедрения Agile, и они требуют от Scrum Master постоянных усилий по обучению команды ».

Самоорганизующиеся системы - Wikiquote

Самоорганизующиеся системы - это структуры, которые обрабатывают, в которых некоторая форма общего порядка или координации возникает из локальных взаимодействий между меньшими составными частями изначально неупорядоченной системы.Процесс самоорганизации может быть спонтанным, и он не обязательно контролируется каким-либо вспомогательным агентом вне системы. Это часто вызывается случайными колебаниями, которые усиливаются положительной обратной связью. Полученная организация полностью децентрализована или распределена по всем компонентам системы.

  • Такая система является «самоорганизующейся» в том смысле, что она изменяется с «разделенных частей» на «соединенных частей».
    • W. Росс Эшби, «Принципы самоорганизующейся системы», в Principles of Self-Organization: Transactions of the University of Illinois Symposium , H.Фон Ферстер и Г. В. Цопф младший (редакторы), Pergamon Press: Лондон, Великобритания (1962), стр. 255-278.
  • Каждая изолированная детерминированная динамическая система, подчиняющаяся неизменным законам, в конечном итоге разовьет какие-то организмы, адаптированные к своей среде.
    • W. Росс Эшби, «Принципы самоорганизующейся системы», в Principles of Self-Organization: Transactions of the University of Illinois Symposium , H. Von Foerster and G. W. Zopf, Jr. (ред.), Pergamon Press: Лондон, Великобритания (1962), стр. 255-278.
  • Это общая характеристика самоорганизующихся систем: они надежны или устойчивы. Это означает, что они относительно нечувствительны к возмущениям или ошибкам и обладают высокой способностью к самовосстановлению, в отличие от большинства систем, созданных человеком.
    • Фрэнсис Хейлиген, «Наука о самоорганизации и адаптивности», Центр «Leo Apostel», Свободный университет Брюсселя, Бельгия (2001) с. 9. Также, Энциклопедия систем жизнеобеспечения 5 (3), 253-280.
  • В этом смысле самоорганизующаяся система по своей сути адаптивна: она сохраняет свою базовую организацию, несмотря на продолжающиеся изменения в ее среде. Как уже отмечалось, возмущения могут даже сделать систему более устойчивой, помогая ей обнаружить более стабильную организацию.
    • Фрэнсис Хейлиген, «Сложность и самоорганизация» (2008), Центр «Leo Apostel», Свободный университет Брюсселя, Бельгия, стр. 10. Также, Энциклопедия библиотечных и информационных наук (2008) стр.1215-1224.
  • Природа неплохо разбирается в сетях, самоорганизующихся системах. Напротив, социальные системы являются иерархическими и иерархическими, из которых мы исходим из основного предположения, что организация и порядок могут исходить только от централизма.
    • Как цитирует Николас Негропонте в «Online Extra: Q&A With Nicholas Negroponte из Массачусетского технологического института», Bloomberg Business , (20 июня 2004 г.)
  • Мы увидели, что формирование и поддержка самоорганизующихся систем являются совместим с законами физической химии.”
    • Илья Пригожин, Г. Николис и А. Баблоянц, «Термодинамика эволюции», Physics Today 25 (12), 38-44 (1972)
  • Самоорганизующаяся система действует автономно, как если бы соединяющие компоненты были единодушны. И поскольку эти компоненты спонтанно движутся в такт своему собственному барабанщику, они организуются, адаптируются и развиваются в сторону большей сложности, чем можно было бы ожидать, просто глядя на части по отдельности.
    • л.К. Самуэльс, В защиту хаоса: хаология политики, экономики и человеческой деятельности , Cobden Press (2013) с. 225.
  • Падая между порядком и хаосом, момент сложности - это точка, в которой возникают самоорганизующиеся системы, создающие новые шаблоны согласованности и структуры поведения.
    • M.C. Тейлор, Момент сложности: возникающая сетевая культура (2001) с. 25.

Внешние ссылки [править]

организовать | Статья о самоорганизации по The Free Dictionary

процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или улучшается организация сложной динамической системы.Процессы самоорганизации могут происходить только в системах с высоким уровнем сложности и большим количеством элементов; отношения между элементами должны носить вероятностный, а не жесткий характер. Свойства самоорганизации проявляются в таких разнообразных системах, как живая клетка, организм, биологическая популяция, биоценоз и человеческое сообщество. Процессы самоорганизации предполагают реорганизацию существующих отношений между элементами системы и формирование новых отношений.Для процессов самоорганизации характерно то, что такие процессы целенаправленны, но в то же время естественны и спонтанны. Эти процессы могут происходить, когда система взаимодействует с окружающей средой, но они в некоторой степени автономны и относительно независимы от окружающей среды.

Выделяют три типа процессов самоорганизации. Первый тип - это самопорождение организации, то есть возникновение новой целостной системы со своими специфическими закономерностями из некоторой совокупности целостных объектов данного уровня.Примером может служить происхождение многоклеточных организмов от одноклеточных. Второй тип включает процессы, с помощью которых система поддерживает определенный уровень организации, когда происходят изменения внешних и внутренних условий, при которых система функционирует. Главный объект исследования здесь - гомеостатические механизмы (см. HOMEOSTASIS ), в частности механизмы, работа которых основана на принципе отрицательной обратной связи. Третий тип предполагает улучшение и саморазвитие систем, способных накапливать и использовать опыт.

Проблемы самоорганизации впервые стали предметом специального исследования в кибернетике. Термин «самоорганизующаяся система» был введен английским кибернетиком У. Р. Эшби в 1947 году. Обширное изучение самоорганизации началось в конце 1950-х годов с целью открытия новых принципов, позволяющих создавать оборудование с высоким уровнем надежности и проектирование компьютеров, способных моделировать различные аспекты умственной деятельности человека. Исследование проблем самоорганизации стало одним из основных путей проникновения идей и методов кибернетики, теории информации и теории систем в биологические и социальные знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брейнс, С. Н., и А. В. Напалков. «Некоторые вопросы теории самоорганизующихся систем». Вопросыфилософии , 1959, вып. 6.
Самоорганизующаяся система . М., 1964. (Пер. С англ.)
Принципы самоорганизации . М., 1966.
Кремянский В.И. Структурные уровни жизни материала . М., 1969.
Пригожин А.И. Социологические аспекты управления .Москва, 1974.
Самоорганизующиеся системы . Вашингтон, 1962.
Форма Дж. Введение в математическую формулировку самоорганизующихся систем . Лондон, 1965.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970–1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

организовать - определение самоорганизации в The Free Dictionary

Игры Fallout основаны на предположении, что люди склонны к самоорганизации в небольшие группы и племена, что большинство из них будет мирным, но некоторые будут жестокими, и что в любом случае грязная мелкая политика неизбежно вторгнется и сделает жизнь полноценной. чуть менее приятно.Он строит теорию траектории политического насилия, которая анализирует не только тактику и стратегии самоорганизации рабочих для восстановления власти рабочего класса, но также то, как капитал разрабатывает свои тактики и стратегии для восстановления своей классовой власти. На протяжении веков мышление было доминирующим способом мышления, как на индивидуальном уровне, так и на уровне сети людей существует тенденция к самоорганизации и целостному действию, что является нелинейным поведением. Эта уникальная форма побуждает клетки к самоорганизации. организуются в удлиненные мышечные волокна.Тегеран (FNA) - Дарвиновский отбор может быть использован для развития контроллеров роботов, способных эффективно самоорганизовывать свои задачи. Агент может меняться вместе с окружающей средой и самоорганизовываться для принятия решений. Следующим этапом исследования будет контроль и руководство клетки для самоорганизации в двумерные и, в конечном итоге, трехмерные структуры, выбранные исследователями. Вашингтон, 12 марта (ANI): новое исследование, проведенное учеными из Национальной лаборатории Лоуренса Беркли (лаборатория Беркли) различных типов клетки, из которых состоит человеческая грудь, показывает, что клетки не только обладают врожденной способностью к самоорганизации в сообщества, но эти сообщества различных типов клеток также могут организовываться по отношению друг к другу, чтобы формировать и поддерживать здоровую ткань.«Технология открытого пространства: руководство пользователя» представляет новую концепцию, которой должны следовать предприятия, известной как технология открытого пространства, при которой группы могут самоорганизовываться за короткий промежуток времени. В письме от 22 апреля председатель группы Дэйв Хилл спросил альтернативное сообщество самостоятельно подготовить один краткий (10-15 страниц) отчет по каждой из четырех концепций, которые будут рассмотрены группой: стелларатор, сферические томы, пинч с обращенным полем и компактные торы (сферомак и конфигурации с обращенным полем).

Самоорганизация

Перепечатка: F0409A

Традиционные иерархические предприятия могут имитировать особенности самоорганизующихся объектов, таких как Linux, чтобы получить конкурентное преимущество - особенно перед компаниями, клиенты которых остаются изолированными друг от друга и не знают друг друга.

Небольшой хаос имеет большое значение. Учтите, что когда дело доходит до контроля над такими процессами, как производство, доставка и обмен, каждая бизнес-модель попадает в какой-то континуум. С одной стороны, это строго контролируемые иерархические производственные системы. Кто-то, будь то в General Motors, Wal-Mart или Amazon, отвечает. На другом конце - самоорганизующиеся субъекты, деятельность которых не контролируется ни физическим лицом, ни офисом. Они в хорошем смысле этого слова хаотичны.Например, на eBay и фондовой бирже участники рынка, а не розничные владельцы, решают, что продавать и покупать, по какой цене и т. Д. Сейчас появляется новый тип хозяйствующего субъекта: жестко контролируемая иерархическая система производства или распределения с элементами хаотической самоорганизации. Подобно новому виду, завоевавшему неосвоенную нишу, такие гибридные предприятия сейчас растут в численности и мощи.

Возникает новый тип хозяйствующего субъекта: жестко контролируемая иерархическая система производства или распределения с признаками хаотической самоорганизации.

Самоорганизующиеся системы всегда давали интегрированные результаты в природе (экосистемах) и человеческих обществах (язык). Возможно, самыми ранними примерами самоорганизующихся коммерческих систем являются городские рынки с их торгующимися купцами, возникшие на заре самой коммерции. Но в век Интернета самоорганизующиеся системы выходят за рамки рыночного обмена и создают сложные, изощренные и высококонкурентные продукты: компьютерные операционные системы (Linux), научные проекты (геном человека) и обширные мультимедийные социальные развлечения (онлайн-игры).

Известно, что сообщество разработчиков Linux с открытым исходным кодом выросло и стало первой и единственной рыночной силой, способной бросить вызов иерархическому подходу Microsoft к разработке программного обеспечения. Иерархические предприятия, такие как IBM (с OS / 2) и Sun Microsystems (с Solaris), пытались победить почти монополию Windows, но не смогли. Команда Linux, изменив структуру производственной игры операционной системы с иерархической на самоорганизующуюся, получила уникальное преимущество и, теперь, прочное партнерство с IBM. И подумайте о том, как самоорганизация изменила музыкальную индустрию.В 1998 году распространители файлов перешли от иерархической системы распространения музыки (традиционная розничная торговля) к самоорганизующейся бирже. Шесть лет спустя бизнес все еще шатается. Здесь атака самоорганизующейся системы дестабилизировала всю отрасль.

Было бы сложно и рискованно - даже безрассудно - пытаться полностью преобразовать иерархическую бизнес-модель в самоорганизующуюся. Но потенциал самоорганизующихся систем для повышения конкурентоспособности становится очевидным для руководителей некоторых предприятий с традиционной структурой.Посмотрите на самых популярных игроков в рознице: Amazon, Apple iTunes и Netflix. Эти компании в некотором роде выглядят как самоорганизующиеся биржи, потому что они предоставляют развивающиеся рекомендации, основанные на том, что купили сообщества единомышленников. Но, на самом деле, все три великолепно спроектировали клиентский опыт от начала до конца, даже больше, чем в обычных розничных магазинах с иерархической структурой. Amazon, Apple iTunes и Netflix - это компании с иерархической структурой, которые проницательно способствуют самоорганизующемуся обмену; в каждом случае иерархический розничный торговец поощряет и выражает - в некотором смысле, делает очевидным - скрытые сообщества клиентов с общими предпочтениями (в отношении книг, музыки или фильмов).И в каждом случае создание системы самоорганизующегося обмена помогло переманить покупателей от конкурентов, клиенты которых в значительной степени изолированы друг от друга и не знают друг друга.

Формы таких гибридных предприятий также существуют в мире кирпичей и минометов. Здесь некоторые компании давно объединили иерархические и самоорганизующиеся элементы, предоставив рядовым сотрудникам более широкие дискреционные полномочия, позволяя продавцам на местах оперативно принимать решения, которые когда-то приходилось принимать из штаб-квартиры.Сегодня возможность передавать сложную информацию в реальном времени на передовую дает иерархическим компаниям больше возможностей, чем когда-либо, в использовании самоорганизации.

Harrah’s, оператор казино и отелей, например, хочет исключительно хорошо обращаться со своими VIP-клиентами (крупнейшими спонсорами), поскольку окупаемость инвестиций огромна. Вместо того, чтобы заставлять обслуживающий персонал следить за приходами и уходами этих клиентов и направлять сотрудников, чтобы они заботились о них, Harrah's все чаще предоставляет оперативным сотрудникам поминутную информацию о том, кто есть кто, где находятся клиенты в учреждении, в каком состоянии они игра, кто имеет преимущество перед кем, и другие тонкие и важные вопросы.Сотрудники, вооруженные этим интеллектом и дискреционными полномочиями давать льготы и руководствуясь четко определенными правилами и целями производительности, должным образом нянчятся с VIP-персонами. Подобно пчелам, работающим в улье, каждый сотрудник определенным, но непредсказуемым образом вносит свой вклад в работу всей системы - с минимальным руководством со стороны менеджеров.

Наконец, рассмотрим этот эксперимент в British Petroleum. Как Томас Мэлоун описал на этих страницах несколько месяцев назад («Знакомство с рынком», март 2004 г.), BP разработала внутрифирменную торговую площадку для покупки и продажи кредитов на загрязнение для достижения своих экологических целей.Обычно управление загрязнением представляет собой иерархический, жестко контролируемый процесс с предсказуемым результатом: руководители устанавливают цель в масштабах всей компании, сообщают каждому подразделению свою квоту загрязнения и рассчитывают достичь заранее определенной цели. Перейдя на самоорганизующуюся биржу, когда бизнес-подразделения присоединяются к своего рода свободному рынку, компания сменила предсказуемость на потенциально более высокую производительность. Фактически, самоорганизующаяся биржа помогла BP превзойти свои цели по загрязнению, повысив ее репутацию и сэкономив деньги.

Самоорганизующиеся системы могут показаться рискованными, потому что вы не можете предсказать, что они будут делать. Но мать-природа - и, во все большей степени, опыт успешных фирм - учит нас, что самоорганизация может быть надежной и конкурентоспособной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *