17 советских велосипедов, на которых все мы когда-то катались / Назад в СССР / Back in USSR
Мы катались как могли…
«Кама». Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне – это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.
Спортивно – туристический велосипед ХВЗ153 – 462 “Турист” выпускался на Харьковском велосипедном заводе им. В. И. Петровского.
Велосипед для взрослых МВЗ В-128 «Дружба выпускался на Минском велосипедном заводе.
«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом – Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.
Велосипед для взрослых дорожный ХВЗ 111–441 “Украина” изготавливался на велозаводе имени В. И. Петровского в г. Харькове.
Складной велосипед для подростков ЛВЗ 172-121 “Эврика-2” выпускался на Львовском мопедном заводе. Особенностью этой модели была рама с шарнирами, складывающаяся в продольной плоскости и амортизатор передней вилки.
«Турист». Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.
«Школьник». Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.
«Урал».
Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.
«Тахион». Про этот велосипед простой советский человек знал немного. «Тахион» был брендом Харьковского велосипедного завода, под которым производились профессиональные шоссейные и трековые велосипеды для спортсменов (с 1981 по 1992 год).
«Орлёнок». Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже – ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).
«Спутник». выпускавшийся на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.
«Москва-80». Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978-1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы – и конструкторские, и производственные – велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».
«Ласточка» — параллельная «Орлёнку» модель для девочек с «ломаной» рамой. Производилась на ММВЗ, ШМВЗ, ХВЗ.
Детский велосипед „Бабочка“ выпускался в г. Узловая (Тульская область). Предназначен был для детей от 4 до 7 лет. Был аналогом велосипеда КВД, выпускавшимся на заводе им. Кирова.
Детский трёхколёсный велосипед “Спарите” (“Стрекоза”) с цепным приводом производился на заводе приводных цепей в городе Даугавпилс Латвийской ССР.
Женский велосипед ЗИФ В-21В изготавливался на ПО имени Фрунзе в г. Пенза.
Дополнения приветствуются! Пишите в комментариях!
Велосипед Урал: характеристики советского велосипеда
Байкеры СССР называли лучшим транспортным средством надежный, качественный, грузоподъемный велосипед «Урал». Конструктивные и технические характеристики позволяли пользоваться двухколесником длительное время, меняя только покрышки и смазывая детали. Заядлые велосипедисты до сих пор катаются на модели, изготовленной в Союзе более 50 лет назад. Сравнивая комплектующие с современными дорожниками, профессионалы пришли к неожиданному выводу. Похоже, что больше никогда не будут выпускать такие надежные велосипеды, как «Урал».
История создания
Велосипеды появились в России еще в досоветский период. Отечественные производители активно работали над увеличением объемов выпуска зарубежных моделей компании Лейтнер, Дукс Ю. А. Меллер и др. В 30-х годах прошлого века развернулось промышленное производство собственных велосипедов. На заводах Ленинграда и Москвы выпускали мужской дорожный велосипед МД-1 и гоночную модель ГМ-30. Достоинством двухколесных машин считалась простота в изготовлении и дешевизна. Ходовой потребительский товар стал востребованным среди городских и деревенских жителей.
Индустриализация создала условия для выпуска новой техники. В СССР велосипед приравнивали к общему транспорту и требовали регистрации номерного знака. Важным событием этого периода стало появление в 1965 году прочного средства передвижения. Конструкторы Пермского машиностроительного завода выпустили модель, пригодную для дорожного, горного, спортивного катания. Советский велосипед «Урал», на раме которого красовалась эмблема производителя, мгновенно приобрел популярность по следующим причинам:
- Простая конструкция не доставляла проблем в эксплуатации и ремонте.
- Запасные детали продавались в каждом магазине.
- Колеса диаметром 28 дюймов и надежные тормоза позволяли ездить по любым дорогам.
- Привилегия горожан стала доступной для жителей деревень, которые получили возможность перевозить тяжелые грузы.
- В случае поломки, «Урал» мог отремонтировать и подросток, и пенсионер.
Престиж велосипеда возрастал с каждым годом. В конце 70-х двухколесным транспортом награждали передовиков производства, студентов-отличников и других отличившихся граждан.
Характеристики советских велосипедов «Урал»
Нет необходимости приукрашивать техническую характеристику велосипеда. Советские модели еще при конструировании учитывали стандарты и нормативные требования к транспортному средству. Например, раму изготавливали из тонкостенных электросварных труб, а узлы — из других прочных материалов. Смущает большой вес (16 кг) из-за применения литой стали, но возможно это компенсируется надежностью велосипеда. Двухколесный транспорт мог эксплуатироваться десятилетиями в условиях бездорожья, перевозить грузы и при этом не ломаться.
Особенности «Урала»:- стальная рама высотой 56 см;
- конструкция руля с литым выносом учитывала анатомию человека, позволяя ехать велосипедисту в правильном положении;
- колеса размером 28 дюймов;
- задние звезды имеют 19 зубьев, передние − 48;
- двойные тормоза;
- передний ручник имеет клещевую систему, ножной тормоз − барабанную;
- седло выполнено из полужесткого каркаса, обшитого мягким материалом;
- багажник был трубчатым, а для деревенских жителей выпускали модели с двумя усиленными багажниками для перевозки тяжелых грузов;
- дополнительное оборудование: фары с отражателями, цепной щиток, подножка, насос, аптечка.
Высокий велосипед повышенной прочности и проходимости считался мужским транспортом. Специально для женщин выпускали модели с рамой, расположенной под углом 45 градусов.
Нестареющий велосипед любят за простоту, качество, надежность. До сих пор многие экземпляры ремонтопригодные и активно используются как дорожные, горные и спортивные велосипеды. Двухколесное транспортное средство за достоинства называют легендой велосипедной промышленности. За длительный срок жизни «Урал» показал как преимущества в сравнении с другими велосипедами, так и недостатки.
+ | − |
---|---|
Простая конструкция | Большой вес (16,2 кг) |
Хорошая грузоподъемность | Тяжеловесность руля, вилки, каркаса колес |
Прочность комплектующих | Одна скорость |
Длительный срок эксплуатации | Устаревший дизайн |
Регулируемый руль и седло | Отсутствие современных велосипедных аксессуаров |
Универсальность для любого возраста | Ограниченный выбор женских моделей |
Все узлы изготовлены из качественной стали | Неудобное хранение из-за громоздкости |
Надежные тормоза | |
Защита колес и цепи |
Владельцы «Урала» утверждают, что дорожник не боится подъемов и крутых спусков. «Рабочая лошадка» легко перевезет по бездорожью дрова или тяжелую кладь.
Обзор важных параметров старых советских велосипедов «Урал»
Пермский завод выпускал несколько моделей транспортного средства, которые по ряду параметров не уступают современным байкам. Все велосипеды имели втулку ножного тормоза, звездочки с 48 и 19 зубьями, литой рулевой вынос. Название оставалось прежним − «Урал», менялся только цифровое обозначение модели (111−621; В−124; В−142). Главные параметры советских велосипедов:
- стальная трубчатая рама;
- поворотный руль с выносом;
- стальные обода;
- ручной передний тормоз;
- задняя тормозная втулка со свободным ходом;
- размер колес – 40х622 мм;
- одна передача;
- вес: 16−16,5 кг.
Поздне-советский односкоростной «Урал» 111−631 с размером колес 622х37 мм весил 14,7 кг. Модель 111−641 выпускалась уже с пятью скоростями при весе 14,6 кг.
Номенклатура ООО «УРАЛ-ТРЕЙД» в 21 веке
Сейчас купить велосипед «Урал» советского периода можно только у частных лиц. Выпуском современных модифицированных байков занимается компания ООО «Урал-Трейд» (Пермь), имеющая 21 филиал на территории России и Беларуси. В сотрудничестве с фирмами Китая и Индии изготавливаются комплектующие для велосипедов. Производитель предлагает 4 современные модели. Усовершенствованные велосипеды изготавливают отдельно для мужчин и женщин. 2 вида женских моделей идентичны мужским байкам, отличаются только геометрией рамы.
Главные характеристики «Урала» 21 века:
- надежная технология;
- инновационные конструктивные решения;
- продолжительный срок эксплуатации;
- колеса размером 28 дюймов;
- 6 скоростей с переключателями Shimano;
- комплектующие Quando, Sunrun и других производителей.
Универсальный, практичный двухколесный транспорт изготовлен из качественного высокопрочного материла. Характеризуется оптимальным соотношением цены и качества.
Заключение
Велосипед «Урал» был самым популярным средством передвижения в СССР. Специалисты Пермского машиностроительного завода постоянно работали над совершенствованием технических характеристик модели. Каждый велосипед сопровождался инструкцией по эксплуатации. Главный конструктор М.С. Батюков гарантировал качество узлов и деталей, проверенных на испытательных стендах. Руководитель завода обращался к гражданам с перечнем вопросов, изучение которых помогало найти правильное решения для удовлетворения запросов потребителей. Современные мастера доводят вид велосипеда до неузнаваемости, а кто хочет приобрести усовершенствованную модель, обращаются к известному бренду «Урал».
Анна Дворцова
Велолюбитель и по совместительству автор статей. Занималась велоспортом.
Продажа классических автомобилей СССР Tachanka.
comПерейти к содержимому
Мотоциклы играли важную роль в жизни жителей СССР. Во времена дефицита, когда личный автомобиль был роскошью и редкостью, мотоцикл был единственным личным транспортом. Мотоциклы «ИЖ», «Восход», «Ковровец» — автомобили, на которых они ездили в отпуск, забирали детей из школы и ездили на свидания. Современные байкеры редко сталкиваются с мотоциклами советского производства. Рассмотрим восемь самых нашумевших моделей.
Л-300 «Красный Октябрь»
Л-300 «Красный Октябрь» Советский мотоциклСтал первым серийным советским мотоциклом. Его чертежи были созданы ленинградскими конструкторами в 1930 году на основе немецкого DKW Luxus 300 — надежного немецкого мотоцикла. Осенью того же года была выпущена первая партия советских Л-300. Они выпускались 8 лет и послужили основой для создания ИЖ-8. Параллельно с ленинградским «Красным Октябрем» эта модель выпускалась в Ижевске, где получила название ИЖ-7.
М-72
М-72 Советский мотоциклЭта модель получила наибольшее распространение в Красной Армии в 41-45 годах, ее конструкция была списана с BMW R71, которым оснащался Вермахт. В течение 5 лет войны М-72 перевозили солдаты, вооруженные легкими минометами и пулеметами. В послевоенный период М-72 стал основным транспортом советской милиции; гражданские лица смогли приобрести этот мотоцикл только в 1954 году.
Последние экземпляры М-72 покинули заводские цеха только в 1960, а в начале 2000-х эти байки заказала охрана Хусейна. Только воспользоваться заказом она не успела, поэтому технику распродали среди мирных жителей. М-72 не стал первым армейским мотоциклом, его предшественниками в хронологическом порядке были:
- ПМЗ-А-750;
- ТиЗ-АМ-600.
Минск М1А
Минск М1А Советский мотоциклЭта модель стала первенцем Минского мотоциклетного завода, ее «прародителем» был немецкий DKW RT125. Оригинальная модель оказалась настолько успешной, что впоследствии была выпущена в 7 странах, включая Японию, Англию и США. Благодаря своей простоте и неприхотливости «Минскач» завоевал заслуженное признание мотолюбителей Союза.
ИЖ Планета Спорт
ИЖ Планета Спорт Советский мотоциклПервый мотоцикл со спортивным характером был выпущен в Советском Союзе в 1973 году. В нем ярко проявлялись черты японских мотоциклов того времени, что выделяло его среди предшественников, созданных на подобии немецких байков. Ни один из советских мотоциклов того времени не мог разогнаться до 140 км/ч, которые могла развить Planet Sport. Хорошее качество сборки способствовало хорошим продажам этой модели в Финляндии, Англии и Нидерландах.
Восход
Восход Советский МотоциклСобирали в Коврове, байки этой марки были очень неприхотливыми. Завод постоянно проводил работы по модернизации модели, позже стали выпускаться «Восходы» с индексами 2, 3, 3М, последним был «Восход 3М-01». Ковровские мотоциклы разлетелись по тысячам советских деревень и стали настоящими рабочими.
Урал М-62
Урал М-62 Советский мотоциклВ 50-60-х годах советская милиция использовала продукцию Ирбитского мотоциклетного завода. Четырехтактный двигатель М-62 развивал мощность 28 л.с. от. Примечательно, что эксплуатировать «Урал» гражданским лицам (в отличие от правоохранителей) без инвалидных колясок было запрещено — модель была достаточно сложной в эксплуатации.
ИЖ Планета
ИЖ Планета Советский МотоциклИжевский завод приступил к выпуску Планеты в 1962 году, это была принципиально новая модель. Дала начало целой серии, последний мотоцикл (ИЖ Планета 7) из этого семейства перестал выпускаться только в 2008 году.
Ява 360
Ява 360 Советский мотоциклвсего в СССР было поставлено около 1 млн велосипедов различных модификаций). Модель с индексом 360 заслуженно считается самой красивой. Сейчас особенно ценятся модели с коляской, которые были изготовлены из стеклопластика. Именно в таком экипаже ездил на рыбалку Семен Семенович Горбунков в фильме «Бриллиантовая рука».
Нравится:
Нравится Загрузка…
Велосипед советских времен возрожден российским заводом, поскольку Москва избегает Запада ) — Один из самых популярных велосипедных брендов в Советском Союзе был возрожден российским заводом после десятилетий забвения, последний продукт российского производства появился на прилавках, поскольку Москва побеждает отечественное производство по сравнению с западным импортом.
Первоначально серийно производившийся на государственном советском заводе в российском городе Пермь, велосипед Кама стал популярным в 1970-х и 1980-х годах благодаря своей складной конструкции и характерной красной раме, но вышел из употребления после распада СССР в 1991 году.
Теперь российский автозавод «Вперед» возвращает марку «Кама» с новой моделью, напоминающей ее советский аналог, предлагая новому поколению велосипедистов то, что когда-то считалось винтажным коллекционным экземпляром.
«Он был не у всех, но все мечтали о нем», — сказал Reuters коммерческий директор Forward Алексей Боярышников.
При цене 98 рублей — примерно половине средней советской месячной зарплаты в 1980 году — это был не самый доступный велосипед на рынке, но он пользовался большим спросом.
«В то время особого выбора не было. Не было большого разнообразия велосипедов», — сказал он. «Этот мотоцикл был самым популярным и интересным».
«Хотя прошло, наверное, два поколения с тех пор, как люди впервые покатались на велосипеде… наш велосипедный завод решил снова начать выпуск Камы, потому что мы находимся в Перми, и она является предком (предыдущего) большого велосипедного завода.»
Новая модель будет стоить около 10 000 рублей (133 доллара США) и будет производиться из деталей, поставляемых из России и из-за рубежа, сообщила компания, хотя из-за санкций стало сложнее производить даже такой велосипед российского производства, как «Кама».
«Мы производим много моделей велосипедов, более 300. По остальным моделям санкции сильно коснулись», — сказал Боярышников.
«Мы сейчас лишены деталей, которые используем для нашего производства, из Японии, Тайваня, Чехии, Франции… Что касается Камы — не хватило краски. Мы использовали финскую краску — и теперь мы должны переключиться на другой».