Сербы религия: Посольство Республики Сербии в Российской Федерации

Сербы | Этнос | Ассамблея народа Казахстана

СЕРБЫ (самоназвание – срби) – этническая группа Казахстана. Численность в Казахстане – 213 человек (2009). Динамика численности сербов в Казахстане: 1970 – 92, 1979 – 93, 1989 – 179, 1999 – 1 человек. Сербы – население Сербии и Черногории. Живут также в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Германии, Австрии, а также в США, Канаде, Аргентине, Австралии, в Российской Федерации.

Язык. Сербы говорят на штокавском диалекте сербско-хорватского языка, письменность на основе кириллицы.

Религия. Сербы исповедуют православие (85%), католицизм (5,5%), протестантизм (11%), мусульманство (3,2%).

История. С массовым переселением славянских племен на Балканы в VI–VII вв. предки черногорцев и населения Боснии и Герцеговины заняли значительную часть территории бассеина южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка, где во 2-й половине VIII в. сложилось раннее государство. В середине IX в. было создано Сербское княжество. В X–XI вв. центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII в. Сербское государство активизировало завоевательную политику, и в XIII–1-й половине XIV вв. значительно расширило свои границы, в том потом числе за счет византийских земель. После поражения на Косовом поле в 1389 г. Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 г. была включена в ее состав. Борьба за освобождение от османского гнета и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобожденные области. В 1918 г. было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 г. – Югославия; после распада Югославии в 1991 г. сербов снова оказались разделенными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

Культура. В устном народном творчестве сербов особое место занимает эпический жанр, в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа. Сохраняется традиционное народное искусство – декоративное ткачество, гончарное дело, резьба. Народная одежда сербов значительно различается по областям, хотя имеются общие элементы. Элементы мужской одежды – туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда – жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательная принадлежность мужского костюма – красиво украшенные пояса. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. В традиционной кухне значительное место занимали кукуруза, фасоль, картофель, капуста, перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего сербы любят свинину) ели в основном зимой и в праздники. Повсеместно ели хлеб – кислый или пресный.

Кто такие сербы? — RuSerbia.

com

Самостоятельный этнос или союз этносов? Сможет ли представитель другого народа, например, албанец, стать сербом, если захочет? Отвечают эксперты и друзья сайта «О Сербии по-русски»

Дане Чанкович, председатель национальной неправительственной организации «Сербское народное движение «Выбор за нами» Республики Сербской, Баня-Лука.:

– Сербы – исторический народ, сменивший свое название в далеком прошлом, и будет существовать до скончания века. Его личность связана с исторической ролью, которая проходит через фазы: страдание; сопротивление и победа. Все фазы в глубочайшем смысле связаны с отношением людей к Богу – против или с Богом. Именно сербы в самые трудные времена первыми и единственными противостоят величайшей несправедливой силе мира, и тогда Россия вместе с сербами и другими побеждает эту злую силу. Эта идентичность, историческая роль вытекает из генетической структуры сербского и русского народов. Любой, даже албанец, может стать сербом, если у него хватит сил принять его систему ценностей и если он готов на подвиг в сопротивлении злой силе, когда ему больше некуда идти….

Зоран Чворович, доктор юридических наук, профессор Крагуевацкого университета:

– Только ваш вопрос, хотя и вполне понятный и обоснованный для русского, сербу кажется совершенно странным. Причина в совершенно другом типе государства, которое формировалось на протяжении истории у русских и сербов. Сербское государство, когда оно существовало как самостоятельное государство, одно или несколько из них (Сербия и Босния в средние века, Сербия и Черногория в XIX веке), всегда относилось к типу национальные государства. За исключением короткого периода империи при Душане (1346-1355), когда государство официально было Империей сербов и греков. Когда сербские государства (Сербия и Черногория) были обновлены в 19 веке, они снова были национальными по типу. Разница лишь в том, что в Средние века сербское национальное государство родилось из церковной автокефалии, поэтому национальная идея мыслилась в рамках христианского учения, а в новом веке сербское национальное государство идеологически мыслилось в рамках либерализма. Сегодняшняя Сербия также определяется Конституцией как государство сербского народа и других граждан, поэтому албанцы не могут быть сербами в этническом смысле, но как национальное меньшинство на территории автономного края Косово и Метохия они могут быть гражданами Сербия. В отличие от Российского государства, относящегося к типу империи, официально от Ивана IV, а фактически от Ивана III, и в котором могла быть создана терминологическая дихотомия русских и «россиян», в Сербии граждане Республики Сербии, принадлежащие к национальным меньшинствам сохраняют свою этническую идентичность албанцы, венгры, румыны.

Ранко Гойкович, общественный деятель, публицист, писатель, переводчик:

– В том смысле, что каждый русский может быть русским, это не применимо к Сербии. Теперь албанцу трудно стать сербом. С другой стороны, раньше были сербы всех конфессий, сегодня, как этнические сербы, остались в основном православными, сербы-католики стали хорватами, сербы-мусульмане стали боснийцами… Это этноинженерия…

Я знаю, что такое русское и что такое «россияне»… Был термин “югослав” во времена существования Югославии, чем-то похожий на термин «россиянин». У серба определение как у русского, хотя сербская государственность до попадания в турецкое рабство обладала имперской дееспособностью, что все ее граждане были «сербами»… Даже сегодня под термином «сербианец» подразумевается не этническая принадлежность, а сербское гражданство, а серб значит только этнос…

Радмила Васич, заместитель председателя правоконсервативной партии «Двери»:

– Сербы — это народ, и мы очень сильно отличаемся, например, от албанцев как в религии, так и во всех других пониманиях. Мы православные, они мусульмане. В Албании сербы должны иметь албанские имена и тайно хранить свои, сербские. У них нет прав, когда речь идет о религии, языке, письменности. Из-за такого отношения албанцев основные права человека и все другие права сербов в южном крае Сербии, в Косово и Метохии, также находятся под угрозой.

Деян Мирович, юрист, профессор Университета в Косовской Митровице:

– Сербы это древняя нация, с уникальной культурой, языком, историей, церковным самосознанием. Это делает их нацией. Албанец, например, может стать гражданином Сербии, но так как у него другой язык, культура ,история и религия, то он может быть только частью народа Сербии, но не частью сербской нации.

Йелица Чирика, этнолог и антрополог:

– Сербы — народ, относящийся к южнославянской ветви индоевропейских народов. Само понятие людей неоднозначно. В сербском языке народ — это население, привязанное к определенной территории. Народ также являются высшей формой этнической группировки, более продолжительного этногенеза. Таким образом, это сообщество людей, имеющих общие мифы, происхождение, историю, традиции, культуру и один и тот же язык. Сербы — народ очень высокой степени этнического самосознания, что напрямую влияет на степень сплоченности членов. В прошлом это особенно выражалось в форме солидарности, моральных обязательств помогать друг другу и чувстве своей исключительности. Этой последней характеристикой в ​​новейшей истории часто злоупотребляют структуры, заинтересованные в представлении сербов как ксенофобного народа, что совершенно неверно и исторически доказуемо как неверное. Сербы имеют ярко выраженную идентичность, что, на мой взгляд, является одной из причин сильной ненависти «бывших» сербов к своим бывшим соотечественникам.

Что касается албанцев, то они не являются и не могут быть сербами. Могут, конечно, декларативно, потому что в моде текучие идентичности, но на самом деле не могут. Существует несколько теорий об их происхождении, скорее всего, с Кавказа. Очень небольшой процент принимал участие в этногенезе некоторых черногорских племен. Важно отметить влияние определенных официальных институтов на этническую идентичность и манипулирование ими в политических целях. Таким образом, создаются новые рамки идентификации, которые за счет системного подхода выделяют новые этносы и даже новые народы.

Беседовал Владимир Басенков

Фото – АНО Тамо Далеко

Поделиться новостью

Как боснийские мусульмане относятся к христианам через 20 лет после резни в Сребренице

Родственники скорбят над гробами в Сребренице 9 июля. 136 тел, найденных в местах массовых захоронений на востоке Боснии, будут перезахоронены в 20-ю годовщину резни в Сребренице. (Фото Димитара Дилкоффа/Agence France-Presse через Getty Images)

В эти выходные исполняется 20 лет со дня резни в Сребренице – убийства 7000-8000 мусульманских мужчин и мальчиков силами боснийских сербов в боснийском городе, который был определен Организацией Объединенных Наций. Убежище.

Худшее злодеяние, имевшее место в Европе со времен Второй мировой войны , произошло во время жестокой трехлетней войны после распада бывшей Югославии. Война велась в основном по этнорелигиозным мотивам, преимущественно между православными сербами, боснийцами-мусульманами и католиками-хорватами.

Резня по сей день продолжает подогревать политические страсти. В среду Россия наложила вето на резолюцию ООН, осуждающую эту акцию как «преступление геноцида»; За резолюцию проголосовали еще 10 членов Совета Безопасности.

В 2010 году мусульмане составляли около 45% населения Боснии и Герцеговины, что немного меньше, чем доля христиан (52%), согласно оценкам Pew Research Center. А опрос мусульман, проведенный Pew Research Center в конце 2011 года, выявил признаки как взаимопонимания, так и напряженности между мусульманами и христианами в Боснии и Герцеговине.

Из 38 стран, которым был задан вопрос, Босния и Герцеговина является единственной страной за пределами Африки к югу от Сахары, где по крайней мере половина мусульман (51%) говорят, что они «кое-что» или «много» знают о христианских верованиях и практики. Большинство мусульман в Боснии и Герцеговине (59%) также говорят, что у ислама и христианства много общего; Боснийские мусульмане, утверждающие, что хоть что-то знают о христианстве, гораздо чаще, чем те, у кого меньше знаний, считают, что у этих двух религий много общего.

Примерно каждый пятый мусульманин в Боснии и Герцеговине (18%) говорит, что посещает межконфессиональные встречи, которые недавно продвигал Папа Франциск во время поездки в Сараево. В других странах Южной и Восточной Европы примерно каждый десятый или меньше мусульман говорят, что посещают такие собрания, в том числе 6% в Косово и Албании и 8% в России.

Однако, несмотря на эти признаки межконфессиональной терпимости и взаимодействия, разногласия в обществе сохраняются. Относительно немногие боснийские мусульмане считают немусульман среди своих близких друзей: примерно девять из десяти боснийских мусульман (93%) говорят, что большинство, если не все, их близкие друзья разделяют их веру.

Точно так же немногие мусульмане в Боснии и Герцеговине согласны с тем, что их сын или дочь женятся на неверующих. Менее одного из пяти боснийских мусульман говорят, что им было бы комфортно, если бы сын (16%) или дочь (14%) вышли замуж за христианина. В других частях региона открытость к браку вне веры выше. Например, по меньшей мере половина мусульман в России (52%) и Албании (77%) говорят, что им было бы комфортно, если бы их сын женился на христианке.

В Боснии и Герцеговине наблюдался высокий уровень социальных враждебных действий, связанных с религией, в 2013 году, последнем проанализированном году, согласно продолжающейся серии отчетов Исследовательского центра Пью. Например, в августе 2013 года, как сообщается, трое сербов напали на четырех мусульман, направлявшихся в мечеть в городе Зворник в праздник Курбан-байрам.

Исправление: более ранняя версия карты ошибочно обозначала Украину как Беларусь.

Профиль группы сербов в Сербии

Введение / История

Сербы — южнославянский народ, получивший сильное культурное влияние от турок-османов. Они пришли с побережья Черного моря на Балканы и к северу от реки Дунай между Днепром и северо-восточными Карпатами. Хотя их язык основан на славянских языках, 500 лет, когда они находились под контролем Османской империи, основанной на Турции, придали их языку турецкий колорит. Королевство сербов, хорватов и словенцев было образовано в 1918 г., а в 19 г. его название было изменено на Югославию.29.

Распад Югославии в начале 1990-х годов привел к образованию независимых республик Словении, Хорватии и Македонии в 1991 году. Босния и Герцеговина была образована в 1992 году, а Сербия и Черногория осталась новой Федеративной Республикой Югославией. Ее лидер Слободан Милошевич пытался объединить соседние республики в «Великую Сербию», подразумевая, что в других этнических группах будут преобладать сербы. Его усилия не увенчались успехом, и в октябре 2000 года Милошевич был свергнут собственным народом. В 2002 году две последние республики образовали свободный союз под названием Сербия и Черногория. Многие черногорцы считают себя сербами, но другие настаивают на том, что черногорцы — это отдельная этническая идентичность.


Какова их жизнь?

Их народная одежда различается из-за очень разнообразной географии и климата территории, которую они населяют. Традиционную обувь, называемую опанак, можно узнать по закрученным назад кончикам. Традиционную шляпу, называемую сайкача, можно узнать по ее верхней части, которая выглядит как буква V или как днище лодки, и ее до сих пор носят некоторые жители деревни.

Сербы громко говорят, когда чем-то увлечены. Они считают, что тихая речь подразумевает неуверенность. Сербы, как правило, резковаты в своем стиле общения и добавляют в разговор черный юмор. Хороший зрительный контакт важен, если вы хотите, чтобы серб доверял вам. Они склонны стоять рядом с теми, кого знают.

Сербы представляют собой очень ориентированное на семью общество. У них есть сложный словарь для семейных отношений, даже до 15-го уровня генеалогического древа.

Сербские свадьбы включают хоровод под названием коло, когда танцоры держат друг друга за руки или за талию, танцуя по кругу. Сербы считают, что этот танец символизирует солнце. На свадьбах и других торжествах сербы пьют ракию, алкогольный напиток из фруктов.

У сербов есть особые обычаи относительно Рождества. Они празднуют Рождество, наслаждаясь особыми блюдами и ритуалами. Они едят сладкие лепешки из пшеницы, называемые колживо. Чесница, особый вид хлеба, содержит монету, и тот, кто найдет монету, когда хлеб преломлен, верит, что у него будет особенно счастливый год. Традиционный сербский рождественский обычай — покрывать полы домов и церквей сеном, напоминая семье о конюшне, где родился Иисус. Рождество отмечают застольем, главным блюдом которого является жареный поросенок. Сербы дарят подарки семье и друзьям в День Святого Николая.


Каковы их убеждения?

Большинство сербов либо нерелигиозны, либо отождествляют себя с Сербской православной церковью. Сербы перешли из традиционных славянских верований несколькими волнами между седьмым и девятым веками. Некоторые фольклорные и традиционные верования сохранились и по сей день, например, вера в фей, ведьм и вампиров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *