Почему России нужно бороться за Вьетнам / КАРТ-БЛАНШ / Независимая газета
Представление о том, что Ханой предпочитает двигаться «американским курсом», начинает доминировать в РФ
Фото сайта mil.ru
В Москве на днях завершилась Неделя Вьетнама, девиз которой был красноречив: «Вьетнам – ворота в Азию». И в этом нет никакой натяжки, так как расширение списка геополитических проблем демонстрирует, что именно Вьетнам становится одной из точек наложения ключевых процессов, прямо влияющих на события в мире. Неделю организовывали сразу несколько влиятельных структур – Российский дом международного научно-технического сотрудничества, Центр изучения Вьетнама и АСЕАН Института Китая и современной Азии РАН при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, посольство Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) и вьетнамское Министерство науки и технологий. При таком, казалось бы, пристальном внимании к фактору Вьетнама есть опасение, что Россия в целом упустила работу на этом направлении, не достигнув нужного ей баланса между Пекином и Ханоем, пока мир находился в состоянии относительного покоя.
Для Москвы и Китай, и Вьетнам имеют максимально высокий стратегический партнерский статус. Однако Россия за последнее десятилетие так и не стала (хотя имела для этого все шансы) дружественным, вдумчивым арбитром в очень важном для китайско-вьетнамских отношений территориальном споре в Южно-Китайском море (ЮКМ), отойдя в сторону, чтобы «не нервировать» Пекин, даже пожертвовав совместным бизнесом с Вьетнамом на шельфе. А урегулирование спора помогло бы защитить в этом регионе и интересы самой РФ, и, несомненно, интересы СРВ с КНР, обеспечив безопасность в целом. Но пока что Китаю приходится практически в одиночестве укреплять оборону, опасаясь не только США, но и своих ближайших соседей, участников Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Вьетнам при этом времени не теряет, выстраивая прочную, внятную систему взаимоотношений на всех континентах. Только что состоялись встречи на высоком уровне с представителями Евросоюза и США, не говоря уже об укреплении связей с Кубой, чему было уделено значительное внимание вьетнамских СМИ и всего общества.
И если, глядя из России, кажется, что весь мир стремится навстречу Китаю, то в самой Азии идут параллельные процессы по превращению Вьетнама в новую точку геополитического роста, включая постепенное перемещение на его территорию заводов наиболее известных мировых брендов.У Китая за последний год возник ряд проблем, к которым он был не совсем готов и которые его оппонентами будут и дальше обостряться: Тайвань, экономические ограничения со стороны Запада и т.п. Вьетнам же формирует сбалансированную схему взаимоотношений с мировыми центрами силы, что дает повод некоторым российским экспертам чуть ли не прямо обвинять Ханой в «выборе американского направления». Такой подход не только не соответствует действительности, но и дезориентирует саму Москву, еще больше сужая возможность ее маневра в Азии.
На той же Неделе Вьетнама представители некоторых отраслей РФ, в частности авиационной, буквально обвинили вьетнамскую сторону в том, что ее парк гражданской авиации полностью сформирован США и потому в связи с санкциями не может выполнять рейсы в Россию. При этом сами россияне почему-то не говорят о том, что если бы США вдруг пошли на сближение с Россией, сама она сразу на это отреагировала благосклонно. Для Ханоя же отношения с Вашингтоном скорее вынужденные. Вьетнам уже один раз «терял» Москву при разрушении Советского Союза, и ему не хотелось бы попадать в эту яму снова.
Отдельной темой, также пристально рассмотренной на Неделе Вьетнама, стала карта прямого транспортного сообщения РФ–СРВ. Товары из страны в страну летят, едут, плывут всеми возможными способами. Но на практике эти варианты выглядят все более затруднительными с учетом главной географической проблемы: прямой границы между государствами нет, поэтому транзит через Китай, Монголию, Казахстан остается актуален. Причем в последнее время, согласно оценкам специалистов, перемещение вьетнамских товаров через китайскую границу в Россию существенно тормозится. Специалисты не хотят прямо говорить о причинах, предпочитая не смешивать политические аспекты с чисто технической стороной вопроса.
Но проблема остается, даже если не говорить о ней вслух, и становится все острее.Многие забыли, что еще не так давно, примерно до 2010–2014 годов, Москва не обращала особого внимания на китайское направление, полностью сосредоточившись на взаимоотношениях с Западом, но потом была вынуждена резко заложить руль на Восток. Примерно та же картина теперь наблюдается и в отношениях с Вьетнамом, который, в отличие от Китая, неизменно находился в статусе главных друзей России, но дальше этого дело не шло. И если сегодня Ханой станет одной из главных точек приложения международной активности в Азии, то Россия может упустить шанс остаться ключевым политическим партнером Вьетнама на будущее. Тем более что по показателям торгово-экономического оборота она для СРВ и так далеко не на первом месте. Останется только привычно разводить руками и повторять пустой тезис о выборе Ханоем «американского курса», который становится все привычнее для представителей общественно-политических сфер РФ.
Россия не должна потерять влияние в Азии. Пока этого не случилось, она еще имеет шанс на реализацию более существенных шагов (некоторые из них обозначены выше), чем традиционное неспешное общение по чиновничьей линии. С каждым днем этот шанс становится все призрачнее.
Вьетнам / Россия — АСЕАН
Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) располагается на территории площадью 331,7 тыс. кв. км. Население страны составляет 90,5 млн человек. Столица — город Ханой. Президент — Чан Дай Куанг.
Последние 25 лет Вьетнам входит в число стран региона с наиболее высокими темпами роста ВВП. В 2015 году он составил 6,6%, а объём — 204 млрд долларов США. Товарооборот с Россией — 3,9 млрд долларов США.
Дипломатические отношения между Россией и Вьетнамом установлены 30 января 1950 года.
Вьетнам — единственная страна в Юго-Восточной Азии, с которой Россию связывают отношения всеобъемлющего стратегического партнёрства. Высокой интенсивностью отличается политический диалог на высшем и высоком уровне. Руководители двух стран регулярно встречаются на полях многосторонних мероприятий.
Вьетнам стал первым государством, с которым Евразийский экономический союз, куда входит Россия, заключил Соглашение о свободной торговле (подписано 29 мая 2015 года).
Наглядным подтверждением доверительного характера двусторонних отношений служит углублённое взаимодействие в сфере ВТС и безопасности.
Набирает обороты торгово-инвестиционная кооперация. Координация работы на этом направлении ведётся в рамках Межправительственной Российско-Вьетнамской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству под председательством вице-премьеров двух стран.
Эффективным инструментом продвижения инвестиционного сотрудничества служит Российско-Вьетнамская рабочая группа высокого уровня по приоритетным инвестиционным проектам под председательством министров промышленности и торговли.
Приоритетным направлением стратегического партнёрства России и Вьетнама остаётся топливно-энергетический комплекс. Ключевой объект — первая АЭС во Вьетнаме, которая строится при содействии госкорпорации «Росатом». Предполагается также комплексное развитие атомной отрасли в стране: разработка нормативной правовой базы и подготовка кадров, прорабатываются вопросы создания в СРВ Центра ядерной науки и технологий.
Традиционное направление взаимодействия двух стран — разведка и добыча нефти и газа. Флагман отраслевой кооперации — совместное предприятие «Вьетсовпетро» (учреждено в 1981 году). Российские компании работают на континентальном шельфе СРВ (ПАО «Газпром», в том числе в рамках совместной операционной компании «Вьетгазпром», АО «НК «Роснефть»»), продвигается сотрудничество совместных компаний на территории России (ООО «Совместная компания «Русвьетпетро»», ООО «Газпромвьет»).
Интенсивно расширяется научно-технологическое сотрудничество, в котором более четверти века ведущие позиции занимает Совместный Российско-Вьетнамский Тропический научно-исследовательский и технологический центр — уникальное научно-исследовательское учреждение, не имеющее мировых аналогов.
Традиционный и приоритетный характер носит кооперация в области образования. За прошедшие годы в России были подготовлены десятки тысяч высококвалифицированных специалистов из Вьетнама.
Расширяется культурный обмен. В России и Вьетнаме на регулярной основе проводятся национальные Дни культуры, тематические кинопоказы, выступления художественных коллективов, выставки картин, фотографий.
Интересные факты:
Вьетнам является крупнейшим поставщиком чёрного перца на глобальном рынке и вторым по экспорту риса и кофе. В 2015 году в структуре вьетнамского экспорта доля мобильных телефонов, компьютерной техники и другой электроники составила больше 33%.
В последние годы растёт популярность СРВ в качестве места отдыха российских туристов, в том числе благодаря безвизовому режиму пребывания в этой стране на срок до 15 суток. В 2015 году Вьетнам с туристическими целями посетили около 340 тыс. россиян.
1975-2005 — Объединенный Вьетнам
25 апреля 1976 года коммунистические лидеры заменили Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ), образованную в 1945 году, Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ) со столицей в Ханое. В период после 1975 года сразу стало очевидно, что популярность и эффективность политики Коммунистической партии Вьетнама (ВКП) не обязательно распространяется на планы партии по государственному строительству в мирное время. Политически объединив Север и Юг, ВКП все еще должна была интегрировать их социально и экономически. В этой задаче политики VCP столкнулись с сопротивлением Юга коммунистическим преобразованиям, а также с традиционной враждебностью, возникающей из культурных и исторических различий между Севером и Югом. Более миллиона южан, в том числе около 560 000 «лодочников», бежали из страны вскоре после прихода к власти коммунистов, опасаясь преследований и конфискации их земли и предприятий. Около миллиона вьетнамцев были переселены на ранее невозделываемые земли под названием «новые экономические зоны» для перевоспитания.
Жесткие послевоенные репрессии против остатков капитализма на Юге привели к краху экономики в 1980-х годах. Когда экономика была в упадке, правительство Вьетнама изменило свой курс и приняло политику консенсуса, которая объединила расходящиеся взгляды прагматиков и коммунистов-традиционалистов.
В 1986 году Нгуен Ван Линь, который в следующем году был назначен генеральным секретарем VCP, начал кампанию за политическое и экономическое обновление (Doi Moi). Его политика характеризовалась политическими и экономическими экспериментами, подобными одновременным программам реформ, предпринятым в Китае и Советском Союзе. Отражая дух политического компромисса, Вьетнам постепенно свернул свои усилия по перевоспитанию. Правительство также прекратило продвижение сельскохозяйственных и промышленных кооперативов. Крестьянам было разрешено обрабатывать приусадебные участки рядом с государственной землей, а в 19В 90 г. правительство приняло закон, поощряющий создание частного бизнеса.Экономические трудности усугублялись новыми военными проблемами. В конце 1970-х две страны — Камбоджа и Китай — представляли угрозу для Вьетнама. Столкновения между вьетнамскими и камбоджийскими коммунистами на их общей границе начались почти сразу после воссоединения Вьетнама в 1975 году. Чтобы нейтрализовать угрозу, Вьетнам вторгся в Камбоджу в декабре 1978 года и захватил Пномпень, столицу Камбоджи, изгнав действующий коммунистический режим красных кхмеров и инициировав продолжительная военная оккупация страны.
В феврале и марте 1979 года Китай ответил на вторжение Вьетнама в Камбоджу, начав ограниченное вторжение во Вьетнам, но набег Китая был быстро отражен. Отношения между двумя странами некоторое время ухудшались. Территориальные разногласия вдоль границы и в Южно-Китайском море, которые оставались бездействующими во время Второй Индокитайской войны, возродились в конце войны, а послевоенная кампания, организованная Ханоем для ограничения роли этнических китайцев Вьетнама во внутренней торговле, вызвала сильный протест. из Пекина. Китай также был недоволен Вьетнамом из-за улучшения его отношений с Советским Союзом.
Во время вторжения в Камбоджу в 1978–89 международная изоляция Вьетнама распространилась и на отношения с США. Соединенные Штаты, помимо того, что ссылались на минимальное сотрудничество Вьетнама в учете американцев, пропавших без вести (MIA), как на препятствие для нормальных отношений, препятствовали нормальным отношениям до тех пор, пока вьетнамские войска оккупировали Камбоджу. Вашингтон также продолжал обеспечивать соблюдение торгового эмбарго, введенного против Ханоя по окончании войны в 1975 году. Вскоре после того, как Парижское соглашение по Камбодже разрешило конфликт 19 октябряОднако в 91 г. Вьетнам установил или восстановил дипломатические и экономические отношения с большинством стран Западной Европы, Китаем и другими азиатскими странами. Вьетнам нормализовал отношения с Китаем в 1991 г. и с Японией в 1993 г. В феврале 1994 г. Соединенные Штаты сняли экономическое эмбарго против Вьетнама, а в июне 1995 г. США и Вьетнам нормализовали отношения. В июне 2005 года вьетнамская делегация высокого уровня во главе с премьер-министром Фаном Ван Каем посетила Соединенные Штаты и встретилась со своими американскими коллегами, включая президента Джорджа Буша-младшего. Это был первый подобный визит за 30 лет. Отношения с Китаем сделали еще один шаг вперед после того, как две страны урегулировали свой давний пограничный спор в 1919 году.99. В настоящее время Китай является крупным торговым партнером, а Вьетнам моделирует свою экономическую политику по примеру Китая.
По состоянию на конец 2005 года за управление Вьетнамом отвечало коллективное руководство из трех человек. В этот триумвират входили генеральный секретарь ВКП (Нонг Дык Ман, апрель 2001 г.), премьер-министр (Фан Ван Кхай, сентябрь 1997 г.) и президент (Тран Дык Луонг, сентябрь 1997 г.). Генеральный секретарь Мань возглавил не только ВКП, но и Политбюро из 15 членов. Президент Луонг был главой государства, а премьер-министр Кхай был главой правительства. Руководство продвигает «социалистически ориентированную рыночную экономику» и дружественные отношения с Китаем, Японией, Европейским Союзом, Россией и США. Хотя руководство переживает период быстрого экономического роста, официальная коррупция и увеличивающийся разрыв между городским богатством и сельской бедностью остаются серьезными проблемами, которые подрывают авторитет ПКП. Основной целью является получение полноправного членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Теперь Вьетнам надеется вступить в ВТО к середине 2006 года, хотя ранее он надеялся достичь этой цели к концу 2005 года. Вьетнаму еще предстоит заключить двусторонние соглашения с США, Австралией, Новой Зеландией, Мексикой и Доминиканской Республикой. для того, чтобы претендовать на членство.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Совершенно секретно Министерство внутренних дел Вьетнама Стенограмма выступления министра внутренних дел Чан Куок Хоана на Национальной конференции по расследованию политических целей
В 1979 году Министерство внутренних дел Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) (ныне Министерство общественной безопасности), которое было аналогом советского КГБ в СРВ, опубликовало Текст министра внутренних дел Тран Quoc Hoan’s [TRầ N QU ốC HO à N] -национальную национальную конференцию по проведению расследований, проведенных в октябре 1977 года. [1] Транскрипт. часть речи была выпущена как внутренний документ « Совершенно секретно » [Tối Mật], который был распространен в пронумерованных копиях только для определенного уполномоченного персонала.
Во вступлении к своему выступлению министр пояснил, что конференция должна была состояться в 1974, но его пришлось отложить, по-видимому, из-за других неотложных дел во время подготовки к наступлению Северного Вьетнама в 1975 году и последующему объединению Северного и Южного Вьетнама в 1976 году. Он также сказал, что, в отличие от предыдущих национальных конференций по расследованию общественной безопасности, которые должны были проводиться каждые пять лет, эта конференция будет посвящена «политическим» расследованиям , а отдельная конференция будет проведена по уголовным расследованиям.
Министр подчеркнул важность проведения расследований «политических» целей, сообщив участникам конференции, что во время встречи органов общественной безопасности, состоявшейся в городе Хошимин (ранее называвшемся Сайгон), Генеральный секретарь Коммунистической партии Ле Зуан [Ле Дуан] и премьер-министр Министр Фам Ван Донг [Phạm Văn Đồng] раскритиковал министерство за отсутствие « твердое понимание ситуации противника ». Министр сказал, что Министерству пришлось не только расследовать миллионы новых « политических целей » в Южном Вьетнаме; ему также пришлось продолжать расследование потенциальных враждебных шпионов и политических диссидентов в Северном Вьетнаме, включая продолжающееся сопротивление некоторых северовьетнамских католиков.
Министр Хоан сказал, что объем информации, которую Служба общественной безопасности должна будет изучить для проведения этих расследований, настолько огромен, что Министерству придется использовать « 9Компьютеры 0055 и компьютерные перфокарты для обработки информации. (К счастью для северовьетнамских коммунистов, они захватили несколько больших компьютеров IBM в Южном Вьетнаме, в том числе один в Объединенном штабе Генерального штаба и один в штаб-квартире Shell Oil в Сайгоне в 1975 году.) Он сказал, что расследования будут проводиться с использованием различных различными методами, в том числе проведением допросов (как самих целей, так и захваченной живой силы противника), с использованием « секретных осведомителей » (шпионы), физическое наблюдение, техническое наблюдение, а также путем изучения документов и файлов, захваченных у бывшего правительства Южного Вьетнама. Министр отметил, что только из бывших южновьетнамских центральных разведывательных организаций (CIO) было захвачено так много файлов — «, примерно 1,5 миллиона файлов », — что Министерству придется построить совершенно новое здание только для их хранения. .
В то время как министр сказал, что при проведении расследований служба общественной безопасности должна тщательно различать тех лиц, которые действительно « контрреволюционеров », имевших « совершивших преступлений » и вынужденных примкнуть к « врагам » и не виновных лично в « преступлениях », в ряде мест речь министра продемонстрировала почти параноидальные подозрения, преобладавшие в сознании службы общественной безопасности в этот период. Например, он заявил на конференции, что каждому человеку, служившему в ВМС Южного Вьетнама или на гражданских кораблях Южного Вьетнама, должно быть запрещено в будущем заниматься какой-либо морской профессией из-за возможности того, что они могут оказаться ненадежными. Он также заявил, что любой, кто работал переводчиком у американцев, независимо от того, в каком качестве, и любой, кто прошел обучение в США, должен считаться подозреваемым, даже те, кто был шпионом для коммунистов во время войны.
Указ министра Хоана включал даже двух собственных шпионов общественной безопасности, которые работали специалистами по радиосвязи в штаб-квартире полиции Южного Вьетнама. Министр сказал, что, несмотря на то, что эти два шпиона снабжали Службу общественной безопасности разведывательными данными во время войны, просто потому, что эти двое прошли шестимесячную подготовку в США, им не будет позволено продолжать службу на какой-либо должности в Службе общественной безопасности в соответствии с новым Коммунистический режим. Он объяснил, что «, когда они отправляют телеграммы для Министерства или получают телеграммы для Министерства, они также могут тайно отправлять и получать радиосообщения врагу и от него ».
Министр Хоан даже процитировал случай с евреями в Советском Союзе, чтобы оправдать необходимость проведения Службой общественной безопасности широкомасштабных расследований подозреваемых «политических целей», заявив, что « несколько лет назад никто бы не заподозрил, что Евреи в Советском Союзе были бы такими же деструктивными и подняли бы такой рэкет, как сейчас. Евреи поднялись высоко, стали академиками, стали учеными, а теперь требуют разрешения на выезд в Израиль, разжигают антисоветское движение ».
В дополнение к обсуждению необходимости расследования вьетнамских католиков, в том числе некоторых ведущих католиков Южного Вьетнама (два католических архиепископа и несколько видных политически активных священников), речь министра также отразила растущие подозрения правительства СРВ в лояльности своих китайских граждан как в результате все более напряженной ситуации, которая сложилась между Вьетнамом и Китаем. После того, как министр Хоан подчеркнул свое желание заставить всех этнических китайцев четко и публично заявить, считают ли они себя гражданами Вьетнама или Китая. Он сказал: «[ Мы должны следить за теми, кто недавно иммигрировал во Вьетнам, но считает себя вьетнамскими гражданами. А к тем китайцам, которые приехали сюда в 1966 году или позже, то есть к тем, кто приехал сюда в период Культурной революции, но причисляет себя к гражданам Вьетнама, мы должны относиться к ним еще более бдительно и еще более пристально следить за ними. Возможно, мы сможем доверять тем китайцам, чьи предки пришли сюда со времен династии Цин или раньше и которые указывают свое гражданство как вьетнамское9.0056 ».
В течение года это растущее недоверие к этническим китайцам привело к изгнанию сотен тысяч этнических китайцев из северного и южного Вьетнама, которое началось в 1978 году, что еще больше обострило китайско-вьетнамскую напряженность.
В своем выступлении министр неоднократно упоминал о любимом жупеле Вьетнама: предполагаемых шпионах « ЦРУ ». Хотя речь была произнесена в то время, когда между администрацией президента Картера и новым коммунистическим правительством Вьетнама предпринимались предварительные шаги к сближению, министр Хоан, тем не менее, посвятил часть своей речи предполагаемой продолжающейся угрозе со стороны американского шпионажа.
Во время выступления он уделил некоторое время описанию дела Во Ван Ба, лучшего шпиона ЦРУ и Южного Вьетнама среди коммунистов во время войны, порицая тот факт, что благодаря этому шпиону сам президент Никсон смог прочитать текст резолюций Коммунистической партии стратегического уровня, а также описал то, что обнаружила Служба общественной безопасности об усилиях Америки по обучению агентов, которые останутся после ухода американцев.