Сообщение о белорусах: Белорусы (беларусы) — происхождение народа, где и как живут, фото

Белорусы (беларусы) — происхождение народа, где и как живут, фото

Белорусы — народ, относящийся к восточнославянской группе, коренное население Белоруссии. Это государство расположено в Восточной Европе. Оно граничит с Россией, Украиной, Литвой, Латвией и Польшей. Жителей территории Белорусского Полесья некоторые историки выделяют в отдельную этногруппу. Культура и традиции белорусов имеет общие черты с обычаями русских, поляков, украинцев.

История

Существует несколько версий относительно происхождения этого народа. Некоторые историки считают, что белорусы образовались из смешения восточных славянских племен: волынян, радимичей, кривичей и других. Альтернативой ей выступает версия, согласно которой народ сформировался в ходе ассимиляции балтийского субэтноса со славянами. Также некоторые историки рассматривают тот вариант, что белорусы произошли от финно-угорских племен.
В средние века земли современной Белоруссии занимали различные княжества. Самыми крупными из них были:

  1. Полоцкое — отделившееся от Киевской Руси.
  2. Турово-Пинское — расположенное в Полесье.
  3. Городенское — со столицей Гродно.

В 13 веке население княжеств приняло христианство. Тогда же развилась письменность на основе традиционного славянского языка богослужения (церковного). В это время образовывается Великое княжество Литовское, занимавшее территории современных Литвы, Украины, Белоруссии, юго-западной части России, Польши, частично Молдавии, Эстонии, Латвии. Далее в результате договора между ним и Польским Королевством образовалась федерация этих двух государств — Речь Посполитая. В конце 18 века его поделили между собой Прусское королевство, Австрийская и Российская империи. Белорусская территория отошла к Российскому государству. Белорусов классифицировали как один из субэтносов русского народа. В 1919 году в составе СССР была образована белорусская Республика. С распадом Советского Союза она стала независимой.

Язык

Население Литовского княжества разговаривало на старобелорусском языке, который схож с украинским языком того времени. Вхождение в состав Российской империи сильно повлияло на лингвистику белорусов. В некоторых регионах жители говорят на трасянке — смеси русского и белорусского языков, в которой хаотично распределены элементы той и другой структуры. Подавляющее большинство жителей современной Белоруссии свободно говорят на обоих языках. Причем русским пользуются до 90% жителей как вне дома, так и внутри своей семьи.

Религия

Доминирующая религия в Белоруссии — православное христианство. Есть небольшое число католиков (около 14%), протестантов. Незначительная часть населения причисляет себя к иудеям и мусульманам.

Где живут

Белорусы в основном сконцентрированы на территории своего родного государства. В нем они составляют около 84%. Миграция населения распределяется по граничащим с Белоруссией странам: России, Украине, Литве, Польше. Некоторые переехали в Америку, Канаду, Европу.

Численность

Общая численность белорусов составляет примерно 10 000 000 человек. При этом в родной стране живет почти 8 млн. Остальные распределяются так:

  • Россия — 520 000;
  • США — 780 000;
  • Украина — 275 000;
  • Латвия — 68 000;
  • Казахстан — 62 000;
  • Польша — 47 000;
  • Литва — 35 900;
  • Узбекистан — 15 000;
  • Эстония — 12 000.

В Канаде и Австралии, по разным источникам, проживает от 5 000 до 70 000 и 5400 — 12 000 соответственно.

Название

Термином «белорус» людей, живущих на территории нынешней Белоруссии, стали обозначать примерно в 19 веке. До этого население называлось русинами или литвинами. Относительно самого слова «Белоруссия» существует несколько версий:

  1. Украину называли Червоной Русью, Белоруссию — Белой Русью в соответствии с обозначениями по частям света. Тогда все стороны света имели цветовой символ: запад — белый, восток — синий, юг — красный, север — черный. Московия, куда присоединили белорусов, находилась на западе, поэтому была белой.
  2. Белая означало «свободная», в смысле, независимая от татар.
  3. Часть славянских земель контролировали норвежцы (белые).
  4. Территорию нынешней Белоруссии заселяли люди со светлыми волосами.

Внешность

Белорусы относятся к европеоидной расе. Внешне они не отличаются от русских. Девушки и мужчины очень привлекательны, имеют правильные черты лица. Большая часть населения имеет светлые или русые волосы. Глаза — серые, голубые, серо-зеленые. Иногда встречаются темноволосые и кареглазые. Жители Белоруссии отличаются стройной фигурой, высоким ростом. У представителей этого народа прямой, открытый взгляд, искренние улыбки, которые делают их еще привлекательнее.

Жилище

В средние века на территории Белоруссии существовало несколько видов селений:

  • околицы
  • застенки
  • выселки
  • деревни

Деревни состояли из нескольких домов или нескольких десятков жилых строений. Постройки ставили в ряд, постепенно формировалось от двух и более улиц. К 19 веку в одном селе насчитывалось до 1000 жителей. В них хорошо была развита торговля, существовали своя церковь, школа, правление. Между жителями деревни были распределены сельскохозяйственные угодья, четко разделявшиеся границами (стенами). То, что лежало за ними, называлось застенками. Эти участки отдавали в пользование отдельным поселенцам, ставившим дома за пределами деревни. Околицы располагались возле деревни (на краю). Это были мелкие поселения из 2-3 домов. Одиночный дом с постройками и земельным наделом, стоявший отдельно от всей деревни, назывался выселком. Это аналог украинского хутора.

Комплекс построек, принадлежавших к одному дому, назывался двором. Такое расположение характерно для всех белорусских поселений. Напротив дома строили хозпостройки: амбар, сараи, навесы, загоны для скота. Часто их располагали таким образом, чтобы все строения образовали прямоугольник или квадрат. В середине делали колодец. Двор обносили забором с воротами. Дома располагали тесно друг к другу, чтобы они соприкасались стенами.

Традиционным белорусским жилищем был срубный дом. Сруб делали преимущественно из сосны. Фундамент отсутствовал, бревна укладывали на землю. Пол делали глинобитный или просто утрамбовывали землю. Снаружи стены укреплялись насыпью из земли — завалинкой. Бревна не обтесывали, стены утепляли мхом. Крышу конструировали двускатной. В качестве кровельного материала использовали солому или камыш.

Окна были прямоугольные и узкие, для уменьшения теплопотерь в холодное время года. Стекла в те времена отсутствовали, проем задвигался досками. Зимой на окно вешали плетеные соломенные циновки. В основном в доме было три оконных проема: одно выходило на улицу, два — во двор. Хозяйственные постройки часто примыкали к основному строению и находились под общей с ним крышей. Гумно (участок для хранения зерна) ставили на некотором расстоянии. Такие постройки, как кузница, баня размещали в отдалении. Баню располагали у реки, чтобы не носить далеко воду.

Как и во многих постройках тех времен, в хатах был высокий порог и низкие дверные проемы. Это позволяло экономить тепло. Сначала жилье было двухкамерным. Оно делилось на комнату и сени (входная часть). Сени служили для сохранения тепла, также в них хранили продукты, корм для животных. Комната не разделялась на отдельные помещения. В ней готовили еду, спали, выполняли домашние дела. Если зимой было очень холодно, некоторых домашних животных на время брали в хату, чтобы они не замерзли.

Главным элементом дома была печь. Ее ставили в угол напротив двери. В противоположном печи углу делали бабий кут — место для хранения домашней утвари. Рядом располагался красный угол — самое почетное место в доме. Там размещали иконы, рушники, лавки для гостей. Печь топилась по-черному: дым выходил в окна и двери, дымохода не было. В хате находилась такая мебель:

  • обеденный стол
  • лавки
  • настил для сна, отдыха
  • посудный шкаф

Часто в хате стоял ткацкий станок. Перед печью прикрепляли жерди для сушки одежды, полотенец. На полу раскладывали тканые половики, стены украшали рушниками (вышитые полотенца), кружевными салфетками. Посуда была нескольких видов: глиняная, железная, берестяная.

Одежда

Народные костюмы белорусок невероятно красивы. Яркие, контрастные расцветки, многообразие отделочных элементов, богато украшенных национальными узорами — характерные черты традиционной женской одежды. Женщины умели ткать, шить, вышивать, плести кружева. Они изготавливали одежду для всей семьи. Материалы делали из волокон льна, конопли. Основные детали женского костюма включали:

  • широкая юбка в сборку;
  • рубаха или туника;
  • безрукавка;
  • фартук;
  • повязка или платок на голову;
  • лапти, постолы.

Рубахи шили просторными, с широкими рукавами в сборку, низ которых оформлялся манжетой. Горловину присборивали или делали небольшой отложной воротник. Полочки, рукава щедро отделывали шитьем, вышивкой. Вышивальные нитки брали контрастных оттенков: синие, зеленые, красные. Юбки длиной почти до пола шили из тонких тканей (летний вариант) или шерсти (для зимы). Преобладали яркие расцветки: красные с зелеными, синими полосами, клеткой. Сверху надевали фартук, украшенный орнаментом, лентами, кистями. В некоторых областях замужние женщины носили два фартука: передний и задний. Сверху юбку подпоясывали красивым цветным узорным поясом.

Во многих регионах женщины носили безрукавку поверх туники. Она была двух типов: укороченная, выше пояса, без застежки и в виде корсета. Второй вариант красиво облегал женскую фигуру, подчеркивая ее достоинства. Корсет застегивался на несколько пуговиц. Его также отделывали вышивкой, тесьмой, гарусом. Головными уборами служили повязки, ленты, венки. Замужние женщины носили платки вокруг головы. Традиционной обувью были лапти, плетеные из бересты, а также постолы — обувь типа мокасин, сделанная из мягкой кожи.

Мужчины носили длинные льняные рубахи навыпуск, подпоясывая их тонким цветным пояском. Штаны шили из сукна, шерсти. Рубашки также украшались национальными орнаментами. Летом мужчины носили шляпы из соломы с полями. Зимой голову защищали теплыми шапками из меха животных или валяного материала. В холодное время года женщины и мужчины носили дубленки, овечьи шубы.

Жизнь

Белорусы всегда почитали родовые связи. Главным в семье был мужчина, выполнявший функции добытчика и защитника. Женщина заботилась о детях, хозяйствовала в доме. Семья состояла из родителей, их женатых детей со своим потомством. Все они жили в одном доме. Существовали женские и мужские типы занятий. Мужским делом считалась пахота, работа в поле, рубка дров. Женскими — уход за хозяйством, домашним скотом, изготовление одежды, стирка, приготовление пищи. Дети с малолетства помогали по хозяйству, в поле.
Основными занятиями белорусов были земледелие и скотоводство. Среди ремесел преобладали:

  • ковка металлических изделий;
  • скорняжное дело;
  • плетение из бересты, соломы;
  • изготовление глиняной, керамической посуды;
  • вышивка, плетение поясов;
  • поделки из дерева, кожи.

Хлебопашество является древним занятием, занимавшим важное место в жизни белорусов. Существовала трехпольная система возделывания земли. Одно из них засевали пшеницей, ячменем, овсом, второе — озимой рожью. Третье поле восстанавливалось после урожая. Затем поля меняли, чтобы дать отдохнуть земле, которая активно плодоносила. Другим главным занятием было скотоводство. Домашние животные обеспечивали крестьян продуктами питания, шкурами, мехом, шерстью. Лошадей использовали как средство передвижения, в возделывании земель.

Традиции

Большую роль в культуре белорусов занимают языческие праздники и обряды. Календарный обрядовый цикл отличается многообразием. С помощью ритуалов отмечали практически все события: посев, сбор урожая, начало весны, лета, проводы зимы и многое другое. К основным праздникам и обычаям относятся:

  1. Коляда
  2. Громницы
  3. Масленица
  4. Гуканье весны
  5. Пасха
  6. Троица
  7. Юрьев день.
  8. Купала

Повсеместно исполняются такие обряды, как Дожинки, Яблочный Спас, Толока, Покров. Дожинки, Толока являются праздниками урожая. Толока — древнеславянская богиня плодородия. Для обряда выбирали девушку, одевали на нее венок, водили хоровод. Толоке давали угощение, чтобы следующий год был урожайным. На Дожинки пели хлеб из нового зерна, освящали его в церкви. Злаки со старого урожая перемешивали с новыми, чтобы новые дали хорошие всходы. Яблочный Спас отмечают 19 августа. В этот день благодарят богов за плодородную землю, устраивают гулянья с песнями, хороводами. Освящают яблоки и другие фрукты. После Спаса лето поворачивает на осень.

Колядки — традиционный славянский праздник, отмечаемый во многих странах Европы и в России. Начинаясь с Сочельника (6 января), он длится до Крещенских морозов (19 января). В эти дни молодежь ходит по улицам, поет песни, частушки. Колядующие стучатся в дома, исполняют небольшую сценку с пением и получают за это сладости, пироги, конфеты. На Коляду девушки гадали, каким будет жених, дальнейшая жизнь, количество будущих детей.

Громница — праздник, отмечаемый в кругу семьи, связанный с почитанием Огня, Света, Грозы. Он знаменует переход от зимы к весне (15 февраля). Считается, что в этот день можно услышать гром. Громница — одно из имен богини Света. Глава семьи зажигал свечу, обходил с ней весь дом. Масленица — еще один широко известный славянский праздник. Она отмечается целую неделю перед Великим постом. В это время пекут блины, ходят в гости, устраивают народные гулянья.

Интересным обрядом является Гуканье (зазывание весны). Он исполняется 7 апреля. В этот день прилетают аисты, принося весну. Девушки выходят на высокое место, аукают, поют песни (веснянки), водят хороводы. Празднование Ивана Купала есть во многих культурах, в том числе русской. Он посвящен летнему солнцестоянию, расцвету сил природы. Вода и растения в этот день обретают целебную силу. На лугах собирали травы, засушивали их. Из них делали обереги, магические снадобья. В ночь на Купалу просыпается нечисть. Ведьмы могли украсть лошадь, навредить домашней скотине. Купались в реке только смельчаки, так как русалки могли схватить человека и защекотать насмерть.

Значительным семейным праздником в Белоруссии является свадьба. Это древний обряд, имеющий глубокий смысл. Все действия в нем хорошо продуманы, каждое имеет сакральное значение. Свадьба отмечается в три этапа:

  1. Предсвадебный — сватовство.
  2. Непосредственно свадьба.
  3. Послесвадебный — медовый месяц.

Лучшим временем для свадьбы считалась осень. В это время заканчивался сбор урожая, ничего на мешало гуляньям. Часто женились после Покрова, который символизирует начало зимы. При выборе невесты обращали внимание на такие факторы, как: работоспособность, наличие приданого, зажиточность семьи. Сначала засылали сватов, которые договаривались с родителями девушки. Для невесты проводился девичник — прощание с подругами. Перед венчанием проводился выкуп, после чего жених забирал невесту. Спустя 9 дней после свадьбы устраивали застолье для родителей молодых. Затем начинался медовый месяц.

Еда

Кухня белорусов во многом похожа на русскую. В ней преобладают каши, супы, блюда из корнеплодов, мясные и молочные продукты. Также присутствуют дары природы: грибы, ягоды, растения. Большое влияние на особенности национальной кухни оказало близкое соседство с Украиной, Польшей, прибалтийскими странами. В Белоруссии едят сало, которое солят вместе со шкуркой. Популярностью пользуются шкварки (зажаренные кусочки сала), пришедшие из украинской кухни, полендвица (сыровяленая свинина), относящаяся к польской.

Выпечку делали на основе ржаной, гречневой, гороховой муки. Распространены ячменные, овсяные, гречневые каши. Из молока делают сметану, творог, масло. В салатах и в качестве добавки к блюдам применяются лук, чеснок, крапива, щавель, ботва корнеплодов. Большое внимание уделяется овощам. Капусту, репу, брюкву, морковь варят, парят, тушат, добавляют в каши, супы. Белорусы очень любят картофель. В национальной кухне насчитывается около 200 блюд из этого продукта. Популярными угощениями на основе картофеля являются: драники, клецки, колдуны, капытки, лежень, запеканки, оладьи.

Мясо раньше употребляли нечасто, сейчас его количество в рационе значительно выросло. Белорусы чаще всего готовят свинину, курятину, реже — баранину, телятину, индюшек, кроликов. Из мяса часто делают домашнюю колбасу, его вялят и коптят. Распространены такие блюда, как холодец, рулька, сальцесон. В качестве напитков употребляются: квас, березовый сок, морсы, кисели. Из алкогольных популярна водка, медовуха, самогон на меду и крупах, травяные бальзамы. Популярные блюда белорусской кухни:

  1. Верашчака. Мясное блюдо, традиционно подаваемое к блинам. Ее делают из свиных ребрышек или колбасы собственного приготовления. Нарезанное кубиками мясо обжаривают с луком, тушат в соусе из муки и хлебного кваса.
  2. Драники. Это оладьи или блинчики из тертого картофеля. Подаются со сметаной, вареньем, йогуртом.
  3. Свекольник. Другое название — холодник. Это холодный суп, который едят летом (типа окрошки). Его готовят из свеклы с огурцами, редисом, яйцами. Заправляют квасом, минеральной водой.
  4. Крамбамбуля. Этот алкогольный напиток отличается оригинальным пряным вкусом. Водку настаивают на меду со специями.
  5. Кулага. Очень интересное блюдо, которое традиционно готовят на Купалу. Это своеобразная каша из ягод, солода, муки. Кулага считается десертом.
  6. Картофельная бабка. Запеканка, готовящаяся из тертого картофеля, заправленного жареным мясом, луком, салом. Выпекают в печи, подают со сметаной.

Характерной особенностью является то, что крестьяне почти не употребляли сладкие блюда. Десертами считались кисели, пироги с ягодной, творожной начинкой. В повседневной жизни часто ели черный (ржаной) хлеб. Среди выпечки популярны кнедлики, оладушки, пряники. Блины стряпают из гречневой, ячменной муки, с добавление капусты, тыквы, кабачков.

Белорусы — радушный и гостеприимный народ с открытой душой. Сначала они могут показаться застенчивыми, но при более близком знакомстве показывают дружелюбный и веселый характер.

Белорусы Кубани

Разное

25.06.2012

Недавно группа преподавателей Белорусского государственного технологического университета со своими коллегами из Кубанского государственного университета приступила к реализации совместного проекта «Народы России и Беларуси: исторический опыт и современные проблемы взаимопознания».

Данный проект получил поддержку фондов фундаментальных исследований России и Беларуси. Белорусскую группу исследователей возглавляет доктор исторических наук, профессор В. Е. Козляков. Российскими разработчиками руководит доктор исторических наук, профессор О. В. Матвеев, являющийся одновременно сопредседателем Научно-образовательного центра «Северокавказское славяноведение». В планах работы обеих групп – совместные исследования, работа в архивах Беларуси и России, подготовка и публикация статей.

Недавно группа преподавателей Белорусского государственного технологического университета со своими коллегами из Кубанского государственного университета приступила к реализации совместного проекта «Народы России и Беларуси: исторический опыт и современные проблемы взаимопознания». Данный проект получил поддержку фондов фундаментальных исследований России и Беларуси. Белорусскую группу исследователей возглавляет доктор исторических наук, профессор В. Е. Козляков. Российскими разработчиками руководит доктор исторических наук, профессор О. В. Матвеев, являющийся одновременно сопредседателем Научно-образовательного центра «Северокавказское славяноведение». В планах работы обеих групп – совместные исследования, работа в архивах Беларуси и России, подготовка и публикация статей.

Центром «Северокавказское славяноведение» накоплен определенный опыт. Главная его задача – восстановить во многом разрушенное за 1990-е годы единое научное пространство славянских стран, наладить атмосферу взаимопонимания и плодотворных научных контактов. Хотя Центр существует, по сути дела, на общественных началах и энтузиазме организаторов, уже проведено 6 конференций международного уровня, выпущено 8 книг. Начал выходить сборник «Мир славян Северного Кавказа» (издано четыре выпуска), разделы которого посвящены истории и культуре славянских народов не только Кубанского региона, но и других славянских стран.

 

В четвертом выпуске этого сборника опубликована статья коллектива авторов о белорусах, написанная для готовящегося будущего этнокультурного словаря Кубани. Думается, читателям нашего портала будет небезынтересным познакомиться с содержанием данного материала.

Н.И. Бондарь, О.В. Матвеев, В.Н. Ракачев

Материалы к историко-этнографическому справочнику

«Народы Кубани»: Белорусы *

Белорусы (самоназвание беларусы) – восточнославянский этнос, имеющий общие генетические корни и историческую судьбу с русскими и украинцами. Этноним «белорус» на уровне массового сознания утверждается во второй половине XIX в., до этого белорусское население часто определялось названиями «литвины», «руськие». На Кубань белорусы попадали в конце XVIII – первой половине XIX в. либо малыми группами в составе переселявшихся украинских крестьян и казаков, либо в одиночку из среды шляхты и духовенства. Немало белорусов-участников польских восстаний 1830–1831 г. и 1863 г. несли службу в войсках Кавказской армии, в укреплениях Черноморской береговой линии. Окончание Кавказской войны, отмена крепостного права в Западном крае, издание Положения 29 апреля 1868 г. , разрешавшее лицам невойскового сословия селиться и приобретать недвижимую собственность в казачьих землях, введение в строй Владикавказской железной дороги открыли доступ в край крестьянским переселенцам из Гродненской, Минской, Могилевской и Витебской губерний.

Согласно данным первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Кубанской области проживало лиц с родным белорусским языком 12356 чел. (0,65% от всех жителей области), в Черноморской губернии белорусы составляли 1,2% от всех жителей (659 чел.).

В силу того, что обе территории: Кубанская область и Черноморская губерния были вновь заселяемыми окраинами, здесь преобладало мужское население, так как обычно основную часть переселенцев составляют мужчины. Это справедливо и в отношении белорусов. В Кубанской области на 100 мужчин приходилось 89 женщин. В Черноморской губернии дисбаланс был еще более заметен, здесь на 100 мужчин приходилось 29 женщин.

Уровень грамотности среди белорусов был невысок, как впрочем, и у других народов. В Кубанской области грамотными были 14,5% (1796 чел.) белорусов, среди мужчин грамотных было немного больше – 23,5% (1533 чел.), среди женщин – 4,5% (263 чел.). Однако число лиц получивших образование выше начального было ничтожным среди белорусов Кубанской области лишь 0,33% (41 чел.). По вероисповеданию большинство белорусов Кубанской области отнесли себя по переписи к православным и единоверцам 92,1% (11377 чел.), кроме того, 7,6% (938 чел.) отнесены к старообрядцам и уклоняющимся от православия, 1 чел. к армяно-григорианской церкви, 36 чел. (0,29%) римско-католики, 2 чел. к лютеранам, 1 – к караимам и 1 к иудеям.

Белорусы, жившие в Кубанской области, в большинстве своем были заняты в земледелии – 8279 чел. (67%) из них 15,8% (1956 чел.) самостоятельные хозяева и 51,2% (6323 чел.) члены их семей. Еще 8% составляли лица, занимавшиеся деятельностью и службой в качестве частной прислуги и поденщиков. Всего 993 чел. из которых 464 – самостоятельные хозяева и 529 чел. – члены их семей. Кроме того небольшое число белорусов области были заняты в таких сферах как администрация, суд и полиция (10 чел.), общественная и сословная служба (15 чел.), частная юридическая деятельность, (1 чел.), вооруженные силы (11 чел.), богослужение православного исповедания (49 чел.), других христианских исповеданий (2 чел.), лица при церкви (6 чел.), учебная и воспитательная деятельность (12 чел.), врачебная и санитарная деятельность (2 чел.), служба при благотворительных заведениях (1), доходы с капиталов и недвижимости (29), лица живущие на средства от казны (31), животноводство (47), лесоводство (30), рыболовство и охота (38), обработка дерева (117), прочие обработочные отрасли (121), в химическом производстве (91), винокурение и пивоварение и прочие напитки (8), обработка растительных и животных питательных продуктов (38), производство табака и изделий из него (13), ювелирное дело (6), изготовление одежды (117), строительство и ремонт жилья (174), производство экипажей и постройка деревянных судов (3), не определившиеся в занятии (7), в сфере водных сообщений (1), железнодорожный транспорт (41), извозный промысел (45), почта и телеграф (9), кредитные и коммерческие учреждения (1), торговля (118), содержание трактиров и гостиниц (11), питейная торговля (6), лица неопределенных занятий (41), лица не указавшие занятие (12), лишенные свободы и отбывающие наказания (82),

По сословному положению 30 чел. белорусов были дворянами потомственными, 17 чел. имели личное дворянство, 34 чел. – лица духовного звания всех христианских конфессий и их семьи, 13 чел. – потомственные и и личные почетные граждане и их семьи, 6 чел. – купцы, 1525 чел. – мещане, 9426 – крестьяне, 1177 – войсковые казаки, 111 – не указавших сословия, 14 чел. – иностранные подданные.

В Черноморской губернии по переписи 1897 г. уровень грамотности среди белорусов был на порядок выше, чем в области – 43,2%. Это обусловлено, во-первых, тем, что почти все грамотные мужчины (90,5% от всех грамотных белорусов губернии) и только 9,5% – грамотных женщин. Во-вторых, спецификой деятельности населения губернии (промышленность, транспорт), которая требовала квалифицированных рабочих рук.

По вероисповеданию белорусы в Черноморской губернии почти все православные и единоверцы – 620 чел. (94,8%), так же среди них была небольшая группа последователей римско-католической церкви (39 чел.).

По занятиям белорусы Черноморской губернии распределялись следующим образом. 452 чел. определились в качестве самостоятельных хозяев. Из них подавляющее большинство – 252 были заняты в сфере обработки минеральных веществ (вероятно цементной промышленности) (38,2%). 30 чел. были заняты в земледелии, 67 занимались службой при частных заведениях, прислуга и поденщики, 29 чел. – строительством и ремонтом жилья, а так же в администрации, суде и полиции (3), общественной и сословной службе (1), богослужением (3), учебной и воспитательной деятельности (1), врачебной и санитарной деятельности 94), получали доходы с капиталов и недвижимости (8), находились на содержании казны, общественных учреждений и частных лиц (1), занимались животноводством (2), лесоводством и лесным промыслом (5), добычей руды и копей (3), обработкой дерева (7), обработкой металлов (1), изготовлением одежды (2), в сфере средств сообщения (20), почта, телеграф (1), торговля (8), не указавшие занятия и прочие (6).

В сословном отношении в Черноморской губернии 10 чел. – потомственные дворяне, 5 – дворяне личные, чиновники не из дворян и их семьи, 5 – лица духовного звания и члены их семей, потомственные и личные почетные граждане и их семьи – 3, мещане – 74, крестьян – 554 чел. , войсковых казаков – 1, иностранных подданных – 17.

Дореволюционные источники лишь в самых общих чертах сообщают о культурном облике белорусов Кубани. В статистико-этнографическом описании станицы Николаевской, составленом в 1883 г., указывается, что язык местных жителей «разделяется на три наречия: малороссийское, великороссийское и белорусское». «Белорусское наречие, – отмечал Ф.Ф. Арканников, – имеет свои особенности, так, например, выговаривание окончаний с буквой ё – е: пайдем, придем, несем, Семен; употребление деепричастий вместо глаголов 3 лица настоящего времени и единственного числа – придя, идя, читая, ходя; е выговаривают как я: яго; вместо во говорят го: каго, чаго, самаго; выговаривают твердо букву в, прибавляя к ней о, например: Леовка (Лёвка), вереовка (верёвка), лоовко (ловко) и проч. В этносословных стереотипах местного казачества белорусы были представлены прозвищем «мужицкие образины». О материальной культуре тот же источник скупо сообщал, что «белорусы преимущественно живут в бедных хижинах, в домах у них часто ночуют телята, овцы и домашняя птица» (то же самое можно сказать о большинстве казачьих семейств). Об одежде, особенностях системы питания, обрядности трудно судить, поскольку в общих обзорах иногороднего востонославянского населения (статьи А.М. Мельникова, статистико-этнографические описания населенных пунктов Кубани и др.) белорусы практически не выделялись, да и не стремились выделяться.

За первые годы ХХ века происходят значительные трансформации как в общей численности белорусов на Кубани, так и в демографических структурах. Первая полномасштабная перепись 1926 г. зафиксировала на территории четырех округов, которые в последствии вошли в состав Краснодарского края 23336 чел. белорусов. В составе всего населения они составляли 0,74%, из них 51,8% мужчин и 48,2% женщин. 35,9% были жителями Армавирского округа, 36,1% – Кубанского, 20,9% – Черноморского и 7,1% – Майкопского. Около 3000 белорусов (2950 чел.) были жителями г. Краснодара. При невысоком уровне урбанизации на Кубани уже в середине 1920-х гг. 41,2% белорусов края были горожанами. Помимо национальной принадлежности перепись фиксировала родной язык. Доля лиц с родным языком белорусским, среди тех, кто определил себя как белорус, в крае была незначительна – всего 12,3%.

В связи с трагическими последствиями репрессивной политики и голода 1932–1933 г. в край переселяются красноармейцы, в том числе и из Белоруссии. Итоговая сводка Главного управления РККА от 9 февраля 1933 г. называет 236 семей, предназначенных к переселению из Белорусского военного округа на Кубань. По воспоминаниям И.Л. Полежаева, жителя станицы Уманской, только приезд переселенцев спас полное уничтожение станицы. «Станица немного ожила, – писал он. – Правда, здесь главную роль играют теперь переселенцы – белорусы, народ крепкий, надежный, трудолюбивый и симпатичный. Для станицы их приезд равносилен вливанию крови в организм умирающего человека, что его и спасает в конечном счете».

В результате возвращения переселенцев, а также процессов смены самоназвания в среде преобладающего русского населения, к 1939 г. численность белорусского населения в крае сократилась более чем вдвое и составила 11523 чел. (0,39% от всех жителей края), из них 62,1% мужчин и 37,9% женщин. Резко сократилось число горожан среди белорусов – до 29,6% их проживало в городах и 70,4% – в селе. Вместе с тем доля лиц с родным языком у белорусов выросла до 33,6% (3874 чел.).

В последующие 20 лет белорусское население края росло, но очень медленными темпами. К 1959 г. оно составило здесь 20292 чел. из которых 51% приходился на мужчин и 49% на женщин. 46,9% белорусов были горожанами. По-прежнему небольшой процент белорусов в крае родным языком показали белорусский – только 33,5% (6794 чел.).

К 1970 г. вероятнее всего в следствие миграции численность белорусов на Кубани выросла и составила 30055 чел. (0,72% населения края). В пользу этого говорит также и рост числа лиц с родным языком белорусским, которая выросла в сравнении с предыдущей переписью до 41,1% (12361 чел.). одновременно изменилось соотношение мужского и женского населения. Доля мужчин сократилась до 48,1%, женщин соответственно выросла до 51,9%. В 1970 г. 49,4% белорусов в крае составляли городское население и 50,6% – сельское.

По данным переписи 1979 г. 29789 чел. в крае отнесли себя к белорусам из них 45,9% мужчин и 54,1% женщин. 52,1% -городские жители, 47,9 – сельские. 35,8% от всех определивших себя как белорусов, указали в качестве родного языка белорусский.

В 1989 г. в крае проживало 34688 чел. белорусов (0,75% жителей края). Из них 35,2% (12213 чел.) назвали родным языком белорусский. 55,9% белорусов проживали в городах края, остальные были жителями села. На 1000 мужчин среди белорусского населения края приходилось 1264 женщины.

26260 жителей Кубани в 2002 г. определили себя как белорусов. Из них 41,5% мужчин и 58,5% женщин. 53,8% белорусов края проживают в городах и 46,2% в сельской местности. На селе диспропорция полов у белорусов выражена в большей степени. Так если в городе на 1000 мужчин приходится 1360 женщин, то на селе это соотношение составило 1000:1460. число лиц указавших владение белорусским языком в крае составило 37,7%.

Длительное время проживая на Кубани, белорусы адаптировались к местной традиционной культуре. Компактных поселений они не образовывали, общин / землячеств не создавали, культурно-бытовые особенности сохранялись только в языке, как правило, у старших поколений мигрирующей группы, семьи. Во втором поколении это могло проявляться на уровне отдельных слов или стереотипных выражений. Некоторые попытки воспроизводства этнографических особенностей связаны с организационной деятельностью центров национальных культур (Туапсинская районная белорусско-национальная культурная автономия «Спадчина», белорусские общества «Сябры» и «Белая Русь» в Краснодаре и др.) В прошлом и в настоящее время – это не малые этнические группы, а в большей степени этнические землячества, более или мене успешно помогающие белорусам адаптироваться на Кубани. Общественная активность этих организаций обусловлена тесными политическими и экономическими контактами администрации Краснодарского края с Республикой Беларусь. Поэтому историческое прошлое и духовное наследие кубанских белорусов еще ждут своего исследователя.

Литература: Арканников Ф.Ф. Николаевская станица. Статистико-этнографическое описание // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1883. Т. 1; Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед. Ежегодник. Краснодар, 1990. Вып. 2; Белорусы / Под ред. В.В. Бондарчика, Р.А. Григорьева, М.Ф. Пилипенко. М., 1998; Ракачев В.Н., Черный В.И. Этносы и этнические группы Краснодарского края: формы культурной организации. Краснодар, 2001; Ракачев В.Н., Ракачева Я.В. Народонаселение Кубани в ХХ веке: Историко-демографическое исследование. Т.1. 1900–1920-е гг. Краснодар, 2005; Т. 2. 1930–1950-е гг. Краснодар, 2007. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Краснодарскому краю в 13 томах. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство. Краснодар, 2005.

 

* Статья написана при финансовой поддержке Российским гуманитарным научным фондом

Противоречивые сообщения, исходящие из Беларуси

По данным правозащитной организации «Весна», по состоянию на 31 декабря 2022 г. почти 1450 политических заключенных остаются в заключении в Беларуси («Весна», 31 декабря 2022 г.). 14 декабря 2022 г. белорусский парламент одобрил проект закона, который позволит президенту лишать гражданства белорусов, проживающих за пределами страны, в случае заочного подтверждения судом их «экстремистской» деятельности (Sputnik.by, 14 декабря, стр. 2022). Кроме того, 16 декабря Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело против лидеров оппозиции в изгнании. Светлана Тихановская обвиняется в государственной измене, а Павел Латушко – в злоупотреблении властью и получении взятки (ОНТ, 16 декабря 2022 г.).

Двумя неделями ранее, 1 декабря 2022 года, в суд были переданы дела против пяти ведущих сотрудников легендарного СМИ Tut.by («Зеркало», 1 декабря 2022). Это новостное и аналитическое издание, принадлежащее покойному Юрию Зиссеру, постоянно превосходило все белорусские государственные новостные агентства по количеству посетителей. Портал был заблокирован в мае 2021 г. после освещения им протестного движения, последовавшего за официальным обнародованием результатов выборов в августе 2020 г., а 14 сообщников были обвинены в различных правонарушениях, включая уклонение от уплаты налогов и пропаганду экстремизма (Bbc.com/russian , 18 мая 2021 г.). Девять из них признали себя виновными, погасили предполагаемый долг перед государственной казной и подали ходатайство об освобождении от уголовной ответственности (Malanka.media, 13 декабря 2022 г.).

Наконец, трое участников железнодорожной войны против перевозки российской военной техники и боеприпасов через территорию Беларуси (см. EDM, 6 апреля 2022 г.) получили сроки от 21 до 23 лет лишения свободы (Зеркало, 28 декабря 2022 г.).

Следует ли тогда оценивать общую ситуацию в Беларуси как безнадежно безнадежную? Это зависит от того, кого вы спросите: на подавляющее большинство тех, кто отвечает на такие вопросы, влияет чувство принадлежности к одному из двух социальных подразделений, враждующих друг с другом (см. EDM, 14 декабря 2022 г.).

Более того, «западники» (т.е. оппозиция) похоже не рассматривают русоцентристских, но все еще твердо настаивающих на независимой государственности белорусов как своих законных конкурентов в борьбе за душу Беларуси. Недавно на сайте Радио Свабода произошел любопытный спор. Валерий Карбалевич посетовал на то, что, с одной стороны, лучшие слои белорусской нации покинули страну, а те, кто остался, находятся на пути к тому, чтобы стать российской провинцией («Свобода», 23 декабря 2022 г.). На это коллега Карбалевича Сергей Наумчик ответил, что доля «национально сознательных» белорусов невелика и уж точно не выше среди эмигрантов, чем среди оставшихся («Свобода», 24 декабря 2022).

После церемонии вручения Нобелевской премии мира в декабре 2022 года в Осло, Норвегия, где одним из лауреатов был Алесь Беляцкий, в настоящее время находящийся в заключении лидер «Весны» (судебный процесс над которым начался 5 января в Минске) — Дмитрий Гурневич из «Радыё Свабода » поделился его «противоречивые мысли» о ситуации, одна из которых заключалась в том, что «белорусы [к сожалению] не заинтересованы в награде Беляцкого». Слишком мало белорусов смотрели выступление жены Беляцкого, получившей награду за мужа. «Жалуйтесь сколько хотите на весь мир, который не проявляет любопытства к судьбе Беларуси, а любопытствовать не будет до тех пор, пока белорусы сами не заинтересуются белорусскими героями», — заключил Гурневич («Свобода», 12 декабря). , 2022).

Наблюдения Гурневича и Наумчика могут стать еще более циничными, если дополнить их результатами третьего опроса белорусов, проведенного «Беларусь Трекер изменений» — структурой, членами которой являются авторитетные оппозиционно настроенные аналитики, ныне все в изгнании. Согласно проведенному в ноябре 2022 г. онлайн-опросу, основанному на выборке 999 белорусских горожан, 61,7% доверяют белорусскому правительству по сравнению с 53,9% и 53,7% в мае и августе 2022 г. соответственно (Friedrich-Ebert-Stiftung, 1 декабря 2022 г.). Аналитики допускают, что такое восходящее колебание может быть связано с «фактором страха», но добавляют, что «трудно игнорировать тенденцию роста поддержки властей» («Зеркало», 16 декабря 2022 г. ).

Создается впечатление, что представители вестернизирующей оппозиции обречены вечно недоумевать по поводу таких результатов опросов, пока не перестанут воспринимать часть белорусского общества, не разделяющую их мировоззрения, как отклонение от нормы.

Но если эта часть общества такая же белорусская, как и оппозиция, исходят ли от этой группы какие-то напористые сообщения? Во-первых, с января по сентябрь 2022 г. ВВП Беларуси был на 4,7% ниже по сравнению с тем же периодом 2021 г. – снижение более скромное, чем прогнозировалось на основе жестких западных санкций (ПраймПресс, 16 декабря 2022 г.). Во-вторых, назначение Сергея Алейника новым министром иностранных дел Беларуси показывает, что улучшение отношений Минска с Западом по-прежнему стоит на повестке дня («Свобода», 13 декабря 2022 г.). Действительно, опыт Алейника в качестве посла в Лондоне и его работа в Швейцарии и Ватикане подтверждают это наблюдение. В-третьих, президент Александр Лукашенко продлил безвизовый режим для граждан Латвии, Литвы и Польши на 2023 год. С 22 апреля 2022 года этой возможностью воспользовались 370 тысяч человек из этих стран, из них 70 процентов прибыли только из Литвы (Belta.by, 21 декабря 2022 г.). В-четвертых, реакция Лукашенко на замечание бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что Минские соглашения были подписаны лишь для того, чтобы выиграть время для Украины, отличается от реакции президента России Владимира Путина. В то время как Путин назвал замечание Меркель доказательством того, что Запад давно подозревал Россию в обмане (Kremlin.ru, 9 декабря)., 2022 г.), Лукашенко выразил уверенность в том, что Меркель была добросовестной тогда (в 2015 г.), но теперь проповедует перед хором западных сторонников Украины (YouTube, 9 декабря 2022 г.). В-пятых, в связи с визитом Путина в Минск 19 декабря, его первым визитом в белорусскую столицу за три года, не оправдались серьезные прогнозы — от вступления белорусской армии в войну до аншлюса Беларуси . То, что обсуждалось между двумя лидерами, касалось в основном экономики. В частности, цена природного газа для Беларуси была согласована на 2023–2025 годы; Лукашенко не назвал цену (Myfin.by, 20 декабря), но текущий курс в $128,5 за тысячу кубометров в семь раз ниже цены на Лондонской фондовой бирже (Smartpress, 27 декабря).

Западным иностранным политикам лучше прислушаться к сообщениям обоих социальных слоев Беларуси, а не только одного или другого. Кроме того, как продемонстрировал бывший белорусский дипломат Павел Мацукевич, в Беларуси политзаключенных освобождают только тогда, когда западные политики начинают диалог с официальным Минском (NewBelarus, 29 декабря).

Украина отвергает поздравление Беларуси с Днем Независимости как «кровавая клоунада»

Украина

Опубликовано

Украина в среду отклонила поздравительное заявление президента Беларуси Александра Лукашенко по случаю Дня независимости как «пропитанное кровью» сообщение, поскольку он позволяет России атаковать Украину изнутри Границы Беларуси.

Главный советник президента Украины Владимира Зеленского Михаил Подоляк нанес ответный удар после того, как Лукашенко сказал, что «пожелал украинцам мирного неба, терпимости, мужества, сил и успехов в восстановлении достойной жизни» в заявлении, размещенном на официальном сайте администрации.

ГДЕ ВОЙНА В УКРАИНЕ СТОИТ НА 6-МЕСЯЧНОМ ВЕЧЕРЕ

«Лукашенко искренне верит, что мир не замечает его участия в преступлениях против Украины», — написал Подоляк. «Поэтому он цинично желает нам «мирного неба», позволяя бить по нам смертоносными ракетами. 

«Эта кровавая клоунада зафиксирована и будет иметь последствия», — добавил он. Советский Союз в среду, но этот день также был отмечен шестимесячной годовщиной вторжения России в Украину в феврале — шаг, который Лукашенко неоднократно поддерживал.0003

Белорусский президент получил международное осуждение за свою роль в том, что он позволил президенту России Владимиру Путину запускать ракеты по украинским целям, включая столицу Киев, с территории Беларуси.

Украинские официальные лица выразили обеспокоенность в связи с передвижением войск Минска вдоль белорусской границы, где он не только увеличил численность войск, но и проверил их боеготовность.

КОМАНДУЮЩИЙ БЕЛАРУСИ НА УКРАИНЕ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО «ВОЙСКОВОЙ САБОТАЖ» ВОЗМОЖЕН, ЕСЛИ МИНСК НАПРАВИТ ВОЙСКИ НА БОРЬБУ С РОССИЕЙ

Беларусь и Россия продолжают скоординированные военные учения, и Лукашенко был одним из немногих международных лидеров, открыто поддержавших смертоносную войну Путина.

Он также поддержал точку зрения Путина и сказал, что Беларусь — «единственная страна в мире, которая поддерживает Россию в ее борьбе с нацизмом».

Вопреки своей неоднократной поддержке России, Лукашенко в среду заявил, что он «убежден, что сегодняшние споры не смогут разрушить многовековую основу искренних добрососедских отношений между народами двух стран».

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ FOX NEWS  

Но, несмотря на поддержку Беларусью войны России на Украине, представитель министерства разведки Украины заявил, что Киев не беспокоит угроза белорусского вторжения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *