Сколько лет азербайджанской нации?
Сколько лет азербайджанской нации?
Азербайджанский народ, в то же время, является одним из народов, обладающих традициями древнейшей государственности. История государственности Азербайджана насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые государственные формирования или этнополитические объединения на территории Азербайджана появились еще до нашей эры.
Когда появился азербайджанский народ?
28 мая 1918 года
Как появились азербайджанцы?
Согласно энциклопедии Британника, азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне, проживавшие в северной Персии.
Как назывался Азербайджан до 1918 года?
В 1922 году она вошла в состав СССР, а в 1936 году ЗСФСР была упразднена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года.
Как раньше называли азербайджанцев?
До 1918 года название «Азербайджан» относилась в основном к территориям южнее реки Аракс, тогда как значительная часть территории современного Азербайджана исторически охватывала главным образом области Арран и Ширван. В апреле 1920 года образуется Азербайджанская ССР, которая с 1936 года входит в состав СССР.
Как Азербайджан попал в Российскую империю?
Азербайджан / Закавказские ханства в составе Российской империи Ханства, располагавшиеся на территории современного Азербайджана, были присоединены к России в первой трети XIX века в результате русско-турецких (1806–1812 годов, 1828–1829 годов) и русско-персидских войн (1804–1813 годов, 1826–1828 годов).
Когда Баку вошел в состав России?
В начале XIX века в результате крупномасштабной атаки царской России на Южный Кавказ северо-азербайджанские ханства пали один за другим. В результате оккупации Бакинского ханства 6 октября 1806-го года, Баку перешел в подчинение Российской империи.
Когда Азербайджан вышел из состава ссср?
После провала выступления ГКЧП 19-21 августа 1991 года, уже 30 августа, Верховный Совет Азербайджанской ССР провозгласил независимость республики.
Кто строил город Баку?
Генеральный план и схема планировки Баку была разработана в 1924—1928 годах архитектором-градостроителем А. П. Иваницким. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Почему Баку называют городом ветров?
Но не случайно Баку называют именно «городом ветров«, ведь 70 % времени в году в городе дует ветер. Это объясняется географическим расположением города, который раскинулся на склоне горы Абшеронского полуострова. С одной стороны город омывает Каспийское море. … Таким образом, с моря с трёх сторон непрерывно дуют ветры.
Откуда произошло название города Баку?
Ахмед Кесрави отождествлял Атеши-Багуан с древним Баку и объяснял значение слова, как «город бога» или «место бога». Город так назывался потому, что в нём находился один из главных храмов огнепоклонников, а этимология названия города объясняется из древнеперсидского при Сасанидах.
Как появился Баку?
История города Баку глубоко уходит своими корнями в эпоху палеолита, когда на Апшеронском полуострове обитал древний человек. … Баку возник как небольшое поселение-крепость на берегу моря. Оно было обнесено крепостной стеной со рвом. В начале первого тысячелетия это был уже хорошо развитый портовый город.
В каком году был основан город Баку?
30 августа 1991 г.
Как выглядит Баку Пожиратель снов?
Традиционный японский пожиратель дурных снов, баку, происходит из китайского фольклора и от корейского Пульгасари и был знаком японцам с эпохи Муромати (XIV—XV вв). … Однако в росписи деревянной коробочки 1791 года баку—пожиратель снов изображён со слоновьими головой, бивнями и хоботом, с рогами и с тигриными когтями.
Чем знаменит город Баку?
Баку славится не только ткачами, но и ювелирами. Богатое культурное наследие золотых дел мастеров вылилось в две самостоятельные ювелирные школы: шекебе и хатамкарлыг. Украшения, выполненные в первой технике, напоминают тончайшее кружево, сплетенное из драгоценного (золотого или серебряного) кружева.
В каком году Баку стал столицей Азербайджана?
Когда в 1872 г.
Чем знаменит Азербайджан?
Площадь страны — 86600 км кв. Азербайджан знаменит своими горными системами, которые занимают около половины территории страны. Это хребты Большого и Малого Кавказа и Талышские горы. Самая высокая вершина достигает 4466 метров и называется Базардюзю.
Что можно привезти из Баку девушке?
Подробная фотоподборка идей подскажет, что привезти из Баку и чем удивить родных, друзей и любимую девушку.
- Папахи и арахчины …
- Кялагаи — платки из тончайшего шелка …
- Хурджун и хейбе . ..
- Назар и Кузмунчок – талисманы от сглаза …
- Расписные стаканчики для чаепития
Что можно купить в Азербайджане?
Какие бы места вы ни посетили в Азербайджане, привезенные сувениры помогут сохранить все ваши воспоминания.
- Изделия с чеканкой Чеканка – старинное искусство, которым славится Азербайджан. …
- Вино и варенье …
- Стаканы для чая …
- Ковры и скатерти …
- Изделия из шелка
Что дарят азербайджанцам?
Подбираем презент для любого повода
- Нарды с национальным орнаментом. Мужчине в возрасте будет приятно получить в дар нарды. …
- Оригинальную плетеную вазу. Отличный вариант приза для дамы. …
- Панно из дерева. …
- Русский сувенир. …
- Хороший алкоголь. …
- Настольные часы. …
- Мини бар. …
- Чайный сервиз.
Какой алкоголь производят в Азербайджане?
Азербайджан привлекает не только своей необычной историей, но и роскошной природой, а также неповторимой национальной кухней и азербайджанскими спиртными напитками, самыми популярными из которых являются водка и вино.
Что можно подарить мусульманину?
Идеи подарков мусульманам
- Отличным выбором станет коврик для намаза. …
- Еще одна необходимая для намаза вещь — шапочка. …
- Коран —лучший подарок для мусульманина. …
- В исламе принято носить четки, чтобы не ошибиться при исполнении зикра и других обрядов. …
- Женщине можно подарить хиджаб или красивый платок.
Что подарить на азербайджанскую свадьбу?
В этот день невесте дарят подарки, конфеты, сладости, фрукты, упакованные в виде хончи — корзинок или подносов, красиво украшенных лентами, цветами, бусами. Как и в старину, должна быть и головка сахара, которую будут хранить после свадьбы, а разобьют ее тогда, когда в семье появится первенец.
Что дарят на роспись молодым?
ТОП-25 лучших подарков
- Деньги Это самый распространенный презент на свадьбу. …
- Элитное постельное белье Оно никогда не бывает лишним. …
- Плед Мягкий, теплый плед из микрофибры, шерсти, акрила пригодится семейной паре. …
- Набор одеял …
- Покрывала и скатерти …
- Холодильник …
- Робот-пылесос …
- Плазменный телевизор
Когда разрешат свадьбы в Азербайджане?
В Азербайджане из-за пандемии коронавируса с 14 марта 2020 года запрещено проведение массовых мероприятий, в том числе свадеб.
Что можно подарить на второй день свадьбы?
Главной традицией второго дня свадьбы раньше считалось посещение бани новобрачными….Примеры подарков
- Свадебный фотоальбом.
- Деньги или подарочный сертификат в магазин.
- Декоративные или ортопедические подушки.
- Футболки с надписями или фотографиями.
- Семейный портрет.
- Путевка на море.
- Сертификат на фотосессию.
Как называется второй день после свадьбы?
После венчания все мы вернулись в хутор, и присоединились к остальным гостям, уже начавшим праздновать второй день свадьбы. Второй день называется «Тещины блины».
Почему свадьбу празднуют в два дня?
И все же основных традиций второго дня свадьбы две: баня, символизирующая чистоту вступления в брак, и блины, которые печет новоиспеченная жена для своего мужа. Вполне возможно, вы захотите внести что-то из этого в свои планы.
Как гулять второй день свадьбы?
Второй день свадьбы обычно отмечается в кругу самых близких (обычно это родственники и друзья). Вы не должны приглашать всех тех, кто был на банкете. Традиционным считается конкурс с переодеванием и подменой молодых, когда за столом места новобрачных занимают другие люди.
Что кричат на второй день свадьбы?
Новоявленные супруги могли откупиться водкой и поясами. На второй день свадьбы молодой муж приглашал тещу и тестя в гости. … По традиции день этот в основном посвящен был родителям молодых супругов. В их честь говорили тосты и теперь им кричали «Горько!».
«Говорили — сами виноваты, что остались» Как армяне живут в Азербайджане и почему после двух войн они все еще верят в мир: Закавказье: Бывший СССР: Lenta.
ruЧуть больше года назад в Нагорном Карабахе вспыхнула новая война. Противостояние армянских и азербайджанских сил продолжалось 44 дня и закончилось тем, что Азербайджан вернул утраченный после первой карабахской войны контроль над большей частью региона. Конфликт до сих пор окончательно не урегулирован, а диалог между враждующими сторонами кажется невозможным. Между тем в Азербайджане еще живут армяне, которые верят — войны когда-нибудь закончатся, и если не политики, то простые люди начнут снова говорить друг с другом. Корреспондент «Ленты.ру» пообщалась с армянами, оставшимися 30 лет назад в Азербайджане, и выяснила, почему они решили остаться и как война в Нагорном Карабахе трагически изменила их судьбы.
Бакинские нюансы
Вартан Карамян — бакинский армянин. В Азербайджанскую ССР его родители переехали в середине 1950-х из карабахского Красного села. Дядя Вартана — Сарухан Карамов был известным музыкантом, представлявшим на советской сцене азербайджанскую культуру. Он и переманил родню в Баку, который тогда считался культурной и экономической столицей Закавказья. Люди тянулись туда со всех союзных республик в поисках лучшей жизни.
Бакинские армяне часто меняли фамилии, чтобы пробиться в азербайджанской среде. Прослыть знаменитым с фамилией Карамов было проще, чем с фамилией Карамян. Вот дядя Сарухан и пошел на русификацию фамилии. Но эти нюансы не мешали бакинцам ладить между собой. Армяне и азербайджанцы называли друг друга земляками и до первой карабахской войны: по воспоминаниям Вартана, никто не придавал значения нациям.
Азербайджан — моя родина. В паспорте место рождения — Баку. Невозможно изменить жизнь в угоду политике. Сколько себя помню, дружил с азербайджанцами
Вартан Карамян
Вартан признается, что вопрос об армянской диаспоре Азербайджана всегда ставит его в тупик: «Понятия не имею, что такое армянская диаспора в Баку. Армяне, азербайджанцы, русские, евреи — мы жили бок о бок, ходили в одни и те же школы, магазины». Ему намекнули на принадлежность к армянской нации лишь однажды в школе. В классе появился новенький: азербайджанец, переехавший в Баку из Саратова. Он плохо говорил на родном языке, но учителя взялись его опекать. Вартан свободно говорил по-азербайджански, но преподаватель по литературе занизила ему оценку за стихотворение. Новенький подготовился хуже, но получил «отлично».
Учительница призналась, что не может поставить азербайджанцу четверку по родному языку. Армянину можно. Мне было очень обидно. Но потом в училище, когда я учился на фотографа, меня, наоборот, ставили в пример азербайджанцам. Я свободно говорил и знал грамматику
Вартан Карамян
Первая карабахская война стала для Вартана неожиданностью. В конце 1980-х он проходил срочную службу в Военно-морском флоте СССР в Мурманске. В феврале 1988-го услышал от сослуживцев, что в Закавказье вот-вот вспыхнет война. «Кто с кем воюет-то?» — ухмыльнулся он, но включил телевизор. По центральным каналам сообщали, что в азербайджанском Сумгаите произошли массовые погромы и убийства армян. Вартан бросился звонить родным. Те успокоили, что им ничего не угрожает.
Вартан Карамян
Фото: Галина Иванова
Летом отец и мать сообщили ему о переезде в город Капан на юге Армении. Они просили сына не возвращаться в Баку. На вопросы, почему переехали, родители отвечали расплывчато. Говорили, что им посоветовали, хотя вроде никто им в Азербайджане не угрожал.
Тогда я впервые задумался: какой родине служу? Призывали в Советскую армию. Пока служил, страна распадалась на глазах
Вартан Карамян
Дембель Вартана совпал с землетрясением в Спитаке в декабре 1988 года, когда погибли по меньшей мере 25 тысяч человек. Он приехал к родным в Армению. «Люди спасали выживших, разгребали завалы. Но все разговоры были о войне с Азербайджаном», — вспоминает он.
Материалы по теме:
В начале 1989 года стало понятно: конфликт неизбежен. В Ереван каждый день прибывали переполненные вагоны беженцев. Армяне оставляли дома и квартиры в Азербайджане и бежали прочь от выстрелов, мародерства и насилия. В Баку прибывали такие же составы с азербайджанцами из Армении. Они тоже бросали все имущество, спасаясь от войны.
Вартан поступил иначе. В разгар армяно-азербайджанского кризиса он отправился в Баку. После службы в армии паспорт оставался в военкомате, и на свой страх и риск он отправился на родину. Мужчина признается: документы — не главная причина, подтолкнувшая его вернуться. «В Армении я так и не стал своим. Дома мы говорили на карабахском диалекте армянского, и окружающих это раздражало. Чувствовал себя не в своей тарелке. Часто вспоминал Баку. Носил усы, знал азербайджанский. Армяне придирались из-за незнания языка… Иногда доходило до драк. Я понял, что с ними мне не ужиться», — признается Вартан.
Свой среди чужих
Друзья в Баку удивились, но обрадовались возвращению Вартана. Предлагали пожить у них, объясняли, что так безопаснее. Но мужчина поселился в своей квартире. Соседи-азербайджанцы помогали: заносили еду, штопали и стирали одежду. Никто не упрекал его за то, что он армянин. Обвиняли политиков, что спровоцировали войну между двумя народами.
Казалось, Вартан зажил прежней жизнью. Получил паспорт, устроился на работу в фотоателье, общался с друзьями. Но игнорировать конфликт было невозможно. Он не раз видел, как толпы молодчиков нападали на армян, оставшихся в городе. Рано или поздно напасть могли и на него.
На моих глазах толпа как-то гналась за армянином. Он спасся, а через несколько дней весь побитый пришел в фотоателье. Попросил сделать снимок на паспорт. Я спросил, почему не уезжает. Он пробурчал, что лучше поменяет фамилию, но останется в Баку
Вартан Карамян
Происходили и странные вещи. Например, азербайджанцы начали агитировать Вартана выходить на антиармянские митинги. Заманивали шашлыком и алкоголем: «Я разводил руками, мол: «Вы с ума сошли? Я армянин!» Казалось, люди сами до конца не понимают, что творят». Прожив в Баку в разгар армяно-азербайджанского конфликта почти год, Вартан понял — дальше рисковать нельзя. Поворотным моментом стало нападение на родственника в центре города. «Находиться в Баку стало опасно. Я уехал в Россию, потом в Испанию. Там и осел. Со временем перевез в Европу родителей. Хотелось сбежать от безумия вокруг», — рассказывает он.
Улицы Баку
Фото: Галина Иванова
Спустя почти 30 лет Вартан вернулся на Кавказ. В 2016-м он приехал к родственникам в Нагорный Карабах с сыном Феликсом. Мальчик профессионально занимался музыкой с итальянским тенором Робертино Лорети — ему предсказывали большое будущее в мире оперы. Но оказавшись на малой родине, юный музыкант решил остаться. Учебу продолжил в Степанакерте.
«Сын влюбился в природу, добродушных и приветливых жителей Нагорного Карабаха. Попросил, чтобы мы остались. В Степанакерте он окончил школу, потом поступил в музыкальное училище имени Саят Нова в Степанакерте. Ни разу не пожалел, что променял Барселону на Кавказ. До окончания учебы оставалось полгода, но снова грянула война», — вспоминает мужчина.
Материалы по теме:
Когда в начале ноября 2020-го начались бои за Шушу, Вартан гостил в России. Он был уверен, что сыну в Нагорном Карабахе ничего не угрожает, что это очередное мелкое противостояние, которое быстро погаснет. Но внезапно позвонил друг-азербайджанец и закричал в трубку: «Спасай сына! Чего ты медлишь? Вывози его срочно!»
Вартан немедленно бросился в Шушу. Вооруженные силы Азербайджана наступали, а отец и сын пытались найти машину, чтобы покинуть охваченный огнем город: «Вокруг летали беспилотники. Звонить с мобильного запретили. Сигнал мог зафиксировать спутник, и мы попали бы под обстрел. Водители отказывались нас везти. Наконец за нами приехал мой друг, и мы бросились вон из города. По дороге попали под обстрел. Но бог миловал. Мы спаслись».
Племяннику Вартана повезло меньше. Незадолго до второй карабахской войны его призвали в армию. До окончания службы оставалось меньше полугода, но он отправился на фронт как военнообязанный срочной службы. Погиб в боях недалеко от городка Мартуни. Феликс до сих пор не может пережить смерть двоюродного брата.
Сын часто просыпается от любого шороха. Ему кажется, что снова стреляют. Зовет меня в укрытие. Вспоминает брата. Но война не спрашивает. Она приходит и убивает. Моему племяннику едва исполнилось 20 лет
Вартан Карамян
Вартан уверен, что вражда армян и азербайджанцев ни к чему хорошему не приведет. У него по-прежнему много друзей в Баку, и отношения с ними проверены временем. «В моей памяти город Баку останется гостеприимной солнечной столицей Азербайджана, где царил мир и не было места конфликтам», — говорит он.
Второй после Одессы
Мария Алиева, в девичестве Карапетян, родилась на Алтае, но всю сознательную жизнь провела в Азербайджане. Родители переехали в Баку, когда ей исполнилось семь лет. На Кавказе первое время все казалось необычным. После сибирского холода обилие солнца, гор и зелени поражало. Еще одно детское воспоминание — азербайджанцы строили дома близко друг к другу, и соседи часто заходили в гости просто так, потому что живут очень близко. В Алтайском крае расстояния между домами были большие, а люди старались лишний раз из дома не выходить, особенно зимой. Поэтому соседей почти не знали.
Баку считался вторым многонациональным городом после Одессы. Там жил мой дядя, он и позвал родителей. Соблазнил тем, что в Азербайджане живет большая армянская диаспора. Но никто не делил людей на нации. Мы все были бакинцами
Мария Алиева (Карапетян)
В Баку Мария выучилась в русской школе, потом поступила в училище. Замуж вышла за азербайджанца. Это не считалось необычным, и родственники поддержали молодых. «Свекровь настояла, чтобы я поменяла религию перед свадьбой. Родня мужа жила в бакинской деревне Маштаги, где даже при Союзе жители были очень религиозны. Меня отвели в мечеть, и так я стала мусульманкой. Родила четверых детей», — рассказывает собеседница.
За всю жизнь Марии ни разу не удалось побывать в Армении. Хотя дед много рассказывал про огромный дом в Горисе. Его репрессировали и сослали в Сибирь. После первой карабахской войны было не до путешествий. На войне у женщины погиб старший сын Самир. «Мой мальчик учился в Нахичеванском военном училище. Оттуда его и призвали на фронт. Попал в самое пекло боев, там и погиб. Помню, прибежит в детстве, обнимет и говорит, что всю жизнь будет меня защищать. 19 лет было ему, не пожил толком», — плачет Мария.
Женщина отказывалась верить в смерть сына, пока не привезли его тело. Несколько дней она не выходила из дома, отказывалась есть. «Родные через силу кормили меня. Помню все как в тумане. Мой бездыханный мальчик и я», — продолжает она. Власти предлагали похоронить Самира на Аллее героев в центре Баку, но мать отказалась. Попросила предать земле неподалеку от дома, чтобы была возможность навещать его каждый день.
Мария злится, когда ее спрашивают о конфликте из-за Нагорного Карабаха. Она уверена, войну спровоцировали политики.
За валидол хватаюсь, как слышу по телевизору о генетической несовместимости армян и азербайджанцев. Столько лет народы прожили на одной земле, а теперь гены не те. До войны наоборот говорили, сколько между нами общего. Теперь различия ищут
Мария Алиева (Карапетян)
Мария уверяет, что не слышала ни одного упрека в своей адрес ни во время первой войны, ни во время второй. Наоборот, все старались помочь и поддержать морально. «В конце 1980-х, когда начинался конфликт из-за Нагорного Карабаха, меня вызвали однажды в КГБ. Спросили, говорю ли я на армянском. Просили перевести какое-то секретное письмо. Но я только разговорную речь знаю, переводить не могла. От меня отстали. Если не говоришь на языке, то быстро его забываешь», — делится Мария.
Мария Алиева (справа) с соседями
Фото: Галина Иванова
В бакинском поселке Маштага, где они жили с супругом, ее называют сестрой милосердия. «Во время войны Маша оббегала до сорока домов в округе. Она безотказная — как скорая помощь. Кому укол сделает, кого накормит», — встревает в беседу соседка. «Дружим с Марией Егоровной 32 года. Она помогала мне нянчить детей. Когда началась война в Карабахе, никто не тыкал пальцем и не упрекал, что она армянка. Для нас она родная», — добавляет другая соседка.
В Азербайджане до сих пор живут около 20 тысяч армян. Время от времени женщина видится с армянскими подругами. «Как и я, они вышли замуж за азербайджанцев, так и остались в Баку», — объясняет Алиева-Карапетян.
Вопрос, за кого воевать, в нашей семье никогда не стоял. Мы против войны, но родиной считаем Азербайджан. Мы тут всю жизнь прожили. В чем нас упрекать?
Мария Алиева (Карапетян)
«Женились по любви, не по нации»
Эльмира Гасанова, в девичестве Григорян, родилась в Степанакерте. Родители переехали в Азербайджанскую ССР после Великой Отечественной войны, когда ей было меньше года. Баку считался зажиточным городом, и найти там работу было проще. В Армению ездили по праздникам. «Вокруг меня с детства звучала армянская, азербайджанская и русская речь. Свободно говорю на трех языках. Но на русском — уже с небольшим азербайджанским акцентом», — смеется Эльмира.
Материалы по теме:
Бакинские и карабахские армяне в советский период говорили и на азербайджанском. «Наши соседи шутили, что бакинцы говорят на особом языке — смесь азербайджанского, армянского и еврейского, — шутит женщина. — Кто-то говорил по-армянски, а отвечали ему по-азербайджански».
Эльмира часто гостила в Нагорном Карабахе и помнит, как уживались в 1960-1970-е годы армяне и азербайджанцы. Никто не придавал значения нациям. «Моя мама родом из Шуши. Отец — из Зангезура. Много родственников в Степанакерте. Между этими городами я и путешествовала. В какой дом ни войдешь, везде нам были рады. Никто не делил на своих и чужих. Скажи тогда, что карабахцы пойдут войной друг на друга — подняли бы на смех, — вспоминает собеседница. — На застольях поднимали тосты за дружбу народов. Было много смешанных браков. Женились по любви, не по нации».
Эльмира вышла замуж за азербайджанца. Родители не противились. Спросили только, готова ли принять ислам. Ради любви девушка была готова на все, хотя мусульманкой стала не сразу. Лишь несколько лет назад, когда супруги отметили золотую свадьбу, женщина решилась поменять веру.
Родственники мужа не просили меня менять религию. Но я так испугалась, когда прочитала и в Библии, и в Коране: муж и жена не встретятся на небесах, если разной веры. Как представила, что не увижу своего Фархада на том свете, так и побежала в мечеть
Эльмира Гасанова (Григорян)
Мулла шутливо спросил немолодых супругов, не устали ли они друг от друга за столько лет на земле. Но они были настроены решительно. «Так я стала мусульманкой. Куда я без мужа? Празднуем все равно и Пасху, и Хайит», — делится женщина.
Познакомились Эльмира и Фархад в начале 1970-х. Дядя девушки работал в ЖЭКе главным механиком и как-то попросил ее помочь. «Заболела учетчица смены тетя Поля. Меня попросили поработать за нее на водокачке три смены подряд. Показали вентили, объяснили, как переключать. Только освоилась, и вдруг свет погас. Я давай дяде Аракелу звонить. Он отправил мастеров», — вспоминает Эльмира.
На помощь юной сотруднице ЖЭКа пришли двое электриков. Один из них был похож на актера кино, и у девушки промелькнуло в голове — вот бы выйти за такого замуж. Когда мужчины починили свет, Эльмира напоила их чаем, угостила котлетами.
«Все запасы еды поставила на стол. Они с аппетитом все съели. Не решилась сказать, оставьте мне хотя бы кусочек. Собиралась потом сбегать в магазин, купить булочку к чаю. Но тот, похожий на актера, неожиданно вернулся. Принес пряники, сосиски. Улыбается, мол, это вам вместо съеденного. Мы снова сели пить чай, уже вдвоем. Потом он пригласил меня в театр, кино. Это и был мой Фархад», — рассказывает женщина.
Круговорот истории
Первая карабахская война застала Эльмиру врасплох. Она признает, что в конце 1980-х между армянами и азербайджанцами начались бытовые стычки, но всерьез к этому никто не отнесся. «В 1986 году мы с мужем и друзьями-азербайджанцами поехали в Ереван. Я пообещала показать им историческую родину. Много гуляли по городу, любовались природой, архитектурой, а вечером пошли в сауну. Пока намыливались в женской парилке, подруга пела азербайджанские песни. Вдруг отключили горячую воду, и нам пришлось мыться в холодной. Потом свалилась с температурой. Что интересно, в мужской части сауны горячую воду не отключали», — вспоминает Эльмира.
В 1989-м ее бакинские родственники поспешно переехали в Армению. Звали с собой, но женщина не могла оставить мужа. Соседи относились к ней доброжелательно даже после погромов армянских кварталов и массовых убийств в Сумгаите в феврале 1988 года.
Ужас, страх, безумие. Даже сегодня мне сложно объяснить, что я тогда испытала. Было очень стыдно и за азербайджанцев, и за армян. Уму непостижимо — два народа, проживших вместе, взялись за оружие
Эльмира Гасанова (Григорян)
Несколько дней женщина боялась выйти даже за хлебом. По телевизору и радио говорили, что в Азербайджане громят армянские кварталы, в Армении — азербайджанские. Больше всего за Эльмиру переживал супруг. Как реагировать на столкновения, не знал и он. По соседству жили несколько армянских семей, но они в спешке уехали. Люди начали получать похоронки.
«У соседа на войне погиб сын. Я набралась смелости и пошла на поминки. Муж отговаривал, мол, кто знает, как отреагируют. Но отец погибшего солдата обнял меня, посадил за стол, и мы долго вместе плакали. Он назвал меня дочкой и сказал, что не держит зла на армян. Войну спровоцировали политики», — вспоминает она.
Во время первой карабахской войны Эльмира помогала семьям, где были раненые или погибшие. Стирала белье, готовила еду, пекла, штопала, ухаживала за немощными. Признается, что много плакала. В Армении у родственников на войне погибали дети. В Азербайджане на ее глазах гибли соседи.
Хотелось кому-то пожаловаться и потребовать, чтобы война прекратилась. Но кровь лилась. Иногда звонила родственникам поплакаться, но они отвечали — сама виновата, что осталась. Но бросить мужа, соседей и навсегда уехать из Баку я не могла
Эльмира Гасанова (Григорян)
Женщина тяжело переживала и вторую карабахскую войну. Снова лилась кровь, снова умирали люди. История повторялась на глазах. Родственники звонили из Еревана и Сочи, звали к себе. Но, как и 30 лет назад, Эльмира отказывалась. «Азербайджан — часть меня. Куда мне на старости лет переезжать», — бросила она напоследок.
История | Azərbaycan Respublikasının Nazirlər Kabineti
ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА
Азербайджан является одним из древнейших центров цивилизации в мире. Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамжилы, Дашсалахлы, Газма и на других стоянках, в том числе нижняя челюсть Азыхантропа, азыкского человека, жившего 300–400 000 лет назад, свидетельствуют о том, что Азербайджан был одним из мест поселение первобытных людей. Эта редкая находка обеспечила включение Азербайджана в карту мест раннего заселения Европы.
Азербайджанский народ, история государственности которого насчитывает 5000 лет, обладает самыми древними в мире традициями государственности. Первые государственные или этнополитические учреждения на территории Азербайджана относятся к н.э.
В I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э. в Азербайджане существовал ряд могущественных государств, в том числе Манна, Атропатена и Албания. Эти государства сыграли решающую роль в экономической и культурной истории Азербайджана, а также в повышении культуры государственного управления в стране и создании единой нации.
На территории Азербайджана в этот период не было единой культуры, древние тюрки исповедовали тенгрианство, зороастризм, а также религию поклонения природе, особенно огню, воде, земле, луне, звездам и солнцу. На территории Албании в северной части страны, преимущественно в горных районах, было распространено христианство.
Средневековье
В 3 веке Азербайджан был захвачен Сасанидской империей, а в 7 веке попал в состав Арабского халифата. Исламизация Азербайджана в VII веке была эпохальным событием в истории и судьбе нашего народа. Ислам дал сильный толчок и сыграл решающую роль в объединении нации и установлении ее единого языка. Религиозное единство тюркских и других этносов способствовало установлению их общих традиций и способствовало их интеграции.
Середина IX века ознаменовалась политическим возрождением Азербайджана, когда были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Салларидов, Раввадидов, Шаддади и Эльдигузидов. Появление независимых государств способствовало оживлению всех областей политической, экономической и культурной жизни. Создание местных государств на азербайджанских землях после 600 лет сасанидской и арабской оккупации, возвышение ислама как основной монотеистической религии в стране сыграли решающую роль в этнической эволюции азербайджанского народа и формировании единого языка и культура.
В 15-18 веках культура азербайджанской государственности еще более обогатилась. Это был период, когда государства Кара-Коюнлу, Аг-Коюнлу, Сефевиды, Афшар и Гаджар, простиравшиеся на значительной части Востока, находились под контролем азербайджанских племен.
При Узун Гасане (1468-1478) государство Аг Коюнлу превратилось в мощный военно-политический фактор на Ближнем и Среднем Востоке. Его политика была направлена на создание мощного и централизованного государства, охватывающего все азербайджанские земли. В конце 15-начале 16 века азербайджанская государственность вступила в новый этап своего развития, когда внуку Узун Гасана, выдающемуся государственному деятелю шаху Исмаилу Хатаи (1501-1524) удалось объединить все азербайджанские территории в рамках единого государства. Со столицей в Тебризе это было единое централизованное Азербайджанское государство Сефевидов. При Сефевидах азербайджанский язык был объявлен государственным. Государство Сефевидов было одним из самых могущественных государств Ближнего и Среднего Востока.
Выдающийся азербайджанский правитель Надир-шах (1736-1747), пришедший к власти после падения государства Сефевидов, расширил территорию бывшей империи.
В 1739 году он вторгся в Северную Индию, включая Дели. Но его планы создать мощное централизованное государство на этой большой территории провалились.
После смерти Надир-шаха его империя пала. Во второй половине 18 века Азербайджан был разделен на мелкие государства – ханства и султанаты. Этот период истории азербайджанской государственности характеризуется как период кризиса и спада.
В конце 18 века к власти в Иране пришла династия Каджаров тюркского происхождения. Каджары проводили политику подчинения азербайджанских ханств центральной власти. Азербайджан стал театром длительных кровопролитных войн Каджаров с царской Россией, стремившейся оккупировать Южный Кавказ.
После Гюлистанского и Туркменчайского договоров
Территория Азербайджана была разделена между двумя империями по Гюлистанскому (1813 г. ) и Туркменчайскому (1828 г.) договорам: север Азербайджана был присоединен к России, а южный Азербайджан стал частью Ирана , которым правила династия Каджаров.
г. Это положило начало массовому переселению армянского населения из соседних стран на азербайджанские земли, в частности на территории Карабахского, Иреванского и Нахчыванского ханств. Только в 1828-1829 годах из Ирана в Азербайджан было переселено 40-50 тысяч армян, а из Турции — 90 тысяч. Неслучайно в 1978 году в селе Шихарк Тертерского района армяне возвели мемориал «Марага-150» в ознаменование 150-летия переселения из села Марага в Иране в Карабах. В 1988 армяне намеренно разрушили памятник, так как он свидетельствовал об их переселении на исконную азербайджанскую землю Карабах.
В 1836 году царская Россия упразднила Албанскую христианскую церковь и подчинила ее Армянско-григорианской церкви. Это подготовило почву для григорианизации и арменизации албан-христиан, составлявших древнее население Азербайджана.
Азербайджанская Демократическая Республика
Просуществовав всего 23 месяца из 19С 18 по 1920 год Азербайджанская Демократическая Республика вошла в историю как первое светское и демократическое государство на мусульманском Востоке. Несмотря на то, что Азербайджанская Демократическая Республика работала в чрезвычайно сложных и нестабильных общественно-политических условиях, она добилась выдающихся достижений в самых разных областях, включая государственное строительство, экономику, культуру, образование и строительство армии.
В Декларации о независимости, принятой Национальным советом Азербайджана, говорилось: «Отныне, поскольку народ Азербайджана является источником власти, Азербайджан, охватывающий юго-восточное Закавказье, является полноправным независимым государством. Азербайджанская Демократическая Республика обеспечивает политические права и гражданские права всех граждан, проживающих в пределах ее границ, независимо от их национальности, вероисповедания, сословия, слоя и пола». За короткое время правительство приняло Государственный флаг, гимн и герб Азербайджана, азербайджанский язык был объявлен государственным языком. Большие успехи были достигнуты в государственном и армейском строительстве, экономике и культуре, образовании и здравоохранении. Азербайджан впервые на востоке и раньше большинства европейских стран предоставил женщинам право голоса.
11 января 1920 года Парижская мирная конференция признала Азербайджан независимым государством. Азербайджанская Демократическая Республика занимала площадь 114 000 км2 (без спорных территорий) и имела население более 2,8 млн человек.
Правительство Азербайджанской Демократической Республики базировалось в Тбилиси с 28 мая по июнь, а в Гяндже с 16 июня по 17 сентября 1918 года, до переезда в Баку, где оно работало до своего падения 28 апреля 1920 года.
На протяжении всего своего существования В Азербайджанской Демократической Республике пять раз менялось правительство, причем первые два из них возглавлял Фатали-хан Хойский (1875-1919 гг.).20) и следующие три — Насиб бек Юсифбейли (1881-1920).
Парламент Азербайджанской Демократической Республики действовал с 7 декабря 1918 года по 27 апреля 1920 года, проведя за этот период 145 заседаний. Алимардан бек Топчубашов (1863-1934) был председателем парламента.
Азербайджан во времена Советского Союза
28 апреля 1920 года Азербайджанская Демократическая Республика пала в результате большевистской военной интервенции. В этот же день была основана Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (Азербайджанская ССР). В советский период территории Зангезурской, Гейчинской областей, часть Нахчыванского и других районов были отторгнуты от Азербайджана и присоединены к Армении. Площадь Азербайджана сократилась со 114 000 км2 во времена Азербайджанской Демократической Республики до 86 600 км2. 7 июля 1923 декабря лидеры большевиков инициировали создание Нагорно-Карабахской автономной области.
В ответ на сопротивление и протесты советское правительство провело в Азербайджане жестокие репрессии.
Только в 1937 году репрессиям подверглись 29 тысяч человек, народ потерял десятки своих мыслителей, в том числе Гусейна Джавида, Микаила Мушфига, Ахмеда Джавада, Салмана Мумтаза, Али Назми, Таги Шахбази и других.
Бакинская нефть сыграла решающую роль в обеспечении победы Советского Союза над фашизмом во Второй мировой войне (1939-1945). Азербайджанские дивизии героически сражались от Кавказа до Берлина, еще раз доказав мужество и самоотверженность народа.
1948-1953 годы ознаменовались новой волной массового изгнания азербайджанцев с их исконных земель в Западном Азербайджане (на территории под названием Армянская ССР). По постановлению Совета Министров СССР от 23 декабря 1947 года из 24 районов Армении и города Еревана было депортировано более 100 тысяч азербайджанцев.
Приход Гейдара Алиева к власти в Азербайджане 14, 19 июля69, стал переломным для страны, открыв путь для ее быстрого развития и превращения в одну из ведущих республик Советского Союза.
В годы правления общенационального лидера Азербайджан добился выдающихся достижений во всех сферах экономики, особое внимание уделялось сохранению национальных и нравственных ценностей, тысячи азербайджанцев были направлены на обучение в ведущие учебные заведения. Всего с 1970 по 19 годы в Азербайджане было введено в эксплуатацию 23 крупных промышленных предприятия.85, и страна начала экспортировать 350 видов продукции местного производства в 65 стран мира.
Великие меры, предпринятые при общенациональном лидере Гейдаре Алиеве, превратили Азербайджан в одну из передовых республик СССР в области промышленности, сельского хозяйства и культуры.
18 октября 1991 года Азербайджан восстановил свою независимость, объявив себя политическим и правопреемником Азербайджанской Демократической Республики. Молодая страна восстановила государственные символы Азербайджанской Демократической Республики. Первые годы независимости были чрезвычайно тяжелыми для Азербайджанской Республики. Страна была значительно ослаблена расширяющейся агрессией Армении, внутренней борьбой за власть и экономическим спадом. Некомпетентное управление дуэтом Народный фронт-Мусават поставило Азербайджан на грань краха.
Но возвращение общенационального лидера Гейдара Алиева к власти в 1993 году по требованию народа имело решающее значение для спасения Азербайджана. 15 июня 1993 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики. Этот день вошел в историю Азербайджана как День национального спасения. 3 октября 1993 года Гейдар Алиев был избран Президентом Азербайджанской Республики.
Именно спасительная миссия Гейдара Алиева позволила Азербайджанской Республике сохранить государственную независимость, пребывание общенационального лидера на посту президента с 19С 93 по 2003 годы вошли в историю Азербайджана как период коренных реформ.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев с 2003 года успешно продолжает политику общенационального лидера Гейдара Алиева. обеспечить быстрое развитие и повышение благосостояния людей, успешно развивая в непростых и непростых условиях отношения с ведущими странами мира и влиятельными международными организациями, основанные на взаимном уважении, укрепляя свое место и роль в системе международных отношений .
Завоевание Президентом Ильхамом Алиевым доверия большинства избирателей на всех выборах является красноречивым признаком единства народа и власти в Азербайджане.
Азербайджан | История, люди и факты
флаг Азербайджана
Аудиофайл: Государственный гимн Азербайджана
Смотреть все СМИ
- Глава государства и правительства:
- Президент: Ильхам Алиев, помощник премьер-министра: Али Асадов
- Капитал:
- Баку (Баки)
- Население:
- (оценка 2022 г.) 10 197 000
- Форма правления:
- унитарная многопартийная республика с единой законодательной палатой (Национальное собрание [125])
- Официальный язык:
- азербайджанец
Посмотреть все факты и статистику →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Азербайджан , также пишется Азербайджан , официально Азербайджанская Республика , Азербайджан Азербайджанская Республика , страна восточного Закавказья.
В дополнение к своей разнообразной и часто красивой местности, Азербайджан предлагает сочетание традиций и современного развития. Жители его отдаленных районов сохраняют многие самобытные фольклорные традиции, но на жизнь его жителей большое влияние оказала ускоряющаяся модернизация, характеризующаяся индустриализацией, развитием энергетических ресурсов и ростом городов, в которых проживает более половины населения.
теперь живи. Промышленность доминирует в экономике, и более диверсифицированные занятия дополняют добычу нефти, по добыче которой Азербайджан был ведущим мировым производителем в начале 20-го века. Прекрасные лошади и икра по-прежнему являются одними из наиболее характерных традиционных статей экспорта республики.Азербайджан был независимым государством с 1918 по 1920 год, но затем был включен в состав Советского Союза. В 1936 году стала составной (союзной) республикой. Азербайджан провозгласил суверенитет 23 сентября 1989 года и независимость 30 августа 1991 года.
Земля
Рельеф, дренаж и почвы
закономерностей, климатических различий и резко выраженной высотной поясности растительности Азербайджан характеризуется большим разнообразием ландшафтов. Более двух пятых ее территории занимают низменности, около половины лежит на отметках от 1300 до 4,900 футов (от 400 до 1500 метров), а участки выше 4900 футов занимают немногим более одной десятой общей площади.
Britannica Quiz
Какая страна больше по площади? Тест
Этот тест покажет вам две страны. Выберите тот, который больше по общей площади.
Самые высокие вершины — Базардюзю (Bazardüzü; 14 652 фута [4466 метров]), Шахдаг и Туфан, все части Большого Кавказского хребта, гребень которого является частью северной границы Азербайджана. Великолепные отроги и хребты, прорезанные глубокими ущельями горных ручьев, делают эту часть Азербайджана регионом исключительной природной красоты. В то же время он находится в пределах района, характеризующегося высокой степенью сейсмической активности.
Отроги Малого Кавказа на юго-западе Азербайджана образуют вторую по значимости горную систему, в которую входят Шахдагский, Муровдагский и Зангезурский хребты, вершины которых достигают высоты почти 13 000 футов, а также Карабахское нагорье. Большое и живописное озеро Гейгёль находится на высоте 5138 футов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Юго-восточная часть Азербайджана граничит с Талышскими (Талышскими) горами, состоящими из трех продольных хребтов, с горой Кюмюркёй в качестве самой высокой вершины (8 176 футов) и Лянкяранской низменностью вдоль побережья Каспийского моря. Эта низменность, являющаяся продолжением Кура-Араксской низменности, доходит до границы с Ираном недалеко от Астары.
Кура-Араксская низменность названа в честь главной реки Куры (Кюр) и ее притока Аракса (Араз). Ширванская, Мильская и Муганская равнины являются частью этой низменности и имеют сходные почвы и климат. Преобладают сероземы и засоленные солончаки (аридисоли), а в более высоких районах — серые солонцеватые солонцы и каштановые почвы (моллисоли).
Развитая сеть каналов между реками Кура и Аракс позволяет орошать большую часть низменности. Верхне-Карабахский канал длиной 107 миль (172 км) обеспечивает жизненно важную связь между рекой Аракс и Мингячевирским водохранилищем на реке Кура. Водохранилище имеет площадь поверхности 234 квадратных миль и максимальную глубину 246 футов. Один только Верхне-Карабахский канал орошает более 250 000 акров (100 000 га) плодородных земель и, кроме того, снабжает реку Аракс водой в засушливые летние периоды. Верхний Ширванский канал, второй по важности канал, имеет длину 76 миль и также орошает около 250 000 акров.
Климат
Сухой субтропический климат центрального и восточного Азербайджана характеризуется мягкой зимой и продолжительным (четыре-пять месяцев) и очень жарким летом со средними температурами около 81 °F (27 °C) и максимальными температурами, достигающими 109 ° F (43 ° C).
Юго-Восточный Азербайджан характеризуется влажным субтропическим климатом с самым большим количеством осадков в стране, от 47 до 55 дюймов (от 1200 до 1400 миллиметров) в год, большая часть которых выпадает в холодные месяцы.
В Нахичевани на высоте от 2300 до 3300 футов преобладает сухой континентальный климат с холодной зимой и сухим жарким летом. Умеренно теплый, сухой или влажный климат встречается и в других районах Азербайджана. Климат горно-лесной зоны умеренно холодный, климат высокогорной тундры характерен для высот 10 000 футов и выше. Морозы и обильные снегопады делают перевалы на таких высотах недоступными в течение трех-четырех месяцев в году.
Растительный и животный мир
Зоны естественной растительности различаются в зависимости от высоты над уровнем моря. В низинах и предгорьях горных районов преобладают степные и полупустынные условия. Склоны гор покрыты буковыми, дубовыми и сосновыми лесами. Выше находится зона альпийских лугов. Лянкяранский район на юге Азербайджана отличается вечнозеленой растительностью и густыми буковыми и дубовыми лесами.
Животный мир низменностей включает газелей, шакалов и гиен, а также рептилий и грызунов. В горных районах обитают кавказский олень, косуля, кабан, бурый медведь, рысь, зубр (зубр), серна и леопард, хотя последний встречается редко. Мягкие зимы привлекают на каспийское побережье множество птиц, а в заповедниках отдыхают фламинго, лебеди, пеликаны, цапли, белые цапли, кулики и куропатки.